Сколько потомков русских духоборов живет в канаде

Духоборы — это русская религиозная секта. Название им дал в 1785 г. архиепископ Екатеринославский Амвросий. Основной идеей религиозного течения было отрицание церкви как таковой. Отрицались ее обряды и таинства, кресты и священнослужители.

Приверженцы этого направления христианства считали, что церковь не нужна для общения с Богом. Государство и законы созданы для тех, кто изначально пошел не потому пути. Все, кто верит и живет по законам Божьим, обходятся без войн и убийств. Зло человек может победить только силой духа, верой в божественную силу.

Православная церковь считала секту «особо вредной» и постоянно подвергала гонениям.

Непринятие войны и глубокие внутренние пацифистские убеждения не позволяли духоборам исполнять воинскую повинность. Исторический инцидент 1985 года в Грузии, когда приверженцы духоборов сожгли публично оружие, получил большой международный резонанс.

Сколько потомков русских духоборов живет в Канаде

Травля не только со стороны церкви, но и со стороны государства заставила духоборов покинуть Родину. В качестве нового места поселения рассматривались несколько стран, но выбор пал на Канаду. В начале 1899 года духоборы начали переселение в Канаду.

Численность первой группы переселенцев была невелика – около двух тысяч человек.

Прибыли они за океан не без помощи великого русского писателя Льва Толстого, пожертвовавшего на переселение часть своего гонорара за роман «Воскресенье», и американских и английских квакеров, которые довольно близки им по духу и убеждениям.

До весны духоборы размещались в Виннипеге в специальных домах для мигрантов. Впоследствии правительство Канады выделило им участки необжитых и невозделанных земель в провинции Саскачеван. Весной еще несколько рейсов доставили новые группы духоборов в Канаду. Всего община насчитывала около 7 тысяч человек.

Интересны воспоминания очевидцев о самом первом прибытии духоборов в порт Сент — Джон. Появление иммигрантов привело канадцев в неописуемый восторг, что немало смутило переселенцев. Толпа встречающих махала руками, шапками, выкрикивали приветствия. Местные женщины приготовили сладости для прибывших детей и щедро одаривали их.

В первый год переселенцам приходилось очень тяжело. Участки земли не были пригодны для возделывания, пришлось приложить немало труда, чтобы получить первый урожай.

Голод заставил мужчин идти на заработки в города. Женщины пахали и сеяли сами, впрягаясь вместо лошадей. Самоотверженный труд помог им преодолеть трудности и улучшить свое благосостояние.

Были возведены дома, амбары, бани. Налажено сельское хозяйство.

Сколько потомков русских духоборов живет в Канаде

Свои привычки и обычаи духоборы старались сохранить и на чужбине. Община хозяйство вела сообща, все вместе возделывали землю. Но в Канаде другие законы. Здесь господство частной собственности.

Это и послужило началом конфликта с местным правительством, которое потребовало земли разделить, и закрепить в собственность за каждой семьей отдельный участок.

После того как часть переселенцев отказалась принять гражданство Канады, часть уже возделанных земель была экспроприирована государством, так как принятие гражданства было одним из условий предоставления земель.

Но к тому времени Община была уже весьма состоятельна. Духоборам не составило труда приобрести участки земли в другой провинции Канады – Британская Колумбия. Не все переселились на новое место, часть все же приняла гражданство и осталась в Саскачеване.

Давление со стороны государства вызвало ответную реакцию. Наиболее известна, так называемая акция «Навстречу к Христу», в которой, освободив весь скот и бросив лишние вещи, духоборы отправились в поход к океану. Поход был остановлен полицией, которая не остановилась и перед арестами.

Несомненно духовным лидером являлся П.В. Веригин. Однако, его попытки найти общий язык с местным правительством, были расценены частью духоборцев как предательство идеалов веры. Он объединил общину, организовав коммуну в 44 села. Трагическая и загадочная смерть П.В.

Веригина привела очередному расколу духоборов.

Тем не менее, духоборы сохранили свое мировоззрение, верования и уклад жизни. В 1934 году канадское правительство утвердило Декларацию Духоборов, излагавшую их религиозные взгляды, образ и условия жизни.

Сейчас в Канаде около 30 тысяч потомков духоборов, почти половина говорит на русском языке, как на родном. Но только около 5 тысяч сохранили веру и уклад жизни первых переселенцев.

Источник: https://canadianweb.org/historical/doukhobors/

Сколько потомков русских духоборов живет в Канаде

Духоборы в соответствии со своими убеждениями всегда сторонились верующих православной церкви. В один момент они решили отказаться от участия в любых войнах, за что и поплатились.

Кто они такие

Как писал в своей работе «Богословие и национальный вопрос» известный религиовед Геннадий Гололоб, история духоборческого движения берет свое начало с середины XVIII века.

Одним из его основателей и идеологов был житель Екатеринославской губернии Силуан Колесников.

Духоборы чурались внешней обрядности православной церкви и не признавали церковную иерархию, по-своему трактовали Библию, однако старались строго соблюдать библейские заповеди.

В царской Российской империи долгое время было терпимое отношение к духоборам. Однако в первой половине XIX века последовал указ Николая I о переселении представителей этого религиозного течения в Закавказье — в Грузию и Азербайджан. «Духоборцы», как их называл «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» 1893 года, восприняли это решение с кротостью. Они заверили в почитании царя и напомнили, что Христос везде, где двое или трое соберутся во имя Его.

За что их преследовали

В книге Льва Толстого и Павла Бирюкова «Гонение на христиан в России в 1895 г.» (Толстой был одним из самых активных и деятельных защитников прав духоборов) подробно описывается конфликт закавказских «духоборцев» с властями, последствия которого резко обострили отношения этой этногруппы с царским правительством Российской империи. Сожжение оружия духоборами имеет 9-летнюю предысторию — в 80-х годах XIX века возник имущественный конфликт о принадлежности дома покойной предводительницы духоборов Лукерьи Калмыковой (она руководила этим религиозным движением свыше 20 лет). По суду так называемый «Сиротский дом» достался ее брату Михаилу Губанову. Среди духоборов произошел раскол: большая часть единоверцев полагала, что дом должен был отойти Петру Веригину, одному из видных лидеров данной этногруппы.

Спор обострился настолько, что Веригина светская власть отправила в ссылку. Там он изучил толстовское учение о непротивлении злу насилием и на основе его составил собственную программу поведения духоборов.

Одним из принципиальных пунктов данного положения был отказ от армейской службы. До этого духоборы не занимали столь радикальных пацифистских позиций.

Последователи Веригина, так называемые «постники» (не употреблявшие мясо духоборы), составляли большинство.

К моменту сожжения оружия духоборами в июне 1895 года в Закавказье уже 8 лет действовала всеобщая мобилизация и никаких серьезных эксцессов в этой связи с переселенными сюда духоборами не возникало.

Распространение и принятие пацифистской программы Веригина привело к тому, что в день Петра и Павла тысячи духоборов-«постников» собрали все имеющееся у них оружие и сожгли его, сопроводив пением псалмов.

Духобор Николай Зибаров рассказал автору издания «Свободное слово» 1899 года подробности этой акции и ее последствий, а также уточнил, что «решение о сожжении оружия принял сход». А карательные акции были во многом спровоцированы доносами других духоборов — по их словам, веригинские вооруженные духоборы в день Петра и Павла собрались отбивать «Сиротский дом» в селе Горелом.

Как писал советский и российский историк, религиовед Александр Клибанов, тифлисских духоборов усмиряли специально присланные для этого российским правительством казаки. В результате отмечались случаи массового избиения и разграбления, изнасилования женщин. Свыше 4000 духоборов в итоге переселили в местности, где свирепствовала лихорадка. Лев Толстой и Павел Бирюков в своей книге отмечают, что сотни военнообязанных духоборов попали в тюрьмы и дисбаты, где их подвергли истязаниям. Наиболее строптивых ссылали в Сибирь на 18 лет. Многие духоборы умерли в результате всех этих лишений.

Лев Толстой проделал большую работу по помощи духоборам. Он со своими единомышленниками содействовал в переселении тысяч представителей этого религиозного течения в Канаду.

Предсказания, которые сбылись

Отечественные историографы сообщают о двух важных духоборских предсказаниях — одно, по словам последнего советского посла СССР в Канаде Алексея Родионова, сделано той самой Лукерьей Калмыковой, смерть которой невольно привела к расколу духоборов. Калмыкова этот разлад и предсказывала, а еще говорила о великом исходе единоверцев из страны — для испытания веры.

Второе предсказание обозначено в «Животной книге» — «второй Библии» духоборов. Согласно ему, русский царь, «отпустивший» духоборов из страны, долго на троне не усидит: вместе с духоборцами уйдет Бог. Примечательно, что по времени это было первое известное предсказание, касающееся судьбы российской монархии и ныне активно цитируемое историками (второе сделал Григорий Распутин).

Духоборы обосновались на юге центральной части Канады. На сегодняшний день в этой стране проживает порядка 30 тыс. потомков этих переселенцев из царской России, и лишь шестая их часть сохранила религиозные убеждения предков.

Источник: https://news.rambler.ru/other/42093737-skolko-potomkov-russkih-duhoborov-zhivet-v-kanade/

Последние из толстовцев

ГОРЕЛОВКА, Грузия – Июльское солнце еще только начинало согревать прохладный после ночи воздух, и мужчины, ссутулившись и держа руки в карманах, стояли и смотрели, как специально назначенные кашевары размешивают в двух огромных чугунных котлах борщ и лапшу.

Двое других занимались кострами, подбрасывая в них кизяк – брикеты из сухого навоза, который является распространенным в этих краях видом топлива, где мало деревьев, но много коров. Люди готовились к духоборским поминкам на 40-й день после того, как один из членов их религиозной общины умер от старости.

В этот день в доме под дерновой крышей должны были собраться более 80 человек, чтобы почтить память покойного.

Читайте также:  Леонид куликовский: как сложилась судьба правнука александра iii

Но эти поминки можно было бы отмечать и по самим духоборам. Их неспокойная история насчитывает 300 лет, и теперь эта община живущих в уединении пацифистов, назвавших Грузию своим домом после насильственного переселения сюда по приказу царя Николая I, вот-вот прекратит свое существование.

Отделившаяся от русской православной церкви, эта ветвь духоборов находится на грани исчезновения, поскольку немногие из оставшихся ее представителей либо умирают, либо уезжают в Россию, оставляя позади все, что было пережито в горах.

Численность духоборов в Грузии сократилась до 500, а здесь в Гореловке, которая когда-то была их духовным центром, их сегодня всего 145 человек. Их неизбежное переселение на север, в современные российские города, будет означать исчезновение всей их культуры.

Представьте, если бы амиши (религиозная христианская община старого обряда, представители которой живут преимущественно в штате  Пенсильвания и в Канаде – прим. перев.) постепенно перебрались в Питтсбург. Эти люди, оторванные от своих сел, бесследно исчезнут в водовороте современной жизни.  

Вся ирония заключается в том, что духоборы никогда и не стремились уехать из России. Они появились в 18 веке в российской глубинке – в Тамбовской губернии.

Представители этой христианской общины верят, что бог существует в каждом человеке, и отрицают внешнюю обрядность церкви – иконы, храмы, ритуалы и даже священнослужителей, считая все это ненужным.

Такие взгляды не соответствовали канонам русской православной церкви, поэтому в 1785 году архиепископ назвал их «духоборцами», что означает «те, кто противится Святому Духу». Такое название считалось оскорбительным, но они его приняли.

Община не признавала государственной власти, ее члены отказывались платить налоги и служить в армии. К 40-м годам 19 века они стали настолько раздражать общество, что Николай I приказал выслать почти 5 тысяч духоборов на окраину Российской империи. Многие из них умерли в пути, не выдержав трудного 70-дневного переезда в обозах. 

Духоборы основали 8 деревень, самой большой из которых была Гореловка, в безлюдных горных районах на территории Джавахетии (в современной Грузии) – у самых границ с Турцией и Арменией.

Духоборы начали с энтузиазмом осваивать новые места и обустраиваться в новых и неблагоприятных для них климатических условиях – зимы в горах были суровыми и затяжными.

Они возделывали каменистую почву, обживали новые земли и построили чистенькую деревеньку с аккуратными домами с дерновыми крышами, побеленными известью стенами и деревянными резными наличниками, выкрашенными в радостный синий цвет.

А поскольку у духоборов нет церквей, духовными и культурным центром Гореловки стал сиротский приют – выкрашенное в светло-зеленый цвет здание, построенное еще в 19 веке. Каждое воскресенье в этот молельный дом по-прежнему приходят десятки духоборов для совершения молитв.    

Летом в деревне гнездятся белые журавли – они щелкают клювами, стоя в своих огромных гнездах, которые каким-то невероятным образом держатся на дерновых крышах домов и на электрических столбах. Армяне называют деревню «Aragilneri Gyugh», что означает «журавлиная деревня».

В деревне до сих пор ощущается атмосфера 19 века, несмотря на спутниковые тарелки, сотовые телефоны и большегрузные автомобили, которые проносятся по единственной в деревне асфальтированной дороге, ведущей в Армению или Турцию.

Другие дороги – это всего лишь разбитые грунтовые и сплошь покрытые коровьими лепешками тропы, по которым скот дважды в день водят в возвышающиеся неподалеку горы и обратно.

«Все это мы, духоборы, сделали сами», — говорит 59-летний Николай Сухоруков, своего рода старейшина с белой бородой и выражением любопытства на лице. 

Духоборы жили здесь сравнительно спокойно до 1895 года, когда они собрали все имеющееся в деревнях оружие и сожгли его в знак протеста против введенной царем всеобщей воинской повинности. Они дорого поплатились за свое принципы – некоторых из них сослали в Сибирь, других бросили в застенки и там истязали.

Но неожиданно они обрели заступника в лице Льва Толстого – известного писателя, который в последние годы своей жизни переживал духовное перерождение.

Толстой восхищался пацифистскими идеями духоборов и принимал их старейшин у себя в поместье в Ясной Поляне – эти встречи, несомненно, были одними из самых великих собраний «бородачей».

Толстой начал массовую кампанию рассылки писем от имени духоборов, в том числе направил в Швецию официальное письмо, в котором предлагал вручить этим людям-отшельникам первую Нобелевскую премию.

Впоследствии он отдал весь гонорар от продажи своего последнего романа «Воскресение» на финансирование переселения в 1899 году группы из 7500 духоборов с Кавказа в неосвоенные районы канадской провинции Саскачеван. Около 25 тысяч потомков тогдашних эмигрантов до сих пор живут в Канаде, но большинство из них уже ассимилировались. Тем же, кто остался на Кавказе, Толстой послал деньги на строительство школы в Гореловке, которая до сих пор носит его имя.  

Школа расположена в ухоженном побеленном здании, а в кабинете директора висит черно-белый портрет знаменитого мецената. Правда, что будет со школой дальше, как, впрочем, и со всей деревней, никто не знает.

«Мы пытаемся спасти школу», — рассказывает ее директор Татьяна Кирова, ведя меня по слабо освещенному единственному в здании коридору и показывая классные кабинеты, каждый из которых отапливается собственной печкой. На стенах рядом с наглядными пособиями советских времен висят самодельные плакаты на русском и грузинском языках.

В 1992 году, когда Кирова окончила школу, там учились 300 учеников. Сейчас их всего 32. Большинство деревенских учеников ходят в армянскую школу на окраине деревни.  

«Молодежи здесь больше не осталось», — сетует 43-летняя учительница Ирина Тамилина, когда вечером того же дня мы пили чай и ели арбуз у нее на кухне.

Она показала мне помятую и покрытую коричневыми пятнами ксерокопию письма о тяжелой участи духоборов, которое Лев Толстой написал в редакцию газеты. «Власти Кавказа заключили всех этих непокорных людей в магический круг, и эти люди постепенно вымирают.

Возможно, года через три-четыре духоборов совсем не останется», — предупреждал писатель. Последнее предложение было подчеркнуто черными чернилами.

В сегодняшней Гореловке духоборов, по крайней мере, в 15 раз меньше, чем армян, а во всей Джавахетии на одного духобора приходится 200 армян. Со времени распада Советского Союза этот район фактически находится под контролем армянской диаспоры, представленной различными парламентскими группировками – от умеренных до более радикальных.

Все это может осложнить положение духоборов, однако грузинское правительство еще больше озабочено сложившейся ситуацией: Грузия обеспокоена тем, что после нескольких кровопролитных войн, сопровождавших отделение Осетии и Абхазии, в стране нарушено демографическое равновесие.

И решить эту проблему можно лишь, если время от времени переселять этнических грузин-мусульман в деревни, покинутые духоборами. 

Враждебность в этих краях – дело нередкое. Лукерья Медведова, которой уже за 80, и которая осталась жить в Гореловке после того, как ее многочисленные родственники вернулись в Россию, не в восторге от своих соседей-армян.

«Они знают, что я плохо вижу, и воруют белье, которое сохнет на веревках, — жалуется она, склонившись в кухне над корытом с бельем и размешивая руками мыльную воду. – Воруют, воруют и воруют». Она овдовела 53 года назад, а ее сын умер еще подростком в 1970-е годы.

По обычаю духоборов на стенах рядом с обычными семейными фотографиями висят фотографии покойников в гробах. И все же, она не хочет уезжать из своего дома, в котором всего одна комната, и где все чисто и опрятно, несмотря на ее слабое зрение.

«Этот дом построили, когда меня еще и на свете не было», — говорит она. 

Духоборы начали понемногу возвращаться в Россию еще во времена перестройки, и с тех пор этот процесс активизировался. В 2007 году, когда президентом был Владимир Путин, в России с целью решения демографических проблем была принята программа «добровольного переселения».

Результаты этой программы неоднозначны. По программе удалось привлечь на родину более 98 тысяч этнических русских, но при этом продолжается более массовый отток русских из страны – как правило, уезжают люди состоятельные и образованные.

Читайте также:  Какими продуктами русские раньше лечили зубы

Причины отъезда духоборов из Джавахетии имеют, в основном, экономический характер. В России ВВП на душу населения составляет 14 тысяч долларов, в то время как в Грузии он равен 3,5 тысячам долларов.

По этой причине учительница Тамилина и ее муж год назад купили дом в Брянской области, что в пяти часах езды к юго-западу от Москвы. Ее 23-летний сын Александр уже уехал и зарабатывает ремонтом квартир 1 тысячу долларов в месяц – это в 10 раз больше, чем он мог бы заработать в Грузии.

Этот переезд, по ее словам, до сих пор для нее больная тема. «Моя родина – Грузия, а не Россия». Кроме того, подобно многим духоборам, они переезжают в большой город. В России есть духоборы, но нет духоборских деревень.    

В советские времена в Гореловке был молокозавод, на котором делали твердый сыр, но его уже давным-давно закрыли. Теперь в Гореловке остались только коровы, и именно они являются основным источником дохода в деревне. «Если у вас есть 10 коров, то значит и будет, что есть, — рассказала мне одна грузинка во дворе деревенского детского садика. – Но у нас только одна корова».  

Два раза в день с десяток женщин-духоборов садятся в белый автобус и едут за несколько километров по разбитой дороге в горы, где на пастбище целый день пасется стадо красивых коричневых коров.

Женщины направляются в сарай, где надевают косынки, фартуки и уместные в данном случае резиновые галоши или шлепанцы (оптимальную обувь, позволяющую лавировать между коровьими лепешками и лужицами случайно пролитого молока). Затем они выходят и идут к ожидающему их стаду.

В течение следующих двух часов они доят коров, заполняя молоком 14 больших стальных фляг.

Нельзя сказать, что работа эта легкая – одна отбившаяся от стада корова так загоняла свою хозяйку, что та не выдержала и в сердцах выругалась, произнеся далеко не праведное: «Проклятая корова! Черт бы тебя побрал!» Из надоенного молока в маленькой сыроварне духоборы делают сыр, который потом едят сами и продают на местном рынке. Сыр и другие молочные продукты – это почти все, что еще по-прежнему производят духоборы в этой деревне.   

Есть среди них такие, кто понимают, ради чего они это делают. Прожив на Украине более 10 лет, Василий Сластукин в 2002 году снова вернулся в Гореловку – и для того, чтобы ухаживать за престарелыми родителями, и для того, чтобы дать детям традиционное для духоборов воспитание.

Сейчас ему 57 лет, он читает молитвы пожилым женщинам в молельном доме и передает традиционные предания двум своим младшим дочерям. Сластукин объясняет, что в советские времена культуру духоборов удалось сохранить только благодаря устным преданиям и деревенскому укладу жизни.

«Хранить эти традиции гораздо труднее, чем просто ходить в церковь», — считает он.   

В тот день поминок в доме примерно 12 женщин, большинство из которых были в платках, готовили традиционные для духоборов закуски: салат из помидоров и огурцов, баклажаны с грецкими орехами, заливную рыбу, домашний сыр, картофельное пюре с яйцами и провернутой на мясорубке печенкой.

Женщины, сидевшие за главным столом на выкрашенных в светло-зеленый цвет скамьях и одетые в наряды, в которых сочеталось все подряд – и клетка, и полоска, и простые светлые тона, поверх которых были надеты яркие жилеты с вышитыми вручную розами – запели хором грустную песню, как-то по-особому растягивая гласные. Вдова покойного 66-летняя Аня Смородина сделала несколько поклонов, касаясь лбом пола. Люди ели и продолжали петь, запивая еду водкой и газировкой. Когда мы уселись за стол, одна из женщин объяснила мне: «Мы должны все это сохранить». Вот только где, в каком месте все это будет храниться, пока никто не знает.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/world/20130825/212244956.html

Русские в Монреале

Александр Плахов

По данным переписи 2006 года, в Канаде насчитывалось больше полумиллиона жителей, которые называют русский своим первым или вторым языком. Очевидно, что за последние восемь лет число русскоязычных иммигрантов из России и стран бывшего СССР выросло.

Попав в новое общество, они должны интегрироваться в экономическую и социальную жизнь и одновременно решить сложнейший вопрос о национальном самоопределении для себя и своих детей.

Русская община в Монреале одной из первых нащупала ответ и подает пример успешного синтеза двух культур.

Следует сразу оговориться, что под русскими в Канаде понимают всех выходцев с территории бывшей Российской империи или СССР, общающихся на русском языке независимо от национальности.

«Русскими» называют украинцев, молдован, евреев, белорусов, представителей среднеазиатских и кавказских республик.

Хотя русская эмиграция в Канаду никогда не была такой массовой, как эмиграция в европейские страны и США, ее можно условно разделить на несколько «волн».

В XIX веке иммиграция из России в Канаду носила в основном религиозный характер. Одними из первых за океан переехали несколько тысяч русско-немецких менонитов, которые в 1870-е годы поселились на территории нынешней провинции Саскачеван. Следующая крупная группа переселенцев прибыла в Канаду в конце XIX века.

Это были представители общины духоборов – христианской конфессии, которая подвергалась в России преследованиям со стороны властей. Финансовую поддержку их переезду оказывал Л.Н. Толстой, передавший на эти цели гонорар за роман «Воскресение». В 1898–1899 годах около 8 тыс. духоборов обосновались на территории нынешней провинции Саскачеван.

Впоследствии им пришлось переселиться еще раз – дальше на запад, в провинцию Британская Колумбия. В XIX – начале XX века в Канаду также прибыло значительное число иммигрантов из Польши и Финляндии, входивших тогда в состав Российской империи.

Например, известная актриса и звезда журнала «Плейбой» Памела Андерсон имеет финские корни и русских предков со стороны матери.

По-настоящему массовая иммиграция началась после революции 1917 года. Она также была вынужденной. Первоначально это были представители интеллигенции, военных, дворянства – все, кто не был согласен с приходом к власти коммунистов.

Они основали первые русские общины в канадских городах, главным образом в Ванкувере, Торонто и Монреале. Ярким представителем этой волны был выдающийся канадский дипломат Георгий Павлович Игнатьев – сын графа П.Н. Игнатьева и княгини Натальи Мещерской.

Семья покинула Россию, когда ему было 5 лет. Впоследствии он служил послом Канады в Югославии, постоянным представителем страны в НАТО и ООН.

Потомки этих эмигрантов бережно сохраняют литературный русский язык и культуру, но при этом избегают контактов с представителями более поздних волн уже советской эмиграции.

Следующий приток русскоязычных иммигрантов произошел в 1940-е годы.

После войны в Канаду поехали бывшие военнопленные, боявшиеся возвращаться в СССР и бежавшие из Европы, а также широкая категория тех, кого при Сталине считали «врагами народа», включая настоящих военных преступников, сотрудничавших в фашистами.

Большинство из приехавших стремилось поскорее раствориться в новом обществе и забыть свое прошлое. Однако сделать это дают не всем. Так, в 2008 году Канада выдала Италии нацистского преступника Михаэля Зайферта. Военный суд в Вероне приговорил 84-летнего эсэсовца к пожизненному заключению.

В 2012-м Центр Симона Визенталя, занимающийся поиском нацистских преступников по всему миру, объявил, что недалеко от Монреаля проживает один из подозреваемых в массовом убийстве жителей деревни Хатынь. Правда, дело о его выдаче не получило хода из-за недостатка доказательств.

Следующая иммиграционная волна 1970–80-х состояла из диссидентов, участников правозащитного движения и тех немногих, кто смог нелегально пересечь границу. Например, в 1980 году во время пересадки в аэропорту в Канаду бежал советский шахматный гроссмейстер Игорь Иванов.

Основная часть иммигрантов эпохи застоя – это интеллигентные люди, главным образом еврейского происхождения, поскольку лишь евреи имели право покидать Советский Союз.

Они достаточно быстро интегрировались в сильную еврейскую общину, однако продолжают общаться между собой на русском языке.

Читайте также:  Какие территории присоединила россия в результате революции ленина

Современный и, наверное, самый массовый этап иммиграции носителей русского языка и культуры в Канаду начался с распадом СССР. Иногда его тоже делят на несколько периодов. В первую очередь в Канаду стали уезжать русские из бывших советских республик, столкнувшиеся с дискриминационной политикой новых национальных правительств и не имевшие возможности попасть в Россию.

Среди них преобладали выходцы из Молдовы, Казахстана, стран Прибалтики и Украины. По их рассказам, многие ехали наудачу, не зная языка и не имея представления о канадском обществе. С конца 1990-х началась волна новой, «экономической», миграции. В Канаду едут деловые люди и квалифицированные специалисты с достаточным количеством средств и знанием иностранных языков.

Их выбор мотивирован не политическими причинами, а более комфортными условиями работы и жизни в Канаде, безопасностью и хорошим образованием для детей. Благодаря развитию коммуникаций они не теряют связи с Россией, сохраняют российское гражданство и часто путешествуют между двумя странами.

Для деловых людей иммиграция в Канаду – один из самых доступных способов получить паспорт, который дает возможность беспрепятственно посещать большинство стран мира.

Русская община и русский язык в Монреале

Монреаль – уникальный для Северной Америки пример, когда крупная русскоязычная община существует в двуязычной среде. Официальным языком провинции Квебек, где расположен город, является французский, но до 20% жителей Монреаля все-таки общаются на английском. По разным данным, русская диаспора насчитывает здесь от 60 до 80 тыс.

человек, поэтому на улицах регулярно слышна русская речь. В городе работает множество предприятий: от автошкол до парикмахерских, владельцами которых являются русскоговорящие канадцы.

Например, в Монреале насчитывается почти два десятка магазинов, где продаются привычные в России продукты: от конфет фабрики «Красный Октябрь» и пряников до соленых огурцов и гречки. Причем многие продукты производятся в Америке на предприятиях иммигрантов из стран бывшего СССР.

В городе издается несколько русскоязычных газет, работают русскоязычные телеканал и радио. На Новый год по местному франкоязычному телевидению можно запросто наткнуться на передачу, где русский повар рассказывает, как готовить традиционную кулебяку.

В русскоязычной общине города есть представители всех волн русской эмиграции, хотя большинство прибыло в Монреаль за последние 20 лет.

По своему этническому составу это в основном выходцы из Молдовы, Украины, Белоруссии, русские, покинувшие республики Средней Азии, евреи, переехавшие из Израиля.

Иммигранты из России составляют лишь незначительную часть русскоязычной общины, но среди них есть представители практически всех регионов Российской Федерации.

После переезда в другую страну и первых лет, необходимых для обустройства на новом месте, перед русскоговорящими иммигрантами остро встает вопрос о сохранении своего культурного и национального самосознания. С одной стороны, многие встают на путь полной интеграции в канадское общество. Это означает постепенный, но неотвратимый отрыв от русской культуры и угасание родного языка.

В таких семьях процесс ассимиляции особенно быстро происходит у детей, которые полностью интегрируются во франко- или англоязычную среду. Для этого достаточно лишь ненадолго оставить ребенка без русскоязычного общения. В то же время французский в Квебеке продвигается очень агрессивно – даже на школьных переменах ученики обязаны говорить только на официальном языке провинции.

Как показывает статистика, в 1951 году русский язык считали родным 188 тыс. канадцев, в 1971-м – около 160 тыс., а еще через 20 лет – от 32 до 35 тыс. человек. Такая тенденция может объясняться влиянием целого ряда демографических факторов, в число которых входит и процесс ассимиляции.

С другой стороны, русские иммигранты, особенно интеллигентные люди, крепко держатся за свою культуру и всегда ищут способы сохранить язык и привить детям чувство гордости за родную страну.

Для верующих такую возможность дает Русская православная церковь, которая сравнительно широко представлена в Квебеке.

В провинции с населением 8 млн человек действуют шесть православных приходов, половина из которых приходится на Монреаль.

Русская школа

Если церковь дает общине возможность для духовного самоопределения и сохранения религиозных традиций, то способом воспитания любви к родному языку, истории и культуре стала русскоязычная школа для детей иммигрантов.

«Люди, с которыми мы работаем, ориентированы на то, чтобы сохранить свою групповую и этническую идентичность, на сохранение всего того, что они привезли с собой», – рассказывает Татьяна Кругликова, директор субботней русской школы «Грамота».

17 лет назад выпускница филологического факультета МГУ открыла первое в Канаде учебное заведение, ориентированное на базовую российскую программу обучения. Сегодня в нем учатся уже больше 500 детей. «Тяга ко всему «своему» на Американском континенте гораздо более выражена, чем у иммигрантов в Европе.

Поэтому они хотят, чтобы ребенок, помимо местного образования, получил надежное и уже известное им русское образование по математике, русскому языку, литературе, истории России и мира, географии, музыкальной культуре», – поясняет она.

В состав 30 классов русской школы входят группы раннего развития, два подготовительных уровня, все начальные классы, 6 классов среднего и старшего звена, класс русской речи и класс подготовки в колледж.

Дети учатся по новейшим российским учебникам и специальным дидактическим разработкам для русской школы за рубежом, а преподавательскому составу могут позавидовать некоторые университеты.

При школе работают кружки живописи, русских народных ремесел, танцев, хоровая и театральная студии, секция карате.

Родителей, имеющих за спиной советское или российское образование, обычно не устраивает программа канадской средней школы, которая отстает практически по всем предметам, в особенности по математике, физике, химии.

Поэтому в русской школе ученики изучают не только язык и литературу, но и точные науки. Благодаря этому французские и английские учителя лицеев и колледжей в один голос говорят, что русские ученики очень сильны в математике.

Дети жалуются, что в Канаде им практически не преподают мировую историю, зато из года в год они вынуждены изучать хронику своих провинций. Этот пробел приходится заполнять в русской школе.

С 2001 года ученики «Грамоты» принимают участие в Международном интернет-конкурсе «Родной язык, великие звуки!..», где их сочинения регулярно получают призовые места.

Синтез двух культур

«Школа – наиболее эффективный способ поддержания русской идентичности благодаря русской среде, благодаря общению между русскими детьми и главным образом благодаря дружбе, которая завязывается среди русских сверстников», – отмечает Татьяна Кругликова.

Действительно, по наблюдениям русских иммигрантов – взрослых и подростков, для североамериканцев фраза классика «нет уз святее товарищества!» кажется по меньшей мере странной.

Воспитанные в атмосфере крайнего индивидуализма и прагматизма, канадские тинейджеры не допускают близкой дружбы, означающей слишком глубокое вторжение в личное пространство.

«Они всегда держатся на дистанции, даже школьные подруги, с которыми мы общались пять лет и с которыми у нас были очень хорошие отношения», – делится впечатлениями одна из выпускниц русской школы. В итоге настоящая дружба в русском понимании этого слова, означающем отказ от эгоистичных интересов в пользу общих, оказывается возможной только между русскоязычными детьми.

Еще одна отличительная черта детей, которые живут в канадском обществе, но сохраняют российские культурные традиции, – это гораздо более широкий кругозор по сравнению со своими сверстниками.

Они равным образом блестяще владеют тремя языками: русским, французским и английским, стремятся получить престижное образование, преуспеть в жизни, сохраняя четкое национальное самосознание. Они открыты, образованны, толерантны и чувствуют себя настоящими гражданами мира.

Это уникальное явление, которое стало возможным благодаря синтезу русской и западной культур.

Наконец, эти дети научились в Канаде любить Россию. «Эти ребята – носители особого патриотизма. Все они безусловно ощущают себя русскими и готовы подробно, по-своему и достаточно самобытно рассказать, что под этим подразумевается», – поясняет директор школы «Грамота».

Российскому читателю это может показаться странным, но многим ребятам, выросшим в Канаде, даже трудно поверить, что на свете есть страна, где все люди – на улице, в метро, магазинах, школах, на детских площадках – разговаривают на русском языке.

Они гордятся Россией и очень хотели бы в ней побывать.

Источник: https://www.eastrussia.ru/material/russkie_v_monreale/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector