Зачем мусульмане моют руки после еды

Зачем мусульмане моют руки после еды

Поведение во время приема пищи

Многие мусульмане зачастую мало знают, как правильно вести себя за столом в соответствии с Исламом. Ниже мы попытались раскрыть тему, как вести себя в соответствии с Сунной до, во время и после приема пищи.

وسنة الأكل البسملة أوله و الحمدلة آخره، و غسل اليدين قبله و بعده ، و يبدأ بالشباب قبله و بالشيوخ بعده. ملتقي.

(Является сунной перед началом приема пищи сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим», — а в конце сказать: «Альхамдулиллях», — и мыть руки перед едой и после [приема пищи].

Перед едой сначала вымыть руки следует молодым (например, при собрании людей как молодого, так и пожилого возраста, когда место для мытья рук только одно), а после еды — старых людей следует пропустить вперед).

Из книги «Ад-Дурруль-Мухтар», «Аль-Хазр уаль Ибаха», стр. 490)

  • Ибн Абидин говорит:
  • — Если человек перед едой забыл сказать «Бисмиллях», то путь он скажет «Бисмилляхи аля Аввалихи уа Ахырихи» («Ихтияр»).
  • При произнесении «Бисмиллях» возвышай голос, чтобы ты напомнил рядом сидящим, а когда ты завершил прием пищи, не произноси громко «Альхамдулиллях», пока все не закончили есть («Татархания»).
  • «Бисмиллях» говорится, когда еда является дозволенной, а «Альхамдулиллях» в конце приема пищи можно сказать в любом случае («Кунья»).

Перед едой моют руки для того, чтобы отдалить бедность. Руки не вытирают, чтобы остался виден след мытья. А после еды моют руки для отдаления слабоумия, при этом они вытираются, чтобы не оставалось следов пищи.

В «Асаре» передается, что это «баракят» пищи. Споласкивать рот перед приемом пищи не является сунной, но для того, кто находится в состоянии «джунуб» (большое осквернение), не сполоснуть рот перед едой является «макрухом»; исключение — женщина в состоянии «хайд» (менструации), для нее это «макрухом» не будет («Ад-Дурруль-Мунтака»).

В дополнении Ибн Абидин сказал:

— Является макрухом ставить солонку на хлеб (лепешку) и вытирать руки или нож о хлеб. Не запрещено (но лучше этого не делать) есть, опираясь (на что-либо) или не покрывая голову, [все это] по избранному мнению.

Является «исрафом» (расточительством) есть середину лепешки (хлеба), оставляя, то, что вокруг, а также есть пышную часть лепешки и оставлять тонкую часть посередине. Исключение составляет случай, когда есть люди, которые будут употреблять в пищу другую часть. Исрафом также является выбирать лепешку из нескольких штук, кроме случая, когда другие люди будут есть остальное.

Из уважения к хлебу, когда он уже есть (на столе), не стоит ждать приправу, оставлять то, что выпало из рук. Надо поднять [упавший кусок], очистить его и съесть.

Сунной является есть то, что находится ближе к тебе, а не то, что располагается посередине (стола), потому что баракят нисходит на еду, которая находится посередине (и если начать с середины, то баракят уйдет).

Также является сунной брать пищу из одного места, за исключением различных фруктов (т.е это не нежелательно), и на все, что мы привели выше, есть подтверждение в «Асарах».

Во время приема пищи (является мустахабом) сидеть на левой ноге, приподняв колено правой. Кроме того не надо есть горячую пищу и нюхать ее. От Абу Юсуфа есть риваят, что дуть на еду без звука не является макрухом, однако со звуком макрух (нежелательно).

  1. Молчать при приеме пищи является макрухом, потому что в этом есть уподобление маджусам (огнепоклонникам), а (за едой) следует разговаривать о благом.
  2. Пророк (صلي الله عليه و سلم) сказал:
  3. من أكل من قصعة ثم لحسها تقول له القصعة أعتقك الله من النار كما أعتقتني من الشيطان
  4. «Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана»; а в риваяте от имама Ахмада говорится «Тарелка будет просить для него прощения».
  5. Также является желательным начинать и заканчивать прием пищи солью, так как в этом есть излечение от семидесяти болезней.
  6. И пусть, очистив тарелку (от остатков пищи), мусульманин оближет пальцы (это приветствуется) перед вытиранием рук полотенцем (салфеткой) («Ад-Дуруль-Мунтака», «Баззазия»).
  7. و الله أعلم بالصواب
  8. Islam-today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Источник: http://islam-today.ru/obsestvo/raznoe/povedenie_vo_vremya_priema_pishhi_/

Как совершается трапеза в исламе: порядок и особенности

Как известно, ислам — это не столько религиозное учение, сколько образ жизни, охватывающий многие социально-бытовые, экономические и даже политические аспекты жизнедеятельности человека. Одним из примеров такого регулирования может служить даже обыденный, на первый взгляд, процесс приёма пищи.

Когда верующий приступает к какому-нибудь делу, он начинает его с именем Аллаха. Касается это и подготовки к трапезе. Каждому мусульманину перед едой следует произнести фразу:

«БисмиЛлях ир-Рахман ир-Рахим» «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного»

или же молитву-дуа (на любом языке, не обязательно на арабском): «О Аллах, благослови эту пищу и упаси нас от ада».

О важности произнесения имени нашего Создателя перед едой упоминается в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.

): «Когда раб Всевышнего входит в своё жилище и поминает Его, переступая порог, а также во время еды, шайтан предупреждает своих приспешников: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же человек вошёл (в дом), не помянув своего Творца при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», а если в семье не поминают Господа миров и во время еды, (шайтан) радует своих приспешников: «Вы получили и приют, и ужин» (приводится Муслимом, Абу Даудом, Ибн Маджей).

Завершив трапезу, желательно сказать: «Благодарю Аллаха, который послал нам пищу, питьё и сделал нас мусульманами». В исламе важное место занимает чистота и личная гигиена. Этот принцип соблюдается и в еде.

Как до, так и после еды обязательно помойте руки, а после того, как вы встали из-за стола, желательным (сунной) является ещё и полоскание рта простой водой. В хадисе Пророка Мухаммада (с.г.в.

) говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытьё рук до и после приёма пищи» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Согласно мусульманским традициям, хозяин первым начинает трапезу и заканчивает её последним. Т.е. как только хозяин перестал есть, гостям желательно последовать его примеру.

Мусульмане притрагиваются к еде и напиткам исключительно правой рукой, как того требует этика по Шариату. Посланник Аллаха (с.г.в.) по этому вопросу сказал: «Вы ешьте и пейте правой рукой, берите и отдавайте тоже правой. Поистине, шайтан ест, пьёт, берёт и отдаёт только левой рукой» (хадис передал Ибн Маджа).

Зачем мусульмане моют руки после еды

Запрещается заглатывать воду залпом – следует пить её небольшими глотками, особенно, если она прохладная. В целях общей гигиены и соблюдения приличия возбраняется пить из горлышка бутылки или кувшина. У многих народов принято пить горячий чай или кофе, подув на него немного, чтобы тот остыл. В исламе рекомендуется подождать, пока он остынет, а потом уже приступать к трапезе.

Не следует оставлять еду недоеденной. Во-первых, это будет считаться исрафом (расточительством). Мусульманину следует наложить на тарелку столько, сколько он сможет съесть. Если человек чувствует, что не голоден, лучше отказаться от приёма пищи.

«Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно нескольких кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину. Если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (хадис передали Ибн Маджа и ат-Тирмизи).

Совместный обед или ужин с семьёй либо друзьями является более предпочтительным, чем сидеть за столом одному. В хадисах Пророка (с.г.в.) по этому поводу говорится: «Не принимайте пищу раздельно, ешьте вместе», «В совместном питании – для вас благодать» (Абу Дауд, ибн Маджа). При этом гостям желательно приходить на застолье с каким-нибудь угощением — например, десертом.

А в хадисе, переданном Анасом (р.а.), приводится ещё одна сунна: «Пророк (с.г.в.) повелел нам есть то, что на блюде, до конца, и очистить тарелку. Он говорил: «Вы не знаете, какой кусок, какая часть пищи для вас во благо» (Ахмад, Муслим).

У восточных народов принято есть из одной общей посуды. Это может быть большая тарелка второго блюда посередине стола, которое едят не ложками, а лепёшками.

Сейчас всё чаще можно встретить, как из общей посуды каждый накладывает себе в тарелку столько, сколько он желает съесть.

Для общей трапезы в исламе тоже есть свой этикет. Так, каждый должен брать пищу с ближайшей к себе стороны, а не с середины блюда. В достоверном хадисе говорится: «Произнесите «Бисмилля», ешьте правой рукой и ешьте только то, что перед вами».

Другой интересной особенностью процесса приёма пищи мусульманами является беседа. Если советским людям с детства прививали молчание во время еды («Когда я ем, я глух и нем»), то в исламе разговоры поощряются. В одном из хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.

) побуждает к беседе, пусть даже это будет разговор об оружии. Мудрость этого совета заключается в том, что человек, разговаривая во время еды, прожёвывает пищу более тщательно, медленнее, что способствует лучшему её усвоению.

К тому же не стоит забывать, что до сих пор во всём мире различные переговоры, встречи, заключение сделок проводится за обеденным столом.

Как видим, исламские кулинарные традиции включают в себя не только определённые блюда и ингредиенты, но и особое отношение к еде как к дару Всевышнего, а также свойственный мусульманам этикет приёма пищи.

Источник: https://islam.global/semya/kulinariya/pravila-priyema-pishchi-u-musulman/

Правила приема пищи у мусульман

Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).

Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.

Потом в период становления ислама этот обычай был освящен пророком Мухаммедом: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, — все это запрещено…».

И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.

Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином. Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.

Ислам настоятельно рекомендует при сервировке стола обращать внимание на 3 основных качества: чистоту, аккуратность и умеренность. Последнее относится главным образом к количеству блюд и используемых для их приготовления продуктов.

Кроме того, сервировать стол желательно красиво, но не за счет больших энергетических, временных и материальных затрат, поскольку еда для мусульманина — не самоцель, а жизненная необходимость.

С этим связан запрет на использование посуды из золота и серебра.

Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.

Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).

  • Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.
  • Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).
  • Перёд тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).

До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.

По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.

Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».

Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.

Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать.

Читайте также:  В каких случаях мужчины на руси могли развестись с женой

Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, бог урежет пищу. К хлебу мусульмане относятся с большим уважением.

Если вдруг кусок хлеба упадет на землю, то его надо обязательно поднять и положить в такое место, где его найдет и съест животное или птица.

Даже крошки, нечаянно выпавшие изо рта во время еды, надо аккуратно подобрать и положить обратно в рот — это принесет счастье. А выбросить крошки — значит выказать свою гордость и неуважением к присутствующим.

Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).

Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.

Нельзя пить воду из горлышка бутылки или кувшина. Пиалу, бокал или любой другой сосуд для питья следует держать правой рукой. Неприлично пить воду залпом, шумно втягивая ее в себя.

Правильно пить ее в 3 приема: 1-й раз сделать 1 глоток, 2-й раз — 3, 3-й раз — 5, всякий раз отрываясь от края сосуда. Однако если количество приемов будет больше или меньше, количество глотков обязательно должно быть нечетным.

Перед тем как сделать первый глоток, надо сказать: «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), а после последнего: «Альхамду лиллах» (Слава Аллаху).

Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.

И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.

Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.

Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.

Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.

Особое внимание шариатом уделяется совместимости продуктов. Например, нельзя после рыбы пить молоко и наоборот. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое — от свежего.

Запрещено употреблять подряд 2 горячих (или возбуждающих), 2 холодных (или охлаждающих), 2 мягких (или нежных) либо 2 твердых (или грубых) блюда. Это ограничение относится и к напиткам.

Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих, 2 послабляющих блюда или 1 закрепляющее и 1 послабляющее. Однако на фрукты последнее ограничение не распространяется.

После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено. Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

Уважение к пище мусульманин должен показывать самой позой, которую он принимает за столом (или у скатерти — про стол и стулья в шариате ничего не сказано). Нельзя есть лежа, на спине или на животе, а также принимать пищу стоя или на ходу. Во время еды следует сидеть прямо, не опираясь ни на подушку, ни на свою руку.

Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени. Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.

Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».

Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме.

Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения.

Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.

Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.

После того как стол накрыт, хозяин приглашает гостя начать трапезу. Однако первым протянуть руку к еде должен хозяин. А вот руки после еды первым вытирает гость, и только после него — хозяин. Назойливое угощение гостя шариатом не приветствуется — достаточно повторить приглашение 3 раза.

За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился.

Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью».

Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу.

Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.

Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки.

Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения.

Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.

Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить.

Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих.

Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему».

Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.

Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.

Зачем мусульмане моют руки после еды

см. далее- >>> Рецепты узбекской самсы

Источник: http://uzbek-culinar.ru/stati17.html

Чистота и правила личной гигиены мусульманина — Электронная Библиотека ислама

Источник: http://www.islam.ru/

Чистота и опрятность – характерные черты Ислама. Священный Коран и хадисы Пророка (мир ему и благословение) еще 1400 лет тому назад так сильно повлияли на невежественных, темных и нечистоплотных жителей Аравийского полуострова, что они поднялись на самую высокую ступень человеческого развития.

В Коране говорится: «Аллах любит тех, кто соблюдает чистоту» (2:222), а также: «О, вы, верующие, когда вы собираетесь совершить намаз, вымойте ваши лица и руки, включая и локти, проведите мокрыми руками по голове и вымойте ноги, включая лодыжки» (5:6) и «Когда вы осквернены, очищайте свои тела» (5:6).

В хадисах также сказано: «Чистота – это половина имана» (Муслим). Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: «Вы очищайте свою одежду и обувь и будьте опрятны и аккуратны, так, чтобы вас можно было различить среди людей». Мусульманин, также отмечается в другом хадисе, должен выделяться в толпе как родинка на лице.

Поэтому увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил свое неудовольствие: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).

Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «Мыть голову и тело раз в неделю – долг каждого мусульманина перед Аллахом» (Бухари и Муслимом). Более того, он повелел стричь ногти, чистить зубы, хранить в чистоте одежду, и не реже, чем через каждые сорок дней, очищать от волосяного покрова подмышки и область в районе половых органов.

Еще в хадисах говорится: «Вы очищайте пороги своего дома и дворики перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и умащайтесь благовониями».

В этой связи передано, что когда однажды к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?» «Да», — ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (Насаи).

Также рассказывают, что когда Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, со взъерошенными волосами, в запыленной одежде, то сразу же говорил: «Соблюдайте чистоту» (Байхаки и Баззар) или «Ключ к намазу — это чистота» (Тирмизи).

Наряду с этим, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) повелел ухаживать и за своими волосами. Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к нему.

Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок.

Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).

Суть такого внимания Ислама к вопросам гигиены заключается в следующем:

1. Чистота – неотъемлемая часть естественной и здоровой природы человека.

2. Соблюдая чистоту, человек сохраняет достоинство, силу и праведность. Чистый, опрятный человек привлекает людей, вызывает у них симпатию, что способствуют укреплению Ислама и формирует здоровую атмосферу в обществе.

3. Чистота — залог здоровья. Большинство болезней люди приобретают из-за несоблюдения гигиены. В этой связи Ислам особенно требует, чтобы мусульмане мыли руки и полоскали рот, как перед едой, так и после употребления пищи.

4. Человеку свойственно представать перед вышестоящим начальством в чистом, опрятном виде. Это же должно быть характерно, но гораздо более сильнее, учитывая то, что мы постоянно пребываем перед взором Аллаха.

Нельзя забывать, что Создатель любит чистых и опрятных людей. Поэтому мусульманину следует изучить правила гигиены и соблюдать их в повседневной жизни.

Необходимо ухаживать за своим телом. Пророк (мир ему и благословение) регулярно мыл и расчесывал свои волосы и велел другим поступать так же. Кроме того, он говорил, что тот, у кого есть волосы, должен относиться к ним уважительно.

Также следует очищать уши во время омовения и в других необходимых случаях, удаляя нечистоты с видимых его частей. Также надо убирать серу из ушной раковины. Последнее особенно желательно делать после купания.

Прочищать нос следует, набрав воду в нос и прополоскав его. При сморкании надо использовать левую руку, отвернувшись от людей в левую сторону. Нежелательно сморкаться и очищать горло, стоя или сидя в сторону Киблы.

Нечистоты, которые накапливаются на зубах, у десен следует убирать, используя зубную пасту и мисвак. Чистить зубы последним следует перед сном и проснувшись, при омовении, перед совершением намаза, при дурном запахе изо рта и т.д.

Бороду также следует регулярно мыть, расчесывать и содержать в чистоте. Ее надо подправлять, не оставляя в потрепанном виде. Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама.

Для того, чтобы убрать нечистоты, накапливаемые под ногтями и в складках пальцев рук, необходимо регулярно мыть руки и подстригать ногти.

Необходимо приучить себя очищать тело от пыли и пота, накапливающихся в результате работы. Нельзя идти к людям с неприятным запахом.

Особенно возбраняется совершать в таком виде намаз, стоять перед Всевышним Аллахом. Как мы упоминали выше, в Коране есть аят, в котором говорится, что Всевышний любит чистоплотных верующих. Отсюда становится понятно, что Аллах не любит грязных, нечистоплотных людей. Поэтому следует купаться хотя бы раз в неделю, особенно желательно совершать полное омовение всего тела в пятницу.

Кроме того, на теле человека есть четыре места, в которых следует удалять или подправлять волосы.

Волосы на голове. Их разрешается подстригать, брить наголо, но можно и отращивать, если аккуратно ухаживать за ними, содержать их в чистоте и посещать парикмахера время от времени. Но нельзя частью сбрить, а частью оставить – это запрещено.

Читайте также:  Красные монахи: какой была обновленческая церковь после революции

Усы. Не одобряется отращивать длинные усы, особенно не одобряется оставлять усы неподстриженными, чтобы при употреблении пищи жир оставался на усах. Полагается подстригать усы так, чтобы видна была линия над верхними губами. В целом, желательно, как можно больше укорачивать усы или вовсе сбрить их.

Волосы в подмышках. Их следует удалять не реже, чем через каждые сорок дней. Оставлять на этом месте волосы более этого возбраняется. Кому трудно выщипывать волосы из подмышек, тот может их сбривать, главное — это соблюдение гигиены. Считается сунной удалять волосы сначала с правой стороны, а потом с — левой.

Волосы в области аурата. Их тоже следует сбривать не реже, чем через каждые сорок дней. Имам Навави разъяснил, что в данном случае в аурат входят волосы над детородным органом и в области заднего прохода. Удалять волосы с обоих мест следует путем бритья или с помощью крема для удаления волос. Нанави говорит, что это служит укреплению супружеских отношений.

Также необходимо ухаживать за ногтями. Считается сунной подстригать их в каждую пятницу. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О, Абу Хурейра, ты подрезай свои ногти, ибо на длинных ногтях сидит шайтан». Передают, что Пророк (мир ему и благословение) даже отказывался принимать тех, у кого под ногтями была грязь.

Последовательность подрезания ногтей следующая: начинать следует с указательного пальца правой руки и идти до мизинца. Затем нужно подстричь ноготь большого пальца. Что касается ногтей пальцев ног, то их следует подстригать, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой ноги. После подстригания ногтей пальцы желательно вымыть и совершить омовение.

К гигиене относится и обрезание пуповины. Ее следует обрезать сразу же после рождения ребенка. Пупок желательно оставить длиной равный толщине четырех пальцев, не короче.

Это же касается и крайней плоти мужского полового органа. Обрезание считается по мнению некоторых ученых обязательным, а, согласно другим, — желательным. В любом случае – это крайне важное предписание.

Помимо прочего, мусульманин обязан следить за своей бородой. Большинство богословов утверждают, что начисто сбривать бороду запрещено. Имам же Навави и Рафии пишут, что это только неодобряемое действие. Но все ученые согласны, что необходимо оставлять хотя бы небольшую щетину. Запрещается также окрашивать седую бороду в черный цвет и выщипывать седые волосы из бороды.

Но чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутыми правилами. Имам Газали пишет: «Чистота по требованию Шариата имеет четыре ступени», а самая низкая ступень – это о чем написано выше, т.е. правила элементарной личной гигиены, соблюдение которых является также поклонением и заслуживает награду Всевышнего.

Вторая же ступень – очищение тела от грехов и приучение их к служению Аллаху, третья – заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверных, плохих нравов.

А четвертая ступень – это очищение таинства, скрытого в сердце.

Иными словами, необходимо отказаться от всех мыслей, которые не приближают к Аллаху, и в каждый миг находиться в состоянии любви к Богу, думать о Всевышнем с благоговением, направив все помыслы к тому, что приближает раба к Нему.

Эти ступени постижения чистоты также надо иметь в виду, понимая взаимосвязь внутреннего и внешнего в Исламе. В этой связи ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием.

Обратно в раздел ислам

Источник: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/Article/chistota.php

Желательно ли мыть руки с мылом? — Сайт «Ислам: вопрос и ответ»

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Исламский Шариат гибок. Он зиждется на общих основах. Шариат регулирует человеческие поступки, но в то же время предоставляет простор для возможных вариаций, в соответствии со временем и местом. В качестве примера можно упомянуть то, что Шариат не ограничил действия людей в повседневных, сугубо мирских, делах.

Шариат предоставил людям свободу выбора: в повседневных делах они вольны следовать тому и совершать то, что отвечает их желаниям и несет им пользу, если только это действие не противоречит тексту Корана или Сунны.

Таков смысл правила, которое вывели ученые:основой в мирских деяниях (в деяниях повседневных) является дозволенность и прощение.

Поэтому, нет ничего плохого в том, чтобы мусульманин пользовался современными изобретениями и открытиями: машинами, самолётами, электричеством, а также современными средствами очищения тела и одежды.

Мусульманин не обязан вместо машин использовать верблюдов, или использовать те средства очищения, что использовались во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Так как эти вопросы не относятся к деяниям поклонения, в совершении которых мы строго должны следовать пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Эти вопросы относятся к делам мирским, к обычаям, к повседневным делам.

Аш-Шатыби, да помилует его Аллах, сказал:

В отношении обычаев (мирских дел) Шариат велел следовать смыслу, но не конкретным шариатским текстам. Противоположно деяниям религиозным. Различие здесь известно (то есть при совершении поклонении нужно следовать текстам Шариата – прим. пер.) (аль-Мувакафат. Т. 2. С. 523).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поощрял чистоту и побуждал придерживаться всего, что сохраняет здоровье вообще.

Для этого он использовал все методы и средства, которые были известны в его, да благословит его Аллах и приветствует, время.

Если появится нечто новое, что также будет соответствовать цели (сохранению чистоты и здоровья) и в то же время не наносить вред, то нет ничего плохого в том, чтобы мусульманин использовал это.

В Шариате есть много текстов, которые подтверждают заботу о чистоте тела, одежды и места. В качестве примера достаточно упомянуть омовение перед молитвой, которое включает в себя мытьё рук, полоскание рта, промывание носа и умывание. Омовение является условием действительности молитвы, которая в свою очередь является одной из основ религии.

Во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не часто использовали очищающие средства. Так как очищающих средств, да и воды тоже, в то время было мало.

Однако в Сунне упоминается использование листьев ююбы для более качественного очищения при совершении некоторых видов омовения. Например, листья ююбы используются при обмывании покойного, при совершении женщиной омовения после менструации и при совершении омовения после принятия Ислама. Ученые также упоминают в качестве очищающего средства ашнан.

В словаре сказано: Зейдлиция розмариновая (ар. ашнан) – это дерево из семейства маревых, произрастающее в песчаной почве. Само дерево или зола его (поташ) используется при мытье рук и одежды (аль-Му‘джиму-ль-уасыт. Т. 1. С. 19).

Что же касается ююбы (ар. сидр), то это растение, которое произрастает на воде, оно имеет плоды, а его листья создают пену. См. : Лисану-ль-‘араб. Т. 4. С. 354.

Умм ‘Атыйа ал
Аллах и приветствует, вошел к нам, когда умерла его дочь, и сказал: „Обмойте её трижды, пять раз или больше, если пожелаете. Используйте при этом воду и листья ююбы, а при последнем обмывании добавьте камфары или чего-нибудь подобного“» (аль-Бухари № 1253 и Муслим № 939).

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал:

Этот хадис указывает, что во время обмывания покойного желательно использовать ююбу. Все ученые единогласно подтверждают (иттифак) это (Шарх Муслим. Т. 7. С. 3).

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:

Аль-Меймуни сказал: „Я прочел Ибн Ханбалу: „Достаточно ли женщине после менструации совершить омовение водой?“ Он продиктовал мне: „Если она не найдет ничего, кроме неё, то пусть совершит омовение ею. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „…водой и ююбой“.

При совершении омовения после менструации необходимо более тщательное очищение, чем просто после осквернения“. Тогда я сказал: „А если она совершила омовение водой, но после нашла ююбу?“ На что он сказал: „Мне любо, чтобы она совершила омовение вновь, следуя словам пророка““ (Фатху-ль-бари. Т. 1. С.

471-472).

Сообщается от Кайса ибн ‘Асыма, да будет доволен им Аллах, что когда он принял Ислам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ему совершить омовение, используя воду и ююбу (ат-Тирмизи № 605). Ат-Тирмизи сказал, что хадис хороший. Аль-Альбани в Сахиху-т-Тирмизи сказал, что хадис достоверный.

Не секрет, что ююба используется при омовении не с целью поклонения. это относится к обычным, мирским делам, которые могут меняться по прошествии времени.

Поэтому, если человек использует другое вещество, которое заменят ююбу при омовении, то он тем самым исполняет Сунну.

Используя ююбу, он совершает желательное действие и претворяет в жизнь цель и смысл веления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обмываться.

На нашем сайте есть несколько ответов, разъясняющих, что подражать действиям пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые не касаются поклонения, а являются обычным, людскими делами, желательным не является.

За подражание подобным действиям пророка, мир ему и благословение, человек не получит дополнительную награду.

Дополнительную награду человек получает только тогда, когда следует и подражает пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в желательных (сунна) делах поклонения.

  • Доктор Мухаммад аль-Ашкар, да помилует его Аллах, сказал:
  • «Совершать эти и подобные повседневные дела по Шариату допустимо (мубах). Положение остается таким всегда, кроме двух случаев:
  • 1. если существует приказ или побуждение к какому-либо действию, то в этом случае действие становится желательным или обязательным;

2. если выявляется связь этого действия с Шариатом, даже если эта связь не озвучена, например: расположение покойного в могиле в сторону Каабы, здесь связь с Шариатом очевидна» (Аф‘алю-р-расуль. Т. 1. С. 237).

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № 69822.

Во-вторых.

Что же касается вопроса о том, чтобы у человека было мало одежды, то мусульманин в вопросах еды, питья, одежды, жилья, мебели и подобного не должен использовать больше, чем ему необходимо.

Пусть у него будет столько одежды, мебели и домашних принадлежностей, сколько необходимо, но не более. Если человек использует больше необходимого, то он расточительствует. А расточительство в Шариате порицаемо.

Сказал Всевышний Аллах:

  1. وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
  2. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует (сура аль-А‘раф, аят 31).
  3. Ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал:

Чрезмерность (или расточительство) проявляется в превышении необходимой достаточной меры, и худший пример – это чрезмерность в употреблении пищи, что вредит телу, или в излишней роскоши в еде, питье и одежде, а также в переходе от дозволенного к запретному. Воистину, Аллах не любит тех, кто расточительствует и излишествует.

Чрезмерность гневит Аллаха и наносит вред телу человека и жизни его вообще, а в некоторых случаях, возможно, приводит к тому, что человек остается не в состоянии приобрести необходимо ему пропитание.

Этот аят приказывает принимать пищу и пить, запрещает полностью отказываться от еды и питья, а также запрещает излишествовать (Тафсиру-с-Са‘ади. С. 311).

Ибн Маджа (№ 3605) приводит хадис от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: Ешьте, пейте, раздавайте милостыню и носите одежду, не проявляя чрезмерности и гордыни (аль-Альбани в Сахих Ибн Маджа сказал, что хадис хороший).

А Аллаху ведомо лучше.

Источник: https://islamqa.info/ru/answers/146653/Желательно-ли-мыть-руки-с-мылом

Хадисы о еде и культуре поведения за столом

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас собирается есть (трапезничать), то пусть непременно упомянет имя Господа [скажет «бисмил-ля»]. Если забудет об этом в начале, тогда [вспомнив] пусть скажет: «Бисмил-ля ‘аля аввалихи ва ахирихь» (с именем Бога от начала и до конца)»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) доволен тем, когда человек благодарит Его всякий раз, принимая пищу или делая глоток питья»[2].

Важным после завершения трапезы является поблагодарить Бога на любом из языков мира. Согласно сунне, следует сказать «аль-хамду лил-ля» (слава Богу).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас собирается есть, то пусть ест правой рукой. А если собирается пить [воду, например], то пусть пьет [держа сосуд] правой рукой.

[Во время трапезы можно помогать себе левой рукой, но класть пищу в рот и пить воду необходимо именно правой].

Поистине, Дьявол ест и пьет левой рукой [и вам верующим совсем не к лицу уподобляться ему в манере приема пищи, тем более что это ежедневный процесс, который можно наполнять Божественной благодатью и благословением]»[3].

  • Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Чего я больше всего опасаюсь относительно моих последователей, так это (1) больших животов [тучности, полноты, отсутствия меры в питании], (2) долгого сна [отсутствия строгого распорядка дня; малоподвижности, пассивности], (3) лени [отсутствия конкретных целей, задач] и (4) слабости в убеждениях [когда они лишь на языке, в сердце не спускаются, а в делах, в их правильности, последовательности, долгосрочности отсутствуют]»[4].
Читайте также:  Почему сыроежки на руси не ели сырыми

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если этого слишком мало, тогда: треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания»[5].

Исключение возможно в отдельных случаях. Например, когда человек гостит у другого. Однажды Абу Хурайра, находясь рядом с Пророком, выпил очень много молока и воскликнул: «Больше нет места [выпить еще]!». Сподвижники Пророка ели порой досыта в его присутствии и он (да благословит его Всевышний и приветствует) не упрекал их[6].

Однажды к пророку Мухаммаду пришел в гости человек неверующий. Посланник Божий приказал домашним подоить козу. Гость выпил надоенного молока и не насытился. Подоили еще одну, а он опять не насытился. И так продолжалось до тех пор, пока этот человек не выпил столько молока, сколько надоили с семерых коз.

Гость переночевал и наутро [к удивлению многих] стал верующим [в корне изменившись и преобразившись]. На завтрак ему принесли молока, надоенного с одной козы. Он выпил. Затем принесли еще, но гость не смог допить.

[Все поразились, а] Пророк пояснил: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а неверующий — за семерых»[7].

  1. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Уважительно относитесь к хлебу!»[8]

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Дьявол приходит к каждому из вас всегда и по любому поводу. Даже когда вы едите. А потому если у кого-то из вас упал кусочек [еды, ломтик хлеба, например], то [подняв] пусть очистит его от грязи [безусловно, в разумных пределах], а после пусть непременно съест, не оставляет Дьяволу.

Когда же доест [завтрак, обед или ужин, например], пусть оближет свои пальцы [если во время трапезы что-то ел руками и на пальцах присутствуют остатки пищи. Опять же без перегибов и с учетом норм приличия того общества, в окружении которого трапезничает]. [Зачем все это?] Поистине, человек не знает, в какой еде (остатках пищи) заложена Божья благодать (баракят)»[9].

Благоразумно сторонясь Дьявола и становясь ближе к Богу даже, на первый взгляд, в таких мелочах, человек открывает для себя новые формы проявления Божьей милости. Как говорят, если человек не умеет грамотно использовать имеющиеся у него $100, Бог не даст ему $1000.

В результате таких вроде незначительных, но важных правил, соблюдаемых в мусульманской культуре, перед верующим открываются врата изобилия не только с перспективой в земной обители, но и с перспективой в обители вечной. Напомню, что подсознательно бедные люди расточительны[10].

Подсознательно богатые — экономны, рациональны, аккуратны, чистоплотны.

Прием пищи — это ежедневный процесс, который помогает наполнять жизнь Божественной благодатью (баракятом) и благословением. А вот накладывать в тарелку нужно столько, сколько необходимо съесть для поддержания жизненных сил, и доедать все до конца. Как сказано в достоверном хадисе: «Человек не знает, в каких остатках пищи заложена Божья благодать»[11].

 «Пророк, сходив по нужде [следует учесть, что при этом использовалась вода для подмывания], вернулся, и ему подали еду, спросив, не нужна ли вода для совершения омовения (вуду’), а он ответил: «Зачем? Я ведь не собираюсь сейчас совершать молитву[-намаз]»[12].

Некоторые богословы говорили об отсутствии необходимости мыть руки перед едой, если они на вид чистые, приводя в качестве аргумента данный достоверный хадис. Имам ан-Навави в комментарии к этому хадису говорит, что здесь имеется в виду именно омовение (вуду’), а не просто мытье рук перед едой.

Но есть также достоверный хадис, где сказано, что «приступив к трапезе, Пророк не коснулся воды (не помыл рук перед трапезой)». Итак, «чистота — половина веры», как сказано в достоверном хадисе. Когда руки были чистыми, пророк Мухаммад не видел необходимости мыть их.

В противном случае — мытье было необходимо, дабы соблюдать чистоту, сохранять чистоплотность.

Напомню, что по Сунне (по примеру Пророка), а также в свете аятов[13] и хадисов, призывающих к чистоте, руки нужно мыть до еды и после. До еды — если они грязные. Тем более в современных реалиях, особенно когда бываем в общественных местах[14]. Все это без излишней щепетильности, но с элементарной приверженностью чистоте и порядку, в меру возможностей.

  • Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто провел ночь [заснул], и у него на руках остался запах мяса [то есть перед сном он не помыл после еды руки], и с ним что-то случилось [например, плохо спал или увидел страшный сон], тот пусть никого не упрекает в этом, кроме как самого себя»[15].
  • Сподвижник пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) Джабир передает: «Посланник Божий накормил нас кониной и запретил употреблять в пищу ослятину (ослиное мясо)»[16].
  • В сводах хадисов имамов аль-Бухари и Муслима также от Джабира приведены слова: «Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) запретил употреблять в пищу ослятину и разрешил есть конину»[17].
  •  «Мы [порой] употребляли в пищу конину во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)», — передает в достоверном хадисе Джабир ибн ‘Абдулла[18].
  • Асма’, дочь Абу Бакра, передает: «Мы во времена пророка Мухаммада порезали лошадь [в соответствии с мусульманской традицией перерезали шейные артерии для выхода основной части крови] и съели ее»[19].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 476, «сахих».

[2] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 543, 544, хадис № 1821, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 112, хадис № 1795, «сахих».

[3] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 481, «сахих».

[4] Хадис от Джабира; св. х. ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 295.

[5] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 88, 89, глава № 46, хадис № 81, «сахих».

[6] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Ат-тыбб ан-набави. С. 17.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С.

89; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадис № 1824, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С.

854, хадис № 186 (2063).

[8] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 88, хадис № 1423, «сахих».

[9] Хадис от Джабира; св. х. Муслима См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 841, 842, хадис № 135–(2033); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 124, хадис № 2023, «сахих».

[10] В Коране Господь миров говорит: «Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]» (Св. Коран, 17:27).

[11] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1752, хадис № 5456; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т.

Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 720–722, хадис № 5456 и пояснение к нему. Также хадис от Джабира; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 841, хадис № 133–(2033). Также см.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 478, «сахих».

[12] Подробнее см.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 162, хадисы № 120–(374) и № 121–(374); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с ми имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т.

2. Ч. 4. С. 69, 70, хадисы № 120–(374) и № 121–(374) и пояснение к ним; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 415, хадис № 3760, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 313, хадис № 1847, «сахих».

Хадис, в котором говорится, что пророк Мухаммад совершал малое омовение (вуду’) до еды и после еды, не является достоверным. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 415, хадис № 3761, «да‘иф»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 313, хадис № 1846, «да‘иф».

[13] Например: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]» (см. Св. Коран, 2:222); «Аллах (Бог, Господь) любит старающихся быть [в меру своих сил и возможностей] предельно чистыми» (см. Св. Коран, 9:108).

[14] Так как вирусы и бактерии постоянно мутируют, чтобы быть более жизнеспособными и стойкими, в XXI веке появились новые их виды, которых не существовало в VI–VII веках и которые способны нанести значительный вред организму, если не соблюдать правил гигиены.

[15] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 554, хадис № 1865, «хасан»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 315, хадис № 1860, «сахих».

[16] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 454, хадисы № 4328, 4329, оба «сахих».

[17] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1776, хадисы № 5520 и 5524; аль-‘Аскаляни А.

Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 12. С. 809, хадис № 5520; там же т. 9. С. 611, хадис № 4219; ан-Найсабури М.

Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 805, хадис № 36–(1941).

[18] См.: ан-Насаи А. Сунан. С. 454, хадис № 4330, «сахих».

[19] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1776, хадисы № 5519; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12. С. 798, 799, хадисы № 5511, 5512; там же С. 809, хадис № 5519; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 805, хадис № 38–(1942).

Подробнее по теме см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с ми имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 13. С. 95, 96; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т.

, 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 14; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 12. С. 809–814; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 21. С.

189, 190.

Источник: https://umma.ru/hadisy-o-ede-i-kulture-povedeniya-za-stolom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector