Чем герои новгородских былин отличались от остальной руси

Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси

В отечественной фольклористике давно уже ведется дискуссия о соотношении эпоса и истории. Истоки устного народного творчества восточнославянских народов уходят в глубокую древность, но подавляющее большинство древних эпических произведений, записанных в ХVIII-ХХ вв., являются продуктом не одной, а нескольких эпох. Следовательно, былинный фольклор включает разновременные наслоения, и отделить ранние элементы от более поздних дополнений очень трудно. Как пессимистично утверждает В.Г.Мирзоев, невозможно выявить «текстуальную первооснову былин, очищенную от позднейших наслоений».

Исследователи выделили всего около 100 былинных сюжетов: богатырь и правитель; сватовство и свадьба героя; отражение вражеского нашествия (татар, литовцев); борьба героя с чудовищем (змеем и др.); бой отца с сыном и др. Былины в основном группируются в рамках четырех территориально-временных циклов, впервые обоснованных Л.Н.

Майковым: 1) киевский; 2) новгородский; 3) московский; 4) казацкий.

Данная классификация носит условный характер, поскольку произведения фольклора, зародившиеся еще в домонгольскую эпоху в Южной Руси, впоследствии вместе с переселенцами распространились в более северных лесных областях Восточной Европы, где не раз дополнялись новыми хронологическими пластами.

В народном эпосе отложилось гораздо больше языческих элементов, чем в памятниках древнерусской литературы, созданных книжниками из среды духовенства.

Былины, зародившиеся раньше исторических песен и обладающие определенной метрической структурой, в древности исполнялись с музыкальным сопровождением, причем былинный стих формировался на протяжении нескольких столетий.

Для развития былинного эпоса характерны цикличность, импровизация исполнителей, прикрепление старых безымянных сюжетов к известным историческим деятелям, например, к С.Разину или Петру I.

Былины «содержат фактический материал, причудливо трансформированный веками и синтезированный в очень своеобразной форме»; они отличаются «нерасчлененностью описания действительности», «большой текучестью как объект изучения», отмечает В.Г.Мирзоев.

На протяжении второй половины ХIХ-ХХ вв. в русской фольклористике велась то оживлявшаяся, то временами затухавшая дискуссия между представителями двух основных научных школ — «мифологической» (А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, В.Я.Пропп и др.) и «исторической» (С.Н.Азбелев, Б.Н.Путилов, Б.А.Рыбаков).

По мнению представителей мифологического направления, эпические песни (былины) первоначально зародились как мифы о божествах. Приверженцы «исторической» школы отождествляли былинных героев с конкретными историческими лицами русского Средневековья (порой слишком прямолинейно).

Истина же, как это нередко бывает, видимо, находится где-то посередине.

«Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания, — считал известный фольклорист В.Я.Пропп. — Эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги». Не раз исследователями предпринимались попытки идентифицировать некоторых из былинных персонажей, связать фольклорные мотивы с реальными сюжетами из прошлого.

В былинах присутствуют следующие социальные типажи: а) правители: князья (Владимир Красно Солнышко, Волх Всеславьич, Вольга Святославич, Глеб Володьевич); цари (Кащей и др.

); б) богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др.); в) бояре (Василий Буслаев и др.

); г) купцы, главным образом гости (Садко, Пленко Сурожанин, Тараканище); д) крестьяне (Микула Селянинович, крестьянский сын Илья Муромец); е) разбойники (Соловей-Разбойник); ж) казаки;

  • з) странники-паломники (калики).
  • Но среди былинных персонажей не встретишь ни ремесленников, ни монахов, ни белых священников, разве что прозвище Алеши Поповича указывает на его происхождение из духовного сословия.
Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси
Владимир Красное Солнышко Микула Селянинович Василий Буслаев
Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси
Соловей Будимирович Чурило Пленкович Ставр Годинович и Василиса Микулишна

Перейдем к обзору возможных исторических прототипов героев былин, чаще всего фигурирующих в литературе.

Владимир Красно Солнышко

Вот каким эпитетом наделен в одной былине этот князь: «ласковый Владимир стольно-киевский» («Вольга и Микула»).

Но было бы не верно однозначно применять былинное прозвище «Красное Солнышко» по отношению к великому киевскому князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь, ведь для защиты южнорусских земель от набегов кочевников немало сделал и его правнук Владимир Мономах, правивший в Киеве в 1113-1125 гг., дополнивший «Русскую правду» и проявивший себя как писатель.

Вольга Святославич

В былине «Вольга и Микула» описывается нелегкий крестьянский труд в северной полосе России, где соха при вспашке наталкивалась на пни-коренья и камни. Одни пашут, а другие, подобно Вольге Святославичу, собирают с крестьян дань («получку»).

В одной и той же былине действуют люди разного социального происхождения. Но между ними по народным представлениям, еще нет жестких иерархических границ.

Былинный князь Вольга может предложить крестьянину Микуле Селяниновичу стать наместником, то есть подняться до уровня боярина.

Как предполагают, прототипом Вольги стал Олег Вещий, разъезжавший с дружиной с целью сбора дани, а в образе Микулы представлен популярный в народе святой Николай Чудотворец.

Другие, но менее вероятные прототипы — Олег Святославич Древлянский (сын Святослава Игоревича), правивший в земле древлян и погибший при столкновении со своим братом Ярополком, и Олег Святославич Черниговский, получивший из уст древнерусского книжника прозвище «Гориславич» за то, что не раз приводил на Русь половцев.

Есть однако, мнение, что за противопоставлением «богатырей — Микулы («оратая-оратаюшко») с Вольгой Святославичем (богатырем княжеского рода и его дружиной)» скрывается противостояние «Перуна как бога княжеской дружины и Велеса как народного крестьянского бога».

Илья Муромец

Хотя и в устном народном творчестве, и на картине В.М.Васнецова Илья Муромец показан как старший» из богатырей, атаман, цикл эпических произведений о нем возник позже, чем былина о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Согласно народным представлениям, родился он в семье крестьянина по имени то ли Василий, то ли Иван, в селе Карачарове (под Муромом), где и прожил до 30 лет, а затем стал совершать свои богатырские подвиги. В 1999 г.

в Муроме состоялось открытие памятника Илье Муромцу работы скульптора В.Клыкова.

Семнадцатиметровая фигура богатыря, стоящего с высоко поднятым мечом в правой руке и крестом в левой руке, воздвигнута в городском парке, на Воеводиной горе, над рекой Окой.

В некоторых былинах богатырь Илья Васильевич (Иванович) именуется, однако, не Муромцем, а Муровцем или Муровичем. Ссылаясь на это второе прозвище, полагают, что по более ранней версии он происходил вовсе не из Мурома, а из г.

Моровийска, расположенного на правом берегу р. Десны, на полпути между Черниговом и Киевом, и известного с XII в. В 1174 г.

летописный Моровиеск, входивший в Черниговское княжество, сожгли союзники новгород-северского князя Олега Святославича.

В былинах Илья Муромец действует вне определенного исторического контекста: то служит киевскому князю Владимиру, то участвует в качестве казачьего есаула в покорении Сибири Ермаком, то разбойничает вместе со Степаном Разиным на Волге.

В былине «Илья Муромец и Мамай» на древнюю домонгольскую основу наслоились более поздние реалии конца XIV в.: старый богатырь убивает предводителя Орды, направлявшегося в поход на стольный Киев, где правит князь Владимир.

Перед нами предстает обобщенный образ защитника Русской земли.

Между тем, если верить народному преданию, Илья Муромец был погребен в Киево-Печерском монастыре. Немецкий путешественник Эрих Ляссота, посетивший Киев в конце XVI в., видел там гробницу «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». В 1638 г.

монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский, издавший на польском языке книгу «Тератургима» с описанием разных чудес, обратил внимание читателей на захоронение в пещерах св. Илии, отождествляемого с одним из прототипов былинного богатыря Ильи Муромца. В 1988 г.

Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу мощей.

Она показала, что покойный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (высокий для того времени), у него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет не мог ходить) и следы от многочисленных ранений.

Некий Элиас (Илья) Русский известен и в средневековом западноевропейском эпосе.

Добрыня Никитич

Чаще всего родиной этого богатыря называют Рязань, иногда Казань (былина «Добрыня и змей»), реже Киев (былина «Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муровичем»). Правда, из Казани он едет сразу не по Волге, а по Оке, на которой стоит Рязань.

Добрыня Никитич меткий стрелок из лука, хорошо играет в шахматы, шашки, кости, а порой музицирует на гуслях. В одной из самых древних былин «Добрыня и змей» он предстает в образе бесстрашного витязя-змееборца. Но в отношениях с другими богатырями Добрыня не всегда проявляет дружелюбие и искренность.

Добрыня уговаривает Настасью Микуличну не выходить замуж за «смелого Олешеньку Поповича, за того бабьего насмешника», хотя и считает его своим названным братом.

В былине «Добрыня и Василий Казимиров» повествование переносится в эпоху ордынского ига с ее данью — «выходом», а герой именуется уменьшительно-ласкательно как Добрынюшка Никитинец.

Фольклорист Ю.И.Смирнов выявил 7 исторических лиц Х-ХIII вв. по имени Добрыня. Перечислим самых известных из них, которые могли стать прототипами былинного богатыря.

Добрыня Малкович. Сын Малка из Любеча, дядя Владимира Святославича (по матери, ключнице Малуше). С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г.

, помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. Около 980 г. посадник Добрыня вслед за Киевом провел языческую реформу в Новгородской земле, а спустя 10 лет ему пришлось крестить новгородцев «огнем».

Его сын Константин Добрынич также был новгородским посадником.

Добрыня Рагуилович. Новгородский военачальник XI в. Во время войны с Олегом Святославичем Черниговским в 1096 г. новгородский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха) направил Добрыню Рагуиловича «вперед себя в сторожу». Находясь в разведывательном дозоре, воевода Добрыня захватил даньщиков черниговского князя, разъезжавших с целью сбора дани по Ростово-Суздальской земле.

Добрыня Ядрейкович. Новгородец, боярин, автор «Хожения в Царьград» (нач. XIII в.), ставший под именем Антония новгородским архиепископом.

Алеша Попович

Единственный из троицы знаменитых богатырей, не имеющий исторических корней. Из народного эпоса информация о богатыре Алеше Поповиче (именуемом также как «Алеша Попов сын Федорович») была заимствована средневековым русским книжником первой трети XVI в.

, составителем летописного свода, включенного в Никоновскую летопись. А уже из Никоновской летописи она попала в Степенную книгу (гл. 65 «О храбрых мужах» 1-й грани и 1-й ступени), составленную в начале 1560-х гг. митрополитом Афанасием.

Былинный герой разгромил отряды половцев во главе с «половчином» Володарем (странное имя для половецкого хана), напавшие на Киев в отсутствие святого и великого князя Владимира. Последний будто бы пребывал тогда в Переславце на Дунае. На самом деле этот нижнедунайский город еще в 967 г.

захватил отец Владимира Святого Святослав Игоревич. Блаженный князь Владимир пожаловал Алешу Поповича золотой гривной (шейным украшением) и сделал его своим вельможей.

Садко

Далеко не сразу былинный Садко стал видным купчиной. В молодости он, будучи гусляром («гусельщиком»), потешал на пирах бояр и купцов. Согласно еще одной версии, новгородский гусляр Садко «гулял» — разбойничал по Волге 12 лет, подобно речным пиратам-ушкуйникам.

И лишь позже, разбогатев с помощью Водяного царя, приобщился он к дальним торговым поездкам, приносившим большие барыши, и обзавелся семьей.

Что ж, стратификация средневекового русского общества не носила замкнутый характер, и в Новгороде Великом можно было перейти из одной социальной группы в другую (за исключением боярства).

Согласно Новгородской первой летописи старшего извода, весной 6675 (1167) г. «Заложи Съдко Сытиницъ церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святослави Ростиславици, при архиепископе Илии».

Ряд ученых однозначно и прямолинейно отождествляют былинного героя Садко с летописным Содко Сытиничем. Как полагал Б.А.Рыбаков, «вот с этим купцом или торгующим боярином (он назван по отчеству) и можно сопоставить то торгово-экспедиционное начало, которое так устойчиво в былинах о Садко». Д.С.

Лихачев также не сомневался в том, что «Сатко летописи и Садко былин — одно и то же лицо».

Но был ли летописный Содко Сытинич купцом? Скорее всего, нет. И вот почему. Во-первых, купцов в допетровской России никогда не именовали на -ич, с таким отчеством (да и то лишь на печатях, но не в актовых документах) указывали новгородских купеческих (сотенных) старост, известных с XIII в.

Во-вторых, в ХII-ХV вв. церкви в Новгороде Великом возводились лишь на средства купеческих объединений, только с начала XVI в.

отдельные купцы (прежде всего из числа переселенных из Москвы гостей-сурожан и их потомков) стали выступать в роли заказчиков и строительных подрядчиков при сооружении каменных храмов.

По-видимому, летописный Содко Сытинич относился к «житьим людям» — группе непривилегированных феодалов в Новгороде Великом, происходивших из разбогатевших горожан. Владея землей, «житьи люди» также активно занимались торговлей и по социальному положению были близки к богатым купцам («гостям»).

Возведение в XII в. храма св.

Борис и Глеба неким новгородцем Содко Сытичем (возможно, внезапно разбогатевши «житьим человеком») послужило лишь импульсом для народных сказителей, дававших волю своей фантазии и постепенно сформировавших былинный образ Садко — гусляра и удалого купца.

В былинах о нем реальные черты торгового быта Великого Новгорода сочетаются со сказочным сюжетом, действительность — с ее гиперболизацией. Заимствовав от реального лица имя, фольклорный герой начинал далее по воле сказителей собственную жизнь.

Сравнительный анализ фольклорной информации и исторических реалий ещё раз убеждает нас в том, что нельзя ставить знак равенства между былинными персонажами и историческими лицами, носящими одно и тоже имя.

Образы фольклорных героев носят собирательный характер, являются отражением и преломлением в народной памяти разновременных свидетельств.

Устные предания о князьях и богатырях, именитых гостях могли послужить лишь поводом для создания былин.

// Преподавание истории в школе. — 2010. — № 10. — С. 33-37.

Читайте также:  Какие кулачные бои проводили русские аристократы

Источник: http://vvcultura.shpl.ru/byliny.html

Новгородский цикл былин

Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси

Слагали и рассказывали эти былины скоморохи, которыми особенно славился древний город. Естественно, за щедрую награду они старались угодить вкусам новгородской буржуазии, создавая яркие, увлекательные, а порой и забавные сюжеты из их жизни.

Былины о Садке

Самый известный герой новгородский сказаний – Садко. Вышедший из небогатой среды (то ли гусляр, то ли простой купец, то ли просто добрый молодец) он становится весьма состоятельным. Такой сюжет не мог не привлекать увлечённых идеей обогащения жителей торгового центра.

В сюжетах былин о Садке можно выделить три линии: о его обогащении, о состязании с новгородцами, и о Царе Морском. Иногда всё это могло быть заключено в одно сказание. Но в любом варианте большое внимание уделялось обычным бытовым сценам новгородской реальности, ярко рисовалась купеческая среда. По сути, все легенды о Садке прославляют богатство самого господина Великого Новгорода.

Былина о Ставре

Апогеем расцвета новгородского стремления к получению капиталов становится былина о Ставре. Повествует она о знатном новгородском боярине-капиталисте, занимающемся барышничеством и ростовщичеством.

Былинного Ставра заключает в темницу князь Владимир – здесь можно увидеть столкновение и соперничество Киева и Новгорода, а прототипом служит сотский, заточённый Владимиром Мономахом.

Но все симпатии сказителя явно на стороне новгородского боярина.

Былины о Василии Буслаеве

Любимцем новгородских жителей был Васька Буслаев – разудалый молодец, герой Новгородского ушкуйничества, лихих грабежей в новгородских колониях, любитель покуражиться и попировать. В отличие от других былинных героев, ходивших по Руси, новгородский Буслаев славится не воинским героизмом, а удалью во внутренних поединках и конфликтах беспокойной республики.

Другие былины

Выражением вкусов новгородских жителей становятся и другие былины – о Хотене Блудовиче, решившем посвататься к дочери спесивой и богатой вдовы, о богатом госте Терентьище и т.д. Они носят сугубо реалистически-жанровый характер, ярко иллюстрируя обыденную жизнь и вкусы новгородской буржуазии.

Роль новгородского цикла былин

Новгород представлял собой богатейший торговый центр, открытый культурным влияниям Запада и Востока. При этом он всегда напоминал некий растревоженный острой борьбой социальных групп улей. Самим своим характером он формировал культ богатства, роскоши и заморских путешествий.

Появившийся в таких обстоятельствах новгородский цикл былин позволяет взглянуть не на сказочные подвиги богатырей, как в былинах киевского цикла, а на обычную жизнь древнего города.

Даже стиль изложения и сюжет этих песен напоминают скорее яркие и захватывающие «сплетни», разносимые по шумному городу скоморохами и сказителями.

Именно поэтому новгородские былины выделяют среди своих «собратьев», относя скорее к разряду европейских новелл о городской жизни (фабльо).

Автор – Макарова Наталия

Чем герои новгородских былин отличались от остальной Руси

Источник: https://music-education.ru/novgorodskij-tsikl-bylin/

Былинные герои — кто они?

Слайд 1

Былинные герои- кто они? Выполнила ученица 7 «Б» класса МБОУ «Началовская СОШ» Кузнецова Татьяна Руководитель: Яковенко Г.А.

Слайд 2

Цель: Расширить представление об эпических героях Задачи: Выяснить, каковы портреты и одежда героев былины. Рассмотреть, как в былине раскрывается богатырская сила. Выяснить как авторы- рассказчики относятся к героям былин.

  • Слайд 3
  • План Понятие Возникновение героев Богатыри Святогор Илья Муромец Добрыня Никитич Алеша Попович Василий Буслаев Классификации Вывод
  • Слайд 4

Понятие Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители.

В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения.

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны.

Слайд 5

Возникновение героев Представители мифологической школы полагали, что былины первоначально возникали как мифы о божествах и, таким образом, возводили их к глубочайшей древности. Владимир, прозванный в былине красным солнышком, рассматривался как древнее божество солнца, Илья Муромец – как бог-громовержец . Также они делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей.

По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх , Потыка ) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

  1. Слайд 6
  2. Богатыри Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы (недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван создателями «Илья Муромец»).
  3. Слайд 7

Святогор Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху. Он старше многих богов. Многие знакомы с этим могучим великаном по былине, где он встречается с Ильей Муромцем и прячет его вместе с конем в карман.

Слайд 8

Святогор, в славянской мифологии сын Рода, брат Сварога , а Сварожичи доводились ему племянниками. Его отец назван «темным», то есть слепым. Рожден же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда темных чудищ из Нави.

Слайд 9

Илья Муромец Илья Муромец, несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Родина его – город Муром, село Карачарово . Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.

Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру.

Слайд 10

Считается, что реальным прототипом былинного героя был крестьянский сын по прозвищу Чоботок родом из села Карачарова недалеко от Мурома.Прозвище или Чоботок , получил оттого, что однажды отбился от врагов сапогом – « чоботом » Еще в позапрошлом веке было известно, что похоронен он в Киево-Печерской лавре, в пещере преподобного Антония. В 1990 году могилу былинного богатыря «нашли» еще раз.

Исследовали и установили, что захоронение относится к концу XII века. По мумии Ильи Муромца сделали заключение, что погиб он в возрасте 40-45 лет от удара копьем в область сердца. Оказалось, что силу Ильи былина не преувеличивала. Он страдал редкой болезнью гипофиза (часть мозга), которая привела к утолщению костей и недюжиной мощи.

Для своего времени Илья был очень высок — около 180 сантиметров. Это более, чем на голову выше средних мужчин XII века. Подтвердилось даже, что сидел богатырь на печи тридцать три года: биохимический анализ показал, что мышцы на ногах Ильи были развиты хуже, чем в других местах.

Его позвоночник был искривлен вправо с явно выраженными дополнительными отростками, которые защемляли нервы спинного мозга. Кроме того, было обнаружено несколько переломов ребер.

Слайд 11

Одет он в красную ситцевую рубаху. Длинные широкие рукава без манжет, а их низ, как и подол рубахи, украшается орнаментом. Поверх рубахи одета кольчуга. На ногах Ильи Муромца надеты штаны средней ширины с мелким рисунком и сапоги. На плече наброшен плащ из плотной яркой ткани красного цвета. Конечно же, на голове имеется шлем.

Слайд 12

Добрыня Никитич Добрыня Никитич –один из трех прославленных русских богатырей и, конечно же, популярный герой былин киевского цикла. Этот герой-змееборец родился в Рязани.

Он самый вежливый и воспитанный из русских богатырей, недаром именно Добрыня всегда выступает послом и переговорщиком в сложных ситуациях. По своему характеру он очень настойчив и трудолюбив. Большую часть своей жизни наш герой нес почетную службу в армии князя Киевского.

Разумеется, это оставило неизгладимый след на физическом и моральном состоянии героя. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка.

Слайд 13

Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши . Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток , отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. В былинах Добрыня прямо называется богатырем рязанским.

Слайд 14

Алеша Попович Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке.

Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.

Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись.

Слайд 15

Василий Буслаев Василий Буслаев — новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького.

Он ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в конце концов — гибнет. Василий Буслаев — единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси.

Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по-своему — совсем не так, как Илья Муромец или Вольга .

Слайд 16

Классификации По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский. Киевский или « владимиров » цикл. В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира.

Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру Новгородский цикл.

Былины резко отличаются от былин « владимирова » цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других. Есть еще московский цикл.

В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Хотене Блудовиче , Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.

  • Слайд 17
  • Вывод Илья Муромец- главный защитник родной земли от врагов
  • Слайд 18
  • Спасибо за внимание!

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/07/04/bylinnye-geroi-kto-oni

Былины о русских богатырях. Новгородские былины

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И. П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины, по замечанию В.П. Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси…».1

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа.

Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом.

Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.2

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул…

«Меня разбудили, – вспоминал он, – странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал.

Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением.

Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления.

Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице.

Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте.

Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец, Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин.

Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления».2

Об исполнении былин и об отношении крестьян к их содержанию свидетельствует этнограф В.Н. Харузина:

«День был воскресный и народу в деревне много. Горница быстро наполнилась народом […]. Сели на лавках, на кровати, жались в дверях. Вошел Утка [сказитель Никифор Прохоров], невысокого роста старик, коренастый и плечистый.

Читайте также:  Каким женщинам на руси запрещено было заходить в храм

Седые волосы, короткие и курчавые, обрамляли высокий красивый лоб, редкая бородка клинушком заканчивала морщинистое лицо, с добродушными, немного лукавыми губами и большими голубыми глазами. Во всем лице было что-то простодушное, детски беспомощное […].

Утка далеко откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлянулся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось; исчезло все лукавое, детское и наивное.

Что-то вдохновенное выступило на нем: голубые глаза расширились и разгорелись, ярко блестели в них две мелкие слезинки; румянец пробился сквозь смуглость щек, изредка нервно подергивалась шея.

Он жил со своими любимцами-богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие.

По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иного прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они.

Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор.

– Ай да старик, как поет… Ну уж потешил […]

– Пожалуй, и сказка все это, – нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все.

– Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.

– Мне вот что думается: кому же это под силу – вишь ведь как он его.

– На то и богатырь – ты что думаешь?.. Не то что мы с тобой – богатырь!.. Ему что? Нам невозможно, а ему легко, – разъясняли со всех сторон».3

Герои былин. Русские богатыри.

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних.

Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией.

Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Подциклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные.

Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил.

В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями.

Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах.

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация.

Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.7

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк.

Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста.

Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита.

А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются.

Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».8

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города.

События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах.

Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой.

В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств.

Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин.

В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы.

Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В.

Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие.

Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи».

Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В. Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз Новгороду».

Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью.

Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Источник: https://cyberpedia.su/4x77eb.html

Особенности циклизации былин. Основные циклы архаических былин

Былина– фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции.

Принято выделять былины киевского, или «владимирова», новгородского и московского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Киевский или «владимиров» цикл.

В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. .Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.

Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси.

С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).

Новгородский цикл.

Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.

Московский цикл.

В этих былинах отразился быт высших слоев московского общества. В былинах о Дюке и Чуриле содержится множество деталей, характерных для эпохи подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение горожан.

Архаические былины. К архоичным относятся такие былины, где ярко выражены архаические черты мировоззрения человека. Это былины о Святогоре, Волхе Всеславьевиче, Михаиле Потыке, Дунае.

1. Элементом архаики в былине о Святогоре представляется само имя богатыря, символизирующее явно не характерный для Руси пейзаж. В двух былинах о Святогоре богатырь погибает — не нужен он со своей исполинской силой Руси. Былина о Святогоре — единственная — представлена прозаическим текстом.

2.В былине о Волхе архаично имя богатыря, оно восходит к словуволхв, т. е.

кудесник, этим мотивирована способность Волха к превращению; элементы расправы русских воинов с женами и детьми врага — единственный по своей жестокости случай во всем былинном эпосе; факт чудесного рождения Волха от змея говорит о тотемном происхождении богатыря. Р.Якобсон считал, что русский Волх восходит к культу волка.

3.Былина о Михаиле Потыке (Потоке) входит в цикл песен о сватовстве. Ее отличает большой объем. В основе сюжета — женитьба героя на волшебнице (представительнице враждебного мира), связанная с обязательством — в случае смерти одного из супругов другому идти в могилу живым за умершим. Архаичность этого мотива в том, что здесь отражены явления доисторического быта.

4. Былина о Дунае содержит в основании сюжета топонимическую легенду о происхождении двух рек: Дуная и Настасьи.

Киевский цикл былин.

Эти былины оформились и развились в период ранней русской государственности в Киевской Руси.

1)действие происходит в Киеве или около 2) в центре события князь Владимир. 3) основная тема – защита рус. земель от кочевников. 4) исторические занятия и быт характерны для Киевской руси.

5) события и враги русской земли до монгольского периода.

Киев воспет как центр русских земель. Из Мурома, Ростова, Рязани едут богатыри на службу в Киев. Формир-е Киевского цикла былин опред. историческими обстоятельствами в 9-11вв., когда Киев достиг высокого могущ-ва. Они воспели служение богатырей князю и русской земле. Они отразили и более позднее время, борьбу русских с татаро-монгольским игом.

Формируется круг богатырей: Илья Муромец, Алеша Попович и т.д. Впервые эти былины были опубликованы в сборнике « Древние русские ст-я» Даниловым.

Героические – включают в себя былины, возникшие до татаро-монгольского нашествия, и былины, связанные с нашествием.

Одной из важных и характ-х особ-й киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич).

В былинах киевс. цикла отразилась глав.образом деят-ть княжеско-дружинн.класса Киевс. Руси в военное и мирное время.

Главные сюжеты: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Эпич. Киев – символ единства и государственной самостоятельности русской земли. Здесь, при дворе князя Владимира, происходят события многих былин. Воинскую мощь Руси олицетворяют богатыри.

Читайте также:  Николай ii и другие правители россии, у которых были татуировки

Среди богатырских былин на первое место выдвигаются те, в которых действуют Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Эти основные защитники русской земли – выходцы их трех сословий: крестьянского, княжеского и поповского.

Былины стремились представить Русь единой в борьбе с врагами.

Илья – крестьянский сын, родом из села Карачарова возле города Мурома. До тридцати лет он был болен – не владел ни руками, ни ногами. Нищие странники излечили Илью и одарили небывалой силой.

Огромная сила Ильи должна принести пользу всей Руси, поэтому он устремился в Киев. После Ильи Муромца наиболее любим народом Добрыня Никитич. Это богатырь княжеского происхождения, он живет в Киеве.

Главное дело его жизни – воинское служение Руси.

Новгородский цикл былин.

Основой сюжетов Новгородского цикла былин стали не ратные подвиги и политические события, а случаи из жизни обитателей большого торгового города- Великого Новгорода. Слагали и рассказывали эти былины скоморохи. Героями этих былин являлись купцы, князья, крестьяне, гусляры. Эти былины считаются бытовыми, новеллистическими.

  • Содержание былин:
  • 1) Былины о Садко 2) Былина о Ставре
  • 3) Былины о Василии Буслаеве



Источник: https://infopedia.su/18x3bba.html

Былина: история и особенности жанра

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – былины – было введено ещѐ в первой половине XIX века фольклористом
И.Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни учѐные считают, что это ранний жанр, сложившийся ещѐ во времена Киевской Руси
(10-11 вв.), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в 17-18 веках, а к XX веку он приходит в забвение. Былины, по замечанию В.П.

Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развивавшиеся в условиях Древней Руси…» Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они выражали общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах.

В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные
события истории. О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н.Рыбников.

Впервые он услышал живое
исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул… «Меня разбудили, – вспоминал он, – странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал.

Живой,
причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления.

Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел
свою песню, прерывая ее иногда усмешкою.

Кончил певуц и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом
госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов.

Мой новый знакомец Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин… Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние
превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего
впечатления». Главным персонажем былин являются богатыри.

Они воплощают идеал мужественного, преданного родине, народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, герои которых являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потрыск.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алѐша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображѐн мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер. Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород.

Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические (Новелла – малый прозаический повествовательный жанр литературы). Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович). Мир, изображѐнный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зелѐные, леса
тѐмные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются тѐмные тучи, туман, гроза, меркнет солнце и звѐзды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и тѐмных сил. В нѐм борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определѐнная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский
богатырь после Святогора.

Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но ещѐ и богатырь–дипломат. Его князь Владимир отправляет с
особыми дипломатическими поручениями. Алѐша Попович олицетворяет смекалку и хитрость.

«Не силой возьмѐт, так хитростью» – говорят про него былины.

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и
силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, то есть гиперболизация (Гипербола – художественный приѐм, основанный на преувеличении тех или иных свойств предмета для создания художественного образа) и идеализация (Идеализация – возведение в абсолют качеств предмета или человека). Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный, и его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов страшные, безобразные. В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закреплѐнного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов. В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мѐртвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф.Гильфердинг писал: «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нѐм убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа». В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копьѐ, шлем, кольчуга). В
них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События развѐртываются и в древнем Новгороде. В
них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира-«красно солнышко». В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни
славянского народа: завоевательные походы печенегов, половцев на Русь. Разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств. Позднее, в 13-14 веках Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы испытаний народных он вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников русской земли.

Но былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в еѐ
социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин.

В них богатыри заметно отличаются среди былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые
эпические образы, новые типы героев, которых не знают другие былинные циклы.

Новгородские богатыри отличаются от богатырей героического
цикла прежде всего тем, что они не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В.

Буслаев) и играть на гуслях (Садко), а сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с запада.

Новгородским богатырѐм предстаѐт Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие.

Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми»,
«мтужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерѐтся-бьѐтся день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи».

Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г.Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г.Белинский определил былину «как
один из перлов русской народной поэзии, поэтический «апофеоз» Новгороду. Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на
гуслях и покровительству Морского царя. Как герой, он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой
город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе
своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем, они искусно
построены, язык их своеобразен.

Особенности былины как жанра:

Былины созданы тоническим (его ещѐ называют былинным), народным стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных, имеющих чѐткий исторический смысл и обусловленных действительностью образов (образ Киева, стольного князя Владимира) с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порождѐнные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. По своему содержанию он не связан с тем, что излагается в былине, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка
(«то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним даѐтся экспозиция, в которой выделяется герой
произведения чаще всего с использованием приѐма контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создаѐтся путѐм раскрытия его благородных
чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приѐмов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.).
Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесных повторов) имеются во всех былинах.

Большую роль в них играют гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также преувеличено описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приѐмы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т.

п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин
является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Источник: http://literatura5.narod.ru/byliny-teoria.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector