Почему у православных храмов позолоченные купола

30.11.2017

В преддверии большого праздника Введения Богородицы во Храм хотелось бы поговорить о центре нашей духовной жизни — о храме.

 Почему у православных храмов позолоченные купола
     Икона Введение во храм Пресвятой Богородицы

В воскресные дни и в дни церковных праздников, а у кого есть возможность и чаще, православные люди посещают храм. Здесь на Божественной литургии совершается великое Таинство причащения.

Здесь же мы исповедуемся, венчаемся, крестим детей, отпеваем усопших, соборуемся во время болезней. Храм является основой и центром нашей духовной жизни.

Неслучайно это место называют «Божиим домом», ведь оно наполнено удивительной благодатью, находясь здесь, человек духовно очищается и укрепляется.

Стоя в православном храме или находясь вблизи него, мы невольно восхищаемся красотой и величественностью таких сооружений. Но, наверное, не все знают, как устроен храм, а потому давайте побеседуем на эту интересную тему.

К слову, первый храм-палатку (скинию) соорудил пророк Моисей за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Таким образом, многое в обустройстве храма было дано свыше и основывается на многовековой традиции.

 Почему у православных храмов позолоченные купола
Скиния — походный храм у древних евреев 

Формы православных храмов.

По своей форме храмы бывают:

— в форме Корабля. Церковь, как Корабль, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном;

 Почему у православных храмов позолоченные купола
    Храм Святого Равноапостольного князя  Владимира в Сочи

— в форме Креста, так как Спаситель своей крестной жертвой открыл нам дверь в Жизнь Вечную;

 Почему у православных храмов позолоченные купола
  Храм Христа Спасителя в Москве

восьмиугольные символизируют Вифлеемскую Звезду.  Церковь, подобно путеводной звезде, ведет верующего;

 Почему у православных храмов позолоченные купола
  •  Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного)
  • в Москве

круглые (ротонда) – знак вечной Церкви;

 Почему у православных храмов позолоченные купола
  Церковь Рождества Богородицы в с. Подмоклово Московской области

четверик – в основе простой четырехугольник — символ полноты мира, собранного в Церкви.

 Почему у православных храмов позолоченные купола
  Церковь Покрова на Нерли

Также встречаются храмы смешанных типов.

Архитектурное устройство православного храма

Почему у православных храмов позолоченные купола

Итак, перед нашими глазами храм.  Какие архитектурные составляющие мы можем увидеть? Нужно сказать, что не все храмы имеют одинаковое устройство и не у всех есть те или иные элементы, тем не менее, расскажем обо всех по порядку.

Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, строится на некотором возвышении от земли, обычно к нему ведут ступени.

 Почему у православных храмов позолоченные купола
  1.     Вход в соборный храм святого благоверного 
  2. великого князя Игоря Черниговского и 
  3. Киевского в Переделкине

Над входом в храм, а иногда рядом с ним, строится колокольня или звонница, башня, на которой висят колокола.

Испокон веков благовестом, совершаемым одним большим колоколом, созывали верующих на молитву и сообщали о важных событиях.

Перезвоном (когда звонят поочередно в разные колокола, начиная от самого большого) и трезвоном (когда звонят во все колокола сразу) возвещают о праздниках.

 Почему у православных храмов позолоченные купола
Колокольня храма Софии Премудрости Божией в Москве    

Трапезная — часть храма, пристройка с западной стороны церкви, ранее служила местом проповеди, общественных собраний, а также местом, где братия принимала пищу. Сегодня обычно стоит в стороне от храма и находится в отдельном здании.

  • Куб — основной объем храма.
  • Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
  • Неф  — часть здания, ограниченная с одной или с обеих сторон рядом колонн или столбов.

Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный продольный выступ на поверхности стены. Часто выполняется в виде колонн.

  Неф и пилястры

Фронтон (фриз) — завершение фасада здания, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания. Обычно повторяет очертания расположенного за ней свода.

    Фронтон и закомара с барельефами святых

Апсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, в нем размещается алтарь.

  Апсида храма Трех Святителей в пос. Воскресенское г. Москвы

Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол. Барабан может быть глухим (без окон) и световым (с оконными проемами).

 

  1. Купол и барабан Исаакиевского собора
  2. в Санкт-Петербурге

Купол — церковная глава, символизирует небо, сверху на куполе ставится крест.

Купола бывают различными по форме. 

   

  • Шлемовидные (византийские) купола — символ 
  • духовной брани, которую ведет Церковь с силами
  •  зла и тьмы.
   

  1. Луковичные (русские) купола — символ 
  2. горящей свечи — обращение нашей души 
  3. к Богу.
  Граненый (зонтичный) купол
  Римский купол (свеча)
  • Также купола могут быть разного количества:
  • один купол знаменует единство Бога;
  • две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
  • три главы — в честь Святой Троицы;
  • пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов;
  • семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов;
  • девять глав — девять ангельских чинов;
  • тринадцать глав воплощают Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
  • Иногда строят и большее количество глав, например, тридцать три — по количеству земных лет Иисуса Христа.
      Храм Троицы Живоначальной в Останкино

Таковы основные виды и архитектурные элементы православного храма. В дальнейшем мы поговорим о внутреннем убранстве храма и его символике.

Источник: https://www.sofija.ru/blog/kakie-byvayut-khramy-i-kak-oni-ustroeny/

Золотые купола. Как БПЦ меняет памятники архитектуры Беларуси

Проблема архитектурного наследия и реставрации в нашей стране стоит крайне остро. Особенно это касается старых храмов, которые зачастую попадают в пользование Беларуской Православной Церкви. О том, как меняется их внешний облик читайте ниже.

Что происходит?

В Беларуси сохранилось большое количество старых храмов — бывших костелов, униятских церквей, построенных в 17-19 веках. Многие из них занесены в Список памятников архитектуры и охраняются государством.

Многие переданы беларуским государством в пользование Беларуской православной церкви с условием поддержания сохранности и, если нужно, проведения реставрационных работ.

Однако, как выяснилось, слово «реставрация» православными священиками понимается по-своему.

Реставрация подразумевает восстановление и сохранение максимально исторического вида здания.

Для выполнения работ по реставрации мастера исследуют множество источников, чтобы понять, как выглядел памятник в разные годы, какие техники строительства применялись в те времена, изучают структуру и организм самой постройки.

Однако на деле так называемая реставрация храмов больше похожа на самодеятельность священников, которые под видом сохранения зачастую разрушают исторический вид зданий, стараясь «подогнать» наши памятники под русскую православную эстетику.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Пример типичной храмовой архитектуры в России. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

Это выражается в массовом и бездумном насаждении архитектурных элементов, свойственных русскому сакральному дойлидству, например, кокошников, шатров, луковичных куполов.

Беларуские же храмы, построенные в стиле готики, классицизма барокко не терпят этих чуждых элементов, которые разрушают аутентичный облик памятников 16 — 19 веков.

Не говоря уже о том, что это верх безвкусицы и просто издевательство над архитектурным стилем.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Купола, встречающиеся в архитектуре ВКЛ отличаются от русских куполов-луковиц своей многоуровневостью, наличием граней и сложностью силуэта. Также диаметр такого купола не превышает диаметр основания, а вот «луковица», наоборот, очень выпуклая, объемная и имеет гладкие бока.

На следующих примерах мы наглядно объясним, как изменился внешний вид памятников беларуской архитектуры, после того, как их «реставрировала» БПЦ

Церковь Святых Бориса и Глеба

Место расположения: г. Новогрудок, Гродненская область

Первая церковь на этом месте была построена в 12 веке, а в 1314 году стала кафедральным Собором Литовской митрополии Константинопольского патриархата. Тогда православная церковь ВКЛ подчинялась напрямую Константинополю, а не Москве, как сейчас, а Новогрудок был центром православия на наших землях. Собор Бориса и Глеба стала главной святыней православных ВКЛ.

В 1517 году, после победы над московцами под Оршей, гетман Константин Острожский, горячо верующий православный, пожертвовал деньги на обновление новогрудской церкви, и в 16 веке храм был перестроен в готическом стиле.

Но еще через столетие собор снова подвергся перестройке — на этот раз приобрел черты стиля ренессанс и были достроены башни.

Теперь церковь могла служить для обороны во многочисленных войнах, которые бушевали на наших землях в 17  веке.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Церковь Бориса и Глеба в Новогрудке до перестройки ее властями Российской империи, рисунок 1858 года

Во времена Российской империи во второй половине 19 века власти реконструировали храм и попытались придать ему черты псевдорусского архитектурного направления, однако в 1920-тые годы, когда Западная Беларусь была в составе Польши, поляки вернули церкви аутентичный готическо-ренессансный вид.

В 2010 году новогрудскую церковь начала реставрировать БПЦ, и изменила оформление верха башен. Так на готическом строении появились кокошники,  граненые шатры и купола-луковицы.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Борисоглебская церковь в Новогрудке до 2010 года и после.

После реконструкции внешний вид церкви изменился. Теперь вместо простых конусов башни завершаются целой композицией из элементов псевдорусского стиля, что диссонирует с общим сдержанным готическим стилем строения.

Костел Найсвятейшего Сердца Иисуса

Место расположения: д. Малые Щитники, Брестский район, Брестская область

Костел был построен в 1742 году в стиле барокко. Простое в основании прямоугольное здание венчалось вальмовой крышей, а фасады украшены пилястрами. Центральным элементом лицевого фасада был фронтон с типичными для барокко «заломами».

После поражения восстания Калиновского власти Российской империи передали здание костела во владение русской православной церкви. В межвоенные годы Польской Республики храм вернулся в юрисдикцию католиков, но не надолго.

После 1939 года и присоединения Западной Беларуси к БССР, советские власти закрыли костел.

В 2000-ных годах БПЦ, в чье распоряжение поступил памятник архитектуры 18 века, начала реконструкцию храма. И вот что из этого получилось.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Костел в Малых Щитниках до и после реконструкции БПЦ

На крышу и фронтон поставили три типичные для московского православия «луковицы», поиздевавшись таким образом над барочной эстетикой.

Может, церковь покрова Богородицы (а именно так сейчас называется бывший костёл в М.

Щитниках) и стала после этого выглядеть более «православно», но искусствоведы, наверняка, плачут и рвут на себе волосы от такой безграмотности и насмешки над памятником архитектуры барокко.

Церковь Благовещения Богородицы

Место расположения: д. Малые Ляды, Смолевичский район, Минская область

Еще один факт надругательства над архитектурой мы можем увидеть в деревне Малые Ляды в Минской области. Тут располагается Благовещенская церковь и мужской монастырь. Строительство церкви в стиле барокко было окончено в 1794 году, и первоначально она принадлежала униятам.

Но после трех разделов Речи Посполитой и ликвидации униятской церкви власти Российской империи передали здание Московскому патриархату. В советское время церковь не действовала, а в 1994 году была передана во владение БПЦ.

Читайте также:  Владимир гиляровский: чем еще занимался самый известный московский репортер

В «нулевых» была проведена реконструкция, которая нарушила архитектурное единство здания.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Внешний вид Благовещенской церкви до и после вмешательства БПЦ

После реконструкции прямо над фигурным барочным фронтоном появился огромный золотой купол, увенчанный типичной московской «луковицей». Мало того, что исторически его никогда тут не было и сама архитектура здания его никак не подразумевает.

Да и, наверняка, даже неискушенный сторонний зритель в состоянии оценить, что этот купол абсолютно неуместен и смотрится дисгармонично.

Теперь уже сложно сказать, к какому стилю относить это здание, которое, между прочим, является охраняемым государством памятником архитектуры.

Костел Опеки Найсвятейшей Панны Марии

Место расположения: г. Витебск, Витебская область

Костел был построен из дерева в конце в 1760 году, а в 1814 году его перестроили из камня в стиле классицизм. Однако его первоначальный вид был изменен еще при Российской империи. После подавления восстания 1830-1831 годов костел ликвидировали, а здание передали в распоряжение православной церкви Московского патриархата.

Почему у православных храмов позолоченные купола

План и аутентичный вид костела Панны Марии в Витебске

В 1858-1862 годах бывший костел был перестроен под православную церковь.  Со временем на башнях появились купола-луковицы, а по центру между двумя башнями достроили дополнительный барабан и еще один купол (опять-таки луковичного типа) , которого раньше не было. Была изменена форма фронтона с треугольной, свойственной стилю классицизма, на округлую.

Почему у православных храмов позолоченные купола

На этом изображении мы видим, что у здания появился дополнительный барабан с куполом по центру, но луковичных куполов еще нет и фронтон сохраняет свой классический треугольный вид, 1860-тые годы

В советский период церковь не функционировала, а само здание сильно пострадало во время бомбежек в годы Второй Мировой. Только в 80-тые годы было решено восставить строение, и его передали Московскому патриархату. Реставрация закончилась в 1992 году, но храму так не был возвращен его изначальный, в стиле классицизма и без луковичных куполов, вид. Чуть позже «луковицы» еще и позолотили.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Современный вид бывшего костела уже мало чем напоминает стиль классицизм

Ко всему прочему в нишах на фасаде здания появились росписи, чего до этого никогда не было. Так витебский костел, пример беларуского классицизма, превратился в Покровскую церковь в неопределенном архитектурном стиле.

Костел Благовещения Найсвятейшей Панны Марии

Место расположения: г. Клецк, Клецкий район, Минская область

Костел архитектуры барокко был построен в 1684 году и является памятником 17 века. После трех разделов Речи Посполитой и подавления восстания 1830-1831 годов костел закрыли, а после восстания Калиновского здание передали РПЦ.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Близкий к аутентичному вид костела в Клецке

В советское время в костеле был спортзал, затем размещался филиал механического завода. В 1994 году, уже при суверенной Республике Беларусь, здание передали БПЦ Московского Патриархата. В 2008 году на крыше бывшего костела достроили позолоченный купол.

Реконструкция бывшего костела проходила постепенно. Сперва на крыше поставили одну золотую луковицу, но оформление башен еще пока не изменили, фото 2009 года

Но на этом реконструкция не закончилась, чуть позже на башнях поставили небольшие золотые «луковички», что фактически нарушало законодательство.

Сравните исторический и современный вид памятника

Сегодня в здании бывшего барочного костела располагается православная церковь Воскресения Христова. А нам остается только констатировать факт, что памятник архитектуры 17 века потерял свой исторический вид из-за самовольства священника БПЦ.

Кто виноват и что делать?

Теперь главный вопрос — почему так происходит, что памятники, формально охраняемые государством, подвергаются перестраиванию в нарушение не то что правил реставрации, но и здравого смысла.

Неужели БПЦ и ее священнослужители не понимают, что нельзя на старые готические здания лепить кокошники, а позолоченные луковицы ставить на костельные храмы в стиле барокко? Почему бездействует государство и не мешает уничтожать памятники архитектуры, превращая их в нелепые «новострои»?

По мнению специалистов в области архитектуры, истории и реставрации, основная проблема лежить в юридической плоскости. В Республике Беларусь после обретения независимости было отменено лицензирование реставрационной деятельности.

Это привело к тому, что реставрацией занимаются не узкие специалисты в сфере искусствоведения и истории, а простые строители и монтажники.

Таким образом реставрационная деятельность у нас не является отдельной сферой, а отнесена к строительной области.

Так выглядят реставрационные работы, кторые сейчас проходят в Гродно в Старом замке

Также отсутствуют органы государственного контроля за проведением работ на памятниках истории и архитектуры, а Кодекс о культуре не наделяет полномочиями ни Минкульт, ни Академию Наук остановить работы на памятнике в случае выявления нарушений.

Местные власти формально также не имеют такого права. В общем, фактически получается так, что, согласно законодательству, никто конкретно не несет ответственность за сохранность памятников истории и не имеет власти пресекать те или иные действия.

Еще одна важнейшая проблема реставрации в Беларуси заключается в отсутствии специалистов. Исследования в сфере реставрации не финансируются, поэтому теоретическая разработка проблемы очень слабая.

Система образования не готовит профессиональных реставраторов, а в стране отсутствует сообщество специалистов, которое могло бы давать экспертные оценки и профессиональное понимание тех или иных вопросов в области сохранения культурного наследия.

Похоже,  что слова «прычыненне шкоды караецца па закону» часто остаются только словами

Если говорить кратко, то похоже, что у государства нет ни денег, ни желания заниматься культурным наследием. Государственный список историко-культурных ценностей постоянно сокращается, так как такие объекты требуют особых условий эксплуатации и работ по их сохранению и поддержанию.

Также наличие историко-культурных ценностей зачастую «мешает» строительству новых объектов.  Власти во многом заинтересованы в передаче старых зданий на баланс негосударственных структур. Например, отдать старый храм Беларуской православной церкви и обязать ее поддерживать целостность памятника.

При этом не существует никаких инспекционных комиссий, которые следили бы за сохранением аутентичного облика здания.

Гражданское общество своими силыми пытается остановить разрушение беларуского культурного наследия.

Тема реставрации старых объектов постоянно подымается в СМИ, направляются запросы в прокуратуру на факт нарушения статьи 344 УК РБ (умышленное уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности).

Однако Прокуратура обычно пытается скинуть ответственность на Минкульт, Минкульт — на местное РОВД и так далее. По факту чиновники абстрагируются от решения проблемы и ограничиваются выписыванием протоколов на местных священников, которые руководят «реставрацией».

Мы надеемся, что общество, БПЦ и чиновники найдут всё-таки способ, чтобы убрать пробелы в законодательстве и исправить исторические ошибки горе-реконструкторов.

Автор — Виктория Пальчис

Источник: https://1863x.com/anti-restoration/

Золотые купола. Как Россия потянулась к церкви и зачем это нужно власти

Сколько в России православных? Ответить на этот вопрос сложнее, чем может показаться. С одной стороны, к этой конфессии относят себя 75% россиян – эту цифру не так давно с гордостью привел патриарх Кирилл.

С другой – лишь 4% опрошенных ВЦИОМ заявили, что регулярно исполняют религиозные обряды, 28% сказали, что делают это «эпизодически».

При этом социологи считают, что Россия – одна из немногих стран Европы, где в последние годы наметилась десекуляризация – проникновение элементов религии в общественную жизнь. Возникло явление, которое называют «новым благочестием». Что это такое?

Социоантрополог Тобиас Кельнер из университета Виттен-Хердеке в Германии изучал взаимодействие Православной церкви и политики в России, несколько лет посвятив полевым исследованиям во Владимирской области и Петербурге. Он считает, что десекуляризация в современной России вызвана двумя факторами: попыткой власти использовать религию для своей легитимации и консервативным запросом масс на «новое благочестие».

Результатом поездок Кельнера в Россию стал сборник статей «Православная религия и политика в современной Восточной Европе: о множественном секуляризме и запутанности», вышедший под его редакцией в университете Астона в Великобритании. Радио Свобода побеседовало с Тобиасом Кельнером.

– Почему вас заинтересовала тема взаимодействия религии и политики, веры и власти?

– До этого я провел в России другое исследование: заинтересовался взаимодействием предпринимательства и православия.

Я заметил, что некоторые предприниматели жертвовали деньги, например, на строительство церквей или памятников и таким образом решали проблемы с местной властью.

За счет религии они завязывали новые контакты, использовали церковные дела для того, чтобы делать политику или реализовывать свои интересы, так или иначе имевшие политический характер.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Троице-Сергиева лавра, один из центров православия в России

– Где вы сталкивались с этим?

– Я провел исследование во Владимире и Владимирской области, целый год там работал и жил, и в Санкт-Петербурге. Там у меня была ассистентка, она мне помогала.

– Каким образом и насколько российский бизнес становится «православным»? Имеет это отношение к религии или это, скорее, идеология?

– И то, и другое. Корень всего этого – религия. Бывают моменты, когда человека одолевают трудности. Он стремится себе объяснить, почему это случилось с ним. Священник объясняет причины проблем очень простым способом: значит, человек сделал что-то не так.

Духовник спрашивает: может быть, ты был в прошлом не совсем честен? И таким образом связывает беды человека с его индивидуальной историей. Есть у меня такой пример. Один предприниматель попал в аварию и получил перелом позвоночника. Он обратился к батюшке, и тот напомнил ему, что в прошлом этот бизнесмен торговал иконами, а это с церковной точки зрения запрещено.

Предприниматель принял объяснение, перестал этим заниматься и стал более религиозным, воцерковленным человеком, начал жертвовать на церковь. Но меня больше интересовал политический момент, когда администрация города говорит, например: нам нужен такой-то памятник, или хотелось бы построить новый храм. Кто это оплатит? У предпринимателей, конечно, деньги есть.

Если они в этих проектах не хотят участвовать, власти могут оказать на них давление, например, посылают разные инспекции. И бизнесмены начинают этим заниматься, чтобы избежать подобных проблем.

И нынешняя власть, и церковь консервативны

– Как осуществляется эта трехсторонняя взаимосвязь: церковь – власть – бизнес?

– Власти и церковь – главные акторы в этом треугольнике, а предприниматели – своего рода прокладки, они играют с обеими сторонами. Они слабее, чем церковь или администрация города, например.

– Бизнес между властью и церковью? Для чего? Эти двое не могут общаться напрямую?

– Такое тоже возможно, но, тем не менее, если в деле участвуют предприниматели, значит, там появляются солидные финансовые ресурсы. У многих таких бизнесменов возникают тесные контакты со священниками, с тем или иным конкретным батюшкой. Они жертвуют деньги на церковь и попадают внутрь системы. Поэтому они легко обеспечивают связь между властью и церковью.

– Теперь мы подходим к вашему новому исследованию о взаимодействии непосредственно власти и церкви. Для чего они друг другу нужны?

Читайте также:  Где именно в россии мог родиться чингисхан: мнение историков

– Во-первых, идеологическая связь: и нынешняя власть, и церковь консервативны. Во-вторых, те и другие сформировали новую элиту российского общества. А это значит, что они взаимосвязаны, их представители достаточно часто встречаются, обсуждают какие-то проблемы, так что в этом есть человеческий момент.

– Вы пишете, что они встречаются по иерархии, соответственно своему рангу. Кто с кем?

– Встречи происходят на одном уровне. Например, губернатор решает проблемы с местным митрополитом или архиепископом, патриарх, конечно, с президентом, на местном уровне люди из монастырей контактируют с администрацией города.

Возможность связать местный уровень и, скажем, региональный и федеральный есть. Это опять же нередко делают предприниматели.

Если они жертвуют достаточно большую сумму на какое-то локальное церковное событие, можно повысить его уровень до регионального или даже федерального.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Заседание «Клуба Петра и Февронии» в московской церкви Успения

– Вы отмечаете, что противоречия между верой и идеологическими потребностями власти очень хорошо видны в истории с пропагандируемым в последние годы праздником в честь святых Петра и Февронии.

– Идеологическая база здесь – вопрос о рождаемости в России. Она низка, это очевидно, поэтому тема семьи достаточно важна для властей. Кроме того, речь идет о нравственности, и тут власть и церковь сходятся в консервативной концепции «традиционных нравственных ценностей». С помощью таких праздников они вместе пытаются создать что-то новое, и именно в консервативном ключе.

– Петр и Феврония – это же муромские святые, из-под Владимира?

– Да, а я изучал религию во Владимире уже с 2006 года и видел, как их культ становится более важным и развитым в последние годы. Я побывал в Муроме, разговаривал с людьми из администрации, из Владимирской епархии, которые занимались этим действом – организацией «праздника семьи, любви и верности».

Есть День святого Валентина, который отмечают в Западной Европе и в США, но это шло с Запада и, значит, россиянам, по мнению властей, не подходило. Они старались сделать что-то свое, изучали, искали, и вот был найден такой русский праздник.

В принципе в качестве сугубо религиозного праздника он отмечается уже давно.

Этот праздник теперь уже имеет политический контекст

Но Светлана Медведева, жена Дмитрия Медведева, сейчас возглавляет комитет по всем делам, связанным с этим праздником, который теперь уже имеет политический контекст.

Проводится большой фестиваль, совсем не христианский по характеру, в нем участвуют такие люди, как, например, Дима Билан, совершенно светский человек. Всё это мало связано с православием. У молодых людей стало очень модно ездить в Муром, где они стараются в этот день пожениться.

Но это время поста, и церковное венчание невозможно. И именно поэтому появился дополнительный праздник, не в июле, а в сентябре (в 2012 году Священный синод Русской православной церкви установил второе празднование в память о перенесении мощей Петра и Февронии в 1992 году. – РС). Мало кто о нем не знает.

Все это достаточно искусственно, и люди не очень хорошо об этом отзываются. Они специально едут в Муром, и там узнают, что, оказывается, венчание невозможно.

– По вашим наблюдениям, российский ландшафт наполняется религиозными символами, которые не несут непосредственно религиозной задачи. Как они используются?

– Если это церковь, религиозный памятник, то религиозный смысл тут очевиден. Но кроме того, это попытка создать «настоящий русский ландшафт». Допустим, раньше на каком-то месте был памятник Ленину, красная звезда. А сейчас это золотые купола и так далее.

Это «новая Россия», такой взгляд на нее: русский ландшафт, каким он должен быть. Это попытка светский ландшафт сделать более «православным».

Квазиправославным, потому что там есть, конечно, религиозный компонент, но это попытка смешать все, что есть в наличии: русскую историю, религию, культуру и архитектуру. Вот такие золотые купола.

Почему у православных храмов позолоченные купола

Владимир Путин, Светлана и Дмитрий Медведевы на пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя в Москве, 7 апреля 2018 года

– А что первично: религиозный мотив или идеологический, исходящий от секулярной власти?

– Мне кажется, что идеологический. Не так важно, как люди обращаются к этим символам, важно, чтобы было понятно, что это настоящий русский символ. Россия – пример того, как десекуляризация набирает силу. Сейчас появилось толкование православия как признака этнической принадлежности: я русский, значит, я православный. Вера не важна, практика не важна.

Очень много людей, которые плохо знают, что надо делать в церкви, как все связано, что все это значит. Они действительно не воцерковленные, редко бывают в церкви, поэтому я не уверен, что этот процесс можно считать десекуляризацией в полном смысле слова. Хотя внешние признаки налицо. Вот один пример. Батюшка Антоний – священник православной церкви из города Боголюбова.

Там родители учеников выбрали [в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики»] светскую этику, но священник обратился к директору школы и сказал, что раз таков выбор родителей, значит, так тому и быть, однако у города есть история, и она связана с местным монастырем. Поэтому монастырь нужно посещать, и это не религиозный момент, а исторический.

Такова практика, это не спускается сверху.

– Такие дискретные низовые процессы?

– Да, отец Антоний сказал директору, что Боголюбово – популярный город, один из символов России, в том числе и в религиозном смысле, и поэтому очень важно, чтобы ученики знали о религии и посещали монастырь.

Бывает, что на таких «исторических» экскурсиях священники в монастыре молятся вместе с учениками. У другого батюшки, отца Владимира, был знакомый в МЧС.

В 2014 году они устроили в школе праздник: к столетию начала Первой мировой войны поставили спектакль «День милосердия, или Милосердная сестра». Там была и религия, и военная подготовка, два в одном.

Отец Владимир решил, что это нужно делать именно в рамках предмета «Православная религия», что он включает в себя и патриотическое воспитание. Он пригласил людей из МЧС, и 10-летние школьники надели противогазы и ползали по-пластунски, как в армии.

– Можно сказать, что происходит легитимация власти с помощью религии?

– Конечно, такие попытки есть. Но всё же картина сложнее. Легитимация власти и религия тесно связаны, однако иногда присутствует и конфликт с властью.

Есть вещи непредсказуемые, например, возмущение народа при передаче Исаакиевского собора церкви или недоразумение с Днем семьи. Люди в России сейчас повсеместно и постоянно сталкиваются с религией.

Не так существенно, ходит ли человек в церковь каждый день. Русская идентичность строится на религиозной базе.

– И успешно строится?

– Мне кажется, да. Если мы посмотрим на Москву или Санкт-Петербург, там есть разные тенденции, но в малых городах это происходит успешно.

– Что будет после Путина? Эти тенденции как-то изменятся?

В российском обществе следует ожидать крена вправо, и церковь будет играть в этом решающую роль

– Церковь и власть сейчас тесно связаны, и мне кажется, что эта связь останется и после ухода Путина. Он успешно использовал консервативный тренд. Я думаю, этот тренд сохранится и приобретет еще большее значение.

Путин по-прежнему обладает популярностью и правит очень давно, а следующий президент, кто бы он ни был, начнет с нуля. Он неизбежно почувствует давление со стороны церкви, со стороны националистически настроенных слоев, фундаменталистов.

Ему будет трудно этому давлению противостоять. Сейчас, возможно, кажется, что Путин использует церковь в своих интересах. Будущему президенту это делать будет труднее.

Я предполагаю, что в российском обществе следует ожидать крена вправо, и политика станет еще более националистической. Я также думаю, что православная церковь будет играть в этом решающую роль.

Картина, которую описывают многие политологи и согласно которой Путин диктует в России всё, далеко не всегда подтверждается на местном уровне.

Конечно, есть импульс, который идет сверху и приводит в движение какие-то силы, но также важно, что на местном уровне расставляются собственные акценты, активируются локальные связи и господствует собственное понимание политики. То, что сверху приходит в качестве инициативы, зачастую не реализуется в полном объеме.

А кроме того, общие установки задаются достаточно рыхлые. Что такое патриотизм? Это понятие можно наполнить чем угодно, от гражданского активизма до военных парадов. Люди подхватывают идею, но встраивают в нее собственное понимание и приспосабливают ее к своим потребностям.

Кто-то внедряет в школы преподавание религии, кто-то приглашает казаков, кто-то отправляется в монастырь и молится, кто-то занимается военной подготовкой со школьниками, – говорит исследователь православия в России, немецкий социоантрополог Тобиас Кельнер.

Источник: https://www.svoboda.org/a/29802279.html

Зачем Церкви "золотые купола"?

Статьи — ОСНОВЫ ВЕРЫ

Одну из самых скандальных тем современности можно выразить двумя словами, объединенными союзом: Церковь и деньги. Страшилки о том, как церковники, угрожая вечными муками, выманивают у стариков последние копейки, давно уже будоражат интеллигенцию. Почему же верующие, не затевая «великой православной революции», продолжают нести в храм деньги?

Почему у православных храмов позолоченные куполаПо поводу любой ситуации существует несколько разных точек зрения. Всегда есть взгляд снаружи и изнутри, которые чаще всего не совпадают. То, что люди, не разбирающиеся в истории и традициях Церкви, считают торговлей и отмыванием средств, на самом деле является даром Богу, Ему принадлежащим.

О жертвах, приносимых Творцу, речь идет еще в книге Бытия. Авель обрел благоволение в очах Господа, принеся Ему первые плоды своих трудов. Это — благодарность и почтение к Создателю.

Понимание, что человек может трудиться не покладая рук, пахать, сеять, пасти скот, — но если Господь не пошлет дождь, не оградит животных от мора, ибо все в Его власти, не видать человеку ни богатого урожая, ни здорового скота. Поэтому первые плоды несли люди Богу, чтобы этой жертвой отблагодарить Его за помощь.

В этом жесте есть что-то трогательно детское. Как когда ребенок, нарисовав купленными мамой карандашами картинку, дарит ее маме на день рождения. Это не его карандаши, это не его бумага, но он любит маму и хочет ее порадовать.

В этих действиях нет ни намека на подкуп (вот, я подарю маме картинку, так она мне вообще краски купит!), ни желания как-то оправдать трату денег (если я заброшу карандаши и не буду рисовать, то мама не подарит мне велосипед). В этих действиях есть только взаимная любовь родителя и ребенка и радость.

Именно эти взаимная любовь и радость являются в идеале целью жертвоприношения Богу. Ему не нужны ни откупы, ни взятки.

Читайте также:  «сварганить»: что у русских означает это слово на самом деле

Многократно взывали пророки к народу Израиля: «Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притч 15:8), «жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс 50:18-19), «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!» (Ис 1:11, 13). Пророки учат свой народ не тешить себя надеждой, что жертвоприношением можно откупиться или заручиться поддержкой Всевышнего.

Тем не менее, жертва нужна. Она нужна не Творцу, Ему и так принадлежит весь мир. Принесение даров Господу учит человеческое сердце благодарности, смирению. Оно нужно самому человеку, чтобы не закоснеть в самости и гордыне. Поэтому так много внимания уделялось в Ветхом Завете жертвоприношениям.

В законе, записанном еще пророком Моисеем, определен даже размер той жертвы, которую верующий должен приносить Богу: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев 27:30).

История кровавых жертвоприношений завершается с пришествием Иисуса Христа. Он Сам приносит Себя в жертву за людские грехи — и эта кровь становится последней жертвенной кровью. Довольно было заколото голубей и ягнят.

«Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу», — пишет в послании к христианам апостол Петр (1 Петр 2:5).

«Один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв» — вот новая заповедь о жертвоприношении (Мк 12:32-33).

Литургия стала новым богослужением, богослужением с таинством бескровной жертвы.

Но сердце человеческое по-прежнему жаждало разделить с Господом радость успеха в делах, поблагодарить за помощь. И люди с готовностью отзывались на просьбы священнослужителей о нуждах Церкви.

Для проведения богослужений нужно было не так уж много: свечи, чтобы освещать помещение, ладан для каждения, хлеб и вино — для таинства Евхаристии. Крестьяне, посещавшие храм каждую неделю, не были богатыми людьми. Но виноград, пшеницу и воск — плоды своих трудов — они могли принести в дар Богу.

Крестьянин, как и древние евреи в свое время, понимал: он трудился в поле, он работал в винограднике, он заботился о пчелах. Однако дождь и ведро, ветер и тишь посылал Господь. Значит, богатым урожаем и пропитанием на зиму человек по-прежнему обязан не только себе, но и Богу.

Поэтому испеченные просфоры и домашнее вино крестьянин нес в дом Божий для принесения бескровной жертвы во время литургии.

Время не стоит на месте, реалии меняются. В современном мире контингент прихожан составляют горожане, люди, чьи профессии разнообразны и не связаны с земледелием.

Но какой бы ни была работа, успех или неудачи всегда зависят не только от самого человека. Осознавая это, верующие приходят в храм — с просьбами или благодарностью — и тоже хотят принести Господу частицу своих трудов.

Пусть это будет не воск, а деньги за свечу, не смола для ладана, а оплата поминальных записок.

Храмы уже давно не освещаются свечами, но для обеспечения электричеством и отоплением нужны средства. В дореволюционной России их выделяло государство. Сейчас эти нужды оплачиваются исключительно за счёт пожертвований.

В некоторых западных странах, в основном католических, Церковь владеет определёнными землями, получая ежегодные доходы. В ряде стран — прежде всего, в Германии и государствах Скандинавии — есть церковный налог, равный, строго по ветхозаветной заповеди, десяти процентам.

В России эти варианты представляются чем-то из разряда фантастики. Жертвы прихожан — на свечи, записки, церковную продукцию и некоторые таинства — единственный источник доходов православной Церкви. Деньги идут на реставрацию храмов, на строительство новых церквей, на миссионерские проекты и благотворительность.

Конечно, взгляд со стороны замечает в жизни Церкви много отрицательных черт. Их не может не быть. Церковь — это собрание верующих, живых людей, а не сонм ангелов. Там, где есть деньги, всегда рождаются связанные с ними проблемы.

Часто Церковь укоряют в том, что свечные лавки располагаются внутри храмов, а Иисус торгующих из храма изгонял. Укоряющие не знают, что расположение свечных ящиков в храме также имеет свою историю. В советское время храму едва удавалось отвоевать помещение самой церкви.

Мечтать об отдельном домике с церковной продукцией не приходилось. Сейчас многие храмы обустраивают себе такие домики. Во многих же церквях лавок как таковых нет совсем. Есть свечной ящик, а рядом — ящик для пожертвований. Сколько можешь, столько опусти.

Никто не будет дышать в затылок, глядя, монету или купюру какого достоинства ты положил вовнутрь.

Никто не заставляет прихожан покупать свечи или писать записки. Сложно себе представить и ситуацию, когда священник откажет своему духовному чаду, доброму христианину, бесплатно обвенчать его с возлюбленной или покрестить его ребёнка.

Цены на «услуги» по-настоящему востребованы не у воцерковлённых прихожан, а у «захожан».

Определять же на глаз, кто из людей в храме всем сердцем переживает глубину христианства, а кто просто забежал поставить свечку, не стоит ни женщинам у свечных ящиков, ни остальным присутствующим.

Христианин приходит в храм, прежде всего, молиться. Но если вы увидите в его руках деньги, не отбирайте их у него, громко цитируя Библию: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва!» (Притч 21:3). Может быть, этот человек просто расслышал в своей душе отголосок детской радости об Отце и хочет ее с Ним разделить.

Юлия Гайдыдей

Почему же на храмах используются золотые купола?    В давние времена (еще до монгольского нашествия) кровельное железо делать умели, анодировать, хромировать и т.д. т.е. защищать железо от коррозии не умели. А золото как известно не окисляется.

Поэтому искусные российские мастера покрывали железо тончайшим слоем золота, чтобы купола не ржавели. Процедура это была дорогая.

Поэтому в большинстве случаев делали покрытие не из позолоченного железа, а из осинового лемеха (аналог европейской керамической черепицы) Осина то же не гниет и стоит долго. Но нет той нарядности и праздничности. Теперь покрытие куполов золотом — это уже дань традиции.

Однако и здесь находят себе место новые технологии. Купола Храма Христа Спасителя после реставрации не позолочены, а покрыты нитридом титана все с той же целью, увеличить срок службы купола.

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1131730

Золотые купола. Языческие истоки православия

?

Category: Если искать ключевую особенность в архитектуре русских православных храмов, то первое, что бросается в глаза — это форма куполов.

Греческий православный храм 12 апостолов в Капернауме

Неоднократно ловил себя на мысли, что где-то я уже видел такую форму. Было бы странно, если форма купола (ставшая канонической) была некогда «списана» с лука (растения). Форма русского шелома скорей всего несёт ту же идею, что и форма купола храма, нежели является его прообразом. Шелом русского воина до второй половины XVI века Тогда что же?…

фрагмент мозаики №1: «Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке…».

фрагмент мозаики №2:«R1a — Y-хромосомная гаплогруппа, распространённая в Восточной Европе, Средней и Южной Азии… Наибольшее распространение имеет… среди лужичан (63 %), поляков (ок.

56 %), белорусов (52 %), украинцев (ок. 48 %), русских (47%)… в Иране (25 %). У брахманов индийских штатов Западная Бенгалия и Уттар-Прадеш данная гаплогруппа встречается с частотой 72 % и 67 % соответственно.

«.

фрагмент мозаики №3: «Считается, что многие принципы современных авраамических религий, а также северного буддизма могли быть заимствованы из зороастризма. Прежде всего это касается концепции свободы воли и личной ответственности, образов рая и ада и эсхатологии.».

фрагмент мозаики №4: «Особую роль играет «живой огонь» в многочисленных ритуалах, обряды сожжения, возжигания костра и обряды вызывания дождя (пеперуда, додола у южных славян), культ колодцев и т. п. Огонь и вода соединяются в образах Перуна, Купалы, огненной реки и др.».

фрагмент мозаики №5:  «В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий и даже тысячелетий.».

фрагмент мозаики №6: «В сложных мифологических системах классовых обществ мифологизируется и олицетворяется обычно сам огонь, который становится объектом чисто религиозного отношения; окружающие же его персонажи — это просто люди, поклоняющиеся огню.

Так, в ведийской мифологии Агни («огонь») — один из великих богов (хотя в «Ригведе» обращение к нему молящегося как к живому существу, богу, ничуть не мешает описанию священного огня как простого материального пламени).

В древнеиранской маздеистской (зороастрийской) религии огонь выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, арты. Некоторые мифологи связывали с огнём образ Локи в германо-скандинавской мифологии и образ древнеславянского бога Сварожича.».

фрагмент мозаики №7: «Все кумранисты отмечают, что в рукописях Мертвого моря присутствует иранская лексика, а мировоззрение ессеев очень сильно во многих главных моментах перекликается с зороастризмом, точнее именно с эзотерической сердцевиной зороастризма, с зерванизмом, не доходя, правда, до его сокровенных глубин.

Сходство касается прежде всего противопоставления Добра (Света) и зла (тьмы) в рамках безусловного монотеизма и предоставления человеку на протяжении всей его жизни (не только изначально) выбора между путем Света и путем тьмы, свободного выбора.

Все это совершенно чуждо Ветхому Завету с его изначальным грехом, десятью заповедями и классическим монотеизмом грозного Яхве, тем более это чуждо Торе с ее скрупулезными предписаниями каждодневной жизни.».

Странно, что мне никогда не приходило в голову сравнить форму купола и пламени свечи.В таком случае логична и позолота на куполах, и свечи внутри храма, и кресты на вершинах куполов (символизм креста очень ёмок, но ещё со времён неолита крест, как знак, обозначал часто именно огонь, земной или небесный — Солнце. Аналогичный образ — флюгер в виде петуха, или конёк кровли избы с головой коня, которые также являются зооморфными символами огня).см. также:

Языческие истоки православияДа светится имя Твое…

Источник: https://roouh.livejournal.com/43880.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector