Что на самом деле стало причиной гибели актёра леонида быкова

И не рассчитал время на манёвр, выскочил прямо на грузовой «ГАЗ», избегая столкновения, запоздало рванул руль вправо и на скорости врезался в тот самый укладчик. Так оборвалась жизнь одного из самых ярких советских актеров и режиссеров, чья слава была поистине народной. В прямом смысле слова.

Всенародная слава

За пять лет до гибели к Быкову пришла слава гигантского масштаба. Едва только страна затаив дыхание посмотрела «В бой идут одни старики» — фильм настолько военный, настолько и пронзительно антивоенный.

Образы Смуглянки, Кузнечика (изначально Быков, оказывается, предлагал сыграть его Владимиру Конкину) и самого комэска второй поющей Маэстро Титаренко запали в душу нашему народу раз и навсегда. Говорят, что некий боевой генерал-авиатор после просмотра кинокартины сказал: «Я бы такому Маэстро сразу доверил эскадрилью на войне».

«Старики» — из числа фильмов, что переводят своих создателей в бессмертную когорту тех, кто «лег спать, а наутро проснулся знаменитым».

Правда, скромный с виду, тихогласный парень из Донбасса к тому времени уже имел за плечами одну из самых заметных ролей в советском героическом кино — Лёша Акишин из «Добровольцев», его Максима Перепелицу из одноименной комедии страна любила еще с конца пятидесятых, над шутками непутевого тракториста из «Ссоры в Лукашах» смеялись и десятилетия спустя.

И все-таки «Старики» — кино особенное.

Фильм этот вернул в кинематограф, к тому времени изрядно подпорченный казенной пропагандой, образ лукавого, задиристого, но при этом беспримесно честно парня с рабочей окраины, человека безмерной доброты и сострадания. Максим из знаменитой трилогии, герои тридцатых-сороковых в исполнении Петра Олейникова — вот родословная быковских персонажей. Простые люди с теплотой узнавали себя в них.

Да и сам Быков был крестьянского рода. Его отец пришел из села Знаменка в Славянском районе Донецкой области в индустриальный Краматорск, стал металлургом-вальцовщиком.

Донбасс, о котором он мечтал снять фильм

В Краматорске, городе, центральном для истории отечественного машиностроения, до сих пор чтят память своего знаменитого земляка.

Бюст его, поваленный было пьяными националистами пару лет назад, был оперативно восстановлен, а помпезный, эпохи «сталинского ампира» Дворец культуры им.

Ленина на Площади машиностроителей в центре города переименовали во время «декоммунизации» в ДК имени Леонида Быкова. Редчайший пример этой самой «декоммунизации», который можно признать удачным.

А при жизни Быкова в Краматорске просто боготворили. Всегда трудно поверить, что твой сосед, однокашник, кум, брат — величина огромного калибра.

Старшая сестра Леонида Федоровича, Луиза Быкова, всю жизнь проработавшая в родном городе педагогом, вспоминала звездный для младшего брата год:

В фильме Шукшина Быков готов был сыграть табуреткуЧто на самом деле стало причиной гибели актёра Леонида Быкова© РИА Новости, Моргулис | Перейти в фотобанк

«…Он пережил свой звездный час здесь, в Краматорске, когда в 1974 году привез своих «Стариков» на суд одноклассников, друзей по техникуму, родных, соседей и тех, для кого он был самым любимым актером — «нашим Лёней». Не было среди восторженных зрителей только самого дорогого для него зрителя — нашей мамы… Его несли на руках. Люди что-то говорили, смеялись, восторгались. А Анна Тимофеевна Карпач — мать Виктора Щедронова, нашего соседа и ближайшего Лениного друга, рыдала. Она узнала своего Вику на экране в образе Смуглянки не только потому, что он — лейтенант Щедронов, и даже не потому, что он рассказывал ей, как они с Леней как-то в вагоне поезда услышали запавшую в душу им мелодию «Смуглянки», как они насвистывали ее потом все время, пока Вика не убежал на фронт (он был старше Лени на два года). Она узнала его белозубую неповторимую улыбку, взгляд незабываемых глаз. Это же надо, чтобы нашелся такой актер, как Сережа Подгорный, что все, кто знал Вику, узнали его моментально. Вика Щедронов погиб 11 апреля 1945 года в Чехословакии…»

Говорят, Быков хотел снять картину о родном Донбассе, возможно, о Краматорске. Его друг, земляк и коллега, фронтовик, осевший после войны в соседнем Артёмовске, а затем ставший кинодраматургом, Евгений Оноприенко уверен был, что так все и сложилось бы, кабы не нелепая ранняя гибель Маэстро.

«Очень он любил — какой-то тайной гордой любовью — нашу с ним общую родину — Донбасс, превосходно знал шахтеров, металлургов, показывал такие типажи и обряды, так говорил о своем Краматорске, что мы за головы хватались: Лёня, это же кинокартина, да какая! Делай ее! Но он не спешил, все искал, все ждал, копил в душе», — вспоминал Оноприенко.

Особость таланта

Леонид Быков начинал как актер комедийного плана.

Но интересная деталь — создав образы трагические, людей войны — моряка Акишина («Добровольцы»), летчика Титаренко («В бой идут одни «старики»»), пехотинца Святкина («Аты-баты…»), он сумел очеловечить их в самом лучшем смысле слова, мягчайшей иронией, балагурством и беззлобным метким юмором. И в этом непреходящая для искусства ценность его работы.

Недаром его любимым писателем был очень похожий на него Василий Шукшин. Ему он даже отдал свой гран-при Всесоюзного кинофестиваля в Баку в 74-м, где за первый приз с его «Стариками» спорила шукшинская «Калина красная».

В фильме обожаемого им Шукшина Быков готов был сыграть хоть табуретку, как он сам говорил. И в этой фразе нет ничего от шутки, это просто такая, известная только ему и Шукшину, тональность, манера, экспрессия деревенской улицы, заводского поселка.

Будем жить, ребята!

Около его дома на Русановке собрались сотни людей. Было очень жарко. Впереди траурной процессии на Байковое кладбище ехал студийный грузовик, на котором был установлен портрет Быкова, размером 2х3 метра, нарисованный за одну ночь. За грузовиком ехал катафалк и множество машин.

Когда 11 апреля 1979 года Быкова не стало, не только киностудия им. Довженко, где он тогда работал, не только Киев, Советская Украина, но и весь СССР не мог поверить, что его больше нет с нами.

Киевский киновед Татьяна Деревянко описала трагический день прощания с любимым миллионами Маэстро:

«Грустная процессия медленно двигалась через центр города и, увидев портрет Быкова, люди тормозили наши машины, садились в них и ехали на кладбище.Похоронили его на далеком участке, на горе (Байково кладбище в Киеве, названное по одноименной горе. — Авт.).

Похороны были без особых в этом случае выступлений и слов, а «поющая эскадрилья» спела на прощанье «Смуглянку». Дважды в год, на день смерти и на день рождения, мы приходим на могилу Лёни. Там всегда много цветов, и памятник-бюст, сделанный его другом Анатолием Фуженко, встречает всех строгим взглядом, как бы говоря: «Будем жить, ребята»».

Источник: https://ukraina.ru/history/20190411/1023271867.html

Свидетель аварии, в которой погиб леонид быков, считает, что причиной трагедии были не только..

Несмотря на огромное количество публикаций о гибели известного украинского актера и кинорежиссера, произошедшей 11 апреля 1979 года, до сих пор оставались невыясненными многие обстоятельства автокатастрофы

Многие убеждены в том, что народного любимца убили, некоторые, ссылаясь на «Завещание» Леонида Быкова, написанное в 1976 году, утверждают, что он покончил с собой. А кое-кто, многозначительно кивая в сторону «компетентных органов», заявляет, что авария… была подстроена. По версии одного из московских изданий, «Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом.

Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Л. Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток».

Чтобы выяснить, как погиб Леонид Быков, корреспондент «ФАКТОВ» отправился в Вышгородский район, где произошла автокатастрофа.

«Раздался удар, и над грузовиком взлетели стеклянные брызги»

— 11 апреля 1979 года папа решил съездить в село Страхолесье Чернобыльского района, чтобы посмотреть, не затопило ли нашу дачу, и заплатить за нее, — рассказывала следователю через несколько дней после гибели отца Марьяна Быкова. — Уезжая, папа сказал, что домой возвратится вечером, но если будет сажать лук, то может задержаться до утра.

Погода в тот день была пасмурной, и для занятий сельхозработами не очень подходила, поэтому Быков решил вернуться домой пораньше.

На 46-м километре трассы Киев—Минск, в двух километрах от пгт Дымер Киевской области, двадцать четвертая «Волга» Леонида Быкова догнала трактор МТЗ-50 (»Беларусь»), который ехал со скоростью около 20 километров в час. За его рулем сидел житель поселка Каменка Вышгородского района Сергей Ковальчук.

Навстречу трактору и «Волге» двигались грузовик (ГАЗ-53), управляемый водителем одной из автоколонн «Киевводстроя» (фамилия не указана, исходя из этических соображений. — Авт.

), и УАЗ-469, в котором находились водитель Иван Красий и пассажиры — директор Дымерского лесхоза Владимир Кислый и главный лесничий Василий Шестопал. Когда трактор и грузовик поравнялись, «Волга» совершенно неожиданно буквально вылетела на полосу встречного движения, развернулась и врезалась правым боком в грузовик.

Случилось это примерно в 16 часов 30 минут. Удар был такой силы, что грузовик проломил правую стойку «Волги» и врезался передними колесами в салон.

— Я ехал в село Катюжанка, где расположена контора лесхоза, — вспоминает Иван Красий. — Погода была неважная, дождик слегка моросил, асфальт был мокрый. Директор лесхоза быструю езду не любит, поэтому наша скорость не превышала 60—70 километров в час.

Когда миновали Дымер, нас обогнал груженый стекловатой новый бортовой ГАЗ. Он постепенно удалялся, и тут впереди, метрах в трехстах, появился трактор «Беларусь», за которым ехала белая «Волга». Я внимательно смотрел на дорогу и все происшедшее запомнил на всю жизнь.

«Волга» выехала из-за трактора на половину корпуса, а потом неожиданно присела на передний мост и пошла юзом на встречную полосу. «Что он делает?!» — успел подумать я. В этот момент раздался удар и, как в кино, над грузовиком разлетелись какие-то брызги.

Я уже потом сообразил, что это были осколки стекол легковушки.

Перепуганный насмерть водитель грузовика даже не успел затормозить. ГАЗ больше десяти метров протащил перед собой «Волгу», пока не остановился. Тягу акселератора от удара повело, и двигатель грузовика взревел, как раненый зверь. Повергнутый в ужас водитель грузовика выскочил из кабины и побежал куда глаза глядят. Через некоторое время он пришел в себя и вернулся к своему автомобилю.

— Я подбежал к «Волге» с левой стороны, — продолжает Красий. — Дверь была распахнута, водитель висел на ремне безопасности. «Нож принеси! Обрежем!» — крикнул мне Шестопал. Пробегая мимо грузовика, я хотел заглушить двигатель, но ключа на месте не оказалось.

Взял нож и ключ зажигания от своего УАЗа. Сначала заглушил двигатель грузовика, а затем подскочил к «Волге». Вместе с Шестопалом мы перерезали ремень, осторожно извлекли водителя и положили на траву. По его телу прошла судорога, и он затих.

Из уха вытекло что-то белое, похожее на молоко…

Узнав, кто нашел свою смерть в салоне «Волги», водитель грузовика закрыл лицо руками и зарыдал

Сергей Ковальчук возвращался на тракторе домой. Время происшествия хорошо запомнил, потому что был конец рабочего дня и он посмотрел на часы, чтобы убедиться, что не нарушает трудовую дисциплину. Кстати, Сергей Николаевич и сегодня работает трактористом в лесхозе.

После гибели Быкова он поменял два трактора, и сейчас у него сравнительно новый — «Беларусь» МТЗ-80. Чтобы встретиться с Ковальчуком, корреспонденту «ФАКТОВ» пришлось около часа поколесить на «Жигулях» по лесу.

Хорошо, что вызвавшийся помочь Иван Красий знал здешние места как свои пять пальцев и вывел на тракториста.

— Поравнявшись с грузовиком, я услышал сзади мощный глухой удар, — рассказывает Сергей Ковальчук. — Оглянулся и увидел, как грузовик тащит впереди себя «Волгу». Я тут же съехал на обочину и остановился. Когда водителя легковушки уложили на траву, Шестопал пощупал пульс на его руке — сердце не билось. Мы нашли в «Волге» одеяло и накрыли им покойного.

В этот момент никто из участников ДТП не знал, кто сидел за рулем разбитой вдребезги «Волги».

— Какой-то небритый мужик, но лицо знакомое, — вспоминает Иван Красий. — Я еще подумал, что где-то на стоянке его видел.

К месту происшествия прибыла оперативно-следственная группа Вышгородского РОВД и инспектор Дымерского ГАИ Анатолий Волынец.

— Когда к зданию ГАИ подъехал легковой автомобиль и водитель сказал, что на трассе очень серьезная авария и кто-то погиб, я позвонил в Вышгородский райотдел милиции, попросил выслать опергруппу, а сам отправился к месту происшествия, — вспоминает Анатолий Волынец (ныне он работает водителем скорой помощи. — Авт. ) — Вместе со следователем прокуратуры допросили водителя грузовика. Ему в ту пору было 23 года. Парня так сильно трясло, что зубы у него стучали. Мы его еле успокоили. Он ведь еще переживал из-за того, что права дома забыл. По словам водителя грузовика, «Волга» так резко выскочила на его полосу, что он даже не понял, что произошло. Когда все необходимые действия по документированию ДТП были выполнены, следователь достал из кармана черной нейлоновой куртки покойного права и удивленно воскликнул: «Да ведь это Леонид Быков! Артист!»

Узнав, кто нашел свою смерть в салоне «Волги», водитель грузовика закрыл лицо руками и громко зарыдал.

Один из инспекторов пролистал права и сказал, что у Быкова было две просечки за нарушение правил обгона. «Не повезло человеку, — посетовал кто-то из стражей правопорядка, — в третий раз сам себя наказал».

Лицо Быкова не пострадало, но узнать его было невозможно

Кто же виноват в гибели Леонида Быкова и, может, правы те, кто утверждает, будто перед аварией у него случился инфаркт?

— Отец перенес инфаркт в 1976 году и два месяца находился в больнице, — рассказывала следователю Марьяна Быкова.

— В 1973 году, когда снимался фильм «В бой идут одни «старики», он тоже очень плохо себя чувствовал, и, как определили потом врачи, перенес на ногах микроинфаркт.

Примерно за месяц до автокатастрофы у папы болело сердце, и мы вызывали скорую. Автомобиль папа водил уверенно, спиртного не употреблял совсем.

Судебно-автотехническая экспертиза установила, что рулевое управление и тормозные системы автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-24 на момент аварии были исправными.

Водитель грузовика «не имел технической возможности путем применения экстренного торможения предотвратить столкновение».

Быков, прежде чем начать обгон, «должен был убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что этим маневром он не создаст помехи другим транспортным средствам и пешеходам».

Леонид Быков, увидев двигающийся навстречу грузовик и намереваясь его пропустить, стал тормозить, но его автомобиль пошел юзом на полосу встречного движения и через 22 метра столкнулся с ГАЗ-53.

Эксперты пришли к выводу, что ДТП «наступило вследствие грубой небрежности самого потерпевшего при отсутствии вины со стороны водителя автомобиля ГАЗ-53».

С выводом экспертов согласны и свидетели аварии, с которыми беседовал корреспондент «ФАКТОВ».

— Даже если у Быкова случился инфаркт, то не это стало причиной ДТП, — уверен Анатолий Волынец. — Он тормозил до самого конца. Об этом красноречиво свидетельствовали следы шин на асфальте.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у Быкова были зафиксированы следующие травмы: «многооскольчатый перелом костей черепа с повреждением ткани головного мозга, переломы ребер справа и слева с повреждением легких, печени и селезенки, многооскольчатый перелом костей таза, переломы правой плечевой кости, обеих бедренных костей. В грудной и брюшной областях было обнаружено значительное количество крови. Причина смерти: множественные повреждения жизненно важных органов и костного скелета, ведущим среди которых являлась открытая черепно-мозговая травма. В крови и мышцах трупа спирты не были обнаружены».

— Удар был страшной силы, — свидетельствует Анатолий Волынец. — Лицо Леонида Быкова не пострадало, но узнать его было невозможно.

По долгу службы мне неоднократно приходилось выезжать на различные происшествия со смертельным исходом, и я знаю, что труп через несколько часов коченеет. Но когда мы переносили тело Быкова на грузовую машину, чтобы отвезти в Киев, его переломанные кости хрустели.

Следователь, делающий опись личных вещей, так и не смог снять с его пальца обручальное кольцо, это сделал судмедэксперт уже в морге.

Памятник Быкову установили не там, где произошла трагедия

— Я много размышлял об этой катастрофе, — вздыхает Иван Красий. — У меня тридцатилетний водительский стаж. Конечно, задним умом мы все крепки, но мне кажется, что Быкову не надо было тормозить после того, как он пошел на обгон, «Волга» могла бы пройти между грузовиком и трактором. Тем более, что ГАЗ перед столкновением ехал не по центру своей полосы, а ближе к обочине.

Иван Красий родился в 1953 году. После окончания школы получил профессию водителя. С той поры избранному ремеслу не изменял. В армии тоже шоферил, а когда вернулся домой, сел за баранку автомобиля ГАЗ-51. Затем директор лесхоза уговорил его поработать на УАЗе. До гибели Быкова Иван Васильевич «отпахал» на этом вездеходе пять лет. Красий и сегодня работает водителем в том же лесхозе.

— Когда трасса скользкая, то тормозить надо умеючи, — советует Красий. — Самое разумное — периодически нажимать и отпускать педаль тормоза, потому что коэффициент торможения больше, если колеса время от времени проворачиваются.

Особенно опасной дорога становится, когда начинается дождь: на асфальте образуется масляная пленка и машину при торможении несет, как на лыжах. Однако в трагедии с Быковым, на мой взгляд, «виноват» не только мокрый асфальт.

Когда я подошел к «Волге» и посмотрел на ее резину, то увидел, что она такая же лысая, как сегодня моя голова. А ехал Леонид Быков не быстро, скорость не превышала 80—90 километров в час.

Свидетели автокатастрофы обижаются на тех, кто несколько лет назад поставил памятник Леониду Быкову — он установлен не там, где погиб знаменитый режиссер. На самом деле место происшествия находится примерно на 400 метров дальше.

— Когда Быков погиб, я думал, что сюда народу понаедет, вопросами замучат, — с горечью вспоминает Волынец. — Однако этого не произошло. Однажды я стоял на контрольном пункте и тормознул попутку, чтобы добраться до дома. За рулем сидел киноактер Николай Олялин, я его сразу узнал. Он ехал на дачу.

По пути разговорились, я ему место смерти Быкова показал. Через несколько лет приезжали представители киностудии им. Довженко. Я им также это место показывал. А потом лет на пятнадцать тишина установилась. Ковальчука и Красия тоже никто не спрашивал, где погиб Быков.

Обидно, конечно, что так и будет теперь памятник стоять не на своем месте…

P. S. Редакция благодарит УМВД Украины в Киевской области за помощь, оказанную при подготовке публикации.

Источник: https://fakty.ua/84681-svidetel-avarii-v-kotoroj-pogib-leonid-bykov-schitaet-chto-prichinoj-tragedii-byli-ne-tolko-dozhd-i-mokryj-asfalt-a-i-quot-lysaya-quot-rezina-na-quot-volge-quot-aktera

Что на самом деле стало причиной гибели актёра Леонида Быкова

Весной 1979 года на трассе в Киевской области в ДТП разбился знаменитый советский актёр и режиссёр Леонид Быков. Почему же многие поклонники всенародно любимого «Максима Перепелицы» и «Маэстро» до сих пор не верят, что смерть народного артиста Украинской ССР была случайной?

Авария

11 апреля Леонид Быков за рулём «Волги» ехал по трассе Киев — Минск. Он возвращался из села Страхолесье, где находилась его дача. Актёр наведался туда, чтобы убедиться, что его постройку не подтопили талые воды.

Увидев на дороге в районе посёлка Дымер трактор «Беларусь» с мотокультиватором, водитель «Волги» решил его обогнать. Выехав на встречную полосу, Леонид Быков столкнулся со среднетоннажным грузовиком ГАЗ-53.

Суммарная скорость при столкновении составила 150 километров в час. Грузовик протаранил переднюю правую дверь «Волги» и протащил легковую машину на расстояние 18 метров.

Удар был такой силы, что ремень безопасности уже ничем не мог помочь артисту — его искромсало колесо ГАЗа, буквально вломившееся в салон «Волги».

Свидетелями аварии стали водитель и пассажиры служебного УАЗика Дымеpскoгo лесхoза. Они же вынесли ещё живого Быкова из автомобиля на дорогу, где он скончался через несколько минут.

Следствие пришло к выводу, что молодой водитель грузовика, перевозивший стекловату для организации «Киевстрой», не был виновен в ДТП. Многочисленные экспертизы, включая следственные эксперименты на автодроме, показали, что 50-летний Быков допустил оплошность, возможно, по причине усталости. Алкоголя в крови режиссёра обнаружено не было.

  • Стоит отметить, что стиль вождения Леонида Быкова и раньше был достаточно рискованный — на момент аварии он имел два штрафа за нарушения при обгоне.
  • Однако близкие народного артиста указали на некоторые странные обстоятельства, сопутствовавшие событию.
  • Откуда взялось завещание?

Незадолго до гибели Леонид Быков написал письмо-завещание, адресованное советским режиссёрам Николаю Мащенко и Ивану Миколайчуку. Послание друзьям представляло собой несколько строк на небольшом листе бумаги. Оно начиналось со слов «А если это конец…»

Быков просил на его поминках обойтись без «почестей» и рассказал, какие песни должны быть исполнены в память о нём. Также он высказал сожаление о том, что «не успел сделать ничего путного».

Возможно, впрочем, что письмо было написано ещё в 1976 году после сердечного приступа. Редактор Эмилия Косничук, которая должна была тогда передать послание друзьям Быкова, забыла это сделать, и «завещание» оказалось прочитано всего за пару дней до трагедии.

К слову, возникновение у актёра очередных проблем с сердцем также рассматривалась как одна из версий аварии. Однако 11 апреля инфаркта у Леонида Быкова не было, так как он до последнего продолжал давить на педаль газа.

Было ли это самоубийство?

Завещание Леонида Быкова заставило говорить о том, что актёр намеревался свести счёты с жизнью. Тем более, что, по словам следователя Виктора Чевгуза, у него оставалась возможность избежать ДТП, вернувшись в свою полосу или, наоборот, закончив манёвр. Но он ею не воспользовался, продолжая целых 22 метра мчаться навстречу грузовику.

На момент аварии Быкову приходилось справляться с семейными неурядицами, а его фильмы с большим трудом пробивались к зрителю. Кинематографические начальники раз за разом клали на полку работы мастера.

Быков испытывал денежные трудности, из-за которых даже не мог себе позволить сменить износившиеся шины автомобиля. Покрышки колес «Волги», по словам свидетелей, были совершенно «лысыми», что, вероятно, также сыграло роль в ДТП. Сама машина, впрочем, была куплена недавно.

Однако многие считают, что у Быкова был просто не тот характер, чтобы добровольно уйти из жизни. Профессиональные обстоятельства режиссёра постепенно налаживались. Он был на пороге успеха, который ему предрекали в связи с ещё незаконченным фильмом «Пришелец».

Приходится констатировать, что даже спустя годы ни одна версия гибели Леонида Быкова, в том числе и экзотическое мнение о том, что аварию подстроило КГБ, не выглядит до конца убедительной.

Источник: https://auto.rambler.ru/roadaccidents/42051890-chto-na-samom-dele-stalo-prichinoy-gibeli-aktera-leonida-bykova/

На свои похороны Быков заказал «Смуглянку». Как жил и погиб актер, которого любили все

Невысокого росточка, с непослушным кудрявым чубом, искренней дружелюбной улыбкой и легкой грустью в глазах — таким запомнился миллионам зрителей Леонид Быков.

Он пережил три инфаркта, а погиб в дорожной аварии.

Корреспондент агентства «Минск-Новости» собрал факты о жизни и смерти человека, подарившего нам один из лучших фильмов о войне — «В бой идут одни «старики». И не только его.

Собирался снимать фантастику

За четыре месяца до гибели, 12 декабря 1978 года, Быков отметил полувековой юбилей. Он почему-то был уверен, что отпущено ему немного и спешил поработать в новых для себя жанрах.

Задумал снять фантастическую комедию «Пришелец», в которой планировал сыграть сразу две роли — совершенно не похожих друг на друга двойников из параллельных миров: механизатора Тишкина и инопланетянина Глоуза.

10 апреля на студии Довженко в Киеве состоялось обсуждение кинопроб к «Пришельцу». Редкий случай для фильмов Быкова — «Пришелец» был одобрен практически без замечаний.

В тот же день Быков отправился на дачу.

Последний прожитый день

— 11 апреля 1979 года папа решил съездить в село Страхолесье Чернобыльского района, чтобы посмотреть, не затопило ли нашу дачу, и заплатить за нее, — рассказывала следователю через несколько дней после гибели отца Марьяна Быкова. — Уезжая, папа сказал, что домой возвратится вечером, но если будет сажать лук, то может задержаться до утра.

Домой Леонид Федорович решил выехать пораньше — погода была пасмурной и не очень подходила для сельхозработ. Он ехал на своей «Волге» «ГАЗ-24» по шоссе Киев — Минск. На подъеме к поселку Дымер дорогу перед ним оккупировал трактор «Беларус» с культиватором.

В течение нескольких минут Быков следовал за продвигающимся черепашьим ходом «МТЗ-50», после чего решил все же его обогнать. На беду навстречу мчался грузовик «ГАЗ-53», доверху груженный стеклотарой.

Актер вдавил ногу в педаль тормоза и не отпускал ее до самого столкновения — 22 метра. Удар был такой силы, что грузовик проломил правую стойку «Волги» и врезался передними колесами в салон. Быков умер практически мгновенно.

Почти все органы имели механические повреждения, и только пережившее уже три инфаркта сердце осталось невредимым.

Узнав, кто погиб, водитель зарыдал

Перепуганный насмерть водитель грузовика даже не успел затормозить. «ГАЗ» больше десяти метров толкал перед собой «Волгу», пока не остановился. В состоянии шока парень выскочил из кабины и побежал куда глаза глядят. Через некоторое время он пришел в себя и вернулся к своему грузовику. Водитель и пассажиры проезжавшего мимо «УАЗа-469» первыми подбежали к покореженной легковушке.

— Дверь была распахнута, водитель висел на ремне безопасности, — вспоминает водитель «УАЗа». — Мы перерезали ножом ремни, осторожно извлекли его и положили на траву. По его телу прошла судорога, и он затих…

В тот момент никто из очевидцев и участников ДТП не знал, кто за рулем разбитой «Волги»: в небритом и изменившемся лице погибшего не признали знаменитого актера.

Когда прибывший следователь достал из кармана черной нейлоновой куртки покойного права и удивленно воскликнул: «Да ведь это Леонид Быков! Артист!», водитель грузовика обхватил голову руками и в голос зарыдал.

Но его вины в случившемся не было. Экспертизы установили, что рулевое управление и тормозные системы автомобилей «ГАЗ-53» и «ГАЗ-24» на момент аварии были исправными, оба водителя были трезвыми. Мокрый асфальт, лысая резина «Волги», усталость Быкова, не рассчитавшего в этих условиях точность своих действий при обгоне — всё это в совокупности сыграло роковую роль.

Ушел за майором Титоренко

Актер Алексей Смирнов, сыгравший в фильме «В бой идут одни «старики» механика Макарыча, узнав о смерти друга, ушел в запой. Не помогло. Переживал так, что прихватило сердце, его госпитализировали.

Читайте также:  «ареодярекпут»: почему эскимосы отдают своих жен «на прокат»

В день выписки, 7 мая, Смирнов устроил маленький банкет для медперсонала. К тосту за День Победы кто-то добавил: «Когда смотрю «В бой идут одни «старики», всегда плачу…».

Смирнов вдруг помрачнел, поставил рюмку на стол, вернулся в палату, лег в койку и умер — ушел вслед за майором Титоренко.

Леонид Быков и Алексей Смирнов в фильме «В бой идут одни «старики»

Хотел быть как Чкалов

Быков снялся более чем в двух десятках фильмов и сам поставил пять. Невероятно талантливый актер и самобытный режиссер. А ведь мы могли бы никогда не увидеть его ролей и фильмов, если бы Лене Быкову, с детства грезившему о небе и решившему стать «как Чкалов», удалось реализовать свою мечту.

Дважды он поступал в летное училище. Первый раз в городе Ойрот-Тура. Низкорослого, но настырного паренька условно приняли, но решили перепроверить. Тут-то и выяснилось, что новобранец приписал себе два года, а на самом деле ему всего 14.

— Отправился я в сорок третьем году летать, месяц проучился, но меня выгнали. Расплакался я, потому что у «летчика» в то время было 136 сантиметров роста. Летчик не получился, — много лет спустя вспоминал режиссер.

Надо сказать, что сильно Быков не вырос, рост его остановился на 163 сантиметрах. Впрочем, для летчика этого было достаточно. В 1945 году уже в Ленинграде Быков все-таки поступил в летную школу. Но война закончилась и курсантов распустили. Много лет спустя Леонид Быков реализовал свою мечту о небе, сыграв капитана Титоренко в фильме «В бой идут одни «старики».

Ночевал в танке

Еще в школьном возрасте Быков увлекся театром и участвовал в любительских спектаклях. Когда с небом не получилось, он решил штурмовать театральные вузы. Но и актером стал не сразу.

В 1946 году Быков поехал поступать в театральный институт в Киеве. Друзья посоветовали не говорить комиссии, что жить ему негде, мол, у тех, кто не нуждается в общежитии, больше шансов поступить. И Леня ночевал на улице, где придется, даже в танке «Тигр», который стоял в парке Пушкина на выставке трофейной техники. В театр он не поступил, а деньги кончились.

Пришлось возвращаться в свой Краматорск на крыше вагона. Леня привязал себя к трубе, чтобы не упасть, и заснул. Проснулся от того, что два мужика стаскивали с него сапоги.

От его Шекспира хохотала вся комиссия

Зато в Харьковский театральный институт его приняли с первой попытки.

— Я помню, как мы с Леней поступали, — рассказывает актриса Светлана Чибисова. — В тот год был очень большой конкурс. Леня привлекал внимание очень маленьким ростом и миловидностью: у него был густой чубчик и детский румянец… Губастый, носик уточкой.

И вот выходит этот смешной парень в яркой клетчатой рубашке на середину аудитории и объявляет с сильнейшим акцентом: «Щикспир! Хамлет!». В комиссии прямо гомерический хохот. А Леня, конечно, выбрал монолог «Быть или не быть» и читал его абсолютно серьезно. Под конец выступления хохотали уже все — и экзаменаторы, и студенты.

Леня расстроился — думал, над ним посмеялись и не примут. Но его взяли! Это же было самое запоминающееся выступление!

Незаурядные способности студента Быкова заметили с первых шагов и пригласили в театр на роль Павки Корчагина — событие для студента по тем временам значительное. В труппе Быкова полюбили сразу — за добросердечность, приветливость, изумительное чувство юмора. Он прекрасно танцевал и исполнял на сцене песни под гитару. А потом пришли роли в кино.

Для съемок «В бой идут одни «старики» выделили всего один самолет

Первую роль Быков сыграл в 1952 году в фильме «Судьба Марины». Следующую, Пети Мокина, получил в фильме «Укротительница тигров». А в 1955-м его пригласили на главную роль в фильме «Максим Перепелица».

— После роли Максима Перепелицы его стали узнавать везде, — вспоминает актриса Римма Кирина. — Помню, приезжаем мы всей труппой куда-нибудь на гастроли.

Среди нас старики, известные театральные актеры, народные артисты. На перроне их с букетами встречают «официальные лица».

А тем временем толпа горожан бежит вдоль состава и кричит: «А где Быков? В каком вагоне?» Леня, конечно, стеснялся, ему неудобно было перед стариками.

Совсем иначе все складывалось, когда Быков решался переквалифицироваться в режиссеры. Тут же возникали мыслимые и немыслимые препоны, часто абсурдные и надуманные, но стоившие артисту сильных переживаний, нервов и в конечном итоге трех инфарктов.

Так, его первую режиссерскую работу на студии Довженко — комедийный фильм «Где вы, рыцари?» — забраковали сразу. И даже не трудились особо объяснять почему: недостаточно, мол, назидательный — и точка. Для съемок его картины «Аты-баты, шли солдаты» не давали солдат и технику.

Пришлось ехать в Москву на поклон к самому маршалу Гречко, министру обороны. Технику выделили, но предстояло потом пройти еще несколько кругов ада при приемке ленты. А ставшая уже легендарной лента «В бой идут одни «старики» могла и вовсе не выйти.

Сначала съемкам не давали зеленый свет якобы из-за негероичности сюжета, потом высказывали недовольство «избыточностью» музыкальных номеров и в конце концов чуть не поставили жирный крест, выделив на съемки всего один самолет.

Повезло, что сценарий понравился маршалу авиации Александру Покрышкину, и легендарный летчик-ас направил для хорошего дела два боевых истребителя.

Выйдя на экраны в 1974 году, фильм «В бой идут одни «старики» собрал более 44 млн кинозрителей, став четвертым в прокате и единственным в десятке самых кассовых фильмов того года, посвященным тематике Великой Отечественной войны. А многочисленные фразы героев картины разошлись на цитаты, став частью народного фольклора.

Краснел, когда при нем матерились

Быков был очень скромным человеком, не избалованным вниманием прессы. Никогда не повышал голос. Краснел, если при нем матерились. Стеснялся просить повышения зарплаты. В его актерской карточке в графе «Специальные знания» можно прочитать: «Пение — не владею, танец — не владею, спорт — не владею». И это при том, что почти в каждом фильме он пел, танцевал и был удивительно пластичен!

Несмотря на известность, звания заслуженного артиста РСФСР и народного артиста УССР, ему только в последний год жизни выделили собственный кабинет на киностудии Довженко — крохотную полутемную комнатку.

— Он никогда не искал выгодных знакомств и полезных связей. Это был не его стиль, — говорит дочь Марьяна.

— Вот рвать на себе тельняшку и закрывать амбразуру или броситься вырывать из пасти озверевшей собаки окровавленного щенка — в этом был весь папа.

Или у пьяного мужика отобрать топор, когда даже милиция боится подойти, — это он мог. Подойти и сказать спокойно: «Не шали!» — и бандит стоял растерянный…

Леонид Федорович не давал интервью. Сохранилась запись лишь одного-единственного выступления в 1974 году в Барнауле — городе, где его семья находилась в эвакуации в годы войны:

Одна любовь на всю жизнь

Быков был однолюбом. К своей супруге Тамаре Константиновне, в девичестве Кравченко, все годы совместной жизни относился с трогательной заботой и нежностью. Родились двое детей — сын Александр, которого они звали Лесем, и дочь Марьяна.

— Могу сказать, что большего счастья, большего понимания и более бережного отношения друг к другу, чем у моих родителей, я не встречала ни у кого, — утверждает Марьяна.

Жена Леонида Федоровича скончалась в 2010 г. Марьяна живет в Киеве, работает на киностудии имени Довженко. Александр после смерти отца не выдержал эксплуатации имени Леонида Быкова и эмигрировал в Канаду. Там живет и ныне с женой и четырьмя детьми.

Леонид Быков с женой и детьми

Срежиссировал свои похороны

Жизнь талантливого мастера оборвалась в 50 лет. Невероятно, но факт: незадолго до гибели Быков написал завещание, в котором распорядился, как себя похоронить: «Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду — получится конфуз.

Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните» кто сколько может.

А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Во даю. Спасибо и пока…».

Поэтому, согласно воле артиста, похороны были скромными, присутствовал узкий круг родных, друзей и коллег. А актеры, игравшие с Быковым в фильме «В бой идут одни «старики», сквозь слезы исполнили его любимую песню.

  • День похорон был солнечным. Теплым, даже жарким, — отличный съемочный день…
  • Похоронили всенародно любимого актера на Байковом кладбище в Киеве.
  • В 1981 году друзья Быкова сняли о нем документальный фильм, названный очень просто и точно: «…которого любили все».

Источник: https://minsknews.by/na-svoi-pohoronyi-byikov-zakazal-smuglyanku-kak-zhil-i-pogib-akter-kotorogo-lyubili-vse/

Убитые словом. Что стало последней каплей для режиссёра Сергея Бондарчука?

Они были на пике славы, кумирами миллионов. Их превозносили, но их же и критиковали, выживали и обличали, на них клеветали, их «травили» до смерти. И хотя медики не признают смерти от слова, но то, что случилось с героями документального фильма канала «ТВ Центр», попадает именно под это определение.

13 мая 1986 года в Кремле открылся V съезд кинематографистов СССР. На этом съезде коллеги устроили настоящую расправу над Сергеем Бондарчуком.

Они обвиняли его в застое и объявили главным гонителем свободы в творчестве. Вообще-то, говорить такие слова мэтру в глаза было страшно.

Поэтому многие надеялись, что Сергея Фёдоровича не будет в зале, ведь его даже не избрали делегатом съезда. А он всё равно пришёл…

– И только один человек – Никита Сергеевич Михалков – выступил в защиту Сергея Федоровича Бондарчука. Он сказал с трибуны: «Что вы делаете? О ком вы сейчас так говорите? О человеке, который принёс нам славу?», – рассказывает в документальном фильме Николай Бурляев.

Действительно, эпопея Бондарчука «Война и мир» принесла нашей стране первого «Оскара» за художественный фильм, картину показали в 117 странах мира.

Режиссёр почти шесть лет отдал этой работе, получил клиническую смерть прямо на съёмках… Однако травлю, начатую на V съезде, подхватили журналисты, и этого уже было не остановить… Каким образом сам Бондарчук реагировал на такое отношение к себе? Что стало последней каплей для режиссёра? Как о том времени вспоминает дочь Сергея Фёдоровича, Наталья Бондарчук?

Парадокс: чем человек популярней, любимей, тем больше шансов, что он станет предметом для травли. И не дай ему Бог оступиться – из героев сразу перейдёт в изгои, как стало с актёром Владом Галкиным в июле 2009 года.

Причиной стала драка в одном из московских баров, в который заглянул Галкин после съёмок в сериале «Котовский». Актёр уже был навеселе, но потребовал у бармена налить ему ещё виски.

И когда тот в грубой форме отказал, ударил стулом по барной стойке и стал палить из пневматического пистолета по бутылкам.

– Конечно, Влад был не прав в этой ситуации. Но я его понимаю, потому что я мог оказаться в такой ситуации. Мы, актёры, бываем настолько ранены душевно… – говорит в фильме коллега Галкина по сериалу «Дальнобойщики» Владимир Гостюхин.

Что же на самом деле подтолкнуло актёра к столь необдуманному шагу? Как Влад переживал травлю, развёрнутую в СМИ? Зачем написал покаянное письмо? Об этом – в документальном проекте.

Кому перешёл дорогу любимец Одессы, актёр Михаил Водяной, когда его обвинили в растлении несовершеннолетних? И как относились к обвинениям его поклонники? Почему украинца Леонида Быкова гнали из Киева со студии Довженко и кричали: «Москаль, убирайся в свою Москву!»? Что вытворяли актёры, чтобы выжить гениального Эфроса из театра на Таганке?

Источник: https://www.tvc.ru/channel/brand/id/3320/show/news/news_id/2720

Дочь легендарного актера Леонида Быкова пытались убить

К пятидесяти годам он сыграл двадцать две роли, снял три фильма, перенес три инфаркта и завоевал сердца миллионов. Однако немногие знают, что в его собственном сердце постоянно жила боль. Его личная жизнь и трагическая смерть до сих пор окутаны тайнами и слухами.

Насмотревшись фильмов о летчиках, Лёня Быков с детства бредил небом. Сразу после войны он поехал в Ленинград и поступил в летную спецшколу. А когда через месяц его отчислили из-за маленького роста – 163 см, решил податься в актеры.

Читайте также:  Инок и икона: что связывает эти два понятия

Вступительные экзамены в Киеве Леонид с треском провалил, зато через год успешно прошел в Харьковский театральный институт.

Там он познакомился с 17-летней Тамарой Кравченко из Белгорода, которая через шесть лет стала его женой и родила ему сына и дочку.

После института Быков стал актером Харьковского театра им. Т. Г. Шевченко, где талантливого парня быстро заметили и пригласили играть в кино – сперва в эпизоды, а затем и на главные роли. Фильмы «Укротительница тигров», «Максим Перепелица» и «Алешкина любовь» сделали Быкова известным.

Вскоре его пригласили на «Ленфильм», где он снял свою первую режиссерскую работу – кинокомедию «Зайчик», а на гонорар купил гараж и «Волгу», которую ласково называл Тяпа.

Однако потом на «Ленфильме» у Быкова начался застой. «Уже почти год не снимаюсь, – писал он другу. – Отказался от девяти сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, так долго не протянешь.

Все чаще думаю, что надо возвращаться домой».

В 1966-м Быков переехал в Киев, куда его уже давно зазывали. На киностудии им. Довженко он хотел воплотить свою давнюю мечту – снять фильм о военных летчиках.

Но снимать «В бой идут одни «старики» ему долго не разрешали – недостаточно героический.

И вообще, в Киеве режиссера встретили весьма прохладно: дескать, нам и своих гениев девать некуда! Быков тяжело переживал такое отношение и никак не мог понять, зачем его вытащили из Ленинграда, если он тут никому не нужен…

Фильм про поющую эскадрилью Быков все же снял. Он вышел на экраны в начале 1974-го и в пику чинушам за год собрал в Союзе более 40 миллионов зрителей, а «Смуглянка» стала чуть ли не гимном советских летчиков.

Через год Быков начал снимать «Аты-баты, шли солдаты». Но поскольку получить для съемок солдат и военную технику оказалось непросто, он поехал в Москву на прием к министру обороны маршалу Гречко.

У них состоялся долгий и тяжелый разговор, после которого по возвращении домой у режиссера случился инфаркт.

– Папа никогда не носил камень за пазухой или фигу в кармане, – рассказала дочь режиссера Марьяна Быкова. – Он мог посоветовать министру, который не умеет управлять, уйти на пенсию. Мог отказаться от банкета с очень важной особой и пойти в это время, скажем, на рыбалку.

Рыбалка действительно была слабостью Быкова. Чтобы хоть как-то отвлечься от суеты, он всегда брал удочки и отправлялся рыбачить.

– Это моя единственная отдушина, – говаривал Маэстро, – я настолько там успокаиваюсь, что забываю про все проблемы. Если бы не рыбалка, меня бы, наверное, уже давно не было…

Однажды апрельским вечером Леонид Федорович возвращался в Киев с дачи в Страхолесье, куда как раз ездил порыбачить.

На скорости 90 км/ч, обгоняя ползущий впереди трактор с прицепом, его «Волга» вылетела на встречную полосу и врезалась в грузовик. Быков изо всех сил жал на тормоз, но столкновения избежать не удалось.

«Волга» разбилась в лепешку, а самого актера при ударе выбросило из машины. Он погиб мгновенно: ремень безопасности разрезал ребра и почти все внутренние органы.

– Вечером нам позвонили, сказали, что он погиб и «забирайте свой труп», – вспоминает дочь Марьяна. – Не сказали только, куда ехать. Я маму закрыла дома и поехала искать отца. Так закончилось детство и началась жизнь без него…

Это случилось 11 апреля 1979 года на 47-м километре трассы Киев – Минск.

По какому-то мистическому совпадению 34 года назад, тоже 11 апреля и тоже на 47-м километре шоссе Прага – Братислава погиб друг детства Быкова летчик Виктор Щедронов, бывший прототипом Смуглянки.

Такое мистическое сходство даты и места гибели закадычных друзей многие сочли неслучайным, упорно пытаясь выяснить, что же на самом деле случилось с Маэстро: убийство, самоубийство, инфаркт или просто нелепая случайность?

Увы, вразумительного ответа нет до сих пор.

Следствие установило, что у водителя грузовика не было шансов избежать столкновения, но почему сам актер не ушел от смертельного тарана, имея такую возможность? Не захотел? Не смог? При этом тормозной путь в 22 метра доказывает, что Быков не шел на столкновение умышленно, а до последнего боролся за жизнь. Не очень верится в версию самоубийства еще и потому, что в 1979 году режиссер был на пике творчества, работал над новой философской комедией…

В день похорон Быкова на киевском Байковом кладбище стояла тихая и солнечная погода. Народу собралось совсем немного, ведь все произошло так внезапно. Это уже потом люди стали массово приходить на могилу.

– С нами никто не советовался по поводу памятника, – призналась Марьяна Быкова. – Папа вообще не любил пафосных мемориалов и мраморных бюстов. Говорил, что хочет лежать на простом сельском погосте, чтобы только холмик, крест и трава. Конечно, нас и слушать не стали.

Хоронили режиссера по его же собственному сценарию, прописанному в завещании: «Никаких оркестров, Дома кино и надгробных речей, а то я встану и уйду – получится конфуз, – писал Маэстро.

– Пусть кто-то один скажет слово «прощай», и всё. Не надо цирка, называемого почестями. После этого дербалызните кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку»… Во даю.

Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока».

К слову, когда за четыре месяца до гибели Быкову исполнилось 50 лет, он наотрез отказался праздновать юбилей в Союзе кинематографистов и на студии им. Довженко. Сказал, что ему не нужна генеральная репетиция его похорон, и уехал из Киева. А на следующий день получил открытку в похоронной рамке с пожеланием долгих лет жизни.

Так писал Быков про сына Олеся в своем прощальном письме-завещании. Обращаясь к друзьям, он просил:

«Помогите ему поверить в людей, ведь на него обрушилось столько горя, что хватило бы на целый народ. И это моя вина…»

Злоключения Олеся начались во время службы в армии. Как-то он повздорил с командованием части, а через пару дней во время ночного дежурства его избили и отправили в психушку. Там ему два месяца кололи разные препараты, а потом комиссовали с диагнозом шизофрения.

Устроиться на работу с такой записью оказалось практически невозможно. Олесь обошел 44 организации, где нуждались в рабочих, но его не взяли ни ночным сторожем, ни даже грузчиком.

Тогда Быков на свой страх и риск зачислил сына к себе ассистентом на съемки «Аты-баты…», поручив монтажеру приглядывать за ним.

Однако Олесь не оправдал доверия – он регулярно закатывал на площадке жуткие истерики, так и не выполнив толком ни одного поручения.

Потом парень вообще связался с криминалом и вляпался в серьезную передрягу. Он стоял на шухере, ожидая приятелей в папиной белой «Волге», покуда те обносили ювелирный магазин. Узнав, что сын арестован, Леонид Федорович немедленно отправился по инстанциям хлопотать за оболтуса.

Нетрудно представить, что при этом чувствовал гордый Быков, который никогда не разменивал на подачки свое доброе имя. Отмазать парня в итоге помог тогдашний министр культуры Бесклубенко. Вместо тюрьмы Олеся на год упекли в Павловку – киевскую психушку, а Быков надолго слег с вторым инфарктом.

Через некоторое время, когда ему предложили возглавить Союз кинематографистов, он отказался со словами: «Не имею права как гражданин. Не смог правильно воспитать детей»…

После смерти отца Олесь долго, но тщетно пытался сбросить с себя клеймо сумасшедшего и найти нормальную работу. Добрые друзья помогли – добыли где-то поддельные документы. «Благодаря им я целый год мог работать – качался на волнах Охотского и Берингова морей, добывая для родины красную икру», – писал Олесь в одном из писем.

Тем временем у его семьи в Киеве возникли проблемы, и пришлось срочно вернуться домой. Опять начались безработица и жуткая безнадега.

В 1989-м Олесь поехал в Москву просить разрешения эмигрировать, а получив отказ, от отчаяния вышел к гостинице «Москва» с плакатом «Коммунисты, я не хочу с вами жить!» Его мигом скрутили и выдворили обратно в Киев.

Лишь в 1991 году Олесю всеми правдами и неправдами удалось вырваться за границу. Сначала в Австрию, где независимые психиатры признали его абсолютно здоровым, а затем и в Канаду, где он получил статус политического беженца. Там сын известного режиссера живет и сейчас с женой и четырьмя сыновьями.

Хотя Леонид Быков по жизни был очень ранимым, страдания свои на люди старался не выносить. Он никогда и ни с кем не обсуждал свою семейную жизнь, потому она обрастала самыми разными слухами и сплетнями.

К примеру, поговаривали, что театральной карьере жены Быкова Тамары в свое время помешала сильно прогрессирующая душевная болезнь, которая потом передалась и сыну Олесю.

Очевидцы утверждали, что атмосфера в доме Быковых всегда была угнетающей – старая обшарпанная мебель, на кухне гора немытой посуды, повсюду грязь и огромный слой пыли на подоконниках.

Все деньги, заработанные режиссером, сперва уходили на лечение жены, а потом на выкуп сына из милицейских застенков.

По словам дочери режиссера Марьяны, это лишь бредни псевдодрузей отца, которые после его гибели показали свое истинное лицо.

– Папа был необычайно терпеливым, сдержанным и наивным, очень доверял людям, – вспоминает Марьяна. – А если убеждался, что человек поступает по отношению к нему недостойно, просто вычеркивал его из своей жизни.

Еще при жизни отца нам обещали устроить «выжженную пустыню», и мы ее испытали в полной мере. После смерти Быкова Марьяне с матерью восемь лет пришлось скитаться по России. Затем они перебрались в Харьков. В 1997 году Марьяна получила должность редактора на киностудии им. Довженко и место в общежитии, куда вскоре перевезла мать. Осенью 2010 года Тамара Константиновна умерла.

– Нам с мамой никак не могли простить, что не отдали в чужие руки архив отца, а вывезли его за пределы Украины, – говорит Марьяна. – Причем успели вовремя: дважды нашу квартиру взламывали, а я лично пережила несколько нападений и даже попытку убийства. Мне говорили: «Отдашь архивы – будешь жить», просили продать, сулили хорошие деньги. Но я сказала, что не торгую памятью отца…

При этом коллеги Быкова с киностудии им. Довженко до сих пор с упреком вспоминают один странный поступок Марьяны.

– На 47-м километре шоссе, где погиб Леонид, его коллеги и друзья установили скромный памятник в виде крыла самолета и мемориальной доски, – рассказывает редактор киностудии Эмилия Косничук. – Лет двадцать простоял этот памятник.

А однажды Марьяна увидела там то ли окурок, то ли бутылку, приехала к тогдашнему директору киностудии Николаю Мащенко и потребовала памятник убрать. На рассвете она и шесть рабочих поехали, разгромили монумент и вырвали куст калины, росший рядом.

Летчики, прознав об этом, сразу же скинулись на новый памятник, но, когда на заводе узнали, что это для Быкова, отказались брать деньги. А люди из соседних деревень принесли больше ста кустов калины.

Эмилия Косничук, редактор к/с им. Довженко:

К нему все относились с обожанием. Леонид Федорович был очень скромным, одевался просто. Сам практически не пил, зато обожал угощать народ шампанским, говорить тосты, вспоминать что-то хорошее.

Несмотря на невысокий рост, у него была красивая фигура – мощная, твердая, но при этом легкая и изящная. От Быкова исходили такие сильные мужские флюиды, что все довженковские дамы были в него по уши влюблены. При этом они не строили планов по поводу Лёни, ведь он никогда не заводил никаких романов. Никто из нас даже представить не мог, чтобы Лёня хоть раз «сходил налево».

  • Дочь Марьяна Быкова:
  • – Прожив свою женскую жизнь и наблюдая многие семьи, я могу сказать, что большего счастья, большего понимания и более бережного отношения друг к другу, чем у моих родителей, я не встречала ни у кого.
  • Мария Кошевая
  • Звезда фильма «В бой идут одни старики»: От горя спасает только вино
  • Как убивали знаменитый фильм «В бой идут одни старики»

Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20130806-doch-legendarnogo-aktera-leonida-bykova-pytalis-ubit

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector