Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

T

Где и как одеваются мусульманки в России?

Как должна одеваться женщина по законам шариата, может ли эта одежда быть не только закрытой, но и модной — и почему ее качество не менее важно, чем длина рукава.

В феврале в Лондоне прошла первая в истории London Modest Fashion Week — ответвление основной недели моды с прицелом на закрытую, сдержанную одежду, подходящую женщинам, исповедующим ислам. Весной Nike снабдил спортсменок-мусульманок технологичными хиджабами.

DKNY, Tommy Hilfiger, Dolce & Gabbana, а еще раньше Uniqlo выпустили капсульные коллекции для мусульманок. В ноябре компания Mattel наделала шума, представив куклу Барби в хиджабе. Согласно исследованию State of the Global Islamic Economy Report к 2021 году мусульмане будут тратить на одежду $368 миллиардов.

Внезапно мир с большим любопытством взглянул на мусульманскую культуру, особенно на моду. The Blueprint разобрался, как обстоят дела в России с modest fashion.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

Barbie, прототипом которой стала американская фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтамиПочему мусульманам нельзя носить одежду с принтамиПочему мусульманам нельзя носить одежду с принтамиПочему мусульманам нельзя носить одежду с принтамиПочему мусульманам нельзя носить одежду с принтамиПочему мусульманам нельзя носить одежду с принтамиПочему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

В начале года председатель Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин заявил, что четверть населения России считают себя мусульманами, а, соответственно, следуют законам шариата. В этом своде правил, помимо прочего, даны строгие предписания касательно внешнего вида женщины.

«Мусульмане — самая крупная община, у которой дресс-код тесно связан с религией. Причем одежда не имеет отношения к стилю, а скорее связана с продолжением человеческой благодетели, — поясняет кандидат исторических наук из Школы востоковедения НИУ ВШЭ Ирина Царегородцева.

— Стандарты складывались постепенно, в первые годы существования ислама никаких правил не было, их зачатки появились к концу жизни пророка Мухаммеда. У него было несколько жен, которые покрывали себя, когда в дом приходили мужчины, — и обычные женщины стали им подражать. В итоге это стало отличительной чертой благочестивых мусульманок».

Главное — неприметность и скромность. Мусульманка ни внешним видом, ни поведением не должна привлекать к себе внимание.

За годы существования ислама выработались четкие правила того, что может, а что не может носить женщина. Начнем с того, что в идеале (в шариате используется понятие «желательно») все должны ходить в черных абаях — длинных, темных накидках.

Но минимальный список требований таков: плотная натуральная непрозрачная ткань, закрывающая руки до запястий и ноги до щиколоток, и платок, закрывающий шею и волосы.

Также важны нюансы: никакого парфюма — «чтобы не привлекать чужих мужчин», нельзя выщипывать брови и краситься, запрет на изображение живых существ, никаких каблуков и определенная длина волос — не короче шеи. Плюс ортодоксальные мусульманки не фотографируются. 

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

Asiya Bareeva for Bella Kareema, осень-зима 2016

«Когда-то я работала в салоне красоты при московском отеле Four Seasons, помню, как туда приезжали жены шейхов: укутаны в абаи, а как останутся один на один с женщинами — снимают накидку, обнажая ожерелья с каратами, дорогущие брючные костюмы и сложные укладки, — делится впечатлениями имиджмейкер и стилист Алсу Арна.

Она отучилась на курсах моды Александра Васильева при МГУ, хорошо известна в мусульманских кругах и работает в направлении modest fashion. Алсу сетует, что приверженцам ислама в России сложно одеться по правилам.

На встречу с The Blueprint она приходит в юбке «восьмилетней давности какого-то арабского дизайнера» и пиджаке H&M. 

ASIYA BAREEVA FOR BELLA KAREEMA, ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

При СССР было запрещено демонстрировать свою религиозную принадлежность, оттого у нас и нет культуры ношения и восприятия мусульманского костюма. Сюда же прибавим типичные для российской индустрии проблемы: недостаток производств, некачественное сырье, отсутствие профессиональных швей и конструкторов.

«В разработке моделей мы сильно отстаем от запада. В дизайнеры сейчас идет каждый второй, как раньше шли в юристы и журналисты. Но понимания религиозной специфики у большинства нет». Эта самая специфика должна учитывать и при ведении бизнеса.

Так по законам шариата запрещено завышать цены, продавать некачественный товар и вообще как-либо обманывать клиента. «А то закроется поток благоприятной энергии», – поясняет Алсу. Как стилисту ей постоянно приходится сверяться со сводом правил.

«Рассматривая бренды, я всегда выберу тот, одежда которого дольше прослужит, даже если она менее нарядна. В первую очередь я обращаю внимание именно на качество товара – так предписывает Коран, это не обсуждается». Еще шариат не позволяет носить фейки, это расценивается как воровство.

В исламе нет компромиссов, но есть нюансы: например, в Малайзии принято носят хиджабы ярких цветов, в Чечне и Дагестане – вычурные и скорее вечерние, а в Казахстане пользуется популярностью вышивка. Кстати, вы знаете отличить модную мусульманку от немодной? Все как у всех – по обуви, и сумке.

Uniqlo x Hana Tajima, весна-лето 2017

«Соблюдающим законы мусульманкам очень сложно одеться»

«Соблюдающим законы мусульманкам очень сложно одеться, — жалуется PR-специалист Духовного управления мусульман Москвы Амина Биджиева, — поэтому мы только радуемся, когда Uniqlo и другие марки делают линейки для нас.

Пару лет назад я думала открывать лакшери-бутик в торговом центре «Времена года», мы связывались с Dolce & Gabbana, они обещали удлинить рукава — подогнать наряды под наши нормы, но не случилось». Сейчас Арна и Биджиева трудятся над собственной маркой одежды для мусульманок.

Но пока действующих дизайнеров modest fashion в России по пальцам сосчитать. Самый известный — Bella Kareema, работающий с 2012 года и имеющий восемь магазинов в Москве, Нальчике, Казани и других городах, а также доставку по всей стране.

Основатели марки продвигают европейское понимание мусульманского костюма: в их лукбуках есть и брючные костюмы, похожие на пижамы, и яркие принты, блузы с рукавами три четверти и укороченные брюки.

Несколько лет назад основательница бренда покинула команду и стала руководителем IFDC (Islamic Fashion & Design Council) в России: консульство занимается развитием и продвижением modest fashion, например, организуют одноименный форум на Moscow Halal Expo (ежегодная выставка мусульманских товаров. — Прим. ред.).

{«points»:[{«id»:22,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:24,»properties»:{«x»:-375,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:23,»properties»:{«duration»:1,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeInOut»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

{«points»:[{«id»:19,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:21,»properties»:{«x»:376,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:20,»properties»:{«duration»:1,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeInOut»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

Asiya Bareeva, ВЕСНА-ЛЕТО 2017

Bella Kareema работают по масс-маркет-модели и регулярно выпускают коллаборации, одна из самых примечательных — с дизайнером Асией Бареевой, вдохновленная Северо-Кавказскими горами. До недавнего времени Асия выпускала смелые цветастые многослойные авангардные одежды, сделанные с соблюдением всех норм в единственном экземпляре, но все равно слишком удивительные для мусульманок.

Поэтому, хоть пресса и называла ее мусульманским дизайнером, по факту ее покупали не мусульманки. Сейчас Бареева отходит от вольностей: «Будем честны — мои предыдущие работы не подходят под каноны, это баловство, я играла, соблюдала внешние атрибуты — длину, закрытость, но все-таки моя одежда очень привлекала, а должно быть наоборот.

Сейчас я взяла перерыв, углубилась в изучение законов и хочу сделать минималистичную лаконичную одежду по всем нормам шариата. Предыдущие коллекции — это творческий выплеск, а сейчас во мне говорит чувство долга». При этом к направлению modest fashion Асия относится резко негативно: «Мода — это бездумная машина потребления.

Все эти коллекции Dolce & Gabbana — это лицемерие, они не углубляются в ислам, это сделано без души».

Dolce & Gabbana, осень-зима 2016

«Это просто ужасно, я была в шоке, когда увидела»

С не меньшим негативом вспоминает и нашумевшую обложку российского L’Officiel с моделью-немусульманкой в хиджабе: «Это просто ужасно, я была в шоке, когда увидела».

Мнение Асии стоит особняком, большинство опрошенных нами мусульманок позитивно смотрят и на интеграцию modest fashion в мировую моду, и на продвижение глянцем женщин в исламе. «Люди привыкают к покрытым женщинам, и это хорошо.

Пусть лучше на обложке будет модель в хиджабе, чем мусульманка в татуировках и с тоннелями», — разводит руками Алсу Арна.

Люксовые бренды не мусульманского происхождения формально не погружены в культуру, но продаваться в России это им не мешает. И, например, универмаг ЦУМ вполне сознательно движется в направлении покупательниц-мусульманок.

«Среди клиентов ЦУМа представители различных наций и культур, поэтому ассортимент универмага построен так, чтобы удовлетворить желания всех клиентов, — комментирует пресс-служба универмага.

— Некоторые бренды делают специальные коллекции и изделия, например в весенне-летнем сезоне эксклюзивно в ЦУМе и бутиках Dolce & Gabbana в Москве появится весенне-летняя коллекция хиджабов и абаев».

Еще один успешный отечественный бренд — YAND (Your Amazing Namaz Dress), как следует из названия, одевает мусульманок для намаза (ежедневная молитва, состоящая из стихов Корана. — Прим. ред). В среднем атласные платья, словно из гардероба восточной принцессы, стоят 50 тысяч рублей. Правда, в таком ценовом диапазоне покупать modest fashion могут себе позволить немногие.

{«points»:[{«id»:16,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:18,»properties»:{«x»:-5,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:17,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeInOut»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

{«points»:[{«id»:13,»properties»:{«x»:0,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}},{«id»:15,»properties»:{«x»:5,»y»:0,»z»:0,»opacity»:1,»scaleX»:1,»scaleY»:1,»rotationX»:0,»rotationY»:0,»rotationZ»:0}}],»steps»:[{«id»:14,»properties»:{«duration»:0.8,»delay»:0,»bezier»:[],»ease»:»Power2.easeInOut»,»automatic_duration»:true}}],»transform_origin»:{«x»:0.5,»y»:0.5}}

BELLA KAREEMA, ОСЕНЬ-ЗИМА 2017

Bella Kareema, ОСЕНЬ-ЗИМА 2017

{«width»:1200,»column_width»:84,»columns_n»:10,»gutter»:40,»line»:20}{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}false7671300false

Источник: https://theblueprint.ru/fashion/modest-fashion-in-russia

Носить нельзя запретить, или Сага о хиджабах чеченских школьниц

МОСКВА, 31 мар — РИА Новости.

Решение парламента Чечни позволить школьникам носить одежду в соответствии с их традициями и религией вывел дискуссию о хиджабах чеченских учениц на федеральный уровень; скептически к нововведению отнеслись как депутаты Госдумы РФ, так и общественники, «статья о хиджабах» получила поддержку в Совете Федерации, не оставили ее без  и в Кремле.

Парламент Чечни внес дополнительную статью в законопроект об образовании республики, дающую учащимся школ право носить одежду или символику в соответствии с их традициями и религией. При этом в пресс-службе регионального законодательного органа подчеркнули, что данная статья не противоречит статье 38 ФЗ «Об образовании в РФ».

Первыми в РФ запрет на ношение хиджабов в школах выпустили власти Ставрополья, в чем их поддержал Верховный суд России.

В феврале 2016 года Верховный суд РФ признал законным и запрет Верховного суда Мордовии на ношение в школах республики религиозной одежды и головных уборов, в том числе хиджабов. До этого решение о запрете приняло региональное правительство.

Против ношения хиджаба в школе ранее выступала также глава министерства образования и науки России Ольга Васильева.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил журналистам о том, что в Кремле нет единой позиции по вопросу ношения хиджабов в российских школах, отметив, что нужно понять: решать ли этот вопрос на федеральном уровне или предоставить это регионам.

«Это скорее вопрос регуляторики, нужно понять, можно ли это решать на федеральном уровне, или здесь есть какая-то доля компетенции региональных властей в определении этой практики. Но какой-то единой позиции у Кремля в данном случае нет», — сказал Песков в пятницу журналистам.

При этом Песков заявил, что не думает, что по этому вопросу возможно высказать позицию из Кремля. «Я не стал бы высказывать какую-то позицию, проблема ношения хиджабов в учебных заведениях активно дискутируется во многих странах. Говорить о каком-то стандартном подходе, к сожалению, не приходится. В разных странах по-разному эти темы регулируются», — сказал Песков.

«Безусловно, Россия — это многонациональная, многоконфессиональная страна, и президент неоднократно говорил о том, что сила России в нашей многоконфессиональности, многонациональности. Но одновременно с этим, Россия — это светское государство, это зафиксировано в нашей конституции», — добавил он.

Общественники просят наложить вето

Реакция общественности на действия парламента Чечни не заставила себя ждать. Так, председатель комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межрелигиозных отношений Иосиф Дискин заявил, что парламент Чечни нарушил общероссийское законодательство, внеся подобную статью в законопроект об образовании республики.

«С моей точки зрения, дело довольно сомнительное, поскольку мне представляется, что мы имеем налицо случай, когда один из субъектов Российской Федерации нарушает общероссийское законодательство», — сказал Дискин РИА Новости.

Читайте также:  Зачем запад пытался дискредитировать ивана грозного

Дискин призвал главу Чечни Рамзана Кадырова наложить вето на данную статью. При этом общественник подчеркнул, что глубоко уважает Кадырова, который, по мнению члена ОП, является российским патриотом, «заботящимся о религиозных чувствах своего народа». Однако это не должно выливаться «в прямое нарушение российского законодательства», подчеркнул общественник.

«Моя точка зрения, что возможен дифференцированный подход к этому вопросу в разных субъектах Российской Федерации… Но это возможно только после изменения российского законодательства, в том числе закона об образовании, который закрепит за субъектами РФ (право — ред.) вводить особенности», — подытожил Дискин.

Буркини vs бикини

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

1 из 9

Буркини — купальный костюм для мусульманок, разработанный ливанским дизайнером Ахедой Занетти и отвечающий всем требованиям шариата к одежде женщин.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

2 из 9

Буркини впервые предоставил мусульманкам возможность посещать городские пляжи наравне с мужчинами.

© AFP 2019 / Raymond Roig

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

3 из 9

Буркини — «гибрид» слов бурка (паранджа) и бикини. Костюм закрывает все тело женщины за исключением стоп, ладоней и лица.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

4 из 9

Напомним, в ночь на 14 августа на корсиканском пляже Сиско произошел конфликт, причиной которого, по словам очевидцев, стало то, что туристы стали фотографировать купающихся в буркини женщин. В результате столкновений ранения получили четыре человека, были сожжены три автомобиля.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

5 из 9

Буркини делают из полиэстера, который быстро сохнет, не облегает фигуру и не просвечивает.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

6 из 9

19 августа список городов, в которых появление в буркини стало под запретом, пополнился Ниццей. Три женщины, ослушавшиеся запрета, были приговорены к выплате штрафа в размере 38 евро.

© AFP 2019 / Raymond Roig

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

7 из 9

По мнению премьер-министра Франции Мануэля Вальса, сама идея буркини подразумевает, что женщины изначально «порочны» и их тело должно быть полностью покрыто одеждой, что не соответствует ценностям Французской Республики.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

8 из 9

Женщина в буркини на пляже в Тель-Авиве.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

9 из 9

Первые буркини были исключительно черными. Затем в купальных мусульманских костюмах стали использовать принты и ткани разного цвета.На фото: женщина в буркини на пляже в Марселе, Франция.

1 из 9

Буркини — купальный костюм для мусульманок, разработанный ливанским дизайнером Ахедой Занетти и отвечающий всем требованиям шариата к одежде женщин.

2 из 9

Буркини впервые предоставил мусульманкам возможность посещать городские пляжи наравне с мужчинами.

© AFP 2019 / Raymond Roig

3 из 9

Буркини — «гибрид» слов бурка (паранджа) и бикини. Костюм закрывает все тело женщины за исключением стоп, ладоней и лица.

4 из 9

Напомним, в ночь на 14 августа на корсиканском пляже Сиско произошел конфликт, причиной которого, по словам очевидцев, стало то, что туристы стали фотографировать купающихся в буркини женщин. В результате столкновений ранения получили четыре человека, были сожжены три автомобиля.

5 из 9

Буркини делают из полиэстера, который быстро сохнет, не облегает фигуру и не просвечивает.

6 из 9

19 августа список городов, в которых появление в буркини стало под запретом, пополнился Ниццей. Три женщины, ослушавшиеся запрета, были приговорены к выплате штрафа в размере 38 евро.

© AFP 2019 / Raymond Roig

7 из 9

По мнению премьер-министра Франции Мануэля Вальса, сама идея буркини подразумевает, что женщины изначально «порочны» и их тело должно быть полностью покрыто одеждой, что не соответствует ценностям Французской Республики.

8 из 9

Женщина в буркини на пляже в Тель-Авиве.

9 из 9

Первые буркини были исключительно черными. Затем в купальных мусульманских костюмах стали использовать принты и ткани разного цвета.На фото: женщина в буркини на пляже в Марселе, Франция.

Депутаты настроены скептически

Решение парламента Чечни о религиозной символике в школьной одежде в Госдуме РФ в целом восприняли скептически.

Первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) предложил договориться и прописать в федеральном законе норму о том, что такая одежда допустима, но условия должны быть одинаковыми для всех конфессий, и категорически запретить проводить на территории образовательных учреждений любые обряды.

При этом, считает депутат, поправки в республиканский закон об образовании, принятые парламентом Чечни, не противоречат закону федеральному, так как он не содержит прямого запрета на религиозную символику, однако, возможно, противоречит «смыслу светского характера образования».

Другой первый зампред комитета Госдумы Геннадий Онищенко (ЕР) заявил РИА Новости, что поддержал бы такие нововведения, если бы, отталкиваясь от федерального закона, были бы разработаны рекомендации по форме школьной одежды с учетом особенностей вероисповедания.

«Если произойдет симбиоз, когда, отталкиваясь от требования закона, будут разработаны рекомендуемые формы одежды, которые будут учитывать особенности вероисповедания, тут я, пожалуй, даже и поддержу», — сказал Онищенко.

Чечня имеет право

В верхней палате парламента напомнили о том, что Чечня, как субъект РФ, имеет право принимать подобные статьи дополнительные статьи.

«Если парламент Чечни принял решение, разрешающее учащимся одеваться в соответствии с вероисповеданием, у него есть такое право», — заявил член комитета Совфеда по образованию и науке Олег Казаковцев, отметив, что школьники должны на принципах добровольного выбора принимать решение, какую одежду ему использовать.

Источник: https://ria.ru/20170331/1491228364.html

Хиджаб haute couture

Устремившись в новую нишу, Давлет прежде всего проанализировал рынок, в том числе зарубежный, и понял, что сегмент мусульманской моды растет. Он уволился из Fast Lane, решив сконцентрироваться на семейном бизнесе.

«Поначалу я просто помог сестре найти цех в Подмосковье и дал денег на производство. Но когда стало понятно, что из этого может получиться масштабный бизнес, вложил 5 млн руб.

и занялся оперативным управлением», — рассказывает Давлет.

Сулеймановы разработали логотип и зарегистрировали бренд Rezeda Suleyman, создали интернет-магазин, отшили первые крупные партии и открыли две офлайновые точки — в Москве и Казани. Помещение площадью 20 кв. м у станции метро «Марксистская» в Москве обходилось в 50 тыс. руб. в месяц, на аренду бутика в 40 кв. м в центре Казани уходило 35 тыс. руб.

Выручка каждой точки составляла на первых порах около 1 млн руб. в месяц. Марка Rezeda Suleyman позиционировалась как демократичный молодежный бренд, рассчитанный на молодых и модных мусульманок; средний чек — 3,5 тыс. руб.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

Владислав Шатило / РБК

Рынок мусульманской одежды

По данным глобальной компании Salaam Gateway, объем рынка мусульманской одежды составил $244 млрд в 2015 году. Россия входит в первую десятку стран в мире по количеству потенциальных покупателей — в стране более 20 млн мусульман.

«Еще в 2010 году поисковики по словосочетанию «мусульманская мода» выдавали лишь ссылку на «Википедию» и теоретические статьи. Сегодня в этой индустрии произошла своего рода революция — появились десятки брендов», — говорит Диляра Садриева, глава представительства Международной палаты исламской моды и дизайна в России.

По ее словам, рынок в России неоднородный: предпочтения в одежде очень разнятся от региона к региону.

«Покупательницы из Поволжья и Татарстана предпочитают растительный и цветочный орнаменты, яркие цвета, а девушкам из Чечни и Дагестана больше нравятся роскошные ткани, летящие силуэты, обилие украшений, насыщенные цвета», — говорит Карина Багдасар, фешен-консультант, основательница бренда Abeille, директор по развитию Moda-Mark.

Среди популярных российских мусульманских марок — Bella Kareema, Irada, Hayat, Rezeda Suleyman и др.

«Постоянно появляется большое количество молодых брендов и дизайнеров, которые гибко реагируют на спрос и новые веяния, средний чек таких марок — в районе 3 тыс. руб.», — говорит Садриева.

Есть российские бренды и в люксовом сегменте, преимущественно основанные дизайнерами с Северного Кавказа, — YAND, Ferdaus и др. У них ценник начинается с 10 тыс. руб.

На сегмент мусульманской одежды обратили внимание и глобальные бренды: Chanel и DKNY создают специальные исламские коллекции, а H&M первым снял в рекламной кампании модель в хиджабе. «Сейчас понятие modest fashion (благопристойная мода. — РБК) закрепилось уже во всем мире, — говорит Диляра Садриева.

 — Есть бренды, которые не позиционируются как бренды мусульманской одежды, но производят так называемую одежду формата modest. Это закрытая, целомудренная одежда, ориентированная на широкий круг потребителей, не только мусульман.

Прошло время, когда одежда для мусульманок ассоциировалась исключительно с «восточной» модой или традиционными нарядами».

«Идея производить и продавать наряды для мусульманок хороша, хотя ее финансовая состоятельность зависит, конечно, от качества менеджмента, — считает Андрей Юнисов, член инвестиционного комитета Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). — Мусульманское население увеличивается, рынок растет. Да и государственных запретов в России пока не видно, потому что нет особой напряженности, как, например, в Германии».

Интернет и традиции

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами
Идея расширять бизнес приехала к Сулеймановым с Северного Кавказа. «Когда к нам приехали из Дагестана муж с женой и сказали, что им нравится бренд и они хотели бы открыть фирменный магазин, я сразу подумал, что нужно делать франшизу», — вспоминает Сулейманов.

​Франчайзи Rezeda Suleyman Муртузали Расулов увидел страницу проекта во «ВКонтакте», заинтересовался форматом и договорился с Давлетом о встрече в марте 2014 года. «Интеллигентный, предприимчивый парень, с таким приятно иметь дело», — вспоминает Муртузали.

В сентябре он открыл первый магазин Rezeda Suleyman в Махачкале. До середины 2016 года дела у предпринимателя шли неплохо: в пиковые месяцы оборот составлял 1,6 млн руб., чистая прибыль — 600 тыс. руб. Сейчас выручка не превышает 600 тыс. руб., но и затраты невелики — 50 тыс. руб.

на аренду помещения площадью 50 кв. м, еще 50 тыс. руб. — на оплату труда двух продавщиц, работающих посменно.

Поскольку у Сулейманова не было ни инструкций, ни регламентов по открытию фирменных магазинов, франшиза досталась Расуловым бесплатно: они просто договорились закупать товар у Сулеймановых за 50% от розничной стоимости.

Чтобы масштабировать бизнес по-серьезному, Сулейманов нанял директора по франшизе, маркетолога, менеджеров по продажам. В итоге сформировали и стали предлагать два пакета: концепцию небольшого магазина формата шоу-рум за 45 тыс. руб. паушального взноса или полноценного магазина — за 90 тыс. руб.

К 2015 году в России работало уже 15 бутиков и более 40 шоу-рум Rezeda Suleyman — в основном в регионах, где преобладает мусульманское население.

Шоу-рум пользовались особой популярностью, поскольку франчайзи, по сути дела, открывал точку выдачи товара в своем городе, а раскруткой бренда в соцсетях и интернете занимался московский офис. Франчайзи должен был только обеспечить удобные примерочные.

Основными каналами привлечения клиентов были контекстная реклама и соцсеть «ВКонтакте» (сейчас у бренда 84 тыс. подписчиков).

Наценка на товар в рознице составляла от 200 до 350%, как и на обычную одежду; оптовикам-владельцам франшиз Сулеймановы продавали товар со скидкой 50% от розничной цены. «Самые маленькие шоу-рум в месяц покупали на 50–100 тыс. руб. Мы зарабатывали там свои 20–40 тыс. руб.», — вспоминает Давлет. Вся сеть продавала товара на 8–10 млн руб. в месяц, чистая прибыль составляла 2–3 млн руб.

Однако стало понятно, что у владельцев шоу-рум и бутиков разные подходы — первые делали ставку на массовый спрос и просили снизить цены, вторые — наоборот предлагали перейти в более премиальный сегмент.

Тогда Сулейманов решил зарегистрировать еще один бренд — Uhtishka (от арабского «ухти» — сестра).

Предприниматель рассчитывал, что новая торговая марка займет нишу демократичной мусульманской моды, тогда как Rezeda Suleyman поднимется до премиального уровня.

Но не получилось. Оказалось, что традиционные ценности и современный бизнес совмещать не так-то просто.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

Давлет Сулейманов ( Владислав Шатило / РБК)

Семья против работы

Резеда Сулейманова вышла замуж и в 2015 году переехала в ОАЭ, куда пригласили работать ее мужа. Поначалу ей еще удавалось работать, хотя и наездами: коллекцию она создавала дома, а отшивать модели приезжала в Россию.

Однако без авторского надзора стало страдать качество: процент бракованных изделий вырос, ткани не всегда соответствовали замыслу.

«Когда Резеда была здесь, она контролировала каждую пуговку, сама выбирала ткани, указывала на недочеты работы цеха, могла по нескольку раз все переделывать», — сетует Давлет.

Читайте также:  Зачем православному нужен духовник

Резеда говорит, что у нее поменялись жизненные приоритеты, а деньги ее и раньше не особо интересовали, этим должны заниматься мужчины.

В итоге снизить количество брака помог приглашенный технолог, но главная проблема оставалась: бренд потерял дизайнера. Когда у Резеды появился ребенок, ей стало не до платьев, а фанаты бренда между тем ждали выхода новой коллекции и писали гневные отзывы в соцсетях.

Поначалу в компании пытались воссоздать модели, которые пользовались популярностью в прошлом. «Мы запустили принты с цветами, но поклонники возмутились: цветы у вас были в том году, давайте нам что-нибудь другое. Сделали платье-рубашку — такая же реакция», — вспоминает Давлет.

На складе начал копиться нераспроданный товар. Давлет попробовал приглашать других дизайнеров для разработки новых моделей, но уловка не прошла — клиенты сразу заметили отличие от «почерка» Резеды. В общем, товар не расходился, денег в обороте становилось все меньше.

Некоторые магазины и шоу-рум марки закрылись, некоторые франчайзи стали продавать одежду других дизайнеров под вывеской Rezeda Suleyman. «Я понимал, что это начало конца для бренда, но сам не мог обеспечить поставки, поэтому предложил нашим франчайзи временно закупаться у других оптовиков», — признается Сулейманов.

Некоторые торговые партнеры сменили вывеску и стали торговать всем подряд.

Резеда тем временем и вовсе потеряла интерес к «евроисламской» моде: под влиянием жизни в ОАЭ, где в ходу широкие, неприталенные силуэты, поменялся и ее собственный стиль.

«Когда мы начинали, Резеда сама только-только переходила от светских коротких юбочек к мусульманской одежде, и это выражалось в ее творчестве. А теперь она стала более зрелой, глубже ушла в ислам», — объясняет брат. Однако спрос на традиционную исламскую одежду на российском рынке гораздо ниже.

По словам Давлета, более половины покупательниц одежды Rezeda Suleyman — обычные девушки, которым просто нравятся закрытые женственные наряды.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

Владислав Шатило / РБК

Новый старт

Сейчас Давлет развивает «положенный в стол» бренд Uhtishka. Он пригласил молодых дизайнеров, привлек 2 млн руб. частных инвестиций и вложил в проект еще 2 млн руб. своих денег.

Первую коллекцию выпустил в сентябре 2016 года и распродал через партнеров (три магазина и 15 шоу-рум), которые согласились сменить вывеску с Rezeda Suleyman на Uhtishka.

За полгода удалось реализовать товара на 7 млн руб., операционная прибыль — 1,4 млн руб.

«В течение ближайших трех месяцев нам предстоит понять, как дальше развивать магазины и что делать с брендом Rezeda Suleyman», — говорит Сулейманов. На сей раз он намерен сфокусироваться не столько на производстве, сколько на ретейле, создать, по сути дела, маркет-плейс мусульманской одежды.

«Любой дизайнер сможет запустить свою линейку, называть изделия своим именем и продавать у нас. Например, Uhtishka by Rezeda», — говорит Сулейманов.

Кроме того, он заключил соглашение с брендом халяльной косметики о продажах через точки Uhtishka.

Помимо дизайнерской одежды, платков и косметики Давлет планирует торговать бижутерией и аксессуарами под собственным брендом. На сестру Давлет не в обиде.

«На мой взгляд, занять прочный средний сегмент мусульманской моды — это беспроигрышный вариант, — считает серийный предприниматель Александр Скуратовский.

 — Сейчас есть непритязательные специализированные магазины с этническим оттенком в спальных районах и очень дорогие, в том числе пришедшие из Англии и Ближнего Востока, в центре.

 Тот, кто сумеет занять средний сегмент, имеет шансы создать мусульманскую Zara или Bershka».

Регина Садыкова

Источник: http://www.rbc.ru/own_business/22/03/2017/58d23e0a9a7947c211985166

Как можно и как нельзя одеваться мусульманке

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

(Что можно носить женщине в исламе, и что — нельзя?)

Некоторые до сих пор видят женщину Востока за глухой паранджой, едва смеющую показывать лицо. Но современные мусульманки, жители мегаполисов, мало чем напоминают Гюльчетай из известного фильма.

Они одеваются модно, стильно, красиво и в то же время в полном соответствии с требованиями своей религии.

В Исламе требований и рекомендаций в отношении внешнего вида женщин довольно много, а вот основных запретов — всего три. 

1. Одежда не должна быть открытой. Короткие юбки, топы, кофточки с глубоким вырезом – под полным запретом. Мусульманке их заменяют длинные юбки по щиколотку, просторные брюки и блузки с длинным рукавом, закрывающим руки вплоть до запястий. Шея и грудь, а также волосы покрываются платком. Можно ли мусульманкам ходить в брюках? — Можно, но есть условия, как и какие брюки может носить мусульманка.

2. Одежда не должна быть прозрачной. Одежде из прозрачных, просвечивающих материалов также не место в гардеробе мусульманки. Те, кто носит такую одежду, “даже не вдохнут благоухания Рая” – предупреждает Коран. Однако великолепный тонкий шелк и шифон широко используются в декоре одежды.

3. Не выдавать формы женского тела. Если одежда дает разглядеть изгибы женского тела – это уже не по правилам. Ведь мусульманка должна остерегаться от соблазнения постороннего ей мужчины. По этой же причине ей нужно отказаться от высоких каблуков, которые изначально созданы, чтобы сделать походку женщины “качающейся” и соблазнительной – этого мусульманка себе не позволяет. 

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

Помимо перечисленных правил, женщине в исламе следует быть достаточно скромной и сдержанной в своих нарядах. Находясь в не дома, не приветствуются носить чересчур яркие, насыщенные цвета. Собираясь куда-либо, мусульманка подбирает наряд, соответствующий случаю. Существуют свои особенности у одежды для праздника, для посещения рынка, для совершения намаза и т.д.

Отступить от правил можно, но только дома, в кругу семьи. Домашняя одежда может быть чуть более открытой, юбки – короче, допускаются обтягивающие джинсы и кофточки. Но такой женщину могут видеть только муж и ближайшие родственники.

Почему мусульманам нельзя носить одежду с принтами

Не должно оставаться впечатления, что доля мусульманки – всегда ходить наглухо закрытой и выбирать мрачную мешковатую одежду. При желании и наличии вкуса любая мусульманка может создать свой красивый и элегантный образ.

При желании и наличии вкуса каждая может создать свой красивый и элегантный образ. Никто не запрещает мусульманке надеть модные стильные джинсы и дополнить их туникой с интересными принтами.

Тем более что восточный орнамент, вышивка, кружева, любимые женщинами Востока, сейчас в тренде, как никогда.

И еще один нюанс. Иногда девушки вынуждены отдать предпочтение более традиционным вариантам хиджаба, так как им кажется, что, одеваясь стильно и красиво, они дают повод окружающим усомниться в твердости своей веры.

Но такие сомнения не имеют под собой основания. Если девушка одета современно и с учетом веяний моды, в то же время с соблюдением всех требований своей религии, то никто не смеет упрекнуть ее в слабости веры.

Так что не бойтесь одеваться модно и красиво, ведь вера человека не в одежде, а в состоянии души.

Вернуться к другим новостям

Источник: https://muslimfashion.ru/news/postulates/kak-mozhno-odevatsya-musulmanke

Добро должно быть в хиджабе

Столичный дизайнер исламской одежды Зухра Абушева раскрывает тайны мусульманского костюма

Навороченный телефон в ухоженных пальчиках, обычное для города чёрное полупальто, непринуждённо подвёрнутые манжеты джинсовой рубашки – сидящая передо мной молодая женщина мало чем отличается от любой другой жительницы мегаполиса.

За одним исключением: модная рубашка выглядывает из-под тёмной одежды, сшитой в полном соответствии со строгим исламским каноном. И, конечно, платок на голове. Однако весь ансамбль почему-то вызывает ассоциации не с Багдадом, а с… Парижем. И неудивительно.

Зухра Абушаева – столичный дизайнер, основательница одноимённой марки модной мусульманской одежды.

Кутюрье в хиджабе – настоящий разрыв шаблона! Мы поговорили с ней о том, что и как носят современные мусульманки, почему русский сарафан с кокошником подходит для последовательницы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и зачем, собственно, нужна исламская мода.

Белое не носить, обтягивающее не надевать…

– Первое, о чём думаешь, видя дизайнера в хиджабе: наверное, как замуж вышла, так и начала модели разрабатывать…

– А вот и не угадали: замуж я выходила уже одетая и упакованная по полной программе. Я по образованию дизайнер, училась на художника-модельера, мастера по меху. А одежду, соответствующую исламскому канону, стала разрабатывать, когда сама пришла к религии. Тогда, 8 лет назад, в Москве всё это было в новинку – хотелось одеться по правилам, но с изюминкой.

– Зато уж теперь-то, наверное, можно просто купить всё за границей…

– Нашим девушкам это всё не подходит! Например, к нам привозят много одежды из Малайзии и Индонезии. Но там женщины маленького роста.. Как это носить даже при среднем росте? А ведь у нас ещё и другой климат, другие бытовые привычки.

– В чём состоит канон?

– Не должно быть видно ничего, кроме овала лица и кистей рук. Шея, уши, мочки ушей с серёжками, которые некоторые девочки любят «выпускать» из-под платка – всё должно быть закрыто. Одежда не должна быть просвечивающей, прозрачной, облегающей, не должны быть видны очертания фигуры. И ещё одно условие: она не должна быть похожа на мужскую и не источать аромата духов.

– То есть в гардеробе мусульманки не может быть джинсов?

– Почему? Может быть всё что угодно – для дома, для ужинов с мужем.

– А на обувь есть ограничения?

– Нельзя носить высокий каблук – он изменяет походку, делает её более соблазнительной.

– Как решается вопрос с купальником? На пляжах в Турции можно увидеть женщин, которые и купаются в полном «обмундировании»…

– Да, для такого купальника даже название есть – «буркини», они выглядят как водолазный костюм. База – лосины и туника. Современные технологии позволяют шить их из ткани, пропускающий ультрафиолетовое излучение, чтобы загорать! Но, конечно, профессионально плавать в этом неудобно. Лично я – за раздельные пляжи.

– Ещё проблема, наверное, – спортивный костюм…

– Вот тут как раз никаких проблем: спортивные брючки, удлинённая туника, хиджаб. Хожу так в обычный фитнесс-клуб в Москве – удивляется только тот, кто первый раз видит.

– Как придумываете свои модели?

– Есть два метода: или сначала закупаешь ткани, а потом думаешь, что бы из них сделать, или же сначала придумываешь модель, а потом прикидываешь, из какой ткани это можно сшить. Много идей «подглядываю» в путешествиях. В Саудии бывают очень красивые платья: ходишь, записываешь, и потом это выливается если не в коллекцию, то в какие-то отдельные модели.

– Расскажите такой случай! Идёте по улице, увидели «красоту», поймали девушку и зарисовали…

Читайте также:  Где именно в россии мог родиться чингисхан: мнение историков

– Обычно бывает по-другому: они сами меня ловят за руку и спрашивают, где вы это купили? Но вот один случай помню, в Дубае. В аэропорту увидела девушку в шикарной абайе: очень широкая, а на плечах – эполеты с цепочками в стиле Майкла Джексона.

Я не могла дождаться – как только приехала домой, сразу сделала такую же абайю, причём не чёрную, а зелёную – с отсылкой к военному мундиру. И этот эполет придавал ей такой шарм! Вообще же традиции одеваться разные в разных странах.

Например, в Саудии наряды очень скромные внешне, а в Турции, наоборот, очень яркие – не в моём стиле.

– Яркое в Исламе тоже под запретом?

– Нельзя носить всё, что привлекает излишнее внимание. И знаете, с точки зрения хорошего стиля это правильное ограничение.

– Готовясь к интервью, нашла в Сети фотографию начала века – женщины-татарки, явно очень обеспеченные: головы прикрыты, но маленькими шапочками, так что вся причёска видна. Почему так одевались?

– Костюм могли носить не так, как положено. Например, надо понимать, что в те времена статусная женщина не могла себе позволить выйти на люди без головного убора. Откуда и выражение «опростоволоситься», то есть опозориться.

Татарский национальный костюм я изучала, он соответствует канону, так как влияние Ислама на этот регион было очень сильным и долгим.

А вот если в каком-то регионе национальный костюм сложился до принятия Ислама, то, конечно, в нём могут быть неканонические элементы: традиция выпускать косы из-под платка, облегающий покрой «в талию».

Кокошник: одобрено для мусульманок

– Как Вам кажется, а сейчас есть запрос на формирование какого-то общероссийского исламского костюма?

– Мне кажется, униформа не нужна. Национальные традиции даже сейчас продолжают сильно влиять на одежду. У нас есть дизайнеры – мусульмане по вероисповеданию, но русские по национальности. И представьте себе, это сразу видно по их работам!

– Как?!

– Многообразие цветов, буфы на рукавах, намёк на кокошники в головных уборах… Причём, что самое интересное, это всё не специально – изнутри идёт.

– Но канону соответствует?

– Да! Самое интересное, что русский национальный костюм вообще отвечает исламскому канону. Свободный сарафан в пол, скуфья, кокошник, сверху платок – всё закрыто.

И волосы на людях замужние женщины на Руси тоже обязательно прятали.

И ещё интересную деталь мы заметили: если в магазин приходит новообращённая мусульманка, русская девушка, то почти со 100 % вероятностью она выберет абайю – платье.

– Интересно, почему?

– Сложно сказать. Сам термин «абайя» мы позаимствовали у арабов, это просто платье, причём в Саудовской Аравии это всегда верхняя одежда – то есть под ней что-то надето.

Молодёжь в основном носит джинсы, модные вещички, замужние женщины могут на домашнюю одежду накинуть абайю и выйти на улицу – кстати, очень удобно, если надо быстро выскочить.

Но сами абайи почти все одинаковые, такие невнятные балахоны. А у нас это нарядные платья.

– В своих работах национальную тематику используете?

– Да, иногда хочется какой-то изюминки. Например, у нас была летом коллекция с узором на основе татарского орнамента.

Орнамент этот образуется с помощью специальной техники «кожаной мозаики», вот её мы и взяли за основу.

Никакой этники в костюме нет, он современный, зато изюминка! А ещё сейчас в моде кавказская тематика – имитация газырей на лацканах рубашек очень популярна в мужской одежде.

Микки Маус не под запретом

– Канон получается довольно жёстким: открыты только лицо и руки. С чем тут может «поиграть» дизайнер?

– Играть можно практически со всем. Рукава можно делать любой длины, плюс к ним узкие нарукавники. Сочетать ткани разной фактуры, украшения. И, конечно, особое значение приобретает крой. Ведь не всегда красивая одежда – это облегающая по талии. Конечно, если взять красивую ткань и обтянуть красивую фигуру – будет красота.

Но есть же и более интересные, оригинальные решения. Например, одна из наших любимых моделей – платье-абайя с завышенной талией, скроенное по косой. Из-под мышек начинается клёш, и ткань при ходьбе очень красиво струится. С точки зрения канона придраться не к чему, но смотрится очень женственно.

Очень часто применяем фасон «летучая мышь» – это широкие, свободные вещи, такой крой сейчас в моде во всём мире.

– Мировые модные тенденции как-то преломляются в исламском костюме?

– Мы не можем напрямую заимствовать с подиумов.

Допустим, в этом сезоне в моде шортики – но их ведь не перекроить под наши правила! А дома при муже, наоборот, ходи в любых шортиках, исламский дизайн для этого не нужен.

Однако мы следим за мировыми тенденциями и стараемся копировать творческие, перерабатывать какие-то детали. Я очень много времени трачу на просмотр показов коллекций мировых модельеров.

– Какие модные акценты Вы делаете в своих коллекциях?

–Летом были в тренде цветочные принты – мы их использовали, до этого леопардовые расцветки – тоже применяли. Сейчас мы уже знаем, что будет в моде зимой 2014–2015 годов: например, карманы, отороченные мехом. И у нас они тоже обязательно будут!

– Оказывается, нелёгкое это дело – одеваться по исламскому канону.

– Совсем наоборот! Одеться по правилам можно абсолютно в любом магазине готовой одежды. Блузки, рубашки, юбки, платки – это есть везде, нужно только иметь вкус и умение сочетать расцветки, фасоны. Такое умение есть далеко не у всех, это касается и женщин, далёких от любой религии.

Поэтому в своих коллекциях мы предлагаем уже готовые решения, сочетания. Однако я за то, чтобы девушка могла зайти в любой магазин и одеться с ног до головы по канону. Ведь исламская одежда – это не выбор единственного новогоднего костюма, а образ жизни.

Поэтому всё должно быть максимально просто и удобно.

– То есть если студентка надела к длинной юбке толстовку с Микки Маусом, это нормально?– Конечно! Пусть себе ходит! Правда, в Исламе изображения животных и людей не приветствуются.

Стразы: снимите это немедленно!

– Допустим, молодая девушка пришла к тому, чтобы следовать исламскому канону. Что Вы ей посоветуете в первую очередь?

– Первое – освоить искусство завязывать платок. Татарские женщины очень любят имитацию чалмы, кавказские платки в основном гладкие.

У некоторых это культ – по пятнадцать минут завязывать платок, закалывать его иголками, булавками… Но ведь это неудобно! Как они всё это туда-сюда откалывают и закручивают обратно по несколько раз на дню? Сядьте один раз перед зеркалом, подберите манеру завязывания платка по типу лица, научитесь это делать быстро – и наслаждайтесь удобством: надо быстро выскочить в магазин – никакой возни с причёской, платок накинула и пошла.

– У вас дочки. Расскажите, в каком возрасте девушку начинают одевать согласно канону?

– Соблюдающие канон семьи стараются начинать одевать девочку согласно канону пораньше, до наступления половой зрелости, чтобы она привыкла. Наши дети лет с шести ходят в школу в хиджабе.

– А как же школьная форма? Помните, её введение в России как началось со скандала с хиджабами в Ставрополе…

– Это всё пиар. Нет безвыходных ситуаций. Если ты не скандалишь, а просто приходишь к директору и просишь: пожалуйста, девочке нужно носить платочек… У меня на родине есть по соседству село – самая большая деревня, Елюзянь. Так там даже в советское время носили в школу хиджабы, и ничего.

– А как учителя реагируют?

– Вы можете не поверить, но учителя говорят: как хорошо, что есть такие девочки, так что дети со школьной скамьи привыкают, что все люди разные, что у нас в стране есть мусульмане. Как иначе воспитывать толерантность? И неправильно сравнивать эту ситуацию с конфликтами вокруг хиджабов в европейских странах. Ведь мы-то тут не приезжие, мы у себя дома!

– Есть какие-то базовые «модные ошибки», которые совершают девушки, пытающиеся одеваться в соответствии с исламской традицией?

Во-первых, я бы настойчиво рекомендовала девочкам не надевать на себя много страз. Это моветон! Если уж стразы, то их не должно быть много и они должны быть качественными – например, Сваровски. А корейские стекляшки очень дёшево смотрятся. Во-вторых, высокие шпильки и змеино-леопардовый принт на сумках, платьях и шарфиках одновременно.

В качестве детали, аксессуара такой рисунок допустим, но от него не должно рябить в глазах. А уж шпильки! Иная девушка в магазин за хлебом в тапочках не выскочит – вдруг её там Джамбулат увидит?! Но всё-таки лучше одеваться всегда сообразно времени и месту – это первое правило хорошего тона, не важно, соблюдаешь ты канон или нет.

А перегруженность ансамбля аксессуарами, драгоценностями, бижутерией всегда выглядит безвкусно.

– Любопытно, что светские дизайнеры всех мастей именно эти два момента критикуют, говоря о манере россиянок одеваться: неуместную любовь к стразам и ультравысоким каблукам. Если у нас даже ошибки в стиле общие, то есть ли вообще исламская мода или нет?

– Отдельной исламской моды, как мне кажется, не существует. Есть просто мировые модные тенденции – и их преломление в мусульманских странах. По канону можно одеться и без дизайнера. Но смысл понятия «мода» не исчерпывается понятием «красиво».

Модная одежда имеет определённую социальную функцию. По-моему, это очень здорово. Из этого складывается позитивный образ Ислама для окружающих людей.

Весёлая девчонка в толстовке с Микки-Маусом или в изящной абайе одним своим появлением лучше, чем любой аналитик, скажет: Ислам – это добро. Просто в хиджабе.

Источник: http://islam.ru/content/obshestvo/41835

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector