Чем бани на руси удивляли иностранцев

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Долгое время было принято считать эталоном элегантности и чистоты представителей европейского дворянства. С картин Средневековья на нас смотрят ухоженные, красивые женщины и элегантные мужчины. Но так ли это было на самом деле и почему многие европейцы ужасались, сталкиваясь с гигиеническими правилами на русской земле.

В истории долгое время было принято считать, что западная Европа была куда развитее древней Руси и Российской империи целом. Однако, судя по последним открытиям – это далеко не так. Наши западные соседи привыкли к постоянной клевете на Русь, и многие европейцы никогда не бывавшие на русских землях, считали Русь «немытой». Так ли это на самом деле?

Пока европейские города утопали в нечистотах, в Новгороде Великом существовала разветвленная сеть канализации, выводящая все отходы за город.

Учёные установили её примерный возраст – городская канализационная система была построена ещё в 11 веке.Существовал в Новгороде и  городской водопровод.

А в средневековой западной Европе помои и нечистоты выливали из окон прямо на улицы, или в каналы в Голландии.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

У восточных славян не только высшие классы, но и простой народ в деревнях проявляют по нынешний день, как они проявляли уже в конце языческого периода, стремление к чистоте, о чём свидетельствует строительство специальных бань для общественного пользования, которые в древнерусском языке назывались лазьня (от «лазить»), мовня, мовница, мов творити или мыльня, мыльница от общеславянского слова мыти. В древних русских церковных поучениях говорится о том, что народ приготавливал баню и для своих предков, русский народ кое-где делает и до сих пор.

 Уже в ΙΧ-Χ веках был также широко распространен и термин баня, баньное от ведического санскрита «панньяна» — «pannejana» — «мытьё ног» и «Бад» – bād – бадья, баня, на греко-латинском — бальнеум — βαλανεΐον, банья — βάνεια (balneum, banea).Чем бани на Руси удивляли иностранцев Однако было бы неправильно приписывать появление бани одному лишь греко-римскому влиянию, хотя в позднейшее время это влияние отрицать нельзя, так как на него указывает само распространение термина баня. Я полагаю, что скорее всего толчок к строительству бань дан был с Востока или от скифов-борисфенитов, знакомых с подобными паровыми банями, при пользовании которыми моющиеся одновременно одурманивали себя конопляным дымом.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Наконец, днепровские славяне — по Геродоту «борисфениты», уже во времена Геродота, как он сообщает,  устраивали паровые бани в землянках, где воду издавна наливали на очаг для образования пара — это являлись собственным изобретением русских.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Уже в X веке арабский  историк, географ и путешественник Аль-Масуди  (896–956 г.г.

) называет банное помещение по-славянски al-atbba или al-itbba, что может являться лишь транскрипцией славянского истъба, а одновременно с ним русский летописец под 945 годом для названия банного строения в Киеве использует слово истобка, очевидно, что слово истъба в значении «баня» сохранилось у русских в значении отапливаемого помещения. В хорошо истопленной русской печи часто мыли малышей.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Избы с построенной внутри печью, приспособленной под баню, появилась у славян примерно в V или VI веках. Так, мы читаем что княгиня Ольга приказала приготовить древлянам баню в деревянном доме, в котором затем сожгла их (Лаврентьевская летопись, под 945 годом, ПВЛ, I, с. 41). 

 Паровая баня, представляла собой комнату, в одном углу которой находилась низкая печь для топки,над очагом строили свод из камней, становившихся раскалёнными от огня. Так описывает древнерусскую баню языческого периода в городе Новгороде Великом древнерусский летописец: «В русских банях обливались горячим квасом, хлестали себя вениками и обливались холодной водой».

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Показателем заботы о теле и собственном здоровье на Руси считалась чистота тела. Требование это с глубокой древности соблюдалось представителями всех сословий. Русская баня стала прекрасным местом для очищения тела и укрепления здоровья.

 Наши предки считали, что хорошая баня может излечить от всех болезней. Поэтому к воде, которая использовалась в бане, добавляли отвары различных трав.

Каждую неделю вся семья должна были хорошо попариться и вымыться в бане, этот обряд омовения совершался и перед большими церковными праздниками.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Столкнувшись с таким русским обычаем, европейцы приходили в настоящий ужас. Они и представить себе не могли подобные гигиенические процедуры.

Не будем забывать о том, что некоторые европейские аристократы и аристократки не мылись месяцами и их одежда и прически кишели вшами и блохами.

К костюму аристократок прилагались изящные блохоловки и длинные палочки для почёсывания головы под замысловатой причёской.

Иноземные путешественники часто считали процесс мытья в русской бане каким-то диким языческим мучительным обрядом,  и настоящей пыткой. Русские бани удивляли иностранцев, их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь горячей и ледяной водой, квасом, побивая друг друга вениками из берёзовых или дубовых веток.

Сами иностранцы привыкли мыться холодной водой из экономии и нехватки дров, в купальнях, в ваннах  они купались в тёплой воде. Чужеземцы  приходили в ужас, увидев, как разгорячённые после парной бани русские, обтираются снегом  или ныряют в прорубь с ледяной водой. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями, а  русская баня с парилкой казалась им языческой дикостью.

Против чистоплотности и частого мытья выступала католическая церковь. Примечательно, что в эпоху средневековья европейцы мылись всего несколько раз в жизни. Дипломаты, приехавшие на русскую землю, получили культурный шок, когда увидели, сколько раз в неделю моются местные люди.

Однако, после посещения русской бани, иностранцы чувствовали себя прекрасно и легко, что начинали понимать как это полезно и приятно для всего организма.

Впечатления чужеземцев от русской бани были настолько сильными, что их восторженные об оздоровительном эффекте этой странной банной процедуры распространился по всему свету.

О большой пользе русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники.

Строительство русских бань приобрело по-настоящему широкий размах во времена Петра I, когда бани стали появляться во всех крупных городах России. В  Петербурге был отменён налог на сооружение русской бани.

Известно, что Пётр Великий любил попариться в бане и знал в этом толк.

  Во время пребывания в Голландии под именем простого плотника,  русский император Петр I  собственноручно построил русскую баню на корабельной верфи.

О целительных свойствах русской бани писал в 1778 году врач императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес.

 Он считал, что русская баня может заменить почти все известные ему лекарства.

Уехав из России на родину, доктор  Санчес открыл парную русскую баню для лечения своих больных в Португалии, так русские бани в XVIII веке появились в крупных городах западной Европы.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

После войны с Наполеоном в 1812 году солдаты русской армии, прошедшие походом всю Францию и дошедшие до Парижа, построили русские бани везде, где останавливались и научили местное население в других странах париться по-русски.

В Москве в начале XIX века было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня.

Ещё одна традиция русских никак не могла прижиться у иностранцев.

Русские люди обязательно умывались утром и вечером в проточной воде, а не в лохани, как это делали и делают сегодня англичане, и русские обязательно мыли ноги перед сном.

Считалось, что таким образом человек избавлялся от всего негатива, полученного за день, и предстаёт в вечерней молитве чистым перед Богом.

Перед едой у русских было принято мыть руки, ведь русский стол, где ставили то, что Бог послал, считался престолом Божьим, поэтому русский человек садился за стол с молитвой и чистыми руками.

Пока в западной Европе для красоты использовали белладонну, свинец, мышьяк и другие опасные вещества, русские девушки применяли натуральные отвары трав и масла для растирки во время и после бани.

Древним универсальным косметическим средством у славян являлось изготовленное из молочного жира масло (от корня —маз-, мазати), которым натиралось тело.

Молодые красавицы припудривали лица мукой, а румянец был натуральным, губы немного подкрашивали свеклой или морковью.

 В конце языческого периода мыло уже проникло к славянам из восточных стран, так же как и другие редкие косметические средства: восточные ароматические масла, красящие вещества для волос -хна и басма и «краска для лица», которые, как это утверждает летописец Переяславля Суздальского начала XIII века, быстро нашли путь даже к простому народу.

Источник: http://ru-sled.ru/pochemu-russkaya-banya-pugala-chuzhezemcev/

История и традиции русской бани. Краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Чем бани на Руси удивляли иностранцевРусская баня по-чёрному

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара.

Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара.

Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое.

На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев.

Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж.

Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук.

Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Чем бани на Руси удивляли иностранцевБлохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Чем бани на Руси удивляли иностранцевБлохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар.

Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника.

Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А.

Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня.

И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь.

В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»).

После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней.

 После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Чем бани на Руси удивляли иностранцевВасилий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой.

Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой.

В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека.

Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления.

А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И.

Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия.

Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто».

Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья.

И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности.

Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу.

Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня. 

Источник: https://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Почему иностранцы боялись русской бани?

История русской бани древна, о ней упоминал еще летописец Нестор. Естественно, что с русской баней сталкивались практически все иностранцы, посещавшие Россию.

Как правило, русская баня производила на них неизгладимое впечатление, а многих и ужасала.

И было чего пугаться — в клубах раскаленного пара раскрасневшиеся мужчины и женщины хлещут себя прутьями, а затем еще и в снег или прорубь бросаются. Наверное, со стороны это выглядело как изощренное самоистязание.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии.

Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают.

Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим.

Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного.

Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане.

К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных.

В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию.

«Но мы, немцы, — писал немецкий врач Макс Плотен — пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу».

Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

Я сознательно привел в статье много цитат, чтобы о нашей бане с парилкой и вениками сказали сами иностранцы, прошедшие путь от её неприятия и даже боязни, до восхищения и откровенного копирования.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27748/

Стыдоба-то какая : чем русские бани удивляли приезжих иностранцев

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

С древности мытье в банях на Руси было традиционным занятием. В XVI — XVIII веках благодаря путешественникам и гостям европейцы узнали о существовании русских бань. Иностранцы рассказывали о том, на Руси мужчины и женщины мылись в общих заведениях, не стесняясь друг друга. Такая распущенность удивляла современников. По их мнению, такое поведение было недопустимо. Так ли это было на самом деле? Ведь общие бани не приветствовала даже православная церковь.

Сельские бани

Иностранцы, посещавшие Русь, бывали прежде всего в городах. Сюда они прибывали по дипломатическим или торговым делам. До сел заморские гости не доезжали. Им там просто нечего было делать. Поэтому о том, как жили русские, они судили по городским обитателям.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

А между тем процедура посещения бани в городах и деревнях сильно отличалась. В сельской местности народ строил бани в каждом дворе. В них парились только домашние. Чужаков никогда не пускали в свою баню. На Руси было очень трепетное отношение к парной. В бане женщины рожали, поэтому чужим туда не позволяли входить, чтобы они не занесли скверну. В них парились семьями, что вполне логично.

Городские бани

В городах для небогатых людей бани действительно были общими. Они появились в качестве массового явления еще в период правления Алексея Михайловича.

Бани представляли собой строения, состоящие из трех помещений: парильни, моечной и раздевалки. Посещали их абсолютно все люди: и старые, и молодые.

Иностранцы писали, что в банях женщины разных возрастов ходят голыми и совершенно не стесняются этого. Более того, они шутят над своей наготой.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Но это не единственное, что удивляло иностранцев. Не менее их впечатляла привычка людей после бани бежать нагишом в реку, чтобы окунуться в холодной воде. Обычно заведения строили на побережье водоемов, поскольку в них регулярно случались пожары. А тушить огонь возле реки гораздо проще.

Очаг разврата

По мнению историков, городские общие бани существовали в России до конца восемнадцатого века. Состоятельные люди и представители высшего сословия могли позволить себе частные бани даже в городских условиях. Представители бедных слоев населения вынуждены были посещать общие парилки. Именно здесь иностранцы наблюдали бесстыжих женщин, которые находились в одном помещении с мужчинами.

Но были ли парильни очагами разврата? Стоит сказать, что православная церковь боролась с явлением еще со времен Ивана Грозного. Однако искоренить обычаи было непросто. Полностью бани были запрещены во времена правления Екатерины Второй. Конечно, остается удивляться, как после прихода православия на наши земли такие заведения так долго смогли просуществовать.

Никаких данных о том, что в банях происходило что-то помимо мытья, историками не найдено. Что касается иностранцев, то они лишь писали о совместном мытье женщин и мужчин, о невинных шутках и не более.

По мнению историков банного дела, на Руси общие заведения не переросли в источник чего-то другого. Бани использовались по прямому назначению. Хоть Россия и не была пуританской страной, здесь царили не менее строгие нравы. Православные традиции и общинный уклад не позволяли людям вести себя распущенно.

Русские в бытовых вопросах никогда не впадали в состояние религиозного фанатизма. Но нравы языческой эпохи были давно искоренены. Давние народные традиции совместного посещения бани, вероятно, поддерживались в городах из-за удобства. Строить большее количество помещений было сложнее, чем собрать под одной крышей представителей разных полов.

Чем бани на Руси удивляли иностранцев

Во все времена жили на Руси небогато. Поскольку в бани ходили бедные слои населения, вероятно, это не слишком заботило власти. Поэтому борьбу с явлением вели неактивно. Иностранцам же традиция казалась возмутительной. Но стоит понимать, что они просто были непривычны к парилкам.

Вместо послесловия

Практика общих бань постепенно ушла в небытие. Властям удалось справиться с подобным явлением после полного запрета, который сопровождался постепенным строительством новых помещений, предусмотренных для разных полов.

На искоренение привычки париться вместе были потрачены столетия. Но к этому пришли бы в любом случае в условиях роста городов и их европеизации. Для своего времени общие бани были вполне органичными заведениями.

А то, что иностранцы в них видели источник разврата, было лишь плодом их фантазии.

Источник: https://www.nastroy.net/post/stydoba-to-kakaya-chem-russkie-bani-udivlyali-priezzhih-inostrancev

Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства

Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.

Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».

Дж. Казанова «Воспоминания»

Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.

Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
«Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке.

Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д.

Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. …

В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи… В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет… В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. »

Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.

Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или

парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки.

Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время.

Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася.

И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья.

Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял… Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими.

Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились…

С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны.

Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.

Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве.

Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает.

Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»

P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.

Источник: https://catherine-catty.livejournal.com/71223.html

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники.

Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей.

Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса.

Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар.

Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки.

Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе.

Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник: http://smiya.ru/another/34862-obschie-bani-na-rusi-pochemu-v-nih-ne-videli-besstydstva,full.html

Related Posts

Автор

Добавить комментарий

Источник: https://sbs-dnr.ru/2018/03/18/obshhie-bani-na-rusi-pochemu-v-nix-ne-videli-besstydstva/

Иностранцы в русской бане

17 марта 2019 года

Бытующее мнение, что бани на территории Руси были распространены повсеместно, не соответствует истине. Заблуждаются не только иностранцы, редко посещающие Россию, но и соотечественники.

Строительство бревенчатых срубов, используемых для проведения гигиенических процедур, было характерным явлением для средней полосы, севера страны. Жители Украины, Беларуси, южных регионов, не знакомы с банными практиками, связанными с ними сказаниями, фольклором.

Там мылись в кадках, корытах, размещенных в избе. Не была распространена традиция использовать для мытья и печь.

Причины страха перед баней

Опасения иностранцев объясняется не только непривычной обстановкой, экстремально высокими температурами, наличием клубящегося пара. В старину нередки были трагические случаи, связанные с отсутствием обследования перед посещением бани.

Летописец Нестор описывает коварство княгини Ольги, которая своеобразно отомстила древлянам, приехавшим ее сватать. Легенды и предания гласят, что пригласив послов попариться, отдохнуть с дороги, она приказала запереть их в бане и поджечь.

Пугали заморских гостей и рассказы о проживающем в бане злом духе – баннике. В русских поверьях, сказках, былинах,  он выглядит как злое, мохнатое существо, которое необходимо задобрить при посещении парилки. Современные этнографы, изучавшие сказки Поморья, пришли к выводу, что эти верования порождены страхом угореть или сгореть в огне.

Знали иноземцы и о том, что баня является не только способом очищения, но и является сакральным местом для проведения ритуалов и таинств.

Интересно описал баню арабский путешественник Ибн-Руста. В путевых заметках он рассказал, как русские поливают водой раскаленные камни, используют вместо опахала связку веток, закрепленную на длинной ручке.

С ее помощью они притягивают к себе горячий пар, который способствует открытию пор, образованию обильного потоотделения. Такие действия вызывают на лицах удовольствие и улыбку.

Изощренным самоистязанием, мазохизмом, в глазах приезжих выглядел обычай нырять после парной в прорубь, кататься по снегу, обливаться ледяной водой.

Цивилизованные европейцы, использующие для очищения специальные скребки, маскирующие запах грязного тела парфюмерией, удивлялись русской чистоплотности, традицией мыться каждую субботу.

Удивительным считали зарубежные гости обычай общаться в бане. По их наблюдениям, с русскими невозможно было подружиться, заключить взаимовыгодную сделку, если не посидеть несколько часов за столом, не попариться в бане.

 Особенно шокировали иностранцев общественные парные, где обнаженные люди, не стесняясь, стегали себя и других вениками, окатывали друг друга холодной водой.

Экзотикой был обычай париться в одной бане мужчинам и женщинам, обнаженными выбегать на улицу для охлаждения в реке, снегу. Лишь по распоряжению Сената в 1743 году был издан Указ, разделяющий женские и мужские дни в бане.

Определенный порядок стали соблюдать, но только в крупных городах.

Настораживал иноземцев обычай ходить в баню семьями. Этого правила придерживались даже монархи, что позволило боярам вычислить Лжедмитрия, который не придерживался вековой традиции.

Просвещенная Европа

Видя, насколько русские обогнали европейцев в вопросах соблюдения гигиены, придворные, возвращаясь на родину, превозносили здоровые русские обычаи.

Обрусевшие иностранцы постепенно привыкали к процедуре, а просвещенные врачи считали бани универсальным средством для лечения, профилактики болезней. Личный лекарь императрицы Елизаветы рекомендовал строить бани по всей Европе вместо аптек.

Камерюнкер Берхоль в своих записках описывает методы оздоровления, принятые в парной, отмечает чудодейственный восстановительный эффект, необыкновенную легкость. С ним согласен испанец, бывший придворным доктором Елизаветы. Он отмечает, что баня намного полезнее химических лекарств, произведенных в лаборатории.

Долго прожившие в России иноземцы удивляли соотечественников тем, что возвратившись домой, строили бани. Так, подобие русских бань появилось в Германии, о чем сейчас почти никто не вспоминает.  

Иностранцы стали посещать роскошные общественные бани, построенные в крупных городах. Такие строения, отличавшиеся изящной архитектурой, богатым внутренним убранством, быстро стали клубами для влиятельных людей. В места, подобные знаменитым Сандунам, ходила не только местная знать, но и гости Москвы.

Вспоминая великих писателей, поэтов, танцоров, философов, рассуждая о загадках русской души, не стоит забывать о том, что традицию соблюдать чистоту тела Европу научила лапотная Россия.

Источник: https://bani-el.ru/newsitem/50/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector