«герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят

?

В своё время, когда я только начинал широко интересоваться историей Осетии и осетин (алан), то в соответствующей статье (Википедия) был раздел «Высказывания об осетинах» в котором присутствовала цитата о храбрости и героизме чинов Осетинского конного дивизиона, воевавших в Дунайской армии против турок в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.:

«Главнокомандующий Дунайской армией Великий князь Николай Николаевич просит в телеграмме наместника Кавказа: «С разрешения государя, пишу тебе просьбу выслать  осетин, сколько можно с лошадьми.  Осетины   герои,  каких   мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее.  Осетины  так воевали, что буду просить им Георгиевского знамени». Моя заметка о пожаловании Осетинскому конному дивизиону Георгиевского знамени за отличия по итогам войны.

Сейчас данный раздел в статье об осетинах пропал из Википедии, и соответственно сама цитата. Но само высказывание широко цитируется на множестве осетинских сайтах и форумах. С другой стороны, конечно, никто не сомневается, что необходимо архивное подтверждение данной цитаты. Итак, я решил заняться исследованием данного вопроса и хочу поделиться результатами своего небольшого исследования.

Так, совсем недавно мне довелось работать с документами в Центральном Государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания в городе Владикавказе. Ниже приводится ряд сканированных документов, ссылки на оные и «расшифровка», чтобы не возникало иллюзий и сомнений у особо ретивых товарищей, которые сомневаются в подлинности данной цитаты.

Итак, для тех кто мало ориентируется в вопросе, телеграмму слал командующий Дунайской армией Великий князь Николай Николаевич Романов Старший (27 июля (8 августа) 1831 — 13 (25) апреля 1891 гг.) наместнику Его Императорского Величества на Кавказе и командующего Кавказской армией с 6 декабря 1862 − по 23 июля 1881 гг.

Великому князю Михаилу Николаевичу Романову.

Документ первый:

«И.Д. НАЧАЛЬНИКА ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИМилостивый Государь Александр Павлович, ЕГО ВЫСОЧЕСТВО получил сегодня от ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Главнокомандующего Дунайской Армией телеграмму следующего содержания: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу ТЕБЕ просьбу выслать на пополнение Владикавказцев сто человек с лошадьми и Осетин сколько можно с лошадьми». «Служили казаки великолепно, поддержали славу Кавказцев. Осетины же герои каких мало. Дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали что буду просить (далее текст пропадает, вероятнее всего для них, им – прим Е.Б.) Георгиевское знамя. (далее периодически пропадает текст) Государь Великий Князь Михаил Николаевич … мне сообщить Вам в … жженное, предлагает Ва … употребить все меры к ск… выполнению вышеуказанного … бы и будет … Вашего Превосходительства телеграфического донесения … мени  к которому можно … по сотне казаков и (вероятно осетин – прим Е.Б.) последних, если возможно (далее ошибка в нумерации страниц, окончание документа уже на 25 листе дела – прим. Е.Б.) то и больше.Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности.(Подпись) № 841 … сентября 1877 г. Лагерь на Караяле».

Основание: Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (далее – ЦГА РСО-А) Ф.53. (Штаб войск Терской области) Оп.1.Д.884. (Переписка с командующим войсками Терской области о командировании одной сотни 3-го Владикавказского полка в Дунайскую армию). Л.Л. 1, 21, 21 об., 25.

«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят

Документ второй:

«ВЫПИСКА с копии письма И.Д. Начальника Штаба Кавказской Армии И.Д. Командующего войсками Терской Области от 25 Сентября 1877 года № 841. «ЕГО ВЫСОЧЕСТВО получил сегодня от ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Главнокомандующего Дунайской Армией телеграмму следующего содержания: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу тебе просьбу выслать осетин, сколько можно с лошадьми. Осетины герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя». ГОСУДАРЬ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ, поручил мне сообщить Вам вышеизложенное, предлагает Вам употребить все меры к скорейшему выполнению вышеизложенной просьбы и будет ожидать от Вашего Превосходительства телеграфического донесения о времени, к которому можно выслать сотню осетин, если возможно то более. Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности. Подлинное подписал Генерал-Майор Павлов. Верно: Пристав А.».

Документ третий:

«Копия с письма Начальника Владикавказского округа к приставу 2 участка оного же округа от 6 октября за № 11014 Всегда я был твердо уверен в непоколебимой преданности осетинского племени русскому престолу и в отличной их храбрости и мужестве, о чём не раз высказывал им лично и имел честь докладывать об этом Начальнику Терской области. Теперь весьма рад и считаю себя вполне счастливым, что такое моё мнение об осетинском племени вполне оправдалось тем лестным отзывом об них ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Главнокомандующего Дунайской Армией, который успели заслужить осетины отправившиеся в прошлом году на службу в Дунайскую Армию. Препровождая при сём выписку с копии письма Начальника Штаба Кавказской Армии к Командующими войсками Терской области 25 сентября сего года за № 841, об отличной службе осетин в Дунайской Армии покорнейшей прошу Вас содержание этого письма объявить осетинскому населению на полных сходах. Примите уверение в истинном к Вам почтении готового к услугам Вашим. Подлинное подписал Подполковник №№».

ЦГА РСО-А Ф.83 (Терско-Горско-Конно-Иррегулярный полк, передано из фонда Баев Г. городской голова г. Владикавказа). Оп.1.Д.38 (Дело о формировании Терско-Горского конно-иррегулярного полка, 1876 г.). Л.10-10 об.

Указанное дело было передано из фонда Г. Баева, городского головы (мэра) г. Владикавказа в Дореволюционный период. Он в тот период собирал материалы и видимо перепечатывал документы на машинке из оригиналов. Делал он это для своей книги о военной службе осетин в Императорский период и издал ее в 1915 г. С другой стороны, вероятно, для сохранности, для Истории.

«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят

Документ  четвертый:

«ВЫПИСКА ИЗ ПИСЬМА НАЧАЛЬНИКА ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИ Командующему войсками Терской области от 25 Сентября 1877 года № 841. «ЕГО ВЫСОЧЕСТВО получил сегодня от ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА Главнокомандующего Дунайской Армией телеграмму следующего содержания: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу тебе просьбу выслать осетин, сколько можно с лошадьми. Осетины — герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя». ГОСУДАРЬ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ, поручил мне сообщить Вам вышеизложенное, предлагает Вам употребить все меры к скорейшему выполнению вышеизложенной просьбы и будет ожидать от Вашего Превосходительства телеграфического донесения о времени, к которому можно выслать сотню осетин, если возможно, то и больше. Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности. Подлинное подписал Генерал-Майор Павлов».

ЦГА РСО-А. Ф.224.Оп.1.Д.260. Л.6. Сведения о боевой военной службе Осетин в добровольческих и регулярных войсковых частях, о службе Осетинского конного дивизиона Терско-Горского иррегулярного полка  начато 9 июля  — окончено 9 сентября 1916 г.  Указанный документ так же перепечатка Г. Баева с оригинала, который приводится в заметке под номером один.

«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят

С другой стороны, нужно сказать, что схожий с указанным документ, телеграмма, приводится в книге советского исследователя М.П. Санакоева (осетина по национальности) «Страницы боевой дружбы», вышедшей в г. Цхинвале в 1975 г.

: «Прошу тебя выслать по сотне конных человек на пополнение кубанцев и владикавказцев, а осетин пришли сколько можешь. Кавказцы служили великолепно и поддержали свою славу, но зато и людей потеряли много. Необходимо их пополнить. Прошу выслать поскорей.

Осетины так работали, что буду просить им Георгиевское знамя».

Тут я привожу скан из его книги и скан ссылки, чтобы было понятно, на что  ссылался М.П. Санакоев. Вероятно, что данный вариант телеграммы хранится и в РГВИА. Так же укажу другой скан из книги Мурата Петровича, где видно, что указанный запрос на присылку пополнения осетинам был исполнен.

«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят

Могу предположить, что таких документов, телеграмм, было две. Одна более сокращённая, которую приводит М.П. Санакоев, другая более пространная, которую и цитирует генерал П.П. Павлов в письме к командующему войсками Терской области.

В приводимом документе № 1 видно, что слова командующего Дунайской Армией закавычены, а значит это цитата оригинального документа, который  ещё предстоит найти. В первом варианте говорится и про казаков, и про осетин, про их отличную службу, но нет более широкой цитаты про героизм осетин.

В варианте который обнаружил я, мы встречаем полное подтверждение той цитаты, что была ранее в Википедии и которая часто встречается на осетинских сайтах и форумах. Учитывая, что оригинал моего документа написан генерального штаба генерал-майором П.П. Павловым, который в тот период был и.д.

начальника штаба Кавказской Армии, командующему войсками Терской области генералу Александру Павловичу Свистунову, то лично я не могу допустить мысли, чтобы такой образованный генерал смог сознательно вложить в уста (приписать) командующего Дунайской Армии, и к тому же Великого князя из династии Романовых, слова об осетинах, который, те мог и не указать в своей телеграмме.

Да и к чему ему была эта приписка, даже если допустить такую дикую мысль? Сохранилось множество мемуарных воспоминаний, дневниковых записей и архивных документов о героизме осетин в годы Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в боях с турками на Балканах. Им такие приписки были бы как «медвежья услуга».

Резюмируя всё вышесказанное, делая выводы, могу сказать. Когда в апреле 2016 г. в том же архиве в г. Владикавказе я обнаружил перепечатку данной цитаты у Г.

Баева (документ четвёртый в данной заметке), то лично у меня рассеялись сомнения относительно её подлинности. Это подтвердили и архивные находки сделанные совсем недавно. Однако всегда есть сомневающиеся в чём-то.

В данном ключе в подлинности цитаты и документа, о котором моя заметка.

«Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит».

Кандидат исторических наук, историк Е.В. Брацун (Бакаев), май 2017 г.

Источник: https://bakaev-kuban.livejournal.com/1734.html

Год коня

«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорятФея-вопрошательница подкинула мне к новому году лакомый кусочек, который растёт, как на дрожжах, и скоро превратится в торт с барочными завитушками. Был, оказывается, в половине пятого (века), в том времени, где у нас Мерлин, народ АЛАНЫ, отчасти скифы, отчасти сарматы, ныне осетины. Гунны вытеснили их с Дуная в Паннонию, а дальше они участвовали во всех разборках смутного времени, вот успели вместе с вандалами захватить Испанию, переправиться через Гибралтар и основать совместное царство в Карфагене, чтобы оттоль грозить… ну и так далее. Они уже успели составить в Византии элитные части, а теперь Аэций разрешил им поселиться на Луаре, вокруг будущего Орлеана, а кто не спрятался, никто не виноват. Не так давно бургундам тоже «разрешили» поселиться на Рейне, и вот именно сейчас там завершается последний акт «Кольца Нибелунгов», и если не вмешается какой-нб алан, будет полная «Гибель богов», и «Кольцо Всевластия» сгорит без всякой пользы, а ведь надо ещё успеть выдать Гудруну за Атли-конунга…

Печально, что аланы при этом как бы растворились, оставив во французском языке несколько корней, небольшое поселение в Венгрии вместе с военными терминами и особую военную тактику, от которой якобы происходит европейское рыцарство.

«Некоторые исследователи находят связь алан с легендами о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, послужившими воплощением рыцарского идеала для средневековой литературы».Ничего сложного в этой науке нет. Уже парфяне использовали скифскую панцирную конницу, чтобы разбивать греко-римскую тяжелую пехоту. Может быть, тогда уже изобрели построение клином, которое показывают в «Александре Невском». Какой длины были копья, когда стеганые доспехи сменились наборными железными, когда стремена изобрели – всё это неважно. Техника и тактика легко перенимались. Дело, видимо, в особом боевом духе аланов, из-за чего их конницу старались заполучить различные пассионарные лидеры переселения народов. И не скупились. Так вот и уходило в наёмные отряды всё работобоеспособное мужское население, сражаться за чьи-то интересы. Что удивительно, что от народа осталось только воспоминание?Похоже, что ещё и гены. Вот отзывы российских военачальников об осетинах:

«Осетин сразу не отличишь от черкесов. Но зато эта кавалерия навела панический страх на все ряды турецкой кавалерии, с тех пор как появилась за рекой. После 2-3 стычек с черкесами и регулярной турецкой кавалерией она достигла того, что ни один черкес и ни один турецкий всадник не осмеливаются отъехать за версту в сторону Софийского шоссе».

Из телеграммы Главнокомандующего Дунайской армией, великого князя Николая Николаевича (брат царя), наместнику Кавказа.

«С разрешения государя пишу тебе просьбу выслать осетин, сколько можно, с лошадьми — осетины герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить им Георгиевского знамени».

Генерал М. Д. Скобелев:

«Вообще, поведение осетинского дивизиона по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы».

На картинке скифский всадник в эллинистическом исполнении пытается настичь коня-мечту, коня-грёзу, платоновскую идею коня. В исполнении безвестных мастеров эпохи поздней бронзы, создателей «кобанской культуры» в тех местах, где ныне осетины-аланы и живут.

Читаю по этому случаю нартский эпос.

Источник: https://gern-babushka13.livejournal.com/177602.html

«Герои, каких мало, дай мне их побольше»: о каких народах так говорят

«Гвардия погибает, но не сдается», – так пытался спасти честь своих солдат наполеоновский генерал Пьер Камбронн после поражения под Ватерлоо. В отличие от французов, русские всегда воевали по этому принципу и побеждали.

Читайте также:  Калаши: почему пакистанский народ считает себя потомками македонского

Русские

Эта история случилась в Черном море во времена войны с Турцией в 1829 году: в проливе Босфор три корабля императорского флота наткнулись на турецкий флот. Два сумели уйти от неприятеля, а бриг «Меркурий» отстал. Капитан брига Александр Казарский и офицеры постановили: принять неравный бой, а потом взорвать бриг. Матросы поддержали командиров.

«Меркурий» вступил в бой, имея 20 пушек против 170 пушек противника. Русские дрались так ожесточенно, что турки были обездвижены и не могли сражаться. Мистика заключалась в том, что на турецком бриге находился капитан II ранга Семен Стройников, который за два дня до событий на фрегате «Рафаил» сдался туркам в плен.

Император Николай I, узнав об этом, произнес слова «Русские не сдаются» и приказал отбить у турок «Рафаил» и сжечь. Воля Николая была исполнена. Фрегат был уничтожен в бою.

В 1903 году, за два года до подвига крейсера «Варяг», в «Боевом своде» морского министерства появился новый сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Тувинцы

«Черная смерть» – так немцы называли тувинских солдат. Маленькая Тыва сама объявила войну Германии. 8000 добровольцев пошли на фронт. Даже при явном превосходстве немцев, тувинцы стояли насмерть. У деревни Сурмиче десять пулеметчиков-тувинцев во главе со своим командиром Донгур-Кызылом погибли, но не сдались. Два тувинца стали Героями, 5500 ветеранов получили ордена и медали.

Осетины

Жители Осетии всегда чтили завет дедов: «Если есть оружие, сдаться – позор для рода!»;«Осетины – герои, каких мало, дай мне их побольше», — писал Великий князь Николай на Кавказ в 1877 году.

Владикавказский полк, который был укомплектован одними лишь осетинами, в Русско-японскую покрыл себя неувядаемой славой. «Плен пугает осетин сильнее смерти», – вспоминали очевидцы и во время I Мировой.

В 1916 году дивизион осетин был окружен австрийцами.

Им предлагали сдаться, но осетины запели дедовскую боевую песню, которую исполняют в час смерти, кинулись на врага, повергая его в ужас, и вернулись к своим.

Горцы

Фон Бларамберг в XIX веке так писал о горцах: «Когда они видят, что окружены, то дорого отдают свою жизнь, не сдаваясь в плен». Отряды мюридов клялись на Коране умирать, но не сдаваться.

Отчаянными бойцами были кабардинцы и балкарцы, которые служили в горских сотнях Терско-Кубанского конного полка. Во время русско-японской войны многие горцы были награждены за подвиги медалями и орденами.

«В плен не сдаются и пленных не берут», – так говорили о кавалеристах «Дикой дивизии», которая состояла из шести полков: Кабардинского, Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского.

Туркмены

Доблесть и умение сражаться до конца — вот за что в царской армии уважали туркменов. Они проявляли воинское мастерство и доблесть. «Один против наших пятерых бьется и не сдастся никогда».

Туркмены оставались верны клятве, и не было у них худшего преступления, чем изменить своим. Генерал-губернатор Туркестана Николай Гродеков писал: «Будь у них дисциплина, из них вышла бы самая грозная кавалерия».

Адыги

В советское время слова «Русские не сдаются» стали известны после того, как в начале войны кавказский поэт-адыг погиб на Украине, защищая отход товарищей. Попав в окружение, на предложение «Сдавайся, рус!», он воскликнул: «Русские не сдаются!» и взорвал себя, уничтожив 30 гитлеровцев.

Когда информация о подвиге мужественного адыга попала в газету, фраза «Русские не сдаются!» стала вдохновлять на подвиги солдат многих национальностей.

Другие народы России

В Великую Отечественную страну защищали люди всех народов, населявших ее. Брестскую крепость удерживали бойцы 21 национальности: русские, татары, украинцы, белорусы, адыгейцы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, евреи, ингуши, казахи, калмыки, карачаевцы, кумыки, латыши, мордвины, немцы, узбеки, чеченцы и чуваши.

«Я умираю, но не сдаюсь!», – писали защитники на стенах.

Не сдался Ленинград, окруженный врагом в течение 872 дней. В Ленинграде жили русские, украинцы, белорусы, евреи, татары, армяне, поляки, немцы, финны, шведы, литовцы, французы, англичане, карелы, итальянцы, чехи, норвежцы, греки, цыгане, мордва, датчане, сербо-хорваты и словенцы.

Северные народы

У чукчей обычай не сдаваться врагу был обусловлен верой. Они верили:чтобы попасть в рай, надо погибнуть в бою или быть убитым, и предпочитали не сдаваться, а погибнуть.

А старые недруги чукчей — коряки, не сдавались в плен из страха пред ожидающей их участью. Во времена войн женщины коряков всегда держали наготове нож, чтобы убить детей и себя, но не стать рабами.

Необыкновенной смелостью отличаются якуты. Так, например, после контр-террористической операции на Кавказе, за якутским ОМОНом ходит слава, что они отличные бойцы: в плен не сдаются, своих не бросают.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/89134-geroi-kakikh-malo-day-mne-ikh-pobolshe.html

Разноликая Россия: осетины

Ещё народы КавказаОтважный горный барсРазноликая Россия: заметки об осетинском народе

Уроженцы этой земли известны своим бесстрашием, самоотверженностью и благородством даже в бою. Не случайно в гербе РСО-Алания так гордо на фоне серебряных гор вышагивает золотой барс. ©

Ещё из «Разноликой России»

Ключ к пониманию характера осетина – в его воспитании по строгим правилам не только в семье, но и усилиями всего родового сообщества.На Кавказе удивительно всё: горы, реки, долины и народы, каждый из которых своеобразен, говорит на своем оригинальном языке, а благодаря учителям-словесникам с их давней традицией высокого качества образования, – прекрасно говорит на русском.

Но есть среди кавказских наций одна «особо особенная» – это осетины. Именно они могли бы с достаточной уверенностью гордо сказать о себе: «Да, скифы мы…»

Славянам от скифов и сарматов достались в наследство разве что необозримые пространства, а также, по некоторым данным, населяющие эти степи донские казаки.

А осетины – аланы, как они сейчас себя именуют, – унесли с собой из степей в горы Кавказа и необычную – более «нордическую», в отличие от других кавказцев, – внешность, неудержимость нрава и таланта, сложный звонкий язык, который дал названия многим рекам Восточной и даже Центральной Европы: Дону, Дунаю, Днепру, Днестру – в каждом из этих имен слышится звенящее, свежее, струями и каплями бьющее слово «дон» – древнее скифское имя воды.

https://www.youtube.com/watch?v=QFpFES7NC9o

Вот и Бритаевы, два известных не только в Северной Осетии, но и во всей России литератора – драматург Елбаздуко Цопанович и сказочник Созрыко Аузбиевич, родились в конце XIX века в горном ауле Даллагкау на берегу реки Фиагдон, впадающей в реку Ардон, – слышите опять этот неугомонный бег воды: «дон-дон-дон-дон»?Имя осетинского писателя и литературоведа Созрыко Бритаева помню с самого раннего детства, когда на очередной день рождения мне подарили его книгу «Осетинские сказки».

Не стану обижать сказки других народов, все сказки хороши, и вряд ли вы из них найдете хоть одну глупую, но эти были не только красочны, подробны, познавательны (одно только новое для русского читателя понятие «фынг» – трехногий стол – чего стоит!), но они еще и мастерски учили жить.

В одной из сказок, обработанных или написанных Созрыко Бритаевым, говорится об огромном семействе, где есть не только сыновья и внуки, но и правнуки, и все живут вместе. Хорошо живут. А потом все разлаживается. И отец, он же дед, он же прадед, увидев из окна следы в снегу, вдруг задает себе вопрос: кто же ушел из дома? Доходит по следам до толстого орехового дерева и выясняет, что ушло из большой семьи и теперь одиноко сидит в ветвях Счастье. Оно так и сказало обеспокоенному патриарху: «Где не хотят общего добра, а один тянет себе, другой себе, там нет места счастью. Разве у вас есть место для меня?» Благодаря мудрости одной из невесток все разрешилось наилучшим образом, а юный читатель уразумел: сила моя – в родне, в роду, и хорошо, если род будет могучий, если много народится детей и жить они будут дружно.В другой сказке рождается у мужчины-вдовца и его второй жены мальчик-богатырь, которого родители называют Цард. Малыш растет не по дням, а по часам и в возрасте примерно младшего детсадовца, но по виду – уже воином садится на коня и отправляется в путь. «Много ли ехал он, мало ли, кто знает. Видит – башня блестит золотом, а верх ее небо подпирает. У башни юноша спешился, расседлал коня, подложил седло под голову, накрылся буркой и уснул. Утром проснулся и видит – из башни смотрит на него старик.- О, отец, с добрым утром! – говорит ему Цард.- Пусть твой отец на тебя радуется! – отвечает старик».Доброжелательный обмен приветствиями? Не только. В двух фразах сказки два раза звучит слово «отец» с уважительной и одобрительной интонацией, и в сознание читающего сказку ребенка проникает простая, но важная мысль: «Отец – он ведь главный в этой жизни».Во многих языках понятие «родная земля» выражается словами «материнская земля» или «отцовская», но не всякий почему-то слышит корень «отец» в русском слове «Отечество», точно так же, как не все понимают, что в имени Золушка по-русски или Попелюшка по-болгарски пребывают «зола» и «пепел». Осетины слушают внимательно и слышат всё: отец – отечество – святая земля, не защитить которую – смертный грех.Вот что писал о своем народе историк и этнограф Георгий Александрович Кокиев, ученый трагической научной и человеческой судьбы: «Осетин проявлял живой интерес ко всему, относящемуся к обществу, членом которого он был. Если кто-нибудь нападал на данное общество, все мужчины, способные носить оружие, считали священной обязанностью выступить в защиту интересов своего общества. Ни один взрослый мужчина во время общественной тревоги – «фаедис» – не оставался безучастным. Каждый мужчина, схватив оружие, скакал на Ныхас и, не сходя с коня, спрашивал: «Цирдома фадес?» («В каком направлении враги?»). Получив ответ от старшего Ныхаса, он скакал на врага, ворвавшегося со злодейскими целями в пределы данного рода».«Ныхасом» в Осетии называли некое неофициальное собрание старейшин, «отцов», которое играло важную роль в жизни общества. Как правило, старики подолгу сидели где-нибудь в центре села, говорили, размышляли, всё на свете знали…

Российская империя считала за честь, когда в боевых действиях войск Его Величества принимали участие отважные горцы.

Известна телеграмма Главнокомандующего Дунайской армией Великого Князя Николая Николаевича Старшего своему великому родственнику, наследнику престола, посланная осенью 1877 года с Балканской войны: «С разрешения ГОСУДАРЯ пишу Тебе просьбу выслать осетин сколько можно с лошадьми. Осетины – герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее.

Осетины так работали, что буду просить Георгиевское знамя».Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора: «Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная, — объяснял Г.А.Кокиев.

— Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы не заботились так, как о своей шапке… Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине».

Немного попахивает мужским шовинизмом, но эти традиции не сегодня же, в век феминизма, выдуманы! Мог ли после подобных наставлений и запретов осетинский юноша хотя бы помыслить об ускользании от того, что ему поручено? Особенно когда это касалось защиты Отечества?В конце июля 1942 года Адольф Гитлер утвердил план операции «Эдельвейс».

Имя этого красивого, нежного, пушистого (чтоб не обжечься горным ультрафиолетом!) цветка, который швейцарцы называют, в вольном переводе, «белым благородством», было выбрано для грандиозного броска нескольких немецких и одной румынской армии через горы Кавказа и в обход их с «благородной» целью захватить нефтяные промыслы Грозного и Баку, а в конечном итоге соединиться на границе с 26 турецкими дивизиями, которые только и ждали того, чтобы вступить в войну против СССР.

Самоуверенность Третьего рейха была так велика, что перед операцией «Эдельвейс» некоторые нефтяные фирмы получили эксклюзивный договор на 99-летнюю эксплуатацию нефтяных месторождений Кавказа.

Наступление немецких войск, повернувших от частично занятого Воронежа к Ростову, а от него на восток, к Волге, Сталинграду, что левее, и направо – к Грозному, что стоит под самыми горами Кавказскими, из-за своей стремительности выглядело подавляющим. 23июля пал Ростов-на-Дону, затем Ставрополь, Армавир, Майкоп, Краснодар, Элиста, 25 августа – Моздок.

В конце сентября Красная армия остановила, наконец, немцев под Малгобеком.Первого ноября 1942 года гитлеровцы вошли в Гизель, пригородное село столицы Северо-Осетинской АССР города Орджоникидзе, бывшего и теперешнего Владикавказа.

Немцы были в нем десять дней и успели порадоваться тому, что путь на Орджоникидзе, а значит, и ко всему Кавказу и к проходам в Закавказье открыт. Но не срослось.

Местное население вместе с Красной Армией оказали такое сопротивление, что именно это место, подход к Орджоникидзе с запада, можно счесть поворотным, в буквальном смысле слова, в битве за Кавказ.Поднялась вся Северная Осетия. Были созданы истребительные отряды и десять партизанских. Жители республики рыли противотанковые рвы.

Защитник Кавказа, ветеран 34-й стрелковой бригады морской пехоты, почетный гражданин села Майрамадаг П. Г. Донской рассказывал журналистам: «При наступлении на Майрамадаг немецкие войска имели десятикратное превосходство в живой силе и технике, но, несмотря на это, они не смогли прорвать нашу оборону.

Читайте также:  Какие минеральные источники располагаются на крымской земле

Благодаря совместным действиям наших бойцов и местного населения немецкие и румынские части были остановлены и разбиты».В обороне села Майрамадаг и Суарского ущелья, кроме красноармейцев, принимали активное участие местные жители: от долгожителей до подростков. Называются имена Хацако Бигулова, Алихана Базрова, столетнего старца Тасолтана Базрова.

14-летний подросток Владимир Галабаев подносил бойцам боеприпасы, ходил в разведку: он хорошо знал местность. Каждый из них действовал в бою так, чтобы им гордился отец, гордились старшие.

Северная и Южная Осетии, относившиеся к разным республикам СССР, дали много Героев Советского Союза. Осетин Исса Плиев и русский Иван Фесин, служивший в Орджоникидзе до войны, стали дважды Героями Советского Союза.

…Пришлось осетинам сражаться и много лет спустя после Великой Победы, в начале 90-х годов, с соседями. Это Кавказ. Десятки наций и народностей. Бывает и такое: одно село – одна народность. Случались неувязки в проведении границ. Только русский язык и общая история объединяют здесь разных людей, а на Северном Кавказе – и российская государственность.Очень точный образ Кавказского региона дал в романе «Вечер у Клэр» видный писатель русского зарубежья, осетин по национальности Гайто Газданов. Отец героя целый год лепил из гипса рельефную карту Кавказа с мельчайшими географическими подробностями. А мальчик сын ее случайно разбил вдребезги. «На шум пришел отец, посмотрел на меня укоризненно и сказал:- Коля, никогда не ходи в кабинет без моего разрешения».Новая рельефная карта Кавказа была готова лишь к концу второго года.Дай Бог, чтобы этот образ никогда не воплощался в жизнь.«О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отношению к старшим и умению вести себя в обществе, — это опять Кокиев. — За столом осетин занимал подобающее ему по возрасту место и строго соблюдал освященный веками застольный этикет. Сидели долго, но ели мало, потому что, по понятиям осетин, много есть — стыдно, а проявить обжорство — позор. В результате выпитого осетины, правда, веселели, но ввиду того, что они знали меру, ни одного пьяного встретить было нельзя. За молодого человека, не в меру употреблявшего спиртные напитки, будь он даже из хорошей семьи, никто не выдал бы замуж свою дочь». (Не случайно, видимо, в знаменитых и очень вкусных осетинских пирогах такие тонюсенькие оболочки из теста и много начинки – чтобы мучным не объедаться).

  • Но ведь и дочерей осетины воспитывали в большой строгости: учили дочку порядку, уважению к мужу, «тренировали» у очага, где пища готовилась, – чтобы парень за честь считал породниться с ее семьей, уважающей себя именно как семью.
  • «Я лишь хочу сказать, что жизнь полней и краше,Когда способны мы молиться и любить…»
  • Видимо, отсюда, из этого огненного темперамента осетин, рождается и страстное их отношение искусству.
  • Возобновление тесного российско-иранского сотрудничества даст импульс развитию экономики стран Кавказа и Центральной Азии, в частности, российских республик Северного Кавказа.
  • Чтобы люди работали, улыбались и были довольны политиками.
  • Татьяна Корсаковаспециально для «Столетия», 10 марта 2016

И все же просветители Осетии, интеллигенты XIX века, не могли не понимать, что женщина в этих краях не вполне равноправна с мужчиной, несмотря на то даже, что большинство осетин исповедуют православие. Первым из таких борцов-просветителей был, конечно, национальный поэт Осетии и талантливый художник Коста Хетагуров. Коста не знал матери – она умерла вскоре после его рождения, но относился с огромным уважением к своим соплеменницам, много писал в защиту их интересов: благодаря усилиям Хетагурова и его друзей во Владикавказе было сохранено образование для девочек-горянок. Но в личной жизни ему не везло, и, может быть, поэтому в его поэтическом наследии так много грустных, но прекрасных стихов:На Владикавказ пришелся один из самых опасных периодов жизни Михаила Булгакова: он был брошен «своими» из Белой армии, где служил военврачом, болел возвратным тифом, много и сумбурно работал, наконец, бежал в Москву кружным путем. Однако жители Владикавказа до сих пор благодарны ему за то, что он участвовал в создании театрального факультета художественного института. Булгаков писал письмо в местный Наробраз: «Прошу вас в срочном порядке доставить нам список осетин, желающих заниматься в народной драматической студии сценического искусства. Студия начнет функционировать на этих днях», а затем выступал перед студентами с лекциями. Не так давно во Владикавказе был открыт единственный в Российской Федерации памятник М.А.Булгакову, а на невзрачном доме, где они с женой жили, установлена мемориальная доска.Осетины, насколько я их знаю по университету и работе, отличаются прямодушием и едва сдерживаемой вспыльчивостью. Достаточно вспомнить горестную историю Виталия Калоева, потерявшего всю семью в авиакатастрофе над Боденским озером и не простившего авиадиспетчера, виновного в этой трагедии. Из швейцарской тюрьмы, где Калоев отсидел лишь четверть назначенного ему за убийство срока, он вывез более 15 кг писем, и практически все они были в поддержку его страшного решения о самосуде… А вот после захвата заложников в Беслане в 2004 году случаев мести не было. Только бурно выражаемое горе. Осетия ведь так чадолюбива!.. Великий дирижер Валерий Гергиев, несущий музыкальную культуру России на все континенты,– осетин. Народная артистка СССР, прима-балерина Большого театра Светлана Адырхаева – осетинка, и «пламенный дирижер», народная артистка СССР Вероника Дударова – тоже. Кто хоть раз видел Веронику Борисовну за дирижерским пультом, а я видела, тот не забудет ее руки, отнюдь не порхавшие бабочками над оркестром, но пронзавшие воздух, как языки пламени…Прекрасна, хотя и очень опасна природа Осетии. Горы. Ущелья. Ледники… Еще в XIX веке началась разработка Садонских месторождений полиметаллических руд. Первые слитки серебра пошли на изготовление церковных сосудов для строившегося в Санкт-Петербурге Исаакиевского собора. В 1922 году был построен и десятки лет успешно работал крупнейший в СССР Садонский свинцово-цинковый комбинат, а с ним и завод «Электроцинк» (Владикавказ). Однако месторождения истощились…Но, как рассказал мне И.В.Доев, заместитель Полномочного представителя РСО-Алания при Президенте РФ, сейчас ОАО «Электроцинк» вошло в состав Уральской горно-металлургической компании и продолжает успешно работать. Ему поступает из других мест так называемое «давальческое» сырье, и завод по-прежнему выпускает свинцовые и цинковые чушки.- А сейчас, — подчеркнул Ирбек Владимирович, — в республике развиваются тонкие технологии. Акционерное общество «Кетон», являющееся едва ли не монополистом в России в этой области, производит высокотехнологичную ПЭТ-пленку. Назначение ее самое разное: от бытового применения до электротехники. Научно-технический центр «Баспик» на базе Северокавказского технологического университета выпускает микроканальные пластины, которые применяются в космической отрасли, в атомной промышленности, в оборонном комплексе и т.п. В мире всего пять или шесть предприятий производят подобную продукцию. Что касается сельского хозяйства, здесь успешно развивается агрофирма «ФАТ» осетинской группы «Бавария». Она создает Северо-Кавказский региональный центр по производству семенного картофеля. Начал производить продукцию их тепличный комплекс. Сама «Бавария» выпускает отмеченное наградами пиво, хлебный квас и минеральную воду, например, хорошо известную в России «Тбау». Холдинг «Мастер-прайм-Березка», расположенный на землях Ардонского района, занимается молочным и мясным животноводством. В республике и во всей России холдинг известен как крупнейший производитель молочных продуктов: молока, сметаны, йогурта, сыра, топленого масла, творога и пр. Сейчас им начато осуществление проекта агро-промышленного туризма.Я заглянула в ленту новостей. Последняя новость, касающаяся Северной Осетии, пришла …из Тегерана. Там недавно побывал министр обороны РФ С.К.Шойгу.В Кавказском регионе формируется новая транспортно-логистическая инфраструктура с участием Северной Осетии (РФ), Южной Осетии, Грузии и Армении. Этому была посвящена состоявшаяся в прошлом году конференция во Владикавказе, об этом говорили и на встрече в столице Ирана.Главное – договоренность между государствами.

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1823308.html

Из жизни

источник: img03.rl0.ru

«Гвардия погибает, но не сдается», — так пытался спасти честь своих солдат наполеоновский генерал Пьер Камбронн после поражения под Ватерлоо. В отличие от французов, русские всегда воевали по этому принципу и побеждали.

Русские Эта история случилась в Черном море во времена войны с Турцией в 1829 году: в проливе Босфор три корабля императорского флота наткнулись на турецкий флот. Два сумели уйти от неприятеля, а бриг «Меркурий» отстал.

Капитан брига Александр Казарский и офицеры постановили: принять неравный бой, а потом взорвать бриг. Матросы поддержали командиров. «Меркурий» вступил в бой, имея 20 пушек против 170 пушек противника. Русские дрались так ожесточенно, что турки были обездвижены и не могли сражаться.

Мистика заключалась в том, что на турецком бриге находился капитан II ранга Семен Стройников, который за два дня до событий на фрегате «Рафаил» сдался туркам в плен. Император Николай I, узнав об этом, произнес слова «Русские не сдаются» и приказал отбить у турок «Рафаил» и сжечь.

Воля Николая была исполнена. Фрегат был уничтожен в бою.

В 1903 году, за два года до подвига крейсера «Варяг», в «Боевом своде» морского министерства появился новый сигнал: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Тувинцы «Черная смерть» — так немцы называли тувинских солдат. Маленькая Тыва сама объявила войну Германии. 8 000 добровольцев пошли на фронт.

Даже при явном превосходстве немцев, тувинцы стояли насмерть. У деревни Сурмиче десять пулеметчиков-тувинцев во главе со своим командиром Донгур-Кызылом погибли, но не сдались.

Два тувинца стали Героями, 5 500 ветеранов получили ордена и медали.

Осетины Жители Осетии всегда чтили завет дедов: «Если есть оружие, сдаться — позор для рода!»;«Осетины — герои, каких мало, дай мне их побольше», — писал Великий князь Николай на Кавказ в 1877 году.

Владикавказский полк, который был укомплектован одними лишь осетинами, в Русско-японскую покрыл себя неувядаемой славой. «Плен пугает осетин сильнее смерти», — вспоминали очевидцы и во время I Мировой.

В 1916 году дивизион осетин был окружен австрийцами.

Им предлагали сдаться, но осетины запели дедовскую боевую песню, которую исполняют в час смерти, кинулись на врага, повергая его в ужас, и вернулись к своим.

Горцы Фон Бларамберг в XIX веке так писал о горцах: «Когда они видят, что окружены, то дорого отдают свою жизнь, не сдаваясь в плен».

Отряды мюридов клялись на Коране умирать, но не сдаваться. Отчаянными бойцами были кабардинцы и балкарцы, которые служили в горских сотнях Терско-Кубанского конного полка.

Во время русско-японской войны многие горцы были награждены за подвиги медалями и орденами.

«В плен не сдаются и пленных не берут», — так говорили о кавалеристах «Дикой дивизии», которая состояла из шести полков: Кабардинского, Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского.

Туркмены Доблесть и умение сражаться до конца — вот за что в царской армии уважали туркменов. Они проявляли воинское мастерство и доблесть. «Один против наших пятерых бьется и не сдастся никогда».

Туркмены оставались верны клятве, и не было у них худшего преступления, чем изменить своим. Генерал-губернатор Туркестана Николай Гродеков писал: «Будь у них дисциплина, из них вышла бы самая грозная кавалерия».

Адыги В советское время слова «Русские не сдаются» стали известны после того, как в начале войны кавказский поэт-адыг погиб на Украине, защищая отход товарищей. Попав в окружение, на предложение «Сдавайся, рус!», он воскликнул: «Русские не сдаются!» и взорвал себя, уничтожив 30 гитлеровцев.

Когда информация о подвиге мужественного адыга попала в газету, фраза «Русские не сдаются!» стала вдохновлять на подвиги солдат многих национальностей.

Другие народы России В Великую Отечественную страну защищали люди всех народов, населявших ее.

Брестскую крепость удерживали бойцы 21 национальности: русские, татары, украинцы, белорусы, адыгейцы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, евреи, ингуши, казахи, калмыки, карачаевцы, кумыки, латыши, мордвины, немцы, узбеки, чеченцы и чуваши. «Я умираю, но не сдаюсь!», — писали защитники на стенах.

Не сдался Ленинград, окруженный врагом в течение 872 дней. В Ленинграде жили русские, украинцы, белорусы, евреи, татары, армяне, поляки, немцы, финны, шведы, литовцы, французы, англичане, карелы, итальянцы, чехи, норвежцы, греки, цыгане, мордва, датчане, сербо-хорваты и словенцы.

Северные народы У чукчей обычай не сдаваться врагу был обусловлен верой.

Они верили: чтобы попасть в рай, надо погибнуть в бою или быть убитым, и предпочитали не сдаваться, а погибнуть. А старые недруги чукчей — коряки, не сдавались в плен из страха пред ожидающей их участью.

Во времена войн женщины коряков всегда держали наготове нож, чтобы убить детей и себя, но не стать рабами.

Необыкновенной смелостью отличаются якуты. Так, например, после контр-террористической операции на Кавказе, за якутским ОМОНом ходит слава, что они отличные бойцы: в плен не сдаются, своих не бросают. 

Источник: https://news2.ru/story/538709/

Какие народы России не сдавались в плен

«Гвардия погибает, но не сдается», – так пытался спасти честь своих солдат наполеоновский генерал Пьер Камбронн после поражения под Ватерлоо. В отличие от французов, русские всегда воевали по этому принципу и побеждали.

Читайте также:  Своя виа долороза: где в россии есть «путь христа»

Эта история случилась в Черном море во времена войны с Турцией в 1829 году: в проливе Босфор три корабля императорского флота наткнулись на турецкий флот. Два сумели уйти от неприятеля, а бриг «Меркурий» отстал.

Капитан брига Александр Казарский и офицеры постановили: принять неравный бой, а потом взорвать бриг. Матросы поддержали командиров. «Меркурий» вступил в бой, имея 20 пушек против 170 пушек противника.

Русские дрались так ожесточенно, что турки были обездвижены и не могли сражаться. Мистика заключалась в том, что на турецком бриге находился капитан II ранга Семен Стройников, который за два дня до событий на фрегате «Рафаил» сдался туркам в плен.

 Император Николай I, узнав об этом, произнес слова «Русские не сдаются» и приказал отбить у турок «Рафаил» и сжечь. Воля Николая была исполнена. Фрегат был уничтожен в бою.

«Черная смерть» – так немцы называли тувинских солдат. Маленькая Тыва сама объявила войну Германии. 8 000 добровольцев пошли на фронт.

Даже при явном превосходстве немцев, тувинцы стояли насмерть. У деревни Сурмиче десять пулеметчиков-тувинцев во главе со своим командиром Донгур-Кызылом погибли, но не сдались.

Два тувинца стали Героями, 5 500 ветеранов получили ордена и медали.

Жители Осетии всегда чтили завет дедов: «Если есть оружие, сдаться – позор для рода!». «Осетины – герои, каких мало, дай мне их побольше», — писал Великий князь Николай на Кавказ в 1877 году.

 Владикавказский полк, который был укомплектован одними лишь осетинами, в Русско-японскую покрыл себя неувядаемой славой. «Плен пугает осетин сильнее смерти», – вспоминали очевидцы и во время I Мировой. В 1916 году дивизион осетин был окружен австрийцами.

Им предлагали сдаться, но осетины запели дедовскую боевую песню, которую исполняют в час смерти, кинулись на врага, повергая его в ужас, и вернулись к своим.

Фон Бларамберг в XIX веке так писал о горцах: «Когда они видят, что окружены, то дорого отдают свою жизнь, не сдаваясь в плен». Отряды мюридов клялись на Коране умирать, но не сдаваться.

Отчаянными бойцами были кабардинцы и балкарцы, которые служили в горских сотнях Терско-Кубанского конного полка. Во время русско-японской войны многие горцы были награждены за подвиги медалями и орденами.

«В плен не сдаются и пленных не берут», – так говорили о кавалеристах «Дикой дивизии», которая состояла из шести полков: Кабардинского, Дагестанского, Чеченского, Татарского, Черкесского и Ингушского.

Доблесть и умение сражаться до конца — вот за что в царской армии уважали туркменов. Они проявляли воинское мастерство и доблесть. «Один против наших пятерых бьется и не сдастся никогда».

 Туркмены оставались верны клятве, и не было у них худшего преступления, чем изменить своим.

Генерал-губернатор Туркестана Николай Гродеков писал: «Будь у них дисциплина, из них вышла бы самая грозная кавалерия».

В советское время слова «Русские не сдаются» стали известны после того, как в начале войны кавказский поэт-адыг погиб на Украине, защищая отход товарищей.

Попав в окружение, на предложение «Сдавайся, рус!», он воскликнул: «Русские не сдаются!» и взорвал себя, уничтожив 30 гитлеровцев.

 Когда информация о подвиге мужественного адыга попала в газету, фраза «Русские не сдаются!» стала вдохновлять на подвиги солдат многих национальностей.

В Великую Отечественную страну защищали люди всех народов, населявших ее.

Брестскую крепость удерживали бойцы 21 национальности: русские, татары, украинцы, белорусы, адыгейцы, азербайджанцы, армяне, балкарцы, грузины, евреи, ингуши, казахи, калмыки, карачаевцы, кумыки, латыши, мордвины, немцы, узбеки, чеченцы и чуваши. «Я умираю, но не сдаюсь!», – писали защитники на стенах.

Не сдался Ленинград, окруженный врагом в течение 872 дней. В Ленинграде жили русские, украинцы, белорусы, евреи, татары, армяне, поляки, немцы, финны, шведы, литовцы, французы, англичане, карелы, итальянцы, чехи, норвежцы, греки, цыгане, мордва, датчане, сербо-хорваты и словенцы.

У чукчей обычай не сдаваться врагу был обусловлен верой. Они верили: чтобы попасть в рай, надо погибнуть в бою или быть убитым, и предпочитали не сдаваться, а погибнуть.

А старые недруги чукчей — коряки, не сдавались в плен из страха пред ожидающей их участью. Во времена войн женщины коряков всегда держали наготове нож, чтобы убить детей и себя, но не стать рабами.

Необыкновенной смелостью отличаются якуты. Так, например, после контр-террористической операции на Кавказе, за якутским ОМОНом ходит слава, что они отличные бойцы: в плен не сдаются, своих не бросают.

Майя Новик                 russian7.ru

шаблоны для dle 11.2

10-11-2018 11:34 Baxılıb: 2420    

Источник: https://avrasiya.info/maraq-dunyamiz/6722-kakie-narody-rossii-ne-sdavalis-v-plen.html

Газзаев — Житнухин Анатолий — страница 9 — чтение книги бесплатно

Словно на крыльях вернулся тогда Газзаев в Орджоникидзе, но здесь его чувств не поняли. Ни дома, ни в команде. Мама и слышать не хотела об отъезде в Москву.

О том, что может ждать в огромном городе неоперившегося птенца, и подумать было страшно.

Руководство команды разъяснило ему свою точку зрения пообстоятельней: поиграешь в столице за юношей, за «дубль», а завтра и не у дел можешь оказаться. Что дальше?

Можно предположить, что и Старостин с Симоняном не были тогда убеждены, что они приглашают состоявшийся талант. Ведь не представляло для них особого труда «перетянуть» в Москву игрока своего, спартаковского общества, в котором они пользовались безграничным авторитетом.

Пришлось Валерию смириться. Но осталось смятение в душе, нарастающий неосознанный внутренний конфликт, который время от времени и прорывался наружу.

Но смириться тогда пришлось и по другой причине. Более серьезной.

В Осетии свято почитаются заветы предков, по которым покинуть родину считается едва ли не изменой. Георгию Хуадонову, которого не раз приглашали в ведущие команды страны, говорили прямо: уедешь — предашь. А осетины не предают — в Осетии это, пожалуй, основополагающий нравственный императив, передающийся из поколения в поколение.

Нельзя, конечно, сказать, что принцип этот применяется без оглядки ко всем и по любому случаю. Но Хуадонов, например, так ни разу и не решился попытать счастья на стороне только по одной причине: «Что люди скажут!» Все переломы и шрамы — за родную команду, за орджоникидзевский «Спартак». Ни о чем не жалеет: «Я — боец местного значения».

Сейчас, умудренный жизненным опытом, Георгий убежден, что талант должен менять среду обитания. Приводит в пример судьбы двух близких друзей — Валерия Газзаева и Валерия Гергиева. Интересно, что, в свою очередь, Газзаев убежден: если бы Георгий Хуадонов принял хотя бы одно предложение из тех, которые поступали к нему из московских клубов, стал бы выдающимся футболистом.

Кстати, всех троих связывает крепкая дружба.

Гергиев в детстве хоть и учился в музыкальной школе, но тоже любил погонять в футбол (и неплохо!) на тех же площадках и пустырях и, как и все мальчишки Орджоникидзе, одно время тоже о футбольной карьере подумывал.

К слову, великолепно разбирается во всех тонкостях футбола и остается страстным и преданным болельщиком «Алании»: помнит всех ее игроков последних десятилетий, включая тех, кто играл за дублирующие составы. Искренне гордится дружбой с Газзаевым!

Вот только вместе собраться сейчас почти невозможно. Если о напряженном ритме работы Газзаева можно хоть представление составить, то образ жизни Маэстро, как уважительно называют между собой Гергиева друзья, в обычном сознании просто не укладывается — все расписано по минутам на несколько месяцев вперед.

Поэтому запомнилось Хуадонову, как в 1998 году «вытащил» Газзаева накануне предстоящей выездной игры «Алании» на свадьбу Гергиева «Звоню Газзаеву: „Мы должны лететь в Санкт-Петербург, поздравить Маэстро“. — „Я не могу — у меня игра в Элисте“. — „Тебе что дороже?“» Дороже оказалась дружба.

Полетели на свадьбу в Санкт-Петербург, а в Элисте команда обошлась без своего главного тренера.

В глубине души Хуадонов убежден, что приносит Газзаеву удачу. В 2003 году, когда ЦСКА завоевал золотые медали чемпионов России, Георгий, чтобы поддержать Валерия, в течение сезона летал с ним на все (!) выездные матчи армейцев.

…Тогда же, в начале семидесятых годов, казалось, что вспыхнувшая звездочка газзаевского таланта так и погаснет над полем провинциального стадиона. Как выяснилось, после отчисления из юношеской сборной ждали Валерия новые неприятности.

Сменился старший тренер орджоникидзевского «Спартака». Вместо мягкого и обходительного Сергея Коршунова пришел Иван Ларин, человек с крутыми манерами, которого, судя по всему, перспективы команды не особенно волновали.

Сделав ставку на «старичков», он посадил Газзаева в глубокий запас.

Глава IV ОСЕТИНЫ НЕ ПРЕДАЮТ

Есть много людей, в том числе и разбирающихся в футболе, которые склонны считать, что победа команды Газзаева в Кубке УЕФА — не более чем счастливое стечение обстоятельств.

Философия их проста и в общем-то по-своему убедительна: футбол — игра, в которой всякое случается, мяч — круглый, и фортуна часто зависит от его непредсказуемого полета или отскока. Бывает, что и везет.

Проводят аналогию с победой сборной Греции на чемпионате Европы по футболу 2004 года.

Но, думается, непростительно преуменьшать выдающееся достижение греков, а тем более принижать значение победы своего, родного, российского клуба. Способны на это только люди, далекие душой от настоящего спорта и… жизни.

Конечно, скептикам можно напомнить и о том, как достойно смотрелся ЦСКА в круговом турнире Лиги европейских чемпионов (вот тогда-то действительно чуть-чуть спортивного счастья не хватило, может, и к лучшему), или как армейцы буквально снесли со своего пути к финалу Кубка португальскую «Бенфику», белградский «Партизан», французский «Осер», итальянскую «Парму». Разговор об этом все равно получится скучным — у каждого болельщика еще свежи собственные воспоминания.

И все же на полуфинальных встречах с «Пармой» хотелось бы остановиться. Особенно на московском матче, проходившем на стадионе «Локомотив», когда ЦСКА одержал одну из самых красивых своих побед в турнире со счетом 3:0.

Мало кто тогда из болельщиков подозревал, что итальянцы были обречены — может быть, знали об этом только Газзаев и его ближайшие помощники. И дело не в том, что «Парма» была тогда не в лучшем состоянии и, о чем трубила вся пресса, не испытывала особого желания бороться за Кубок.

Находиться в двух шагах от почетнейшего европейского трофея и не бороться за него — кто же поверит в такую глупость?!

К тому времени многие забыли, что осенью 2002 года ЦСКА выбыл из борьбы за Кубок УЕФА, упустив необходимый для этого ничейный результат именно в игре с «Пармой», буквально за несколько секунд до финального свистка.

Что и как говорил после этого в раздевалке Газзаев своим подопечным, можно представить. Напрасно пытались успокоить его помощники.

Совсем некстати напомнили они, как немецкая «Бавария» на добавленных минутах отдала английскому клубу «Манчестер Юнайтед» фактически выигранную игру в драматическом финале Лиги европейских чемпионов.

«Запомните раз и навсегда, — произнес ледяным голосом Газзаев, — мы — не немцы, мы — русские, и ронять честь России не имеем права!»

У человека в таком состоянии слова идут только от души, и свидетельствуют они о многом. Газзаев — сын своего народа, который выше всего почитает понятия «честь» и «Родина». А приверженность осетин России имеет глубокие исторические корни.

В середине XVIII века вьгдающийся политический и государственный деятель Осетии Зураб Елиханов-Магкаев вместе со своими единомышленниками убедил осетинское общество в жизненной необходимости присоединения к России.

Иначе просто нельзя было сохранить обреченные на вымирание остатки мужественного народа, загнанного в горы несметными полчищами диких завоевателей.

Некоторые соседи пытались отговорить осетин от этой затеи, а против посольства, направленного в Россию, строились откровенные козни.

Существовали и другие культурно-исторические особенности осетинского народа, которые притягивали его к великому государству. Предки осетин — аланы приняли христианство раньше Киевской Руси, а аланский царь почитался в Византии наряду с русским.

После великого единения осетины всегда стремились достойно представить свой народ во всех сколько-нибудь значимых деяниях Российского государства, раскрывая свои лучшие нравственные качества, такие как верность в дружбе, добросовестное исполнение своего долга, единство слова и дела.

Родина в опасности — осетин в седле.

Осетины принимали участие в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853–1856 годов, в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, в Первой мировой войне. Вот лишь некоторые свидетельства их ратной доблести. Прославленный русский генерал М. Д.

Скобелев отмечал: «Вообще, поведение Осетинского дивизиона по беспримерному самоотвержению и рыцарской храбрости выше всякой похвалы».

Сохранился текст телеграммы брата царя, великого князя Николая Николаевича наместнику Кавказа: «С разрешения Государя пишу тебе просьбу выслать осетин, сколько можно, с лошадьми; осетины — герои, каких мало, дай мне их побольше. Прошу выслать как можно скорее. Осетины так работали, что буду просить им Георгиевского знамени».

Источник: https://nemaloknig.com/read-235391/?page=9

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector