Почему пушкин проиграл дуэль дантесу

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Причина дуэли Пушкина и Дантеса кратко: конфликт, почему

В биографии Пушкина, существует множество теорий, по каким именно причинам произошел конфликт между Пушкиным и Дантесом, . Но самая известная теория – это ревность Александра Сергеевича. Будучи человеком горячим и несдержанным, он сам спровоцировал дуэль.

Дантес же был влюблен в красавицу-жену Пушкина Наталью Гончарову. И публично позволял себе ухаживать за ней, оказывая различные знаки внимания. Приходя домой после различных балов и светских мероприятий, Наталья сама рассказывала супругу об ухлестываниях обаятельного француза. Этим она только подогревала ревность.

Публика, напротив, находила влюбленность Жоржа очень трогательной и романтичной, в духе любовных романов. Но очень скоро дамам это наскучило и по Петербургу стали расползаться слухи о романе между Натальей Гончаровой и Дантесом. Но Пушкин, как любящий муж, искренне верил в невиновность своей жены.

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Существует и другая версия зарождения дуэли Пушкина и Дантеса. Краткое содержание повествует о происхождении конфликта между поэтом и кавалергардом. После того, как произошло их знакомство, они становятся хорошими приятелями.

Вскоре, по Петербургу стали распространяться слухи, что барон Луи Геккерн хочет усыновить Дантеса. И причиной этого решения послужили совсем не благие мотивы.

Дантес должен был выведывать информацию у знати северной столицы и доносить ее Геккерну.

Узнав это, Александр Сергеевич передал эту информацию императору Николаю I. При встрече они очень долго о чем-то беседовали.

Николай I попросил Александра Сергеевича ни в коем случае не предпринимать никаких решительных действий. Но будучи человеком темпераментным и вспыльчивым, он незамедлительно вызвал Дантеса на дуэль.

К тому же, нельзя отрицать факт существования и личных мотивов для вызова на дуэльный поединок.

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Тайна русской истории — дуэль Пушкина и Дантеса. Краткое содержание самых популярных версий о ее происхождении будут приведены ниже.

Как звали Дантеса убившего Пушкина 5 букв

Жорж Шарль Дантес – именно так звучит полное имя противника, который на дуэльном поединке, убил гениального русского поэта.

Секундант Пушкина на дуэли с Дантесом 6 букв

Секундантом Пушкина на дуэльном поединке стал его давний лицейский друг, офицер русской императорской гвардии, Константин Карлович Данзас.

Место дуэли Пушкина и Дантеса: где была, когда состоялась, дата, куда попал Дантес Пушкину

Поединок двух противников произошел 27 января 1837 года, после четырех часов дня. Местом, где было решено провести поединок, стал перелесок возле Комендантской дачи, находившийся недалеко от Черной речки.

По условию, стрелять можно было на расстоянии 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Каждый из противников должен был подойти к намеченному барьеру и сделать всего один выстрел. Пистолеты, которыми производился выстрел, имели 12-милиметровые пули. Несмотря на такой небольшой снаряд, он мог нанести смертельное ранение.

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Поэт хотел первым выстрелить в противника, но Жорж его опередил. Пуля ранила правую часть живота. Не обращая внимание на сильное ранение, Александр Сергеевич приказал продолжить поединок.

Итогом второго выстрела стало ранение Жоржа. Пуля попала ему в предплечье. Но ранение оказалось не опасным.  А вместе с тем, у Пушкина началось сильное кровотечение. Врача рядом не оказалось. Нечем было заткнуть рану, чтобы остановить кровотечение.

Истекающего кровью Александра Сергеевича привезли на Комендантскую дачу. После, его доставили к себе домой на Мойку. Врачи пытались спасти жизнь поэту, но спустя 2 дня, 29 января 1837 года, он умер.

 Сохраняя до конца жизни сознание, смерть он встретил в муках.

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Дантес после дуэли с Пушкиным, судьба после дуэли

После поединка, француза ждало увольнение из гвардии и разжалование в рядовые. А затем он был выслан за пределы Российской Империи. Жоржу крупно повезло, поскольку согласно закону он должен был быть приговорен к смертной казни. За мужем последовала его верная супруга Екатерина, родная сестра Натальи Гончаровой.

Жорж вернулся в родную деревушку под названием Эльзас во Франции, где он несколько лет вел затворническую жизнь. Спустя некоторое время, в 40х годах он внезапно делает успешную карьеру политика, становясь депутатом Учредительного собрания партии Луи-Наполеона Бонапарта. Став императором Наполеоном  III, он назначил своего преданного  поданного сенатором.

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Дожив до возраста 83 лет, Жорж Шарль Дантес умер в окружении детей и внуков. После переезда во Францию он прожил долгую безбедную жизнь.

Он так и не признал своей вины в смерти Александра Сергеевича Пушкина. По его словам, благодаря дуэли он сделал удачную карьеру, которая принесла ему должность сенатора. Но все же судьба не обошла и его стороной. Одна из дочерей заинтересовалась творчеством гения русской поэзии. А узнав, что родной отец является убийцей любимого поэта, она до конца жизни его ненавидела.

Биография Пушкина кратко

Вы прочитали статью дуэль Пушкина и Дантеса краткое содержание? Какие можно сделать выводы? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Adblock detector

Источник: https://womaninc.ru/duel-pushkina/

Как Пушкин оказался на дуэли с Дантесом

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

4 (16) ноября 1836 года Пушкин и несколько его друзей получили по почте анонимный пасквиль на французском, под заголовком: «Патент на звание рогоносца». Содержание его было таково: «Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д.Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена. Непременный секретарь граф И. Борх».

Анонимки и дуэль

На что намекали эти строки, гадать не приходилось. Речь шла о романе, якобы вспыхнувшем между Натальей Николаевной Пушкиной и поручиком-кавалергардом Жоржем Дантесом, приемным сыном посланника Нидерландов, барона Луи Геккерна. По крайней мере, об этом в последнее время ходили упорные слухи.

Пушкин тотчас же отправил Дантесу вызов на дуэль.
Однако в то же время Дантес предложил руку и сердце родной сестре Натальи Николаевны – Екатерине Николаевне. Близким удалось отговорить Пушкина от дуэли с будущим родственником…
Бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой состоялось 10 января.

Меж тем слухи по поводу любовной связи между Дантесом и Натали Пушкиной все продолжали распространяться. 26 января Пушкин послал барону Геккерну письмо, в котором сообщал, что отказывает ему и его приемному сыну от дома. В ответ пришел вызов на дуэль.

Но барон не мог драться с Пушкиным сам, так как это стало бы угрозой его дипломатической карьере: эта роль отводилась Дантесу.

Встреча была назначена на 27 января на Черной речке, возле Комендантской дачи. Первым по жребию выстрелил Дантес и тут же нанес Пушкину серьезную рану: пуля раздробила бедренную кость и угодила в живот.

Поэт упал, однако все равно попытался сделать ответный выстрел, сидя на земле.

Он легко ранил Дантеса в правую руку, а затем потерял сознание от кровопотери… Его на руках перенесли в извозчичьи сани, затем у Комендантской дачи пересадили в карету, которую послал на место дуэли Геккерн, и отвезли домой, на набережную Мойки, 12.

Смерть поэта

В последующие дни кровотечение из раны не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту, нарастали боли в области живота. Пульс был слабым. Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья.
Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н.Ф.

Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным. Арендт не стал скрывать от Пушкина его состояния. Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть.

В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы.

Поэт и царь

Трагедия усугублялась тем, что дуэли в то время были под запретом. В частности, К.А. Данзаса, который был секундантом Пушкина, могли арестовать за участие в дуэли. Поэтому, уже находясь на смертном одре, поэт через Арендта (по другим данным – через В.А. Жуковского) передал императору прошение о помиловании для Данзаса.

Несмотря на то, что Николай I считал Пушкина «вождем вольнодумцев», его так растрогало предсмертное послание поэта, что он ответил: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».

Царь сдержал свое обещание: в частности, распорядился выдать Наталье Николаевне и детям из казны единовременно 10 000 рублей, оплатить долги Пушкиных, назначить вдове и дочерям пенсион, а сыновей отдать в пажи, выделив каждому из них по 1500 рублей.

Этим дело не ограничилось: монарх приказал издать за казенный счет собрание сочинений Пушкина, а весь доход от продажи отдать семье.
Правда, опять же по инициативе императора, похороны поэта были устроены более чем скромно. Отпевание состоялось в Конюшенной церкви в ночь с 31 января на 1 февраля.

Присутствовали на нем лишь близкие, друзья Пушкина и члены иностранных миссий. Панихида проходила под присмотром жандармов. Очевидно, Николай I опасался беспорядков.

Что же касается Геккерна и Дантеса, то им было велено в кратчайшие сроки покинуть Петербург, что они и сделали.

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Источник: https://the-criminal.ru/kak-pushkin-okazalsya-na-dueli-s-dantesom/

Дуэль Пушкина и Дантеса: причины и последствия

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

Известно, что правительство, в лице Николая I, относилось к Александру Сергеевичу с подозрением. И этому были причины: он поддерживал декабристов, не скрывал своих вольнолюбивых мыслей. Постоянные ссылки, полицейский надзор делали жизнь поэта невыносимой. Все усугубляется в последние несколько лет жизни Пушкина. Оскорбительное назначение в камер-юнкеры, пожалованное государем, пренебрежительное отношение придворных, финансовые трудности сильно нервировали его. Стихи, полные трагизма, размышления о назначении поэта – это характерно для его творчества последнего периода.

Причины дуэли Пушкина и Дантеса

Французский офицер Жорж Шарль Дантес был молодым человеком, пользовавшимся особым расположением царя и придворной знати. Его карьера при дворе была блестящей и стремительной. Красивый и циничный, он избалован женским вниманием.

На одном из светских мероприятий он встречает Наталью Николаевну Пушкину и откровенно начинает оказывать ей свое расположение. В свете ползут различные сплетни об их романтических отношениях. Пушкин страдает от этого.

Он вызывает Дантеса на дуэль, но тот добивается отсрочки, женившись на сестре Натальи Николаевны. Но после свадьбы ничего не меняется. Француз по-прежнему настойчиво ухаживает за женой Пушкина.

Помимо этого, Александр Сергеевич начинает получать анонимные письма, содержащие оскорбительные намеки. Чтобы добиться сатисфакции, Пушкин оскорбляет приемного отца Дантеса, Геккерена. И Дантес сам вызывает поэта на дуэль.

Трагедия

Противники встретились 27 января за Черной речкой. Условия дуэли были смертоносными – соперники находились на расстоянии в 20 шагов. Секундантом Пушкина был Данзас, секундантом Дантеса – виконт д’Аршиак. Первым выстрелил француз, ранивший Пушкина в живот. Поэт все же нашел в себе силы совершить ответный выстрел, ранив Дантеса в руку.

После полученного ранения Пушкина отвезли домой, в его квартиру на Мойке. Собрался консилиум врачей, которые боролись за его жизнь. В течение двух дней он испытывал ужасные мучения, врачи были единодушны в своем решении – ранение смертельно и надежды на спасение нет. Был призван священник, поэт исповедался и причастился. 29 января глаза Пушкина закрылись навсегда.

Последствия дуэли

Вследствие повсеместной травли поэта, которая и привела к роковой дуэли, Россия потеряла гениального писателя. Пушкин мог прожить долгую творческую жизнь, но…

Дантес и Геккерен были высланы из Российской империи. Убийца Пушкина прожил долгую жизнь. Проживая во Франции, он многого достиг в политической карьере. Интересно то, что он считал причиной своей счастливой и успешной жизни участие в той злосчастной дуэли.

Хотя дуэль состоялась вопреки царским указам, император Николай I заплатил долги Пушкина и оказал его семье немалую помощь.

Источник: https://PoetPushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/duel-pushkina-i-dantesa.html

За что Пушкин вызвал Дантеса на свою последнюю дуэль

?

Специальный Алексей Алексеевич (spetsialny) wrote, 2017-04-02 20:59:00 Специальный Алексей Алексеевич spetsialny 2017-04-02 20:59:00 Category: Оригинал взят у maxxbay в За что Пушкин вызвал Дантеса на свою последнюю дуэль

      А вы знаете, что по подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Да-да Александр Сергеевич был весьма горяч и злословен, чем провоцировал немало ссор, причем даже со своими друзьями. Итогом в большинстве случаев была дуэль, к счастью либо стреляли мимо, либо мирились… но дуэль с французским офицером Дантэсом оказалась роковой. Так, что же послужило поводом для ссоры, приведшей к столь трагическим последствиям?

Читайте также:  Почему в исламе принято делать омовения до и после еды

«В любом запутанном деле ищите женщину» — говорят французы, и в данном случае это оказалось именно так. Поводом для вызова на дуэль послужила ревность. Ну да обо всем по порядку.

В 1835 году молодой француз Жорж-Шарль Дантэс, офицер кавалергардского полка, приёмный сын нидерландского посланника в Санкт-Петербурге барона Луи Геккерна, на одном из приемов познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта. В светском обществе сразу же поползли сплетни, в которых Дантес, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа. Ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы…

Стараниями злопыхателей порох был рассыпан, для взярыва достаточно было малейшей искры, которая не заставила себя долго ждать.

4 ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца»; в «дипломе» содержался косвенный намёк на внимание к Н. Н.

Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. Письмо имело следующее содержание:

Патент на звание рогоносца

Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена.

Непременный секретарь граф И. Борх

Подогретый нестихающими сплетнями и намеками «доброжелателей» Пушкин счёл письмо исходящим от Геккерна. Его уверенность поддержало мнение типографа М. Л. Яковлева, которому поэт показал пасквиль.

Яковлев посчитал, что послание написано на бумаге иностранного производства. Поэт немедленно послал Дантесу вызов на дуэль.

К улаживанию конфликта немедленно подключились друзья Пушкина, дело дошло до царя.

Доподлинно неизвестно о чем Николай I беседовал с несостоявшимися дуэлянтами, но через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина.

Так как Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Тем не менее оскорбленный поэт отказывался иметь какие-либо отношения с Дантесом и Геккерном.

10 января 1837 года Екатерина Гончарова стала женой Дантеса. Впоследствии она родила ему четверых детей и умерла после родов в 1843 году, на седьмом году замужества.

После свадьбы Дантеса и Екатерины конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре в свете началось распространение в слухов и казарменных шуток в адресу Пушкина и его семьи.

Ревнивец-поэт долго этого вынесить не мог и 26 января 1837 год Пушкин отправил Геккерну-отцу оскорбительное письмо, где весьма резко отзывался об о нем и его приемномы сыне.

Пушкин явно провоцировал Геккена и понимал, что это приведёт к новой дуэли.

В тот же день барон Геккерн письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает поэту вызов.

По настоянию Александра Сергеевича стрелялись до смерти одного из участников.

27 января 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Он упал после выстрела Дантеса и дуло пистолета забилось снегом, поэт привстал и попросил сменить пистолет. Секундант стал возражать, но Дантес знаком остановил его, и Пушкину дали другой пистолет. Ответным выстрелом он ранил Дантеса в правую руку, после чего лишился чувств.

На карете Геккернов раненый Пушкин был отвезен домой. Поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей он скончался 29 января 1837 года в 14:45. В момент кончины Александра Сергеевича Пушкина были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов дома-музея Пушкина.

Источник: https://spetsialny.livejournal.com/1734172.html

Почему Пушкин проиграл дуэль Дантесу

29-я по счёту дуэль, в которой принимал участие поэт Александр Пушкин, оказалась для него роковой. Назначенный на пять часов вечера 8 февраля 1837 года поединок состоялся на окраине Санкт-Петербурга, и, по мнению некоторых исследователей, писатель не имел шансов победить в нём.

Предпосылки

Конфликт между вспыльчивым Пушкиным и офицером Кавалергардского полка Жоржем Дантесом имел под собой серьёзную основу. За три месяца до смертельной дуэли писатель из анонимного пасквиля узнал, что его жена Наталья тайно встречается с бароном Дантесом, и поэтому Александр Сергеевич торжественно объявлялся членом «ордена рогоносцев».

Стерпеть подобное честолюбивый Пушкин не смог и вызвал Дантеса на дуэль. Впрочем, этой схватки у барьера хитроумный француз избежал, поскольку по подсказке приёмного отца голландского посла барона Луи Геккерена спешно сделал предложение свояченице Пушкина – Екатерине Гончаровой, и параллельно аннулировал вызов.

Женившись, Дантес продолжил распространять «казарменные каламбуры» про семейство Пушкиных. После этого его отчим получил оскорбительное письмо от Александра Сергеевича, знавшего, что данное послание обязательно повлечёт за собой новую дуэль.

Смертельные условия

Писатель оказался провидцем, и вскоре он был вызван на поединок с весьма жесткими условиями, исключавшими счастливый исход, так как стреляться полагалось до тех пор пока один из соперников или оба не получат смертельное ранение.

Взяв в секунданты подполковника Константина Данзаса, Александр Сергеевич прибыл к Чёрной речке, куда Дантеса сопровождал секретарь французского посольства виконт Лоран д’Аршиак.

Именно свидетели поединка определили дистанцию в 10 шагов между барьеров и отметку в 5 шагов по обе стороны от них, на которой должны были начать дуэль соперники. После команды «Сходитесь» дуэлянты могли стрелять, как от исходной позиции, так и по пути к барьеру, ни в коем случае не заходя за него.

Поскольку противники договорились, что открывать стрельбу можно в любой момент после начала схватки, Дантес на четвёртом шаге выпустил пулю, которая ранив, сбила с ног Пушкина. Однако поэт всё же произвёл свой выстрел по неподвижно стоящему обидчику, но она, пройдя по касательной, не нанесла французу серьёзного вреда.

Пистолет

Александр Аммосов, написавший работу «Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина», отмечал, что при падении в дуло пистолета поэта набился снег, из-за чего он попросил заменить ему оружие, что по одним данным было сделано, а по другим отклонено.

В свою очередь пушкинист Владимир Орлов обращает внимание на тот факт, что пистолеты по условиям противоборства каждая сторона должна была приготовить для себя сама, хотя дуэльный кодекс запрещал подобную самодеятельность. Обычно оружие на равных условиях разыгрывалось непосредственно перед сходкой.

Пушкин, как известно из воспоминаний его секунданта, получил своё оружие в магазине, куда заглянул по пути к месту выяснения отношения с обидчиком. А Дантес мог позаботиться о нём заблаговременно и даже пристреляться, поняв и привыкнув к особенностям траектории выстрела.

На это косвенно намекает тот факт, что отменный стрелок Дантес, нанося выстрел, намеренно сместил прицел, и, желая ранить писателя в живот, выстрелил ему в ногу.

Кроме того, криминалисты Дмитрий Алексеев и Борис Пискарев выдвинули версию, согласно которой секундант Пушкина на глазах у своего визави уменьшил заряд пороха в пистолете, чтобы избежать серьёзных ранений, полагая, что виконт д’Аршиак поступит аналогично. Однако последний не последовал требованиям законам чести, а потому выстрел Дантеса стал смертельным, а действие Данзаса не более чем «тщетной уловкой».

Бронежилет

Литературовед Викентий Вересаев полагала, что даже при ином стечении обстоятельств Пушкин вряд ли бы мог нанести Дантесу смертельное ранение, поскольку француз вопреки правилам был облачён в кольчугу. По его сведениям защитное одеяние для пасынка добыл в Архангельске барон Геккерен.

Этой же версии придерживались криминалисты Евгений Ищенко и Михаил Любарский, которые полагали, что пуговица мундира вряд ли могла отразить пулю, причём так, чтобы не только не разрушиться, но и не деформироваться.

В своих изысканиях они основывались на результатах эксперимента ленинградских коллег, которые в ходе реконструкции хода дуэли произвели с позиции Пушкина выстрел по манекену, облачённому в форму Дантеса.

В итоге выяснилось, что пуговица не могла стать преградой для пули, в отличие от тонких металлических пластин кольчуги.

Пушкиновед Михаил Яшин, уверенный в незаконном использовании «бронежилета», обвинял Дантеса в предумышленном убийстве поэта, а «игравшего в благородство» секунданта Пушкина, его пособником, поскольку он не удосужился проверить одежды противника.

Уваровский след

Культуролог Юрий Лотман считает, что за роковой дуэлью мог стоять министр народного просвещения Российской империи Сергей Уваров. Этот чиновник откровенно ненавидел Пушкина, за едкую эпиграмму в адрес цензора Михаила Дондукова, которого с Уваровым связывали романические отношения.

По словам историка литературы Павла Щеголева эти приверженцы однополой любви, входили в «общественную группировку по «астическому» признаку», членами которой также были барон Геккерен и его пасынок-любовник Дантес.

Объединив свои усилия, они не только дискредитировали репутацию Пушкина, который был осведомлён об их содомских наклонностях, но и отомстили ему, сведя в могилу.

Воспользовавшись ревнивым нравом поэта, они оклеветали Наталью Гончарову, заведомо зная, что он подпишется на дуэль.

К слову некоторое время в обществе ходили слухи, что автором злополучной анонимки возвещавшей о приёме Пушкина в «орден рогоносцев» был граф Уваров.

Однако позже выяснилось, что её составителем был Пётр Долгоруков, известный в петербургском обществе гомосексуалист и близкий знакомый министра просвещения.

Бенкендорф

Биограф писателя Александр Зинухов, склоняется к версии, что к гибели Пушкина был причастен шеф жандармов Александр Бенкендорф, действовавший по заданию императора Николая I.

В книге «Кто убил Пушкина» автор полагает, что поэта, знавшего некоторые тайны III отделения и конфликтовавшего с главой государства пристрелил вовсе не Дантес.

Эту миссию выполнил спрятавшийся за спиной светила русской литературы снайпер-жандарм, профессионально исполнивший заказное убийство, в то время как француз лишь имитировал выстрел.

Самоубийство

  • В издании Юрия Дружникова «Смерть изгоя» повествуется о том, что Пушкин, находясь в 1837 году в творческом и материальном кризисе, сам искал смерти на этой дуэли, приравнивая её к самоубийству.
  • Данной точки зрения придерживался и писатель Александр Лацис, полагавший, что его предок просто устал от жизни, в связи, с чем так торопился на поединок с Дантесом.
  • Аналогичную мысль высказывал митрополит Анастасий, писавший, что поэт пытался вырваться из гнетущих мелочей суетного мира, и роковая дуэль стала выходом из сложившегося положения.

Источник: https://news-life.ru/spb/218873189/

История дуэльных пистолетов Дантеса и Пушкина

luv_vie

Дуэльные  пистолеты  Дантеса  и  Пушкина

История дуэли Пушкина с Дантесом, как кажется, изучена досконально. Однако впечатление это обманчиво: в необъятной литературе, посвященной роковому поединку, как правило, тиражируются сведения, добытые из весьма ограниченного круга источников.

Между тем одна часть этих источников нуждается в проверке, другая — в дополнениях или уточнениях.

Ложное ощущение хрестоматийной известности связывается также с обстоятельствами обмена выстрелами, прогремевшими на Черной Речке 27 января 1837 года, и с оружием, из которого они были произведены. Последнему и посвящен этот очерк.

Виктор Файбисович

Еще раз о дуэльном  оружии Пушкина и Дантеса 

Как явствует из военно-судного дела, на место поединка секунданты явились со своими дуэльными гарнитурами, каждый из которых состоял из пары пистолетов и принадлежностей к ним: «Пистолеты, из коих я стрелял, — показал на следствии Ж.Дантес, — были вручены мне моим Секундантом на месте дуэли; Пушкин же имел свои»1. Излагая показания К.К.

Данзаса, секунданта Пушкина, следственная комиссия констатировала: «барьер означен был шинелями секундантов. Потом г. д’Аршиак и он (Данзас. — В.Ф.) зарядили каждый свою пару пистолетов и вручили по одному противникам»2.

Другими словами, Пушкин был вооружен пистолетом из гарнитура, привезенного Данзасом, а Дантес — из гарнитура, привезенного д’Аршиаком.

Непреложным условием дуэли служило равенство в возможностях, предоставляемых противникам. Поэтому дуэльные гарнитуры всегда состояли из пары одинаковых пистолетов с принадлежностями.

Оптимальным считалось обращение к новому, ни разу не употреблявшемуся, комплекту; во всяком случае, с дуэльным оружием соперники должны были познакомиться лишь на месте поединка.

Однако дуэльный кодекс допускал использование соперниками и собственных пистолетов3, если различие в длине их стволов незначительно, а калибры тождественны4.

  • Заметим, что применение противниками собственного оружия имело то очевидное преимущество, что позволяло избежать огласки, почти неминуемой при поисках незнакомых противникам пистолетов. Вспомним: накануне дуэли Ленский наносит прощальный визит Лариным; вечером,
  • Домой приехав, пистолеты 
  • Домой приехав, пистолеты
  • Он осмотрел, потом вложил
  • Опять их в ящик и, раздетый,
Читайте также:  7 самых крупных кладов, которые нашли в москве

При свечке, Шиллера открыл…

  1. Онегин, его противник, наутро
  2. Слуге велит приготовляться
  3. С ним вместе ехать и с собой

Взять также ящик боевой…

Примчались. Он слуге велит

Лепажа стволы роковые

Нести за ним…

Итак, Ленский и Онегин отправляются на поединок каждый с собственным оружием. Очевидно, пушкинские слова: «и каждый взял свой пистолет» — должны пониматься буквально.

С собственными пистолетами явились на дуэль и Пушкин с Дантесом. 

Впрочем, собственным оружием — в буквальном смысле этого слова — было лишь оружие Пушкина. Известно, что 24 января 1837 года он отнес ростовщику А.П.Шишкину столовое серебро, под залог которого получил 2200 рублей5; по-видимому, часть этих денег пошла на оплату пистолетов, которые он выбрал в «Магазине военных вещей» Алексея Куракина на Невском проспекте, 13. По словам К.К.

Данзаса, секунданта Пушкина, «пистолеты эти были совершенно схожи с пистолетами д’Аршиака»6. Три дня спустя, 27 января, около 2 часов дня, Данзас, условясь встретиться с Пушкиным в кондитерской Вольфа, отправился за пистолетами.

Уложив их в сани, Данзас подъехал к расположенной в двух шагах от магазина Куракина кондитерской; отсюда путь Пушкина и Данзаса пролег к Черной речке, к месту дуэли.

К.К.Данзас вспоминал: «Пушкин первый подошел к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая, сказал:

— Je crois que j’ai la cuisse fracassйe7.

Секунданты бросились к нему, и, когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами:

— Attendez! je me sens assez de force pour tirer mon coup8.

Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и потому Данзас подал ему другой. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина у Дантеса, куда он ранен, Дантес отвечал:  

— Je crois que j’ai la balle dans la poitrine»9.

— Браво! — вскрикнул Пушкин и бросил пистолет в сторону»10.

Итак, следует признать неоспоримым фактом, что в ходе поединка в его руке побывали оба пистолета, приобретенных в этот день в магазине Куракина; в руке Дантеса — один из двух пистолетов, доставленных на Черную речку д’Аршиаком.

В ночь с 27 на 28 января Пушкин попытался в последний раз спустить курок своего пистолета. «Вечером ему сделалось хуже. В продолжение ночи страдания Пушкина до того усилились, что он решился застрелиться, — сообщает А.Аммосов со слов пушкинского секунданта.

— Позвав человека, он велел подать ему один из ящиков письменного стола; человек исполнил его волю. Но, вспомнив, что в этом ящике были пистолеты, предупредил Данзаса.

Данзас подошел к Пушкину и взял у него пистолеты, которые тот уже спрятал под одеяло; отдавая их Данзасу, Пушкин признался, что хотел застрелиться, потому что страдания его были невыносимы»11.

  • Заметим, что Аммосов вслед за Данзасом неслучайно говорит здесь о двух пистолетах, хотя для того, чтобы застрелиться, достаточно  
  • и одного. Пушкин не мог рассчитывать, что оружие ему зарядят, не разгадав его намерения, следовательно, ему нужны были пороховница, пыж, пуля, шомпол, молоток и капсюль — одеялом он накрыл, по-видимому, ящик с дуэльным гарнитуром…
  • Какова была дальнейшая судьба оружия, употребленного в поединке на Черной Речке?

После дуэли пистолеты Дантеса и Пушкина на целый век исчезли из поля зрения пушкинистов. «Поединок Пушкина обследован и изложен в настоящее время с совершенной полнотой. Все относящиеся сюда материалы и сохранившиеся памятники собраны, описаны, зарегистрированы.

Нет только самого оружия, которым был сражен поэт — дуэльных пистолетов, — констатировал Н.И.Соболев в заметке «Пистолеты последнего поединка Пушкина», датированной 20 марта 1933 г.

— Куда они девались? Почему такая реликвия не сохранилась? Какие они были?»12

Как уже говорилось выше, выстрел, оборвавший жизнь Пушкина, был произведен из пистолета, врученного Дантесу, по его словам, секундантом на месте дуэли. Следствие вполне удовлетворилось этим утверждением и не пыталось установить владельца гарнитура, привезенного на Черную Речку д’Аршиаком — родственником и другом Дантеса.

Пистолеты Дантеса были неожиданно явлены миру накануне столетней годовщины  

со дня гибели Пушкина:

в 1937 году в Париже, в фойе зала Плейель (Pleyel), на выставке «Пушкин и его эпоха», приуроченной к этой скорбной дате, их впервые представил публике Серж Лифарь. Аннотация к ним гласила: «Les pistolets du Baron E.

de Barante, prкtйs pour le duel de Pouchkine au Vicompte d’Archiac, tйmoin du Baron d’Anthиs» (Пистолеты барона Э. де Баранта, одолженные для дуэли с Пушкиным виконту д’Аршиаку, секунданту барона Дантеса»)13.

Сведения об истории бытования этих пистолетов организаторы выставки почерпнули из записки, семнадцатью годами ранее вложенной полковником Шательпероном в ящик дуэльного гарнитура.

Полковник свидетельствовал: «Ces pistolets appartenaient au Bon Ernest de Barante, diplomate, qui ils prкte а son ami Mr d’Archiac, du duel de Pouchkine avec Mr d’Anthиs — Mr d’Archiac йtait l’un des tйmoins. Ils ont йtй donnйs au colonel de Chatelperron en 1881 par Mr Bon de Barante, frиre de Bon Ernest.

Paris, 1 mai 1920. Colonel de Chatel-perron» (Эти пистолеты принадлежали бну Эрнесту де Баранту, дипломату, который предоставил их своему другу, гну д’Аршиаку для поединка Пушкина с гном Дантесом — гн д’Аршиак был одним из секундантов. Они были подарены полковнику де Шательперону в 1881 гом бом де Барантом, братом ба Эрнеста. Париж, 1 мая 1920. Полковник де Шательперон». — фр.) 

Если до 1937 года имя Э. де Баранта не упоминалось даже в классическом труде П.Е.

Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина», то после обнародования принадлежности барону этих пистолетов возник соблазн связать их и с другим поединком — с дуэлью, произошедшей 18 февраля 1840 г. между их владельцем и М.Ю.Лермонтовым.

Стремление это понятно — сам Лермонтов ставил Эрнеста де Баранта на одну доску с Жоржем Дантесом: «Jedйtesteceschercheursd’avantures16, — говорил он. — Эти Дантесы и де Баранты заносчивые сукины дети»17.

Однако изложение обстоятельств поединка в лермонтовском военно-судном деле делает такие попытки совершенно несостоятельными: «Выбор оружия предоставлен был де Баранту, как считавшему себя обиженным, и он выбрал шпаги, которые привезены были секундантом его; но в самом начале дуэли, у шпаги Лермонтова переломился конец, и Барант нанес ему в грудь легкую рану, которая заключалась в поверхностном только повреждении кожи. После того они, по сделанному предварительно условию, взяли пистолеты, которые привезены были секундантом Лермонтова (курсив мой. — В.Ф.), и должны были стрелять вместе по счету»18. Итак, шпаги доставил к месту дуэли виконт Рауль д’Англес, секундант Э. де Баранта; пистолеты же привез А.А.Столыпин, секундант М.Ю.Лермонтова; следовательно, на исход дуэли Лермонтова с де Барантом пистолеты последнего влияния не имели. Скорее наоборот: эта дуэль повлияла на судьбу пистолетов.

За дуэль с де Барантом Лермонтов поплатился новой — и последней — ссылкой.

Однако и Эрнесту де Баранту дуэль с Лермонтовым даром не обошлась — он не только поставил крест на своей дипломатической карьере во французском посольстве в России, но и нанес ощутимый урон репутации отца — полномочного посла Франции  при петербургском дворе. Эрнест де Барант вынужден был покинуть Петербург 28 марта 1840 года.

Век Эрнеста де Баранта оказался короток:

Источник: https://luv-vie.livejournal.com/365977.html

О дуэли пушкина

О дуэли пушкина

О дуэли пушкина


«О Пушкине написано больше, чем о Льве Толстом»
, — замечает Анатолий Королёв. («Дуэль», №3). Правильно. Хотя Замнаркомпроса Н.К. Крупская и запрещала некоторые произведения Толстого, что о нём писать? Толстой, как известно, «зеркало», а Пушкин — отец нации.

Ни один из русских писателей не оказал такого влияния на формирование мента­литета русского народа, как Пушкин. Это мы — немножко его зеркало. Мы были бы существенно другими, если бы в нашей истории не было Пушкина.

Отсюда и всенародное внимание к нему, отсюда и постоянные попытки швыдких и швондеров всех времён «сбросить Пушкина с парохода современности», объявить его «устаревшим» и т.д.

Ничего удивительного: если весь русский народ открыто называется лишним, что уж тут церемониться с каким-то типичным представителем русского мелкопоместного дворянства?

И вот в «Дуэли» статья «Дуэль». Она состоит из двух частей. В первой кратко обсуждаются некоторые моральные аспекты предшествовавшей дуэли обстановки, во второй — сама дуэль. О возникновении последней дуэли Пушкина написано столько, что беглое обсуждение всего сразу ничего не даст. О чём там? Кажется, о том, что Геккерны во всём были людьми чести? Оставим это…

Заметим, что из океана, написанного о Пушкине, наиболее могучие валы приходятся на советский период России. Много было тогда сделано, но и многое было, по моде тех дней, при этом политизировано. Наш дорогой Владим Владимыч, сменив гнев на милость, «защищал» Пушкина и, демонстрируя классовый подход к противнику Пушкина, писал:

Мы б его спросили: «А Ваши кто родители?
Чем Вы занимались до семнадцатого года?»
Только этого Дантеса бы и видели!
С детских лет помню строчки какого-то другого стихотворца:

Нет, не Дантес


сам Николай Жестокий
Навёл на сердце чёрный пистолет!

Из Николая I, определившего Пушкина как «умнейшего человека России» (1826 г.), пыта­лись сделать чуть ли не дуэльного противника Пушкина! (А для дуэли Лермонтова и делали — «находили» казака в кустах.

) Для этого пришлось многое исказить в преддуэльной истории, замолчать последний обмен посланиями между Государем и умирающим поэтом. («Скажите Государю, был бы жив, был бы весь его!») Ррреволюционная целесообразность, т-щи! Итак, дуэль.

Перед лицом смерти проясняется всё. Что же прояснил Королёв?

Для себя — не знаем, нам — ничего, лишь наставил 10 вопросов-выводов. Вот и рассмотрим их.


«2. Секунданты измеряли расстояние в шагах, что приводит к определённым неточностям и, скорее всего, ужесточает условия дуэли»
.

Никогда не читал ни об одной дуэли, где барьеры размечали бы по рулетке — шаги и только шаги.

Каким образом изме­рение дистанции дуэли в шагах может её ужесточить? Для пули Пушкина шаги были ко­роче, чем для пули Дантеса, или наоборот? Так ведь Дантес даже не использовал всю дис­танцию сближения и, не доходя до барьера, сумел нанести противнику смертельное ране­ние. Этот вывод Королёва следует просто отбросить.


«3. Пушкин явно нарушил жёсткое требование об исключении лишних разговоров и восклицаний при дуэли».

Как сообщают секунданты, за всё время нахождения противни­ков на Чёрной речке Пушкин сказал (по-французски) пять фраз:

— Мне это [выбранное место] совершенно безразлично, только постарайтесь сделать всё возможно скорее». — Это ответ на вопрос секунданта
до начала дуэли.
Разговаривать с секундантом до начала дуэли правилами не запрещено, более того, это неизбежно.

— Всё ли, наконец, кончено? — Это вопрос к своему секунданту
до начала дуэли. То же самое, что и предыдущая фраза. Правилами не запрещено.

— Мне кажется, что у меня раздроблена ляжка. — Это либо ответ на вопрос секунданта о состоянии, либо восклицание в момент получения раны (показания современников нечётки). Ни то, ни другое правилами не запрещено.           

— Подождите, у меня ещё достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел.

Абсолют но необходимое заявление! Насколько я понимаю, Пушкин сказал это своему секунданту (разумеется, в присутствии противника и его секунданта, которые посчитали дуэль оконченной), но что же он должен был сделать, чтобы угодить Королёву? Изъясняться знаками или отказаться от выстрела? Такое заявление правилами не запрещено.

— Браво!

Восклицание после безусловного (оба противники получили раны) окончания дуэли. Был ещё вопрос Пушкина, убит или ранен Дантес, но это тоже после окончания дуэли. Говорить после окончания дуэли правилами не запрещено.

Спутав время нахождения на месте дуэли с самой дуэлью, Королёв пришёл к абсо­лютно неприемлемому выводу и обвинил Пушкина в бесчестном поведении.

Читайте также:  «зеленые» в гражданской войне: за что они воевали на самом деле

В действительности правила требуют молчания (кстати, от секундантов тоже) только непосредственно во время поединка (после сигнала «Сходитесь!» и до прекращения действия оружия). Требование это понятно: выкрики могут взволновать дуэлянта, помешать ему прицеливаться и т.д.

Пушкин это правило не нарушил. Во время прицеливания Дантеса он молчал, а две его фразы, сказанные между выстрелами, были необходимы, потому что противник и его секундант считали дуэль оконченной.

По букве правил д’Аршиак должен был обратиться к Данзасу: «Окончена ли дуэль?» Но и Данзасу потребовался бы ответ Пушкина! Противники обошлись без буквоедства. Не будем такими и мы! Пушкин ничего не нарушил.


«7. Дантес произвёл выстрел из положения стоя.

8. Пушкин произвёл выстрел из положения лёжа, что, безусловно, повысило точность его стрельбы».

«Положение лёжа»- официально принятая поза стрелка-спортсмена из винтовки, когда его руки и ноги принимают выверенную тренерами и тренировкой положение. Стрельба при этом производится
в низкорасположенную мишень
при упоре обоими локтями о землю. Такая позиция, действительно, повышает точность стрельбы.

Именно так этот термин и восприни­мается читателем. Во фронтовой обстановке или при действиях спецназа приходится иногда стрелять из пистолета лёжа, но мы что-то не знаем спортивной стрельбы из пистолета лёжа. Из пистолета стреляют (так тренировался и дуэлянт Пушкин) стоя, держа его на весу в вытянутой руке.

То горизонтальное положение, которое Пушкин принял после ране­ния, упав ничком, никак не было «положением лёжа». Изменить его Пушкин не мог, даже повернуть голову он не имел возможности.

На одной из картин, посвящённых дуэли, Пушкин стреляет из крайне неустойчивого положения «лёжа, прогнувшись», опираясь на снег левой выпрямленной рукой, правая — не в упоре. Конечно, это видение живописца, но, похоже, что только так он и мог ещё выстрелить. Ту же позу называет и д’Аршиак в письме П.А. Вяземскому:
«…

опираясь левой рукой на землю, начал целить». Это никак не «положение лёжа». Пушкин стрелял из очень тяжёлого пистолета, держа его на вытянутой руке, в довольно высокую мишень, что ещё труднее, а Королёв хладнокровно (хладносердно?) рассуждает: «лёжа на животе», «площадь опоры» на столько-то кв. мм больше и т.д.

«Лёжа в неудобной позе на развороченном пулей подтекающем кровью животе, опираясь голой рукой в снег на пятнадцатиградусном морозе и теряя сознание от боли …», — вот так было бы точнее. Вывод Королёва о преимуществе Пушкина в точности прицеливания не соответствует действительности и звучит кощунственно.


«9. Поддерживание головы Пушкина во время его выстрела не соответствует ни одному из дуэльных кодексов».

Кто поддерживал голову поэта «во время выстрела»?!!
Откуда это взято?!!! Со слов фрейлины, которая и пистолет в руках ни разу не держала, или это прямое измышление Королёва? Потерявший на несколько мгновений сознание от ра­ны и, видимо, упавший на шинель-барьер косо Пушкин попросил Данзаса помочь ему повернуться в сторону противника. Дуэльные правила это не оговаривают, и д’Аршиак вполне мог бы протестовать. Данзас такого протеста не получил и помог Пушкину развернуться в сторону Дантеса. Кстати, одна эта беспомощность Пушкина дезавуирует рассуждения Королёва о «выгоде» стрельбы лёжа (п. 8). Никто не держал голову поэта «во время прицеливания и выстрела».
Да и можно ли прицелиться, если твою голову кто-то держит? Это уже не анализ фактов, а собирание всякой грязи по дворцовым закоулкам. Зачем же нам, не зная деталей, быть правоверней д’Аршиака?


«5. Произошедшая у Пушкина смена пистолетов не предусмотрена ни одним из дуэльных кодексов.

6. Утверждение Данзаса, что пистолет, в дуло которого набился снег, обладает большей убойной силой, нуждается в доказательствах».

Современники не записали, куда упал пистолет Пушкина. Мог ли он вообще дотянуться до него сам, будучи раненым? Предусмотрена ли в каком-либо случае подача выроненного дуэлянтом пистолета на барьер секундантом? Вряд ли.

Произведённая Данзасом замена оружия, действительно, правилами не предусмотрена, и д’Аршиак против неё законно запротестовал. На неё согласился Дантес.

Повышает ли снег в стволе силу выстрела — это уже третьестепенно: Данзас в данном случае оправдывал себя, а не Пушкина, но он интересует нас поскольку постольку.

Но почему согласился на это нарушение дуэльного кодекса Дантес? Он ведь знал, что Пушкин — отличный стрелок, а получить ранение, скажем, в живот Жоржу вряд ли хотелось — это было тогда почти всегда смертельно. Вот что, действительно, важно, а не убойная сила снега.

Изменила ли что-нибудь обсуждаемая замена пистолета? Видимо, нет, так как современники ни о чём, кроме снега, не упоминали. Есть один момент, о котором Королёв умалчивает. Перед началом дуэли было заряжено через ствол четыре пистолета.

Дуэльные пистолеты заряженными не хранили, но разряжать пистолет, заряжающийся через ствол, хлопотно, да и небезопасно. Заряд стоил недорого, поэтому неиспользованные за­ряды обычно «разряжали» секунданты — выстрелом вверх, тут же. Видимо, так же поступили и Данзас с д’Аршиаком после дуэли на Чёрной речке.

При этом оба пистолета, в том числе первый пистолет Пушкина, вывалявшийся в снегу, не дали осечки, иначе это непременно всплыло бы на следствии и склонялось бы потом на все лады милыми Королёву фрейлинами. Ни о чём подобном тогда не говорилось.

Значит, вывалявшийся в снегу первый пистолет Пушкина при разряжении выстрелил нормально. Зачем же нам быть право­верней д’Аршиака?


«10. Позиция Дантеса при выстреле Пушкина не противоречит дуэльным кодексам».

Верно. Но противоречит дуэльной практике. По правилам сделавший свой выстрел дуэлянт, вынужденный ожидать выстрела противника, мог прикрыть грудь пистоле­том. Дантес этого не сделал.

С чего бы это? Знал, что «пуговица» защитит? Кроме того, противоречит правилам его позиция перед выстрелом. Дантес должен был на барьере дожидаться от Данзаса объявления об окончании дуэли, а он сам сделал этот вывод и пошёл через барьер к упавшему Пушкину.

Сколько шагов он сделал, неизвестно, немного, не подошёл. А только «хотел», но с барьера он сошёл. Его пришлось возвращать на место, что он послушно (официальный протест Данзаса не понадобился) и сделал.

Вероятно, понимая допущенное им нарушение кодекса, он и согласился на замену пистолетов. Данзас не протестовал. Зачем же нам быть правоверней Данзаса?

Итак, Пушкин и д’Аршиак не нарушили ни одного из дуэльных правил.

Дантес од­но правило нарушил, но безропотно послушался требований секунданта Пушкина и, ви­димо, морально искупил свою ошибку согласием на не повлекшее последствий нарушение правил Данзасом (замена пистолета).

Претензий к внешнему поведению Дантеса на дуэли нет. Увы, ряд ошибок наделал Данзас, впрочем, не позорящих его чести и не влияющих на результат первого выстрела, а итог дуэли был определён именно первым выстрелом.

Главная из ошибок Данзаса — п. 4 выводов Королёва: «Секунданты не осмотрели одежду и её содержимое у противников». — Вот это и есть главный результат статьи А.

Королёва: публикация пункта дуэльного кодекса, требующего от противников вынуть из карманов и снять с себя всё, что может задержать пулю, в том числе помочи, а от секундантов — удостоверить это. Но ведь д’Аршиак тоже не выполнил это требование.

По крайней мере в свидетельствах о дуэли ничего не говорится об осмотре одежды противников. Это говорит о том, что секунданты (подданные разных государств!) доверяли чести друг друга и противников.

А советское литературоведение секундантам не доверяло и, не зная о существовании этого правила, сочинило историю с бронежилетом Дантеса. Если бы секунданты проверили одежду противников, эта версия вообще не смогла бы появиться.

Ни о каком сговоре Данзаса с д’Аршиаком никогда и речи не шло. Данзас имел полнейшую возможность потребовать тщательного осмотра одежды Дантеса.

Мог ли Дантес, зная об этом правиле, явиться на Чёрную речку в бронежилете? Допустим, явился, а Данзас, которого торопил Пушкин и всех торопили сумерки, не досмотрел, что дальше? Нам приходилось присутствовать при стрельбе из винтовки в пень с выгнившей сердцевиной.

Пробивание пулей ближней и дальней (разница 30 см) прочных стенок пня ухо улавливает как два отдельных звука (мельчайшие доли секунды разницы!) Так неужели удар картечины в бронежилет Дантеса не был бы услышан и отмечен Данзасом? К тому же он, видимо, участвовал в первом осмотре Дантеса после его ранения. Никакого бронежилета на нём не было.

Однако, самое главное в том, что наличие бронежилета не влияло на конечный результат дуэли! Причинённая поэту первым выстрелом рана была смертельна, а советское литературоведение всё упирало на второй выстрел.

Авторы той поры воображали (или изображали), что они «заботятся о Пушкине» больше, чем Николай I. За всем этим просматривается и обычная меркантильность: вот если бы тогда поступили так-то и так-то, то сколько бы мы ещё могли попользоваться поэтом Пушкиным. (Смогли либы?..

) На втором выстреле зациклился и А. Королёв, облыжно обвиняющий Пушкина в несуществующих нарушениях дуэльного кодекса. Мне кажется, что перенос акцента на второй выстрел во­обще ошибочен.

Вам хочется крови Дантеса? Зачем? Вы его приговорили? По какому праву? Оглянитесь, не творится ли рядом с вами какая-то нынешняя несправедливость, которая больше требует вашего вмешательства, чем «защита» Пушкина.

Вспомним первый вывод Королёва: «Дуэльные пистолеты, по крайней мере использованные Пушкиным, были не пристреляны». — Это говорит о том, что Пушкин искал смерти. Не столько смерти Дантеса, сколько своей. Отсюда — назначение смертельных условий поединка, желание Пушкина всё побыстрее кончить.

И ещё о том, что Пушкин был прекрасный стрелок: из непристрелянного пистолета, тяжелораненый, из неудобной позы он смог поразить противника, стоявшего боком. Не эта дуэль, так следующая, не с Дантесом, так с другим. Дантес был лишь орудием смерти.

А разве лучше бы было для Пушкина, если бы результат последней дуэли оказался обратным — рана в руку у Пушкина и смертельная рана в живот у Дантеса? Вам хочется крови Дантеса? Зачем? Ответьте на этот вопрос без обиняков: почему вам хочется, чтобы вторым дуэльным выстрелом Пушкин убил Дантеса? Ведь Пушкина это уже не вернуло бы.

Не это ли самое главное? Почему Пушкин искал смерти? О, это увело бы нас очень далеко от дуэли. Может быть, именно в этом и есть тайна гения Пушкина? А нужно ли в ней копаться?

Мы думаем, что главная причина смертельной дуэли Пушкина в… Болдинской осени. Точнее, у творческого фейерверка 1830 г. и творческой депрессии 1836 г.

, закончившейся дуэлью, одна и та же причина — нелинейность психофизиологического состоя­ния гениального человека, колебания в его биоэнергетике. Конечно, пушкинисты назовут десяток веских обстоятельств, которые осложняли жизнь Пушкина в 1836 г.

В том числе и распространённое тогда в свете ловеласничанье Дантеса. Такого поведения не чуждались и братья Пушкины: Александр во время так называемой «Южной ссылки» и Лёвушка, который, как известно, «ублудил жену гарнизонного майора».

Да, были внешние причины, которые осложняли последний год жизни поэта, но главная причина сидела в самом Пушкине, и правильный выход был только один: на время спрятаться в деревню. Помогло ли бы это, не знаем, но вполне могло помочь. И Пушкин это понимал:


Давно, усталый раб, замыслил

я побег


В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Написано это ещё в 1834 г. Не дали. Не из злодейства и не из политики — просто не поня­ли. Самые близкие к Пушкину люди (включая Карамзиных и Жуковского) не понимали его состояния.

Оглянитесь вокруг — часто ли мы понимаем друг друга? И разве в этом виноват Путин или олигархи? Тогда даже жена Пушкина не понимала. Так стоит ли обвинять двор и Дантеса? Уж скорее Жуковского: воспитатель наследника вполне мог выхлопотать Пушкину отпуск в деревню.

В таком состоянии у поэта остался один выход — смерть. Вот тут и пригодился Дантес.

Всей своею жизнью и самой смертью Пушкин послужил развитию русского национального сознания. И он эту свою роль понимал, отъезжая на Чёрную речку. Так будем же ему благодарны не только за произведения, а и за роман его жизни!

Нам бы сейчас его не потерять. Иначе мы потеряем и себя.

А. БЛАНК

Источник: http://www.duel.ru/200618/?18_9_1

Источник: https://duel-gazeta.livejournal.com/557088.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector