Что стало с дочерью николая i, изображенной на картине брюллова

Четыре с лишним года прожил Карл Брюллов в Италии, прежде чем в 1827 году добрался до Помпеев. В то время он искал сюжет для большой картины на историческую тему. Увиденное поразило художника.

Шесть лет у него ушло на то, чтобы собрать материал и написать эпическое полотно площадью почти 30 м2. На картине мечутся застигнутые катастрофой люди разного пола и возраста, рода занятий и веры.

Однако в пестрой толпе можно заметить четыре одинаковых лица…

В том же 1827 году Брюллов встретил женщину своей жизни — графиню Юлию Самойлову. Разойдясь с мужем, молодая аристократка, бывшая фрейлина, любившая богемный образ жизни, переехала в Италию, где нравы вольнее.

И у графини, и у художника была репутация сердцеедов. Их отношения оставались свободными, но долгими, а дружба продолжалась до смерти Брюллова.

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», — писала впоследствии Самойлова его брату Александру.

(Всего 19 изображений)

Карл Брюллов, «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини», 1839—1840 годы, фрагмент.

Юлия с ее средиземноморской внешностью (ходили слухи, что отец женщины — итальянец граф Литта, отчим ее матери) была идеалом для Брюллова, к тому же будто созданным для античного сюжета.

Художник написал несколько портретов графини и «подарил» ее лицо четырем героиням картины, которая стала самым знаменитым его творением.

В «Последнем дне Помпеи» Брюллов хотел показать красоту человека даже в отчаянной ситуации, и Юлия Самойлова была для него совершенным образцом этой красоты в реальном мире.

Исследователь Эрих Голлербах отмечал, что похожие друг на друга героини «Последнего дня Помпеи», несмотря на социальные различия, выглядят как представительницы одной большой семьи, словно бедствие сблизило и уравняло всех горожан.

«Декорацию сию взял я с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину», — объяснял Брюллов в письме к брату выбор места действия.

Это уже пригород, так называемая Дорога гробниц, ведущая из Геркуланумских ворот Помпеев к Неаполю. Здесь находились усыпальницы знатных горожан и храмы. Расположение зданий художник зарисовывал на раскопках.

По словам Брюллова, один женский и два детских скелета, засыпанных в этих позах вулканическим пеплом, он видел на раскопках.

Мать с двумя дочерьми могла ассоциироваться у художника с Юлией Самойловой, которая, не имея собственных детей, взяла на воспитание двух девочек, родственниц друзей.

Кстати, отец младшей из них, композитор Джованни Пачини, в 1825 году написал оперу «Последний день Помпеи», и модная постановка стала для Брюллова одним из источников вдохновения.

Христианский священник. В первый век христианства в Помпеях мог оказаться служитель новой веры, на картине его легко узнать по кресту, богослужебной утвари — кадилу и потиру — и свитку со священным текстом. Ношение нательных и наперсных крестов в I веке не подтверждено археологически.

Языческий жрец. На статус персонажа указывают предметы культа в его руках и головная повязка — инфула. Современники упрекали Брюллова, что он не вывел на первый план противостояние христианства язычеству, но у художника и не было такой цели.

Предметы языческого культа. Треножник предназначался для воскурений богам, ритуальные ножи и топоры — для забоя жертвенного скота, сосуд — для омовения рук перед совершением обряда.

Одежда гражданина Римской империи состояла из нижней рубашки, туники и тоги, большого куска шерстяной ткани миндалевидной формы, задрапированного вокруг тела. Тога была знаком римского гражданства, ссыльные римляне теряли право ее носить. Жрецы носили белую тогу с пурпурной полосой по краю — toga praetexta.

Судя по количеству фресок на стенах Помпеев, профессия живописца была востребована в городе. В качестве античного живописца, бегущего рядом с девушкой с внешностью графини Юлии, Брюллов изобразил себя — так нередко делали мастера Ренессанса, творчество которых он изучал в Италии.

По мнению искусствоведа Галины Леонтьевой, лежащая на мостовой упавшая с колесницы помпеянка символизирует гибель античного мира, по которому тосковали художники классицизма.

Вещи, выпавшие из шкатулки, как и другие предметы и украшения на картине, скопированы Брюлловым с найденных археологами бронзовых и серебряных зеркал, ключей, светильников, наполнявшихся оливковым маслом, ваз, браслетов и ожерелий, принадлежавших жителям Помпеев I века н.э.

По замыслу художника, это два брата, спасающие больного старого отца.

Плиний Младший с матерью. Древнеримский прозаик, ставший очевидцем извержения Везувия, подробно описал его в двух письмах историку Тациту. Брюллов поместил сцену с Плинием на полотно «как пример детской и материнской любви», несмотря на то что бедствие застигло писателя и его семью в другом городе — Мизенах (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпеев).

Плиний вспоминал, как они с матерью выбирались из Мизен в разгар землетрясения, а на город надвигалось облако вулканического пепла. Пожилой женщине было трудно бежать, и она, не желая стать причиной гибели 18-летнего сына, уговаривала оставить ее. «Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу», — рассказывал Плиний.

Оба выжили.

Щегол. Во время извержения вулкана птицы погибали на лету.

По древнеримской традиции венками из цветов украшали головы новобрачных. С головы девушки упал фламмей — традиционное покрывало древнеримской невесты из тонкой желто-оранжевой ткани.

Здание с Дороги гробниц, место упокоения Авла Умбриция Скавра Младшего. Усыпальницы древних римлян обычно строились за чертой города по обе стороны от дороги.

Скавр Младший при жизни занимал должность дуумвира, то есть стоял во главе городского управления, и за заслуги даже удостоился памятника на форуме.

Этот гражданин был сыном богатого торговца рыбным соусом гарумом (Помпеи славились им по всей империи).

Сейсмологи по характеру разрушений зданий, изображенных на картине, определили интенсивность землетрясения «по Брюллову» — восемь баллов.

Извержение, случившееся 24–25 августа 79 года н.э., погубило несколько городов Римской империи, расположенных у подножия вулкана. Из 20–30 тысяч жителей Помпеев не спаслись около двух тысяч, судя по найденным останкам.

Автопортрет Карла Брюллова, 1848 год.

1799 — Родился в Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры Павла Брюлло. 1809–1821 — Учился в Академии художеств. 1822 — На средства Общества поощрения художников отбыл в Германию и Италию. 1823 — Создал «Итальянское утро».

1827 — Написал картины «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». 1828–1833 — Работал над полотном «Последний день Помпеи». 1832 — Написал «Всадницу», «Вирсавию».

1832–1834 — Работал над «Портретом Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1835 — Вернулся в Россию. 1836 — Стал профессором Академии художеств. 1839 — Женился на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм, но через два месяца развелся.

1840 — Создал «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала…». 1849–1850 — Уехал на лечение за границу.

1852 — Умер в селении Манциана близ Рима, похоронен на римском кладбище Тестаччо.

Материал подготовлен Натальей Овчинниковой для журнала «Вокруг света». Публикуется с разрешения журнала. Оригинальная публикация.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=655987

«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)» картина Брюллова

«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини» — одна из самых известных картин Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Брюллов — великий русский художник, который прославил искусство русской живописи на весь мир.

В своём творчестве отдельное место он уделил красавице, независимой от взглядов, самовольной, благородной женщине — графине Юлии Павловне Самойловой (1803-1875).

С её участием он написал сразу несколько картин и, пожалуй, именно «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини», написанный в 1842 году, является одним из самых ярких, и представляющих характер и образ души любимицы Брюллова в лучшем свете. В настоящее время картина находится в Русском музее, Санкт-Петербург.

На картине «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией)» Юлия Павловна представлена рядом со своей воспитанницей и приёмной дочерью Амацилией Паччини.

Амацилия и Джованнина являлись дочерьми разорившегося итальянского композитора Джованни Паччини, которых Самойлова взяла на воспитание. Полотно представляет её свободный от общественных норм характер. Юлия Павловна всегда отличалась вольностью взглядов и независимостью от общества и их суждений.

За это её недолюбливал император Николай I и многие представители высшего света. Здесь она представлена покидающей бал или «маскарад«, как ещё называют эту картину.

Маскарад, в контексте картины, представляет собой собрание высшего общества, которые преклоняются друг перед другом, которые вечно носят маски и живут во лжи. На заднем плане серые фигуры, которые ничем не примечательны по сравнению с красотой графини.

Среди них особенно выделяется фигура султана и услужливого посла, который, видимо, чтобы угодить знатному человеку, что-то шепчет ему и указывает жезлом на удаляющихся Юлию и Амацилию.

От всего этого общества, которое Брюллов изобразил в шутовском виде, главных героинь отделяет яркий красный занавес, будто бы резко разделяющий два мира, два образа людей. Юлия Павловна сняла маску и смотрит открыто, никого не стесняясь. В этом образе есть особенная искренность перед людьми и перед миром. Она не боится показать себя такой, какая она есть на самом деле, а все маскарады со знатными людьми, исполненными лицедейства, ей совершенно неинтересны. Образ Юлии Павловны здесь представляет человеческое достоинство, которому стоит поучиться многим.

Для Брюллова графиня Самойлова была настоящим идеалом. Она была ему хорошим другом и в трудную для него минуту, когда он подвергся немилости и настоящей травли высших кругов, Юлия Павловна специально для того, чтобы помочь живописцу, приехала в Россию из Италии.

А.Н.Бенуа писал, что отношения Брюллова к Самойловой достаточно известны. Вероятно, художник был страстно влюблён в графиню и поэтому картины именно с участием Самойловой являются настоящими шедеврами, жемчужинами всего творчества великого русского художника.

Брюллов Карл Павлович —  Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)

Для строительства или ремонтных работ вам необходимы только качественные материалы? Композитная стеклопластиковая арматура от СтеклоПласт — это лучший выбор. Высокие характеристики и преимущества перед другими видами арматуры.

???? Блинцов | 2015-01-29, 10:37

Источник: https://art-assorty.ru/7749-portret-grafini-yulii-pavlovny-samoylovoy.html

История одной картины .Брюллов.Последний день Помпеи. | Волшебная сила искусства

    Давно знакома нам с вами  картина Карла  Брюллова  ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ,но подробно мы её  не рассматривали.Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях.

Читайте также:  Что будет с мусульманином, нарушившим запрет на алкоголь

К.Брюллов. Последний день Помпеи. 1830—1833

ПРЕДЫСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ.

          В 1827 году  молодой русский художник Карл Брюллов.приезжает в Помпеи. Он не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

            От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту.

           В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

           Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.  

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

  • ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ.
  •       Сделаем небольшое отступление,чтобы познакомиться с историческими подробностями события,которое  мы увидим на картине.

 Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

         Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни — все это застало жителей Помпей врасплох.

       Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах — в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то — на улицах города, кого-то — уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

        В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

      Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

          Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

     Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.

      Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

      Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя — выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший — погиб во время извержения в Помпеях.

     Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами — Помпеями, Стабией,Геркуланумом и Октавианумом — показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

  1.  ОПИСАНИЕ.

           Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

      Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

 

  Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.

    Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

    Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!

       Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

       А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи. 

        Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

            Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое — ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П.Самойлова.

      Её мы можем увидеть и в других образах.Это и  разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребёнок — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

  • Юноша держит свою свою любимую,в его глазах отчаяние и безысходность.

             Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.

           Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход. 

  1.  Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.
  2. Сколько же боли,страха и отчаяния в глазах людей.

     «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

       Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

         Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

          Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламяШироко развилось, как боевое знамя.Земля волнуется — с шатнувшихся колоннКумиры падают! Народ, гонимый страхом,Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

              Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.

        Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

            В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!». 

        Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

Источники.

http://artrussia.ru/russian/artists/bio.php?rarity=1&about_p=1&pic_id=11&foa=f&list=1

http://www.art-portrets.ru/artists/posledniy-den-pompei.html

http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/520-kartina-posledniy-den-pompei.html

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/18a0c2ea-bcb1-49dc-8f7a-e2f9ca6597b7/Bryullov.​Posledniy_den_Pompei.htm

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/4964526

Карл Павлович Брюллов, Изображений: 169

Все картины Брюллова – это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. В каждом полотне невероятным колоритом отображено его мироощущение.  

Портрет поэта и драматурга гр. Алексея Константино…Сон молодой девушки перед рассветом. 1830-1833Нарцисс. 1819Портрет А. Н. Демидова. ЭтюдСон монашенки. 1831Исповедь итальянки. 1827-1830Ольга Ферзен на ослике. 1835Портрет М. А. Бек. 1840Скалы и луна ночью. 1824Портрет профессора Медико- хирургической академии …Прогулка Людовика XV в детстве. 1850Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826Насильное купание. 1851-1852Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевич…Портрет детей Волконских с арапом. 1843Портрет Джульетты Титтони в латах. 1850-1852Участники экспедиции на Везувий. 1824Гулянье в Альбано. 1830-1833Портрет Джузеппины Ронци де Беньис. 1833-1835Портрет Терезы- Микеле Титтони с сыновьями. 1850-1…Последний день ПомпеиПортрет великой княжны Ольги Николаевны. 1841Портрет графини Ольги Ивановны Орловой- Давыдовой …Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных. 1827Портрет М. П. Кикиной в детстве. 1817-1820Бивуак на кратере, Везувий. 1824Портрет А. Н. Львова. 1824Портрет М. А. Бек с дочерью М. И. Бек.Портрет Фанни Персиани- Такинарди в роли Амины в о…Прерванное свидание . Конец 1820-хПифферари перед образом мадонны. 1825Плафон. 1843-1847Портрет кн. Е. П. Салтыковой. 1833-1835Портрет У. М. Смирновой. 1837-1840Портрет художника Я. Ф. Яненко в латах. 1841Праздник сбора винограда. 1827Смерть Инессы де Кастро. 1834Политическая демонстрация в Риме в 1846 году. 1850Портрет В. А. Перовского. 1824Греческое утро в Мираке. 1835Дорога в Синано после грозы. 1835Портрет актера А. Н. Рамазанова. 1821-1822Портрет Г. Н. и В. А. Олениных. 1827Портрет гр. К. А. Поццо ди Борго. 1833-1835Портрет Е. И. Дурновой, жены художника И. Т. Дурно…Портрет капитана А. М. Костиница. 1835Эрминия у пастухов. 1824Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в …Портрет актера В. В. Самойлова. 1847Портрет неизвестной в тюрбане. Около 1830Итальянский полдень . 1827Портрет Е. И. Тон, жены художника К. А. Тона. 1837…Портрет кн. Г. Г. Гагарина. 1829Голова аббата. 1850Портрет С. А. Соболевского. 1832Портрет певицы А. Я. Петровой. 1841Портрет писателя и политического деятеля Тарентско…Портрет статс-секретаря П. А. Кикина. 1821-1822Портрет члена Государственного совета кн. А. Н. Го…Портрет архитектора И. А. Монигетти. 1840Портрет баронессы И. И. Клодт, жены скульптора П. …Портрет баснописца И. А. Крылова. 1839Портрет П. В. Басина. 1830Портрет писателя А. Н. Струговщикова.Портрет С. Ф. Щедрина. 1824Портрет В. А. Корнилова на борту брига Фемистокл. …Портрет А. М. Горностаева. 1834Портрет Анджело Титтони1. 1850-1852Портрет архитектора А. М. Болотова. 1843Итальянский полдень. 1831Портрет сестер А. А. и О. А. ШишмарёвыхВсадницаДевушка, собирающая виноград в окрестностях Неапол…Портрет И. А. Бека. Около 1839Портрет Мариано Титтони. 1850-1852Итальянское утро. 1823Спящая Юнона. 1840-еПортрет итальянского адвоката Франческо Аскани. 18…Вакхическая группа. 1824Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляюще…Портрет Екатерины Титтони. 1850-1852Портрет скульптора И. П. Витали. 1836-1837Гилас и нимфы. 1827Портрет археолога Микеланджело Ланчи.Автопортрет. 1848Гений искусства. 1817-1820Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар.Вирсавия. 1832Вольтижер. 1828-1830Диана, Эндимион и Сатир. 1849Надежда, питающая любовь. 1824Одалиска. 1823-1835Портрет архитектора А. П. Брюллова, брата художник…Последний день Помпеи.Портрет Софии Андреевны ШуваловойУ Богородицкого дуба. 1835Евангелист Марк. 1843-1847Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у…Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в …Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837Портрет Винченцо Титтони. 1850-1852Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салт…Турчанка. 1837-1839Автопортрет. 1823Вечерня. 1825Голова девушки. 1830-еДолина Дельфийская. 1835Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью М…Портрет военного со слугой. 1830-еПортрет гр. Алексея Алексеевича Перовского .Портрет княгини А. А. Багратион. 1849Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского.Портрет П. А. Чихачева. 1835Последний день Помпеи 1. 1827-1830Прерванное свидание. 1820-еСладкие воды близ Константинополя. 1849Сон бабушки и внучки. 1829Автопортрет. Около 1833Девушка в лесу. 1851-1852Деревня св. Рокка близ города Корфу. 1835Итальянка, зажигающая лампаду перед образом мадонн…Итальянка, ожидающая ребенка, разглядывает рубашку…Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831Натурщик. 1821-1822Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер-Закомельск…Портрет Антонио Титтони2. 1850-1852Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. Не…Портрет архитектора К. А. Тона. 1823-1827Портрет архитектора М. О. Лопыревского. 1836Портрет В. А. Перовского на капители колонны. 1824Портрет кн. З. А. Волконской. Не позднее 1842Портрет М. А. Кикиной. 1821-1822Портрет неизвестногоПортрет писателя Н. В. КукольникаПортрет поэта В. А. Жуковского. 1837Прогулка. 1849Профиль головы Глинки. 1843-1847Сцена на пороге храма. 1827Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии. 1835Игнациус Фумагалли

Читайте также:  «огромные «легкие» планеты»: какие тайны скрывают васюганские болота

Рисунки

По установленю Аллаха раз в год меняется рубаха 2.…Портрет А. П. Брюллова. 1826Голова Вакха . 1811Горные охотники. 1835Невинность, оставляющая землю. 1839Вознесение барона Шилинга. 1824Нимфа. 1827-1828Летящий ангел, оплакивающий жертвы инквизиции. 184…Лобзание Иуды. 1843-1847Веселое возвращение.

1827-1830Гавань в Константинополе. 1835Клеобис и Битон. 1823-1827Грек, лежащий на скале. 1835Лаццарони и дети. 1851-1852Мужской портрет. 1829Портрет Ф. Д. Гверацци. 1827-1830Автопортрет. 1830-1833В полдень. 1851-1852Гилас, увлекаемый нимфами в воду. 1823-1827Портрет греческого инсургента Теодора Колокотрони.

…Последний день Помпеи 2. 1827-1830Автопортрет. 1813-1816По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха 1…Портрет молодой женщины за вышиванием. 1824-1832Портрет певицы Полины Виардо Гарсия. 1844Портрет Ф. А. Бруни. 1827-1828Портрет Ю. П. Соколовой, сестры художника. 1836Раненый грек, упавший с лошади.

1835

Будущий великий живописец родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье художника, рисовавшего замечательные миниатюры Павла Брюлло – потомка гугенота. Они толпами оставляли свою родину в 1685 г., когда король Людовик XIV издал указ, отменяющий Нантский эдикт.

Настало время, когда повсюду преследовали протестантов.

Творческая судьба Карла была предопределена с рождения – его отец был живописцем в 3-м поколении; его 5 сыновей (Карл – средний) получили образование в Академии художеств, где он преподавал, и стали живописцами.

Карл имел очень слабый иммунитет, много болел и до семи лет почти все время проводил в постели. Его отец – масон по убеждению, считал, что каждая минута непременно должна быть потрачена с пользой.

Он сам занимался воспитанием мальчиков, требуя, чтобы те ежедневно рисовали, причем задания были немалыми. Если кто-то не выполнял всю норму, то лишался обеда.

Один раз рассердившись он ударил мальчугана за незначительную шалость, и тот всю жизнь был глух на одно ухо.

В 1809 г. Карла и его старшего брата приняли без экзаменов в Академию художеств. Наставники быстро отметили, что среди одноклассников с Карлом никто не мог сравниться в рисовании, – он получал награды, как говорили его учителя «целыми пригоршнями», поражая всех своим талантом и уникальными способностями.

С триумфом окончив Академию в 1821 г. и получив отличный аттестат, Карл становится пенсионером Общества поощрения художников (ОПХ) и на эти средства они с братом отправляются в Италию.

Десять месяцев братья медленно с остановками двигались через европейские страны, посетив многие города Двенадцать прекрасных лет своей жизни Брюллов прожил в Италии, На этой благословенной для всех художников земле, он состоялся как талантливый живописец.

За эти годы произошло много событий в Европе, в частности, они отмечены непримиримой борьбой между классицизмом и романтизмом. Принимает в ней активное участие и Брюллов.

Основные «битвы» проходили в Париже, где на классиков Давида и Энгра «нападали» художники под руководством Делакруа.

Во Францию живописцев из России с 1789 г. не допускали – они проживали в Риме. Брюллов был очарован великолепной живописью эпохи Возрождения, но искал свой путь. С сюжетами, предложенными Академией он вскоре распрощался.

Его произведения «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница» и другие поставили художника в ряд с лучшими живописцами Европы. Однако вызвали недоумение ОПХ, которое выплачивало ему денежные средства. Карл в 1829 г.

разорвал отношения с ОПХ и отказался от помощи.

В это время Карла привлек сюжет из жизни Древнего Рима, а затем богатый промышленник А. Демидов предложил художнику написать картину по этому сюжету. Брюллов писал это произведение почти шесть лет. Произведение было своеобразным ответом живописца на вопросы, волновавшие тогда молодых художников.

Он стремился примирить в своей работе классицизм и романтизм. Результат был ошеломительный – «Последний день Помпеи» ждал оглушительный триумф во всех странах Европы. Полотно экспонировалось в Париже и было награждено Большой золотой медалью. Затем, подарок Демидова императору, был выставлен в Академии художеств.

Полотно Брюллова привлекло так много народа, что посмотреть на него выстраивались длинные очереди.

Брюллов покинул Италию по вызову Николая I, оставив свою любовь. Графиня Юлия Самойлова – русская красавица – о её романах слагали легенды. По их частой переписке видно, что это была страсть. Юлия была музой Брюллова, она, блистает на многих его картинах.

Россия встретила «Великого Карла», как стали называть его после этого триумфа, с ликованием. Приемы в его честь устраивались в самых знатных домах столицы и Москвы. Брюллов познакомился со многими лучшими представителями культуры и искусства. Теплая искренняя дружба связала его с М. Глинкой и Н.

Кукольником. Но не все было так гладко… Пушкин писал: «Брюллов возвращается нехотя, боясь сырого климата и неволи». Нежелание возвращаться имело под собой серьёзные основания – Николай I, был взволнован настроениями, царившими в Европе, «закручивал гайки».

Отношения императора и живописца были напряженными – Брюллов по натуре был слишком свободолюбив.

Действительно, вызывает большое удивление – он не написал ни одного портрета русского монарха, под разными, часто надуманными предлогами, отказывался от подобных заказов, – на этот счет есть несколько сохранившихся воспоминаний его современников.

Художник приступил к созданию полотна «Осада Пскова С. Баторием», которое, как он говорил, очень скоро превратилось в «Досаду от Пскова». Он писал его восемь лет, а затем забросил. На запись в класс проф. Брюллова К. П. появилась огромная очередь. Его благодарными учениками были: Чистяков, Шевченко, Федотов, Ге.

Личная жизнь великого живописца не сложилась. Он полюбил Эмили Тимм, дочь градоначальника Риги. Она согласилась стать его женой, но перед свадьбой Эми призналась, что, уступила домогательствам отца и продолжает с ним интимные отношения.

Однако молодые обвенчались. Но отец Эми принимал её замужество как прикрытие, чтобы продолжать эти отношения. Через пару месяцев брак был расторгнут. «Великий Карл» был ославлен.

Сплетни не прекращались, его перестали принимать во многих столичных домах.

Художник часто болел, мучили проблемы с сердцем. В 1849 г. он покинул Россию, путешествуя по Европе, остановился на о. Мадейра. Через год Брюллов, посетил Испанию и оттуда переехал в любимый Рим. Он подружился с семьей Анджело Титтони, соратника Гарибальди по революционной борьбе.

11 июня 1852 г. К. П. Брюллов покинул этот мир в Манциане, расположенном недалеко от Рима, там были прописанные ему врачом минеральные воды… Утром ещё ничего не предвещало трагедии, но после обеда он неожиданно почувствовал удушье, и через три часа будучи до последнего вздоха в сознании, скончался.

Похоронен Карл Брюллов в Риме на кладбище Монте Тестаччо. Величайшему живописцу девятнадцатого столетия было всего пятьдесят два года.

Наталья Абдуллаева

Источник: https://gallerix.ru/album/Brullov

Детективная история одного портрета: шедевр Брюллова открыли заново

В детектив превратилась история с одной из картин художника Карла Брюллова. Почти два века все думали, что на портрете изображена женщина — некая Ульяна Смирнова.

А оказалось, что совершенно другая. Фотографий тогда еще было — вот и возникла путаница. Если бы не портреты, потомки и вовсе не узнали бы, как выглядели императоры, князья и их родственники.

А тайна, как всегда, оказалась в деталях. 

Юная дама с собачкой. Этому портрету уже больше полутора веков. И все это время даже искусствоведы ошибались, называя героиню некой Ульяной Смирновой.

О персонажах с картин Карла Брюллова известно все, ведь к нему очередь за портретами стояла.

Но что это за Ульяна Смирнова, чье имя было указано на карандашном наброске будущего портрета — даже в архивах ответа не нашлось. Оказалось, что и не было вовсе никакой Ульяны.

Читайте также:  Что русские подглядели у жителей немецкой слободы

— «У» сочли инициалом. И родилась Ульяна Смирнова. Вместо того, чтобы прочесть надпись — «эта картина хранится у господина Смирнова», — рассказала сотрудник отдела рисунка Русского музея Наталья Соломатина.

Картина начала проясняться, когда в руки участников искусствоведческого детектива попали портреты младшей дочери Николая I, написанные другими художниками.

— Физиономическое сходство очевидно, только по всей вероятности этот портрет был написан несколько позднее — она начала 40-х годов, а тот иконографический 37 года. Больше детскости, — подтвердил заведующий отделом живописи XVIII — 1-й половины XIX вв, Григорий Голдовский.

Широкоплечая и немного курносая  — отличительные черты младшей дочери императора. Общего мнения о ее внешности не сложилось. Одни говорили, что она растет самой красивой из сестер, другие современники наоборот сообщали — «княжна почти дурна собой». 

Говорить о реальном сходстве с реальным историческим персонажем в эпоху до фотографии тяжело. Да и сам живописец  откровенно признавался, что его задача как портретиста — показать лучшее, что есть в лице. То есть облагородить изображение героя. В том числе и поэтому исследователям и не удавалось установить, кто же позировал для этого портрета.

Но окончательно секрет помогла раскрыть та самая собачка на руках барышни. Песика редчайшей в то время породы кинг-чарльз-спаниель выписали из Лондона специально ко двору. Собачка также фигурирует на многих картинах того времени — например, резвится в детской Зимнего дворца.

— Брюллов собак писал превосходно и очень их любил. С такой же собачкой есть изображение Ольги Николаевны. И с этой же собачкой неоднократно изображается сама Александра Николаевна, —уточнил искусствовед Григорий Голдовский.

Больше полутора веков специалисты не брались проводить очевидные параллели, зная, что из-за сложных отношений с императором Брюллов отказывался писать портреты членов его семьи.

Но смерть 19-летней княжны так тронула художника, что он поступился принципиальностью и создал икону с лицом Александры Николаевны. Теперь можно сравнить эту известную работу с портретом юной княжны, который, выходит, заново открыли.

Картина так долго хранила свою тайну и только сейчас обрела настоящее имя.

Источник: https://www.5-tv.ru/news/215808/

Прекрасная адини

ru_oldrussiaganfayter

Интересная вещь — Карл Брюллов за всю свою жизнь не выполнил ни одного и императорского заказа, да, он начал, но так и не окончил портрет императрицы с дочерьми, среди которых была и Адини, как называли в семье Александру Николаевну. Но есть одна картина, которая была написана Брюлловым фактически по собственной воле и он даже отказался от вознаграждения.

Карл Брюллов. Святая царица Александра, вознесенная на небо

Портрет-икона одной из самых красивых русских княжон — Александры, дочери Николая I, судьба которой легко могла бы стать сюжетом для голливудской мелодрамы.

На картине изображена Великомученица IV века, супруга императора Диоклетиана, которая была обращена в христианство Святым Георгием, и вместе с ним приняла мученическую смерть.

 Эта икона является еще и портретом великой княгини Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I, которая умерла в 1844 г. в девятнадцатилетнем возрасте от чахотки.

Портрет великой княжны Александры Николаевны , камея, вторая половина 1830-х гг. Италия

Она была  дочерью  Государя Императора Николая I Павловича воспитывалась вместе с сестрами — Великими Княжнами Марией и Ольгой. Воспитатели отмечали простоту и строгость обстановки, в которой жили дочери императора.

Покои их на первом этаже Зимнего Дворца лишены были обычной роскоши Императорского Дворца. Любовь к ним венценосных родителей никогда не переходила в неуместное баловство, столь известно в обычных семьях.

 Николай I понимал, что державное замужество и переезд его дочерей в небогатые немецкие Дворы к державным избранникам, решительно изменяло их жизнь, поскольку становилось ясно, что блистательная жизнь при Императорском Санкт-Петербургском Дворе, в то время самом пышном и великолепном Дворе Европы, безусловно, отличалась от предстоящей жизни. Но девочек готовили вести себя достойно.

Редкая красота, живо напоминавшая как черты лица августейшей матери, так и покойной бабушки, прусской королевы Луизы, соединялась в Александре Николаевне с необыкновенной даровитостью.

В возрасте 10 лет любила она слушать сонаты и симфонии Людвига Бетховена, а в 13 лет сама с редким пониманием исполняла классические пьесы.

В 14 лет у Великой Княжны обнаружился замечательный голос, диапазон которого достигал трех полных октав! Император Николай I  не только с охотой слушал пение Великой Княжны, но и сам исполнял с ней и фрейлиной Н. А. Бартеневой церковное трио. Дома ее называли Адини, «наш луч солнца», «всеми любимая наша сестра».

О. Верне. Царскосельская карусель. Семья императора Николая I в маскарадных костюмах, 1843 г.

Императрица Александра Феодоровна всеми силами способствовала развитию вокального дарования  дочери. В качестве учителя пения к Великой Княжне был приглашен итальянец Солива, который после годичных занятий обратил внимание на не прекращавшийся кашель своей ученицы. Придворным докторам не понравилось такое вмешательство в их дела, и Солива был уволен.

Новая учительница, сменившая графиню, также обратила внимание на то, что голос Великой Княжны по временам производил тяжелое болезненное впечатление. Об этом доложили императрице, которая пожелала, чтобы лейб-медик Мандт выслушал больную.

Но враги Мандта успокоили Императрицу, вооружили Великую Княжну против доктора — и мысль о правильном, методическом лечении опять была оставлена.

Кристина Робертсон.  Александра Николаевна

Когда Александре исполнилось 19 лет, родители стали подумывать о ее замужестве. К тому времени в Петергоф прибыли принц Фридрих-Вильгельм, сын ландграфини Гессен-Кассельской Шарлотты и ландграфа Вильгельма. В жены ему прочили Ольгу.

Но принц был настолько потрясен красотой и обаянием Александры, что заявил матери: он женится только на этой девушке. Принц провел с царской семьей в Петергофе целое лето, Александра Николаевна, отвечала принцу взаимностью.

Всем казалось, что в состоянии здоровья невесты произошла благоприятная перемена; только один доктор Мандт был противного мнения, и, к несчастью, его предсказания оправдались.

К. Робертсон. Дочери императора Николая I, княжны Ольга и Александра Николаевны, 1840 г.

Врача не послушали. 16 января 1844 года состоялось бракосочетание по католическому и православному обрядам, и молодая чета поселилась в Зимнем дворце. Молодые совершили недолгое путешествие в Пруссию, куда в замок Фазанерия было доставлено приданое принцессы Гессен-Кассельской Александры Николаевны.

Гау В. Портрет великой княжны Александры Николаевны. Около 1840 г.

Летом чахотка усилилась и уже не отступала.  Больную перевезли в Царское Село, а в ночь на 29-е июля она преждевременно разрешилась от бремени младенцем. В тот же день не стало всеми любимой Великой Княгини.«Весь Петербург оделся в траур, в городе не было «ни одного сухого глаза». Не устоял и Брюллов, до того к царским заказам относившийся без энтузиазма.

В Царском Селе, в комнате, где скончалась Александра, была устроена молельня. В центре ее иконостаса помещалась икона, выполненная Брюлловым. Икону заказали офицеры Преображенского полка. Художника потрясла смерть юного существа. Он создал образ Александры, к которой сам трепетно относился.

Эта картина висела в комнате Александры, из которой была устроена часовня.

Брат Александры, Великий Князь Константин, записал в день ее погребения: «4 августа…Не забуду я никогда, как гроб понесли, как Папа вполголоса сказал: «С Богом», как гроб медленно стал спускаться в тихую могилу, как мы все бросили на него землю, как, наконец, я в последний раз взглянул на него в глубине могилы – и все исчезло с лица земли, что было Адини».

Погребена она в Петропавловском соборе, у северной стены, недалеко от западных дверей. В память Великой Княгини Александры Николаевны в С.

-Петербурге была открыта женская больница (на Надеждинской улице) и устроен образцовый приют с сиротским отделением для девочек. В 1850 году в Царском Селе был поставлен Великой Княгине памятник работы Витали (был уничтожен в первые годы советской власти).

На памятнике Николаю I в Петербурге также есть прекрасная Адини. Похожа или нет — это уже сравните с портретами.

За Эрмитажным (Львиным) каскадом в Петергофе, южнее Березовой аллеи, — есть мраморная скамья-памятник, она сооружена тоже в память младшей дочери Николая I – великой княгини Александры Николаевны по проекту архитектора А.Штакеншнейдера в 1847 г. Бюст великой княгини, стоящий позади скамьи, выполнен скульптором И.Витали. Памятник воссоздан в 2000 г.

Печаль Николая I была очень глубокой и в его любимом Коттедже в Александрии (часть Петергофского паркового ансамбля) тоже есть  напоминания о Великой Княжне. Фонтан, комнаты в коттедже…

Вдовец ландграф Фридрих Вильгельм Адольф Георг вступил на престол курфюршества Гессен-Кассель в сентябре 1866 года под именем Фридриха Вильгельма II.

Свершилось это после заключения с его старшим  братом Фридрихом Вильгельмом I и Пруссией договора, по которому последний отказывался от своих прав на престол курфюршества за денежное вознаграждение.

11 лет наследный принц носил траур по Александре Николаевне и только в мае 1853 года, по настоятельному совету королевского Дома Гогенцоллерн с ранее данного благословения императора Николая I, вторично венчался с принцессой Пруссии Марией Анной Фридерикой,  племянницей короля Пруссии.

И в заключение чуть-чуть о приданом Александры Николаевны …Во Вторую мировую войну американские бомбардировщики, старательно обходили своим вниманием замок Фазанерию, зная, видимо, о сокровищах замка. Что же это за сокровища? В первую очередь, конечно, легендарное приданое.

Его составляют сервизы — фарфоровые, стеклянные, в том числе цветного стекла. Столы в нескольких залах с выставленной на них посудой покрыты двадцатиметровыми скатертями с вытканными российскими гербами. На каждом предмете — личный вензель Александры.

Ко всему стоит упомянуть бронзу, одежду, монолитные зеркала, которые впервые научились делать именно в России. Вся посуда изготовлена также на российских фарфоровых заводах и дает полное представление о высоком уровне русского фарфорового производства. Стоимость экспонатов трудно переоценить.

Достаточно сказать, что денег, вырученных когда-то за один серебряный сервиз, хватило на строительство приюта для бедных. А сервиз ныне снова красуется в замке. В музее Фазанерия долго не решались выставить эти сокровища на всеобщее обозрение.

Лед осторожности помогли сломать крупнейшие музеи России — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственный Эрмитаж, экспонировавшие сокровища Трои и картины известных мастеров, а также урегулирование некоторых сторон Закона о реституции.

Немецкие музейщики долго боялись возникновения споров вокруг «русской» коллекции. Но они вряд ли здесь уместны. С одной стороны, по условиям брачного договора, в случае смерти Александры приданое должно было быть возвращено в Россию.

Но с другой — любовь, которая была главным мотивом вступления Фридриха-Вильгельма и Александры в брак, ни у кого не вызывала сомнений.

Поэтому брачный контракт выглядел лишь формальностью, и после горя, постигшего обе семьи, естественно, никаких разговоров о возвращении не возникало тогда, не возникает и сейчас — ведь приданое было подарком русской стороны…

Источник: https://ru-oldrussia.livejournal.com/10082.html

Ссылка на основную публикацию