За что церковь может предать анафеме

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение».  В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения: 

  • уклонение в ересь, 
  • раскол. 

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия. 

За что церковь может предать анафеме

Торжество Православия

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути  — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам». 

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению». 

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника. 

Что значит «предать анафеме»? 

 

В светском понимании анафема выглядит как проклятие Церкви конкретному лицу. Это неверно, ибо церковь не проклинает, а отлучает от себя, причем тех, кто образом жизни, мышлением, действиями сам отрекся от христианских догматов и церковных правил.

Церковь, объявляя анафему, открыто свидетельствует, что данный человек пребывает вне ее тела, лишен ее молитвенной заботы и попечительства.

Суть наказания заключается не столько в формальном запрете участвовать в богослужениях и Таинствах, сколько в реальной потере благодати, праве на спасение и жизнь вечную. 

Возможно ли ее снять? 

Несмотря на то, что анафема в отличие епитимьи имеет не временный характер, а постоянный, ее можно отменить. Для этого человек, преданный анафеме, должен принести публичное покаяние, искренне раскаяться в своих грехах. Согласно христианскому вероучению никто не может быть лишен права на спасение, ведь это противоречит основному закону христианства – любви к ближнему своему.

Вершить окончательный суд над людьми может только Высший Судья. Впрочем, взгляды на этот вопрос у католической и православной церквей расходятся. Если на Востоке анафема подлежит отмене, то на Западе этот акт окончательный и бесповоротный. 

В каких случаях происходи анафематствование

Анафеме может быть подвергнут любой, кто намеренно искажает официальную религиозную доктрину или отвергает Церковь как институт власти, не признавая ее влияния над собой, но, тем не менее, сохраняя верность ее догматам. Это относится к еретикам, лжеучителям и раскольникам. 

Анафема является высшей карой, а потому провозглашается только в крайних случаях. Ей всегда должна предшествовать попытка духовника убедить грешника в его неправоте путем наставления и приведения к покаянию.  

Отлучение от церкви во времена Вселенских Соборов 

За что церковь может предать анафеме

Анафематствование Нестория на III Вселенском соборе. Фреска Дионисия. 1502 г.

Как юридический вердикт анафема впервые выносится на Первом Вселенском соборе в IV веке пресвитеру Александрийской церкви Арию за распространение ереси о природе Святой Троицы.

Позже другие Вселенские соборы упрочивают ее положение как церковного дисциплинарного взыскания, и уже в раннем средневековье окончательно закрепляется традиционная форма анафематствования: «Имярек да будет анафема».

Пожалуй, самым известным примером провозглашения анафемы может служить VII Вселенский Собор, на котором отлучению от Церкви подверглись иконоборцы. 

Взаимные отлучения 1054 года и раскол церквей  на православную и католическую

Июль 1054 год. В храм Святой Софии в Константинополе входят папские посланники – легаты, возглавляемы кардиналом Гумбертом. Их цель – не молитва. В руках кардинала крепко зажата булла – документ, скрепленный свинцовыми печатями и содержащий обвинения в адрес тогдашнего патриарха Михаила Керуллария. Заканчивалось папское послание следующими словами: 

За что церковь может предать анафеме

Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

Итак, папа Лев IX, три месяца как почивший в могиле, низложил константинопольского патриарха, а вместе с ним предал анафеме и всю Восточную церковь. 

Ситуация сложилась двусмысленная, но Михаил Керулларий не захотел улаживать конфликт с новым папским преемником.

Буквально через неделю он созвал в столице Византийской империи собор, на котором были анафематствованы легаты, среди которых будущий понтифик Стефан IX .

 Анафема не распространялась на всю Западную Церковь, однако в народном сознаниизакрепилось мнение, что отлучению преданы все латиняне. То же касалось Запада – в их понимании каре подвергся весь Восток. 

Этот конфликт привел к расколу единой Церкви на римско-католическую и греко-православную, положив начало взаимному отчуждению и вражде, которые лишь укреплялись с годами.

Историки единогласно называют этот раскол Великим, хотя в жизнь тогдашних христиан он не внес каких-то существенных изменений: в вопросах догматического, литургического и канонического характера латиняне и православные расходились уже давно.

К примеру, по западному обычаю хлеб для Таинства Евхаристии изготовлялся на опресноках, то есть на пресном тесте, а по восточному – на дрожжевом.

Спор о том, как надлежит делать, вылился в беспрецедентную акцию: Михаил Керулларий повелел закрыть все латинские храмы в Константинополе, а пресный хлеб, символизирующий Тело Христово, выбросить из дарохранительниц.

Считается, что это одна из формальных причин, послужившая снаряжению папского посольства в столицу Византийской империи и анафеме.

Как бы то ни было, отношения между Церквами были официально разорваны. И, несмотря на то, что в 1964 году анафемы были взаимно сняты тогдашними главами двух Церквей, факт сей не положил конец историческим распрям и не оказал никакого значимого влияния на дальнейшие взаимоотношения Востока и Запада. 

Почему отлучали политических преступников? 

В истории царской России нередки случаи, когда отлучению от церкви подвергались государственные преступники.  

Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин…Именно так звучали их имена во время чтения чина анафематствования. Эти люди не отрицали догматов православного вероучения и не создавали сект. Почему же их предали анафеме? Своими действиями они представляли собой серьезную политическую угрозу и подрывали основы государственного единства.

В то время институт государства и церкви представлял собой единый механизм, блюдущий интересы друг друга. Преступления против Государя, помазанника Божия, приравнивались к преступлению против Державы, которая веками выступала оплотом Православия. Вот почему виновных в государственной измене, судила и Церковь. 

А что с Толстым? 

Это отрывок из письма, посланного митрополитом Антонием жене Льва Толстого в ответ на ее обращение в Священный Синод.  

Это постановление шокировало общественную мысль, со всех сторон писателю полетели ободряющие, преисполненные сочувствия письма. Быстро откликнулись собраться по перу: в художественной периодике появляется рассказ Куприна «Анафема». С точки зрения литературной формы – произведение замечательное, но по своей сути являющееся чистым авторским вымыслом.

Главный герой произведения – протодиакон отец Олимпий, «большой формалист, педант и капризник»,  никогда не позволявший себе пропускать ни строчки из богослужебных книг. Ему предстоит трудная задача – анафематствовать любимого писателя.

Однако во время этой процедуры случается непредвиденное: вместо того, чтобы отлучить литератора от Церкви, священник провозглашает ему с амвона «многая лета».

Отца Олимпия можно понять, ведь в требнике, который «написал» для него Куприн, содержатся жуткие проклятия в адрес Толстого.

Эти слова больше похожи на заклятия какого-нибудь шамана, чем на выдержки из официального документа.  Никогда ни в одном чине, составленном Православной Церковью, не было ничего сходного с куприновскими выражениями. Кроме того, официально анафема Толстому не провозглашалась, и имя графа не было включено в списки анафематствования. А что же было? 

В Послании в очень деликатной формулировке констатировался факт отпадения от Церкви Льва Николаевича, который писатель сам подтверждал неоднократно. Само слово «анафема» в документе не употреблялось ни разу, скорее всего именно из-за  оттенка одиозности, присущего этому термину в широких массах.

Но Толстой не собирался идти на мировую.

Более того, в письме, адресованном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию, граф подтвердил свое презрительное отношение к учению церкви, назвав его «собранием самых глупых суеверий и колдовства», отверг Троицу, Христа и Таинства.

В дальнейшем своем творчестве и мировоззрении литератор стойко придерживался Евангелия от Толстого – смысловой переработке канонических текстов, из которых Лев Николаевич выбросил все, что казалось ему «ненужным». 

Религиозная идеология русского писателя породила целое движение – толстовство, охватившее широкие слои населения. Общины, исповедовавшие непротивление злу насилием, создавались повсеместно в России, и не только в ней. Последователи Толстого появились даже в Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии! 

Русская Православная Церковь определенно должна была отреагировать на распространение ереси и в акте отречения формально изолировала Толстого от общения с «верными». Толстой уподобился «руке соблазняющей», а посему Церковь, следуя завету Христа, отсекла его от себя. 

Страдал ли от этого отречения Толстой? Наверное, лучше всего ответил на этот вопрос сам писатель: он повелел похоронить себя без «всяких заклинаний и молитв» … 

И еще несколько имен 

Мировая история знает еще несколько случаев отлучения отцеркви, в которых фигурировали известные имена: 

  • в 1970 году анафему провозгласили вождю мирового пролетариата – Ленину, посмертно;
  • в 1918 году патриарх Тихон  дважды анафематствовал большевиков и их лидеров «творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной»; 
  • митрополит Филарет (Михаил Денисенко) в 1992 году был лишен сана, а в 1997 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был отлучен от Церкви через анафематствование;
  • бывший священник Глеб Якунин исключен из лона РПЦ за «самочинное ношение иерейского креста и священнических одежд» в 1997 году. Создатель и лидер Апостольской православной церкви. 

Чин Торжества Православия 

За что церковь может предать анафеме

Торжество Православия

843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста.

Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества. 

Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу  XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!

В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с  анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов.

Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности.

В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально. 

Какова настоящая цель отлучения

На сегодняшний день в светском сознании прочно закрепилась мысль, что анафема – это эквивалент проклятия. И тот, кто подвергся ей, обречен на муки вечные и ад.

Но по своей непосредственной сути анафема – это акт проявления любви к заблудшему.

Это пастырская попытка вразумления с целью спасения христианской души и та мера законности, которая может страхом удержать неразборчивого в религиозном плане человека от рокового шага в духовную погибель.

Галина Бочарова

Источник: https://pravoslavie.wiki/anfema.html

Что такое Анафема

Анафема (греч. anáthēma) — мера наказания, когда церковь прекращает отношения с человеком.

Другими словами, происходит отлучение человека от церкви. Он теряет привилегии и преимущественные права, перестаёт быть членом церковного общества, не может больше посещать церковь, ему отказывают в отпевании и погребении по христианским обычаям.

Устарелое значение анафемы — это проклятие. Раньше анафема также означала «негодяй» или «проклятый» и использовалось как бранное слово в разговорном языке.

Синонимы — отлучение от церкви, изгнание из церковного сообщества.

Предать анафеме

Предать анафеме (или анафемствовать) означает:

  • либо отлучить от церкви;
  • либо абсолютно отказаться от чего-либо;
  • либо высказывать негодование, неудовлетворение чем-либо/кем-либо.

Происхождение слова анафема

Слово анафема (греч. ανάθεμα) произошло от другого греческого слова — ἀνατίθημα. Оно обозначает «возложение», «приношение», «возношение». В словарях присутствует перевод греческого слова ανάθεμα как «проклятый».

В древности греки не только приносили что-то в дар божествам, но и просили богов царства мёртвых принять человека, который их обидел или оскорбил. То есть таким образом проклинали его.

Известно также о связи слова анафема с ивритским словом хéрем (hērem, חרם). Оно обозначает посвящение или уничтожение.

Словом херем обозначалось как посвящение чего-либо богу, так и уничтожение по причине отступничества от бога.

Читайте также:  Наталья гончарова и николай i: почему ходили слухи, что у них был роман

В Талмуде (сборник правил для иудеев) есть 24 правонарушения, которые могут повлечь наказание херем. Человек исключается из общины, члены общины прекращают все связи с ним, будь то деловые или личные.

Слово анафема встречается и в Библии: в Новом Завете и в Ветхом Завете в переводе, который был утверждён Священным синодом Русской православной церкви. При этом слово сближается по значению с проклятием.

Термин анафема впервые употребили в Эльвире (сейчас это испанский город Гранада) в 4 веке. Епископы, духовенство и члены Церкви собрались для того, чтобы сформулировать основные правила для верующих. Это собрание носит название Эльвирский Собор.

За что церковь предаёт анафеме?

Человек может быть отлучён от церкви:

  • за еретизм;
  • раскольничество;
  • грубые преступления против православных государственных деятелей;
  • грубые нарушения церковных правил.

Предать анафеме можно и человека, которого уже нет в живых. В этом случае церковь отказывается проводить отпевание усопшего, заупокойные службы, читать молитвы.

Еретизм

Еретизм — это учение, которое противопоставляло себя господствующей религии. Еретики не следовали установленным церковным правилам, отказывались исповедовать религию или подвергали сомнению религиозные истины.

В наши дни еретик — это человек, который непочтительно относится к религии. Таких людей ещё называют безбожниками.

Раскольничество

Раскольничество или старообрядчество — это течение, которое возникло как результат реформ патриарха Никона в 17 веке.

За что церковь может предать анафемеПатриарх Никон (1605–1681)

Раскол Русской православной церкви

Раскол церкви (также называется схизма) — ситуация, когда глава церкви проводит изменения, а часть верующих не согласна с ними и отказывается им следовать.

В России такой раскол произошёл в 1650 году, после того как царь Алексей Михайлович (1629–1676) и назначенный им патриарх Никон решили провести церковные реформы.

За что церковь может предать анафемеЦарь Алексей Михайлович (1629–1676)

В частности, произошли следующие изменения:

  • теперь креститься надлежало тремя пальцами, а не двумя как раньше;
  • были отредактированы церковные книги, в том числе Священное писание;
  • крёстный ход (обряд шествования с крестом) следовало осуществлять против часовой стрелки;
  • надлежало писать «Иисус» (до раскола — Исус);
  • молящиеся должны наклоняться до пояса (раньше — до земли); и т. д.

Отдельная категория верующих (раскольники или старообрядцы) не хотели следовать новым правилам, которые установил Никон. Они пытались сохранить прежние обычаи, церемонии.

Реакцию на реформы запечатлел русский художник Василий Иванович Суриков на своей картине «Боярыня Морозова». Боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова отказывалась креститься тремя пальцами. Поэтому на картине она держит поднятыми вверх два пальца.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/anafema/

Константинополь снял анафему с главы Киевского патриархата Филарета

Святослав Хоменко Би-би-си, Стамбул

За что церковь может предать анафеме Правообладатель иллюстрации UNIAN

  • Священный синод Константинопольской православной церкви принял решение отменить анафему (отлучение от церкви) предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария, сообщил иерарх Константинопольского патриархата, митрополит Галльский Эммануил.
  • В 1997 году, после того, как Филарет возглавил непризнанную церковь Киевского патриархата, собор Русской православной церкви (РПЦ) отлучил его от церкви, наложив на него анафему.
  • Синод также решил продолжить процедуру предоставления церкви на Украине томоса об автокефалии (независимости).
  • В Московском патриархате гневно отреагировали на принятое Константинополем решение, предупредив о катастрофических последствиях, которое оно может иметь.

«По политическим соображениям»

В финальном документе содержится также еще четыре пункта:

  • о восстановлении ставропигии Вселенского патриархата в Киеве — «одной из его многих ставропигий на Украине, существовавших здесь всегда»;
  • о признании незаконной аннексии Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году;
  • предостережение об опасности незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие принятых синодом решений;
  • о признании иерархов УПЦ (КП) и УАПЦ в их каноническом статусе и о восстановлении евхаристического общения с прихожанами этих церквей.

Именно 89-летнего Филарета в Киеве называют наиболее вероятным главой еще не созданной независимой объединенной украинской православной церкви.

«Заслушали апелляцию Филарета (Денисенко) и Макария. Принято решение, что в свое время анафема была оглашена по недостаточному количеству причин, по некоторым политическим соображениям. Поэтому решением синода они были возвращены в каноническое поле», — сообщил представитель Вселенского патриархата по итогам синода, проходившего 9-11 октября в Стамбуле.

  1. Филарета, бывшего высокопоставленного иерарха Русской православной церкви, в 1992 году лишил церковного сана архиерейский собор РПЦ.
  2. Это случилось после того, как он инициировал обращение украинских митрополитов к московскому патриарху с просьбой даровать украинской церкви автокефалию (независимость).
  3. Еще в 1992 году Филарет направил патриарху Константинопольскому как высшей апелляционной инстанции в мировом православии просьбу повторно рассмотреть его дело и восстановить его канонический статус.
  4. Эта апелляция на протяжении следующих лет неоднократно дополнялась, рассказали Би-би-си в Киевском патриархате.
  5. В своих многочисленных интервью Филарет говорил о «политических мотивах» наложенной на него анафемы и заявлял, что не признает ее.
  6. РПЦ настаивала на правомерности наложения анафемы на Филарета, называя его лидером «самопровозглашенного сборища».
  7. Более того, представители Русской церкви утверждали, что снять анафему с Филарета может только та церковь, которая ее наложила.
  8. Восстановление канонического статуса Филарета автоматически ведет к легитимизации всех священников и епископов Киевского патриархата, говорят в этой церкви.
  9. Глава Киевского патриархата Филарет заявил, что в результате снятия Вселенским патриархатом анафемы с него и главы Украинской автокефальной церкви Макария, появилась возможность создания на Украине единой поместной церкви.
  10. «Это решение дает нам возможность объединиться с архиереями Московского патриархата, которые захотят объединиться с нами в объединенную автокефальную церковь», — сказал он в четверг, выступая в Киеве.
  11. Наблюдатели в Киеве называли проблему нерешенного канонического статуса Филарета одним из препятствий на пути к созданию независимой украинской церкви.
  12. Предполагается, что большинство епископов еще не созданной украинской церкви будут составлять нынешние представители Киевского патриархата.

На объединительном соборе, который должен будет объявить о создании этой церкви и выбрать ее предстоятеля, они намерены поддержать именно кандидатуру Филарета. Таким образом, он является самым вероятным главой еще не созданной независимой церкви.

Однако до сегодняшнего дня отлученный от церкви Филарет не мог принимать участие в таких выборах.

За что церковь может предать анафеме

Media playback is unsupported on your device

Православной церкви Украины обещают автокефалию

«На финишной прямой»

В апреле этого года две непризнанные украинские церкви направили в патриархат Константинопольской церкви (который называют также Вселенским) просьбу о даровании украинской церкви автокефалии.

В Константинополе решили удовлетворить эту просьбу. На заседнии синода Константинопольской церкви в четверг было решено продолжить этот процесс.

«Первое — возобновить решения, которые уже были сделаны. Вселенский патриархат продолжает процедуру предоставления томоса украинской церкви», — сказал митрополит Галльский Эммануил.

Президент Украины Петр Порошенко в четверг заявил, что решение о предоставления украинской церкви автокефалии уже принято.

«Решение о предоставлении автокефалии уже принято, подчеркиваю, решение о предоставлении автокефалии Украине принято», — заявил Порошенко.

За последние три недели экзархи провели ряд встреч с украинскими церковными лидерами и политиками. Во время этих встреч экзархи подчеркивали, что процесс предоставления украинскому православию автокефалии вышел на финишную прямую.

Назначение патриархом Варфоломеем экзархов и их прибытие на Украину стало причиной кризиса в отношениях между Константинопольским патриархатом и РПЦ. В Москве заявили о частичном прекращении общения с Константинополем.

  • РПЦ считает Украину своей канонической территорией, а действия Константинополя — грубым вмешательством во внутренние дела другой церкви.
  • Кроме того, здесь оспаривают право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию кому бы то ни было без согласия на это других церквей.
  • Тем не менее, в Константинопольской церкви настаивают на четком соблюдении церковных канонов при принятии решения об автокефалии для украинской церкви.

«Легализация раскола»

В Московском патриархате с негодованием встретили известие о признании недействительной анафемы, наложенной на неканонические церкви на Украине, заявив, что это приведет к непоправимым последствиям для мирового православия.

«Это легализация раскола. Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия», — приводит агентство ТАСС слова пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священника Александра Волкова.

Он также заявил, что в ответ Русская православная церковь будет вынуждена разорвать евхаристическое общение со Вселенским патриархатом.

«Решение Константинополя снять анафему с Филарета является бесперецедентным антиканоническим деянием», — заявил Интерфаксу глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Право на апелляцию

  1. Вопрос о праве Константинополя выступать в качестве высшей апелляционной инстанции мирового православия и решать церковные споры, касающиеся других патриархатов, обсуждался на синаксе (архиерейском соборе) Константинопольского патриархата, состоявшемся в начале сентября.
  2. Его участники пришли к выводу, что такая роль Константинополя не противоречит церковным канонам.
  3. Уже тогда наблюдатели говорили, что Вселенский патриархат поднимает этот вопрос именно в связи с «проблемой Филарета».

Патриарх из Донбасса

Михаил Денисенко, будущий глава церкви Киевского патриархата Филарет, родился в 1929 году в Донецкой области. Закончил Одесскую семинарию и Московскую духовную академию.

  • Филарет сделал впечатляющую карьеру в иерархии русского православия: был епископом Венским и Австрийским, ректором Московской духовной академии, возглавлял делегации РПЦ на различных международных конференциях.
  • В 1966 году Филарет возглавил Киевскую кафедру и стал экзархом Украины.
  • Именно в качестве митрополита Киевского он стал местоблюстителем патриарха Московского после кончины патриарха Пимена в 1990 году.
  • Проиграв выборы московского патриарха Алексию II, Филарет возглавил Украинскую православную церковь — структурную часть РПЦ, созданную вместо Украинского экзархата.
  • В начале 1990-х Филарет стал активным сторонником независимости украинской церкви и даже инициировал письмо украинских иерархов в Москву с просьбой о предоставлении автокефалии.

Впрочем, тогда планам Филарета не было суждено сбыться, и в результате его лишили сана. После того как он возглавил непризнанную церковь Киевского патриархата, РПЦ отлучила его и предала анафеме.

В конце 2013 года Филарет и его церковь однозначно выступили в поддержку Евромайдана. Позже он отметился рядом заявлений, осуждающих Россию и ее руководство за силовое вмешательство во внутренние дела Украины и поддерживающих западный вектор развития страны.

В своих интервью Филарет заявлял, что верит в то, что еще при его жизни состоится собор, на котором в одну поместную православную церковь объединятся украинские церкви Московского и Киевского патриархатов.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-45827583

Прот. Владислав Цыпин. Кого и за что предавать анафеме / Православие.Ru

В первое воскресенье Великого поста в некоторых храмах совершается особый чин Торжества Православия, частью которого должно быть анафематствование.

Что такое анафема, кому ее провозглашали в прошлые времена и не нужно ли включить в древний чин осовремененные анафематизмы? Ответить на эти вопросы мы попросили доктора церковной истории, преподавателя канонического права в Сретенской духовной семинарии протоиерея Владислава Цыпина.

– Отец Владислав, когда и в связи с чем появился чин Торжества Православия?

– Чин Торжества Православия вошел в употребление после того, как был преодолен рецидив иконоборческой ереси. Это произошло в IX веке при святой царице Феодоре, которая стала правительницей Византии после смерти мужа, приверженного иконоборчеству. Будучи иконопочитательницей, она использовала свою власть, чтобы помочь православным христианам одержать верх.

Торжество Православия. Фрагмент. Византия, XV в.

После победы над иконоборчеством – последней большой ересью эпохи Вселенских соборов – был составлен и установлен упоминаемый чин Торжества Православия. Частью этого чина, действительно, является провозглашение анафемы ересиархам.

– Что такое анафема по сути? Правомерно ли, как делают некоторые, именовать анафему «церковным проклятием»?

– Слово «проклятие» является русским аналогом греческого слова «анафема» (ἀνάθεμα). При этом слово «проклятие» получило у нас дополнительный смысл осуждения на вечные муки.

Буквальный же смысл слова «анафема» состоит в лишении церковного общения – не временном, как епитимия, не на определенный срок, а в совершенном и полном.

Конечно, по духу Церкви Христовой, такое отлучение все равно подлежало бы отмене, если бы имело место покаяние отлученного лица.

– То есть даже анафематствованный еретик, покаявшись, мог вернуться в Церковь?

– В случаях анафематствования известных ересиархов, к сожалению, такого возврата не было. Эта крайняя мера Церковью не применяется легковесно, а только тогда, когда возникает убежденность в неисправимости упорствующего ересиарха. Если же в иных случаях эта мера послужила к исправлению и вразумлению анафематствованного, то она, конечно, отменялась.

Читайте также:  Как цыгане переиначивают русские имена для своих детей

– В истории Церкви имеются подобные примеры?

– Повторюсь: только не в случае тех, кто вошел в историю как основатель ереси. Но на Халкидонском соборе были сняты анафемы с блаженного Феодорита и Ивы Эдесского. Непременным условием снятия с них анафемы было провозглашение ими публичной анафемы Несторию. Когда они, в прошлом его почитавшие, хотя и не единомысленные с ним, исполнили это, то были приняты в церковное общение.

– Правильно ли будет сказать, что провозглашение анафемы – это констатация Церковью того факта, что человек пребывает вне Ее тела?

– Именно так. Констатация в случаях квалифицированной вины отлучаемого. Почти всегда, за исключением политических преступников в России, анафематствовались ересиархи – предводители еретиков. Что же касается прочих еретиков, то обыкновенно при анафематствовании они обозначались не поименно, а просто «иже с ними», то есть те, которые следуют за основателем ереси, сохраняют с ним общение.

– В настоящее время в полном виде чин Торжества Православия совершается не во всех храмах и анафематствование при этом часто опускается. На ваш взгляд, чем это объясняется?

– Что касается древних ересиархов, то они жили в давнем прошлом. Всякому знающему церковную историю известны имена ересиархов и самый факт их анафематствования, то есть отлучения от церковного общения. Думаю, это причина того, что в большинстве храмов, за исключением некоторых кафедральных соборов, эти анафематизмы не провозглашают.

Дело также и в том, что со временем к древним анафематизмам добавлялись новые. Причем в России, помимо еретиков, анафематствовались еще и политические преступники, которые, конечно, совершали тяжелые грехи: убийства, насилия – и церковных прещений, безусловно, заслуживали. В этом ряду «Гришка Отрепьев», «Ивашка Мазепа», «Емелька Пугачев», «Стенька Разин».

Я называю их имена в той форме, в какой они употреблялись в чине анафематствования. Это уничижительные имена, и писать их в таком виде при других обстоятельствах, скажем – в историческом исследовании, было бы не вполне корректно.

Однако сам факт анафематствования по политическим соображениям все же не вполне соответствует исходному посылу чина – провозглашение основоположников ересей находящимися вне Церкви.

За что церковь может предать анафеме
Казнь Емельяна Пугачева. А.И.Шарлемань. 1855 год

Вероятно также, что в советские времена ежегодное провозглашение анафемы Пугачеву или Разину было бы воспринято как некая политическая акция. Тогда их имена были окружены романтическим ореолом, сами они ставились в один ряд с революционерами, а их биографии и деятельность являлись ключевыми темами для советской историографии XVII–XVIII веков. Не знаю точно, какой могла бы быть реакция властей, но вполне допускаю, что они могли бы это просто запретить, а в 1930-е годы за подобным провозглашением анафемы с церковного амвона могли последовать и кары.

– Эти политические преступники отлучались от Церкви по факту осуждения светским судом?

– Они отлучались за свои установленные преступные, а значит и греховные, деяния. Другое дело, что для некоторых из них обратного пути в Церковь не было в силу того, что они подвергались смертной казни. Но не все анафематствованные были казнены: в случае Мазепы, например, казнь была лишь символической.

– Насколько в прошлом было взаимосвязано провозглашение анафемы и гражданская казнь еретика?

– В Средневековье сохранение жизни еретика было большой проблемой. Я не имею в виду раннехристианское время и эпоху Вселенских соборов.

Тогда, в Византии, казнили только крайних еретиков, например манихеев, да и то не всегда.

Никогда не бывало, чтобы монофизиты, или монофелиты, или несториане как таковые подвергались смертной казни лишь за свои взгляды. Эксцессы могли быть всякие, но нормой это не являлось.

Напротив, в средневековой Западной Европе провозглашение еретиком обыкновенно влекло за собой смертную казнь. В Испании, например, это происходило по отношению к протестантам вплоть до начала XIX века.

– В Католической церкви существует аналогичный чин, содержащий анафему еретикам?

– Безусловно. Я не знаю, как это происходит, но, конечно, сам канонический акт отлучения от церкви существует и применяется достаточно широко и в наше время.

– Сейчас в среде людей образованных, но далеких от Церкви, при упоминании термина «анафема» часто вспоминают Льва Толстого. И далее, как правило, следуют обвинения в адрес Церкви, которая-де помогла царскому правительству расправиться с яркой инакомыслящей личностью…

– Знаете, с Толстым все было не совсем так. То, что написано в известном рассказе Куприна, – это вымысел. Имя Толстого никогда не было официально включено в чин Торжества Православия для анафематствования. И вообще в акте об отлучении Льва Николаевича Толстого от церковного общения термин «анафема» не употребляется.

Значение этого акта равносильно анафематствованию, но выражено это более деликатно, более осторожными словами именно потому, что слово «анафема» воспринималось в широких кругах как одиозное. По очевидным причинам Святейший Синод не стал употреблять этого термина в отношении Толстого.

В акте о его отлучении содержалась лишь констатация: пока писатель не покается (а возможность его покаяния существовала), он пребывает вне Церкви, и то, что он проповедует, не выражает учения церковного.

Было вполне очевидно, что долгая проповедь Толстым идей, радикально расходящихся с православным церковным учением, сопровождаемая язвительными выпадами против церковных таинств, должна же была вызвать некоторую реакцию.

Конечно, в это же время или чуть раньше жили и действовали люди, публично заявлявшие о своем мировоззрении, которое ставило их вне Церкви, как, например, Чернышевский, Писарев, Герцен, а также политические деятели оппозиции – тот же Милюков, который прямо заявлял себя атеистом. Однако их не анафематствовали.

Опасности в проповеди Толстого было больше. Дело в том, что последователями Толстого становились многие из тех, кто искренне считали себя христианами, но искали «лучшего» и «совершеннейшего» христианства.

Им под видом «христианства» писатель предлагал свои собственные домыслы, и поэтому в религиозном плане он был более опасен, чем просто атеист.

– Считаете ли вы целесообразным возобновление употребления этой части чина Торжества Православия с внесением некоторых изменений в те его положения, которые в настоящее время могут быть восприняты как анахронизм, например в части, касающейся православных государей? В ней предаются анафеме «помышляющие, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению», а также дерзающие «противу них на бунт и измену»…

– Над тем, чтобы несколько изменить положения анафематизмов, можно было бы подумать. Но легко решить эту задачу невозможно, потому что при отсутствии в настоящее время православных монархов такое изменение означало бы совершенно определенную политическую позицию.

Напротив, восстановление упоминания о государях могло бы восприниматься как агитация за восстановление монархии, а Церковь не может становиться на политическую платформу.

Между тем, если внимательно вчитаться в текст именно этого анафематизма, то станет очевидным, что он не указывает на монархию как абсолютно правильную и единственно возможную форму правления.

Речь идет о том, что коли монархи венчаны на царство и миропомазаны, то это произошло действием Святого Духа, что помазание на царство не является просто символом, а реальным действием благодати.

Говоря отвлеченно, возможно такое изменение этого анафематизма, чтобы оно относилось к носителям государственной власти вообще. Но очевидно, что православная вера подразумевает веру в Промысл Божий.

Значит, и всякая государственная власть Богом поставлена или попущена.

Распространять эту анафему на всех тех, кто не верит, что любой чиновник, депутат и вообще всякий, кто причастен государственной власти, либо попущен Богом, либо поставлен? Но в это нельзя не верить, ведь иначе, как по воле Божией, и волос с главы человека не упадет. Впрочем, это уже совсем другая идея. Поэтому подобная переделка текста не представляется уместной. Как-то по иному изменить содержание данного анафематизма можно, но это требует серьезного и основательного обдумывания соборным разумом Церкви.

***

Список из 12 анафематизмов, возглашавшихся вплоть до 1917 года:

  1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  2. Глаголющим Бога не быти Дух, но плоть; или не быти Его Праведна, Милосерда, Премудра, Всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца и Сына, и Святого Духа не Единого быти Бога: анафема.
  4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  7. Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, Суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  9. Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  10. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/60279.html

Кого Церковь предает анафеме и за что?

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь — живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос.

Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы — отторжения мертвых клеток и самоочищения.

Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование.

И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства — это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного. И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки — главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех — болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.

В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор — епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.

Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей — от совершения священнодействий.

Читайте также:  7 самых крупных кладов, которые нашли в москве

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.

Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член — клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться.

Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы.

Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает — операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан.

«Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), — говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

(1 Гал. 8), — повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и… повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».

В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и

г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kogo-cerkov-predaet-anafeme-i-za-chto

Что происходит с человеком, которого предали анафеме

Согласно «Правилам Православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа Далматинско-Истринского, церковная анафема — это абсолютное отлучение члена Церкви от ее таинств и изгнание его из общества единоверцев, лишение духовного общения с христианами. Анафема предполагает, что о человеке в Церкви больше не молятся, его не поминают, не соборуют, не исповедуют, не допускают к Евхаристии, не отпевают. До революции таких людей хоронили за церковной оградой на неосвещенной земле, креста на могиле не ставили.

Впервые об анафеме упоминает апостол Павел в посланиях к Галатам (Гал. 1:8–9) и в Первом послании к Коринфянам (1Кор.16:22). В Посланиях говорится, что анафеме предают тех, кто искажает слово Божье и кто «…не любит Господа Иисуса Христа».

Само слово произошло от греческого слова ἀνατίθημι, что переводится как «накладывать, возлагать». Оно означало жертву, которую приносят Богу, но при переводе Писания с греческого переводчики означили словом ἀνατίθημι древнееврейское слово herem, которое означало «обреченное на кончину, проклятое». Так словом «анафема» стали обозначать то, что отвержено людьми.

«Православная энциклопедия» указывает, что анафему не стоит путать с временным отлучением, которое было наказанием за грехи, блуд, взяточничество. Анафема совершенно изгоняет провинившегося из церкви и полностью лишает его Божьей благодати.

Это было не просто наказание — для верующего это было извержение в ад, ведь вечную жизнь христианин может обрести только через Церковь, через общение с Христом, осуществляемое в Таинствах, через соединение с Ним в Евхаристии. Анафемой человека обрекали на смерть духовную и на пребывание его души в аду после смерти физической.

Анафемствовать человека один священник не мог — для этого требовалось решение синода или архиерейского собора, а в особых случаях и решение Вселенского собора. Предать анафеме могли только за проступки по отношению к вере: за основание еретического учения, за раскол внутри церкви, за осознанную пропаганду ложных взглядов.

Поскольку наказание это страшное, Церковь оставляет за собой право снять анафему с раскаявшегося и принять его обратно в лоно церкви. Но снять анафему может только то лицо, которое ее наложило, а сам человек должен осознать свою неправоту и публично покаяться.

Любопытно, что снять анафему могут и посмертно. В этом случае в Церкви возобновляется поминовение усопшего, его могут заочно отпеть или перезахоронить на христианском кладбище, если до этого останки его были похоронены в ином месте.

Часто и земная судьба человека менялась после предания его анафеме.

Например, в XIV веке киевским митрополитом Феогностом был отлучен от церкви Тверской князь Александр Михайлович, при правлении которого в Твери вспыхнуло восстание против монгольских баскаков, что навлекло на Русь беды. Историк Николай Михайлович Карамзин указывал, что 50 тыс. монгольских воинов истребили Тверь, Торжок и Кашин, и лишь Новгород сумел откупиться.

Александру Михайловичу все же пришлось ехать в Орду к хану Узбеку, где он вместе с сыном Федором принял смерть — князей зарубили и расчленили. Возможно, анафема была снята с убитого, так как его останки были привезены в Тверь, отпеты и похоронены в храме Святого Спаса.

Смертью закончилось анафема для стригольников, которых отлучили от церкви в начале XV века. Стригольники отрицали хождение в храмы, считали, что каяться надо не перед Богом, а перед землей. Как описывает в труде «Просветитель» Иосиф Волоцкий, ересь удалось уничтожить лишь тогда, когда еретиков «заточили в темницу до самой смерти их».

Казнями и смертями окончилась анафема для тех, кто придерживался ереси жидовствующих, возникшей в конце XV века.

Они отрицали божественную сущность Христа, не верили в Его Воскресение, за что и поплатились: церковный собор 1490 года отлучил их от православия, а светские власти подвергли наказанию: сначала с позором возили по городам, посадив на лошадей задом наперед, а потом сожгли в срубах.

Страшная судьба ждала отлученного от Церкви Лжедмитрия. Его сначала убили, затем подвергли «торговой казни» и закопали на кладбище для отверженных. Когда пошли слухи о том, что мертвец восстает и ходит, тело выкопали, сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки.

На Лобном месте окончил жизнь мошенник и самозванец, выдававший себя за царевича, Тимофей Дементьевич Анкудинов (XVII век). Он был отлучен за вероотступничество — обнаружилось, что он обрезан, то есть принял иудаизм или ислам. Был выдан европейскими «друзьями» царю Алексею Михайловичу, по приказу которого и был четвертован.

Еще один отлученный, окончивший жизнь на Красной площади — это Степан Тимофеевич Разин. Его предали анафеме в 1671 году, после чего соратники и выдали его властям.

Здесь же принял смерть и Емельян Пугачев, правда, перед казнью он покаялся и воссоединился с церковью. Вдали от Украины нашел свою погибель предатель Петра Великого, гетман Мазепа, преданный анафеме как раз накануне кончины.

В страшных мучениях и забвении скончался Наполеон Бонапарт, которого Русская православная церковь передала анафеме в 1812 году.

В 1997 году отлучили от церкви бывшего депутата Госдумы, ярого антисоветчика Глеба Павловича Якунина «за самовольное ношение иерейского креста и одежд священника». Еще в 1993 году Священный Синод лишил его священнического сана за участие в парламентских выборах (чего священнику делать нельзя). Сторонник Ходорковского и Платона Лебедева скончался в 2014 году после поездки в Америку.

В 1992 году был лишен сана нынешний «патриарх» Всея Руси-Украины, Филарет (Денисенко). Ему вменялись угрозы духовенству и аморальное поведение. В ответ Филарет ушел в раскол.

В 1997 году Архиерейский собор Русской православной церкви предал его анафеме, как грешника и раскольника.

Ныне Филарет упорствует в грехе, а вот какую судьбу приготовил ему Бог, мы можем увидеть сами: Михайло Антоновичу уже 90 лет.

Источник: https://russian7.ru/post/chto-proiskhodit-s-chelovekom-kotorogo-p/

В рпц рассказали, кто может снять анафему с бывшего митрополита киевского

2018-09-29T11:53Z

2018-09-29T16:19Z

https://ria.ru/20180929/1529622168.html

https://cdn21.img.ria.ru/images/147342/27/1473422786_0:516:1658:1454_1036x0_80_0_0_a98a60ed7017d6d421bffe4d09dbd877.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. Снятие анафемы с главы так называемого Киевского патриархата Филарета Денисенко зависит только от Русской православной церкви, заявил заместитель председателя отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, комментируя вопрос о возможности подобного действия со стороны Константинопольского патриархата.

«Возможность пересмотра этого решения теоретически существует, но она находится в компетенции той Церкви, которая соответствующие канонические прещения и наложила.

Конечно, когда случилось такое экстраординарное событие — сначала лишение сана, а потом даже и отлучение от Церкви бывшего киевского митрополита, когда-то бывшего местоблюстителем патриаршего престола нашей Церкви и одного из очевидных кандидатов на патриаршество в ней, — об этом были уведомлены все православные поместные церкви мира.

И они приняли к сведению и подтвердили свое согласие с этим решением, в том числе и Константинопольский патриарх», — сказал Балашов. По его словам, в церковном архиве хранится соответствующее письмо патриарха Варфоломея.

«Священные каноны не позволяют какого-то другого порядка пересмотра этого прещения», — отметил замглавы ОВЦС.

При этом он напомнил, что бывший Киевский митрополит Филарет Денисенко осенью минувшего года обращался с соответствующим прошением к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Архиерейскому Собору РПЦ. Однако буквально на следующий день после того, как Архиерейский Собор рассмотрел это обращение, Филарет дезавуировал своё заявление.

«Мы можем только предполагать, что это был результат какого-то политического воздействия со стороны светских лиц, потому что если говорить о лицах религиозных, то ближайшие советники этого человека лично доставили в Москву его грамоту с его прошениями. Значит, по всей видимости, речь идет о каком-то вмешательстве в этот процесс извне», — предположил Балашов.

В 1992 году митрополит Филарет (Денисенко) потребовал для УПЦ автокефалии — статуса поместной церкви, предполагающего ее административную независимость. Не получив на это согласия, он, несмотря на данную клятву сохранить церковное единство на Украине, создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

Президент Украины Петр Порошенко пытается добиться признания неканонических религиозных структур и создания единой поместной автокефальной церкви на Украине, хотя и обещал не вмешиваться в дела церкви. Ранее Константинопольский патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии» назначил своих экзархов в Киеве.

Кроме того, Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что намерен предоставить Украине автокефалию. В УПЦ назвали подобные действия вторжением на каноническую территорию другой поместной церкви и призвали патриарха Варфоломея прекратить свое вмешательство, а «экзархов» Константинопольского патриархата — покинуть Киев.

Русская православная церковь, в свою очередь, пошла на фактический «разрыв дипломатических отношений» с Константинопольским патриархатом. Синод Русской церкви объявил о прекращении поминовения патриарха Варфоломея во время патриарших богослужений.

Помимо этого, было принято решение о выходе из структур, в которых председательствуют представители Константинопольского патриархата. Отношения РПЦ с Константинополем оказывались в таком кризисе лишь однажды за всю ее более чем тысячелетнюю историю.

Источник: https://ria.ru/20180929/1529622168.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector