Почему пастухи считались изгоями на руси

Пастухом на Руси мог стать далеко не каждый крестьянин. Предпочтение отдавалось пришлым из других деревень неженатым мужчинам в возрасте или сиротам.

Таких работников кормили всем селом и поочередно брали на постой, старались облегчить им быт и не вступать с ними в конфликты. Дело в том, что пастухам приписывались особые магические способности.

«На пастбище». А. Степанов

Изредка пастухом становился и местный житель — например, если по причине слабого здоровья или других объективных жизненных обстоятельств мужчина не мог выполнять тяжёлую работу в поле. Но в таком случае пастуха не очень-то уважали и попросту терпели.

А вот к пришлым «специалистам» отношение было особое. Очень часто нелюдимые и проводящие большую часть жизни на природе пастухи являлись одновременно и целителями, использующими свойства трав и заговоры. Лечили они и подопечных животных.

При этом на их деятельность возлагались строгие запреты, часто малообъяснимые.

К примеру, иногда до абсурда доходило их бережное отношение к природе. Нельзя было отгонять и бить комаров и слепней, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Разумеется, и речи не шло об охоте. А разрушение муравейника или сломанная даже нечаянно ветка трактовались ими как нанесение вреда матушке-природе, неуважению, за которое могли быть наказаны и сам пастух, и его стадо.

Понятны были строгие правила в отношении внешнего вида: пастух не мог изменять свою внешность — например, остричь длинную бороду, с которой начинал пасти стадо, или же отрастить волосы. Нельзя было и менять одежду, в которой он следил за животными. Подопечные привыкали и к запаху, и внешнему виду своего пастуха, в другом обличье они попросту могли от него сбежать.

К поведению пастухов тоже присматривались особенно. Им не разрешалось не только пить алкоголь, драться и ругаться матом, но и вступать в интимную близость с жительницами деревни, и даже здороваться за руку при встрече. Существовало также странное поверье, что пастух не должен присутствовать на похоронах или проводить стадо по улице села, в котором в этот день кто-то умер.

«Пастушок». И. Куликов

Дружба с лешим для пастуха-колдуна считалась обычным делом. Хозяин леса помогал пастухам, дарившим ему подарки, и восседал обычно на посохе или кнуте во время работы.

Среди подарков лешему могли быть яйца от чёрной курицы, суконные портянки и даже самые жирные коровы стада. А договор с лесным духом заключался на Егорьев день. Пастух баловал своего лешего регулярно и мелкими подношениями — кусками хлеба с маслом, восковыми шариками, кусочками бересты. В ответ лесной хозяин присматривал за стадом и оберегал его от неприятностей.

Пастухи, в свою очередь, строго следили за своим рабочим инвентарём, которому зачастую приписывались магические свойства. Никто, кроме самого пастуха, не имел права брать в руки ни посох, ни кнут, ни ремень. Служил инвентарь своему хозяину всего один сезон, потом его сжигали на костре, а на следующий сезон заговаривали новый.

Пастуший пояс обычно украшался множеством засечек — таким образом хранитель стада считал своих животных. Славяне верили, что посох заговаривает коров и заставляет их слушаться своего пастуха.

В кнут, который явно способствовал этому больше, вплетались пучки льна, которые выдавали пастуху владельцы животных — по пучку от каждого двора.

Обязательно носили с собой пастухи музыкальный рожок или трубочку, и играть на них могли только они сами.

Магические свойства приписывались и поясу пастуха. Свой ремень хранители стада заговаривали, чтобы дикие звери не могли обнаружить домашнюю скотину. Чтобы быстро собрать своё стадо, пастухи туго перепоясывались, а выпуская на свободный выпас животных — ослабляли и свой ремень.

 Совсем распоясались: почему на Руси нельзя было развязывать пояс на людях

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/drevnyaya-rus/kolduny-pastuhi-osobaya-professiya-na-rusi

Почему на Руси считали, что пастухи связаны с лешими

?

Карл Кори (karhu53) wrote, 2019-10-08 04:07:00 Карл Кори karhu53 2019-10-08 04:07:00 Categories:

  • религия
  • животные
  • эзотерика
  • Cancel

В старину на Руси ни одно село или деревня не могли обойтись без пастуха. А поскольку домашний скот играл значительную роль в хозяйстве и обиходе русских людей, самой личности пастуха приписывали различные сверхъестественные свойства. В частности, говорили, что у представителей этой профессии есть особые «мистические» помощники, которые и помогают им пасти скотину.https://tiina.livejournal.com/13215392.html«Особая сила»Надо сказать, что статус пастуха в русском селе или деревне был достаточно низок. «Крестьяне обыкновенно выбирают в пастухи человека безземельного, неспособного, по слабости здоровья или иным причинам, к полевым работам», — пишет этнограф Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила». Жалованье пастух обычно получал натурой: яйцами, картошкой, зерном. Кормили его по очереди все односельчане. Но при этом, как утверждали поверья, пастух обладал «особой, необъяснимой и таинственной, силой, при помощи которой влияет на стадо и спасает его от всяких бед и напастей».

По словам исследователя, всем пастухам были известны особые пастушьи заговоры, оберегающие скотину от «лютого зверя черного, от широколапого медведя, от перехожего пакостника-волка, рыскуньи-волчицы, от рыси и росомахи, от змеи и всякого зверя, и гада, и от злого и лихого человека».

Договор с лешими

В лесных местностях верили, что пастухи знаются с лешими. Например, в Олонецкой губернии бытовало поверье о том, что пастух отдает лешему по одной-две коровы из каждого стада или молоко от них, чтобы тот не напускал на стадо волков или медведей. Этим объясняли иногда пропажи животных или плохие удои.

«В дополнение к этой жертве пастух еще брал на себя некоторые обязательства (например, не есть в лесу ягод или не подавать никому своей руки), — сообщает Удалов в статье «Мужская магия в русской традиционной культуре. XIX—XX веков». — Взамен леший должен был все лето помогать пасти остальное стадо, охранять его от зверя и прочих бедствий.

В знак нерушимости договора пастух запирал ключом замок и прятал его в тайное место, где его никто не мог бы найти, обычно зарывал в корнях старой ели.

После этого обряда леший, по поверьям, все лето сидел у пастуха на посохе, кнуте, в его шапке, трубе или сумке.

Пошехонские пастухи, по поверьям, сажали лешего на одну из коров; эта корова потом водила за собою все стадо (считалось, что стадо пас леший)».

Там, где леса не было, а были поля, пастухи договаривались с «полевыми», и те помогали «приглядывать» за скотиной. Но «договора» с лешими встречались все же чаще – настолько часто, что леших называли «пастухами». Так, это было распространено в Казанском Поволжье. Говорили, что лешие сами могут перегонять скот с места на место.

Пастухи и бесы

Помогать пастухам могли и бесы или черти. «Иногда пастушья сила персонифицировалась в облике мелких бесов, числом от двух до 12 и более, которые в этом случае поступали к нему в услужение, — пишет Удалов.

— Тихвинские пастухи использовали на пастбище неких рыжих чертенят, располагавшихся у них на ремне, на специальных костяных насечках.

На юге Архангельской области (в Вельском р-не) бесы-помощники принимали вид маленьких человечков в красных поясках или колпачках и больше никакой одеждой не отягощенных.

У них были даже личные имена, известные только их владельцу и дававшие ему власть над ними: например, бесята, сидевшие на посохе одного местного пастуха, звались Сенька да Бренька». Бесы-помощники могли принимать и облик лесных зверей, скажем, лисы или зайца, которые после совершения пастухом определенного ритуала пасли вместо него стадо.

С пастухом старались не вступать в конфликты, так как опасались его близкого знакомства с нечистой силой и того, что с ее помощью он может навредить скотине. Иногда пастухи, помимо основной профессии, также оказывали односельчанам различные магические услуги, занимались знахарством.

От Велеса до Власия

В языческие времена покровителем рогатого скота считался бог Велес, к которому пастухи нередко обращались за помощью, например, чтобы отыскать потерянное животное. С приходом христианства Велес трансформировался в греческого мученика Власия.И сейчас на окраинах некоторых городов, там, где когда-то располагались выгоны для скота, сохранились старинные церкви, освященные во имя великомученика Власия. Такие храмы можно встретить в Холмогорах, Вологде, Костроме, Ярославле, Пскове, Новгороде, а также в Москве и Подмосковье.https://analitic.livejournal.com/5464408.htmlvia

Источник: https://karhu53.livejournal.com/41371507.html

Почему пастухи всегда ходили с дудочкой и от чего она могла их защитить (3 фото)

Одним из основных атрибутов пастуха в Древней Руси являлся музыкальный инструмент — дудочка. Заметим, что на Руси молодым и неопытным пастухам доверяли лишь малочисленные стада или зачастую делали помощником, и лишь спустя несколько лет разрешали пасти большое стадо.

Пастух не просто был обязан следить за поголовьем скота, он должен был хорошо ориентироваться в окружающей местности, для того, чтобы знать какие в округе произрастают травы, где находится ближайший источник воды, как защитить стадо от хищных зверей, как принять роды у коровы.

Скот играл ключевую роль в жизни людей на протяжении всей истории человечества. Поэтому роль пастуха отводилась опытным и чрезвычайно ответственным людям. Так зачем же эти серьезные люди носили с собой дудочку?

Звук дудочки – это условный знак

Пастухи дни и ночи на пролет следили за стадом, при этом всегда были заняты их глаза, а руки становились свободны. Поэтому у них было время на изготовлении этого музыкального инструмента из подручных средств, а также время упражняться в игре на нем.

Читайте также:  Кому у русских разрешалось закрывать глаза покойнику

Со времен звук дудочки становился условным знаком или сигналом, услышав который, скот начинал сбиваться в стадо и следовать к водопою или на ночлег. Звуки этого инструмента становились сигналами и для собак, которые помогали пастуху в его работе.

Звуки дудочки, как предупреждение

Дудочка пастуха была важным инструментом в борьбе с хищниками, прежде всего волками. Ее звуки отпугивали диких животных от стада и тем самым сохраняли поголовье крупнорогатого скота.

Но не только диких хищников отпугивали эти звуки, но и люди желающие украсть скотину, понимали, что пастух следит за стадом. Также люди, которые являлись хозяевами животных, по мелодии дудочки могли определить, где в данный момент времени находятся их коровы и быки.

Магический инструмент

В Древней Руси дудочка являлась не столько инструментом для извлечения музыкальных звуков, сколько магическим атрибутом, который был жизненно необходим для ведения диалога со всевозможными языческими духами. Эти духи становились заступниками для пастуха, который просил у них защитить скот от диких зверей или отвести хворь и болезни от стада.

Считалось, что если в дудочку пастуха положить кусочек шерсти коровы, то стадо непременно будет его слушаться и обязательно будет цело и невредимо. Конечно же, шерсть скота не клали внутрь дудки, тогда она просто бы не издавала звуков.

Пастухи поступали следующим образом: они с помощью воска приклеивали кусочки шерсти на внешнюю сторону инструмента или мастерили на дудочке специальные внешние выступы, в которые можно было положить шерсть.

Даже после прихода христианства, данное суеверие не исчезло.

Этот музыкальный инструмент являлся магическим символом силы, с помощью которого пастух мог превосходно управляться со своей работой. На Руси даже было поверье, что весной пастухи должны себе изготавливать новую дудочку, а с приходом зимних холодов они ритуально сжигали свой музыкальный инструмент.

Средство против злых духов

Согласно существовавшим на Руси суевериям, пастушья дудка была способна бороться с различными злыми духами и демонами. Считалось, что своим звуками она отпугивала их и тем самым защищала стадо. Во многих районах пастухи перед весенним первым выпасом обходили стадо играя на дудочке, тем самым изгоняя всевозможные заболевания, которые могли преследовать скот.

На территории современной Белоруси крестьяне изготавливали специальные трубы из елей, которые издавали громкие звуки. С помощью этих незатейливых инструментов пастухи перед первым выпасом отгоняли злых духов от тех дорог, по которым будет проходить стадо на пастбище.

Многие крестьяне побаивались и сторонились пастухов из-за того, что те в той или иной степени очень часто соприкасались с нечистой силой. Также многие пастухи разбирались в целебных травах, что приравнивало их к знахарям. Вопреки определенной опаске к пастухам, селяне всегда пускали их к себе домой переночевать.

Занятно, что многие пастухи даже в зимний период не желали разлучаться со своими музыкальными инструментами, которые помогали им в работе. На Рождество, когда проходило колядование, пастухи играли на дудочках у дворов крестьян, тем самым отгоняя нечисть, за что хозяева благодарили их, приглашая за стол и угощая различными вкусными блюдами.

Источник: https://nlo-mir.ru/bezrubriki/pochemu-pastuhi-vsegda-hodili-s-dudochkoj.html

«Лопарские колдуны»: почему их считали самыми сильными на Руси

Широко известна история, как царь Иван Грозный выписал из Лапландии 60 колдунов, чтобы те объяснили ему, что означает комета, которую мнительный царь посчитал предвестницей скорой смерти.

Лопарские ведуны объявили – именно так, царь скончается 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так мало, велел 18 марта сжечь всех колдунов.

Но не успел, вечером этого дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался.

Опять вспомнили на Руси о лопарских волшебниках, когда был убит самозванец Григорий Отрепьев. Его тело с множеством ран несколько дней лежало на Красной площади, выставленное на всеобщее обозрение.

Пошел слух, что «Гришка был колдун, научившийся колдовству у лопарей: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя».  Об этом  можно прочитать у историка Н. М. Карамзина.

В «Истории государства Российского» он приводит отрывок из «Московской хроники»:

«Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот.

В убогом доме сие тело невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящего на нем голубя. Произошла великая тревога.

Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие — дьяволом, по крайней мере, ведуном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и после оживляют».

Так, долгое время держалось мнение, что лопари имеют власть над ветрами.

Якобы лопари завязывают три волшебных узла, и когда они развязывают один узел — поднимаются ветры с умеренной силой; когда они развяжут второй узел — начинают дуть ветры более сильные; когда развяжут третий — поднимается буря и гроза. Другой писатель сообщает, что лопари могут удержать корабль на ходу так, что никакая сила ветров не может их сдвинуть с места.

Еще лопари якобы приготовляют небольшие, величиной с палец волшебные копья из свинца и посылают их на своих врагов; копье это ранит того, кому оно было послано, и тот в страшной боли умирает через три дня.

Другое страшное магические оружие лопарей называлось «ган», который, по словам свидетелей, имел вид мухи.  Этот ган наносит людям и животным смерть или вред.

Но если одни лопари имели силу насылать таким образом смерть, то другие лопари были наделены силою изгонять этот ган; кроме того, ган вредил лишь тогда, если посылающий его знал имя отца того лица, которому он хотел вредить.

Наконец, лопари, по словам исследователя Шеффера, имеют силу насылать еще так называемое тире (tyre), особо приготовленную массу, величиной с орех или средней величины яблоко.

Это тире продается лопарями; оно летит по направлению того лица, на которое оно насылается, “словно вихрь или словно пущенная стрела, либо шар, и если по дороге ему встретится что-нибудь живое, каково бы оно ни было,— тире поражает его…” и таким образом оно нередко отклоняется от лица, для которого оно было назначено, и поражает невинного. И даже до нашего времени, заключает Шеффер, нет недостатка в печальных примерах такого рода”.

Могут лопари насылать болезнь или смерть также при помощи волшебного бубна, хотя способы, которыми зло делается при помощи бубна, и неизвестны, так как лопари держат их втайне.

Еще писатель XVII века Иоанн Торней вполне верит в возможность нанесения вреда при посредстве бубна: “Между этими лопарями, пишет он, был один лет восьмидесяти, который признавался, что он, будучи еще мальчиком, научился он своего отца этому искусству (т.е. наносить вред) и в 1670 г. … устроил так, что один крестьянин… утоп на одном пороге.

Его приговорили к смертной казни и в оковах везли из Лапландии к ближайшему городу Ботнии. На дороге он при помощи своего искусства убил себя, так что скончался в один миг, хотя сидел совершенно здоровым в телеге”. Чародеи при помощи барабана или при исполнении конкретных действий могли узнать и о том, что происходило в чужой стране.

Так, например, Шеффер передает рассказ, по которому приказчик одного немецкого купца, находясь в Лапландии, пожелал узнать, что делает его господин; чародей после нескольких действий, рассказал все, что делает патрон в далеком немецком городе. Даже в XVII в. П.

Гегстрем считает нужным опровергнуть ходячее мнение, что лопари могут переноситься на облаке вместе со своими оленями с места на место, и объявить такого рода мнения “ложными представлениями необразованного человека, так как подобные вещи в Лапландии неизвестны”.

Источник: https://suharewa.ru/loparskie-kolduny-pochemu-ix-schitali-samymi-silnymi-na-rusi/

Как жилось пастухам на Руси

Пастухи на Руси были не просто людьми, которые занимались выпасом коров. Их причисляли к тем, кто умел пользоваться колдовской силой, направляя ее на охрану животных. Пастухов считали особыми людьми, а требования к ним при этом предъявлялись очень жесткие. И предпочитали брать на эту должность людей пришлых, из далеких краев.

Читайте также:  Почему в православии покойников можно хоронить только спустя три дня после смерти

Кого выбирали в пастухи

Казалось бы, пастухом мог быть любой житель русской деревни, с детства умеющий ухаживать за скотом. Но нет. Издревле повелось нанимать на такую работу жителей других сел и даже губерний. Самые большие шансы занять это место были у неженатых пожилых мужчин, охотно брали сирот. Вот и пасли коров на новгородских полях пастухи из Пскова, а представители вологодчины – в Пермской губернии.

Отношение к выписанному пастуху было внимательным. Новые односельчане-работодатели старались сделать его жизнь проще: работнику предоставляли жилье и хорошо кормили. Делали это поочередно все жители села, чьих коров пастух пас. При этом максимальную часть хлопот брали на себя те крестьяне, у кого было больше всего коров.

Из «своих» в пастухи часто выбирали мужчин, у которых не было земли или которые из-за слабого здоровья не могли работать в поле. Относились к ним не слишком уважительно, но в то же время не отрицали, что пастухи обладают особой магической силой.

Ссориться с пастухом не рекомендовалось, поскольку этим людям приписывалось знакомство с нечистой силой.

А кому хочется, чтобы пастух отыгрывался на корове? Нередко пастухи, проводившие большое количество времени на природе и хорошо знавшие ее, становились знахарями.

Как леший пастухам помогал, и что ему за это дарили

Раньше считалось, что пастухи могут заключать договор с лешим. Чтобы ублажить его, могли дать обещание никогда не собирать лесные ягоды и ни с кем не здороваться за руку. Леший в свою очередь забирался на пастуший посох или кнут, и находился там все время, что пастух работал, всячески помогая.

Договор с лесным духом следовало заключить в период Егорьев день – Покров.

Тут дело не обходилось без ежегодных подарков – пастух дарил лешему четыре куриных яйца, обязательно от черной курочки, на второй год – портянки из сукна, и на третий – самую жирную корову.

Бедное животное отдавалось на растерзание волкам и медведям. А если корова пропала – и тут есть отговорка: это пастух отдал ее лешему, чтобы тот охранял стадо от диких животных.

В течение года лешему надо было преподносить мелкие подарочки, чтобы добиться его расположения, например, хлеб с маслом, Собираясь на работу, пастух брал с собой особые предметы – кусочек бересты, шарик из воска или муки с клочком коровьей шерсти. Некоторые пастухи так доверяли лешему, что просто гнали коров на пастбище и потом спокойно шли домой.

Пастухи – старинный Гринпис, а также строгие правила в одежде и в поведении

Понятно, что на пастухах лежала большая ответственность, ведь им отдавали на сохранение одну из главных ценностей.

Чтобы со стадом не случилось никаких неприятностей, пастухи использовали в своей работе опыт предшествующих поколений, придерживались строгих правил, которые, согласно старинным поверьям, должны были обезопасить доверенных животных.Правила эти можно условно разделить на поведенческие и те, которые относились к внешнему виду.

Пастух не обязан был любить природу, но должен был относиться к ней очень бережно. Запреты были весьма строгими и доходили до абсурда. Например, назойливых насекомых нельзя было не то что прихлопнуть, от них даже нельзя было отмахиваться.

Находясь в лесу, пастух не мог собирать ягоды и грибы и ловить рыбу. Сломанная ветка приравнивалась к нанесению вреда лесу и неуважению к силам природы. Были и разумные ограничения – не разрушать муравейники и гнезда птиц, не убивать животных.

Что касается внешнего вида, то и тут все было достаточно строго. Пастуху нельзя было менять длину волос и бороды. Если пришел наниматься на работу с длинной бородой – изволь отращивать ее и дальше. Появился в первый раз коротко остриженным – придется укорачивать волосы постоянно.

Пасти животных нужно было всегда в одной и той же одежде, в той, в которой прошел первый рабочий день. Это объяснялось тем, что животные привыкали к виду и запаху своего хозяина, и в ином обличье могли его не признать, и даже убежать.

Вести себя пастухи должны были скромно. Лазить через заборы, ругаться матом, встревать в драки, пить алкогольные напитки было нельзя. Им также не разрешалось здороваться за руку и вступать в интимные отношения. Некоторые запреты сегодня вызывают недоумение, к примеру, запрет на посещение похорон. Кстати, если в селе кто-то умирал, то пастух не имел право вести стадо по улице.

Кнут, заговоренный пояс, рожок-недотрога и другие волшебные пастушьи аксессуары, которые сжигали в костре

В своей работе пастухи использовали специальный инвентарь, который принадлежал только им. Никто другой не имел права брать его в руки, ведь все предметы проходили процесс заговора. Но и хозяин пользовался ими не так уж долго – всего один сезон, после чего их следовало сжечь на костре.

Итак, что же было у пастуха? Конечно же, кнут, в который следовало аккуратно вплести пучки льна. Их выдавали хозяева коров – по пучку от каждого двора.

На посохе пастуха можно было увидеть насечки – это была своеобразная записная книжка, где указывалось количество вверенных животных.

Существовало поверье, что воткнутый в землю посох после произнесения особого заклинания был способен загипнотизировать коров и заставить их мирно пастись, не пытаясь убежать. Посох был важнейшим атрибутом, и потерять или сломать его боялся каждый пастух.

Музыкальные инструменты – труба или рожок – всегда были при работнике. Только он мог брать их в руки и играть на них.

Чтобы управлять животными и защищать их, пастух использовал ремень или пояс, который предварительно заговаривался. Если пояс был правильным, то дикие животные не видели коров – перед их взором появлялись не упитанные парнокопытные, а большие камни. Чтобы дать коровам немного свободы, достаточно было расслабить пояс, а чтобы собрать стадо обратно, следовало потуже подпоясаться.

https://www.fresher.ru/2018/12/14/kak-zhilos-pastuxam-na-rus…

Источник: https://myhistori.ru/blog/43114473323/Kak-zhilos-pastuham-na-Rusi

Публицист.ru — Стада, пастухи и их инструменты на Руси

Дудочка на Руси всегда была непременным атрибутом пастуха, сколько бы лет тому не было – восемь, восемнадцать или сорок восемь. Впрочем, в Древней Руси пастух не мог быть молоденьким парнем или мальчиком, такому доверили бы разве что пасти семейный скот или сделали бы помощником пастуха, потому что пастух должен быть опытным.

Он должен был знать, в какой местности растёт хорошая трава, а где – крайне вредный для коров клевер, от которого они могут за десять минут «полечь»; каким путём гнать скот, чтобы стадо не зашло на клеверные поля; где коровам удобнее спускаться на водопой; как отбить овцу от волков, как вытащить телёнка из болота и что делать, если корова начала телиться.

Поскольку от здоровья скотины часто зависела жизнь целых поселений, пастуха выбирали придирчиво, а профессия эта была на Руси ответственной. При этом эти серьезные и ответственные люди всегда носили с собой дудочку.

Дудочка – сигнал для стада

Свободного времени у пастуха было много, нужно было чем-то занять руки и разум. При этом серьёзными занятиями следовало пренебречь в угоду основному – необходимо было внимательно следить за стадом, буквально не сводя с него глаз.

Простую дудочку можно было сделать довольно быстро из подручных средств, а рожок – из бересты, а чтобы научиться сносно играть времени было предостаточно – с апреля, когда скот начинали выгонять на выпас, и до поздней осени.

Не стоит забывать, что звуки дудочки или рожка для скотины звучали как сигналы, по которым она привыкала собираться в стадо, идти на водопой или тянуться ближе к дому. С помощью дудочки можно было в поле подавать сигналы и пастушьим собакам, которые помогали собирать стадо.

  • Звук рожка – предупреждение
  • Услышав звуки пастушьей дудочки, хозяева знали, где находится их скот, а дикие звери получали сигнал, что стадо находится под бдительной охраной.
  • Можно подумать, что, например, волки могли даже не брать в расчёт одного человека, однако на самом деле они прекрасно знали – звуки дудочки несут с собой смерть или увечье, ведь умелый пастух мог одним ударом бича перебить волку хребет.
  • Скорее всего, дудочка, так же, как и бич, могла стать оружием самообороны при нападении разбойников, желающих угнать стадо.
  • Магический предмет
  • Но главная функция, которую нёс этот несложный музыкальный инструмент в языческой Руси, была функция сакральная – с помощью пастушьей дудочки пастух якобы «договаривался» с лесными духами, чтобы дикие звери не трогали стадо, и заговаривал скот, чтобы тот был здоров, набирал вес и не терялся.
Читайте также:  Анастасий вонсяцкий: чем в сша занимался лидер русских фашистов

Суеверные люди думали, что если в пастушью дудку вложить клок шерсти скотины, то стадо обязательно будет слушаться пастуха и по его сигналу придёт домой. Разумеется, чтобы дудка продолжала звучать, шерсть приклеивали к ней кусочком воска снаружи или закладывали за внешние декоративные элементы (А. А. Плотникова «Магия звука в славянской скотоводческой обрядности).

  1. После принятия православия суеверия никуда не делись, а просто изменились – даже в советские времена архангельские крестьяне считали, что дудочка, к которой прилеплен кусочек от красной пасхальной свечи, быстрее соберёт скот домой.
  2. Дудочке приписывали магические свойства – в некоторых местах Великороссии считалось, что на каждый сезон пастух должен делать новую дудку и пасти стадо с ней, а осенью инструмент следовало уничтожить, сжечь.
  3. На Русском Севере были чрезвычайно распространены заговоры скота – от заговора «на первый выгон» до заговоров на то, чтобы скотина возвращалась домой по первому зову пастушьей дудочки.
  4. Договор с лешим — стаду прибыток
  5. Надо принимать во внимание, что пастухами часто становились калеки, которые не могли наравне с остальными мужчинами трудиться в поле, имели изъяны от рождения, например, были горбаты или одноруки, или получили увечья в течение жизни.
  6. Также в пастухи шли немощные, убелённые сединами старики – всё это придавало им ещё больше таинственности, и в глазах неграмотных крестьян делало пастухов близким к лесным страшилищам – лешему и кикиморе.
  7. Скорее всего, крестьяне считали, что человеку, который и так «одной ногой в могиле» легче договориться с нечистой силой.

Изгоем пастуха делало и его знание трав – такие сведения считались в языческой среде сакральными, их могли знать лишь волхвы. Так что кому ещё договариваться с нечистой силой и лесными зверями, как не колдуну?

  • Несмотря на некоторую отверженность, пастух в течение срока выпаса скота имел право не только на оплату труда, но и на ночлег в селе, на еду и на тёплую одежду в случае непогоды.
  • Чужое не трогай
  • Брать в руки дудочку пастуха или просить его продать её считалось недопустимым и могло повлечь за собой даже смерть, но иногда пастухи могли сделать дудочку для ребятишек – просто для игры.
  • В Карпатских селениях дудочке или рожку (свистку) пастуха придавали очень много значения — считалось, что днём пастух с помощью звуков повелевает лесными чертями и заставляет их себе помогать.
  • Но ни в коем разе нельзя было дудеть в неё ночью, поскольку ночью пастух уже не был властен над нечистой силой, она могла слететься на звуки пастушьего рожка или на скот могли напасть дикие звери – об этом суеверии писал советский языковед Иосиф Алексеевич Дзендзелевский.
  • Оружие против чертей

По суевериям крестьян, у пастушьей дудочки было ещё одно важное свойство: она якобы могла отгонять злых демонов и так защищать скот. В некоторых сёлах, перед первым выпасом пастухи обходили село, изо всех сил играя на специальных дудках – так они отгоняли от скотины болезни, беду и чертей. Иногда такие обходы продолжались каждый день вплоть до середины августа.

А на западе Белорусии с помощью огромных еловых труб расчищали дорогу для скота перед первым выпасом: пастухи, собравшись вместе, проходили путь первыми и изо всех силы дули в трубы, чтобы отогнать нечисть подальше.

Любопытно, что некоторые пастухи не расставались со своими дудочками и рожками даже зимой – в Рождественские колядки они обходили крестьянские дворы и у каждого двора трубили, словно бы отгоняя от скотины чертей; за это хозяева им выносили угощение.

01.06.2018

Источник: https://publizist.ru/blogs/108412/25277/

Колдуны-пастухи — особая профессия на Руси

Фактрум 11.01.2019 в 10:56

Статьи на широкую тематику: история России и мира, общество, известные личности, удивительные события, уникальные места, курьёзы настоящего и прошлого. Огромная коллекция анекдотов и шуток, а также весёлых и поучительных историй из жизни.

Пастухом на Руси мог стать далеко не каждый крестьянин. Предпочтение отдавалось пришлым из других деревень неженатым мужчинам в возрасте или сиротам.

Таких работников кормили всем селом и поочередно брали на постой, старались облегчить им быт и не вступать с ними в конфликты. Дело в том, что пастухам приписывались особые магические способности.

«На пастбище». А. Степанов

Запреты и ограничения

Изредка пастухом становился и местный житель — например, если по причине слабого здоровья или других объективных жизненных обстоятельств мужчина не мог выполнять тяжёлую работу в поле. Но в таком случае пастуха не очень-то уважали и попросту терпели.

А вот к пришлым «специалистам» отношение было особое. Очень часто нелюдимые и проводящие большую часть жизни на природе пастухи являлись одновременно и целителями, использующими свойства трав и заговоры. Лечили они и подопечных животных.

При этом на их деятельность возлагались строгие запреты, часто малообъяснимые.

К примеру, иногда до абсурда доходило их бережное отношение к природе. Нельзя было отгонять и бить комаров и слепней, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Разумеется, и речи не шло об охоте. А разрушение муравейника или сломанная даже нечаянно ветка трактовались ими как нанесение вреда матушке-природе, неуважению, за которое могли быть наказаны и сам пастух, и его стадо.

Понятны были строгие правила в отношении внешнего вида: пастух не мог изменять свою внешность — например, остричь длинную бороду, с которой начинал пасти стадо, или же отрастить волосы. Нельзя было и менять одежду, в которой он следил за животными. Подопечные привыкали и к запаху, и внешнему виду своего пастуха, в другом обличье они попросту могли от него сбежать.

К поведению пастухов тоже присматривались особенно. Им не разрешалось не только пить алкоголь, драться и ругаться матом, но и вступать в интимную близость с жительницами деревни, и даже здороваться за руку при встрече. Существовало также странное поверье, что пастух не должен присутствовать на похоронах или проводить стадо по улице села, в котором в этот день кто-то умер.

«Пастушок». И. Куликов

Договоры с духами и волшебные атрибуты

Дружба с лешим для пастуха-колдуна считалась обычным делом. Хозяин леса помогал пастухам, дарившим ему подарки, и восседал обычно на посохе или кнуте во время работы.

Среди подарков лешему могли быть яйца от чёрной курицы, суконные портянки и даже самые жирные коровы стада. А договор с лесным духом заключался на Егорьев день. Пастух баловал своего лешего регулярно и мелкими подношениями — кусками хлеба с маслом, восковыми шариками, кусочками бересты. В ответ лесной хозяин присматривал за стадом и оберегал его от неприятностей.

Пастухи, в свою очередь, строго следили за своим рабочим инвентарём, которому зачастую приписывались магические свойства. Никто, кроме самого пастуха, не имел права брать в руки ни посох, ни кнут, ни ремень. Служил инвентарь своему хозяину всего один сезон, потом его сжигали на костре, а на следующий сезон заговаривали новый.

Пастуший пояс обычно украшался множеством засечек — таким образом хранитель стада считал своих животных. Славяне верили, что посох заговаривает коров и заставляет их слушаться своего пастуха.

В кнут, который явно способствовал этому больше, вплетались пучки льна, которые выдавали пастуху владельцы животных — по пучку от каждого двора.

Обязательно носили с собой пастухи музыкальный рожок или трубочку, и играть на них могли только они сами.

Магические свойства приписывались и поясу пастуха. Свой ремень хранители стада заговаривали, чтобы дикие звери не могли обнаружить домашнюю скотину. Чтобы быстро собрать своё стадо, пастухи туго перепоясывались, а выпуская на свободный выпас животных — ослабляли и свой ремень.

Совсем распоясались: почему на Руси нельзя было развязывать пояс на людях

Источник: http://all-rss.ru/item-3572126-kolduni-pastuhi-osobaya-professiya-na-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector