«щи да каша — пища наша»: основные мифы о русской кухне

Супы всегда занимали главное место на русском столе.

Традиция регулярно употреблять жидкие горячие блюда, получившие общее наименование «хлебово» (с конца XVIII века их стали называть супами), сформировалась на заре развития русской кухни.

Недаром главным столовым прибором наших предков была ложка, которая появилась на Руси почти за 400 лет до вилки! «Вилкою, что удой, а ложкою, что неводом», – гласила народная пословица.

Особой популярностью пользовались щи и похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные мучные супы: затирухи, заварихи, болтушки, саломаты и другие.

В XVII веке к ним добавились неизвестные в средневековой Руси кальи, похмелки, солянки и рассольники, а в дальнейшем ассортимент русских супов пополнили западноевропейские бульоны, супы-пюре и различные заправочные первые блюда с мясом и крупами.

Также на современном национальном столе прижились некоторые супы народов нашей страны, например, украинский борщ и кулеш, белорусский свекольник и суп с клецками. Многие супы, особенно овощные и крупяные, трансформировались из жидких кашиц-заспиц, то есть каш с овощной засыпкой.

Испокон веков на Руси каша занимала после щей почетное второе место. Первоначально каша считалась обрядовой пищей: она сопровождала молодых в день свадьбы, ею поминали усопших и встречали новорожденных.

Кстати, известное выражение «С ним каши не сваришь» пошло именно от свадебных обрядов: по русскому обычаю жених и невеста должны были сварить кашу и съесть ее в присутствии сватов – без этого брак считался недействительным. Ритуальной кашей отмечали окончание сева, жатвы, молотьбы, а также новоселье.

Да что там говорить, само праздничное застолье часто именовали «кашей» – об этом красноречиво свидетельствуют древнерусские летописи.

Многообразие зерновых культур, растущих в России, определяло великое множество каш: рисовая и перловая, гречневая и ячневая, пшенная и манная, кукурузная и овсяная… Причем из каждого вида зерна производилось несколько сортов круп – от целых до дробленых разными способами. Кроме того, в зависимости от вкуса и фантазии поваров рождались новые оригинальные блюда: манная каша с вареньем, пшенная – с тыквой, рисовая – с изюмом, гречневая – со свеклой, кукурузная – с орехами. Всех и не перечислить!

Немного фантазии

Уже в ранний период развития русской кухни обозначилось четкое разделение национальных блюд на постные (растительно-рыбно-грибные) и скоромные (мясо-молочно-яичные), что оказало огромное влияние на ее дальнейшее развитие вплоть до конца XIX века.

Можно сказать, что больше повезло постному столу: поскольку около 200 дней в году считались постными (а посты соблюдались весьма строго), то было естественным стремление расширять ассортимент постного стола.

Отсюда обилие в русской кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья – зерна, овощей, лесных ягод и трав. Благодаря этому у тех, кто постится в наши дни, уже не возникает вопрос:  «Чем питаться в пост?».

Действительно, сорок дней на картошке с квашеной капустой не продержаться, да с медицинской точки зрения это не полезно…

Разнообразие постного меню поможет отвлечься от мыслей о жирном и вкусненьком, избежать монотонности и скуки, а также избавиться от проблем с пищеварением. Вам потребуется лишь немного фантазии и наши рецепты.

 Чечевичная похлебка

6–7 стаканов воды или овощного отвара, 1 стакан красной чечевицы, 1 корень сельдерея, 1 морковь, небольшой кочан капусты брокколи, лук-порей (1 растение), лук-репка (3 штуки), 1,5 ч. л. порошка «карри», 1,5 ст. л. томатной пасты, сушеная и свежая зелень, душистый перец.

В глубокую сковороду-кастрюлю налить подсолнечное масло. Лук-порей и лук-репку порубить и поджарить до золотистого цвета, посыпать обильно порошком «карри», залить водой или овощным отваром, перемешать и добавить томатную пасту.

Добавить стакан красной чечевицы. В похлебку положить корень сельдерея и одну морковку целиком.

Когда чечевица будет готова, извлечь корень сельдерея и морковь, добавить капусту брокколи, сушеную пряную зелень и немного душистого перца.

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне Чечевичная похлебка

Суп гороховый с орехами

1,2 стакана сушеного гороха (целого или дробленого), 2 картофелины, 1 луковица, 1 ст. л. растительного масла, 1/4 ст. грецких орехов, соль, перец черный молотый, для украшения – зелень, ржаные сухарики.

Горох залить холодной кипяченой водой и оставить на несколько часов (дробленый горох замачивать не надо). Вскипятить 2,5–3 л подсоленной воды и добавить горох. После закипания уменьшить огонь и варить горох под приоткрытой крышкой до полуготовности. Добавить в кастрюлю очищенный и нарезанный кубиками картофель, варить суп до готовности картофеля.

Разогреть на сковороде растительное масло и обжарить мелко нарезанный лук до прозрачности. Затем добавить тонко нашинкованную соломкой морковь и обжарить все вместе до осветления моркови. Добавить овощи в суп.

Очищенные, измельченные орехи слегка обжарить на сухой сковороде. Остудить, после чего растолочь орехи в ступке до мелкой крошки. Добавить в суп орехи, выключить огонь и подержать суп под крышкой на плите около 10 мин.

Готовый суп разлить по тарелкам, посыпать свежей зеленью и добавить сухарики.

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне Суп гороховый с орехами

Баклажановая икра

2 баклажана (~500 г), 1 луковица (~50–80 г), 200 г свежих помидоров, 2 болгарских перца (~200 г), 2/3 ч. л. соли, 1/3 ч. л. сахара, 3 ст. л. растительного масла, 1 ст. л. уксуса (лучше яблочного).

Баклажаны очистить от кожицы, разрезать вдоль пополам и положить на решетку в духовку, разогретую до 200–220° C. Проверять готовность, прокалывая острым ножом мякоть баклажана – если нож входит легко, значит, баклажаны готовы, если со скрипом, значит, нужно печь еще.

Перцы и помидоры вымыть. У помидоров вырезать основание плодоножки. У перцев вырезать стебель и внутреннюю часть с семенами. Через мясорубку с крупной решеткой пропустить баклажаны, помидоры, перец и лук. В получившуюся массу всыпать соль и сахар, влить масло и уксус. Перемешивать до полного растворения соли. При необходимости довести до нужного вкуса.

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне Баклажановая икра

Перловая каша с грибами

300 г свежих грибов, 3 луковицы, 1,5 ст. перловой крупы, соль, петрушка.

Перловую крупу промыть, воду слить. На растительном масле обжарить крупно порезанные грибы на сильном огне. Грибы выложить из сковороды, добавить масло, огонь убавить до среднего.

Положить мелко нарезанный лук и тушить при помешивании до легкого изменения цвета (лук должен остаться влажным). К луку всыпать перловую крупу, огонь прибавить до максимума. При постоянном помешивании обжаривать до тех пор, пока крупа не приобретет золотистый цвет.

Смешать жареные грибы с перловой крупой и луком, посолить. Переложить в глиняный горшок (или в порционные горшочки). Залить водой или овощным бульоном так, чтобы жидкость поднималась над крупой на 2–2,5 см (1,5 пальца). Горшок поставить в холодную духовку.

Температуру выставить на 230–240° C. Через 20 минут убавить температуру до 160–170° C и томить кашу еще 1 час 20 мин.

Если нет глиняного горшка, кашу можно варить в обычной кастрюле под крышкой на медленном огне примерно 40–45 мин. Если жидкость будет слишком сильно испаряться, добавить еще горячего бульона или воды. При подаче в кашу добавить мелко нарезанную петрушку.

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне Перловая каша с грибами

Салат из томатов и зеленой фасоли «Светофор»

250 г мелких красных и желтых томатов «черри», 250 г зеленой стручковой фасоли без хвостиков (можно замороженной), 1 зубчик чеснока, 4 ст. л. оливкового масла, 1 ст. л. бальзамического уксуса, соль и перец.

Разрезать помидоры пополам и положить в глубокую миску. Отварить фасоль в кипящей воде в течение 2 мин., откинуть на дуршлаг, хорошо подсушить и смешать с томатами. Добавить давленый чеснок, масло и бальзамический уксус. Подавать на стол в теплом или холодном виде.

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне Салат из томатов и зеленой фасоли «Светофор»

Коврижка с изюмом

550 г сахара, 2 стакана муки,  2 ст. л. растительного масла, 1,5 ст. л. молотой корицы, 1,5 ч. л. молотой гвоздики, 1–1,5 стакана изюма, 1,5 ч. л. соды, 1 ст. л. уксуса.

Пережечь 1/4 часть сахара в глубокой сковороде до темно-коричневого цвета. Осторожно влить туда же горячую воду, добавить оставшийся сахар. Когда он растворится, снять сковороду с огня, влить растительное масло. Остудив, всыпать в сковороду корицу и гвоздику, затем муку. Все перемешать, добавить соду, погашенную уксусом, и изюм. Выпекать при температуре 180° C около часа.

Не закрывайте коврижку полиэтиленом – сохраните хрустящую корочку!

Источник: http://new.journalpp.ru/page.php?id=229

Щи да каша – пища наша?

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне

Каша была и остаётся одним из любимых и постоянных блюд наших соотечественников. И это понятно, с давних времён у славян каша – не просто еда, а символ, ритуал, обрядовое блюдо. Кашей на Руси встречали новорожденных, молодожёны варили ее на свадьбе (возможно, отсюда пошла фраза «с ним кашу не сваришь»?), кашей — кутьёй — поминали умерших. Да и само слово «каша» была равнозначна слову «пир». Каша – одно из наиболее физиологичных для нас блюд, ведь её ели наши предки, наш организм «заточен» под её усвоение и получение максимума пользы от злаков. Каши есть практически в любой национальной кухне, от привычных нам манной и «экзотической» для иностранцев гречневой, до незнакомых нам до недавнего времени булгура, киноа, кус-куса и других.

Манке — зеленый свет! Результаты теста

Помните, «щи да каша – пища наша»? Кстати, о щах и других первых блюдах мы обязательно поговорим с вами в следующий раз. Сегодня – о светлых и тёмных сторонах привычных нам каш.

У каш есть масса полезных свойств, вот только не все о них знают. Наш выдающийся соотечественник, Нобелевский лауреат академик Иван Петрович Павлов считал гречневую кашу с молоком блюдом, близким к идеалу по соотношению пищевых веществ.

Увы, сейчас в нашем общепите сократили количество молока и увеличили закладку крупы. Пустяк? Возможно, но ценнейшие белки этого блюда стали усваиваться на 25 % меньше. Это установили с помощью современного оборудования, которого у наших предков не было.

Но они умели интуитивно определять, блюдо полезно или вредно.

Ещё один пример. Современная диетология рекомендует смешивать разные крупы, чтобы в одном блюде собрать «букет» необходимых питательных веществ. И уже не в диковинку в супермаркетах смеси из 7-10-12 злаков и даже бобовых. Но это вовсе не «открытие» нынешних докторов.

Вспомните знаменитую «суворовскую кашу», которую «изобрёл» выдающийся полководец, когда в одном из походов из-за разгильдяйства интендантских служб остался небольшой запас ячменя, проса, гороха. Суворов приказал смешать всё в одном котле и накормить войско.

И солдатам понравилось! Так имя великого полководца вошло в историю кулинарии.

Веками народ отбирал наиболее полезные сочетания продуктов, вырабатывал здоровые приёмы их обработки. Слушая нападки современных диетологов на пельмени или блины, хочется воскликнуть: «Миллионы людей не могут ошибаться!» Когда блюдо существовало века и сохранилось в национальной кухне, оно точно не представляет опасности.

Экспертиза гречки: 100% качества по разумной цене

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне В последние годы диетологи всё чаще выступают против большого количества круп в нашем рационе.

Овсянка, которую доктора прописывали своим пациентам, как лекарство, в последние годы не воспринимается столь однозначно.

Учёные из Австралии установили, что частое употребление овсяной каши, хлопьев или отрубей приводит к разрушению костных тканей! Причина — в фитиновой кислоте, содержащаяся в овсянке.

Это соединение мешает нормальному усвоению кальция, который постоянно вымывается из костей и не всасывается на должном уровне в кишечнике. Нехватка кальция приводит к тому, что кости становятся более хрупкими и подвержены частым переломам и трещинам.

Овсянка с кусочками металла и пестицидами, сэр!

Так что если овсянку прописали, как часть лечебной диеты, ешьте её неделю-две, а потом сделайте перерыв на такое же время. Либо включайте в свой рацион не чаще пары раз в семь-десять дней.Впрочем, можно рекомендовать замочить крупу на ночь в подкисленной воде или кефире. Тогда нашим ферментам и полезным микробам кишечника будет проще справиться с это й кислотой.

https://www.youtube.com/watch?v=hOaweJ1mufQ

Или попробуйте «сварить» овсянку в термосе: залейте на ночь слегка подсоленным кипятком, и утром получите вкусный и полезный продукт. Кстати, так же можно готовить перловку, рис, гречку, но последней времени на замачивание в термосе нужно меньше.

Есть ли в пшене пестициды и мусор: итоги теста

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне

Можно ли испортить кашу маслом?

Кашу после термоса можно развести цельным или половинным молоком, обладающим отличным желчегонным эффектом. И да, известная пословица о том, что кашу маслом не испортишь, не про нас.

Кашу, возможно, и нет, а вот фигуру – вполне.

Поэтому немного сливочного масла, именно сливочного! Не слушайте тех, кто ратует за оливковое или любое другое растительное масло, добавьте его лучше в салат из свежих овощей.

Каша с маслом и молоком, но чего-то не хватает.

Может, сахара? Оставим его в сахарнице для гостей, а сами приправим нашу кашу фруктами или ягодами – любыми, свежими по сезону, замороженными или размоченными сухофруктами, можно из несладкого компота.

Гречневую и перловую каши приправим жареным луком, грибами и рублеными яйцами, рисовую — взбитым белком. К ячневой каше хорош мак, а к пшённой — тыква.

Соответствует ли качество гречки ее цене? Экспертиза

Читайте также:  Ермак, разин, каледин и другие самые известные казачьи атаманы

Обычно в кашу не добавляют пряности, но вы обязательно попробуйте. К сладким кашам хорошо подойдут ваниль, корица, а также ароматные цедра лимона и апельсина. К несладким — красный или чёрный перец, имбирь, бадьян, мускатный орех.

Вот это вкусный и полноценный завтрак! Запиваем молоком, чаем, а ещё лучше – какао домашнего приготовления – и до обеда все сыты и довольны. И, кстати, особенно довольны те, кто тщательно следят за своей фигурой. Гликемический индекс всех этих «растворимых» «быстрых» завтраков — около 90, а каши из цельного зерна -40-45. Как говорится, почувствуйте разницу!

И не бойтесь экспериментировать, пробуйте «экзотические» для нас киноа, булгур, кус-кус, амарант, получайте пользу и наслаждайтесь новыми вкусами.

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне Подпишитесь на полезные статьи

Каждую неделю мы рассказываем о новых сравнительных тестах продуктов питания и бытовой техники. Коротко и по делу.

Источник: https://roscontrol.com/community/article/shchi-da-kasha-pishcha-nasha/

"Щи да каша пища наша"

?

Вообще, каша – основной претендент на роль русского национального кушанья. Если в чем и была разнообразна русская кухня, так это в блюдах растительного происхождения. А это действительно главным образом каши, приготовленные из разнообразных сельскохозяйственных культур – овса, ржи, пшеницы, гречихи, ячменя и т. д.

«Господину же о всяких делах домашних советоваться с женой и ключнику поручать, как челядь кормить в какой день: в скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крутая с салом…, а на ужин щи да молоко или каша; а в постные дни щи да житная каша, иногда с вареньем… По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги, или густые каши, или овощи, или селедочная каша, и что Бог пошлет» (Домострой, 1550-е гг)

Как вы видите из текста источника, каши делали и с добавлением более экзотических продуктов – ветчины, селедки и т. п. Полагаю, что даже в самых наших горячих фантазиях мы сегодня вряд ли сможем представить себе эту селедочную кашу.«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухнегрибы, ягоды, крапива, сныть, лебеда, овощи капуста, редька, горох, огурцы приготовляли и ели сырыми или вареными. Вы не пробовали русского национального блюда из вареных огурцов?«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухнеИле вот например щи!Не, вазьмём например борщ!Если борщ, давным-давно в культуре страны, он где, прежде всего, оставит след? Так, чтобы уж точно можно было сказать: «Наше это, исконное!» — Да в языке! Причем, не в литературном, художественном, газетном и т.п. А в самых простых пословицах и поговорках. Тех, что столетиями по городам и весям повторяют.И тут нас ждет небольшой сюрприз. Знаете, сколько в Словаре В.Даля поговорок, где есть слово «борщ» или производные от него? Ну, давайте ваши предложения. – Десять, двадцать?Вы удивитесь, но ровно одна. И какая! «Был бы борщевик да снидь, и без хлеба сыты будем». С пометкой – «чувашская». И это при том, что обычно любая содержательная статья в этом словаре сопровождается цитатами из русского фольклора. Например, к статье «щи» таких пословиц у Даля приведено штук двадцать.Даже если вы наберете в поиске «русские пословицы о борще», вас ждет серьезное разочарование. Во-первых, мало. Во-вторых, такого типа: «Борщ и каша — пища наша». То есть смешная переделка поговорки про щи. Либо уж совсем советские поделки — «щи, хоть хуй полощи».Иле вот например их классики: «Проклятые какцапы, как я позже узнал, едят даже щи с тараканами», — ГогольИное дело в украинском языке. Даже беглый поиск выдал мне вон сколько:

Дурниці вареники й варяниці, інша справа борщ — хоч поганий, так до біса.Дословный перевод: Пустяки — вареники да вареницы, то ли дело борщ — хоть плохой, да от пуза.Бий, жінко, ціле яйце в борщ: хай пан знає, як хлоп уживає.Дословный перевод: Разбивай, хозяйка, целое яйцо в борщ — пусть барин знает, как холоп питается.Добрий борщик, та малий в нас горщик.Дословный перевод: Хороший борщок, да маловат наш горшок.Русский аналог: Хороша кашка, да мала чашка.Двоє рідких (жидких), третій — борщЩо до чого, а хліб до борщуСміх мене обгортає, що до борщу хліба немає.Сип борщ, клади кашу, — люблю, діти, матір вашуВпав у бiду, як курка в борщIж борщ с грибами i держи язик за зубами

Хоч борщ без сала, аби душа пристала.

Настоящие русские щи представляли собой крупные вареные куски капусты или целые кочаны в горячей воде с разболтанной в ней ржаной мукой! И для вкуса немного конопляного масла из лампады.На основе кислого теста приготовлялись русские национальные напитки кисели.

Только, пожалуйста, не думайте, что кисели на основе ягод придумали на Московии.Настоящий русский кисель это сваренное в кипятке кислое тесто. Представьте себе овсяный, ржаной, или пшеничный клейстер без сахара (сахара россияне не знали). Пить горячим или хорошо охлажденным (можно есть ложкой).

Очень вкусно. Рекомендую.Или вот напремер бирёзавый сок!Бирёзавый сок! Консервация на зимний период!

О современной кухне

Почти половине россиян — 49,4 процента — хватает денег только на еду и одежду. Об этом свидетельствуют данные Росстата сообщает News.Ru.

Не могут купить ничего, кроме еды 14,1 процента россиян.  Россиян, которые могут позволить купить себе все, что захотят, оказалось 2,7 процента.

«Щи да каша — пища наша»:  основные мифы о русской кухне

Источник: https://urb-a.livejournal.com/17417553.html

§ 8. «Щи да каша — пища наша»

§ 8. «Щи да каша — пища наша»

Порою кухня говорит о народе больше, чем слова национального гимна. Самый короткий путь к пониманию чужой культуры (как и к сердцу мужчины) лежит через желудок. С уверенностью можно сказать, что настоящая русская кухня на Западе неизвестна.

Многочисленные рестораны с русской кухней, модные в Западной Европе и Америке, как правило, сделаны «а ля рюсс» (за очень редким исключением). Там основная приправа к русскому обеду — это цыгане, балалайка, стопка водки, а на закуску пирожок или три пельменя, разумеется, за бешеные деньги.

Такие рестораны лишний раз убеждают, что русскую кухню легче симулировать, чем реализовать. Как говорят острословы, Запад до сих пор не разобрался в русской душе потому, что не распробовал настоящей русской кухни.

Надо знать, что русская кухня основывается не на искусстве, а на традициях, на обычаях, и поэтому кушанья в ней более просты и рациональны. Это можно оценить и как бедность и как отсутствие кулинарной фантазии. Но можно рассматривать такой подход как приверженность русских к своим обычаям, как знак их скромности в обыденной жизни. Какой подход вы выберете — дело вкуса!

Главное, чем славится русская кухня, — это обилие разнообразных закусок, которые предваряют любой праздничный стол. Русские придают огромное значение обилию на столе: всего должно быть много, чтобы был выбор, чтобы глаза разбегались от яркого разноцветия и богатства.

Это и рыбные ассорти, и мясные, и специальные соленья с пряностями, и салаты, и многое другое… Есть салаты традиционные, повторяющиеся в любом ресторане и в каждом доме, как например, салат «оливье» (на Западе его называют «русский»).

Но у каждой русской хозяйки обязательно есть свой «фирменный» рецепт салата, которым она гордится и держит в тайне.

Характерна для русской кухни и каша — одно из древнейших блюд, которое было известно еще скифам в V веке до н. э. Но и сейчас россияне не утратили своей привязанности к этой простой и полезной еде: «Что за обед, когда каши нет?», «Хороша кашка, да мала чашка».

Каши готовятся из самых разнообразных продуктов растительного происхождения: манки, риса, гречки, пшена, кукурузы, тыквы и др.

В зависимости от вкуса они могут быть приготовлены на молоке, или с добавлением сушеных фруктов, или чуть подсоленные и обильно политые маслом, потому что «Каши маслом не испортишь».

Причем эта народная мудрость настолько универсальна, что применима и к другим ситуациям, когда человек хочет сказать, что «хорошего не бывает много». Часто каши едят на завтрак. Это дешевая, практичная, быстрая в приготовлении, вегетарианская, сытная и полезная еда.

В ежедневном рационе россиян очень много мучных изделий, особенно хлеба. Хлеб в России выпекается из пшеницы и ржи с разными добавками, он необыкновенно вкусен и душист.

Не случайно россияне везут за границу в качестве подарка своим соотечественникам не дорогие сувениры, а свой «черный» ароматный хлеб как «привет с родины»: нигде нет ничего похожего.

Традиционно россияне испытывают огромное уважение к этому продукту: «Хлеб — всему голова», «Там и рай, где хлеба край». Ребенка с детства приучают есть любую еду с хлебом, потому что «в нем — сила».

Поэтому нередко в европейских ресторанах россиянам кажется недостаточной «тамошняя» порция хлеба, и они требуют добавки, вызывая искреннее удивление западных официантов. Россиян с детства приучают уважительно, бережно относиться к этому продукту, и если выбрасывают испорченный хлеб, то это считается «грехом», а детей за это наказывают.

В доказательство особо уважительного отношения россиян к хлебу позволим себе напомнить историю бородинского хлеба — историю любви. Бородинский хлеб — любимый у россиян. Его аппетитная корочка посыпана кориандром, у него пряный запах и сладковатый вкус. Рецепт этого сорта в общем-то известен, его можно даже найти на сайте Интернета.

Но есть секрет, как обращаться с капризным тестом, которое вызревает три дня! Минутой меньше — минутой больше, и уже получится не бородинский, а другой хлеб. Рецепт его изготовления придумала монахиня одного из подмосковных монастырей, в миру Маргарита Тучкова, жена блестящего молодого генерала Александра Тучкова.

Он трагически погиб в бою с французами на Бородинском поле, на исходе лета — 26 августа 1812 г. Его героическое поведение во время боя описал в романе «Война и мир» Лев Толстой в образе Андрея Болконского. Жена не смогла перенести гибели мужа, оставила свет и ушла в монастырь.

Там она и создала рецепт «бородинского» хлеба; это был поминальный черный хлеб — в память о всех героях России, погибших в бою с армией Наполеона.

Кроме того, у россиян очень популярны пельмени, похожие на итальянские равиоли по форме, но особого вкуса: «А у нас в Тюмени — хороши пельмени». Конечно, настоящие пельмени по традиции готовят в основном в холодное время года, и особенно их любят в Сибири.

В довольно простом приготовлении этого блюда часто участвует вся семья, их «лепят» сотнями, затем замораживают, складывают в мешок и хранят снаружи за окном. В современных квартирах их хранят в морозильнике.

При необходимости достаточно бросить замороженные пельмени на три минуты в кипяток — и обед готов! Очень быстро и практично! Сейчас в работающих семьях все меньше возможностей готовить «домашние» пельмени.

Для восполнения этой «лакуны» сейчас во всю мощь работает российская индустрия: в любом магазине вы можете себе выбрать любимый сорт из десятков: с мясом, с грибами, с курицей, и даже сладкие — с творогом и ягодами. Последние пришли с Украины и называются «варениками». Конечно, они уступают по вкусу «домашним», но очень популярны: это своеобразный российский «фаст фуд».

И конечно, в классические блюда в каждой русской семье входят обязательные борщ (пришел с Украины) или русские щи: «Отец родной надоест, а щи не надоедят», «Где щи — там и нас ищи».

Традиционно «вторым» блюдом на обед для россиян являются котлеты — разнообразных сортов и конфигураций.

Обратите внимание, что русские котлеты не похожи на французские: они обязательно готовятся из рубленого мяса с добавлением хлеба, яйца и чеснока. Они больше напоминают французские «буль», но без соуса.

Вообще на потреблении мяса в России надо остановиться специально. Дело в том, что в России неразвита традиция есть слегка обжаренное мясо, как это делают в Европе. Водятся, конечно, тонкие гурманы с опытом европейской жизни — ценители кровавых «стейков», но не они составляют основную массу русских, которых вид полусырого мяса с кровью приводит в содрогание.

Почему так сложилось? Во-первых, православные традиции культурной жизни в России включали посты — почти половина дней в году для русских были вегетарианскими, а перед Пасхой в течение шести недель нельзя есть не только мясо, но даже и рыбу, и молоко, т. е.

любые продукты животного происхождения. На эти старинные русские привычки наложил свой дополнительный отпечаток острый дефицит хорошего мяса при советской власти.

Качественное и свежее мясо можно было тогда купить только на рынке за большие деньги, а то, что продавалось в обычных магазинах, нуждалось в особой обработке: прежде чем съесть мясо, лучше его часами варить, жарить с приправами, часами тушить, еще проще — сделать фарш и котлеты, иными словами — сделать все для того, чтобы изменить, «затемнить», не узнать, «забить чем-то» вкус купленного мяса, не всегда свежего и хорошего качества.

А в качестве десерта русские очень любят чай, совсем не обязательно из рекламного самовара, но обязательно — крепкий, душистый и в больших количествах: «Мы за наем не скупаем, по три чашки выпиваем». В чай можно добавить лимон, и от этого он станет еще более душистым. Молоко и сливки добавляются очень редко.

Читайте также:  Почему люди на руси не спали обнажёнными

По-русски чаем нужно обязательно запивать что-то, поэтому на чайном столе должны быть сладости: торт, пирожные, конфеты, варенье, мед и т. п.

Русские искренне раздражаются, когда в европейских ресторанах несмотря на все просьбы посетителя официант-француз отдельно принесет торт или пирожное, а только потом — чай, который приходится пить «пустым», а на русский вкус это невкусно.

Чаепитие для русских — это приятная процедура, отдых, ведь «Чай пить — не дрова рубить». Заметим, русские — большие сладкоежки, именно это и объясняет их традицию ходить в гости с тортом или конфетами: они уверены, что такой подарок вызовет только восторг хозяев.

Надо отметить, что русские вообще любят есть много и сытно. Из русской классической литературы известно, что предки русских в давние времена были настоящими гурманами.

Описания их застолий и количества съеденной еды и выпитого заставляет вспомнить о героях из книг Рабле: за один присест полагалось съесть и тарелку щей с пирогами, и гору блинов, и кашу, и другое… По этому поводу можно сказать, что в русских столетиями закреплялась генетическая необходимость есть много, в результате чего диета, малое количество еды действует на их психику очень неблагоприятно — могут привести к серьезному заболеванию, не говоря уже о простом неврозе. Конечно, в целом эти традиции не очень полезны для поддержания юношеской стройности. Среди русских очень много полных, особенно среди женщин среднего и пожилого возраста.

Плохо ли это или хорошо? Не забудем про холодные российские зимы, когда организм человека затрачивает много энергии.

Поэтому медики считают, что большое количество жиров и углеводов необходимо для организма людей, живущих в условиях суровых зим, тем более для людей физического труда.

Поэтому русские довольно снисходительно относятся к крупным габаритам своих соотечественников, не почитают особым злом «пышные формы», особенно у дам. А дама, по понятиям «среднего» россиянина, не должна быть худой, если у нее нет болезни и она не отличается злым нравом.

Вообще в России гораздо меньше, чем в Европе, людей, «сдвинутых» на идее похудения и диеты (в соответствии с народной мудростью: «Пока толстый сохнет, худой сдохнет»). В голове закреплен древний стереотип: «Худой — значит слабый», а мужчине не к лицу быть слабым.

В целом, сравнивая русскую и, например, французскую кухню, нужно отметить, что русская, возможно, не отличается такой тонкостью, изысканностью и разнообразием нюансов, она не возведена в ранг искусства, как во Франции.

Ее предназначение функциональное: во-первых, утолить голод, во-вторых, быть материальной базой для создания ценности нематериальной, но по русским понятиям — не менее важной: атмосферы общения, теплой и живой, Церемонные европейские обеды, когда все внимание людей поглощено вкусом еды и питья, так что им не до разговоров, кажутся русским скучными и бессмысленными.

Возможно, русские предпочитают развивать свою творческую фантазию не столько в кулинарии, сколько в других областях. Таковы их традиции, и это тоже нужно просто принять.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/38217

Щи да каша – пища наша

Разговор
о фразеологизмах, связанных с едой, начнём с исконно русских блюд.

История
русских щей насчитывает многие века. Считается, что они появились в
национальной кухне еще в IX веке, когда капуста была завезена из Византии.
Старинные источники называют несколько наименований щей: шти, шти капустны, шти
борщовы, шти репяны.

Быстро
завоевав популярность во всех слоях населения, они заняли одну из ведущих
позиций в трапезе. Поначалу это было вегетарианское блюдо (на овощном или
грибном отваре), но затем из него сделали и скоромное, на мясном или рыбном
бульоне. В зависимости от состава ингредиентов щи были «богатыми» либо
«пустыми».

И
вот ещё один прелюбопытнейший факт: в XVIII–XIX веках щи в студёную зимнюю
пору… морозили и брали с собой в дорогу в виде больших ледяных кругов, а потом
рубили топором, укладывали в котел, разогревали и ели.

Ещё Владимир Иванович
Даль отмечал, что замороженные, а потом разогретые щи вкуснее
свежеприготовленных.

Надо же! А нам казалось, что готовые замороженные
продукты, которые мы порой просто разогреваем в микроволновке, –
изобретение XX века!

Те
пословицы и поговорки, которые упоминают щи в непосредственном, прямом
значении, в существенной мере связаны с ведущей ролью их в трапезе. Вот,
например:

Где
щи – тут и нас ищи;

Где
щи да каша, там и место наше;

Щи
– всему обеду голова;

Если
хорошие щи, так другой пищи не ищи.

Родной
отец надоест, а щи – никогда!

Если
же стряпня оказалась неудачной, то народная молва её высмеивала: камзолы
зелены, а щи не солены. Если, наоборот, щи были слишком кислые и пересоленные,
то говорили: «Ну и щи, – на кобеля плеснёшь, и шерсть соскочит» . О пустых
щах тоже отзывались насмешливо: «Щи – хоть голову полощи»; «Наши щи хоть кнутом
хлещи»; «Хорошие щи без соли хлебаю, а в худые и соли не теряю».

О
перестоявшем блюде, которому полагалось бы быть головой обеду, заявляли то с
явным упреком: «Те щи худо хлебаются, которые несколько раз разогреваются », то
с юмором: «Эти щи по заречью шли, да к нам пришли»; «Эти щи из Царяграда пеши
шли». Неумелых поваров припечатывали метким словечком: «Говорят – хлебы варят,
а щи пекут».

О
цели брачного союза выражались: « Для щей люди женятся, для мяса замуж идут ».

И
юношам внушали: « Добрая жена да жирные щи – другого счастья не ищи ». А в
Домострое прямо наставляли мужей: чем больше жену бьёшь, тем щи вкуснее (тем
наварней щи). Ничего себе!

Характер
супруги оценивали так : добрая жена мужа на ноги поставит, а злая и щей на стол
не поставит; не та хозяйка, что красно говорит, а та, что щи варит. О непутёвой
хозяйке высказывались: «Досужа кума ложки вымыла и во щи слила» .

«Лаптем
щи хлебают!» – презрительно говорят о тех, кто прозябает в нищете и невежестве.
«Ишь, дома лаптем щи хлебал, а здесь чай узнал; господского питья
захотелось, – проговорил мрачный арестант» ( Достоевский Ф. Записки из
мёртвого дома).

А
вот не лаптем щи хлебает — это, напротив, о человеке смекалистом, он же
секущий, умный, смышлёный, находчивый, сметливый, сообразительный, угадливый,
на лету (быстро, легко) схватывает, не будь дурак, догадливый, с полуслова
понимает и пр.

«
Кому щи пустые, кому жемчуг мелкий » , – говорят, когда хотят подчеркнуть
разницу интересов и финансовых возможностей.

Про
кислые щи слышали все. Чаще всего во фразе профессор кислых щей.

Ну,
кто же он такой, этот господин? Так презрительно осаживают малограмотного
человека, вздумавшего рассуждать о вещах, в которых сам ни уха ни рыла. В
кислых щах ты, может быть, и разбираешься, а вещи серьёзные тебе недоступны.
«Ах ты, профессор кислых щей ! Ах ты, чтоб тебя! Что же это такое?» ( Аксёнов
В. Апельсины из Марокко).

Но
как понимать тогда Николая Васильевича Гоголя, написавшего в «Мёртвых душах» о
первом дне пребывания Чичикова в губернском городе NN: «День, кажется, был
заключён порцией холодной телятины, бутылкою кислых щей и крепким сном во всю
насосную завёртку, как выражаются в иных местах обширного русского
государства»?..

Вот
и господин А.Г. Брикнер в сочинении «Потёмкин» написал: «Князь Потёмкин имеет
двести тысяч душ крестьян: этого слишком достаточно для человека, который пьёт
только кислые щи и не платит никому долгов».

Оказывается,
кислые щи — это был старинный русский медово-солодовый напиток, разновидность
шипучего кваса.

А
вот каша — это особое блюдо. Привычное, неприметное, но обладающее колоритом.
Для иностранцев она такая же неотъемлемая часть понятия «Россия», как
балалайка, матрёшка, борщ, квас и водка.

Каша
на Руси всегда была особым блюдом: обрядовым, торжественным и одновременно
первейшим на пирах или празднествах, например на свадьбах. Словом « каша »
иногда обозначали пир, а иногда и мир. Кашей даже называли общее действо –
собрание или военный поход. Есть версия, что пиры в Древней Руси различались на
кашные и все прочие.

В
летописях можно встретить упоминание о том, как в 1239 году князь Ярослав женил
сына Александра (будущего Невского) на дочери Брячислава Полоцкого. По этому
поводу был устроен свадебный пир, или « большая каша », в Торопце и в
Новгороде.

Кашей
действительно можно очень сытно накормить, но каша в значении пира, вероятно,
имела особое значение – это был сближающий, объединяющий пир. Каша выступала
блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же
блюдо, на равных. Такое значение прочно вошло в русский язык, и сейчас мы, уже
не задумываясь, говорим « однокашник ».

Также
у русичей был обычай при заключении мирного договора с бывшими врагами –
сварить кашу и съесть её в присутствии дружин.

«С
ним каши (пива) не сваришь», – говорят о несговорчивых людях, с которыми
трудно найти взаимопонимание, выполнить работу. «Сейчас же лечу по начальству и
буду жаловаться, ибо предчувствую, что нам одним этой каши не сварить » (
Достоевский Ф. Крокодил).

Кашей
обозначали сообщество, единство, коллектив, артель и даже родство. « Варить
кашу » – это не просто готовить еду, но в первую очередь делать важное дело
вместе, это доверительные и крепкие отношения.

А
гречневая каша была в народе особо любима.

Гречневая
каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Гречневая
каша – мать наша, хлебец – кормилец.

Слово
« хлеб » восходит к праславянской форме * xlěbъ , которая является
заимствованием из германского праязыка ( герм. *xlaibaz ).

Издавна
у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю
жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.

Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а дорогих гостей встречают хлебом-солью.
Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, посолить, самому
отведать и людям раздать, как велит обычай.

Да ещё – принимая хлеб-соль на
рушнике, хлеб следует поцеловать.

Хлеб-соль
водить с кем – это значит с кем-то дружить.

Хлебом
(кашей, мёдом) не корми ( иноск .) – так говорят о том, кто от всего готов
отказаться ради излюбленного предмета. «Он считает себя всех умнее и всех учит.
Его хлебом не корми, только приди, совета попроси» (Глумов о Мамаеве.
Островский А. На всякого мудреца довольно простоты).

Хлеб
насущный — то есть необходимый, то, без чего нельзя.

«Хлеб
наш насущный даждь нам днесь!»

Так
он, голодный, молит небо.

(Жемчужников
А. Всем хлеба)

«
Хлеб – всему голова » , – привычно говорим мы, а когда-нибудь задумывались
о происхождении этого привычного на нашем столе продукта?

Учёные
полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Тогда,
правда, это было просто растёртое между камнями зерно, разведённое в воде.
Позже, когда люди узнали огонь, они начали запекать такое тесто, получая
твёрдые и пресные, но сытные лепёшки.

Первыми
готовить хлеб из сброженного теста научились древние египтяне. Считают, что по
недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло, а чтобы избежать наказания,
он всё же рискнул испечь лепёшки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем
из пресного теста.

Приезжающих
в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло
иностранных путешественников, неизменно поражает, как много хлеба едят русские.

Русский
историк XVIII века Иван Болтин писал, что «русские вообще едят больше хлеба,
чем мяса» и что «рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов
чёрного хлеба».

Да
и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему
является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по
вкусу чёрного хлеба, мечтают о нём, как о великом благе.

«Это
напомнило мне, – говорил Пушкин, – слова моего приятеля Шереметева по
возвращении его из Парижа: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, чёрного
хлеба не допросишься».

История
особенно любимого нами бородинского хлеба покрыта тайной.

По одной из версий,
монахини основанного вдовой генерала Тучкова, погибшего на Бородинском поле,
Спасо-Бородинского монастыря, большей частью вдовы героев Отечественной войны
1812 года, при выпечке хлеба стали в ржаную муку добавлять горькие семена
полевых трав, чтобы хлеб горчил – дабы помнили люди горечь утраты да «поливали
его горючими слезами». Сейчас есть много сортов бородинского хлеба, но рецепт
монахинь не сохранился.

Но
вернёмся к фразеологизмам со словом «хлеб».

Сидеть
на хлебе и воде — означает не «сидеть на диете», а «жить бедно и трудно». А вот
фраза на казённых хлебах означала находиться в тюрьме, в заключении. «Дед
постукивал в сарае – тесал берёзовый полоз. Много у него теперь дела. Евсей на
казённых хлебах , Трофима Лобанова нет – один на весь колхоз сановник» (
Абрамов Ф. Две зимы и три лета).

Читайте также:  Как таиланд едва не стал частью российской империи

А
вот ещё несколько ярких пословиц:

Голодной
куме всё хлеб на уме.

Горька
работа, да хлеб сладок.

Зарабатывать
на хлеб — имелось в виду не только на этот продукт, но и вообще зарабатывать
себе на пропитание.

«Чужой хлеб горек» , – говорят в народе. А идти на хлеба означало быть у
кого-то на содержании, на иждивении.

«Дядя мой, г-н Сипягин, брат моей матери,
призрел меня – я у него на хлебах, он мой благодетель, и Валентина Михайловна
моя благодетельница, – а я им плачу чёрной неблагодарностью, потому что у
меня, должно быть, сердце чёрствое – и чужой хлеб горек – и я не умею
переносить снисходительных оскорблений – и покровительства не терплю… и не умею
скрывать – и когда меня беспрестанно колют булавками, я только оттого не кричу,
что я очень горда», – говорила Марианна – героиня рассказа И.С. Тургенева
«Ночь».

Отбивать
хлеб у кого-нибудь – это значит лишать кого-то заработка.

Это
верный хлеб — то есть верный заработок. А лёгкий хлеб — лёгкий заработок,
лёгкие деньги.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/mir_frazeologii/istorija_vozniknovenija_krylatykh_vyrazhenij/shhi_da_kasha_pishha_nasha/98-1-0-1491

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Традиционная русская пища. Щи да каша-пища наша. | Социальная сеть работников образования

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д/с №53 «Лесная сказка»
  • Конспекты занятий
  • в музее «Русская изба»
  • Старшая группа
  • Составил:

Зырянова К.С.

г. Новосибирск 2018 г.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Посуда деревянная. Посуда глиняная.»

Цель: формировать знания о посуде и познавательный интерес к истории возникновения посуды. Знакомить с традиционной российской кухней.

Образовательная задача: уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана. Закреплять названия предметов посуды и ее виды. Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

  1. Развивающая задача: развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.
  2. Воспитательная задача: воспитывать умение устанавливать партнерские взаимоотношения во время коллективной деятельности; инициативность, стремление проявлять творческую активность.
  3. Речевая задача: развивать грамматический строй речи, диалогическую, связную и доказательную речь, активизировать словарь по теме.
  4. Словарь: посуда, книга, названия предметов посуды, древность, материал, глина, железо, дерево, камень, делали, лепили, стеклянная, деревянная, чайная, столовая, готовить, варить.
  5. Оборудование: материал: большая книга с иллюстрациями предметов посуды, предметы посуды, иллюстрации предметов посуды, клеевые карандаши, предметы посуды, карточки с видами посуды, кувшины с изображениями разных эпох.
  6. Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.
  7. План НОД
  8. 1 часть
  9. Воспитатель.
  10. -Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?
  11. -А чем они занимаются? (Объяснения детей)

-А вы сами хотите стать исследователями? Тогда, давайте в них превратимся. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза «Трах-тибидох-бумс» открываем глаза, вот мы с вами и стали исследователями.

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в наш исследовательский центр и занять свои места.

-Сегодня к нам сюда из музея принесли необычную книгу и сказали, что не могут ее открыть. Нам с вами нужно исследовать ее, чтобы узнать, о чем она написана. (Рассматривание книги).

-Посмотрите, какая она большая и толстая. А как она называется? Кто — нибудь из вас, сможет прочитать название этой книги.

Дети. «История посуды».

Воспитатель. Давайте ее откроем. Не открывается, на ней стоит печать. А как ее открыть?

-Вот здесь что-то написано на записке «Если отгадаете, кто создал все окружающие предметы, то книга откроется».

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто создал все окружающие нас предметы? Помогите, пожалуйста (иначе книга не откроется)

— Ответы детей.

-Ребята книга эта волшебная и ее страницы открываются только тогда, когда вы сами будете рассказывать о посуде.

-Посуда таит в себе много интересного и неизвестного. Ученые с давних пор изучают посуду, для того, чтобы узнать, когда она появилась.

-Как вы думаете, когда появилась самая первая посуда? Ответы детей.

  • -А как вы считаете, зачем человеку стала нужна посуда?
  • -А из чего человек сделал первую посуду?
  • -А почему?

-А какую посуду делали из камня? (тарелки, ножи).

-А откуда вы это узнали? (из энциклопедий).

-Молодцы! Смотрите, вот и первая страница открылась. Вывешиваю на доску иллюстрацию.

  1. Воспитатель. Послушайте стихотворение
  2. В это время человек жил в глухой пещере,
  3. На огне варил обед, ну а чем же ел он?
  4. Как ни странно человек пищу ел руками.

Проходил так целый век. Вы представьте сами.

Но подумал: «Выход есть»,- сделал ложку человек.

Воспитатель. Ребята, прежде чем нам с вами дальше исследовать книгу мы немного отдохнем.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили на

Очень важный, как начальник. пояс, другую изогнули как «носик».

  • Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку на пояс.
  • Очень хрупкие бедняжки.
  • Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.
  • Только стукни – разобьются.
  • Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.
  • Голова на тонкой ножке.
  • Вот пластмассовый поднос, Вытянули руки вперед.
  • Он посуду нам принес.
  • 2 часть.

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами отдохнули. И нам нужно дальше продолжить наше исследование.

-Прошло много, много лет. Человек развивался и со временем он ушел из пещеры, стал строить себе хижины, дома. Шил себе красивую и удобную одежду. И конечно стал делать предметы посуды из других материалов.

-Ребята, давайте мы с вами снова сядем за наш стол. Посмотрите, какие интересные горшочки находятся в этой книге. (из картона)

-Что на них изображено? (ответы детей)

-А здесь еще лежат предметы посуды. Вам нужно выбрать предметы посуды, которые делали в древности и предметы посуды, которые делают в наше время и наклеить на эти горшочки. Готовые горшочки вывесить на доску.

-Из каких материалов делали предметы посуды в древности? (ответы детей).

-А кто делал глиняную посуду? (гончары). Кто делал посуду из железа? (кузнецы).

-Ребята, посмотрите, открылись еще несколько страниц книги. Вывешиваю иллюстрации гончара, кузнеца.

Воспитатель. А из каких материалов, делают предметы посуды в наше время?

Дети. Из стекла, пластмассы.

Воспитатель. А почему стали использовать много пластмассовой посуды?

Дети. Потому что стало мало деревьев, железа, глины.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень наблюдательные и любознательные.

3 часть.

Воспитатель. Но нам с вами нужно открыть еще одну страницу.

-Для этого давайте с вами подойдем вот к этому столу. Посмотрите внимательно, какие предметы посуды находятся на нем?

— Дети, вас волшебная книга хочет испытать. Сможете ли вы отгадать предметы посуды на ощупь.

-Сейчас вы с закрытыми глазами должны сказать, как называется предмет посуды, из какого материала и где используется? Вы справитесь? (дети на ощупь определяют предмет посуды)

-Кто из вас самый смелый?

-Какие виды посуды вы знаете?

Дети. Столовая, чайная, кофейная, кухонная.

-Молодцы!

-Давайте повернемся к книге. Посмотрите, здесь открылись еще несколько страниц. Вывешиваю на доску схемы с видами посуды.

-Вот мы с вами и раскрыли все страницы в этой книге. Теперь ее смело можно отправлять обратно в музей.

Воспитатель. Вам понравилось быть исследователями? (ответы детей).

-Я считаю, вы оказались умными, наблюдательными, рассудительными исследователями.

-А нам с вами нужно обратно превратиться в ребят. Встаем в круг, закрываем глаза «Трах-тибидокс-бумс» открываем глаза. Вот мы с вами снова ребята.

-Сейчас мы с вами отдохнем, а потом приготовим книгу для отправки в музей.

Тема: «Щи да каша – пища наша. Русская пища».

                                      Ход занятия

1.Организационный  момент:

Воспитатель: — Ребята! Я очень рада видеть вас красивыми, умными, а главное – здоровыми! У нас сегодня много гостей, поприветствуйте их. (Дети здороваются)

Воспитатель: — А знаете, ребята, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

— Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого? (ответы детей).

— А письмо пишет нам бабушка Арина из деревни «Дымково».

— Ребята бабушка Арина приглашает нас в гости. Вы хотите поехать в деревню и побывать в гостях? (Да!).

  1. 2 . Основная часть занятия:
  2. Выходит бабушка
  3. Бабушка:- Здравствуйте, мои дорогие внученьки и внучата
  4.                     Добры молодцы, красны девицы.
  5.                     Здравствуйте, гости и гостьюшки!
  6. Дети:- Здравствуйте!
  7. Бабушка: — Как я рада вас видеть у себя
  8.                      Проходите, присаживайтесь!

Воспитатель: — Бабушка Арина как у вас красиво, сколько всего интересного, не обычного? Ребята смотрите, да это же русская печь! Бабушка, а расскажите нам, что же можно приготовить в русской печке?

Бабушка: — Раньше люди, и сейчас еще в некоторых деревнях готовили еду в русской печи. Основной пищей на Руси были щи и каша. Первое блюдо (щи) и второе блюдо — каша. Щи, как — жидкое кушанье, суп с рубленой капустой. Разновидностей щей было много.

Кислые щи (из квашеной капусты); Свежие щи (из свежей капусты); Зеленые щи (из шпината, щавеля и т. п.); Ленивые щи;  Суточные щи и т.д. Самыми вкусными на Руси считались суточные щи, которые долго готовили. Зимой щи замораживали и в таком виде брали с собой в дальнюю дорогу.

В дороге щи разрубали топором и разогревали. К щам на Руси подавали хлеб, сметану, крутую гречневую кашу, крупеники и ватрушки с творогом. Издавна, щи готовят из полезных продуктов – это капуста, картофель, лук, зелень, морковка, перец, свекла.

(Бабушка демонстрирует все овощи, которые называет).

     Наравне со щами каша, стала, чуть ли не нашим национальным символом. Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Не зря русская пословица говорит: “ Щи да каша – пища наша”. Так говорили в старину. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей.

Отсюда и русская пословица: «Каша — мать наша». А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли «кашей». Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь».

Выражение дошло до наших дней.

На Руси варили огромное количество каш. Их делали жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья.

Заправляли каши маслом, салом и бараньим жиром. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек.

Поэтому щедро сдабривали сахаром, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

— Вот и я сегодня решила угостить вас вкусной кашей. А пока она готовиться скажите, а вы, знаете, из каких продуктов готовят кашу  ваши мамы? (Да!)

— Сейчас проверим!

— Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы громко скажите «Да!». Но если продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно скажите «Нет!».

Игра «Кричалка»

Парное молоко? (Да!)

Куриное яйцо? (Нет!)

Крупа манная? (Да!)

Капуста кочанная? (Нет!)

Солёный огурец? (Нет!)

Мясной холодец? (Нет!)

Сахар да соль? (Да!)

Белая фасоль? (Нет!)

Масло топлёное? (Да!)

Рыбка солёная? (Нет!)

Лавровый лист? (Нет!)

Белый рис? (Да!)

Чернослив да изюм? (Да!)

Шоколадный лукум? (Нет!)

Перец болгарский? (Нет!)

Соус татарский? (Нет!)

Клубничное варенье? (Да!)

Бисквитное печенье? (Нет!)

  • Бабушка: — Что-то мы с вами засиделись. А давайте с вами поиграем в русскую народную игру :
  • Игра — хоровод «Огород» (под музыку)
  • Есть у нас огород,
  • в нем морковка (капуста, свекла) растет,
  • вот такой ширины,
  • вот такой ужины,
  • вот такой вышины,
  • вот такой низины.
  • Огород, огород, что еще там растет? (в круг по очереди выходит ребенок – овощ и танцует под музыку, остальные дети – хлопают)

Воспитатель:- Молодцы!..

  1. Практическая часть занятия:
  2. — Ребят, а скажите, кто какую кашу любит? (Ответы детей)
  3. — Ребята, выберите себе пару, и кто с кем, хочет, приготовит свою вкусную кашу.
  4. 3. Заключительная часть
  5. — Ребят, так какие же вкусные и полезные блюда готовят в деревне?
  6. Дети: — Щи, кашу.

Воспитатель: — Вот и у нас в детском саду тоже готовят щи, каши. Теперь, я думаю, после рассказа бабушки Арины вы еще лучше будите кушать различные каши и щи. Да?!

— А наше занятие подошло к концу. До свидания.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/10/21/traditsionnaya-russkaya-pishcha-shchi-da-kasha-pishcha

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector