Откуда на руси взялся петрушка

Откуда на Руси взялся Петрушка

Весёлый, задиристый, бесшабашный, смекалистый… Этого кукольного персонажа сложно не узнать: на протяжении несколько веков Петрушка вызывает практически всенародную любовь. Он стал негласным, но узнаваемым символом русского кукольного театра, и его имя по сей день используется как нарицательное, а ещё — в качестве термина, описывающего целую группу театральных кукол.

Персонаж Петрушка

Откуда на Руси взялся Петрушка

Петрушка — ведущий персонаж народного кукольного театра, массовик-затейник и балаганный герой.

Характер задористый, смелый и задирчивый ко всем персонажам на сцене, зачастую Петрушка бросает смелый вызов представителям власти, например, жандарму (полицейскому в царской России), а также высмеивает персонажей, как из простых, так и из верхних сословий.

В конце красноречивых разговорных действий способен применить свою дубинку, частый атрибут его представлений. Своей смелостью и напористостью персонаж очень полюбился простому народу, пришедшему на праздничные ярмарки и заодно посмотреть представление балаганного театра.

Появление в русском народном театре

Кто бы ни говорили, но Петрушка был и остаётся исконно русским кукольным персонажем. Пусть его сравнивают с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, английским Панчем, раскладывая по полочкам все схожие признаки характеров — узнаваемости Петрушки и народной любви к нему это не помеха.

Откуда на Руси взялся Петрушка

(сцена свадьбы Петрушки)

Серьёзных исторических исследований родословной Петрушки, конечно же, не проводилось. Первое официальное описание этой куклы дал известный немецкий учёный-исследователь Адам Олеарий, совершивший в 1633–1634 и 1635–1639 годах два продолжительных путешествия по загадочной Московии.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Предположительно, создателями Петрушки были русские скоморохи — бродячие актёры, устраивающие уличные представления. Скоморошная субкультура существовала на Руси с XI по XVIII век, позднее уступив место балаганам и райкам, которые продолжали хранить традиции скоморошества, а потом передали их кукольным театрам.

И как раз XVI век оказался для скоморохов самым сложным: они подвергались жесточайшим гонениям со стороны государственных и церковных властей.

За этот период высочайшие указы, категорически запрещавшие скоморошество, издавались дважды. В ответ на давление сверху живых актёров в уличных представлениях заменили куклы, самой яркой из которых был именно Петрушка.

Кстати, все его иностранные «коллеги» появились примерно в то же самое время.

Собирательный образ, любимый народом

Откуда на Руси взялся Петрушка Откуда на Руси взялся Петрушка

(Образы Петрушки на современной сцене: 1) приезжий рабочий 2) полицейский)

В образе Петрушки гармонично переплелись особенности национального характера. По сути он является квинтэссенцией русского менталитета. Находчивый, острый на язык, бесстрашный, помогающий восторжествовать справедливости, несущий добро и побеждающий зло — именно так можно охарактеризовать образ этого кукольного персонажа.

Откуда на Руси взялся Петрушка Откуда на Руси взялся Петрушка

(Сцены: 3) русская жена 4) африканская невеста)

Внешность Петрушки за долгие десятилетия неоднократно претерпевала изменения. Однако некоторые свои особенности он пронес через века практически в неизменном виде.

Так, например, Петрушка остался верховой куклой, а не марионеткой — его кукловод находится ниже разворачивающегося на сцене действия.

Длинный крючковатый нос, ехидная улыбочка, высокий голос, яркий шутовской наряд — эти атрибуты тоже прошли через века.

Со временем характер персонажа стал меняться, и уже в современном кукольном театре из поборника справедливости, удачливого борца против зла и бесшабашно весёлого балагура, Петрушка превращается в яркого и харизматичного ведущего затейника детских кукольных представлений.

Источник: https://schci.ru/Petrushka.html

Театр Петрушки: описание, история, репертуар и интересные факты :

История этой куклы уходит корнями в начало XVII века. Хотя у нее много прообразов в народных театрах Италии, Франции, Германии, Турции. Театр Петрушки пользовался огромной популярностью, сначала у простых людей, а затем и у более обеспеченных слоев населения.

История театра

Народный театр Петрушки является одним из старейших в России. Точно установлено, что он существовал еще в самом начале XVII века на Руси. Подтверждение этого факта можно найти в Соборе Святой Софии в Киеве, где на фреске изображен кукольник, который поднимает занавес.

Также об этом свидетельствуют записи в путевом дневнике ученого, дипломата и путешественника Адама Олеария (Эльшлегера), который переиздавался неоднократно. Он был в России два раза: в 1633-1634 годах – в качестве секретаря немецкого посольства, в 1635-1639 годах – как научный исследователь.

Олеарий подробно описывал кукольный театр Петрушки, дополняя свой рассказ иллюстрацией, позже выполненной гравером по просьбе автора. Характер и тип кукольных представлений, который изобразил Адам Олеарий, говорит о том, что эти выступления были прообразом театра Петрушки XIX века.

Описание театра

Театр Петрушки представлял собой ширму, которая состояла из рам, скрепленных специальными скобами, затянутыми тканью, чаще всего ситцем. Эта конструкция крепилась вокруг тела кукольника. После того как ее поднимали над головой, образовывалось некое подобие сцены, на которой и происходили представления.

Откуда на Руси взялся Петрушка

В спектакле театра кукол Петрушки в XVII веке участвовал гусляр либо гудочник, который поддерживал диалоги с куклой и со зрителями. Музыкант зазывал публику на выступление и собирал плату по его окончании.

Кукольником Петрушки на Руси мог быть только мужчина. Когда он «водил» куклу и озвучивал ее, актер вставлял себе в гортань свисток (пищик).

Это делало голос персонажа звонким и громким, что было необходимо на ярмарочных выступлениях, где присутствовало большое количество людей.

Одновременно с этим из-за пищика речь была не всегда разборчивой, в таких случаях на помощь приходил аккомпаниатор, который все и объяснял зрителю.

История куклы

Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Этот персонаж одет в рубаху красного цвета, холщовые штаны и заостренный колпак с кисточкой на конце. В словаре В. И. Даля Петрушка позиционируется как балаганная кукла, потешник, русский шут, остряк в красном кафтане и колпаке.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Внешность у него совсем не славянская, хотя он и был главным персонажем русского народного театра Петрушки. У куклы сильно увеличенные руки и голова, которые вырезались из дерева, обработанного специальным составом для его затемнения.

Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и черной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторые принимают за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы, итальянского комедийного персонажа.

Происхождение имени

Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. В подтверждение этой версии говорят тексты и лубочные изображения (потешные листы,) идентичные сюжетам театра Петрушки.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Также существует гипотеза, что свое имя Петрушка получил от известных актеров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время.

Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша.

Свое имя кукольный персонаж получил в «Петровский век», когда император Петр I, по одному из выражений, не пером, а дубиной подписывал свои рескрипты, а в свободное время пьянствовал и дурачился под именем Петрушки Михайлова во «всепьянейших соборах».

Сценарии выступлений

Существовало несколько сценариев в театре Петрушки. Основные сюжеты – это покупка лошади и поездка на ней, обучение солдатскому делу, подготовка свадьбы, сценка с жандармом либо квартальным, с собакой или смертью. Практически в каждой сцене показывалась схватка Петрушки с другим персонажем, в которой он неизменно одерживал победу.

Обычно выступление начиналось с того, что Петрушка хочет приобрести лошадь, а аккомпаниатор зовет продавца-цыгана. Главный герой долго осматривает коня, а затем начинает длительный торг с цыганом, в результате которого за попытку обмана избивает последнего палкой по спине.

После этого Петрушка садится на лошадь, но она сбрасывает его и убегает. Он остается лежать на земле, дожидаясь доктора, который появляется позже.

С врачом также происходит конфликт, и все заканчивается дракой с использованием дубины. Позже идет стычка с жандармом или квартальным, в которой Петрушка также побеждает их при помощи палки.

А заканчивалось все его встречей с собакой либо со смертью, после чего он погибал.

Популярность героев театра Петрушки

Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись. Неизменным был лишь Петрушка, которого также называли Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй или Петр Иванович Укусов.

Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России. Любовь простого народа к главному персонажу выступлений объяснялась по-разному.

Одни утверждали, что причина заключалась в злободневности сатиры, а другие говорили о доступности, простоте и понятности выступлений.

Откуда на Руси взялся Петрушка

В ежемесячном журнале «Дневник писателя» в 1876 году Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников.

Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике.

Автор задается вопросами: почему вам так смешно из-за Петрушки, так весело, когда вы смотрите на него? Отчего все радуются – и старики, и дети?

Родственники Петрушки

Некоторые историки считают, что у Петрушки существуют так называемые родственники в театральном кукольном мире других стран.

Это, например, Пульчинелла – персонаж, считающийся прародителем Петрушки, так как он появился в XVI веке. Во Франции это Полишинель – герой народного театра, горбун, веселый забияка и насмешник.

В Англии это Панч, которого описывают как горбуна с заостренным крючкообразным носом и в колпаке. Он плут, драчун, весельчак и гуляка.

Откуда на Руси взялся Петрушка

В Турции прообразом театра Петрушки был теневой театр, главным героем которого была кукла по имени Карагез (по-турецки – черноглазый). Он также обладал веселым, задиристым характером. Часто в сценках представлений выражалось недовольство народа существующей властью.

В Германии собратом Петрушки была кукла Кашперле (Каспер), который также участвовал в комических постановках на ярмарках и гуляниях. Каспер по складу характера был простым веселым балагуром, шутившим на злободневные темы.

Театр Петрушки в XIX веке

Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают все чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он прекращает убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их.

В конце XVIII – начале XIX века в театре происходят перемены. На смену таким музыкальным инструментам, как гусли и гудок, приходят скрипка и шарманка. Последняя находит особенно широкое распространение. По сути, она была первым механическим музыкальным инструментом и пришлась по нраву публике. Она не требовала особых навыков игры и поэтому постепенно вытеснила гусли, скрипку и гудок.

Также в XIX веке изменяется и устройство самой ширмы, теперь она представляет собой две жерди, на которых растянута грубая ткань, чаще всего, крашенина, имеющая синий цвет. Из-за этой конструкции кукольник и показывал свой спектакль.

От острослова – к герою детских праздников

Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов, а «петрушечник» является уже не уличным, а салонным актером. Саму сцену украшают красивыми пышными драпировками, а участвующие в представлении одеваются в атласные одежды с блестящей мишурой, что делает выступление парадным, торжественным.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Все чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.

Читайте также:  Почему в древней руси боялись людей с карими глазами

Петрушка в ХХ веке

В советское время появляется новый персонаж – товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес.

Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо.

В ХХ веке утрачивается фривольность сюжетной линии, события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой и сбор вторичного сырья.

От первоначального Петрушки остается лишь его склонность к обличительству. Он указывает, выявляет и предает осуждению пьяниц и бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе.

Внешний вид куклы также претерпевает трансформацию. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным.

Петрушка в современности

История театра Петрушки в наше время изучается учеными и театроведами. И сегодня этот персонаж не изжил себя. Так, например, Петрушка стал героем одноименного балета, который часто отождествляют со своеобразной эмблемой Русских балетных сезонов.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Он явился настоящей ключевой фигурой для творчества композитора И. Ф. Стравинского, написавшего прекрасную музыку к балету, для основателя классической русской балетной школы М. М. Фокина, который и создал эту постановку, а также для танцовщика В. Нижинского, который исполнял главные партии в этом балете.

Петрушка так и остался в образе непримиримого борца с несправедливостью и отрицательными характеристиками человека. Высмеивая все это, он старается изменить его в лучшую сторону.

Источник: https://www.syl.ru/article/373676/teatr-petrushki-opisanie-istoriya-repertuar-i-interesnyie-faktyi

Кукольный театр. Театр Петрушка. Главный персонаж

Редакция ProDetki любит посещать культурные места и открывать для себя новых героев и персонажей. Например, нам стал интересен герой Петрушка в кукольном мире.

Театр Петрушки — это уникальное представление, история которого уходит глубоко в 17 столетие. Сначала это было популярное развлечение для простого люда, а затем завоевало свою популярность и у высшего общества.

Кукла Петрушка

Петрушкаэто печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Кукла Петрушка / Фото с сайта livemaster.ru

История театра Петрушки

Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность. Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.

Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию. Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольного театра, представления Петрушки были самыми популярными.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Русский народный театр Петрушка / Фото с сайта msk.citifox.ru

Персонаж Петрушка

Неудивительно, что Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который назван в его честь. Давайте рассмотрим поподробнее, что же он из себя представляет.

Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей.

 Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа — Пульчинелла.

Театр кукол Петрушка хоть и ставил в главу представления своего основного персонажа, но этим не ограничивался. Например, постоянным партнером по сюжету для Петрушки был медведь, с которым он разыгрывал основные сценки.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Русский народный театр / Фото с сайта m24.ru

Русский театр Петрушка и его сюжеты

В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки.

Все сценки имели свой порядок и демонстрировались строго одна за другой:

— В основе первой сценки всегда лежала покупка Петрушкой лошади. Он торговался с продавцом-цыганом, который не желал уступать, затем Петрушке это надоедало, за что он ударял торговца. На этом первое представление оканчивалось.

— Второй сценкой была демонстрация того, как Петрушка взбирается на лошадь, но та не желает ему подчиняться и сбрасывает главного героя, а затем удаляется в след за цыганом.

— В третьей сцене, как и в начале представления Петрушка не отличается спокойным нравом, и, посетив доктора, избивает его, за то, что лекарь находит у главного героя множество хворей.

— Последняя сцена также не обходится без драк. Когда появляется квартальный, чтобы узнать, почему Петрушка убил доктора, главный герой недолго думая, поступает также и с квартальным.

Но справедливость олицетворяет собака, которая лает и рычит на основного персонажа, а затем не поддаваясь ни на какие задабривания и упрашивания Петрушки, хватавшего его за нос, утаскивает с импровизированной сцены.

На этом представление оканчивается. Интересно то, что длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием.

Русский народный театр Петрушка не ограничивается лишь четырьмя основными сценками в своем представлении.

Когда на улицах много зевак и публика готова смотреть сколько угодно — смотреть кукольный театр, рассказ продолжается и другими интересными сюжетами. Одним из них становится “Свадьба Петрушки”.

Сценарий этого представления был настолько грубым и фривольным, что родители не разрешали детям смотреть такую сценку.

Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. На его лице   изображалась даже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Русский театр Петрушка / Сцены из жизни Петрушки / Фото с сайта m.rgtk.ru

Уличный театр Петрушка

Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади.

Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением.

При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами.

Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма, прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.

Кукловодами были лишь мужчины, но для того, чтобы придать их голосу дополнительную писклявость, использовался специализированный пищик. Он вставлялся прямо в гортань. Это давало возможность кукловоду говорить громче.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Уличный Петрушка / Фото с сайта moyaokruga.ru

Современный театр Петрушки

Благодаря многим деятелям искусства, которые прилагают все усилия, чтобы сохранить традиции кукольного театра, мы имеем возможность наслаждаться интересными представлениями и в наши дни. Сейчас это, конечно, не только кочующие ярмарочные спектакли, но и уличные кукловоды тоже встречаются.

Наиболее часто представления Петрушки можно увидеть в детских кукольных театрах, например, таких как «Жар-птица», «Альбатрос», «Сказочный» и многие другие.

Народный театр Петрушка на данный момент — это возможность познакомить детей и взрослых с историей, а также привить младшему поколению любовь и интерес к литературе.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Современный театр Петрушка / Фото с сайта radost.mskobr.ru

Источник: https://prodetki.com/territory/kukolnyj-teatr-istorija-petrushki/

История Петрушки

Откуда на Руси взялся Петрушка

С одной стороны Петрушка – кукла, но не простая, это кукла-перчатка. А с другой — яркий и узнаваемый характер, совсем как у персонажей-масок. В толковом словаре Даля Петрушка назван куклой балаганной, русским шутом, потешником и стариком в красном кафтане и красном колпаке. Происхождение этого потешника и остряка с весьма вздорным характером спорно.

Похоже, что народный театр кукол существовал на Руси ещё в семнадцатом веке. По крайней мере, такие представления описывает в своих записках о Московии секретарь Галштинского посольства Адам Олеарий. Он посещал московские земли в тридцатых годах того столетия. В своём путевом дневнике Олеарий говорит о скоморохах-музыкантах, которые развлекали гостей.

Они играли, плясали и пели песни в честь великого государя Михаила Фёдоровича, а также показывали различные кукольные сценки, достаточно фривольные, поскольку немецкий путешественник с возмущением отмечает, что их зрителями были даже дети. Но Олеарий не упоминает имени Петрушка.

В те времена герой кукольной комедии, скорее всего, носил имя Ивашка, в честь Иванушки-дурачка и выглядел несколько иначе, чем знакомый нам сегодня Петрушка. Впервые имя Петрушка встречается лишь в 19-м веке в очерке Дмитрия Васильевича Григоровича в очерке «Петербургские шарманщики», написанном в 1843 году.

Григорович отмечал, что начальниками шарманочного промысла и кукольной комедии были итальянцы. Но к 30-м годам 19-го века сами они уже по дворам не ходили, а нанимали для этого работников.

Откуда на Руси взялся Петрушка

Заглавным героем в кукольной комедии тех лет оставался итальянский Пульчинелло, однако вместе с ним действовали и русские персонажи, а вскоре у главного героя появился двойник –русский Петрушка.

Постепенно итальянское имя вовсе ушло из комедии, а Петрушка приобрёл отчество и фамилию, став Петром Ивановичем Уксусовым, или Ванькой-Рататуем.

Кстати, прозвище Рататуй даёт основание заподозрить в русском Петрушке французские корни, хотя и не исключено просто влияние недавней войны с французами и привезённого русскими солдатами необычного для русского уха слова. Но всё-таки в происхождении имени Петрушка лидирует итальянская версия.

Правда, отечественного происхождения. Своё имя, как полагают некоторые исследователи, он получил в наследство от любимого шута императрицы Анны Иоановны – неаполитанца по происхождению Пьетро Миро Педрилло. Одно из его прозвищ –Петруха Фарнас, или Петрушка.

Шут Педрилло стал героем множества исторических анекдотов, а его похождения изображались на лубочных картинках. Возможно, что они же стали основой для балаганных представлений. Что же это было за представление? Его колоритное описание мы находим в описаниях замечательного русского художника Александра Николаевича Бенуа:

Откуда на Руси взялся Петрушка

«Первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова. Всё это, произносится петрушечником через специальную машину, которую он клал себе за щёку. Тот же звук удастся воспроизвести, если зажать себе нос.

Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, музыкант кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые и жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад. И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек.

У него огромный нос, на голове остроконечный колпак с красным верхом, он необычайно подвижен и юрок. Ручки у него крохотные, но ими он очень выразительно жестикулирует. Свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами.

Но вот наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мягкий комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается, гнусаво спрашивает у музыканта, что это такое. Музыкант отвечает: «Просто барашек.

» Петрушка в восторге гладит барашка, садится на него сверху, барашек делает два-три тура по борту ширмы и затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется, и оказывается совсем не барашком, а самим чёртом! Рогатый, весь обросший чёрными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти.

Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в Преисподнюю. Ещё раза два или три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко-высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает жуткая тишина».

Откуда на Руси взялся Петрушка

Что могло означать это кукольное действие? Конечно, это был балаган, бурлескный праздник, но в то же время в гротескной форме перед зрителями разворачивается вся драма человеческой жизни. И всё-таки в этом уличном представлении действовала особая сила.

Читайте также:  Почему донским казакам разрешалось бить друг друга в кадык

По мнению замечательного русского учёного и богослова, священника Павла Флоренского, «Кукла из тряпок, кусков дерева, бумажной массы, совершенно явно оживает и действует самостоятельно. Представление начинается игрою, но далее врастает вглубь жизни и граничит то с магией, то с мистерией.

Тайный механизм любой мистерии – это сопереживание, которое преображает человека. Так и кукла возвращает человека к детству. Ну а детство, как считал Флоренский, это «самое глубокое и самое заветное, в нас живущее, но от нас плотно занавешенное. Через возвращение в мир детства мы прикасаемся к утраченной цельности и гармонии.

Кукольный праздник способен воссоединить людей, дать им возможность увидеть утраченный Эдем. Ведь через кукольный театр мы вновь вступаем в общение друг с другом в самом заветном, что храним обычно, каждый про себя. Как тайну.»

Лебединой песней Петрушки стал знаменитый балет Игоря Стравинского 1911 года. Либретто для него было написано уже знакомым нам Бенуа в соавторстве с самим композитором.

По замыслу Стравинского, теперь уже балетное действо должно было явить образ игрушечного плясуна, сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских сольфеджио выводит из себя оркестр, отвечающий ему угрожающими фанфарами.

Завязывается схватка, которая завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. В финале Петрушка, как и водится, погибает, но затем его призрак появляется на крыше балагана и грозит своим мучителям.

В начале двадцатого века гротескная кукольная комедия начала сглаживать свои острые углы и заметно упрощаться. Петрушечники становятся завсегдатаями на детских праздниках новогодних ёлках.

Из кукольных фарсов исчезает простонародная речь, и речи Петрушки утратили былую остроту, а сам он стал более мирным и благовоспитанным, никого уже не убивал, и лишь замахивался дубинкой на своих врагов.

Облагородившийся Петрушка – совсем иной, и мы вряд ли узнаем в современной кукле рискового задиру и охальника былых времён.

Источник: https://xn—-8sbwecb5biaenc.xn--p1acf/662-2/

Петрушка

Петрушка (лат. Petroselinum) – двулетнее растение семейства зонтичных, в переводе с греческого ее название означает «растущая на камне». Неудивительно, что именно так назвали это растение: его предок рос на каменистой почве юга Греции.

В повседневной кулинарии петрушка – одна из наиболее любимых пряных трав, в пищу используют ее листья и корни. Петрушка обладает ярко выраженным ароматом и замечательными целебными свойствами. Так, например, по содержанию солей фосфора и кальция петрушка занимает одно из первых мест среди овощей.

Происхождение

Петрушка – древнее растение. Ее история насчитывает несколько сотен веков. Считается, что родиной растения является Греция, однако самые первые упоминания о петрушке есть в древнеегипетских текстах.

Миф о происхождении петрушки гласит: она выросла на месте, окропленном кровью верховного бога Гора, потерявшего глаз в поединке с богом Сетом.

Согласно греческой версии происхождения петрушки, она также выросла на орошенной кровью земле, только это была кровь сына одного из греческих правителей-полубогов Архемора.

По Европе петрушку распространили древние римляне, которые везде, где жили, использовали ее листья в качестве пряности и для лечения различных заболеваний. В России ароматное растение начали выращивать еще в XI веке, только называли ее немного иначе: «петросилия», «петросилева трава» или «невестица».

Пищевая ценность

В петрушке содержится около 10% сахаров, около 3,5% белка, 6% крахмала и много углеводов. В ее составе есть эфирные масла, гликозиды, флавоноиды.

По содержанию витаминов петрушка – безусловный лидер среди овощных культур. В ней есть витамины группы В, витамин К, РР, бета-каротин, а всего 30 г свежей петрушки содержат суточную норму витамина С. Ароматная травка богата такими макроэлементами, как магний, фосфор, кальций, калий, железо. В семенах петрушки обнаружены жирные масла.

Применение в кулинарии

В кулинарии петрушку используют чаще всего в свежем или сушеном виде. Ее листья добавляют к салатам, гарнирам, супам и рыбным блюдам. Эта пряность значительно улучшает вкус и аромат практически любых блюд.

Петрушку можно заготовить впрок. Лучше всего питательные и целебные свойства растения сохраняются при замораживании: свежезамороженная зелень полезна так же, как и свежая, в течение нескольких месяцев. Сушеная петрушка проще в применении и более популярна у хозяек, но несколько менее полезна.

Заготавливать петрушку, пересыпая ее солью, не стоит: по данным исследований, в этом случае в растении образуются вещества, обладающие канцерогенным эффектом.

Применение в медицине и косметологии

Петрушка известна своим мочегонным, желчегонным и стимулирующим действиями. Ее применяют при отеках различного происхождения (особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях), при болезнях почек и мочевого пузыря (цистит), коликах.

Эфирное масло петрушки повышает тонус мускулатуры кишечника и стимулирует желудочную секрецию.

Кроме того, эта пряность укрепляет защитные силы организма, улучшает обменные процессы, восстанавливает силы, ее применяют при нарушениях менструального цикла.

Петрушка активизирует функции щитовидной железы и надпочечников, а ее толченые семена принимают при малярии. Сок растения используют при заболеваниях глаз: конъюнктивите и катаракте. Он также способствует улучшению сердечной деятельности, дыхания, укреплению кровеносных сосудов.

Широко применение петрушки и в косметологии: она входит в состав кремов и масок для лица, поскольку хорошо снимает отечность и покраснение кожи, тонизирует и осветляет ее, помогает избавиться от прыщей.

Противопоказания

Не рекомендуется употреблять петрушку при гипотонии, анемии, а также во время беременности из-за ее стимулирующего воздействия на организм.

Интересные факты

На Руси петрушку называли «невестица», и этому есть весьма интересное объяснение. Дело в том, что эту травку часто употребляли невесты, которые верили, что она поможет им похудеть ко дню свадьбы, а также вернет коже свежий вид и здоровый румянец.

Петрушку активно используют для борьбы с лишним весом: достаточно выпить всего полстакана отвара из свежей зелени, и голод отступит на несколько часов.

Источник: https://www.medweb.ru/encyclopedias/poleznie_producti/article/petrushka

Историческое происхождения названия петрушка — Страница 5

Страница 5 из 5

Нетрудно заметить, что корень в слове «петрушка» — «петр», что по-гречески означает «камень». Дело в том, что дикорастущий предок огородной петрушки произрастает на скудной каменистой почве юга Греции. Вот откуда и происходит латинское название растения — «петроселинум» — «растущая на камне».

А на Руси петрушку издавна называли «пестрец» или «свербигуз». В народной медицине она испокон веков занимала почетное место: её листьями врачевали раны, соком из петрушки, смешанным с соком лимона, сводили веснушки.Петрушку можно встретить практически на любом отечественном огороде.

Однако родина петрушки все-таки Средиземноморье. Жители Древней Греции, заметившие, что петрушка растет на скалах, назвали ее petroselinon, то есть «каменный сельдерей» (от реtroz — «камень», + selinon — «сельдерей»), что позже отразилось в ботаническом родовом названии Petersilie.

Этим и объясняется название петрушки на большинстве европейских языков: голландском peterselie, французском рersil, немецком Рetersilie, польском рietruszka и русском — петрушка.

Самые древние сведения о петрушке дошли до нас из Древнего Египта: по преданию, он выросла из крови, вытекшей из вырванного злобным Сетом глаз Гора — сына бога Осириса. В память об этом событии; древности устраивали религиозные празднества, а их участники надевали венки из петрушки.

Четыре вида петрушки произрастают в Западной и Южной Европе, а их родиной считают Македонию.

Однако современные повара пользуются исключительно посевной, или огородной, петрушкой Р. sativum, пли Р. crispum, она имеет две разновидности: корневая и листовая. У листовых сортов много тонких корней и обильная ароматная зелень. У корневых сортов образуется один утолщенный, слабо ветвящийся, веретенообразный корень. Все части растения используются как пряность.

Пряные свойства обусловлены эфирным маслом, в состав которого входят апиол, мирис-тицин и др. Одна из разновидностей листовой петрушки — кудрявая — внешне очень эффектна и поэтому чаще используется для украшения блюд. Очень пикантна и душиста итальянская, или неаполитанская, петрушка — итальянцы называют ее ргеггетоЬ и культивируют в основном ради толстых сочных стеблей.

Ароматные плоды (семена) петрушки очень редко используются кулинарами, а жаль — их присутствие в овощных рагу или блюдах из чечевицы может приятно удивить.

Всерьез выращивать петрушку в Европе начали лишь в IX веке, и с тех пор она стала любимым зеленым украшением супов и овощных блюд.

Французские повара часто сочетают петрушку с другими свежими травами, например, с кервелем или мелиссой, а также используют в составе букета гарни и классической смеси «фин-эрб».

В 1656 году во Франции вышло сочинение Пьера де Люна «Новый повар, где толкуется об истинном умении приготовить всякого рода мясо, дичь, птицу, рыбу, как морскую, так и пресноводную…

«, во вступительном слове к читателю автор перечисляет необходимые повару продукты, и в их числе упоминается «пакет» (paquet) — «ломтик сала, шнитт-лук, немного тимьяна, две гвоздики, кервель, петрушка», все вместе перевязано ниточкой; «для постных дней можете делать его так же, но не класть сала».

Кроме того, во Франции очень популярна приправа «персияд» (persillade) — смесь из рубленой петрушки и чеснока, ее обычно добавляют в самом конце приготовления.

Блюда, приправленные такой смесью, в международной кухне иногда называют термином а lа рersillade, или реrsille; например, «соус персиль» — это разновидность классического французского соуса беарнез с добавлением сливок и бланшированной зелени петрушки. Также интересно знать, что:

Свежую зелень петрушкиВ душистый венок заплетая,Мы посвятим Дионису

В сегодняшний радостный праздник…

Эти строчки принадлежат греческому поэту Анакреонту. В Древней Греции зелень петрушки вплетали в букеты роз и лилий, чтобы напомнить: веселье не вечно.

Дело в том, что петрушка с незапамятных времен считалась символом тяжкого горя и печали и служила для выражения соболезнования близким умершего. Приготовленные из нее блюда подавались только на похоронах.

У древних греков существовало особое выражение: «Этому человеку нужна только петрушка». Так говорили о безнадежно больном человеке, дни которого уже сочтены.

Источник: https://www.xn--90aepuc9h.net/lekarstvennie-rasteniya/petrushka-parsley/page-5

Чем хороша петрушка? История красоты и здоровья

У греков был другой миф, согласно которому она появилась из брызг крови Архемора, сына царя Ликурга, погибшего от укуса змеи в то время как он был оставлен своей кормилицей Гиспиллой (та отлучилась, чтобы показать путь к источнику участникам военного похода на Фивы). В честь погибшего, кстати, были учреждены Немейские игры, включавшие конные состязания, соревнования по бегу, кулачному бою, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе, стрельбе из лука.

Однако они стали считать растение похоронным, и посвящали его Персефоне. За неприхотливый нрав греки нарекли его петроселинум, что означает «растущая на камне». Но древние римляне опередили их в распознании ценных качеств петрушки, начав активно употреблять в пищу и использовать в медицинских целях, а затем распространили по Европе.

После того, как Карл Великий повелел выращивать ее в своих садах, ее «авторитет» еще более вырос. Но затем европейцы сочли петрушку колдовской травой и приписали связь с нечистой силой. Правда, продолжалось это по историческим меркам недолго, каких-нибудь пару веков. В России петрушку выращивали с XI века, но тогда у нее было другое название: петросилева, пестрец, свербигуз.

Ее и сегодня практически повсеместно используют в кулинарии как приправу и овощ. Между прочим, витамина С в петрушке больше, чем в лимоне, и 50 г ее позволяет удовлетворить суточную потребность в нем.

Лекарственным сырьем служат семена, корни, листья и стебли, то есть растение практически безотходно.

Оно обладает мочегонным, желчегонным, спазмолитическим, дезинтоксикационным, антисептическим и диуретическим действием. Благодаря насыщенному содержанию каротина полезно для зрения.

Еще Мария Медичи не только употребляла петрушку при депрессиях и упадке сил, но и рекомендовала всем придворным.

Читайте также:  В каком случае живому человеку заказывают сорокоуст

Препараты петрушки нашли широкое применение в косметике. Таис Афинская делала маски из нее. Российская императрица Елизавета велела ежедневно перед сном ставить перед постелью таз с отваром петрушки, да еще и протирала лицо ее соком, потому как «зело для кожи хорошо, беленькой становится».

Свежий сок петрушки, соединенный с отваром корня и, если подходит для типа кожи, лимонным соком, помогает справиться с веснушками и пигментными пятнами. Отвар корня предохраняет от солнечных ожогов. Однако стоит учитывать, что имеются противопоказания для внутреннего употребления петрушки. Правда, их немного.

Поскольку трава обладает сильным мочегонным действием, ее необходимо с осторожностью принимать в пищу при мочекаменной болезни. Не рекомендуется ее есть при беременности, так как она может изрядно стимулировать стенки матки, то есть возможна угроза выкидыша. Но эти ограничения не распространяются на наружное использование, то есть косметологическое.

* * * В общем, какой бы простой и привычной не казалась петрушка, она имеет богатую историю и может принести немалую пользу. И непонятно, почему Роспотребнадзор недавно причислил эфирное масло из нее к наркотическим средствам…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/plants/articles/47489/

Не кукольная история про Петрушек (часть 2)

?

«Мы — послушные куклы в руках у творца.Это сказано мною не ради словца.Нас по сцене всевышний на ниточках водитИ пихает в сундук, доведя до конца».Омар Хайям

Начало здесь

Перчаточная кукла Петрушка — Пётр — Пётр Петрович Уксусов (по другой версии Петр Иванович) – таково было полное имя Петрушки.

Свыше 400 лет назад о нем впервые написал, путешествуя по России Адам Олеарий – в своих записках «Камедь о Петрушке» Петрушка обычно наряжен в красную рубаху, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой; у него чрезмерно большие голова и руки, смуглое лицо, огромные миндалевидные глаза и нос с горбинкой.

На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек).Традиционный театр Петрушки предполагал участие только одного актера, который подвязывал к поясу юбку. К ее подолу был пришит обруч, поднимая который, кукольник оказывался скрытым от посторонних глаз.

«Камедь о Петрушки » относится к так называемым пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами всегда остаются сам Петрушка, жена его Маланья, Пигасья или Акулина, цыган, доктор, квартальный, немец, иногда «две арапки» и татарин.

Юбку с обручем допетровских скоморохов с 1840-х годов сменила ширма / простыня, развешенная на палках, образующие четырехгранный столб, внутри которого помещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках, как в вертепе, а на пальцах кукольника, воткнутых в пустую голову и рукава куклы; таким образом на сцене одновременно могут быть два действующих лица.

Непременный аксессуар представления — шарманка, заменившая старого гусляра, изображенного Олеарием, гудочника или волынщика.Звуки шарманки зазывали зрителей, а за ширмой комедиант общался с публикой через специальный свисток. Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента — пищика или «говорка».

Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли «кукарекание». Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки — полоска ткани или из бересты, а вместо ладоней — металлические пластинки. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

По другой версии Петрушка до середины 19-ого века не имел своего имени и часто его называли «Иван Рататуй» «Иван Ратютю» «Ванькой Ра-та-ту-ем» или «Самоваровым».Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси).Считается, что родиной современного кукольного театра является Индия и Древний Китай. Позже этот вид искусства был занесен и распространялся бродячими артистами, возможно, цыганами по всей Европе. Исследователи считают, что в России существовало 3 вида кукольного театра: — марионеточный, в котором куклами управляли с помощью ниток; — театр Петрушки — с фигурками персонажей, надевающимися на пальцы кукольника;- вертеп — театр, в котором кукол неподвижно закрепляли на стержнях и передвигали по прорезям, сделанным в специальном ящике. Театр Петрушки, история которого до конца не изучена, считался сугубо мужским. Сюжеты Пьесы театра (Петрушка являлся их главным, но не единственным героем) были довольно однообразны. Основные сюжеты: лечение и обучение солдатской службе, свидание с невестой, покупка и испытание лошади. Сценки следовали одна за другой в определенном порядке. При этом длительность спектакля зависела от того, как долго зрители удостаивали своим вниманием это уличное представление. Действие происходило в следующей последовательности: Петрушка решает купить лошадь у цыгана-барышника. Он долго торгуется с продавцом. Потом это занятие ему надоедает, и он бьет цыгана, который убегает. Петрушка старается взобраться на лошадь, но та его сбрасывает и отправляется вслед за барышником, оставляя хитрюгу лежать неподвижно. Приходит доктор. Он расспрашивает Петрушку про его хвори. Оказывается, что у того тысяча болезней. Доктор и Петрушка дерутся, так как пациент называет врача невежей. Забияка сильно бьет медика дубинкой по голове. Появляется квартальный и спрашивает Петрушку, почему тот убил доктора. Плут отвечает, что тот «плохо свою науку знает». Затем Петрушка бьет дубинкой квартального и убивает его. Прибегает собака. Петрушка обращается к публике и просит ее о помощи. Затем он старается задобрить пса и обещает кормить ее мясом кошек. Собака хватает Петрушу за нос и уволакивает. На этом представление заканчивалось, и зрители расходились. Иногда, обычно во время Масленицы разыгрывали сценку «Свадьба Петрушки». Ее сюжет был грубым и фривольным. Петрушке приводили невесту, которую он осматривал так, как если бы это была лошадь. После того как он соглашался жениться, начинались долгие уговоры невесты «пожертвовать собой» до свадьбы. С этого момента спектакля зрительницы уходили, уводя детей. Оставшиеся мужчины с восторгом слушали сальные шутки Петрушки. Существовала также сценка с попом или дьяком. Однако из-за цензурных соображений она не вошла ни в один из сборников, где были записаны тексты представлений с Петрушкой.Среди персонажей театра Петрушки был и один самый зловещий, который побеждал главного героя. Это был чёрт, рогатый, весь обросший чёрными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Ещё раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает „жуткая“ тишина… Однако вскоре герой воскресал в другом месте. Это обстоятельство стало поводом для того, что некоторые исследователи стали находить связь между Петрушкой и языческими божествами, которые бесконечно умирали и возрождались то там, то здесь.

Источник

У Петрушки есть свои «братья и родственники». Так, в Венгрии – это витязь Ласло. Он колотит всех не палкой, как Петрушка, а сковородой. Во Франции – Полишинель, в Англии – Панча, в Италии – Пульчинелла, в Турции – Карагёз и т.д. Итак, знаменитые куклы из разных стран мира:

МАКК (Маккус-простак) Герой народной античной комедии. Родина: Древний Рим

Отличительные черты: бритый, с ослиными ушами, горбатый.Характеристика: дурак, обжора и ловелас.

ПУЛЬЧИНЕЛЛА Герой итальянской комедии дель арте.

Отличительные черты: «петушиный», загнутый крючком нос, горбатый, в одежде из грубой пеньковой материи, в высокой остроконечной шляпе.Характеристика: простодушный придурковатый деревенский обжора, но в то же время ловкий и сметливый горожанин-простолюдин.

КАСПЕРЛЬ Комический персонаж немецкого национального фольклора и театра марионеток.

Отличительные черты: длинный красный ночной колпак, плоская палка-мухобойка в руке, лицо всегда растянуто в глупой улыбке, нос огромный и кривой.Характеристика: прожорливый, придурковатый, грубый и неотесанный.

Касперль. Театр «Хонштейнер», 30-е годы XX века.

  • КАШПАРЕК Герой народного театра кукол Чехословакии.
  • ПОЛИШИНЕЛЬ Персонаж французского народного театра.
  • ГИНЬОЛЬ Персонаж французского театра кукол.
  • ПАНЧ Punch Персонаж английского народного театра кукол.
  • ПЕТРУШКА Персонаж русских народных кукольных представлений

На немецкоязычных территориях он известен с конца XVIII века. Со временем диковатый и неотесанный «ярмарочный» Касперль превратился в мудрого, учительствующего героя, который был призван научить маленького зрителя хорошему поведению.Отличительные черты: горбатый, нос крючком, с дубинкой в руках.Характеристика: добродушный, жизнерадостный, шутник и балагур.Отличительные черты: горбун, с дубинкой в руках.Характеристика: веселый, задиристый, насмешливый.Отличительные черты: красная рубаха и остроконечный колпак, с дубинкой в руках.Характер: веселый, умный, добрый, отзывчивый, отличается прямодушием и мудростью.Отличительные черты: горбун с острым крючковатым носом, в остроконечном колпаке.Характер: гуляка, плут, весельчак, драчун.Впервые появился в Англии в 1662 году в представлениях итальянских марионеточников. Позже Панч стал постоянной маской шута в кукольных представлениях. Отличительные черты: красная рубаха, холщовые штаны, остроконечный колпак с кисточкой, писклявый голосХарактер: грубый, насмешливый, лукавый

Кукла народного бродячего кукольника И. Зайцева. Россия, конец XIX — начало XX века.

КАРАГЁЗ (тур. Karagöz, буквально — чёрноглазый) персонаж турецкого теневого театра.Отличительные черты: большие глаза с черными зрачками. На голове у него шапка, которая постоянно сваливается. У него длинный нос и свернувшаяся в кольцо борода.Характер: черноглазый плут и бабник обладает природным юмором, сметливостью и наблюдательностью.

  1. Здесь статья Вашкевича КАРАГЕЗ И ПЕТРУШКА
  2. Но Петрушку красавцем не назовёшь!

По его мнению : «КАРАГЕЗ при чем здесь «черный глаз», если он كار أعجاز ка:рр + аъга:з «атакующий задницы».

Слова «кора» и «гёз» нужно разбирать отдельно, но думаю не стоит перчаточную куклу Петрушку за то что им управляют перстами «засунутыми в задницу» записывать в Педарашки. Интересно, что положение пальцев при управлении Петрушки напоминает крёстное знамение католиковПетрушка разговаривает высоким «петушиным» голосом, имеет нос в фоме орлиного клюва (rostro лат.

, pico исп.), у него 4 «перста» как у Петуха, он «потирает» перстами и его «треплет» чёртСчитается что внешность Петрушки связана с тем, что его создавали по образу и подобию итальянского Пульчинеллы (итал. Pulcinella, фр. Polichinelle, napol. pollicino ‘pulcino’,) это означает «петушок» (но петушок — galletto) этимология данного слова не ясна.

Латынские сходные по звучанию слова:pulchellus a, um (demin. к pulcher) хорошенький pulcher chra, chrum красивый прекрасный, славный, благородный А вот в испанском pollito — цыплёнок произошло из латинскогоpullus ī m.

[одного корня с puellus] детёныш, молодое животное цыплёнок птенец крошка, карапуз молодой побег, росток pullus, a, um тёмно-серый, тёмный ; тёмно-зелёный простонародный pullus, a, um [demin. к purus] чистенькийВозможно есть связь с Пульхр Pulcher, chrī , cognomen в роде Клавдиев (лат.

Claudii, gens Claudia)А возможно прототипом ярмарочной куклы Петрушки является настоящее историческое лицо – любимый шут Анны Иоанновны, русской императрицы с 1730 по 1740 годы. Звали того шута Пьетро-Мира Педрилло, был он сыном итальянского скульптора.

Педрилло приехал в Петербург ко двору императрицы в качестве музыканта, исполняющего роли буффа и играющего на скрипке. Пьетро Педрилло смог сделать головокружительную карьеру при дворе Анны Иоанновны. Он был её постоянным карточным партнером, щедро ею награжден и обласкан. Из России шут уезжал весьма состоятельным человеком после смерти императрицы. Его дворцовые клички были разнообразны – «Адамка», «Антонио», «Петрушка».

Валерий Якоби. «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны». 1872 г.

Таким образом в кукле Петрушке есть связь с петухом -певуном; Петром-Павлом; павой и павлином.

Всё это происходит в неком Вертепе и временами Петрушку треплет чёрт, он каждый раз возрождается из “потрохов” И как странно звучит «Камедь о Петрушке»… Камедь-комедия в которой учавствовали Скоморохи.Исцеление Анта скомороха.

Ант скоморох прославляет Богоматерь; Россия. Псковская область. Церковь Успения Богоматери; XV в.

Продолжение следует

Источник: https://vedaveta.livejournal.com/21294.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector