Инок и икона: что связывает эти два понятия

С древности наши предки полагали Пречистую Деву защитницей и хранительницей Земли Русской. Множество образов Ее обретены и прославлены именно в нашей стране, не случайно и то, что многие из них связанны с воинской славой и победой над захватчиками.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

«И бежали полчища врагов земли русской из града Москвы, гонимые силою Пресвятой Девы…»

История этой иконы полна загадок и тайн, даже появление ее на Руси в древних источниках описывается по-разному. По одному из преданий образ был написан апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым Пресвятая Дева трапезовала со Своим Сыном и праведным Иосифом.

До 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там.

Сын Юрия Долгорукого тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. По словам летописцев Божья Матерь Сама выбрала место для пребывания образа – на крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места.

Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела установить на сем месте храм.

Позднее икона нашла свое пристанище в Успенском соборе Владимира и с тех пор стала называться «Владимирской».

На протяжении многих веков князья, цари, митрополиты, патриархи и простой люд усердно молились Великой Заступнице во время любых бедствий: войн, пожаров, грабежей, эпидемий.

Благодатная помощь была явлена против Тамерлана (в память об этом событии и спасении Москвы был возведен Сретенский монастырь), ордынского и крымского ханов Едигея и Казы-Гирей. Сегодня образ хранится в Третьяковской галерее.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

«Великая Заступница России», «Драгоценная национальная святыня» — Казанская икона Божьей Матери одна из самых почитаемых в РПЦ. Имея удивительную историю своего обретения, яркую славу чудотворений, защиты и поддержки, трагедию утраты и радость восстановления, эта святыня неотделима от жизни каждого православного христианина.

Казанская икона символизирует победу России над Смутным временем – периодом кровопролитной гражданской войны. В 1579 году, Сама Пречистая явилась во сне десятилетней отроковице Матроне и указала место своего пребывания.

В благодарность за избавление Москвы от нашествия поляков с 1649 года устанавливается всероссийское поминание образа и строится собор в честь Казанской иконы Богородицы на Красной площади. Перед «Казанским» образом Божьей Матери русская армия молилась о даровании победы накануне Полтавской битвы.

Во время Отечественной войны Богородица стала духовной водительницей России и русского народа. После 1812 года Казанский собор в Санкт-Петербурге стал храмом-памятником русской армии.

От Казанской иконы Божией Матери явлены чудесные исцеления, удивительные случаи обретения зрения слепыми, выздоровления умирающих, возвращения грешников на путь истинный.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

Смысл этой иконы раскрывается даже в особом изображении Спасителя: Иисус Христос предстает как щит — символ победы и защиты. А летописи рассказывают нам удивительную историю этого образа.

В Великий Новгород в 1170 году явилась грозная суздальская рать. Святой Илия, архиепископ новгородский уповал только на помощь Царицы Небесной. Все жители во главе с архиепископом слезно молились перед образом Богородицы Знамение.

В тот момент, когда со всех сторон тучами полетели стрелы неприятеля, одна из них попала в икону. Слезы закапали из глаз Пречистой, святой Илия стал отирать их своей фелонью, приговаривая «Царица Небесная, Ты являешь нам знамение, что со слезами молишься Сыну Твоему и Богу нашему об избавлении града».

Народ, видя это чудо, еще усерднее молился и взывал ко Господу. В тот же миг на землю опустилась тьма, внезапный страх и смятение обуяли суздальцев. Воины начали убивать друг друга, не разбирая, где враг, а где свои. Воодушевленные защитники Новгорода открыли ворота, устремились на неприятеля и наголову его разбили.

В память о чудесном заступничестве архиепископ Илия установил 27 ноября (10 декабря) праздник в честь Богоматери Знаменской, назвав его «днем избавления и наказания». С того времени чудотворную икону стали изображать на печати Новгородского митрополита.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из ее списков, такие как Курская-Коренная и Абалацкая также прославились чудесами.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

«Смоленская» – родовая икона русских князей, символ преемственности, династической близости Константинополя и Руси. По преданию, этим образом греческий император Василий II благословил свою сестру Анну на брак с киевским князем Владимиром.

По другой версии, греческий император Константин Порфирородный выдавал замуж свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича. Позднее икона досталась по наследству смоленскому князю Владимиру Мономаху, который поставил ее в Успенском соборе (1103 г.). Именно с этого времени образ стал называться «Смоленской» иконой Божией Матери.

Икона спасла Смоленск во время нашествия на город хана Батыя в 1238 году. В предании говорится, что Пресвятая Богородица благословила воина Меркурия идти навстречу врагу втайне от народа, князя и святителя, не ведающих о нападении татар: «Я буду с тобою, помогая рабу Сына Моего. Но вместе с победой ожидает тебя венец мученичества, который прими от Христа».

Воин пробрался в стан врага и убил сильнейшего монгольского богатыря, за что был обезглавлен врагами. Образ Богородицы воодушевлял русских воинов на подвиг не однажды. Накануне Бородинского сражения чудотворные иконы Смоленскую, Иверскую и Владимирскую крестным ходом обносили вокруг Белого города и Кремля.

К сожалению, первоначальный древний образ Божией Матери «Смоленская» бесследно исчез в 1929 году после того, как в Успенском соборе Смоленска разместился антирелигиозный музей.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

Это великий символ защиты России от многих исторических бедствий. Царица Небесная через Феодоровскую икону Божьей Матери являла Руси свое особое покровительство, которое проявлялось через многие удивительные дела. Этот образ — родовая святыня Царской семьи.

Предание связывает ее с избранием на царство основателя династии Романовых Михаила Федоровича. С конца XIIX века немецкие принцессы, выходя замуж за русских князей и принимая православие, по традиции в честь иконы получали отчество Федоровна.

Великое чудо спасения русской земли, явленное от иконы, произошло тоже во время нашествия татар. Когда иноверцы приблизились к Костроме, князь Василий Георгиевич и все жители слезно молились перед образом о помощи и защите.

Лик Божьей Матери внезапно озарился ослепительным светом, который, словно испепеляющий жар от солнца, заставил противника спасаться бегством. Там, где во время битвы стоял чудотворный образ, был поставлен крест, а само место и близлежащее озеро стали величаться Святыми.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

«Поистине велик Бог христианский и сильна вера русских в Небесную Заступницу!»

Донская икона написана Феофаном Греком – учителем преподобного Андрея Рублева. Характерной особенностью этого образа являются поставленные на левую руку Богородицы ножки Богомладенца. В этой же руке Пресвятая Дева держит плат, осушающий слезы и утешающий плачущих.

Перед этим образом молятся в трудные для России времена, о помощи русскому воинству, избавлении от неприятеля. По легенде казаки нашли икону плывущей на волнах Дона. На месте обретения иконы был отслужен молебен, а потом ее перенесли в храм.

Вскоре изображение иконы стало полковым знаменем у донских казаков.

При великом князе Дмитрии Донском русское войско сражалось с превосходящим по численности полчищем монголо-татар. Великий князь был ревностным христианином — только испросив благоволения перед иконой Пресвятой Девы, князь повелел собирать войско в защиту.

Узнав, что князь направляется на поле битвы, жители Дона поднесли ему свою главную святыню – икону Божией Матери. Молитвы перед чудотворным образом возносились на протяжении всей ночи. А во время боя икона постоянно находилась в стане русских воинов.

Историческая битва на Куликовом поле, длившаяся целые сутки и унесшая, по сказаниям летописей, двести тысяч человеческих жизней, — явное чудо особого заступничества Божьей Матери.

Татары бежали, напуганные удивительным видением: в разгар битвы окруженный пламенем и мечущий стрелы солнечный полк шел на них под предводительством Небесной Воительницы.

В 1591 году за дарованную победу и милость, явленную через Донскую икону по повелению царя Федора Иоанновича (тогда на Россию напали сразу с двух сторон – шведы шли к Новгороду, крымские татары – на Москву), был возведен Донской монастырь, где поныне пребывает список с чудотворной иконы. С 1919 года эта чудесная икона Богородицы хранится в Третьяковской галерее. Один раз в году, накануне дня празднования образ привозят в Донской монастырь.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

Икона «Неупиваемая чаша» особо почитается в России как избавительница от недуга пьянства и наркомании. Такая спецификация не соотносится с православным вероучением, а порой и прямо противоречит ему. Важно понимать – Матерь Божия одна и благодать тоже одна. И разделять образы по нуждам, и рецептам «от какой болезни, какой иконе молиться», как часто бывает в народе — в корне неверный подход.

В богословском же смысле на данной иконе изображается Святая Евхаристия: Богомладенец Иисус Христос, наполовину погруженный в чашу со Святыми Дарами, обеими руками благословляет народ. Это образ соединения со Спасителем.

Существующие ныне два чудотворных списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычном монастырях. Явление образа произошло в Тульской губернии в 1878 году крестьянину, одержимому страстью к винопитию до такой степени, что у него отнялись ноги.

Во сне мужчина увидел монаха, который велел ему идти и молиться перед иконой «Неупиваемая чаша». После долгих разбирательств и поисков, икона была обнаружена в монастыре Серпухова.

После молебна перед святыней, мужчина не только стал нормально передвигаться, но и навсегда освободился от пристрастия к алкоголю. В последующем икона особо почиталась в Серпухове, где было организовано «Братство трезвости».

На сегодняшний день известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы. Эти случаи записываются в специальную книгу, а также о них рассказывают в письмах сами исцелившиеся, делясь своею радостью.

Источник: https://russian7.ru/post/7-osobo-chtimyx-v-rossii-ikon-bogorodicy/

Как появились смесоипостасные иконы и почему их запретили

В истории иконописи было немало странных икон. Например, адописные иконы, где под ликами святых прятались изображения чертей. Не менее необычны и смесоипостасные иконы, небольшая часть которых сохранилась до наших дней.

В XIII–XVI веках такие иконы были весьма распространены и не вызывали сильного удивления. Но после XVI века их начали уничтожать по всей Европе, в том числе и в России.

Инок и икона: что связывает эти два понятияИкона «Троица»

Первым известным иконописцем в истории принято считать одного из учеников Иисуса Христа — Луку. Он создал икону Пресвятой Богородицы, а после — икону святых Апостолов Петра и Павла.

На протяжении многих лет после этого шло формирование канонов иконописи. Так возникла регламентированная система изображений — иконография Иисуса Христа и других святых.

Отступление от канонов не приветствовалось церковью, но всё-таки происходило.

В X веке в западной Европе особое распространение получили иконы Святой Троицы, написанной в виде трёх идентичных друг другу фигур с ликом Христа. На некоторых иконах Троица имела одно туловище, но три головы с одинаковыми ликами. Это было связано с появлением в католицизме термина «филиокве».

Он означал, что Святой Дух исходит одновременно и от Бога Отца, и от Бога Сына. С филиокве были несогласны многие, из-за этого даже произошёл раскол католической церкви. Позднее многие иконы с изображением Святой Троицы в виде трёх одинаковых фигур с идентичными ликами уничтожили.

А им на смену пришли смесоипостасные иконы.

Какими были смесоипостасные иконы

Чтобы лучше понять замысел авторов смесоипостасных икон, нужно разобраться в том, что такое ипостась.

В христианстве под ипостасью подразумевают сущность бытия, а Восточная православная церковь утверждает, что Иисус Христос «сугуб естеством, но не ипостасью».

Так, Бог Отец является первой ипостасью Святой Троицы, Бог Сын — второй, а Святой Дух — третьей. Единство ипостасей Бога и было отражено на смесоипостасных средневековых иконах весьма оригинальным способом.

На иконе «Смесоипостасная троица» три одинаковых лика Бога располагались на одной голове. Выходило так, что у трёхликого лица было четыре глаза (два глаза среднего лика были глазами и боковых), три носа и три рта. Тело же на изображении было одно.

Таким образом неизвестный иконописец хотел отразить то, что Святая Троица является единой и неделимой. Примечательно, что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан.

Многие просто не понимали причин, по которым смесоипостасные иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.

Инок и икона: что связывает эти два понятияИкона «Смесоипостасная троица»

Иконы смесоипостасной Троицы получили большое распространение среди католиков Западной Европы в XIII–XVI веках. Но и в России смесоипостасные иконы тоже были.

Особенно известна смесоипостасная икона «Троица» неизвестного тобольского мастера, датированная 1729 годом.

Трёхликое изображение Троицы несколько десятилетий занимало почётное место над воротами главного тюменского собора — Благовещенского. Кстати, этот собор был первым каменным зданием, построенным в Тюмени.

Позднее икону «Троица» сняли с врат и переместили в Ново-Тихвинский женский монастырь. А сегодня она находится в краеведческом музее Свердловска, правда, без оклада. За давностью лет он был утрачен. Утраченными для истории оказались и многие другие русские смесоипостасные иконы из-за запретов церкви.

Почему запретили смесоипостасные иконы

В Европе смесоипостасные иконы оказались под запретом в начале XVI века. Такое решение приняли на Тридентском соборе. В 1628 году указом Папы Римского Урбана VIII практика написания смесоипостасных икон Троицы была запрещена вновь. Все подобные иконы объявили кощунственными и еретическими.

После этого практически все смесоипостасные иконы в Европе сожгли. А те, что каким-то чудом сохранились, сегодня можно увидеть в музеях. Например, в австрийском музее народного искусства в Тироле или над входом в одну небольшую церковь в Румынии.

В России запрет на смесоипостасные иконы ввели в 1764 году Священным синодом Русской православной церкви.

Читайте также:  Как на руси перешагивание через мужа помогало женщине быстрее родить

Инок и икона: что связывает эти два понятия

Священный синод также признал необычные иконы Святой Троицы еретическими. В указе предписывалось, чтобы «в иконных изображениях все нелепые и странные непристойности все пресечены были». Из-за этого указа смесоипостасная икона Святой Троицы, которую церковь назвала «подобием еллинских (эллинских) богов» сняли с врат Благовещенского собора в Тюмени.

Несмотря на указ Священного синода, эту запрещённую икону не уничтожили. Как не уничтожили и некоторые другие смесоипостасные иконы, находившиеся в отдалённых от столицы церквях. Похожая участь постигла и трёхликие иконы, написанные по уникальной технологии.

Уникальная технология изготовления икон

Инок и икона: что связывает эти два понятияТрёхликая икона «Благовещение. Господь Саваоф»

Единство Святой Троицы нашло и ещё одно интересное отражение в иконографии. Так, в музее-заповеднике «Александровская слобода» во Владимирской области раньше можно было увидеть одну весьма необычную икону «Благовещение. Господь Саваоф», датированную 1791 годом. При смене положения смотрящего относительно иконы происходила и смена изображения на ней. Неизвестный художник изобразил три лика на 16 тонких деревянных дощечках, вертикально закреплённых в раме. И для этого ему пришлось немало потрудиться.

Иконописец нанёс изображения на тонкие загрунтованные пластины и прижал их друг к другу так, что они образовали единую плоскость. После на одной стороне он написал один лик, а на другой — второй.

Третий же лик художник написал непосредственно на деревянном холсте. Дощечки с двумя другими ликами мастер установил в специальные пазы на раме, строго соблюдая расстояние между ними.

Похожую технологию сегодня можно встретить на некоторых рекламных щитах, где при движении трёхгранных пластин сменяется изображение.

Необычные трёхликие иконы

Изображения на трёхликой иконе в «Александровской слободе» были не совсем типичными для такого вида икон. Человек, стоящий справа от иконы на небольшом отдалении, видел лик Богоматери в сине-сером покрывале. Стоящий слева же наблюдал архангела Гавриила — юношу в голубом одеянии, держащего в руке красный цветок.

Стоя по центру, можно было увидеть лик Саваофа — седовласого старца. Из его уст в образе белого голубя в белом сиянии исходил Святой Дух. Получается, что трёхликие иконы в некоторой мере тоже можно считать смесоипостасными, поскольку они отражают триединство Бога.

К сожалению, в 1997 году эту уникальную и необычную икону украли из музея, а воров до сих пор не нашли.

Зато в храме Живоначальной Троицы в нижегородском селе Шершово любой желающий может увидеть трёхликую икону. На ней изображены лики Бога Отца, Бога Сына и Саваофа в образе белого голубя. Похожая икона есть и в Свято-Вознесенском соборе, находящемся в Луганской области в Украине.

К тому же, в московском Музее древнерусского искусства тоже есть трёхликая икона «Иисус в темнице», но сохранившая только один лик. Деревянные пластинки, на которых были два других изображения, потерялись.

Известно, что и в петербургском Музее истории религии тоже есть трёхликие иконы, но они не входят в основную экспозицию и хранятся в запасниках.

Инок и икона: что связывает эти два понятияТрёхликая икона в селе Шершово

Подпольное изготовление икон для староверов

Источник: https://www.factroom.ru/religiya/kak-poyavilis-smesoipostasnye-ikony-i-pochemu-ih-zapretili

Протоиерей Андрей Марченко: «Намоленных икон не существует»

Выставка древних книг и икон в Гурьевском краеведческом музее стала одним из наиболее ярких событий культурной жизни уходящего года. Как в век космических скоростей и высоких технологий древлеправославные христиане сумели сохранить древнерусскую духовную культуру, остается лишь удивляться.

Причем сохранили ее не в засушенном виде, не в историческом гербарии, а в повседневной жизни.

Выставка «Культура древней Руси» была организована при активном участии настоятеля древлеправославного Храма поселка Урска — отца Андрея Марченко, он же и рассказал об истории древних книг и икон. 

Традиции иконописи

В витринах выставки 20 икон, почти все они из частных коллекций, владельцы предоставили семейные реликвии для того, чтобы люди могли увидеть своими глазами, что сокровища старины существуют не где-то в Москве или в Питере, но и у нас в Сибири.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

Иконы всегда считались более ценными, чем книги, и прежде всего потому, что книги печатают на станке (рукописные не в счет, в них вложена душа писца!), а иконы являются художественными произведениями, каждая из них уникальна. Можно разделять иконы на школы, а сказать, какая лучше и какая хуже — нельзя.

Интерес к иконам большой, и не только со стороны верующих, но и коллекционеров. Древлеправославные храмы довольно часто подвергаются нападениям, поэтому все ценные иконы хранятся в частных коллекциях. Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи.

Поскольку не старообрядцы откололись от православия, а «официальная» церковь отпала от исконной древлеправославной веры, начиная со второй половины XVII века старообрядцы выступили защитниками византийского и древнерусского канона в иконописи.

Стали активно выступать против нововведений, а в иконописных мастерских свято соблюдали древние каноны и традиции.

Одним из важнейших расхождений между старообрядцами и никонианами был вопрос о перстосложении. В старообрядческом изобразительном искусстве повсеместно встречается двоеперстие. Отличалось и написание аббревиатуры имени Иисуса Христа. Старообрядцы отвергают никоновское нововведение — написание имени Христа как Иисус — «IИС. ХС».

Единственно правильным считается написание имени Христа как Исус и аббревиатуры «IС. ХС». Третья особенность — символом Евангелиста Mapкa у старообрядцев является орел, а Евангелиста Иоанна — лев, на православных иконах посленикoнoвскoго периода — наоборот.

Еще одним существенным разногласием старообрядцев и официальной церкви был вопрос о форме креста. На всех старообрядческих иконах в pyках святых, на маковках церквей всегда изображаются только восьмиконечные кресты. И никогда не встречаются четырехконечные или шестиконечные.

На старообрядческих иконах также никогда не встречаются изображения новых святых, канонизированных русской православной церковью уже после раскола.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

С древних времен староверческие мастера пишут на обработанных досках — наборных щитах, соединенных шпонкой, чтобы их не вело. Сверху наклеивают поволоку (льняную ткань), на ней делается левкас (меловой грунт), который шлифуют, и только потом пишут.

Часто доски делают с ковчегом (ковчег — углубление в иконной доске, символизирующее границу мира земного и небесного); в работе используют только темперные краски, не признают масляных красок и смешанной техники, внедренной в иконопись с XVII века. Деревянные иконы старообрядцев характеризуются темными ликами.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

«Черные доски»

Древлеправославные христиане сумели тщательно собрать и любовно сохранить древние иконы и книги — бесценное сокровище Святой Руси. Если бы не староверы, не жалевшие сил и денег на поиск и приобретение икон и ветхих рукописей старопечатных книг, то они были бы навсегда утрачены.

Иконы — свидетельства духовного величия и высочайшего подвига той части русского народа, которая сохранила верность благочестию. Выставка икон позволяет всем людям прикоснуться к святыням русского православия, с их помощью войти в духовное общение с нашими благочестивыми предками.

На выставку попала известная икона «Троеручица», или Домаскинская. Ее передал один человек (сам неверующий) из Миасса с Урала, этой иконе около 150 лет.

Научный сотрудник музея Ольга Распопина была свидетелем такого явления: во время работы выставки в музей приходили женщины (старались пораньше, чтобы было меньше народу), вставали на колени и молились у икон: «Утоли болезни», «Взыскание погибших», «Неопалимая купина» (сибирское письмо), Михаила Архангела, мучеников Кирика и Иулиты, «Похвалы Пресвятыя Богородицы».

Инок и икона: что связывает эти два понятия

На выставке была уцелевшая икона из деревни Каменки Залесовского района Алтайского края (там в 1871 году был построен первый древлеправославный храм) святителя Николы Чудотворца (уральская школа). «Смоленская» икона Божией Матери с Богомладенцем попала в музей из Хакасии. 

Намоленные иконы

Протоиерей Андрей Марченко:

— Часто бывает, что если верующий человек молится и его прошение удовлетворено, то он связывает это с иконой. Такую икону называют «намоленная», о них слагают легенды, чтобы им поклониться, проезжают тысячи километров. На самом деле нет такого понятия! Намоленных икон не существует.

Создание паломнического ажиотажа вокруг старых икон — это новообрядческий способ обогащения. Исключение составляют иконы, прославленные совершающимися через них чудотворениями. Например, иконы Богородицы: «Владимирская», «Смоленская», «Казанская», «Феодоровская» и другие. Имеются в виду подлинники. Их почитание всегда было особым.

7-й Вселенский Собор заповедовал православным христианам поклоняться всякой иконе, сделанной подобающим образом, хоть новой, хоть написанной давно. Безусловно, обращаться с церковной вещью, у которой есть история, более приятно, она эмоционально располагает к молитве, хотя на самом деле верующие молятся не иконам, а изображенным на них.

Икона лишь является проводником божественной благодати.

Если бы иконы были сильны сами по себе, то знаменитая чудотворная «Казанская» икона Божией Матери смогла бы себя защитить (ее украли, сорвали драгоценный оклад и продали, а саму икону сожгли в печи). Икона — это только образ.

Молятся первообразу, то есть тому, кто изображен на иконе. Икона вторична, и даже не очень важно, какая именно. Вообще старые иконы, которые совсем развалились, сжигают в печи при мироварении (миро используется при крещении).

 

Литые иконы

Старообрядцы свято хранят древние иконы. В пору гонений иконы постоянно перевозили на новое место. Иконы падали, трескались, ломались. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования.

Именно поэтому начался расцвет старообрядческих литых крестов, икон и складней. В крупных старообрядческих центрах сложились школы литой иконы. Литые иконы небольшого размера легко воспроизводить по образцу, они удобны при использовании.

Их характерная черта — обилие надписей на полях.

Инок и икона: что связывает эти два понятия

Литые иконы отличаются изяществом, тонким литьем. Орнаменты заполнены многоцветными стекловидными эмалями. На выставке представлены маленькие литые иконы, двустворчатые и трехстворчатые складни.

Наиболее распространенными образами в старообрядческом литье являются Богоматерь и многочисленные святые. Кстати, в старину при случае староверы могли и сэкономить. Если один святой помогает от одного, а другой от другого, то неплохо иметь одну икону, где изображены они оба. А еще лучше — четыре-пять полезных для дома и семьи святых на одной доске.

В старину у крестьян пользовались популярностью святые покровители скота и пашни. Нередко на иконах изображают по 6-8 фигур святых. Эти иконы служат домовыми иконостасами. В них по центру обязательно расположен крест, вокруг которого размещаются литые образки и складни.

Религиозность староверов слитна с образом жизни. Старая русская икона, признаваемая древлеправославными христианами, это окно в другой, божественный мир. Иконой благословляют при крещении, во время свадьбы, при отделении семьи сына от родителей, перед смертью. Большинство из них представляют историческую и художественную ценность. 

На выставке побывало много народу, каждый шел за своим: одни — помолиться, другие — увидеть древности. Иконы все в «возрасте», им по 150-200 лет.

Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что человек живет в непознанном мире, что, рассуждая о глубинах космоса и о существовании Бога, мы не знаем о том, что находится в океане, на глубине 300 метров! Да, убежденность в существовании Бога противоречит научным воззрениям.

Да, доказать существование Бога невозможно, всегда останется вопрос, а кто создал его? Но люди верят в него, и в этом чудо. Вера сама по себе является чудом. Изменение мировоззрения тоже чудо.

Христос сказал: «Блаженны же те, которые не видели и веруют». Остается лишь принять и согласиться.

Источник: vestnik-belovo.ru

Источник: https://ruvera.ru/articles/protoiereiy_andreiy_marchenko_namolennyh_ikon_ne_sushestvuet

Что такое икона? — Православный журнал "Фома"

Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы.

Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным.

И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона.

Богословию иконы посвящено немало книг – и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги.

Эта статья – попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах.

Правильное и неправильное почитание икон – вот ее главная тема.

1. Мост между небом и землей

Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию.

Но это распространенное мнение – ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе – и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто.

Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть.

Существует два типа религиозно-философского мировосприятия – дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога.

Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни – как следствие – изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все.

А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно.

Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс – цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть?

Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали.

Согласно античной мифологии, Боги Олимпа – это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать.

Читайте также:  Когда русская женщина становилась бабой, а когда молодухой

Но высшего, реального и неведомого Бога – ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали.

Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец – единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл.

Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях.

Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца.

Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви.

Именно эту истину являют нам святые иконы.

Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым.

Христос – это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога.

Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего.

Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный.

В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный.

Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю.

А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила – каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них.

2. Какой должна быть икона?

Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе.

Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим – в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким – бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза.

Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события.

Первое правило иконописи – ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое – этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов.

К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников – на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви.

На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения.

Сама по себе икона в стиле картины – это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки – сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц.

Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили.

Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане.

Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоброт – выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы .

Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту – проникновенность.

Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, – это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь.

И третий важный принцип иконописи – иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке.

В куполе – Христос или вся Троица, ниже – ангелы, еще ниже апостолы, на столпах – мученики, на сводах – сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме.

Точно так же и в иконостасе – ярусы расположены в строгом порядке.

К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто – большого размера, либо –  с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной.

Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон.

Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах.

3. Почитание икон

Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл – духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте – иконам еще и поклоняются. Но почему?

На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию.

Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы.

Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона.

Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них – будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона – это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы.

Второе грубое нарушение правил почитания икон – использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство.

Кощунство потому, что браслеты и кольца – не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство – потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы – тяжкий грех.

Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них – от помощи Божьей.

***

Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление.

По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти.

Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.

Источник: https://foma.ru/chto-takoe-ikona.html

Содержание понятия икона

  • Контрольная работа:
  • Содержание понятия икона
  • Особенности художественного языка и духовного содержания русской иконы

Икона – переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона – живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания.

Свое происхождение иконопись берет от эллинистической портретной живописи. Значительную роль сыграли на формировании техники написания древнейших из дошедших до нас коптских и византийских икон знаменитые фаюмские портреты. Фаюмские портреты получали название по оазису Фаюм в Нижнем Египте, где были найдены в захоронениях I –III веков.

Эти портреты были религиозно-культового назначения. Они выполнялись на дереве или на ткани восковыми красками (энкаустика). Человек на фаюмском портрете изображался погрудно и в фас. Первые византийские иконы сохраняли погрудность и фасность изображения. Фаюмские портреты помещались на лицо умершему человеку и припеленовывались к телу. Икона пришла на Русь из Византии.

Первыми учителями русских мастеров стали византийские художники.

Икона- это зримый образ незримого мира. Она рассматривается церковью не как тождественное божеству, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому дающий . Проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Поэтому иконопись обладает своим метаязыком.

Сюжет и композиция иконы были строго каноническими. Иконописец обязан был следовать строгим правилам – канону.

Это особенно относится к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утвержденные традицией и церковью.

Икона- как изображение мира не стремилась к внешнему, формальному реализму. Напротив, она подчеркивала расстояние и разницу между высшим миром с приблизившимися к нему святыми и земным бытием, в котором существует зритель.

Композиция иконы имеет свои особенности. Каждый персонаж занимает свое, далеко не случайное место. Значение центрального образа подчеркивается его большими размерами по сравнению с другими.

В современных картинах люди и предметы, находящиеся ближе к нам, изображаются большими, чем те, которые вдали. Древний иконописец равнодушен к этой закономерности нашего зрения.

Величина фигур и предметов определялась им не в зависимости от их положения в пространстве, а от их смыслового значения.

Поэтому изображение Святого, даже стоящего на заднем плане, могло быть крупнее изображения простых смертных, написанных на переднем плане .

В иконе особенно бросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в ”обратной перспективе”, т.е. состоящего из ближнего и среднего планов. Дальний план ограничен непроницаемым золотом (или желтым, красным, зеленым, синим) фоном. Иконописцы называют его светом.

Пространство иконы не уходило от зрителя, увлекая его за собой (как это бывает, когда мы смотрим на картину),а словно идет к нам навстречу вместе с изображаемыми на иконе святыми. П.Флоренский не случайно называл обратную перспективу в иконе «обращенной». Очень точное определение. Именно обращенной к зрителю.

Цвет в иконе глубоко символичен, а в картинах он играет эмоциональную и информативную роль. В иконописной иерархии белый цвет занимает высшую ступень в иерархии цветов. Белый цвет означает нравственную чистоту, святость, духовное совершенство.

Его используют при изображении одежды Иисуса Христа, Души Девы Марии, крыльев ангелов. Затем следует голубой, синий. Цвет рая, приюта души человеческой , цвет неба, где в багре и синеете Бог прибывает. Темно-вишневый цвет –любовь. Сияние и вишневые это традиционные цвета в одежде Христа.

Зеленые цвет символизировал юность и надежду. Зеленый и коричневый – эта цвета Земли. Красный цвет – цвет страдания и мученичества, мученически пролитой крови (символом этого служил также крест),багряный – божество. Золото на иконе символизирует собой цвет, вечность.

Низший цвет черный, он ассоциируется с адом, смертью, с дьявольским и символами, его можно видеть на иконах, изображающих страшный суд .

Читайте также:  Как украина в xvii веке воевала за свою независимость

Иконописцы считались людьми высокого нравственного идеала. Мастерская древнего иконописца могла быть и в скромной монастырской келье, где трудился благочестивый монах, или быть при оружейной палате

(в XVI-XVII веке), при царском дворе, а может быть, и в городской мастерской иконописной артели. Занятие иконописью не было обычным ремеслом вроде сапожного или кузнечного. Это было занятие в высшей степени богоугодное. Иконописец перед началом работы постился, хмельного в рот не брал, шел в баню, надевал чистую рубаху, после этого приступал к работе.

Иконы писали на липовых, сосновых или кипарисовых досках. В древности иконы писали на таблетка, изготавливаемых из двух смежных холстов. Но, как правило, иконы писались на досках. Доски сначала просушивали, склеивали клеем, сваренным из хребтов осетровых рыб.

Они соединялись специальными деревянными шпонками. До середины XVII века доски имели ковчег – небольшое углубление для основной композиции. Сверху на доски наклеивался холст- паволока, на которую наносился грунт- левакс. Левакс- это грунт из смеси толченого мела с животным клеем.

На просохшую поверхность наводили лоск хвощем.

На готовую доску наносился контурный рисунок – графья. Выдающиеся мастера разрабатывали оригинальные композиции, рядовые художники пользовались образцами ( что не умоляло их заслуг в глазах современников).

Затем наносились красочная темпера ( яичная темпера – живопись красками, связующим веществом которых служит яичный желток, или цельное яйцо ). Краски были естественного происхождения- минеральные и органические , растирали их в плошках на яичных желтках.

Особенно ценились синяя лазурь, которую изготовляли из полудрагоценного минерала лазурита, его привозили издалека – из Персии или Средней Азии. Если заказчик был богат и не стоял за расходами, то нимбы вокруг голов. Детали одежды.

А иногда и фон покрывался тончайшим слоем настоящего сусального золота. Закончив работу, иконописец покрывал изображение сверху олифой, после чего икона освещалась священником.

Источник: https://mirznanii.com/a/129775/soderzhanie-ponyatiya-ikona

Икона в Православии

ИКОНА (греч.: портрет, образ, изображение), живописное и рельефное изображение Второго Лица Св. Троицы, Бога-Сына, а также Божией Матери и святых.

Икона отличается от западной религиозной живописи тем, что икона не портрет и не картина. По учению св. Отцов, икона — “небесное явление” и “подобие” Божественного. В ней нет ничего мирского и телесного, ее отвлеченные образы являют тайну невидимого.

На иконе пишутся не лица, а “лики”, черты нереальны, глубокий взгляд расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты. Святые движутся и живут на отвлеченном золотом фоне в присутствии ангелов или в окружении сказочных гор, невиданных растений и райских цветов.

Условное положение рук обозначает удивление, молчание, печаль и молитву. Перспектива, по мирским понятиям, отсутствует, архитектура орнаментальна, прозрачные здания позволяют видеть одновременно внешние их очертания и внутреннее убранство. Фронтон обозначает целое здание, отдельное строение — целый город.

Кусок ткани, перекинутый с одной части здания на другую, указывает на действие, происходящее внутри помещения. Природа использована для усиления движения и выражения чувств. Например, на фоне иконы “Положение во Гроб” (XV в.) очертание двух скалистых гор повторяют жест отчаяния поднятых рук одной из св. жен. На иконе “Вход в Иерусалим” (XV в.

) наклоненное дерево указывает движение Христа по направлению к городу, а опущенная голова осляти дает понятие о спуске Христа с Елеонской горы.

На некоторых иконах для указания действия и движения та же фигура повторяется несколько раз, как, например, на сложных композициях Воскресения Христова, где Спаситель изображен несколько раз: воскресшим, сходящим во ад и ведущим праведных в рай. Или на иконе Благовещения, где Архангел Гавриил виден дважды: слетевшим с неба и благовествующим Богоматери.

Икона прибыла на Русь сложившейся догматически и по своему духовно-религиозному содержанию, и по художественному письму. По постановлению Отцов Церкви, икона не может быть домыслом личных религиозных воззрений художника и плодом его благочестивого воображения.

На иконе каждая деталь должна быть основана на Священном Писании, Священном Предании и источниках, одобренных Церковью. Для руководства иконописца существует иконописный подлинник, который в схематических рисунках передает неизменную сущность каждой композиции. Первоначальный подлинник был византийским, в XVI в.

появляется первый русский подлинник Софийский, позднее, в XVII в., — Строгановский и Сийский.

Русский иконописный Подлинник давал, помимо основной схемы иконы, материл для руководства и вдохновения иконописца.

В приложении перечислялись принятые Церковью благочестивые легенды (апокрифы), справки о Житиях святых, описание видений, чудотворных икон, слова песнопений, молитв, разъяснение символов и греческих аллегорий, давались справки о важных исторических событиях, указывались одеяния святых и их “атрибуты отличия”.

В требуемых Церковью отвлеченных образах святых “атрибуты”, установленные каждому, помогали к их опознанию: мученики держат крест или орудие мученичества, епископы — Евангелие, пророки — свитки, строители церквей и монастырей — модели зданий, святые врачи, как св. Пантелеймон, свв. Косма и Дамиан, держат ларец с лекарствами и лжицу.

Все святые пишутся с бородами, кроме ангелов, которые, по словам Подлинника, “юноши неописуемой красоты”; то же и святые, умершие в юном возрасте, как св. Георгий Победоносец, св. Димитрий Солунский, св. кн. Глеб и св. Иоанн Богослов, бывший юным при земной жизни Христа.

Борода, по древним понятиям, была признаком особого уважения и благолепия. Еще в н. XVIII в.

русский патриарх Адриан напоминает в своем “Слове о брадобритии”, что “Бог мужа сотвори и жену, положив между ними знамение: мужу убо благолепие, яко начальнику, браду израсти, жене оного благолепия не даде, яко да будет подчинена, зряще мужа своего красоту”. В отличие от святых, бесы пишутся бритыми, кроме сатаны, их начальника.

Стиль бороды и волос в сочетании с “атрибутом” создал определенный тип каждого святого, по которому он узнается до наших дней. Например, св. Николай Чудотворец пишется в епископском облачении, держащим Евангелие, как изображаются и другие святые епископы, но отличается он от них и узнается по указанному в Подлиннике стилю волос и бороды: “борода средняя, сед, взлысина”.

Существует распространенное мнение, что иконописный Подлинник ограничивал творчество художника и препятствовал развитию искусства, но образцы давали лишь схему неизменной догматической сущности, и иконописец заполнял контуры по своему умению, выбирая и расцветку по личному усмотрению.

Он мог от себя добавить архитектурные детали, увеличить число ангелов и второстепенных фигур, украшать пейзаж растениями и цветами, не изменяя, однако, основной схемы.

Новые композиции выдающихся мастеров, по принятии их Церковью, включались в иконописный Подлинник или распространялись в точной прорези.

Иконописцы были обычно монахи и приступали к работе с постом и молитвой. В ней они просили “полета в высоту и дерзновения видеть свет неприступный сокровищ славы Премудрости Божьей”. Еще в 1554 на Стоглавом Соборе напоминается иконописцу быть смиренным, кротким, благочестивой жизни, догадками Божества не описывать, добавляя: “не всякому иконописцем быть” (Стогл. Собор, гл. 143).

Икона пишется на дереве, на липовой или кипарисной доске. Кресты и складни вырабатываются на металле, украшаются эмалью и рельефными изображениями. Иконы малого размера бывают из глины, кости, меди, серебра и золота.

Доска иконы, в предотвращение выгиба, при сырости или жаре, скрепляется “шпонками”, т.е. кусками дерева, врезанного поперек с обратной стороны. Середина доски, предназначенная для росписи, слегка выдалбливается, и, таким образом, края становятся подобием обрамления, т.

к. для иконы не полагается ни рамы, ни стекла.

Заготовляется доска покрытием алебастра, разведенного на жидком клею, иногда грунтовка накладывается на так называемую “поволоку” — т.е. на кусок полотна, прилаженного к доске.

В старину краски в порошке растирались на воде или квасе, с добавлением яичного желтка. В настоящее время пользуются клеевой краской “темпера”.

Употребление масляных красок для писания священных изображений воспрещается из-за химического состава. Готовая икона покрывается особым лаком — “олифой”.

Приступая к работе, иконописец начинал с позолоты, и по числу накладываемых листов золота иконы назывались “пятилистными”, “шестилистными” и т.д. После позолоты писали одеяния и, закончив с деталями, — лики.

Тени на иконе не накладываются в зависимости от внешнего освещения, как на картинах, а вырабатываются особой техникой перехода от темных красок к светлым, т.к.

по своему замыслу икона освещается не извне, а исходящим от нее светом.

Иконы не подписываются. Иконописец создает их не для личной славы, а во славу Божию. Такие имена, как Алипий (XI в.), Андрей Рублев (XV в.), Симон Ушаков (XVII в.

) и многие другие, дошли до нас по летописям, архивам и патерикам. Сохранение иконописных традиций было делом Церкви и Государства.

Лучшие мастера созывались в Московский Кремлевский Дворец, и в царских палатах создалась знаменитая Школа царских иконописцев.

С канонизацией Русских Святых устанавливаются в их честь новые праздники, службы, песнопения, особые от греческих. На иконах святые Борис и Глеб пишутся в русском платье, воины — в русском вооружении, церкви — уже не Св.

София Константинопольская, а Св. София Новгородская или Киевская, Смоленская “Одигитрия” и Псковская Св. Троица.

Если угодник был епископом, его житие дает данные для истории города, и на иконе встречается древний план города, построенные им монастырь и церкви.

Русские иконы XVI в. мало осложнялись деталями, тогда как в XVII—XVIII вв. появляются чрезмерно сложные композиции под влиянием обширной богословской литературы. Через Балканы проникали переводные апокрифы-легенды.

Многие из них Церковь объявила “отреченными книгами”, но некоторые принимала, основываясь на словах ап. Павла: “Итак, братья, стойте и держитесь предания” (2 Фес. 2: 15). Некоторые легенды видоизменялись в такие чисто русские литературные произведения, как духовные стихи, “Голубиная книга”.

Для ежедневного благочестивого чтения вышли сборники многотомного труда митр. Макария (Четьи-Минеи).

На Древней Руси знали икону, как слова молитвы. Знали так, что малейшее изменение вызывало опасение за чистоту веры. Живым свидетельством являются исторические примеры, как известное “Дело дьяка Висковатого”.

“Дьяк” в те времена был чином отличия человека образованного и дипломата, каким был Висковатый при царе Иване Васильевиче Грозном. В 1547 при московском пожаре сгорели древние иконы Кремлевского собора, и некоторые из них были заменены новыми — письма псковских мастеров.

Висковатый с группой москвичей-единомышленников восстал против “непонятных” ему икон и подал пространное заявление духовным властям, прося разъяснения. Был созван Собор. Этим доказывается важность, которую Церковь придавала подобным вопросам.

Собор, разобрав до мелочей новые иконы, обосновал каждую деталь на Священном Писании. Висковатый принял разъяснение, объявил свое “богомудрствование” ошибочным и признал псковские иконы православными.

Эти же иконы привели в недоумение новгородцев, которые обратились за пояснением к ученому монаху Отенского монастыря Зиновию. Он ответил им письменно в “Истинном Показании”, в котором он принимал икону “Единородный Сыне” как православную, но отвергал “Распятого Серафима”.

Это знание и понимание икон может быть объяснено воспитанием в Древней Руси до к. XVII в., главным двигателем которого было Православие. Иконы находились в каждом доме, будь то боярские хоромы или крестьянская изба. Иконы были связаны с важнейшими семейными событиями и умножались из поколения в поколение.

При рождении ребенка заказывалась именная икона ангела с изображением святого покровителя, имя которого дано новорожденному при крещении. В старину эта икона делалась по мерке ребенка и потому называлась “мерная”. При смерти “мерная” икона клалась на крышку гроба.

Жениха и невесту благословляли иконами Божьей Матери и Спасителя, сына, призванного на войну, — иконой святого воина (св. Георгия Победоносца, Димитрия Солунского или Федора Тирона). Болящим дарили образ св. Пантелеймона.

Изображения святых, имена которых соответствовали именам членов семьи, приписывали на полях икон, или заказывались особые “семейные” иконы с рядами святых.

Памятные дни заносились на иконе в изображениях, соответствующих церковному календарю, например, если кто родился 25 марта, то образ Благовещения помещался в ряду икон, если венчание состоялось 26 августа, в день поминовения св. Наталии, ее образ олицетворял это событие и т.д.

Со временем иконы стали закрываться металлическими ризами или окладами, сначала в виде обрамления или узорчатой серебряной пластинки заполняющей лишь фон иконы, так называемой “басмой”, слово, принятое от татар, которые, собирая пошлину, возили с собой “басму”, т.е. изображение своего хана.

С к. XVI в. металлические ризы стали постепенно закрывать икону, как, например, риза на Ветхозаветной Троице (Рублева), пожертвованная царем Борисом Годуновым. Открытыми оставались лишь лики, руки и ноги.

Ризы выпуклым рельефом или резьбой по металлу повторяли в точности скрываемые ими иконы. Ризы были золотые, эмалевые, серебряные и медные золоченые.

Чудотворные иконы Божией Матери, такие, как Владимирская, Иверская, Казанская, были украшены драгоценными камнями.

Н.Ш.

Энциклопедический словарь русской цивилизации. http://rus-sky.com/

Источник: http://ponjatija.ru/node/155

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector