Почему с xviii века в россии женились без помолвки

0 комментариев

ПОМОЛВКА (сго­вор) — комплекс предсвадебных обрядов, сопровождающих заключение договора о браке.

У не­ко­то­рых на­ро­дов на­ча­ло пе­ре­го­во­ров о бра­ке оформ­ля­лось в ви­де ри­туа­ла сва­тов­ст­ва, ко­гда сва­ты — пред­ста­ви­те­ли од­ной из сто­рон (как пра­ви­ло, же­ни­ха) при­хо­ди­ли в се­мью другой сто­ро­ны с пред­ло­же­ни­ем бра­ка и до­го­ва­ри­ва­лись о его ус­ло­ви­ях (сро­ках, раз­ме­рах брач­но­го вы­ку­па и/или при­да­но­го, рас­пре­де­ле­нии трат на свадь­бу и тому подобное). Сва­та­ми обыч­но вы­сту­па­ли род­ст­вен­ни­ки или крё­ст­ные ро­ди­те­ли же­ни­ха; прак­ти­ко­ва­лось и сва­тов­ст­во профессиональными сва­та­ми и сва­ха­ми. Как на­чаль­ный об­ряд сва­деб­но­го цик­ла (смотреть Свадь­ба), сва­тов­ст­во со­про­во­ж­да­лось различными ох­ра­нительными об­ря­да­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми бла­го­по­луч­ное те­че­ние пе­ре­го­во­ров и сча­ст­ли­вый брак. Пред­ло­же­ние сва­тов и от­вет на не­го да­ва­лись в ино­ска­зательной и сим­во­лической фор­ме. Ча­сто сва­тов­ст­во со­вер­ша­лось в несколько приё­мов (до 12 и бо­лее): счи­та­лось, что сто­ро­на не­ве­сты, сле­дуя так­ти­ке «про­дав­ца то­ва­ра», дол­жна вна­ча­ле скры­вать своё со­гла­сие на брак. От­каз сва­там счи­тал­ся по­зо­ром для них и для же­ни­ха. Не­вес­та, как пра­ви­ло, не уча­ст­во­ва­ла в пе­ре­го­во­рах, её пред­став­ле­ние се­мье же­ни­ха, а так­же зна­ком­ст­во её се­мьи с хо­зяй­ст­вом же­ни­ха мог­ло (например, у восточных сла­вян) про­ис­хо­дить в фор­ме смот­рин. В пат­ри­ар­халь­ных об­ще­ст­вах прак­ти­ко­ва­лась помолвка ма­ло­лет­них де­тей (ко­лы­бель­ный сго­вор). Пе­ри­од сва­тов­ст­ва за­вер­шал­ся тор­жественным об­ря­дом окон­чательного за­клю­че­ния до­го­во­ра — соб­ст­вен­но помолвка (сго­вор, об­ру­че­ние, у рус­ских — ру­ко­би­тье, боль­шой про­пой и тому подобное), ут­вер­ждав­шей же­ни­ха и не­вес­ту в их ста­ту­се.

Пра­виль­но со­вер­шён­ная помолвка обыч­но счи­та­лась не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем бра­ка, ста­но­вя­ще­го­ся ис­пол­не­ни­ем до­го­во­ра. Ино­гда она при­рав­ни­ва­лась к фак­тическому за­клю­че­нию бра­ка, и свадь­ба пре­вра­ща­лась лишь в за­вер­шаю­щий об­ряд за­кре­п­ле­ния брач­но­го сою­за.

По-раз­но­му рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись от­но­ше­ния же­ни­ха и не­вес­ты — от на­ча­ла со­вме­ст­ной жиз­ни сра­зу по­сле помолвки до пол­но­го за­пре­та на кон­так­ты до свадь­бы (ино­гда — и во вре­мя свадь­бы).

Рас­тор­же­ние помолвки осу­ж­да­лось, час­то воз­ме­ща­лось вы­пла­той штра­фа, ве­ло к ис­ку о при­ну­дительном со­вер­ше­нии бра­ка или к при­зна­нию не­за­кон­ным по­сле­дую­ще­го бра­ка с другим парт­нё­ром. В хри­сти­ан­ст­ве это пред­став­ле­ние об обя­зательном ха­рак­те­ре помолвки ут­вер­жде­но Цер­ко­вью не позд­нее IV века.

Древ­ней­шее письменное из­ло­же­ние чи­но­пос­ле­до­ва­ния цер­ков­но­го об­ру­че­ния от­но­сит­ся к VIII веку. Кон­стан­ти­но­поль­ский со­бор 1066-1067 годов при­рав­нял цер­ков­ное об­ру­че­ние гражданскому бра­ко­со­че­та­нию. В Западной Ев­ро­пе помолвка до XX века со­хра­ня­ла ре­шаю­щую си­лу в основном в про­тес­тант­ских стра­нах.

В Рос­сии с начала XVIII века вла­сти ви­де­ли в обя­зательном ха­рак­те­ре помолвки ис­точ­ник зло­упот­реб­ле­ний и на­си­лие над сво­бод­ной во­лей бра­чую­щих­ся (осо­бен­но при помолвки меж­ду ма­ло­лет­ни­ми), во из­бе­жа­ние че­го в 1775 году Си­но­дом бы­ло пред­пи­са­но со­вер­шать цер­ков­ное об­ру­че­ние в один день с вен­ча­ни­ем.

В слу­ча­ях ко­гда мо­ло­дые всту­па­ли в брак без со­гла­сия се­мей или ко­гда же­них не был в со­стоя­нии вы­пла­тить вы­куп, они ре­ша­лись на брак без помолвки — пу­тём умы­ка­ния. Помолвка от­сут­ст­во­ва­ла у на­ро­дов со сла­бо ин­сти­туа­ли­зо­ван­ным бра­ком, у ко­то­рых брак сво­дил­ся к про­сто­му со­гла­ше­нию ме­ж­ду мо­ло­ды­ми.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Гу­ра А.В. Об­ру­че­ние // Сла­вян­ские древ­но­сти. М., 2004. Т. 3; он же. Сва­тов­ст­во // Там же. М., 2009. Т. 4; он же. Сго­вор // Там же

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pomolvka

Как выглядела русская свадьба в XIX веке

Как девушка могла проявить заинтересованность, если общаться с молодым человеком было нельзя? Что она могла оставить избраннику в знак внимания? Почему свадьбу могли отменить, даже если жених был богат и нравился родителям? Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея-заповедника «Коломенское» Ольга Воробьева раскрыла журналу WEDDING все свадебные секреты XIX века.

Знакомство

Обычно знакомство жениха и невесты происходило на балу. В первой половине XIX века законодательницей балов в Москве была Мария Ивановна Римская-Корсакова. Она устраивала вечера чуть ли не каждый день – их посещал каждый уважающий себя дворянин, у нее бывал даже Пушкин. Так Римская-Корсакова старалась найти подходящую партию для своих дочерей.

И, конечно, девушкам нужно было модно одеваться (чтобы выйти замуж поудачнее). На балах были популярны белые платья. Обязательным аксессуаром были перчатки, в основном длинные – подать руку без перчатки считалось неприличным.

Разговаривать с молодыми людьми было нельзя, поэтому девушки общались с помощью веера. Полностью раскрытый веер означал, что девушка в восторге от юноши, закрытый – что он ей безразличен.

Кроме того, девушка могла оставить на память кавалеру платок, «случайно» его бросив. 

Сватовство

После знакомства жених приходил в дом к невесте с подарками – свататься. Обычно это была шкатулка с ювелирными украшениями – золотыми браслетами, серьгами, шляпными булавками. Жених всячески старался показать своё расположение и свой статус.

Браслет: Россия. Последняя четверть XIX – начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо: Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги: Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)

Еще одна важная часть подготовки к свадьбе – благословение родителей. На это событие приглашали гостей: друзей и родственников. Обычно благословение совершали иконой Спаса, Казанской Божией Матери или другим особо почитаемым в семье образом — считалось, что брак будет счастливым, а потомство здоровым.

«Сейчас родители чаще узнают о решении пожениться как о факте», — говорит Ольга.

Приданое 

В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты – образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.

Это интересно! Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж.

Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк 10 тысяч рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».

Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому

 

Сватовство не всегда проходило гладко – жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених – родственник невесты или уже женат.

 «…первый ей самой не понравился, — другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы был назначен, но накануне, к удивлению узнали, что он им в близкой родне, всё расстроилось…».

Владимир Одоевский, повесть «Княжна Мими»

Подготовка к свадьбе

Девичник

В XIX веке тоже устраивали мальчишники и девичники. Писательница Мария Каменская вспоминает, что накануне девичника девушки ходили с невестой в баню, а потом пели свадебные песни, пили, ели и плясали.

Мальчишник проходил более сдержанно – жених собирал друзей, и они вели чинные разговоры.

 У крестьян девичник проходил по-другому: девушку оплакивали, символизируя её переход в новый статус замужней женщины. 

Гравюра «Одевание невесты», Западная Европа. Конец XIX века

Из коллекции Г.В. Новиковой

Платье

До XIX века в Европе венчались в разноцветных платьях – красных, зелёных или голубых. В России для этого выбиралось самое нарядное платье, модное в дворянской среде. Но в 1840 году английская королева Виктория собралась замуж и вдруг решила выбрать для церемонии белое платье и украсить его фатой и кружевами, введя тем самым этот наряд в свадебную моду. 

 Портрет королевы Виктории в свадебном наряде

Платья заказывали в Западной Европе. Задавали моду царственные персоны, а дворянство, купечество и крестьянство подхватывали. 

Свадебное платье, Западная Европа. 1914 год

Тогда не было массового производства, поэтому всё шили на заказ. Одно из платьев, которое можно увидеть на выставке, сшито в 1914 году в Нью-Йорке, туфли сделаны из похожего материала. Кстати, для этого платья сшили и чулки, причем хранились они в специальных конвертах из того же материала.

Туфли к платью, Нью-Йорк. 1914 год (Из коллекции Г.В. Новиковой)

 

Фата

Это интересно! Традиция укутывать невесту плотным покрывалом появилась в Древней Греции и Риме. Считалось, что фата убережет невесту от недобрых взглядов завистников, сглаза и порчи.

В дальнейшем покрывало трансформировалось в длинную фату.

Считалось, что будущий супруг мог увидеть лицо избранницы только после свадьбы, а лицо невесты закрывали фатой, чтобы жених не передумал, увидев внешность будущей жены. 

Накидка, Бельгия. XVIII век

Кроме фаты, в XIX веке были и другие свадебные аксессуары. Один из них — перламутровый веер, на котором вырезаны скачущие всадники.

Подобный находится в собрании Эрмитажа – он был изготовлен к свадьбе великой княжны Марии Александровны с герцогом Эдинбургским, которая состоялась в 1874 году в Петербурге.

На выставке в Коломенском представлен практически такой же веер, только на нем изображен один голубь вместо двух. Возможно, аксессуар был сделан к свадьбе кого-то из царственной семьи.

Веер plie` свадебный «Букеты роз». Франция. 1870-е годы

Кружева

В Англии есть примета, что в день свадьбы на невесте должно быть «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое» («Something old and something new, something borrowed and something blue»).

Что-то старое – это кружева, которые передавались по наследству от бабушек. Они стоили очень дорого – некоторые дороже золота. Свадебное платье американской актрисы Грейс Келли (она вышла замуж в 1956 году) было украшено кружевами, которым было более 100 лет. Кружева хорошо сохраняются, поэтому зачастую в антикварных лавках можно найти целые кружева с несохранившихся платьев. 

Новое – это украшения, подаренные женихом. Королева Виктория спустя семь лет после свадьбы заказала портрет, на котором была изображена в свадебном платье и броши, которую ей подарил муж.

Что касается взятого взаймы – хорошей приметой считалось одолжить что-то у подруги, а что-то голубое – это дань прежней моде, когда были популярны платья этого цвета. Считалось, что голубой цвет – небесный, цвет Богородицы, и он обязательно должен принести счастье.

Кружева плели специальными приспособлениями — коклюшками. На портрете «Кружевницы» Тропинина изображены французские коклюшки, поскольку, скорее всего, кружевница работала у дворян.

Из российских кружев мы знаем только вологодское, хотя было много центров кружевоплетения.

Даже если наши кружевницы делали тонкое красивое кружево, его все равно клали в коробку из-под французского и выдавали за зарубежное — считалось, что оно лучше российского.

Тропинин А.В. «Кружевница»

Костюм жениха

Мужчины надевали на свадьбу черный фрак, белую манишку и галстук-бабочку. Фрак считался допустимым на все случаи, поэтому если молодой человек был небогат, то в первую очередь он покупал фрак. 

Фрак с жилетом, начало XX века. Сукно, шёлк (МГОМЗ)

Венчание

Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.

Читайте также:  Тереза мэй и маргарет тэтчер: зачем их сравнивают

Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск». Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров. 

Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века

Свадебный пир

После венчания все ехали на свадебный пир в дом жениха, где родители уже ждали с хлебом-солью. На столе были десерты и свадебный торт, украшенный цветами, лебедем, рогом изобилия и подковой. За здоровье гостей пили в строгой очередности – по родству и старшинству.

Увидеть свадебные наряды XIX века можно на выставке «Узоры свадьбы кружевной» до 23 сентября в музее-заповеднике «Коломенское»

Алена Рангаева

Источник: https://www.wedding-magazine.ru/articles/love-story/54462

История заключения браков на Руси

На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет.

При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака.

Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.

Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком.

Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, «не безъязычна ли и речью во всем исполнена». Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог.

Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству.

Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято.

Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение.

Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. В сенник приносили лари с зерном, бочки.

Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых «чесать и крутить», т.е.

венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на «бабий убор» – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни.

Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного «хозяина» к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженную в сенник.

Молодых сопровождали все гости и если кто-то случайно перебегал дорогу «свадебному поезду», то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Оставшись наедине молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета.

Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом – жена моет ноги супругу.

Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства.

Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых.

После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца – в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

XVI-XIX века

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г.

царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся».

С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

В середине 40-х гг. этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно». С 1775 г. «семейное законодательство» пополняется новыми правилами.

Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты.

Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты.

Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов.

Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи», «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома».

Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

Начало XX века

В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий «семейного кодекса». Вопросы заключения брака и ведения актов гражданского состояния находились в ведении церкви.

Поэтому лица разных вероисповеданий попадай под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии.

Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры.

После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся». Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах.

Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились.

Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей.

(В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого). Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов.

До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода (семейным парам, исповедавшим православие) или Папы Римского (для католиков). Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом.

Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.

22 октября 1918 г. был принят первый «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет.

Перечень препятствий к заключению братца по сравнению с предусмотренным указом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояния в другом нерасторгнутом браке.

Читайте также:  Как нельзя было спать на руси

Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения.

Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась.

Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно.

Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

Уравниваются в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников.

Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее, чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства.

Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.

II половина XX века

В 1923 г. началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение, был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят.

Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку.

Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин — 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода.

Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданным после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1944 г. принимаются неожиданно регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.

Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе.

Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.

В 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССP и республик». В целом расхождение между законодательством отдельных республик было не слишком значительным.

С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса.

Существенные изменения в 1995 г. были внесены в правовое регулирование усыновления. Однако с помощью внесения отдельных изменений в КоБС 1969 г.

невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г.

Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Ирина Хомченкова, источник edem.ru

Источник: http://www.videolog.ru/publications/wedding/50

Что такое помолвка и как она происходит, чем отличается от свадьбы?

Своеобразной подготовкой к свадебному торжеству считается помолвка, которая так популярна в западных европейских странах и в США. Но и на Руси были предпосылки для этого обряда: сватовство жениха в дом невесты тщательно готовилось обеими сторонами и, по сути, окончательно решало вопрос будущей свадьбы.

В последнее время русские пары также на западный манер стараются соблюдать эти традиции: помолвка с праздничным объявлением радостной новости родственникам и близким друзьям – определенный и очень важный этап для будущих молодоженов.

Что означает эта традиция, как правильно ее организовать и как происходит этот красивый и романтичный обряд?

Фото помолвки

Что такое помолвка? Это взаимное официальное признание чувств партнеров друг к другу, формальное объявление их готовности стать мужем и женой, переход мужчины в статус жениха, а женщины – в статус невесты.

Нередко современная помолвка сопровождается знакомством с родственниками второй половинки, такая встреча обычно проходит в праздничной обстановке. И, конечно, мужчина дарит своей возлюбленной помолвочное колечко.

Девушку при помолвке называют помолвленной: она становится невестой, когда принимает предложение руки и сердца мужчины.

После заключения помолвки влюбленная пара официально считается женихом и невестой

Другим серьезным вопросом задаются некоторые юные влюбленные: со скольки лет может быть объявлена помолвка? Знание классических русских произведений дает простой ответ – да хоть с пеленок! Действительно, для выгодных общественных браков родители нередко заключали соглашение, согласно которому их новорожденная дочка и трехлетний сынишка живущего по соседству князя через несколько лет станут мужем и женой. Сейчас, конечно, такая практика не имеет места, но быть помолвленным с любимой или любимой даже в 14-15 лет вполне возможно.

Объявление помолвки не несет каких-либо юридических последствий и обязательств, но официальный брак будет заключаться лишь после достижения каждым из партнеров 18 лет (за исключением некоторых разрешенных случаев раннего брака). Помолвка может расторгаться, если чувства друг к другу угасли или свершилось нечто, препятствующее браку.

Оригинальный сценарий предложения руки и сердца

Чем помолвка отличается от свадьбы?

Если вдуматься в суть происходящих обрядов, то становится очевидной простая и понятная разница: помолвка – это переход девушки в статус невесты, а свадьба – превращение невесты в жену. Это же касается и мужчины.

Кроме того, помолвка является обрядовым действием, красивым, но необязательным и, по сути, не обязывает ни к чему никого из партнеров.

Это возможность проверить свои чувства и подготовиться к предстоящему свадебному торжеству.

Свадьба – это официальное мероприятие, сопровождающееся юридическим оформлением отношений. Формируется вполне задокументированная ячейка общества, у супругов возникают обязанности по отношению друг к другу и будущему потомству, ответственность за счастье и достаток семьи. Помолвка является естественной предшественницей официальной регистрации брака и свадебного торжества.

Предложение руки и сердца

Через сколько времени после помолвки должна быть свадьба?

Каких-то четких временных критериев, отделяющих свадьбу от помолвки, не существует: этот промежуток времени между столь важными для пары событиями может продлиться и месяц, и полгода, и год.

Конечно, не принято объявлять помолвку, а на следующий день идти в ЗАГС (хотя и такие случаи по факту бывают).

Время между помолвкой и официальной регистрации отношений дается и для проверки силы любви, и для элементарной подготовки к свадебным торжествам.

Фото помолвки только для двоих – предложение руки и сердца на природе

Традиционно считается, что от помолвки до свадьбы должно пройти не меньше месяца, но не больше полугода: этого времени достаточно, чтобы убедиться в искренности и взаимности чувств и подготовить все необходимое для свадьбы.

Или разочароваться друг в друге и разорвать помолвку и любовные отношения.

Если помолвка длится около полугода, этого более чем достаточно для скрупулезной подготовки даже очень масштабной свадьбы с большим количеством приглашенных гостей и массой праздничных мероприятий, решения квартирного вопроса и бытовых проблем.

Как провести помолвку?

Каких-то однозначных рекомендаций по проведению помолвки не существует, правила такой церемонии просты и понятны. В старину по обоюдной договоренности жених дарил возлюбленной кольцо, а она ему своими руками сшитую белую рубаху для свадьбы.

Как это делается теперь? У мужчины просто для выбора места и времени предложения собственных руки и сердца, но обычно это проходит в романтической обстановке – в ресторане, в кафе, в совместной поездке или, как это теперь очень модно, публично, в окружении друзей или совсем незнакомых людей.

Если пара уже проживает вместе, то и уют домашнего очага может стать прекрасной сценой для красивого действия.

Помолвка редко проходит в будничной обстановке: предложение должно запомниться романтикой или неожиданностью происходящего

Вручение помолвочного колечка своей возлюбленной – очень трогательный и волнительный момент для влюбленного мужчины. Чтобы оно точно подошло по размеру и понравилось будущей владелице, лучше посоветоваться, например, с подругой или родственницей избранницы.

Иногда имеет смысл любым образом заполучить другое колечко – из тех, что девушка носит постоянно, в ювелирном бутике определить размер по образцу и определиться с дизайном.

Например, ювелирный магазин Sunlight в ассортименте предлагает помолвочные кольца с бриллиантами.

И, конечно, не забыть о цветах, романтическом ужине или просто выбрать подходящий для предложения момент. Стоит помнить, что, как бы ни было все красиво оформлено и преподнесено, не всегда девушки дают согласие – настоящий мужчина должен понимать и принимать и такую возможность.

Если планируется публичная помолвка, то лучше родителей обеих сторон заранее познакомить друг с другом.

Нужно сделать соответствующие приготовления: составляется меню и список приглашенных, определяются удобное место и время проведения торжества.

Такую помолвку можно назвать своеобразной репетицией свадьбы, иногда даже разрабатывается сценарий помолвки. Гости делают символические, чаще всего полезные в быту подарки невесте и жениху.

Если помолвка проходила публично, то и расторжение ее, в случае необходимости, должно быть таким же – с оповещением родственников и друзей

Это исключает различные недоговоренности и непонимание.

Помолвка в церкви

Если пара религиозна и соблюдает христианские обычаи, то обручение проводится в церкви. У этого обряда серьезное философское и общественное значение, проведение церемонии обратной силы не имеет.

Читайте также:  Какие ошибки совершают многие на исповеди

Если возлюбленные решили быть помолвленными в церкви, обменялись кольцами и дали клятвы стать мужем и женой, совершенное по христианским канонам обручение расторгнуть нельзя.

Это определенное обязательство, к которому надо подойти максимально серьезно.

Помолвка в церкви

Если отдельного обряда обручения не проводилось, а пара желает венчаться, помолвка проводится перед церемонией венчания в сокращенном варианте. Людям нерелигиозным проводить такой церковный обряд по понятным причинам не рекомендуется.

Источник: https://sunmag.me/svadby/pomolvka.html

Предшествовавшие свадьбе обычаи у лужичан в XIX-XX веках | Про славян

Главной формой заключения брака у лужичан в XIX веке была свадьба. Свадьбе же предшествовали посиделки, гадания, сватовство, помолвка, подарки и многое другое.

Сватовство

Свадьбе (верхнелуж. – kwas, swadba – «квас», «свадба», нижнелуж. – swaiba – «сважба») предшествовали сватовство (верхнелуж. «вуглади», нижнелуж. «вуглиеди», «углиеди») и помолвка  («слуб», «злуб»).

Парень, решивший жениться, прежде всего говорил со своими роди­телями. Те, руководствуясь практическими соображениями (социальным статусом семьи предполагаемой невесты, ее материальным положением, а также прилежанием и деловитостью самой невесты), одобряли его выбор или отвергали. Случалось, что родители могли и вопреки желанию сына заслать сватов.

В случае согласия родителей с выбором сына парень шел свататься сам или вместе со старшим женатым другом, особенно если, девушка была из другого селения. Если парень был не очень уверен в положительном ответе, сват (druzba, с XIX века – braska – «дружба», «брашка»; нижнелуж.

pobratr, raziiel – «побратр» (названый брат), «разииел») шел один, причем в первый раз тайно (в темноте), чтобы никто не знал. Придя в дом невесты, он начинал разговор о том, не продается ли у них что-либо из скота или зерно, и лишь постепенно давал понять отцу невесты, зачем он пришел на самом деле.

Иногда ему приходилось ходить несколько раз, пока он не получал более определенный ответ.

В случае благосклонного решения сват приходил уже вместе с женихом. Тем временем родители девушки наведывались в дом жениха без предупрежде­ния, чтобы ознакомиться с его хозяйством. Если они были удовлетворены увиденным, то затем происходило официальное сватовство, девушка да­вала согласие на брак и назначался день помолвки.

Сват из Нижней Лужицы

Помолвка

В XVIII веке помолвка состояла в том, что отец девушки соединял правые руки жениха и невесты и просил у бога благословения. Данного согла­сия и рукобития было достаточно, обычай обмена кольцами при помолвке проник к лужичанам позднее из немецких городов, а в Нижнюю Лужицу – лишь после Первой мировой войны.

В XIX веке зажиточные крестьяне устраивали шумные пышные помолвки, однако большая часть людей менее состоятельных справляла помолвку вечером в тихой семейной обстановке.

Перед тем как жениху отправиться из родительского дома, сват в Верхней Лужице обращался к присут­ствовавшим с речью, в которой он просил родителей жениха и родственников дать согласие на помолвку.

Получив согласие, он просил собрав­шихся, и прежде всего родителей жениха, его братьев и сестер, крестных, друзей и соседей простить жениху те обиды, которые он им когда-либо причинил.

В знак того, что они простили ему, все подходили к жениху в обменивались с ним рукопожатием.

Сват от имени жениха благодарил родных за оказанную ему любовь и все доброе и отправлялся со свитой к невесте, где снова официально сватал ее, и, лишь получив удовлетвори­тельный ответ, он входил во главе процессии в дом и просил отца невесты привести ее.

Затем сват обращался к жениху и невесте с речью, в кото­рой напоминал им о том, что их ожидает, об их обязанностях в браке, и спрашивал их, действительно ли они хотят быть помолвленными. По­лучив их согласие, он обращался к родне невесты с тем же вопросом.

Когда родственники невесты давали согласие на помолвку, сват спрашивал отца невесты, доволен ли он свидетелями или нужны еще другие.

Когда наконец все было решено, он соединял руки молодых и благослов­лял их. После этого помолвленный («слубеньц»), за ним помолвлен­ная («слубсньца») и присутствовавшие садились за стол и начиналось угощение. Во время обеда отец невесты публично сообщал, что он дает дочери в приданое («помоц»), а его будущий зять говорил, как он распорядится им.

После обеда жених со своими спутниками уходил домой. В некоторых местах, однако, сохранялся обычай, согласно которому помолвленные проводили ночь вместе.

После помолвки невеста и жених все больше отходили от общества своих холостых сверстников. В знак того, что они помолвлены, менялись даже отдельные элементы костюма. Так, невеста уже не имела права носить красные ленты.

Подарки

Девушка готовила приданое и подарки жениху и его родне. В Нижней Лужице невеста, согласно старому обычаю, дарила жениху сшитую ею вручную полотняную рубаху, а также черный шелко­вый галстук, белый носовой платок, иногда еще белый жилет. Жених дарил невесте чулки, туфли, платок, чепцы, ленты, передник. Он одаривал также родителей невесты.

В Шлайфе жених и невеста после помолвки отправлялись на ярмарку (gromadu kupowac – «громаду куповач») покупать различные подарки, благодаря чему их помолвка приобретала широкую известность.

Подарки невеста передавала жениху за день до венчания через его братьев или сестер, чтобы он надел их в день свадьбы. Этот взаимный обмен подарками рассматривается как брачный залог, как знак но­вой связи.

Три предшествовавших свадьбе воскресенья

В три предшествовавших свадьбе воскресенья в церкви было оглаше­ние (верхнелужиц. – pripowedanje, «приповеданье», нижнелужиц. – zapowedanje, «заповеданье»). Жених теперь назывался «чесны млоды гольц», невеста – «чесна млода голца», «кнежна», если о них нельзя было сказать ничего плохого.

В воскресенье второго оглашения жених с невестой должны были идти в церковь к причастию и одновременно к так называемому экзамену невесты. Священник должен был убедиться в том, что обрученные знакомы с обязанностями, которые налагает на них брак. При первом и последнем оглашении они не должны были находиться в церкви.

В лужицких землях, входящих в состав Пруссии, священникам запрещалось венчать молодых серболужичан, если они не знали немецкого языка.

За неделю до свадьбы в Нижней Лужице и за одну или за две-три недели в Верхней Лужице приглашали гостей.

У верхних лужичан гостей, число которых варьировало от 70 до 150 человек и даже до 400 человек, приглашал па свадьбу сват, а в Нижней Лужице гостей приглашали два холостых друга жениха, которых назы­вали towaris («товариш») или podruzba («подружба»), один из них назывался «большой», «старший», другой – «малый». В Шпреевальде жених с невестой приглашали гостей сами. В Еншвальде гостей из своей деревни пригла­шали родители жениха и невесты, а из других солений – холостые друзья жениха.

Окончательными знаками дружбы в Верхней Лужице была трость (braskou kij – «брашков кий»), украшенная лентами, треуголка (в конце XIX века – цилиндр), также украшенная лентами, и зеленый или красный платок в левом кармашке. В первой половине XIX века сват на шляпе носил прикрепленный веночек из искусственных цветов с красными шел­ковыми лентами, полученный им от невесты.

В Нижней Лужице если гостей ехали приглашать верхом (у богатых – на вороных конях), то поверх черного платья свата от правого плеча к левому бедру повязы­вали шарф из белого (кое-где синего) тика. Шарф завязывали узлом, в котором укреплялся меч.

Если же приглашавшие шли пешком, то сват шел с камышовой тростью с большим белым набалдашником, его цилиндр был украшен бели-красными лентами.

Когда сват входил в дом к приглашаемым (среди них в первую очередь были крестные родители), он после приветствия трижды ударял мечом или тростью об пол и лишь затем обращался к ним, предварительно высказав в их адрес комплименты, со следующей речью:

«Мы посланы сюда почтенным жени­хом и почтенной невестой и их родителями. Они просят Вас быть их гос­тями на свадьбе и прибыть в дом уважаемого жениха (уважаемой невесты) в будущую субботу в восемь часов на маленькую трапезу. После нее от­правимся мы, приглашенные гости жениха, в дом невесты. Там нас поприветствуют и мы выпьем по стаканчику пива.

Оттуда мы пойдем в бо­жий дом к венчанию. Затем отправимся в дом невесты на большой обед. Там мы будем есть и пить и веселиться, но при этом не забудем и люби­мого бога. Если даже нам там ничего не подадут, то мы все же получим там кусок хлеба и солонку, за это мы также будем благодарны любимому богу.

Дайте нам теперь ответ, который мы передадим тем, кто нас послал».

Приглашая, прежде также говорили о том, сколько дней будет длиться свадьба. Во многих местностях текст приглашения в конце XIX века был короче. В словах о хлебе и соли можно увидеть проявление показной скромности (как и в приглашении немцев «на ложку супа») и характерной в то же время общеславянской черты встречать гостей хлебом-солью.

У лужичан не было вечеринки накануне свадьбы, она была заим­ствована у немцев в конце XIX века.

Однако у них были, по всей видимости, соответствующие обычаи: вечером перед свадьбой подруги невесты пели под ее окнами светские и духовные песни, за что их угощали пирогами, пивом и водкой.

Парни же стреляли, шумели и били горшки о дверь дома невесты. Считали также, что, чем больше черепков, тем больше будет в браке счастья.

За три дня до свадьбы начиналась подготовка к свадебному пиру; забивали скот, пекли хлеба и пироги (ведь, по обычаю, каждому гостю надо было дать с собой по пирогу).

Невеста и жених не должны были присутствовать при забое скота и есть до свадьбы его мясо, иначе в их хозяйстве плохо будет водиться скот. Приглашенные на свадьбу за два дня до нее посылали в дом, где будет свадьба, молоко, масло, творог, сыр.

Прежде всего об этом заботились крестные матери: они посылали по пять фунтов масла, сбитого в виде фигурок петуха, наседки или яг­ненка.

В конце XIX века, кроме съестных припасов, в подарок приносили и предметы домашней утвари. У лужичан-католиков служанки или слуги несли крынку (krinka – «кринка»), набитую маслом, отчего и устраиваемая пирушка для принесших масло служанок называлась kriniki – «кринчки». У протестантов кринчки не устраивали, у них угощали на дворе во время свадьбы детей, прислугу и нищих пирогами с пивом.

«Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы». Лужичане (Т.Д. Филимонова). М.: Наука, 1988

Источник: https://proslavyan.ru/kultura-slavyan/obychai/predshestvovavshie-svadbe-obychai-u-luzhichan-v-xix-xx-vekah/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector