Абхазские негры: чьими потомками они являются

Увеличить/уменьшить шрифт +A -a

3 июля 2018 | Алла ЛЕСКОВА

Абхазские негры: чьими потомками они являются— Ну а как живется неграм в Советском Союзе? — Каким неграм? — заинтересовался хозяин. — Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам! — Мы — не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.

  •   (Фазиль Искандер, «Сандро из Чегема»)
  • В
  • сегда знала,  что в Абхазии с 19-го века жили эстонцы. Что есть там село «Эстонка»,  есть и другие села с эстонскими названиями, что когда-то они переселялись на опустевшую после   Кавказской войны землю в поисках лучшей доли…  Наконец, смотрела, как и вы, прекрасный фильм «Мандарин», там герой — абхазский эстонец…
  • Знала, что сумели  абхазские эстонцы частично сохранить язык, говорили  на забавной смеси русского с эстонским, но с кавказскими интонациями, акцентом.

Но чтобы негры!  В Абхазии!

Да. В Абхазии есть несколько деревень с негритянским населением, которое появилось там всего-навсего в 17-м или 19 веке (единого мнения нет).

Они говорят по-абхазски и считают себя абхазами.

Не миллионы лет назад появились эти люди там, а всего-то три или даже полтора века. И казалось бы, несложно выявить истоки и причины их появления на этой территории.

  1. Но, как ни удивительно, ученые до сих пор, как они это любят делать по каждому поводу, спорят – откуда там появились негры, к какому народу они ближе? А мнения единого нет до сих пор, как будто речь идет о древних-предревних скифах…
  2. Версий у ученых масса, и у народа легенд не меньше.
  3. Абхазские негры: чьими потомками они являются

Историки сходятся, пожалуй, только в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии (тогда — часть Османской империи) скорее всего произошло в XVII веке.  Хотя некоторые все же считают, что в 19-м. Но таких — меньшинство.

Популярна версия, что несколько сотен чернокожих рабов закупили и ввезли князья Шервашидзе (Чачба). Рабы нужны были им для работ на плантациях цитрусовых. Этот случай стал единственным опытом массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа.

По другой, не менее красивой версии, негры-абхазы — потомки колхов. (Колхида). Однако вопрос  этот до сих пор открыт, достоверных свидетельств о вероятности хотя бы минимальной преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми нет. Как нет доказательств  существования негроидного населения в исторической Колхиде.

Некоторые склонны лелеять версию о происхождении  привезенных в Абхазию негров от египетских коптов или от фалаша, эфиопских иудеев.

Дмитрий Гулиа, известный абхазский писатель, в книге «История Абхазии» сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и  радостно обнаружил, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д.

  • Что ж, тоже красивое открытие.
  • Как и история с кораблекрушением.
  • Согласно этой, самой романтичной гипотезе, бытующей в абхазском народе, никакие князья не покупали рабов для выращивания мандаринов.
  • А  вовсе все было по-другому.
  • Абхазские негры: чьими потомками они являются

Однажды у берега Абхазии потерпел крушение корабль, перевозивший невольников.

Чернокожих людей, рабов Османской империи, жадные до наживы торговцы планировали продать русским аристократам, уж больно много платили за такой экзотический товар.

Но на Черном море случился шторм, он и помешал осуществлению этих планов. Многие невольники добрались до берега вплавь. Так что современные абхазские негры, не исключено, являются потомками людей, выживших в кораблекрушении.

Скорее всего, частично верна каждая из гипотез, и все же не покидает удивление, недоумение даже – почему  совсем недавнее по историческим меркам появление чернокожих рабов на  черноморском побережье Кавказа до сих пор серьезно не изучено и не имеет однозначного ответа…

Но во всем можно найти приятную, хорошую сторону. Потому что масса предположений и фактов сами по себе очень интересны.

Например, археологические артефакты  подтверждают, что негры жили на Кавказе в очень давние времена. В абхазском эпосе можно найти «чернолицых джигитов, пришедших на Кавказ из южных земель».  Факты уже не отделить от легенд…

Известна легенда  и о нартах, ходивших на Африканский Рог и вернувшихся оттуда с сотней негров, которые остались жить в Абхазии.

О! А вот и «наш Геродот».

В V веке до н. э. Геродот рассказывал о «темнокожих, с курчавыми волосами» обитателях этих мест, отметив сходство «черных кавказцев» с египтянами и эфиопами.

Через тысячу лет, в V веке н. э. сосланный на Кавказ Иоанн Златоуст тоже упомянул об «эфиопах», обосновавшихся в окрестностях Питиунте (Пицунда).

В 1884 году про абхазских негров писал известный винодел В. Тьебо: «Тип лица у них абиссинский».

И вот, ближе к нашему времени, в 1913 году этнограф Марков описывает «курчавых негритят» и «черных людей в белых одеждах» и отмечает, что «негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру».

Абхазские негры: чьими потомками они являются Всадники Абхазской сотни Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Один из воинов-абхазов (других в Абхазской сотне и быть не могло) выглядит как типичный негр. 1914 г.

К счастью,  есть не только легенды и красивые версии, но и документальные свидетельства. Например, о том, что в начале ХХ века наместник Кавказа Воронцов-Дашков имел в своем личном конвое негров из Адзюбжи, а основатель курорта в Гаграх, принц Ольденбургский держал при своем дворе абхазских негров.

Есть, параллельно, много местных легенд о попытке князей Шервашидзе использовать чернокожих рабов на своих мандариновых плантациях, о Петре I, который привез в Россию так много арапов, что раздавал их своим подданным, абхазским князьям.

В общем, добрались и до Петра… Только до истины пока не добрались.

Кстати, эфиопскую версию любят писатели. Ее поддержал и Максим Горький, и абхазский писатель Самсон Чанба, одновременно один из руководителей Абхазской Республики. Писатели специально поехали в места компактного проживания абхазских негров и почему-то решили: это, скорее всего, эфиопы.

Возможно, правы. Поскольку есть еще одно подтверждение эфиопской версии — тесные контакты между Россией и Эфиопией.

Они  начались еще во времена Алексея Михайловича и продолжились при Петре I, Екатерине II, Николае I и Николае II, который во время кругосветного путешествия встречался с эфиопским императором.

Сегодня негры продолжают жить в Абхазии. Они говорят на абхазском языке, выращивают мандарины и виноград, делают вино, работают на фабриках и в портах и считают себя абхазами. Многие уже отдаленно напоминают своих предков, ассимилировались, смешанные браки также повлияли… Негритянские сыновья часто женились на абхазских девушках.

Абхазы спокойно относятся к тому, что потомки негритянских рабов считают себя абхазами, а родной язык абхазским. А что же с вероисповеданием?

И здесь нет единства.

В Абхазии существовали и негры-христиане, и негры-иудеи, и негры-мусульмане…

Свобода вероисповедания в действии, так сказать. И никакого расизма.

ФОТОИСТОРИЯ СЕМЬИ АБАШ
(©Наира Абаш- Бобылева)

Абхазские негры: чьими потомками они являются
Абхазские негры: чьими потомками они являются
Абхазские негры: чьими потомками они являются
Абхазские негры: чьими потомками они являются
Абхазские негры: чьими потомками они являются
Абхазские негры: чьими потомками они являются

На  десерт вам письмо  Бараку Обаме от  «соплеменницы» из Абхазии.

Наиболее активные потомки африканского населения в лице начальника Собеса г. Сухуми Наиры Соболевой не упустили возможность  поздравить своего собрата по исторической родине с избранием на пост президента США. Письмо было опубликовано в газете «Эхо Абхазии» в ноябре 2008-го.

«Уважаемый господин Обама!

Я и моя семья присоединяемся к поздравлениям в Ваш адрес, звучащим в эти дни в связи с избранием Вас 44-м президентом США.

Вряд ли Вам известно, что в маленькой стране Абхазии, расположенной на восточном берегу Черного моря, вот уже более полутора веков живут потомки нескольких семей чернокожих рабов. Эти рабы были завезены в 40-е годы XIX века с турецкого невольничьего рынка местным князем и поселены в абхазском селе Адзюбжа.

Они заключали браки с местными жителями и по языку, культуре вскоре стали абхазами. Моему прадеду Амберу было 8 лет, когда он попал в Абхазию.

Его сын Ширин Абаш родился в 1898 году, а умер в 1958-м, и на его похоронах выступил находящийся в тот момент на отдыхе в Пицунде лидер компартии США афроамериканец Генри Уинстон.

Дочь Ширина Нуца работала акушеркой в адзюбжской больнице, и в 1949 году её фотопортрет напечатала выходящая в Москве газета «Комсомольская правда». Мой будущий отец Семен Бобылёв, живший тогда в российском городе Орле, написал ей письмо, и после пяти лет переписки они поженились, и стали жить в столице Абхазии, Сухуме. Ныне их уже нет в живых.

Как видите, у меня и моего брата Вячеслава, также живущего с семьёй в Сухуме, мать была темнокожей, а отец — белым. Сегодня почти все потомки африканских рабов из Адзюбжи и других абхазских сёл внешне мало отличаются от аборигенов края, но мы хорошо знаем о своих корнях и чтим память своих предков. В таком духе мы стараемся воспитывать и своих детей.

  1. И одновременно мы — патриоты своей родной Абхазии!»
  2. Алла ЛЕСКОВА
  3. Рубрика: История -> История в деталях -> Легенды и мифы

Источник: https://gorets-media.ru/page/afro-abhazy

Абхазские негры и венгерские ясы: Этнические группы, о которых вы не знали

?

Вадим Алешин (vakin) wrote, 2016-09-20 12:20:00 Вадим Алешин vakin 2016-09-20 12:20:00 Categories: Необычные народности встречаются не только среди африканских племён или в амазонских джунглях, но и в Восточной Европе и Средиземноморье. Bird In Flight, вооружившись пособиями по этнологии и этнографии, обнаружил в складках политической карты региона спрятанные этнические группы.Абхазские негры: чьими потомками они являются

Мадьярабы

Этническая группа на территории Египта и Судана, представители которой считают себя потомками венгерских наёмников турецкого султана. По версии мадьярабов, их предки прибыли в Египет с территории нынешней Венгрии в составе армии Селима Первого, после чего смешались с местным населением.Абхазские негры: чьими потомками они являютсяНекоторые особенности мадьярабов — заимствованные из венгерского языка слова и выражения, топонимика селений, более светлая, чем у нубийцев, кожа, черты лица — подтверждают гипотезу об их европейском происхождении. Название народности не является производным от слова «араб», а образовано слиянием слов «мадьяр» и «аб» (в переводе с местного наречия — венгерское племя).Абхазские негры: чьими потомками они являютсяМадьяраб. szegedma.huМадьярабов открыл миру в 1930-е известный венгерский путешественник и исследователь Африки граф Ласло Алмаши, ставший прототипом главного героя фильма «Английский пациент». Впоследствии уже при независимой Венгрии стали организовываться этнографические экспедиции для изучения мадьярабов, последняя из которых состоялась в 2009 году. Сейчас слабо урбанизированная община из 60 тысяч африканских венгров проживает вдоль берегов Нила. Только некоторые мадьярабы живут в крупных городах — обычно в Каире.

Польско-литовские татары

Абхазские негры: чьими потомками они являютсяСтраны Балтии всегда были едва ли не самой удалённой от влияния исламского мира частью Европы – тем удивительнее встретить в литовской глубинке по дороге из Вильнюса в Польшу деревянные мечети и мусульманские кладбища. Почти мононациональный состав Литвы и Польши разбавляет татарская община, проживающая в основном в области глухих мазурских болот со времён великого князя литовского Витовта.Абхазские негры: чьими потомками они являютсяPoland Britain RoyalsБританский принц Чарльз среди татарских девушек, одетых в традиционные костюмы, в деревне Кружиняна на севере Польши. Alik Keplicz / AP Photo

Абхазские негры: чьими потомками они являются
Генрик Сенкевич (1846 — 1916)Польский писатель, автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года. Имел татарские корни.

Из-за обострившейся борьбы за власть в Золотой Орде хан Тохтамыш с группой соратников был вынужден бежать. Они нашли поддержку у Витовта и положили начало потоку выходцев из степи на службе у литовского князя. Основным занятием степняков было военное дело: уже вскоре после побега Тохтамыша в 1398 году татарские отряды участвовали в Грюнвальдской битве (1410 год), а к XVIII веку в составе армии Речи Посполитой насчитывалось несколько татарских полков; отдельный эскадрон даже входил в состав польских войск Наполеона в 1812 году. Представители татарской знати стали основателями нескольких влиятельных родов, самым известным из которых был род Сулькевичей (среди его представителей — председатель крымского краевого правительства в 1918 году Матвей Сулькевич). Татарские корни по отцу также имел лауреат Нобелевской премии по литературе Генрик Сенкевич.Сейчас польско-литовские татары живут в северо-восточной Польше (два посёлка), южной Литве и западной Беларуси. В некоторых деревнях уцелели деревянные мечети и мусульманские кладбища, а в Литве есть даже рестораны татарской кухни. Небольшая, но активная община польско-литовских татар живёт в США.

Читайте также:  Александр суворов и другие самые успешные советские полководцы

Трансильванские саксы

Абхазские негры: чьими потомками они являютсяЭтнические немцы начали селиться на территории Трансильвании в XII веке, когда румынские короли, надеясь привлечь в регион специалистов по шахтному делу и обустроить восточную границу, откуда набегали печенеги, стали поощрять эмиграцию из городов Германии. В результате нескольких волн переселений немецкие колонисты обосновались на обширном пространстве, получившем название Семиградье (Siebenbürgen), которое с тех пор стало синонимом Трансильвании. Построенные ими для защиты от турок крепости по сей день являются украшением этого региона. Города Брашов, Сибиу, Тыргу-Муреш, Клуж-Напока удивляют нетипичной для Восточной Европы немецкой архитектурой: обилием средневековых готических церквей и замков, крытыми черепицей аккуратными домами, продуманной планировкой.Transylvanian Saxons Pentecost meetingТрансильванские саксы в традиционных костюмах празднуют День Святой Троицы в городе Динкельсбюль, Германия. Timm Schamberger / DPA / AFP / East News

Клаус Йоханнис (род. в 1959)Действующий (с 2014 года) президент Румынии и президент Национальной либеральной партии. Бывший мэр Сибиу, Трансильвания (2000-2014). Родился в семье трансильванских саксов.

Особый статус немецкоязычного меньшинства в Трансильвании был закреплён в 1438 году с образованием так называемого «союза трёх наций»: немцев, венгров и секеев (позже слившихся с венграми). Участники союза контролировали политическую и экономическую жизнь региона, не допуская румыноязычное православное население к участию в управлении. После включения Трансильвании в состав Австрийской империи привилегированное положение немцев было подтверждено — братья по вере и языку виделись австрийцам надёжным противовесом растущему венгерскому и румынскому национализму. Власти Бухареста, установив контроль над этими землями по итогам первой мировой войны, сняли ограничения для румынского населения на участие в политике, но притеснять немцев не стали. Роковой для общины стала следующая мировая война — после прихода к власти коммунистов и свержения румынской монархии на волне обвинений в коллаборационизме многие этнические немцы были вынуждены выехать в ФРГ, другие были депортированы в советские трудовые лагеря. После свержения режима Чаушеску в 1989 году и падения железного занавеса правом на репатриацию воспользовались около ста тысяч немцев, что сократило численность румынской общины до 40 тысяч человек.После свержения режима Чаушеску в 1989 году и падения железного занавеса правом на репатриацию воспользовались около ста тысяч немцев.Сегодня, несмотря на малочисленность, община трансильванских немцев организованна и заметна в политической жизни Румынии. Самый известный её представитель, Клаус Йоханнис, в результате выборов 2014 года стал президентом Румынии, опередив премьер-министра Виктора Понту. Йоханнис, начинавший как школьный учитель, до избрания на пост президента несколько сроков был мэром города Сибиу, превратив его в образцово-показательный островок Германии в Трансильвании. Репутация честного и рачительного политика, свободного от национальных комплексов и шлейфа коррупционных скандалов, заметно выделяет его на фоне политической элиты региона.

  • Абхазские негры

Абхазские негры появились благодаря работорговле в Османской империи. Грузинские князья Шеваршидзе в XVII веке завезли в Абхазию партию чернокожих рабов для работы на цитрусовых плантациях. Потомство африканских невольников обильно расселилось по Абхазии и переняло религию, язык и национальную идентичность местных жителей – согласно сделанным в XIX веке первым задокументированным наблюдениям, все негры говорили только по-абхазски и считали себя исключительно абхазами. Местные ничего не имели против новоявленных смуглых соседей и охотно вступали с ними в браки, а представители местной и колониальной знати охотно нанимали и селили у себя при дворе чернокожих в качестве охраны или прислуги.Экзотичность и загадочность абхазских негров занимала многих исследователей, включая Максима Горького, который вместе с писателем Самсоном Чанбой в 1927 году посещал Абхазию и изучал, в частности, эфиопскую версию происхождения кавказских чернокожих. Недавно скончавшийся Фазиль Искандер посвятил им несколько страниц в своем «Сандро из Чегема», а дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева в своих воспоминаниях писала о них как о замечательной особенности родины её отца.Потомство африканских невольников обильно расселилось по Абхазии и переняло религию, язык и национальную идентичность местных жителей.Сейчас абхазские негры живут в нескольких сёлах в Кодорском ущелье, другие обосновались в Сухуме, ещё часть смешалась с местным населением и потеряла многие черты негроидной расы. В память о них остались сделанные в XIX веке фотографии суровых чернокожих мужчин в папахах, черкесках и с кинжалами в руках.Карабахский «арабский» негр-горец (Karabakhski «Arab» Negro mountainier). Библиотека Конгресса.

  1. Гагаузы
  2. Ethnic_groups_gagauzy_01

Гагаузы — народ тюркского происхождения, проживающий в основном в Бессарабии — исторической области на территории современных Молдовы и юга Украины. О том, кто такие гагаузы, существует более 20 научных гипотез, наиболее популярные из которых связывают их с болгарами, турками и печенегами. В Бессарабии они обосновались в начале XIX века, когда российское правительство, отвоевав эту малонаселённую область у турок, предложило свободные земли всем желающим туда перебраться.Старый гагаузский ритуал: невеста прощается со своими подругами. RIA Novosti / Sputnik / AFP / East NewsГагаузы относительно благополучно пережили катаклизмы ХХ века, а после распада СССР получили автономию в составе Молдовы. Автономное территориальное образование Гагаузия пользуется правами расширенного самоуправления и часто оппонирует Кишинёву. В начале 1990-х противостояние с федеральной властью едва не превратило Гагаузию в ещё одно Приднестровье, но при посредничестве Турции конфликт удалось погасить. Проживающие в Молдове гагаузы до сих пор привязаны к России, выборы в регионе стабильно выигрывают пророссийские партии. Гагаузский язык, хоть и входит в число официальных языков автономии, почти не используется и вытесняется русским, в то время как в центральной и северной Молдове говорят в основном на румынском.

  • Венгерские ясы

Ясы, потомки кочевых аланских племён из предгорий Кавказа, переселились на равнины Центральной Венгрии в XIII веке, бежав от монгольского нашествия. Венгерский король Бела IV рассчитывал, что ясы помогут ему отразить нападение монголов на Венгрию. Расчёт провалился; зато ясы оказались хорошими пастухами и погонщиками. В течение следующих двух столетий они практически утратили свой язык и религию и сильно ассимилировались с местным населением, но долгое время сохраняли рудименты племенной структуры (например, титул вождя).Область проживания ясов — Ясшаг — стала автономным регионом венгерского королевства и долго пользовалась определённой самостоятельностью, которая, впрочем, постепенно уступала растущей централизации страны. Остатки самостоятельности были уничтожены в конце XIX века, когда автономию уравняли с другими регионами Австро-Венгрии. Главный город Ясшага — Ясберень, когда-то служивший резиденцией вождю ясов, сейчас примечателен только музеем ясов, работники которого занимаются в том числе восстановлением ясского языка.Венгерские ясы. valerigeorgievv

Источник — birdinflight.com

Источник: https://vakin.livejournal.com/1326997.html

Абхазские негры :: Общество :: РБК

В селе Адзюбжа в устье реки Кодор и нескольких окрестных селениях проживает любопытная группа абхазского народа — абхазские, или кавказские негры. У специалистов нет единого мнения по поводу того, как представители негроидной расы заселили Абхазию. Историки склоняются к тому, что это произошло еще в XVII веке, когда эта территория была частью Османской империи.

Абхазские негры: чьими потомками они являются

Global Look Press

По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых.

Английский писатель и историк Джейсон Гудвин в своей книге «Величие и крах Османской империи» приводил примеры и других африканцев, живших в европейской части империи: чернокожих черногорцев, потомков вывезенных из Африки в XVI веке рабов, живших в городке Улцин по крайней мере до 70-х гг. XX века, и негров-язычников, обитавших в пещерах и развалинах под афинским Акрополем.

Другие ученые предполагают, что абхазские негры являются потомками колхов, древнекартвельских племен, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья и подаривших Западной Грузии античное название Колхида, которое впоследствии столь полюбилось русским поэтам. Однако достоверных свидетельств о существовании чернокожего населения в Колхиде не имеется. Некоторые авторы склоняются к эфиопской версии происхождения негров-абхазов. Ее поддерживал в том числе писатель Максим Горький, который встречался со старожилами села Адзюжба.

Абхазские негры: чьими потомками они являются Wikimedia.org Семейство негров из Адзюбжи. Фотография из книги Ковалевского П.И. «Кавказ. Том I. Народы Кавказа», СПб., 1914г.

Кроме того, существует целый ряд народных легенд о появлении негров на Кавказе.

Согласно одной из них, упоминавшейся советским адмиралом Иваном Исаковым в докладной записке Никите Хрущеву, у берегов Абхазии однажды потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу.

Однако легенда не объясняет, как это судно могло оказаться так далеко от основных морских путей, которыми обычно следовали работорговцы.

Другая легенда рассказывает о том, что нарты (полумифические кавказские богатыри) привезли «чернолицых людей» из дальнего африканского похода. Негры с Африканского рога, которые выполняли функцию провожатых, остались жить в Абхазии. Еще более странная легенда гласит о том, что российский император Петр Великий якобы дарил арапов абхазским князьям.

В уже упомянутой докладной записке И.

Исакова отмечалось, что в XIX веке наместник Кавказа Илларион Воронцов-Дашков, подражая тому же Петру I, имел в своем личном конвое абхазов-негров из Адзюбжи, которые всюду его сопровождали.

Принц Александр Ольденбургский, основатель Гагры, держал при своем дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе местных негров.

Абхазские негры: чьими потомками они являются Wikimedia.org Фотография карабахского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870г., из Библиотеки Конгресса США

Уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и отождествляли себя исключительно с абхазским народом. Остальные абхазы воспринимали и воспринимают это как должное.

Совокупное количество кавказских негров оценивается разными наблюдателями в диапазоне от нескольких семей до нескольких деревень. Они занимаются выращиванием цитрусовых, винограда, кукурузы, работают на угольных шахтах Ткуарчала и на предприятиях Сухума.

 Как и многие абхазы, абхазские негры сегодня владеют и русским языком.

Источник: https://www.rbc.ru/society/23/05/2013/570408f99a7947fcbd449386

Откуда в Абхазии негроидная народность?

Несмотря на неполиткорректное слово «негры», именно так привыкли называть себя люди, с незапамятных времён проживающие в нескольких абхазских сёлах и даже Сухуми. Абхазские негры говорят на местном языке, живут по традициям кавказцев и считают себя коренными абхазами.

По одной из версий, чернокожие люди осели на Кавказе благодаря причуде Петра I. Сумасбродный царь покупал рабов из-за страсти ко всему необычному, но так как африканцы не могли приспособиться к климату Санкт-Петербурга, Пётр передарил их абхазским князьям.

Есть и другие, более правдоподобные теории заселения Абхазии негроидной расой.

Абхазские негры: чьими потомками они являются

Самая жизнеспособная версия, к которой склоняется большинство историков, что абхазские негры — это потомки рабов, привезённых из Эфиопии. В XVII веке несколько сотен чернокожих невольников были приобретены у работорговцев-мореплавателей князьями из Абхазии, остро нуждавшимся в дешёвой рабочей силе для ухода за многочисленными садами.

В двадцатых годах XIX века абхазское село Адзюбжа посещал писатель Максим Горький. Пообщавшись с местными жителями, большую часть которых составляли чернокожие, он также сделал вывод, что эта народность уходит корнями к эфиопам, в незапамятные времена захваченных в плен и распроданных по всему миру.

В пользу этой версии говорит и то, что некоторые из абхазских негров являются иудеями. Именно в Эфиопии был распространён иудаизм.

Кораблекрушение

Вторая теория наиболее распространена среди самих абхазцев. Мол, чернокожие люди осели на Кавказе после того, как у берегов Абхазии произошло кораблекрушение.

Читайте также:  Инок и икона: что связывает эти два понятия

Что никто не покупал рабов, и они оказались там волей стихии, помешавшей торговцам живым товаром доставить его богатым русским в столицу.

Эфиопы спаслись и добрались до берега, а затем основали свои поселения, постепенно ассимилируясь.

Наследники Колхиды

Есть любопытная версия, что негроидная народность Кавказа — это потомки племени колхов, в античные времена проживавшего на Восточном Причерноморье, в Колхиде. Подтверждений того, что колхи были чернокожими, нет.

Однако, согласно легенде, Колхиду основали выходцы из Абиссинии и чернокожие египтяне. Античный историк Геродот указывал также на то, что колхи, как и их предполагаемые предки, придерживались традиции мужского обрезания.

Потомки нартов

На Кавказе популярна легенда о племени великих древних воинов нартов. Об их легендарных подвигах слагались и передавались из поколения в поколение песни и сказания.

В одной из легенд о нартах рассказывается, что воины организовали экспедицию в далёкие страны Африки и на родину вернулись с «чернолицыми людьми», которые были провожатыми для кавказских богатырей в незнакомых им землях и настолько сдружились с ними, что пришли с нартами и на Кавказ. Мол, таким образом и заселили Абхазию чернокожие люди.

Полноценные кавказцы

Абхазские негры: чьими потомками они являются

Как бы то ни было, абхазские негры являются полноценной местной народностью. Как и другие абхазы, они занимаются выращиванием овощей и фруктов на продажу, работают на местных предприятиях, занимаются бизнесом. Абхазские негры исповедуют ислам, хотя отдельные источники утверждают, что какая-то часть представителей данной этнической группы — иудеи. Встречаются среди них и христиане-католики. В XIX столетии они говорили только по-абхазски, а сейчас многие знают и русский язык. У чернокожих кавказцев вообще не наблюдается каких-либо особенных традиций, присущих жителям Африки. При этом кавказские черты во внешности проявляются, несмотря на тёмный цвет кожи. Налицо глубокая ассимиляция, проявившаяся в результате многочисленных смешанных браков и многовекового проживания в дали от изначальной культурной среды.

 Почему зарубежным специалистам так нравилось в СССР

Источник: https://www.factroom.ru/istoriya/otkuda-v-abhazii-negroidnaya-narodnost

Абхазские негры: чьими потомками они являются

В селении Адзюбжа и его окрестностях, примостившихся в живописном Кодорском ущелье Абхазии, проживает крошечная по численности негроидная расовая общность абхазов.

  • Версии происхождения
  • Ученые до сих пор не сошлись во мнении, когда и как в Абхазии, далекой от пролегания традиционных путей мировой работорговли, появились негры, которые, полностью ассимилировавшись на новом месте обитания, идентифицируют себя абхазами.
  • Одна из версий гласит, что чернокожие жители на этот черноморский берег были завезены в XVII веке князьями Шеваршидзе, желавшими занять их работами на цитрусовых плантациях.
  • Этот опыт, судя по всему, оказался неудачным, а попавшей на новое место горстке африканцам ничего не оставалось, как принять устои аборигенов и постепенно слиться с ними в один этнос.

Согласно другим интерпретациям, абхазские негры являются прямыми потомками то ли античных колхов, населявших древнюю страну Колхиду, то ли коптов из Египта или иудеев из Эфиопии.

Последнее предположение активно поддерживал литератор Максим Горький, а историк Дмитрий Гулиа в качестве доказательства представлял очевидное сходство в некоторых топонимических названиях Абхазии и Абиссинии: Табакур — Дабакур, Гумма — Гумма, Багада — Багада.

Иные этнографы предпочитают считать, что африканцы оказались на абхазском берегу из-за крушения судна, перевозившего рабов на один из многочисленных невольнических рынков Османской Турции.

  1. Альтернативная версия гласит, что их появлению способствовал большой любитель экзотики император Петр Великий, который заказал для своего двора несколько десятков арапов, но когда выяснилось, что они с большим трудом проходят акклиматизацию в суровом климате Петербурга, правитель распорядился подарить их князьям из абхазской земли.
  2. Негры на службе
  3. Потомки причерноморских негров были заняты не только в сфере земледелия и садоводства, но проявляли себя еще и на боевом поприще.

На фотографиях начала ХХ века запечатлены негры, служившие в Абхазской сотне Черкесского полка Туземной (Дикой) дивизии. Кроме того, задокументирован факт, что в личном конвое Иллариона Воронцова-Дашкова, в 1905—1916 годах занимавшего пост наместника на Кавказе, присутствовало несколько африканцев из Адзюбжи, одетых в традиционную черкеску.

А основавший великосветский рекреационный центр Гагры принц Александр Ольденбургский содержал небольшую группу абхазов-негров при своем дворе, в котором, помимо них, присутствовало по несколько представителей от каждого этноса, населявшего причерноморскую территорию Кавказа.

Полная ассимиляция

Приблизительно к середине XIX века произошла полная культурная ассимиляция негров Абхазии, которые из-за своей малочисленности просто не смогли бы противостоять влиянию доминирующего народа.

Переняв религию, язык, обычаи, манеру поведения и образ жизни абхазов, негры охотно заключали браки с местным населением, в результате чего на свет появлялись дети мулаты, в потомстве которых нет-нет да проскакивали характерные для негроидной расы черты внешности.

Когда в 1926 году СССР провел первую перепись населения, все чернокожие жители Абхазии по национальному признаку были записаны как абхазы.

Только один год
В книге «Только один год», вышедшей в 1969 году из-под пера Светланы Аллилуевой, описана несколько иная картина быта абхазских негров. Дочь Иосифа Сталина поведала, что осевшие на черноморском побережье негры вынуждены были вести обособленный образ жизни, поскольку абхазы избегали с ними всяческих контактов. Оттесненные аборигенами в неплодородную гористую местность африканцы, существовавшие практически в тех же условиях, что их сородичи в Африке, были лишены возможности обучаться грамоте и получать профессии. Констатируя, что никто из местных жителей не горел желанием общаться и тем более связывать себя узами брака с загнанными в природное гетто неграми, Аллилуева предрекала этой «расе» вымирание.

Советская пропаганда

Аналитики интернет-портала «Грузия онлайн» в статье «Абхазские „негры“ — народ, которого нет или еще один миф сепаратистов» заявляют, что на территории страны Апсны африканцы никогда не жили. По их мнению, эта выдумка была сотворена советскими пропагандистами, желавшими показать многонациональность нового социалистического государства.

Кроме того, они утверждают, что русские по ошибке принимали за негров смуглых подданных Османской империи, частью которой некогда была и территория Абхазии.

Видео дня. 90-летний ученый оказался рецидивистом: ловил на коноплю

Источник: https://news.rambler.ru/other/42125552-abhazskie-negry-chimi-potomkami-oni-yavlyayutsya/

Абхазские негры — это… Что такое Абхазские негры?

Семейство негров из Адзюбжи. Фотография из книги Ковалевского П. И. «Кавказ. Том I. Народы Кавказа», СПб., 1914

Абха́зские не́гры или кавка́зские не́гры — небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа, проживающая, в основном, в абхазском селении Адзюбжа[1] в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии (Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула и др.).

Происхождение

Гипотезы

Об этническом происхождении абхазских негров и о том, как эти африканцы попали в Абхазию, у специалистов единого мнения нет. Историки сходятся в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии (тогда — часть Османской империи) скорее всего произошло в XVII веке.

По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба) для работ на плантациях цитрусовых[2].

Этот случай стал единственным — и, по-видимому, не вполне удачным — опытом относительно массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа.

По другой версии, негры-абхазы — потомки колхов. Однако вопрос о вероятности хоть какой-то преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми открыт: достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в исторической Колхиде не имеется.

Также они могут происходить от египетских коптов (копты не являются неграми) или от фалаша, эфиопских иудеев[3].

Абхазский писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и утверждал, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д.[4]

В 1927 году заинтересовавшийся проблемой Максим Горький вместе с абхазским писателем, председателем ЦИК ССР Абхазии Самсоном Чанба посетил село Адзюбжу, где встречался со старожилами-неграми. По итогам своей поездки и сравнения полученных сведений с доступной ему литературой он счёл эфиопскую версию происхождения абхазских негров похожей на достоверную[5].

Легенды

Герб светлейшего князя Михаила Георгиевича Шервашидзе и рода его.

Существует и ряд «народных» опоэтизированных легенд, возможно, имевших под собой и какую-то реальную почву. По одной из них, упоминавшейся в докладной записке Ивана Исакова Никите Хрущёву[2], вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский[6] корабль с невольниками, которых везли на продажу. И нынешние негры-абхазы — потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. Эта легенда, правда, не объясняет, как такой корабль могло занести в воды этой части Чёрного моря настолько далеко от основных морских путей тогдашней мировой работорговли. Другая легенда повествует о сношениях нартов и неких «чернолицых людей» с Африканского рога. По ней легендарные нарты вернулись на Кавказ из дальнего африканского похода с сотней провожатых-негров. Последние остались жить в Абхазии[7].

По третьей легенде к появлению негров-абхазов причастен Пётр Великий: он-де ввозил в Россию много арапов — и тех из них, которые не смогли акклиматизироваться в северной столице России, Санкт-Петербурге, щедро дарил абхазским князьям[8]. По свидетельству кандидата исторических наук Игоря Бурцева, таких «подарков Петра» в Абхазии действительно могло оказаться несколько десятков[9].

Возможно, в определённой степени верными являются сразу несколько научных гипотез и легенд одновременно: многие из них де-факто не исключают, а дополняют друг друга.

История и современность

Абхазское побережье.

По-грузински негры-абхазы назывались шави каци («чёрный человек»)[2] или шави халхи («чёрный народ»). В упомянутой докладной записке Ивана Исакова Хрущёву об абхазских неграх, в числе прочего, рассказывается, что наместник Кавказа Илларион Воронцов-Дашков, подражая Петру Великому, имел в своём личном конвое негров из Адзюбжи, которые сопровождали его в черкесках[2]. Принц Александр Ольденбургский, основатель Гагры, держал при своём дворе по нескольку представителей от каждого из народов Черноморского побережья Кавказа, в том числе местных негров[10].

Известно, что уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа. Остальные абхазы воспринимают это без возражений, как должное.

Их совокупное количество оценивается разными наблюдателями в диапазоне от «нескольких семей» до «нескольких деревень». Относительно преимущественного вероисповедания среди источников тоже нет единства — по-видимому (см.

ниже) в Абхазии существуют или существовали в недавнем прошлом и негры-христиане, и негры-мусульмане, и негры-иудеи.

Абхазские негры занимаются выращиванием цитрусовых, винограда, кукурузы[2], работают на угольных шахтах Ткуарчала, на предприятиях Сухума — трикотажной фабрике, в порту и др.

Как и многие абхазы, абхазские негры сегодня говорят и по-русски.

Большая их часть ассимилирована и сильно метисирована, многие покинули Кодор, осев в других частях Абхазии, соседних Грузии и России, а также и за их пределами.

Свидетельства

Среди весьма противоречивых свидетельств, касающихся или предположительно касающихся предков абхазских негров или их самих, исследователи обычно отмечают следующие:

Колхи, по-видимому, египтяне: я это понял сам еще прежде, чем услышал от других. Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать [об этом родстве] как в Колхиде, так и в Египте.

Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах… Они темнокожие, с курчавыми волосами. Впрочем, это ещё ничего не доказывает. Ведь есть и другие народы такого же вида. Гораздо более зато основательны следующие доводы.

Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы.

Геродот, История. В девяти книгах. Книга II. Евтерпа / Пер. Г. А. Стратановского. — М.: АСТ, «Ладомир», 2001.

Святой Иоанн Златоуст, пребывавший в ссылке в Питиунте (ныне Пицунда), упоминает об «эфиопах» как о части коренного населения

Я был поражён чисто тропическим ландшафтом. На яркой зелени густых девственных зарослей вырисовывались хижины… крытые тростником, копошились курчавые негритята, везде были… чёрные люди в белых одеждах. Негры ничем не отличаются от абхазцев, говорят только по-абхазски, исповедуют ту же веру… Мне думается, что негры в этих местах являются случайным элементом.

— этнограф Е. Марков, публикация в газете «Кавказ», 1913 год.

В 1884 году я проехал часть Абхазии и встретил там несколько негров. Тип лица у них, как мне помнится, был абиссинский, но у них самих каких-либо определенных сведений о своем происхождении не было.

По религии они были мусульмане, но, кажется, они что-то знали и о католичестве. В 1887 году я взял одного молодого, лет 20, негра в прислуги. Это был самый преданный человек.

Он нигде не соглашался спать, кроме, как у дверей моей комнаты. Он был католик.

— В. Тьебо, публикация в газете «Кавказ»

До сих пор в горах Абхазии осталось негритянское население. …Мусульманские чёрные деревни Абхазии жили немногим лучше, чем их предки в Африке: почти полная неграмотность, бедность.

Читайте также:  Какие земли россии наполеон хотел сделать великим княжеством литовским

Местное население не смешивается с неграми, их оттеснили в бесплодную горную местность… Молодёжь, знающая по-русски… рассказывала, что все хотят учиться, что женщины неграмотны, что, вообще, — раса вымирает.

— дочь Иосифа Сталина Светлана Аллилуева, Только один год — Нью-Йорк: Harper & Row, — 1969. ISBN 0-06-010102-4

Впервые я увидел их не в Израиле, а в далёком Сухуми. И встретились мы в… сухумской синагоге. На втором этаже служка продал мне пакет мацы, испечённой на «американской машине».

Вдруг в комнату вошли несколько совершенно чёрных курчавых мужчин — по виду настоящие негры — и на абхазском языке что-то спросили служку.

Он им ответил… Когда они ушли, я спросил: «Эти негры — евреи? И как они здесь очутились?»

Н. Орлов, Абхазские потомки Пушкина — журнал «Алеф» (Израиль)

— Ну а как живется неграм в Советском Союзе?
— Каким неграм? — заинтересовался хозяин.
— Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам!
— А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазцы.

— писатель Фазиль Искандер, Сандро из Чегема, книга 2. — М.: «Московский рабочий», — 1989.

Негры в других частях Кавказа

Фотография абхазского негра, сделанная Джорджем Кеннаном в 1870 году, из Библиотеки Конгресса США

Небольшое число негров в XIX — начале XX века проживало также в аджарском городе Батуми[11].
В Библиотеке Конгресса США в составе коллекции фотографа Джорджа Кеннана хранится фотография абхазского негра (1870—1886 годы)[12].

См. также

  • Дети фестиваля
  • История Абхазии
  • Негры и мулаты в России
  • Эфиопские евреи

Примечания

  1. По версии Зинаиды Рихтер (1930) название читается как «Адзюбиса». Другие источники такой вариант не приводят.
  2. 1 2 3 4 5 Негры в Кодорском ущелье — «Родина», № 11 — 2001 год.
  3. Фридман, Г. Заметки о биографии А. П. Ганнибала — «Проза.ру», август 2004 года.
  4. Островский, В. Загадочный Абрам. Версии — альманах «Еврейская старина», № 12 (36), декабрь 2005 года.
  5. Кторова, А. Загадка национальных корней Пушкина — «Русский журнал», 15 сентября 2002 года.
  6. Анненков, В. Сны об Апсны. Абхазия в снах и фотографиях — «Известия науки», 25 июля 2003 года.
  7. Приключения нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев. // Подготовка текста Ш. Д. Инал-ипа, К. С. Шакрыл, Б. В. Шинкуба. Вступительная статья Ш. Д. Инал-ипа. Перевод с абхазского Г. Гулия (проза), В. Солоухина (стихи). — Сухуми: «Алашара». — 1988.
  8. Масалов, А. Зана, самка снежного человека-2 — «Аномальные новости», № 39, 2007 год.
  9. Лаговский, В. Кавказская пленница — «Комсомольская правда», 11 августа 2006 года.
  10. Передельская, Н. Хижина тёти Нуцы — «Московский комсомолец», 23 мая 2003 года.
  11. Заур Маргиев: Батумские негры
  12. [Three-quarter length portrait of man, seated, facing front]
  • Voronov, Y. Abkhazians — Who are they? на сайте circassianworld.com (англ.)

Источник: https://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/612689

Абхазские негры или кавказские негры — кто они?

Абхазские негры или кавказские негры — небольшая расово-этническая негроидная группа абхазского народа, проживающая, в основном, в абхазском селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных сёлах Абхазии (Члоу, Поквеш, Агдарра, Меркула и др.).

Об этническом происхождении абхазских негров и о том, как эти африканцы попали в Абхазию, у специалистов единого мнения нет. Историки сходятся в том, что заселение неграми ряда деревень в окрестностях Адзюбжи в Абхазии (тогда — часть Османской империи) скорее всего произошло в XVII веке.

По одной из версий, несколько сотен чернокожих рабов было закуплено и ввезено князьями Шервашидзе (Чачба). Этот случай стал единственным — и, по-видимому, не вполне удачным — опытом относительно массового импорта африканцев, произошедшим на территории Черноморского побережья Кавказа. По другой версии, негры-абхазы — потомки колхов.

Однако вопрос о вероятности хоть какой-то преемственности между античными колхами и нынешними абхазскими неграми открыт: достоверных свидетельств о существовании негроидного населения в исторической Колхиде не имеется. Также они могут происходить от египетских коптов или от фалаша, эфиопских иудеев.

Абхазский писатель Дмитрий Гулиа в книге «История Абхазии» сравнил данные по топонимике Абхазии и соответствующей местности Эфиопии и утверждал, что некоторые из географических названий «совершенно одинаковы»: Багада — Багада, Гумма — Гумма, Табакур — Дабакур и т. д.

В 1927 году заинтересовавшийся проблемой Максим Горький вместе с абхазским писателем, председателем ЦИК ССР Абхазии Самсоном Чанба посетил село Адзюбжу, где встречался со старожилами-неграми. По итогам своей поездки и сравнения полученных сведений с доступной ему литературой он счёл эфиопскую версию происхождения абхазских негров похожей на достоверную.

Легенды

Существует и ряд «народных» опоэтизированных легенд, возможно, имевших под собой и какую-то реальную почву.

По одной из них, упоминавшейся в докладной записке Ивана Исакова Никите Хрущёву, вблизи абхазских берегов во время шторма потерпел крушение османский корабль с невольниками, которых везли на продажу.

И нынешние негры-абхазы — потомки спасшихся с того корабля и основавших колонию в Абхазии. Эта легенда, правда, не объясняет, как такой корабль могло занести в воды этой части Чёрного моря настолько далеко от основных морских путей тогдашней мировой работорговли.

Другая легенда повествует о сношениях нартов и неких «чернолицых людей» с Африканского рога. По ней легендарные нарты вернулись на Кавказ из дальнего африканского похода с сотней провожатых-негров. Последние остались жить в Абхазии.

Известно, что уже в XIX веке все абхазские негры говорили только по-абхазски и считали себя представителями абхазского народа. Остальные абхазы воспринимают это без возражений, как должное.

Их совокупное количество оценивается разными наблюдателями в диапазоне от «нескольких семей» до «нескольких деревень».

Относительно преимущественного вероисповедания среди источников тоже нет единства — по-видимому в Абхазии существуют или существовали в недавнем прошлом и негры-христиане, и негры-мусульмане, и негры-иудеи.

Интересный отрывок из произведения:

— Ну а как живется неграм в Советском Союзе? — Каким неграм? — заинтересовался хозяин. — Как каким? — удивился принц, оглядывая местных негров, сидевших за этим же столом. — Вам! — А мы не негры, — сказал хозяин, улыбаясь своей характерной улыбкой и кивая на остальных негров, — мы — абхазы.

— писатель Фазиль Искандер, Сандро из Чегема.

Источник: http://www.GeorgiaTimes.info/interview/100422.html

Кто такие абхазские негры

Хотя слово «негр» в современном обществе звучит немного некорректно, именно такое историческое название закрепилось за небольшой этнической группой, представители которой живут в Абхазии на протяжении долгих поколений. Эти люди обладают черным цветом кожи. У них темные курчавые волосы и характерные для коренных жителей Африки черты лица. Как же они появились на Кавказе?

Что за люди?

Абхазские негры – это немногочисленная общность коренных обитателей нескольких населенных пунктов, расположенных в устье реки Кодор.

Район компактного проживания данной этнической группы включает в себя села: Адзюбжа, Агдарра, Елыр, Члоу, Кындыг, Тамыш, Меркула, Поквеш, Тхина и другие.

Некоторые из этих людей перебрались в столицу республики – город Сухум, в соседние регионы Грузии и России.

Несмотря на принадлежность к негроидной расе, они считают себя абхазами. Говорят между собой на том же языке, что и их соседи. Одеваются и ведут себя в соответствии с кавказскими традициями.

Образ жизни представителей вышеупомянутой этнической группы ничем не отличается от абхазского.

Налицо глубокая ассимиляция, ставшая возможной в результате многочисленных смешанных браков и полной изоляции от изначальной культурной среды.

Как и другие абхазы, местные негры выращивают овощи, фрукты и ягоды на продажу, работают на промышленных предприятиях, занимаются бизнесом. Они исповедуют ислам, хотя отдельные источники утверждают, что какая-то часть представителей данной этнической группы – иудеи, среди них также встречаются христиане-католики.

В XIX веке эти люди говорили только по-абхазски, сейчас многие знают русский язык. Каких-то особых традиций или обрядов, характерных для жителей Африки, у них давно уже нет. А вот кавказские черты во внешнем облике проявляются, несмотря на черный цвет кожи. Сказывается большое количество смешанных браков.

Рабы из Африки

Как чернокожие люди попали в Абхазию? Исследователи выдвигают различные версии. Одни историки считают, что всему виной работорговля. Предположительно, несколько сотен африканцев были куплены местными князьями.

Нужда в рабочих руках заставила представителей абхазской знати обратиться к торговцам живым товаром, перевозившим чернокожих рабов из Африки в страны Средиземноморья начиная c античных времен.

Два-три корабля, заметно отдалившись от привычных торговых путей, причалили к кавказскому берегу приблизительно в XVII веке.

Очевидно, это был единичный случай массовой покупки африканцев абхазскими князьями.

Максим Горький посетил село Адзюбжа в 1927 году. Он встретился с местными жителями и пришел к выводу, что они, скорее всего, являются потомками рабов, привезенных из Эфиопии.

Данное предположение подтверждается иудейским вероисповеданием некоторых чернокожих жителей Кавказа. Известно, что эта религия была распространена в Эфиопии.

Выжившие в кораблекрушении

Согласно другой гипотезе, бытующей в абхазском народе, никакие князья не покупали рабов для выращивания мандаринов. Просто у берега Абхазии потерпел крушение корабль, перевозивший невольников.

Чернокожих людей, являвшихся рабами в Османской империи, жадные до наживы торговцы собирались продать русским аристократам, которые хорошо платили за такой экзотический товар. Но шторм на Черном море помешал осуществлению этих планов. Многим невольникам удалось спастись, они добрались до берега вплавь.

Так что современные абхазские негры предположительно являются потомками людей, выживших в кораблекрушении.

Наследники колхов

Некоторые историки полагают, что чернокожие жители Кавказа произошли от племени колхов. По данным античных авторов, этот народ населял Восточное Причерноморье. В VI веке до нашей эры на данной территории возникла легендарная Колхида – древнее царство, которое было основано, согласно легенде, выходцами из Египта и Абиссинии.

  • Хотя нет никаких достоверных научных доказательств, что колхи были представителями негроидной расы, известный античный историк Геродот считал их потомками чернокожих египтян, поскольку оба эти народа придерживались традиции мужского обрезания.
  • Пришли вместе с нартами
  • Многие жители Кавказа, в том числе и абхазы, причисляют себя к наследникам нартов – древних воинов и героев, чьи подвиги описываются в объемном эпосе, который является настоящим памятником устного народного творчества.

Если верить легенде, то из далекого похода в африканские страны богатыри-нарты вернулись с некими «чернолицыми людьми». Якобы они выступали в роли провожатых в незнакомых землях, помогали путешествующим воинам ориентироваться на местности. А потом вместе с новыми друзьями дошли до Кавказа.

Герои Нартского эпоса, жившие в мифические времена, в народном сознании являются безусловными носителями добра и мудрости. Это настоящие герои, которые всегда побеждают своих врагов. Поэтому допустить, что приведенные из Африки люди были пленными, а использовали их в качестве рабов, абхазы просто не могли.

Насколько же достоверна эта легенда о чернолицых проводниках-спутниках, судить вам.

Подарок Петра I

Как многие русские аристократы и правители, Петр I (1672-1725 гг.) питал настоящую слабость к различным диковинкам. Представители экзотических народов также входили в число увлечений государя. Вспомним хотя бы легендарного арапа – Абрама Петровича Ганнибала, который приходится прадедушкой великому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.

По утверждению отдельных историков, Петр I часто приобретал чернокожих невольников у работорговцев. Не все из них смогли акклиматизироваться и приспособиться к жизни в северной столице России. Вот, дескать, заботливый правитель и подарил абхазским князьям сотню-другую африканцев, чтобы они жили в подходящем для себя южном климате.

Как видите, версий немало. И некоторые из них даже дополняют друг друга. Но как на самом деле в Абхазии появились представители негроидной расы, еще предстоит выяснить историкам и этнографам.

Источник

http://webkamerton.ru/2018/04/kto-takie-abhazskie-negry?utm_…

Источник: https://myhistori.ru/blog/43099117259/prev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector