Почему в исламе принято делать омовения до и после еды

Почему в исламе принято делать омовения до и после еды

Поведение во время приема пищи

Многие мусульмане зачастую мало знают, как правильно вести себя за столом в соответствии с Исламом. Ниже мы попытались раскрыть тему, как вести себя в соответствии с Сунной до, во время и после приема пищи.

وسنة الأكل البسملة أوله و الحمدلة آخره، و غسل اليدين قبله و بعده ، و يبدأ بالشباب قبله و بالشيوخ بعده. ملتقي.

(Является сунной перед началом приема пищи сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим», — а в конце сказать: «Альхамдулиллях», — и мыть руки перед едой и после [приема пищи].

Перед едой сначала вымыть руки следует молодым (например, при собрании людей как молодого, так и пожилого возраста, когда место для мытья рук только одно), а после еды — старых людей следует пропустить вперед).

Из книги «Ад-Дурруль-Мухтар», «Аль-Хазр уаль Ибаха», стр. 490)

  • Ибн Абидин говорит:
  • — Если человек перед едой забыл сказать «Бисмиллях», то путь он скажет «Бисмилляхи аля Аввалихи уа Ахырихи» («Ихтияр»).
  • При произнесении «Бисмиллях» возвышай голос, чтобы ты напомнил рядом сидящим, а когда ты завершил прием пищи, не произноси громко «Альхамдулиллях», пока все не закончили есть («Татархания»).
  • «Бисмиллях» говорится, когда еда является дозволенной, а «Альхамдулиллях» в конце приема пищи можно сказать в любом случае («Кунья»).

Перед едой моют руки для того, чтобы отдалить бедность. Руки не вытирают, чтобы остался виден след мытья. А после еды моют руки для отдаления слабоумия, при этом они вытираются, чтобы не оставалось следов пищи.

В «Асаре» передается, что это «баракят» пищи. Споласкивать рот перед приемом пищи не является сунной, но для того, кто находится в состоянии «джунуб» (большое осквернение), не сполоснуть рот перед едой является «макрухом»; исключение — женщина в состоянии «хайд» (менструации), для нее это «макрухом» не будет («Ад-Дурруль-Мунтака»).

В дополнении Ибн Абидин сказал:

— Является макрухом ставить солонку на хлеб (лепешку) и вытирать руки или нож о хлеб. Не запрещено (но лучше этого не делать) есть, опираясь (на что-либо) или не покрывая голову, [все это] по избранному мнению.

Является «исрафом» (расточительством) есть середину лепешки (хлеба), оставляя, то, что вокруг, а также есть пышную часть лепешки и оставлять тонкую часть посередине. Исключение составляет случай, когда есть люди, которые будут употреблять в пищу другую часть. Исрафом также является выбирать лепешку из нескольких штук, кроме случая, когда другие люди будут есть остальное.

Из уважения к хлебу, когда он уже есть (на столе), не стоит ждать приправу, оставлять то, что выпало из рук. Надо поднять [упавший кусок], очистить его и съесть.

Сунной является есть то, что находится ближе к тебе, а не то, что располагается посередине (стола), потому что баракят нисходит на еду, которая находится посередине (и если начать с середины, то баракят уйдет).

Также является сунной брать пищу из одного места, за исключением различных фруктов (т.е это не нежелательно), и на все, что мы привели выше, есть подтверждение в «Асарах».

Во время приема пищи (является мустахабом) сидеть на левой ноге, приподняв колено правой. Кроме того не надо есть горячую пищу и нюхать ее. От Абу Юсуфа есть риваят, что дуть на еду без звука не является макрухом, однако со звуком макрух (нежелательно).

  1. Молчать при приеме пищи является макрухом, потому что в этом есть уподобление маджусам (огнепоклонникам), а (за едой) следует разговаривать о благом.
  2. Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:
  3. من أكل من قصعة ثم لحسها تقول له القصعة أعتقك الله من النار كما أعتقتني من الشيطان
  4. «Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана»; а в риваяте от имама Ахмада говорится «Тарелка будет просить для него прощения».
  5. Также является желательным начинать и заканчивать прием пищи солью, так как в этом есть излечение от семидесяти болезней.
  6. И пусть, очистив тарелку (от остатков пищи), мусульманин оближет пальцы (это приветствуется) перед вытиранием рук полотенцем (салфеткой) («Ад-Дуруль-Мунтака», «Баззазия»).
  7. و الله أعلم بالصواب
  8. Islam-today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Источник: http://islam-today.ru/obsestvo/raznoe/povedenie_vo_vremya_priema_pishhi_/

Как совершается трапеза в исламе: порядок и особенности

Как известно, ислам — это не столько религиозное учение, сколько образ жизни, охватывающий многие социально-бытовые, экономические и даже политические аспекты жизнедеятельности человека. Одним из примеров такого регулирования может служить даже обыденный, на первый взгляд, процесс приёма пищи.

Когда верующий приступает к какому-нибудь делу, он начинает его с именем Аллаха. Касается это и подготовки к трапезе. Каждому мусульманину перед едой следует произнести фразу:

«БисмиЛлях ир-Рахман ир-Рахим» «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»

или же молитву-дуа (на любом языке, не обязательно на арабском): «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада».

О важности произнесения имени нашего Создателя перед едой упоминается в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.

): «Когда раб Всевышнего входит в своё жилище и поминает Его, переступая порог, а также во время еды, шайтан предупреждает своих приспешников: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же человек вошёл (в дом), не помянув своего Творца при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если в семье не поминают Господа миров и во время еды, (шайтан) радует своих приспешников: «Вы получили и приют, и ужин» (приводится Муслимом, Абу Даудом, Ибн Маджей).

Завершив трапезу, желательно сказать: «Благодарю Аллаха, который послал нам пищу, питьё и сделал нас мусульманами». В исламе важное место занимает чистота и личная гигиена. Этот принцип соблюдается и в еде.

Как до, так и после еды обязательно помойте руки, а после того, как вы встали из-за стола, желательным (сунной) является ещё и полоскание рта простой водой. В хадисе Пророка Мухаммада (с.г.в.

) говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытьё рук до и после приёма пищи» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Согласно мусульманским традициям, хозяин первым начинает трапезу и заканчивает её последним. Т.е. как только хозяин перестал есть, гостям желательно последовать его примеру.

Мусульмане притрагиваются к еде и напиткам исключительно правой рукой, как того требует этика по Шариату. Посланник Аллаха (с.г.в.) по этому вопросу сказал: «Вы ешьте и пейте правой рукой, берите и отдавайте тоже правой. Поистине, шайтан ест, пьёт, берёт и отдаёт только левой рукой» (хадис передал Ибн Маджа).

Почему в исламе принято делать омовения до и после еды

Запрещается заглатывать воду залпом – следует пить её небольшими глотками, особенно, если она прохладная. В целях общей гигиены и соблюдения приличия возбраняется пить из горлышка бутылки или кувшина. У многих народов принято пить горячий чай или кофе, подув на него немного, чтобы тот остыл. В исламе рекомендуется подождать, пока он остынет, а потом уже приступать к трапезе.

Не следует оставлять еду недоеденной. Во-первых, это будет считаться исрафом (расточительством). Мусульманину следует наложить на тарелку столько, сколько он сможет съесть. Если человек чувствует, что не голоден, лучше отказаться от приёма пищи.

«Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно нескольких кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину. Если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (хадис передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи).

Совместный обед или ужин с семьёй либо друзьями является более предпочтительным, чем сидеть за столом одному. В хадисах Пророка (с.г.в.) по этому поводу говорится: «Не принимайте пищу раздельно, ешьте вместе», «В совместном питании – для вас благодать» (Абу Дауд, ибн Маджа). При этом гостям желательно приходить на застолье с каким-нибудь угощением — например, десертом.

А в хадисе, переданном Анасом (р.а.), приводится ещё одна сунна: «Пророк (с.г.в.) повелел нам есть то, что на блюде, до конца, и очистить тарелку. Он говорил: «Вы не знаете, какой кусок, какая часть пищи для вас во благо» (Ахмад, Муслим).

У восточных народов принято есть из одной общей посуды. Это может быть большая тарелка второго блюда посередине стола, которое едят не ложками, а лепёшками.

Сейчас всё чаще можно встретить, как из общей посуды каждый накладывает себе в тарелку столько, сколько он желает съесть.

Для общей трапезы в исламе тоже есть свой этикет. Так, каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. В достоверном хадисе говорится: «Произнесите «Бисмилля», ешьте правой рукой и ешьте только то, что перед вами».

Другой интересной особенностью процесса приёма пищи мусульманами является беседа. Если советским людям с детства прививали молчание во время еды («Когда я ем, я глух и нем»), то в исламе разговоры поощряются. В одном из хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.

) побуждает к беседе, пусть даже это будет разговор об оружии. Мудрость этого совета заключается в том, что человек, разговаривая во время еды, прожёвывает пищу более тщательно, медленнее, что способствует лучшему её усвоению.

К тому же не стоит забывать, что до сих пор во всём мире различные переговоры, встречи, заключение сделок проводится за обеденным столом.

Как видим, исламские кулинарные традиции включают в себя не только определённые блюда и ингредиенты, но и особое отношение к еде как к дару Всевышнего, а также свойственный мусульманам этикет приёма пищи.

Источник: https://islam.global/semya/kulinariya/pravila-priyema-pishchi-u-musulman/

Почему в исламе принято делать омовения до и после еды

Почему в исламе принято делать омовения до и после еды

Во многих важных для исламского мира книгах, регламентирующих повседневную жизнь правоверного, сказано, что каждый человек обязан мыть руки не только перед вкушением еды, но и после завершения трапезы: «Благодать пищи — это омовение до неё и после» (168 хадис «Сильсилят аль-ахадис ад-да'ыфа»), передает Day.Az со ссылкой на cyrillitsa.ru.

Обоснование

Подобное предписание можно обнаружить в книге «Аль-Гурар аль-Бахия», принадлежащей перу Шейхуль Ислям Закария аль-Ансари, где отмечено: «Из этики приёма пищи является мытьё рук и полоскание рта до еды и после неё. Хозяин дома моет руки и полощет рот первым до приёма пищи (гостями) и последним после трапезы».

Другой исламский религиозный деятель, Ибн Кудама аль-Макдиси, в работе «Аль-Мугни» писал, что мыть руки после принятия пищи следует даже тогда, когда человек находится в омовении: «Имам Аль-Марвази сказал: «Я видел, как Абу 'Абдулла моет руки перед едой и после неё, даже будучи в омовении».

По мнению имама аль-Байхаки, имама ибн Маджа и имама ас-Суюти Пророк Мухаммад завещал каждый раз совершать подобный ритуал для прибавления в доме божественной благодати: «Кто хочет, чтобы Всевышний Аллах увеличил ему благодать в доме, тот пусть моет руки перед трапезой и после неё».

На интернет-портале «Islam-today» приводятся выдержки из работы исламского богослова Ибн Абидина, который отмечал, что мытьё рук перед трапезой способствует отдалению от бедности, а аналогичная процедура по завершению застолья необходима для предотвращения слабоумия. Причём в первом случае на кистях должны остаться капельки воды, а во втором руки вытираются насухо полотенцем, чтобы удалить все следы пищи.

Схожую мысль выражал имам ат-Табрани, написавший в книге хадисов «Му'джам аль-Авсат»: «Мытьё рук до трапезы и после неё избавляет человека от бедности. И это обычай Посланников Божьих».

Традиционный церемониал

По исламской традиции принято, чтобы все члены семьи одновременно собирались за столом для вкушения пищи — есть отдельно друг от друга, считается недостойным деянием.

Те мусульмане, кто и в наши дни, следуя примеру Пророка, трапезничает на полу, потому что это соответствует понятиям о простоте и скромности, должны принять определённую позу. Правоверному человеку полагается сидеть перед белоснежной скатертью в позе, когда левая нога подогнута под себя, а правая поставлена на ступню и служит опорой для локтя.

Каждый садящийся за стол должен помнить, что целью вкушения яств является не получение удовольствия, а подкрепление жизненных сил организма, дабы человек имел возможность исполнять религиозные обязанности и поклоняться Аллаху.

Не случайно Пророк Мухаммед учил, что есть надо не досыта, а в меру: «Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину.

Любое мусульманское застолье обязательно должно начинаться с упоминания имени Аллаха — «Би-сми-Ллях», а завершаться благодарственной мольбой: «Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю».

Исламские правила этикета приёма пищи

Исламские правила этикета приёма пищи устанавливали, что есть необходимо правой рукой, поднося пищу ко рту тремя пальцами, как впрочем, и держать сосуд с питьём, из которого, как сообщает Али ибн Абу Талиб, полагается пить не взахлёб, а всасыванием. Но стоит учесть, что по религиозному уставу не рекомендуется пить воду во время трапезы, поскольку это отрицательно сказывается на работе организма.

  • Кушанья необходимо употреблять небольшими порциями, тщательно пережёвывать и ни в коем случае не дуть на них ни ртом, ни носом, поскольку это действо, по словам Абу Юсуфа, строго запрещал сам Аллах.
  • Человек не имел права тянуться за новой едой, пока не пережёвывал всё, что было во рту, а если что-либо из угощения падало на пол, то он должен был поднять его, и даже мог съесть.
  • За каким бы скромным столом ни сидел мусульманин, он не имел право порицать поставленную перед ним еду, и смешивать в одной тарелке мякоть и косточки от фруктов.

Утолив голод, непременно нужно было почистить тарелку хлебом, и для этого есть как минимум два основания.

Одно отсылает к словам Пророка: «Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана», а второе зафиксировано в книге имама Ахмада, где сказано: «Тарелка будет просить для него прощения». Нежелательным признаётся вытирание ножа о хлеб и склонение головы над общим блюдом.

Ожидая гостей и выставляя на стол разнообразные блюда, хозяин должен был позаботиться, чтобы сначала были поданы фрукты, а уже затем мясные кушанья, поскольку согласно Корану (56: 20-21) именно такой порядок подачи пищи наблюдается в раю: «…

с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают».

В продолжение застолья выносятся сладости, а завершает его прохладная вода, выносимая в тот момент, когда гости уже собираются покинуть стол, но никак не раньше, чтобы случайно не спровоцировать их на быстрый уход.

За едой магометанам рекомендовано вести разговоры о насущных вопросах, и начинать есть только после того, как к вкушению пищи приступит самый взрослый или уважаемый сотрапезник.

30%-dək olan cashback-dən indi yararlanın

Источник: https://news.day.az/unusual/1151546.html

Сто полезных слов о Рамадане (61–70)

Опубликовано 9 Июл, 2015 в 15:00 | Просмотров 4 076 | Оставь комментарий!
Почему в исламе принято делать омовения до и после еды

61) Умащение и окрашивание волос во время поста.

Если человек умащает волосы маслами или окрашивает их хной и другими красителями, то это не нарушает поста, поэтому нет надобности восполнять его, даже если постящийся почувствует вкус красящих веществ в горле. Таково мнение подавляющего большинства учёных. Если что-либо вошло в организм через кожу, это не нарушает поста.

62) Поллюция (ихтилям)[1] во время поста.

По общему мнению всех учёных, поллюция (ихтилям) не портит поста. Аналогично, если человек до рассвета был в состоянии полного осквернения (джунуб)[2] и затем, не совершив полного омовения (гусль), вступил в пост и даже после рассвета оставался в полном осквернении, то пост его действителен. Что же касается хадиса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

  • من أصبح جنباً فلا صوم له
  • «Кто оказался (или начал день) в состоянии полного осквернения (джунуб), то нет у него поста»[3], то ввиду других доказательств и общего мнения всех учёных (иджма) этот хадис следует либо отнести к категории отменённых хадисов (мансух), либо в нём идёт речь о желательности совершения полного омовения до рассвета (фаджр).
  • Если полное осквернение (джанаба) наступило днём вследствие поллюции во сне, то пост будет действительным.
  • 63) Действительность поста для того, кто встретил утро в состоянии полного осквернения (джунуб).
  • Если человек начал пост, будучи ещё с ночи в состоянии полного осквернения (джунуб) и совершил полное омовение только после рассвета (фаджр), то пост его действителен. В достоверном хадисе сообщается, что жёны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Умму Саляма и Аиша говорили:
  • نشهد على رسول الله صلى الله عليه وسلم إن كان ليصبح جنباً من غير احتلام ثم يغتسل ثم يخرج

«Мы замечали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже утром (т. е. после наступления рассвета) был в состоянии полного осквернения (джунуб) не по причине поллюции. Затем он совершал полное омовение (гусль), после чего выходил из дома».

«Не по причине поллюции» – это значит, что причиной осквернения был половой контакт.

В этом хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал полное омовение уже после рассвета (фаджр), а значит состояние полного осквернения (джанаба) не влияет на пост при условии, что сам половой акт состоялся до наступления рассвета. Если же произошла поллюция, то нет никакой разницы, когда это случилось, – до или после рассвета.

64) Пища, оставшаяся во рту и между зубами.

Если с наступлением рассвета человек проглотит незначительное количество еды, оставшейся во рту, чего трудно избежать, и если эта пища уже смешалась со слюной, то пост не нарушается.

Некоторые учёные говорили, что пост не портится при условии, что постящийся не будет проглатывать пищу намеренно. Если он не может «определить» пищу во рту, т. е. отделить её от слюны и выплюнуть, то пост не нарушается.

Если же постящийся может отделить пищу от слюны, он должен избавиться от неё, не глотая еду.

65) Влажность во рту после полоскания его водой.

Если постящийся прополоскал рот водой, затем выплюнул всю воду, а в полости осталась влага, которую он проглотил вместе со слюной, то пост не нарушается. Постящийся не в состоянии избавиться от всей влаги, но тем не менее он не должен во время поста брать в рот много воды, а также не должен слишком сильно втягивать воду носом во время омовения, как об этом говорится в достоверном хадисе.

66) Проглатывание крови.

Если у человека кровоточат дёсны или нёбо или же есть какая-то ранка и вследствие этого кровь смешалась со слюной, и он проглатывает это, то пост не нарушается, если от этого невозможно избавиться.

Многие люди страдают от кровотечения нёба и дёсен, и кровь постепенно, смешиваясь со слюной, проходит в желудок без каких-либо усилий на то человека. В таком случае пост не нарушается.

Если же кровь набирается в полости рта и постящийся чувствует её ощутимое количество, то он должен выплёвывать её по мере возможности, потому что кровь является нечистой (наджас) и её в принципе нельзя глотать.

  1. 67) Носовая слизь (сопли) и мокрота в горле.
  2. К носовой слизи относится то, что возникает вверху носовой полости, а мокрота это то, что отходит из пищевых и дыхательных путей и поступает снизу вверх вследствие откашливания или отхаркивания.
  3. Если что-либо из указанного оказалось в ротовой полости, то это необходимо выплюнуть.

Если же в подобной ситуации человек намеренно проглотит это, то он нарушит свой пост. Но бывает и так, что избежать этого невозможно, как, например, у людей, которые страдают воспалением пазух или другими заболеваниями и отклонениями, из-за которых слизь и мокрота проникают внутрь без воли человека. В таком случае это не нарушает пост.

  • 68) Вкус пломбы.
  • Если человеку на зуб поставили пломбу и днём во время поста он почувствовал горький вкус, то это не наносит посту никакого ущерба, так же как вкус воды после полоскания рта не нарушает поста.
  • 67) Если человека одолела рвота.
  • Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
  • من ذرعه القيء فليس عليه قضاء ومن استقاء عمداً فليقضِ
  • «Тот, кого одолеет рвота, не должен восполнять пост, тот же, кто сам вызвал рвоту, пусть восполнит»[4].

Если человек вызовет рвоту или засунув пальцы в горло, или нажимая себе на живот, или вдыхая неприятный запах, или рассматривая что-то отвратительное, зная, что это приведёт к рвоте, то в таком случае человек должен будет восполнить этот день поста. Если же человека вырвет не по его воле, то пост не нарушается и ничего восполнять не нужно.

Во время такой непроизвольной рвоты не нужно подавлять её и препятствовать новым позывам рвоты. Не нужно мешать организму вывести из желудка нежелательное содержимое. Удерживание в желудке пищи, которую организм хочет вывести, способно нанести ему вред.

Поэтому человек может расслабиться и дать организму сделать своё дело. Если в процессе рвоты что-то выводится из желудка само собой, то не надо сдерживаться.

Если же в процессе рвоты что-то остаётся в ротовой полости, то это необходимо выплюнуть и нельзя проглатывать.

68) Выплёвывание еды изо рта после наступления рассвета.

Большинство учёных утверждают, что если рассвет (фаджр) настал во время приёма человеком пищи, то он обязан выплюнуть или извлечь то, что у него во рту, и тогда его пост будет действительным. То же самое относится к постящемуся, который начал есть по забывчивости, а затем вспомнил о посте. В такой ситуации необходимо сразу же избавиться от всего, что находится во рту.

69) Если человек во время сухура (утренней трапезы перед постом) услышит азан, а во рту у него ещё будет пища или в руке останется недоеденный кусочек, то можно ли их доесть?

Нет, доедать нельзя. Человек обязан воздержаться от этого и начать соблюдение поста.

Существует хадис, в котором говорится, что если в момент азана у человека в руке будет стакан воды, то пусть не ставит его, а выпьет.

Однако относительно достоверности этого хадиса многие учёные высказывали определённые сомнения и многие называли его недостоверным ввиду того, что текст хадиса содержит некоторые несоответствия (шузуз), и это не позволяет нам использовать данный хадис в качестве аргумента.

Из достоверных текстов Корана и Сунны нам известно, что с наступлением рассвета начинается пост и на приём пищи и питья налагается запрет. Содержание этого хадиса противоречит ясному смыслу аята:

  1. وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
  2. «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета (фаджр) от черной нити»[5].
  3. Следуя этому аяту, мы должны прекращать всякое употребление пищи при наступлении рассвета (фаджр).
  4. 70) Дегустация пищи.

Пробовать пищу на вкус без надобности нежелательно, потому что таким образом постящийся подвергает себя искушению и опасности нарушения поста.

Если же в этом есть реальная необходимость (например, во время приготовления еды или при покупке продуктов), то это разрешается.

Имам Ахмад сказал: «Мне больше нравится, когда люди воздерживаются от дегустации продуктов, но все же это не запрещено. Это касается только дегустации языком, если же еда проникнет в горло, то пост нарушится».

  • Также женщине разрешается пережёвывать еду для своего маленького ребёнка, если в этом есть острая необходимость.
  • Сообщается, что когда выходя на рынок и покупая продукты Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) хотел что-то попробовать, то он пробовал продукт кончиком языка, а затем сразу же сплёвывал.
  • Тем не менее постящийся не должен относиться легкомысленно к этому процессу, дабы не испортить свой пост.

 
Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.

Для сайта «Почему Ислам» – 

www.whyislam.to

  • [1] Поллюция (ихтилям) – непроизвольное семяизвержение во сне.
  • [2] Человек, находящийся в состоянии полного осквернения (джунуб), должен совершить полное омовение (гусль). Такой человек в арабском языке называется «джунуб», а само состояние полного осквернения – «джанаба». Человек не имеет права совершить намаз в состоянии полного осквернения (джанаба). Для совершения намаза в таком состоянии недостаточно малого омовения (тахарат). Джунуб должен совершить полное омовение всего тела. Полное осквернение (джанаба) наступает после полового акта, после поллюции с семяизвержением (как у мужчин, так и у женщин), после мастурбации, после непроизвольного семяизвержения днём с условием, что семя не просто вытекло, а сопровождалось оргазмом. Женщина во время послеродовых кровотечений (нифас) и в течение менструации (хайд) находится в состоянии полного осквернения (джанаба) и считается джунубом; после завершения этих кровотечений она должна совершить полное омовение (гусль).
  • [3] Аль-Бухари и Муслим.
  • [4] Ат-Тирмизи (хадис достоверный).
  • [5] Коран, сура 2, «аль-Бакара» («Корова»), аят 187.
Читайте также:  Почему православные священники продолжают носить платья

Источник: https://www.whyislam.to/main/sto-poleznyx-slov-o-ramadane-61-70.htm

Этикет приёма пищи по Исламу

Многие повседневные поступки имеют свои правила. Наша религия учит, как нужно начинать свой день, как вести себя с окружающими, как посещать мечети. В этой статье мы расскажем об этикете приёма пищи, знать о котором нужно каждому мусульманину. Некоторые из этих правил необходимо выполнить до трапезы, другие – во время неё, а третьи – после завершения.

Правила, которые следует соблюдать до приёма пищи

1)      Перед едой необходимо вымыть руки, как об этом говорится в хадисе: «Благодать пищи – это омовение до неё и после» («Сильсилят аль-ахадис ад-да’ыфа» (168)).

2)      Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к  тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола, хотя есть за столом также разрешено. Вообще же, приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и простоты, которые проповедует Ислам.

3)      Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).

4)      Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы  подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности.

Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания».

Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли  будет нуждаться в помощи врачей.

  • 5)      Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.
  • 6)      Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).
  • Правила, которые следует соблюдать во время пищи
  • 1)      Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Би-сми-Ллях» (С именем Аллаха).
  • 2)      При завершении следует восхвалить Аллаха словами «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху). Этих слов будет достаточно, но еще лучше произнести мольбу после еды:
  • «Аль-хамду ли-Лляхи ллязи ат’амани хаза ва разаканихи мин гайри хаулин минни ва ля кувва» (перевод: «Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю»).
  • 3)      Кушать следует только правой рукой.
  • 4)      Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.
  • 5)      Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.
  • 6)      Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).
  • 7)      Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.
  • 8)      Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.
  • 9)      В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.

10)  Нельзя дуть на горячую еду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал вообще дуть в посуду, как ртом, так и носом.

11)  Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками, а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.

  1. 12)  Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.
  2. 13)  При питье сосуд надо держать правой рукой.
  3. 14)  Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.

15)  Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб».

  • Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи
  • 1)      Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.
  • 2)      Если на руках остались следы еды, следует вытереть их, не вставая из-за стола.
  • 3)      Также нужно очистить тарелку.
  • 4)      Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.
  • Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это» (Муслим (2734), ат-Тирмизи).
  • 5)      После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.
  • Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе
  • Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.

За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.

Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай», то есть вести себя неискренне, так, чтобы люди обратили на него внимание и стали просить его поесть. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.

Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.

Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя  шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды.

Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда.

Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться – так следует поступать не только с уксусом, но и со всеми другими приправами, такими как соус, майонез, кетчуп, соль и т.д.

Если эти приправы находятся в общей тарелке, то нельзя макать туда свой кусок еды, но следует взять её ложкой и нанести на свою пищу, можно также отложить приправу в свою тарелку или на свой край общего блюда и использовать его индивидуально. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.

Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям

Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».

Бывало Хайсама (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис (сладость из фиников и растительного жира) и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима и А’маша и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».

Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.

Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.

Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то он должен выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда.

Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо.

Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался.

Посещение людей во время приёма пищи

Если человек знает, что какие-то люди принимают пищу, то ни в коем случае не подобает заходить к ним.

Если же человек вошёл к ним случайно, и они позвали его присоединиться, в таком случае надо смотреть на ситуацию.

Если человек увидит, что люди приглашают его по причине того, что им неудобно перед ним, то в таком случае не надо присоединяться и кушать с ними.

Если же человек уверен, что эти люди действительно хотят, чтобы он поел с ними, и хотят его общества, тогда ему разрешается поесть в их компании.

Этикет принятия гостей

Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.

Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.

Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.

Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.

Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.

Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.

  1. Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи
  2. , то в таком случае приглашение следует отклонить.
  3. Также следует отказаться от приглашения  несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков, а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.

Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.

Читайте также:  Почему до павла i русских крестьян превращали в рабов

Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.

Этикет подачи пищи к столу

1)      Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.

2)      Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности: «…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).

После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, а если этого нет, то лучшей едой, по словам Пророка Мухаммада, является сарид – мясной бульон, в котором покрошены кусочки хлеба. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.

  • 3)      Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.
  • 4)      Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.
  • 5)      Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.
  • 6)      Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.

Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.

Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Источник: https://www.muslimpress.ru/raznoe/etiket-priyoma-pishhi-po-islamu.htm

Священный Рамадан 2019: что можно и нельзя в пост, традиции

Мусульмане во всем мире готовятся встретить Рамадан — священный месяц очищения души и тела для последователей Ислама

  • Рамадан в 2019-м в большинстве мусульманских стран начинается 5 мая с закатом солнца – священный месяц закончится 3 июня вечером.
  • Рамадан девятый месяц мусульманского (лунного) календаря — он самый важный и почетный у мусульман, так как Священный Коран ниспослан был именно в этом месяце.
  • Sputnik Грузия рассказывает о традициях священного месяца Рамадан, что можно и нельзя в пост.

Священный Рамадан

  1. Рамадан — священный месяц обязательного поста и ежедневных молитв, очень важен в Исламе — для мусульман это пора зарабатывать вечный Рай.
  2. Рамадан в разных мусульманских странах может начинаться в разные дни, так как зависит от прямого наблюдения за фазами Луны или способа астрономического вычисления.

  3. Великой награды удостоить в священный Рамадан могут многие дела: пост, пять ежедневных молитв (намаз), искренняя мольба-ду'а, молитва «Таравих», а также пожертвования и многие другие благие поступки и дела.

  4. Пост, как считают праведники, помогает мусульманину контролировать дурные эмоции и качества, такие как ненависть, гнев, жадность, а также бороться с обуревающими его страстями.

Посредством поста в Исламе надеются приблизиться к Всевышнему.

Пост, в первую очередь, призван усмирить душу и тело, а также исполнить верно указания Аллаха. Пост занимает важное место в Исламе, так как приближение к Аллаху и есть смысл жизни правоверного.

Пост Рамадан

Пост в священный Рамадан начинается с рассветом и заканчивается с заходом солнца — правоверные в дневное время отказываются от еды.

Во время поста в Исламе предусмотрены два ночных приема пищи: ифтар — вечерний и сухур — предрассветный. Предрассветную трапезу завершить желательно за полчаса до рассвета, а ифтар начать нужно сразу после вечерней молитвы.

Дополнительной наградой поощряется соблюдение этих двух приемов еды. Нарушением поста пропуск сухур не является, но вознаграждения не будет. Лучшая пища для ночной трапезы, по Корану, вода и финики.

Что можно и нельзя в пост

Вовремя сухура можно и даже нужно употреблять сложные углеводы – хлеб из пророщенного зерна, салат из овощей, блюда из круп. Они долго перевариваются и обеспечат организм энергией. Вовремя сухура можно есть и сухофрукты – финики, орехи – миндаль, и фрукты – бананы.

Халяль-туризм: почему мусульмане едут на отдых в Грузию? >>

Утром нельзя вкушать белковую пищу — она загружает печень, которая без перерыва работает во время поста. В это время суток не стоит есть жирную, жареную и копченую пищу, а также рыбу — после такой еды пить захочется.

Вовремя ифтара можно есть в небольшом количестве мясные и овощные блюда, а также блюда из круп и сладости, которые можно заменить финиками или фруктами. Воды нужно пить много. Можно также выпить чай, компот, сок, морс и кисель.

Жирную и жареную пищу вечером принимать нельзя — она может вызвать изжогу и отложится в лишних килограммах.

Традиции и правила

Соблюдать пост в Рамадан обязан каждый совершеннолетний мусульманин и придерживаться установленных правил. А это значит много молиться и ежедневно подтверждать свое намерение участвовать, во имя Аллаха, в этом празднике.

  • В течение месяца Рамадан правоверные в дневное время отказываются не только от пищи и питья, но и курения и интимной близости.
  • Рамадан предназначен для очищения души и тела, поэтому Аллах не засчитает исполнение религиозного долга без ежедневных молитв (намазов).
  • В этот строгий пост нужно совершать чаще намазы, воздержаться от злых мыслей и намерений, а также избегать порочащих поступков и неблагочестивых людей.

От поста в священный Рамадан освобождаются больные, старики и воины, путешественники, беременные и кормящие женщины, а также дети. Возмещение поста обязательно в другой, более благоприятный период.

Что нельзя делать в пост

В пост нельзя преднамеренно есть, пить, принимать лекарства, а также курить и вступать в интимные отношения. Эти действия нарушают пост в священный Рамадан и требуют искупления (кяффара).

Нарушают пост также использование клизмы, попадание воды в носоглотку при совершении омовения, попадание лекарств внутрь организма через нос и уши, преднамеренный вызов рвоты, начало менструации или послеродовой период.

Нарушив пост, мусульманин, по традиции, должен заплатить нуждающемуся определенную сумму деньгами или продуктами. Одно из самых серьезных нарушений — вступление в интимные отношения. Правоверный за это нарушение должен или накормить 60 бедняков или соблюдать непрерывный строгий пост 60 дней.

На протяжении всего Рамадана правоверные должны читать Коран, свое время посвящать благочестивым поступкам и размышлениям, работе и благотворительности. К пяти привычным намазам добавляется в день еще один — «таравих», что означает добровольный намаз. Его совершают после ночной молитвы (иша).

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20190505/245131857/Svyaschennyy-Ramadan-2019-chto-mozhno-i-nelzya-v-post-traditsii.html

Будьте благоразумны Ислам и здоровый образ жизни

Разумно, однако халатность, безразличие, безответственность, неорганизованность и тому подобные качества человека являются причинами многих заболеваний. Поэтому Всемирная организация здоровья, созданная в 1948 году на первой же Всемирной ассамблее здравоохранения, выдвинула идею Всемирного дня здоровья. Официально его впервые отметили 7 апреля 1950 года.

Но и без установленной даты человек обязан думать каждый день о своём здоровье. К этому нас призывает и религия ислам. Подробнее об этом нам расскажет богослов Ахмед Костоев.

— Рассматривая ислам, как образ жизни мусульман, можно с уверенностью сказать, что это есть система здорового образа жизни. Содержащиеся в Коране и Сунне заповеди и наставления способствуют поддержанию физического, интеллектуального, эмоционального и духовного благополучия человека, поскольку его физическое здоровье неразрывно связано с остальными аспектами бытия.

Согласно исламу, здоровье — это дар Аллаха, который человек обязан беречь и которым он должен распорядиться наилучшим образом. Пророк Мухаммад (с. а. в.) сказал: «Есть два блага, к которым многие люди относятся небрежно: здоровье и свободное время».

В другом хадисе говорится: «Стопы раба не сдвинутся с места в День Воскресения, пока он не будет спрошен о четырёх вещах: как он потратил свою жизнь, как он использовал своё тело, как он приобрёл и на что потратил своё богатство и как он распорядился своими знаниями».

Пророк Мухаммад (с. а. в.) призывал вести здоровый образ жизни, обучал тому, как нужно предотвращать развитие различных заболеваний, и разъяснял необходимость приёма лекарств в случае болезни.

В Сунне содержатся многочисленные примеры того, как пророк разъяснял сподвижникам целебные свойства различных растений, мёда, молока и других продуктов. В одном из хадисов говорится о пользе чёрного тмина, который назван «излечением от всех болезней, кроме смерти».

Гомеопаты издавна используют настойку чёрного тмина при заболеваниях пищеварительного тракта. Современная наука доказала эффективность использования масла этого растения при лечении таких заболеваний, как астма, ревматизм, мигрень.

Ежедневный приём этого масла рекомендуется при пониженной сопротивляемости организма и других заболеваниях.

На здоровье мусульманина положительно влияет и ежедневная пятикратная молитва. Движения, совершаемые во время намаза, предотвращают развитие некоторых заболеваний позвоночника, желудочно-кишечного тракта и других систем организма.

Намаз помогает человеку избавиться от переживаний и беспокойства, положительно влияет на нервную систему. В хадисах подчеркивается роль психического и эмоционального состояния человека в развитии различных заболеваний.

Сообщается, что Пророк сказал: «Не думайте о болезнях, а не то заболеете». В другом хадисе говорится: «В теле есть кусочек мяса, и если он здоров, то всё тело здорово, если же он заболевает, то всё тело заболевает, и это сердце».

Поэтому мусульмане считают нравственное и духовное здоровье важнейшим фактором физического здоровья и долголетия.

Большое значение в исламе придаётся вопросам питания. В хадисах указывается на медицинские аспекты соблюдения поста в месяце Рамадан и в остальное время года.

Заслуживает внимания и сам ритуал приёма пищи: мусульманские богословы рекомендуют мыть руки перед едой, принимать пищу неторопливо, пить воду до приёма пищи и воздерживаться от питья после еды, не излишествовать во время приёма пищи.

Пророк разъяснял, что правильное питание — это основа здоровья, залог силы и красоты человека. В хадисе говорится: «Наихудший сосуд, который наполняет потомок Адама, — это его желудок.

Для поддержания сил человеку достаточно поесть немного, но если он захочет большего, то пусть знает, что треть желудка — для пищи, треть — для питья, а треть — для дыхания». В другом хадисе сказано: «Еды одного человека хватит для двоих, еды двоих — для троих, еды троих — для четверых».

Запрет на употребление свинины в исламе тоже связан со здоровьем. Мусульмане считают свиное мясо нечистым и физиологически не соответствующим потребностям человеческого организма. Наукой доказано, что организм свиньи вырабатывает большее количество гормонов роста, чем другие виды животных и человек.

Уровень содержания холестерина и липидов в свинине также очень высок. Свиньи чаще других видов домашнего скота являются переносчиками различных паразитов (свиного ленточного червя, трихинеллы и других), вызывающих опасные заболевания у человека.

Кроме того, свинина портится намного быстрее, чем другое мясо, и риск отравиться ею значительно выше.

Ислам по праву можно назвать религией чистоты, как духовной, так и материальной. Выполнение правил личной гигиены имеет большое значение для профилактики различных заболеваний, поддержания здорового духа и работоспособности. Особое внимание ислам уделяет вопросам личной гигиены мусульман. Пророк Мухаммад (с. а. в.

) рекомендовал чистить зубы мисваком во время омовения и после еды, перед сном и после пробуждения ото сна. Каждый верующий обязан совершать полное омовение (гусль) хотя бы один раз в неделю, перед пятничным намазом. Пророк также рекомендовал купаться после тяжёлого физического труда.

Перед намазом мусульмане совершают частичное омовение.

Очищение души от скверны многобожия и корыстных помыслов, зависти и высокомерия, тщеславия и скупости, лицемерия и дурных качеств занимает центральное место в исламской религии.

Однако одного чистого намерения недостаточно для того, чтобы обрести благочестие и очистить душу. Мусульмане считают, что чистота душевная тесно связана с праведными поступками и добрыми словами.

Более того, она дополняется чистотой внешней и телесной.

Следуя наставлениям Пророка, мусульмане поддерживают чистоту в домах и на улице, в общественных местах и мечетях. В Сунне содержатся многочисленные указания на необходимость поддержания чистоты на улицах и в общественных местах. У мусульманских народов есть обычай окуривать дома при помощи ароматических свечей или ладана.

Относительно курения, алкоголя и наркотиков — ислам запрещает употребление любых продуктов, которые вредят организму, подрывают здоровье и губят человека. Кораническое правило гласит: «Не обрекайте себя на гибель», и поэтому любой поступок, ставящий под угрозу жизнь и благополучие человека, считается запрещённым.

Источник: https://gazetaingush.ru/obshchestvo/islam-i-zdorovyy-obraz-zhizni

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector