Как на руси перешагивание через мужа помогало женщине быстрее родить

Вы думаете, что присутствие мужчины при родах – это чисто современная, новая тенденция? Вовсе нет! Как на Руси перешагивание через мужа помогало женщине быстрее родитьЕщё задолго до того, как появилось узи для беременных, и обнаружился резкий всплеск живого интереса к тому, чтобы проводить совместные роды, много столетий назад мужья по всему миру не только присутствовали при родах своих жён, но и активно в них участвовали. Данная традиция носила название «кувада».

«Кувада» в переводе с французского языка означает «высиживать». Данное понятие определяется как родовые обряды, в которых участвует отец ребёнка. Такие традиции наблюдались у многих народов в Японии, Индии, у американских индейцев, у кельтов, скифов и славян. Естественно, подобное многообразие культур определило и разнообразие традиционных обрядов. Но все они имели общие характеристики.

Суть кувады состоит в том, что отец символически принимает на себя функции своей жены, которая рожает. Для этого он имитировал схватки, кричал и даже доводил себя до мочеиспускания, имитируя процесс отхода вод.

Кувада продолжалась и в период после родов. В Индии, к примеру, после того, как женщина рожала ребёнка, мужчина надевал платье своей жены. А затем ложился в кровать. За мужчиной следовало ухаживать и давать ему те же лекарства, которые принимала его жена-роженица.

Аналогичные традиции также существовали в Бирме. Когда женщина рожала малыша, его отдавали отцу, который полностью ухаживал за ребёнком. Мать ребёнка в это время снова вела хозяйство, как и до беременности, а все её материнские функции ограничивались кормлением ребёнка грудью. Укладывание мужчин в постель было традиционно также для некоторых бразильских племен, для жителей Кариб.

Объяснялись такие обряды просто: папа защищал своего сына или дочь от разных злых духов.

Среди славянских народов существовала традиция присутствия отца при родах жены.

Он совершал различные магические действия, а также осуществлял практическую помощь при родах, к примеру, приносил воду, поддерживал рожающую жену.

Для того чтобы жена благополучно родила ребёнка, она должна была перешагнуть через отца ребёнка. Кроме того, отец мог имитировать стоны при родах, тужиться вместе со своей женой.

В Белоруссии в древности мужчина перед родами жены долго смотрел ей в глаза, а затем бежал из дома в пущу, где кричал и бился об деревья. Таким образом, он символично брал на себя часть боли и страданий своей жены. Мужья перерезали детям пуповину при помощи прялки девочке и при помощи топорища мальчику. После этого папа заворачивал своё дитя в свою рубаху.

Источник: https://naturemed.ru/prisutstvie-muzha-pri-rodah-drevnie-ob/

Как восстанавливались после родов на Руси

Хотя беременность – и не болезнь, но все-таки вынашивание ребенка и роды оказывают сильное влияние на женский организм. Сегодня роженицы ни дня не хотят проводить в постели, особенно, если все прошло благополучно. Многим хочется как можно быстрее войти в ритм своей прежней жизни и вернуть былую форму.

Тем, кто вдруг пожалуется, что восстановиться не удается так быстро, как мечталось, могут привести в пример, “как раньше в поле рожали и ничего”. Но, оказывается, это утверждение не совсем верно.

Никто не только не продолжал работать в поле, но и лежал в постели целую неделю. При этом за роженицей ухаживали и оберегали от посторонних взглядов.

Почему современным женщинам стоит об этом знать, рассказывает перинатальный педагог Татьяна Гшвенд.

Надо ли быть в форме сразу после родов?

Если вам ставят в пример героических женщин прошлого, которые в стог сена рожали и тут же возвращались к полевым работам, обратите внимание этих “знатоков” на доклад 1901 года, что прозвучал на собрании Общества врачей.

Медики сетовали, что “…после родов женщина часто уже на третий-четвертый день встает и принимается снова за работу по дому или даже отправляется в поле.

Удивительно ли, что при всех подобных условиях здоровье женщины быстро расшатывается, отражаясь еще более на следующем поколении”; “В некоторых хозяйствах родильница идет на другой (!) день после родов».

В общем, то, что сейчас преподносится как “круто”, ученых мужей в пенсне шокировало. Они так и назвали доклад: “Смертность в России и борьба с нею”. Авторы трудов того времени единодушны: первые дни после родов роженица должна провести в постели.

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.

Жука «Мать и дитя».

Чуть ранее его коллега, Г.

Плосс, описал в своем трехтомнике под названием “Женщина” подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что у рожениц в кочевых племенах “…вследствие слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые впоследствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала ХХ века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского “Крестьянская цивилизация в России”:

“…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко – избежать “уроков”, отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа”.

Цитата из брошюры “Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири”:

“Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели.

После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует “похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались”.

Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти “денъ”, если есть кому“ходить по-дому”… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (…)

По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться”.

Образованные люди посмеивались над традицией водить родившую в баню и прятать от посторонних глаз, но подчеркивали, что эти обычаи хороши хотя бы тем, что дают время на восстановление.

А это важно для сохранения репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника.

И – на здоровую старость! Современная медицина одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации.

Энтузиастам, что твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20-го века в Чехословакии: планировалось доказать пользу раннего вставания после родов.

Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал.

Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.

В современных роддомах рекомендуется вставать с кровати через шесть часов. Молодые мамы после выписки принимают гостей.

“Звезды” задают новые стандарты – едва ли не сразу после родов встают к балетному станку, выходят на подиум, возвращаются к тренировкам и демонстрируют прочую активность.

Похоже, вековая мудрость сначала споткнулась об исторические факторы, а теперь – о незнание. Или тщеславие?..

Татьяна Гшвенд

Источник: https://ihappymama.ru/kak-vosstanavlivalis-posle-rodov-na-rusi/

Страшно, но правда: как раньше принимали роды и лечили детей

Сегодня в мире есть лекарства даже от редких заболеваний, проводятся уникальные операции. А как лечили раньше? Рассказываем.

Сегодня мы знаем, какие таблетки, капли или сироп помогут от кашля и насморка, понимаем, что вакцины помогают справиться с тяжелыми, ранее неизлечимыми заболеваниями, имеем возможность рожать в комфортных условиях в роддомах и находиться с ребенком в течение многих месяцев до выхода на работу. Цивилизация, что тут скажешь, то ли дело раньше — чем только не поили детей и взрослых, какие только обряды не совершали, чтобы избавить от болезни!

«Летидор» приведет несколько примеров из истории, из которых вы узнаете, как раньше принимали роды, зачем младенцев после рождения отправляли в печь, от чего помогала моча, фекалии животных и радиация.

Сегодня к родам готовятся заранее, врачи устанавливают предположительный срок родов, будущие родители выбирают роддом, знакомятся с врачом. Раньше о подобном и мечтать было нельзя. В идеале в простой крестьянской семье женщина заставала роды дома или хотя бы на расстоянии, которое позволяло добраться до дома пешком или на телеге. В худшем случае рожали где придется.

Много историй досталось нам от предков, которые рассказывали, как раньше бабы рожали прямо в поле.

Конечно, и такое бывало, но уж не поголовно все делали так, все-таки женщины стремились попасть домой.

На роды приглашали повитуху — женщину, которая знала обряды и умела принять роды.

Если роды застали женщину на хозяйстве, то она оставляла его и отправлялась в баню — самое чистое место. В схватках женщина могла вести себя свободно, переносить их стоя, например. Но, конечно, рожали тогда непросто, кесарево сечение на Руси не применяли, и в сложных случаях роды заканчивались печально.

Если из 10 детей выживало 7–8, то это считалось очень хорошо.

Пуповину младенцу перегрызали или перевязывали льняной ниткой — это зависело от местных традиций.

После родов женщине давали отдохнуть несколько дней, если была такая возможность и было кому заменить ее по хозяйству.

Если помощников не было, то как бы ни прошли роды, молодой матери приходилось самой уже через несколько часов приниматься за работу. Кроме того, считалось, что труд помогает быстрее восстановиться.

Прикладывали младенца к груди сразу или только через некоторое время — это зависело опять же от местных традиций.

В некоторых селах считалось, что молозиво «от ведьмы», поэтому его сцеживали, прикладывали к груди позже.

Пустышку заменял пережеванный хлеб, который заворачивали в ткань и давали пососать малышу.

Это древний обряд, который широко применялся у славянских и не только народов. Печь символизировала три мира — небесный, земной и загробный. Если ребенок родился раньше срока или оказывался больным, его отправляли «допекаться», «дозревать» в печи.

Для этого специально готовили тесто, обмазывали им ребенка, клали на лопату, которой обычно доставали хлеб, и отправляли в теплую печь, без огня, конечно. Естественно, что обряд сопровождался произнесением особых речей и других ритуальных действий.

Вариаций на тему перепекания детей было много, что зависело от местных традиций.

  • На лопату ребенка укладывала либо мать, либо знахарка, либо уважаемая в селе пожилая женщина, что также зависело от обычаев.
  • К подобному ритуалу прибегали также, когда ребенок заболевал.
  • Читайте продолжение статьи на следующей странице >>>

В старые времена, когда лекарств еще не было в помине, все лечение простуды заключалось в изгнании духов — больного пугали различными средствами, которые выделяет человек и животные.

Конечно, использовали и настои трав и кореньев, но не брезговали и фекалиями животных.

На Востоке тяжелую простуду лечили варварским способом — выжигали на лбу кожу до кости, так через поры якобы выходила болезнь. По другой версии, на теле человека делали рану и пропускали нить, которую периодически двигали. В результате в ране скапливался гной, вместе с которым «выходила» болезнь.

В цивилизованном обществе ХХ века, когда уже были доступны некоторые лекарства (амидопирин, капли с адреналином, кодеин) очень популярны были банки и горчичники.

Современные врачи не рекомендуют ни то, ни другое — банки вызывают ожоги, горчичники — сильную аллергическую реакцию.

Суть такого разогревания — активизация кровообращения. Но с точки зрения доказательной медицины эти методы не только «варварские», но и неэффективные, поскольку добраться до легкого и прогреть его при помощи горчичников и банок невозможно.

Задолго до появления горчичников и банок в 1874 году был синтезирован диацетилморфин, героин, который позже стали применять как лекарство от кашля у детей, он выпускался одной очень известной немецкой фармацевтической компанией. Считалось, что он помогает успокоить кашель и не вызывает привыкания как морфий. Его же использовали при болезнях желудка.

Сначала врачи не замечали вреда от героина (по одной из версий происходит от слова «героический»), и лишь в 1913 производство этого препарат приостановили.

Чтобы снять боли различного происхождения у детей, в XIX веке стали применять особый болеутоляющий сироп.

Ужас в том, что в его составе спустя время обнаружили целый микс наркотических средств — помимо морфия, в нем содержались кодеин, героин и опиум. Понятно, что число погибших от такого «лечения» детей только росло.

Уринотерапия — это одно из направлений альтернативной медицины, которое основано на употреблении урины, то есть мочи. Это один из древнейших способов лечения самых разных заболеваний, начиная от облысения и перхоти и заканчивая геморроем. Мочой выводят шлаки, лечат ожоги, кашель, ее даже закапывают в глаза.

Парадокс в том, что этот дикий с точки зрения современной медицины метод применяется до сих пор. Люди лечатся тем, что организм выводит за ненадобностью, от чего он старается избавиться.

Минимум побочных эффектов от такого псевдолечения — это развитие гастрита и язвенной болезни желудка, конъюнктивит, остеопороз и даже сепсис.

  1. «Полезную» воду, обогащенную радием, модницы с удовольствием выпивали еще каких-то сто с небольшим лет назад.
  2. Тогда считали, что этот радиоактивный элемент обладает омолаживающими свойствами, улучшает здоровье и укрепляет организм.
  3. Радий входил в состав зубного порошка, кремов для лица, им предлагали лечить близорукость.
  4. В результате летальных исходов после такой терапии радий стали применять только для лучевой терапии онкологических заболеваний.
  5. Shutterstock.com, National Library of Medicine
Читайте также:  Касатик: почему русские женщины так назвали любимых

Источник: https://letidor.ru/zdorove/strashno-no-pravda-kak-ranshe-prinimali-rody-i-lechili-detei.htm?full

Восстановление после родов на Руси

С большим интересом прочитала эту статью. Она весьма изменила мое представление о наших прородительницах — не такие уж они и дуры были, как принято считать! Даже позавидовала послеродовым процедурам и помощи окружающих роженице. В платном отделении роддома, где я рожала, о таком можно было только мечать. Только и слышала там после родов: «Чего разлеглась, не калека же.»

«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» — с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные».

Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона — безграмотно. НА САМОМ ДЕЛЕ История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались.

Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание.

О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели.

«Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В.Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г.

Плосс, описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «… в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».

Этнографы подтверждают: вплоть до начала 20 века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю.

Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».

Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“.

Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (…) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».

Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы? Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины.

«Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества.

Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т.А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»).

Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось. Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника.

И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил.

Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы… Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации. Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах 20го века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОТА

На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами.

Само название этой «профессии» — повитуха — происходит от глагола «повивать», то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка) название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину. От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении — пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать «дурную кровь». С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме. В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы — в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, — тогда они назывались ладками да правками. Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье «Пуповая баба»: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами». Частью таких действий становился так называемый «плач роженицы», когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и — быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее «Нечего ныть, все рожали — и ничего…» О последствиях такой «поддержки» нетрудно догадаться. Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна — свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник «выходил на сцену» в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах — от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения. У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение — инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких «переходах» — вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу. С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всю психическую систему. Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери — возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: «Все получилось!» В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе… ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ Согревание после родов — в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла — присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли — в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в «доме горячих камней» — так переводится с языка ацтеков название местной бани «темаскаль». С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело. Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются — благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад. Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению. Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению.

И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками.

Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане — в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну.

Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик — каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы.

«Послеродовое повивание», «пеленание», «закрытие родов», «укутывание» — у современной процедуры много названий, но суть одна — поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.

Автор Tatiana Gschwend.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/427842880-100012594/

Плясали и палили из ружей: как рожали на Руси 150 лет назад

Карл Лемох. «Новый член семьи». Ок. 1890 г.

Женщина не рожала в жилой избе, чаще всего – в бане, порой – в хлеву, а если все же в доме, то в самых дальних помещениях или даже в сенях.

Если семья была зажиточной и вопрос рабочих рук не стоял остро, беременная старалась уйти рожать первого ребенка в дом родителей – такие случаи хорошо известны. Она проводила там пару недель до родов, а в дом мужа возвращалась через месяц-полтора после появления на свет младенца.

Считалось, что в доме родителей женщине дадут отлежаться до и после родов, а в доме мужа такая возможность была редкостью. Хотя если свекровь нагружала беременную слишком тяжелой работой, односельчане ее, как правило, осуждали.

Опасность умереть в родах была велика. Понимая это, женщины готовились ко всему: смысл причащения на сносях был не только в том, чтобы получить защиту свыше, но и в том, чтобы не умереть без таинства.

Перед родами женщина прощалась с домочадцами и даже с соседями, просила у них прощения, «если где нагрубила или обидела». Недоброжелательное отношение могло привести к осложнениям. Считалось, что роженица сильнее мучается, если в доме злой человек.

Акушерок и профессиональных врачей было мало, особенно в деревнях. В благоприятном случае роды принимала повивальная бабка, повитуха, «пупорезка».

Действия повитухи сегодня могут показаться жестокими и бессмысленными. Она могла посадить женщину в печь, чтобы распарить тело, – считалось, что это облегчит страдания и ускорит процесс родов. А могли и заставить ее плясать и прыгать с лавки, чтобы стимулировать роды.

Читайте также:  «белые люди»: почему немецкий ученый блюменбах считал, что колыбель человечества находится на кавказе

Карл Лемох. «Новое знакомство». 1885 г.

Рожали чаще всего лежа. Но повитуха могла распорядиться подвесить женщину за подмышки к потолку на длинном рушнике, чтобы беременная оказалась в полувертикальном положении.

Во время родов только повитуха и родная мать могли находиться с беременной. Присутствие других людей предвещало дурной исход, но в случае необходимости роженице помогали все, кто оказались рядом. Даже мужчина, особенно многодетный, мог принимать роды, если больше никого не было.

Часто прибегали к символической помощи. Например, чтобы женщина «раскрылась», выпуская малыша, следовало открыть все, что только открывалось вокруг: печные заслонки, сундуки, вход в подпол, ворота на скотном дворе.

Если роды были особенно тяжелыми, местного священника просили открыть в храме Царские врата. Другой вариант – стреляли из ружья, чтобы младенец вышел из утробы так же легко, как патрон из дула.

Обычный образ родов – «развязывание лона». О роженице говорили «распуталась, развязалась». Это заключалось в развязывании узлов и расстегивании пуговиц на одежде, снятии поясов, расплетании кос.

В некоторых губерниях муж родильницы мог помогать повитухе, поддерживать жену за подмышки, поить ее и ласково говорить с ней. Кое-где даже считалось, что муж должен присутствовать при родах.

Супруг должен был принять на себя часть родовых мук, и для этого участвовал в определенных обрядах. Широко известна практика, когда муж имитировал родовые муки жены, подражал ее стонам вплоть до того, что «бледнел как полотно и чернел как чугун».

Записан такой обычай: мужа привязывали к месту роженицы за «причинное место», и когда женщина стонала, дергали за нитку, вызывая у него стоны. Порой муж должен был проползти между ног жены, имитируя выход ребенка.

Петр Коровин. «Крестины». 1896 г.

По распространенным представлениям после родов женщина считалась нечистой. В день родов или на следующий ее мыли, начитывая заговоры, порой парили в бане при невысоких температурах, иногда три дня подряд. Считалось, что это изгоняет «дурную кровь» и, следовательно, предупреждает осложнения.

Если ребенка крестили на третий день или вообще вскоре после рождения, то на праздновании крестин, как правило, мать не сидела за общим столом, а находилась за перегородкой.

На 40-й день после родов читалась специальная очистительная молитва. До этого времени родившей нельзя было вступать в интимные отношения с мужем. Те же 40 дней женщине нельзя было заходить в церковь, а, молясь дома, дотрагиваться до священных предметов – икон, святой воды, креста.

В некоторых деревнях, если была возможность, молодая мать проводила в изоляции полтора месяца. Только после этого к ней пускали гостей.

Кроме того, считалось, что от разговоров о ней родившая женщина может заболеть, так что чем меньше ее видят соседи, тем меньше о ней говорят, тем лучше для нее и малыша. Однако это была редкость: большей популярностью пользовался другой обычай – навещать молодую мать и приносить ей угощения.

Знание старых обычаев сохранялось и в более поздние времена. Вот что исследователи записали на Русском Севере во второй половине XX века:

«Расплети косы, расчеши, чтоб и узелка не было, все узелочки на одежде развяжи и мужик твой распояшется, поест, там сомнет рубаху, портки расстегнет и пусть двери все отопрет, легче лезть будет, печку откроет, духовку, замки, заслонки, все-все, чтоб дитя лучше ползло».

«Как станет родить, положить в водушку пару яиц и говорить: «Как курушка легко приносит, так бы раба божья (имярек) легко принесла». Эту водушку и выпить».

«Когда рожаешь и не рожается, женщина должна ходить через порог. Через все пороги взад и вперед».

Источник: https://deti.mail.ru/article/plyasali-i-palili-iz-ruzhej-kak-rozhali-na-rusi-15/

Как вызвать роды и схватки — 9 способов как ускорить роды

Беременность – самый эмоциональный период в жизни каждой женщины, а чем ближе срок родов, тем больше волнуется и переживает будущая мама. Наступает 40 неделя беременности, мама предвкушает долгожданные схватки, но они все никак не начинаются. Последние дни вынашивания тянутся долго, а малыш все еще не желает выбираться в большой мир.

Когда проходит день, на который доктора предположили роды, мамочке становится по-настоящему тревожно. Все ли в порядке с ребеночком? Сколько еще ждать его появления на свет? Можно ли самостоятельно вызвать схватки? Каждой беременной женщине хочется поскорее освободиться от тяжелого бремени, прижать любимую кроху к груди. Существует несколько довольно действенных способов ускорить роды на 40 неделе беременности, вопрос лишь в том, так ли это необходимо.

Когда нужно рожать?

Беременность в идеале длится ровно сорок недель, или десять лунных месяцев, но ребенок может родиться раньше назначенного срока, а может и задержаться в утробе матери.

Отклонением от нормы не считается, если малыш решает выбраться из живота уже на 38 или только на 42 неделе.

В первом случае младенец полностью сформирован, продолжает расти и набирать вес, а во втором случае у него еще не проявляются признаки переношенности.

Организм женщины проявляет себя очень индивидуально, но приблизительно рассчитать, насколько затянется беременность, можно по длительности у нее менструального цикла. Если месячные повторяются через 28 дней, то ребенок, скорее всего, появится на свет точно в определенный врачами срок, если же менструальный цикл занимает более 30 дней, то и вынашивание будет долгим.

Если малыш по каким-то причинам рождается раньше 38 недели, он считается недоношенным и подлежит выхаживанию в послеродовом отделении. А если младенец выбирается на свет позже 42 недели, у него заметны все признаки переношенности, что тоже не очень хорошо отражается на его здоровье.

Предварительную дату родов доктор сообщает будущей маме еще на первом приеме в женской консультации, а более точный срок определяется во время обследования аппаратом УЗИ, когда медик наблюдает степень развития эмбриона. На 40 неделе беременности, если отсутствуют какие-либо патологии или осложнения, роды проходят в естественной форме. Но при определенных условиях врач может назначить кесарево сечение.

 Калькулятор беременности. Рассчитать срок беременности и дату родов

Так ли необходимо стимулировать роды?

Стоит ли стимулировать роды на 40 неделе беременности, может сказать только врач после обследования. Если ребеночек в утробе растет и развивается нормально, ему хватает места, маме можно не волноваться, дожидаясь естественного родового процесса. В этом случае лучше не вмешиваться в течение беременности.

Но если малыш крупный, ему может не хватать кислорода из стареющей плаценты. Переношенный младенец, не желающий выбираться их живота, испытывает кислородное голодание. Кроме того, после 40 недели беременности у плода начинают затвердевать кости черепа, а это значит, что ему будет очень трудно двигаться по родовым путям, а мама при родах испытает сильные муки. В этой ситуации, чтобы не дождаться направления на кесарево сечение, беременной женщине рекомендуется вызвать роды.

Как вызвать роды в домашних условиях?

Уже на 39 неделе медики начинают пугать беременную женщину искусственной стимуляцией родов с применением медикаментов.

Ни одной мамочке не хочется травить ни себя, ни еще не родившегося малыша лекарственными препаратами, поэтому многие задумываются, как вызвать схватки в домашних условиях.

Способов самостоятельно вызвать схватки и роды много, о них может подробно рассказать доктор в женской консультации. Твердо решившим рожать женщинам стоит хорошенько отдохнуть и выспаться, ведь роды – процесс длительный и утомительный.

  1. Пешие прогулки. Бодрая ходьба на свежем воздухе полезна на любом сроке вынашивания: она повышает тонус организма и дает ему хорошую встряску, приближающую роды.
  2. Физические нагрузки. Многие женщины признаются, что схватки у них начались сразу же, как они завершили уборку дома. Главное, не перетрудиться, чтобы не спровоцировать вместо родов отслоение плаценты. Можно помыть полы, протереть от пыли мебель, вынести мусор, искупать в ванне старшего ребенка, постирать белье, а вот носить тяжелые ведра, поднимать груженые коробки и пакеты с продуктами нельзя.
  3. Секс. Естественный и очень действенный способ ускорить роды в домашних условиях, особенно если интимный процесс завершается оргазмом. Сперматозоиды в большой концентрации содержат гормон простагландин, способствующий размягчению тканей матки, а оргазм вызывает активное ее сокращение, которое может плавно перерасти в родовые схватки.
  4. Массаж груди. Интенсивное стимулирование груди в области вокруг сосков провоцирует выработку гормона окситоцина, отвечающего за начало родового процесса.
  5. Слабительные средства. Повышенная перистальтика кишечного тракта не только помогает ускорить роды, но и очищает организм, что позволяет с большой вероятностью избежать жидкого стула во время схваток. Хорошее слабительное средство для беременных – обыкновенная касторка, чтобы вызвать схватки, достаточно одной столовой ложки. Также в последние дни вынашивания желательно кушать больше свежих фруктов и овощей, зерновых каш.
  6. Народные средства. Активизирует родовую деятельность, размягчает ткани шейки матки крепкий чай из малиновых листьев, но принимать его не следует до 40 недели беременности. Это очень сильное средство, которое может стать причиной выкидыша на ранних сроках. Быстро стимулировать роды помогает и тщательно взбитая смесь из газированной воды, абрикоса, миндальных орешков и касторового масла.
  7. Льняное масло. Содержащиеся в нем компоненты делают ткани матки и родовых путей мягкими и эластичными, подготавливая их к предстоящим родам. Если есть аллергическая реакция на масло льна, можно заменить его маслом примулы.
  8. Ароматы. Считается, что запахи некоторых цветов, особенно розы или жасмина, способны вызвать схватки. Женщина, желающая скорее родить на позднем сроке, может провести дома терапию ароматами с использованием цветочных масел. Главное, не вызвать аллергию.
  9. Иглоукалывание. Этот способ стимулировать роды лучше доверить специалисту. Мастер с помощью тончайших иголочек воздействует на точки тела, отвечающие за функционирование матки. Такая методика довольно часто способствует возникновению схваток.

 Как понять что начались схватки. На что похожи схватки 

Как вызывают роды в роддоме?

Срок рожать давно наступил, живот огромный, малышу в нем тесно, а схватки даже при стимуляции в домашних условиях все никак не начинаются. Что делать дальше? А дальше нужно направляться в больницу. Если обычные методы ускорения родов не помогли, врачам придется воспользоваться медикаментозными или хирургическими способами.

Поскольку все больничные варианты вызова схваток имеют риски и противопоказания, медики перед началом процедур тщательно обследуют и консультируют пациенток. Обычно для стимулирования родового процесса в условиях роддома применяются два метода:

  • Введение специальных гормональных препаратов, усиливающих сокращение матки. Будущая мама ложится под капельницу, через которую в ее организм вводится гормон окситоцин. Это действенный способ, почти всегда приводящий к родам. Но важно учитывать дозу вещества, которая зависит от возраста и состояния здоровья роженицы.
  • Прокол околоплодного пузыря. Процедура проводится в стационаре под наблюдением врача. Из проколотого пузыря изливается плодная жидкость, что провоцирует скорое наступление схваток. После стекания внутренних вод роды должны начаться не позже чем через 12 часов.

Способы ускорения родовой деятельности, если они действительно необходимы, может прописать только лечащий врач, нельзя заниматься процедурами самостоятельно, не проконсультировавшись со специалистом. Рано или поздно малыш, как бы хорошо он ни чувствовал себя в животе у мамы, захочет выбраться в большой мир. Не нужно его торопить. Мамочке лучше расслабиться, радуясь скорой встрече с долгожданным ребенком, наслаждаясь последними деньками без суеты и хлопот!

Как ускорить роды — Видео:

Источник: http://babyrebenok.ru/kak-vyzvat-rody-i-shvatki-9-sposobov-kak-uskorit-rody

Секреты наших предков: как готовились к зачатию древние славяне

Раньше рождение ребенка было самым главным событием в жизни семьи. К нему, как и к браку, готовились еще с детства. Детей учили, что выбор спутника жизни, от которого у них будут дети – это очень важно. Они будут нести ответственность не только перед собой, но и перед всем своим Родом.

У наших предков, древних славян, считалось крайне важным, чтобы потомство у семьи было здоровым. Поэтому обычно и для девушки, и для молодого человека пару подыскивали сами родители или специальные сваты и свахи. Порой невесту или жениха выбирали из дальних поселений, чтобы исключить родственные связи.

Затем родители обеих сторон встречались, обсуждали материальные вопросы и приданное. Но главным было узнать, «чиста» ли невеста. Наши предки считали, что от гулящей девушки не стоит ждать здоровых детей.

Позже проходили смотрины, на которых молодые люди наконец-то могли хорошо познакомиться друг с другом. А родители невесты внимательно смотрели, как живет будущий муж. Славяне верили, что от того, насколько счастлива будет женщина на новом месте, зависит и то, каких детей она родит.

Раньше на Руси подходящую дату свадьбы, а затем и благоприятную дату зачатия ребенка, высчитывали по расположению звезд.

Люди верили, что чем пышнее и веселее пройдет свадьба, тем счастливей будет жизнь у семьи, тем больше детей в ней родится. Поэтому на этом празднике никто и не думал экономить.

Для того чтобы потомство было большим и здоровым, на свадьбу приглашались беременные женщины, молодожены осыпались зерном, а на коленях у невесты давали посидеть маленькому ребенку. У восточных славян была необычная традиция усаживать невесту на сноп или пчелиный улей.

Также в древности пытались заранее запрограммировать пол ребенка. Для этого в постель ил под кровать подкладывали «мужские» или «женские» предметы.

Например, если мечтали о сыне, то клали пилу, топор и другие инструменты. А для рождения дочки – ленточку, гребешок или прялочку.

Существовало поверие, что если мужчина возляжет на супружеское ложе в обуви, то родится мальчик, а если повяжет на голову платок, то будет девочка.

Перед зачатием супругам полагалось соблюдать умеренность в еде и питье. Алкогольные напитки вообще были под строгим запретом. Считалось необходимым чисто прибрать дом. Молодую пару учили, что нужно оставить любые плохие мысли, не сквернословить (даже после зачатия).

Большое внимание уделялось правильному времени для зачатия ребенка. Продолжением рода было принято заниматься не ночью, а рано утром или днем. Считалось, что именно в это время славянский бог солнца Ярило давал будущим родителям свою животворящую силу.

Читайте также:  Оккупация москвы: кто из захватчиков хуже всего «наследил»

Были определенные табу, которые не следовало нарушать, чтобы не родить больного и несчастного ребенка. Плохой приметой было «понести» в большой праздник или после похорон.

Женщины, мечтавшие забеременеть, делали специальный оберег – рожаницу. Это куколка из лоскутков, перевязанная красной и синей лентами, которые были символом женского и мужского начала. Рожаницу очень берегли и никому не показывали.

Часто использовалась и так называемая «магия узелков», известная также как науз. В течение 40 дней женщина должна была заплетать на красной нити по узелку, читая над ними заговор. Считалось, что науз тоже помогал зачать и родить ребенка.

Многое из взглядов наших далеких предков кажется сейчас простым суеверием, а что-то вполне укладывается в рамки современных представлений. Но главным все еще остается одно: с какой ответственностью и любовью лично вы будете подходить к продолжению своего собственного Рода.

Источник: https://www.anews.com/p/57475917-sekrety-nashih-predkov-kak-gotovilis-k-zachatiyu-drevnie-slavyane/

Как рожали наши бабушки: «Схватки начали брать с утра. А я молчу, чтобы муж не догадался»

— Мои гости дорогие! Я вам расскажу, как мы после войны жили. Такие года были тяжелые! А сейчас така жизнь хороша, — встречает нас 88-летняя Ольга Козеко.

…Чтобы расспросить, как рожали и воспитывали детей наши бабушки, мы попросились на «вячоркi» к пожилым мудрым женщинам из деревни Залядынье в Ивановском районе. Здесь, в полесской глуши, почти под границей с Украиной, сохраняют обряд «родыны» — это когда с особыми песнями и угощениями идут в семью, где появился ребенок.

Сейчас Залядынье — это большая деревня, а когда-то по Полесью были разбросаны хутора. Вадим ЯКУБЕНОК.

«ПОВИТУХА ВОДИЛА ВОКРУГ СТОЛА, ЧТОБЫ БЫСТРЕЕ РАЗРОДИТЬСЯ»

Асфальтовая дорога заканчивается за 7 километров от деревни, а когда-то ее не было вообще.

— Это сейчас деревня, а раньше тут были хутора. И невозможно было врача привезти. Так что рожали сами, — говорит Ольга Агафоновна.

Агафоновна считает, что в годы ее молодости жизнь была несчастливой. Вадим ЯКУБЕНОК.

У бабушки 2 детей, 6 внуков и 13 правнуков. Старшего сына она родила дома, а дочь — в больнице. А вот у тетки Жени, как ее зовут на селе, Евгении Горбацкой, оба сына появились на свет в хате.

— Ой-ой, как я рожала! — восклицает 82-летняя тетка Женя. — Помню, меня схватки начали брать с утра. Как схватит — кажется, уже концы отдаешь. А потом отпустит. Я ждала до вечера, чтобы все легли спать. Таила в себе, чтобы не беспокоить никого. И вот все легли спать… А я не могу держать, мне уже кричать надо! Одеяло в рот пхаю — и плачу.

Мужик встал, свекор встал, куда-то пошел… И приводит бабку Катерину, повитуху. Моя свекруха была бы тая Катерина, тоже роды принимала, но у меня она, видно, боялась. А повитуха распорядилась по-своему. Взяла меня водить вокруг стола, что-то про себя читала. Я уже сама не могла идти — меня под ручки держали. Нужно было до каждого уголочка животом дотронуться, чтоб разродиться быстрее.

Обвели меня, положили на койку… И я уже быстро родила.

— Мужчины в доме остались или их попросили выйти?

— Они и сами куда-то утекли! — смеется Евгения Горбацкая. — Остались повитуха и свекровь. Так я и родила мальчика своего.

— Как перерезали пуповину? Чем обрабатывали?

— Не знаю, я уже того не видела. Говорили, что льном перевязывали. Баба-повитуха всем командовала. А потом слышу, говорят свекру: «Принеси секиру и молоток». Надо было дать в руки малому, чтобы хорошим хозяином был.

Видите? Нет, чтоб для розуму какую книжку, абы грамотный был. А то секиру, чтоб плотником! Они были столяры — хай и внук таким будет! Девочкам, может, что-то другое давали. Иголку, чтобы была мастерица.

А потом положили тое дитятко в такое деревянное корытце и отнесли в теплое место.

— Были какие-то правила, что делать с плацентой?

— Вот у меня послед долго не выходил. Принесли мне бутылку — дуй! А у меня уже сил нет! Потом послед где-то закапывают. Это все повитуха делает.

Тетка Женя обоих сыновей родила в хате с помощью повитухи. Вадим ЯКУБЕНОК.

За помощь в родах повитуху благодарили, причем обязательно на Пасху. Угощали тем, чем семья богата — приносили булки, крашеные яйца.

Хорошо, если роды разрешались благополучно: и ребеночек был цел, и мать оставалась здорова. Но тогда, как и сейчас, случалось разное. Например, малыш мог появиться на свет недоношенным.

— Ой как я сына спасала! Родила я Володю 23 февраля, а должна была в марте. И как он появился, не сосал цицку. Я даю, а он не тянет, не берет. И не плакал даже. Я ему носик закрывала и лила в роток молоко.

Пришла соседка, говорит: «Надо греть!» А чем? В бутылки налили теплую воду, обложили его со всех сторон и так три недели грели. И когда он уже «родился», тогда заплакал. Так и выгодовала я его, выхухола.

Вышел в люди теперь, трое детей у него, все повыучивались, — вспоминает Агафоновна.

Жители полесской глуши на помощь врачей не надеялись — рожали сами, лечились тоже сами. Вадим ЯКУБЕНОК.

«В БОРОЗДЕ РОДИЛА — И ДАЛЬШЕ ПОШЛА РАБОТАТЬ»

В послевоенные годы, вспоминают, в деревнях женщины в положении не знали какой-то особой заботы. Беременные шли в поле наравне со всеми, иначе было не прокормиться.

— И работали, и нагинались… Не береглись. Теперь все по-другому, больше двух килограммов нельзя поднять. А мы тянули все… Бывало, в борозде прямо рожали, в поле. Работала-работала, взяли роды — ну и родила. В фартух завернула и пошла дальше работать, — приводит пример Агафоновна.

— И живот даже не подвязывали?

— Конечно ж, безопаснее подвязывать, — рассуждает тетка Женя. — Но чем тогда было его подвязывать? Не было поясов. Шли так работать, да и все.

— Может, беременную кормить старались получше?

— Ой кто ж на нее внимание обращал! — удивляется вопросу пожилая женщина. — Тогда ничего не было. Что попало в руки, то и ешь. Насушивали яблоки, ягоды ели.

Когда врачебная помощь стала более доступной, полесские женщины все равно часто выбирали роды по старинке.

— Меня фельдшер заставляла ехать в больницу, но я второго сына дома родила. С той самой повитухой, баба Катерина еще жива-здорова была, — говорит Евгения Горбацкая.

Хотя случалось, что и в больнице рожали сами.

— Когда мою сестру взяло на роды, то ее мужик по коню — и мы в больницу ее повезли. А дороги не было, такой был брод, ужасно! Заезжаем, сестра уже родит. На стол положили, а врача еще нету. Она кричит: «Жми меня!» — и я ей спину жала. Пока врач пришел, она уже и родила. А я за дверью спряталась, нельзя же постороннему входить, — подмигивает 88-летняя Ольга Козеко.

«ПОСТАВИЛИ НА СТОЛ КАШУ — ПОРА ДОМОЙ»

Сразу после того как ребенок появлялся на свет, соседи шли в отведки. Причем не важно было, как себя чувствовала роженица.

— Плохо ей, не плохо — хай себе лежит, — говорит тетка Женя.

Ольге Агафоновне 88 лет, и она помнит все песни, которые пела своим детям. Вадим ЯКУБЕНОК.

Соседи и родственники на третий день обязательно шли поздравлять семью. Это называлось «проводить родыны» — особый обряд с песнями, пожеланиями и специальным набором блюд.

— Помню, пришли мои батьки, принесли водки. Позвали ту бабу-повитуху Катерину с дедом… Они себе пьют, а ты лежи, бабо, — смеется Евгения Петровна.

Гости обязательно пели песни. Бабушки переживают, что сейчас эта традиция забывается.

— Были у моего сына родыны в городе. Поехала я к ним. Едят, пьют. Говорю: «А чего вы не поете? Разрешите мне спеть родыны!» Они городские, так посмотрели на меня… — переживает Ольга Агафоновна. — В наше время на родыны готовили всего: и блины, и холодец. Последней приносили кашу. Если кашу на стол поставили, то это все, конец, все понимали, что пора домой.

«НЕ СПИТ В ЛЮЛЬКЕ — НОСИ НА РУКАХ»

— Сейчас много говорят о том, что это несправедливо, когда женщина и хозяйством занимается, и детей воспитывает — все на себе тащит.

— В наше время про такое не спорили. Мужчина делает свое, женщина — свое. Ребенок всегда был при маме. Если в хате что-то делаешь, то положишь в люльку — и рядом лежит. А потом привязывала дитя намиткой к себе и шла в поле, — вздыхает тетка Женя.

— Да, все так. Ставила три палки, обвязывала простынью — и ребенок в такой люльке спал на воздухе. А я ему песни пела, — добавляет Агафоновна.

В советское время у молодых мамочек пользовался авторитетом доктор Спок. Он говорил, что детей нельзя приучать к рукам, мол, поплачет и сам успокоится. А теперь многие психологи рекомендуют укачивать, носить на руках.

— И мы так делали. Я не оставляла плакать, мне жалко. Кричит — хоть целую ночь качаешь. Раз не хочет спать в люльке, то носи на руках, — учит тетка Женя.

— А кормили по времени или по требованию?

— Какое там время! Как заплачет — так и даешь. И в койку с собой родители брали. Цицку дала, заснул — и хай спит, абы не плакал и дал поспать. До двух годков могли молоком кормить!

На Полесье сразу после рождения ребенка соседи и родственники идут в отведки — и не важно, как роженица себя чувствует. Вадим ЯКУБЕНОК.

Прикармливали детей тем, что если сами. А чтобы подсластить малышу взрослую пищу, женщины придумывали разные хитрости.

— Некоторые делали такую куколку из ткани, макали в мед — и в рот. Но говорили так: куклу сосет — неразумная дитина будет, — делится народной мудростью Ольга Козеко. — К сладкому мы не приучивали. В наших годах и сахара-то не было! Брали ячмень, пережаривали, терли, варили — и заливали молоком. Вот такой напиток ребенку делали.

Изобретательность надо было проявить и для того, чтобы развлечь малыша. Игрушки делали своими руками. На нитку навешивали деревянные брусочки — получалась подвеска-погремушка.

— Еще ложку над колыской вешали, дитенок ее ручками трогал. А дети постарше уже во дворе в песочке ковырялись. Еще качели-гутушки около хаты делали, — говорит Агафоновна.

Бабушки говорят: «Вам, молодежи, сейчас жить проще, а мы в свои годы ой как настрадались». Вадим ЯКУБЕНОК.

«ДАЮТ НАМ ЧАЙ, А Я КРИЧУ: «Я РОДЮ!»

Беременные женщины и молодые мамы до сих пор верят в разные суеверия. Что уж говорить про те времена! Например, Ольге Агафоновне мама говорила, что перед родами нужно распустить волосы. А тетке Жене запрещали стоять на пороге — считалось, что ребенок остановится, когда будет выходить. И нельзя было переступать через веревку — значит, в пуповине запутается.

— Дочку я рожала уже в больнице. Ехали туда конем, аж в Янов (Иваново. — Ред.). Положили, а у меня уже и роды перестали, схваток нема! Встала рано утром и говорю бабам: «Девчата, мне сон приснился, что надо расплести косы». Я и расплела.

Дают нам чай, а я кричу: «Я родю!» И врачи: «Лежи, Козеко». Легла я на кушетку, а у меня уже и воды отошли. Они перепугались, сразу на стол меня — и через полчаса вылетела Валя, 3650 кг.

И так легко! Дай Боже, чтобы у всех такие роды были, — улыбается Ольга Агафоновна.

— Суеверные мамы и сейчас вешают на ребенка красную нитку, булавки на одежду прикалывают… Вы боялись сглаза?

— Есть такое. Если сглазили, то надо было взять нательную одежду, обтереть ребенка и выкинуть эту вещь, — Агафоновна верит в дурной глаз. — Были такие люди, у кого глаза плохие, но они и лечили. Через дорогу от нас такая баба жила. Она и ветер вынимала — от простуды лечила, и испуг снимала — ляки говорила.

Но к таким людям — шептухам, травникам — обращались в исключительных случаях. Как и к врачам.

— Сами лечились! Такое время, врачей было не добиться. Заболел человек, и это надо отдать и одного, и другого бычка, чтоб его врач лечил. А у детей все, что было, быстро проходило, мы и не знали даже, как оно называется, — уверяет тетка Женя.

Муж Ольги Агафоновны обещал бросил курить, если родится дочка — и слово сдержал. Вадим ЯКУБЕНОК.

— В семьях до сих пор популярно обсуждать, кто кого больше ждет: сына или дочь. Что у вас говорили?

— Когда я дочкой забеременела, муж курил. Постель перекуривал, горела! Тогда матрасов не было, на сене спали. И он однажды говорит: «Як дочка будет, то я покину курить». Он заинтересован был девочкой. И кинул! — рассказывает про своего мужа Агафоновна.

— А как различали, кто в животе — мальчик или девочка?

— Мальчика носить тяжелее! — смеется женщина.

Песня, которую на Полесье женщины пели во время работы в поле: «Трэба було шановаты лита з молодости»

Это песня-плач о тяжелой судьбе молодой женщины. Она вышла замуж не по любви — за мужчину, который понравился матери. И теперь девушка плачет о том, что ничего уже нельзя изменить. (смотреть видео)

Источник: https://www.kp.by/daily/26783/3814320/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector