Что в русской парной делали с «огненным» веником

Скрытые, затемненные тучами, небесные светила являются после грозы как бы заново сделанные богом-громовником: при содействии бурных ветров, раздувающих пламя грозы, небесный ковач кует щит-солнце, серп-месяц, золотые светильники дня и ночи, меч-молнию и лук-радугу.

По глубоко укорененному убеждению древних народов, боги научили человека ковать металлы, приготовлять оружие и другие металлические поделки и пользоваться ими в домашнем и общественном быту.

Народный эпос, изображая грозу кузнечною работою, заставляет сказочных героев сажать чертей в суму-облако и, кладя ее на наковальню, бить железным молотом; ничего так не боятся черти, как этой сумы и этого молота: завидя их, они с ужасом убегают в преисподнюю и наглухо запирают адские ворота.

Ломаная линия сверкающей молнии уподоблялась извивающейся змее или веревке: оба представления родственны.

Отсюда возникли мифические сказания о молнии – во-первых, как о золотом ремне, на котором качается облако (в финском эпосе), и, во-вторых, как о биче, сильными ударами которого бог-громовник казнит демонов туч; хлопанье этого бича производит оглушающие раскаты грома.

В «Слове о полку» встречаем выражение: «трепещут синий млнии»; сербы говорят: «пуче као сини гром». Синее пламя почиталось в древности по преимуществу священным. В церковно-служебных книгах слово «синец» употребляется в значении беса.

На одном из старинных амулетов, которые носились на Руси для предохранения от нечистой силы, изображен святой, прогоняющий бичом дьявола. Воспоминание о Перуновой плети удержалось у нас в обрядовом причитании на Васильев день (1 января).

Потрясая бичом, бог-громовник вступает в брачный союз с землею, рассыпает по ней семя дождя и дает урожаи.

Этим древним представлением объясняется, почему в свадебных обрядах плеть получила такое важное значение: дружка, обязанный охранять молодую чету от нечистой силы, враждебной плодородию, сопровождает свои заклятия хлопаньем бича; тот же смысл имеет и стрельба из ружей и пистолетов во время свадебного поезда.

Итак, гром есть слово божие, которым Перун пробуждает природу от зимней смерти = творит новый весенний мир, а ветр – дух, исходящий из его открытых уст.

Старинные грамотники, сравнивая человека с космосом, находили между ними полное соответствие: «В горней части его (читаем в одном рукописном сборнике), яко на небеси светила солнце и луна, гром, ветр, сице и в человеке во главе очи, и глас, и дыхание, и мгновение ока – яко молния».

Из этих мифических основ образовались предания, занесенные в старые рукописи, что дыхание (=душа) человека создано от ветра, а теплота или плоть (= пламя страсти) от огня (= плодотворящей молнии).

Уподобление грома слову человеческому повело к тому любопытному осложнению мифов, по которому все баснословные звери и птицы, в каких только олицетворялись громовые тучи, получили характер вещих, т. е. одаренных способностью говорить и мыслить.

Сверх того раскаты грома возбуждали в уме человека множество других самых разнообразных сравнений. Все, что только издавало сильный, оглушающий звук, служило в данном случае богатым источником для метафоры и мифических представлений.

Мы уже заметили, что стук оружия в битве, звонкий удар молота по наковальне и хлопанье бича принимались за метафорические обозначения грома; в следующих главах, при разборе зооморфических олицетворений грозовых туч, увидим, что гром уподоблялся грохоту быстроедущей колесницы, топоту и ржанию коней, мычанию коров и т. д.

, а теперь укажем на некоторые другие не менее важные в области народной поэзии и древних верований сближения.

Одинаковое впечатление, производимое на слух раскатами грома, стуком кузнечных молотов, мельничной толчеи и молотильных цепов, и мысль о наносимых ударах, соединяемая со всеми этими различными представлениями, сблизили их между собою и породили целый ряд баснословных сказаний. Так, русские поселяне видят небесный молотильный цеп в созвездии Плеяд или Ориона, как свидетельствует придаваемое им областное название Кичига, означающее цеп и валек.

В Архангельской губернии совершается следующий обряд гадания о будущем урожае: на Новый год собираются крестьяне на гумно, принося с собою нож и парус; все садятся посредине гумна, ограждают себя круговою линией, начертанною ножом, и накрываются парусом; нож тут же втыкается в землю.

Если послышится им шум бросаемых снопов и стук молотящих цепов, то наступающий год будет изобильный, и, наоборот, тишина предвещает неурожай.

Молотят в это время нечистые духи, и если кто из гадающих не досидел в круговой черте до окончания демонской работы – такого смельчака они непременно заколют ножом.

В глубочайшей древности зерна не мололись, а толклись, для чего служили простой выдолбленный камень – толчея (ступа) и толкач или пест.

Жернова и мельница обозначаются в народных загадках теми же самыми метафорами, какими живописуются и грозовые тучи; сближая эти различные понятия, народ выражается о «громе»: «Стукотыть, гуркотыть, як сто коней бижить».

У нас в областных говорах: бус – мелкий дождь и мучная пыль, бусить – идти дождю со снегом, моросить и пылить мукою; мелкий град называется крупою, а мельница для обработки гречихи, проса и ячменя – крупорушкою.

У белорусов сохранилось знаменательное поверье, что горные духи (гора = туча), подчиненные Перуну и вызывающие своим полетом ветры и бурю, возят на себе громовой жернов, на котором восседает сам Перун с огненным луком в руках.

Баба-яга и ведьмы летают на свои сборища по воздуху в железной ступе, погоняя пестом (толкачом, клюкою) и заметая след помелом.

Белорусы говорят, что яга погоняет огненною метлою воздушные силы, которые приводят в движение ее ступу; когда она едет – земля стонет, ветры свищут, звери воют, нечистые духи ревут; самой ступе они дают название огненной. Баба-яга и ведьмы, как облачные жены, свободно распоряжаются естественными силами природы; их быстрые полеты, обладание волшебными конями и заметание следа помелом указывают на вихри и метели; ступа и пест тождественны с тем мифическим жерновом, на котором разъезжал бог-громовник, и с его палицей. Сту па – это грозовое облако, а пест или толкач, ударом которого Баба-яга точно так же побивает недругов, как Перун своею дубинкою, – известная нам метафора молнии.

Именно в представлении тучи жерновом кроется основа предания о чертовой мельнице, доселе живущего между нашими поселянами.

Известно, что суеверие ставит всех мельников в близкую связь с водяным (=дождящий Перун) и нечистою силою; в малорусских рассказах черти представляются в виде мирошников: нередко садятся они на столбах разрушенной мельницы или плотины, зазывают мужиков с зерновым хлебом, мелют скоро и бесплатно, но мешают с мукою песок.

В народных сказках в числе трудных подвигов, возлагаемых на богатыря – победителя многоглавых змеев (=древнего громовника), упоминается также о посещении им чертовой мельницы, запертой двенадцатью железными дверями: в зимнюю пору демоническая сила овладевает громовою мельницей и налагает на нее свои замки, которые отпираются только с приходом богатыря, как отворяются облачные скалы от удара Перуновой палицы. В одной сказке о баснословной мельнице говорится, что она сама мелет, сама веет и на сто верст пыль мечет.

Рядом с поэтическими картинами, изображавшими вой ну небесной грозою, гром, как глагол божий, назывался метафорически звоном, ибо громкие звуки голоса и колокола, у которого есть свой язык, обозначались на древнем языке родственными, тождественными выражениями.

Из сближения колокольного звона с словом человеческим возникли следующие интересные поверья: когда льют колокол, то нарочно распускают молву (какую-нибудь весть), чтобы колокол был звучен и слышался везде как мирская молва; когда кто онемеет («отымется язык»), то «добывают языка на колокольне»: обряд состоит в том, что обливают колокольный язык водою и, собравши ее в сосуд, поят больного. На том же сближении звона и речи основана и общая славянским, германским и романским племенам примета, что если звенит в ухе – это знак, что где-нибудь говорят об нас, осуждают или хвалят наши действия. Слова «трезвонить» и «колоколить» употребляются в разговорной речи в смысле: без умолку болтать, разносить вести. В народных загадках звон колокола обозначается теми же метафорами, как и громовые удары: «Стоит бык на горах (на верху церкви) о семи головах (семь колоколов?), в ребра стучат, бока говорят»; «Рыкнул вол на семь сел»; «Ржет жеребец на перегородье, слышно его голос в Новгороде»; «Заржал жеребец на сионской горе»; о звоне к заутрене: «Сидит петух на воротах, голос до неба, а хвост (веревка от колокола) до земли». Загадки, уподобляющие колокольный звон реву быка и ржанью коня, почти слово в слово прилагаются и к грому (сличи ниже).

Петух, как видно из приведенных лингвистических данных, самым именем своим обязан звучному голосу; как птица, предвозвещающая восход солнца, он играет весьма значительную роль в древних верованиях; крик его как бы прогоняет мрак ночи и потому сравнивается с звоном к заутрене, раздающимся на рассвете.

Источник: https://dom-knig.com/read_229683-21

Стрела – огненный наконечник и Ворнэ (Сказка)

Много бед приносил Комполэн — Злой Болотный Дух охотникам манси, то путал тропы зверей,и охотники не могли их разобрать, то совсем прятал следы от глаз охотников, то своим страшным криком отпугивал зверей, прогонял их в другие урманы. А чаще обманывал охотников. Обернётся в лося, охотник пустит стрелу, подойдёт — окажется совсем не лось,а обгорелый пень.

Давно устали охотники-манси от проделок Злого Болотного Духа, но терпели и ждали. Они слышали от мудрого старого манси, что однажды у сильного и умного отца родится сын. Он добудет себе Стрелу с Огненным Наконечником и победит Комполэна.

На берегу озера Дальнего — Элэнтура, в лесовней¹ юрте, в маленькой избушке — вор-кял, у охотника Кырыля и рыбачки Пэтось родился сын Сямын.

Очень любили отец с матерью сына своего. Вкусно кормила его Пэтось — то урашницу² сварит, то ядра из кедровых орехов вышелушит, истолчёт в ступке да маленьких хлебцев напечёт: «Кушай, сынок!», то костный мозглосиный с рыбной мукой запечёт.

Как только Сямын на ноги встал — сразу потянулся к отцовскому луку. Приподнимет с земли тяжёлый лук, с которым отец ходит на сохатого, пытается тетиву натянуть да стрелу пустить, но пока сил не хватает. Каждый день тетиву натягивает сын Сямын.

— Кто знает, может, Сямын — тот юноша, который избавит нас от Болотного Духа? — размышляет Кырыль. — Может, он добудет стрелу — Огненный Наконечник?

Много дней делал отец лук своему сыну — крепкий, гибкий лук с тугой тетивой.

— На, — отец подал стрелы Сямыну. — Учись метко стрелять.

  • С тех пор Сямын не расставался с луком, а когда подрос, отец сделал ему из берёсты маску Комполэна и сказал: — Помни, сынок, стрела твоя без нужды не должна задевать и ранить ничего живого на земле: ни реки, ни птицы, ни зверька.
  • Вот тебе берестяная маска Комполэна — научись без промаха попадать ему в глаз.
  • Натягивает тугую тетиву Сямын, стрелу за стрелой пускает в маску Духа Болотного.

А Комполэн, уставший от бега по урманам, напугав зверей и птиц, присел на болотную кочку. И чувствует, что кто-то целится в него. Оглянулся Комполэн — никого не видно, прислушался — ничего не слышно. Только присел, вытянул лосиную ногу, что-то ударило, щёлкнуло его в лоб.

Начинает Сямын натягивать тетиву — Комполэн уже чувствует, что целятся в него. Попадает стрела маске в лоб — хлопает себя по лбу Комполэн огромной ручищей, словно его комар укусил.

Читайте также:  Что стало с дочерью николая i, изображенной на картине брюллова

Попадёт стрела мальчика в глаз маске — из глаза Комполэна брызгает слеза, а в ушах стоит звон и шум до боли в голове.

Схватился за глаз Комполэн, забегал со страшным криком вокруг озера, распугал уток и гусей: —О-о! У-у! Ы-ы, ай-ее! Неужели родился тот мальчик,что добудет Стрелу с Огненным Наконечником?! Когда и где он родился, почему я не видел? Искать его! Найти его! Погубить, пока не вырос! — заметался по урману Комполэн.

Оттолкнулся Комполэн от болотной кочки лосиной ногой и понёсся диким ветром искать мальчика, который, наверное, добудет Стрелу с Огненным Наконечником. Всех злых духов расспросил Комполэн, во все урочища заглядывал, прибежал на берег Дальнего озера — Элэнтура.

И видит Комполэн: маленький мальчик натягивает тетиву, метко попадает стрелой в берестяную маску Болотного Духа. И кончик одной, самой меткой стрелы остро краснеет горячим угольком.

— Так! — промычал Комполэн. — Вот он и есть этот мальчишка-стрелок. Отца-матери нет дома, сведу-ка я мальчишку на съедение голодным воронам. — Приподнялся над берегом Комполэн, увидел,что Кырыль и Петось неводят на озере карасей. — Увести подальше, не сразу его хватятся: караси вон какие крупные.

Обернулся Комполэн в желтогрудую Трясогузку. Присела Трясогузка на пень возле маски, раскачивается,приседает на упругих ножках, кланяется, тонким хвостиком взмахивает, подпрыгивает,на лету комариков и мух ловит и на маску садится, в берестяной глаз Комполэна смотрит.

— Можно нечаянно попасть в Трясогузку, — вслух подумал Сямын. — Нужно отогнать птичку или поймать и отнести в другое место. Подошёл мальчик к птичке, взмахнул руками, а Трясогузка сидит себе, не шевельнётся. Протянул к ней руки, чуть не поймал, но птичка словно нехотя поднялась и рядом на траву присела.

Тянет к ней руки Сямын,а желтогрудая птичка качнёт хвостиком вверх-вниз и перепорхнёт в сторонку рядышком.  «Поймаю», — думает мальчик.

Дразнит, заманивает Трясогузка Сямына. Вела-вела, завела далеко в густую чащу и внезапно исчезла, как будто её и не было. Оглянулся вокруг себя Сямын — ни тропы, ни солнечного света не видит, только гудят комары. Испугался мальчик, громко позвал мать, ещё громче крикнул отца, но услышал только карканье Ворона да тоненький комариный писк.

А Комполэн за деревом спрятался и Ворона зазывает: — Лети, лети сюда, Ворон Чёрный. Веди сюда свою стаю, растащите по кусочкам, по косточкам мальчишку.

Позвал Комполэн вороньё и убежал в своё непроходимое болото.

Долго блуждал по лесу Сямын, устал. Наступила ночь, присел под кустик мальчик и заснул.

А в это время по уснувшему лесу шла добрая Лесная Дева — Ворнэ³. Тихо, невесомо ступает по земле Ворнэ — не колыхнётся уснувшая трава, не упадёт вечерняя росинка,не порвётся туман над ручьём.

Тихо, чтобы не спугнуть сон, заглядывает Ворнэ в птичьи гнёзда и дупла, в лесные норы — то у птенца крылышко поправит, то шерстинку у зверька пригладит.

И слышит вдруг Лесная Дева Ворнэ, как тяжело и протяжно вздохнула земля. Опустив зелёные ресницы, тихо плачут деревья. Слышит Ворнэ, как, прижавшись друг к другу, трепетно дрожат осины.

Сломанные ветви на берёзах обессиленно повисли. У молоденьких ёлочек сорваны пушистые макушки, а на земле глубокие следы Комполэна.

Поправила Ворнэ ветки на деревьях, заровняла следы на земле и вошла в осинник.

— Что здесь натворил Дух Болотный?

Зашептали осинки,перебивая другдруга: — Комполэн заманил в лес мальчика, сына Кырыля и Пэтось, что живут на берегу Элэнтура. Он заманил того мальчика, у которого, наверное, Стрела с Огненным Наконечником.

— Где мальчик?— тревожно спросила Ворнэ.

— Там, — махнули осины ветвями в ту сторону, куда ушёл Сямын.

Заторопилась Ворнэ, заглядывает в дупла, в густые ельники — не видно мальчика.

—Вон он! — пискнул Бурундучок.

Осторожно взяла Ворнэ заснувшего Сямына, прижала к зелёной своей груди и понесла домой. В зелёных тёплых руках несёт Ворнэ спящего малыша. Долго, очень долго ждали его люди, деревья, звери и птицы. Долго ждала его сама Земля. Нужно сохранить его и дать ему силы.

Комполэн добежал до своего болота, пнул ногой кочку — открылся вход в подземное царство. И тут он пожалел, что не взял с собою Сямына: «Вдруг с ним не справятся вороны?» Повернул назад Комполэн, понёсся вихрем, обрывая ветви и ломая сучья.

Мчится с гулом Комполэн, зорко и жадно смотрит по сторонам, вот-вот увидит Ворнэ. Услышала бег Болотного Духа Лесная Дева и обернулась стройной берёзой, а Сямына превратила в листик зелёный. Пробежал Комполэн, не заметил того, что на поляне новая берёзка появилась с лишним зелёным листочком.

Бросилась бежать Ворнэ к Элэнтуру, но вновь её догоняет Комполэн. Едва успела Ворнэ обернуться сосной, а Сямына превратила в шишку,как пронёсся мимо Комполэн и задел плечом сосну. Закачалась сосна — чуть не упала.

Комполэн остановился, заподозрил что-то, несколько раз обошёл сосну, но среди сосновых шишек не заметил самую маленькую. И, ломая ельник,дальше помчался.

Поздним вечером с богатым уловом пристали к берегу Элэнтура отец с матерью. Вышли на берег — не встречает их сын. Ночь наступила — нет Сямына. Бросился отец искать, мать кинулась в чащу,зовут сына — только эхо откликается. Горестно запричитала мать: —Мой сыночек маленький, лучик солнца аленький! Через тёмненький лесок подай маме голосок!

  1. Услышал Лес плач матери: — Нет твоего сына, Пэтось, в этой стороне.
  2. — Берег-берег-бережок, — взмолилась мать, — не проходил ли мой сынок?
  3. — Нет, не видел я здесь твоего сына,— ответил Берег.

— А может, он за рекой? — со слезами говорит мать и зовёт сына: — Где ты, сынок, что с тобой? Может, ты там, за рекой? Через быстру реченьку подай маме рученьку!

Шёпотом ответила ей Старая Берёза: — Не отросли ещё крылья у сына твоего, Пэтось. Как же он попадёт за реку, не побывав на этом берегу?! Не было его здесь, нет его и за рекой.

Всю ночь искали и звали сына своего отец с матерью. Поднялись на взгорок, в молодой сосняк. Видит отец: на жёсткой хвое лежит лосёнок и глаза прикрыл. Ослаб, видно, потерял мать, давно не ел, не пил.

Пэтось с Кырылем подняли его на руки, понесли домой,положили у огня. Напоила его Пэтось тёплой ухой, медвежьим салом ранки смазала,накрыла шубой.

Согрелся лосёнок и только открыл глаза, как вошла Лесная Дева — Ворнэ с мальчиком на руках.

— Вы — добрые люди, — сказала Ворнэ. — У вас чуткое сердце. Кто своё дитя сильно любит, тот и чужого приголубит. Положила Лесная Дева спящего Сямына на постель. Сорвала с платья ленточку радуги и ею оперила стрелу. Выдернула из нагрудника, из горящего узора солнечный луч и заострила им стрелу.

— Этой стрелой я награждаю твоего сына, Пэтось,— сказала и исчезла.

—Кырыль! Это Ворнэ спасла нашего сына. Это Ворнэ одарила его Стрелой с Огненным Наконечником.

День ото дня растёт Сямын, набирается ума и силы, каждый день стреляет из лука. И чем чаще попадает в цель, тем жарче раскаляется наконечник стрелы.

На какие хитрости ни пускался Комполэн — начал хиреть и силу терять. Обернулся Комполэн огромным волком и лёг в лесочке у избушки Сямына. Как только юноша вышел на тропу, бросился на него Комполэн. Натянул тетиву Сямын и пустил в глаз волка Стрелу с Огненным наконечником.

Громово крикнул Комполэн — всколыхнулась ночь от края до края. Заколыхалась земля, открылась чёрная пропасть — вход в подземное царство. Высоко подпрыгнул Комполэн, хотел вырвать стрелу из глаза да и рухнул в пропасть. Сбежались крупные,мелкие звери,слетелись птицы и забросали вход в подземное царство землёй.

И вдруг глубокой осенью всё расцвело, вспыхнуло радостью освобождения. Разрывая мох, вырвались к свету зелёные травы, оделась в листву берёза, опушилась верба и распустилась черёмуха.

¹ Лесовная – лесная ² Уращница – суп из копченой рыбы ³ Ворнэ – добрая лесная богиня, воплощающая в себе все положительные качества, свойственные человеку

Назад в раздел

Источник: http://www.finnougoria.ru/logos/child_lit/1379/13698/

Бешеные псы делают ставки. Эпизод #5

Бешеные псы делают ставки. Эпизод #5

Soccer365.ru предлагает 4 ставки на матчи выходных.

kinoslide.ru На выходных у авторов сайта со ставками было лучше, чем у пользователей. И заходов больше и поражений меньше. Чего стоит победная ставка на матч «Вердера» и «Фрайбурга» за 4,22! Сегодня мы предлагаем свои ставки на матч 4 тура еврокубков.

Дата матча: 5 ноября 20:55 Автор прогноза: Денис Симаненков, редактор сайта (РПЛ)

«Славия» приятно удивляет в Лиге чемпионов. Ни в одном из трёх матчей чешский клуб не выглядел плохо, скорее он даже недобрал очков. Две недели назад футболисты «Славии» устроили ад для обороны «Барселоны» и её голкипера Марк-Андре тер Стегена. Немецкий вратарь после игры психовал. Только что каталонский клуб проиграл «Леванте» в чемпионате Испании (1:3), то есть говорить о росте по ходу сезона не приходится. Эрнесто Вальверде для значительной части фанатов клуба остаётся физруком. «Барселоне» тяжело играть строго в обороне. На «Камп Ноу» в 6 матчах только «Севилья» осталась без гола. К примеру, «Валенсия» и «Бетис» забили по два мяча. И здесь не слишком важно, что итоговая победа осталась за «сине-гранатовыми», ведь мы ведём речь только о забитом голе для гостевой команды. Не представляю, что заставит «Славию» изменить своему футболу. За три игры в Лиге чемпионов чешский клуб значительно окреп психологически. Футболисты команды увидели, что они могут на равных играть против команд уровня плей-офф Лиги чемпионов. Побороться за второе место «Славии» удастся вряд ли, а попить крови – пожалуйста. Не стану брать ставку «обе забьют», возьму более дешёвый вариант. Мало ли, вдруг «Барселона» не сможет пробить голкипера гостей Ондржея Коларжа?

Дата матча: 6 ноября 18:50 Автор прогноза: Иван Шаламов, редактор сайта

Английские команды традиционно довольно прохладно относятся к Лиге Европы, в особенности, если речь идет о начальных этапах турнира. Это уже в плей-офф, когда впереди маячит путевка в Лигу чемпионов, они начинают уделять этому турниру повышенное внимание, а до этого предпочитают выступать там полуторным или вовсе вторым составом. «Арсенал» в этом плане не исключение – все три игры лондонцы сыграли на волне ротации. Тем не менее, «канониры» добились максимального результата, выиграв все три матча. В ситуации, когда вопрос выхода из группы практически решен, а впереди маячит матч с огненным «Лестером» в АПЛ, не думаю, что подход к этому матчу со стороны Эмери как-то изменится – состав будет ближе к кубковому, где «Арсенал» выдал чудо-матч с «Ливерпулем», чем к основному. Оборона лондонцев уязвима, регулярно ошибается и пропускает. Если в АПЛ Бернд Лено может частично компенсировать это своими сейвами (немец входит в число лучших в лиге по этому показателю), то его сменщик Дамиан Мартинес, который играет в Лиге Европы, недавно получил 5 мячей от «Ливерпуля». Даже португальцы в гостях умудрились забить ему дважды, хоть в итоге и проиграли. В пяти подряд матчах «Витория» забивала, а в последней домашней встрече разразились аж на 5 голов. Не удивлюсь никакому исходу в этой встрече, а вот голов должно быть в достатке, причем с обеих сторон. Обе забьют, но на этом не остановятся.

Читайте также:  «предательства не прощаю»: как маршал конев предал жукова

Дата матча: 6 октября 23:00 Автор прогноза: Максим Саливон, автор сайта (УПЛ и Лига 1)

Ничья в первом матче команд – стратегически выгодный для хозяев этой игры результат. Теперь, как по личным встречам, так и по разнице забитых-пропущенных мячей Загреб впереди, и может играть на «Максимире» с позиции силы. До игры на территории Украины однозначно выше оценивался потенциал «Шахтер». Но реальность оказалась такой, что бывшая «Кроация» сопернику ничуть не уступила, и фактор как раз «Максимира» во 2 матче будет иметь немалое значение. Хорватский клуб поддержит армия поклонников – не в обиду болельщикам «Шахтера», куда более активным, чем «кроты». Стоит помнить и о том, чем закончился вояж в столицу Хорватии итальянской «Аталанты». В Харькове оба коллектива не только показали, что тот арсенал приемов, который имеется у команд, позволяет надеяться на атакующий футбол, но и непременно предполагает забитые мячи. Очевидно, что перед 2 встречей определяющим фактором станет умение Ненада Бьелицы и Каштру делать правильные выводы из своих ошибок. Португалец не сумел вовремя перестроить свой коллектив по ходу матча, когда его команда явно «поплыла», и могла пропускать больше, чем соперник. Теперь же у Луиша «радиус ошибки» сильно снизился – он должен принять верные решения еще до начала игры, ведь «кротам» нужно побеждать (да, 3:3 или 4:4 также устроит, но…). В отношении перспектив «Шахтера» забить во 2 матче в принципе «кротов» не может не обнадеживать количество нарушений в исполнении соперника – это означает, что обороняющаяся загребская сторона успевала далеко не в каждом эпизоде. В то же время сохранить свои ворота «сухими» «Шахтер» скорее также не сможет. Последний такой матч в рамках Лиги чемпионов (не учитывая квалификацию) «кроты» сыграли еще в ноябре 2015 года, в домашнем поединке со шведским «Мальме». Матчи с «Динамо» как таковыми – не только загребским –но и киевским, показали, что у «Шахтера» не все хорошо по части физической подготовки. Такое положение вещей также способствует забитым мячам именно что в обе стороны.

Дата матча: 6 ноября 23:00 Автор прогноза: Влад Гаращенко, автор сайта (АПЛ)

«Аталанта» совершенно по-разному играет в Серии А и Лиге чемпионов. В чемпионате команда Джан Пьеро Гасперини забила 30 голов — больше всех в лиге, а также выдала несколько выдающихся перфомансов. Поражение от «Кальяри» в прошлом туре стало для «Аталанты» только вторым в сезоне в рамках Серии А. Но в ЛЧ все не так радужно. В своей группе «Аталанта» не одержала еще ни одной победы (и даже не взяла ни одного очка), а выезд к «Манчестер Сити» обернулся разгромным поражением. Сказывается недостаток опыта и довольно слабая ротация. Играть с «Сити» в открытый футбол — ужасная идея, а иначе бергамцы просто не умеют.

Перестроиться так быстро у «Аталанты» не выйдет. «Горожане» могут экономить силы на матч с «Ливерпулем», но у Гвардиолы все равно в ростере присутствует 2 полноценных состава. Кадровых проблем у «Сити» точно не будет.

Играть на ограничение «Аталанта» не готова, поэтому у англичан будет достаточно возможностей, чтобы подойти к воротам итальянской команды. Вполне очевидно, что от матча снова ждут обилия голов и, конечно же, победы «Сити».

Источник: https://soccer365.ru/news/10930/

Ночные страсти с огненным змеем

Кто из нас не помнит культовый фильм «Ночь перед Рождеством» – экранизацию одноимённой повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» режиссёра, «мастера киносказки» Александра Роу? Полнометражная цветная картина, вышедшая на экраны в далёком 1961 году. Прекрасные постановочные сцены, прекрасная игра актёров, спецэффекты без использования компьютерной графики.

По ходу сюжетной линии в одной из сцен проказник чёрт залетает «на огонёк» к «шалунье» Солохе через печную трубу. Ну и что? На то он и чёрт, что может себе позволить столь экстравагантный финт! Вот только очень похожая сюжетная линия прослеживается в народных преданиях в самых разных регионах нашей необъятной страны.

В частности, в Поволжье, в Самарской и Ульяновской областях, народные предания и молва гласят о странных «ночных визитёрах», иногда залетающих в сельской местности через печную трубу к вдовам или одиноким женщинам.

Взору случайного стороннего наблюдателя предстаёт следующая картина.

Необычный светящийся объект, напоминающий небольшую шаровую молнию (плазмоид!) со стелющимся следом слабосветящимся шлейфом-хвостом, по сложной траектории приближается к избранному объекту и ныряет в дымоход.

У народов этой территории существуют самые различные названия этого феномена. У чувашей это «патавкабусь», или «пата кабусь», – «летучая голова», «птица-голова»; у мордвы – «Рахи» (змее-люди!); у русских – «огненный змей», «ночной жених» или просто «нечисть, чёрт».

Чаще всего в Поволжье этот феномен фиксировали и фиксируют в районе Жигулей и Самарской Луки, на северо-западе Самарской области. Хотя и в других местах двух вышеназванных областей он также проявляется, хотя и не столь часто.

Обычно такому событию предшествует ранняя и внезапная смерть мужчины, после чего к безутешной вдове начинает наведываться некая сущность, воспринимаемая женщиной как дух её преждевременно усопшего мужа. Он ходит по избе в темноте, вздыхает и даже ложится в постель к жене, начинает её ласкать. Всё привычно, всё напоминает прежнего хозяина дома.

Но вот только стоит женщине испугаться и начать читать молитву или внезапно зажечь свет, как незваный визитёр с лёгким шумом покидает облюбованное жилище. И тут уже не видно, через трубу или ещё каким другим путём.

Наблюдателей снаружи, как правило, уже нет. Ведь та же народная молва, кроме прочего, гласит, что «огненный змей» залетает не ко всем женщинам, а только к склонным к чёрному колдовству.

Поэтому-то случайные свидетели, испугавшись, очень быстро ретируются с места не совсем обычного события.

В других случаях «ночной жених» наведывается к одиноким незамужним женщинам или девушкам, тоскующим по ночам в своих постелях в ожидании суженого.

И вот этот не совсем обычный «суженый-ряженый» иногда не заставляет себя долго ждать и проникает в дом довольно экзотическим способом, игнорируя запертую изнутри дверь.

А потом тем или иным способом начинает домогаться хозяйки. Как правило, ночного гостя не видят, а только слышат и ощущают.

Бабушка моей жены рассказывала ей о похожем случае. В деревне, в Ярославской области, где она жила до Великой Отечественной войны, у её подруги от туберкулёза умер муж, ещё довольно молодой мужчина. Жена после его смерти сильно затосковала, прямо места себе не находила. Детей у них по какой-то причине не было, вот и впала женщина в жуткую депрессию. Даже из дому выходить стала редко.

По прошествии непродолжительного времени как-то раз встречает её бабушка Матрёна на улице и диву даётся. Словно подменили подругу, аж светится вся! Слово за слово, то да сё, кое-как выведала бабушка причину столь разительной перемены вдовы. Нехотя та поведала ей о странных ночных визитах.

С её слов получалось, что стал к ней по ночам бывший муж наведываться и ублажать всячески: и поговорит с ней по душам, и приласкает, приголубит.

На вопрос бабы Матрёны, с чего она решила, что это бывший муж, та удивлённо ответила, что, мол, я мужа своего, что ли, с кем другим перепутаю!

Бабушка поначалу решила, что у подруги совсем плохо с головой стало, что она от тоски и печали умом тронулась. Да услышала потом, как бабы на улице судачили, что с домом вдовы неладное творится. Чуть дело за полночь, так странный мерцающий огонёк в печную трубу ныряет. А после этого в хате голоса громкие, радостные слышны.

Не иначе, говорят, как нечистый к горюющей вдовушке в гости наладился ходить. Тут-то только и поверила бабушка Матрёна, что не соврала ей подруга, что и взаправду кто-то посещает её по ночам. А уж чистый или нечистый, неведомо. Правда, вскоре вдовушка и сама зачахла, и богу душу отдала. Может, как и муж, тоже туберкулёзом болела или ещё по какой причине.

То за давностью лет уже и не выяснить.

Что это или кто это? Современная наука не то чтобы не может дать ответа на этот вопрос, она им просто не занимается, считая все эти случаи либо банальным вымыслом, либо досужими россказнями сельских жителей.

А ведь на самом деле феномен существовал и существует.

Мордва Поволжья, например, считает, что таким образом змее-люди, Рахи, своего рода энергетические сущности, реликтовые обитатели здешних мест, не зря почитаемых как «места Силы», передают свои знания обычным людям. После таких контактов Рахов с обычными женщинами, по их мнению, на свет появляются «дети Рахов», могущественные колдуны и знахари.

  • Или мы всё же имеем дело с явлением, называемым средневековыми инквизиторами инкубами, распутными демонами, а говоря современным языком – энергетическими сущностями, стремящимися к соитию с женщинами, которые томятся от одиночества, и питающимися их жизненной энергией? Вопросы пока остаются без ответа…
  • Виктор Тишаков
  • Фотография: Shutterstock.com

Источник: https://chudesamag.ru/zagadki-cheloveka/nochnyie-strasti-s-ognennyim-zmeem.html

Марина СТРУКОВА. Воин с огненным мечом. Стихи

  • ***
  • От востока по тонкому льду
  • ветер звезды сметает.
  • Под луной далеко ли иду?

Сокол знает…

  1. Посмотри — распластал он крыла,
  2. выше облака рыщет.
  3. А вокруг окаянная мгла
  4. вьюгой свищет.
  5. Затянулись дороги в петлю,
  6. враг вослед проклинает.
  7. Крепко бога войны я люблю!
  8. Сокол знает.
  9. Прохожу, о России грущу
  10. с песней грозной и честной,
  11. волю вольную в мире ищу —
  12. Град небесный.
  13. Укрывает его высота

и огнями блистает…

  • Но не знаю — войду ли туда?
  • Сокол знает!
  • ***
  • Сияет листовка на серой стене,
  • страна по колено в крови.
  • Но каждая песня о вечной войне –
  • лишь песня о вечной любви.
  • О деве, что, плача, стоит на крыльце,
  • глядит на дорогу в тоске.
  • О юном герое во вражьем кольце,
  • о Солнце весны вдалеке.
  • О гордой душе, что летит в высоту,
  • о ивах кровавой реки,
  • о белых цветах, что ложатся к кресту
  • из трепетной детской руки.
  • Нам верность и подвиги снятся во сне.
  • Зови их на землю, зови!
  • Ведь каждая песня о вечной войне —
  • лишь песня о вечной любви.
  • И с радостью мы растворимся в пыли
  • за рощи в туманной дали,
  • за белые села, где жить не смогли,
  • за город, где жить не смогли.
  • Тоска о незримом сжигает меня,
  • и Солнце глядит свысока.
  • Есть каста бойцов, и стальная броня
  • для них, словно нежность, легка.
  • Ты как об огне вспоминай обо мне
  • и звезды доступные рви.
  • А каждая песня о вечной войне —
  • лишь песня о вечной любви.
  • ***
  • Ни единой звезды не горит над Москвой,
  • Словно пламень последний изжит,
  • Над лихой головой только ветер кривой
  • В переулке косом дребезжит.
  • А мне дали наказ проходить за звездой
  • Поперек площадей и полян
  • До неведомых зорь за живою водой
  • Для безвинно убитых славян.
  • На восток ли шагать?
  • На закат ли шагать?
  • Из зенита дожди выкликать?
  • Океаны искать?
  • Родники ли копать? —
  • Не сказала мне родина-мать.
  • Сколько мертвых в горах,
  • Сколько мертвых в лесах,
  • У границ и у памятных вех —
  • Им не хватит воды на святых небесах,
  • Океана не хватит на всех.

Эх, живая вода! Где найти? Где купить?

  1. Растопить из полярных снегов?
  2. Проще кровью горячей могилы кропить!
  3. Много крови у наших врагов!
  4. ***
  5. Спой мне песню про черного ворона,
  6. Расскажи, где живая вода.
  7. Я ушла в чужедальнюю сторону
  8. И назад не вернусь никогда.
  9. В низком небе луна неизвестная,
  10. Нет на родине этой луны.
  11. И холодное, злое, бесчестное
  12. Затуманило ясные сны.
  13. Вспомню степи да рощи сосновые,
  14. Ночь не ночь, и страна не страна.
  15. О высокую стену дворцовую
  16. Разобью я бутылку вина.
  17. Разлетятся осколки гремучие,
  18. Покачнется лихая земля,
  19. И высокие травы колючие
  20. Заплетут основанье Кремля.
  21. Заплетут чужедальнюю сторону,
  22. Ветер, стихни, и враг, отступи!
  23. Спой мне песню про черного ворона,
  24. Словно я умираю в степи.
  25. ***
  26. “Пуст твой двор,
  27. и в жилище не будет живых”, —
Читайте также:  Триполье: действительно ли оттуда пошла украинская история

Говорит мне смеющийся враг…

  • И серебряный мох
  • на березах кривых,
  • И дорожный дымящийся прах.
  • Эти белые села никто не спасет,
  • Эти рощи пойдут под топор,
  • И неистовый ветер печаль унесет,
  • И сожрет твою песню простор.
  • Реки вспять повернут, и стада уведут,
  • И детей унесут на руках,
  • И лихие вояки страну предадут,
  • Прогуляют ее в кабаках.
  • В камуфляже и касках чужих, голубых

Все сметут, и останется страх…

  1. “Пуст твой двор,
  2. и в жилище не будет живых”, —
  3. Говорит мне смеющийся враг.
  4. ***
  5. Мы ногами вышибли дверь твою,
  6. А в углу — икона на полке.
  7. Скоро, скоро будешь в своем раю
  8. Ты — последний русский в поселке.
  9. Мы из шкапа вышвырнули тряпье,
  10. Ничего не нашли — обидно.
  11. Говорят, что есть у тебя ружье,
  12. Да стрелять не умеешь, видно.
  13. Это наша земля, на ней конопля,

Виноградники, горы, волки…

А тебе на выбор: кинжал? петля?

  • Ты — последний русский в поселке.
  • Для тебя нам жалко глотка воды,
  • Лучше вылить на землю воду,
  • Хлеба жаль, и воздуха, и звезды,
  • А куда уж делить свободу?
  • Не ищи закона и правоты,
  • Так в стогу не найти иголки.
  • А вождям — все равно, как подохнешь ты,
  • Ты — последний русский в поселке.
  • ***
  • Ночь, вокзал, пути и перегоны,
  • снова Грозный в огненном венке.
  • С трупами забытые вагоны
  • мертвенно застыли в тупике.
  • Вовремя солдат не опознали,
  • не истает прах в родной стране.
  • Ищут их и письма и медали,
  • видят их родители во сне.
  • Бедные блуждающие души,
  • мальчики, не помнящие зла,
  • вечно бродят по воде и суше.
  • И темнеют мерзлые тела.
  • Их чужая нация и раса
  • предала свинцовому огню.
  • Власть, готово пушечное мясо.
  • На столе в Кремле лежит меню.
  • ТРИПТИХ
  • 1
  • “Возлюби своего врага” —
  • эта фраза вам дорога.
  • Что ж, послушаюсь, уступлю
  • я врага своего люблю.
  • Не убил, не загнал в тюрьму,
  • не вручил по пути суму,
  • не изгнал, не лишил тепла,
  • не заметил, как подросла.
  • Коль вину ему отпущу,
  • я его за себя прощу,
  • но когда подойду к окну –
  • не прощу его за страну.
  • 2
  • Пляшет облако гари по ночным городам.
  • Я—из партии парий,
  • и ее не предам.
  • Искры на пепелищах загораются вновь.
  • Я—за злых и за нищих,
  • за бунтарскую кровь.
  • 3
  • Я врага своего люблю,
  • помолиться — так намолю:
  • надышаться ему — в петле,
  • отоспаться ему — в земле.
  • О, Россия, костры, снега,
  • я — люблю своего врага.
  • ***
  • Если завтра война, мы поплачем о милом,
  • перекрестим дымящийся дол.
  • Проведем бэтээры по отчим могилам,
  • чтоб могилы никто не нашел.
  • Подожжем златоглавый истерзанный город,
  • чтобы городом враг не владел.
  • И зазубренный серп и заржавленный молот
  • зашвырнем за небесный предел.
  • Все вино мы допьем и пройдем по бокалам —
  • никому нашу радость не пить.
  • Если завтра война, мы забудем о малом, —
  • честь и славу — за грош не купить.
  • Наш распахнутый мир будет светел и страшен,
  • голос крови сильней, чем закон.
  • Заминируем каждую пядь этих пашен,
  • динамит — под оклады икон.
  • Видишь — выхода нет, поднимается ветер,
  • Русь уводит на облачный край:
  • впереди только битва и огненный пепел,
  • позади — очарованный рай.
  • ***
  • О нас говорил Заратустра,
  • И вот мы с тобою пришли.
  • А в мире и грязно и пусто,
  • И неба не видно с земли.
  • Не ждали нас долы и реки,
  • Идем, как степная гроза.
  • Вослед нам бранятся калеки —
  • Сияньем им выжгло глаза.
  • Я знаю, они предпочли бы
  • Погибнуть, молитвы творя.
  • Суда их, как мертвые рыбы,
  • Спустились в чужие моря.
  • В домах их — тоска покаянья,
  • Позор покоренной страны.
  • Берут у врагов подаянье,
  • А смелостью — оскорблены!
  • Зачем призывать их сражаться?
  • Рабов проще гнать, чем вести.

Они рождены, чтобы сдаться…

  1. Но мы рождены — их спасти.
  2. ***
  3. Ввысь идет дорога Вечности
  4. ослепительным лучом.
  5. Охраняй меня от нечисти,
  6. воин с огненным мечом.
  7. Сердце яростью расколото,
  8. ничего уже не жаль.
  9. Охраняй меня от золота,
  10. по отважным плачет сталь.
  11. Охраняй меня от радости —
  12. с нею песен не сложить.
  13. Охраняй меня от старости,
  14. чтоб любви не пережить.
  15. Солнце черное снижается,
  16. дым над Русью бьет ключом.
  17. За меня всегда сражается
  18. воин с огненным мечом!
  19. ***
  20. Немногим высокая тайна известна,
  21. рассеяна светом во мгле:
  22. за милую родину — звездную бездну —
  23. сражаемся мы на земле.
  24. Распахнуты окна в России широко
  25. туда, где ни края, ни дна,
  26. палящее Солнце — горящее око,
  27. куда ни посмотришь — Война!
  28. И я воевала, и в небо смотрела,
  29. великую волю любя,
  30. за смерть против жизни, за дух против тела,
  31. за ангела — против тебя.
  32. А ты удалялся без лишнего спора
  33. на запад покорного дня —
  34. туда, где спокойны леса и озера,
  35. где враг не заметит огня.
  36. Ведь здесь только ветер на каменном блюде
  37. гоняет песок и века.
  38. Ломаются церкви, ломаются люди,
  39. обломки уносит река.
  40. ***
  41. Я люблю тебя, степь,
  42. словно жизнь, словно смерть,
  43. золотая и знойная твердь.
  44. Ты мне — мать, ты мне — дом,
  45. и курган со крестом,
  46. и рубеж с богатырским постом.
  47. Нету, кроме тебя, ни друзей, ни родни,
  48. вся родня — над полями огни.
  49. И никто не поможет, никто не спасет,
  50. только ветер тоску разнесет.
  51. Я пойду далеко,
  52. я пойду высоко,
  53. расступайся, туман-молоко.
  54. Вот и Солнце встает,
  55. и пичуга поет,
  56. и душа до небес достает.
  57. Помолись ты, мой свет,
  58. буйным ветром побед,
  59. переливами молний вослед,
  60. чтоб летел надо мной
  61. только ангел степной,
  62. и не нужен мне спутник иной.
  63. ***
  64. Вот и станем мы в поле ветром,
  65. и никто не обидит нас
  66. за неведомым километром,
  67. далеко от враждебных глаз.
  68. И никто ничего не скажет,
  69. даже мать и опасный Бог,
  70. лишь полынник к песку приляжет
  71. и качнется чертополох.
  72. Поутру, ниже звездных лестниц,
  73. наши братья — ковыльный шелк,
  74. раскаленный да белый месяц,
  75. молодой да зубастый волк.
  76. Засвистит жаворонок ранний,
  77. растуманится красный круг.
  78. И не надо нам будет знаний,
  79. только все мы узнаем вдруг.

Источник: http://podyom.ruspole.info/node/1659

Галстук тебе в зубы, веник тебе в..

Галстук тебе в зубы, веник тебе в… [Sep. 22nd, 2012|01:40 am]
Павел Виноградов
Президент Грузии Михаил Саакашвили, открывая в Тбилиси Дом Юстиции, сделал новый выпад в адрес Москвы, обвинив ее в развязывании войны компроматов на территории страны, имея ввиду разгоревшийся на днях «тюремный скандал», когда были опубликованы видеозаписи пыток заключенных в грузинских тюрьмахhttp://www.newsru.com/world/21sep2012/saak.html
Link Reply
Comments:
From: voevodav2012-09-22 03:39 am (UTC) (Link)

После того, что я в сети видел у меня сложилось впечатление о названии грядущей революции в Грузии — «Революция горящих веников»!!!

А Сачика в Дарагановку надо…

From: voevodav2012-09-22 11:28 am (UTC) (Link)

Нашёл на чём внимание заострить, а я вот рассчитывал что другой момент больше интереса вызовет…

(Reply) (Parent) (Thread)

From: van_men2012-09-22 11:51 am (UTC) (Link)

Вымести огненным веником — это трагично и даже почётно. Сака того недостоин, его надо выметать ср@ным веником:))

(Reply) (Parent) (Thread)

From: van_men2012-09-22 01:26 pm (UTC) (Link)

А зачем, кстати, его в Дарагановку?:) Это какой-то южный фольклор?:)

(Reply) (Parent) (Thread)

From: voevodav2012-09-22 01:44 pm (UTC) (Link)

Не сколько южный, сколько таганрогский.Не сколько фольклор, сколько образ.Не знаю какой у вас аналог в Питере, но в Москве — это Дача Канатчикова…(Reply) (Parent) (Thread)

From: van_men2012-09-22 03:36 pm (UTC) (Link)

А, понятно:)В Питере — «на Пряжку», в Красноярске — «в Овсянку». Общеинтернетовский — «В Кащенко»:))

(Reply) (Parent) (Thread)

Источник: https://van-men.livejournal.com/221500.html

Русская баня и бани мира. "банный король"

Емко и чрезвычайно достоверно описал ритуал нашей бани Борис Бедный в рассказе «Хозяин».

Старый токарь Семен Григорьевич собирается в баню. Жена относится к этому скептически. «— И охота тебе каждый выходной в баню переться? — запротестовала Екатерина Захаровна.

— Есть, кажется, ванна: напусти воды и мойся хоть каждый день! — Напусти сама и мойся, — беззлобно посоветовал Семен Григорьевич, давно уже привыкший к подобным разговорам. — Тесно в твоей ванне, как в мышеловке, а настоящее мытье простора требует, чтобы веником было где похлопать, попотеть всласть.

В ванне только детей купать, а взрослому человеку баня необходима: там он душой добреет…»

     

Жена дает мужу белье, кошелку, «из которой таинственно высовывается кончик березового веника». И вот Семен Григорьевич в бане. Он строго придерживается выработанного годами «регламента русской бани». Раздевшись еще до мытья парится «насухую». Пока веник парился в шайке с кипятком, Семен Григорьевич сидел на скамье, потел и покряхтывал от удовольствия, растирая заросшую седым волосом грудь.

«Пар был такой резкий, что все входящие в парную сразу пригибались к полу, словно кланялись Семену Григорьевичу, торжественно восседавшему на самом верху полка. — Явился банный король! — крикнул мастер Зыков, старый дружок Семена Григорьевича, перебираясь со своей шайкой поближе к двери».

Далее рассказывается, как приплясывая Семен Григорьевич стегал себя огненным веником по бокам, спине, животу — «словно был своим заклятым врагом». От наслаждения старый рабочий ухал, даже стонал слегка.

Под конец в парной вместе с Семеном Григорьевичем остался только один парень, который не хотел признать себя побежденным. А старого токаря обуял спортивный азарт, и он все больше и больше поддавал пару.

«— Ну и чертов старик! — сказал парень, перехватив сочувствующий взгляд Семена Григорьевича, и, пошатываясь, вышел из парной…»

В гордом одиночестве старый мастер долго еще «добрел душой». До тех пор, когда уже совсем истрепался многострадальный веник, и все тело горело как ошпаренное. Семен Григорьевич вышел из парной весь красный, всклокоченный, торжествующий. Целых десять минут валил от него пар — так много вобрал он в себя тепла.

Потом старый рабочий, отыскав в углу скамейку поукромнее, улегся и пролежал на ней полчаса. «Свободно дышала вся кожа, ощущение было такое, будто он заново народился». Затем Семен Григорьевич мылся с мылом, терся мочалкой и напоследок еще раз зашел в парную, чтобы чистым потом прошибло.

И вот он идет по улице, помахивая кошелкой.

«Подобревшая после бани душа Семена Григорьевича особенно остро, в каком-то радостном и немного детском свете первооткрытия воспринимала все, что происходило вокруг.

Вот он поравнялся с ротой солдат в новых шапках-ушанках и добрых четверть часа шел с рядом с солдатами, машинально шагал в ногу, стараясь не отставать от рослого старшины, замыкавшего строй».

Источник: http://rashenbanya.blogspot.com/2017/01/blog-post_30.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector