В чем смысл таинства соборования

В чем смысл таинства Соборования

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В Православии существует семь Таинств. Шесть из них более или менее понятны, но в чем заключается смысл Таинства Елеосвящения?

  • Также мы узнаем ответ на ряд следующих вопросов:
  • • Почему это Таинство получило еще название Соборование?
  • • Правда ли то, что Таинство Елеосвящения совершается лишь над умирающими?
  • • Каким образом совершается Таинство Елеосвящения?
  • • Правильно ли то, что необходимо собороваться один раз в год, во время Великого Поста?
  • • Когда лучше совершать это Таинство? 

• Говорят, что при соборовании прощаются забытые грехи. А если после этого вспоминаются какие-то из них, их надо исповедовать или они уже считаются прощенными?

• Нужно ли перед Соборованием исповедоваться?

• После Соборования осталось масло. Что с ним делать, как его можно применить?

• Говорят, что его можно крестообразно наносить на больные места, читая при этом молитву, это так?

На данные вопросы отвечает игумен Петр (Мещеринов):

В чем смысл таинства Соборования

«Елеосвящение – Таинство, в котором, при помазании тела освящённым маслом (елеем), призывается на верующего благодать Божия, исцеляющая болезни душевные и телесные.

Соборованием это Таинство называется потому, что церковный чин предписывает совершать его нескольким священникам (собором), хотя при нужде оно может быть совершено и одним иереем.

Таинство это дано нам для исцеления болезней, для восстановления здоровья, телесного и душевного.

 — Правда ли то, что Таинство Елеосвящения совершается лишь над умирающими?

— Учение о том, что Соборование является неким «предсмертным напутствием», принадлежит Римо-католической Церкви.

Это неверное представление проникло и в православную среду, в «народ»; и сейчас, когда зовут священника к уже явно умирающему человеку, просят исповедовать, причастить и соборовать; с другой стороны, когда предлагаешь родственникам больного, или ему самому, пособороваться – люди пугаются, думая: «раз соборовать, значит, смерть близка»; так что это искажение смысла оказалось весьма живучим.

В чем смысл таинства Соборования

 — Каким образом совершается Таинство Елеосвящения?

— Начинается его совершение чтением канона, в котором мы просим Бога исцелить наши болезни; затем читаются семь апостольских и евангельских отрывков и семь очень трогательных молитв; после каждой молитвы больной помазывается освящённым маслом, смешанным с небольшим количеством красного вина, на лбу, глазах, щеках, устах, груди и руках. В конце чинопоследование читается молитва на разрешение грехов.

 — Правильно ли то, что необходимо собороваться один раз в год, во время Великого Поста? Когда лучше совершать это Таинство?

— Обычно Соборование совершается вне храма, когда человек, страдающий тяжелой болезнью (не насморком, разумеется), находится дома или в больнице и просит совершить над собою это Таинство; и если здоровый человек сам идет в храм, то тут – наоборот: сама Церковь приходит к нему домой и с великою любовью возносит Богу молитвы о врачевании и исцелении. В этом есть глубокий смысл, некая «подвижность» Церкви, готовность её посетить и утешить человека в той крайней ситуации, каковой является тяжелая болезнь.

Однако в наше время Соборование «вклинилось» и в храмовую жизнь, и сейчас оно совершается у нас повсеместно и регулярно Великим постом; у греков раз в год, в Великий Четверг, соборуются все.

С одной стороны, это хорошая традиция, потому что больных людей у нас много, кто-то чем-то обязательно болеет, и не всегда есть у священников реальная возможность посетить всех желающих принять Таинство. Но с другой стороны, есть некая опасность «профанации» Елеосвящения, когда соборуются «на всякий случай», без особой на то нужды.

Лучше всего (если в данном контексте уместно это выражение) участвовать в этом Таинстве тогда, когда в этом есть потребность – то есть в случае болезни.

В чем смысл таинства Соборования

Таинство Елеосвящения — Соборование

 — Говорят, что при соборовании прощаются забытые грехи. А если после этого вспомнаются какие-то из них, их надо исповедовать или они уже считаются прощенными?

— Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния.

Принято считать, что в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые, мелкие, оставшиеся без нашего внимания в силу, может быть, не особой чувствительности нашей совести, – а вовсе не те, что мы стыдимся исповедовать, или утаиваем по другим причинам.

Если Вы после Соборования вспомнили какие-то свои грехи, то – если они серьёзные, и сильно тревожат совесть, нужно их исповедовать. А если эти грехи мелкие, незначительные – достаточно внутренне покаяться в них пред Господом, и не смущать себя излишней духовной скрупулёзностью.

 — Нужно ли перед Соборованием исповедоваться?

— Строгой обязательности исповеди перед таинством Елеосвящения в Церкви нет. Но здесь нужно различать людей малоцерковных и сознательных, живущих полнотой церковной жизни, христиан.

Первые обычно прибегают к Таинствам очень редко, и поэтому, коль скоро они уже «собрались» для этого, им весьма желательно сначала исповедаться, затем собороваться, затем причаститься.

Вторые же вполне свободны от такой последовательности, ибо они и без того часто исповедуются и причащаются.

 — После Соборования осталось масло. Что с ним делать, как его можно применить? Говорят, что его можно крестообразно наносить на больные места, читая при этом молитву, это так?

— Масло, оставшееся после Соборования, можно употребить как угодно. Возможно его употребление так, как сказали Вы; а можно добавить это масло в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит нам в качестве благословения Божьего».

В чем смысл таинства Соборования

Соборование. Что это такое и для чего оно нужно?

Соборование. Прощение забытых грехов.

Суеверия, связанные с соборованием

В чем смысл таинства Соборования

Источник: http://semyaivera.ru/2015/10/10/v-chem-smyisl-tainstva-eleosvyashheniya/

Таинство Елеосвящения (Соборование)

Соборование. Ответы на вопросы(Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином.

При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина.

Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

В чем смысл таинства Соборования

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым.

Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников.

Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление.

Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь.

И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 12—13).

Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф. 10, 8).

Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования.

Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 14—16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати.

Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей.

Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается.

Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня.

Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам.

В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII —VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века.

Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн.

Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Читайте также:  Изречения распутина: в чем мудрость старца

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения.

Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника.

Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…».

В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица .

Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема.

Звучат прокимен , Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания.

Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах.

Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви.

В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…».

Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство .

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Источник: https://www.pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashheniya-soborovanie-2/

Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться

Соборование у многих ассоциируется с предсмертным церковным обрядом, ведь к умирающему человеку всегда приглашают священника для последнего помазания. Я очень удивилась, когда моя золовка предложила пройти соборование в Великий пост.

Я же не собираюсь умирать, зачем мне собороваться? Но оказалось, что я сильно ошибалась, и Таинство соборования проводят даже для здоровых молодых людей. В статье я вам расскажу об особенностях елеосвящения, когда его проводят и для чего.

Смысл соборования

Во время елеосвящения (помазания освященным церковным маслом) на человека снисходит божья благодать. В это время можно исцелиться от тяжких недугов.

Но главным смыслом соборования является отпущение даже тех грехов, о которых человек не ведает либо забыл. Хотя соборование проводят для умирающих людей, но оно предназначено для всех верующих.

Не соборуют только детей до семи лет, так как они не совершают осознанных грехов.

Соборование является одним из семи церковных Таинств и отличается от молебна или литургии. Если во время молебна мы свидетельствуем свою веру, надеемся на прощение и милость бога. То во время Таинств на человека снисходит божья благодать, независимо от его заслуг.

Таинство елеосвящения было установлено апостолами, учениками Иисуса:

Так как большинство болезней вызвано грехами человека, то отпущение грехов приводит к телесному исцелению. Однако лукавство не поможет человеку получить божью благодать.

Если на исповеди верующий утаил грехи, рассчитывая на автоматическое прощение через елеосвящение, этот вариант не пройдет. Бог зрит сердце человека и все его тайные помыслы знает.

Поэтому перед соборованием следует пройти исповедь и во всем раскаяться чистосердечно.

Почему елеосвящение именуется соборованием? Потому что в обряде принимают участие 7 священников — собор. Во время елеосвящения вычитывают 7 глав из евангелия после обязательных молитв. Цифра 7 в христианстве считается священным и обозначающим полноту чего-либо. После каждого вычитывания главы из евангелия священник совершает помазание тела верующего елеем. Всего совершается 7 помазаний.

Таинство соборования проводят в храме в дни Великого поста, а также в любом другом месте, где находится тяжело больной человек. Если верующий соборуется в Великопостные дни, он должен соблюдать церковный пост. Однако тяжело больным людям этого правила можно не придерживаться, если им прописана врачебная диета.

Что нужно сделать после елеосвящения? Необходимо причаститься Святых Даров в ближайшую литургию.

Отличие елеосвящения от миропомазания

Некоторые верующие не видят разницы между миропомазанием и соборованием, а также помазанием Всенощного бдения. Миропомазание (печать Святого Духа) проводится сразу же после крещения человека, это два взаимодополняющих друг друга Таинства. Помазание во время Всенощного бдения не относится к Таинствам, это часть церковного обряда.

Кому необходимо собороваться

Елеосвящение обязательно совершают над умирающим человеком, чтобы очистить душу от прегрешений. Таинство проводят и над всеми православными, страдающими физическими и душевными недугами.

Например, отчаяние и печаль считаются душевными немощами, которые требуют исцеления.

Неосознанные прегрешения, которые христианин не принимает во внимание, тяжким грузом лежат на душе — отсюда и появляется печаль, скорбь и уныние.

Таинство не проводят над психически больными людьми и больными в бессознательном состоянии.

Многие верующие не понимают, зачем нужно соборование, если существует Таинство покаяния? Человеческая природа немощна по своей сути, и мы не всегда можем осознавать свои прегрешения.

Ходатайство собора священников за человека имеет огромную духовную силу, ведь богу приятно, когда молятся за своих братьев и сестер.

Собор священников умоляет Господа даровать верующему отпущение грехов и телесное исцеление, и эта мольба не может быть не услышанной.

Какие грехи прощаются при соборовании:

  • давно забытые и неисповеданные;
  • совершенные в неведении;
  • о которых не может рассказать тяжело больной по состоянию здоровья;
  • которые нельзя искупить добрыми делами.

Все ли верующие исцеляются после Таинства соборования? Существует суеверие, что после елеосвящения человек выздоровеет либо умрет. Это заблуждение. Исцеления может и не быть, ведь на все воля божья.

Верующий должен стремиться исправиться, вести богобоязненный образ жизни, а не разочаровываться в неполученном исцелении.

Соборование не является магическим обрядом или медицинской процедурой, но благодатью божьей.

Исцеление — свободный дар божьей благодати, которая не зависит от выполненных действий людей. Нужно, прежде всего, думать о духовных вещах, а не стремлении получить помощь в нужде.

Тяжело больные люди иногда опасаются елеосвящения, думая, что оно неминуемо приведет к смерти. Но это серьезное заблуждение. Смертный час человека не зависит от церковного обряда. Бог может продлить жизнь больному, чтобы тот позаботился о своей душе: успел покаяться, причаститься и подготовиться к смертному часу.

Вопросы и ответы

Требуется ли специальная подготовка к Таинству? Если есть возможность, желательно исповедоваться и причаститься перед елеосвящением. На елеосвящение принося с собой растительное (оливковое) масло, кагор, свечи, рис (пшеницу).

На Таинство необходимо прийти заранее и записаться в церковной лавке, указав свое крестильное имя. Там же нужно купить свечу.

Необходима ли специальная одежда для соборования? Так как священник будет крестообразно мазать грудь елеем, следует надеть кофту с пуговицами или молнией. Нельзя надевать свитер под горло или водолазку. Рекомендуется взять на Таинство елеосвящения платочек или салфетку, чтобы удалить с кожи лишнее масло.

Сколько раз в год можно собороваться? Достаточно одного раза, если не случится непредвиденной болезни или травмирующих событий.

Соборование не заменяет Таинство покаяния и не отменяет его.

Можно ли продолжать медицинское лечение после соборования? Духовное врачевание не отменяет медицинского лечения, так как это разные вещи. Необходимо пройти весь курс назначенной терапии до конца.

Можно ли есть мясную пищу после исцеления? Многие люди уверены, что полученное исцеление налагает на них запрет употребления мясной пищи. Это суеверие, не связанное с церковными правилами.

Нужно ли после исцеления поститься по понедельникам, кроме среды и пятницы? Это тоже относится к суеверию, соборование не возлагает обязательства дополнительного поствования.

Есть еще одно суеверие, что после соборования запрещено иметь супружеских отношений и париться в бане. Это абсолютное заблуждение, которое не относится к церковным канонам и правилам.

Как правильно применять освященный елей, взятый из церкви? Елей можно добавлять в еду, а также мазать крестообразно больные места после произнесенной молитвы.

Что делать с зернами пшеницы, взятыми после соборования в церкви? Из них можно сварить кашу либо прорастить на блюде с водой и скушать. В церковной практике нет специального обряда с пшеничными зернами, которые употреблялись на елеосвящении.

Вино после соборования можно добавлять в еду, принимать внутрь. Свечи после елеосвящения зажигают дома, когда кто-нибудь из домочадцев занедужит. Однако если в Таинстве елеосвящения принимало участие много больных людей, свечи лучше не брать домой.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/tainstvo-soborovaniya.html

Собороваться или не собороваться?

О Таинстве Соборования сказано и написано очень много. Но, несмотря на это, у людей возникают споры и разногласия относительно Соборования даже по самым, казалось бы, простым и понятным вопросам.

О главном и второстепенном, о желании и свободе выбора человека в отношении Таинства Соборования – протоиерей Алексий Морозов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери (приход мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке).

  • Протоиерей Алексий Морозов
  • – Начнем с самого главного: в чем смысл Таинства Соборования?

– Смысл Таинства Соборования четко выражен в послании апостола Иакова: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне.

И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5:14-15).

По словам апостола, каждый, кто видит в себе немощи и хочет Божественной помощи, может призвать священника или прийти в храм и попросить священника, чтобы над ним совершили это Таинство.

Таинство Соборования совершают над людьми, которые болеют и нуждаются в исцелении. Мы понимаем, что речь идет об исцелении не только физических недугов – Господь преображает всю природу человека, затрагивает глубинные тайники души человека. Божественная благодать в Таинстве Соборования очищает человека от греха, изменяет его.

– В Православной Церкви принято совершать общее Соборование в храмах и монастырях именно в дни Великого поста. Есть ли какие-то предписания или правила, в соответствии с которыми такие «многолюдные» соборования совершаются в определенное время, в определенные дни?

– Совершение общих соборований во дни Великого поста  —  это благочестивая, исторически сложившаяся традиция нашей Церкви. Люди, живущие церковной жизнью, уже привыкли к той мысли, что можно дождаться Великого поста — и приступить к Таинству Соборования.

Нет никаких строгих правил в  отношении назначения конкретных дней проведения Таинства Соборования или их количества в Великом посту. В нашем храме, например, соборования совершаются по воскресным дням со 2-й по 5-ю неделю Великого поста.

В то же время хочу подчеркнуть, что человек, имеющий желание или необходимость в соборовании, может прийти в любое время в любой храм или монастырь и приступить к Таинству Соборования в индивидуальном порядке.

Есть масса серьезно больных людей — онкобольные, люди, ограниченные в передвижении, или просто пожилые люди.

И по просьбе родственников или самих больных священники идут к таким людям домой или в больничные палаты и совершают над ними Таинство Соборования.

Читайте также:  Зачем русские натирали деревянный забор мылом, которым омывали покойника

Можно, конечно, не спешить участвовать в Таинствах Церкви — и креститься можно на смертном одре, и причаститься лишь перед смертью. Но где гарантия, что мы успеем?

– Среди людей малоцерковных и даже нередко среди воцерковленных бытует мнение, что к Таинству Соборования следует приступать лишь раз в жизни – перед смертью. И еще это пресловутое и многоголосное: «Не болею, особых грехов не имею – зачем мне «собороваться»?»

– Человек делает то, что хочет. Заставить его мы не можем.

– В соборовании человека, который не хочет этого, нет никакого смысла?

– Совершенно верно – никакого смысла. Мы можем только объяснить: когда, в каких случаях, для чего и над кем совершается это Таинство.

Сегодня человек здоров или думает, что здоров, и соборование для него — пустой звук. Завтра же, возможно, Господь посетит его болезнью – и это Таинство приобретет для него определенную ценность. Тогда человек сознательно и с желанием прибегнет к соборованию.

Однако же объяснять людям мы обязаны. Иначе, если откладывать соборование на потом, лишая себя участия в одном из Церковных Таинств, то и креститься можно на смертном одре, и причаститься лишь перед смертью. Но где гарантия, что мы успеем?

– Церковь наша состоит из людей, и люди эти весьма разнообразны. Бывают случаи — на Соборование приходят люди, которые не живут церковной жизнью, не исповедуются и не причащаются, но «пособороваться» хотят. Есть ли смысл в этом, можно ли приступать к Таинству в таком случае?

– В нашей практике часто случаются такие вещи: приходишь в больницу или домой к уже умирающему человеку – и исповедуешь, и причащаешь, и соборуешь его впервые за всю его жизнь. Это милость Божья к такому человеку и снисхождение к нему…

Христианину на протяжении всей своей жизни необходимо приступать к Таинствам Исповеди, Причастия и Соборования. Тогда все гармонично в его жизни.

Бывает, однако, что люди, не жившие ранее церковной жизнью, желают приступить к Соборованию. Церковь не отказывает. Наоборот – Она протягивает руку помощи, содействует духовному подъему человека. В таких случаях Господь поругаем не бывает и часто совершает чудеса с такими людьми.

В этом есть особая красота: мы свободны в выборе, мы можем поступать по духу, по любви, по особому снисхождению к человеку 

– Есть люди, которые прибегают к Таинству Соборования много раз в течение Великого поста. Но другие это осуждают. Есть ли какие-либо правила в этом отношении, можно ли часто приступать к Соборованию, нет ли в этом греха?

– Никаких запретов в этом отношении нет. И если человек имеет большое желание – что или кто может ему запретить? Другое дело, что человек должен хорошо понимать смысл совершаемого над ним Таинства. Чтобы это не стало  механическим исполнением, чем-то сугубо внешним. Чтобы не стало просто экзотическим и приятным времяпровождением.

  1. В то же время есть много людей, и среди моих знакомых в том числе, которые не прибегают к Соборованию в Великий пост, а лишь в то время, когда болеют или чувствуют в этом особую потребность.
  2. Очень важно – желание человека.
  3. В этом, наверное, и есть особая красота: мы свободны в выборе, мы не зацикливаемся на чем-то, не ограничены в чем-то, но можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку. 

Ведь это — основа домостроительства, основа духовной жизни человека – снисхождение к другим. Сам Господь снизошел к нам, став человеком.

Думаю, к Соборованию надо относиться как к особому Промыслу Господа о человеке, чтобы духовно его возродить, дать ему сил, очистить его от всякой скверны.

Беседовала Юлия Мягкая

Источник: https://pravlife.org/ru/content/soborovatsya-ili-ne-soborovatsya

В чем смысл таинства соборования?

О Таинстве Соборования рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич), наместник монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», г. Борисполь.

– В дни Великого поста во всех православных храмах совершается Таинство Соборования. Однако у многих верующих сложилось неправильное представление об этом Таинстве. Отче, расскажите, пожалуйста, о нем. В чем смысл этого Таинства?

– Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. У евангелиста Марка в 6-й главе читаем:«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».

У апостола Иакова мы находим более конкретное указание на смысл Таинства Соборования: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Из слов апостола можно увидеть, что речь идет о больном человеке, желающим получить от Господа исцеление от душевных и телесных недугов –милость (греч.

elaioa – масло; eleos – милость). При этом важно понимать, что «молитва веры» должна быть не только у пастырей, совершающих Таинство, но и у страждущего, припадающего ко Господу.

Иными словами: какую чашу своего покаяния, сердечного сокрушения о грехах, чистой молитвы и веры принесет человек Богу, такую и наполнит Отец своею живительною благодатью.

«…Вера твоя спасла тебя…» (Мк. 5:34).

«…По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

«…Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1:6, 7).

– Правда, что соборуют только тяжелобольных и умирающих?

– Разве мы можем определить критерий тяжести болезни? Нет четких указаний относительно того, в какой степени болезни совершать это Таинство.

Соборуют и тяжелобольных, и умирающих, и страдающих душевными болезнями: скорби, уныния или отчаяния, так как причиною их чаще всего являются неосознанные и при этом нераскаянные грехи человека.

Не положено совершать Таинство Соборования над детьми до 7 лет и над людьми без сознания.

Очень часто также можно встретить ошибочное мнение, бытующее в народе, что, дескать, Таинство Елеосвящения совершается уже перед уходом человека из земной жизни.

Таким образом люди лишают себя этой милости Божией…  Скорее всего, это влияние либо средневековой западной традиции, существовавшей до Второго Ватиканского Собора, где действительно Соборование совершалось только над умирающим человеком и в связи с этим именовалось Католической Церковью «последним помазанием», либо, как свидетельствует история, именование Таинства Соборования «последним помазанием» проникло и существовало в нашей Церкви в XVII и XVIII веках и даже утвердилось в официальных церковных документах. Только в XIX веке благодаря трудам святителя Филарета (Дроздова) наименование отменили как несоответствующее православному пониманию. Думаю, сейчас не найдется человека, который позиционировал бы себя совершенно здоровым и душевно, и телесно.

– Как часто можно собороваться?

– Ответ на этот вопрос мы находим в Требнике святителя Петра Могилы, где он говорит, что на протяжении одной болезни мы соборуемся один раз.

Если же человек в одной и той же болезни прибегает к Таинству многократно, то проявляет маловерие или даже недоверие к Богу.

Нужно понимать, что и болезни посылаются человеку для его спасения, и Господь, как Истинный Врач душ и телес, лучше знает, кому что полезно. Душевную же пользу получают все приступающие с верою.

– Как правильно подготовиться к соборованию? Нужно ли перед этим исповедоваться и причащаться?

– Не существует специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, мы предваряем Таинство Соборования исповедью и завершаем Причастием Святых Христовых Таин. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до соборования, то можно и после исповедаться и причаститься.

– Свечи, которые мы держим в храме во время Таинства Соборования, нужно как-то особо потом хранить?

– Относительно свечей, масла и зерен пшеницы, используемых при Таинстве, также не существует никаких уставных предписаний, но есть традиция.

Свечи можно оставить в храме либо забрать домой и возжигать при домашней молитве. Иногда приходится слышать такие вещи относительно свечей, что просто удивляешься, как верующий человек говорит и верит в такое. Разговоры о том, что свеча впитала в себя болезнь и послужит во вред, следует немедленно отвергать как суеверие.

Масло, которое нам дают в храме после Таинства, можно использовать, как и зерна пшеницы, в приготовлении пищи. Также маслом человек в период тех или иных недугов с молитвою может сам помазывать себя в домашних условиях, нанося его крестообразно.

– Существует мнение, что во время соборования прощаются грехи, о которых забыли сказать на исповеди. Так ли это?

– По поводу прощения именно забытых грехов в Таинстве Соборования нам говорит великий старец Оптинский преподобный Амвросий:«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собрание писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80).

Если же мы вникнем в смысл молитв в Чинопоследовании Святого Елея, то увидим, что все они пронизаны мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, исцеляя страждущих, не говорит: «Исцеляю тебя», но всегда указывает на корень болезни: «Прощаются тебе грехи твои».

  • Под «забвенными», то есть забытыми, грехами подразумеваются те, которым человек не придал значения в жизни и не помнит их по своей немощи, но это отнюдь не умышленно утаенные грехи, смущающие нас и сознательно не исповедуемые. 
  • Беседовала Наталья Горошкова

Источник: https://oroik.by/v-chem-smysl-tainstva-soborovaniya/

Смысл, значение Соборования и наставления для участия в этом Таинстве

Николай Евграфович Пестов (1892-1982). «Таинство Елеосвящения» — глава 27 из книги «Современная практика православного благочестия».  Николай Евграфович Пестов — богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.

     «Некоторые из старцев считают, что в Таинстве Елеосвящения могут участвовать не только тяжелобольные, но и все ревнующие о спасении своей души.

Вместе с тем следует указать, что тем христианам, которые не пренебрегают достаточно частым Таинством Исповеди, Оптинские старцы не советовали собороваться без наличия серьезного заболевания».

Иларион (Алфеев) (1966), митрополит Волоколамский. Таинство Елеосвящения (Соборование) из книги: «Таинство Веры».  Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион — председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

        Безосновательно мнение, будто при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на Исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться.

Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение Исповеди противоречит смыслу и идее обоих Таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на Исповеди) грехов.

Молитвы о лежащем «на одре болезни» в этом случае теряют всякий смысл.

Источник: «Азбука Веры

Протоиерей Андрей Николаиди (1978). Наставления Соборования: как происходит это Таинство. Протоиерей Андрей Николаиди — проректор Одесской Духовной Семинарии.

Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями.

Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком.

Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний…

Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка: «И, призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».   

Источник: Портал «Православная жизнь»

Беседа священников Евгения Горячева, Даниила Ранне, Александра Степанова  на радио «Град Петров»

Соборование. Кому и зачем необходимо Таинство Елеосвящения?

«…что современная практика Соборования очень отличается от того, о чем говорит апостол Иаков, мне кажется, само собой разумеется для православного человека. Вот только вопрос, до какой меры возможно это развитие?»

Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей

Источник: «Азбука Веры»

Источник: https://ispowed-prichastie.ru/nastavleniya-soborovaniya-kak-proisxodit-eto-tainstvo/

Таинства Церкви. Таинство Елеосвящения (Соборования)

Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– Дни Великого поста знаменуются особыми служениями. В прошлой программе мы говорили о литургии Преждеосвященных Даров. Еще есть такие богослужения, как пассии, которые тоже идут только в дни Великого поста.

И таинство Соборования, к которому прибегают, правда, не только в дни Великого поста, но и в другое время, но в основном люди соборуются именно в дни Великого поста. Поговорим сегодня о таинстве Соборования.

Долгое время бытовало мнение о том, что соборование совершают перед смертью, перед кончиной, и многие опасались прибегать к этому таинству. Насколько верно было представление советских людей о таинстве Соборования?

Читайте также:  В каких случаях мужчины на руси могли развестись с женой

– Конечно, в советское время было очень много мнений, предрассудков, опасений, страхов, магического отношения к обрядам. И плодом такого непонимания таинств Церкви явилось то, что люди боялись приступать к таинству Соборования. Если мы откроем тексты чинопоследования этого таинства, там о смерти практически ничего нет.

Священники соборно (почему это таинство и называется «соборование» – это соборное, совместное служение священников; в древнее время соборовались в присутствии семи священников) испрашивают благословение Божие на исцеление души и тела, на прощение грехов, духовного очищения, духовного здравия.

А следствием духовного здравия является и здравие телесное.

Поэтому эти представления совершенно противоречивы тому, что действительно содержится в текстах святых отцов, которые нам дают возможность испросить у Бога здравия души и тела людям, приходящим в храм.

Действительно, таинство Соборования совершается вне зависимости от времени и места; это полноценное таинство, совершенно равнозначное другим шести таинствам Церкви. Конечно, традиция совершения таинства складывалась постепенно. В древние времена это таинство вообще растягивалось на целую неделю, совершалось семь дней.

То есть во время совершения Божественной литургии, помимо литургического служения, освящалось святое масло, и после окончания литургии верующие в течение семи дней помазывались маслом, которое освящалось во время совершения семи литургий.

Конечно, для верующих было сложно посещать каждый день в течение семи дней литургию, и в последующем пошли, так сказать, навстречу и решили не связывать это со служением литургии каждый день, а сократить время, чтобы люди могли семь раз помазываться в один день.

Поэтому в чинопоследовании этого таинства мы прослеживаем такую системность: семь раз священник читает Апостол, Евангелие и помазывает святым маслом.

Елей и вино, которое добавляется в елей, – это очень древние христианские символы. Человечество знает оливковое растительное масло как средство излечения, как лекарство. Поэтому Святая Церковь при совершении таинства использует елей. То же самое и вино.

Вспомним притчу о милосердном самарянине, когда человек пострадал от разбойников и милосердный самарянин возлил на его раны масло и вино. Не случайно Господь употребил такие термины, понятия как символ врачевства.

И в таинстве Соборования употребляются именно эти средства.

Вообще число семь в церковной, библейской традиции – это символ полноты. Конечно, совершенно необязательно, чтобы семь священников соборовали.

Как правило, бывает один священник, потому что священников в таком количестве у нас нет. С другой стороны, все-таки семь раз помазывают – это именно образ полноты. Так же, как есть семь нот, семь цветов радуги.

Человечество восприняло эту цифру как полноту даров Божиих в этом мире. И Церковь сохраняет эту традицию.

Хотя есть чинопоследование в сокращенном виде, которое тоже утверждено Священным Синодом, когда священник один раз читает Евангелие, один раз читает молитву и помазывает больного один раз.

Это применяется при больничном служении, когда много больных и у священника нет времени и возможности совершать полноценное служение этого таинства. Такое дозволение, допущение священники употребляют именно в таких ситуациях, когда нет возможности долго соборовать.

Потому что таинство Соборования продолжительное, занимает около часа. А когда много людей, то нужно и больше времени.

– По два-три часа длится.

– Поэтому нужно настроиться на молитву, постараться собрать мысли. В текстах таинства Соборования есть такое напоминание.

Если исходить из Священного Писания (потому что все таинства Церкви основаны прежде всего на Священном Писании), Церковь установила это таинство (Господь установил через Церковь) словами апостола Иакова.

В соборном послании он говорит: «Если кто из вас болен, пусть призовет пресвитеров церковных, они сотворят над ним молитву, помажут его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего; и если он сотворил грехи, отпустятся ему».

То есть таинство Соборования вообще по своему чину, по своему содержанию – это  расширенная исповедь. Потому что мы видим, что в этих молитвах отображается глубокое покаяние грешника. И мы традиционно верим в то, что это таинство освобождает людей от забытых грехов.

Понятно, что в жизни некоторые вещи мы за собой не подмечаем, и в большинстве своем исповедь – это только направление, желание всмотреться в себя. Мы видим те пороки, те грехи, которые перед нашими глазами, то, что для нас очевидно и понятно.

Но есть такие грехи, такие состояния человека, души и чувств, которые мы не подмечаем за собой, однако они являются греховными, они огорчают величие Божие…

– То есть этот грех нам простится во время Соборования? Или мы должны пойти и исповедовать его?

– То, что мы за собой подмечаем, видим в себе, то, что можем сформулировать, – мы должны приносить на исповедь, каяться в этом, говорить об этом на исповеди перед Богом.

Те грехи, которые мы забыли или, может быть, не видим в себе, но которые отягощают нашу совесть, прощаются в таинстве Соборования, потому что это таинство является выражением особо полного, глубокого покаяния.

Может быть, из-за этого люди думали, что это таинство должно быть перед смертью, потому что человек перед смертью должен глубоко покаяться и вспомнить все греховное, что было в его жизни, чтобы войти в жизнь вечную и встретиться с Богом уже с очищенной совестью. Но у нас, христиан, есть возможность делать это каждый раз, участвуя в таинстве Соборования.

Конечно, Великим постом это было бы наиболее правильным, потому что время поста подразумевает покаянное чувство и работу над собой, аскетическую жизнь, особо глубокую, для того чтобы все-таки стать лучше, исправлять свою жизнь, заниматься собой. Поэтому логично предположить, что соборование будет совершаться массово именно в дни Великого поста, что, в принципе, и происходит.

В нашем храме Евфросинии Московской в Котловке города Москвы регулярно, еженедельно проходит таинство Соборования. Причем время совершения таинства Соборования (не индивидуального, а именно в храме) регламентируется.

То есть в некоторых храмах верующим это удобно в выходные дни: вечером в воскресенье либо в субботу утром. Иногда священники назначают таинство в будние дни, если это кому-то удобно.

Поэтому нужно в каждом конкретном храме смотреть расписание и выбирать то время, когда удобнее это сделать.

Таинство Соборования, конечно, очень важное и нужное. Известно много совершенно удивительных случаев, когда по молитвам священника в таинстве Соборования человек обретал и духовную, и телесную помощь, исцелялся от недугов. Человек избавлялся от незримых грехов, тем самым очищал свою душу, и Господь давал силу и крепость в исцелении от телесных немощей.

– Соборование – это таинство. А таинство – это лекарство. Как и Евхаристия. Но лекарство ведь всегда дозируется. Нельзя просто к этому относиться: пришел, принял и ушел.

Священники своим духовным чадам советуют, как часто необходимо причащаться.

Если соборование – это лекарство, то всем ли оно необходимо, с Вашей точки зрения? Иногда смотришь, например, детей маленьких приводят. Им нужно это?

– Вообще это таинство установлено Церковью для всех, и нет каких-то препятствий к тому, чтобы участвовать в таинстве Соборования.

Детям, в силу их динамичности и активности, это может быть некомфортно, потому что таинство продолжительное, необходимо стоять, слушать молитвы.

Поэтому в этом отношении, если есть возможность, лучше пригласить священника на дом и пособоровать детишек дома, с учетом их восприятия службы. Хотя есть дети, которые спокойно стоят с родителями. Все индивидуально. Но препятствий нет.

Желательно, чтобы люди, конечно, советовались со священником, потому что кому-то просто жизненно необходимо собороваться часто, чтобы получить телесное и душевное укрепление. У кого-то нет необходимости в частом соборовании. Но хотя бы раз в год каждый верующий должен участвовать в этом таинстве, это просто жизненно необходимо, можно сказать.

Я еще раз хочу подчеркнуть, что в таинстве Соборования мы не просто просим Бога, чтобы Он исцелил нас. Любая болезнь, любая проблема нашей жизни зачастую связана с нашим внутренним духовным миром, с состоянием нашей души.

Поэтому надо начинать с души. И таинство Соборования помогает нам войти в покаянное чувство и испросить у Бога прощения грехов.

Традиционно священники и духовники рекомендуют верующим людям накануне таинства Соборования исповедоваться.

– Я как раз хотела спросить о подготовке к таинству. Некоторые говорят, что надо исповедоваться до таинства, другие – после.

– Это непринципиально. Можно и после.

Но лучше было бы подготовиться к таинству Соборования исповедью, чтобы очистить свою душу покаянием и приступать к этим глубоким и важным молитвам таинства уже с очищенной совестью, испрашивая у Бога прощения забытых грехов и тех, какие мы не видим в себе. И уже после исповеди, после подготовки к таинству испросить у Господа исцеления тела и души. Духовники рекомендуют после таинства Соборования и причаститься.

– Как связано таинство Соборования с таинством Евхаристии? Когда надо причаститься?

– В ближайшую литургию после совершения таинства Соборования, в тот день, который для человека удобен. Хотя перед таинством Соборования не требуется говение.

– Об этом тоже люди спрашивают: надо ли говеть, особо поститься? Понятно, что мы и так все говеем Великим постом…

– Говение – это емкое определение, и оно связано не только с тем, что мы отказываемся от пищи.

Это все-таки период более внимательного отношения к себе, сугубой молитвы, воздержания от развлечений, ненужных занятий, дел, информации.

Говение может быть как осознание, что мне необходимо пособороваться, я должен подготовиться к исповеди, почитать покаянные молитвы, чтобы подготовиться к таинству Соборования. Но к таинству Соборования приступают не натощак.

В больницах так бывает: священника вызывают, чтобы больного и пособоровать, и причастить. Тогда священник просит, чтобы больной накануне ничего не кушал (по возможности). Но бывает так (и у меня была такая практика), что человек очень слабенький, а таинство Соборования проходит длительно, около часа, оно требует сил.

Поэтому, бывает, я сначала причащаю человека после исповедания грехов и только потом уже соборую, чтобы, укрепившись Святым Причастием, больной мог вслушаться в молитвы, в чтение Священного Писания, которое есть в чинопоследовании Соборования. Так больному удобнее участвовать в таинстве.

Поэтому существуют разные практики, но это связано именно с больничным служением.

В целом таинство Соборования может совершаться и на дому, и в любое время (и вечером, и днем), вне зависимости от того, вкушал что-то человек или не вкушал. Это таинство сосредотачивается на исповеди и испрашивании у Бога исцеления души и тела.

– Вы сказали о том, что есть люди, которые могут собороваться не раз в год, а чаще. Кто эти люди? Это мы сами определяем для себя? Потому что я знаю, что есть монастыри, где соборование проходит едва ли не каждый день; то есть можно, что называется, до бесконечности собороваться. Кто определяет меру?

– Духовник, конечно.

– Или состояние здоровья?

– Понимаете, в Священном Писании написано, что таинство Евхаристии требует подготовки; если кто причащается недостойно, то в этом таинстве может обрести не помощь Божию, не укрепление души и тела, а даже приобрести болезнь.

Потому что человек не понимает, к чему он подходит, с Кем соединяется. Святое Причащение – это все-таки огонь, Божественная энергия, которой мы приобщаемся.

Поэтому подготовка, говение, чтение последования ко Святому Причащению необходимы для того, чтобы настроиться, чтобы человек понимал, какое чудо происходит в его жизни, какой дар Господь ему дает.

То же самое с таинством Соборования. Не случайно святые отцы говорят, что мера все красит. В погоне за здоровьем, конечно, люди многое стараются делать, но это должно быть осмысленно. Я знаю братий Троице-Сергиевой лавры, которые по особой заботе, любви к своим болящим родственникам или родителям каждый день их соборовали. Например, соборовали каждый день маму, которая умирала.

Христиане, которые понимают смысл этого таинства, могут и каждый день собороваться, в этом нет ничего зазорного, потому что мы испрашиваем благодать Божию, стараемся максимально покаяться перед Богом. Поэтому каждый день можно собороваться, но должна быть правильная, глубокая мотивация, понимание цели, зачем это делается, и отношение к этому таинству должно быть особенным.

Поэтому, мне кажется, частота, периодичность участия в этом таинстве должна быть регламентирована все-таки мнением духовника, в зависимости от духовного состояния человека, прежде всего его понимания, что с ним будет происходить.

– Задам практический вопрос. Во время соборования раздают рис, освященное масло, вино. Что с этим делать? Как употреблять?

– Как правило, все, что мы употребляем в таинствах, является святыней. Святыню нельзя выкидывать, ею нельзя пренебрегать. Поэтому то, что съедобное, может быть употреблено в пищу, как то масло, вино, рис или пшеница.

Масло можно оставить для помазания больных мест, например, или просто для помазания (как благословение Божие). Есть такие люди, которые специально это масло хранят в течение определенного времени и помазывают больные места.

– Или добавляют в пищу. Знаю, что добавляют в обычное масло и так используют.

Батюшка, сердечно Вас благодарю, что Вы приняли участие в нашей передаче. Пожелаю Вам тоже крепости душевной и телесной.

  • – Спасибо большое!
  • Автор и ведущая программы Любовь Акелина
  • Записала Нина Кирсанова

Источник: https://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi127

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector