«донецкие казаки»: кто жил на территории современного донбасса

(Записки Свирепого Блогера)

Население одного из самых прифронтовых районов Горловки, по-прежнему переживающей последствия всяческих “перемирий”, каждый прожитый день, позволивший ему насладиться жизнью в полной мере, воспринимает как подарок свыше: жители Никитовки и Бессарабки уже давно почти не интересуются новостями и событиями вокруг, оставляя себе только веру в Высшие Силы, позволяющие им не впасть в отчаяние, находясь на грани сумасшествия ввиду непрекращающейся войны и безработицы.

“Нам не нужно смотреть телевизор или искать что-то в интернете… – говорят “старожилы” Никитовки, не покидавшие свои пострадавшие от обстрелов и требующие ремонта дома.

– Что происходит вокруг нас — и так каждый день можно услышать. Для этого достаточно просто пройтись в сторону Гольмовского… А там  каждый день “мирятся” (стреляют).

Начинается с пулемётного и заканчивается “тяжёлым”. Поинтереснее любого шоу будет…”

Инициаторами и основными “солистами” подобных “концертов”, происходящих на окраинах Никитовского района, всё так же выступают соединения и части так называемой ООС.

И если части регулярной армии ВСУ слегка поумерили пыл, почувствовав на себе все “прелести» окопной жизни и соскучившись по сытому комфорту на казармах, то добровольческие (преступные) украинские националистические соединения (бандформирования) типа «Правого Сектора», наоборот, возомнив себя «легионерами», заняли самые передовые позиции для обстрела жилых кварталов и посёлков Горловки. А эти, как заявляют военные эксперты и аналитики , вредничать будут до последних мокрых исподних…

Чем выживают (именно выживают, а не живут пока, к сожалению…) жители Никитовского района , понять трудно.

И только проведя с ними один день, становится понятно, каким нужно быть сильным, имея железное самообладание и волю к жизни, чтобы вот так, в буквальном смысле, через боль потерь и стыд стеснения при обращении за помощью к ближним ради своих детей и внуков, добиваться улучшений условия жизни, каждый день оббивая пороги кабинетов чиновников и неся “дежурство” в здании районной администрации.

Если же в разговоре с местным населением затрагивать тему гуманитарной помощи, то станет понятным присутствие в настроении жителей некоторой доли скептицизма, за которую наделённые сравнительно комфортными условиями жизни индивидуумы могут назвать жителей всё той же Никитовки или соседних Стальзбыта или Бессарабки с Гольмой “нытиками”, осуждая просьбы пострадавших о помощи.

“И всё им не так… И власть не та, и денег у них нет, и помощи требуют…” – проворчит какой-нибудь подписчик популярного СМИ-сообщества, освещающего “правильные новости”, желая уличить своих оппонентов в жадности, ссылаясь на “особый менталитет” жителей прифронтовых районов Горловки. И окажется неправым…

Да. Им  многое “не так”. И денег у них  действительно нет. И дома их согласно программе “очереди” восстанавливают уже третий или четвёртый год, поясняя это отсутствием средств и материалов.

Но эти несчастные, привыкшие терпеть унижения и насмешки со стороны имущих многое , ничего не требуют. И даже почти не просят. Причина тому — неуверенность в результате.

Вот так и живут они в надежде на то, что их не забыли…

А их  не забыли. И примером тому стала вчерашняя воскресная акция, организованная совместными усилиями представителей Общественной Организации “НОД” (макеевский филиал), донецких казаков и Общественного Движения «Сахаджи Йога» из России,собравших и доставивших в Никитовский район гуманитарную помощь в виде одежды на детей и взрослых.

Связавшись с инициативной группой жителей Никитовского района, представители упомянутых организаций на собственном микроавтобусе выехали в Горловку, где были встречены корреспондентом «Вестника Советской Новороссии».

С помощью корреспондента, ставшего невольным гидом для гостей, представители «НОДа» и донецкого казачества без помех доставили гуманитарную помощь, собранную «НОДовцами» и представителями «Сахаджи Йоги», детям-спортсменам, воспитанникам ДЮСШ №3 в Бессарабке.

Юные дзюдоисты и дзюдоистки по достоинству оценили яркие, красивые и стильные вещи, которые они получили от «НОДа» и казаков.

Поначалу дети крайне стеснительно реагировали на демонстрируемые координатором макеевского филиала «НОДа» обновки, но добрые шутки и улыбки представителей казачества постепенно разрядили обстановку: уже через десять минут дети показывали корреспонденту силовые и акробатические трюки на перекладине и с восхищением осматривали яркие футболки, водолазки и куртки, подаренные им представителями «Сахаджи Йоги» из России. Не бросают всё-таки русские своих, как бы этого врагам не хотелось…

«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса

Побывав в гостях у юных спортсменов, макеевские и донецкие гости отправились в Никитовку, где, расположившись возле ДК «Железнодорожников», продолжили акцию выдачи гуманитарной помощи.

К представителям «НОДа» и донецким казакам подходили преимущественно женщины с детьми. Были среди них матери , жёны и дочери бывших и…погибших ополченцев (и такие случаи для Горловки, к сожалению , не редкость).

Мужское население составили всего двое мужчин, оказавшиеся в СЖО (сложные житейские обстоятельства): один — бывший активист и ополченец, ныне безработный с детьми и женой, другой —«политический» беженец из Чигарей, которому за участие в Референдуме и помощь активистам «Русской Весны» и ополченцам угрожали физической расправой и пытками. Мужчина летом покинул свой дом, находящийся на оккупированной ВСУ территории, в летних рабочих (пришедших в плачевное состояние) брюках, шлёпанцах-сланцах и майке, с паспортом в кармане… Долгое время он на одном из предприятий города молол зерно в муку, привозя последнюю в войсковые части ВС ДНР, не прося для себя ничего… Сейчас он  бездомный, живущий где придётся… И такие случаи для Горловки  тоже, увы, не редкость…

«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса

И вот таких, к глубокому сожалению, земляков и к возмущению неравнодушных к чужому горю, сытые и довольные всем происходящим читатели популярных сообществ в социальных сетях величают нытиками ! Стыдно, люди… Перед самими собой — стыдно.

И нельзя не восхититься порывом души человеческой, внутренний мир которой, как утверждал великий Творец Пера и Корифей Мысли Лев Николаевич Толстой, остаётся для многих чёрствых сердцем «своих» потёмками, когда волонтёры и активисты из других городов (а порой и из соседних государств), искренне сочувствуя горловчанам и переживая своей душой ту картину, которая описана не в интернете, а в разговорах с местным населением, приезжают, чтобы помочь, а не «обнять и поплакать». Ибо для гостей из «НОДа», донецкого казачества, это — Путь Добра и Любви к ближнему….

И заповеди о необходимости придерживаться этого Пути они следуют постоянно…

Честь и Хвала им за это! И слова благодарности от горловчан с самыми наилучшими пожеланиями.

Ибо понять мысли бедного человека, как гласит китайская мудрость, можно только сделав несколько шагов в его старых ботинках…

Учитесь, люди… Мудрость идти Путём Добра — великое Благо…

23.07.2018.

(Всего просмотров: 25, за день: 1)

Источник: http://sovetsoyuz.su/?p=10221

кто такие Донские казаки ?

смотрите слева в меню                                                         ссылка«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса Донское казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыцкой АССР).

Хоть Ростов присоединился к области Войска Донского совсем по историческим меркам недавно (в 1887), многие документы по населению области можно найти в его архиве. В 1920 в Ростове был создан Центральный исторический архив, в 1925– архив Октябрьской революции, в 1934 – Азово-Черноморский краевой военный архив. В 1941 эти архивы были объединены в Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Там хранятся многие документы по истории Дона с середины XVIII века. Есть там и около 60 фондов личного происхождения известных на Дону краеведов, писателей, ученых. ГАРО имеет три филиала в городах: Новочеркасске, Таганроге, Шахтах. Луганск – это Украина, на сайте ВГД в разделе поиск по городам есть какой-то человек в Луганске, можете его о чем-нибудь попросить. В Волгограде человек тоже есть. Основная же часть документов по казакам находится в РГВИА.

«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса

Но по этому поводу вам цитата: Большинство современных российских историков считает донское казачество этносоциальной и культурнополитической общностью, имевшей двойную природу.

С одной стороны, оно представляло собой субэтнос по отношению к великорусскому этносу, с другой, — являлось военно-служилым сословием, что было зафиксировано в «Полном собрании законов Российской империи».

Поскольку фраза эта очень глубокомысленная и тем меня развлекает, кроме того, не так давно активно обсуждался вопрос, являются ли казаки национальностью, я не могу удержаться от кратких рассуждений по этому поводу. Начинать надо, мне кажется, с языка.

Примерно в 8-11 веке нашей эры в Киевской Руси из диалектов восточнославянских племен сформировался древнерусский язык. С конца 11 века люди, которые говорили на нем, стали расселяться в разные стороны, меньше общаться между собой и язык стал приобретать, как говорится, диалектные черты, но все равно сначала это был один язык.

  В 13 веке юг и юго-запад (Киев, Галицко-Волынская, Турово-Пинская земли — территории будущих украинских и белорусских языков) оказались противопоставлены северу и северо-востоку (территориям будущего русского языка).

В 14 веке юго-запад и запад Руси оказались под властью Великого княжества Литовского и Польши, что еще сильнее изменило язык людей, которые там проживали. В 14-15 вв. древнерусский язык распался на 3 отдельных восточнославянских языка – русский, украинский и белорусский.

К чему это я? А к тому, что, во-первых, мы все — восточные славяне, некогда мы говорили на одном языке и принадлежали к одной национальности. И было это не так уж давно. Донские казаки тоже говорили на том же языке. Тем не менее, никто сейчас не говорит, что нет национальности «русский», «украинец» или «белорус».

Общепризнанность этих национальностей обусловлена вовсе не генеалогией и не каким-то особенным происхождением (все мы с Руси), а разновсяческими геополитическими соображениями.

Государственность у Донских казаков была, так что они имеют все основания считать себя отдельной национальностью, но при этом, если по большому счету, мы все вместе восточные славяне, хотим или не хотим, но происходим от одного корня. Эдакой генеалогический подход.В разное время в придонских степях обитали племена меотов, скифов, сарматов.

В устье Дона в 4-3 вв. до н.э. была греческая колония Танаис (на месте современного Азова), а в 1-3 вв. н.э.—два меото-скифских поселения, упоминаемые Птолемеем под названиями Панардис и Патарва. В начале 1-го тысячелетия н.э. в районе нижнего течения Дона кочевали гунны и болгары; после их ухода на Дону возникли поселения восточных славян (актов). В 7-9 вв. Нижний и Средний Дон находились под властью хазар, позднее создавших здесь свое государство—Хазарский каганат, которое в 954 было разгромлено киевским князем Святославом Игоревичем. В 10-12 вв. на месте Азова существовало славянское поселение (основано в 965 или 966), входившее в состав древнерусского Тмутараканского княжества. Не исключаю, что там жили казаки, но точно это никто не знает. В 11 в. в низовья Дона из Заволжья пришли половцы. В 13 в. через устье Дона проходил Великий торговый путь в Китай, и в том же веке район Нижнего Дона оказался под властью монголо-татар (Золотой Орды).

Читайте также:  Почему на руси жених обязан был перенести невесту через мост

«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса

ещё статья   ссылказдесь

 КАЗАКИ ОТ КАЗАКОВ ВЕДУТСЯ Возникновение и становление донского казачества. Появление казаков на Северском Донце ( по материалам книги «Мы донские казаки») 

Скромен, неярок внешне ландшафт Луганщины, но есть и в нем по-настоящему красивые уголки. Один из них — там, где младший брат Дона, Северский Донец, принимает в свое русло воды Лугани.

Правый берег Донца здесь холмистый, с крутыми меловыми возвышенностями, левый — пологий, поросший густым лесом, богатый озерами, Это живописное место, входившее с XV века в никем не меряные просторы Дикого поля, (историческое название южно-русских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны), облюбовали для своего поселения донские казаки. Обустроили здесь городок, выросший затем в станицу. В честь приютившей в своем устье тогда еще полноводной и чистой реки Лугани назвали старожилы свою станицу Луганской.Уходящая корнями в далекое прошлое история Луганской станицы, как и всего донского казачества, и по сей день хранит в себе немало загадок и тайн. Разгадкой их в разные времена занимались многие ученые: историки, этнографы, лингвисты. Причем, не только отечественные, но и зарубежные. В их числе — автор труда «Состояние Российской державы с 1590 по сентябрь 1606 года» француз Жак Маржерет, русский генерал немецкого происхождения А.И.Ригельман, оставивший потомкам «Летописное повествование о казаках», наш земляк, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даль. Значительный вклад в развитие темы внесли выдающиеся российские историки Н.М.Карамзин, В.А.Ключевский, СМ. Соловьев. Немало интересных подробностей о жизни края, нравах и обычаях населявших его людей находим и у более поздних исследователей -Л В.Гордеева, Р.Г. Скрынникова, А.Н.Скрипова, Е.П. Савельева.

«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса

Бродники-козяги-коссаги оставались жить на Дону и во времена Золоти Орды, и в это время были уже известны под названием казаки, относили себя к славянам православного вероисповедания. Для них была ут-иорждена Подонская и Сарайская христианская епархия.

«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного Донбасса

К 1571 году таких сторож и станиц было семьдесят три и входили они в двенадцать оборонительных линий от реки Суры до Северского Донца. Сторожевые пункты стояли друг от друга на расстоянии около одного дня пути, чаще полудня, чтобы сообщение между ними было более возможным и оперативным.

Источник: https://donzemlya.ucoz.ru/blog/2012-07-04-11

Севрюки разные

Продолжение. Начало читайте здесь.

В исторической литературе севрюков часто называют казаками. Причина тому отчасти тюркские корни, проживание  в лесостепном пограничье и практически такие же как и у казаков, особенности службы и образ жизни в подобных казачьим юртам ухожьях, с теми же промыслами, автономностью,самоуправлением, и этнической близостью  к казачьим сообществам Дона и Запорожья.

Но были и меж севрюков  свои различия. Те из них, что несли службу в городах Порубежья именовались по городам, ну а вольные казаки,  жившие по рекам, по ним и именовались. По крайней мере, жившие на Осколе именовались оскольскими казаками, а на Северском Донце донецкими.

«Донецкие казаки»: кто жил на территории современного ДонбассаПутивльские казаки

О севрюках — путивльских казаках, которые «на поле едут» и от которых правительство ожидало вестей о крымских набегах, сообщает архивная книга Крымских дел.

Сообщается так же и о сторожевой службе путивльских казаков у Днепра, близ литовских владений. На этом участке, Крымской Украины, татары предпринимали набеги по предварительному сговору с пограничными литовскими воеводами.

Однако, как ни странно, путивльские казаки часто действовали против татар совместно с состоящими на службе  у польского короля  казаками черкасскими и каневскими. Именно по этому в 1527 г.

крымский хан жаловался польскому королю, говоря, что «люди черкасские и каневские пускают казаков, с казаками путивльскими, под улусы наши» (татарские). И, что узнав о готовящемся нападении, путивльские казаки передают весть в Москву.

Рыльские и стародубские казаки

Начиная с 30-х годов XVIвека в Письменных донесениях о ходе боевых действий появляюся сведения о Рыльских казаках.

А с 1589 года исторические источники начинают замечатьиСтародубских казаков, происходящих от севрюков западной Брянщины.

Именно в этот  год,  в апреле  царь Федор Иванович писал путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву, чтобы он « … с Рыльскими и Стародубскими казаками шел на Поле и Донец против крымских татар».

Оскольские  казаки

И всё-таки самый активный период истории северских казаков был связан с их сторожевой и городовой службами в городах  Белгородской укреплённой черты. Именно «из местных» добровольцев и севрюков шло пополнение штата служилых казаков.

Из севрюков были отчасти и оскольские казаки. Их появление в XVI веке на юго-востоке Северщины связывают с организацией сторожевой службы и строительством городов-крепостей Белгородской черты: Оскола (1593), Валуйки и самого Белгорода (1596),возникшего на землях Путивльского уезда.

При этом население этих городов было далеко не однородным и в служилые по прибору шли не только оскольские, но и  другие казаки, преимущественно  донские, образуя городовую, станичную и сторожевую службы.

Вообще-то, в XVI-XVII веках грань между «вольным» и «служилым» казаком была довольно зыбкой. Многие служилые казаки, особенно из пограничных крепостей, уходили «казаковать в поле». Да и не только они. Как пример цитата из  В.О.Ключевского: “В десятнях степных уездов XVI века встречаем заметки о том или другом захудалом сыне боярском: “Сбрел в степь, сшел в казаки”.

  • Были мотивы и у крестьян, даже у батраков уйти в Поле, ведь жизнь у казаков, даже полная опасностей, была все же гораздо легче и интереснее чем у крестьян.
  • В целом, по мнению некоторых исследователей,  оскольское и донецкое  казачества представляли собой ватаги южнорусского вольного казачества Северской земли, отчасти ведущего своё происхождение от древних «северян» и их потомков севрюков, при этом они являлись отдельными ветвями казачества как такового.
  • «Донецкие казаки»: кто жил на территории современного ДонбассаДонецкие Казаки – от севрюков до донцов

Казаков, селившихся на Донце называли «донецкими казаками». Сам же  Северский Донецсогласно  мнению академика Б.А. Рыбакова, в среднем и нижнем течении Северского Донца, вместе с Доном от  дельты до устья Донца ещё в ХVIIв. именовался Доном или Доном Великим.

Другой академик О.Н. Трубачев тоже допускает, что Великим этот приток Дона был назван потому, что «великое, как правило, знаменует направление миграции, экспансии» обживавших Поле северян «от Малого Донца до Великаго Дону».

Конечно же сейчас это трудно представить, но со времён Золотой Орды и до 1548 годаказачьего населения на Среднем и Нижнем Дону, кроме азовских казаков, состоявших из тюрок-мусульман, не было. А донские казаки или донцы в основном-то жили на Северском Донце —  Великом Дону.

Заселение бассейна реки в XVI-XVII веках, в юго-восточном направлении (к Азовскому морю) привело к тому, что прежнее локально ограниченное название одного из «верховских Донцов» — Донца Северского, постепенно перемещалось вниз по его течению и вытесняло прежние его наименования Дон и Дон Великий.

По реке с верху до низу расселялись и казаки, которых история вначале так и называет донецкими, а потом относит к одним из верховых донских. Но история, не всегда пишется беспрестрастно и обходя историю донецких казаков русские и донские историки приписывают часть успехов донецких казаков низовым донцам.

Однако, попробуем познакомиться с тем, что говорит история о казачьей вольнице на Северском Донце и их атамане Михайле Черкашенине.

Принято считать,что «вольный период» казачества по настоящему был с XVI по XVII век, а годы царствования Ивана IV Грозного ознаменовали  своеобразный «золотой век» казачества.

Причём, именно вследствие негативных явлений в Московской Руси — многолетних войн, опричнины, хозяйственной катастрофы конца 60 – начала 70-х годов — произошёл массовый исход русского населения в вольные казаки на Дон, по Волгу, Днепр и их незаселённые притоки.

На Донце к местным севрюкам присоединялись пришлые. И здесь в пойме реки ватаги казаков заселяли свободные юрты, основывая на берегах рек и озёр свои зимовья, где мирная жизнь и занятия промыслами чередовались с боевыми вылазками объединённых казаковов на улусы кочевых татар.

В то жестокое время в борьбе за жизненное пространство, подобно самим же кочевникам,  казаки так же грабили и уводили в плен побеждённых. В этом проявлялась их воля и борьба за выживание в Диком Поле среди хищных зверей и людей.

Вольные казаки, в отличие от служилых не были обязаны службой государству – они не приносили присяги и не несли тягла.Тем не менее, донецкие казаки под руководстом своих атаманов заявили о себе смелыми военными операциями в отношении крымских татар, не оставлявших в покое Русскую Украину.

  1. И именно потому, русские цари, желавшие ослабить своих давних врагов и переместить границы к Югу, старались привлечь вольных донцов как союзников, при этом не признавая их своими подданными и характеризуя в дипломатической переписке с султаном и с ханом Крыма как «всяких земель беглых людей, воров».
  2. Однако другие исторические данные свидетельствуют об особом отношении русских монарховк донецким казакам…
  3. Донецкие казаки — донцы

С начала XVI века Северский Донец считался неофициальной границей между Московским великим княжеством и Крымским ханством. После вторжения хана Махмед-Гирея в 1521 году в пределы Московского государства правительство Василия III было вынужденно уделить больше внимания укреплению приграничной службы и притоку казачества в Среднее Подонцовье.

Вольные казаки, жившие на Донце стали вливаться  в общее Донское казачество, успевшее  заявивить о себе как самостоятельная военно-политическая сила, взявшая Казань в 1552 году.

И именно за эту, «казанскую службу» царь Иван Грозный подтвердил права донцов на «славный тихий Дон с притоками и с белойМанычью».

Более четко новый статус казачества зафиксирован в документах Московского государства, а точнее в жалованной грамотеИвана IV, посланной «на Донец Северскийотаманам козацким и козакомвсем без отмены»с послом И.П.Новосильцевым 3 января 1570 г.

Любопытно, что  грамота  была именно на Донец Северскийи в нейговорилось о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и «тем бы вы нам послужили…

, а мы вас за вашу службу жаловать хотим».

Документ этот памятный для всех казаков, ибо он указывает день (и место)  официального образования Войска Донского..Внимание!..на Северском Донце.

Читайте также:  Гигиена цыган: самые неожиданные факты

Ну, а сам Михайла Черкашенин признан донскими казаками его первым войсковым атаманом.

Да и не могло быть иначе, если проследить весь жизненный путь славного атамана, ставшего уже в 50-е годы XVI века одним из самых известных донских казачьих атаманов.

О происхождении Михайлы Черкашенина судить трудно. Если прочитать его прозвище с ударением на последнем слоге, как «черкашеня», то оно будет уменьшительной формой от «черкашин» т.е. черкас, как называли представителей зарождавшейся малороссийской народности.

Причём, было бы уж очень примитивно считать Черкашенина, как и Ярослава Мудрого, украинцем. Впрочем, как и записывать его в запорожцы, как это делают сторонники национальной идеи .

В то время и до второй половины XVI столетия никакого деления по национальным и территориальным признакам между казаками не существовало.

Тем не менее, первоначальную воинскую славу Михайла Черкашенин сыскал в 1548 году, когда он, и его соратник Истома Извольский -Тулянин «со товарищи» основали первое донское казачье поселение -«острогу» в Диком полеу Волго-Донской Переволочки и  отвоевали Средний и Нижний Дон у «крымского хана Аманака да черкасского казака Елбулзлука».

При этом основные силы славного атамана, в том числе и струги, находились на Северском Донце. Там же на Донце они и строились, поскольку самый лучший, боровой лес произрастал на песчаном левом берегу реки. А по правым притокам Донца можно было выйти на русла рек, непосредственно впадающих в Азовское море. Этим и воспользовался Михаила Черкашенин.

В 1556 году он предпринял дерзкий поход  с переходом из Северского Донца через Миус или, возможно, Кальмиус в Азовское море.

По крайней мере по историческим документам следует Миус, но более реально он мог пройти из Донца в Торец, а потом волоком в Кальмиус и наконец в Азовское море.

  Так или иначе, Михаила Черкашенинсо своими казаками пересёк море и добравшись до татарских поселений в окрестностях Керчи, разорил их, а двух захваченных во время похода «языков» по возвращении прислал в Москву.

  • На следующий  1557 год Черкашенин в качестве походного атамана с 3 тысячами казаков принял участие в Ливонской войне.
  • В 1559 году,  как сообщает Никоновская летопись, он во главе отряда путивльских служилых казаков (севрюков)  «побил Крымцов вверх Донца Сиверского и четырех языков Крымских ко государю прислал»,  что было особо важно для Разрядного приказа, по сути военного ведомства Московского государства.
  • Учитывая значимость и авторитет  Черкашенина среди всех донских казаков имено ему, как к верховному атаману донцов была врученна  и уже упомянутая перваяцарская грамота«на Донец Северской атаманам казацким и казаком всем без отмены».
  • Из этого следует, что действительно, в тот момент именно донецкие, верховые донцы представляли основную силу донского казачества, а Донец был основной стратегической базой казаков.

В самом деле, здесь были отличные условия для жизни и для манёвров. В пойменных и сосновых лесах было много зверя, в Донце, его притоках и в озёрах изобиловала рыба, водились бобры. На заливных лугах –сенокосы.

Но особо важно было то, что Северский Донец являлся судоходным и из него, по малым рекам и путём волока стругов, выходили в Днепр,в верховья Дона и Азовское море.

Не случаен, по-видимому, и выбор места сосредоточения основных сил донских казаков на Северском Донце ближе к низовьям Дона. Оттуда удобно было ходить на Азов, укрепляться на Нижнем и Среднем Дону.

А ведь казаки, прежде чем сесть на коней, в основной массе были водники, и в этом было их преимущество перед степняками-татарами, способными только бродами преодолевать водные преграды.

Словом, не вдаваясь в подробности следующие из славной биографии атамана Михайлы Черкашенина, он стал первым Войсковым атаманом и основателем Войска Донского, а его  казаки — донецкие и северские — основалями первых низовых казачьих городков на Дону, в том числе и Черкасского.

И всё-таки о донецких казаках как  и о их городках, даже донская история сообщает не много. Причина тому – похоже в желание донских историков, происходящих в основном из низовых донцов переместить акцент внимания на именно на низ Дона, на низовых донцов как основных в Войске Донском, часто обходя ранние поселения донцов на Северском Донце.

Тем не менее известный  историк Дона  Е.П.Савельевговоря о былом наличии казачьих городков в бассейне Донцаупоминает факт их погрома степняками в 1569 году, т.е. за год до визита  посла И.П.

Новосильцева:«… Крымцы действительно в этом году напали и разгромили на Донце городки атамана Ивана Митяки, где ныне Митякинская станица, и, таким образом, отвлекли часть казаков на западную границу их владений (Дела Турецкие 1569 г.)».

Хотелось бы знать, где же всё-таки была эта западная граница и какие поселения донцов были там?..  

Продолжеие следует…

»

Источник: http://sever.lg.ua/2012-08-25-sevryuki-raznye

Братва из «ДНР»

Как это ни парадоксально, но до сих пор в Украине никто систематически не занимается проблемами «ДНР» и «ЛНР» — у нас нет исследовательских центров (ни закрытых, ни открытых). Верхние звенья управления оккупированной частью востока Украины общие для фиктивных «ДНР» и «ЛНР» и находятся, конечно, в России. Лишь внизу управленческая иерархия раздваивается на донецкую и луганскую.

Это исследование, подготовленное совместно Центром исследования России и оккупированных территорий и изданием «Деловая столица», — первая попытка систематизировать, кто же на самом деле управляет оккупированными территориями Донбасса.

Военная вертикаль

По данным Главного управления разведки Минобороны Украины, на Донбассе размещены регулярные части российских вооруженных сил общей численностью 9,1 тыс. военнослужащих.

Кроме того, из разрозненных банд — прибывших из России и местных — сколочены два «армейских корпуса» под командованием российских генералов: первый в «ДНР», второй в «ЛНР».

Они насчитывают в общей сложности 33,4 тыс. террористов.

Основные командные и штабные должности в этих «корпусах» занимают кадровые российские офицеры, рядовой состав более чем наполовину укомплектован контрактниками и наемниками из России.

Поддержку российско-террористических подразделений на Донбассе осуществляют группировки войск Южного военного округа (ЮВО) в Ростове-на-Дону и Новочеркасске (Ростовская обл.

, РФ) общей численностью 50,5 тыс. военнослужащих.

Координацией взаимодействия между всеми этими формированиями занимается лично начальник Генштаба ВС РФ — первый замминистра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов. Назначенный на эту должность в ноябре 2012 г., он был непосредственным организатором российского вторжения в Украину.

В нижестоящих звеньях командования российско-террористическими войсками совсем недавно произошли изменения.

Оперативное руководство обоими «армейскими корпусами» теперь осуществляет начальник главного штаба Сухопутных войск (СВ) — первый зам главнокомандующего СВ генерал-полковник Сергей Истраков. Эту должность он занимает с апреля 2013 г.; в период с начала декабря 2013 г.

до начала мая 2014 г. исполнял обязанности главнокомандующего СВ и непосредственно отвечал за их готовность к выполнению боевых задач на территории Украины. В начале 2015 г. Истраков был назначен заместителем начальника Генштаба ВС РФ.

20 ноября украинские разведчики сообщили, что он возглавил комиссию из 40 офицеров Генштаба ВС РФ, прибывшую на Донбасс, чтобы проинспектировать готовность подразделений к возобновлению боевых действий.

Путин никак не может определиться с тем, кто будет главным смотрящим за Донбассом. Пока нет единого центра гражданского управления в «ЛНР» и «ДНР» и в ближайшие месяцы можно прогнозировать очень серьезную борьбу за это направление. Причем воевать между собой будут все «башни Кремля»

Ранее за координацию действий двух «армейских корпусов» и доведение до личного состава указаний российского Генштаба отвечал замглавкома СВ генерал-полковник Александр Ленцов. Свою должность он получил в июле 2013 г., с осени 2014 г. по весну 2015 г.

возглавлял российскую группу в Совместном центре по контролю и координации вопросов о прекращении огня. После этого неоднократно объезжал российско-террористические подразделения с инспекторскими проверками.

То, что теперь эта функция перешла к Истракову, занимающему в военной иерархии более высокую должность, свидетельствует о нарастании проблем в войсках оккупантов.
Войсками ЮВО, в том числе и теми, что отправлены на Донбасс, командует генерал-полковник Александр Галкин.

На эту должность он был назначен в декабре 2010 г. По всем вопросам, связанным с российской оккупацией Донбасса, Галкин теперь прямо подчинен Истракову.

Начальником штаба — первым заместителем командующего войсками ЮВО с октября 2013 г. является генерал-лейтенант Андрей Сердюков. Именно штаб ЮВО в Ростове-на-Дону заведует комплектацией личного состава российско-террористических подразделений и поставками на Донбасс вооружения и техники.

В мае 2015 г. стало известно, что в ЮВО переведен генерал-лейтенант Михаил Теплинский, который прежде командовал общевойсковым объединением Восточного военного округа, дислоцированным в Республике Бурятия, и обеспечивал пополнение бурятами рядов «донецких ополченцев». Теплинский родился в Украине, в городе Моспино, который административно подчинен горсовету Донецка.

Участвовал в двух войнах против чеченского народа, за «подвиги» в первой из них в 1995 г. был удостоен звания «Героя РФ». В ЮВО он получил должность начштаба Центра территориальных войск ЮВО, созданного на базе 12-го командования резерва ЮВО в Новочеркасске.

Теперь именно Теплинский осуществляет непосредственное руководство оккупационными войсками на востоке Украины, включая оба «армейских корпуса».

Хозяева «Донецкой народной республики»

Власть в «ДНР» делят три большие группировки, которые конфликтуют между собой, но и сами внутренне неоднородны. Во-первых, это российские оккупанты и примкнувшие к ним местные фашисты. Во-вторых, коллаборационисты, связанные с местными олигархами. В-третьих, агенты российских сцецслужб и людей из путинского окружения

Оккупанты

Оккупационный режим держится, естественно, на оккупационной армии. Помимо кадровых офицеров, служащих в российско-террористических войсках на Донбассе, есть также немало прибывших из РФ полевых командиров, стоящих во главе банд «добровольцев», финансируемых из России.

Источник: http://cripo.com.ua/scandals/?p=204560/

Ростовское генеалогическое общество

Список церквей и приписанных к ним населенных пунктов Кирсановского благочиния

По клировым ведомостям 1891г., 1892г.  

Мартыново-Голодаевка слобода Николаевская церковь (с 1860г.) — пос.Русский, пос.Ольховский, пос.Берестовский

Успенская слобода Успенская церковь (с 1881г.) — пос.Калиновский, пос.Желтоножкин

Васильевский поселок Трехсвятительская церковь (с 1866г.) — пос.Марьевский

Анастасиевка слобода Покровская церковь (с 1822г.) — пос.Марфинский, пос.Синявский, пос.Самойловский, пос.Рождественский

Александровка-Иловайская слобода Алексеевская церковь (с 1810г.) пос.Федоровский

Алексеевка слобода Иоакимо-Аннинская церковь (с 1821г.) — пос.Шапошников, пос.Демидовский

Матвеево-Курган слобода Николаевская церковь (с 1862г.) — пос.Новоселовский, пос. Курючкин, пос.Каменско-Андрианов, пос.Турчанинов

Большая Кирсановка слобода Троицкая церковь (с 1802г.) — пос.Кучеров, пос.Елисаветовский, пос. Петровский, пос.Кольбаков, пос. Марьянский, пос. Петрополье, пос.Воздвиженский, пос.Ивано-Ясыновский

Миллеров поселок Богородице-Казанская церковь (с 1872г.) — пос.Денисово-Васильевский, пос.Денисово-Алексеев, пос. Кумшацкий, пос.Каменный, пос.Куприянов, пос.Калмыков, пос.Яновый

Исаевка-Дьякова слобода Святителя Ионанна церковь (с 1804г.) — пос.Петровский, пос.Егоровский, пос.Васильевский, пос. Степановско-Леонов, пос.Ореховский

Читайте также:  Красная нить на запястье: почему православным её запрещено носить

Бобриково-Петровская слобода Успенская церковь (с 1805г.) — пос.Грековский, пос.Новокрасновский

Дарьевка слобода Покровская церковь (с 1866г.) — пос.Марьевский, пос.новодарьевский, пос.Благой, пос.Платоновский, пос.Грибовый

Орлово-Ровенецкая слобода Николаевская церковь (с 1804г.) — пос. Медвечинский (Дмитров), пос.Николаевский, пос.Номикосов (Казабеловский), пос.Гнило-Картушинский, пос.Поздеев (Больше-Каменский), пос.Каршин, пос.Шляхтин

Нагольно-Луковкина слобода Успенская церковь (с 1788г.) — пос.Карпово-Крепенский

Петрово-Кундрючья слобода Митрофановская церковь (с 1881г.) —

Нагольно-Луковкина слобода Успенская церковь (с 1788г.) — пос.Карпово-Крепенский

Астахова слобода Покровская церковь (с 1853г.) — пос.Русский (Нижне-Крепенский), х.Дарьинско-Ермаковский

Леоново-Тухловский поселок Троицкая церковь (с 1868г.) — пос.Макаровский, пос.Власово-Буртовский, пос.Ново-Александровский

Исаево-Крепенский поселок Александро-Невская церковь (с 1876г.) — пос.Власово-Атаманский, пос.Болдырев

Аграфеновка слобода Одигитриевская церковь (с 1846г.) — пос.Золотарев, пос.Платово-Ивановский, пос.Платово-Княжеский

Большая Крепкая слобода Покровская церковь (с 1822г.) — пос.Греково-Ульяновский, пос.Каршино-Аннинский, пос.Каршино-Ивановский, х.Кузнецов, пос.Новая Гребля, пос.Кирпичево-Александровский, х.Красюковский, пос.Осадчий

Бабинский Источник Живоносовская церковь (с 1858г.) — пос.Савченский (Кумшацкий), пос.Карповский, пос.бабинско-Иловайский, пос.Генеральский Мост, пос.Юдин, пос.Константинов, пос.Петровский, пос. Чистополье, пос.Калмыков, пос.Александровский, пос.Валуев, пос. Касьминский, пос. Новостроенный (Козлов), пос.Юганов, пос. Русско-Леоновский

Лысогорка слобода Воскресенская церковь (с 1857г.) — пос.Каршино-Аннинский, пос.Несмеяновский, пос.Крюков, пос.Номикосов, пос.Рубановский, пос.Лютинский, пос.Денисов

Степановка-Реми слобода Рождество-Богородицкая церковь (с 1877г.) — пос.Саур-Мотыльский

Мокрый Еланчик поселок Рождество-Богородицкая церковь (с 1890г.) — пос.Николаевско-Ивановский, пос. Михайловско-Киселевский

Григорьевско-Калиновский поселок Георгиевская церковь (с 1890г.) — пос.Ново-Петровский

Алексеевско-Леоновский поселок Трехсвятительская церковь (с 1869г.) — пос.Ореховский, пос.Ремовский, пос.Мануйловский

Леоновский поселок Петропавловская церковь (с 1892г.)

Петровско-Кундрючья слобода Митрофановская церковь (с 1881г.)

Источник: http://www.rostgenealog.ru/pub/mcontents.php?id_material=8&id_mat_contents=14

Три Донбасса

ако уже в 1584 году татарский Белый Сарай был разрушен, быть может, казаками.

Формально, в европейской дипломатической практике, после татарского нашествия 1239 года и вплоть до возвышения Москвы в начале XIV века, территория современного Донецкого края числилась под опекой Русско-Литовского княжества («Великого Княжества Литовского»; с 1569 года, после Люблинской унии, «Речи Посполитой»).

Фактически ею не владел никто: здесь пролегал один из отрезков Муравского тракта (от реки Красная и Айдара, притокам Северского Донца в междуречье Бахмута и Лугани, и далее к Кальмиусу и реке Молочная), по которому татары, а затем и «ногаи», «большеордынцы», «крымчаки» и казаки переправляли добычу в Азов (генуэзский Танас, татарский Азак в устье Дона), Приазовье и Крым.

И именно к этому периоду XY-XYI вв. — принято относить время зарождения странного этнокультурного образования южнославянского казачества. В быту, военном деле и гражданском устройстве казаки скрупулезно следовали обычаям тюркоязычных «степняков»: по Николаю Гумилеву — «людей длинной воли». Культуру имели самую примитивную, жили разбоем. Однако уже во вт.пол.

XY века этнический состав придонцово-днепровского казачества был, по преимуществу, славянским (хотя «московиты» Ивана III, по-прежнему, называли их «разбойными черкасами»). На излете татарского владычества в Донских и Донецких степях, казаки селились по берегам рек.

Поэтому, по местам компактного расселения (имеется в виду на Юге и Юго-Востоке славянского мира), среди них было принято выделять казаков «донских» и «запорожских».

По образу жизни и характеру занятий «запорожцы» и «донцы» мало отличались друг от друга: и первые, и вторые ходили походами в Приазовье, Причерноморье, на Днепр, Дунай, Вислу, Днестр, Волгу, на Каспий, в пределы Московского государства, позже на Урал и в Сибирь, объединяясь в войска и рассееваясь по степи, по прихоти военной фортуны.

Национальность и донских, и запорожских казаков практически не поддается определению. Вплоть до нач. XYII века к вопросам веры они относились вполне формально. Во всяком случае, — терпимо, впрочем, как и «ранние» чингизиды. Примерно, с кон. XY по сер. XVII вв. казаки составляли едва ли не единственное «коренное» население степного Донецкого края.

В 1603 году большие группы донецких казаков участвовали в походе Лжедмитрия I на Москву. В 1606-1607 гг., по призыву самозванца Михаила Молчанова, в составе войск Ивана Болотникова Ильи Гончарова («Илейки Муромца») они с боем взяли царскую резиденцию Василия IY Ивановича Шуйского (1606-1610 гг.) — подмосковное село Коломенское. В 1608 г.

донецкие казаки присоединились к войску «Тушинского вора», Лжедмитрия II (убит на охоте 22 декабря 1610 года крещеным татарином Петром Урусрвым). В 1611 г.

, в составе первого русского ополчения (дворянина Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и атамана Ивана Заруцкого), донецкие казаки участвовали в неудачной осаде столицы Московского царства, оккупированной (с 21 сентября 1610 по 26 октября 1612 года) поляками Александра Гонсевского (поляков впустили в город Прокопий Ляпунов с боярами, сместившие 17 июля 1610 г.

«выборного самодержца» Василия Шуйского). Весной 1611 года Иван Заруцкий пытался организовать покушение на воеводу второго русского ополчения Дмитрия Пожарского. Весной 1613 года, вместе с царицей Мариной Мнишек и ее сыном от Лжедмитрия II («Воренком»), он скрывался в Астрахани, в дельте Волги. Однако 24 июня 1614 г.

все действующие лица этой трагедии были захвачены на острове Медвежьем на Яике-Урале и, весной 1615 г., тайно умерщвлены в Москве. 21 февраля 1913 года казаки Дмитрия Трубецкого ворвались на заседание Земского собора и обеспечили избрание Михаила I Федоровича (Романова) на российский престол.

В 1637 году «запорожцы» и «донцы» овладели турецкой крепостью Азовом (древними Танаисом и Азаком) в устье Дона и положили ее к стопам «белого царя» Михаила I Федоровича (1613-1645 гг.). Михаил I Федорович, однако, по совету отца, патриарха Филарета-Федора Никитича Романова (ок.1556, 1557-27 февраля 1637 гг.

) «казацким государем» стать не пожелал и, заручившись приговором Земского Собора, в 1642 году отказался принять Азов «под высокую государеву руку». В п.пол. XYII в. казаки из Азова были эвакуированы, крепость — возвращена туркам, и снова, «большой» в том числе, и донецкой «кровью», взята уже внуком Михаила I Федоровича, Петром I Алексеевичем (1682-1725 гг.).

Взята была в тяжелейших осадах 1695 и 1696 гг. В результате политических интриг 1642 года, выход для «чаек» донских и днепровских «промышленников» в Азовское и Черное моря более, чем на полстолетия, до 1696 г., оставался заперт, и в сер.-вт.пол. XY вв.

казачья агрессия оказалась направленной отчасти — на Каспий (В Персию-Иран), на Кавказ и в Поволжье, но, главным образом в Поднепровье и Центральную Россию, Урал и (опираясь на завоевания 1581-1584 гг. казацкого атамана Ермака и, основанные в 1586-1587 гг., русские крепости Тюмень, Тобольск, а также в 1619, 1628, 1665 гг.

, соответственно, — Енисейский, Красноярский, Селенгинский острог) в Восточную Сибирь. 1648-1653 гг. «запорожцы» под предводительством Богдана Хмельницкого установили контроль над громадной поднепровской Украиной. Однако, ходить в набеги с татарами и на татар на ослабленные в пер. пол. XYII в. Турцию и Персию и управлять страной, — задачи, все же, разного уровня, и в 1650-1653 гг.

казаки Хмельницкого начали отправлять петиции к православному московскому царю с просьбой взять их, а вместе с ними, покоренную ими Украину, в российское подданство. В последние годы царствования Алексея I Михайловича Тишайшего (1645-1676 гг.), в 1669-1671 гг., «донцы» Степана Разина в очередной раз попытались установить контроль над государством российским.

4 июня 1671 года, после жестоких пыток на Лобном месте на Красной площади в центре Москвы (его били кнутом, клали на горящие угли, жгли раскаленным железом, проч.) Степан Разин был четвертован. Последний крупный всплеск казачьего своеволия пришелся первую половину царствования Екатерины II Алексеевны Великой (Софии Фредерики Августы Анхальт-Цербстской, 1762-1794 г.), а именно: на годы крестьянской войны 1773-1775 гг.под предводительством яицкого (уральского) казака Емельяна Пугачева (казнен 10 января 1775 года на Болотной площади в Москве, после чего река Яик царским указом была переименована в Урал). После 1775 года с «южнославянской татарщиной», по большому счету, было покончено: казаки XIX-XX вв. полностью утратили изначальное этнокультурное своеобразие и превратились в одно из привилегированных сословий Российской империи — верных охранителей царского режима.

***

Первые славянские поселения (анты: пеньковская археологическая культура) возникли в Донбассе в Y-YII в.н.э. на левом берегу Северского Донца (поселение у села Богородичное Славянского района). Начиная от Киевской Руси IX в. вплоть до возвышения Московского княжества в кон. XIY-XY вв., донецкие славяне селились преимущественно у Торских озер и Северном Поддонцовье.

С превращением Москвы в централизованное государство, с началом закрепления крестьян в Великом княжестве Литовском в XV-XYI вв. и в результате Русско-Литовской войны 1500-1503 гг., началась вторая, после Киевской Руси, собственно славянская (не казаческая) колонизация Донецких территорий.

Так, к 20м годам XYI века относится первое письменное упоминание о поселении монахов-отшельников в меловых горах на правом берегу Северского Донца, в районе современного Святогорска. В русских источниках XVI-начала XYII вв.

можно обнаружить росписи донецких сторож по Северскому Донцу и Тору, а также сведения об «охочих людях» (сезонных рабочих) на торских солеварнях из Белграда, Оскола, Ельца, Курска, Ливен, Валуек и Воронежа (см., напр.: рассказ валуйчанина Поминко Котельникова о донецких соляных варницах от 1625 года).

После сожжения Москвы «крымчаками» Девлет-Гирея в мае 1571 года, воевода Ивана IY Грозного (1530-1584 гг.) князь Михаил Воротынский начал строить в этих краях систему острогов и засек, призванных охранить рубежи земли русской от разгула степной вольницы (Коломацкая, Обишанская, Бакалийская, Изюмская, Святогорская, Бахмутская, Айдарская сторожи).

Так в Донбассе появились стрельцы-московиты. Через двадцать лет, возведенный в 1599 году по приказу Бориса Годунова (1598-1605 гг.) в месте впадения реки Оскол в Северский Донец город Царево-Борисов (сожжен татарами), вплоть до начала польской интервенции 1604 года и восстания Ивана Болотникова 1606-1607 гг.

, выполнял роль координирующего центра южнорусской пограничной линии. Во вт. пол. XYII- пер. дес. XVIII вв., московиты настойчиво (не их ли примеру в п.п. XIX в. следовал генерал А.П.Ермолов в многолетней борьбе за Кавказ?), в 1673, 1679 и 1684 гг. возобновляли в Донбассе строительство оборонных сооружений: Маяцкого острога, Изюмской и Торкой оборонительных линий.

На донецкие остроги и городки опирались фаворит Софьи I Алексеевны (1682-1689 гг.) князь Василий Голицын в бесславных крымских походах 1687 и 1689 гг. и Петр I Алексеевич Великий (1682-1725 гг.) в тяжелой азовской кампании 1695 — 1696 гг., а также в сражениях с войском короля Шведского Карла XII (1682-1718) на Украине в 1707-1709 гг.

На осколках фортификационных сооружений боярина Михаила Воротынского, царского (Алексея I Михайловича) воеводы Бориса Протасова и харьковского полковника Григория Донца-Захаржевского (правление Федора II Алексеевича, 1676-1682 гг.), в годы регенства Софьи I Алексеевны, были основаны современные поселения Маяки (1663 г.), Райгородок (1684 г.) и чуть позже, при малолетних Иване V и Петре I Алексеевичах, — Бахмут (1702 г., совр. Артемовск).

Похожие работы

Источник: https://www.studsell.com/view/183271/?page=3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector