Из чего на руси делали кокошники

Из чего на Руси делали кокошникиЕкатерина II- русская императрица в карнавальном русском костюме. / Английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II в подвенечном наряде.

Кокошник укрепился в сознании современных людей как главный аксессуар русского народного костюма. Однако в XVIII -XIX веках этот головной убор был обязательным в гардеробе женщин из высших кругов, в том числе и российских императриц. А в начале XX столетия кокошник мигрировал в Европу и Америку и появился в виде тиар в гардеробах многих зарубежных красавиц и королев.

Кокошник — неотъемлемая часть гардероба простолюдинок и боярынь в Древней Руси

Из чего на Руси делали кокошникиНиколай Иванович Аргунов (1771-после 1829). Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.

История кокошника загадочна и покрыта тайной, поэтому достоверно неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже начиная с десятого века древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев 10-12 столетия, обнаруживалось нечто похожее на кокошник.

Из чего на Руси делали кокошники

Само же определение «кокошник» впервые упоминается в писаниях 17 века и происходит от древнеславянского «кокош», обозначающего курицу, отличительной чертой которого является «гребень».

«В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание.

По нему можно было узнать не только, из какой местности владелица, но и каков ее возраст, семейное положение и социальная принадлежность».

Из чего на Руси делали кокошникиБоярыня у окна. Константин Егорович Маковский.

Мастерицы кокошницы, изготавливающие кокошники, расшивали их жемчугами, бисером, золотыми нитями, разными орнаментами, являющимися символами супружеской верности, плодовитости и оберегом семьи. Стоимость некоторых экземпляров, изготавливаемых для царских семей доходила до баснословных сумм.

Из чего на Руси делали кокошникиБоярышня. Фирс Журавлев.

Женщины даже с бедных семей имели праздничный головной убор, который бережно хранили и передавали от матери к дочери. Кокошники одевали только в особых случаях, в повседневной жизни их не носили.

Из чего на Руси делали кокошникиК. Е. Маковский. Боярышня у окна с прялкой.

В древние времена кокошник имели право носить лишь замужние женщины, часто одевающие под кокошник платок или покров из тонкой ткани. Так как согласно поверью — волосы нужно было прятать.

В Древней Руси девицы на выданье молили о своем замужестве Богородицу на Покрова приговаривая: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

Из чего на Руси делали кокошникиРусская красавица. Константин Маковский.

С течением времени в некоторых губерниях женщины кокошник стали носить лишь три дня после венчания. Это было связано с тем, что этот головной убор начали заменять обычными платками.   

C момента возникновения их носили женщины всех сословий — от простолюдинок до цариц, но в результате реформ Петра I этот головной убор остался лишь у представительниц крестьянства, купечества и мещанства.

Из чего на Руси делали кокошникиДрождин Петр Семенович. Портрет купчихи в кокошнике.

Триумфальное возвращение кокошника в гардероб императриц

Кокошник, запрещенный для высших слоев общества при Петре I, был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, возобновившей моду «а-ля русс».Из чего на Руси делали кокошники

Будучи немкой, Екатерина Великая ценила и уважала все русское, что и стало основным критерием ее государственной политики в годы ее правления. Основное правило — «нравиться народу» — выработалось еще в молодые годы, когда она еще была княгиней. Первоочередной своей целью она ставила изучить русский язык и проникнуться православной верой и ее обрядами. Подчеркивая этим самым свою связь с новой страной, ставшей ей второй родиной, все эти уроки усвоила прилежно и на всю жизнь.

На этом полотне неизвестного художника изображена Екатерина в русском карнавальном наряде: в богатом кокошнике, сарафане и рубахе с пышными рукавами. Дополнением к образу царицы служат украшения с большими бриллиантами, поражающими своей массивностью.

Из чего на Руси делали кокошникиАлександра Павловна — великая княжна, внучка Екатерины Великой. Неизвестный художник.

Внучка Екатерины — Александра Павловна, живя в эпоху романтизма, уже наряжалась в русский костюм не как в карнавальный, а как в нечто исторически ценное. А на ее голове видим «венец», расшитый жемчужной нитью, который был популяризирован в северных губерниях России.

Отечественная война 1812 года с армией Наполеона подняла в обществе огромную волну русского патриотизма, возвратила интерес ко всему исконно русскому в моде. И снова

в высшее общество вернулось некое подобие народных русских кокошников. В те же годы в моду вошли русские сарафаны с талией в стиле ампир красного и синего цветов. Так же при дворе одевались и царственные особы.

Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Франц Крюгер.

Жена императора Николая I- Александра Федоровна изображена в кокошнике, преобразившимся в помпезную конструкцию с огромными драгоценными камнями.

В 1834 году Николаем I был издан указ о вводе для представительниц прекрасного пола новых придворных платьев в стиле «а-ля бояр», дополненных кокошниками.Мария Федоровна.

Иван Крамской

Супруга императора Александра III — Мария Федоровна, изображенная в наряде отделанном мехом горностая, и бриллиантовом кокошнике.

К слову, мода на такие кокошники-тиары, с расходящимися лучами, распространилась по миру как раз из России и имели название: «the Kokoshnik Tiara».

Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны. (1897). Федор Москвитин.

Во второй половине 19 столетия в России снова прошел подъем русского стиля, вызвавший интерес к старине и русскому костюму. Знаковым событием стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде 17 века в стиле «русские кокошники».

Мария Федоровна в кокошнике. Константин Маковский.

  • Этот головной убор в сочетании с придворным декольтированным платьем оставался в гардеробе дам высшего света до падения самодерживия в 1917 году.

К. Е. Маковский (1839-1915).

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.Маковский К.Е. Княгиня под венец.В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике.

Кокошник модный аксессуар 1920-1930 годов

Костюмированные балы в поддержку русской иммиграции.

В начале 20 века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», которое подражало всему русскому. Это было связано с волной русской иммиграции сразу же после революции 1917 года.

Фото 1924 года. Графиня Надежда Михайловна де Торби, в замужестве маркиза Милфорд-Хейвен (на фото слева) в тиаре – кокошнике с рубинами.Звезды Голливуда в кокошниках.

Огромен список знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в головных уборах очень сильно напоминающих русские кокошники-тиары.

Английская королева Мария в подвенечном одеянии.И примечательно то, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник-тиару. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/281117/36819/

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/7919394.html

История кокошника

Из чего на Руси делали кокошники Из чего на Руси делали кокошники

 История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
  Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты.
 Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке. Хотя точное время его возникновения неизвестно. У же в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

Одна из популярных версий появления кокошника — византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент. Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. 

Из чего на Руси делали кокошники

   В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Из чего на Руси делали кокошники

 Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.

Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы.  
 В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем.

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».

По конструкции выделялись четыре вида кокошников
•  Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской. 
1.    Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см[10].
2.    кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия[5].
3.    кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.

Насчет «рогов» в женских головных уборах поговорим чуть ниже. Но тут надо отметить, что есть несколько типов однорогого кокошника. Есть так такие, где в общем-то и «рог» не особо угадаешь:       

Из чего на Руси делали кокошники Из чего на Руси делали кокошники Из чего на Руси делали кокошники
Из чего на Руси делали кокошники Девушка в уфимском праздничном костюме, 1900-е гг.

   Есть вот такие, где с рогом всё нормально. Они восходят к скифским женским клобукам — конусовидным головным уборам с заостренным верхом, боковыми и задними лопастями, доходившими до плеч. Спереди их украшали треугольная золотая пластина, ряды золотых бляшек или бусы.  

 •  В виде цилиндрической шапки с плоским дном.

Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним.

Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами. 

1.    Однодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку.

Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке.

Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

      Этот вид похож на скифские  калафы — цилиндрические спереди головные уборы, сбоку имевшие дугообразный край, с мягким закрытым верхом и затылком. Их высота достигала 10-16 см. Передняя часть украшалась рядами золотых пластинок, а сзади набрасывалось покрывало с золотыми бляшками.

•    С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.
•    Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок».

 Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.
В этих видах кокошника «гребень» находится визуально по середине головы, но бывали и кокошники, где выдающаяся вверх узорная часть находилась ближе к затылку.

Это так называемые одногребенные «златоглавы»: 

«Златоглав» Грайворонского уезда     Курской губ. (вид сзади)
Виктор Васнецов. «Портрет В. С. Мамонтовой» в однорогом кокошнике (1884)

       А  были и двурогие златоглавы – двурогие  (двугребенные). Встречается и другое название — «седлообразный златоглав». У них поперёк головы (в направлении от уха до уха) имеется не один, а два параллельно расположенных гребня. Задний из этих двух гребней всегда прямой, а передний кругловатый.         

Златоглавы имели широкое распространение в XIX веке. К началу XX века они стали исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа.   

   Этот вид  кокошник напоминает  веер, который пришивался к шапочке. Позади него спускались ленты. Это «моршень» 

Кокошники, слева направо: A — однорогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B — однорогий кокошник, Костромская губерния; C — кокошник; D — кокошник, Московская губерния, Е — кокошник, Владимирская губерния, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)
Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.
     Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

     Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д. 

девичий кокошник женский кокошник
Читайте также:  Почему казаки шли на службу гитлеру

    Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
  Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором.   Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами. Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент — оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом. 

Таким образом, кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.  

     В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу.

Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого (Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями), поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.

   

    Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».
     Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержит многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи. 
     Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.

     В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям. Вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.

       

Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в.

В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.

: «Императрица была в ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове…».  

  Портрет Екатерины II в кокошнике

    Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде. В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной талией и филигранными пуговицами спереди.   

     На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников. 
В 1834   году   Николай   I   издал   указ,  вводивший новое придворное платье,

дополненное     кокошником.       Оно состояло из  узкого открытого 

корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Злопыхатели называли такой фасон «офранцуженный сарафан».  

     Платья эти к концу XIX века часто шила в Петербурге мастерская Ольги Бульбенковой из бархата разных цветов и парчи (для императрицы и великих княгинь) со вставками из белого атласа.

Рисунок роскошных золотых вышивок был предопределен указом в соответствии с положением дамы при дворе. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года.

Такой вариант «народного платья» оставался в гардеробе придворных дам до самой революции. 

Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей фрейлиной

Разумеется, это была, говоря современным языком, лишь стилизация под русский традиционный костюм. Все эти платья были строго регламентированы, имели значение их цвет и отделка.  

Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835 г. Эрмитаж 
П. Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой -Денисовой, 1835 г.
Говорят, что русские царицы, будучи иностранками по рождению, использовали стилизованное народное платье, чтобы быть ближе к русским подданным. 
Франс Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Фридерики Шарлотты Вильгельмины, известной также как Шарлотта Прусская) 
Великая Княгиня Александра Петроовна (1838 – 1900) (Александра Фридерика Вильгельмина принцесса Ольденбургская).

   При дворе стали популярны балы в русском стиле, самый известный из которых- бал 1903 года, уже в царствование Николая II 

Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой — «Боярыня» 

Великая княжна Ксения Александровна на балу 1903 г.

Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов по народному костюму. 

     Рисунок С. Соломко
Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния. 

Источник: http://golrdk.ru/load/god_russkoj_kultury/istorija_kokoshnika_tajny_russkogo_kostjuma/9-1-0-89

История кокошника — тайны русского костюма. Или Исконная русская красота — наше наследие

История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в.

бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Из чего на Руси делали кокошники

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.

Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем.

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».

Из чего на Руси делали кокошники

Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Из чего на Руси делали кокошники

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.

Из чего на Руси делали кокошники

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т. о. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.

Из чего на Руси делали кокошники Из чего на Руси делали кокошники

Источник: https://www.colors.life/post/1308945/

Кокошник — корона русских красавиц

Если спросить людей, с какими атрибутами ассоциируется у них русская культура — обязательными ответами будут балалайка, медведь, снегурочка, сарафан и, конечно, кокошник. О происхождении головного убора и его особенностях в этой статье.

Из чего на Руси делали кокошники

Откуда взялся кокошник

Модные течения существовали во все времена. Русская корона, возникновение которой принято относить к 16-17 веку, появилась не сама по себе. В Европе в это время носили конусообразный и рогатый атур (колпак), шляпы с полями, потом береты, в Византии — чепцы, капюшоны, высокие короны. Развитие торговых отношений между государствами, способствовало распространению модных веяний на Руси.

По версии историков, дочери русских князей, смотря на одежду византиек, начинали подражать заграничным дамам. Так появился русский кокошник — это старинная, разукрашенная женская шапка в виде гребешка. Значение слова кокошник — «петушок», «наседка». В толковом словаре Даля отмечены еще 2 названия историзма — «кокуй«, «кокошка» с определением — «народный головной убор русских женщин».

Из чего на Руси делали кокошники

Известно ли вам, что замужние дамы покрывали голову не только для красоты или от плохой погоды, но и по духовным соображениям? Платок олицетворял христианские ценности — смирение, благородство, чистоту.

До кокошника носили:

  • убрус с деревянным обручем и подвесками (платок поверх мягкой шапочки);
  • повой (тканное полотно, обмотанное вокруг головы);
  • сборник (расшитая драгоценностями шапочка, с присборенной частью)
    кичку (корона с рогами);
  • сороку (похожа на хвост павлина, обильно украшалась бисером, цветами, лентами и т.д.).

В каждой губернии были свои кокошники. В Костромской — высокие, во Владимирской — полукруглые, в Псковской — со вставками из жемчуга. Имели место и двухгребенчатые, цилиндрические короны.

Мистическое и социальное значение

Что такое головной убор кокошник для древнерусского населения того времени? Прежде всего, это выражение социального статуса. По внешнему виду короны судили о возрасте владелицы, происхождении, семейном положении, принадлежности к сословию.

Суеверный русский народ этому аксессуару приписывал также мистическое значение. Предки считали, что волосы замужней женщины, особенно распущенные, опасны — могут привлечь нечистые силы. Поэтому их не просто заплетали в тугие косы, но и прятали под головные уборы, закрывавшие лоб, затылок, уши. Традиция ходить в храм с покрытой головой до сих пор соблюдается.

Из чего на Руси делали кокошники

Демонстрировать красоту шевелюры разрешалось только будущим невестам для привлечения женихов. Сразу как венчание случалось, косу девушке во время специального обряда переплетали и прятали под кисейным кокошником или в платок, завязанный под подбородком. Так она ритуально «прощалась со своей девичьей красотой». Больше девушке незачем было красоваться.

Источник: https://7kul.ru/kostyumy/kokoshnik-korona-russkih-krasavits

Какова история происхождения КОКОШНИКА? Расскажите о этом головном уборе?

I'll be better Просветленный (46335) 11 лет назад Кокошник — народный головной убор, знакомый многим по русским народным сказкам. История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.Из чего на Руси делали кокошникиБез головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних .восточных славян даже и не мыслился. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы, эстетически оправданны и в каждой местности разнообразны. Они делились на девичий и женский. Термин «женский» на народном языке означает «бабий», то есть принадлежащий замужней женщине. Основной тип женского головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников.Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов на Руси был кокошник. Этот головной убор был завезен к нам однодворцами, но за сотни лет так переработан, переосмыслен на местный манер, что обрел в конце концов свою форму. В разных селах он имел некоторые различия, главным образом по высоте, аксессуарам и украшениям. Если кичку и сороку делала для себя, для дочери или внучки каждая женщина, то кокошник изготовляли только редкие мастерицы. Шился он из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, цветными пуговками-каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами. Шились кокошники мастерицами Верхнего Мамона и Павловска, а .в селе Солдатском Острогожского района и в Репьевском районе их шьют и поныне. Высота кокошника в различных селах была разная: от 12 до 16 сантиметров в лобной части. Имелся он не в каждой семье, и носили его только по праздникам. Кокошник — явление общерусское. Первоначально он появился в городах. Носили его мещанки, купчихи и привилегированная знать, потом он полюбился крестьянкам, прижился у них, получил своеобразное развитие и в такой форме повсеместно бытовал до 1928 года, а в Пузеве, Клеповке и ряде других сел — до 1947 года.Из чего на Руси делали кокошники С кокошником связано много поверий, ритуалов и обрядов языческого происхождения. Девушка после венчания расплетает одну косу и заплетает две, которые прячет под подзатыльником кокошника, кички или сороки. В этот красочный и трогательный обряд входит прощание с девичьей красотой, девичьей вольной волюшкой, с открытыми для солнца волосами, которые теперь на всю жизнь будут спрятаны под кокошником, кичкой или сорокой. Во многих воронежских селах кокошник переходил по наследству от старших сестер к младшим, от них — к внучкам и внучатым племянницам. Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия. Сам процесс надевания кокошника на голову молодой был праздником. Просватанные девушки и девушки на выданье носили кокошники, которые ничем не отличались от женских кокошников.Из чего на Руси делали кокошникиНевозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников. Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник. Кокошник оставался элементом и русского сценического костюма.

Читайте также:  Почему скопцы были самой богатой сектой в истории россии

Он был неким символом старой России на протяжении всех долгих лет эмиграции.

Кокошники можно было увидеть и в маленьких русских кабаре от Константинополя до Харбина, и на представлениях знаменитых трупп эмиграции — от берлинской «Синей птицы» до парижской и нью-йоркской «Летучей мыши» и Русской частной оперы Марии Кузнецовой.

Источник: http://folkler.ru/kostyum/genskiy_kostuam_na_rusi

Stacy Мыслитель (6159) 11 лет назад Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях) , а в допетровской Руси — и в боярской.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош» , обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.

Иннает Сефидинова Знаток (497) 2 года назад Какова история происхождения КОКОШНИКА? Расскажите о этом головном уборе?08.11.2016Прочие тенденции стиля жизниКакова история происхождения КОКОШНИКА? Расскажите о этом головном уборе?Кокошник — головной убор Мордвы, которая населяла европейскую (западную) часть современной России. В различных вариациях различные мордвинские этносы (Эрзя, Мокша) и марийцы имеют в своих национальных костюмах кокошники… Никакого отношения к Руси этот головной убор не имеет! На территории Украины и Беларуси не найдено ни одного кокошника…Кокошник — народный головной убор, знакомый многим по русским народным сказкам. История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних .восточных славян даже и не мыслился. С непокрытой головой, «простоволосой», женщина не показывалась ни на людях, ни на улице, ни даже дома. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы, эстетически оправданны и в каждой местности разнообразны. Они делились на девичий и женский. Термин «женский» на народном языке означает «бабий», то есть принадлежащий замужней женщине. Основной тип женского головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников.Одним из красивейших и оригинальных женских головных уборов на Руси был кокошник. Этот головной убор был завезен к нам однодворцами, но за сотни лет так переработан, переосмыслен на местный манер, что обрел в конце концов свою форму. В разных селах он имел некоторые различия, главным образом по высоте, аксессуарам и украшениям. Если кичку и сороку делала для себя, для дочери или внучки каждая женщина, то кокошник изготовляли только редкие мастерицы. Шился он из золотого галуна, реже из парчи и украшался цветными узорчатыми лентами, вышивкой разноцветными нитками, золотым шитьем, жемчугом, бисером, блестками, цветными пуговками-каменьями, павлиньими перьями и другими декоративными материалами. Шились кокошники мастерицами Верхнего Мамона и Павловска, а .в селе Солдатском Острогожского района и в Репьевском районе их шьют и поныне. Высота кокошника в различных селах была разная: от 12 до 16 сантиметров в лобной части. Имелся он не в каждой семье, и носили его только по праздникам.Кокошник — явление общерусское. Первоначально он появился в городах. Носили его мещанки, купчихи и привилегированная знать, потом он полюбился крестьянкам, прижился у них, получил своеобразное развитие и в такой форме повсеместно бытовал до 1928 года, а в Пузеве, Клеповке и ряде других сел — до 1947 года.С кокошником связано много поверий, ритуалов и обрядов языческого происхождения. Девушка после венчания расплетает одну косу и заплетает две, которые прячет под подзатыльником кокошника, кички или сороки. В этот красочный и трогательный обряд входит прощание с девичьей красотой, девичьей вольной волюшкой, с открытыми для солнца волосами, которые теперь на всю жизнь будут спрятаны под кокошником, кичкой или сорокой. Во многих воронежских селах кокошник переходил по наследству от старших сестер к младшим, от них — к внучкам и внучатым племянницам. Хранился он обернутым в материю в сундуках как семейная реликвия. Сам процесс надевания кокошника на голову молодой был праздником. Просватанные девушки и девушки на выданье носили кокошники, которые ничем не отличались от женских кокошников.

Невозможно перечислить всех знаменитых невест мира, выходивших замуж в 20-е годы в подобиях русских княжеских кокошников.

Достаточно упомянуть, что английская королева Мария, бабушка королевы Елизаветы II, венчалась в уборе, напоминавшем русский кокошник. Кокошник оставался элементом и русского сценического костюма.

Он был неким символом старой России на протяжении всех долгих лет эмиграции.

Источник: дальше идите по ссылкеhttp://loungeduet.ru/11/08/k

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/15166456

Из чего на Руси делали кокошники

Попробуем вообразить себе ситуацию, в которой современная девушка надевает корону. Венчаются в наши дни далеко не все, конкурсы красоты тоже выигрывают единицы. В общем, у среднестатистической барышни шансов очень мало, а ведь еще в прошлом веке на Русском севере через это проходила каждая, и не только в стенах церкви.

Короны невест

Простота и минимализм отлично сочетаются с юностью и врожденной природной красотой. Хорошо понимая это, наши предки одевали дочерей так, чтобы видны были еще детские густые волосы, ровное личико, иногда и руки до локтей.

А в праздничные дни и перед свадьбой этот принцип имел особое значение: скромная девичья повязка нередко заменялась на высокий, порой, в целый локоть, венец. Сквозь хитросплетения его мотивов тоже видны были аккуратно расчесанные на прямой пробор волосы.

Трудно представить себе более уместный и в то же время богатый убор, особенно если он дополнялся фатой.

Когда фотографии старинных девичьих венцов («корун») появляются в сети, особенно внимательные сразу начинают задавать вопросы: из чего сделаны эти ажурные конструкции? Неужели выкованы из металла? Может, сплетены из бисера и проволоки? Если нет, то как они держат форму? Как ни странно, все это вышивка, а точнее, «сажение по бели» — древнее, очень трудоемкое и почти забытое искусство.

Множество слоев ткани и картона складывали друг на друга, это служило основой, затем, прошивая насквозь, сверху прокладывали жгуты из обыкновенных белых ниток и «сажали» жемчуг и стеклянные стразы. Затем полотно прорезалось, становилось легче и прозрачнее. В некоторых случаях весь контур просто вышивался золотной нитью в несколько слоев.

Для того, чтобы венец не осел и не деформировался, его проклеивали составом из муки или размятого в воде хлеба. Справиться с этой работой могли сами крестьяне, тем более что мастерство играло значительно большую роль, чем дороговизна материалов.

Венец удобно сгибался вокруг головы и сзади его края связывали лентами, что позволяло даже регулировать размер.

Великолепным дополнением служил саженый жемчугом косник, который при помощи лент крепили там, где волосы оканчивались неприглядным ломким хвостиком, таким образом, пряча его среди украшений и выпрямляя прическу под весом этого аксессуара.

Вот тебе кокуй, с ним и ликуй

«Их жен не отличить от первейших боярынь», — жаловался на русских крестьян хорватский богослов Юрий Крижанич в середине XVII века.

Обилие жемчуга в нарядах самых простых людей поражало его и вводило в заблуждение, в Европе это было неслыханно. Особенно много богатого галуна, золотных нитей и жемчугов встречалось на кокошниках, которые, как раз, и носили замужние женщины, соревнуясь статью с боярами в высоких шапках.

Науке неизвестна причина и подлинная история того, как возникла прочная ассоциативная связь «девушка – кокошник». Причём, эта связь в мультфильмах и детских книгах активно иллюстрируется косой, выпущенной из-под головного убора.

Ни на старых фотографиях, ни на картинах тех времён, ни в упоминаниях не встречается ничего подобного.

Ведь кокошью в некоторых регионах называли курицу, а курица только тогда имеет красивый алый хохолок, когда регулярно несёт яйца и способна к продолжению рода.

Право носить кокошник в русской традиции предоставлялось исключительно замужним, это значило, в свою очередь, что все волосы должны быть аккуратно заплетены в две косы вокруг головы и убраны с глаз долой под скромный повойник, что и предполагает такая конструкция.

Жёсткая шапочка в основании кокошника, укреплённая множеством слоёв ткани, картона и бересты дополнялась лопастью, возвышающейся над головой, как было принято в Ярославской и Костромской губерниях. Или будучи сама по себе высокой, сверху она покрывалась богато вышитым донцем. Такими были, например, кокошники в Каргополе и Москве.

Именно закрытое темечко роднит его с сорокой, и даже намиткой, ведь волосы роженицы и работницы уже не так хороши, как девичьи, да и времени ухаживать за ними не оставалось. В этнографии западных славян есть масса упоминаний о том, что коса после свадьбы и вовсе отрезалась. По крайней мере, прощание с косой и «окручивание» молодой новым головным убором характерно для всех наших соседей.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/213065245

Из чего на Руси делали кокошники

Попробуем вообразить себе ситуацию, в которой современная девушка надевает корону. Венчаются в наши дни далеко не все, конкурсы красоты тоже выигрывают единицы. В общем, у среднестатистической барышни шансов очень мало, а ведь еще в прошлом веке на Русском севере через это проходила каждая, и не только в стенах церкви.

Короны невест

Простота и минимализм отлично сочетаются с юностью и врожденной природной красотой. Хорошо понимая это, наши предки одевали дочерей так, чтобы видны были еще детские густые волосы, ровное личико, иногда и руки до локтей.

А в праздничные дни и перед свадьбой этот принцип имел особое значение: скромная девичья повязка нередко заменялась на высокий, порой, в целый локоть, венец. Сквозь хитросплетения его мотивов тоже видны были аккуратно расчесанные на прямой пробор волосы.

Когда фотографии старинных девичьих венцов («корун») появляются в сети, особенно внимательные сразу начинают задавать вопросы: из чего сделаны эти ажурные конструкции? Неужели выкованы из металла? Может, сплетены из бисера и проволоки? Если нет, то как они держат форму? Как ни странно, все это вышивка, а точнее, «сажение по бели» — древнее, очень трудоемкое и почти забытое искусство.

Множество слоев ткани и картона складывали друг на друга, это служило основой, затем, прошивая насквозь, сверху прокладывали жгуты из обыкновенных белых ниток и «сажали» жемчуг и стеклянные стразы. Затем полотно прорезалось, становилось легче и прозрачнее. В некоторых случаях весь контур просто вышивался золотной нитью в несколько слоев.

Для того, чтобы венец не осел и не деформировался, его проклеивали составом из муки или размятого в воде хлеба. Справиться с этой работой могли сами крестьяне, тем более что мастерство играло значительно большую роль, чем дороговизна материалов.

Венец удобно сгибался вокруг головы и сзади его края связывали лентами, что позволяло даже регулировать размер.

Великолепным дополнением служил саженый жемчугом косник, который при помощи лент крепили там, где волосы оканчивались неприглядным ломким хвостиком, таким образом, пряча его среди украшений и выпрямляя прическу под весом этого аксессуара.

Вот тебе кокуй, с ним и ликуй

«Их жен не отличить от первейших боярынь», — жаловался на русских крестьян хорватский богослов Юрий Крижанич в середине XVII века.

Обилие жемчуга в нарядах самых простых людей поражало его и вводило в заблуждение, в Европе это было неслыханно. Особенно много богатого галуна, золотных нитей и жемчугов встречалось на кокошниках, которые, как раз, и носили замужние женщины, соревнуясь статью с боярами в высоких шапках.

Науке неизвестна причина и подлинная история того, как возникла прочная ассоциативная связь «девушка — кокошник». Причём, эта связь в мультфильмах и детских книгах активно иллюстрируется косой, выпущенной из-под головного убора.

Ни на старых фотографиях, ни на картинах тех времён, ни в упоминаниях не встречается ничего подобного.

Ведь кокошью в некоторых регионах называли курицу, а курица только тогда имеет красивый алый хохолок, когда регулярно несёт яйца и способна к продолжению рода.

Право носить кокошник в русской традиции предоставлялось исключительно замужним, это значило, в свою очередь, что все волосы должны быть аккуратно заплетены в две косы вокруг головы и убраны с глаз долой под скромный повойник, что и предполагает такая конструкция.

Жёсткая шапочка в основании кокошника, укреплённая множеством слоёв ткани, картона и бересты дополнялась лопастью, возвышающейся над головой, как было принято в Ярославской и Костромской губерниях. Или будучи сама по себе высокой, сверху она покрывалась богато вышитым донцем. Такими были, например, кокошники в Каргополе и Москве.

Именно закрытое темечко роднит его с сорокой, и даже намиткой, ведь волосы роженицы и работницы уже не так хороши, как девичьи, да и времени ухаживать за ними не оставалось. В этнографии западных славян есть масса упоминаний о том, что коса после свадьбы и вовсе отрезалась. По крайней мере, прощание с косой и «окручивание» молодой новым головным убором характерно для всех наших соседей.

Источник: https://news.rambler.ua/other/42458122-iz-chego-na-rusi-delali-kokoshniki/

Чем на Руси косы покрывали. О важности женского головного убора

05.01.2017

Головной убор на Руси был неотъемлемой частью женского гардероба. Волосы обязательно заплетали, а голову покрывали в зависимости от социального статуса. Головной убор мог многое сказать о своей обладательнице – её семейном положении, статусе в обществе, территориальной принадлежности.

Девичьи убранства

  • Девичью косицу мог вершить металлический обруч, закреплённый на затылке, с височными кольцами и различными налобными украшениям. 
  • А вот обруч, обтянутый тканью, декорированный вышивкой, пластинками, бусами, жемчугами и каменьями называли венцом.
  • Обыкновенно венцы носили по праздникам и на свадьбу.
  • Обруч и венец – это трансформации хорошо знакомого нам венка – древнейшего девичьего украшения на Руси.
  • Женский головной убор на Руси был органически связан с причёской и дополнял её.

Также девушка могла украсить свои волосы повязкой – полоской шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани, закрывающей лоб или темя. Повязка завязывалась под косой, а широкие расшитые ленты спускались на девичью спину. 

Головной убор завершали вышивками, жемчугами, цветами. Повязки носили в основном крестьянки, чаще их надевали по праздникам, а иной раз на свадьбу – вместо венца.

Убранства замужних

  1. После замужества женщины полностью покрывали волосы, и чем более многослойным был головной убор, тем зажиточней считалась его обладательница. 
  2. Одним из таких головных уборов былакика (кичка) – высокое женское убранство, состоящее из позатыльня – полотна, покрывающего плечи; 
  3. повойника – ткани, повитой вокруг головы; 
  4. начельника – передней лобовой части и очелья ­– жемчужной сетки или бахромы. 

Кички были разные по форме, они напоминали рога, копытца и даже лопату. Барыни носили«рогатые» кички, передняя часть которых была заполнена орнаментом, а очелье обшито золотом.

Рога на Руси считались оберегом для матери и по поверьям защищали ребёнка от тёмных сил и сглаза. Высота таких рогов иногда доходила до 20 см, поэтому в рогатой кичке было принято ходить, запрокинув голову.

Кичиться — ходить с высоко поднятной головой.

Интересно, что название этого убора можно встретить в архитектурных словарях, оно обозначает возвышение на передней части корабля. Впоследствии кичку заменили более простые головные уборы — сорока и повой.

  • Сорока считалась одним из самых богатых головных уборов и состояла из большого количества частей, от 8 до 14. 
  • Основой для убора служили кичка, позатыльник и сама сорока, которая представляла собой возвышенную макушку. 
  • Сорока называлась саженой, если она была обшита драгоценными камнями и крылатой, если с боков к ней пришивали ленты с завязками. 
  • Украшениями для такого убранства служили искусственные цветы, бисер и драгоценности.
  • «Если смотреть на затылок женщины в этом уборе, всё равно что смотреть на сидящую птицу с подогнутыми крыльями», — писал пензенский автор Кротков в конце ХIХ века.

Повойник – платок или полотенце, который ранее одевали под кичку, чтобы покрыть голову. Однако, ходить в одном повое на людях считалось признаком плохого тона.

Cнять головной убор с замужней женщины на Руси считалось страшным оскорблением. Отсюда пошло выражение «опростоволоситься», то есть остаться с непокрытой головой.

Однако, во второй половине ХIХ века, убор стал самостоятельным предметом одежды, вытеснив сороку и кику. Чаще всего повойник носили крестьянки, чтобы защитить волосы от спутывания и загрязнения. 

Праздничный повойник шили из шёлка, атласа или бархата и украшали очелье бисером или драгоценными камнями.

История кокошника

История кокошника полна тайн и загадок — считает Дмитрий Савицкий. А точного времени появления этого головного убора не знает никто.

Коко́шник — старинный руский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними.

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в.

бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной.

Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем.

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока». 

Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.

Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В руской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.

Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, таким образом кокошник был не только украшением женщины, но и её оберегом.

В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребёнка. Изготавливали кокошники в городах, в больших сёлах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы.

Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали её на твёрдую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.

Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трёх частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент — оберег.

В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности.

Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.

Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».

Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержал многочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.

Пётр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.

В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к руской истории и российским древностям.

Увлечение руской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в.

В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.

: «Императрица была в ало-бархатном руском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове…».

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну рус­кого патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде.

В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие руские сарафа­ны с ампирной талией и филигранными пуго­вицами спереди.

На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское об­щество некое подобие старинных кокошни­ков.

В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого откры­того корсажа с длинными рукавами «а-ля бо­яр» и длинной юбки со шлейфом.

Платья эти к концу XIX века часто шила в Петербурге ма­стерская Ольги Бульбенковой из бархата раз­ных цветов и парчи (для императрицы и ве­ликих княгинь) со вставками из белого атласа. Рисунок роскошных золотых вышивок был предопределён указом в соответствии с поло­жением дамы при дворе. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года.

  1. Завершить хочется стихами Владимира Садовника:
  2. Руская красавица,
  3. Как же хороша!
  4. Счастьем улыбается
  5. У тебя душа.
  6. Руская красавица,
  7. Нет тебя милей!
  8. Ищут-зря стараются,
  9. По земле по всей.
  10. Мысли твои ясные
  11. Миру не понять.
  12. Ты — жена прекрасная,
  13. И такая ж мать!
  14. Ты — не вещь блестящая,
  15. Кукла-манекен,
  16. Душу настоящую Ближним даришь всем.
  17. Сердце твоё чистое,
  18. В нём корысти нет,
  19. Очи же лучистые
  20. Источают свет!
  21. Руская красавица,
  22. Будь всегда такой,
  23. Хоть врагу не нравится
  24. Стороны святой!
  25. Символизм женских головных уборов
  26. © МЦ Древо Рода
  27. Статьи по теме «Народная одёжа»
  28. Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Источник: http://drevoroda.ru/interesting/articles/2621/2455.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector