Зачем бурят раньше причисляли к казакам

Казаки многие столетия охраняли рубежи России. Появилось казачье войско и на восточной границе — в Забайкалье. 29 марта (17-го по старому стилю) 1851 года по указу Николая I было образовано Забайкальское казачье войско.

В него вошли не только сибирские казаки, но и буряты, и эвенки, и другие представители коренных народов. В статье «Защищать Россию» — самые интересные факты об этом воинском формировании, которому в 2016 году исполнилось 165 лет.

Казаки-буддисты

Казачье старшинство в Забайкалье существовало еще с 17 века. Костяк забайкальских казаков составляли служилые люди, верстаные в казачью службу, и донские казаки, переселявшиеся в Сибирь. Они основывали зимовья и остроги, разведывали пути. Позднее к казакам причислили полки бурят и тунгусов (эвенков). Интересно, что в войске были как православные, так и буддисты.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам

Казаки-пограничники

Основной заботой забайкальцев была охрана границы. В начале 19 века на восточных рубежах была создана линия казачьих острогов. Из них казаки выступали в мобильные конные дозоры или отправлялись дежурить на наблюдательные вышки у границы «сторожи».

Вступление бурят в казаки было делом сугубо добровольным. Семьи воинов освобождались от ясака (налога). Так что довольно быстро набрали четыре шестисотенных полка.

Кстати, сначала буряты были вооружены луками, но быстро перешли на ружья — оружие и лошадей приобретали за свой счет, а ружья обходились дешевле, чем луки ручной работы. Буряты кочевали вдоль границы и заодно охраняли ее. Они прекрасно знали местность, читали по следам и могли выслеживать и возвращать скот, угнанный в Монголию.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам

Казаки Пржевальского

Казаки не только стерегли границу с Китаем и Монголией, охраняли государственные объекты и конвоировали арестантские партии. Они также сопровождали научные и дипломатические миссии. Так, казаки охраняли экспедиции Николая Михайловича Пржевальского в Китай, Монголию и на Тибет.

«Вновь прибывшие казаки оказались самыми усердными и преданными людьми во все времена нашего долгого путешествия. Мы вскоре сблизились с этими добрыми людьми самой тесной дружбой, и это был важный залог для успеха дела.

В страшной дали от Родины, среди людей, чуждых нам во всем, мы жили родными братьями, вместе делили труды и опасности, горе и радости. И до гроба сохраню благодарные воспоминания о своих спутниках, которые безграничной отвагой и преданностью делу обусловили как нельзя более весь успех экспедиции», — отмечал Пржевальский в своем дневнике.

«Наконец, после всех дневных трудов, изможденные, озябшие и усталые казаки поочередно становились обыкновенно также при непогоде на две смены ночного караула.

Словом, служба казаков была до крайности тяжелой, но они держали себя молодцами и четко исполняли свой долг», — также писал Пржевальский в своей книге о путешествии по предгорьям Тибета.

А казачий урядник, бурят Дондок Иринчинов стал верным спутником исследователя, сопровождая его в четырех экспедициях. За что был удостоен бронзовой медали Русского географического общества.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Конвой 4-й экспедиции Н.М.Пржевальского. Иринчинов — крайний слева

Исследователь и ученый Николай Пржевальский писал: «Еще сильнее эти невзгоды сказывались на казаках. На бивуаке двое из них пасли караванных животных, нередко под проливным дождем или сильной метелью. Дежурный и повар на таком же дожде или снеге варили чай и обед».

Но чай этот был очень необычным. Суровой климат и местные традиции приучили казаков к сытному энергетическому напитку — сливан. В него добавляли сливочное масло, сырые яйца, муку, свиное сало и даже конопляное семя. В кружку с чаем было принято кидать горячий камушек «жеребчик» для пущего «градуса».

После такого чаепития человек согревался и оставался сытым весь день. Для приготовления этого блюда брался «кирпичный» чай в прессованных брусках, который везли из Китая. Этот чай ценился настолько, что ходил в качестве альтернативной валюты.

Казаки в бою

Забайкальские казачьи сотни принимали участие в Крымской войне. Казаками был усилен гарнизон Петропавловска, которому пришлось отражать нападение британских кораблей.

В 1900–1901 годах они принимали участие в подавлении восстания ихэтуаней в Китае, за что некоторые части были отмечены особыми знаками «За отличия против китайцев в 1900», «За отличие в Сев. Маньчжурии в 1900», «За Бейцан и Пекин в 1900».

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Казаки 1-го Читинского полка и союзники (японец и французы)

Наиболее массово забайкальские казаки участвовали в русско-японской войне. Казаки действовали как в конном, так и в пешем строю: Забайкальское войско выделило девять конных полков, три пеших батальона и четыре конных батареи. Казаки вели разведку, совершали неожиданные атаки и вылазки во вражеский тыл.

Японцы отмечали храбрость и стойкость казаков в темно-зеленых мундирах и фуражках с желтым околышем.

Кстати, забайкальская сотня под командой есаула А.Н.Канцевича была единственным кавалерийским подразделением в Порт-Артуре.

Унтер-офицер (урядник) Верхнеудинского казачьего полка Беломестов в одном из боев под обстрелом вывез на своем коне раненого офицера, а затем солдата.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Забайкальские казаки с пленными японскими разведчиками

Забайкальцы в Первой мировой

В Первую мировую забайкальцы — русские и буряты — показали себя самым лучшим образом. В 1915–1916 годах 1-я Забайкальская казачья дивизия дралась с немцами на территории Польши и Галиции. Летом 1916 года в числе 40 казачьих полков 1-й и 2-й Верхнеудинские казачьи полки участвовали в знаменитом «Брусиловском прорыве».

Казаки выходили в тыл и преследовали бегущие австрийские войска.

Как свидетельствует в своей истории войны австрийский Генеральный штаб, «в войсках вновь появился страх перед казаками — наследие первых кровавых дел войны…».

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Казаки 1-го Читинского полка

Забайкальцы у барона фон Унгерна

После начала Гражданской войны большая часть забайкальцев примкнула к белым. Под началом Семенова они воевали в рядах колчаковской армии, а после гибели адмирала — самостоятельно.

Казаки принимали участие и в боях ДВР (Дальневосточной республики).

Многие из них ушли в Монголию, где примкнули к армии барона фон Унгерна, вступив в созданное им последнее казачье формирование — Урянхайское казачье войско.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Забайкальские казаки атамана Семенова

Унгерн восстановил независимость Монголии, выбив из страны китайцев. Он мечтал реставрировать империю Чингисхана от Тихого океана до Каспия, чтобы пойти походом на Запад к «последнему морю».

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Барон Роман Федорович фон Унгерн-Штернберг

Но занятую красными Сибирь он отбить не смог ввиду малочисленности своего войска, и был выдан соратниками большевикам. Впоследствии по приговору суда расстрелян.

«Листья акации», казаки в эмиграции

После поражения Семенова около 15% казаков ушли в Маньчжурию, где основали свои станицы (Трехречье). Их потомки живут в Китае и сейчас. В 1945 году многие из них бежали от Советской армии в Австралию, а некоторые вернулись в СССР и были поселены в Казахстане.

Возрожденное в 1990-м году Забайкальское казачье войско включает в себя 5-й Австралийский отдел со станицами Сиднейская, Аделаидская, Мельбурнская, Джелонгская, Брисбенская и Тасманская.

Откуда казаки на этом континенте? Они — потомки русских эмигрантов из казачьего сословия, которые бежали из России после поражения Колчака и Семенова в Гражданской войне. Таких потомков более 10000. Австралийские казаки изучают русский язык и культуру, празднуют День России, издают газету «Русский Рубеж».

Зачем бурят раньше причисляли к казакам

Источник: https://defendingrussia.ru/a/fakty_o_zabajkalskom_kazachem_vojske-5487/?from=mirtesen

Четыре века бурятских казаков

Наряду с забайкальскими русскими казаками Бурятское казачье войско охраняло Россию.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам

Бурятское казачье войско образовалось почти четыре столетия назад. В начале XVIII века политическое положение на восточных границах Российской империи было крайне тяжелое.

Из-за неудачи восстания монгольских ойратов (джунгар) против маньчжурского правительства в 1750 году многие из них бежали в Россию, которая не выдавала перебежчиков маньчжурам и китайцам, из-за чего маньчжурское правительство предъявило России ультиматум.

Пограничные территории в то время были почти не заселены русскими, оберегать границу было совершенно некому…

…И правительство прибегло к местному населению, тунгусскому и бурятскому. Из бурят ближе всех к границе находились селенгинские и хоринские, они и охраняли границу первое время.

Охранная повинность стеснила хозяйственную деятельность бурят-казаков, кочевой быт которых вынуждал их передвигаться с места на место, и они сами решили, по примеру тунгусов, сформировать казачьи сотни из числа ясачных, то есть платящих дань.

Бурятские старшины 14 родов селенгинцев подали правительству просьбу выделить из их среды особые команды дозорных в 2400 человек, освободив их от ясака. Безлошадным дозорным в количестве 761 человека должны были дать коней хоринские буряты.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Рубка, как у казака настоящего, русского…

Правительство обрадовалось намерению бурят служить бесплатно, за освобождение от ясака (который в пересчете на 2400 человек составлял 7200 рублей), и направило в Сенат представление о формировании 4 бурятских казачьих полков, которое было утверждено 30 июня 1764 года.

В этом же году были сформированы 4 бурятских полка. Каждых полк состоял из 6 сотен по 100 человек, во главе полка стоял избранный есаул, во главе сотни — также избранный сотник, а во главе всех селенгинских бурятских казаков стоял войсковой старшина.

Первым войсковым старшиной стал глава Ашебагатского рода Цырен Бадалуев.

Зачисление в полки бурят-казаков было добровольное, а желающих зачислиться оказалось больше, чем требовалось, поэтому тех, у кого не было коня, не брали. Бурят очень прельщало избавление от платежа ясака, а также возможность жить на своих кочевьях на границе с Монголией, с которой у них было много родственных и экономических связей.

Буряты охраняли границу в 6 смен по 4 сотни. Они несли службу поочередно, через 3 года в 4-й, то есть только 1/6 часть бурят находилась на службе, а остальные казаки жили в своих улусах. Богатые буряты имели право нанимать для отбывания своей очереди желающих, поэтому служили только бедные по найму.

Богачи нанимали вместо себя на дальние караулы бедняков за 250 рублей в год, а на ближние – за 115 рублей.

Все буряты-казаки были конные, вооружены луком и стрелами, атаманы имели сабли и кортики с серебряным темляком. Буряты обладали качествами, необходимыми для несения пограничной службы: они были наблюдательны, отлично стреляли из лука и были хорошими наездниками. Они хорошо могли по следам отыскать скот, угнанный за границу, на что русские казаки были не способны.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам

 В начале Первой мировой войны…

Хотя правительство и вынуждено было использовать бурятское казачье войско из-за осложнений на китайско-монгольской границе, но само относилось к этому войску с некоторым недоверием (еще в конце XVI века буряты воевали с пришедшими русскими), и поэтому не предоставило огнестрельного оружия. Луки и стрелы буряты заготавливали сами, некоторые имели и пики, но владели ими не очень хорошо. Со временем буряты стали приобретать за свой счет ружья. (Хорошее ружье стоило в начале XIX века 20 рублей ассигнациями, а хороший лук со стрелами — 30-50 рублей).

Строевое обучение у бурят-казаков отсутствовало. Служба заключалась в объезде границы – из каждого караула выделялось 3 всадника, 1 русский и 2 бурята, они объезжали границу до встречи с другим караулом, обменивались с ним записками, выданными смотрителями караулов.

Когда расстояния между караульными постами были слишком большие, на месте встречи строились караулы-поселения, которые содержались отставными казаками. Дома для караулов строили ближе к границе и ставили там посты в составе 1 урядника, 4 русских и 10 бурятских казаков.

Кроме пограничной службы, казаки-буряты раз в 10 лет конвоировали миссию в Пекин, несли полицейскую службу в Троицкосавске, 50 бурят постоянно служило на Кяхтинской таможне.

Итак, вопрос об охране границ начал успешно решаться. В первую очередь началось укрепление границы с Китаем.

Все шло прекрасно, пока отношения с Китаем не стали налаживаться, и через 6 лет после образования бурятских казачьих полков в 1770 году пограничная канцелярия дала представление о возвращении бурят обратно в ясачное состояние, с тем, чтобы они платили ясак и содержали караульных.

Это было сделано в соответствии с договором с Китаем, подписанным графом Саввой Рагузинским-Владиславичем в 1727 году. Иркутский генерал-губернатор не одобрил это представление, и хода делу не дал. Атаман Бадолуев также принял все меры, чтобы буряты оставались в казачьем звании.

В 1802 году старый Бадолуев ушел с должности атамана, и на его место был назначен его сын Гомбо Цыренов – так зародилась традиция назначения атаманов по наследству.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам Типичный представитель бурятского казачества

Буряты-казаки жили бок о бок со своими сородичами, не отличаясь от них по своему быту, национальным обычаям и обрядами.

Они носили с ними одинаковую одежду и украшения, жили в войлочных юртах, а затем стали строить деревянные юрты. Они исповедовали одну буддийскую религию и совместно содержали монастыри.

(Правда, существовали немногие казаки-буряты, принявшие православие, но они поселялись среди русских, и отрывались от жизни своего народа).

Хозяйство бурят-казаков сначала было исключительно скотоводческим. С приходом в бурятские земли русских буряты стали испытывать утеснение в землепользовании и, чтобы выйти из положения, они принимали казачество, так как рассчитывали на возможность кочевать вблизи границы с Монголией, где было много пустых земель.

Но уже в конце XVIII века кочевья бурятских казаков были сокращены «семейскими» выходцами из Польши, и многочисленные ходатайства бурят о возвращении им земель для кочевья не были удовлетворены.

Тогда казаки-буряты перешли на необычное для них земледельческое хозяйство, и в 1806 году они уже засевали 1690 десятин земли, хотя главным все же оставалось скотоводство.

К 1897 году (по материалам переписи Куломзинской комиссии) буряты-казаки уже имели 14461 десятин пашни, сенокосных угодий – 6511 десятин.

Читайте также:  Успение богородицы: умерла ли дева мария

На одно хозяйство казака-бурята приходилось пашни — 3,5 десятины, а у бурят-ясачных – 1,5 десятины; покосов 2,7 десятин у казака против 2 десятин у ясачных, то есть у бурят-казаков было больше земель, чем у их сородичей, и их хозяйство было более устойчивым.

В целом на каждого казака-бурята по Селенгинскому округу приходилось по 62,65 десятины земли, а у ясачных бурят Селенгинского округа – по 28, 24 десятины.

В 1830 году снова возник вопрос о роспуске казачьего бурятского войска по инициативе уже самих бурят-казаков, но этот проект также был отвергнут Иркутским генерал-губернатором (в то время казаков-мужчин уже насчитывалось, вместе с малолетними, 8300 душ).

В 1851 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев (впоследствии Муравьев-Амурский) начал заселение Амурского края русскими. По его проекту формировалось большое Забайкальское войско, состоявшее из 6 полков: трех пеших и трех конных, из которых один был бурятский.

Проект был утвержден Николаем I 17 марта 1851 года.

В четырех бурятских казачьих полках числилось 1726 человек. Летом 1852 года Муравьев провел смотр казачьего войска, в том числе и «братской» бурятской бригады. Он указал, что она не отстает от русской, и он будет испрашивать для бурят-казаков оружие и штаты наравне с русскими. Правда, у бурят был сохранен принцип выборности сотенных командиров.

Буряты-казаки в составе забайкальского казачьего войска приняли участие в укреплении дальневосточных русских владений. Началась Крымская война 1854-1856 годов, и гарнизон Петропавловской крепости был значительно усилен забайкальскими казаками, которым пришлось отражать нападение на Петропавловск англо-французской эскадры.

16 февраля 1895 года бурятские казачьи полки размещались в шести станицах: Гигетуйской, Боргойской, Селенггинской, Харьяской, Аракиретской и Янгажинской. Управление станицами состояло из станичного атамана, станичного правления и станичного суда.

По переписи 1897 года, численность бурятов-казаков составляла 20 тысяч человек обоего пола, они проживали в 14 станицах. В казачьих бурятских поселениях было 8 школ. В Читинской гимназии назначалось до 10 стипендий для детей казаков, грамотность среди казаков составляла 23%.

В XIX веке, когда на бурят стала распространяться, наравне с русскими, воинская повинность, буряты-казаки, ставшие ламами или учащимися дацана, на время действительной службы оставляли дацан.

В 1900 году забайкальские казаки были направлены в Маньчжурию, где они несли весьма тяжелую службу, отправляясь на передовую, или в тылу, охраняя коммуникации и участвуя во всех боевых действиях.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам

 Казаки-буряты в Угре 1913 год 

В 1915-1916 годах бурятские воины в составе 1-й Забайкальской казачьей дивизии впервые столкнулись с немцами на территории Польши и Галиции. Летом 1916 года 1-й и 2-й Верхнеудинские казачьи полки участвовали в знаменитом Брусиловском прорыве.

С началом революции 1917 года буряты-казаки оставили службу, и стали присоединяться к сородичам, образовывая национальные образования хошуны и аймаки (в тот момент число бурят-казаков составляло 24 тысячи лиц обоего пола, то есть четверть всего населения Селенгинского аймака).

Некоторые из них, так же как и казаки-русские, хранили верность свергнутому режиму. Наступили смутные времена. Имущество казачьих станиц было экспроприировано, вернувшиеся с фронта казаки-буряты и русские пытались его вернуть, и грабили, в свою очередь, аймачные управы.

Вновь создавались казачьи станичные комитеты…

…Многие буряты-казаки продолжали служить в казачьих войсках атамана Григория Семенова. В бурятском казачестве произошёл раскол: одни приняли сторону красных, другие воевали за белых. Последние, после поражения в войне, вынуждены были эмигрировать в Монголию и Маньчжурию. Некоторая часть казаков добралась до Австралии.

  • Позже образовалась Бурят-Монгольская республика, деление бурят на казаков и не казаков исчезло, и все они вошли в ее состав равноправными гражданами…
  • В настоящее время бо́льшая часть бурятских казаков приписана к 1-му отделу Забайкальского казачьего войска, куда входят следующие станицы:
  • Аракиретская станица, Атамано-Николаевская (Харацайская) станица, Боргойская станица, Верхнеудинская станица, Гыгетуйская станица, Желтуринская станица, Кударинская станица, Мензинская станица, Мурочинская станица, Селенгинская станица, Усть-Урлукская станица, Харьястская станица, Цаган-Усунская станица, Цакирская станица, Шарагольская станица, Янгажинская станица.

Зачем бурят раньше причисляли к казакам

Известные бурятские казаки:

— Бато Айсуев (1863—1941) — атаман Гыгетуйской станицы (1897—1906), председатель Селенгинского аймачного комитета в 1918 году.

— Цокто Бадмажапов (1879—1937) — переводчик с монгольского языка, участник экспедиции П. К. Козлова в Тибет.

— Доржи Банзаров (1822—1855) — первый бурятский учёный европейского образца, происходил из казаков. Его отец — отставной пятидесятник Ашибагатского полка Банзар Борхонов.

  1. — Галсан Гомбоев (1818—1863) — учёный, буддистский религиозный деятель.
  2. — Дондок Иринчинов — проводник и переводчик всех четырёх центральноазиатских экспедиций Пржевальского.
  3. — Цыремпил Ранжуров (1884—1918) — первый бурятский революционер, участник установления Советской власти в Бурятии, активный деятель расказачивания.

— Бадмажап-Цырен Очиров— полный Георгиевский кавалер, казак Кударинской станицы, ст. урядник 1-го Верхнеудинского полка.

  • — Аюр Сакияев — полный Георгиевский кавалер,бомбардир 4-й Забайкальской казачьей ба­тареи.
  • источники:
  • http://telegrafua.com/world/12227/print/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятские_казаки

Источник: http://ksovd.ru/ksovd/247-chetyre-veka-burjatskih-kazakov.html

Потомки казачьих сословий — Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село

С ХVIII века джидинские буряты была занята на охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию.

 Слово «казак» — тюрского происхождения (хасаг)и означает «вольный человек».. Начало официального бурятского казачества относится к 1764 году. В начале царствования Екатерины II, сенат своим указом учредил четырёх бурятских конных казачьих полка: Ашебагатский, Цонгольский, Атаганский, Сартульский. Бургалтайцы служили в Сартульском казачьем полку. 

Раньше буряты делились на два сословия: Хасагуты и отогуты. Хасагуты т.е казаки служили в казачьем войске по 20 лет, но при этом освобождались от налога(ясачной подати) и наделялись земельными участками. Отогуты в свою очередь владели землей, платили налоги(ясачные подати), но были освобождены от службы.

Впервые русские появились в Джидинском крае в связи с организацией караулов на русско–монгольской границе и проведением ряда почтовых и купеческих дорог через Хамар-Дабан. Заселенные ими пограничные караулы вскоре превратились в казачьи стоницы: Цаган-Усун, Боций, Харацай, Желтура. В ХIХ веке пришли русские крестьяне переселенцы.

Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт, приведший к взаимным обменам важнейшими хозяйственно-культурными достижениями.

Буряты принимали опыт русского крестьянства, стали заниматься пашенным земледелием, новыми видами ремесла, начинают переходить на оседлый образ жизни, и все это способствовало появлению более близких дружественных отношений между русскими и бурятами (тала).

 В Желтуринской станице служили, часть Бургалтайских бурят была занята в охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию. В 1812 году участвовали в Отечественной войне, 1854 году в обороне Севастополя, храбро сражались на фронтах русско–японской и первой мировой войне. За отвагу и мужество многие казаки были награждены орденами и медалями.

Из Бургалтая казачьему сословию относится известный род Айсуевых, которые являются потомками Сартульских урянхайцев. Интересна судьба представителей этого славного рода. От сартула Хулэгэ в четвертом поколении сын Уоб, у которого был сын Онгорой. У него было три сына: Лубсан, Базар, Буубэй. У Базара – сыновья Бато, Дампил(лама), Даша, Цыренжап, Аюша (Палутка), Очир (алцушка). Старший сын Базара Батобыл в то время видным человекам. 

Айсуев Бато Базарович- 1863- 21.05.1941.гг. атаман Гэгэтуйской станицы. Родился в селе Нижний Бургалтай. Айсуев Бато последним атаманом Гэгэтуйской казачьей станицы в ХХ веке. Тогда в Забайкалье было шесть станиц.

Во втором томе «Истории БМАССР»(1951) есть сведение о том, что в годы революции 1917 года он был председателем Селенгинского аймачного комитета. Еще одна информация в книге Батуева Б.Б., Батуевой И.Б.

Очерк истории селенгинских бурят:«… в октябре 1918 года подвергся аресту генералом Толстихиным председатель Селенгинской аймачной думы Бато Айсуев».

Арест его был связан, видимо, из-за отказа в содействии уполномоченному атаману Семенова в мобилизации казаков на борьбу с красными, в восстановлении казачьих правлений, станиц. В то время казаки выходили из казачьего сословия. Сослуживцы называли его «Дедом».

И вот бывшего атамана Гэгэтуйской станицы, который пробыл в этой должности с 1897 года по 1906 год, председателя Селенгинской Аймачной думы судили за неповиновение Забайкальскому казачьему руководству.

Он помогал красным, а точнее отряду Нестора Каландарашвили и эскадронам Константина Рокоссовского в боях против барона Унгера, помогал вместе с сыновьями в доставке оружия и патронов.

В это время произошла его встреча с Сухэ-Батором и Чойболсоном, которых помогали укрывать в дацане станичные казаки Гэгэтуя во главе с Бато Айсуевым и ламами Гэгэтуйского дацана от интервентов и банд барона Унгера.

Через них, казаков, держалась связь между руководителем Монгольской революции Сухэ-Батором и его сторонниками, находящимися в Монголии.

Несмотря на то, что у него на руках была охранная грамота за подписью самого Нестера Каландарашвили и Сухэ-Батора, его в 30-е годы часто вывозили на допрос на пограничную заставу, делали обыск в доме – искали «спрятанное золото».

И при очередном допросе документы его – охранная грамота – «затерялись», его как кулака привлекли к уголовной ответственности и приговорили к 10 годам концлагерей в Ташкентском ИТЛ, где он умер 21 мая 1941 году в преклонном возрасте 78 лет.

Бургалтайцы, особенно родственники, помнят и знают этого человека по рассказам его старших детей – четырех сыновей: Цырен-Доржо, Гомбо, Дычен, Дугар и четырех дочерей: Жаргалан, Ханда, Цырен, Дулмажап. Бато атамана все уважали, шли к нему за добрым советам и слушали его.

Потомки Бато тоже были достойны отца, жили честно, трудились старались не уронить казачьей чести.(Ангарин Б., Казачество в истории бурят)( Бурятия, 1995г., 12 сентября) Все его дети были грамотными. Цырен-Доржо с Дугаром окончили церковно-приходскую школу в г. Кяхте. Цырен-Доржо учился в Ленинграде, после чего год учительствовал в Аман-Дабане.

Родственники вспоминают, что он ходил в шляпе-цилиндре. После этого работал в русском посольстве в Монголии. Когда начались там репрессии, вернулся домой. Гомбо и Дычен учились в дацанской школе в Гэгэтуе. В 30-е годы начались тяжелые времена для детей Бато Айсуева. В 1929 году Дугар вступил в сельхозкоммуну, сдав туда свое состоятельное хозяйство.

Но через некоторое время братьев начали преследовать, вызывать на допросы. Дугар с Дыченом, не дожидаясь ареста, уехали с семьями в г. Улан-Удэ, поступили на Ремзавод (ЛВРЗ) работать. Работали хорошо, но жить было трудно. Приходилось обменивать вещи на еду. Друзья предупредили их, что их хотят арестовать.

Они наспех увольняются с работы и уезжают в Иркутск. После нескольких побегов их все-таки выслали на Алдан. Когда началась война 1941-1945гг. братьев отправили на фронт. Они сложили головы в боях за Сталинград в 1943 году. Так необычно и сурово сложилась судьба атамана Бато Айсуева и его потомков.

Когда 50-х годах началась компания реабилитации, был сделан запрос в Управление Федеральной службы контрразведки по Республике Бурятия по уголовному делу 2 декабря 1937 года в отношении Айсуева Бато Базаровича. В 1995 году пришел ответ за №13 от 15 января 1995 года, что дело направлено на рассмотрение в прокуратуру.

 Основание: архивное уголовное дело №3230/с (справка прилагается). Один только этот пример говорит о том, что Бургалтайское казачество принимало активное участие в гражданской войне и борьбе за установление Советской власти.

 Для сохранение истории малой родины, культуры и традиции наших предков для будущих поколений 16 июня 2006 года был создан сельский сход населения улуса Нижний Бургалтай, где было принято решение, возродить в улусе казачье общество «Хутор Бургалтайский» по несению государственной и иной службы.

 Вступили в казачье общество 128 граждан с семьями или 284 членов казачества №Населенный пунктЧисленностьЧисленнность дворовнаселения 1Улус Нижний Бургалтай246 958 2Вступили128 284 Это 27% населения официально зарегистрированы в казачьем обществе «Хутор Бургалтайский».

Из них 134 членов казачества- безработные, 103 работающие в сферах учреждений села, 47-пенсионеров. Из 128 казаков 123 являются военнообязанными гражданами России. Из 134 безработных казаков заняты ЛПХ-38, не работают на постоянной основе-96. Улучшение социальной инфраструктуры. — Оказание материальной помощи по улучшению жилищных условий казаков. — Создание Круга хуторского казачьего общества в организации льготного выделения лесоделян желающим строиться и организация доставки и помощи при строительстве, ремонта жилых домов. 

— Улучшение технической базы учреждений, социальной сферы и благоустройство хутора.

Читайте также:  5 великих битв русской истории, о которых никто не помнит

Источник: http://selorodnoe.ru/history/show/id3629979/

— Казачий Информационно-Аналитический Центр

  • Здорово ночевали, братья казаки!
  • В начале своего памфлета позволю себе небольшое вступление. Если прочитавший будет разделять мои взгляды на казачество, то наверняка он сможет понять меня и в остальном…
  • К казачеству можно относиться по-разному и воспринимать его как этнос, народ, сословие, состояние духа… До революции 1917 года в широком смысле слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких областей Российской империи, имевшие особые права и обязанности.

Так кто мы такие казаки? Народ или сословие? И что сделано за последнее время для того, чтобы восстановить историческую справедливость и признать казаков народом, а не сословием? Почему именно народом? Этот вопрос не даёт покоя многим. Лично для меня ответ лежит на поверхности истории. Ведь если бы после развязывания геноцида против казачества в 1919 году власть большевиков хотела уничтожить казачье сословие, то она лишила бы казаков всех прав и привилегий. На этом бы всё и закончилось. Но этого было мало. Большевики физически уничтожали людей, которые причисляли себя к казакам. Именно убивали народ: — резали, кололи штыками, расстреливали целыми семьями, не жалея ни детей, ни женщин, ни стариков, морили голодом или попросту отдавали на растерзание чеченским бандитам… Это проверенная тактика завоевателей, которые уничтожая НАРОД, освобождают себя от многих проблем на захваченных территориях. Вот именно поэтому я считаю казачество Народом России, таким же народом, как татар, башкир, бурят или осетин!

Казачество — это особый этнос, который создавался на протяжении многих веков, подобно булатной стали. Булатная сталь состоит из различных металлов, скованных и закалённых в единое целое. Так и казачий народ, состоящий из разных народов России, впитавший в себя лучшие качества этих народов, закаленный на крови в боях и походах, объединённый общей идеей — стал Казачьим Народом!

Мы все вместе стали Братьями! Мы называем друг друга Братами, потому, что нет уз святее Братства – гласит казачий кодекс чести. Казачество — это прежде всего Братство. Братство в духовном смысле этого слова.

Братство — это когда люди живут и действуют, как одно целое. Как один организм — каждый для всех. И это главный стержень казачества.

В основе его формирования лежит идея воинского братства, основанного единой верой и единой идеей.

Казачья идея – это самостоятельная идея общественного устройства нашего народа. Никакие другие политические и социальные идеи ему не нужны. Казачеству нечего от них заимствовать.

Отсутствие национальной идеи, грозит казачеству новыми бедами и поражениями.

Без идеи казак превращается в шута и самое большое его достижение будет участие в песенно-плясовых карнавалах и парадах псевдо-казачьих нарядах.

Казачество — это особый взгляд на жизнь, это религиозный подход в понимании Братства, обострённое чувство свободы, воинской доблести, чести и справедливости.

Казачество, как социальная общность, отнюдь не является общественным архаизмом, у него есть будущее.

Однако реальное возрождение (а вернее создание заново) нового казачества возможно только при условии полного переосмысления, создания хоть каких-то реально служащих общественной консолидации духовных и социальных институтов.

Вступив в казачество, я стал интересоваться тем, что реально сделано за последнее время для этого? Какие у нас казаков стоят задачи, цели и планы на дальнейшее развитие и становление казачьего общества? Для чего мы собрались? Чтобы тешить самолюбие власть имущих, быть ширмой бездействия по реальному возрождению казачества или собирать крошки с барского стола? Лично меня существующее положение дел в казачестве не устраивает. Кубанское казачье войско в последнее время всё больше напоминает масонскую ложу, где власть принадлежит избранным. Взять хотя бы вопрос о награждении казаков. Атаманы и штабные только и могут, что «поливают из ведра» друг друга орденами и медалями. И это лишь малая толика того, что творится в обществах. Фактически каждый курень варится в собственном соку. Нет единой программы, нет целей и задач. Одни приписки и обман. Врут вышестоящему руководству, врут и обманывают своих братов…

Лично меня такое положение дел не устраивает! Вот и решил я, Попов Сергей Викторович, родовой казак по бабушке Гора Полины Кирилловны, урождённой казачки станицы Галюгаевской Курского района Ставропольского края, пятидесяти пяти лет от роду, отмечая свою четвёртую годовщину официального вступления в Кубанского Казачье Войско, обратиться ко всем, кто причисляет себя к казачьему братству и поделиться своими мыслями и думками.

За это время наболело на душе, нагорело.

Ведь то, что происходит в настоящее время в казачестве не устраивает не только меня, но пожалуй и большинство тех, кто сердцем и душою болеет и радеет о дальнейшем процветании казачьего рода.

Вопрос «…и что делать дальше?» назрел уже давно! Ведь то, что творится в так называемом «реестровом казачестве», рано или поздно приведёт к полной дегенерации самой сути вопроса по реабилитации и возрождению казачества России.

Пишу в надежде найти единомышленников считающих казачество народом. Чтобы вместе добиваться этой исторической справедливости. Я сознательно пришёл в казачество прежде всего для восстановления своего казачьего рода, для того, чтобы мои дети и внуки не были не помнящими родства, а с достоинством жили и гордились своими казачьими корнями. Ведь род, как дерево без корней — жить не может.

Я пишу это обращение не с «будуна» и не потому, что с печки упал, а потому, что дальнейшее молчание подобно предательству. Предательству прежде всего по отношению к своим прадедам, которые потом и кровью создавали наше братство.

Предательством по отношению к нашим детям и внукам, для которых мы не захотели возродить наше могучее братство, вернуть то, что было достигнуто нашими предками за всю историю казачества. Ведь то, что происходит в настоящее время, больше похоже на постановочный спектакль, этакую дешёвую оперетку с народными песнями и танцами.

Поверьте, что я заявляю это не голословно. Это я вижу своими глазами, каждый день, после того, как я вступил в ККВ и был записан официально в реестр в 2014 году.

Моё желание связать свою судьбу с казаками в 1989 году, когда только начали зарождаться различные казачьи общества, быстро пропало после личного общения с самопровозглашёнными атаманами, которые кроме организации пьянок, фактически ничем не занимались (так по крайней мере было у нас в Нижневартовске, где так называемые казаки мерялись кто больше выпьет и кто кому краше морду набьёт).

Так было и в 1995 году, когда я переехал на Кубань. К этому времени, кроме пьянок, появилась у «казаков» ещё одна забота, как побыстрее и выгоднее продать технику, доставшуюся от колхозов и землю, полученную для общества, к рукам прибрать…

При подготовке Сочинской олимпиады, видимо по велению Московских «кураторов», вновь вспомнили о казаках. Надо же показать всему миру «успехи демократии».

Создали по быстрому так называемую дружину и позволили в пакемонской форме принимать участие в дежурствах совместно с милицией-полицией… Ах, да, я ещё забыл о парадах, где ряженные «казаки» в типа «черкесках», пошитых наподобие туркменских халатов, застёгнутых на «молнии», с красными «крыльями» за плечами ( у ряженных это называется «башлык» — подвешенный крючками на «черкеску»), не стройными коробками, держась руками за кинжалы, словно малые дети за сиську матери, начали маршировать на парадах и принимать участие в поминовениях. Это не смешно! Это больно и обидно! Этого просто не должно быть и участие в этих мероприятиях в подобном обличье – просто надругательство над памятью своих прадедов! После этого сам собою возникает вопрос — а были ли у этих «казаков» реальные КАЗАКИ в роду?

Позволю напомнить, кого до Октябрьского переворота называли и причисляли к казакам:

1. Приписные казаки – на самом деле никакими казаками не являлись. В их числе были представители разных национальностей, выполнявшие в казачьей общине те или иные работы, в то время как большая часть казаков была занята на службе в полках. Назывались такие рабочие «приписными».

2. Поверстанные казаки – тоже не являлись казаками по происхождению. Поверстать в казаки могли того, кто соблюдал казачьи традиции, был люб казакам и то, при условии лишь женитьбы на казачке.

Поверстанный казак мог служить и «жить в казаках», но в его документах всегда отмечалось национальность и сословие, например: «великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки».

Поверстанный казак не мог избираться в атаманы.

3. Родовой казак – если один из родителей был казачьего происхождения, а другой нет, то их дети назывались родовыми казаками. В частности, родовыми были дети поверстанных казаков. Родовые, как и поверстанные, не имели права избираться в атаманы.

4. Потомственные казаки – это казаки, оба родителя которых происходили из казаков.

5. Родовитым (или природным) казаком считается казак, все предки которого в обозримом прошлом состояли только из потомственных казаков.

Атаман мог быть избран только из числа потомственных или родовитых казаков.

Что фактически происходит сейчас? ВАХКАНАЛИЯ! Причём полная! Античный Рим ничто по сравнению с этим. Нарушаются все вековые традиции, поддерживающие казачий род. Согласитесь, что просто так взять и записать в свидетельстве о рождении, что армянин или еврей русский — можно, но ведь по сути армянин так и останется армянином, а еврей — евреем.

Так почему считается, что казаком можно считать любого, кто под руку попал, лишь бы он сам того пожелал? Почему переписываются понятия и уставы? Почему казаком может стать практически любой, кому не лень или для выгоды? Ведь испокон века казаком считался лишь православный, рождённый как минимум казаком по отцу или матери, соблюдающий традиции и обычаи казачества, живущий по заповедям Господним. Все остальные казаками могли считаться лишь во втором поколении. И это было ЗАКОНОМ, написанным жизнью! Ведь Казак — это прежде всего Воин, призванный защищать Церковь Православную и Отечество. Сила воина прежде всего в вере, в вере в справедливость. Вере в то, что, Христос ведёт вечную борьбу добра со злом, правды с ложью. А там, где нет этой борьбы, нет и Христа, ибо совершены жуткие подмены.

Именно эти подмены я и вижу в реальности. Подмену истинного возрождения с созданием искусственно создаваемого казачества! Причём с явным креном на милитаризацию казачества. Судите сами, ведь полным ходом идёт засилье казачьих обществ бывшими так называемыми «служивыми».

Многие из них просто отставники различных родов войск, которые ну никак не хотят расставаться с формой и халявой, которую эта форма позволяла им иметь на протяжении многих лет.

Много бывших сотрудников силовых структур, органов милиции-полиции, часть из которых по различным причинам была вынуждена покинуть свою работу и поскольку не имя реальной специальности, вновь искать себе занятие, где не надо сильно утруждать себя физическим трудом.

За время «капитализации» страны уж слишком много развелось охранников различного уровня, которые никогда не создавали своим трудом материальных ценностей. Они не могут, а главное не хотят работать. К сожалению, многие из них к казачьему роду никакого отношения не имеют вообще, поскольку не являются ни родовыми, ни тем более потомственными казаками.

Как я упоминал, ранее их называли приписными казаками, которые выполняли ту или иную работу у казаков.

Не ошибусь, если скажу, что таких в настоящее время в ККВ большинство, а в будущем, пожалуй, только такие казаки и останутся! Это те лица, которые примазавшись к казачеству, влезли в руководство или являются оплачиваемыми членами казачьих дружин, официально получающие казённые деньги за службу. Именно таковым я считаю и нашего приписного атамана ККВ Долуду Н.А., который работая в администрации края, вдруг резко стал «казаком» и по велению свыше, возглавил ККВ. Я знаю, что за это некоторые захотят порвать меня, как Тузик грелку и обвинить меня в клевете и прочих грехах. Мол Долуду Н.А. выбрали казаки на кругу, его сам Президент назначил и звание присвоил… да ещё и «героем России» сделал за заслуги его, а ты — недобиток белогвардейский напраслину на человека возводишь….

Читайте также:  Зачем чувашские женщины бросали в воду монеты перед свадьбой

Что я могу на это ответить? – Вся сила в правде браты! А, по моему мнению, правда такова, что Долуда Н.А.

и ему подобные приписные «казаки» являются по большому счёту врагами казачьего братства и своей деятельностью лишь вредят и ведут в НИКУДА всё дело по возрождению и становлению казачьего движения! Они чётко выполняют свою функцию, заложенную Кремлёвскими кураторами типа Суркова В.С. и ему подобных «политиков».

Для чего это делается, спросите Вы? Да всё элементарно, чтобы окончательно развалить и поставить крест на истинном возрождении казачества. Потому, что люди, находящиеся в настоящее время при власти, весьма опасаются воплотить в жизнь то, что прописано в законах по реабилитации. Ведь для этого в корне надо менять отношение государства и казачества.

Легче всего просто оплачивать услуги приписным «казакам» и строить «Потёмкинские деревни» под видом возрождения казачества. Со своею задачей господин Долуда Н.А. справляется весьма успешно, как шутят сами казаки, у него даже козырь в рукаве есть: – если ему Путин В.В. прикажет, он и Марс казаками заселит…

На всю страну он прославился своею глупостью о планах оказачивания Краснодарского края и доведение численности казаков до двух с половиной миллиона человек, а это практически каждый второй житель Краснодарского края?! «Нужно, чтобы у нас был миллион казаков или два с половиной миллиона, как это было на кубанской земле до 1917 года. Вот тогда вернется казачий уклад жизни. Казаков жители края должны видеть везде: в школе, больнице, в автобусе, на маршруте по охране общественного порядка» — заявил вице-губернатор Николай Долуда. У нормального человека непроизвольно сразу возникает резонные вопрос: – Как, каким образом можно увеличить количество казаков на Кубани в исторически обозримый срок? Лично я большего бреда не слышал, но не удивлюсь, если это будет делаться. Главный вопрос: – «Каких казаков?», просто повисает в воздухе…

Видя отношение Долуды Н.А. к вопросу возрождения казачества, начинаешь понимать, что это вполне возможно. И от этого реально становится страшно! Ведь для него чем больше, тем лучше. Под количество можно и денег с государство урвать побольше, а это рождает и соответствующие возможности… Кто-то нанотехнологиями занимается, кто-то казачеством…

А если представить, что казакам в реальности вернуть привилегии и землю, то завтра в казачество одним чёхом почти поголовно вступит вся армянская диаспора Краснодарского края, а если этого окажется мало, то «выпишут» ещё из Еревана…, Грозного и прочих нац. республик.

А чё, фамилию поменял, и ты уже типа Медведев или Сурков, почти русский, православный. Главное, чтобы на местах везде свои люди сидели, готовые за свои «тридцать сребреников» маму родную продать.

И не важно, что они при этом бухают до беспамятства, а потом в пьяном угаре давят людей, занимаются отписками и приписками, воруют деньги казённые, отпущенные на развитие казачьих обществ….

Главное, чтобы в нужный момент они могли одеть свои псеказачьи балахоны с кумачовыми «крылышками» и выставить клетку на параде, порисоваться на том или ином торжественном мероприятии, изображая счастливую массовку на втором плане…! Лично я не вижу такого будущего для своих детей и внуков.

Я не сразу пришёл к такому выводу. Это произошло после моих личных общений с местными атаманами, «штабистами» разного уровня и «служивыми», которые входят в «элиту» казачью и получают деньги за службу в казачьих дружинах, а также после общения с атаманом Лабинского отдела Верзуновым В.А. и личной встрече с самим атаманом ККВ Долудой Н.А.

Долго и подробно описывать эту не забываемую встречу с генералом не буду. Лишь коротко изложу. Состоялась она 25.05.2017 года, после моего обращения к губернатору Краснодарского края Кондратьеву В.И., в котором я изложил и свои предложения по вопросам казачества.

Думал, что еду для конструктивного разговора, а вместо диалога получилась свара, поскольку я не выдержал откровенной лжи и оскорблений, которые Долуда Н.А. позволил в моём присутствии высказать в адрес моего атамана Карпова О.М. главе Вольненского сельского поселения Багдасарян С.М.

и атаману Успенского района Ткаченко Д.Н. Мы с хуторским атаманом Карповым О.М. приехали на встречу с надеждой разрешить наши проблемы, а нас начали «строить» и глумиться. Да, возможно я был неправ, когда, нарушив субординацию, встал и без разрешения потребовал прекратить этот балаган.

После этого началось что-то из ряда вон…

Источник: http://kazak-center.ru/publ/novosti_kazak_inform/naibolee_vazhnye/ne_v_sile_bog_a_v_pravde_mudrost_nashikh_predkov/174-1-0-4560

Как появились карымы и какую роль они сыграли в истории Сибири?

В рамках Байкальского информационного форума прошла презентация книги Александра Махачкеева «Карымы Бурятии. История и география поселений русско-бурятских метисов». Она издана при поддержке комитета по информационной политике администрации главы и правительства РБ и охватывает историю карымских сел Бурятии с XVII по XXI век. Но кто такие карымы? Об этом наш разговор с автором. 

— Это метисы из крещеных бурят и эвенков. В разных районах Бурятии они носят и другие местные названия: крестники, харануты, баргуты и ясачные, а в соседнем Забайкальском крае их зовут гуранами. Кроме карымов среди русских Забайкалья есть еще казаки, семейские и сибиряки – старожильческое русское население. 

— Александр Виссарионович, а как появились карымы? 

— С момента первых встреч русских и бурят межнациональные браки стали практически повседневным и  распространенным явлением. Первоначальное русское заселение Забайкалья осуществлялось казаками. Среди них не было женщин. В итоге, как отмечал С.В. Максимов: «… за Байкалом явилось целое племя карымов от матерей-буряток и монголок и отцов из сибирских казаков и русских поселенцев». 

— А от русских матерей и отцов-бурят? 

— В том числе. На русских женщинах женились крещеные буряты. Этому способствовали светские власти и церковь. Метисация стала следствием политики христианизации, которая способствовала закреплению региона за Российской империей перед лицом перманентной угрозы экспансии Китая, который, в свою очередь, официально патронировал буддизм. 

— И какое место они занимали в обществе в то время?

— Карымы той эпохи дали немало крупных имен. Вторым Верхнеудинским городским головой был купец 2-й гильдии Александр Петрович Лосев (его отец, купец 1-й гильдии Петр Дмитриевич, был крещеным бурятом).

Атаманом Забайкальского казачьего полка в Верхнеудинске был выходец из бурят и эвенков потомственный дворянин Анемподист Иванович Разгильдеев. Его внук Петр Тивуртиевич Трунев, как писал А.Д.

Жалсараев: «…краевед, меценат, первый местный декабристовед, занимавший видное и совершенно особое место  в общественной и культурной жизни Верхнеудинска». Их успешность факт неудивительный, поскольку демографические и хозяйственные показатели «ясачных» в целом превышали показатели бурят.

Никаких особых привилегий они не имели, но были предприимчивы. На Аргуни они почти исключительно занимались контрабандой, отчего во всем Забайкалье кирпичный чай носил название «карымский». Были они и отчаянными охотниками за головами – беглыми каторжниками.

— А много ли было карымов? 

— К концу XIX века метисы составляли не менее трети населения Забайкалья. Это по данным иркутского врача П.Г.

Мацокина, впервые научно зафиксировавшего наличие монголоидных черт в русском населении Забайкалья: «Население Забайкалья в настоящее время распадается, по официальным данным, на три группы: православные – 65,2% от общей суммы населения; ламаиты – 27,5%; раскольники — 6% (прочих же 1,3%). Метисы входят в 65,2% православных и составляют, по меньшей мере, половину этого числа (Мацокин, 1904: 14)». 

— Треть населения? Почему так много? 

— Присоединение Забайкалья носило мирный и добровольный характер, именно поэтому смешанные браки между русскими и бурятами приобретали со временем все более устойчивый характер. 

В Предбайкалье же, напротив, булагаты, эхириты, хонгодоры  и ряд других родов оказали долгое и ожесточенное сопротивление Российской империи. А исторические обиды стираются не сразу — в Братске до сих пор вспоминают о том, что буряты трижды сожгли острог. 

Кроме того, в Забайкалье скотоводство бурят и земледелие русских дополняли друг друга. Так, семейские отдавали скот на выпас бурятам, а осенью расплачивались  мукой и овощами. Эти хозяйственные отношения перерастали в дружеские и длились годами. Конечно, были и серьезные трения на почве земельных отношений, но это издержки переселенческой политики властей. 

— В каких районах республики есть карымские села? 

— Практически во всех. Правда, до сих пор четко идентифицируют себя карымами жители таких сел, как, например, Хасурта в Хоринском районе или Унэгэтэй в Заиграевском. В этих селах они проживают вместе с семейскими и исторически жили отдельными православной и старообрядческой общинами.

В Хоринской степной думе для карымов было образовано даже особое родовое управление – Курбинское отдельное общество. А тайшой хоринцев был  Эрдэни Вамбоцыренов, воспитанный в Аге метис от хоринского бурята из Бичуры и дочери семейского купца. Ему покровительствовала бурятская «особа, приближенная к императору» — крестник Александра III Пётр Александрович Бадмаев.

Те же атаман Семенов и японский генерал Уржин Гармаев были людьми смешанных кровей. 

Однако в течение ХХ века большинство из карымских сел перестало считаться таковыми, а карымы пополнили ряды сибиряков, казаков, семейских и бурят наиболее активными и энергичными личностями. 

— Александр Виссарионович, а почему так произошло?

— Советская власть снесла сословные, религиозные и национальные перегородки. Интернационализм, равенство и братство всех народов были не пустым звуком, карымы лишились религиозно-сословного фундамента. Но процесс метисации не завершился на них, на их место пришли другие метисы… 

— И кто же они?

— В условиях многонационального и мультикультурного государства конструировалась единая советская идентичность. Как результат с 1956 по 1976 год доля национально-смешанных браков, зарегистрированных во Дворце бракосочетания Улан-Удэ, составила 13%. 

Среди самых известных деятелей смешанных русско-бурятских кровей времен СССР и по сегодняшний день — действительный член Российской Академии наук, создатель советских ракет Алексей Липанов, кинорежиссер Сергей Бодров-старший. Конечно, всемирно известный драматург Александр Вампилов. Его пьесы долго не ставили, и однажды он услышал в известном московском театре: 

— Этого настырного бурята больше сюда не пускать! 

Другие маститые писатели и поэты — это Анатолий Байбородин, Ким Балков, Рахмет Шоймарданов, Аркадий Перенов, Герман Языков и др. Не случайно в журнале «Байкал» в 2017 — 2018 годах печатался роман «Метис» драматурга и писателя Болота Ширибазарова. Главный герой является метисом. Тема романа гораздо шире, чем просто трудный поиск своих корней, однако обращение к ней симптоматично… 

Особенно много метисов было и есть в искусстве, шоу-бизнесе, спорте, бизнесе и политике Бурятии. Перечислять их нет смысла. Они всем известны. 

Приход нового лидера республики актуализировал тему этногенеза в Байкальском регионе

— И какой же вывод? 

— По данным Управления ЗАГС РБ за 1990 – 2017 годы, 9,6% заключенных браков являются межнациональными (из числа тех, кто указал свою национальность; с середины 90-х это стало необязательным).

Такой процент не критичен, он не затрагивает сердцевину этноса и в то же время обеспечивает необходимое обновление.

Метисация — это объективно существующий процесс  и он не несет угрозы поглощения для бурят.  

За четыре века совместного проживания наши народы обрели общую историю, сблизились не только культурно, но и генетически. Именно через метисов русские укоренились здесь, а определения «карым» или «гуран» — это синонимы настоящего сибиряка, соединившего в себе черты и характеры разных народов Забайкалья.

Источник: https://www.infpol.ru/176407-kak-poyavilis-karymy-i-kakuyu-rol-oni-sygrali-v-istorii-sibiri/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector