Почему в каждом казачьем доме висели картины страшного суда

Март 6, 2019

Откровенно непристойная роспись, учинившая предательство Евангельской истины – именно такой оценке со стороны папского двора удостоилась огромная фреска, покрывающая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане.

Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд».

Работа, которой мастер посвятил более пяти лет, впоследствии стала величайшим шедевром западного искусства.

  • Портреты на фреске
  • Секреты фрески
  • Где находится

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Фреска «Страшный суд» Микеладжело (1536-1541)

Где остановиться рядом с Ватиканом

Кто изображен на фреске Микеланджело

«Страшный суд» всегда был одной из основополагающих тем для больших церковных фресок, традиционно занимавших место с тыльной стороны над главным входом в церковь. Размещение росписи над алтарем было крайне необычно – это ломало устоявшиеся каноны, вызывало возмущение и нещадную критику.

Несмотря на то, что при написании фрески художника вдохновляла, прежде всего, Библия со сценами из Апокалипсиса и произведения Данте «Божественная комедия», в своей работе он передал собственное философское видение трагедии дальнейшей человеческой судьбы.

Кроме того, изображенные персонажи были довольно узнаваемы.

На фоне голубого неба в центре – Дева Мария и судья Христос, жестом руки определяющий судьбы людей. Некоторые исследователи считают, что лицо Иисуса – не что иное, как портрет Томмазо Кавальери – любимого ученика мастера.
Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Портрет Томаззо Кавальери работы Микеланджело

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Дева Мария и Христос на фреске Микеланджело «Страшный суд»

Генрих Уильям Пфайффер говорил:
Впервые художник осмелился нарисовать неузнаваемый лик Христа. Как это могло произойти всего в нескольких шагах от церкви, в которой поклонялись истинному образу Иисуса? Он скорее напоминает один из бюстов Аполлона Бельведерского времен язычества.

Рядом с Христом его мать Дева Мария с опущенным вниз лицом, чтобы не видеть своего сына в акте правосудия – теперь ее заступничество не имеет никакой силы. Считается, что Микеланджело изобразил здесь своего близкого друга и почитательницу его таланта Витторию Колонна – дочь Фабрицио Колонна и Агнессы ди Монтефельтро, являвшихся одним из благороднейших семейств Италии.
Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Виттория Колонна

Среди окружающих Богородицу и Христа фигур, историки отметили удивительное сходство изображенного Святого Варфоломея с Пьетро Аретино – итальянским писателем, сатириком и шантажистом, оказавшим сильное влияние на искусство и считающимся прародителем современной эротической литературы.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Портрет Пьетро Аретино работы Тициана

В своих руках он держит содранную шкуру с автопортретом самого Микеланджело. Возможно, так художник отметил свое видение сыпавшейся на него со стороны Аретино клеветы после того, как Мастер не принял его советов при работе над фреской.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Святой Варфоломей

Отдающий обратно Иисусу Христу ключи от церкви, Святой Петр имеет сходство с обликом Павла III Алессандро Фарнезе (1534 – 1549), возглавлявшим в то время папский престол.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Святой Петр

В самом низу росписи, среди тел, воскресающих после смерти, можно различить фигуру, наполовину показавшуюся из-под земли в облике Джироламо Савонаролы.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Тела, воскресающие после смерти, Фрагмент

Итальянский религиозный проповедник, принадлежавший к ордену доминиканцев, по обвинению в раскольничестве был отлучен от церкви папой Александром VI, повешен и сожжен на костре в 1497г. как еретик. Изображая его в таком образе, Микеланджело как настоящий провидец предрек беатификацию Савонаролы, которая состоялась спустя сотни лет – в 1997 году во Флоренции.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Джироламо Савонарола. Портрет

В нижнем правом углу «Страшного суда», Микеланджело изобразил в образе Миноса – главного Судьи преисподней – церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена.

Бьяджо да Чезена в образе судьи Миноса

Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны».

За столь нелестный отзыв, Микеланджело дорисовал ему уши осла, явно намекая на умственные способности Чезены.

Униженный Бьяджо даже пожаловался Папе, который ответил ему, что у него нет никакой власти ни над адом, ни над чертом, и посоветовал самому договариваться с художником.

Возможно Вас заинтересует:

Секреты фрески, ставшие достоянием

Фреска «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. Его обвинили в том, что он отказался следовать Библейской истине, присовокупив к христианской тематике языческую мифологию.

Обнаженная натура изображенных персонажей в часовне главного христианского храма вызвала бурное негодование кардинала Каррафы, организовавшего цензурную кампанию с требованием уничтожения неприличной фрески.

Тем не менее, авторитет Микеланджело был настолько велик, что пока он был жив, никто не посмел исправить его роспись над алтарем.

Сикстинская капелла. Фреска «Страшный суд»

Лишь более двадцати лет спустя, сразу после смерти великого мастера в начале 1564 года, Конгрегация Трентийского Совета постановила прикрыть неприличную наготу изображенных на фреске фигур.

Художник Даниеле да Вольтерра – искренний и ярый поклонник Микеланджело, которому было поручено закрасить гениталии, пытался максимально сохранить оригинальную роспись и свести изменения к минимуму. Однако вскоре его работа была прервана из-за кончины папы Пия IV в декабре 1565г.

, так как часовню требовалось освободить от строительных лесов для проведения похорон и сбора конклава.
Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII.

Однако никто из них так и не посмел полностью уничтожить картину, ограничиваясь лишь вуалированием отдельных фрагментов. В общей сложности было перекрашено около 40 фигур в технике fresco secco, когда изменения наносились по сухой штукатурке.

Это значительно облегчило восстановление оригинальной работы Микеланджело во время последней реставрации капеллы, начавшейся в 1990 году. Было принято решение удалить некоторые поздние правки, добавленные после 1600 года, оставив лишь изменения, внесенные в роспись Даниеле да Вольтерра.

Очищенная от вековых наслоений копоти и пыли, обновленная роспись за алтарной стеной была представлена папой Иоаном Павлом II на торжественной мессе 8 апреля 1994 года.

Он подвел окончательную черту в многовековом споре об уместности обнаженного тела в часовне, заявив, что «Сикстинская капелла является действительным святилищем созданного Богом человеческого тела, свидетельствующем о его красоте. В нем Христос выразил тайну видимости невидимого».

Где находится Сикстинская капелла

Источник: http://39rim.ru/mikelandzhelo-strashnyiy-sud-sekretyi-znamenitoy-freski.html

Особая Сила в горсти родной земли

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Согласно народным представлениям Мать сыра земля — одна из основных составных частей мироздания. В древнерусских народных заговорах часто обращались за помощью к Земле, как к родной матери: «Гой еси, сырая земля, матёрая! Матерь нам еси родная, всех еси нас породила».

Герои русских народных сказок припадают к земле-матушке дабы набраться силушки богатырской, или спросить у неё совета, а уходя на чужбину, богатырь берёт горстку родной землицы как духовный оберег.

Особое отношение русского народа к родной земле выражается и в земных поклонах, матери и отцу, родному дому и земле родной в знак благодарности и любви.

Клятва землей осталась ныне только в игре, а в былые времена ни один договор или клятва не обходились без обряда с землею, клятвенно доказывая свою правоту ели землю. При делении земли наши прадеды обходили свой участок земли, с комом земли на голове, или на спине, или держали земляной ком за пазухой, как знак собственности.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Самая главная силушка матери земли в плодородии. «Мать-земля сыра, кормилица»  считалась воплощением воспроизводящей силы природа, поэтому её и уподобляли женщине-матери.

Оплодотворённая весенним дождём земля давала урожаи, кормила людей, помогала продолжить род.

В одном из древнерусских заговорах говорится: «Ты напои Мать-Сыру-Землю студеной водой, чтобы принесла она зерно, всколыхала, возвратила его мне большим колосом».

С почитанием родной земли-матери связана и жизнь каждого человека, понятие рода, Родины, страны, государства. Со словом «земляк» связано понятие родства, то есть особого братства людей, рождённых от родной земли-матери.

В славянских представлениях Земля — живой образ, а потому она умеет скорбеть, плакать, дышать, защищать, давать силы. Как живой организм земля засыпает зимой и пробуждаться весной, вступая в брачный союз с дождевым грозовым небом.

У наших предков жить на Земле означало ухаживать за ней, работать на ней, не истощать, а удобрять ее, ласкать Землю, разговаривать, ладить с ней.

 Земле приписывали всеобщую материнскую любовь ко всему живому: «Земля як мати!», «У Земли и жучок — дитятко», «Земля каждую травинку жалеет».

Земледельцы празднуют в честь Матушки-земли Духов день, когда земля — именинница, они не пашут, не боронят, не роют, не втыкают колья. А на следующий день, приступая к работе, они говорили:  «Цветущая Земля! Благослови дело рук наших!». «Господь повелел от земли кормиться». «Без хозяина земля — круглая сирота».

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Несмотря на отчаянную храбрость древнерусских воинов в бою, были вещи, которых они опасались. Среди них — болезни, немощь, смерть.

У русских воинов-казаков было множество примет, предвещающих несчастье. Упадет икона со стены — к смерти; начнут трещать, оседая, стены дома, заскрипит калитка или дверь — опять к смерти; сова заухает — к несчастью, болезни и смерти.

Несмотря на принятие православного христианства в 988 году, в русском народе долгое время сохранялись языческие обычаи и обряды. Воинский казацкий быт сохранил множество языческих суеверий — ночью опасались выходить из дому, поднимать предметы с земли, в горах они опасались вихрей.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Казаки российской императорской армии.

Особая Сила родной земли.

Уезжая в далекий путь, не только древнерусские воины, но и купцы, и простые люди, покидающие родной дом, обязательно брали с собой горсть родной земли и носили её на груди в ладанке как своеобразный оберег, защищающий от смерти и всех бед.

Этот древний языческий обычай сохранился до наших дней.

Среди наших предков существовал обычай на чужбине высыпать себе под ноги часть взятой с собою родной земли со словами: «Я по своей земле хожу», чтобы родная земля защищала от болезни и смерти, и помогала им не скучать по родине.

В случае смерти на чужбине родную землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки этого древнего ритуала сохранились в народе до наших дней. Вернувшись с чужбину на родину, воины-казаки вставали на колени, целовали родную землю.

Если смерть всё же приходила, то и древнерусский воин, и казак должен был принять её смело, веруя в Христа и надеясь на его милость. «Всяк человек — земля есть и в землю отыдет», — говорится в Священном Писании.

Умирающий воин-казак должен был причаститься у священника, а у староверов причастие осуществляли монахи, обрядчики или уставники.

Если воин-казак умирал без последнего причастия, это считалось большим несчастьем, а семья покойного должна была делать добрые дела и устраивать молебны в течение 40 дней, пока решается посмертная участь казацкой души.

Читайте также:  Как корсика едва не стала территорией россии

Умирающему воину-казаку пытались облегчить смерть, распахивая в доме окна и двери, верили, что он начинал видеть ангелов и бесов.

 О его участи судили по глазам, если глаза его были «веселы» — значит, умирающий видел ангела и участью его был рай, а если глаза «выкатывались от ужаса» — значит, грехов у казака было слишком много и его ждал ад. Не принимает Мать-земля только колдунов да самоубийц.

После смерти тело казака обмывали и обряжали, хоронили по христианскому обычаю на третий день, гроб казаки несли на руках в христианский храм, где его отпевал православный священник, который потом и провожал его до могилы, а у староверов — покойника на третий день несли прямо на кладбище.

По дороге на кладбище и во время похорон у русских казаков-терцев и гребенцев полагалось причитать и плакать. Когда гроб опускали в могилу, собравшиеся родственники и друзья бросали по горсти земли, с пожеланием покойнику Царствия Небесного.

Доныне в России соблюдают обычай бросать горсть земли в могилу при прощании с умершим.  

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Счастьем считалось умереть на своей земле и горем была смерть на чужбине.

И древнерусские воины и сибирские и кубанские воины-казаки верили, что тот, кто похоронен в родной земле, попадёт в рай, поэтому, уходя в военный поход, они всегда брали с собой горсть родной земли.

Именно эта горсть родной земли первой падала в могилу воина-казака, и тогда Душа его считалась спасенной и попадала в Рай.

 Этот древнерусский языческий обычай до сих пор сохранился в русской традиции, родственники привозят на могилу родных, похороненных на чужбине, горсть родной земли.

Историк Е. М. Бородина в статье «Отражение веры православной в традициях казачества» указывает, что казаки Западной Сибири хоронили покойников так же, как и на Кубани — с причитаниями и перечислением казачьих подвигов.

Во время тризны, или погребального пира на стол ставили чашу с вином и столовый прибор для умершего —  в память о нём, а его место за столом никто не занимал.

В первый день тризны следовало вспоминать его храбрость и подвиги воина-казака, его стать, орлиный взор, богатое убранство, лихость, мужество и смелость — казаки верили, что Душе покойного приятно слышать добрые слова друзей, соратников.

Поминальный обед устраивали ещё три раза — на третий, девятый и сороковой день — тогда ходили в храм и раздавали вещи умершего с просьбой  помолиться о нём. Семья покойного ещё год соблюдала траур по умершему. Награды воина-казака и его вещи, имеющие историческую ценность, часто отдавали на хранение в храмы, так как храмовые молитвы достигали и до умершего хозяина вещей.

На могиле воина-казака ставили крест, часто с каменным основанием, но могли поставить и часовенку из камня, где возжигали поминальную свечу, или ставили металлическую часовенку с колокольчиками, напоминающими церковные колокола.

Могила казака был «малым храмом» — на ней можно было помолиться Богу, вспомнить земную жизнь покойного и помолиться о его Душе. Так, например делали в станице Наследской на Южном Урале. Об этом пишет исследователь А. С.

Панин в статье «Провинциальный некрополь Южного Урала».

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Представления о посмертной участи Души русского воина-казака по большей части были схожими, как у кубанских, сибирских, запорожских и других казаков, не зависимо от территории проживания.

Русские воины-казаки верили, что душа будет 40 дней проходить воздушные мытарства, ангелы ей помогут восходить в Рай к Богу, а демоны будут искушать и тащить её в ад.

Исследователь казачества Малявкин указывал на страх ада, который использовался часто в воспитательных целях: в каждом казачьем дома висели иконы и картины Страшного Суда. Казаки считали, что ад обязательно находится где-то в горах Кавказа.

Кубанские казаки считали, что Кавказские горы сотворены самим чёртом — об этом говорили кипящие горячие источники, бьющие из недр земли, как из преисподней.

До принятия христианства в древнерусской языческой традиции вообще не существовало понятия ад, а рай представлялся в виде большого, светлого дома, находящегося где-то на равнине или у подножья гор. Свои знания о бессмертии души, о Рае и аде, о посмертном наказании и награде за добродетели древнерусский христианин получил из Библии, Св. Писания Нового Завета.

Авторы Анатолий Федорович Григорьев и Евгений Стефанович Толстокоров в статье «Специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных традициях» указывают на сохранение языческих обрядов в похоронах казаков.

Известно, что воина-казака хоронили  в полном воинском облачении с оружием, офицеров с эполетами, часто клали в гроб именное и наградное оружие, награды. Верили, что на том свете ангелы узнают казака по одежде и непременно проводят его в рай, а там его по цвету лампас узнают сослуживцы.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Представления о Рае у казаков сохраняло языческие черты рай они представляли чем-то вроде дружеской, непрекращающейся пирушки, схожей с небесным пиром павших в бою воинов Одина.

Этот небесный рай в норвежской мифологии называется Валгалла (Valhalla; Old Norse: Valhöll — Валхолл; СВАРГОЛА, обитель древнеславянского бога СВАРОГА — Бог Солнца, и его сына Сварожича — кузнеца).

  По преданию, павшие в бою воины Одина будут жить в Раю — Валгалле до Судного Дня — Рагнарека.

В раю павшие в бою воины воскресают, избавляются от ран, и в полном воинском облачении, садятся за общий стол пировать рядом с Одином.

На пиру воины пьют бессмертный напиток (=мёд, сома — напиток богов), текущий из сосцов всегда доящихся коз (=олицетворение дождя), и едят мясо вепря ( =вепрь, как олицетворении тучи).

Всё, что бывает съедено воинами на пиру за весь день, никогда не умаляется и за ночь опять вырастает.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Истоки этого верования лежат в индийском веровании о корове — общей матери и кормилице всего сущего, рассеченное мясо коровы-кормилицы подавалось на божественных пирах, но каждый раз после съедения мяса коровы грозовые духи вновь создавали священную корову из её снятой кожи. Дождевые облака весной и грозовые тучи вновь собираются и проливают на Землю-матушку благодатный дождь, и земля-кормилица оживает и приносит плоды и богатый урожай. Наши русские сказки упоминают про диво дивное, как оживает убитый медведь или заяц ( = олицетворение грозы).

Корова — главный тотем арийских племён. Арийские кланы продолжают поклоняться корове, вокруг почитания которой будет построено религиозная основа их общества. Не конь, а белая корова у ариев была божественной.

Одно из древнейших верований представляет дождевые облака — быками и дойными коровами Индры, а дождь — молоком, ниспадающим на землю в то время, когда бог-громовник разит их своими молниеносными стрелами.

Такое верование должно было опираться на поэтических выражениях языка, уподобивших летнее облако, питающее дождем нивы, — быку, семя которого плодит стада, и корове, молоко которой кормит семью пастуха.

Источник: http://ru-sled.ru/osobaia-sila-v-gorsti-rodnoj-zemli/

Икона Страшного суда: описание, значение

Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти.

Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом.

Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.

Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком.

Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь.

  Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами.

В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца.

В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные».

К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда.

Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Читайте также:  Зачем мусульмане моют руки после еды

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе.

И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею.

И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим.

Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа.

Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя.

Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя.

Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики.

Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-strashnogo-suda/

Почему в каждом казачьем доме висели картины Страшного Суда

Несмотря на отчаянную храбрость казаков в бою, были вещи, которых они опасались. Среди них — болезни, немощь, смерть.

У казаков было множество примет, предвещающих несчастье. Упадет икона со стены — к смерти; начнут трещать, оседая, стены дома, заскрипит калитка или дверь — опять к смерти; сова заухает — к несчастью, болезни и смерти.

Несмотря на православие, казацкий быт часто был наполнен суевериями, пришедшими от языческих народов. Впрочем, некоторые суеверия были прочно связаны с военным бытом казаков. Ночью опасались выходить из дому, поднимать предметы с земли, в горах опасались вихрей.

Но если смерть все же приходила, то казак должен был принять ее смело, веруя в Христа и надеясь на его милость.

Умирающего казака должен был причастить священник, а у староверов это делали монахи, обрядчики или уставники.

Если казак умирал без последнего причастия, это считалось несчастьем, а семье покойного следовало делать добрые дела и устраивать молебны в течение 40 дней, пока решается посмертная участь казацкой души.

Умирающему казаку пытались облегчить смерть, распахивая в доме окна и двери, верили, что он начинал видеть ангелов и бесов.

По его участи судили по глазам: если правый был «весел» — значит, умирающий видел ангела и участью его был рай, а если левый «выкатывался от ужаса» — значит, грехов у казака было слишком много и его ждал ад. После смерти тело казака обмывали и обряжали, хоронили по христианскому обычаю на третий день.

Авторы Анатолий Федорович Григорьев и Евгений Стефанович Толстокоров в статье «Специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных традициях» указывают на языческие особенности похорон казаков.

Казака клали в гроб в полном воинском облачении с оружием, офицеров с эполетами, часто клали в гроб именное и наградное оружие, награды. Верили, что на том свете ангелы узнают казака по одежде и проводят его в рай, а там его по цвету лампас узнают сослуживцы. Представления о рае иногда были довольно примитивными — его представляли чем-то вроде дружеской, непрекращающейся пирушки.

После положения во гроб казаки на руках несли покойного в храм, где его отпевал священник, который потом и провожал его до могилы, а у староверов — несли прямо на кладбище.

В отличие от похорон у православных христиан Великороссии, по дороге на кладбище и на нем у терцев и гребенцев полагалось причитать и плакать, тогда как у великороссов это делать запрещалось.

А когда гроб опускали в могилу, следовало вспоминать храбрость и подвиги казака, его стать, орлиный взор, богатое убранство, лихость и смелость — казаки верили, что душе покойного приятно слышать добрые слова друзей.

Историк Е. М. Бородина в статье «Отражение веры православной в традициях казачества» указывает, что казаки Западной Сибири хоронили покойников так же, как и на Кавказе, — с причитаниями и перечислением казачьих подвигов.

Автор уточняет, что в Сибири казаки считали нежелательным быть похороненными на чужбине. Верили: кто похоронен в родной земле, тот попадет в рай. Поэтому, уходя в поход, всегда брали с собой горсть родной земли. Именно она падала на гроб казака первой, и тогда он считался спасенным.

Отсюда появилась русская традиция привозить на могилу родных, похороненных на чужбине, горсть родной земли.

На могиле казака ставили крест, часто с каменным основанием, но могли поставить и металлическую часовенку, часовенку из камня. Вообще могила казака был «малым храмом» — на ней можно было помолиться Богу, вспомнить покойного.

Так, например делали в станице Наследской на Южном Урале. Об этом пишет исследователь А. С. Панин в статье «Провинциальный некрополь Южного Урала».

Но если великороссы использовали часовенки для возжигания свечей и лампад, то казаки устанавливали в них колокольчики, напоминающие церковные колокола.

С кладбища провожающие возвращались в станицу, близких родственников и друзей покойного семья приглашала на поминальный обед. У входа во двор все должны были вымыть руки.

В первый день на стол ставили и прибор для умершего — возможно, в память о нем, а его место никто не занимал.

Поминальный обед устраивали еще три раза — на третий, девятый и сороковой день — тогда ходили в храм и раздавали вещи умершего с просьбой о нем помолиться. Семья покойного еще год соблюдала траур по нему.

Награды казака и оставшиеся после него вещи, имеющие историческую ценность, часто отдавали на хранение в храмы, считая их для этого лучшими местами.

Представления о посмертной участи души казака по большей части были схожи с великоросскими. Казаки верили, что душа будет 40 дней проходить воздушные мытарства, ангелы ей помогут восходить к Богу, а демоны будут искушать и тащить ее в ад.

Исследователь казачества Малявкин указывал на страх ада, который использовался часто в педагогических целях: в каждом казачьем дома висели иконы и картины Страшного Суда. Казаки считали, что ад обязательно находится где-то в горах; они и Кавказские горы считали сотворенными чертом — об этом говорили кипящие ручьи, бьющие из недр.

А рай представляли в виде большого, светлого дома, находящегося где-то на равнине или у подножья гор.

Бывал у казаков на Кавказе один очень странный обычай — они считали, что о посмертной судьбе души человека можно судить по состоянию его тела на 40-й день после кончины.

Поэтому особо любопытствующие родственники могли на сороковой день вечером прийти на кладбище и вскрыть могилу родственника, чтобы осмотреть его тело. Если оказывалось, что у покойника не хватает пальцев на правой руке, а то и вовсе — целой кисти, верили, что человек «святой» и угодил Богу.

Читайте также:  Зачем русские натирали деревянный забор мылом, которым омывали покойника

40-й день после кончины вообще считали очень важным и именно в этот день усиленно молились Богу о душе умершего, заказывали в храмах молебны и устраивали поминальный обед.

Источник: https://sibkazak.ru/pochemu-v-kazhdom-kazachem-dome-viseli-k/

Опасная красота: 13 картин, которые приносят несчастья

Художники создают шедевры, коллекционеры борются за право обладать ими. Но даже среди самых известных картин есть те, что окружены недоброй славой. По слухам, они приносят беды своим владельцам и просто тем, кто оказался рядом.

Иван Крамской. «Неизвестная»

Художник задал современникам загадку, на которую так и не нашлось ответа: кто же эта женщина, в которой всем виделись неуловимо знакомые черты. Притягательный взгляд таинственной незнакомки со временем стал казаться зловещим. Рассказывают, что Павел Третьяков отказался купить картину для галереи, после чего она оказалась в частной коллекции.

Вскоре владельца неожиданно бросила жена, и он поспешил перепродать портрет. Второй хозяин потерял в пожаре дом и почти все имущество, но картина осталась невредимой. Третий обладатель «Неизвестной» разорился.

Даже покинув страну, полотно, по слухам, продолжало приносить несчастья, пока не вернулось в Россию в 1925 году, оказавшись, наконец, в Третьяковской галерее.

Диего Веласкес. «Венера с зеркалом»

Два с половиной века эта прекрасная картина приносила всевозможные беды своим хозяевам, пока саму ее не порезали ножом. Первый же владелец полностью разорился: он был купцом, и снаряженные им суда неожиданно затонули, а то, что уцелело, присвоили пираты.

Так что остатки имущества были вынужденно распроданы, «Венера» в том числе. Второй лишился всего своего состояния в одно мгновение: в его портовые склады ударила молния, вызвавшая пожар. Купившего картину с аукциона ростовщика ограбили и зарезали через несколько дней.

В 1906 году работа Веласкеса оказалась в Лондонской галерее. Ее выставили в экспозиции, и тут нападению подверглась сама Венера. На картину накинулась с ножом Мери Ричардсон, решившая, что изображение унижает достоинство женщин.

Реставраторам удалось восстановить «Венеру с зеркалом», сама же она будто утратила свою роковую силу после травмы.

Карл Брюллов. «Всадница»

В советское время репродукцию этой картины размещали в школьных учебниках, так что знали ее практически все. А вот о судьбе героини учителя не рассказывали. Юная Джованнина была племянницей итальянского композитора Паччини.

После смерти дяди родственников не осталось, и ее забрала к себе русская графиня Юлия Самойлова.

Девушка попала в атмосферу любви и роскоши, получала хорошее образование и даже стала моделью для прекрасного художника Карла Павловича Брюллова, который запечатлел ее гарцующей на коне.

По трагическому стечению обстоятельств именно конь стал причиной скорой гибели Джованнины Паччини: выпав из седла во время прогулки, она была затоптана несущимся скакуном. Портрет окутала дурная слава: его остерегались брать в свои дома коллекционеры, особенно если в семье подрастали дочери.

Джованни Браголин. «Плачущий мальчик»

Когда картина, написанная в 50-е годы прошлого века, была представлена публике, многие были поражены ее реалистичностью. Пошли разговоры, что это не случайно: художник, по слухам, пугал собственного сына, зажигая перед его лицом спички, которых ребенок боялся.

Изображение стало популярным: во многих домах висели репродукции. И вот, в середине 80-х, вдруг пошла целая волна пожаров в тех домах, где они находились. На совпадение, возможно, никто не обратил бы внимания, если бы не одна деталь: картинка оставалась нетронутой огнем и лежала невредимой посреди пожарища.

Расследование британской газеты The Sun в 1985-м подтвердило: владельцы сгоревших квартир действительно в разное время разместили в интерьере копии «Плачущего мальчика». Была объявлена целая акция «Сожги мальчишку»: волонтеры скупили все репродукции, которые удалось найти, и показательно сожгли их на большом пустыре.

Оригинал, однако, уцелел и находится в частной коллекции анонимного владельца.

Клод Моне. «Водяные лилии»

Еще одна картина, с которой связывают десятки пожаров в домах и музеях, принадлежит кисти знаменитого французского импрессиониста. Лилий им написано множество, но только эту версию окружили зловещие слухи.

Рассказывают, что первой жертвой стал сам Моне: сразу после завершения картины у него полностью выгорела мастерская. Большинство картин погибло, но «Водяные лилии» остались целы.

Расстроенный художник продал их в кабаре на Монмартре, которое… сгорело через месяц! Целехонькое полотно купил парижский коллекционер Отто Шмидц, и через год в его кабинете начался пожар, охвативший весь дом. Однако стена, на которой висели «Лилии», уцелела.

Картину перепродавали несколько раз, пока не случился нашумевший пожар в Музее современных искусств в Нью-Йорке в 1958 году. В огне погиб сотрудник музея, и эта жертва словно прервала цепь несчастий. Шедевр так и остался в коллекции музея, но пожары прекратились.

Эдвард Мунк. «Крик»

Одна из самых дорогих и запоминающихся картин из всех, созданных художниками, тоже обладает непростым нравом. Во всяком случае ходят легенды, что полотно мстит каждому, кому случается его «обидеть». Однажды сотрудник музея, где хранилась картина, случайно ее уронил. С того самого дня у него начались жуткие мигрени.

Головные боли были настолько сильными, что довели до самоубийства. Другой служащий не удержал «Крик» в руках при смене экспозиции. Несколько дней спустя он попал в страшную аварию и получил множество переломов. А посетитель, украдкой потрогавший холст, якобы сгорел заживо.

Дальше следует целая череда историй о болезнях, ссорах с близкими и депрессиях тех, кто каким-либо образом соприкасался с этой работой художника. Он и сам словно был проклят: в раннем детстве потерял мать, затем сестру, в 14 лет брата.

Другая сестра заболела шизофренией, а сам он страдал настолько тяжелыми нервными срывами, что пришлось прибегнуть к лечению электрошоком.

Питер Брейгель – старший. «Поклонение волхвов»

Как это часто бывало, художник привлек в качестве модели для этой картины свою родственницу. Известно, что кузина, с которой Брейгель писал деву Марию, страдала бесплодием.

Отсюда и пошла недобрая слава: рассказывают, что ни один из коллекционеров, в чей дом попадало полотно, так и не смог обзавестись потомством. Мечтая о детях, владельцы торопились избавиться от «Поклонения волхвов», которое таким образом четырежды переходило из рук в руки.

Порочная цепочка остановилась в 1637 году, когда картину приобрел архитектор Якоб ван Кампен, поскольку у него уже были дети, причем сразу трое.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза

Загадочная улыбка Джоконды веками притягивает внимание огромного количества людей. Многие отмечают, что есть в ней какая-то магия. А те, кто настойчиво пытаются разгадать секрет, попадают под странное воздействие. Первым это испытал сам художник. Люди из близкого окружения Леонардо да Винчи вспоминали, что он был будто одержим картиной, не мог оторваться от работы.

Попыткам поправить, перерисовать, изменить детали не было конца. Мона Лиза отнимала у него силы, погружала в депрессию. Три века спустя о таинственной силе полотна рассказал Стендаль. Писатель долго любовался картиной, не в силах оторвать взгляда от зыбкой улыбки. В какой-то момент сознание помутилось, и он упал в обморок.

Сотрудники Лувра подтверждают: обмороки именно перед этим портретом – далеко не редкость.

Ричард Кинг. «Любовные письма» – реплика

Девочка на этой картине выглядит как живая. За миловидным личиком стоит печальная история четырехлетней Саманты Хьюстон. Она была удивительным образом похожа на портрет, написанный до ее рождения. Однажды Саманта оступилась и упала с лестницы, разбившись насмерть.

С тех пор считается, что в картину вселился дух погибшего ребенка. Во всяком случае, постояльцы гостиницы в техасском городке Остин замечают, что выражение лица, изображенного на холсте, мистическим образом меняется.

А гости города, приехавшие с детьми, вовсе остерегаются останавливаться в этом отеле.

Владимир Боровиковский. «Портрет Марии Лопухиной»

Еще в позапрошлом веке считалось, что портрет юной Марии Лопухиной может принести смерть незамужним девушкам. Дело в том, что девушка умерла от чахотки через несколько лет после создания картины.

После ее ухода возникла легенда, что та часть души Марии, которая запечатлена в красках, ревнует к живым и забирает у них молодость, красоту и жизненную силу.

Ходили разговоры, что даже руководство Третьяковской галереи сомневалось, стоит ли размещать приобретенный шедевр в открытой экспозиции. Так ли это на самом деле, неизвестно, однако картина абсолютно доступна для посетителей.

Светлана Телец. «Женщина дождя»

Портрет дамы в необычной черной шляпе был написан всего за пять часов. Позже художница призналась, что все это время у нее было странное чувство.

Казалось, будто кто-то водит ее рукой, а изображение рождается само собой. Вскоре работу купили, но затем вернули автору. И так случалось несколько раз подряд.

Владельцы жаловались на внезапно накатывавшую печаль, страхи, бессонницу и стойкое ощущение, будто за ними кто-то наблюдает.

Билл Стоунхэм. «Руки сопротивляются ему»

Мальчик и девочка с пустыми глазницами стоят у стеклянной двери, в которую изнутри упираются чьи-то ладони. Мрачное полотно было написано в 1972 году по старой детской фотографии самого художника и его сестры. Стоунхэм показал работу владельцу и искусствоведу «Лос-Анжелес Таймс», и вскоре тот скончался. Картина попала в частную коллекцию актера Джона Марли.

Прошло несколько лет, и владелец умер. Никто из наследников не захотел взять произведение искусства себе, его попросту выбросили на свалку. Нашедшая ее семья повесила картину в доме, и в первую же ночь четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на ней дерутся. Затем стала рассказывать, что мальчик и девочка были за дверью.

Говорят, что отец семейства даже поставил видеокамеру с датчиком движения, и за ночь она сработала несколько раз. Картину выставили на интернет-аукцион, где она вызвала необычайное волнение: посыпались письма с жалобами на головные боли, резкое ухудшение самочувствия и даже сердечные приступы.

Куплена она была для частной галереи, но окружающие ее страхи и требования сжечь не прекратились и после этого.

Эдвин Генри Ландсир. «Человек предполагает, Бог располагает»

В середине XIX века Европу потрясла история экспедиции Джона Франклина. Трижды успешно побывавший в Арктике исследователь организовал очередное рискованное путешествие в 1845 году. Но четвертая попытка не удалась: экспедиция пропала без вести.

Трагическая судьба путешественников стала основой фильмов, книг, документальных эссе. Одну из версий гибели исследователей изобразил на своей картине британский художник. Работа попала в галерею лондонского колледжа Ройял-Холлоуэй, и спустя некоторое время произошло самоубийство.

В прощальной записке погибший студент написал: «Белые медведи заставили меня сделать это».

Источник

Источник: https://polonsil.ru/blog/43982560988/prev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector