Георгий гурджиев: чем прославился учитель «пути хитреца»

Георгий Гурджиев: чем прославился учитель «пути хитреца»

«Душа — это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой» / Г. Гурджиев

Av-z.ru

Точный год рождения неизвестен — мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику — с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века. Его сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны.

Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками — об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами — о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми — о коммерции. он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник.

Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Его отцом был грек Иван Иванович Гурджиев, мать — армянка из рода Тавризовых-Багратуни. Георгий рано начал путешествовать по странам Азии и Африки.

Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам.

Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества «Искатели истины».

В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским. Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге.

Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету.

Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название «Учение Гурджиева» или «Четвёртый путь».

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну.

В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал «Институт», в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы «Четвёртого пути», а куда более урезанный, упрощённый вариант – «Путь хитреца» или «Айда-йога».

Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы.

В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для «Священных Движений».

Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан, достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера.

В 1924 году Гурджиев окончательно «разошёлся» с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году.

Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения.

В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: «Всё и вся» (или «Рассказы Вельзевула своему внуку») и «Встречи с замечательными людьми». Всего им было написано более десятка сочинений.

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о «Четвёртом пути» внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: «В хорошей же неразберихе я вас оставляю!».

«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию подборку мудрых цитат из произведений философа.

Человек – это многосложное существо (1922)

«Душа — это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой».

«Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь».

«Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно».

«Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого».

«Для одних религия — это закон, гид, направление. Для других — это жандарм».

«Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм — это первый этап на пути к альтруизму, христианству».

  • «В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе».
  • «В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает».
  • «Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни».
  • Взгляды из реального мира (1924-1930)

«…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…»

«Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и «волю».

«Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми.

которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными».

  1. Рассказы Вельзевула своему внуку (1950)
  2. «Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности».
  3. «Всякая причина порождает соответствующий ей результат».
  4. «Любите всякое дыхание».

Источник: https://vm.ru/society/172187-15-mudryh-citat-iz-proizvedenij-georgiya-gurdzhieva

Мемория. Георгий Гурджиев — ПОЛИТ.РУ

13 января 1866 года родился Георгий Гурджиев, философ-мистик.

Личное дело

Георгий Иванович Гурджиев (1866—1949) родился в Армении, в городе Александрополь (ныне Гюмри). Его отец-грек был известным ашугом – так называли поэтов и сказителей — по прозвищу Адаш. Георгий был старшим из шести его детей.

Читайте также:  Гигиена цыган: самые неожиданные факты

Отец часто брал сына на состязания, на которых ашуги, приезжавшие из многих стран, таких, как Персия, Турция, Кавказ и даже из некоторых областей Туркестана, соревновались перед большим количеством зрителей в искусстве пения и импровизации.

Соревнования проводились, в основном, на турецком языке, который был в этих местах общепринятым языком межнационального общения и позволял людям, говорившим на разных диалектах, понимать друг друга.

Через некоторое время семья перебралась в Карс, где отец сперва отдал Георгия в греческую школу, а затем перевел в русскую. Спустя несколько лет мальчик был переведен на домашнее обучение.

В дальнейшем он был отдан в русскую духовную семинарию, по окончании которой служил дьяконом в карском соборе.

Под влиянием отца и настоятеля Борша Гурджиев еще подростком начал интересоваться познанием жизненного процесса на Земле, и, в особенности, цели человеческой жизни. Позднее он увлекся сверхъестественными явлениями, загорелся желанием постичь их природу. С этой целью много читал, общался с христианскими священниками, а потом отправился путешествовать.

С 1890 по 1910 годы Гурджиев объездил Закавказье, Египет и Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Тибет. Успенский в книге «В поисках чудесного» вспоминает: «О школах, о том, где он нашел знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил мало и всегда как-то вскользь.

Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей различных орденов; но обо всем этом говорилось очень неопределенно». В своих странствиях Гурджиев изучал различные духовные традиции — суфизм, буддизм и восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, а также духовную музыку и ритуальные танцы посещаемых им стран.

По некоторым сведениям, во время этих странствий Гурджиев освоил множество приемов гипноза и сверхъестественных фокусов.

В своих поездках работал экскурсоводом в Египте и Иерусалиме, сборщиком податей у тибетских лам, рабочим на железной дороге в Турции, продавал воробьев, крашенных под канареек, держал мастерскую по починке всего сломанного, владел нефтяными скважинами и рыболовными судами, торговал коврами. При этом все заработанные средства тратил на путешествия. «Я искал путь к истине. Я хотел исследовать со всех сторон и понять точный смысл и цель жизни человека», — объяснял он свою страсть.

В 1912—1913 годах Гурджиев приехал в Москву, где вокруг него быстро собралась небольшая группа учеников. Весной 1915 года он встретился с философом и оккультистом Петром Успенским — к тому времени уже известным автором ряда работ по философии и также увлеченным путешественником.

К моменту их знакомства Успенский уже опубликовал книгу «Четвертое измерение»,  совершил длительное путешествие в Индию и на Цейлон и готовился к новой поездке, уже в русскую часть центральной Азии и в Персию.

Их первая встреча изменила планы Успенского: уверившись, что новый знакомый  сможет дать ему ответы, которые он напрасно искал на Востоке, Успенский стал учеником Гурджиева и оставался им на протяжении многих лет.

После этого Гурджиевым заинтересовались знакомые Успенского из числа творческой интеллигенции. Вскоре небольшая группа его последователей была создана также и в Петербурге. Успенский адаптировал идеи Гурджиева к европейскому менталитету, переведя их на язык, понятный западной культуре.

Когда произошла Октябрьская революция, Гурджиев с коммуной учеников находился на северном Кавказе в Ессентуках. После начала гражданской войны он с несколькими учениками предпринял рискованный переход через перевалы Кавказа в направлении Тифлиса, откуда перебрался в Константинополь.

В Тифлисе к Гурджиеву присоединился театральный художник и декоратор Александр де Зальцманн, этнический немец из Грузии. Его жена — француженка Жанна де Зальцманн впоследствии во многом способствовала распространению учения Гурджиева во Франции.

В Тифлисе, а затем и в Константинополе Гурджиев предпринял первые попытки основать «Институт гармонического развития человека».

Перебравшись с группой последовавших за ним  учеников в Германию, он пытался открыть его и там, но, столкнувшись с запретом властей, перебрался во Францию.

На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре около Фонтенбло под Парижем, где и была в итоге основана коммуна.

Основой обучения в Институте гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее — выведения его из состояния равновесия.

Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта.

Избалованные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, а человека, боящегося вида крови, отправляли резать скот.

Коммуна довольно скоро приобрела известность, в нее стали приезжать именитые гости – сперва англичане, последователи Успенского,  затем —  американцы. Сюда же тянулась и французская богема, искавшая необычных приключений, и русские эмигранты. Утверждается, что пару выходных дней в Приерэ даже провел архиепископ Кентерберийский.

В январе 1924 года дороги Гурджиева и его главного ученика Успенского разошлись. Петр Успенский порвал все связи с учителем.

На вопрос о причинах разрыва он отвечал: «Мистер Гурджиев – человек экстраординарный, и его возможности превышают таковые каждого из нас. Но и он может ошибаться. Он сейчас переживает кризис, последствия которого невозможно предвидеть…

Сейчас, в разгар битвы, находиться рядом с ним крайне опасно… Он может сойти с ума или навлечет на себя несчастье, в котором пострадают все окружающие».

Успенский продолжил свой путь самостоятельно, вернувшись в Великобританию.

Гурджиев в сопровождении четырех десятков учеников отправился в начале января 1924 года в Нью-Йорк, чтобы представить американской публике две серии театральных представлений — в Neighborhood Playhouse и в Карнеги-холле.

Через несколько недель после возвращения из Америки, в июле 1924 года, Гурджиев попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. Возвращаясь из Парижа в Приоре, он не справился с управлением и на огромной скорости врезался в дерево.

С трудом оправившись от аварии, Гурджиев принимает решение о частичном закрытии Института и начале писательской деятельности, — чтобы «передать идеи в форме, доступной для других». После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

  • После аварии Гурджиев прожил еще 25 лет. Выкарабкавшись почти с того света, он из практикующего мага превращается в писателя, работая над «Все и вся» (All and Everything‎) —  десятью книгами, объединенными в три серии:
  • «Рассказы Вельзевула своему внуку»;
  • «Встречи с замечательными людьми»;
  • «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть».

Завершив «Все и вся» и окончательно закрыв институт в Приерэ, Гурджиев перебрался в Париж, где продолжил работу с французскими учениками, организовывая встречи в городских кафе или у себя дома. Эта деятельность не прекращалась даже во время Второй мировой войны, — период, который он провел безвыездно в Париже.

После окончания войны Гурджиев собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения, в частности, учеников уже ушедшего к тому моменту из жизни Петра Успенского.

В последний год жизни Гурджиев дал своим ученикам указания о публикации двух своих книг («Все и вся» (Рассказы Вельзевула) и «Встречи с замечательными людьми») и переправленной ему рукописи П. Д. Успенского «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного Учения», которую счел весьма оригинальной версией изложения своих лекций, прочитанных в 1915—1917 годах в России.

Читайте также:  Почему важно помнить имя, данное вам при крещении

Георгий Гурджиев умер в больнице парижского пригорода Нейи-сюр-Сен 29 октября 1949 года. Похоронен на кладбище в окрестностях Приерэ.

Чем знаменит

Георгий Гурджиев считается одним из главных мистических учителей XX века. Его учение, получившее у последователей название «Четвёртого пути», было  посвящено саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни. В первой половине прошлого века Гурджиев был одним из повелителей дум в России и  Европе – на его учение была настоящая мода.

Русское общество с начала Первой мировой войны пыталось найти объяснения происходящему хаосу. Многие искали  их в поэтических безумствах и мистических движениях. Гурджиев с его учением о «Четвертом пути» (или, как он стал звать его позже, «Пути хитреца») оказался востребован.

 «Россия была разорвана войной и революцией. Гурджиев был неизвестным «человеком-тайной». Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел за ним последовать», — рассказывал один из его первых учеников.

По Гурджиеву, путь первый – это путь факира. Человека, который ради познания мира жертвует физическими благами и, умерщвляя плоть, постигает бога. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает сердце, эмоции. Третий путь – путь йогина, человека, который подвергает суровой дисциплине свой ум. Идущий же Четвертым путем объединяет достоинства остальных трех.

От своих учеников Гурджиев требовал постоянно практиковать напряженные умственные и физические упражнения, а также строжайший распорядок дня.

Но главной практикой были физические упражнения под музыку — определенный набор движений, выполняемых в строгой последовательности и в четко заданном ритме.

Гурджиев утверждал, что, выполняя их, ученики достигнут полного физического контроля над своим телом, научатся управлять собой, постепенно раскрывая в себе высшие формы сознания.

Эти танцы  легли в основу балета «Битва магов», который был частично представлен публике в конце 1923 года на Елисейских Полях. Театральный спектакль анонсировался как танцы дервишей и священных церемоний, а также как обучающий метод. Среди разнообразных фокусов и магических демонстраций, были показаны и фрагменты будущего балета.

Особенно шокировал публику эпизод, во время которого группа учеников разворачивалась лицом к сцене, резко бросалась к рампе и, перепрыгнув через оркестровую яму, хаотично валилась в первые ряды партера. Казалось, все они должны были покалечиться, однако когда ученики по команде Гурджиева поднимались, на них не было ни царапины.

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн объединила учеников различных групп, что положило начало сообщества, известного как Фонд Гурджиева («Гурджиевское общество»).

Активным распространением идей Гурджиева после его смерти занимались британский математик Джон Г. Беннетт, британский психиатр Морис Николл, английский писатель Родни Коллин и лорд Пэнтланд.

Книги журналиста и исследователя спиритуализма Петра Успенского также способствуют распространению основ гурджиевского учения.

В настоящее время гурджиевские группы существуют во многих городах мира, а его книги издаются на Западе и в России большими тиражами.

О чем надо знать

Некоторые эзотерики уверяют, что Гурджиев влиял не только на отдельных своих современников, но и в значительной степени на общественную и политическую жизнь целых стран и народов.

В 2007 году по российскому телевидению показали фильм о Гурджиеве под названием «Гитлер, Сталин и Гурджиев».

В нем предпринималась попытка доказать, что между Гурджиевом и двумя диктаторами существовала связь, что Сталин, и Гитлер в разное время были учениками Гурджиева а в их деяниях можно усмотреть следы гурджиевской воли.

В частности, утверждается, что Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Утверждается также, что свастика в качестве символа национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Прямая речь

О саморазвитии: «Единственный путь для развития – создать борьбу внутри себя. Схватка, борьба – вот основа развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит – человек остается машиной».

Философ и писатель Петр Успенский о Георгии Гурджиеве: «Он производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого смущал вас, потому что вы понимаете, что он – не тот, за которого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести себя так, как если бы вы это не замечали». 

6 фактов о Георгии Гурджиеве

  • Имеются расхождения в определении даты рождения Гурджиева. В некоторых источниках помимо 13 января 1866 года называются также 14 января 1874 года, 13 января 1877 или 28 декабря 1872 года.
  • О своих детстве и юности Гурджиев рассказывает в книге «Встречи с замечательными людьми». Но исследователи-гурджиеведы полагают, что к этому тексту нельзя относиться как к исторически достоверному источнику. Однако остальные источники еще менее достоверны.
  • В юности Георгий Гурджиев учился в той же духовной семинарии, что и Сталин.
  • Двоюродный брат Гурджиева, советский скульптор-монументалист Сергей Меркуров, был привилегированной особой в Кремле. В частности, именно ему было поручено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата.
  • Помимо русского, Гурджиев владел также греческим, армянским, турецким, персидским и английским языками.
  • Гурджиев занимался и музыкой. Совместно со своим учеником, композитором Томасом де Гартманом, написал 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на армянском и тюркском фольклоре, а также музыку для «сакральных танцев».
  1. Материалы о Георгии Гурджиеве
  2. Что нужно знать о Георгии Гурджиеве
  3. Гурджиев: танцующий провокатор. Глеб Давыдов

Георгий Гурджиев. «Встречи с замечательными людьми».

Статья о Георгии Гурджиеве в Википедии

Источник: https://polit.ru/news/2018/01/13/m_gurdjiev/

Георгий Гурджиев: чем прославился учитель «пути хитреца»

В юности Георгий Гурджиев учился в той же духовной семинарии, что и Сталин. В зрелые годы стал одним из повелителей дум в Европе. Здесь на учение мага и учителя была настоящая мода. Гурджиев породил культ.

Хитрый путь

Учение Гурджиева называют еще учением четвертого пути. Классификация «путей» дается им самим вполне определенная. Путь первый — это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь — путь монаха.

Монах обуздывает страсти. Третий путь — путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь — объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма.

Это «Айда-йога».

«Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин».

«Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны.»

Институт

Гурджиеву по приезде в Европу нужно было «наделать шума», чтобы интерес к нему стал оборачиваться культом. В рекламной брошюре Института гармонического развития человека, который он открыл во Франции, говорилось о 5000 учениках. Явно завышенная сумма, как и заявленное количество «дисциплин», но таковы законы маркетинга. Институт Гурджиева был «кочующим».

В 1919—1920 годах Гурджиев открывал его в Тифлисе и Константинополе. Пробовал Гурджиев открыть его и в Германии — не сложились отношения с властями. Остановился Гурджиев на Франции. На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.

Балет

То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ — это использование в практике танца. В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты.

Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая.

Второй вид — это космогонический суфийский танец.

В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его «священном танце» заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом «Битва магов» ни много ни мало спровоцировал Вторую мировую войну.

Читайте также:  Внебрачные дети пушкина: что с ними стало

Управляемый кризис

Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее — выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта.

Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд.

Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.

Сталин

Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых «горячих» тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева.

Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле — ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата.

Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения.

Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года — паук.

Нацисты

Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из «вечных». Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма.

Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство.

Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами «Recollection!» (Помни!).

Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера.

По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил»солдатскую выправку».

Смерть

Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем.

Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал: «Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть.

В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе.»

Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: «Есть ли у кого-нибудь вопросы? А то я ухожу».

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42433017-georgiy-gurdzhiev-chem-proslavilsya-uchitel-puti-hitretsa/

Гурджиев. Посвященный проходимец Текст

© Т.С. Локшина, 2017

Предисловия

Господа, я была такой же Неверующей Фомой, как и все нормальные люди еще пять лет назад. И не верила во всякую мистику, эзотерику и подобную хрень… Но по образованию физик-экспериментатор, возможно и не самый лучший.

Хотя и закончила Физтех. Так вот, я привыкла, что опыт это критерий теории. И ежели Практика говорит одно, а Теория другое, то менять надо теорию. У Гурджиева есть Результаты, на редкость интересные.

Как их трактовать – другой вопрос.

Коллеги! На мой взгляд, Гурджиев еще недооценён. И самое время Вникнуть и Практиковать.

Братья по Разуму! Мы то с вами Знаем, что Знающий не говорит, а говорящий Не Знает…Но говорить все равно приходится. Итак, «короче, Склифасовский!» …В результате Общения с гурджиевцами я Увидела Свет. Взошла по Лестнице и Прошла тот самый мост. Ну, который из двух лезвий, а под ним Бездна. А в конце его Храм на Горе… Так что Практика Гурджиева Работает. Освоить ее Наша Задача…

Джон Годолфин Беннет писал:

«Моя задача была бы почти невыполнимой, если бы я не был знаком со странами Ближнего Востока, в которых Гурджиев провел основную часть своей жизни.

К сожалению, мне так и не удалось осуществить свою давнюю мечту и попутешествовать по Туркестану, но среди моих знакомых было много жителей этого района: сартов, узбеков, туркменов и татар, некоторые из которых были дервишами, понимавшими важность своих традиций… Древняя мудрость теперь ищет новые луга и просторы на Западе, и одна из причин, по которым Гурджиев и история его жизни настолько привлекают молодежь, заключается в ощущении, что ему удалось вновь открыть каналы для потока жизни. Многие утверждали, что знакомы с Учителями Мудрости, но именно Гурджиев заново открыл их учение и, основываясь на нем, предложил практический путь жизни для современного мира, причем не только для отдельных людей, но и для всей человеческой семьи в целом.» [1]

Скажу сразу, и моя задача по написанию этой книги была бы такой же невыполнимой, если бы я сама не родилась в Древнем Самарканде в доме, построенном на территории, ранее принадлежавшей медресе.

Удивительно, что меня увезли оттуда в возрасте двух лет и последний раз была там в возрасте семи лет, но загадочное слово МЕДРЕСЕ запомнила. Наш сад раньше был их садом. Там в тени деревьев гуляли ученики и их Учителя. А мой дед был простым учителем рисования и музыки в школе и каждый выходной уходил с детьми в горы.

Играл на мандолине и читал стихи Руми. Мне тогда в голову не приходило, что он мог быть суфием. Но его лучший друг был вегетарианцем. Представляете? Вегетарианцем в Самарканде в те голодные послевоенные годы, когда мяса почти никто и не ел. Его просто не было. А мой дед купил этот участок земли, очень большой по местным меркам.

Такой участок стоил очень дорого, а дом был маленький, полдома, точнее. И только потом, через пятьдесят лет после моего рождения я задала себе вопрос.

Вдруг мой дед был суфием? Тайным учителем, что учил детей каллиграфии и игре на мандолине. И Древним Учениям. Всему тому, чему учат суфии. Ведь после его смерти мой отец привез наследство. Старый восточный драный халат и четки. Дешевые пластмассовые четки.

Откуда у советского учителя четки? И откуда деньги взялись на покупку сада, что раньше принадлежал духовному училищу. Ведь дед был не местным. Он приехал из Санкт-Петербурга. И выправка у него была военная.

И благородство лица всегда удивляло меня, девчонку, хотя что я могла понимать в благородстве или породе. Он не был моим родным дедом. Просто женился на бабушке. Был ее вторым мужем.

Бабушка тоже приехала из Санкт-Петербурга и тайком рассказывала моему отцу, как танцевала на балах с офицерами… Как давно все это было. И правда ли… Но в математике есть доказательство от противного. Представим себе, что А не равно В… Или равно.

Так вот, представим, что мой дед был суфий. Как должен был бы поступить суфий в такой ситуации. Приехав в чужой город пошел бы к своим единомышленникам. И ему, как учителю могли позволить купить участок земли, который не хотели продать местным. А где можно было искать учеников. Не на базаре же. А в школе. И вести самые не политические уроки. Рисование и музыка.

Казалось, все это так далеко от политики. И от религии. Да, от любой религии, кроме суфийской практики. Как раз они считали, что это важней, чем простое изучение книг. Итак, если бы он был бы суфием, он должен был вести себя именно так. Вывод – он суфий. Правда ли это – не знаю. Но то, что я сама увлеклась этими воззрениями – это правда. И Гурджиев вошел в мою жизнь отнюдь не случайно.

Хотя и «случайно».

Источник: https://www.litres.ru/tanit-lo/gurdzhiev-posvyaschennyy-prohodimec/chitat-onlayn/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector