«самый скорбный день»: что 13 октября 1854 года русские сделали с элитой английской армии

565 лет назад произошло событие, изменившее ход европейской и мировой истории. 29 мая 1453 года турки под командованием султана Мехмеда II штурмом взяли Царьград, так русские называли столицу православного царства.

О крушении империи, о том, какие последствия для Руси имело падение Константинополя, «Русской Планете» рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ, Павел Владимирович Кузенков.

«Самый скорбный день»: что 13 октября 1854 года русские сделали с элитой английской армии

Падение Константинополя потрясло основы европейской экономики, стало вызовом европейской политике. Но главным потрясением было не это. Сотряслись краеугольные принципы религиозной историософии, как христианской, так и мусульманской.

Римское царство, с первых веков христианства признававшееся тем самым «Удерживающим», существование которого, согласно апостолу Павлу, препятствовало приходу к власти Антихриста, пало.

Пал Новый Рим – взятие которого мусульманами давно предсказывалось в хадисах, но считалось знамением скорого конца времён.

«Самый скорбный день»: что 13 октября 1854 года русские сделали с элитой английской армии Султан Мехмед II (на белом коне). Стамбул. Панорама «1453 год». Фото Кирилл Брагин

Как это ни ужасно, но падение Византии произошло на глазах всего христианского мира, в середине XV века далеко не слабого, уже освоившего артиллерию и военную науку. Но европейские державы предпочитали сводить счёты друг с другом.

Никто не протянул руку помощи героически сопротивлявшимся грекам, которые умудрилась оказать достойное сопротивление многократно превосходящим численно полчищам Великого Турка.

Лишь горстка итальянцев сражалась бок о бок с византийцами на стенах Константинополя, но и те в переломный момент ушли, оголив оборону.

А ведь два последних императора – Иоанн VIII и Константин ΧΙ – сделали всё возможное и невозможное, чтобы призвать на помощь европейских единоверцев. На кон была поставлено даже то последнее, что ещё сохранялось от древнего величия ромеев – Православие.

Византийские политики, в том числе церковные, согласились пожертвовать святыней правой веры, чтобы сохранить, как им казалось, нечто ещё более ценное – свою свободу. В 1438 году во Флоренции византийская делегация торжественно подписала унию, признав верховную власть папы над Церковью. Византия становилась полноправным католического Запада. Но жертва оказалась напрасной.

Помощь не пришла. Царство, расколовшееся в самом себе – из-за массового неприятия унии – стало ещё более лёгкой добычей врага.

Но пути истории замысловаты и непредсказуемы. Османские султаны, приняв титул «императоров Рума», неожиданно оказались главными защитниками Православия.

И древняя византийская цивилизация, покорённая политически, продолжила жить в многочисленных христианских общинах Константинополя, Греции, Малой Азии и Балкан.

Не случайно до сих пор на Святом Афоне и в других местах можно увидеть флаги с двуглавыми орлами Палеологов – последней византийской династии.

Особые последствия падение Византии имело для Руси.

Категорически отказавшись принять унию и даже арестовав вернувшегося из Флоренции митрополита-грека Исидора, московский князь Василий Васильевич поначалу отказывался верить, что вера была предана с согласия «святого царя» — как по традиции именовали византийских василевсов.

А вскоре на Русь дошли слухи о том, что легендарный Царьград взят басурманами. В этих обстоятельствах Русская Церковь, ранее входившая в состав Константинопольского Патриархата, провозгласила самостоятельность – автокефалию.

А уже через несколько десятилетий ещё недавно выжженная ордынцами, утопавшая в бесконечных усобицах Московская Русь превратилась в мощную, быстро растущую державу.

Первыми обратили на неё свои пристальные взоры итальянцы, очень боявшиеся турок и искавшие любых союзников. Именно в Риме, при личном участии папы, была сыграна заочная свадьба между Зоей-Софией, племянницей последнего императора Константина Палеолога, и великим князем Московским и всея Руси Иваном Васильевичем.

Зоя, воспитанная униатами, должна была обратить к унии своего мужа и уговорить его выступить против турок. Но произошло нечто непредвиденное. Иван III взял на свой герб двуглавого орла, освободил Русь от ордынской дани и стал решительно строить новое православное царство.

Третий Рим, которому предстояло поднять упавшее знамя Византии и взять на себя и роль «катехона», и защиту истинной веры — Православия.

Источник: https://rusplt.ru/sub/history/samyiy-skorbnyiy-den-34259.html

Что такое Страстная (Великая) пятница и почему это самый скорбный день в году

В Великую пятницу, которая выпадает в этом году на 29 апреля, православный мир вспоминает последний день жизни и распятие Иисуса Христа. Этот день считается самым скорбным в году, потому что окончилась земная жизнь Спасителя. Он умер на кресте, испытывая страшные страдания.

«Самый скорбный день»: что 13 октября 1854 года русские сделали с элитой английской армии

Великий пост.

ekaterinburg-eparhia.ru

Почему не «пятница», а «пяток»?

Как и в ситуации с Великим четвергом, который называют «четверток», корни уходят в славянский язык. Тогда пятница имела и другое название — «пяток». До наших дней оно сохранилось лишь в словосочетании Великий пяток.

Как себя вести в Великую пятницу?

В некоторых регионах, где исповедуют православие, Великая пятница объявляется нерабочим днем, так как в этот день важно посетить церковную службу. Особенно чин вечерни, на которой происходит вынос Плащаницы.

В этот день нужно соблюдать строгий пост. Раньше, по уставу, вкушать пищу могли только больные и дети, и то только после захода солнца. Но так как служба вечерни в большинстве храмов сейчас совершается днем в пятницу, то есть можно уже после выноса Плащаницы. Допускается сухая пища без масла и вода.

Считается, что в Великую пятницу не надо рубить дрова, проводить земельные работы, особенно использовать лопаты и грабли. Не рекомендуется веселиться и ходить в гости.

Что случилось в Великую пятницу?

В Великую пятницу произошло распятие Иисуса Христа на кресте на горе Голгофе. Вместе с ним были распяты два разбойника. Крестная казнь была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней.

Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль.

Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие.

Что происходит в православном храме?

Великая пятница — это один из немногих дней в году, когда не служится Божественная Литургия. Считается, что ее совершил на Кресте сам Христос. Вместо Литургии совершаются Царские Часы — чтение в храме перед крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.

Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. На ней читаются двенадцать отрывков из Евангелий, повествующих о страданиях Христовых. Эти чтения молящиеся в храме слушают с зажженными свечами. Принято после последнего чтения не гасить свечу и приносить этот огонь домой.

Божественные песнопения на вечерне посвящены страданиям и смерти Христа.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы — во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: в это время вокруг храма обносится Плащаница, совершается символический чин погребения.

Плащаница представляет собой плат большого размера, на котором изображен Иисус Христос. Плащаница Иисуса Христа в дальнейшем используется во время богослужений не только в Великую пятницу, но также в Великую субботу.

После чина погребения Плащаница кладется в середине храма на возвышении, украшенном цветами, для поклонения священнослужителей и верующих.

Источник: https://altapress.ru/potrebitel/story/chto-takoe-strastnaya-velikaya-pyatnitsa-i-pochemu-eto-samiy-skorbniy-den-v-godu-177875

битвы | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Июль 6th, 2013 admin

В программе военно-исторической реконструкции событий Крымской войны, 6 июля у поселка Первомайка, за Ялтинским кольцом, в районе Федюхиных высот будет разыгран эпизод Балаклавской битвы 1854 года. 14:00 – 14:10 — Первый этап реконструкции боя: «Захват английской артиллерии»

Сентябрь 29th, 2019 admin

29 сентября состоится ХII Военно-исторический фестиваль «Альминское дело».

 Мероприятие пройдёт в посёлке Вилино на территории объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс — Поле Альминского сражения» — месте крупной битвы Крымской войны.

Фестиваль, посвященный первому крупному сражению Крымской войны, проводят Министерство культуры Республики Крым и Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник.

Сентябрь 6th, 2019 admin

Российская империя торжественно отметила историческое событие — 100-летний юбилей победы в Бородинском сражении и великой победы России в войне с Наполеоном.

«Какой-то быстрый государственный ум подал внезапную мысль: собрать на бородинских позициях возможно большее количество ветеранов, принимавших участие в приснопамятном сражении, а также просто древних старожилов, которые имели случай видеть Наполеона.» А.И. Куприн. «Тень Наполеона» […]

Февраль 2nd, 2019 admin

5 (17) февраля 1855 г., русские войска под командованием генерала Хрулёва начали штурм Евпатории.

  Главнокомандующий русской армией Меншиков отдал под начало генерала Хрулёва пехоту и часть кавалерии евпаторийского отряда, в составе 22-х батальонов, 24-х эскадронов и 5-ти казачьих сотен, — всего около 19 тыс.

человек при 108 орудиях. Атака русских войск под командованием Хрулёва не была неожиданностью для засевших […]

Сентябрь 21st, 2018 admin

Станьте свидетелями реконструкции ключевого сражения Крымской войны. 30 сентября, в 11.

00 на военно-историческом мемориале «Поле Альминского сражения» в Бахчисарайском районе, село Вилино состоится уже XI военно-исторический фестиваль «Альминское дело«.

Организаторы фестиваля, посвященного первому крупному сражению Крымской войны, подготовят яркую реконструкцию боя с большим количеством участников, боевых действий, военной техники, взрывов. Вход на территорию военно-исторического фестиваля […]

Май 16th, 2018 admin

Учёные Института археологии РАН обнаружили на Таманском полуострове греческий бронзовый шлем коринфского типа. Шлем такого типа стал одним из символов Древней Греции классического периода.

Именно в таких шлемах скульпторы изображали Перикла и богиню Афину. Артефакт был обнаружен при раскопках захоронений V века до нашей эры. Для Северного Причерноморья это первая подобная находка.

Ранее единственный похожий […]

Апрель 10th, 2018 admin

Во время раскопок на керченских железнодорожных подходах к Крымскому мосту археологи обнаружили фрагменты античной парадной посуды IV века до нашей эры, искусно расписанной мастерами Аттики. Посуда с росписью древних мастеров была восстановлена из десятков осколков. Реставраторам понадобилось три месяца, чтобы собрать воедино и склеить фрагменты, найденные археологами.

Апрель 6th, 2018 admin

Сегодня, 6 апреля, наступил самый скорбный день у православных христиан — Страстная пятница, день распятия Иисуса Христа. В этот день православная церковь церковь предписывает всем христианам соблюдать самый строгий пост, а также исключить из распорядка работу по дому.

Март 6th, 2018 admin

1 сентября 1854 года у берегов Евпатории бросила якорь огромная эскадра из 389 кораблей и транспортных судов, под английскими, французскими и турецкими флагами. На пологий берег между Евпаторией и Саками, не встречая сопротивления высадилась 62-тысячная армия коалиции. За первые дни сентября на берег Евпатории было переправлено свыше 3000 человек из 1 французского и 1 английского […]

Февраль 13th, 2018 admin

Новый год уже наступил почти везде, но не в Китае. Китайцы отмечают новогодний праздник по лунному календарю, и в этот раз торжества придутся на 16 февраля. Более миллиарда китайцев в самом Срединном государстве и за его пределами готовятся к встрече любимого праздника — Нового года по лунному календарю, который наступит на сей раз 16 февраля. […]

Январь 23rd, 2018 admin

Крымская война 1853–1856 годов стала, пожалуй, первым крупным вооружённым конфликтом в истории человечества, в котором пресса стала играть серьёзную роль, появились первые военные корреспонденты и фотокорреспонденты — в военные сводки активно включилась пресса, пропаганда и агитация. Пытаясь ответить на вопрос «что значит для Запада Крым и Севастополь?» Где оказались русские пушки из Севастополя после завершения […]

Декабрь 18th, 2017 admin

Ветеран четырех войн XX века: Финской кампании, Великой Отечественной, войны с Японией и конфликта в Корее — Лев Липович умер в Хабаровске на 101-м году жизни. Об этом сообщили в понедельник в пресс-службе краевого правительства. Глядя на этого пожилого человека, проникаешься к нему особым чувством симпатии: он жизнелюб и эрудит. А когда узнаешь, что Льву […]

Читайте также:  Чем испугал американцев советский «удар возмездия»

Май 5th, 2017 admin

Кому выгодно переписать историю Великой Отечественной войны? Близится 72-я годовщина Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Вместе с празднованием годовщины в юных головах возникают вопросы о том, зачем отмечать эту дату, ведь уже прошло больше 70 лет.

Не лучше ли организовать новый современный праздник, отойдя от «совковой идейности». Да, и зачем доказывать кому-либо величие той победы спустя […]

Август 6th, 2016 admin

Легендарные воины короля Артура, как далёкие наследники скифских воинских традиций, собиралась в круг для решения важных вопросов. В исторических анналах военная дружина валлийского рыцаря Артура известна, как «рыцари круглого стола».  

Август 6th, 2016 admin

В средневековой христианской католической традиции избраны «Девять Достойных» (Nine Worthies), исторических персон, олицетворяющих идеалы рыцарства и добродетели, способной защитить свои ценности.

Кто же они – эти достойные подражания герои?! Это  широко известные персонажи мировой истории, о которых написаны романы и научные труды, сочинены их подробные биографии, поставлены спектакли, сняты кинофильмы.

  Их портреты, их гербы, одежды, […]

Июль 7th, 2016 admin

Ежегодно 7 июля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году. Чесменская битва, память которой отныне увековечена в списке памятных дат, произошла (24-26 июня) 5–7 июля 1770 года в Чесменской бухте на западном побережье Турции….

Источник: http://www.evpatori.ru/?s=%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D1%8B&x=0&y=0

Тот самый скорбный день июня..

В местечке Руцава близ Лиепаи бойцы 12-го пограничного отряда под командованием начальника штаба майора В.А. Черникова в течение нескольких часов сдерживали натиск превосходящих сил 291-й немецкой пехотной дивизии, пока на помощь не подошли подразделения 67-й советской стрелковой дивизии.

Пограничные наряды 9-й заставы 92-го отряда во главе с начальником заставы лейтенантом Н.С. Слюсаревым, охраняя мост через реку Сан в районе Радымно (18 км севернее Перемышля), героически отразили многочисленные атаки гораздо более сильной неприятельской группировки, включавшей танки. Советские воины бились до последнего дыхания.

13-я пограничная застава лейтенанта А.В. Лопатина 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда героически дралась в окружении до 2 июля.

А легендарная Брестская крепость, на захват которой генералы Вермахта отводили двенадцать часов, и которая продержалась, несмотря на отсутствие сплошной обороны,  более месяца! Поливаемые из всех видов оружия, без пищи и воды на страшной жаре, остатки гарнизона упрямо защищались и наносили противнику ужасающие потери! Чего стоит одна только надпись, нацарапанная штыком на стене казармы: «Я умираю, но сдаюсь! Прощай, Родина. 20/VII-41».

И немецких танкистов, убеждённых в собственном превосходстве, поджидал крайне неприятный сюрприз, когда они столкнулись с нашими танками. Буквально на второй день войны в полосе действий 6-й танковой дивизии Вермахта один-единственный советский тяжёлый танк расстрелял колонну из двенадцати грузовиков.

Танк КВ-1 находился в засаде южнее реки Дубиссы близ литовского города Расейняя.

К тому моменту два немецких батальона захватили плацдармы на другом берегу и готовились к отражению контратаки советских танков (первой за всё время кампании на Восточном фронте), поэтому требовалось обеспечить бесперебойное снабжение батальонов боеприпасами. Для уничтожения того танка противник подтянул батарею 50-мм противотанковых орудий.

Расчётам удалось скрытно подобраться к нашей машине на расстояние 600 метров, и первые же три снаряда поразили цель. Однако восторги артиллеристов сразу поутихли, поскольку видимых повреждений танк не получил.

Батарея открыла беглый огонь, но и следующие пять снарядов отскочили от брони и ушли в небо. Тем временем танковая башня начала медленно разворачиваться в направлении немцев, и раздался первый выстрел её 76-мм пушки.

За считанные минуты вражеские орудия были уничтожены.

Тогда германский тягач под прикрытием догоравших грузовиков подтащил тщательно замаскированную крупнокалиберную зенитку. По танку вновь сосредоточили огонь, но первый же ответный снаряд отбросил орудие в придорожную канаву, расчёт при этом чудом не пострадал.

Едва немцы попытались вновь развернуть свою зенитку, как их буквально смело стальным ливнем огня из спаренных танковых пулемётов.

Советская машина била без промаха, не давая противнику и головы поднять! Лишь с наступлением темноты солдаты Вермахта смогли вынести убитых и часть уцелевшего вооружения.

Той же ночью группа немецких сапёров, пробравшись к танку, заложила под гусеницы два мощных заряда взрывчатки. Когда их подорвали (при этом оказались вырванными всего лишь несколько кусков траков), ответный огонь танковой пушки ясно дал понять, что советская бронированная машина совершенно боеспособна.

Более того, КВ-1  отразил ещё три атаки! Ничего не смогли с ним поделать и пикирующие бомбардировщики Люфтваффе. Наконец, в очередную атаку двинулись пять немецких танков при поддержке 88-мм зенитного орудия. Скрываясь за деревьями, они с ходу открыли огонь одновременно с трёх направлений. КВ-1 вступил в дуэль, однако, маневрируя, открыл корму, куда угодило два снаряда.

И вслед за тем на советский танк обрушился шквал снарядов. Башня его повернулась назад и замерла.

Немцы шлют снаряд за снарядом в неподвижную цель, и, тем не менее, никаких признаков загорания машины, лишь визг от рикошета. Внезапно хобот танкового орудия беспомощно поникает.

Наконец-то, думают враги, русский танк повержен! Не скрывая удивления и возбуждённо переговариваясь, солдаты взбираются на броню своей диковинной жертвы. И тут башня, тяжело дрогнув, вновь поворачивается.

Насмерть перепуганных немцев как ветром сдувает.

Не растерялись только два сапёра, через отверстия в башне они  швырнули внутрь пару ручных гранат. Взрывная волна откинула крышку люка, оттуда повалил густой дым. Сапёры заглянули в люк и в ужасе отшатнулись: кровавые ошмётки тел, — всё, что осталось от экипажа неуязвимой машины.

Так одинокий танк Красной Армии на двое суток (23-24 июня) остановил наступление передовых частей 6-й танковой дивизии Вермахта.

Корпус КВ-1 смогли пробить всего два зенитных снаряда, другие же оставили на броне только глубокие борозды.

О попадании 50-мм противотанковых снарядов свидетельствовали лишь синеватые пятна окалины, следов же попадания танковых снарядов вообще не имелось, хотя такие попадания отмечались, и далеко не одно.

Напрашивался вывод о явной недооценке немцами танковой угрозы противника. Вечером 24 июня начальник Генштаба Сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер записал в дневник: «На фронте групп армий «Юг» и «Север» замечен русский тяжёлый танк нового типа, который, видимо, имеет орудие калибром 80-мм (согласно донесению штаба группы армий «Север» — даже 150 мм, что, впрочем, маловероятно)».

Подробностей этого боя у нас долго никто не знал, хотя воспоминания немецких его участников были опубликованы ещё в начале 1950-х годов. Единственная заметка появилась в октябре 1965-го в литовской «Крестьянской газете» («Валстечю лайкраштис»).

Тогда состоялось торжественное перезахоронение останков героев-танкистов в братскую могилу у деревни Дайняй. При этом нашли кое-что из личных вещей: две баклажки, три авторучки, два офицерских ремня. А также ложки — одна с фамилией Смирнов В. А., другая с инициалами Ш.Н.А.

Самая ценная находка — портсигар, а в нём комсомольский билет, порядочно испорченный временем. Можно было только разобрать несколько цифр его номера, затем фамилию и неполное имя: Ершов Пав…

Правда, тут же лежала квитанция, которая прояснила имя танкиста, место его жительства: Паспорт, серия ЛУ 289759, выдан 8 октября 1935 г. Псковским отделом милиции Ершову Павлу Егоровичу, сдан 11 февраля 1940 г.

Молодые воины оставались со своим танком до конца. Сколько храбрости они показали, как сильно горела в их сердцах ненависть к гитлеровцам! О, это были люди необыкновенной воли! Жаль, что об их подвиге до сих пор практически не вспоминают.

…Внезапное начало войны на рассвете глубоко потрясло всех советских людей. В этот летний выходной многие люди строили планы, собирались провести его с семьями в парках и скверах, пойти в кино или музей, а кто-то уже готовился к поездке на море. Однако всем этим планам не суждено было сбыться.

Первые залпы немецкой артиллерии в рассветные минуты разделили мирную жизнь граждан на две половины.

Позже кадры кинохроники покажут озабоченные лица мужчин и женщин, вглядывающиеся в беспристрастные жерла уличных громкоговорителей, из которых звучал прерывающийся голос министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, сообщавшего о вероломном нападении Германии.

Слова эти отозвались болью в сердце, слезами на глазах, тревогой за своих родных и близких. А на улицах Ленинграда вообще творилось что-то невообразимое, всех охватило чувство неотвратимой беды, свидетельствующее лишь об одном — случилось нечто ужасное.

В то же время миллионы и миллионы наших соотечественников охватил невиданный взрыв патриотизма, сходный с тем, что случился в Отечественную войну 1812 года. Люди разных возрастов и профессий твёрдо решили служить Родине, отстаивать её честь, свободу и независимость. Рабочие, крестьяне, интеллигенция стремились в военкоматы и на фронт…

Кому-то, правда, казалось, что война будет скоротечной, «малой кровью и на чужой территории». Об этом ведь настойчиво твердила советская пропаганда 30-х годов. Красная Армия, отступая, только выполняет тактический маневр, а потом всей мощью обрушится на коварного врага.

Тем тягостнее было узнавать про бесконечные поражения наших войск, про оставления ими городов и сёл, про стремительное продвижение немцев вглубь страны, в результате которого в окружение попадали целые армии…

В первые военные месяцы 1941 года дела пошли настолько плохо, что впору было опасаться за существование СССР как такового!

Но идея защиты Отечества как дела правого и праведного объединила силы бойцов на передовой и тружеников в тылу, помогла нам, в конце концов, добиться перелома! Неимоверное напряжение и массовый героизм советских людей изумляли и врагов, и союзников! И мы выстояли в этом кошмарном испытании! Мы победили! Раздавили гидру фашизма!

Вечная слава нашим предкам за их мужество и стойкость! День 22 июня навсегда останется в памяти истинных патриотов России!

http://webkamerton.ru/2013/06/tot-samyj-skorbnyj-den-iyunya%E2%80%A6/

Источник: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/06/22/tot_samyj_skorbnyj_den_iyunya

Сегодня у христиан самый скорбный день в году – Страстная пятница

Сегодня христиане восточного обряда отмечают Страстную пятницу – день, когда предали и распяли Иисуса Христа. #Буквы рассказывают, что следует знать об этом дне, а от чего воздержаться.

В прошлом году этот день припал на 6 апреля.

Страстная пятница – это единственный день в году, когда не проводится богослужение, а только Вечерняя с главным обрядом – вынесением плащаницы. Плащаница – символ полотна, в которое был завернут Иисус, когда его сняли с креста.

Согласно верованиям, на полотне остался отпечаток вследствие божественного излучения, происхождение которого ученые так и не смогли объяснить.

Пост в этот день особенно строгий: верующие ничего не едят до вечерней службы, когда выносят плащаницу. А ужин должен быть очень скромным, без масла, сахара – простая каша на воде или сырые овощи. Некоторые пьют только воду.

Запреты в Страстную пятницу

Нельзя шить, наносить макияж, делать прически, окрашивать волосы и тому подобное. Нельзя петь и веселиться.

Читайте также:  Зачем священнику в церкви головной убор

В этот день также запрещается заниматься домашними делами, все надо было сделать еще вчера, в Чистый четверг.

В этот день также нельзя что-либо сажать в землю. Тяжким грехом считается плевать на землю.

Также в Страстную пятницу не следует ругаться.

История

На следующий день после Тайной вечери, молитвы в Гефсиманском саду и предательства Иуды (за 30 серебрянников), утром первосвященники со старейшинами и книжниками провели совещание и, связав Иисуса, выдали Понтию Пилату. Пилат сначала отказался признавать каку-либо вину Христа. Но первосвященники были против.

В тот же день судили убийца Варавва.

Пилат спросил у людей и священников: “Хотите, отпущу Царя Иудейского?” Но первосвященники подбили народ требовать отпустить Варавву. Пилат так и поступил.

Иисуса Христа сначала страшно пытали, а потом надели на голову колючий терновый венок и заставили нести деревянный крест на Голгофу, где и распяли.

Распятие в те времена было позорной казнью. Такой смертью казнили разбойников, убийц, рабов-преступников.

“В шесть часов наступила тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девять часов Иисус вскрикнул: “Боже мой! Бог мой! Почему ты меня оставил?”.

И через несколько минут, “воскликнул громким голосом, и испустил дух”.

25 апреля у христиан восточного обряда один из важнейших дней Страстной недели – Чистый четверг.

Источник: https://bykvu.com/bukvy/115990-segodnya-u-khristian-samyj-skorbnyj-den-v-godu-strastnaya-pyatnitsa/

Православные отмечают самый скорбный день в году

ТАЛЛИНН, 6 апр — Sputnik, Ангелина Мандрыка. Великой (Страстной) называется пятница последней, шестой недели Великого поста, перед праздником Пасхи Христовой.

Это самый скорбный день богослужебного года, когда православные христиане вспоминают последний день земной жизни Иисуса Христа, а также какие муки ему пришлось перенести за все человечество.

В этот день Иисус совершил крестный путь на Голгофу, где и был распят.

Секретарь митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия Ростислав Румянцев рассказал Sputnik Эстония, что Великий пост установлен Православной Церковью как приготовление верующих к самому главному празднику — Воскресению Христову, или Пасхе.

По его словам, пост длится шесть недель, затем следует Страстная седмица (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»), посвященная воспоминанию событий последних дней земной жизни Спасителя — последним словам поучений, Тайной Вечери, страданиям, распятию и крестной смерти.

«Богослужебные тексты Великого поста, коленопреклонные молитвы располагают верующих к покаянию. Но конечно, наиболее умилительные молитвы — молитвы Страстной седмицы. Их смысл словно ведет человека по стопам Господа на протяжении его крестного пути и страданий, и далее — к торжеству Воскресения», — говорит Ростислав Румянцев.

Sputnik Эстония красил пасхальные яйца вместе со своей читательницей >>

Песнопение Страстной пятницы звучит следующим образом: «Одеяйся светом, яко ризою, наг на суде стояще, и в ланиту ударение прият от рук, ихже созда: беззаконнии же людие на Кресте пригвоздиша Господа Славы: тогда завеса церковная раздрася, солнце померче, не терпя зрети Бога досаждаема, Егоже трепещут всяческая. Тому поклонимся».*

* «Одевающийся светом, как одеждою, предстоял на суде обнаженным; и принял удар по щеке от рук, которые создал; а беззаконный народ пригвоздил к Кресту Господа Славы. Тогда завеса храма разорвалась; солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога, пред которым трепещет весь мир. Ему поклонимся».

Страстная пятница — день самого строгого поста

Великая пятница — время скорби и траура, а также самого строгого поста. Этот день верующие люди проводят в молитвах и полностью отказываются от пищи до выноса плащаницы в храмах. После этого можно съесть немного хлеба и выпить воды.

Секретарь митрополита Корнилия отметил, что Великий пост — самый строгий и продолжительный пост из всех. По церковному уставу разрешается только растительная пища, а на Страстной неделе даже растительное масло вкушать можно не каждый день и количество приемов пищи на каждый день строго оговорено.

«Соблюдение поста в пище помогает людям легче соблюдать и духовный пост — в своих поступках, словах и помыслах», — пояснил Румянцев.

Также он добавил, что пост телесный призван помочь в борьбе со страстями и благодаря этому с чистым сердцем воспринять светлый праздник Пасхи.

А Светлое Христово Воскресение, праздник Пасхи, для тех, кто постился и посещал службы в храмах — это не только радость духовная, но и радость праздничного стола. По традиции трапезу освящают в церквях.

Это можно сделать в субботу в течение всего дня или в воскресенье.

Страстную пятницу верующие проводят в молитвах и размышлениях

© Sputnik / Вадим Анцупов

Все приготовления к Пасхе надо закончить в Чистый четверг, так как в Страстную пятницу нельзя заниматься никакими хозяйственными делами, а особенно убираться, готовить, шить, стирать и что-либо резать. Нарушение этого запрета считается большим грехом.

Христиане, которые соблюдают все правила, в этот день даже не моются.

По возможности Великую пятницу надо провести в тишине, размышлениях и молитвах. Наши предки верили, что если человек веселится или развлекается в этот день, то потом весь год проплачет.

От посещения увеселительных заведений тоже стоит отказаться. Категорически запрещается сквернословить и ругаться.

В пятницу в храмах проходят утренние и вечерние службы. Вечерняя служба наиболее важная, так как происходит вынос Плащаницы — одного их главных символов Пасхи. Считается, что если с пятничной службы принести домой двенадцать зажженных свечей и они полностью догорят, то это принесет удачу, радость и благополучие в дом.

Пасхальный кулич по рецепту прабабушки — видео процесса приготовления>>

С вечера Великой пятницы принято замешивать тесто для пасхальных куличей. Печь куличи и красить яйца следует ранним утром в субботу. Самый главный цвет пасхальных яиц — красный, он символизирует кровь Христа.

А чтобы в семье всегда были мир и благополучие, вместе с куличами стоит испечь и маленький колобок из теста. Одну половинку надо съесть, а другую со словами: «Господи, спаси, сохрани, оборони. Ныне и присно и во веки веков. Аминь», — положить дома за иконой и хранить в течение целого года.

Церковные службы на праздничные дни

Пятница, 6 апреля. Великий Пяток. Воспоминание Страстей Иисуса Христа

  • Таллиннский собор Александра Невского
  • 14:00 – Вечерня с выносом Плащаницы18:00 – Утреня (полиелей Благовещению) с чином Погребения
  • Таллиннская Никольская церковь (Вене, 24)
  • 14:00 – Вечерня с чином выноса Плащаницы17:00 – Утреня (с чином погребения Плащаницы). Полиелей
  • Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Ласнамяэ
  • 14:00 – Вечерня с выносом Плащаницы (Крестный ход)17:00 – Всенощное бдение
  • 18:30 – Храм закрывается
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская церковь, Лийвалайа, 38)
  • 16:00 – Вечерня с выносом Плащаницы и пением канона «Плач Богородицы»18:00 – Утреня с чином погребения Плащаницы

Суббота, 7 апреля. Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы

  1. Таллиннский собор Александра Невского
  2. 08:00 – Часы, Изобразительны, Вечерня, Божественная литургия свт. Василия Великого12:00-21:00 – Освящение праздничной трапезы (пасхи, куличи, яйца)21:00 – Чтение Апостола
  3. 23:15 – Полунощница с каноном
  4. Таллиннская Никольская церковь (Вене, 24)
  5. 08:30 – Вечерня. Божественная литургия12:00-14:00 – Освящение праздничной трапезы (пасхи, куличи, яйца)20:00-23:00 – Освящение праздничной трапезы
  6. 23:00 – Пасхальная полунощница
  7. Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Ласнамяэ
  8. 08:30 – Исповедь, Часы09:00 – Литургия свт. Василия Великого12:00-18:00 – Освящение пасхальной трапезы (пасхи, куличи, яйца)19:00-22:30 – Храм закрыт на перерыв
  9. 23:20 – Пасхальная полунощница
  10. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская церковь) (Лийвалайа, 38)
  11. 07:30 – Исповедь08:30 – Часы, Изобразительны, Вечерня с Литургией свт. Василия ВеликогоОсвящение пасхальной трапезы (пасхи, куличи, яйца) начнется сразу после Литургии18:00 – Храм закрывается на уборку21:00 – чтение Деяний Святых Апостолов
  12. 23:30 – Полунощница

Воскресенье, 8 апреля. Светлое Христово Воскресение – Пасха

Таллиннский собор Александра Невского

00:00 – Пасхальная Утреня, ранняя Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста10:00 – Часы Пасхи, поздняя Божественная литургия свт. Иоанна Златоуста

  • 16:00 – Великая Пасхальная вечерня
  • Таллиннская Никольская церковь (Вене, 24)

00:00 – Крестный ход. Пасхальная утреня. Божественная литургия

Храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Ласнамяэ

00:00 – Пасхальная утреня. Литургия свт. Иоанна Златоуста02:30 – Храм закрыт10:00 – Пасхальные часы. Литургия. Освящение праздничной трапезы

  1. 13:00 – Храм закрывается
  2. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская церковь) (Лийвалайа, 38)
  3. 00:00 – Пасхальная Утреня с крестным ходом, Часы, Литургия свт. Иоанна Златоуста

Источник: https://ee.sputniknews.ru/world_news/20180406/10085028/Pravoslavnye-otmechajut-samyj-skorbnyj-den-god.html

22 июня. Тот самый скорбный день в году

Сегодня 22 июня, у нас парадоксальный день. Все те люди, которые полтора месяца назад предлагали скорбеть, печалиться и грустить (в День Победы), сегодня не скажут ни слова грусти, ни слова печали (в День памяти и скорби). У них же печаль — дело глубоко личное, персональное.

Сегодня они вздохнут о том баварском, которым им не судьба упиться всласть, сегодня евреи Гозман и Быков взгрустнут о том, что не стали абажурами — виноват! — полицаями при «цивилизованных европейцах».

Эти тонкие люди живут во «внутренней эмиграции», их страдания неспособно оценить грубое и тупое «быдло», а поэтому скорбь и печаль у них — глубоко личные.

Есть и ещё одна важная причина, которую они с одной стороны выпячивают, а с другой — деликатно обходят стороной: речь о потерях в той войне.

Их надо с одной стороны целиком вешать на Сталина, на неправильную политику и неумелое командование, а с другой стороны — тщательно обходить вопрос о структуре этих потерь.

А то же получится неловко: быстро окажется, что «цивилизованные европейцы» убили мирных жителей гораздо больше, чем было боевых потерь. Про это «светлоликие» говорить не могут, этого они избегают.

Европа — она хорошая, Сталин — он плохой. Каким образом Сталин «истребил» людей на оккупированных территориях больше, чем их полегло на фронтах — этого объяснить никак не получится. Ведь «хорошие» европейцы этого сделать не могли (по легенде), а «плохой» Сталин тоже не мог (физически).

А если не получится это всё объяснить, то и говорить об этом не надо. И уж тем более — знать этого никому не надо. Из почти 27 миллионов погибших только 41% были потери военнослужащих. Да и то! Надо ещё учесть, что из этих 41% целых 6% погибли в плену.

Кстати, это к слову о слезливых разговорах, сколько «невинных немцев» (привет Коле Уренгойскому) злые русские уморили в плену после окончания войны.

Больше 14 миллионов мирных жителей погибли в зоне оккупации, из них около 60%, свыше 8 миллионов, были истреблены намеренно, теми самыми «невинными немцами», теми самыми «цивилизованными европейцами», которые не успели напоить баварским бедного Быкова.

Теми самыми, которые «несли освобождение народу» по словам Быкова. Я никогда не забуду, как Ариэль Коэн, ведущий эксперт Атлантического совета, сказал однажды: «Мы убили миллион иракцев? Что вы, мы их освободили от жуткой диктатуры!».

Вот да, около 8 миллионов человек гитлеровская армия «освободила» вообще от жизни путём целенаправленного истребления прямо в стране проживания. Вдобавок к этому ещё почти 2,5 миллиона человек погибли на принудительных работах в Германии.

И около 4 миллионов погибли от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи.

Обо всём этом те, которые так рвутся «поскорбеть» в День Победы — обо всём этом они сегодня даже и не вспомнят. Не положено. Разве что товарищ Познер в очередной раз скажет, как ужасно было наше военное командование, потому что все 27 миллионов он запишет на боевые потери — он это любит и умеет. Как думаете, Познер, образованный и пожилой человек — он это по незнанию или намеренно?

К тому же здесь возникает очень тонкая манипуляция!!! Следите за руками: Мы же воевали с гитлеровской Германией? Да. Дальше считают потери Германии и соотносят с нашими. Казалось бы, логично, верно? Ан нет, неверно! Наших людей убивали не только немцы, но и все их союзники и коллаборанты, коих было много.

Читайте также:  10 тысяч русских солдат на каторге в алжире: за что их туда отправили французы

Скажите, разве кто-то выделяет советских людей убитых отдельно немцами и отдельно их союзниками и коллаборантами? Нет, они все вместе нас убивали. А почему тогда мы считаем потери только немцев? Против нас воевало много стран, вот их суммарные потери (на Восточном фронте) и надо учитывать.

Когда солдат Красной армии стрелял — он что, размышлял о том, попадёт он в немца или румына или француза? Нет, он стрелял в тех, кто пришёл убивать его. И, кстати, многих наших убил (наших, следует понимать, предателей, перешедших на сторону врага). Так что нельзя вообще сравнивать потери СССР с потерями одной только Германии, если уж очень хочется оценить это соотношение.

Надо сравнивать с потерями всех наций и стран, которые пришли воевать и убивать в СССР. Соотношение это, кстати, будет всего лишь 1,3-1,4, а вовсе не 3-4 кратное, как любят считать вечно крикливые либералы.

Вот такую мысль я хотел высказать в этот День памяти и скорби. А то же некоторые страстные любители «поскорбеть» этого точно не скажут сегодня.

Источник: https://www.sknews.ru/rubriki/main/76637-22-ijuna-tot-samyj-skorbnyj-den-v-godu.html

Для православных верующих наступил самый скорбный день Страстной недели

Для православных верующих наступил самый скорбный день Страстной недели — Великая пятница. Он посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и крестной смерти Иисуса Христа. По традиции Восточной Церкви в конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы. Это иконописное или шитое изображение снятого с креста тела Иисуса Христа, полагаемого во гроб. Плащаница устанавливается для поклонения перед алтарной частью храма.

В Великую пятницу, в храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл совершит вечерню с выносом Плащаницы Спасителя и утреню Великой субботы с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа, говорится в информации патриаршей пресс-службы.

Плащаница будет находиться в храмах вплоть до начала пасхального богослужения, во время которого она вновь возвращается на Престол алтаря. Таким образом, увидеть ее прихожанам можно лишь в эти предпасхальные дни.

До позднего вечера пятницы и в течение Страстной Субботы перед православными храмами можно будет увидеть длинные очереди прихожан, желающих «приложиться» к плащанице. Даже те, кто редко посещает церковь, в этот день стремятся найти время на то, чтобы поклониться этому священному символу, олицетворяющему завершение земного пути Христа.

  • Патриарх Кирилл в Великий четверг совершил в храме Христа Спасителя чин умовения ног (ВИДЕО)
  • Накануне, в Великий четверг Страстной недели, когда Церковь вспоминает Тайную Вечерю, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в московском храме Христа Спасителя Божественную литургию святителя Василия Великого.
  • Как отмечается в сообщении патриаршей пресс-службы, богослужение, в котором предстоятелю РПЦ сослужили многочисленные архиереи, транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».
  • С проповедью перед причастием к верующим обратился председатель Отделам внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
  • По окончании богослужения патриарх совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 1-17), Патриарх омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.

После заамвонной молитвы Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи.

При чтении протодиаконом Евангельского повествования предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам.

Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Омытому нужно только ноги умыть».

  1. По завершении чина умовения ног патриарх взошел на амвон и обратился к верующим с первосвятительским словом:
  2. Вечером, в канун Великой пятницы, патриарх Кирилл совершил в храме Христа Спасителя утреню с чтением 12-ти Евангелий последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
  3. Перед началом чтения первого Евангелия из алтаря были вынесены и положены на аналое в центре храма частица Ризы Господней и Гвоздь от Креста Господня.

По традиции после пятого Евангельского чтения предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением Распятия. Затем были прочитаны семь Евангелий, посвященных Крестным мукам Спасителя.

  • По окончании утрени верующие поклонились Кресту, частице Ризы Господней и Гвоздю от Креста Господня.
  • Слово, с которым патриарх Кирилл обратился к верующим в Великий четверг
  • (текст опубликован на сайте «Патриархия.ru»)

Сердечно поздравляю вас с великим праздником — с Великим Четвергом. Этот день приравнивается по своему значению и торжеству к двунадесятым праздникам, потому что его установлено отмечать в честь совершенно особого события — учреждения Таинства Святой Евхаристии Самим Господом и Спасителем нашим.

Угодно было Господу накануне Его страданий силой Божественной явить то, что невозможно было сделать по человеческому естеству. Он благоволил, чтобы силой Его Духа в Церкви постоянно актуализировалось то, что Он совершил ради спасения человечества, — в первую очередь, Его страдания, крест, Воскресение, Вознесение, одесную Отца седение, Второе и Славное паки пришествие.

А что значит актуализируются события, которые были в древности или которые еще не наступили? Это означает, что Божественной силой каждый, кто имеет возможность вступить в памятование об этих событиях, становится их соучастником — не наблюдателем, не зрителем, а реальным соучастником.

Именно для того, чтобы было так, Господь учреждает Церковь — общину верующих, которая именуется Телом Его и которая существует, действует силой благодати Святого Духа, пришедшего в мир через смерть и Воскресение Спасителя.

Именно силой Божественной, а не человеческой мы, люди XXI века, собираясь в храмах Божиих и совершая Святую Евхаристию, становимся соучастниками и Тайной Вечери, и страданий, и крестной смерти, и Воскресения Спасителя, и даже того, о чем не знаем, ибо это нигде не описано, — таинственного седения Спасителя одесную Бога в вечности, а также Его Второго и Славного пришествия.

В этом смысле Церковь, которая принадлежит к конкретному времени и месту, — это мы с вами, живущие в Москве и собравшиеся сегодня для совершения Евхаристии в Храме Христа Спасителя.

Мы, по-человечески живущие и молящиеся здесь, силой Божественной преодолеваем пространство и время, а лучше сказать, выходим за всякое пространство и за всякое время и, не покидая наше физическое естество, входим в реальное соприкосновение со всем, что Господь сделал для нас, — и с Тайной Вечерей, и со страданиями, и со смертью крестной, и с Воскресением, и с Вознесением, и даже с тем, что, как уже сказано, находится за пределами исторического знания — с Богом, пребывающим в вечности, с прославленным Сыном, одесную Его сидящим, и с Его Великим вторым пришествием.

В течение Святой Четыредесятницы мы много размышляли о путях духовной жизни человека.

Мы говорили о грехах и страстях, о том, как святые отцы, подвижники на основании Слова Божиего, своего опыта, опыта предшествовавших им поколений святых людей учат нас преодолевать грех, концентрируя свою волю, свои чувства, свой разум, укрепляясь в молитве, покаянии, доброделании, исповедании грехов.

Эти размышления сопровождались для многих из нас частым посещением храма, молитвой, исповедью, Причастием Святых Христовых Таин.

А некоторые прилагают огромные усилия, отказываясь принимать пищу даже в рамках разрешенного постом, посещая богослужения утром и вечером, или, как, например, на Святой Горе Афон, уходят на 40 дней в пещеры, пустыни, скиты, чтобы удалиться даже от общежительных монастырей. Это древняя традиция, хорошо нам известная из повествования о подвиге святой Марии Египетской. Вот и сейчас некоторые, может быть, не столь строго, как в древности, проводят так Великий пост, напрягая свои волю, силы, чувство, разум, чтобы победить грех и встать на путь спасительной жизни.

Однако без Бога все эти подвиги ни к чему бы не привели, потому что, как ни напрягай силы, греха в себе собственными силами не победишь. Ибо источник греха — диавол, а он сильнее человека.

Всякая аскеза, исходящая от человека, тем более внерелигиозная, к которой иногда прибегают современные люди, в том числе с целью поправить здоровье, неспособна произвести глубокое внутреннее преобразование личности, потому что лишь Бог в ответ на наш малый подвиг молитвы, покаяния, доброделания способен дать нам Свою силу, протянуть Свою спасающую десницу.

И Он нам действительно ее протягивает, когда мы соединяемся с Ним, когда становимся реальными соучастниками Его земной жизни, Его страданий и Воскресения в Таинстве Святой Евхаристии.

Вот почему без Причастия не может быть спасения человека. Иногда люди раздражаются на самих себя, говоря, что приходится исповедоваться в одних и тех же грехах и нет силы эти грехи преодолеть.

Так и не будет силы, если не будет силы Божией, ибо только она преодолевает наш грех, испепеляет наши беззакония, вразумляет и поддерживает нас в те моменты жизни, когда мы вдруг сознаем необходимость воздержаться от злой мысли, от греховного поступка.

Нам не хватит собственных сил, и уповать на них не надо. Исторический опыт показывает, что диавол сильнее человека.

Но когда мы причащаемся подлинного Тела и подлинной Крови Христовых, когда мы входим в общение с Триипостасным Богом, когда неведомой для нас силой Господь через вхождение в нашу плоть и нашу душу делает нас сопричастниками Его Божественной жизни, — вот тогда мы обретаем силы побеждать грех и устремляться ко спасению.

К сожалению, чаще всего бывает так, что особое благодатное духовное состояние, которое посещает нас после Причащения, достаточно быстро улетучивается, особенно в соприкосновении с внешним миром.

Вышли из храма, встретились с кем-то, куда-то пошли, начались разговоры, и очень часто мирская обстановка ослабляет внутреннее духовное напряжение.

Об этом хорошо знали святые отцы, подвижники, и во многих святоотеческих писаниях содержатся указания на то, что мы должны особо бдительно охранять свой внутренний мир после Причастия Святых Христовых Таин.

Здесь уже нужны наша собственная сила и наша воля, и потому давайте проследим за самими собой, на какую временнУю дистанцию мы можем рассчитывать, с тем чтобы сохранить внутреннее благодатное состояние, даруемое нам в Святой Евхаристии.

Здесь именно та область, в которой мы должны прилагать свои человеческие силы, и да поможет нам Господь входить в общение с живым Богом через великое Таинство Церкви — Таинство Святой Евхаристии, делая всё, что мы можем по-человечески совершить, преодолевая свой грех и свою неправду, надеясь на то, что не своей силой и не своим разумением, но силой Божией мы обретем прощение грехов и жизнь вечную».

Источник: https://www.newsru.com/religy/29apr2016/karfreitag_donnerstag.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector