Что делали с покойником в бане на руси

Когда англичане попали в Русь через Русский Север, они отметили, что эти варвары топят избы «по-чёрному», потом в них семьями купаются каждую субботу, истязая друг друга битьём хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд, с которым рядом находилась баня.

«Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы с силою… бани».

Н. М. Максимович–Амбодик

***

Бани — специально оборудованные помещения, предназначенные для принятия водных и тепловых процедур с профилактической и лечебной целью, в которых также проводятся и гигиенические мероприятия — мытьё тела.

 [1] Возникнув на заре истории человечества как первый опыт общения человека с водяным паром, баня нашла широкое применение и закрепилась на протяжении веков как потребность людей в чистоте и исцелении от болезней.

 

Когда появилась баня

Возможно, толчком к зарождению идеи парной бани послужили капли дождя, попавшие через протекавшую крышу на раскалённые камни домашнего очага, или даже просто вода, случайно влитая на очаг нашими далёкими предками. Существует мнение, что первое использование пара человеком связано с гейзерами.

Без преувеличения можно сказать, что парные бани знали и применяли все народы мира. Подтверждением этому может служить тот факт, что при археологических раскопках довольно часто обнаруживаются следы сооружений, предназначенных для водотепловых процедур.

Их внешние формы бывают различными, приспособленными к климатическим условиям и используемому материалу, к традициям и образу жизни людей, однако все эти сооружения имеют конструкции (печи) для получения жара, источником которого служили водяной пар, горячая вода или раскалённые камни, обливаемые водой.

Всё это позволяет утверждать, что эти найденные археологами сооружения являются банями.

Раскопки Восточной бани XI-XII вв Раскопки ханской бани в городище «Великий Булгар», Татарстан

Если считать прообразом парилки разогретые камни, образующие пар при обливании водой, то происхождение паровой бани можно отнести к каменному веку. Оздоровительные свойства банного пара были известны многим древним народам в разных частях света, однако были места, где баня была малоизвестна. В частности, это относится к средневековой Европе.

Это привело к тому, что в средние века в Западной Европе одна за другой следовали эпидемии чумы, холеры и других тяжёлых заболеваний. Только за три года (1347–1350 гг.) эпидемия чумы унесла в Западной Европе 25 миллионов жителей. Банные традиции в западноевропейских странах к XVIII–XIX вв.

стали возрождаться в большей мере под воздействием русского обычая париться и мыться в бане.

 

Поддай–ка пару!

История русской бани уходит в седую древность. Геродот, посетив в V веке до н.э. Скифию, располагавшуюся в Северном Причерноморье, сообщает о банях, которые использовали скифы [2].

​Геродот Галикарнасский

Устраивали их следующим образом: устанавливали три жерди, верхними концами наклонённые друг к другу, обтягивали их войлоком. В чан, поставленный посреди этой хижины–шалаша, помещали докрасна раскалённые камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскалённые камни.

От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в скифской степи. Наслаждаясь ею, скифы, по словам Геродота, вопили от удовольствия. От него же мы узнаем о том, что после погребения покойника скифы очищали себя парной баней.

Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая немного воды, куски древесины кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом они обмазывали все тело. Через некоторое время этот слой смывался, тело становилось чистым и блестело [2].

Баня упоминалась в восточнославянских преданиях, с ней связывали происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (ок. 500–565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти [3].

Баня у древних славян представляла собой небольшое бревенчатое строение, в котором располагался очаг с раскалёнными камнями, на которые лили воду, чтобы образовался пар. Вентиляцию внутри бани осуществляли, открывая двери. Согласно древнеславянским поверьям, в бане живёт весьма занятный персонаж русского фольклора — банник — нагой старик, весь облепленный листьями от веника.

Отголоски этих традиций прослеживались на Руси и во времена христианства: в недалёком прошлом, залезая на банный полок, приговаривали: «Крещёный на полок, некрещёный — с полка», а выходя из бани, оставляли на полке ведро воды и веник для банника, приговаривая: «Тебе баня на стоянье, а нам на здоровье».

Эти поговорки ещё раз подтверждают, каким уважением пользовалась русская баня в народе.

Баня по-чёрному

В древнерусской народной медицине, как свидетельствует В. Отамановский, была врачебная специальность, связанная с выполнением лечебных и культовых функций в банях.

Наличие в древнерусском языке слов «балий», «обавьник», («обадник»), или «обаньщик» близки по значению и передают различные смысловые оттенки понятия «волхв» — врач.

Необходимо отметить, что балий был «прежде всего лечителем, его медицинские функции были тесно связаны с паровой баней». [4]

 

Письменные упоминания о бане

Согласно летописным сообщениям X–XIII веков паровая баня была повсеместно распространена у восточных славян уже в V–VI веках, что свидетельствует об их высокой культуре.

Древние славяне называли баню «мовь», «мовня», «мовница», «мыльня», «влазня» или просто «баня».

Подтверждением широкого распространения бани у древних славян служит летописное сообщение, что одной из форм дани, которую одно славянское племя платило другому, были берёзовые веники.

Арабский учёный ибн–Даста, путешествуя по Руси в X веке, отмечал в своих записках, что русские очень любят париться в бане, а затем валяться в снегу или купаться в проруби. Ибн–Даста сообщает также, что в деревнях бани представляют собой землянки, которые используются и как жилища. [5]

В памятнике русской культуры, в летописном творении Нестора «Повесть временных лет» (945 г.

), в части, описывающей легендарное путешествие апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород, есть яркое изображение банной процедуры в Великом Новгороде: «…видех бани древены; и пережгут с вельми, совлокуться, и будут нази и облеются квасом уснияным, и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют егда вылезут ли живы, и обдаются водою студеное, тако оживут; и то творят по вся дни и мучими ни сим же, но сами ся мучать и то творят не мовенье себе а мученье». [6]

«Повесть временных лет» (945 г.) Нестор Летописец

Баня упоминается в договоре Руси с Византией (907 г.) в котором русичи обеспечивают себе право по прибытии в Константинополь пользоваться баней: «…и да творят им мовь елико хотят». [6]

В «Повести временных лет» описано применение бани с целью выполнения очистительного обряда: «Деревнянам же пришедшим повеле Ольга мовь створити рыкуще мце: измывшеся придите ко мне. И влезоша деревляне начиша ся мыти». [6]

Князь Владимир Великий

В уставе Великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих, что отражает глубокое понимание бани как действенного терапевтического средства. Никоновский список повествует о том, что в 1019 г.

Переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, повелел строить «…бани и строения банные и врачеве и больницы всем приходящим и безмездно врачевание». Врач–монах Киево–Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней.

Интересно отметить, что по монастырским уставам больных, находящихся на излечении в монастырской больнице, полагалось мыть в бане два раза в месяц.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) — первая русская женщина–врач, высоко отзывалась о терапевтическом действии парной бани: «…бодрит тело и веселит душу».

Древнерусская «Повесть о Петре и Февронии Муромских», относящаяся к фольклору древней Руси начала XIII века, хорошо иллюстрирует ведущую роль бани в древнерусской народной эмпирической медицине и характер применявшихся в ней самобытных и часто весьма эффективных лечебных средств [7]. Согласно некоторым спискам этой повести, Муромский князь Пётр, страдавший неизлечимой кожной болезнью, был исцелён в Рязанской земле девушкой–знахаркой Февронией, отец и брат которой были бортниками, т.е. занимались добыванием в лесах мёда диких пчёл. Осмотрев «струпы и язвы» князя, знахарка велела жарко истопить баню, вымыть больного и смазать ему те части тела, «идее же суть струпы и язвы», мёдом диких пчёл. В результате такого лечения больной князь выздоровел — тело его стало «здраво и гладко» [8].

Князя Петра помазывают в бане снадобьем Исцеленный князь Петр посылает Февронии дары

 

«Сало было, стало мыло»

В своём стремлении доказать дикость и варварство, якобы царившее в Древней Руси, некоторые авторы даже совершенно ясные и понятные места летописей и других источников пытались толковать по–своему.

В частности, например, такие слова из Никоновского списка с совершенно понятным смыслом как «банное строение» пытались расшифровать как «крестильная купель». Если ряд русских историков XVIII в.

, в том числе ТатищевЩербатовмитрополит Платон и другие в словах из летописи «банное строение» подразумевали народную баню как таковую, то И. Мартос стремился доказать, что речь идёт о крестильной купели.

 [9] Спор по этому вопросу вёлся долгие годы при участии таких исследователей–историков, как КогановскийБолтинЗуев и др.

Н.А. Богоявленский, врач-эпидемиолог и историк медицины

Исследователь древнерусской медицины Николай Алексеевич Богоявленский отметил, что изображениями мылен более всего богата житийная литература, например, «Повесть о Петре и Февронии». [10] На миниатюрах можно наблюдать, что подогревание воды производилось путём помещения в чан раскалённых камней или горячих железных гирек.

Внутри бани показаны шайки, корцы, скамьи. Тело растиралось «грубою» (мицелием древесного гриба), соломой, мочалкой, ветвями можжевельника. Помывка в бане сопровождалась обязательной сменой белья, ибо «чистое мытиё и частое переменяние платия вшам множиться не даёт» — сказано в «Вертограде» ещё в XVIII веке (собрание В. Груздева, № 8).

«Убрусец» — полотенце — можно наблюдать главным образом в житийных миниатюрах XVI–XVIII веков, а также в миниатюре, изображающей сцены омывания умершего рязанского князя Василия Ивановича(1483). Коротким полотенцем сын умершего утирает себе слезы (лист 371, оборот Шумиловского тома).

На Руси в бане пользовались мылом, которое варили как в домашних условиях, так и в специально приспособленных помещениях с давних времён.

С той поры до наших дней дошла старая поговорка: «Сало было, стало мыло», потому что для изготовления мыла использовалось говяжье, баранье и свиное сало, правда, применяли ещё и растительные масла, например, льняное.

Целые деревни занимались «поташным промыслом» — так тогда называли производство мыла. Особенно ценилась продукция валдайских и костромских мастеров–мыловаров.

Для царя и особ к нему приближённых, Аптекарский приказ специально готовил «мыльный состав» (1630), так как бани считались медицинским пособием при различных недугах. [11] Кроме мыла, для мытья тела в бане применялся т. н. щёлок, получаемый из древесной золы.

О его широком употреблении говорит тот факт, что даже новорождённого ребёнка купали в тёплой воде с небольшим количеством щёлока, правда, полученного из соломенной золы, которая считалась нежнее, чем древесная.

Необходимо добавить, что детей на Руси рано начинали водить в баню, припаривать там берёзовым веником, предварительно смазав кожу ребёнка толстым слоем дрожжей и завернув его в пелёнку. В своём исследовании «Физическое воспитание детей у различных народов России» Е. А.

Покровский отмечает: «Свою страсть к мытью и парению русские переносят и на детей… их парят и моют часто, и особенно при каждом нездоровии, при каждом крике, при малейшем подозрении на сглаз». [12]

Женщины, заботясь о здоровье и красоте кожи, с успехом использовали пищевые продукты в виде косметических масок: молоко, простоквашу, ржаной хлеб, сметану, хлебный квас, мёд, толокно, растительное и сливочное масла, огурцы, яйца и т. д. и т. п.

, а также листья, корни, плоды многих растений как в сыром измельчённом виде, так и в виде настоев, отваров и напаров.

В бане применялись такие распространённые растения, как ромашка, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др.

  • Владимир Козырев
  • Из истории русской парной бани. Часть 2
  • Из истории русской бани. Часть 3
  • Библиографический список:

[1]. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1975, издание III, Том II, с. 549–551. [2]. Геродот. История в девяти книгах. Перевод Мищенко. Москва, 1888, том I, книга четвертая. [3]. Галицкий А. В. Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах. — М.: физкультура и спорт, 1986, 96 с. [4]. Отамановский В.

Читайте также:  Почему до петра i вино в россии продавали только бочками

Борьба медицины с религией в Древней Руси. — М: 1965, с. 24–38. [5]. Бирюков А. А. Приглашаем попариться. — М.: Физкультура и спорт, 1986, с. 5–21. [6]. Повесть временных лет. — М. — Л.: 1950, ч. I, с. 12, 24, 41. [7]. Скрипаль М. О. Повесть о Петре и Февронии Муромских. — М. — Л.: 1949, с. 133–157. [8]. Пруссак А. Е. О лечебно применении меда в древней Руси.

— Пчеловодство, 1954, № 10, с. 57. [9]. Исследование банного строения, о котором повествует летописец Нестор. — СПБ.: 1809, с. 35. Без имени автора. [10]. Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII веках. — М.: 1960, с. 19. [11]. Соколовский М. Характер и значение деятельности Аптекарского приказа. — СПБ.: 1904, с. 4. [12]. Конюс Э.

Истоки русской педиатрии. — М.: 1946, с. 30.

Источник: https://ruvera.ru/parnaya_banya_1

Русская культура о бане

Ни для кого не секрет, что наша страна имеет самый богатый в истории опыт по использованию бань (это подтверждается археологией), а значит существовала целая культура и философия, её поддерживающая.

Даже во «времена культурные», когда шло развитие технического и научного мира, когда прусские, шведские, французские и др. полки страдали от русского воинства, первые также страдали от вшей, блох и гибли от дизентерии, возникающей от того, как большая часть европейского общества брезговала мыть руки перед едой и после туалета.

А уж бань Европа тогда не признавала. История сохранила нам прелюбопытнейшие факты о русской бане и иностранцах. Вот некоторые из них.

Баня на Руси

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают.

Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим.

Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».

Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских.

То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение.

«Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» — это свидетельство путешественника Марко Поло.

А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды — при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз.

«По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно — так и разразились хохотом.

Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой.

Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».

Пар в бане

Но для наших предков баня была не только местом очищения, она была и местом преображения души, ведь в ней рожали, занимались практиками очищения сознания от боли (кресением), творили практики, способствующие улучшению кармы рода, гадали и т.д.

Читай также: Карма рода.

А ещё славяне, сохранившие древние, дохристианские мировоззрение, а также те, кто был наблюдателен и вдумчив, считал, что баня — это место, где соединяются все стихии (коих в ведизме 9, а поздних нравах и обычаях 4). Самыми главными почитались Огонь, Вода и Воздух (пар), где первые две мыслились польгой для тела, а последний — для духа.

Считалось, что пар воздействует на человека 3-мя силами: очищает, наполняет, возвышает (устремляет духовно в благость). И вода, и огонь (температура) способствуют очищению.

Но также в бане тело наполняется силою: тренировка температурой, паром, эфирными испарениями от трав и масел, да и как результат очищения. Пар, в представлении славян, является проявлением стихии Воздуха, но, кроме того, объединяет Воду и Огонь. Но вода в своём газообразном состоянии выступает противоположностью огню, что способствует выстраиванию Меры в организме человека.

Именно соразмеренности всего в мире учит баня, по представлению наших предков. А когда человек парится (живёт) без Меры – возникают проблемы и с телом, и с душой. Поэтому, если знаете её, можно ходить в баню при любых заболеваниях, если нет, то и здоровый может там покалечиться.

У людей без меры часто разбалансированы правая и левая стороны — это показатель того, что он не может чётко выбрать между жизнью и смертью: он то бросается «в смерть» (активные испытания), то начинает бояться и цепляться за жизнь.

Органы по стихиям

Для того, чтоб правильно использовать целительский эффект в бане, знахари делили все болезни и органы человеческого тела по стихиям:

  • Водные органы: почки, лимфа, селезёнка, головной мозг (плавает в жидкости).
  • Огненные органы: сердце, печень («печь малая»); у женщины – это матка («печь большая»), у мужчин — уды (детородный орган).
  • Воздушные органы: паром (воздухом) обладают кости, лёгкие, мозг (кроме жидкости есть и воздушное пространство).

В зависимости от того, с какими органами у вас не всё в порядке – с этими стихиями в бане надо быть аккуратным. Например, человеку с проблемными почками (стихия воды) надо бояться холодного обливания.

У кого проблемы с огненными органами – аккуратно быть с температурой. У кого с недостатком или переизбытком пара в организме, например, давление скачет, недавние переломы, бронхиты — надо быть аккуратным с парением веником и паром вообще.

Ещё много секретов таит в себе русская баня, ведь недаром называли её ласково «кудесница», но об этом в последующих статьях и на семинаре «Домашний пар-мастер».

P.S. А вы любите ходить в баню?

Источник: https://arina-nikitina.ru/banya-na-rusi/

Баня покойник

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Сонник Баня покойник приснилось, к чему снится во сне Баня покойник? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Баня покойник, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Если вам приснится, что вы находитесь в бане, то сон предвещает вам выгодные сделки и успех. Если вы случайно зашли в баню во сне, то у вас возникнет много трудностей, которых вы не ожидаете. Вам удастся благополучно справиться со всеми трудностями и неприятностями, если во сне вы выйдете из бани «сухим». Если в бане слишком жарко, то ждите неприятностей через своих родственников. Холодная баня во сне — дурное предзнаменование. Одетым быть в бане — предвестье забот и разочарований. Смотрите толкование: одежда, мыться, мыло. Если во сне вы видите баню и наблюдаете за тем, что там происходит, то вас ждут огорчения, бессилие, безнадежность, обман и разочарования. Увидеть женщину в бане — предвестье огорчений и переживаний; увидеть мужчину — предвестье скорых денежных затруднений. Раздеться в бане, но не мыться — предвестье того, что кто-то ненадолго рассердится на вас. Кровь, которую вы увидите в бане, является дурным предзнаменованием и предупреждает вас о смертельной опасности. Видеть во сне людей, танцующих и веселящихся в бане, — предвестье скорой и тяжелой болезни. Сон предупреждает вас о том, что вам следует позаботиться о своем здоровье. Смотрите толкование: вода, танцевать. Париться в бане — дурное общество, которое вам скоро надоест. Иногда сон предсказывает вам, что вы будете незаслуженно обижены. Однако, если вы там чувствовали себя очень комфортно, то вас ждут удовольствия и радостные новости и прибыль. Больному такой сон предсказывает выздоровление от болезни. Сон, в котором вы моетесь в бане, предсказывает, что скоро у вас возникнут проблемы дома или на работе, вызванные слухами и клеветой, которые распускают о вас ваши враги. Сон предвещает, что вас ждет стыд и позор, если вы будете и дальше вести себя неосмотрительно и слишком много рассказывать о себе каждому встречному. Иногда такой сон предвещает вам болезнь или остановку в делах. Мыться горячей водой — хорошо для больных. Здоровым такой сон предсказывает препятствия в делах. Смотрите толкование: ванна, плавать. Если во сне вы видите, как другие моются в бане, то скоро вам предстоит узнать интересные новости об интересующих вас людях. Бедному быть в бане и видеть, как кто-то помогает ему, — знак скорой и продолжительной болезни. Петь песни и веселиться в бане — сон, предвещающий препятствия, потери, а иногда и тюремное заключение. Смотрите толкование: музыка.

Опорожниться в бане — к позору и бесчестью. Кроме этого, вам следует опасаться козней завистников и поостеречься принимать участие в темных и рискованных делах. Смотрите толкование: говно, моча.

Толкование снов из Семейного сонника В мифологии не раз говорилось о том, что баней любили пользоваться не только простые смертные, но и боги. При раскопках в Греции были обнаружены развалины древних колодцев, бассейнов. Считалось, что баня несет человеку силу, красоту и здоровье. Великий мудрец Сократ очень любил и ценил баню, считая, что она несет человеку здоровье и ясность ума. На Руси люди не представляли себе жизни без бани. «Русская кость, тепло любит», – так гласит народная мудрость. В банях лечились, гадали, ворожили. В сказках, прежде чем решать какое-то сложное дело, добра-молодца сначала вели в баньку. Этих традиций придерживались и злая Баба яга, и Кощей, и прочая нечисть. В народе про баню говорят так: «Баня – мать вторая. Кости распаришь, все тело направишь». Если во сне Вы увидели себя в жаркой бане – значит наяву подобный сон обещает Вам только хорошее. Удача не оставит Вас своим вниманием. Сон, в котором Вы паритесь в бане в одежде, – предупреждает Вас о том, что из-за своей нерадивости Вы получите справедливый выговор от своего шефа. Находиться во сне в холодной, нетопленной бане – дурной знак. Вам необходимо уделять своему здоровью больше внимания. Если во сне Вы чувствуете обжигающий банный жар, то это знак того, что наяву Вы своими действиями разрушаете чужое благополучие. Сон, в котором Вы паритесь в бане и больно хлещете себя веником, – означает, что Вы сами своим поведением дадите пищу слухам и сплетням. Обжечься в бане горячим паром – к безответной любви и душевным переживаниям. Если Вы видите во сне, как гадаете в бане, – будьте осторожны! Наяву Вас преследуют неудачи, в результате чего Вы чувствуете себя человеком, загнанным в угол. Видеть во сне, как Вы строите баню, – это означает, что в реальной жизни Вы стремитесь к покою и домашнему уюту. Поскользнуться в бане на полу – знак того, что кто-то из Ваших домашних совершит по отношению к Вам некрасивый поступок. Парится в новой бане – знак того, что наяву Вы обладаете таким плохим качеством, как зависть. Увидеть во сне банный веник без листьев – наяву Вы совершите некрасивый поступок, который вызовет возмущение и осуждение окружающих. Толкование снов из Древнего сонника Неожиданная болезнь вдали от дома, возможен несчастный случай в дороге. Баня без воды — причиной несчастного случая станет женщина. Закрыв глаза, представляйте себе, что вы покидаете баню под балдахином, который несут над вами четверо арабов (см. Араб, Балдахин). Общественная баня — вы попались на острые языки местных сплетников, серьезных неприятностей это вам не доставит, но отношения с некоторыми сослуживцами может испортить. Хлестать себя веником в обществе чужих людей — вы сами дали повод для разговоров. Сидеть в сауне — сплетни разрушат ваши ожидания, затраченные силы на воплощение мечты не принесут результатов. Необходимо перейти от водных процедур к истинному назначению бани. Представьте, что вы прошли в парилку и поддали как можно больше пару. Петь песни в бане — противоправные действия приведут вас к тюремному заключению.Представьте, что вы пели песни после бани за столом с друзьями, попивая ароматный чай. Чтобы не простыть, вы закутали во что-нибудь разгоряченное тело (см. Закутываться во что-то). Мыться в небольшой бане — вода способна не только освежить тело, но и смыть все тяготы и неурядицы. Горе и заботы, которые преследовали вас в последнее время, отступят. Видеть себя в парилке — вы найдете неординарный способ поставить все на свои места. После бани пить чай с друзьями — тревоги последних дней были напрасны. Впереди вас ждет только удача во всех начинаниях. Представьте, что вы выливаете на себя много чистой прохладной воды, которая не только смывает остатки мыла, но и приносит вам ощущение свежести и покоя. Получать удовольствие от банных процедур — ваш дом — ваша крепость. В вашей семье все складывается как нельзя лучше. Представьте, что вы неоднократно повторяли банные процедуры, которые доставляют вам радость.

Читайте также:  Почему сталин не допустил объединения северной и южной осетии

Строить новую баню — скоро в вашей жизни появится человек, который станет вашей второй половинкой и пройдет с вами рука об руку по жизни.Продлите мысленно сон и представьте, как вы тщательно обшиваете баню новыми, крепкими досками (см. Доски).

Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова Баня – место, где можно приятно провести время, помыться, но и попасть в неловкое положение. «Иди ты в баню»,- если вам приснился кто-то знакомый в бане, помимо прочего, возможно, что вы его «послали». Если вы в бане больно хлещите себя веником, то вы за что-то себя наказываете. Обжечься в бане горячим паром, к безответной любви. Поскользнуться в бане, совершили оплошность.

Если вы мужчина и оказались в женской бане, то вам явно не хватает «тепла».

Толкование снов из Русского сонника Баня с чистой водой, светлым паром, мытьсяв которой приятно, означает радость и удовольствие в семейной жизни.Грязная, холодная баня предвещает разлад в семье.Если кому-то снится, что он сидит в бане одетый, это плохой сон, знаменующий тяжелую болезнь, печаль, заботу.Петь в бане песни — попасть в тюрьму.Видеть, как в бане моются другие, — попасть в интересное общество.Люди, танцующие в бане, — к болезни.Входить в баню — бессилие, безнадежность.Выходить — удовольствие.Видеть в бане женщин — огорчение, болезнь.Мужчин — бедность.

Увидеть кровь — к скоропо-стижной смерти.

Толкование снов из Сонника Роммеля Баня является символом женщины или женских половых органов. Если вы с удовольствием парились и мылись в бане, то вы довольны своей сексуальной жизнью. Если вы в бане обожглись или угорели, или был плохой пар, то у вас расстройства в сексуальной сфере. Вбегать в баню или выбегать из нее означает половой акт. Если вы после парилки натирались снегом или ныряли в холодную воду, то у вас возможна смена сексуального партнера. Если вы мылись в бане в одежде, то вы стесняетесь своего тела и недовольны им.

Если же вы парились в одежде, то вы опасаетесь заниматься сексом без презерватива.

Толкование снов из Сонника Фрейда Сон благоприятный. Видеть покойника — ожидайте перемен в судьбе. Для незамужней девушки видеть покойника мужского пола — к скорой свадьбе. Если покойник был стар, то жених будет намного старше ее. Если молод — найдет ровесника. Покойник был одет бедно — жених окажется небогат. Если вы видели покойника в хорошем дорогом костюме или богатом саване — ваш будущий муж будет состоятелен. Если покойник-мужчина снился замужней даме, у нее появится воздыхатель, который, впрочем, будет держаться на расстоянии. Со временем романтическое увлечение может перерасти в хорошую дружбу. Богат или беден будет этот поклонник — зависит от того, как был одет покойник. Если покойник приснился мужчине, это означает, что друг поможет ему принять судьбоносное решение. Видеть покойницу во сне — к долгой и счастливой жизни. Целовать покойницу в лоб — к выздоровлению от затяжной болезни. Видеть гроб с покойником, украшенный цветами, скорбную толпу вокруг — к развлечениям в компании друзей. Если вам приснилось, что гроб с покойником несут на кладбище, такой сон обещает долгое и увлекательное путешествие, в котором вы приобретете множество новых друзей. Если вы видите себя сидящим над покойником, сон также сулит вам приятную поездку в дальние края. Обмывать покойника — к заслуженным наслаждениям. Обряжать покойника для погребения — удача придет к вам благодаря стараниям старого друга. Если покойник — ваш знакомый или родственник, значение сна относится к тому человеку, которого вы видели умершим. Такой сон сулит ему долгую жизнь, полную радостей и удовольствий. Если вы видели несколько покойников, лежащих рядом, — с помощью друзей сделаете головокружительную карьеру или отсудите большое наследство. Закрывать гроб с покойником — вам удастся в относительно короткое время сколотить приличное состояние. Представьте, что вы кладете цветы в гроб к покойнику. Покойник одет в роскошный дорогой костюм от кутюр или же завернул в богато украшенный саван. Не менее роскошен и гроб, отделанный золотом и драгоценными камнями. Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова Вас ждут приятные приключения.Находиться в турецкой бане — вам предстоит отдых и развлечения.Сидеть в сауне — вы с большим трудом достигнете цели, к которой стремились, но это окажется напрасным.Париться снится — к веселью и прибыли.Мыться самому в бане — неожиданность, здоровье, богатство.Получаете удовольствие и наслаждение в бане — вас ждет счастливая семейная жизнь, полная радости и удовольствий.Моются другие — нас ожидает интересное общество.Мужчину в бане видеть — умаление вашего достатка, бедность, женщину.Кровь в бане — несчастье.

Находитесь в парилке — предвестие того, что все ваши проблемы неожиданно разрешатся достаточно простым, но неординарным образом.

Толкование снов из Сонника XXI века «Когда-то родильница в бане мылась с ребенком и напросилась: „Банная староста, пусти меня в байну, пусти помыться и сохрани“. Вот байники идут и нацали ее давить. А банная староста говорит: „Зацем давите, она ведь напросилась, идите в другую баню, там не напросились“. В другой байке банники кого-то и задавили. А одна воду не оставила, ни капли.

Ей банная староста и привиделась во сне. „Зацем, — говорит, — воду ни капли не оставила, у меня тоже ведь дети есть“» (Печ.) (Черепанова, 1996).

Толкование снов из Сонника древних славян Приснившиеся бананы, если они испорчены, – значит, скоро вас обременит неприятное поручение. Связка свежих бананов – печаль, о которой некому поведать. Нести бананы – придется общаться с неинтересным и никчемным человеком. Есть во сне бананы, если они спелые – вина за ссору, которой вы сами не желали, тем не менее будет лежать на вас. Если бананы неспелые – придется браться за новое дело, таящее риск и повышенную ответственность. Торговать бананами или покупать их – значит, не можете определиться, что лучше сделать в первую очередь, совет со стороны поможет вам. Толкование снов из Сонника по алфавиту А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Источник: https://www.SunHome.ru/dreams/3%C1%E0%ED%FF+%EF%EE%EA%EE%E9%ED%E8%EA

Странные похоронные обряды древней Руси

  • Выкупить для усопшего «новое место жительства», положить под тело топор, а около ушей — сырые яйца, — традиции погребения у славян различались в зависимости от области проживания.
  • Некоторые из старинных ритуалов сохранились и в наши дни, их нередко можно наблюдать в дальних деревнях и сёлах.
  • Фактрум составил перечень необычных, удивительных старорусских обрядов захоронения.

«Последний Путь». В. Перов

Традиция обмывать отдельным мылом ушедшего из жизни, а затем хранить это мыло и «лечить» им болезни существовала в сёлах Вологодской области. Считалось, что при обмывании покойника оно «впитывает» силы, которые потом помогают справиться с недугом живым людям, а иногда и домашнему скоту. Для лечения этим мылом использовались и специальные заговоры.

Кроме того, в этой местности было принято под лавку или стол с телом ставить таз с холодной водой и марганцем, а рядом с ушами класть по сырому яйцу — их затем отправляли вслед за усопшим в могилу.

Откупить новое «место жительства»

В деревнях Брянской области над покойником сидели всю ночь: обычно на «хавтуры» без приглашения приходили пожилые поселянки, чтобы читать молитвы.

Затем ровно в шесть часов утра покрытое тело открывали со стороны лица и умывали его святой водой.

Могилу для усопшего обязательно должны были копать чужие люди, не родственники, а перед спуском гроба с телом туда бросали монеты — «откупливали» новое место для «жительства».

Прямо на могиле расстилали скатерть («постельку»), устраивая поминки, а после трапезы уносили ткань домой и не стирали до сорокового дня. После положенных 40 дней «постельку» стирали и уносили в церковь.

«Похороны ребёнка». К. Маковский

Топор и крапива

Традиция обмывать покойника повсеместна, однако в воронежских деревнях к ней относились особенным образом. Во-первых, строго запрещалось обмывать детям свою мать. Во-вторых, воду, которой обмывали усопшего, обязательно выливали в места, недоступные ноге человека (чаще всего — под забор). Существовало поверье, что эта вода становится «плохой», несущей вред живому человеку.

Покойника после обмывания укладывали на лавку, предварительно связав ему руки-ноги, обкладывали тело крапивой, а под лавкой размещали металлические предметы — замок или топор.

В доме, где лежал покойник, нельзя было спать всю последующую ночь, а поминки устраивали в полночь.

По окончании трапезы закрывали лицо усопшего, веруя, что если этого не сделать, то умерший не будет «спать» и станет беспокоить живых.

Солома под телом и приметы

Погребальные традиции в Смоленской области отличались сопутствующими приметами. Например, под головой усопшего размещали специальную подушечку, набитую сухими берёзовыми ветками и листьями, а под тело — солому.

После погребения солому сжигали в поле и внимательно смотрели на направление дыма: мол, если на дом потянет, то это добрый знак, а если в противоположную сторону, то в доме будет пустота, дым «потянет» за собой добро из дома.

Странное поверье было связано и с длиной ног почившего: считалось, что если у него длиннее правая нога, то следующим в этом поселении умрёт мужчина, а если левая — женщина.

После обмывания над покойником начинали «голосить». Причитания однако строго запрещались беременным женщинам — считалось, что ребенок родится беспокойным. Кроме того, нельзя было «голосить» над усопшим ночью и в тёмное время суток.

«Духовные стихи» и «чтеи»

Во многих славянских поселениях традиции погребения были связаны с пением «духовных стихов». Эта традиция одна из самых сильных и сохранена до сих пор во многих деревнях.

Исполняют такие «стихи» пожилые женщины, хранительницы, их также часто называли «чтеями» и «читалками».

«Божественные стихи» пелись над покойником по очереди с чтением Псалтири до похорон, на девятый день, сороковой, полгода и на «годину».

 Какие обряды соблюдали славяне при строительстве избы

Источник: https://www.factroom.ru/istoriya/strannye-pohoronnye-obryady-drevnej-rusi

Чего на Руси люди никогда не делали в парной

Если в настоящее время к бане относятся, как к традиционному месту для мытья в частных домах и деревнях, то в древности все было намного серьезнее. Парная считалась загадочным и мистическим местом, для которого существовали свои приметы, ритуалы и суеверия.

Не парились после полуночи

Наши предки считали, что у каждого помещения был свой невидимый для окружения хозяин. Избу охранял домовой, а парную – банник. Ему отводилось отдельное время для банных процедур.

Читайте также:  Можно ли выбрасывать несъеденные освященные яйца и кулич

По народным поверьям, нельзя было заходить в парную после полуночи, ведь в это время мылся мистический хозяин.

Считалось, что те храбрецы, которые зайдут в баню в неположенное время, будут подвержены страшным пыткам банника.

Он может напустить сильный пар и угар на голову смельчаков, что приведет к удушью и смерти. Люди сильно боялись этих страшных поверий, поэтому заходили в баню только с рассветом.

Не входили в баню после женщины

Мужчинам полагалось первыми ходить в парную, после них уже могли заходить женщины. По поверьям, баня очищала тело не только от грязи и пыли, но и от множества заболеваний.

Наши предки верили, что представительницы прекрасного пола смывали с себя все грехи и болезни, которые потом могли перейти на человека, следом идущего в парную. Мужчины боялись таких страшных последствий и позволяли женщинам мыться в бане только после себя.

Такие традиции особенно соблюдались в больших семьях из нескольких поколений.

Не пили алкоголь в бане

Трудно представить банные процедуры без алкоголя, даже на изображениях парных можно увидеть мужчину с пивной кружкой в руках. По народным поверьям, категорически запрещалось распитие алкоголя в бане. Считалось, что такое поведение может сильно разозлить банника, который не переносит такие напитки. Наказанием для пьяного могли быть сильные ожоги и дальнейшие проблемы со здоровьем.

Некоторые люди списывали негативные последствия на воздействие алкоголя и высокой температуры в помещении. Но большинство наших предков все же не рисковали выпивать в парной.

Не плевали на камни

Еще одним правилом считался запрет плеваться на камни в парной. Наши предки думали, что это разгневает банника. Такое неуважительное действие по отношению к мистическому хозяину принесет неприятные последствия, он мог плюнуть в ответ. После таких обрядов у многих людей появлялся герпес. Поэтому все старались брызгать на камни только чистой водой с помощью ковша.

Не пользовались чужим веником

Веник – один из самых важных атрибутов во время банных процедур. У каждого члена семьи был свой собственный экземпляр. Его заготавливали из хорошего сырья и в нужное время согласно всем народным традициям. Пользоваться чужими вениками запрещалось. Считалось, что он может оставлять на себе, а затем передать все болезни и грехи человека.

Не ходили в баню по понедельникам

Люди настолько боялись банника, что не ходили в парную по понедельникам. В этот день баня была полностью во владении его тайного хозяина, который мог сильно навредить человеку, решившему туда зайти.

На неделе разрешалось мыться по четвергам и субботам. В эти дни банник защищал помещение от нечистой силы и позволял людям посещать парную.

Некоторые из этих поверий соблюдаются до сих пор. Особенно они актуальны в семьях из нескольких поколений со строгими традициями и в деревнях.

Источник: https://BlogoBane.ru/chego-na-rusi-lyudi-nikogda-ne-delali-v-parnoy/

Баня с другого ракурса: банные традиции, приметы и суеверия

Коли б не баня, то все бы мы пропали (поговорка)  Ах, русская банька! Даже захотелось перефразировать слова классика: кто не любит русской бани? Или еще так: любите ли вы баню так, как люблю ее я? Для русского человека баня – это не просто гигиеническая процедура. Это ритуал, это целый комплекс мероприятий, который с успехом может заменить дорогой сеанс в СПА-салоне. Сколько удовольствия и наслаждения доставляет баня! А сколько пользы! Русская баня у реки Наши предки-славяне начали строить места для омовений еще в глубокой древности и гораздо раньше, чем таковые появились у других народов. Так что наша русская банька уже упоминалась в устном творчестве даже в те далекие времена, когда письменности у многих народов не было и в помине.  Баня внутри Уже в начале первого тысячелетия на Руси пользовались банями. Но не только славяне любили банный пар: издревле люди разных народностей сооружали подобные строения.  Древние русичи верили в великую целительную силу бани, считали, что она очищает не только тело, но и душу. Здоровье всегда связывалось с чистотой: недаром жестокие эпидемии чумы, когда-то выкосившие население более чем половины Европы, не коснулись Руси.

  

Хороша банька!  Но сегодня у нас речь не о пользе бани, об этом уже достаточно написано в публикациях нашего сайта. Давайте попробуем взглянуть на баню с другой стороны и вспомним стародавние банные традиции, приметы и суеверия. Баня издавна у большинства народов являлась местом священным, мистическим и загадочным, где можно было встретиться с таинственными силами и духами потустороннего мира.  Основное предназначение бани – омовение и парение. Но не только для этого служила баня у наших предков. Она была непременным атрибутом всей жизни русских людей. Все существенные и значимые события так или иначе были связаны с баней: свадьба, рождение, лечение. Существовала в селениях такая традиция – непременное посещение бани накануне венчания и на другой день после свадьбы.   

В ней не только мылись, но и стирали белье; в бане лечили и «правили» кости; роды, родовспоможение тоже проходило в бане. Ведь лучшего места для этого в крестьянском подворье было не найти: тут и чисто, и тепло, и горячая вода есть. И здесь же занимались гаданием, колдовством, делали заговоры или снимали порчу.

Баня на берегу озера  В баню шли париться в период трудных жизненных ситуаций и испытаний, а также предчувствуя дыхание смерти. Так что баня была одним из важнейших мест в обиходе нашего народа и пользовалась особым почетом. В древности считалось, что баня способствует как телесному, так и духовному очищению. По старинным поверьям, в бане обитали свои собственные банные духи, главным среди которых был банник – своеобразный банный домовой. По старославянским верованиям, этот представитель потустороннего мира был любитель пошутить и попугать: мог запереть банную дверь так, что и не выберешься, навести на человека морок. Потому в баню обычно не ходили поодиночке и старались в ней не ночевать.

Но банник – это мужской дух бани, а был еще и женский по прозванию обдериха. Обдериху считали особенно опасной для беременных женщин и рожениц, поэтому они никогда не ходили в баню одни. Считалось также, что банник и обдериха плохо уживаются вместе.

Некоторые представляют себе банника так. Фото сайта taynikrus.ru  Банника представляли маленьким темным старичком, этаким карликом, а обдериху в виде призрачной женской фигуры с длинными спутанными космами волос и торчащими изо рта зубами.  Наши предки старались не разгневать банных духов, а, напротив, заслужить их расположение и смягчить отношение, поэтому постепенно сформировались особые банные приметы: 

  • париться следовало только в определенное время: летом нужно было помыться до полуночи, а лучше до 18 часов (считалось, что ночью в бане парится банник). Зимой же в баню следовало ходить только до полудня. Посещать баню ночью, как и ночевать там, категорически не следовало;
  • нельзя было заходить в баню без стука или надо было предварительно спросить разрешения; 
  • после мытья должна была оставаться вода и кусочек мыла для банника;
  • понедельник считался запретным днем, зато четверг и суббота – самыми благоприятными банными днями;
  • в первую очередь в баню всегда ходили мужчины, и только после них могли идти остальные домочадцы; 

Баня с травами и вениками

  • существовали некоторые правила поведения в бане: вести себя нужно спокойно, не ругаться, громко не разговаривать и не смеяться, не стучать шайками и ковшами;
  • в пьяном виде нельзя ходить в баню, так же как и с нехорошими, блудными мыслями; 
  • плевать на камни печи категорически запрещалось, да и то – можно было получить от банника ответный плевок, или, чего доброго, мог герпес приключиться;
  • после каждого банного дня баню приводили в порядок и оставляли в чистоте;
  • ходили в баню только по 3 захода (3 пара): считалось, что на четвертый заход парится сам банник.

Люди старались следовать этим приметам, чтобы поменьше беспокоить банника — таинственного обитателя парной. Чтобы баня хорошо функционировала, долго служила и в ней было приятно мыться и париться, банника старались задобрить: при первой топке бани на печь клали соль и кусочек хлеба, можно было просто бросить на камни немного соли.  Банное убранство Иногда под порог бани клали монетки, а после банных процедур благодарили банника и оставляли для него кусочек мыла и старый веник – ему ведь тоже нужно помыться и хорошо попариться. Издавна существует традиция: для гостя после долгой дороги обязательно топили баньку и отправляли попариться и помыться. И сейчас это очень широко практикуется, особенно в нашей дачной жизни. Гостей и друзей везут на дачу – на баню и шашлычки. Раньше не любили ходить париться в одиночку, так как считалось, что одному человеку в бане встретиться с нечистью гораздо легче, и это может стать даже угрозой для жизни. И в самом деле, есть в этом определенный смысл: а вдруг человеку в жаркой бане станет нехорошо — ему будет кому помочь.  Банные принадлежности 

В бане обычно использовали индивидуальные средства для мытья (мочалки и мыло), особенно больные люди, чтобы не передать болезнь. Веник должен быть также свой у каждого парильщика. И сейчас эти правила вполне разумны с точки зрения гигиены. 

У заядлых парильщиков принято после горячего пара обливаться ледяной водой, а зимой даже купаться в проруби (если таковая имеется рядом) или прыгать в снег. Мало кто знает, что и эта традиция идет издревле, когда считали, что обливание холодной водой очищает духовно. Прорубь возле бани

Если баня сгорела, то на этом месте никогда не возводили больше никаких построек – ни бани, ни жилого дома. Это место считалось проклятым, и новое строение могло постигнуть то же несчастье. 

В старину в бане не употребляли спиртное, ведь банник этого совсем не выносит, и даже верили, что он может содрать кожу с выпивающих. Этот запрет вполне обоснован – нетрезвый человек в бане может легко получить травму, обжечься, потерять сознание. А сколько в русском языке имеется пословиц и поговорок про баню! Это еще раз подтверждает важнейшую роль бани в жизни нашего народа.  Стоит еще сказать и про веники. Это очень важный банный атрибут, ему всегда уделяли серьезное внимание. Заготавливать веники следует в определенное время – примерно в середине июня, а вязать их можно только в полнолуние.

Когда ломают или срезают ветки для веника с березы, дуба или другого дерева, у него надо попросить прощения. Что ж, хочется добавить, что когда мы приходим в лес за чем бы то ни было, действительно стоит попросить разрешения взять что-то из природы.

Веники — непременный банный атрибут Веник всегда нужно было иметь каждому свой – негоже пользоваться им после кого-то. Раньше верили, что с чужим веником можно забрать на себя болезни и неприятности его хозяина. 

Сейчас не каждый имеет возможность самостоятельно заготовить веник для бани, но это не беда: в продаже они имеются, вы всегда можете выбрать и купить себе подходящий.

Веник эвкалиптовый «Hot Pot» (Банные Штучки) 108 руб СМОТРЕТЬ Империя Садовода Веник массажный Банный штучки малый бамбук Веник массажный Банный штучки малый бамбук 249 руб СМОТРЕТЬ OBI Веник дубовый с полынью (Банные Штучки) 257 руб СМОТРЕТЬ Империя Садовода Веник массажный Банный штучки бамбук Веник массажный Банный штучки бамбук 369 руб СМОТРЕТЬ OBI  

Вот такие интересные традиции и поверья связаны с баней. И сейчас русская баня в большом почете у народа и пользуется особой любовью. Наверное, ко всем этим старинным суевериям следует относиться с определенной долей здорового скептицизма, но некое разумное зерно все-таки есть во многих традициях.

Вот она — банька! Не стоит их забывать. Давайте будем пользоваться этим великим благом, которое нам подарили наши далекие предки – русской баней, для собственного здоровья и удовольствия. Легкого вам пара! Читайте о бане и другие публикации: Все предложения ()

Предложения магазинов:

Статья размещена в разделах: бани, традиции, поверья, приметы, статьи

44 спасибо за статью 23 в избранном 46207 просмотров

Источник: https://7dach.ru/LenaMedvednikova/banya-s-drugogo-rakursa-bannye-tradicii-primety-i-sueveriya-111679.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector