Сколько человек выжило бы в россии без войн

Сколько человек выжило бы в России без войн

В преддверии Дня победы «Газета.Ru» приводит воспоминания профессора Новосибирского госуниверситета, г. н. с. Института филологии СО РАН Александра… →

В день 70-й годовщины начала Великой Отечественной войны «Газета.Ru» публикует полемику военных экспертов об оценке числа погибших в этой войне.

«Оценка величины советских военных потерь остается самым больным вопросом истории Великой Отечественной войны.

Официальные цифры в 26,6 миллиона погибших и умерших, в том числе 8,7 миллиона военнослужащих, резко занижают потери, особенно в рядах Красной армии, чтобы сделать их почти равными потерям Германии и ее союзников на Восточном фронте и доказать обществу, что мы воевали не хуже немцев, — считает Борис Соколов, кандидат исторических наук, доктор филологических наук, член Русского ПЕН-центра, автор 67 книг по истории и филологии, переведенных на латышский, польский, эстонский и японский языки. — Истинную величину потерь Красной армии можно установить, используя документы, опубликованные в первой половине 90-х годов, когда цензуры темы военных потерь почти не было.

Согласно нашей оценке, сделанной на их основе, потери советских Вооруженных сил убитыми и погибшими составили около 27 миллионов человек, что почти в 10 раз превосходит потери вермахта на Восточном фронте.

Общие же потери СССР (вместе с мирным населением) составили 40–41 миллион человек.

Эти оценки находят подтверждение в сравнении данных переписей населения 1939 и 1959 годов, поскольку есть основания полагать, что в 1939 году был весьма значительный недоучет мужчин призывных контингентов.

На это, в частности, указывает зафиксированный переписью 39-го года значительный женский перевес уже в возрасте 10–19 лет, где чисто биологически должно быть наоборот».

Сколько человек выжило бы в России без войн

О некоторых достижениях советских ученых во время Великой Отечественной войны и о роли ученых-ветеранов в оценке военных событий «Газета.Ru»… →

Оценка в 27 млн погибших военных, данная Борисом Соколовым, должна сходиться хотя бы с общими данными о количестве граждан СССР, надевавших военную форму в 1941–1945 годах, считает Алексей Исаев, автор 20 книг о Великой Отечественной войне, выпускник МИФИ, работавший в Российском государственном военном архиве и Центральном архиве Минобороны России, а также в Институте военной истории Министерства обороны России.

«К началу войны в армии и на флоте числилось 4826,9 тысяч человек плюс 74,9 тысяч человек из формирований других ведомств, состоявших на довольствии Наркомата обороны.

За годы войны было мобилизовано (с учетом находившихся на 22 июня 1941 году на военных сборах) 29 574,9 тысячи человек, — приводит данные Исаев. — Эта цифра по понятным причинам не учитывает повторно призванных.

Таким образом, всего было привлечено в Вооруженные силы 34476,7 тысяч человек. На 1 июля 1945 года в армии и на флоте оставалось 12839,8 тысяч человек, в том числе 1046 тысяч человек в госпиталях.

Проведя несложные арифметические вычисления, мы получаем, что разница между количеством привлеченных в армию граждан и количеством числившихся в Вооруженных силах к окончанию войны составляет 21629,7 тысяч человек, округленно — 21,6 млн человек.

Это уже сильно отличается от названной Б. Соколовым цифры в 27 млн погибших.

Такое количество погибших просто физически не могло образоваться при том уровне использования людских ресурсов, которое имело место в СССР в 1941–1945 годах.

Привлечь 100% мужского населения призывного возраста в Вооруженные силы не могла себе позволить ни одна страна мира.

В любом случае требовалось оставить у станков в военной промышленности немалое число мужчин, несмотря на широкое использование труда женщин и подростков. Приведу лишь несколько цифр. На 1 января 1942 года на заводе № 183 — ведущем производителе танков Т-34 — доля женщин в числе работников составляла всего 34%. К 1 января 1944 года она несколько упала и составила 27,6%.

Всего же в народном хозяйстве в 1942–1944 годах доля женщин в общем числе работающих колебалась от 53 до 57%.

Сколько человек выжило бы в России без войн

В центре Калининграда под нацистским бункером обнаружено подземелье внушительных размеров. Ученые вновь вспомнили версию, согласно которой знаменитая… →

Подростки, в основном в возрасте 14–17 лет, составляли примерно 10% от числа работников завода № 183. Аналогичная картина наблюдалась на других заводах Наркомата танковой промышленности.

Более 60% работников отрасли составляли мужчины старше 18 лет. Более того, уже в ходе войны из армии передавались в военную промышленность значительные людские ресурсы.

Связано это было с нехваткой рабочих рук и текучестью кадров на заводах, в том числе танковых.

  • При оценке безвозвратных потерь необходимо опираться в первую очередь на результаты учета погибших по картотекам безвозвратных потерь в IX и XI отделах Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) РФ, утверждает Кирилл Александров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (по специальности «История России») энциклопедического отдела филфака СПбГУ.
  • «Таких личных карточек, как сообщил в марте 2009 года в разговоре со мной один из сотрудников IX отдела, более 15 млн (вместе с офицерами и политработниками).

Сколько человек выжило бы в России без войн

Под Калининградом найдено надгробие военного министра Пруссии, командовавшего армией в годы Семилетней войны. Плиту нашли в руинах церкви, в одной из… →

  1. Еще ранее, в 2007 году, впервые на одной из научных конференций близкие данные ввел в научный оборот старший научный сотрудник ЦАМО и сотрудник Института военной истории полковник Владимир Трофимович Елисеев. Он сообщил слушателям, что
  2. суммарная цифра безвозвратных потерь по результатам учета карточек в картотеках двух отделов ЦАМО более 13,6 млн человек.

Сразу оговорюсь: это после изъятия дублирующих карточек, которое производилось методично и кропотливо сотрудниками архива на протяжении предыдущих лет, — уточнил Кирилл Александров.

— Естественно, что многие категории погибших военнослужащих не учитывались вообще (например, призывавшиеся непосредственно в части по ходу боев из местных населенных пунктов) или сведения о них хранятся в других ведомственных архивах.

Дискуссионным остается вопрос о численности Вооруженных Сил СССР к 22 июня 1941 г. Например, группа генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева оценивала численность РККА и ВМФ на 22 июня 1941 г.

в 4,8 млн человек, причем неясно, включены ли в это число пограничники, личный состав ВВС, войск ПВО и НКВД. Однако известный российский ученый М. И. Мельтюхов привел гораздо большие цифры — 5,7 млн (с учетом численности военнослужащих ВВС, войск НКВД и погранвойск).

Плохо был поставлен учет призванных в 1941 г. в армии народного ополчения. Таким образом, предположительно,

реальные цифры тех, кто погиб в рядах Вооруженных Сил СССР (включая партизан), по нашим оценкам, составляют ориентировочно 16–17 млн человек.

Очень важно, что эта ориентировочная цифра в целом коррелирует с результатами долгих исследований группы квалифицированных российских демографов из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН — Е. М. Андреева, Л. Е. Дарского и Т. Л. Харьковой.

Почти 20 лет назад эти ученые, проанализировав огромный массив статистического материала и переписей населения СССР за разные годы, пришли к выводу, что потери погибшими юношей и мужчин в возрасте 15–49 лет составили примерно 16,2 млн человек.

При этом сведениями из картотек ЦАМО демографы РАН не пользовались, так как на рубеже 1980–1990-х годов они еще не были введены в научный оборот.

Естественно, что для полноты картины нужно исключить какую-то часть 15–17-летних подростков, погибших не на военной службе, а также включить погибших на военной службе женщин и мужчин в возрасте старше 49 лет. Но в целом ситуация представима.

Таким образом, и официальные цифры Министерства обороны РФ в 8,6 млн погибших советских военнослужащих, и цифры Бориса Соколова представляются неверными.

Группа генерала Кривошеева объявила официальную цифру в 8,6 млн еще в начале 1990-х годов, но, как убедительно показал полковник В. Т. Елисеев, Кривошеев познакомился с содержанием картотеки безвозвратных потерь рядового и сержантского состава лишь в 2002 г.

Борис Соколов, как мне кажется, допускает ошибку в методике расчета. Думаю, что известная цифра в 27 млн погибших граждан СССР вполне реалистична и отражает подлинную картину.

Однако, вопреки распространенным представлениям, основную долю погибших составили именно военнослужащие, а не гражданское население Советского Союза».

(Данный текст опубликован в «Газете.Ru» в рамках информационного партнерства с газетой «Троицкий вариант – Наука».

Источник: https://www.gazeta.ru/science/2011/06/22_a_3671157.shtml

Маленькие герои Великой Отечественной: им не было еще и шестнадцати

Во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии служило более 3500 фронтовиков младше 16 лет. Их называли «сыновьями полка», хотя были среди них и дочери. О судьбе некоторых из них – в нашем материале.

Данные Центрального архива Министерства обороны России о количестве сыновей полка в годы в войны, очевидно, не совсем верны.

Во-первых, в указанное ими число не входят дети-участники партизанских отрядов и подполья (только в оккупированной Белоруссии в партизанских отрядах воевали почти 74,5 тысячи мальчишек и девчонок, юношей и девушек); во-вторых, командиры зачастую старались скрыть наличие в подразделении ребенка.

При этом традиция «сынов полка» берет свое начало еще в XVIII веке, когда в каждой воинской части в России был хотя бы один юный барабанщик или гардемарин — на флоте.

С началом Великой Отечественной войны дети вновь начали вступать в действующую армию.

Попасть в регулярные части РККА можно было несколькими путями: солдаты подбирали детей-сирот и потерявшихся в ходе боев ребятишек; дети и сами убегали на фронт и, если им удавалось достичь передовой, командирам ничего не оставалось, как принять их; нередки были случаи, когда командиры брали с собой своих детей, полагая, что так будет безопаснее для них. Конечно, командиру подразделения приходилось скрывать появление ребенка во вверенном ему подразделении, но бывало и так, что юных солдат официально ставили на довольствие — «сын полка» получал обмундирование, а иногда и личное оружие. Обычно их берегли и поручали разные хозяйственные работы, но иногда они становились полноправными участниками боевых операций.

Володя Тарновский

Фотография, на которой запечатлен мальчик, оставляющий автограф на стене Рейхстага, давно стала исторической реликвией. Это 15-летний Володя Тарновский, который попал в действующую армию в 1943 году, когда советские войска освободили его родной Славянск. Председатель сельсовета рассказал о мальчике капитану стрелковой бригады, и тот предложил Володе пойти в армию. Как признавался сам юный разведчик, он буквально загорелся этой идеей — хотелось отомстить за расстрелянную мать, погибшего отчима и младшего брата, которого увезли с Донбасса и которого и после войны Владимиру не удалось разыскать. Сколько человек выжило бы в России без войн

 Сначала он был обычным посыльным, но вскоре стал ходить на боевые задания вместе со старшими товарищами. Солдаты к мальчику относились с отеческой любовью, перешили ему форму и даже справили сапоги. 

Свою первую награду Володя Тарновский получил за форсирование Днепра и спасение офицера. Но еще раньше, когда он вывел заблудившиеся «студебеккеры» с горючим и продовольствием прямо на передовую, его представили к награде, но тогда замполит решил, что нехорошо раздавать награды ординарцам и посоветовал перевести мальчика в разведчики.

Так в 14-летнем возрасте Володя Тарновский стал разведчиком.

Медаль «За отвагу» уже ефрейтор Тарновский получил после захвата «языка»: когда Володя вел пленного унтер-офицера в расположение своей части, проходящие мимо солдаты не могли сдержать улыбки— виданное ли дело, двухметрового здоровяка конвоирует ребенок?! Однако маленькому конвоиру было совсем не до смеха — всю дорогу он шел со взведённым автоматом.

А потом был Берлин и знаменитый автограф на Рейхстаге. Тогда он расписался за себя и своих боевых товарищей.

После войны Владимир Тарновский закончил школу с золотой медалью, а затем Одесский институт инженеров морского флота.

По распределению уехал в Ригу, где работал на Рижском судоремонтном заводе, был его директором.

А выйдя на пенсию, Владимир Владимирович активно включился в общественную деятельность, был заместителем председателя Латвийской ассоциации борцов антигитлеровской коалиции. Он скончался в феврале 2013 года.

Сережа Алешков (Алешкин)

Одним из самых юных бойцов РККА в годы войны был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата — гитлеровцы казнили их за связь с партизанами. Семья жила тогда в деревне Грынь в Калужской области, которую партизаны использовали как базу. Летом 1942 года Грынь была атакована карателями, партизаны спешно уходили в леса.

Маленький Сережа во время одной из перебежек споткнулся и запутался в кустах. Неизвестно сколько ребенок бродил по лесу, питаясь ягодами, когда его обнаружили разведчики из 154-й стрелковой, позже переименованной в 142-й гвардейский полк. Майор Михаил Воробьев забрал обессиленного мальчика с собой и стал для мальца вторым отцом.

Позднее он официально усыновил Серёжу. 

Мальчика в полку полюбили, одели, обули – найти сапоги 30-го размера в действующей армии – задача не из легких! В силу возраста Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но как мог старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. А майор Воробьев именно благодаря Сереже нашел своё счастье – медсестру Нину. Сколько человек выжило бы в России без войн

Читайте также:  Суржик: кто придумал русско-украинский язык

Вместе со 142-м гвардейским полком Серёжа прошел славный боевой путь, участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру и, по совместительству, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира полка, и взрывом завалило выход.

Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, и поняв, что не справится, под продолжающейся бомбежкой побежал за подмогой. За подвиг этот он был награжден медалью «За боевые заслуги» и боевым трофейным пистолетом.

Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и, как положено ребенку, рыдал… 

А как-то, уже на Днепре, наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

За время, проведенное на фронте, Сережа несколько раз был ранен, контужен, что не помешало ему поступить в Тульское суворовское военное училище. Позже отучился на юриста в Харькове, по окончании уехал в Челябинск, где жили его приемные родители. Работал прокурором. В 1990 году самого юного бойца Красной армии не стало — сказались тяжелые ранения. 

Аркадий Каманин

Сын советского офицера, летчика и будущего Героя Советского Союза Николая Каманина попал в расположение воинской части благодаря своему упрямству. В феврале 1943 года его отца назначили командиром одного из штурмовых авиакорпусов Калининского фронта, и вместе с ним к месту дислокации подразделения переехали жена и сын. 14-летний Аркадий сразу же начал работать авиамехаником — самолеты были интересны мальчику с детства, и он успел поработать механиком на московском авиазаводе и на одном из аэродромов. Отец пытался отослать ребенка в тыл, но тот упрямо заявил: «Не поеду!» Пришлось уступить, тем более, что квалифицированные механики требовались фронту. Сколько человек выжило бы в России без войн

Очень скоро младший Каманин стал учиться летать и поднимался в небо на двухместном учебном У-2 в качестве штурмана-наблюдателя и бортмеханика. Уже в июле 1943 года генерал Каманин лично вручил 14-летнему Аркадию официальный допуск на самостоятельные полеты.

«Летунку» — именно так в эскадрилье называли Каманина-младшего — наряду со взрослыми пилотами приходилось ежедневно рисковать жизнью, выполняя задания командования. Но самый юный летчик Великой Отечественной войны отличался бесстрашием. В один из вылетов он увидел подбитый Ил-2, кабина которого была зарыта в землю.

Самолет лежал на нейтральной полосе, и Аркадий немедленно поспешил на помощь раненому пилоту. Перегрузив в свой У-2 советского офицера и фототехнику, «летунку» удалось невредимым добраться до своего штаба. За этот подвиг он был впервые награжден Орденом Красной Звезды.

В начале 1945 года Аркадий Каманин доставил секретный пакет партизанскому отряду, совершив полет за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности. За два года службы получил шесть наград, среди которых Орден Красного Знамени, а также медали за взятие Будапешта, Вены и победу над Германией. 

После окончания войны, как и многим сыновьям полка, Аркадию пришлось вернуться за школьную парту, чтобы получить аттестат о школьном образовании — ему потребовался всего один учебный год, чтобы наверстать своих сверстников в учебе. В октябре 1946 года старшина Каманин поступил на подготовительный курс в Военно-воздушную академию имени Жуковского. А спустя год самый молодой летчик Великой Отечественной скоропостижно скончался от менингита.

Валерий Лялин

На флоте сыновей полка называли юнгами. Чаще всего ими становились дети погибших моряков. Валерий, или как его называли Валька, Лялин во флот попал в весной 1943 года.

К этому моменту отец его, командир, погиб на фронте, а мать, работавшая на заводе, погибла под бомбежкой, он скитался батумскому порту и, случайно встретив капитана торпедного катера ТКА-93 лейтенанта Андрея Черцова, попросил того взять его на корабль. «Вспомнил я свое детство, как беспризорничал, чувствую: в горле запершило. Жаль мальчишку», — вспоминал Черцов.

Посовещавшись с механиком, решили взять ребенка с собой и при случае устроить в школу юнг. Никто и предположить не мог, что за несколько месяцев тот станет полноправным членом экипажа, освоит моторное дело и управление катером.

 Сколько человек выжило бы в России без войн 

Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Понимая всю опасность задания, лейтенант Черцов категорически запретил юнге участвовать в операции.

В ночь на 11 сентября под шквальным огнем фашистов катер подошел к намеченному месту, высадил десантников, затем в Геленджике принял на борт еще 25 десантников и новые боеприпасы и вновь отправился в порт Новороссийска. Уже начало светать, немцы подтянули к порту артиллерию и минометы, но Черцов принял решение прорываться сквозь сплошную стену огня.

Уже на подходе к причалам в маслопровод одного из моторов попали осколки снаряда. Пока юнга Лялин — а он проскользнул на борт, когда катер забирал вторую группу десантников — ремонтировал один мотор, заглох и второй. Снаряды рвались рядом с бортом, большая часть команды погибла, ранило и капитана.

Надежды на спасение уже практически не оставалось, как вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Высадив десантников, полузатопленный от полученных пробоин катер отправился в обратный путь. Когда Черцов, потеряв сознание, выпустил штурвал, его место в рубке занял юнга Лялин.

Чтобы увидеть ветровое стекло, ему пришлось стоять на ящике, а штурвал приходилось вращать, налегая на него всем телом. Превозмогая усталость и боль в руках, юнга довел катер до мыса, за которым был вход в Геленджикскую бухту. 

Позже Черцов все-таки устроил Вальку Лялина в Тбилисское нахимовское училище. По воспоминаниям его однокашников, он был единственным воспитанником, у кого на груди красовались четыре боевые медали.

Позднее получил Валька и орден Красной Звезды, а вот звание Героя, о чем ходатайствовал лейтенант Черцов, ему так и не присвоили — командир дивизиона испугался разжалования за то, что в нарушение всех правил и инструкций на корабле служит несовершеннолетний подросток. 

С именами Вальки Лялина и капитана Андрея Черцова связана и еще одна удивительная история. После того страшного похода все выжившие члены экипажа проходили лечение в госпитале под Новороссийском. Как-то с концертом к раненым приехала Клавдия Шульженко.

А когда выступление закончилось, Клавдия Ивановна увидела, что один из моряков тянет к ней забинтованные руки. Она не поняла, что же хотел сказать раненый. Но тут подбежал юнга и объяснил, что командир просит исполнить его любимую песню «Руки».

Много лет спустя, в середине 70-х годов, экипаж ТКА-93 вновь встретился с великой певицей, и случилось это на съемке «Голубого огонька».

По воспоминаниям Шульженко, в группе мужчин за одним из столиков она узнала и возмужавшего Валерия Лялина, и седовласого Андрея Черцова, на груди которого красовалась звезда Героя Советского Союза, и других членов экипажа, которым довелось выжить в тот страшный поход. Певица вновь исполнила «Руки».

В ноябре 1943 года вышел приказ о зачислении всех сыновей полков в суворовские и нахимовские училища. Однако мальчишкам в тот момент больше хотелось дойти до Берлина, а не сесть за школьную парту. Так случилось, например, с Толей Рябковым.

Солдаты артиллерийского полка спасли его в буквальном смысле от голодной смерти в блокадном Ленинграде – определили маленького солдата сначала на кухню, потом в отряд связистов, а в феврале 1942 года 13-летний мальчуган принял присягу.

Спустя год Толика отправили в Суворовское училище, однако оставаться там он не захотел и вернулся домой. В обычной школе мальчик тоже выдержал всего пару недель, а потом сбежал в Кронштадт.

Источник: https://www.tvc.ru/news/show/id/67068

Восстание в Собиборе 14 октября 1943

Собибор как конвейер смерти заработал 3 мая 1942 года. Почти одновременно с Собибором появились и другие лагеря смерти: Белжец (в марте) и Треблинка (в июле).

Вместе с Хелмно (действовал с 8 декабря 1941 года) все они стали основными лагерями смерти, в которых нацисты уничтожили более трети европейского еврейства.

Создание таких лагерей осуществлялось в рамках операции «Рейнхард» и было одним из ключевых итогов конференции в Ванзее (20 января 1942 года), когда высшие чины партии и СС утвердили основные принципы «окончательного решения» еврейского вопроса.

Стоит подчеркнуть разницу между концентрационными лагерями (Равенсбрюк, Маутхаузен, Дахау), где заключенные должны были работать на нацистов, и лагерями смерти, в которых людей только уничтожали. Освенцим (Аушвиц) и Майданек функционировали и как концентрационные лагеря, и как лагеря смерти.

Последних было всего шесть (Хелмно, Собибор, Треблинка, Белжец, Освенцим и Майданек). Под конец войны де-факто как лагеря смерти стали работать Маутхаузен и Штутгоф. Показательно, что в Хелмно были уничтожены 360 тысяч евреев, а выжили только двое. В Белжеце уничтожили 600 тысяч, выжили шесть человек.

В результате об этих лагерях мало что известно.

В Собиборе уничтожили около 250 тысяч человек, выжили благодаря побегу Печерского – 53. За 18 месяцев общая численность персонала лагеря составила около 100 эсэсовцев и 200 охранников-украинцев.

ЭКОНОМИКА ГЕНОЦИДА

В марте 1942 года в своих дневниках Й. Геббельс писал, что планируется уничтожить 60 процентов евреев, а 40 процентам временно сохранить жизни как рабочей силе.

По расчетам СС, один заключенный, исходя из средней продолжительности жизни в 9 месяцев, мог принести Третьему рейху 1630 рейхсмарок.

Сумма формировалась из издержек на питание, одежду и кремацию (последняя – порядка 2 марок) и «дохода», получаемого от труда узника, оставшихся личных вещей, золотых зубов и одежды.

В этих подсчетах не учитывалась стоимость пепла, который использовался для сельскохозяйственных нужд.

КОНВЕЙЕР СМЕРТИ

Собибор был расположен на железнодорожном перегоне между Хелмом и Влодавой, с отдельной веткой, ведущей к лагерю. Он делился на четыре части, не считая зоны прибытия новых жертв:

Лагерь 1 (около 50 евреев, они обслуживали немецкую охрану, начиная с приготовления еды и заканчивая пошивом одежды).

Лагерь 2 (сюда сразу гнали евреев, предназначенных для уничтожения; обслуживающий персонал, порядка 400 евреев, должен был стричь им волосы, сортировать оставленные вещи и пр.; в этой же зоне располагалась администрация).

Лагерь 3 (здесь находились газовые камеры).

Четвертую зону стали создавать летом 1943 года, когда планировалось превратить Собибор еще и в концентрационный лагерь.

Среди прочего в Собиборе для нужд нацистов имелась католическая церковь. Сразу за ней располагался пустырь, на котором убивали узников, пытавшихся оказать сопротивление. Церковь находилась менее чем в 500 метрах от газовых камер.

В Собиборе уничтожались прежде всего польские евреи, однако эшелоны прибывали также из Австрии, Чехословакии и Голландии. Известно, что было уничтожено некоторое число французских и греческих евреев, а также евреев из СССР. 5 июня 1943 года из Голландии ушли в Собибор два специальных «детских» поезда: детям и матерям обещали, что их отправляют в специальный рабочий лагерь.

С платформы большую часть людей гнали в лагерь 2, но пожилые, больные, дети сразу отправлялись в траншею, где украинские охранники, за которыми следили немцы, расстреливали их из пулеметов.

Это место изверги иронично называли «лазарет». Жертвы – особенно из числа западных евреев – верили, что им просто дадут помыться и переодеться в чистую одежду, перед тем как отправить на работу.

По прибытии им приказывали написать открытки домой.

Если западных евреев привозили в комфортабельных поездах и до последнего создавали для них иллюзию благополучия, то польских и русских евреев перевозили в товарных вагонах.

В 1943 году было несколько случаев, когда безоружные люди по прибытии нападали на эсэсовцев.

Евреев «в русских составах» стали перевозить в Собибор абсолютно голыми, чтобы затруднить побег и не дать спрятать под одеждой что-то, чем можно было защищаться. 

Были женщины, отказывавшиеся раздеваться и стричься, расставаться с детьми. В таких случаях эсэсовцы замедляли поток газа, чтобы жертвы дольше испытывали агонию.

Сколько человек выжило бы в России без войн

ПЕЧЕРСКИЙ В СОБИБОРЕ

Александр Аронович Печерский проходил военную службу в 1931–1933 годах. Был призван 22 июня 1941 года, принимал участие в боевых действиях, был аттестован на техника-интенданта 2 ранга (лейтенант).

Раненым попал в плен под Вязьмой в октябре 1941-го. В Собиборе находился с 23 сентября 1943 года до дня восстания – 14 октября. В 1943–1944 годах – в партизанах в Белоруссии.

В 1944 году, после проверки, воевал в штурмовом батальоне – до ранения.

Печерский прибыл в лагерь буквально через несколько дней после того, как несколько десятков голландских евреев были казнены за подготовку побега. Восемьдесят советских военнопленных должны были выполнять их работу и строить новые бараки.

Читайте также:  На какие российские земли претендует корея

Печерский опирался на подпольное движение, которое было организовано польскими узниками. Основной фигурой являлся Леон Фельдхендлер. Подполье главной своей целью видело распространение информации о положении на фронтах, о поражениях немцев, однако любые попытки оказывать сопротивление или сбежать сдерживал принцип коллективной ответственности узников. Они не умели обращаться с оружием.

Прибытие Печерского с группой военнопленных произвело сильный эффект. Выживший Кальмен Веврык писал: «У них был военный опыт. Они знали всё про ружья, пули и т. д. Они не побрезгуют рукопашной схваткой». Как и все узники, Веврык был очень впечатлен Печерским: «Он буквально излучал властную уверенность и контроль».

План Печерского заключался в том, чтобы в промежутке с 16:00 до 17:00 14 октября 1943 года шестью группами уничтожить как можно больше эсэсовцев и скрытно завладеть оружием.

Затем, в 17:00, общее построение, все направляются к главным воротам, как если бы таков был приказ немцев. Первая часть плана удалась: из 17 эсэсовцев были убиты 10.

Из 120 охранников (преимущественно – украинцев) около 10 были убиты и более десятка ранены.

Около 17:00, когда должна была начаться вторая часть восстания, один из немцев заметил труп убитого офицера, началась стрельба. С этого момента восстание приняло хаотический характер. На этом фоне Печерский обратился на русском языке к своим товарищам с призывом переходить к открытым действиям.

Его речь, согласно словам выжившего очевидца Томаса Блатта, заканчивалась призывом: «Вперед, товарищи! За Сталина! Смерть фашистам!». Выживший Кальмен Веврык также упоминает Сталина – «Ура, за Сталина!» – и заявляет: «Сталин был нашим Богом тогда; каждый еврей искал в Сталине своего спасителя.

Сначала один человек, затем двадцать и, наконец, многие-многие другие закричали: “Ура, за Сталина!”». 

В лагере было порядка 550 узников, 150 из них не захотели или не смогли бежать (последние – те, кто работал в лагере 3), порядка 70 погибли при побеге. Таким образом, 320 человек бежали из Собибора, около 150 поймали немцы, еще 90 убиты польскими националистами. В итоге выжило 53 человека.

ПОСЛЕ СОБИБОРА

После восстания и побега лагерь был немедленно закрыт и снесен по приказу Гиммлера. 

19 октября официально была завершена операция «Рейнхард» – программа по уничтожению евреев. Ее руководитель генерал Одило Глобочник докладывал, что на ее проведение затратили 12 миллионов рейхсмарок, а общая прибыль составила 179 миллионов рейхсмарок.

Личный состав был награжден военными орденами, а руководство было переброшено в оккупированную Италию для уничтожения местных евреев. Поскольку верхушка СС понимала, что война фактически проиграна, то всех основных участников направляли в районы наиболее опасные из-за партизанского движения.

Многие чины СС, ответственные за убийства в Собиборе, погибли.

После войны бывшие руководители и охранники пытались бежать или скрыться, со временем их арестовывали. Так, в 1965–1966 годах в Гааге прошел крупный процесс над 12 охранниками СС из Собибора. Только один, фельдфебель Карл Френцель, был приговорен к пожизненному заключению, еще четыре – к разным срокам (от 3 до 8 лет), остальные оправданы.

И только один из 12 признал свою вину. Комендант капитан Франц Штангель, который дольше всех возглавлял Собибор, сумел бежать в Бразилию вместе с фельдфебелем Густавом Вагнером (в Собиборе он фактически командовал всем сержантским составом, отличался особой жестокостью). Штангеля арестовали в 1967 году, он умер в тюрьме от сердечного приступа, а вот Вагнера выдать отказались.

В 1980 году он покончил с собой.

Наиболее активно с пособниками нацистов боролись в СССР. В 1962 году в Киеве состоялся закрытый процесс над одиннадцатью украинцами, которые служили в охране. Их всех приговорили к расстрелу.

Сколько человек выжило бы в России без войн

ЧЕТЫРЕ МИФА ОБ АЛЕКСАНДРЕ ПЕЧЕРСКОМ

Миф 1: в СССР подвиг узников Собибора замалчивался

Практически сразу после освобождения Красной Армией Восточной Польши сведения о лагере смерти в Собиборе стали появляться в армейских донесениях, а чуть позже – и в армейской и центральной печати.

Первой из центральных газет о лагере смерти рассказала «Комсомольская правда» еще 2 сентября 1944 года (статья «Фабрика смерти в Собибуре»).

Потом были другие статьи: «Восстание в лагере смерти – Собибур» («Комсомольская правда», 1945), «Конец Собибура» («Комсомольская правда», 1962), «Страшная тень Собибура» («Красная звезда», 1963). Нужно учесть, что публикация в центральной газете имела тогда совсем другой вес, чем сейчас.

После публикаций начала 60-х годов нашлись бывшие узники Собибора, проживавшие в СССР. Семеро здравствовавших тогда участников восстания стали по инициативе Печерского собираться раз в пять лет у него в Ростове-на-Дону или у одного из товарищей.

Выходили книги: А. Печерский «Восстание в Собибуровском лагере», 1945; В. Томин, А. Синельников «Возвращение нежелательно», 1964. О восстании в Собиборе рассказывалось в основополагающих монографиях, посвященных Великой Отечественной войне, в вузовских учебниках истории.

В это время за рубежом (за некоторым исключением Польши) о Собиборе не писали практически ничего. Так получилось, что история собиборского восстания оказалась неудобной в разных странах по разным причинам.

Подмандатная Палестина, а затем и новорожденное Государство Израиль лепили образ «нового еврея», ничем не напоминающего тех забитых европейских собратьев, которые покорно и безропотно шли на убой.

Польша была не готова отвечать на вопрос, каким образом десятки бывших узников Собибора погибли на ее территории за те несколько месяцев, что разделили восстание и приход Красной Армии, и почему даже после войны и изгнания немцев в Польше продолжались еврейские погромы.

Вчерашним союзникам СССР эта история была тоже не особенно выгодна: началась холодная война, бывшие друзья стремительно превращались в заклятых врагов, рассказ о героизме красноармейцев не отвечал потребностям момента. Да и вообще о нацистских лагерях и погибших евреях тогда на Западе вспоминали не очень охотно – слишком неприятен был вопрос: как же так получилось, что все годы холокоста никто ничего не замечал?

Миф 2: к самому Печерскому относились с недоверием, в Ростове-на-Дону о его подвиге никто не знал

На протяжении всей жизни Печерский выступал в школах, библиотеках, домах культуры, вел активную переписку с журналистами и историками, с узниками за рубежом.

Пока лежал в госпиталях в 1944–1945 годах, он сотрудничал с Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, с Еврейским антифашистским комитетом. Печерский выступал свидетелем на судебном процессе над бывшими охранниками лагеря Собибор в Киеве (1962 год).

В местной прессе статьи о нем выходили регулярно. В 1961 году он стал депутатом Кировского райсовета Ростова. В городе пользовался авторитетом, в областном краеведческом музее были экспонаты, посвященные восстанию в Собиборе.

Печерский и другие участники восстания в Собиборе действительно не вошли в основной пантеон героев Великой Отечественной войны. Но этот пантеон был немногочислен и состоял в основном из тех, кто погиб на войне. Никакого замалчивания подвига собиборцев не было, о нем немало писали и говорили.

Миф 3: в мирной жизни Печерскому приходилось нелегко, он бедствовал

Александр Печерский родился в 1909 году. В Ростов-на-Дону семья Арона и Софьи Печерских перебралась из Кременчуга в 1915-м. С 1925 г. Александр учился в музыкальной школе по классу фортепиано. После школы (согласно военно-учетным документам, окончил 7 классов) служил в армии. В 1933-м женился. С 1936 г.

служил инспектором хозчасти в финансово-экономическом институте (возможно, просто числился по хозчасти, запись в учетной карточке военкомата такая: «Ростовский финансово-экономический институт, руководитель художественной самодеятельности»). Увлекался театром: с 1931 г.

играл в самодеятельном драматическом коллективе, ставил небольшие пьесы, писал для них музыку. Играл в шахматы.

В 1944 г. Печерский, находясь после тяжелого ранения на излечении в подмосковном госпитале, познакомился там со своей второй женой. С ней он провел всю оставшуюся жизнь.

Во многих источниках написано, что в годы борьбы с «космополитизмом» Печерский был уволен с работы, не мог трудоустроиться несколько лет до смерти Сталина и жил на иждивении жены. Однако из недавно обнаруженного в архиве партийного дела Печерского вырисовывается иная картина.

После войны он работал театральным администратором, но в 1952 году попал под суд за мелкое злоупотребление, был приговорен к одному году исправительных работ и исключен из партии. При этом без работы не оставался, почти сразу перейдя из Театра музкомедии в кузнечно-механическую артель.

Потом до самой пенсии работал на заводе. И все это время он продолжал работу по сбору и распространению материалов о трагедии Собибора и подвиге его узников.

Миф 4: и в наши дни подвиг Печерского остается малоизвестным

После смерти Печерского в 1990 году в память о нем была установлена мемориальная доска (2007 год). Вышли новые книги: И. Васильев «Александр Печерский. Прорыв в бессмертие»; С. Макарова, Ю. Богданова «Герои Собибора. Фотолетопись».

В 2013 году вышло два новых документальных фильма, авторы – Л. Млечин и С. Пашков.

В Ростове-на-Дону в 2014 году в честь Печерского появилась именная звезда на «Проспекте звезд», спустя еще год его именем была названа одна из улиц города – в микрорайоне Суворовский.

  • 2015 год – почтовая марка, посвященная восстанию в Собиборе.
  • 2016 год – Президент России наградил Печерского Александра Ароновича орденом Мужества посмертно.
  • 2017 год – при участии Российского военно-исторического общества именем Печерского названа улица в Новой Москве (9-километровый участок автодороги от Боровского шоссе в сторону Троицка).

Еще из деятельности РВИО по увековечению имени Александра Печерского: оно присвоено скорому поезду сообщением Москва – Ростов-на-Дону; на Казанском вокзале в Москве и в Ростове-на-Дону прошли выставки; в Ростове-на-Дону установлен бюст героя – у школы, которая носит его имя; подготовлена выставка в Музее Победы; создан сайт СОБИБОР.ИСТОРИЯ.РФ. Наконец, вышел фильм-памятник «Собибор» Константина Хабенского, снятый по инициативе Министра культуры России и Председателя РВИО Владимира Мединского. Самая правильная рецензия на эту картину: «Фильм тяжелый, но смотреть его надо».

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/vosstaniie-v-sobiborie

"Судьба мира решится в ближайшие годы". Далай-лама о надеждах на Россию

Несмотря на неважное самочувствие после госпитализации, 83-летний Далай-лама провел в мае в Дхарамсале 10-е ежегодные учения для российских буддистов и дал эксклюзивное интервью РИА Новости.

Всемирно известный духовный лидер рассказал, на чем основана его вера в светлое будущее человечества, что он думает о Путине, Трампе и роли России в мире, какое послание адресует новому поколению, что необходимо современной науке и системе образования и как работать с «шестым сознанием», чтобы обрести счастье. 

— Ваше Святейшество, вы не раз говорили, что люди становятся лучше: проявляют все больше сострадания, не хотят воевать, бережнее относятся к природе. Но теперь заявляете, что человечеству не хватает ответственности — и мир близок к катастрофе. Вы изменили свое мнение, разочаровались в человечестве?

— Нет, я не изменил свое мнение. Даже еще больше в нем утвердился. Каждое существо, даже насекомое, не хочет страдать, а хочет прожить жизнь счастливо. И у каждого есть право на то, чтобы быть счастливым.

Кроме того — и это очень важно — согласно последним данным науки, по природе своей человек склонен к состраданию. Это же очевидно: в первые несколько лет после появления на свет мы нуждаемся в материнской любви и заботе, без них мы бы не выжили.

Так происходит у всех общественных животных. Мы, люди, тоже общественные животные. Коллективное чувство в определенной степени заложено в нас биологически.

На протяжении тысячелетий люди выживали именно благодаря чувству общности, взаимопомощи и заботе друг о друге.

— Тогда в чем же проблемы сегодня?

— В сегодняшнем мире есть проблемы, которые находятся вне нашего контроля. Например, такая серьезная проблема как глобальное потепление. Недавно я встречался с учеными, среди которых был один лауреат Нобелевской премии в области химии с Тайваня. Он сказал, что вопрос о том, продолжит наш мир существовать или нет, решится в ближайшие восемьдесят лет.

Мы должны серьезно озаботиться вопросами экологии. Сегодня все больше и больше людей задумываются о сохранении окружающей среды, и это хороший знак.

И еще. Сколько человек погибает от рук других людей! Если бы с самого начала люди убивали друг друга, как это делают сегодня, то нам было бы не о чем беспокоиться — человечество исчезло бы с лица земли.

Я думаю, это неразрывно связано с феодальной системой. В феодальном государстве король или королева, а иногда религиозные лидеры собирали армии и отправляли их убивать других людей… Но все солдаты без исключения, я уверен, ценят свою жизнь. Если бы у них была свобода выбора, они не пошли бы убивать друг друга.

Читайте также:  Откуда на руси взялся петрушка

У вас, россиян, есть горький опыт жизни при Сталине, а у ваших противников (немцев) был опыт жизни при Гитлере. Во времена правления Сталина в Советском Союзе и Гитлера в Германии были убиты миллионы людей… Эти миллионы погибших — наши братья и сестры.

Первая мировая война, Вторая — разве они принесли что-то хорошее? Нет. Только породили еще больше ненависти. Если не считать хорошим результатом развитие военной промышленности. Но единственное предназначение оружия — в том, чтобы убивать. 

Сама концепция войны, которая заключается в том, чтобы мобилизовать солдат и отправить их убивать друг друга, — это принадлежность феодальной системы. Она безнадежно устарела.

Не так давно в Таиланде провозгласили нового короля, взошел на трон новый император Японии, а в Британии родился еще один принц… Я действительно считаю, что монархическая форма правления устарела.

Большевистская революция в России положила конец царизму, а Французская революция покончила с монархией во Франции. Я думаю, что это было правильно. (Смеется.) Это все устаревшее мышление: короли, королевы.

К тому же в монархии делался слишком большой упор на военную силу.

— А какую форму правления вы считаете оптимальной?

— Сегодня настало время демократии. Мир принадлежит семи миллиардам людей. Каждая страна принадлежит своему народу. Когда люди получили соответствующее образование, когда у них правильный образ мысли, они вряд ли будут настроены убивать друг друга.

Возьмем для примера Европейский союз. В прошлом веке европейские страны вели друг с другом кровопролитные войны.

А потом, после Второй мировой войны, два государства, которые были, казалось, непримиримыми врагами — Франция и Германия, — решили, что гораздо лучше думать об общих интересах, чем об интересах Франции или Германии в отдельности, поскольку это отвечает сложившимся реалиям.

Так появился Европейский союз. И благодаря этому с последней половины XX века и по сей день его страны-участницы не сражались друг с другом, не проливали кровь своих граждан.

Порой я говорю, что и России надо присоединиться к Европейскому союзу.

— Переходя к России… Президент Путин шутит, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить-то не с кем. А вы как полагаете? Есть ли сегодня политики, способные изменить мир к лучшему, как Ганди, или роль политиков в наши дни не так уж важна?

— Прежде всего, я хочу сказать, что Российская Федерация — это великая страна, обладающая большой мощью. Последние события показали, что Путин как руководитель страны уделяет большое внимание происходящему в разных частях мира, и это хорошо.

А вот коллега Путина, президент Трамп… (делает жест рукой, свидетельствующий о его безнадежности.) Как и Путин, он руководит огромной страной, несет на себе большой груз ответственности. Лидер такой страны должен видеть картину в целом. И думать о том, что будет полезно для страны в долгосрочной перспективе.

Это очень важно. Он не должен думать только о получении краткосрочных результатов. Конечно, у меня нет права критиковать деятельность президента Трампа. Но вы только подумайте: он продал миллиарды единиц оружия Саудовской Аравии. На мой взгляд, это неправильно. Он также вышел из Парижского соглашения по климату.

Это весьма прискорбно.

Сегодня мир находится в критическом положении. И Путину нужно очень тщательно обдумывать свои действия, принимать во внимание картину в целом и думать о том, что принесет пользу в долгосрочной перспективе.

— Вы говорили, что Россия может внести большой вклад в развитие мира. По-прежнему так думаете? И почему?

— Да. У Российской Федерации есть еще одно преимущество: с географической точки зрения она служит мостом между Востоком и Западом.

И еще. Я буддист, но никогда не говорю, что буддизм — наилучшая религия. Все крупные религиозные традиции подобны лекарствам, помогающим обрести покой ума. Нельзя выбрать одно лекарство и сказать, что оно лучшее для всех. Врач сперва обследует пациента, а уже потом, исходя из его состояния, рекомендует лекарство, которое наиболее эффективно в данном случае.

То же самое можно сказать и о верующих. Среди них есть люди с самыми разными предрасположенностями. Для одних больше подходит одна религия, для других — другая.

Тем не менее, среди множества религиозных традиций буддизм, и в особенности традиция древнеиндийского монастыря-университета Наланда, которой следуют буддисты Российской Федерации, предлагает весьма научный подход к учению Будды.

Буддизм и современная наука могут идти рука об руку. В России есть регионы, в которых люди традиционно исповедуют буддизм. Это республики Бурятия, Калмыкия, Тыва, а также Забайкалье. Когда я жил еще в Тибете (до 1959 года), у нас было много блестящих ученых-философов и настоятелей крупных монастырей из Бурятии, Калмыкии и Тувы.

— Не только буддисты, но и многие люди, не исповедующие эту религию, считают вас мудрым наставником и хотели бы сохранять связь с вами, из жизни в жизнь. Возможно ли это, каким образом?

— Вопрос о том, будет ли в дальнейшем существовать институт Далай-ламы или нет, предстоит решать самим народам, населяющим территории распространения тибетского буддизма. В том числе народам России, Монголии, Тибета и всего Гималайского региона.

Само название «Далай» — это монгольское слово (в переводе означает «океан», «великий». — Прим. ред.). Этот титул получил Третий Далай-лама во время посещения Монголии. Если убрать из моего имени слова «Далай-лама», то я не смогу подписываться, потому что у меня подпись — «Далай-лама» (смеется).

С народом России нас связывают уникальные, совершенно особые отношения, уходящие корнями в историю.

Эти отношения приносят пользу всем — как Далай-ламе и тибетцам (в основном так называемой Школе желтых шапок, Гелуг), так и россиянам. Многие монахи из России годами учились в монастырях Тибета и становились очень хорошими учеными-философами и настоятелями.

В будущем, независимо от того, буду я жить или нет, эта связь продолжит свое существование. Сегодня в наших монастырях обучаются по меньшей мере несколько сотен учеников из Монголии и буддийских регионов России. Так что связь не обрывается. Приходит новое поколение.

— Какое послание вы адресовали бы сегодня новому поколению?

— Как я уже говорил, среди различных религиозных и философских традиций традиция монастыря-университета Наланды — самая современная и научная. Вы можете ее применять. Прежде всего ее должны как можно глубже изучить те, кто принадлежит к традиционным буддийским сообществам.

Кроме того, сегодня все больше небуддистов среди россиян, в том числе профессура МГУ, проявляют интерес к традиции Наланды, к науке об уме. Это очень обнадеживающий знак. Сейчас ситуация действительно созревает. Поскольку Россия — это большая страна, а также мост между Европой и Азией, она может внести существенный вклад в продвижение идеи о важности покоя ума.

Только молитвы или вера не помогут достичь покоя ума. Нужно осознать, что гнев — это разрушительная эмоция, а сострадание — созидательная. Самое важное — понимать, что основа гнева в неведении, ограниченности мышления. А основа сострадания — это логические доводы, умение смотреть на вещи в широкой перспективе. 

Согласно буддизму, мы можем продвигать сострадание с опорой на аналитические размышления, а также с опорой на современную науку.

Сострадание также можно прививать в рамках системы образования, применяя данные научных открытий. Чем больше сострадания — тем меньше гнева. Причина гнева в неведении, близорукости — у него нет прочной основы.

— А есть ли эта основа у счастья, и что это вообще такое? Как быть счастливым?

— Счастье — это очень серьезная тема. В западном мире образование в целом направлено на обретение материальных ценностей. Материальные ценности могут подарить нам только чувственные наслаждения.

Нам нравятся захватывающие зрелища, например спортивные состязания, некоторые спортивные болельщики буквально теряют голову от радости, когда выигрывает их команда. Здесь практически не задействовано мышление — все происходит на уровне чувственного восприятия.

Люди также получают удовольствие от красивой музыки — она заставляет их плакать. От вкусной еды, приятных запахов, прикосновений, в том числе сексуального наслаждения. Ощущение счастья, которое они испытывают при этом, полностью основано на чувственном восприятии.

Такое счастье непостоянно. Когда у вас есть какие-то материальные причины для счастья, вы счастливы. Когда они исчезают, у вас остаются одни лишь воспоминания. Настоящее же счастье связано с шестым сознанием.

Во время визита Москву в 1979 году я встречался с несколькими советскими учеными. Я сказал им, что в буддизме выделяют пять видов сознания, связанных с органами чувств, и шестой вид сознания — ментальный. Они тут же заявили, что это все религиозные материи, и не пожелали ничего обсуждать. Конечно, я не стал с ними спорить, но для меня тогда было очевидно, что это ограниченное мировоззрение.

Итак, подлинное счастье вызывают не ощущения, полученные органами чувств, но переживания ментального характера.

А потому, если вы испытываете неприятные ощущения, связанные с органами чувств, то при наличии определенного опыта работы с ментальным уровнем вы можете сохранять покой ума.

Таким образом, ментальное сознание — выше видов сознания, связанных с органами чувств. Но в силу того, что мы ведем материалистический образ жизни, мы становимся рабами чувственных переживаний.

— Вы могли бы назвать пути выхода из этого рабства, методы достижения покоя ума, счастья?

— В связи с этим я хотел бы сказать вот о чем. На Западе распространены теистические религии, в которых основной упор делается на веру в Бога…

В то же время в Индии уже более трех тысячелетий назад была разработана концепция шестого вида сознания.

Медитации — «шаматха» (однонаправленное сосредоточение) и «випасана» (аналитическая медитация) — помогают привести шестое сознание в состояние покоя. Поэтому я считаю индийскую цивилизацию наиболее развитой.

В VIII веке эти древние индийские знания пришли в Тибет. Их принес нам Шантаракшита из монастыря-университета Наланда, и с тех пор уже более тысячи лет мы сохраняем эти знания.

Кроме того, Дрогон Чогьял Пхагпа посетил Монголию и познакомил ее с буддийской дхармой.

А позже Сонам Гьяцо, Третий Далай-лама, также принес в Монголию учение Будды, в том числе традицию глубоких диалектических диспутов.

Когда я жил в Тибете, у нас было много монахов монгольского происхождения, все они усердно учились и вели себя образцово. Среди них не было ни одного нарушителя монастырских правил. Например, ген Легден был великим ученым-философом родом из Монголии, он бежал в Тибет после русской революции.

Он рассказывал мне, что днем прятался под овечьей шкурой, а ночью шел в сторону Тибета. Так он пришел в Лхасу, где приступил к учебе и через 20-30 лет стал одним из лучших ученых-философов. Так что между нами — Тибетом, Монголией и Россией — существуют особые взаимоотношения.

Поэтому я возлагаю на Россию определенные надежды.

— Ваши надежды на Россию связаны с наукой и образованием?

— В последние несколько десятилетий я веду беседы с западными специалистами в области образования, психологии, нейронауки.

И они проявляют по-настоящему искренний интерес к знаниям, накопленным тибетским буддизмом. Но, общаясь с западными учеными, я обычно испытываю некоторые сомнения и стараюсь не пропагандировать буддизм.

Потому что буддийские концепции могут подорвать их однонаправленную веру.

Например, у меня есть один друг-христианин, отец Уэйн Тисдейл — очень хороший монах-католик. Мы с ним часто обсуждали наши общие практики: сострадание, прощение, терпимость и тому подобное.

Однажды он спросил меня о шуньяте (пустоте), и я ему ответил: «Не спрашивайте меня об этом, это вас не касается». Я считаю, что положения квантовой физики и шуньята очень близки друг к другу — они говорят о том, что все взаимозависимо, нет ничего абсолютного.

И Бог тоже не абсолютен. Именно потому я сказал своему другу-христианину, чтобы он не спрашивал меня о пустоте.

Но в России, с россиянами я не испытываю подобных сомнений. Потому что у вас уже много веков есть эти знания и контакты c нами. Поэтому я хочу сказать, что сегодня российским буддистам следует уделять особое внимание изучению буддизма.

Нужно извлечь из буддизма психологию, квантовую физику, логику — все эти предметы, содержащиеся в буддийской литературе и применяющиеся в духовной практике, могут изучаться и в академическом ключе.

Так этими знаниями смогут пользоваться люди самых разных вероисповеданий, а также неверующие.

Я уверен, что у российских буддистов большое будущее. Следует хорошенько это обдумать. И тогда больше людей станут близкими друзьями России. Так что и с политической точки зрения это принесет пользу (смеется).

Источник: https://ria.ru/20190530/1555050954.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector