По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

  • И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам.

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

  1. Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную.

Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные.

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России.

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

  • Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство.
  • Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой.

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

  1. Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями.
  2. В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера.
  3. Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.
  4. В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту.
  5. Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани.
  6. Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.
  7. Род — основа основ для народов ханты и манси.
  8. Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка.

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.

По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!

Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница.

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

  • Современные ханты и манси очень радушны и любят гостей.
  • Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.
  • Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник».
  • Его устраивал один род и созывал гостей из других родов.
  • Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище,

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

  1. но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя.

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

  • Отношение к мясу священного животного — особенное.
  • Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам.
  • Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.
  • Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками.
  • Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.
  • В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины.

Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети.

  1. Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа.
  2. За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.
  3. Также нельзя выходить из-за стола во время угощения.
  4. Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».
  5. Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

  • После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

Но так было отнюдь не всегда, ещё пару столетий  назад эти два народа были самыми воинственными на всём русском Севере…

По каким фамилиям можно распознать ханты и манси

В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси.

  1. Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.
  2. Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских.
  3. К сожалению, надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием.

Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «…тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них… соболей и шуб собoльих…»

Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

  • Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым.
  • Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты.
  • Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу.
  • Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту ** хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и с самоедами.

Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох.

Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими.

Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов.

Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах.

И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

  1. Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество».
  2. Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях.
  3. При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее.
  4. Археологические находки под Сургутом

в могильнике Сайгатский-4 и 5 позволяют выяснить это точно.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными?

Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья».

  • Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.
  • Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова.
  • Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.
  • Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами.
  • Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды*** были вынуждены заключить с хантами.

Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели человечину.

Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

  1. Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам.
  2. То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя.
  3. Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть.
  • Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.
  • Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры.

Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом. Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден.

  1. Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками.
  2. Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».
  3. Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.
  4. В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре.
  5. Но чтобы в человеке оставалась жизнь, у него должно быть всего две души.
  6. После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая — перейти в мир мертвых.
  7. Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов.
  8. Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра.
  9. А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки.
Читайте также:  Какой уровень iq у умнейших людей современности

В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

*… Манси-народ…

Самым известным представителем народа манси является Мэр г. Москвы С.Собянин,

хотя в своей автобиографии для избирательной комиссии на пост губернатора Тюменской области Собянин назвал себя русским и опроверг информацию о том, что он – представитель народности манси, о чем написано в некоторых справочниках и энциклопедиях.

* *приведение к шерту…

-Шерт (от араб. šart «соглашение, условие», см.: алт. šert «клятва»; хак. сирт) — присяга на верность договорным отношениям с Русским государством. Слово «шерть» впервые встречается в русских грамотах 1474 года.

Тюркоязычные народы заимствовали арабское слово для процедуры заключения договора международного характера и передали эту практику русским властям. Процесс заключения договоров с принимаемыми под «высокую государеву руку» назывался шертованием.

***…Самоеды…

Самоеды, они же Самодийцы — общее название коренных малочисленных народов России:

ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)    https://cont.ws/@bia354444/1247807

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/8380236.html

Как отличить ханты и манси от других народов в Сибири, один пример

Много раз, когда я вижу какую-то статью о хантов или ненцев, вижу приставленную фотографию, где изобрежен(-ы) человек(-и), которые явно хантами или мансами не являются.

Ладно, если там поставлено фото с человеком(-ами) ненецкой или селькупской национальности, это еще понятно, потому что ненцев не всегда удается отличить от обских угров с первого взгляда тем людям, которые не близко знакоми с их культурами. У ненцев и селькупов культура во многом очень похожа на обско-угорскую, и это еще в каком-то смысле простительно, если они путаются между собой. Соседи все же.

  • Например, в этой фотографии по-моему есть скорее ненцы, а не ханты, судя по одежде:
  • Эта фотография была помещена в статье, которая кратко описывает хантыйский народ:
  • http://nazaccent.ru/geo/hanti/
  • Но бывают случаи хуже, когда обские угры путаются с народами из Южной или Восточной Сибири, культуры которых явно отличаются от культур Западной Сибири.

Например, в этой фотографии отображена девочка из Восточной и/или Южной Сибири. Халат по дальневосточной моде, растительный орнамент итд., очень не характерен для Северо-запада Сибири.

Эта фотография помещена к статье, которая посвящана новостьям по обско-угорским народам:

http://www.t-i.ru/article/25742/

Очевидно, что есть люди, которые думают, что все народы из Сибири «одинаковые», или они «мало» отличаются между собой. Кладут всех в один мешок. Я с таким мнением не раз сталкивалась в англо-язычных сайтах. Но меня огорчает, что русско-язычные сайты этим грешат тоже. Вроде бы в России должно быть доступно больше информации об народовой, культурной, языковой итд. разнообразии в Сибири?

Дальше здесь я буду писать об культурных отличий у хантов и ненцев. Они два народа, которые долгое время жили в соседстве, многое переняли друг от друга, во многом их культуры похожи. Но! Есть не малые различия между этими народами тоже. Вы увидите, что отличить ненцев от хантов не всегда трудная задача. Я научу пару отличий в их одежде.

  1. Если уже ненцы отличаются во многом уже в одежде от хантов и манси, то что уж говорить об других народов из Сибири, проживающих еще дальше?
  2. Ненцы и ханты — отличия в одежде.
  3. Обские угры, в отличии от ненцев, намного больше традиционно используют легкую текстилию для своих одежд.
  4. Вот так выглядет хантыйская летняя одежда:
  5. По каким фамилиям можно распознать ханты и мансиПо каким фамилиям можно распознать ханты и манси
  6. А ненецская летняя одежда выглядет так (кстати, в качестве летней одежды часто носится старая, поношенная зимняя одежда):
  7. По каким фамилиям можно распознать ханты и мансиПо каким фамилиям можно распознать ханты и манси

Вы видете разницу, при этом довольно большую? Ханты летнюю одежду основывают на более легкие материалы, как хлопчатнобумажные текстилии итд., когда ненцы используют более тяжелые материалы, такие как сукна, шкуры итд. Ханты одевают туникообразные рубахи-платья, а ненцы скорее всего нет.

Правду говоря, у одной ненецкой группы, лесных ненцев, есть платья по хантыйской выкройке и стиле, но они настолько похожи на платья восточных хантов, что лесные ненцы скорее всего заимствовали от них. И лесных ненцев численно мало, в отличии от тундровых ненцев. Поэтому найти фотографий лесных ненцев в их национальной одежде в интернете задача не самая легкая.

Что интересно, больше чем 100 лет назад у южных хантов существовала вышитая нитками летняя одежда, во многом очень схожая на одежду многих европейских финно-угров.

Эта одежда была в основном изготовлена из крапивы, или импортного конопли или лена.

В многих советских источниках я часто читаю мнение, что эта одежда у хантов появилась из-за русской или татарской влиянии. Вы этому верите? Цитата:

«…Ханты и манси переняли от татар и русских технику прядения и ткачества. Их домотканые холсты, сделанные из волокна крапивы, очень близки по своим качествам к обычным крестьянским холстам яз конопли.

Из крапивных холстов женщины шили различные одежды: рубахи, шаровары, навершницы. Одновременно с крапивной пряжей, изготовлялась и пряжа из шерсти овец, издавна разводившихся в Березовском и Шурышкарском районах.

Шерстяную пряжу окрашивали местными красителями в алый, синий, черный, светло-коричневый. Окрашенными шерстяными нитками мастерицы расшивали по крапивному холсту чудесные узоры, основой которых были фигуры «птичьего «рыла», «змеи», «тетери» и др.

Черно-красные с коричневым вышивки большими плоскостями имели распространение среди манси, хантов и коми-зырян…»

http://tradtextil.livejournal.com/30488.html

Я не совсем верю, что обские угры переняли одежду такого типа только от русских и татар…

  • Вот старинная одежда южных хантов:
  • По каким фамилиям можно распознать ханты и мансиПо каким фамилиям можно распознать ханты и манси
  • Скорее правда есть где-то в этой фразе:

«В среде сибирских народов вышивка обских угров по своей технологии не имеет аналогов. Поиск способов вышивки, сходных с обскоугорскими, уводит в Поволжье и Приуралье.

Здесь фиксируются наиболее близкие приемы вышивки по технике и способу расположения ее на одежде. Этот ареал позволяет говорить о единых источниках вышивки обских угров и народов Поволжья и Приуралья.

Кроме того, выявляются параллели более широкого плана, включающие вышивку карел, русских, украинцев и болгар.»

http://skmuseum.ru/index.php?option=com_content&view=article&am…

  1. Я хочу затронуть тему халат, или распашной одежды. Я затрагивала фотографией тему халат из сукна немного:
  2. Похожие суконные халаты встречаются и у обских угров, но больше в качестве весенной-осенной одежды, они обычно орнаментированны по-другому чем у ненцев (орнаменты часто более мелкие, они вышиты бисером, пуговицами итд.):

Есть у хантов (и манси) халаты также из более тонких текстилий (хлопчатобумажная ткань итд.), они летние халаты. Их одевают поверх рубах. Таких халатов у ненцев нет:

  • В старине у хантов халаты выглядели еще так:

Вы уже заметили еще одну разницу, бросающейся в глаза между ненцами и хантами? Стиль орнаментов. У ненцев они проще, аскетичнее. А у хантов мельче, сложнее, более пышные. У ненцев орнамент на одежду обычно нанесывается тканной аппликацией, а у хантов — вышивается бисером. Правда, ханты также используют тканную аппликацию, но она часто идет вместе с бисерной вышивкой.

У ненцев тоже иногда встречается вышивка бисером, но это скорее исключение из правила, при этом это заимствованно от хантов. У хантов еще часто есть вышивка пуговицами. Еще различия видны в цветовой гамме.

Она у ненцев обычно очень яркая, контрастная, а у хантов контраст между цветами меньше выражен, и ханты не стесняются использовать «ненатуральные» цвета как фиолетовый, розовый итд.

  1. Зимних шуб из оленей шкуры сложнее всего отличать между ненцами и хантами, и поэтому многие их, неудивительно, путают между собой, но иногда отличия видны довольно легко.
  2. Например, если видите шубы с очень роскошной вышивкой из бисера, то не сомневайтесь — это ханты:

Но есть случаи, когда можно запутатся. Особенно это касается лесных ненцев, потому что они ходят в очень хантыйско-подобной одежде.

Например, в этой фотографии, наверное, лесные ненцы. Я в начале даже почти отказывалась верить, что они — ненцы. Есть там шубы очень хантыйского стиля (вышивка пуговицами итд.), но в источнике есть комментарий, который говорит, что эти люди — лесные ненцы.

Но возможно, там ханты есть в перемешку в ненцами?  Шубы с тканной поверхностью и вышивками из пуговиц выглядят как хантыйские, а шуба на крайне правом стороне выглядит как ненецская. Еще два шубы выглядят подозревательно хантыйские.

Я, к сожалению, в этом уже не разбираюсь.

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/2001922/post64285167/

Какие еще разницы между хантами и ненцами? Ожерелья, бисерные украшения! Ненцы почему-то не носят такие ожерелья как ханты. Хантыйские ожерелья:

Если вы видите такие ожерелья в сочетании с традиционной одеждой, не сомневайтесь — это обско-угорская одежда.

До сих пор я говорила более-менее об женской одежде. Говоря о мужской одежде, скажу, что в зимней одежде между хантами и ненцами особой разницы нет, но есть видимая разница в летней одежде. Ханты носят рубахи из легких текстилий (см. фотографии выше), а ненцы из суконной малицы или поношенной зимней малицы.

Кстати, все что здесь сказано о хантыйской одежде, можно быть относено и к мансийской одежде. Культуры хантов и манси очень близки. Но существуют некоторые разницы между разными группами хантов и манси. Сугрутские ханты носят одежду с немного другой орнаментацией итд.

чем аганские ханты или казымские ханты итд. По одежде обских угров, особенно женщин, можно судить, какую группу представляет человек. Но это уже отдельная тема, которая есть для тех, которые заинтересованные в внутриэтнической разнообразии в обско-угорских народах и группах.

Источник: http://uralistica.com/xn/detail/2161342:Comment:180145

Хантемансийские фамилии: происхождение, значение, популярные мужские и женские фамилии

От этих имен русскими священниками и государственными, чиновниками были образованы отчества, например: Юзор — Юзорин сын, Айдар — Айдаров сын, Кырныш — Кырнышов сын. Позднее такие отчества стали выступать в качестве фамилий хантов и манси. Отчества в это время уже установились от христианских имен, введенных в XVIII веке.

В документах XVII века еще встречаются перечисления имен и образованных от них. либо отчеств, либо фамилий: Елгоза Лосмов и его сын Лойда Елгозин, Кынлабаз и его сын Кынлабазов. Одновременно по русским документам (метрическим книгам, ревизским сказкам и др.) прослеживается процесс замены прежних имен обских угров христианскими.

Читайте также:  Какие казаки стали воевать за горцев на кавказской войне

В XIX веке мы уже не встречаем в них дохристианских имен; они сохраняются лишь как корневые части обско-угорских фамилий.

В дореволюционное время набор официальных имен был невелик. Нередко имена у разных лиц совпадали. Это противоречило обско-угорским представлениям. Иногда даже в одной семье было по нескольку сыновей: с именем Иван или дочерей с именем Марья, так как священники давали имена при крещении по святцам.

Поэтому в сфере семейно-бытового общения хантов и манси дохристианские имена сохранялись наряду с официальными. Официальные имена употреблялись чаще всего русским населением, живущим по соседству с обскими уграми. Лишь в наше время в ряде районов по Оби официальные имена окончательно победили в быту.

Фамилии хантов и манси были образованы при помощи русских суффиксов и окончаний. Среди них наиболее распространенные на -ов (Остеров, Тояров, Тайманов, Таратов, Молдановг Ангишупов, Сигильетов, Колмаков) и -ев (Тушев, Сабеев, Артанзеев, Ромбандеев, Томыспаев, Алачев).

Большая группа фамилий оканчивается на -ин (Талигин, Пакин, Шеш-кин, Прасин, Рогин, Костин, Синарпин), изредка — на -ын (Цымбицын, Ранцын, Панцын, Сытцын). Сравнительно широко известны фамилии на -хов или -ков: Сайнахов, Посланхов, Айпохов, Жижимхов, Куроков, Пеликов, Ердаков, Езеков.

Происхождение этих фамилий связано с обско-угорскими именами типа Сырянко, Еркимко (отчество — Еркимков), Султанко, Юрлымко, Нирымко, в которых -ко (в других диалектах ку, -хо) по-хантыйски означает « мужчина».

В связи с разным произношением этого слова нередки случаи перехода к из имени в X веке фамилии (Вогалко — Вогалхов) или, тот же переход в фамилиях (Русмеликов — Русмелихов).

Известны случаи изменений окончаний подобных фамилий (Русмелихов — Русмиленко), вероятно, под влиянием языка пришлого населения.

Происхождение фамилий с окончанием на -ковг хов, возможно, связано также и с русской манерой написания имен в XVI-XVII веков с суффиксом -ка: Ивашка, Васка, Емелка, Мочка, Мороска, Чебоксарка.

Сравнительно небольшую группу фамилий, встречающихся у верхнекондинских манси, образуют близкие им по происхождению фамилии с окончанием на -кумов (кум, хум по-мансийски «мужчина»): Вотумов, Ломыткумов, Квасинкумов, Нермакумов, Совыскумов,Таушкумов.

Изредка встречаются имена и фамилии, содержащие оба суффикса (ко и -кум): Вотекумко, Каткумков. Возможно, они отражают сложные этнические процессы миграций и смешения хантов и манси.

Изредка встречаются фамилии, одинаковые с традиционными именами: Чухла, Пугуня, Вогаль, Литва; некоторые из них (Трегупта — Тарагупта) — самодийского происхождения. Очень редки фамилии с русско-сибирским окончанием -ых (Паиных).

В XIX веке появилась небольшая группа фамилий с окончанием на -ий, -ой (в основном топонимического происхождения): Балыцкий, Юганский, Цынгинской (от названий рек, местности — реки Балык, Юган; Цынгинские юрты), Змановский, Кайловский, Теримский (вероятнее всего, связанные с пришлым населением).

Источник: https://felomena.com/fam/proishozhdenie/xantemansijskie/

О кмнс

Коренные народы в современном мире – это 350 миллионов человек, проживающих в более чем 70 странах и говорящих на 5000 языках.

Культуры коренных народов отличаются непреходящей силой взаимосвязи между человеком и природой, неразрывностью традиционного и современного образов жизни, они являются источниками альтернативного мировоззрения, заключающими в себе потенциал для осмысления роли человека в мире.

Применение коренными народами традиционных методов использования природных ресурсов способствует сохранению значительной части биоразнообразия планеты. Вместе с тем, эти народы подвергаются сильнейшему воздействию процессов глобализации и изменения климата.

Исследователь Севера Западной Сибири Александр Александрович Дунин-Горкавич, побывавший в этих краях, так описывает хантов: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностью помочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой вражды и живут миролюбиво.

Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себя вправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенности после хорошего улова зверя или рыбы.

Среди них существует даже род общественной благотворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный труду остяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.

Убийства среди остяков, в силу миролюбивости их характера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыкли уважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайно редки».

Для обозначения народов ханты и манси как единого целого в научной литературе утвердился ещё один термин – обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слов: «Югра», «Югория». Так назывались в русских летописях XI-XV веков территории на Полярном Урале и в Западной Сибири, а также её жители.

Языки народов ханты и манси лингвисты относят к угорским (югорским), в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе, предполагается, что некогда существовала и общность людей, говорившая на этом праязыке. Вопрос о том, где находилась прародина этой общности, крайне сложный.

Несмотря на неясность и противоречивость происхождения народов ханты и манси, исследователи единодушны во мнении о двухкомпонентности их культуры, вобравшей в себя традиции местных таёжных племён и пришлых с юга угров.

Лингвисты предполагают возможность древних связей уральской языковой семьи с индо-европейской и тюркской, имеются параллели с юкагирскими, чукотско-камчатскими, эскимосско-алеутскими языками, обнаружены связи с праиранскими языками.

Существует точка зрения, согласно которой предки самодийцев и угров осваивали территорию Западной Сибири с мезолита (6 тысяч лет до н.э.), а в эпоху неолита (4 тысячи лет до н.э.) выделились протосамодийцы и протоугры.

Данная хронология относительна, так как в современной науке идут споры относительно идентификации археологических культур с конкретными этносами.

Некоторые учёные предполагают существование культурно-исторических общностей, в рамках которых могли проживать предки разных этносов, окончательное выделение которых происходило уже в историческое время.

По данным археологии прослеживаются обширные торговые связи населения Западной Сибири в 1 тысячелетии н.э.

Судя по находкам в древних кладах и погребениях, на рубеже эр существовал товарообмен с Китаем, который, вероятно, производился купцами, следовавшими через территорию Западной Сибири.

Подобные контакты были и позже: в VII-VIII веках  – со Средней Азией и северо-восточной Персией, в Х веке – с Волжской Булгарией через Урал.

В более поздний период формирования этносов, населяющих Западную Сибирь, можно говорить о межэтническом контактировании. Под этническими контактами подразумевается наличие кровнородственных, брачных связей. Данный процесс подтверждают этнографические данные по материальной и духовной культуре, в частности – материалы по погребальному обряду, одному из наиболее ярких показателей этничности.

Если говорить о характере контактов между коренными народами Западной Сибири и Русским государством, то первоначально они происходили на уровне товарообмена (XIII-XIV века). В XV-XVI веках у народов ханты, манси, селькупов появляются племенные союзы – княжества.

У сибирских татар раннефеодальное государственное образование – Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когда появляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаются отношения иного характера.

Начинается процесс присоединения Сибири к Московскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило дань сибирским татарам и участвовало в военных походах.

Но после походов Ермака в 80-е годы XVI века, которые являются точкой отсчёта присоединения Западной Сибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскому государству.

Ханты и манси традиционно являлись полуоседлыми охотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге – скотоводством.

У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонное поселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлись временными, разборными, другие – постоянными.

Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения.

Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д. Одежда народов ханты и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.

В связи с промышленным освоением территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры неуклонно возрастала доля приезжего населения, коренные малочисленные народы сегодня составляют около 2% всего населения округа.

Источник: https://kmns.admhmao.ru/o-kmns/

Найти человека, база данных Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра АО, Россия

Page 2

Page 3

Возраст: 44, (18 июля 1975)

Возраст: 48, (20 июля 1971)

Возраст: 14, (27 июня 2005)

Возраст: 23, (9 июня 1996)

Возраст: 22, (25 июня 1997)

Возраст: 14, (16 июля 2005)

Возраст: 71, (4 ноября 1948)

Возраст: 20, (5 мая 1999)

Возраст: 36, (9 марта 1983)

Возраст: 14, (30 января 2005)

Возраст: 19, (5 декабря 1999)

Возраст: 14, (31 марта 2005)

Возраст: 56, (17 марта 1963)

Возраст: 20, (28 декабря 1998)

Возраст: 22, (6 апреля 1997)

Возраст: 19, (16 июля 2000)

Возраст: 26, (17 февраля 1993)

Возраст: 29, (6 февраля 1990)

Возраст: 117, (20 мая 1902)

Возраст: 40, (11 ноября 1978)

Возраст: 24, (15 сентября 1995)

Возраст: 27, (6 апреля 1992)

Возраст: 59, (24 октября 1960)

Возраст: 35, (4 июля 1984)

Возраст: 14, (28 июля 2005)

Page 4

Возраст: 48, (20 июля 1971)

Возраст: 14, (16 июля 2005)

Возраст: 70, (4 ноября 1948)

Возраст: 14, (30 января 2005)

Возраст: 19, (5 декабря 1999)

Возраст: 14, (31 марта 2005)

Возраст: 22, (6 апреля 1997)

Возраст: 117, (20 мая 1902)

Возраст: 59, (24 октября 1960)

Возраст: 19, (28 октября 2000)

Возраст: 39, (5 апреля 1980)

Возраст: 22, (25 июля 1997)

Возраст: 23, (11 сентября 1996)

Возраст: 36, (25 июля 1983)

Возраст: 41, (18 апреля 1978)

Возраст: 58, (9 февраля 1961)

Возраст: 34, (4 апреля 1985)

Возраст: 14, (8 октября 2005)

Возраст: 75, (29 июля 1944)

Возраст: 28, (10 сентября 1991)

Возраст: 23, (8 ноября 1995)

Возраст: 14, (18 марта 2005)

Возраст: 20, (10 сентября 1999)

Возраст: 40, (14 января 1979)

Возраст: 17, (24 июля 2002)

Возраст: 59, (20 сентября 1960)

Возраст: 48, (3 сентября 1971)

Возраст: 21, (21 октября 1998)

Page 5

Возраст: 22, (25 июня 1997)

Возраст: 36, (9 марта 1983)

Возраст: 20, (28 декабря 1998)

Возраст: 19, (16 июля 2000)

Возраст: 26, (17 февраля 1993)

Возраст: 29, (6 февраля 1990)

Возраст: 40, (11 ноября 1978)

Возраст: 24, (15 сентября 1995)

Возраст: 27, (6 апреля 1992)

Возраст: 14, (28 июля 2005)

Возраст: 27, (5 апреля 1992)

Возраст: 23, (8 августа 1996)

Возраст: 37, (30 августа 1982)

Возраст: 39, (26 июля 1980)

Читайте также:  Портрет льва толстого: зачем его изображали на утюгах

Возраст: 14, (20 апреля 2005)

Возраст: 46, (17 мая 1973)

Возраст: 33, (19 марта 1986)

Возраст: 28, (12 мая 1991)

Возраст: 19, (27 августа 2000)

Возраст: 17, (12 октября 2002)

Возраст: 26, (24 июля 1993)

Возраст: 35, (19 ноября 1983)

Возраст: 31, (4 августа 1988)

Возраст: 14, (25 сентября 2005)

Возраст: 18, (27 ноября 2000)

Источник: https://botsman.info/city/154/

Религия в ХМАО: верования хантов и манси, православный храм Покрова Пресвятой Богородицы

Человек в Западной Сибири появился в VI — V тысячелетиях до рождения Христа. Об этом свидетельствуют найденные орудия труда: наконечники копий с кремневыми и костяными вкладышами. Обь принадлежала хантам. В XIX веке сюда пришли манси. Раньше они жили на Северной Сосьве. Религия у манси и ханты общая.

Православие пришло в этот край в XVIII в., при правлении Петра I. Сама же Ханты-Мансийская епархия образовалась в мае 2011 года. В ХМАО насчитывается более 150 храмов и церквей.

История и культура жителей Ханты-Мансийского АО

Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.

Считается, что у них общее:

  • происхождение;
  • внешность;
  • история;
  • смешанные браки.

Обские Угры живут на севере Западной Сибири.

В областях:

  • Томской;
  • Свердловской;
  • Тюменской.

Ханты

Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.

Они промышляют:

  • охотой;
  • рыболовством;
  • оленеводством.

Манси

Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2018 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.

Их занятия:

  • рыболовство;
  • оленеводство;
  • земледелие;
  • охота.

Древние верования народов

Эти два народа верят в языческих божеств. С приходом и принятием христианства ханты и манси перенесли статуи идолов в леса.

Они преклоняются перед:

  • деревьями;
  • духами природы;
  • тотемами зверей;
  • усопшими праотцами.

Жертвоприношения иконам

Руководствуясь собственными обычаями, обские Угры мажут кровью губы святым.

В любой семье найдется православная икона. Их лики сравниваются с языческими богами. Когда в каком-либо деле человек нуждается в помощи, он ее просит у Николая Чудотворца. Для хантов и манси он олицетворяет верховное божество — Нум-Торума. Калтась-эква — Богоматерь, она же богиня земли. Такое смешение религий не удалось побороть христианским священникам.

Медвежий праздник

Обские Угры верят в то, что они произошли от медведей. Это животное для них — тотем. Но убить его считается в порядке вещей. Когда медведь добыт, празднуют все жители.

Обряд с животным:

  • добыта медведица — празднуют 4 дня, если самец — 5 дней;
  • разделывают животное — снимают шкуру при всей деревне;
  • передние лапы не трогают — между ними укладывают отрезанную голову;
  • на самца одевают намордник из белого слоя коры березы, на глаза вешают серебряные монеты;
  • голову самки украшают платком, шею обматывают бисерными бусами.

В любом доме можно увидеть медвежью шкуру. Охота на этого зверя ведется постоянно.

Во время праздника:

  • едят мясо медведя и блюда народной кухни;
  • распевают ритуальные песни;
  • организуют выступления в забавной форме;
  • танцуют.

Актеры — только мужчины, исполняющие и женские роли тоже. Всеми обрядами они снимают вину за убийство животного.

Традиция кровной мести

У этих народов считается нормальным, если целые династии воюют друг с другом. Когда убит родственник, расплачивается вся семья преступника.

Традиция распространяется и на медведей. Когда животное убивает своего охотника, то родственник покойного обязан отомстить. Добытое тело косолапого убийцы принято сжигать.

В таком случае не приняты:

  • гулянья;
  • обряды;
  • его поедание.

Убить такого зверя — честь.

Почитание духов природы

Поклонение стихиям природы — древнейшее верование этих народов. Вся природа является живой. Когда требуется срубить дерево — просят прощения.

К признакам жизненной силы природы относятся:

Например, сухое дерево считается мертвым. Снег, летящий с неба, — живой, а упавший на землю — умерший. Сила жизни селится в камни, форма которых похожа на человека или животного.

У этих народов ритуальное общение с духами. Разговаривать с ними помогает шаман. Ханты и манси почитают лесных и водных духов.

Воздушное погребение

Воздушное погребение — древняя религиозная традиция. Она практиковалась до XX века. Так хоронили только мужчин, женщин же придавали земле. Тело усопшего вешали на специальном карнизе или укладывали на самодельной возвышенности.

Это делали, чтобы придать тело:

  • воздуху;
  • духу;
  • свету;
  • дереву.

С помощью обряда душа улетает для перерождения и дальнейшего воплощения на земле.

Так же погребали мертвых:

  • индейцы в Северной Америке;
  • грузины;
  • абхазо-адыги;
  • японцы.

Современные религии жителей ХМАО

В автономном округе много христиан. Считается, что крест носить модно. Также есть баптистские и католические церкви.

Православие

Христианство пришло сюда в XVIII веке, когда Русью правил Петр I. Четыре тысячи человек крестили в 1712—1714 гг. Все найденные почитаемые идолы были уничтожены.

Митрополия

Христианская митрополия Ханты-Мансийска состоит из нескольких областей.

Ханты-Мансийская епархия была создана 30 мая 2011 года.

На 2018 год в ее состав входят:

  • храмы: приходские — 61, приписные — 15;
  • молитвенные комнаты — 33, дома — 20;
  • часовни — 26.

Югорская епархия основана в 2014 году 25 декабря.

В ее составе находятся благочиния:

  • Няганское;
  • Югорское;
  • Белоярское;
  • Березовской;
  • Урайское;
  • Кондийское.

В епархии автономного округа находятся пять гимназий и три воскресные школы.

Храмы для посещения

Духовник иерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Павел проводит Божественные Литургии в разных храмах городов. Ознакомиться с его расписанием можно на официальном сайте — Югра Православная или в группе VK.

Епархии ХМАО насчитывают 156 церквей, храмов и молитвенных домов.

Воскресенский собор

Храм Воскресения Христова в Ханты-Мансийске возвели 25 июня 2005 г. Это кафедральный собор, посвященный воскрешению Христа.

Комплекс состоит из:

  • православного парка;
  • воскресной школы;
  • гимназии.

На территории парка находятся фонтаны, которые включают летом.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Знаменская церковь в Ханты-Мансийске выполнена из дерева. Ее строительство длилось четыре года: с 1991—1995 гг. Ежедневно можно посетить богослужения.

В ней располагается:

  • видеотека и библиотека;
  • воскресная школа;
  • детский сад.

Покровский собор

Дата строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске неизвестна. Есть упоминание о том, что Тобольский митрополит Федор строил на языческих капищах христианские храмы в 1712 г.

Храм имеет три престола:

  • главный;
  • южный;
  • северный.

Каждое воскресенье можно посетить Божественную литургию. Ее проводят в 8 утра.

Традиционный шаманизм

Каждое поселение имело своего шамана. Селяне через него общались с духами и богами.

В обязанности колдуна входило:

  • предсказание будущего;
  • целительство;
  • поддержка связи живых с мертвыми.

Также шаман, в случае беды, должен был утешить человека.

Без него могли обходиться в церемониях:

  • рождения ребенка;
  • бракосочетания;
  • погребения.

Эти обряды совершались священнослужителями или старейшинами.

Колдуна всегда приглашали:

  • на тяжелые роды — в качестве целителя;
  • на женитьбу — как хранителя;
  • на похороны — в роли опытного провожатого.

Во время жертвоприношений шаман указывал, какое животное нужно зарезать. Обычно жертвовали оленей или лошадей. Сам же колдун никого не убивал, он провожал душу зверя и молился. Обряд проводили с целью избавления от бед или болезней.

Мифология

В мифах этих народов выражено идолопоклонничество.

Несколько сказаний:

  1. В мифе о появлении Земли говорится, что вода — основа всего живого. Земля была глубоко под водой, но сверху плавал клочок торфа. На нем стоял дом, в котором проживали жена и муж. У них была водоплавающая птица — гагра. Она своим клювом доставала из воды маленькие кусочки земли и крепила их к островку.
  2. Про форму, рост и вращение Земли жене и мужу рассказывает их внук — белый ворон. Когда земля стала очень большой, ворон долго не прилетал — был на разведке. Ворон проголодался и увидел труп человека. Он съел три кусочка и перекрасился в черный цвет. Бабушка с дедушкой огорчились его поведением, и он остался таким навсегда.

Почитаемые божества

Мифологическое мировоззрение этих народов подразделяется на три яруса. Каждый из них представлен своим божеством.

Верхнего мира

Верховному богу — Нум-Торуму принадлежит небесный или верхний мир. Он создает дневной свет и хранит мораль и порядок в человеческих душах. Про него сочинены разные сказки. Его изображают стариком в расшитой золотом одежде, в доме полном сокровищ. Он следит за миром людей с помощью отверстия в своем роскошном жилище.

Среднего мира

Это мир людей. В нем живет много богов и духов. В основном, это родственники Нум-Торума.

Основные боги:

  • Най-ими — богиня, правящая огнем;
  • Тылащ-ими — месяц;
  • Мув-Анки — мать-земля;
  • Янь-щут-ики — повелитель воды.

Нижнего мира

Нижним или подземным миром правит Куль — брат Нум-Торума, он же злой дух.

Другое название этого мира — елы-ма. Это обитель мертвых. Здесь никогда не бывает солнца. Зато есть месяц, но он никогда не становится полной луной.

Каждую неделю Куль получает список от Нум-Торума, в котором указано, кто должен умереть. Бывает, что правитель подземного мира забирает душу по ошибке, но обязан ее вернуть. Так люди объясняют продолжительные обмороки.

Праздники и ритуалы ханты и манси

Эти народности ценят и уважают землю. Им запрещено ее травмировать любым предметом. Уграм нельзя было ходить по берегам определенных озер и рек. Когда ханты и манси проходят мимо святых мест — совершается обряд жертвоприношения. Они отдают свою пищу или отрывают кусок ткани с одежды и оставляют там.

День ворона

Отмечают праздник 7 апреля — день Благовещения. Считается, что вороны своим карканьем приносят тепло и будят природу. Эта птица покровительствует детям и женщинам.

Считается ,что эта птица радуется появлению на свет детей.

В День ворона:

  • приготавливают пищу на костре;
  • ставят стол с лакомствами около березы;
  • завязывают белые монеты в платочки и ленты, принося их в подарок духам.

Остатки пищи кидают в сторону, чтобы накормить воображаемых ворон.

Делают это, чтобы птица подарила:

  • успех;
  • теплую погоду;
  • благополучие.

На празднике в честь ворон парни выбирают себе невест.

День охотника, рыбака и оленевода

Торжество проводят в конце марта. Именно тогда заканчивается промысел и охотничий сезон.

В праздничный день организуют:

  • спортивные турниры;
  • гонки на оленях, снегоходах;
  • прыжки через сани.

Победители получают призы.

Видео о празднике основания епархии

В видео можно увидеть праздник в честь 5-летнего основания Ханты-Мансийской епархии в 2016 году.  

Источник: https://proreligiu.club/religii-mira/narody/religiya-v-hmao.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector