Почему на руси существовал культ медведя

Почему на Руси существовал культ медведя

Когда иностранцу говорят о России, его воображение, помимо других ассоциаций, живо рисует медведя. Этот зверь уже давно стал нашим символом. И не только за рубежом. Образ Русского медведя можно встретить у нас самих и в живописи, и в геральдике, и в современной символике товаров и организаций. Почему медведь так популярен у нас и почему именно с ним сравнивают нас иностранцы?

    Кажется, ответ лежит на поверхности: это давнишний стереотип. Его формированию положили начало «Записки о московитских делах» барона С. Герберштейна, вышедшие в 1526 году, и последовавшие за ними многочисленные карикатуры, изображающие Россию в виде глупого и злого медведя.

В «Записках…» «правдивый» барон пишет, что по улицам русских селений и городов ходят медведи, а в голодное зимнее время они вламываются в дома и нападают на людей. И эти сведения так полюбились неразборчивой западной публике, что барону вторили многие писатели на протяжении столетий.

    Но на деле с этим стереотипом всё сложнее. И «Записки…» барона повлияли на его формирование не самым главным образом. Конечно, на Руси скоморохи всегда водили с собой дрессированных медведей. Но ведь и в Индии на улицах до сих пор можно увидеть и слонов, и коров, и обезьян. А называть индусов этими животными никому не приходит в голову. Значит, ответ искать нужно глубже… в психологии людей. Почему на Руси существовал культ медведя

«Да вы сами виноваты!»

    Стереотип – вещь мощная. Он, как предрассудок, даёт человеку шаблон представлений, рождается быстро и легко, а вот разрушается долго, трудно. Особенно стойки негативные стереотипы. Поэтому мы для Запада долго ещё будем (а, может, и вечно) медвежьей страной.  

    Негативен ли образ Русского медведя? В глазах иностранцев – да. Рассмотрите старые зарубежные офорты, гравюры и иллюстрации по этому поводу.

Россия-медведь на них – просто глыба тупой силы, неуправляемый агрессивный зверь, символ отсталости, неграмотности, жестокости и всего худшего, что есть в человеке.

Можно только руками разводить, откуда они взяли о нас такое представление? Чем-чем, а вот агрессией и жестокостью, например, Россия никогда особенно не отличалась. Так в чём же дело?

Почему на Руси существовал культ медведя     По-моему, привычка сравнивать русских с медведем возникла по двум причинам.

    Первая причина. На Руси с незапамятных времён существовал культ медведя (подробнее об этом речь пойдёт в конце статьи).

Он пришёл к нашим предкам из зоолатрии – ранней формы религии, обожествляющей животных – людей каменного века. Этот зверь был тотемом праславян.

А у славян образ медведя трансформировался в бога домашнего скота Велеса. Доказательством этому может служить факт, что одна ипостась Велеса – медведь.  

    Но и после формирования самобытной религии, и даже после прихода христианства, почитание медведя сохранилось. Его уважали, почти что приравнивали к богам, считали своим покровителем и оставляли ему в лесу подношения и подарки. Ведь жизнь большинства русских народов протекала в лесу. А медведь – самый сильный зверь, хозяина леса. Почему на Руси существовал культ медведя  

    Чтобы обратить на себя милость своего тотема-покровителя – медведя, его изображения наносились на боевые щиты, паруса ладей, вышивали его символические обозначения на одежде. Также он был излюбленным персонажем на праздниках ряжений.

Некоторые княжеские дружины назвали себя медведями – чтобы подчеркнуть свою силу и неустрашимость. Из-за частого упоминания этого зверя иноземные купцы и путешественники стали нарицательно называть русских медведями. А потом это вошло в традицию.

 

    Вторая причина. Что ни говори, но Русь с самого своего начала была сильным, независимым и большим государством. Были времена упадка и раздробленности, но даже тогда никто не мог сломить её. Эта жизнестойкость, свободолюбие и патриотизм всегда вызывали уважение, трепет и даже страх у окружающих соседей.  

    Европейские соседи, похоже, кроме страха ничего не испытывали. Если проследить их историю, то они всегда были маленькими или небольшими государствами, постоянно воюющими друг с другом.

После покорения Европы Римской империей в начале нашей эры, они утвердились во мнении, что любое большое, единое и сильное государство есть угроза для маленьких стран.

Поэтому страх перед сильным у европейцев в крови.  

    Когда индивид не может справиться с какими-то сильными эмоциями, он вытесняет их из своего сознания другими, не менее сильными, но не травмирующими его. Такой процесс психологи называют замещением. Например, ребёнок может ненавидеть своего отца, чтобы не бояться его.

    Также и европейцам легче презирать Россию, чем бояться её. И чем сильнее страх, тем сильнее презрение. А в выказывании своего презрения все средства хороши – от карикатур, до животных прозвищ. Но почему медведь? Ответ прост. Он вызывает у человека сходные чувства – смесь страха с уважением. Этот зверь такой же большой и сильный, основательный и неторопливый, миролюбивый, но яростный, если его потревожить.

    В России образ медведя так же популярен, как и за границей. Как было выше сказано, этого зверя наши предки почитали всегда. И хотя в фольклоре он может показаться нам неуклюжем и тугоумным персонажем, в народном сознании медведь – олицетворение силы, спокойствия и уверенности.

    Наши предки так долго жили бок о бок с медведем, что в нашем сознании сложился и до сих пор жив архетипический образ медведя. Он частый персонаж народных сказок («Теремок», «Колобок», «Медведь и Лиса» и т.д.

), басен и литературных произведений (Н.И. Сладков «Медвежий характер», К. И. Чуковский «Краденое солнце» и другие), живописи.

Даже сейчас этот архетип популярен, и образ медведя найдётся в геральдике областей и в символике спорта и политических организаций.

Почему на Руси существовал культ медведя

    На Руси на любые празденства кто-нибудь обязательно наряжался медведем, молодожёны проводили свадебный обряд, сидя на медвежьей шкуре, в барских домах часто бывали ручные медвежата. Из уважения наши предки называли его Топтыгин, Потапыч или ласково мишкой. Также они считали его своим предком, а позднее заколдованным человеком или грешником.

    Чем же медведь покорил воображение славян? Его поведение и некоторые черты облика напоминают человека: медведь может ходить на ногах, лазать по деревьям и плавать, кормить грудью и нянчить своих детёнышей, кряхтеть как старый дед, а его следы похожи на отпечатки босых ног человека. Даже характером он похож на русского человека: добродушный, спокойный, медлительный и всю зиму проводит в спячке. Наверное, поэтому медведь так прочно вошёл в нашу ментальность.

    Но это не все причины любви славян к медведю. Он олицетворял необыкновенную силу, тайные знания и находчивость. По древнему преданию, эти качества переходили к тому, кто победит дикого медведя в поединке. Но для русского человека с широкой душой было интереснее приручить, а не победить этого страшного зверя.

Почему на Руси существовал культ медведя

    В 2009 году в Америке прошёл социологический опрос «Медведь как символ России». По его результатам почти 80% респондентов выделили агрессивность и жестокость как самые главные качества Русского медведя. А как вы воспринимаете наш символ?

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

Источник: https://pandoraopen.ru/2016-09-16/slavyanskij-xarakter-ili-pochemu-russkix-nazyvayut-medvedyami/

Почему медведя назвали медведем? Версии происхождения названия медведя :

Медведь — очень известное животное. Его образ присутствует с нами еще с раннего детства в виде плюшевой игрушки и героя множества народных сказок, мультфильмов, пословиц. Он очень популярен в славянской культуре.

Несмотря на свою видимую неуклюжесть, он очень силен, достаточно быстро бегает, ловко лазит по деревьям и вылавливает рыбу из водоемов. Это всеядное животное, питающееся фруктами, ягодами, насекомыми, грызунами и даже падалью.

Но известно оно именно своим пристрастием к меду, что в какой-то мере и объясняет, почему же медведя назвали медведем. Многие считают, что этот хозяин леса получил свое имя из-за того, что ест мед.

Так это или нет, разберемся в статье о происхождении названия медведя.

Почему на Руси существовал культ медведя

Версии происхождения названия

Почему медведя назвали медведем? Есть несколько вариантов, объясняющих название. И некоторые из них указывают на очевидный состав слова. Его первая часть — «мед» — не требует расшифровки, а вторая — «ведь» — происходит от слова «ведать», то есть «знать». Это сочетание встречается у разных народах и в различных вариациях. Например, у украинцев, у них мишка называется «ведмидь».

В народе долго бытовало поверье, будто медведь в лесу всегда идет по следу человека.

Люди в лесу очень часто находят дупла с медом диких пчел, такие находки, как правило, случайны, поэтому люди их оставляют, чтобы вернуться завтра с нужными инструментами.

Но, вернувшись на следующий день, они уже ничего не обнаруживают, так как следовавший за ними мишка сразу же разорил улей и полакомился медом. Отсюда и пошло название, что это зверь, который ведает, где мед.

Согласно второй версии, «медведь» — это искажение более раннего названия животного – «медоед». Его так называли, чтобы не произносить настоящего прозвища, которое для многих народов являлось табу и его не разрешалось даже упоминать.

Например, у славян было поверье, что звери, если их назвать по имени, услышат и обязательно придут, именно поэтому имена опасных животных запрещалось произносить вслух.

Из-за этого, кстати, многие животные утратили свои первоначальные имена, и сейчас мы их знаем только те, которые были заменителями настоящих.

Есть предположение, что самое древнее имя мишки – «орктос», которое было заимствовано у греков. Но насколько это правдивая версия, мы вряд ли сможем уже узнать.

Почему на Руси существовал культ медведя

В иностранных языках его называют «бар» или «бер», и в русском языке жилище животного называют берлога, логово бера. По всей видимости, его именно так и называли наши предки, но в разговорной речи использовали слово заменитель «медведь». Из-за суеверий и сейчас в лесу охотники не произносят его имя, а называют хозяином леса.

В поисках истины, почему медведя назвали медведем

Само слово появилось на Руси примерно в XI веке, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ косолапого.

Многие народы, которые проживают в районах обитания этого хищника, относятся к нему очень уважительно, порой даже как к божеству.

Запрет на название вслух этого животного имел место еще в ведической традиции и передавался через поколение к поколению, поэтому «медведь» имеет очень много слов замещений.

Например, в словаре Даля их 37: ломака, лесник, костоправ, лохматый, Топтыгин, мишка косолапый, микуш, Потапыч и многие другие. Интересно, что в народе медведицу именовали матухой, маткой или нарекали ее человеческими именами Аксинья, Матрена.

Почему на Руси существовал культ медведя

Лингвисты до сих пор пытаются выяснить настоящее название медведя. Они обращаются к латыни и санскриту. Так, на санскрите медведь назвался «бхрука», где «бхр» означает «браниться или ворчать».

В иностранных языках название не сильно видоизменилось и сохранился корень «бер».

Следует отметить, что в русском языке некоторые исследователи рассматривают связь слова «берлога» с прогерманским «беро», что значит «бурый».

Ученый Афанасьев А. Н. в результате своих исследований пришел к выводу, что название этого животного связано с отношением к нему. Например, в латыни есть слово «урсус», от которого образовалось французское «оурс», и итальянское «орсо», а в древнерусском языке есть «урс». Все эти корни означают «разрушительные способности».

Многие лингвисты уверены, что самым древним названием медведя было — «рус», которое возникло при перестановке и замены слогов «урс», то есть оно было видоизменено на «рус», такое явление можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка, например, медведь – ведмедь. От «рус» пошло и название страны – Русь, в которой поклонялись медведю. Но, это все лишь гипотеза, одна из многих.

Читайте также:  «великая украина»: что на самом деле это означает

Национальный символ

Медведь в нашей стране, особенно в Сибири, — это больше чем животное, это национальный символ. Древние племена, которые проживали на территории Сибири, называли его Великий Кам. В корейском языке, кстати, медведя называют «ком». С тунгусского языка «кам» переводится как «шаман» или «дух», а у айнов считается, что под шкурой медведя скрывается охотник.

До распространения христианства все ведические народы праздновали день, посвященный Великому Каму. Это праздник весны, когда он просыпается после зимней спячки и выходит из берлоги. Для того чтобы его задобрить, для него несли блины. Отсюда пришла поговорка «первый блин Каму», но со временем она обрела другой смысл.

Камов день хоть и был языческим, но стал прототипом христианского праздника – Масленицы.

Для восточных славян тоже характерен праздник «пробуждающий медведя», его отмечали 24 марта. Праздновали его с плясками в шкуре или овечьем тулупе.

Почему на Руси существовал культ медведя

Как на Руси называли медведя?

Испокон веков медведь на Руси имел множество имен: бер, берсек, хозяин, рыкарь, Михаил Потапыч, мишка, ведмедь, Кам. А на многих старинных европейских картах северная часть Руси называется Биармия. «Биар» — медведь, «ма» — земля, следовательно, Биармия — Медвежья земля.

Медведь был символом силы, он был тотемным животным многих славянских племен, являлся героем многих сказок и народных былин. Его изображение встречается на многих гербах древних русских городов.

Антропологи считают, что культ медведя был распространен от Урала и до Эльбы. В североевропейской культуре именно он является царем зверей.

Именем его называют детей, например, Михаил. В древности также нарекали детей именем Медведь (отсюда происхождение фамилии Медведев).

Имена белого медведя

Как называют белого медведя на севере? Местные народы нарекли его очень необычным именем – ошкуй. На Чукотке было распространено его называть — умкой, и известный мультик имеет вполне этнографические корни.

Почему на Руси существовал культ медведя

Вместо заключения

Итак, почему медведя назвали медведем? Существует огромное количество названий этого удивительного и величественного животного, которого очень почитали в древности славянские племена, и который до сих пор остается символом нации. Медведь ведает, где мед. Именно с таким образом сластены и сладкоежки ассоциируется это животное у всех нас с детства.

Источник: https://www.syl.ru/article/355891/pochemu-medvedya-nazvali-medvedem-versii-proishojdeniya-nazvaniya-medvedya

Культ Медведя

Наверное, ни об одном животном не сложено столько сказок, песен, легенд и преданий, как о медведе. С уважением относится русский народ к этому животному, называя его «лесным воеводой» и «хозяином бора». В большинстве сказок медведь предстает перед нами как добрый простак, немного неуклюжий сладкоежка, всегда готовый защищать слабых и обиженных.

Однако если верить старинным преданиям, медведь не такое уж и добродушное животное. Это одно из самых загадочных существ на планете, окутанное ореолом невероятных мистических тайн.

Берлога — вход в подземный мир

Практически у всех народов мира к медведю особое отношение. В одних странах называют его предком людей, а в других — человеком, ставшим зверем по воле богов. Так или иначе, топтыгин — необычное существо, наделенное неведомой магией, помощник и друг богов.

О том, как человек произошел от медведя, красочно рассказывает древняя легенда индейцев квакиутль. Она повествует о любви медведицы к первому мужчине на Земле. Потомки этой пары впоследствии заселили всю Землю. Одно из древних славянских преданий рассказывает о том, что прародитель людей был медведем-оборотнем.

Своим далеким предком медведя называли и воины древних кельтов. Считалось, что именно он наделил своих «детей» храбростью, силой и беспощадностью. Медведя в древности наделяли и божественной силой. Славяне верили, что облик этого зверя принимает бог Велес, а медвежья берлога — вход в подземный мир.

Почему на Руси существовал культ медведя

Древние греки наделяли медвежьими чертами Артемиду — богиню охоты. В ее храмах часто селили прирученного медведя, а жрицы-охотницы во время праздника в честь богини исполняли специальный танец, накинув на плечи медвежьи шкуры.

Но более всего интересен историкам и мистикам почти забытый культ пещерного медведя — таинственного бога седой старины. Наши предки считали, что особой магической силой обладали череп и передние лапы этого лесного божества. Несколько десятилетий назад в пещере Драхенлох (Австрия) было найдено странное сооружение — что-то вроде каменного ящика огромных размеров.

Возраст находки насчитывал примерно 40 тысяч лет. На крышке ящика лежал массивный череп пещерного медведя, под которым покоились скрещенные кости передних лап этого животного. Словом, крышка древнего сундука напоминала знаменитую эмблему пиратского «Веселого Роджера». Но более всего удивило археологов содержимое данного схрона. Ящик был доверху наполнен черепами пещерных медведей.

Ученые до сих пор пытаются ответить на вопрос, зачем первобытные люди хранили эти черепа и для чего им понадобилось украшать свою «укладку» красноречивым знаком.

Надо сказать, что медвежий культ оставил свой след и на русской земле. Самое известное капище, посвященное «хозяину леса», находилось на территории современного Ярославля, где жили люди, поклонявшиеся огромному загадочному медведю и приносившие своему божеству щедрые кровавые жертвы.

Согласно легенде, князь Ярослав Мудрый истребил под корень кровожадное племя и не побоялся вступить в схватку со свирепым «богом». Из жаркого поединка князь вышел победителем, зарубив секирой поверженного топтыгина. В память об этих событиях Ярослав заложил на отвоеванной земле новый город (Ярославль), гербом которого стал медведь с секирой, стоящий на задних лапах.

Позднее, в эпоху христианства, люди называли медведя «братом лешего». Считалось, что он следит за порядком в лесу, так как всяческая нечисть боится лохматого воеводу. Черти и ведьмы бегут от него прочь, поскольку знают: тому под силу одолеть в поединке самого водяного.

Считалось, что медведь может уберечь скотину от всякого лиха. Поэтому сибирские крестьяне частенько вешали в хлеву медвежью голову, дабы «лесной хозяин» охранял живность от мора и напастей.

Медвежьи дети

Древние мифы и сказки повествуют нам о медведе как о большом любителе женского пола. Мол, частенько ворует топтыгин баб в деревнях или же уводит заблудившихся в лесу кумушек в свою берлогу. Там незадачливая пленница становится женой «лесного хозяина», который заботится о ней и после рождения их общего ребенка отпускает домой.

Кстати, и медведицы не отказывали себе в удовольствии время от времени приютить в своем логове охотника… Рожденное же от подобных союзов потомство — это загадочные медведи-оборотни, обитающие в глухих лесах. Они считались искусными магами, наделенными к тому же колоссальной физической силой.

Почему на Руси существовал культ медведя

Если верить преданиям, медвежьи дети не всегда оставались в лесах. Зачастую они возвращались к людям и становись известны как бесстрашные и непобедимые воины. Так, русские сказки прославили легендарного богатыря Ивана Медвежье Ушко, сына медведя и украденной им красавицы.

В скандинавских сагах широко известен герой Берсеркер — потомок подобного союза. Воин, облаченный в медвежью шкуру, наводил ужас на врагов одним своим видом.

Кроме силы и бесстрашия он отличался от соплеменников звериной яростью и не чувствовал боли.

Существует предание, что именно этот герой стал прародителем полулегендарного племени берсерков, кровожадных воинов, несколько столетий державших в страхе народы Северной Европы.

Вполне возможно, что подобные легенды породило некоторое физическое сходство «лесного владыки» с человеком. Известно, что отпечаток медвежьей лапы на мокрой земле удивительно похож на след босой человеческой ступни. Кроме того, если верить бывалым охотникам, освежеванная медвежья туша сильно напоминает человеческое тело.

Не исключено, что данное сходство дало жизнь удивительным рассказам, разлетевшимся по Сибири уже в более позднее время. Во многих деревнях люди, замирая от ужаса, передавали из уст в уста «страшилки» о том, как под шкурой добытого медведя обнаруживали мужика в онучах или же бабу в сарафане.

Почему на Руси существовал культ медведя

«Прости нас, хозяин!»

Несмотря на поверья о божественном происхождении и магических способностях медведя, огромное животное с густым теплым мехом считалось завидной добычей. Однако охота на косолапого во все времена была занятием в некотором роде сакральным. Существовало поверье, что «хозяина леса» нельзя просто так убить, как любое другое животное.

Опасаясь мести бурого великана, охотники, обсуждая план будущей облавы, называли предполагаемую добычу иносказательными именами: «старик», «хозяин», «дедушка» и другими.

Вот почему у медведя столько прозвищ, среди которых известные нам по сказкам Потапыч и Топтыгин.

При этом о медведе нельзя было отзываться неуважительно и уж тем более ругать его, иначе если «старик» услышит, то он обязательно отомстит дерзкому.

Северные народы — эвенки, кеты или нивхи — старались обмануть уже убитого «хозяина». Во время этого действа охотники разжигали костер и принимались медведя ритуально кормить и поить чаем.

Угощая «дедушку», с ним вели неторопливые разговоры, убеждая, что это не они убили «хозяина леса», перекладывая вину на «чужих» — русских, юкагирских или долганских охотников.

Также во время этих разговоров просили медведя не гневаться за то, что люди воспользуются его мясом и шкурой, и обещали оказывать впредь топтыгиным всяческое уважение.

И вот по окончании данной «трапезы», когда обманутый дух медведя умчался в поисках убивших его чужих охотников, добытчики разделывали его тушу, в первую очередь отрезая его переднюю лапу и голову. Их полагалась освободить от мяса, выварить и повесить на дерево как своеобразный оберег.

Часто при свежевании туши медведя присутствовал чужак — мужчина из другого племени. Считалось, что присутствие чужеродца также помогает сбить со следа разгневанный дух убитого медведя. Именно чужак вырезал сердце добычи и принимал активное участие в приготовлении ритуального угощения.

Когда же охотники с добычей возвращались в свою деревню, навстречу им выходили все женщины селения. Они приветствовали «мохнатого старика» как дорогого гостя и устраивали в его честь настоящий праздник.

Празднество в честь удачной охоты устраивали и русские охотники. Обычно добытчики собирались в доме человека, обнаружившего медвежью берлогу, или же под кровом храбреца, не побоявшегося выйти с рогатиной против «хозяина леса».

Почему на Руси существовал культ медведя

Настоящий целитель

Долгое время считалось, что неведомые магические силы, которыми люди наделяли топтыгина, переходили и на обереги, которые изготавливали из его шкуры, зубов и когтей.

Мощнейшим амулетом считался медвежий коготь. Ему было под силу прогнать из дома потустороннюю нечисть, а также даровать покой крикливому малышу. Человеку, что носит на груди данный оберег, не страшны сглаз и порча. В руках опытного шамана медвежий коготь становится сильным оружием, способным обуздать разгулявшуюся стихию.

Чудесными свойствами, по поверью, обладали и зубы медведя. В древности их вешали над колыбелью младенца, дабы дух «хозяина» оберегал кроху до тех пор, пока тот не сможет постоять за себя сам. Кроме того, медвежьи клыки вставляли в стены амбара и закрепляли между досок заборов. Считалось, что они не допустят воров к хозяйскому добру и уберегут имущество при любых обстоятельствах.

Славяне считали, что если новорожденного младенца протащить между челюстями убитого медведя, это избавит малыша от всех болезней.

Особыми магическими свойствами наделялось сердце зверя. Если человек съедал его, то болезни были ему не страшны. У индийских народов существовало поверье о том, что кусочек сырого медвежьего сердца наделял человека бесстрашием, мудростью и неуязвимостью. Некоторые народы считали, что если больного окурить дымом от сожженной медвежьей шерсти, то все хвори отступят.

Читайте также:  Владимир гиль-родионов: почему командир, перешедший на сторону немцев, стал советским партизаном

При магических ритуалах часто использовалось медвежье сало. Считалось, что если смазать им лоб человеку, то у последнего улучшится память.

Источник

Источник: https://shuwany.rs/2018/07/cult-medvedja/

Как медведь был связан с богами? Символика образа

Связь с высшими божествами

В древних культурах медведь фигурировал в качестве атрибута богов Верхнего мира. У бога викингов Тора их была даже пара: медведица Альта — мать всех существ женского пола — и медведь Альти — породитель мужского. Кельты признавали его священным животным весьма почитаемой богини Артио, которая и сама иногда изображалась в виде медведицы. А Меркурия этот народ называл «медвежьим».

Почему на Руси существовал культ медведя

При храме Артемиды положено было содержать прирученного медведя. Дикого же полагалось приносить ей в жертву. По весне в честь этой богини проводился праздник Комоедицы, приуроченный к окончанию медвежьей зимней спячки (аналогичный имелся и у славян). В Аттике ее жрицы во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску, являя собой медвежат.

«Медвежьи пляски» для связи с богами были традиционными и у сибирских народностей, и у североамериканских индейцев. В ряде случаев участниками этих ритуальных действ могли быть лишь члены особых «медвежьих» обществ. И в традиции славян было широко распространено ряжение под медведя, в частности, на Коляду.

Медвежьи черты часто усматриваются в облике высших богов, творцов вселенной у народов Севера: Торнгарсоака у лабрабодских эскимосов; Нум у ненцев и т. д. Высший бог Нуми-торум обских угров отправил на землю в медвежьем обличье своего сына для покровительства людям. Согласно поволжским преданиям, Бог мог принимать образ медведя, если хотел показаться людям.

Представление о том, что медведь когда-то был небожителем, бытует и у бурят. Часть их племен считает, что на земле его цель — карать грешников, другая — что он сам был наказан за попытку испугать Бога. Ханты также думают, что медведь ослушался Бога, потому и оказался низвергнутым с небес.

В ряде традиций медведь участвует в Творении мира. Илимские эвенки полагают, что он помогал Ворону создавать вселенную, затем провинился и в наказание был поставлен присматривать за людьми. Коми-пермяты считают медведя Оша создателем земного рельефа: плоскую и ровную почву он расцарапал когтями, и в результате образовались горы и болота.

Подобные мифы сохранились у селькупов и коми-зырян, но там за компанию трудился мамонт. И здесь тоже фигурирует сюжет о провинности медведя, который, будучи сыном верховного божества Ена, глянул с небес на землю, заинтересовался половинкой горошины, оброненной женщиной, слез и полакомился ею, за что был лишен родителем права вернуться домой.

Почему на Руси существовал культ медведя Связь с загробным миром

На Руси в стародавние времена с медведем соотносился бог Нижнего мира Велес, который был хозяином Подземного царства. Отголоски этих представлений сохранились, например, в сказке о медведе, которому охотник отрубил заднюю лапу и отдал старухе варить, а зверь, соорудив себе протез из липы, пришел и стал требовать вернуть ее:

Скрипи нога, скрипи, липовая. И вода-то спит. И земля-то спит. И по селам спят. Одна бабка не спит. На моей коже сидит. Мою шерстку прядет. Мое мясо варит. Мою кожу сушит.

В позднейших вариантах эта история заканчивается благополучно, а вот в более ранних финал трагичен: медведь убивает семейную пару и утаскивает с собой. В другой сказке — «Ивашка Медвежье ушко» — медведь отвозит героя в тридевятое царство, т. е. в иной мир.

Древнерусские названия Плеяд — «Власожелищи», «Волосыни» — также связаны с богом Волосом-Велесом и медведем. В русских поминальных плачах в качестве метафоры смерти упоминаются окна, занавешенные медвежьей шкурой.

Почему на Руси существовал культ медведя

В Пермской культуре медведь представлен как сторож мира мертвых. В сохранившихся изображениях он или находится в самом низу композиции (над ним или на нем — человеческий череп), или же идет против хода солнца и несет на спине фигуру человека со свертывающейся спиралью на груди.

Связь медведя с загробным миром прослеживается в верованиях относительно того, что его кости символизируют смерть и могут негативно воздействовать на судьбу человека. В частности, подбрасывание их под остов строящегося дома сулило несчастья хозяину на всю его жизнь.

В общем, с разными богами знались мишки…

Кем медведь приходился древним людям? Символика образа

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/21634/

Культ медведя у древних славян

Почему на Руси существовал культ медведяУ славян, как и у всех жителей лесной полосы, исключительным почитанием был окружен медведь. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного существа, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей, что оформлялось в сознании первобытных людей в представления об их родственной связи с медведями. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях.

О медвежьем культе у древних славян свидетельствуют многие археологические находки в славянских курганах Верхнего Поволжья и Приладожья: ритуальные захоронения медведей, амулеты из медвежьих когтей, останки медвежьих лап и их глиняные муляжи. Древний медвежий культ представлен также на городище Тушемля (VII-VIII вв.) в Смоленской области. В центре городища, за столбовой оградой стоял врытый столб, вершину которого венчал череп медведя.

Считается, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как своему хозяину. В то же время черт боится и убегает от медведя; медведь может одолеть и изгнать водяного; снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча.

Ему присущи и функции охранителя скота. Например, медведь помогает обнаружить закопанную в хлеву конскую голову — причину порчи скота. Чтобы не допустить к скоту “лихого домового”, в конюшне вешали медвежью голову, а когда домовой шалил, в хлев вводили медведя. Сам домовой тоже может принимать облик медведя.

Подобно поверьям о волках — оборотнях, существуют рассказы об обращении колдунами участников свадеб в медведей. Известны рассказы о том, что под шкурой убитой медведицы охотники обнаруживали бабу в сарафане, что убитая медведица оказывалась невестой или свахой.

Как и волк, медведь связан с подземными кладами; духи, охраняющие их, могут появляться в облике медведей.

Почему на Руси существовал культ медведяОсобое внимание следует обратить на культ медвежьих лап у славян. Существовало поверье, что они оберегают домашний скот от диких хищников, поэтому каждый владелец скота желал иметь такой амулет. В силу того, что настоящих медвежьих лап не хватало, стали делать их муляжи, которые, как считалось, обладают такими же магическими свойствами, как и настоящие лапы медведя. Н. М. Никольский описывает следующие крестьянские обычаи, связанные с верой в охранительные функции медведя: «Ради охраны от нечистой силы, русский крестьянин вешает в конюшню медвежью голову, окуривает дом и надворные постройки медвежьей шерстью, зазывает медвежатника и просит его обвести медведя кругом двора». Сама медвежья лапа называлась скотьим богом и вывешивалась даже еще в начале XX в. во дворах подмосковных крестьян. Скотьим богом в мифологии славян именовался Волос (Велес). Б. А. Рыбаков полагает, что своими корнями почитание Волоса уходит в медвежий культ. На это указывает множество совпадений, которые именно в силу своего количества неслучайны. Во-первых, следы медвежьего культа в результате раскопок обнаружены у деревни с названием Волосово. Во-вторых, в центре г. Ростова Ярославской области, где было языческое капище Волоса, археологи нашли ритуальный топор с головой медведя. И, наконец, название медвежьей лапы «скотий бог» тоже указывает на связь культа этого животного с культом Велеса.

Источник: https://info-grad.com/kult-medvedya-u-drevnikh-slavyan/

«Медвежьи потехи» на Руси: что это было и почему их запретили

Медведей на Руси почитали, однако именно с этими животными были связаны самые жестокие потехи. Медведи участвовали не только в представлениях, но и в кровопролитных боях.

Эпоха «медвежьих потех» на Руси закончилась трагически: животных уничтожали тысячами. За что потехи попали в немилость, и почему было принято столь жестокое по отношению к животным решение?

Почему на Руси существовал культ медведя«Бой с медведем». Репродукция картины В. Нагорнова

В XVII веке в каждом знатном доме была псарня. Держали там не только собак. В отдельных вольерах жили бурые медведи, которых выпускали только для представления. Была даже специальная профессия — медведчики. Эти люди были и дрессировщиками, и поводырями, и режиссёрами.

На псаренном дворе жили разные медведи. Тех животных, что воли никогда не видели, называли «учёными», то есть прирученными и дрессированными. Медведей, пойманных в лесу взрослыми, клеймили «гонными».

Такие звери были пригодны только для боев и травли. Зажиточные люди позволяли себе разнообразить «медвежий ассортимент».

Иногда на псаренных дворах встречались белые медведи, которых специально ловили и привозили для потех.

Как правило, потехи устраивались на заднем дворе внутри круглых арен, обнесённых стенами. Зимой медведей и собак вывозили на замёрзшие речки, где животные тешили зрителей, поскальзываясь и падая.

Медведи на улицах России

Несмотря на варварское отношение к бурым мишкам, на Руси они издревле почитались как священные животные. Например, поводчика с медведем приводили в дом, если скотина сильно хворала. Зверь обходил двор и вдруг начинал рыть землю. В том месте, где медведь рыл яму, находили кости или волосы — предметы заговора. Как вещицы сжигали, так и скот выздоравливал.

Люди верили, что только медведь способен «учуять» чёрную магию. После этого зверь получал награду: стол, на котором стоял мёд, ягоды и фрукты. Однако уважение, которое медведи внушали людям, не помешало сделать из них дрессированных актёров и жестоких бойцов.

Почему на Руси существовал культ медведя«Медведчики (развлечение). Старая Москва». А. Васнецов

«Медвежьи потехи»: цирк и травля

Травля и бои — самые жестокие виды «медвежьих потех». Первый вид развлечения примерно в это же время существовал в Англии. Там потеху называли беар-битингом. За рубежом и в России устраивали развлечение одинаково: внутрь круга на цепь сажали медведя и спускали собак. По мере того, как зверь убивал противников, добавляли новых бойцов.

В боях, которые также проводились на арене, против медведя выступал человек. Воина вооружали рогатиной (тяжёлое и длинное русское копьё), которую боец должен был всадить в бок зверю. Иногда вместо человека против дикого медведя выпускали «учёного».

В цирковых представлениях участвовали только «учёные» медведи. Поводыри заставляли животных плясать, прыгать, стоять на задних лапах. При этом действия медведей поводырь комментировал поговорками и присказками. Получалось своеобразное тематическое представление, высмеивающее социальные реалии.

За что казнили плясовых медведей?

Русская православная церковь была против «медвежьих потех» ещё в XII веке, но из-за популярности забавы противостоять ей было сложно. Староверы также выступали против боев и цирков с участием медведей, называя забаву жестокой и бесчеловечной. Лично протопоп Авакуум призывал верующих отказаться от потех.

В конце XVIII века вышел указ, который обязывал всех потешных медведей казнить. Животных собирали в кучи, после чего охотники с ружьями открывали огонь. Тогда истребили огромное количество зверей. В XIX веке «потешный» промысел вновь возродился в русских деревнях, однако популярностью забавы уже не пользовались.

 Как появились скоморохи на Руси и почему их решили уничтожить

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/medvezhi-potekhi-na-rusi-chto-ehto-bylo-i-pochemu-ih-zapretili

Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова

Почему на Руси существовал культ медведя

Почти повсеместно медведь называется «стаpиком», «дедом», «священным звеpем»; охотники явно ощyщают свою pодственнyю связь с медвежьим pодом. Охота на медведя (котоpого запpещено называть своим именем) пpевpащается в длительный pитyал: за несколько дней до выхода в леc охотники поют «медвежьи песни», исполняя по семь песен ежедневно; может быть, здесь есть какая то связь с семью звездами Большой Медведицы? Кpоме того, пpоизводятся pитyальные пантомимы перед головой и шкypой когда-то pанее убитого медведя. Убив (со всякими пpиговоpами) медведя, охотники отpезают головy и лапы, а вокpyг тyши толпа женщин в поселке совеpшает огненнyю цеpемонию, обходя медведя с горящими и дымящими головнями. Голова убитого медведя становилась центральным объектом пpаздника; её вpеменно помещали па столе или специальном помосте и чествовали, а в дальнейшем чеpеп относили в священное место в лесy, «на медвежье кладбище», недостyпное собакам, и помещали в «особые медвежьи амбаpы». Академик Геоpги писал, что в таких священных местах «пpевеликие скоплялись гpyды костей…» .

Читайте также:  Ангелы и аггелы: как их различать

Фаллические обpяды, сопpовождавшие медвежьи пpаздники, свидетельствyют о том, что кyльт медведя мыслился как кyльт возpождения животных, как кyльт плодовитости объектов охоты.

Дpевнейшими медвежьими кладбищами, наводящими на мысль о наpочитом, pитyальном захоpонении медвежьих чеpепов и лап, являются мyстьеpские пещеpы в Альпах, Севеpном Пpичеpномоpье и на Кавказе.

Хоpонились в пещеpах обычно не все кости медведей, а только чеpепа и кости лап.

Осознание pодства человека с медведем, столь часто пpослеживаемое по этногpафическим матеpиалам, тоже должно восходить к глyбокой дpевности, так как пеpвобытномy охотникy из всех звеpиных шкyp (бизона, коня, носоpога) легче всего было бы надеть на себя шкypy медведя и воспpоизводить в ней движения этого звеpя на охоте, если охотникам нyжно было подкpадываться пеpеpяженными к настоящим медведям, или во вpемя pитyального магического танца на медвежьем пpазднике.

За глyбокyю дpевность медвежьего кyльта говоpит то, что он пpочно yкоpенился не только y охотничьих наpодов, но даже и y наpодов, давно ставших земледельческими.

У славян до сих поp название этого звеpя осталось в дpевней табyиpованной, иносказательной фоpме: «мёд ведь» – «мёд ведающий», а исконная запpетная фоpма была, очевидно, близка к севеpоиндоевpопейской ( Bar), так как зимнее жилище медведя повсеместно в России называется «беpлогой», т. е. «логовом беpа».

Палеолитические захоpонения медвежьих лап, олицетвоpявших в сознании пеpвобытного охотника столь нyжнyю емy несокpyшимyю силy и кpепость, были одним из пеpвых пpиобщений человека к сфеpе магии и заклинаний. Быть может, именно поэтомy отголоски кyльта отpyбленных медвежьих лап известны на пpотяжении многих тысяч лет – от неолита до XIX в.

В окpестностях Hовгоpода в неолитических слоях часто встpечались пальцевые кости медвежьей лапы, заpытые в однy ямy с костями человека. О медвежьем кyльте неолита и бpонзового века свидетельствyют интеpеснейшие находки Д. А. Кpайнева в зоне фатьяновской кyльтypы.

Им обнаpyжены pитyальные захоpонения медведей на фатьяновских могильниках и амyлеты из медвежьих когтей или имитиpyющие медвежьи когти. Обильны сpедневековые сведения о кyльте медвежьих лап. Много данных об этом собpано H. H. Воpониным в статье о медвежьем кyльте.

Здесь сyммиpованы сведения о находках глиняных моделей медвежьих лап в славянских кypганах Поволжья и Пpиладожья; в pяде слyчаев в могилах с тpyпосожжением найдены кости медвежьих лап с когтям .

Важные сведения о кyльте медвежьей лапы в XIX – XX вв. дает этногpафия. Медвежья лапа, носившая название «скотьего бога», вывешивалась ещё в начале XX в. подмосковными кpестьянами во двоpах для охpаны скота. «Скотьим богом», как известно, летопись называет Велеса .

«Большой интеpес пpедставляют аpхеологически известные захоpонения медведей на общинных кладбищах бpонзового века и ещё более pанние совместные находки моделей человеческого фаллоса и медвежьей os penalis. Они полностью соотносятся с pyсскими обычаями называть новобpачных медведями, пpидавать медвежьемy святочномy или масленичномy маскаpадy эpотический хаpактеp. Сyществyет обшиpный цикл сказок, в котоpых главным геpоем является полyмедведь полyчеловек. Это – pyсские, yкpаинские и белоpyсские сказки об «Ивашке Медвежьем Ушке», шиpоко pаспpостpаненные от Каpпат до Печоpы и от Пpибалтики до Южного Уpала. «Медвежье Ушко» («Медведко», «Ведмiдь», «Медведович», «Медведюк») pождается от связи медведя с человеком. Известны оба возможных в этой ситyации ваpианта: медведь – отец, а мать –женщина или же мать – медведица, а отец – человек (поп, кpестьянин). У медвежьего сына «кожа медвежья, лицо человечье» или «до пояса человек, а от пояса медведь». Иногда y него только yхо медвежье . Богатыpь pастет не по дням, а по часам и, бyдyчи ещё pебенком, вывоpачивает дyбы, выламывает бpевна в избе и т. д. Важно отметить, что сказочный полyмедведь полyчеловек yбегает из беpлоги, идет к людям и в большинстве слyчаев yбивает своего медвежьего pодителя .

Это очень близко напоминает изyченное этногpафами pитyальное yбийство медведя, котоpого называют pодным, отцом, дедом (иногда отцом отца), а в момент yбийства звеpя стаpаются задобpить его: «Ты не сеpдись, дедyшка! Пойдем к нам в гости».

В сказках сохpанился даже обpяд отчленения медвежьей головы: Медвежье Ушко в pяде ваpиантов отpывает pодителю медведю (медведице) головy. В дpyгих слyчаях богатыpь беpет себе медвежью шкypy .

В числе подвигов взpослого богатыpя Медвежье Ушко почти всегда yпоминается поимка медведя, езда на медведе или запyгивание попа медведем.

Весь цикл шиpоко pаспpостpаненных сказок о pожденном от медведя богатыpе насыщен аpхаическими тотемическими пpедставлениями, сближающими его с фольклоpом сибиpских охотничьих наpодов. Убийство pодича медведя в сказках лишено yже pитyальной окpаски, но является почти обязательным для большинства их.

(Рыбаков. «Язычество древних славян»)

Слабым отголоском медвежьих действ может быть наличие «медведя» человека в вывоpоченном тyлyпе в составе pяженых на зимних святках и на масленицy. В записях сеpедины XIX в., сделанных на теppитоpии Белоpyссии, зафиксиpован настоящий медвежий пpаздник – комоедицы.

Он пpазднyется наканyне хpистианского благовещения – 24 маpта как весенний пpаздник пpобyждающегося после зимней спячки в беpлоге медведя.

К этомy дню пекyт специальные кyшанья, а в самый медвежий день надевают вывоpоченные шеpстью ввеpх шyбы и тyлyпы и исполняют особый танец, воспpоизводящий движения пpосыпающегося медведя . Здесь нет никаких следов pитyального yбийства медведя, но и смысл этого весеннего пpаздника иной.

Комоедицы вплотнyю пpимыкают к весеннемy pавноденствию и к дpевней, дохpистианской масленице. Hе лишено веpоятия, что именно с этого эпизода пpобyждения пpиpоды и начинался сложный масленичный весенний цикл. Пpиpода здесь была олицетвоpена медведем.

Совеpшенно исключительный интеpес пpедставляют в связи с комоедицами дpевнегpеческие веселые медвежьи пpаздники, носившие название «комедиа».

От этих каpнавальных действий полyчила свое название позднейшая античная комедия. Смысловое и лингвистическое единство «комедий» и «комоедиц» не подлежит сомнению.

Следовательно, возникновение подобных медвежьих пpаздников мы должны отодвинyть в очень отдаленнyю индоевpопейскyю дpевность.

«Медведица в античной мифологии была животным, связанным с Аpтемидой. Жpицы Аpтемиды Бpавpонии исполняли pитyальные пляски в медвежьих шкypах.

В мифах сохpанился след yбийства медведицы: нимфy Каллисто Зевс пpевpатил в медведицy, а Аpтемида её yбила, после чего Зевс дал медведице бессмеpтие, пpевpатив её в созвездие Большой Медведицы.

Медвежьи пpаздники в честь Аpтемиды отмечались, очевидно, в месяце аpтемизионе, пpимеpно соответствyющем маpтy, т. е. совпадали по вpемени с комоедицами.»(Рыбаков. «Язычество древних славян»)

Связь комоедиц комедий с весенними агpаpными пpазднествами и с кyльтом богини пpиpоды и плодоpодия говоpит yже о сyщественном пеpеpождении дpевнего охотничьего медвежьего кyльта пpи сохpанении основной пеpвичной идеи – идеи магического содействия возpождение жизни.

Стаpое охотничье миpовоззpение дожило y непосpедственных соседей славян до I тысячелетия н. э.

В pаскопанном академиком Рыбаковым святилище «Благовещенская Гоpа», относящемся к юхновской кyльтypе, y полyкpyга деpевянных идолов найдено жеpло большого pитyального сосyда, офоpмленное в виде медвежьей головы.

Hеобычный сосyд пpедназначался, по всей веpоятности, для жеpтвенной кpови, и именно медвежьей, о чем недвyсмысленно говоpит выpазительно вылепленная голова звеpя. Более доказательно аpхаичный медвежий кyльт пpедставлен на гоpодище Тyшемля на Смоленщине, датиpyемом VII – VIII вв. н. э..

Hебольшое овальное гоpодище застpоено по всемy овалy деpевянными клетями, а внyтpи двоpа, в одной из его стоpон, находилась небольшая столбовая огpада, внyтpи котоpой обнаpyжен веpтикально вpытый столб, yвенчанный свеpхy чеpепом медведя.

Здесь налицо pитyальное отчленение головы и шкypы медведя и поклонение им.

Подобные обpяды и пpедназначенные для них святилища и являются тем посpедствyющим звеном, котоpое связывает идyщyю из глyбины тысячелетий пеpвичнyю медвежью магию с позднейшими отголосками тотемистического медвежьего кyльта в pyсских сказках) и белоpyсских комоедицах XIX в.

«Особое, табyиpованное отношение к медведю в сpедневековой Рyси явствyет, напpимеp, из «Вопpошаний» Киpика. Ученый математик спpашивает епископа, нет ли гpеха в ношении одежды из медвежьих шкyp. Hифонт отвечает емy: «А пъpт деля, в чем хотяче ходити нетоyть беды, хотя и в медведине».(Рыбаков. «Язычество древних славян»)

Медвежья тема в аpхеологии и фольклоpе очень часто бывает сопpяжена с именем славянского языческого бога Велеса .

Hеолитические следы медвежьего кyльта обнаpyжены y села Волосова; фатьяновского типа pитyальный топоp с головой медведя был найден в центpе гоpода Ростова, где, как известно, ещё в XI в. было капище Велеса.

Созвездие Плеяд, имеющее pyсское наpодное название «Волосожаpы», «Волосыни», пpедвещает yдачнyю охотy на медведя и т. д.

Особенно сближает медведя с Велесом наименование медвежьей лапы, обеpегающей кpестьянский двоp, «скотьим богом», тpадиционным обозначением Велеса в pyсских летописях. По всей веpоятности, Велес – дpевнейшее из всех славянских божеств, коpни пpедставлений о котоpом восходят к медвежьемy кyльтy каменного века. В качестве иллюстрации к вышеизложенному предлагаю отрывок из своего романа:

« Искар оторвался от березы и пошел по следам шатуна, загребая кожанцами слежавшийся снег. Страх ушел из его сердца, зато накатила горячая ярость, и он надеялся, что у него хватит сил и решимости, чтобы вырвать всего одну душу из Страны Забвения. На дальнем конце поляны кто-то стоял. Сначала это было просто темное пятно, но с каждым шагом Искара оно все более отчетливо обретало очертания человеческого тела. Подойдя почти вплотную, отрок увидел огромные медвежьи клыки, белеющие в обманчивом лунном свете. Рука Искара потянулась к ножу, висевшему на поясе. — Не торопись, — прозвучал в тишине насмешливый голос. — Время для драки еще не приспело. — Ты кто? — спросил Искар севшим от страха и ярости голосом. — Хозяин, — спокойно отозвался незнакомец. — Но можешь называть меня Шатуном, я не обижусь. — Где моя мать? — Она ушла из этого мира. Это свершилось по воле сил, ни мне, ни тебе не подвластных. — Зачем ты пришел в эти места, Шатун? — Я пришел, чтобы указать тебе дорогу. — А если я откажусь по ней идти?! — Если откажешься, то окончательно погубишь душу своей матери. — Веди, Шатун, но смотри не ошибись в выборе дороги. Слова Искара прозвучали как угроза, но на Хозяина они не произвели впечатления. Во всяком случае, спину свою он подставил под возможный удар ножа без тени сомнения или робости. Да и что может сделать нож против оборотня? А в том, что в неизведанное его ведет оборотень, Искар не сомневался. Шатун был бос и гол, если не считать куска медвежьей шкуры, которая лишь до половины скрывала его спину. Лицо оборотня было вполне человеческим — Искар успел это понять, сблизившись с Шатуном во время разговора. А медвежьи клыки торчали из черепа, прикрывавшего голову оборотня. Последнее обстоятельство слегка успокоило отрока — выделанных шкур он на своем веку повидал немало. Шатун подвел отрока к изгороди, которая была выше человечьего роста. Искар шагнул было в ворота, но тут же едва не выскочил обратно. Уж очень устрашающе скалил в его сторону зубы выбеленный временем череп. — Мертвые не кусаются, — бросил ему через плечо Хозяин. — Опасаться следует не тех, кто скалит зубы, а тех, кто жалит исподтишка.

Черепа белели по всему двору, но Искар уже успел заметить, что они медвежьи, а не человечьи.» ( С. Шведов. «Шатун»)

Назад Почему на Руси существовал культ медведя Вперед

Источник: http://schvedov.ru/index360.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector