Почему у древних славян не модно было носить бороду

Всем нам известно мнение, что первые славяне были огромными бородатыми мужчинами, с русыми волосами, ниспадающими на лоб. С информацией подобного рода мы знакомы из сказок, былин и кино. Мы уже рассматривали различие основных славянских групп по внешности тут. Теперь рассмотрим, чем современные славяне отличаются от древних и какие мифы стоило бы позабыть.

Выше, чем римляне

О чем стоит сказать изначально, так это о том, что славяне не были мононародом. Славяне отличались друг от друга в первую очередь внешне, имели разные традиции и язык. Эта информация касается тех славянских племен, которые селились на территории сегодняшней Центральной и Западной России.

Самое первое упоминание о славянах было во времена античных ученых-летописцев. В самых первых упоминаниях наши предки были названы – склавенами. Для них характерны были европейские черты лица, белая кожa и рост выше, чем у римлян и греков. Глаза, как правило, либо голубые, либо серо-зеленые. Цвет волос напрямую зависел от региона проживания. Чем холоднее местность, тем светлые волосы.

Князь Святослав Игоревич — стереотипичный славянин

Археологические находки

Вышеперечисленная информация подтверждена археологическими материалами. Основное количество найденных захоронений относится к периоду славянской догосударственности. Исходя из материалов найденных в местах захоронений следует сказать, что женщины были ростом в пределах 170 см, а мужчины стабильно выше 175 см. А ступни мужчин были не меньше 44 размера.

Но не стоит делать поспешных выводов, что все славяне были такими. Материалы найденные в местах захоронений, так же свидетельствуют о том, что были и люди, которые обладали монголоидными чертами лица. Находки, которые найдены в местах захоронений, так же позволяют говорить, о том, что со временем образ славянского человек менялся, уменьшался рост, а костное строение стало более компактным.

А была ли борода?

Вероятнее всего — нет, броды и длинных волос не было. Дошедшие до нас летописи не обладают информацией о длине волос и бороде славянских мужчин. Подобное ошибочное утверждение появилось по причине того, что славян сравнивали с античными варварами.

Но при том, что бород, вероятнее всего, не было, усы, скорее всего были. На сохранившихся изображениях дохристианской эпохи славяне изображены налысо бритыми мужчинами, лица которых обрамляли усы.

Например — князь Святослав Игоревич, как на изображении выше. Также косвенным доказательством, что русские язычники не носили бороды, являются идолы.

Почти все изображения древних богов мужского пола – лишь с усами.

Изображение взято с bibliotekar.ru

Еще одним доказательством отсутствия у славян густых бород является Мартыновский клад, найденный археологами в районе Поднепровья. Клад относится к временам антов и содержал фигурки мужчин с усами, короткими волосами и без бороды.

Мартыновские фигурки

Что относится к теме бород, то они стали постоянным атрибутом лица мужчины позднее — начиная с XIV—XV вв. Да и то на первых порах считались обязательными лишь для духовенства.

Если понравилась статья поставьте лайк. Это поможет развитию моего канала и мои публикации будут чаще всплывать в вашей ленте. Также подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых публикаций.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d1745a6657d0a00b6e296c6/5d321b30e6cb9b00ad63ad44

Борода у славян – значение и образ

Значение бороды у славян достаточно очевидно и фактически сводится к этимологии самого слова «борода».

Современные лингвисты могут разбирать это слово, как угодно, придумывать массу вариантов его изначальной трактовки, но, скажем честно, человек по фамилии Розенталь может учить русскому языку кого угодно, но только не русского человека, у которого память о своем языке – в крови.

Слово «борода» получено сращением корневой основы слова «богатство» и слова «род». То есть борода – это богатство рода. По другой версии основа «бо» могла происходить не от слова «богатство», а от слова «божий». То есть «божий род», происходящий от богов.

Борода у славян имела приблизительно тоже значение, что и коса у самураев. Это был символ зрелого мужчины, символ чести и достоинства.

Есть основания полагать, что с мужчинами без бороды славяне предпочитали не заключать договор и вообще – не иметь никаких дел.

Мужчин без бороды славяне называли женоликими, предполагалось, что они не только внешне, но и фактически подобны женщинам. Разумеется, отрок, у которого борода попросту еще не начала расти – это совсем другое дело.

Значение бороды у славян сводилось к образу достатка, зажиточности, способности мужчины обеспечить себя и свой род. То есть вопрос типа «для чего нужна борода» у славян просто не мог возникнуть. Это все равно, что спросить – зачем девице коса. Здесь, вероятно, могли быть нюансы.

К примеру, не известно имела ли какое-то особое значение борода без усов. У славян, судя по дошедшим до нас хроникам и летописям, подобные варианты встречались, в том числе – у воинов.

Вероятно, борода без усов у славян не могла служить указанием на какую-то особенность или характерную черту, как минимум – у нас на сегодняшний день нет никаких подтверждений особого статуса для мужских усов.

Другой популярный момент – рыжая борода у славян. Нужно понимать, что рыжего цвета у славянских народов не было в принципе, его попросту не могло быть, потому что рыжий цвет волос – это признак кровосмешения (вплоть до семи колен).

Говоря простым языком, семиюродная сестра – все еще родственница. Рыжий «цвет» вымывался с течением времени, как минимум – в течение семи поколений после акта кровосмешения.

То есть рыжая борода у славян приобретала значение наличия близкородственных связей, попирания законов рода.

Не зря ведь народный фольклор сохранил такие всем известные формулировки как «Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!» или «А я что, рыжий что ли?» Все это явно указывает на то, что рыжий цвет был указанием на «грязную кровь», на представителя рода, априори способного совершать объективно плохие поступки.

С другой стороны, конечно, не все славяне были голубоглазыми блондинами. Были и темные с карими глазами, глаза, кстати, могли быть и зелеными, и серыми. Но оттенки цветов, вроде шатенов, встречались в результате смешения крови с другими расами.

Однако борода у славян в любом случае была неотъемлемым атрибутом мужчины, в противном случае мужчина просто не мог называться мужчиной, он даже, вероятно, не смог бы жениться, потому что предполагалось, что мужчина без бороды не способен продолжить свой род.

В 1698 году Петр I, отлично понимая, сколь велико значение бороды для славян, ввел известный указ «О ношении немецкого платья, о бритье бород и усов…» Указ был воспринят народом крайне негативно, тех, кто брил бороду, стали называть «босое рыло» и дел никаких с ними не имели.

Тогда Петр поступил проще – он ввел налог на ношение бороды по аналогии с «прогрессивными европейскими странами». Налог составлял от 30 до 100 рублей в год. 30 рублей к концу семнадцатого века – это годовое жалование солдата. Иными словами, борода у славян стала несусветной роскошью.

Так, с мерзкого Петра началось «изгнание бороды» из русской культуры. Тем не менее, полностью «изжить» бороду так и не удалось. Более того, на сегодняшний день борода вновь «входит в моду».

К сожалению, большинство из тех молодых людей, что сегодня носят бороду, даже не знают, что значила борода у славян, каков был истинный смысл ношения бороды. Но важен хотя бы сам факт, ибо это какое-никакое, но возвращение к корня, забытым традициям.

P.S. В контексте темы о бороде у славян хотелось бы вспомнить два факта. В 1757 году Михаил Ломоносов написал знаменитую «Оду бороде», что вызвало крайнее недовольство со стороны «правящей элиты». А еще в разрезе этой темы нельзя не вспомнить Древний Египет, где бороду имел право носить лишь фараон и (уже в эпоху Позднего Царства) жрецы. У египтян борода была символом власти.

Купить обереги можно тут:

  • Цена:16900 руб.
  • Метал: золото
  • Вес: до 6,5 гр.
  1. Цена:1800 руб.
  2. Метал: серебро
  3. Вес: до 6 гр.
  • Цена:6500 руб.
  • Метал: серебро с золотом
  • Вес: до 10 гр.
  1. Цена:2100 руб.
  2. Метал: серебро
  3. Вес: 7-9 гр.

Смотрите так же:

Источник: http://radogost.ru/boroda-u-slavjan.html

Сергей Сергеев: Древние славяне не носили столь любимые геями бороды и длинные волосы

В середине прошлого века возле местечка Kрасное Cело (Белоруссия) был обнаружен скелет взрослого мужчины ростом 170–175 см.

Особенности его лица совпадали с теми, которые ученые относят к славянам, селившимся в этой местности в X-XII веках: это человек европеоидного типа, носатый, с переносицей средней ширины.

Именно так выглядело много веков назад большинство славян. Не было сомнений, что речь идет об останках славянина.

Современные ученые в результате обширных исследований этого и других скелетов установили, что средний рост славянина составлял около 170 сантиметров (у мужчины – чуть выше, у женщины – чуть ниже этой отметки), а размер обуви у славянских мужчин был чаще всего равен современному 44-му.

Славян ученые подразделяют на несколько групп, и у каждой есть свои внешние особенности.

Если говорить о славянах, живших много веков назад на территории современной центральной России, Украины и Белоруссии (беломоро-балтийский, восточноевропейский и понтийский типы), то здесь можно выделить общие черты.

Лицо было светлым, глаза — серыми либо голубыми, цвет кожи – светлым. У некоторых были заметны монголоидные черты, приобретенные в период неолита (полные губы и складки на верхних веках, заметные в более взрослом возрасте).

У представителей понтийского и восточнославянского типа (территория современной России, Украины) чаще встречались карие глаза и более темные волосы, лицо было более узким, а у беломоро-балтийских славян, живших севернее, кожа была светлее, а нос – меньше. Также выявлена следующая тенденция: чем ближе к северу селились славяне, тем их череп был уже, а глаза практически всегда были серыми или голубыми.

Исследователь Oльга Eмельянчик, которая вместе с коллегами занималась исследованиями погребения X–XVIII вв. в Mогилевской области и Mинске, смогла проследить, как менялась внешность славян этой местности за 1000 лет.

Изначально вытянутый череп постепенно стал круглым (явное влияние добавления татарской крови), скелет стал тоньше, а челюсти – меньше по размеру. Что касается лба, то он стал уже.

Изменились и глаза славян: за тысячу лет они стали более округлые и «переместились» чуть ниже.

А вот характерную носатость славяне за этот период не утратили, хотя переносица стала более плоской. В целом же ученые заметили, что за тысячу лет у славян стали сглаживаться европейские черты.

Во многих исторических романах древних славян изображают длинноволосыми (причем волосы перевязаны тесьмой) и с длинной окладистой бородой. Ученые пришли к выводу, что это не так.

Первое несовпадение с вышеописанным образом – древние боги славян. Как известно, антропоморфных божеств люди обычно стараются изображать по своему образу и подобию.

Так вот среди самых древних изображений славянских богов почти никогда не встречаются длиннобородые персонажи, а длинноволосых и вовсе нет. А вот усачи в языческой иконографии славян есть.

Что же касается русов, то они в ранних веках поклонялись «златоусому» (но не длиннобородому!) Перуну, и он, помимо усов, иногда изображался с чубом, который в наше время ассоциируется с фольклорным образом украинца-казака.

То, что окладистых бород у самых древних славян обычно не было, подтверждают и найденные археологами в районе Поднепровья фигурки антских времен (так называемый Мартыновский клад), представляющее собой безбородых, но усатых мужчин с короткими волосами.

Носить длинные волосы для славянина изначально считалось позором, а самые древние источники повествуют о коротко стриженных либо бритоголовых героях.

Еще одно подтверждение этим фактам – многочисленные древние иллюстрации и, например, барельефы старинного собора в Юрьеве-Польском с изображением княжеских дружинников с обритыми головами и без бород. Более того, предания о Добрыне Никитиче гласили, что у него были золотистые кудри «в три ряда вокруг макушки», иными словами, стрижка под горшок.

Среди древнерусских эпических и исторических персонажей вообще не встречаются описания бородачей или обладателей длинных волос. А вот после Крещения Руси отращивание бород и длинных волос стало постепенно входить в практику, после чего и появились народные пословицы и поговорки о том, как важна для мужчины борода.

Кстати, то, что до Петра I практически все мужчины на Руси носили бороды, тоже не совсем так. И даже для духовенства в период до XV века включительно отращивать бороду было необязательным

Зачем нам лженаука

Источник: https://cont.ws/post/1248431

История возникновения и значение ношения бороды у славян

Борода у славян – это такая же традиция, как воскресная баня, ношение рубахи, лаптей. Отращивание густой растительности имело особый смысл: это являлось не столько украшением, сколько символом принадлежности к сильному полу. Только отрастив волосы, мальчики считались настоящими мужчинами.

Читайте также:  Может ли мусульманин жениться на православной

Значение бороды у мужчин

Борода — символ зрелого мужчины, основа жизненной силы,  даруемой природой.  Обильную растительность, обрамляющую подбородок, можно назвать таким же обязательным элементом славянина, как косы самураев или кольца в бороде у викингов. Это показатель достоинства, чести, зрелости человека.

Ранее, мужчин, не имеющих растительности на лице, причисляли к «женоликим», считали, что они внутренне и внешне подобны женщинам.

Сегодня многие представители сильной половины человечества носят этот аксессуар. На желание обзавестись длинной шевелюрой влияет мода и личные предпочтения.

Борода имеет для мужчин особое значение:

  • возможность чувствовать собственную мужественность;
  • способность обеспечить собственный род, символ достатка, зажиточности;
  • создание образа сильного человека, которому можно доверять, помощи которого просить;
  • выражение превосходства над женским полом, что важно сейчас, когда иные границы (профессия, одежда, прическа, образ жизни) стираются;
  • указание на принадлежности к определенной субкультуре, к примеру, хипстерам (здесь требуется приверженность к определенному стилю одежды, музыки);
  • владение профессией барбера, человека, профессионально занимающегося стрижками, уходом, окрашиванием бород;
  • принадлежность к конкретной религии: для некоторых вероисповеданий – растительность считается неотъемлемым элементом веры в Бога;
  • национальность, происхождение, регион проживания.

На Руси борода была популярна по таким причинам:

  • большинство населения были религиозными, духовенство же поощряло подражание Иисусу Христу, также носившему бородку;
  • некоторые патриархи придерживались мнения, что пропуск в рай был гарантирован только бородатым мужчинам;
  • считалось, что форма такой стрики определяла уровень мудрости человека, его рассудительность, способность к наукам;
  • густая, обильная щетина являлась признаком наличия большой силы (что имеет разумные корни, ведь активный рост волос возможен только при наличии высокого уровня тестостерона);
  • сбривание бороды считалось жестоким наказанием – оно лишало его самого главного – чести;
  • растительность являла собой степень свободы человека: в других странах ранее активно запрещалась щетина, поэтому на Руси активно поощрялась такая свобода людей;
  • густая шевелюра скрывала дефекты внешности, укрывала от посторонних глаз волнение.

Почему славяне отращивали бороду

Увидеть сразу много бородатых представителей сильного пола можно было на воскресной службе, которую они активно посещали, как представители рода.

Густая растительность существовала для удержания себя в узде: во время поглаживания длинных волос, человек успокаивался, приобретал душевное равновесие.

Славяне отращивали щетину по таким причинам:

  • способ успокоиться, привлечь внимание собеседника;
  • выделение собственной мужественности, силы, влияния;
  • сигнал об уровне знаний, опыта, умений;
  • индикатор здоровья, мужской силы, выносливости;
  • отсутствие волос – признак кровосмешения, слабого здоровья, греховного образа жизни, необходимости каяться.

Бороды не сбривали до начала эпохи правления Петра I, когда все: крестьяне, бояре, государственные служащие, ходили с окладистой щетиной. Она имела самые разные формы, быть округлой, иметь острый угол или вид лопаты.

Приход к власти нового самодержца многое изменил: Петр требовал обращения внимания на европейскую культуру, образ жизни, особенности ношения стрижек, стиля одежды.

5 сентября 1698 года был подписан Указ, согласно которому объявлялся запрет ношения растительности, покрывающей подбородок.

Люди, живущие в городах, обязывались платить налог за растительность, крестьяне тоже отдавали деньги, но, только при въезде за городскую черту.

Обойти запрет было трудно, для этого требовалось предъявлять специальный жетон с изображенными на ней усами и бородой и надписью, подтверждающей, что деньги взяты.

После воцарения на престоле Екатерины II, отменен указ Петра. Запрет  остался только по отношению к ряду категорий граждан:

  • военнослужащие;
  • государственные чиновники;
  • придворные служащие.

Конец всем прениям по поводу бритья положил государь Александр III. Он подтвердил особую силу, значение для славянского народа этого аксессуара, признал его частью культурного наследия. Его сын, Николай II, когда взошел на престол, разрешил отращивать щетину даже юнкерам.

Мудрость, сила – вот, что воплощала в себе густая, обильно покрывающая подбородок, растительность. Сегодня – это больше дань моде, способ продемонстрировать свое отличие от других, оригинальность.

Борода без усов у славян

Славянская растительность, покрывающая лицо, вызывала немало толков в разные времена. Согласно мнению историков, древние славяне не носили усов, они считались украшением, не несущим никакого потаенного смысла.

Усы носились только тогда, когда являлись символом принадлежности человека к известному, благородному роду. Аксессуар разрешался только для известных личностей, подчеркивал состояние и особенности рода.

Отдельно стоит отметить значение рыжего окраса волос. Он символизировал:

  • зажиточность;
  • сильный характер;
  • честь;
  • богатство;
  • способность обеспечить собственный род.

Значение символики наших предков

Значение бороды у славян было велико. Его трудно обозначить полностью, можно лишь подчеркнуть основные моменты.

Щетина являла собой признак:

  • зрелости;
  • ума;
  • опыта;
  • мужественности;
  • выносливости;
  • свободы.

Сегодня ее значение несколько меняется, но, женщины по-прежнему считают бородачей мужественными, сильными личностями, которым по плечу любые проблемы.

Главное для мужчин, поддерживать красоту и ухоженность этого важного аксессуара. В противном случае, он способен полностью изменить отношение окружающих людей, являться свидетельством небрежности, лени.

Как поддержать красоту растительности?

  1. Заботиться о ее чистоте: через день мыть с использованием специального шампуня, применять ополаскиватели, бальзамы.
  2. Очищать волоски от застрявших во время еды кусочков пищи, ополаскивая под прохладной проточной водой.
  3. Расчесывать по утрам, вечерам, чтобы придать форму. Кроме того, массажное воздействие гребня активирует местное кровообращение, что улучшит рост щетины.
  4. Периодически делать маски, масляные обертывания (здесь подойдут репейное, миндальное, жожоба, касторовое, персиковое). Использовать для этой цели имбирь, горчичный порошок, коньяк, настойку перца, жидкие формы витаминов (ретинола, токоферола).
  5. Изменить рацион питания, включив в него больше свежей зелени, фруктов, овощей, рыбы, кисломолочной продукции, мяса, бобовых культур.
  6. Пить достаточное количество жидкости (от трех литров за день).
  7. Отказаться от стрессовых ситуаций, нормализовать режим работы, отдыха. Полноценно высыпаться по ночам.
  8. Заниматься спортом, вести регулярную половую жизнь: эти два фактора помогут выработке достаточного уровня главного мужского гормона – тестостерона, от которого зависит активный рост щетины.

Не требуется прикладывать большого количества усилий для достижения вожделенного результата. Волосы, обрамляющие подбородок, выгодно отличают мужчин от женщин, подчеркивают силу, мужественность, опыт их обладателей.

Источник: https://borodadeda.ru/v-mire/boroda-u-slavyan/

Носили ли славяне бороду? — DRIVE2

  • Адемар Шабанский, Х век
  • «Вскорости пришел на Русь некий епископ из греков и обратил ту часть этой провинции, которая до тех пор была предана идолищам, и убедил их отпускать бороды, а также перенять другие греческие нравы»
  • Саксон Грамматик, XII век

«В святилище установлена огромная, превосходящая человеческий рост фигура с четырьмя головами и столькими же затылками, вызывающими удивление, потому что два из них обращены к груди, а два за плечи. При том казались как передние [головы], так и задние, одна глядящей направо, а другая налево. Бороды были изображены обритыми, волосы остриженными, так что казалось, усердие художника подражало обычаю руян в уходе за волосами»

«Жрец, вопреки всеобщему обычаю отличающийся длиною своей бороды и волос»

Житие Виленских мучеников, XIV век

«Еустафий же юн беаше възрастом, еще възраст цветущ имея, мужествен и красен и доблествен якоже душею, такоже и телом.

Душею же християньство възлюбив, крещается от прежереченнаго иерея Нестера, и пребываше оттоле, яко християн, подобающее житие добре и к Богови любовию приходя, постяся до конца. И ину всяку добродетель делая начальством же и властию князя.

Некогда тому последуя о ловитвах пребыванию творящу, и виден бысть от него и возрастающа брады его и власы носяй уже на главе, ниже мало что от сих вредив.

Сим огнь обычай служитель есть, отцу их доброненавистному и лукавому бесу узаконоположившему постризати убо яже на главе в долготу яже протяженыя власы, браду же аки бритвою отрезати. Он же яко нечювьствие телу сице злочестная и безумная всякого обычая плотная отложив и сия целы сохранив. Сице убо князь имуща видев, аще христианин есть, въпрашаше.»

Князь, опознавший в Еустафии христианина по отросшим волосам и бороде — правитель «главохохленной литвы» Ольгерд.

Радзивиловская летопись. Миниатюры. До прихода христианства:

  1. и после:
  • Другими словами — бороды носили лишь Волхвы, и только с приходом христианства пошла мода отращивать бороды (на греческий манер).
  • Чем брились:

Бритвы. А — бритвы первого типа: 1 — XIII в. (14-17-1024); 2 — XIII в. (13-17-297); 3 — XIII в. (13-17-288); Б — бритвы второго типа: 4 — XIII в. (12-14-453); 5 —XIII в. (11-13-1044); 6 — конца XIII в. (10-11-974).

Источник: https://www.drive2.ru/b/3005890/

Борода у славян – символ мужественности и свободы

Издавна было принято считать, что мужчина просто обязан носить бороду. Каждое поколение вкладывал в ее ношение особый смысл. Так, на Руси растительность на лице служила не только украшение, но имела огромное значение в формировании отношения к представителю сильного пола – только отрастив бороду, мальчишка превращался в настоящего мужчину.

Когда борода вошла в моду?

Историки затрудняются отметить эпоху, в которую бы мужчины поголовно не носили растительность на подбородке. Популярность бороды берет свое начало с давних времен.

Представители таких древних цивилизаций, как индусы, японцы, китайцы, египтяне могли похвастаться шикарными бородами. Они не только тщательно ухаживали за ними, но и накручивали или даже красили волосы в праздничные дни.

Также внесли свою лепту в бородатую моду римляне – они одними из первых придумали сооружать на подбородке разные стрижки и вплетать в волосы золотые нити в подражание своим богам.

Хотя каждая эпоха придавала растительности разное значение, всегда она оставалась символом силы и мужественности.

Значение бороды на Руси

Растительность на лице у славян имела приблизительно такое значение, как коса у самураев. Она была показателем зрелости, чести и достоинства. Кроме того, ее отсутствие могло принести мужчине массу проблем – их называли «женоликими» и считали подобными женщинам не только внешне, но и внутренне.

Обладатель пышной растительности олицетворял собой достаток, зажиточность, способность обеспечить себя и свой род. Поэтому с такими мужчинами охотнее имели дело, подсознательно доверяя им.

К основным причинам популярности щетины на Руси можно отнести:

  • религиозность – духовенство поощряло подражание Иисусу Христу, который носил бороду, к тому же, стрижка считалось большим грехом;
  • признак мудрости – по форме растительности и ее густоте определяли, насколько мужчина силен и рассудителен;
  • символ свободы – в то время, как во многих странах власти запрещали ношение бороды, славяне спокойно отращивали щетину, доказывая свою независимость.

Если славянину каким-то образом повредили растительность, обидчик должен был возместить ущерб, так как это считалось унижением достоинства мужчины.

Практическая польза бороды у славян

Времена Руси не назовешь легкими, а уж тем более для мужчин – они несли ответственность за весь свой род, должны были обеспечить его и сохранить.

Поэтому растительность на подбородке служила славянам своеобразным средством успокоения – поглаживая бороду мужчина мог успокоиться и сосредоточиться на проблеме. Прикосновение к щетине также помогало привлечь внимание собеседника.

Кроме психологической помощи щетина была еще и индикатором здоровья. Выпавшие волосы давали серьезный повод для беспокойства – славяне тут же спешили на исповедь и начинали придерживаться поста.

Запрет на бороду

До правления Петра І русичи поголовно щеголяли растительность различной формы: округлой, остроконечной, лопатообразной.  С приходом к власти царя ситуация в корне изменилась.

Желание приобщить соотечественников к европейской культуре подвигло правителя привело к подписанию указа от 5 сентября 1698 года, запрещающего носить бороды и определяющего налог на растительность для жителей городов (крестьяне платили налог лишь при входе в город).

Запрет на щетину можно было обойти, лишь откупившись – в этом случае выдавался документ, выглядевший как медная бляха с изображением усов и бороды, а также надписью «деньги взяты».

В 1762 году указ Петра І отменила Екатерина ІІ, впрочем запрет остался в силе для государственных чиновников, придворных и военнослужащих. Конец колебаниям между бритьем и отращиванием растительности положил Александр ІІІ. Своим личным примером он подтвердил, что борода  — это часть славянской культуры. Его сын Николай ІІ не только поддержал отца, но и позволил отрастить щетину юнкерам.

Борода была главным признаком мудрости и силы. Сейчас для большинства мужчин растительность стала способом показать свою оригинальность и сменить имидж. Но настоящие бородачи знают, что щетина это не просто украшение – это символ мужественности на все времена.

Читайте также:  Изюмский шлях: самая страшная дорога, которая вела на русь

Узнайте, что представляет собой модная борода в этом сезоне. Детальный разбор популярных видов, их отличий, подбор подходящего варианта с учетом особенностей формы лица …

Читать дальше

Бреет, стрижет, создает идеальный мужской стиль – мастер по стрижке бороды, усов, а также стрижек. Профессионал, которому мужчина может полностью доверить свой образ …

Читать дальше

Источник: https://borodka.com/novosti/borodachi-na-rusi

Что означает борода у славян?

Борода не только в наше время пользуется огромной популярностью. Свою известность она приобрела еще у славян. В те времена этому украшению придавали особое значение и почти все мужчины должны были отращивать волосы на лице.

Сегодня мы узнаем значение бороды у славян, почему они не стыдились рыжего цвета волос и символом чего, было это украшение.

Значение бороды у мужчин

В современном мире легко понять, что означает борода у мужчин. Она имеет некоторые схожести со славянскими понятиями. Например, сильный пол чувствует себя мужественней, храбрее и уверенней. Растительность на лице помогала человеку чувствовать себя настоящим мужчиной.

Однако сейчас парни ее носят потому, что она является тенденцией моды. Многие кинозвезды и известные люди отращивают волосы и придают им креативную форму. Это является огромным стимулом, чтобы преображать свою внешность согласно моде.

Есть и другие причины, почему в современном мире отращивают растительность на лице:

  • Они хотят показать свое превосходство над женщиной. Чтобы было видно явное отличие от противоположного пола, сильный пол не бреет волосы на лице. Так как граница между мужчиной и женщиной стирается, это хороший способ расставить все точки.
  • Те, кто работают хипстерами, просто обязаны носить такой аксессуар. Это говорит о том, насколько они любят свою работу и смогут ли они дать дельный совет, по уходу за бородой.
  • Вероисповедание также влияет на отращивание волос. Для них — это вопрос преданности Богу, поэтому ни при каких обстоятельствах верующие люди не сбривают растительность на лице.
  • Происхождение и национальность очень сильно влияет на внешний вид человека.

Выходя из этого, у каждой личности есть свои причины, почему он не бреет щетину. Благодаря новым технологиям и моде, каждый представитель сильного пола может выбрать ту бороду, которая ему нравиться и самостоятельно за ней ухаживать. Специалисты помогают подобрать нужную форму и цвет волос.

Важно! Если у вас не густые волосы, с этим помогут справиться специальные средства, стимулирующие рост волос.

Славяне вкладывали огромный смысл в значение мужской бороды. Такое украшение было символом мужественности, зрелости, достоинства и чести.

Носите ли вы бороду?

ДаНет

Можно выделить несколько причин отращивания волос на лице.

  1. Пропуск в рай. Патриархи побуждали христиан во всем подражать Христу, даже в его внешности. Так как Иисус носил бороду, ее должны носить и все верующие мужчины, которые хотят попасть в небесное царство.
  2. Признак силы. Густота, длина и форма растительности на лице говорила о силе и мужественности мужчины. Если растительность на лице была густой и объемной, тогда это говорило о том, что представитель сильного пола мог дать хорошее потомство и защитить свою родину. Когда славянину сбривали волосы – это приравнивалось к лишению чести.
  3. Украшение. Мужчины могли привлечь внимание общества, благодаря растительности на лице. Она помогала скрывать свое волнение.
  4. Символ свободного человека. Священники, купцы, богатые крестьяне и академики носили это украшение, чтобы подчеркнуть свою независимость и свободу.

Как видим, славянская борода – это не просто украшение, ее наличие многое говорило о состоянии мужчины, его взглядах, характере, вере и жизненной позиции.

Для справки! Если кто-то повредил мужчине бороду, он должен был за это ответить. На него налагался штраф, и обязательство возместить ущерб.

Несмотря на давние традиции, Петр I внес некоторые изменения. Он обложил налогом каждого мужчины, который хотел носить растительность на лице. Такие денежные удержания делились на четыре разряда. Из-за этого, со временем, значение этой символики для мужчины потеряло свою силу.

Борода без усов у славян

Некоторые историки говорят, что у наших предков была борода без усов. Такая особенность связана с тем, что мужественности и храбрости придает именно борода. Усы считались просто украшением, они не имели никакого смысла.

Усы свидетельствовали о принадлежности к почетному или известному роду. Такой аксессуар позволяли себе носить только очень известные и состоятельные мужчины. Они подчеркивали особенность и состояние сильного пола.

Если у человека была рыжая борода, то они очень гордились таким цветом волос. Это ни в коем случае не высмеивалось. Такая окраска волос была символом:

  • Зажиточности,
  • Богатства,
  • Способности мужчины обеспечивать семью,
  • Чести,
  • Сильного характера хозяина.

К таким персонам люди оказывали глубокое почтение.

Значение символики наших предков

Заглянув в историю, мы узнали, что борода у славян имела особое значение. Ее наличие свидетельствовало о зрелости, мужественности и свободы сильного пола. Сейчас же все изменилось. Парни носят такой аксессуар, чтобы выделиться из общества и придать своему образу оригинальности. Это украшение привлекает внимание многих женщин.

(1

Источник: https://afmen.online/chto-oznachaet-boroda-u-slavyan.html

Борода — богатство рода

Раньше на Руси, как и на других землях, всегда носили Бороду.

И только с приходом паразитической, технократической цивилизации природное ухаживание за своими волосами паразиты преподнесли как признак отсталости и небрежности.

Но почему так случилось? Потому что у паразитов она просто не растёт.
Борода (этимология) — это Богатство Рода. То есть борода на лице каждого мужчины — это Богатство его собственного Рода.

О КОСМОСЕ И БОГАТСТВЕ РОДА (отношение к волосам и бороде)

Но самым главным Природным источником жизненных сил для всех Православных Староверов-Инглингов являются собственные волосы. Это отражено даже в Заповеди Бога Сварога: «Не стригите свои власы русые, власы разные, да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».

С древнейших времен считается, что, обрезав волосы, у человека можно отнять силу и здоровье. Силы Mpaкa и служащие им люди использовали волосы в своих темных ритуалах, чтобы из молодого человека сделать старика и даже навести на человека смерть.

Славяне и Арии с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам, ибо все, что даровано человеку Небесными Богами и Матерью-Природой, необходимо для его гармоничного существования в данном Явном Мире.

Волосы испокон веков образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы-Солнца и хранят их, так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Небесных Богов, от Земных Родителей и Предков Рода, от Матери-Природы, от космических лучей Ярилы-Солнца и Небесных Звезд. Недаром же волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека.
Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье.
Девушкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу, ибо это символизировало объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Коса располагалась вдоль позвоночника и считалось, что все светлые Bceленские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая ее к будущей Священной миссии материнства.
Когда девушка выходила замуж, ее девичью косу расплетали и взамен ей заплетали две косы, ибо с этого времени она получала через волосы, собранные в косы, жизненные Bceлeнcкиe силы не только для себя, но и для будущего pe6eнka.
Мужчины так же бережно относились к своим волосам, они придавали волосам большее значение, нежели женщины. Символом зрелости, мужественности и самостоятельности мужчины являлась борода. Борода была не просто мужским достоянием, она являлась символическим подтверждением принадлежности к Божьему Роду, т.е. носивший Бороду был потомком Древних Небесных Богов. Поэтому у Славян и Ариев сохранилось утверждение: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более, чем влас в браде нашей».
Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание ее в древние времена считалось тягчайшим преступлением против всего древнего Рода Великой Расы и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду. Оскорбление Небесных Богов не прощалось никому, из-за этого в прошлом произошло немало войн, а подпаленная борода посла в старое время считалась объявлением начала войны.
Мужчины с древнейших времен берегли свои бороды как зеницу ока и бились с обидчиками очень жестоко, иногда насмерть, ибо лучше смерть принять в битве с супостатом, чем дать опозорить свой древний Род и своих Небесных Богов. Зрелых безбородых мужчин издревле называли женоликими, с ними старались не заключать военных и иных договоров, ибо считалось, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни..
Но не только к волосам бороды было бережное отношение у мужчин, они берегли все волосы на голове и на теле, ибо знали, что через них получают все жизненные силы от своих Богов, Природы и Предков. И за сохранение жизненных Родовых источников нашим Предкам приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Поэтому, когда появились Указы императора-узурпатора Петра I «брить бороды и носить немецкое платье», а также отказаться от древних традиций своих древних Богов и Отцов и присягнуть на верность императору-узурпатору, то против насильственного острежения бород и отречения от Родных традиций и Веры нашими Пpeдkaми были подняты восстания по всей Сибири и Беловодью, которые впоследствии были подавлены войсками. Особо жестоко было подавление восстания в городе Таре, так называемый Тарский Бунт Лета 7230 (1722г.). За восстание и неповиновение императору-узурпатору Петру I людей вешали, четвертовали, колесовали, сжигали на кocтpax и сажали на кол. Причем казням подвергались не только Православные Староверы-Инглинги, но и поддержавшие их Праведные христиане, Старообрядцы-Раскольники.

В Европе, первым организовал стрижку волос Римский император Нерон, а в Pyccкиx землях стрижка волос начала практиковаться только с появлением христианства.

Никто сейчас не сможет объяснить, зачем и для чего они подстригали последователей своего Учения и своих жрецов-священнослужителей, ежели даже в Библии повествуется о Самсоне, который не стригся и был сильным и непобедимым до той поры, пока ему не обрезали волосы (Книга Судей. Глава 17, стихи 17-19).

Все выше сказанное повествует об отношении наших Предков к своим волосам. Следует добавить, что волосы, выпавшие при чесании, нельзя бросать на пол или на землю, ибо можно лишить себя жизненной силы, которую даруют нам Мать-Природа, Небесные Боги и велите Предки Родов наших.

Поэтому из поколения в поколение передается древняя Мудрость, чтобы волосы сжигали или повязывали на молодое плодовое дерево для того, чтобы волосы хорошо росли и были крепкими, как дерево.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы, кoию дают Боги-пoкpoвители и Родители.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ноктя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Расчесывание волос было своеобразным Священным ритуалом, во время которого можно было прикоснуться к космическим потокам и почувствовать в прямом смысле этого слова нисходящие с Небес потоки жизненной силы.
Совершался сей Священный ритуал при помощи гребня, изготовленного либо из Священных металлов, либо из ветки Священного дерева .
Детям в малом возрасте волосы расчесывали Родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчесывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчесывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Наши мудрые Предки учили нас содержать свои волосы в чистоте, ибо когда у человека волосы чисты, тогда у него и помыслы чисты.

Источник: https://zengarden.in/blogi/boroda-bogatstvo-roda.html

Славянская борода

  • «борода, подбородок» – сиё полноголосное заимствование из древнеболгарскаго от «брада», восходящего к общеславянскому borda и далее – к индоевропейскому bordha- – «борода».

    Словник Семёнова.

       Борода дословно — «колючая, режущая» растительность на подбородке и щеках (ср. чешск. brada«подбородок, волосы на подбородке», н.-лужицк. broda «борода, усы» и т. д.).

    Читайте также:  Зачем король таиланда хотел присоединить его к российской империи

    Словник Шанского.

        БОРОДА́

    ж. средняя часть нижней челюсти, под губами; подбородок. || Волос на щеках и подбородке: у раскольн. отечество. Сам с ноготь, а борода с локоть. Сам с локоток, борода с ногото́к. Старичок с кувшин, борода с аршин. Была бы голова, будет и борода (и булава).

     Борода в честь, а усы и у кошки есть. Борода делу не помеха. Ходи с бородой на плече. Носи бороду на плече, оглядывайся. Верь бороде, а порука в воде, водяной. Бог судит виноватого, кто обидит бородатого, мужичка. Годы бородатят. Люди бородатеют, умнеют.

    Словник Даля.

        Борода также является отличительным признаком некоторых сказочных удальцов (ср. рус. дедушка — золотая головушка, серебряная бородушка; сам с ноготь, борода с локоть).

    У славян борода является общеязыковым и народнотворческим прозванием, а также «метонимическим» обозначением старика (иногда головы рода), мужчины, козла (при наличии выражений козёл, старый козёл — «похотливый людин»).

       Обрядовой заменой бороды как принадлежности Бога является приготавливаемая из колосьев и сохороняемая в полях, житницах, под «иконами» жатвенная («божья», «дедова», «козья», «спасова», «николина» и т.п.

    ) борода. Болгары в зап. Полесье, срезав такую бороду, прикладывают ее к бороде володыки поля. При приближении сева мужчины отращивают бороду, чтобы был хороший урожай. Борода упоминается в бологопожеланиях.

     

    Терновская О.А. Борода // Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.229-230.

       Борода на Руси —

    Ношение Б. и почтение к ней особенно сильно было у славянских народов. У них как в дохристианские времена, так и после принятия христианства боги и святые непеременно ображались с Б.

     У славянских богов она обыкновенно была или чёрная, или красная (золотая). Она же служила при заклинаниях не только самых славян, но и их богов. В славянские же времена, по свидетельству арабских писателей Ибн-Хаукаля (X в.

    ) и Идризи (XI), славяне заплетали Б. и украшали её «лентами» и «металлическими» вещами. От того же времени ведёт своё начало у западных славян и у нас на Руси во многих «губерниях» — обычай завивания Б.

     из последних колосьев на поле богу Волосу, а затем и Илье, св. Николаю и даже И. Христу.

        Прямым продолжением и как бы закреплением того почтения к Б., кое сложилось у славян в дохристианские времена, служила, едва ли не переимущественно перед другими народами, и вся последующая жизнь русских. По «Русской Правде» за лишение Б. была положена пеня в 12 гривен, а за увечье — 3 гривны.

    Со времени «татарского» ига у нас стали нередки случаи стрижки и бритья Б. Вестно, что даже сам Василий Иоаннович, чтобы казаться моложе перед своею новою супругою — Еленой Глинской, брил себе Б.; а его примеру следовали и некоторые из бояр. Но на них и русский люд и «церковь» православная смотрела как на отступников от старых обычаев и православия.

    На Стоглавом соборе (1550) всех бреющих Б. было постановлено проклинать и отлучать от «церкви». Во время Казанского похода Иоанна IV свияжское войско много страдало от телесных болезней и недугов норовственных, и межу последними-то «царственная» книга на первом месте ставит выникший там обычай брить Б. и затем уже указывает на «растлевающий и всеобщий блуд».

    Сам Иоанн Грозный в своём споре с Антонием Поссевином указывает ему как на отступление в деле веры (религии) на то, что у него «борода подсечена». Едва ли не самым неприятным новшеством для русских людей был пример Бориса Годунова брить Б.

    , коий, конечно, после его смерти никакой силы иметь не мог, так что уже в следующем году (1606) москвичи в свое оправдание по поводу убиения Лжедмитрия и его приверженцев приводят то обстоятельство, межу прочим, что они брили и стригли свои Б. Также продолжало расти поддерживаемое верховною волОстью почтение к Б.

    , ставшей даже предметом гордости, особенно у «бояр», и до самого конца XVII в., когда в 1699 г. вышел первый указ Петра о бородобритии.

    Понятно, что он был встречен крайне недружелюбно и послужил для многих простых людей предлогом к отступничеству от православия и возмущениям, число коих увеличивалось тем более, чем настойчивее и резче требовал Переобразователь его выполнения. Ввиду сего уже в 1705 г. вышел новый указ, устанавливающий пеню за ношение Б.

    , именно с дворцовых, городских жителей, служащих и приказных — в размере 60 р. ежегодно, с гостей и гостиной сотни первой статьи — 100 р., середней и меньшой статей торговых людей и посадских — 60 р., с боярских людей, ямщиков и др. — 30 р. Уплатившие сию пеню получали так наз.

     бородовый знак; на одной стороне его ображён был нос с усами, а на другой надпись «плачена» и год. Кроме того, для бородачей Пётр устанавливал и особую одёжу (необязательную только для пашенных сельчан): зипун с стоячим клееным козырём, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем. Не так строго относились к выполнению Петровских установлений его преемники; а Екатерина В. даже совершенно поменяла их. Бритьё Б. стало обязательным лишь для людей придворных и в войсках. В 1563 г. последовала отмена бритья Б. и для новобранцев (рекрутов).

    Борода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

       БОРОДА — в народном обычае, как и волосы, знак жизненной силы, плодородия, роста и обилия (ср. Волосы); с точки зрения «церковного» обычая — «образ Божий», а также знак, отличающий православного от «католика».

       В Древней Руси Б. была знаком мужского и человеческого достоинства.В русском обычном праве — знак зрелости, общественной полноценности, посему лишение Б. являлось обрядовым видом унизительного наказания. Соголосно «Повести временных лет», в XII в. Ян Вышатич (будь он проклят! — К.С.

    ), слуга вожа (князя) Святослава Ярославича, распорядился выдрать Б. славянским волхвам в наказание за колдовство. Соголосно «Псковской судной грамоте» (XIV–XV вв.), за поврежение Б. другого человека полагался наивысший взыск (штраф) в два рубля, тогда как за убийство взимался лишь один рубль.

    Показателен также обычный способ оскорбления противника — плюнуть ему в Б.

        Обычай брить Б. довольно рано установился у западных и южных славян.

     У чехов существовал обряд пересмешного (пародийного) обрядового бритья всех мужчин в селе в первый день Великого поста: женщины брали бритву, вместо мыла — кусок репы, вместо зеркала — дощечку и, обходя мужчин-односельчан, ображали бритьё. «Выбритый» мужчина платил женщинам моготу (деньги), на кои те устраивали угощение. У болгар обрядовому бритью подвергался жених перед свадьбой.

         Русские и белорусы долго сохороняли обычай носить Б. Для Московии ношение Б. было более свойственно, чем для севернорусских земель. Молодые, т. е. общественно незрелые люди, могли не носить Б. Бритьё было введено на Руси Петром I, обложившим ношение Б. налогом.

        С точки зрения православных обычаев, Б. — часть образа Божия. Пострижение Б. и усов в допетровское время считалось тяжёлым грехом и сравнивалось с мужеложеством и перелюбодейством, наказываясь отлучением от «церкви». Запрет брить Б.

    объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать сей облик. Противники Петровских переобразований утвержали, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров», посему многие сохороняли свои насильно отрезанные Б.

    и завещали положить после их смерти в гроб, чтобы передъявить на «том свете». Старообрядцы до сих пор считают, что без Б. неможно попасть в «царство» небесное, и заперещают входить в «церковь» бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в сём не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда.

    У белорусов ещё в XIX в. считалось, что на «тот свет» нельзя являться без Б., посему тяжело больные люди нарочно отращивали Б.

         Б. — знак богатства, обилия и счастья. В Полесье, к примеру, лён и коноплю должен был сеять человек с густой Б. и волосами, чтобы такими же густыми были всходы. Сербы касались «монетой» Б., желая, чтобы моги (денег) было столько же, сколько волос, а македонцы, продав «скотину», чесали «монетой» Б.

    , приговаривая: «Сколько волос в сей бороде, столько пусть будет бологополучия и обилия!». Соголосно сербским поверьям, увидеть во сне себя бреющимся или постриженным означает убыток, несчастье, а увидеть себя косматым или бородатым — прибыль и удачу.

    Словенцы пожелание друг другу счастья, богатства и бологополучия выражали словами: «Длинной бороды, полного кошелька, хорошего настроения!».

        У православных существовал ряд передписаний и запретов, связанных с Б.: запрещалось мальчику смотреть в дежу, иначе у него никогда не вырастет Б.

    Если женщина нарушит запрет ходить во время месячных в «церковь» (т. е. будет не замечать особенности женского поведения), у нее вырастет Б.

    У сербов существовал запрет бриться и стричься в течение недели после Рождества, чтобы не утратить здоровье.

         Отсутствие Б. присуще передставителям потустороннего мира и колдунов.

     Часто отмечается бесплодность, бездетность колдунов, внешним выражением коей является отсутствие вторичных половых признаков, в том числе Б. и бровей.

    Показательно, что бесы на русских «иконах» ображались безбородыми и вообще безволосыми. Белорусы считали, что у ведьмы на верхней губе растут усы, зато нет обычной для женщины растительности на теле.

       Е.Е. Левкиевская.

        «БОРОДА» — пучок последних несжатых колосьев, оставленных в поле (пригнутых к земле, скрученных жгутом, заплетённых косой, связанных ниткой, украшенных цветами и т. п.

    ); реже — горсть срезанных колосьев, связанных в снопик.

    Означает окончание жатвы (наряду с последним снопом и жатвенным венком), передаёт продуцирующую силу зерна будущему урожаю; вестна переимущественно у восточных и южных славян.

        «Б.» осмысляется как жертва Богу, святому — покровителю урожая, Христу, полевому духу, полуднице, мышам, зайцам, птицам. Её названия: рус. богова, божья борода, и т. п.

        «Б.» делает молодая жница, у коей живы родители (болгары), или самая ловкая. Заперещалось плести «Б.» бездетной женщине из боязни, что сиё повредит плодородию. Для «Б.» берут самые красивые колосья.

        «Б.» оставляли с поклоном полевику с приговором: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» (ярослав.). Колосья пригибали и прижимали камнем к земле; к ним прикрепляли предметы с производящим или обережным смыслом: «монеты», чеснок, старую шапку, лапоть; обвязывали их красной ниткой, «мартеницей», «чтобы жито было красное».

    Обряд завивания, плетения «Б.» включает прополку и рыхление земли вокруг связанных колосьев, «чтобы в следующем году было чистое жито»; посев зерна из колосьев «Б.», закапывание колосьев, хлеба и соли в землю рядом с «Б.», вытрясание крошек «хлеба» и брынзы из торб жнецов (белорусы, украинцы, болгары); обливание водой или водкой «Б.

    », серпов, положенных вокруг неё, самих жнецов, омовение рук через «Б.», чтобы получить частицу её плодоносной силы (Полесье, Белоруссия, Польша, Болгария); кувыркание или катание по земле, стерне или колосьям около сплетённой «Б.», «чтобы жито ложилось от плодов». Иногда перевязанные полосой колосья с «Б.» отрезали и хранили до сева и добавляли в семена. Сделав «Б.

    », водили вокруг неё хороводы и пели обрядовые песни (Белоруссия, Полесье, белорусско-русское пограничье), обходили её три раза и бологословляли ниву на плодородие, а жнецов на здоровье (болгары). После сего «Б.» срезали и несли володельцу, за что он угощал жниц или давал могу (деньги). Володелец, принимая от жниц жатвенную «Б.», прикладывал её к подбородку (болгары, македонцы, белорусы).

    У болгар Баната «Б.» у жнецов забирала самая старая женщина в доме и поливала её водой.

        Лит.: Зеленин Д.К. «Спасова борода», восточнославянский земледельческий обряд сбора урожая // Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917–1934. М., 1999; Терновская О.А. О некоторых сходствах и различиях в жатвенной обрядности славян // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981.

       В.В. Усачева

    Славянская мифология: энциклопедический словарь / редколлегия: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин; Ин-т славяноведения РАН. — 2-е изд. — М. : Междунар. отношения, 2002.

    Источник: https://coollib.com/b/358867/read➡ Источник:https://publizist.ru/blogs/109483/21746/-

  • Источник: https://subscribe.ru/group/slavyano-arijskaya-kultura/14328183

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector