Зачем казаки на кавказе разрывали могилу покойного на 40 день

Зачем казаки на Кавказе разрывали могилу покойного на 40 день

После смерти человека поминают на 3, 9 и 40 день и последняя дата считается самой важной, поскольку душа попадает на Суд и решается ее дальнейшее предназначение. С этим днем связано много традиций, которые люди соблюдают, чтобы помочь умершему человеку в этот ответственный день.

Что значит 40 дней после смерти?

Сороковой день поминовения умершего человека считается некой гранью, которая разделяет земную и вечную жизнь. С религиозной точки зрения он является более трагичной датой в сравнении с физической кончиной. 40 дней после похорон – дата, которая напоминает людям, что душа после окончания земной жизни отправляется к своему Отцу Небесному. Поминки можно считать неким актом милосердия.

Где находится душа умершего до 40 дней?

Многие люди отмечают, что первое время чувствуют присутствие умершего человека, которое проявляется запахом, вздохами, шагами и так далее. Обусловлено это тем, что на протяжении сорока дней дух не покидает места, где он обитал.

  1. Три первых дня душа свободна и она помнит всю свою земную жизнь. Считается, что это время она находится в местах, которые являются близкими. На третьи сутки после смерти нужно провести панихиду.
  2. После этого предстоит встреча с Богом, святыми и посещение рая. С этого момента начинаются первые терзания и страхи, что из-за совершенных ошибок вход в рай может быть закрыт. Все это длится на протяжении шести дней, поэтому на девятые сутки проводят панихиду и поминки.
  3. На следующем этапе начинаются мытарства, которые представляют собой испытания и препятствия. Душа на 40 день после смерти получит решение, где она сможет провести вечную жизнь в Раю или Аду. Во время этого периода происходит сравнение положительных и отрицательных поступков.
  4. Выясняя, что происходит на 40 день, стоит сказать о наступлении самого важного этапа – Страшный Суд, где душа уже не может ни на что повлиять и учитывается только прожитая жизнь усопшего.

Зачем казаки на Кавказе разрывали могилу покойного на 40 день

Как молиться за умершего до 40 дней?

Поминание умерших людей – долг каждого верующего человека. Согласно мнению церкви, молиться на протяжении первых сорока дней после кончины нужно особенно усердно. Молитва на 40 дней для проводов души может произноситься в церкви или дома.

Если человек выбирает второй вариант, то рекомендуется женщинам повязать на голове платок и зажечь свечи перед образом Господа.

Выясняя правила 40 дней после смерти и как поминать, стоит отметить, что молитва в этот период помогает обрести веру в душе и легче справиться с потерей близкого человека.

«Сыне Божий, Господи Иисусе Христе. Скорбь мою сердечную утоли по усопшему рабу (имя умершего). С потерей тяжкой мне справиться помоги, да горе выдержать сил придай. И прими в сороковой скорби день душу покойного (имя умершего) в Царствие Небесное. И будет так ныне, присно, во веки веков. Аминь».

Можно ли 40 дней поминать раньше?

Жизнь является непредсказуемой, и часто нет возможности провести запланированное.

Священнослужители говорят о том, что если не получается помянуть умершего на 40 день, то не является трагедией или грехом, поскольку можно сделать это заранее или даже позже. Запрещено переносить поминовение на литургии, панихиде и кладбище.

Еще многих интересует, как считать 40 дней со дня смерти, так, первые сутки – непосредственно день смерти, даже, если кончина произошла поздним вечером до полуночи.

Что готовят на 40 дней после смерти?

В этот день обязательно устраивают поминальный обед, цель которого – вспомнить умершего и помолиться за его упокой. Важно помнить, что пища не является главной, поэтому не нужно стараться приготовить шикарное меню с большим количеством деликатесов. Поминальный обед на 40 дней, меню которого должно учитывать правила христианства, подразумевает соблюдение нескольких важных принципов:

  1. На столе должна быть кутья, которая готовится из пшена или риса, и блины без наполнителя. У каждого этого блюда есть свое важное сакральное значение, которое помогает оценить бренность бытия.
  2. Для тех, кому интересна тема – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо знать о старинной традиции печь пироги с разными начинками.
  3. Если сороковины не выпали на пост, то мясные блюда не находятся под запретом, так, можно подать на стол котлеты, голубцы, гуляш к гарниру и так далее.
  4. Разрешены разные блюда из рыбы, причем это могут быть первые и вторые блюда.
  5. На стол можно поставить салаты, которые включают в рецепт постные ингредиенты.
  6. Разбираясь в традициях 40 дней после смерти и как поминать усопшего, стоит упомянуть, что во многих семьях принято соблюдать традицию, готовить на поминальный обед любимое блюдо покойного.
  7. Что касается десертов, то лучше всего сделать ватрушки, пирожки, печенье, а еще разрешены конфеты.

Зачем казаки на Кавказе разрывали могилу покойного на 40 день

Что несут на кладбище на 40 дней?

Согласно традициям в дни поминовения люди ходят на кладбище, чтобы проститься с близким человеком. На могилу с собой необходимо взять цветы, которых должно быть парное количество, и свечу. Этими предметами живые могут выразить свое уважение усопшему.

Нельзя громко разговаривать на могиле, устраивать перекусы и тем более пить алкоголь. Еще один важный момент, касающийся того, что приносят на кладбище на 40 дней, — в качестве угощения для усопшего можно взять из дома тарелочку кутьи и оставить ее у могилы.

Существует много традиций, связанных с поминальными днями. На сороковой день принято раздавать разные угощения людям, чтобы те помянули усопшего. В большинстве случаев дают печенье, конфеты и выпечку.

Обычаи на 40 дней после смерти гласят, что на протяжении первых сорока дней после кончины, необходимо раздать вещи умершего человека нуждающимся людям, прося помолиться на его душу.

Эта традиция не описана в Библии и является личным решением каждого.

Панихида на 40 дней – когда заказывать?

На сороковой день поминовения усопшего необходимо обязательно сходить в храм, где можно помолиться и заказать панихиду и сорокоуст.

  1. Главной считается молитва, которую произносят на литургии. Во время этого обязательно приносится бескровная жертва Господу.
  2. Проводы души на 40 день включают обязательно панихиду и этот обряд служат перед специальным столиком, который называется кануном. На нем оставляют дары на нужды храма и в память умершим. Если панихида в выпавший день не положена, то проводят литию об усопшем.
  3. Разбираясь в теме – 40 дней после смерти, как поминать, необходимо сказать о том, что важно заказать сорокоуст, который проводят со дня кончины и до 40 дня. Когда отведенный срок закончится, сорокоуст можно повторить еще один раз. Можно заказать более продолжительные сроки поминовения.

Зачем казаки на Кавказе разрывали могилу покойного на 40 день

40 дней после смерти – традиции и ритуалы

На Руси сформировалось огромное количество обычаев, многие их которых дошли и до наших дней. Существуют разные приметы, что нельзя делать до 40 дней, но при этом стоит заметить, что многие из них являются выдумкой и церковь их не подтверждает. Среди известных традиций можно выделить следующие:

  1. С древних времен на протяжении 40 дней не рекомендуется тщательно следить за своей одеждой и стричь волосы, поскольку это считается проявлением неуважения к памяти умершего.
  2. Стол на поминальный обед сервируют традиционно, но только не используют острые столовые приборы, то есть ножи и вилки. Ложки принято класть тыльной стороной вверх.
  3. Крошки, оставленные на столе, нельзя сметать со стола и выбрасывать, их собирают и относят на могилу. Так живые сообщают покойнику, что проходили поминки.
  4. Многих интересует тема – что приносят на поминки 40 дней, так вот нет правил, указывающих на подобные обязательства, но при этом не запрещается взять с собой какую-то еду собственного приготовления, например, пирожки или блины.
  5. На ночь принято закрывать крепко окна и двери, и нельзя плакать, поскольку это может притянуть душу покойника.
  6. Многие люди на столе или тумбочке оставляют рюмку, наполненную водкой и прикрытой хлебом. Если жидкость убывает, значит, душа ее пьет. Многие оставляют водку на могиле, но к православным обычаям этого никакого отношения не имеет.

Почему нельзя грызть семечки до 40 дней?

За многие годы сформировались разные обычаи, связанные с поминовением умерших людей и некоторые из них многим покажутся странными.

Например, есть запрет, касающийся того, что нельзя грызть семечки до 40 дней, поскольку так можно заплевать душу умершего человека.

Существует еще одно объяснение этой приметы, согласно которому, у тех, кто нарушит этот запрет, будут долгое время болеть зубы. Третий вариант толкования суеверия касается того, что щелкая семечки можно привлечь к себе злых духов и чертей.

Почему на 40 дней раздают ложки?

С древних времен существует обычай раздавать ложки из дерева, которыми люди ели на поминальном обеде. В современном мире такие столовые приборы не используются, поэтому раздают обычные ложки.

Примета объясняется тем, что когда человек использует такой прибор, то он невольно вспоминает усопшего. Есть еще одно странное суеверие, согласно которому используемая на 40 дней посуда не должна раздаваться.

Считается, что она является участницей ритуала прощания и если человек заберет ее домой, то навлечет на себе беду и даже смерть.

Зачем казаки на Кавказе разрывали могилу покойного на 40 день

Приметы на 40 дней после смерти

Есть много разных суеверий, связанных с этой датой со дня кончины, и среди них выделим самые известные:

  1. В этот период запрещено убираться в доме и выключать свет (можно оставлять ночник или свечу).
  2. Не разрешается спать в течение отведенного срока на месте умершего.
  3. С момента смерти и до 40 дней необходимо закрыть в доме все отражающие поверхности: зеркала, телевизоры и так далее. Считается, что в них может отразиться покойник и забрать с собой живого человека.
  4. Проводя поминки на 40 дней после смерти, необходимо за столом выделить место для умершего человека, поставив для него тарелку и стакан, положив сверху кусочек хлеба.
  5. Вдова должна в течение указанного времени носить на голове черный платок, если это не выполнить, то можно накликать на себя порчу.
  6. Ежедневно на подоконник необходимо ставить стакан с водой и полотенце. Это важно для того, чтобы душа могла умыться.

Источник: https://womanadvice.ru/40-dney-posle-smerti-kak-pominat-i-kak-molitsya-za-umershego

А. Яровой: "Обряд похорон в казачьей культуре"

Зачем казаки на Кавказе разрывали могилу покойного на 40 день

Не для всех казаков боевые походы и поиски заканчивались успешно. Возвращение домой погибших воинов для многих семей было трагедией. И. И. Железнов так описывает возвращение казаков из похода.

Мать, незнающая о гибели сына, спрашивает проходящих казаков: «Подгорнов, родные мои, где Маркиан?» На это проходящие сотня за сотней отвечают: «Сзади, матушка, сзади!» И далее: «…когда и обоз проходил, то казаки, кивая головою, говорили: «Там, сзади родная!» Тут только старуха догадалась, что осиротела навеки…»(1).

В казачьем фольклоре немало песен, где поется об отставшем казаке, который «плачет-убивается», пытаясь догнать товарищей. Из записей Х. И.

Попова, известно гадание по месяцу, когда в ясную лунную ночь гадальщица выходила на середину двора и заставляла мать или не получающую вестей жену служилого смотреть внимательно на полную луну.

«И мерещится им, что проходит через месяц весь казачий полк, казак по казаку, все радостны и все веселы, а их кровного все нет, да нет. Позади только всего полка, что называется, в хвосте его показывается их желанный – пеший, усталый и черный, как запуха»(1).

У уральских казаков по преданиям существовал такой обычай, известные до прихода на Яик новгородского ушкуйника Гугни, уходя в поход, бросать своих жен, а из похода привозить новых. Атаман Гугня свою жену сберег, а новую не привез, и вот с этой самой Гугнихи появились постоянные жены. Казаки величают ее прабабушкой Гугнихой и при всяких удобных и неудобных случаях поднимают бокал за нее(1).

В связи с этим интересен обычай донских казаков, который называется «белый платок». Возвращаясь в станицу из похода или после войны, не все донские казаки были уверены, что жены их вели себя в отсутствие мужей безупречно, поэтому запасались белыми платками.

Когда казаки подъезжали к станице, из встречающих их людей выходили некоторые жены и падали перед ними ниц. «Из женской груди вырывался вопль: прости меня владыка мой! И казак угадывал, в чем дело. Вздрагивает, всхлипывает.

Ревность уже заползла в сердце… Твердая, загорелая рука, сразившая не одну вражескую жизнь, кладет белый платок на голову виновной. Казак слегка коснулся своей ногой жениной головы. Нет – говорит – прошлому помина.

Позор покрыт моим прощением!» Осмелится кто-нибудь напомнить ей ее старые грехи! – муж грудью постоит за жену, защитит ее честь, как умеют защищать вообще доблестные казаки(1).

Похоронная обрядность в казачьей культуре претерпела ряд изменений: от курганной насыпи до могильного надгробия и креста.

Читайте также:  Зачем мусульманам молитвенный коврик

В фольклоре могила воину копается оружием, возможно, здесь указывается причина смерти и роль оружия как посредника с тем светом. Сам похоронный обряд изучен в казачьей культуре этнографами более позднего времени .

В нем не наблюдается особых различий в мужском и женском захоронении. За исключением того, что в гроб мужчине могли положить оружие, если он был охотником.

Уход воина из мира живых в мир мертвых, сопровождался тризной, с военными состязаниями, молебном.

Ой ударивсь пан отаман об сиру землю:
Земле, земле сирая, ты матуся ридная!
Приняла ти вийска много запорозького
Прийми мене отамана молоденького(2).

Могила в иносказательном образе выражения представляется женою или невестою погребенного. Есть чрезвычайно распространенная в разных видах песня, где казак посылает коня к родителям передать им весть о судьбе сына и приказывает ему не говорить, что он убит, а велит сказать, что он женился, взял себе в поле

могилу – красную девицу.
Та взяв соби паняночку,
В чистом поле земляночку.

Символика перехода из одного мира в другой, связана с оружием, рекой, часто Дунаем, с мостом. Уход воина требует разрушения невидимой преграды между мирами. Его уносит к мосту или чаще переправе верный конь, которого казак на переправе отдает за переезд на ту сторону.

Ай да, как за славной вот было за речкою,
За славным за Дунаем…
Ай да, атаман донской за Дунаем-рекой,
Вот и, больно раненый…
Пришатнулся вот наш атаманушка
Вот он к Дунай-речушке:
«Ай да, ты, Дунай ли, Дунай-речушка,
Дунай речка быстрая!
Ну есть ли у тебя, Дунаюшка,
Есть ли переправушка?
Ай да, у Дунаюшки вот на переправушке
Есть ли перевозчички?
Перевезите меня, атаманушку,
На свою сторонушку…
Как за это вот братцы мои, заплачу вам сто рублей;
Если мало вам, дам тысячу.
Ой да, мало тысячи, братцы перевозчички,
Вы возьмите моего конечика(2).

В Запорожье, когда умирал казак-гуляка, ему в гроб ставили штоф горилки, с которою опускали его в могилу, а над могилою трезвого товарища выставляли белый флаг, эмблему безукоризненной чистоты отжившего витязя.

(2) В Старочеркасском музее-заповеднике в фонде хранятся погребальные флаконы, которые клались в могилы к казакам. Известно, что в гроб казаку клали оружие, во время похорон у кубанских казаков, папаху, кинжал и шашку клали на покойника, сверху знамени, которое покрывало гроб.

У донцов на крышку гробы прибивали скрещенную с ножнами шашку.

Интересно описание похорон запорожца в 1772 году. «Померлий перед тим, як його клали в домовину, лежав на лавці в повному козачому бойовому вбранні, поруч з ним стояла зброя піка i рушниця.

Коли домовину з померлим запорожцем несли до церкви, за нею звичайно вели бойового коня в повному спорядженні з сідлом, пістолетами в кобурах, в’юками.

На саму домовину клали шапку, козачу шаблю i піку»(2).

В качестве примера рассмотрим еще одну казачью песню, обратив внимание на обрядовые детали похоронного обряда. В зачине песни обращает на себя внимание изменение культурного ландшафта, он становится разоренным, порубленным, истребленным.

Ай вы леса-ле мои, лесочки, леса бывали темные,
Ай вы куста-ле мои, кусточики, были куста частые,
Да станы-ле вы наши, станочики, станы были теплы,
Ай друзья-товарищи всё были верные,
Еще все вы нонче, лесочики, все припосечены,
Ай-и, аи, еще все наши теплы станочики приразорены,
Ай-и, аи, все-то дружья, братья да товарищи, все припоиманы,
Ай-и, аи, все-то поиманы мои товарищи, они все припосажены,
Ай-и, аи, все-то посажены мои товарищи, они все приповешены.

Изменения, которые сопровождают умирающего воина, отражают его состояние как физическое, так и духовное. Здесь вместо Дуная, выступает тихий Дон. Душа умирающего выспрашивает у реки, есть ли у нее перевозчики.

Aй-и, прикачнулся ведь он, пришатнулся доброй молодец,
Ай-и, пришатнулся да прикачнулся ко Дону, всё ко тиху Дону.
Ай-и, он выспрашивал на тихом Доне перевозчичков:
«Еще есть-ле у нас на тихом Доне, братцы, всё перевозчички?
Ай-и, переправьте меня, добра молодца, меня всё через тихой Дон».

Ай-и, он переправился, доброй молодец, он через тихой Дон,
Он переправился, наш доброй молодец, сам ведь тут кончаться стал:
«А вы да братцы мои, да всё товарищи перевозчички!
Вы положите-тко мое тело ай всё между трех дорог:
Между Питерской, между Московской да третьей славной Киевской,
Ай-и, в зголовье вы поставьте всё животворящий крест,
Ай-и, во резвы-то ноги да всё мине поставьте коня доброго,
Ай-и, во праву-ту руку мне поставьте саблю вострую,
Ай-и, во леву-то руку мине поставьте-тко мине копье долгое;
Ай, кто да пойдет, кто всё мимо поедет, всё кресту помолится,
На добра-та коня всяк посмотрят, всяк обзарятся,
Ай на востру саблю посмотрят, все они устрашатся».

Земля, которая лежит за рекой, «тот свет», здесь жизнь и смерть меняются местами. Воин переходит, переправляется в мир предков, который находится за водной преградой.

Перекресток трех дорог связан с сакральностью числа три. На трех полотенцах опускается гроб. Три раза останавливается процессия во время движения от дома до кладбища, три раза стучат гробом о порог при выносе покойника из дома . По мнению М.

Рыбловой, герой оказывается в центре мира, на пересечении дорог, а отдельные части его тела соединяют части света (ноги – в поле/у дороги, голова – у ракитового куста/реки). Проросшая сквозь кости героя трава, на которой расцветают цветы, символизирует последнюю (очистительную) жертву(3), изображение цветов встречается на каменных гробницах казаков.

На гробовой плите атамана Д. Ефремова в нижней части изображены цветы находящиеся в разной стадии, верхнюю часть украшают изображения Солнца и Месяца. Солярная символика встречается на оружии, в храмах, что может свидетельствовать об остатках тенгриизма (ср. в «Повести об Азовском сидении» казаки именуют Бога Царь Небесный).

В Старочеркасском соборе изображение Солнца экскурсоводы неправильно именуют «Ярилой», скорее это олицетворение Неба, ведь казаки не занимались земледелием.

Оружие, конь, животворящий крест (проросший крест) являлись традиционными компонентами похоронной воинской обрядности.

Для прояснения полной картины воззрения казаков на уход воина на тот свет, нам следует рассмотреть историческую панихиду на Монастырском урочище, которая проводилась ежегодно казаками в масленичную субботу на месте разоренного турками и татарами Монастырского городка в 1644 г.

Известно, что вокруг могилы, с погребенными казаками прибывшие становились кругом, и совершалась вселенская панихида. По ее окончании. Молодежь делало скачку, а ополчение, идущее колонами на Ратнинское кладбище, затягивало богатырские песни. В 1866 г.

, к приближающемуся 230-летию со дня начала Азовского «осадного сидения», на Монастырском урочище состоялась закладка памятника-часовни в честь воинов, похороненных здесь. В фундамент часовни был зарыт сосуд со священным елеем и надписью: «…Да будет памятник сей залогом любви христолюбивого Донского воинства к почившим в бозе предкам своим!»

Установка флага, или ратовища с флажком на могиле казака характерно как для запорожского, так и для донского казачества. Подобные обряды встречаются и у горцев Кавказа. Характеризуя обрядовые флаги в похоронных ритуалах, В.

Уарзиати пишет: «вспомним грузинское «алами», сванское «лем», а также ингушское «аьлаьм беккха». Причем последнее слово означает надмогильный шест с белым флагом, который ставится над умершим от ран воином. По этому поводу Н. Ф.

Грабовский замечал, что «если человек был убит, и оружием притом, то с боку у памятника водружается высокий шест, с куском материи наверху, в виде значка»(3).

Белый флаг как символ чистоты воина, христианского рыцаря, соответствует нашей идее о том, что могилы в культурном ландшафте играли роль центра развертывания пространства культуры, ратовище копья на кургане-могиле символизировал вертикальную ось мирового дерева.

На этом можно было бы и остановится на похоронном обряде, если бы не молва и слава о характерниках, колдунах в среде казачества. Образ этот древний и вероятно восходит к тем шаманам, которые сопровождали ватаги воинов и охотников в промыслах и походах, обеспечивали им удачу, сражались с чужими колдунами.

У казаков характерник известен только у запорожских казаков, сам термин видимо забылся и неизвестен даже кубанцам, однако на Дону и Кубани существуют рассказы о белых колдунах, ведьмаках, которые умеют ворожить, заговаривать пули, оборачиваться волками, ловить ядра, напускать «хмару» на врага и тот рубил в ярости сам себя.

В народной памяти сохранились легенды о смерти характерника. «…Жил запорожец Довгий и был превеликий характерник.… Стал он помирать, а помирал он не раз. Велел он слуге позвать соседа Пластуна. Долго они говорили, а потом Довгий лег и умер. Пластун и говорит слуге: «Ложись-ка, ты, сынок, спать, а я пойду коров подою». Пошел.

Слуга привязал мертвого веревкой за шею и за ноги к лавке, взял скрипку и играет себе на дворе… Долго играл или нет, когда слышит – толчется что-то в землянке. Заглянул он туда – когда мертвый дергается на лавке.… Вот приходит дед Пластун. «А что, – спрашивает, – не встал еще наш мертвый?» «Нет, – говорит, – брыкался, так я его прикрутил к лавке, канатом».

«Хорошо, – говорит, – Что догадался, а то он тебя задушил бы»… Сошлись запорожцы, человек несколько, выкопали яму, и давай хоронить без священника. Когда спустили его в яму, Довгий и говорит: «Ну, братцы, давайте осиновый кол, да будем печатать». Забили ему кол в грудь и засыпали землей. Колдунов священники никогда не хоронили, хоронили запорожцы по-своему»(3).

Обращает на себя внимание связывание покойного, который еще не «там», но и уже не «здесь».

Осиновый кол – мировая ось (сравни с чопом, который забивался на свадьбе), осина, естественно могла выступать и в роли простого оберега от нечистой силы, но явление это имеет более древнее происхождение, его можно соотнести и с ритуальным изувечиванием костяка трупа, известном на Дону со II в. до н.э., и с «посажением» на кол.

На Дону, в станице Раздорской, священники сопровождали казаков до кургана, но не присутствовали на их тризнах. Данными характеристиками обладают и казачьи атаманы, которых пуля не берет, сабля не режет.

1. Бахмет Ю.Т. Погребальный обряд в казачьей традиции (структурно-семантическая характеристика) // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. Майкоп, 2000. С.89.

2. ПМА. 2004. Инф. Голоборщева Н.И. г.р. 1934; Руденко Л.Е. г.р. 1925; Мельникова В.И. г.р. 1933; Калинина Л.П. г.р. 1944. х. Качалин Тацинского р-на Ростовской обл.

Источник: http://nebokakcofe.ru/archives/681

Что скрывают черкесские курганы?

…Наиболее ранние курганы появляются в III тысячелетии до нашей эры в медном веке Кавказа (майкопская культура), затем в южнорусских и украинских степях. После 2005 года до н.э. влияние курганных культур проявляется на большей части Восточной, Центральной и Северной Европы. На каменистых почвах курганы, насыпавшиеся их камня, получили название «каирны».

Подобные курганные насыпи на Кавказе — не что иное, как так называемые черкесские захоронения. Похоронные обряды ряда племен, объединенных одним названием — черкесы, имеют ряд общих черт. Восходят они еще к языческим традициям, когда умерших было принято «возвращать в природу» (вспомните хотя бы дольменную культуру).

Изначально курганные могильники, появляющиеся на побережье впервые около XII века (мегалитических памятников более ранних эпох на территории города не сохранилось), как и дольмены, создавались как семейные (родовые) склепы, где можно было подзахоранивать близких членов семьи покойного. Такого рода гробницы находились, как правило, внутри гражданских поселений.

Существовало два типа могильников, которые обусловливались геологическими особенностями местности. В тех районах, где преобладали глинистые и супесчаные почвы, сначала выкапывалась яма, затем дно ее выкладывалось каменными плитами.

Усопший укладывался в могилу, которая засыпалась землей, а затем по ее верху вкруговую делалась каменная кладка в 3−5 рядов. Высота кладки доходила до 1 метра. В таких курганах при раскопках находили до четырех разрозненных скелетов.

В горных районах, где обнажалась скальная подошва, укладывали покойника головой на запад, покрывали тело каменными плитами, вокруг которых сооружали — опять же из камня — ограду, уже поверх которой насыпали земляной курган. В могильниках этого типа не находили более двух тел.

Думаю, что о целом курганном комплексе в долине реки Чухукт Лазаревского района подозревают немногие. Он представляет интерес хотя бы потому, что находится на гребне хребта в районе горы Серентх, в удалении от населенных пунктов, и насчитывает более тридцати каирнов. Эти сооружения лишь отчасти напоминают курганные могильники, описанные Ю.Вороновым.

Возможно, эти захоронения — не что иное, как стихийно возникшее убыхское кладбище времен весны 1864 года, так как последнее сражение Кавказской войны проходило совсем недалеко, на территории современных садов села Волконка.

Читайте также:  Метро-2: где оно проходит и для чего используется

В военных действиях принимала активное участие и убыхская армия.

Тогда можно объяснить и происхождение буковых деревьев в центре каирнов: в жизни убыхского народа существовал обычай высаживать молодые деревца на могилах предков, чтобы души могли найти себе новое пристанище.

Часть могильников в долине реки Чухукт разрушена, но не археологами, а… грабителями могил. У Сараби Мафедзева встречаем упоминание о том, что в случает гибели на поле боя черкесов допустимо было хоронить на месте.

При этом погибших не раздевали, а хоронили в той одежде, которая впитала их кровь. Соответственно, вместе с воином под землю уходило большое количество червленого серебра, которым щедро отделывались парадная форма и оружие.

Вероятно, именно эти предметы и ищут неизвестные варвары.

А искать что-то ценное в черкесских могильниках абсолютно бесполезно хотя бы по одной причине.

Еще английский путешественник Джордж Лонгворт, вслед за мистером Беллом посетивший Черкесию в начале 1830-х годов, отмечал в путевых заметках: «В прежние времена здесь был обычай хоронить умершего вместе со своим оружием и снаряжением, но нынешние черкесы, будучи мудрее своих предков, кажется, думают, что покойник вполне удовлетворится, если его сначала облачат в снаряжение, а потом похоронят без оного».

Почему же стало возможным осквернение памятника, имеющего историческую и археологическую ценность? Ведь, может быть, такие комплексы при подробном их изучении помогут пролить свет на историю убыхского народа, целый пласт культуры которого был практически безвозвратно утерян…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/18412/

Казаки и чеченцы. 1863 г

    Всякую ночь из станиц высылают секреты казаков. «Этим только мы и спасаемся», говорил мне однажды урядник. «Да вот еще, когда, въехав на работу, приходится ночевать далеко от станицы, всегда вместе съезжаемся; и не смеют разбойники.»       Ночью сообщения почти прекращаются.

Те, которые рисковали пренебречь этим, нередко платились весьма дорого.Месяц тому, чеченцы убили двух донских казаков, каким образом — неизвестно; только тела их с кинжальными ранами найдены рано утром возле дороги.

   А с неделю назад ехал из крепости Грозной домой, кажется, в станицу Михайловскую, с базара урядник, кавалер, что здесь при рассказе не преминут прибавить. Он запоздал. Сумерки пали, а он едет себе спокойно в телеге. С ним был еще казак; тот верхом; на телеге поклажа.

       Вдруг в двух шагах из кустов, из оврага чеченцы; один приставил ружье к груди урядника и кричит во все горло: «денга давай!» другие на верхового.       Этот вынул «пистоль», пальнул в переднего, рубанул его шашкою, а тут сзади самого с седла и свалили. Только под вечер он опомнился. Видно, за мертвого приняли, так и не тронули.

Урядника же совсем «зарубили» и, разумеется, обобрали.      «Жалко урядника, жалко Панкратьича», прибавляли казаки. «А лихой был урядник.

И как это он поддался! Сколько нехристей довелось ему на своем веку положить, а тут на дороге убили, и шашка татарам досталась! Строг только был маленько, царство небесное!»

   Этот урядник — Панкратьич был из гребенских.

Дело в том, что на Сунжу казаки съехались с разных сторон: многие с Дона, «с Рассеи», «с хохлов», как здесь говорят, а корень взят из гребенского полка.Гребенские казаки считают себя выше товарищей: «мы — говорят они — коренные казаки и родились здесь; а вы мужики, как есть мужики».

       «Им бы — говорят про новых выходцев кавказские старожилы — не казаковать, а тройками ездить: вот это их дело.»Даже донцов ни во что не ставят. Но старожилы неправы: новые выходцы все молодцы, и недаром они жалуются, что «гребенские их обижают напрасно». — «Вот хоть, примерно, спор какой или ссора: ты и прав, видимо прав, а гребенской почитай всегда пересилит.»       Потому-то, жалея Панкратьича и хваля его доблести, казаки не могли не прибавить: «строг только был покойник».А теперь гребенские казаки куда против сунженских: их станицы широки, раздольны, с большими садами, разведенными за наружною оградою и рвом. Жизнь их покойна; «даже оружие не всегда носят».

  — Вот вчера — рассказывал мне дядя Иван, в станице Шелкозаводской (гребенского полка), старый, с седою, как лунь, бородою казак из грузин (в станице Шелкозаводской много казаков из грузин; еще деды их поселились здесь, а внуки почти совсем обрусели)- вот вчера поехали мы с сыном в лес за дровами.

Я взял и винтовку, и шашку, как должно быть, а сын мой без ничего, только с кинжалом. Ну, любезный, я говорю, это неладно.- Э, ничего! неужто за Терек кто проберется? ныне не то, что прежде бывало.- Нет, надо носить все, как следует.

Вот и горцы как рассуждают: «может быть, сто лет будешь ходить при оружии напрасно, на сто первый год оно тебе пригодится».

   На посту Нефтяном мне случилось подняться на вышку.

Здесь, на Сунже, конечно, посты в полной бдительности; это не то, что на Тереке или в других местах, дальше от гор, где остаются только обломки вышек, как памятники былой тревожной жизни.

       Я с караульным казаком обошел вышку кругом; от ветра она страшно качалась. Казак, будто обрадованный случаем высказаться, с особенною охотою рассказывал последние происшествия.

— Нет — заключил он — разве тогда житье наше будет привольное, когда император всех этих чеченцев велит поселить где-нибудь подальше отсюда.       Вот бы их в Новгород или в Тверь: там, сказывал недавно проезжий, земли бери не хочу; а их бы места казакам отдать.

А что за места-то там, за Сунжею: трава и хлеба знатные; наши то земли и близко, а куда против их.       И отчего это: у них дождь часто бывает, а у нас почитай никогда? Вот и теперь, видите, идут с гор тучи, тучи черные, а до нас не дойдут.

Нехристи, а видно Бога лучше нас молят!

     В хатах казачьих, обыкновенно чистых, опрятных, с палисадником и плетнем снаружи и густым фруктовым садом кругом, лучшим украшением служат, конечно, шашки, пистолеты, винтовки, кинжалы, бурки, папахи.

Всякий хозяин вешает их там, где удобнее, не гонясь за симметрией, не зная вкуса, а совокупность выходит отличная, во сто крат лучше той, которую мы привыкли встречать в кабинетах с претензией.       Посмотреть и похвалить казачье оружие значит, как говорится, хозяина рублем подарить.

Да иногда и есть на что полюбоваться: как ни беден казак, а об украшении оружия он всегда заботится и, только что «позволят достатки», обделывает его в серебро, с узорами и чернью.

— Покажи-ка пистоль, сказал я уряднику Фролу, войдя в его хату. — Славный пистоль! А в серебро сам обделал?- Сам, все как есть.- А что заплатил за него, где купил?- Да я не купил: снял с чеченца убитого.- Когда же, давно?- Лет десять будет.        Дело было вот тут, недалеко; вон, вон, там за леском.

Этот самый чеченец меня чуть-чуть не убил, и с этого как есть пистоля. Он, значит, выстрелил, прям в упор, и уж как меня Бог спас, я и не знаю.        А тут, мне на счастье, на него мой товарищ — он и теперь в нашей станице живет, только уж стар больно — с шашкою как налетит, да так и положит… А то бы не жить мне. Спасибо ему.

— Так сейчас же ты за пистоль и схватился?- Нет, как можно: это после уже, с час, с два спустя, когда прогнали чеченцев.Только я примету имел; красный башлык был на этом татарине, сам с бородою; ну и место я помнил. Вот подошел я к нему — в ту пору лошадь мою много поранили, ехать нельзя, было — пистоль этот самый у него в руке, и курок спущен: на меня, значит, было.

Я вот его в серебро и обделал, Теперь как посмотришь, и вспомнишь… Знаете, очень, очень приятно такую память иметь.

       При таком положении дел нечего удивляться, что сунженские станицы до сих пор замкнуты со всех сторон глубокими рвами, с валом за рвом и стеною хвороста на валу.

— А что — спрашивали при мне казаков — татарину не пролезть?- Лазят проклятые, лазят; ночью иной раз уж как ухитрится, Бог его знает, только смотришь наутро: и хворост помят иль разобран, и скотинка угнана.- Что же караульные делают, те, что у каждых ворот, на вышках?Что делают? известно что: смотрят! На ночь они с вышек-то сходят: снизу виднее.

Ну, да ведь не всегда и досмотришь: станица большая, ворот-то немного, а они, азияты там подкрадутся, где их и не услышишь… воры, разбойники, одно слово.- А секреты?- Да ведь иногда и задремлешь в секрете. День-денской на работе умаешься, особливо летом, когда время стоит жаркое; ну а они тут как нарочно.

Нехорошо наше житье!        Но, в противоположность трудной жизни станичников, жены и дочери их не делают ничего; «только песни поют, да хороводы играют», как выразился какой-то казак. «Что им: ни прясть, ни мотать: все покупаем готовое; им тут весело».

       Крепость Грозная теперь опустела; мальчишки да бабы играют в ней едва-ли не главную роль, и внутренность крепости живо напоминает собою русские уездные города.       Только при проезде моем через площадь я застал род бивуака чеченского: съехались татары, записавшиеся служить во вновь формировавшемся конно-иррегулярном полку.

     Точно скопище Шамиля отдыхало: множество оседланных коней; азияты, завернутые в бурки, раскинулись тесными группами.

Вот один в середине толпы режет кинжалом чурек (род хлебной лепешки) и подает отрезанный кусок соседу; двое других, с масляными глазами и сатанинскою улыбкою, разглядывают обнаженную шашку, а третий, должно быть хозяин, с самодовольною миною стоит возле них; тут же сбоку молодой татарин, сидя, наигрывает на трехструнной гитаре какой-то родной мотив, а вдали перед лавкою, на лестнице, стали пробовать пистолет, и громкий выстрел раздался в воздухе. Кто стоит, кто сидит, кто лежит; все, дико посматривая, провожают проезжих.Станция была близко от площади.         Здесь явилась передо мной иная картина: первая комната была обращена в школу; восемь или десять казачьих мальчиков, лишь я показался в дверях, принялись преусердно, перебивая друг друга, читать свои книги. Ну чисто жидовская школа! Но едва отойду от дверей, чтение разом прекращается. Опять покажусь, и опять крик поднимется.        От крепости Грозной на Хасав-юрт прямо нельзя проехать: надо делать крюк за Терек. Верстах в семи или восьми за крепостью Грозною я спустился к Горячеводской станице.        Близ этой станицы, невдалеке от дороги, бьют ключи, температура которых свыше 72 градусов. Представьте себе на уступе высокой горы быстрый, совершенно прозрачный, горячий поток, в искусственном, шириною до двух аршин, ложе.

      Какой-то проезжий охотник зашел сюда со своими собаками. День был жаркий, и собаки, увидев поток, бросились купаться: конечно, там и остались. Ко мне подошел содержатель построенной здесь паровой ванны. «Не хотите ли искупаться? спросил он.

— Вот здесь наши ванны; а вот казенные, для солдат: здесь их летом человек до пятисот больных сбирается; вот офицерская.»        Под водопадом, между горячими камнями, суетились и хлопотали чеченские женщины. Они валяли сукно. От здешней воды достоинство сукон выходит отличное.

Но сколько же надо привычки, чтобы босыми ногами пробираться по камням под таким водопадом и, стоя между множеством струй горячей воды, работать успешно!

В станице Николаевской переезжают по мосту на левую сторону Терека.В Чир-юрте я переправился чрез Сулак и вступил в Дагестан. Будто другая природа: ни лесов, ни богатой растительности; все серо и дико.»

Источник: https://oper-1974.livejournal.com/291525.html

На Кавказе обнаружили «могилу гигантов»

Во-вторых,мы были в Ингушетии, где после горного обвала вскрылась пещера, которуюместные жители называют пещерой джиннов. Надо сказать, что для многихмусульман это вполне реальные сущности, они в них верят. К этой пещеребоятся приходить ночью: люди там начинают вести себя неадекватно,зачем-то снимают штаны, ощущают себя подвешенными за ноги и т. п. Сразупосле обрушения скалы к этому месту наведались омоновцы, залезли внутрь,но им вдруг стало страшно. Они вылезли и забросали пещеру гранатами. К

Читайте также:  Какие ошибки допускают православные при ношении нательного крестика

https://www.youtube.com/watch?v=H785KJ9cV5E

сожалению (или к счастью), мы джиннов в пещере уже не застали (смеётся).

— Вы несколько лет назадобнаружили на Кавказе «могилу гигантов». Удалось ли её исследовать? Какраз недавно было сообщение, что на Кубани археологи наткнулись на

  • захоронения очень высоких людей.
  • — На Кавказе легенды о людях-великанахраспространены повсеместно. Их называют нартами, сказания о них есть
  • почти у всех народов Северного Кавказа.

Та могила, что мы нашли несколько летназад, представляет собой искусственный насыпной холм. При взгляде нанего не остаётся сомнений, что это могила, причём гигантского существа.Размеры ступенчатой пирамидальной насыпи сопоставимы с египетскимипирамидами, одна только площадка наверху в 80 метров длиной.

Ориентирована она строго по линии восток — запад, что характерно длямногих древних захоронений. Ранее мы прозондировали холм геолокатором.Прибор показал, что в глубине есть «посторонние» включения.

Раскопкипока не проводились, но в этом году они и не понадобились: нас позвалина похожее место, где селевой поток вскрыл облицованную камнем подземнуюполость. Это в Кабардино-Балкарии, близ грузинской границы. Мыспустились внутрь полости по верёвке и обнаружили множество черепов икостей.

Это не останки великанов, но определённо черепа принадлежалиочень высоким людям. Значит, кавказские легенды о предках-гигантах не

  1. лишены оснований.
  2. Кавказу есть чем славиться, кромесвоих строгих традиций. Российским ученым впервые в истории мировойнауки удалось обнаружить то, о чем только предполагали ранее в известных

археологических лабораториях. Речь идет о людях-гигантах.

Люди-гигантывсе-таки существовали, и прямое этому доказательство – скелеты,найденные в пещере Мешоко. Огромное захоронение было обнаружено местнымнаселением, о чем сразу же сообщили органам власти. Археологи, прибывшиена место находки, подтвердили, что кости, действительно, принадлежатHomo Sapiens. Ранее вход в пещеру был перекрыт горными породами, нонедавний обвал в горах открыл человечеству большую археологическуюзагадку.29 марта специалисты немного расчистили останки гигантов и уже сказалиих точный рост. Его показатели колеблются от 3,5 до 4 метров. Но это ещене все! Соответствующий рост предполагал и наличие огромной черепнойкоробки. Это означает, что люди-гиганты могли быть намного умнееЭйнштейна и способнее Леонардо да Винчи.Когда же были обследованы челюсти людей-гигантов, то было обнаруженоуникальное для человечества явление – два ряда верхних и нижних зубов.Конечно, такое физиологически невозможно во рту современного человека,поэтому у людей-гигантов был скошен подбородок, что позволяло умещатьсявсем зубам во рту. При этом череп человека-гиганта имеет высоту от 43,5до 55,7 см.Археологи пока не могут дать более подробных комментариев. Скелетысейчас расчищаются от земли и направляются в лабораторию Краснодарскогокрая. Как сообщили корреспондентам WellNews.ru, находкойзаинтересовались ученые США. Возможно, часть скелетов будет переправлена

  • на исследования в американское государство.

До потопа люди были гигантами

Существуют неопровержимые доказательства того, что на Земле жили люди-гиганты. Археологические находки разных лет, найденные по всему миру, подтвержадают этот факт.

Исторические хроники XIX века часто сообщают о находках в разных уголках земного шара скелетов людей аномально высокого роста.

В 1821 году в США в штате Теннесси нашли развалины древней каменной стены, а под ней два человеческих скелета ростом 215 сантиметров. В Висконсине во время строительства зернохранилища в 1879 году были найдены огромные позвонки и кости черепа «невероятной толщины и размера», как свидетельствует заметка в газете.

В 1883 году в штате Юта было обнаружено несколько могильных холмов, в которых находились захоронения людей очень высокого роста – 195 сантиметров, что по крайней мере на 30 сантиметров выше среднего роста индейцев-аборигенов.

Последние не делали этих захоронений и не могли сообщить никакой информации о них В1885 году в Гастервилле (Пенсильвания) в большом могильном холме был обнаружен каменный склеп, в котором находился скелет высотой 215 сантиметров На стенах склепа были вырезаны примитивные изображения людей, птиц и животных.

В1890 году в Египте археологи нашли каменный саркофаг с глиняным гробом внутри, в котором находились мумии двухметровой рыжеволосой женщины и младенца.

Чертами лица и сложением мумии резко отличались от древних египтян Похожие мумии мужчины и женщины с рыжими волосами были обнаружены в 1912 году в Ловлоке (Невада) в пещере, вырубленной в скале.

Рост мумифицированной женщины при жизни составлял два метра, а мужчины – около трех метров.

Австралийские находки

В 1930 году вблизи Басарста в Австралии старатели на разработках яшмы часто находили окаменелые отпечатки огромных человеческих ног. Расугигантскихлюдей, останки которых были найдены в Австралии, антропологи назвали мегантропусами Рост этих людей составлял от 210 до 365 сантиметров.

Мегантропусы схожи с гигантопи-теками, останки которых обнаружены в Китае Судя по найденным фрагментам челюстей и множеству зубов, рост китайских гигантов составлял 3 до 3,5 метра, а вес 400 килограммов Вблизи Басарста в речных отложениях имелись каменные артефакты огромного веса и размера – дубинки, струги, стамески, ножи и топоры.

Современный Homo sapiens вряд ли смог бы работать инструментами весом от 4 до 9 килограммов.

Антропологическая экспедиция, специально исследовавшая этот район в 1985 году на предмет наличия останков мегантропусов, проводила раскопки на глубине до трех метров от поверхности земли Австралийские исследователи нашли помимо прочего окаменевший коренной зуб высотой 67 и шириной 42 миллиметра.

Владелец зуба должен был иметь рост по крайней мере 7,5 метрам вес 370 килограммов! Углеводородный анализ определил возраст находок, составивший девять миллионов лет.

В 1971 году в Квинсленде фермер Стивен Волкер, вспахивая свое поле, наткнулся на большой фрагмент челюсти с зубами высотой пять сантиметров. В 1979 году в Мегалонг Вэлли в Голубых горах местные жители нашли огромный торчащий над поверхностью ручья камень, на котором виднелся отпечаток части огромной стопы с пятью пальцами. Поперечный размер пальцев составлял 17 сантиметров.

Если бы отпечаток сохранился полностью, то имел бы 60-сантиметровую длину. Отсюда следует, что отпечаток оставил человек шестиметрового роста Вблизи Малгоа были найдены три огромных отпечатка стопы 60 сантиметров длиной, 17 – шириной. Длина шага великана измерялась 130 сантиметрами.

Следы сохранялись в окаменевшей лаве на протяжении миллионов лет, еще до того, как на австралийском континенте появился Homo sapiens (если считать верной теорию эволюции). Огромные следы находятся также в известняковом русле реки Верхний Маклей. Отпечатки пальцев этих следов имеют длину 10, а ширина стопы составляет 25 сантимпетров.

Очевидно, аборигены Австралии не были первыми жителями континента. Интересно, что в их фольклоре есть легенды о людях-гигантах, обитавших когда-то на этих территориях.

Прочие свидетельства о гигантах

В одной из старинных книг, озаглавленной «История и античность», хранящейся ныне в библиотеке Оксфордского университета, есть отчет о находке гигантского скелета, сделанной в средние века в Камберленде.

«Гигант зарыт в землю на глубину четырех ярдов и находится в полном военном облачении Его меч и боевой топор покоятся рядом с ним.

Длина скелета 4,5 ярда (4 метра), а зубы «большого человека» измеряются 6,5 дюйма (17 сантиметров)»

В 1877 году недалеко от Евреки в Неваде старатели работали на промывке золота в пустынном холмистом районе. Один из рабочих случайно заметил что-то торчащее над уступом утеса. Люди влезли на скалу и с удивлением обнаружили человеческие кости стопы и голени вместе с коленной чашечкой. Кость была замурована в скалу, и старатели кирками освободили ее от породы.

Оценив необычность находки, рабочие доставили ее в Евреку Камень, в который был вмурован остаток ноги, представлял собой кварцит, а сами кости почернели, что выдавало их солидный возраст. Нога была сломана выше колена и представляла собой коленный сустав и целиком сохранившиеся кости голени и стопы.

Несколько врачей осмотрели кости и пришли к выводу, что нога несомненно принадлежала человеку. Но самый интригующий аспект находки представлял размер ноги – 97 сантиметров от колена до стопы Владелец этой конечности при жизни имел рост 3 метра 60 сантиметров.

Еще более загадочным оказался возраст кварцита, в котором нашли окаменелость – 185 миллионов лет, эра динозавров. Местные газеты наперебой сообщали о сенсации. Один из музеев послал исследователей к месту находки в надежде найти остальные части скелета. Но, к сожалению, ничего больше не было обнаружено.

В 1936 году немецкий палеонтолог и антрополог Ларсон Коль нашел скелеты гигантских людей на берегу озера Элайзи в Центральной Африке. 12 мужчин, захороненных в братской могиле, имели при жизни рост от 350 до 375 сантиметров. Любопытно, что их черепа имели скошенные подбородки и по два ряда верхних и нижних зубов.

Есть свидетельства, что в период Второй мировой войны на территории Польши во время захоронения расстрелянных был найден окаменелый череп высотой 55 сантиметров, то есть почти в три раза больше, чем у современного взрослого человека. Гигант, которому принадлежал череп, имел очень пропорциональные черты и рост не менее 3,5 метра

Черепа великанов

Иван Т. Сандерсон, известный зоолог и частый гость популярного в 60-х годах американского шоу «Сегодня вечером», однажды поделился с публикой любопытной историей о полученном им от некоего Алана Макшира письме.

Автор письма в 1950 году работал бульдозеристом на строительстве дороги на Аляске Он сообщал, что рабочие обнаружили в одном из могильных холмов два огромных окаменелых черепа, позвонки и кости ног. Высота черепов достигала 58 см, а ширина 30 сантиметров.

Древние гиганты располагали двойным рядом зубов и непропорционально плоскими головами В каждом черепе в верхней части находилось аккуратное круглое отверстие Следует отметить, что обычай деформировать черепа младенцев, чтобы заставить головы по мере роста приобретать удлиненную форму, существовал у некоторых индейских племен Северной Америки.

Позвонки, так же как и черепа, имели размер в три раза больший, чем у современного человека. Длина костей голени составляла от 150 до 180 сантиметров.

В Южной Африке на алмазных разработках в 1950 году был обнаружен фрагмент огромного черепа высотой 45 сантиметров. Выше надбровных дуг находились два странных выступа, напоминающие маленькие рога. Антропологи, в руки которых попала находка, определили возраст черепа – около девяти миллионов лет.

Существуют достоверные свидетельства о находках огромных черепов в Юго-Восточной Азии и на островах Океании.

В начале XVI века одно открытие заставило говорить о себе все французское королевство: был найден полный скелет человека гигантского роста, жившего в совершенно определенную эпоху. Это был король кимвров, одного из двух нападавших на Галлию племен, потерпевшего поражение от римского генерала Мариуса.

Николя Абико (Nicolas Habicot) опубликовал в 1613 году «Диссертацию о костяке гиганта Тевтобоха (Teutobochus), короля кимвров». Этот скелет и в самом деле производил сильное впечатление, потому что принадлежал мужчине ростом в 25 футов.

О находке, считавшейся подлинной, долгое время только и говорили, и предполагаемый скелет «Тевтобоха» на протяжении нескольких поколений занимал подобающее место в Музее естественной истории. Так полагали еще и в XIX веке, но Кювье, подойдя к своему исследованию более тщательно, обнаружил хитрую мистификацию.

Знаменитый скелет, представленный в сентябре 1842 года на рассмотрение в Академию наук, оказался составленным из настоящих ископаемых костей, но это вовсе не были кости человека: это были кости… мастодонта, то есть разновидности доисторического гигантского слона, исчезнувшего еще до появления мамонтов.

Значит, ловкий «рукодельник» попросту придумал, как придать костям «стоячее» положение, чтобы ростом и осанкой скелет напоминал костяк человека.

Обычно также подмечают, что наличие гигантских монументов вовсе не говорит в пользу действительного существования гигантов.

Пирамиды и мегалиты, конечно, впечатляют, но нет никаких оснований утверждать, что их создатели были гигантского роста.

В конце концов, кафедральный собор в Страсбурге — тоже огромное здание, но тем не менее он построев людьми вполне нормальных размеров, просто они владели совершенной техникой.

И все таки существуют весьма интригующие археологические открытия.

Археолог Буркхальтер (Burkhalter) во время раскопок в Моравии обнаружил каменное орудие, размеры которого превышали три на четыре метра, а вес равнялся трем или четырем фунтам! Это, совершенно очевидно, было использованное орудие, а вовсе не символический предмет домашней утвари; ясно, что наличие изготовленного по обету топора доказывало бы существование гигантов не в большей степени, чем открытие в античном храме огромных статуй. Но есть доказательства куда лучше: в Тиагуанако найден целый город, построенный в расчете на людей, чей нормальный рост был гигантским — три или четыре метра.

Предоставим слово нашему другу Марселю Моро: «Человечество хранит в своей атавистической памяти воспоминания об этих высочайшего интеллекта гигантах, произошедших от богов, гигантов, которые направляли и обучали людей. Человечество вспоминает о рае, с самого начала потерянном, о первоначальном высоком посвящении, за которым последовало падение».

Источник

Источник: https://gleb1368.livejournal.com/3275141.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector