Успение богородицы: умерла ли дева мария

Дни памяти христианских святых – как правило, дни окончания их земной жизни. Среди них исключительное место занимает день расставания с жизнью Девы Марии. Успение Богородицы — один из двунадесятых праздников православной церкви, установленный в память смерти Девы Марии, матери Иисуса Христа. Слово «успение» означает, что Богородица не умерла, а уснула.

Успение – недолгий сон перед рождением в новую жизнь. Отсюда и двоякая тональность праздника: понятная человеческая скорбь сочетается с радостной уверенностью в том, что смерти как уничтожения и небытия просто не существует. Символично, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

А первым общехристианским праздником Нового года станет Рождество Богоматери (21 сентября н. ст.).
Из церковного предания известно, что Богородица после Распятия Спасителя жила в Иерусалиме – в доме родителей Иоанна Богослова. Она ежедневно ходила на Голгофу и к Гробу Господню, где неустанно молилась.

В период очередных гонений на христиан Дева Мария вместе с Иоанном Богословом уехала в Эфес (на территории современной Турции), где и прожила несколько лет. Потом снова вернулась в Иерусалим. Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах.

Убеждать людей в истинности пути к Христу Она могла и без всяких слов: одного взгляда на Нее было достаточно, чтобы все понять.
Её кончина была также удивительна, как и таинство непорочного зачатия. Вот как церковь говорит об этом: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы.

И во время Рождения Он сохранил Твоё девство, и во гробе соблюл от истления тело Твоё» (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Согласно церковному преданию, в день кончины апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Праздник Успения Богородицы отмечается 15 (28) августа как день памяти Божьей Матери, завершения ее жизненного пути. В конце V — начале VI вв. сложилась «земная биография» Богородицы, написанная церковными авторами. С 582 года (при византийском императоре Маврикии) Праздник Успения празднуется повсеместно.

А с 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы, одержанной в этот день Маврикием над персами. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь и некоторые другие празднуют 28 августа. Католическая церковь, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 15 августа.

В праздничный культ Успения Богородицы в России вошли многие древние обряды, в том числе обычаи древних славян, отмечавших в августе окончание жатвы хлебов. Успение отмечается девять дней, в течение которых с церковных амвонов звучат проповеди, прославляющие Богоматерь как Царицу Небесную. В них восхваляются также добродетели Богородицы, ее непорочная жизнь.

Наверх В Евангелии о жизни Девы Марии после Распятия Иисуса говорится совсем немного. Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин.19:25-27) на своё попечение.

Книга Деяний Апостольских говорит о Ее пребывании среди апостолов в молитве (Деян.1:14) и в еврейский праздник Пятидесятницы, ставший для нас Днем Святой Троицы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян.2:1-14). Последующая жизнь Богоматери описана только в апокрифических источниках, не вошедших в Библию и не имеющих догматического авторитета.

По словам Иерусалимского патриарха Ювеналия (V век): «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Её, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». К таким свидетельствам относятся сообщения священномученика Дионисия Ареопагита (I век), Мелитона Сардийского (II век), Епифания Кипрского (IV век).

Различные сообщения об Успении Богородицы в XIV веке собрал и обобщил церковный историк Никифор Каллист.
Одно из преданий свидетельствует об участии Марии в распределении между апостолами земель, куда им надлежало отправиться для проповеди. По жребию Ей выпала Иверия (Грузия), с которой Она впоследствии оказалась таинственно связана через Иверскую икону Божией Матери.

Но ангел указал Ей иной путь – на Афон (северо-восток Греции), и эта Святая гора стала позднее мировым центром православного монашества, местом особого почитания Богоматери.

По другому преданию, Дева Мария тихо жила в доме Своего названного сына, апостола Иоанна Богослова, – в Иерусалиме и Эфесе (на западном побережье Малой Азии), деля время между молитвами и трудами рукоделия, и посещала для молитв места, относящиеся к земной жизни рано ушедшего от нее Сына — Голгофу и Гроб Господень.

Однажды во время молитвы у Гроба Господня к Богородице явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу».

Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу, архангел возвестил Ей: «Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». Это возвещение стало Новым Благовещением — новым Введением во Храм. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к смертному одру, принимает на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Ее душа на православных иконах праздника. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (ветвь финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Так он сообщил Деве Марии, что Ее земные дни сочтены. О полученном от Ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому – он был одним из учеников Иисуса, но в число апостолов не входил. По его просьбе и по молитве Богородицы в течение нескольких дней в Иерусалиме собралось большинство апостолов, чтобы проститься с Ней.

Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти. Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога.

Вскоре наступает кульминация: разлученная с телом душа Богоматери вновь чудесно с ним воссоединяется, и следует уход воскресшего тела в потусторонний мир. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Димитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники.

Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

После этого Дева Мария мирно скончалась.

Наверх
Время Успения Девы Марии неизвестно. Очевидно лишь, что оно последовало до первых гонений на христиан, развязанных безумным императором Нероном в 64 году. Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры, дожив «до последней старости» (Епифаний, Георгий Кедрин, Андрей Критский, Симеон Метафраст и другие исследователи). Наверх

Древнехристианская традиция указывает, что Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее супруга – Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был арестован. На этом месте сейчас подземный православный (греческий) храм.

Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Похоронная процессия была столь торжественной и многолюдной, что это вызвало гнев иудейских первосвященников. Они ненавидели Христа, а значит, не пылали любовью и к Матери Его, Которая личным примером и убедительным словом Сама обратила в христианство многих язычников и иудеев. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Предание хранит историю о том, как проходивший мимо процессии иудейский священник Аффония попытался опрокинуть одр, но ангел отрубил его руки, прикоснувшиеся ко гробу. Аффония был так потрясен этим, что глубоко раскаялся, а потом принял христианскую веру. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином.
Могилу Девы Марии апостолы закрыли камнем так же, как ранее могилу Христа, – так полагалось по обычаю. Наверх

После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. В погребении Богородицы не участвовал, опоздавший к погребению, апостол Фома. Он пришёл в Иерусалим на третий день после погребения. Апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам и проститься с Девой Марией. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и так убедились в её чудесном телесном вознесении на небо: «…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» (Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии).
В этот день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам«. Этим было положено начало чину возношения панагии, части хлеба в честь Матери Божией. Такой обычай до сих пор сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»… Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.
Наверх
В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста. Стихиры праздника были написаны в V веке Константинопольским патриархом Анатолием, а в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.
В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы. В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника.

Читайте также:  Какие народы россии можно назвать коренными на самом деле

Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; поется величание и совершается каждение всего храма, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Наверх

При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Наверх

Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе.
Наверх

Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу. Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо. Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё. Наверх

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое. Наверх
В православной традиции дню Успения Богородицы предшествует двухнедельный пост, а праздник Успения называют Богородичной Пасхой.
Храмы, освященные в честь Успения Богородицы, занимают особое место в русской православной традиции. Успенский собор московского Кремля считался главным храмом Русской православной церкви; в нем венчались на царство все русские цари и императоры, во времена патриаршества возводились на престол Патриархи Всероссийские. В России множество сел названо в честь Успения: Успенское, Успенье, Успенка; также поселок Успенский Карагандинского акимата Казахстана — обычно по названию церкви. Успенский — одна из самых распространенных русских фамилий. В честь Успения названа столица Парагвая город Асунсьон (Asunci?n — Успение по-испански).
Наверх Наверх

Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария

Источник: http://www.pravoslavie.us/RU/Assumption.htm

15 августа. Успение (Взятие на небо) Пресвятой Богородицы. Торжество

Успение Богородицы: умерла ли Дева МарияКруг Богородичных праздников, распределенных на всём протяжении литургического года, венчает Торжество Взятия Пресвятой Девы Марии в Небесную Славу, которое на Востоке называется Успение Богородицы. Это – самый древний и самый торжественный из Богородичных праздников. Его празднование отмечено в Иерусалиме уже в V веке. Датой праздника было 15 августа. Согласно свидетельству св. Мартина Турского (+594 г.), в Галлии данный праздник отмечался 18 декабря, однако в Риме его всегда отмечали 15 августа, о чем свидетельствует григорианский Требник, посланный Папой Адрианом I (772-795 гг.) императору Карлу Великому. В содержащейся в нем «молитве во время процессии» была выражена знаменательнейшая мысль: хотя Мария и претерпела смерть, узы смерти не смогли Ее удержать. После того, как эта истина была догматизирована Папой Пием XII в 1950 г., праздник по существу стал свидетельством о Марии, как об эсхатологической иконе Церкви.
Успение Богородицы: умерла ли Дева МарияПроисшедшее с Марией касается всей Церкви, избранным членом которой Мария является. Ее Взятие в Небесную Славу есть знамение для Церкви, залог полноты славы и благодати, которой пришедший во второй раз Господь увенчает своих избранных. Празднование Успения обращает наше внимание на эту великую истину, пробуждает в нас надежду и упование.
С праздником также связана традиция благословения первых плодов нового урожая и цветов.

Размышление из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»:

Успение Богородицы: умерла ли Дева МарияИ вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее (Быт 3,15). В той борьбе, которую Иисус ведет с сатаной, рядом с Ним стоит Мария. Она же является полноправной участницей Его победы. В замысле Спасения Божия это обстоятельство предусматривалось от века. Обетование было дано на первых же страницах первой библейской книги, а в последней библейской книге подтверждается его исполнение: И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (Откр 12,1). В этом образе нетрудно узнать Пресвятую Богородицу, завершившую Свой земной путь и с телом и душой восхищенную в небесную славу. Она взошла на небеса, чтобы, в качестве Божией Матери, стать Царицей вселенной. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему, — поем мы в Ответном псалме Мессы торжества Успения Пресвятой Богородицы (Пс 45(44),12).

«Возможно ли, чтобы Мария из Назарета пережила в Своем физическом теле драму смерти? Если проанализировать отношения, связывающие Марию с Ее Божественным Сыном, то правдоподобным выглядит ответ, согласно которому, если Христос умер, то и Его Матерь умерла (…).

Включаясь в дело Спасения и искупительную жертву Христа, Мария могла пережить и страдания, и смерть: всё это – ради Спасения человечества», — так размышлял о тайне Успения Богородицы святой Папа Иоанн Павел II на одной из своих общих аудиенций.
Успение Богородицы: умерла ли Дева МарияА вот апостол Иоанн наверняка был свидетелем Успения Марии, поскольку Господь поручил Ее его опеке. Однако этот Апостол ничего не сообщает об обстоятельствах Успения в своем Евангелии, хотя трудно предположить, что он мог отсутствовать в столь важную минуту. Иоанн, так подробно и выразительно поведавший о смерти Христа на Голгофе, хранит молчание, когда дело касается его названной Матери, Матери Иисуса и Матери всех людей. «Факт этого молчания наводит на мысль, что Мария умерла совершенно естественной смертью, ничем не выделявшейся на фоне многих других подобных смертей. Если бы дело обстояло иначе, как объяснить, что о нем ничего не было известно современникам, а до нас об этом не дошло ровным счетом никаких известий? Что же касается причин смерти Марии, то едва ли можно согласиться с теми, кто склонен исключать воздействие естественно-физиологических факторов. Куда более важным представляется вопрос о духовном состоянии Марии в тот момент, когда Она покидала этот мир. В этой связи святой Франциск Сальский утверждал, что Мария умерла, ибо было восхищено Ее сердце (…). Матерь Божия умерла от любви к Своему Сыну Иисусу Христу», — продолжает свою мысль великий Папа-поляк.

Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария«Завершив Свой земной путь, Она была воспринята с телом и душой в небесную славу», — гласит догмат католической веры, провозглашенный в 1950 г. Папой Пием XII. Там Ее ожидал Сын Иисус, в том прославленном теле, в котором Она уже встречала Его в день Воскресения. Божественное всемогущество сохранило тело Марии неповрежденным, избавило его от каких-либо разрушений, обеспечило его совершенную интегральность и безупречную гармонию его членов. «Увенчанием Ее избрания стал тот факт, что Она была избавлена от гробового тления и, подобно Своему Сыну, разрывая узы смерти, была восхищена телом и душой в небесную славу», — говорится в устанавливающей догмат Взятия в небесную славу Марии Апостольской Конституции Пия XII Munificentissimus Deus. Полнота избранничества Марии, полнота Ее благодатных дарований, требовала и Ее Восхищения.

Успение Богородицы: умерла ли Дева МарияОб этой чести, которой была удостоена Пресвятая Дева Мария, мы часто размышляем, читая четвертую славную тайну святого Розария. «Упокоилась Матерь Господа. (…) Но Иисус хочет принять Матерь Свою, ее тело и душу, во славу Божию. И воинство небесное являет всё свое величие, чтобы приветствовать Владычицу. Ты и я – в конечном счете, дети – беремся за край великолепного голубого покрова Богородицы и потому можем созерцать это чудо.
Святая Троица принимает и венчает славой Дочь, Мать и Невесту Божию… И таково величие Владычицы, что и ангелы вопрошают: Кто же Она?», — пишет один духовный автор XX века. Вот и мы, изумленные свершающимся чудом, радуемся вместе с ангелами и славословим Марию в день Ее торжества. Мы гордимся тем, что удостоились быть детьми сей преславной Владычицы.

Успение Богородицы: умерла ли Дева МарияВ церковной живописи, вдохновляемой представлениями народного благочестия, тайна Восхищения в небесную славу изображается следующим образом: Пресвятую Деву, окруженную облачным нимбом, несут на руках ангелы. Святой Фома Аквинский полагал, что подобный образ действий ангелов, сходящих на землю, а затем возвращающихся на небеса, свидетельствует о том, сколь трепетным почитанием они окружают прославленные тела. Что же касается Владычицы Небесной, то никакая наша фантазия не сравнится с тем, что происходило в действительности. Святая Тереза Авильская рассказывает, что однажды она удостоилась увидеть руку, одну только руку прославленного Господа. По ее признанию, лучи пятисот тысяч сияющих солнечных дисков, отраженных в чистейшем кристалле, показались бы сущей тьмой по сравнению с блеском той руки. Каков же тогда Лик Христов, Его сияющий взор? Однажды и мы, если только пребудем верными до конца, сможем увидеть воочию Иисуса и Марию, к Которым столько раз обращались в этой жизни.

Источник: https://sib-catholic.ru/15-avgusta-uspenie-presvyatoy-bogoroditsyi-torzhestvo/

Непорочная Дева Мария: житие

Дева Мария, Пресвятая Богородица, Царица Небесная — земная мать Иисуса Христа.

В Священном Писаний не так много упоминаний о Ее земном пути и совсем ничего о том, что чувствовала и мыслила Мать Христа в момент Его казни на Голгофе.

В Библии ничто не отвлекает от главного — Слова Божьего. Мы постарались рассказать о том, почему Богородица почитается в христианстве и, что нам известно о Ее земной жизни.

Дева Мария. Детство

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в одном из пригородов Иерусалима. Предположительно, дом, в котором Она жила до трех лет, находился в Старом городе, у Львиных ворот. Родителями Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Они долго не имели детей, поэтому дали обет посвятить ребенка Богу.

4 декабря православные христиане отмечают Введение во храм Пресвятой Богородицы. В возрасте трех лет Деву Марию отдали в приют при Иерусалимском храме, где Она росла и воспитывалась. При этом Деву Марию ввели в сам храм.

Введение во храм было совершенно уникальным событием, потому что в те времена женщина не могла войти в это здание.

Туда допускались только Первосвященники и не каждый день, а только один раз в год, но, увидев Деву Марию, Первосвященник допустил Ее туда, очевидно, предчувствуя, что перед ним будущий одушевленный Храм Божий.

При храме Дева Мария занималась, обучалась, росла в религиозной среде и вела праведную жизнь. Именно там Дева Мария жила до обручения с праведным Иосифом. Современная Стена плача в Израиле — это часть стены, окружавшей тот храм.

Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли.

Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена «плодитесь и размножайтесь» воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость.

Читайте также:  Самые известные русские истории любви

По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова.

Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Благовещение

Дева Мария. Благая весть

Дева Мария переехала в Назарет, в дом мужа. В те времена это было глухое место, совсем не то, где Она привыкла жить. Но именно здесь к Деве Марии явился Ангел, чтобы возвестить Благую весть. Праведный Иосиф был плотником и часто уезжал из дома работать. Ангел явился к Деве Марии именно в этот момент.

По Преданию, Мария отправилась к своей родственнице, праведной Елисавете, будущей родственнице Иоанна Предтечи. В доме Елисаветы Она провела три месяца. За это время стало понятно, что Дева Мария ждет ребенка.

Иосиф же, обнаружив, что Дева Мария непраздна, опечалился, подумав, что она согрешила и решил тайно отпустить ее, чтобы уберечь от позора и казни. Тогда к Иосифу явился во сне Ангел Господень, чтобы возвестить уже ему Божественную природу зачатия у Девы, не знавшей мужа.

Ангел повелел назвать Сына Марии Иисус, что значит Спаситель, явно обозначая Его Небесное происхождение. Иосиф был настолько праведен и верен Богу, что ему не потребовалось дополнительных чудес.

Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария

«Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для этого не нужно было Ему земное рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад снизойти, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов неба, из погибели извести спасаемых. Так Спасает Он людей своих от грехов их. Не сказал Ангел Иосифу: родит тебе Сына, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а сказал только: Родит Сына, ибо Мария родила не от Иосифа, и не Иосифу, а целой Вселенной».

Рождество Христово

Иисус появился на свет в хлеву, в стойле для скота.

Для участия в переписи населения Дева Мария и Иосиф, оба принадлежавшие к роду Давида, направились в Вифлеем, но для них не нашлось места в гостинице, как для Сына Божьего не нашлось места в нашем падшем мире. Первыми яслями для Иисуса стала кормушка для скота.

Как гласит Евангелие от Луки, первыми  эту весть узнали пастухи, пасущие свои стада неподалеку от места рождения Спасителя. Великую радость они узнали от Ангела Господня и поспешили поклониться Богомладенцу.

Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове»

Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар тоже увидели звезду на Востоке и отправились, чтобы принести дары Спасителю Мира.

Дева Мария и чудо в Кане Галилейской

На восьмой день Младенец Иисус был обрезан по традициям того времени, а на сороковой принесен в Иерусалимский храм. Именно там Симеон Богоприимец предрек Деве Марии грядущие страдания.

Далее в Писании мы видим упоминания о том, как в двенадцать лет Иисуса потеряли при визите в Иерсуалимский храм и оказалось, что Он общался со священниками, внимавшими Ему. Была Дева Мария и на браке в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино.

Он сделал это по просьбе своей Матери, упомянув все же, что «время еще не пришло». Это было первое чудо, совершенное Иисусом.

Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
(Ин. 2:1-11)

Самым трагическим моментом жизни Девы Марии, о котором упоминает Писание, стало присутствие на Голгофе, где Богородица смотрела на казнь Господа нашего Иисуса Христа. Со креста, Иисус говорит своему любимому ученику Иоанну: «Се Матерь твоя!». Перепоручая заботу о Своей земной Матери апостолу Иоанну.

Попрощаться с Богородицей перед ее Успением собрались все ученики. По Преданию Дева Мария участвовала в жребии при решении о том, куда пойдет проповедовать каждый из них.

Дева Мария не умерла в привычном нам понимании слова. После Вознесения Иисуса Дева Мария осталась на попечение апостола Иоанна Богослова.

Когда царь Ирод начал гонения на христиан, Дева Мария удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Дева Мария неустанно молилась о том, чтобы Господь скорее забрал ее к Себе. И тогда архангел Гавриил возвестил Ей скорую кончину. Увидевшись с учениками Христа Она предала Свою душу в руки Господа, и тут же раздалось ангельское пение.

Успение Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+аудио, видео)

В дни праздников, посвященных Деве Марии используют голубое облачение — цвет чистоты и непорочности.

Православное Предание говорит о том, что на земле существуют местности, которые находятся под особенным покровительством Божией Матери. Их называют земными Уделами Богородицы и всего их четыре, это Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская Лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.

Молитва ко Пресвятой Богородице, Деве Марии

  • Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!
  • Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!
  • Обиду мою веси — разреши ту, яко волиши!
  • Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитвы Богородице

Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария

  • Пресвятая Богородица, Ширшая Небес
  • Богородица — наша духовная Матерь

Источник: https://www.pravmir.ru/deva-mariya/

Успение Пресвятой Богородицы: «в Гефсимании похороните тело мое» | Милосердие.ru

Успение Богородицы: умерла ли Дева Мария

Успение Пресвятой Богородицы Франческо Боттичини, 1475-77 гг. Лондонская Национальная галерея

Впервые документально упоминают об Успении Пресвятой Девы св. Андрей Критский и Модест Иерусалимский (оба жили в VII в.), а также св. Иоанн Дамаскин (VIII в.) в своем Похвальном Слове на Успение Богоматери. Он пишет, как императрица Пульхерия (V в.), построив Влахернский храм Богоматери в Константинополе, попросила у Иерусалимского патриарха св. Иувеналия мощи Пресвятой Девы Марии.

Св. Иувеналий ответил ей, что тело Божией Матери взято на небо.

И пересказал предание, как апостолы были перенесены по небу чудесным образом на погребение Богородицы. Апостол Фома задержался и прибыл лишь на третий день.

Для него специально был открыт гроб, который оказался пуст, осталась лишь погребальная одежда Богоматери, от которой исходило благоухание: сама Богоматерь телесно была вознесена на небо.

Она не спускалась в ад, как Сам Христос и Иоанн Предтеча.

Из этого факта происходит разница восприятия события Успения у христиан Востока и Запада.

Особая роль Пресвятой Богородицы в евангельской истории на Западе закрепилась, помимо прочего, во мнении, что Дева Мария не пережила человеческой смерти, но телесно была переселена в рай.

Успение Пресвятой Богородицы; Тверская икона 15 века

Восточные христиане верят в то, что особое предстательство Богородицы перед Богом за человеческий род связано не только с милостивым устроением ее души, но и с тем, что она знает, что такое смерть, которую пережила. После Успения Господь сохранил тело Своей Пречистой Матери от тления, но, в силу общего для человеческого естества закона, Богородица умерла и уже после того была взята на небо.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы по своему строю напоминает Пасху, которая вдруг случилась летом.

Плащаница в центре храма, ладан, цветы, торжественные песнопения, многолюдье. И все это после поста, почти такого же строгого, как и Великий.

Успение Божьей Матери, плащаница

Плащаница праздника рассказывает о погребении Пресвятой Богородицы. Храм насыщен цветом не красным (как на Пасху), но голубым (это цвет богородичных праздников).

Успение Богородицы прославляется как восхождение: «При родах Ты сохранила девство, а в успении не оставила мира, Богородица. Ты перешла к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Это тропарь праздника – песнопение, раскрывающее его смысл.

Успение в Иерусалиме

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим), 12 век

Особым образом мысленно пребываешь в событии Успения Пресвятой Богородицы, когда попадаешь в этот день Иерусалим. Только представьте…

Иерусалим. Старый город. 4 часа утра. После ночной Литургии от площади храма Воскресения Христова по «пути скорби» огромная процессия переносит в Гефсиманский монастырь плащаницу с изображением Успения Богоматери.

По Преданию, Успение произошло на Сионе в доме Иоанна Богослова, где жила Богородица.

Однако Иерусалимский чин погребения плащаницы начинается на Голгофе: там, где стояла Мать скорбящая, когда распинали Ее Сына.

Тихое предрассветное шествие похоже на крестный ход Великой субботы: это прощание с надеждой на скорую встречу. И, конечно, оно напоминает о том дне, когда апостолы, проповедовавшие в разных странах, но чудесно собравшиеся в Иерусалиме, провожали Пресвятую Богородицу.

Гробница Богородицы (кувуклия), Успенский храм в Гефсимании

Пречистую Деву погребли в Гефсимании, в семейной усыпальнице рядом с Ее родителями Иоакимом и Анной и обрученным с Ней Иосифом.

Гефсиманский сад, Иерусалим. Раскрашенная фотография кон. 19 века

Сейчас на этом месте построен храм под землей, чтобы совершать Литургию прямо на гробе Богоматери, подобно тому, как совершается Литургия на гробе Господнем. Сюда на восходе и приносят плащаницу перед началом торжества.

Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем. Пещерная церковь Успения Богородицы, Гефсимания

Смерть как праздник

Есть праздники, которые отчетливо показывают неотмирность (необычность) христианства. Обычно факт смерти – трагедия. Для христиан смерть часто входит в содержание праздников. Почив, святые обретают возможность продолжить свою жизнь с Богом и возносить к Нему за нас молитвы. Потому и радуются христиане смерти праведников.

И в Успении Пресвятой Богородицы это христианское понимание смерти проявляется наиболее полно. Смерть – это переход к новой жизни, более настоящей, чем земная.

Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески, 17 век

Читайте также:  7 главных русских нянь: что о них известно

И за порогом смерти душу христианина встречает Христос. Вот та весть, которую несет в себе образ Успения.

Иерей Сергий Круглов, священник, поэт:

Славянское слово «успение» — от слова «сон», мирная кончина земной жизни. Но мне видится, что слово «успение» имеет и общий корень со словом «успех». Успех – вот могущественное божество, которому поклоняется современный мир, поклоняются на деле многие, на словах называющие себя верующими и церковными людьми: успешная карьера, богатство, власть.

Но в христианском смысле возможен совсем иной успех: успех полноценно прожитой жизни, итог ее, наполненной небесным светом, смыслом и любовью, как соты – душистым медом… Именно с таким «успехом» и пришла к своему успению Пречистая Дева Мария.

Нецерковному разуму непонятно: как можно праздновать день смерти? Однако для тех, кто верует, что человек живет вечно, и смерть – лишь еще одни роды (недаром на иконе Успения душа Богородицы изображается как новорожденный в пеленах младенец на руках у Христа), трудный, но переход в дальнейший этап жизни, — для христиан естественная человеческая печаль здесь смешана с надеждой и радостью: Пресвятая Богородица, переступив предел земной жизни, не оставила нас, отныне и навсегда Она – наша помощница и заступница.

Почему же помощница? Чем заслужила?

Смерть – следствие греха. А Божия Матерь – самый чистый, самый свободный от греха человек из всех, когда-либо живших на земле. Грех – противник Бога. А святая Дева Мария – не просто стремящаяся к Богу, Она – сама Его Матерь.

И потому после смерти душа Богородицы была взята на Небо, а Ее тело, разлученное на три дня с душой, но неподверженное тлению — следствию греха, в третий день, силою Божией восстало, воскресло; Богородица увенчалась Божией славой.

Это прославление человека, преодолевшего грех, болезнь, боль, печаль, разлуку, страдание, смерть, это достижение творением своей цели – обожения, которое уже произошло с Божией Матерью, но к которому призван каждый – и празднуется в дне Успения.

И именно потому Богородица стала первой ходатаицей и заступницей людей перед Богом. Даже человек, далекий от Церкви, знает, кто такая Пресвятая Богородица. У всех на слуху названия Ее многочисленных икон: Всех Скорбящих Радосте, Умиление, Воспитание, Взыскание Погибших, Целительница…

Образ Матери, возрастившей Сына-Спасителя и отдающей Его страдающему человечеству, близок сердцу каждого. И в Ее Успении воплотилось то, чего так чает сердце ребенка, потерявшего мать: Она ушла, но осталась с нами, Она жива, и Ее материнская забота и любовь – явны и несомненны для чуткого сердца.

Есть предание: одному праведнику еще при жизни был показан Рай, его прекрасные обители со множеством ангелов и святых в прекрасных венцах. Он спросил: «А где же Матерь Божия?» Ему ответили: «Ее нет здесь, Она на земле, среди грешного народа».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/uspenie-presvyatoj-bogoroditsy-v-gefsimanii-pohoronite-menya/

Где похоронена Дева Мария?

Свет Евангелия —  Более полувека назад, 1 ноября 1950 г., в торжество Всех Святых Папа Пий XII провозгласил догмат о взятии в небесную славу Пресвятой Богородицы душей и телом. Тем самым подчеркивается, что Матерь Иисуса — знак надежды для всех верующих, стремящихся к Небесной Отчизне.

Как и когда завершилась земная жизнь Марии? Об этом нет никаких достоверных сведений. Некоторые древние авторы, основываясь на Хронике Евсевия (потом, правда, оказалось, что это позднейшая вставка), полагали, что Богородица покинула этот мир в 48 г. н. э.

Одни считали, что Она умерла по достижении 63-69 лет, другие, напротив, были уверены, что Матерь Иисуса приняла мученическую смерть вскоре после Вознесения Спасителя. Были и такие, кто сомневался — умерла ли Она вообще. Над этим вопросом в 377 г. размышлял св.

Епифаний, чьи знаменитые слова «никто не знает, каков был конец земной жизни Богородицы» положили начало многовековой дискуссии. Единственное достоверное сведение о последних годах жизни Марии, это то, что после Распятия Спасителя апостол Иоанн, исполняя волю Христа, взял Ее к себе в дом.

Вкратце, многочисленные легенды, широко распространившиеся в первые века христианства, рассказывают об Успении следующее. На второй год по Вознесении Иисуса к Богородице был послан ангел, возвестивший Ей скорую кончину. Это произошло через несколько дней (здесь предания немного расходятся). Все апостолы, кроме св.

Фомы, были чудесным образом перенесены в дом Богородицы и успели с Ней попрощаться. Когда он прибыл, опоздав на три дня, апостолы, пожалев его, пришли к пещере, куда положили Богородицу, чтобы Фома тоже мог с Ней попрощаться. Отвалив камень, они увидели, что гроб пуст.

Воодушевленные апостолы, увидевшие это чудо, были вновь чудесным образом возвращены к своим повседневным делам.

Кстати, честь быть последним земным пристанищем Девы Марии почти две тысячи лет оспаривали два города — Иерусалим и Эфес. В конце XIX в.

историки и богословы договорились считать местом погребения Богородицы издревле почитаемую святыню на Масличной горе, расположенную неподалеку от пещеры, где часто отдыхали Спаситель и апостолы.

Именно здесь в VIII в. проповедовал св. Иоанн Дамаскин о тайне Успения.

Немалую роль в победе Иерусалима сыграло и то, что именно там, раньше, чем где-либо еще, 15 августа начали праздновать день, посвященный Божией Матери. В начале VI в. в Палестине и Сирии этот праздник трансформируется в воспоминание окончания земной жизни Пресвятой Девы. А уже в конце столетия император Маврикий (582-602) своим декретом повелевает праздновать 15 августа во всех церквях империи день Dormitio Mariana — Успения Марии. На Западе долгое время праздновали память Богородицы, не разделяя дня окончания ее жизни от дня приходя в этот мир. Причем этот день приходился либо на воскресенье, предшествующее Рождеству Христову, либо на 18 января (в зависимости от литургической традиции).

Торжественно отмечать этот день, 15 августа, в Риме начали не ранее IX в. Но когда торжество Успения Богородицы было включено в литургический цикл Римской Церкви, оно сразу же затмило другие праздники, посвященные Деве Марии. Папа Николай I в 863 г.

в Пастырской инструкции, адресованной болгарам, отмечает, что по важности это торжество не уступает Рождеству, Пасхе и Пятидесятнице.

В Вечном городе праздновать Успение начинали еще утром 14 августа — Понтифик, в сопровождении кардиналов, босиком входил в «Святая Святых», где хранится нерукотворный образ Спасителя, клал семь земных поклонов, целовал образ и выносил его. Вечером в базилике Санта Мария Маджоре совершалась вечерня.

В полночь начиналась торжественная процессия с иконой Спасителя от Латеранского холма по направлению к Римскому Форуму, обойдя Форум, на рассвете шествие достигало базилики Санта-Мария-Маджоре, где Папа совершал мессу и преподавал особое благословение.

Эта изнурительная, но довольно впечатляющая традиция, привлекавшая сотни паломников, была упразднена в XVI в. Пием V. Однако во многих уголках Италии, например, в области Лацио, и в наши дни накануне торжества организовываются процессии: верующие становятся в две колонны, во главе первой несут образ Спасителя, во второй — Марии. В определенный момент колонны встречаются и все верующие вместе входят в храм на мессу. Дискуссия о тайне Успения Девы Марии вновь обострилась в IX в. Благодаря тщательному богословскому анализу, отказу от апокрифов и народных суеверий, в X в., по сути, утверждается истина о взятии на небо Матери Иисуса. Церковная традиция — как на Востоке, так и на Западе, — почитании Успения Пресвятой Девы основывается на двух отрывках из Священного Писания, в которых смерть названа «сном». Речь идёт, во-первых, о воскрешении Иисусом дочери Иаира: «Ибо не умерла девица, но спит» (Мф 9,24). Во втором отрывке Спаситель, узнав о смерти Лазаря, говорит апостолам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (см. Ин 11,11).

Однако догмат о взятии Богородицы телом и душой в небесную славу ни в коей мере не связан с легендами и апокрифами. Он полностью опирается на Предание Католической Церкви.

Христиане еще со времен апостолов и святых Отцов Церкви единодушно признают величие святости Марии, исповедуют Ее Богоматеринство и верят, что Она неустанно ходатайствует о нас перед Иисусом, Своим Сыном.

Поэтому толковать историю Ее жизни необходимо, просвещаясь Святым Духом.

Эта истина — по хронологии последний из догматов, относящихся к Пресвятой Богородице — провозглашается в Апостольской конституции «Munificen-tissimus Deus»: «После многих наших молитвенных обращений к Богу, призывания света Духа Истины, ради славы Всемогущего Бога, Который излил на Деву Марию щедроты совершенно особого благоволения, ради чести Ее Сына, Бессмертного Царя веков и Победителя греха и смерти, для большей славы Его Царственной Матери и для радости и ликования всей Церкви, властью Господа нашего Иисуса Христа, блаженных Апостолов Петра и Павла и нашей собственной властью, Мы утверждаем, Мы заявляем и Мы определяем как Божественно явленный догмат, что: Непорочная Матерь Божия, Приснодева Мария, закончив путь Своей земной жизни, была взята с телом и душой в Небесную славу». Догматическое определение «взятие в небесную славу» более точно отражает смысл тайны, чем словосочетание «Успение Богородицы», поскольку не останавливается на проблеме — познала ли Мария смерть или нет. Папская булла оставляет этот вопрос открытым, подчеркивая, в то же время, что Пресвятая Дева была вознесена в Небесную славу и душой и телом. В закрепленной Церковью истине веры о вознесении Богородицы не сказано где, когда и как завершилась земная жизнь Девы Марии. Это — вопрос веры, затрагивающий тайну деяния Бога, а не хроника, переданная дотошными свидетелями. Останавливаясь на слове «взятие» Пий XII подчеркнул тот богословский аспект, который в большей мере, чем «богословия Успения» подчеркивает, что наши знания о жизни Марии и ее уходе из этого мира несовершенны, и что мы не знаем — покинула ли Она землю до или после Своей смерти. В Священном Писании ничего не сказано об Успении Марии. Богословы проводят параллели с историей вознесения Пророка Илии (см. 2 Царств 2,11), поскольку этот отрывок допускает как символическое, так и аллегорическое толкование. В то же время Церковь настаивает на том, что взятие Марии в Небесную славу — историческое событие, реальность которого подтверждается, прежде всего, литургической традицией, восходящей к первым векам христианства. Тем не менее, догмат о вознесении Марии подтверждается некоторыми отрывками из Библии, прежде всего текстами, говорящими о благости Марии. В Новом Завете Богородица названа «Благодатной»: архангел приветствует Ее словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1,28; 35)

Эти слова необходимо рассматривать в контексте избрания Марии Богом и Ее уникальной роли в истории спасения. Приведенный выше краткий отрывок из Евангелия от Луки свидетельствует об особой близости Марии с Иисусом, Ее Сыном и всей Его жизнью: от зачатия, рождения, жизни в Вифлееме, до проповеди, страданий, смерти, воскресения и вознесения.

  • Вера Трубецкая
  • Комментировать:

Download SocComments v1.3

Источник: http://www.katolik.ru/mir/1016-archive/91349-st23632.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector