Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

  • А
  • Б
  • Урок литературного чтения
  • во 2 классе

«Народная колыбельная песня. М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня»»

Учитель МОУ «СОШ С.Николаевка им. В.М.Кузьмина»

Рощупкина Т.А.

Урок литературного чтения

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Каждый день жизни, прибавляет частичку мудрости.

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Спит спокойно сытый сом,

Смотрит сладко сотый сон.

Говорим…

Работаем…

Будем внимательными…

Выступаем …

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

  1. Спит спокойно сытый сом,
  2. Смотрит сладко сотый сон.
  3. 1 пара
  4. Прочитайте друг другу с интонацией удивления, страха.
  5. 2 пара
  6. Прочитайте друг другу с грустным настроением, с весёлым настроением.
  7. 3 пара
  8. Прочитайте друг другу с логическим ударением на 2 слово, на 3 слово.

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Семья и я

Семья и я

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

  • Семья и я
  • Мама
  • Папа
  • Сын
  • Дочь
  • Баба
  • Дед
  • Брат
  • Сестра
  • Семья и я

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

При солнышке тепло,

при матери – добро.

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Нет лучше дружка,

чем родная матушка.

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Всякой матери своё

дитя мило.

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

  1. СПАЛЬНЯ
  2. ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
  3. СЛАДКИЙ СОН
  4. МАМА
  5. ПЕСНЯ
  6. НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

Тема: «Колыбельная. Народная песня. М.Лермонтов «Казачья колыбельная песня»»

  • Цель:
  • Вспомним, что мы знаем
  • о колыбельных песнях.
  • Выясним какие бывают
  • колыбельные песни.
  • Научимся выразительно
  • читать колыбельные песни.
  • Вспомним
  • Оценим
  • работу на уроке.
  1. Колыбель
  2. Люлька
  3. Качалка
  4. Кроватка
  5. Зыбка

Колыбельная

Народная песня

  • Михаил Юрьевич
  • Лермонтов
  • 1814 — 1841

М. лермонтов

Каждый день жизни, прибавляет частичку мудрости.

Продолжите предложения:

Я оцениваю свою работу на уроке …..

Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..

Мне хочется сказать спасибо…..

  1. Домашнее задание
  2. Стр. 74-75 выразительное чтение наизусть колыбельной по выбору
  3. Творческое задание – попробуйте сочинить свою колыбельную.
  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • Хлеб питает тело человека – а колыбель душу .

Спасибо за урок!

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-narodnaia-kolybiel-naia-piesni.html

Папмамбук

Как современные мамы укладывают детей спать

Первый вопрос касался собственного детства нынешних родителей. Выяснилась очень важная вещь: почти никому из мам в их собственном детстве колыбельных не пели (по крайней мере, этот факт никак не запечатлелся в их сознании).

Мало кому достались чудесные бабушки или прабабушки, напевавшие внукам старинные песни.

Зато многие мамы с самого раннего возраста посещали ясли (в Советском Союзе отпуск по уходу за ребенком предоставлялся до одного года), и хорошо, если ясли не были круглосуточными…Затем мы поинтересовались тем, как мамы укладывают спать детей. Было выявлено три основных стратегии.

Первую можно условно назвать «молчаливо-шипящей»: ребенок лежит в постели, а мама либо сразу уходит, либо молча сидит или лежит рядом. Единственный звук, который она издает – тихое шипение: шшшш… шшшш… Вторая стратегия – песенная: мама что-то поет (что именно – обсудим чуть позже).

Интересно, что почти все «поющие мамы» (а это чуть меньше половины от общего числа) после достижения ребенком возраста 1,5-2 года превращались в «молчаливых мам». Третью стратегию мы назвали «суррогатной»: практиковавшие ее мамы устранялись от укачивания ребенка, предлагая ему разнообразные заменители (музыкальные записи, электронные колыбели, работающий телевизор).

В последней части нашего опроса мы спрашивали, знакомы ли родители с книжками, которые содержат тексты колыбельных, пользовались ли ими когда-нибудь и как это происходило.

Две мамы из трех признавались, что эти книги им не нужны, они их не покупали. Остальные с колыбельными книгами знакомы, но вот по прямому назначению (чтобы петь) их использовали единицы.

В основном, мамы просто читали эти книги детям перед сном.

Комментарий психолога

Мы решили перепроверить полученные результаты и проанализировали связанные с колыбельными темы на многочисленных родительских интернет-форумах. Вывод не изменился: колыбельные песни отсутствуют в большинстве современных российских семей.

Сами родители объясняют это по-разному: кто-то не любит свой голос, кому-то сам ребенок запрещает петь, кто-то не может придумать мелодию или не знает ни одного текста (что не удивительно, если вспомнить, что мало кто из родителей слышал колыбельные в своем собственном детстве).Прокомментировать результаты нашего мини-исследования мы попросили Анну Смирнову, психолога прогимназии № 701 Санкт-Петербурга. Много лет Анна Владимировна ежедневно наблюдает за десятками детей, «ведя» каждого из них от младшей группы до 4 класса и консультируя их родителей.

‒ Анна Владимировна, объясните, как влияет отсутствие колыбельных на развитие ребенка? И влияет ли вообще?‒ Общепризнано, что основа нормального развития ребенка – полноценное общение с родителями. И здесь важно не столько количество совместно проведенного времени, сколько его качество.

По моим наблюдениям, сейчас общение между родителями и детьми отличается двумя особенностями. Во-первых, оно стало очень схематичным, «телеграфным». Часто родители утверждают, что у них нет времени играть с ребенком, разговаривать с ним. Особенно актуальна эта проблема в мегаполисах, с их постоянными стрессами и невротизирующим темпом жизни.

Во-вторых, общение родителей с ребенком приобретает, скажем так, «материально-приземленный» характер. Маме некогда отвечать на вопросы, некогда обнимать, петь, читать, гулять, и она как бы «откупается» от ребенка с помощью гигантского количества игрушек и мультфильмов: иди, поиграй, посмотри, займи себя сам.

Поэтому меня не удивляет исчезновение колыбельных, оно вполне соответствует общей тенденции – сокращению вербальных контактов между взрослыми и детьми. Это приводит к значительному ухудшению развития речи у детей. Я ежегодно тестирую всех детей нашей прогимназии и ясно вижу, что дети говорят все хуже. Прежде всего, слабо развита связная речь (т.е.

умение составить рассказ по простой картинке) и беден словарный запас. И эти перемены настолько серьезны, что логопеды, например, собираются пересматривать нормы речевого развития детей: то, что в конце ХХ века было нормой для большинства детей, сейчас доступно немногим. Очень часто к нам в садик приходят трехлетки, не владеющие фразовой речью.

Каждый год все больше детей нуждаются в постоянной работе с логопедом. Очень выросло количество детей с алалией (этот диагноз обозначает полное или частичное отсутствие речи при сохранности интеллекта). И хотя в нашей прогимназии уделяется особое внимание развитию речи, мы проводим специальные занятия (причем многие из них в детской библиотеке) – результаты все равно далеки от идеала.

Дошкольник воспитывается семьей, а садик может быть лишь дополнением к тому, что дают дома.Связано ли падение речевой культуры с тем, что мамы перестают петь колыбельные? Конечно, было бы очень интересно провести подобное исследование: сравнить уровни развития речи у детей, которым пели колыбельные, и у тех, кто засыпал в тишине или под звуки телевизора.

На мой личный взгляд, это все звенья одной цепи. Ведь колыбельные – это самая первая попытка общения взрослого и ребенка, непосредственный разговор мамы с младенцем. Слышать мамин голос малышу жизненно необходимо, это помогает ему освоиться в окружающем мире, совершить переход от внутриутробной жизни (в которой он тоже слышал этот голос) к независимому существованию.

Мне кажется, привычка петь колыбельные – первый шаг к установлению тесного вербального контакта между ребенком и мамой. Очень важно, чтобы ребенок слышал мамино пение, красивые слова, привыкал к постоянному разговариванию с мамой.

Да и самой маме необходимо сделать такой контакт привычкой, ведь именно от нее зависит, как, когда и сколько она будет общаться с ребенком.

Можно сказать, что колыбельные – это семейная традиция, которая помогает ребенку вырасти психологически здоровой и полноценной личностью.

Что говорят фольклористы

Беседуя с «поющими» родителями, мы обнаружили, что в современном колыбельном репертуаре первое место занимают песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко.

Такой выбор не удивителен, если вспомнить, что большинство мам колыбельные услышали не в младенчестве и не от собственных родителей.На втором по популярности месте находятся любые «взрослые» песни, которые знают и любят родители. Тут все зависит от субъективных предпочтений.

Кто-то поет ребенку Высоцкого, кто-то – «Ой мороз, мороз», а кто-то напевает «Пинк Флойд». Реже всего родители поют те самые, «настоящие», аутентичные, фольклорные колыбельные. Почему?

В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к профессору Валентину Головину, фольклористу и исследователю детской литературы, заведующему кафедрой литературы и детского чтения Санкт-Петербургского института культуры и искусств, признанному специалисту по народным и литературным колыбельным песням.

‒ Валентин Вадимович, одна из мам призналась нам, что когда она поет русские народные колыбельные, то чувствует себя ряженой. Вы можете как-то прокомментировать это высказывание? В чем тут дело?– Народные колыбельные абсолютно органичны для человека, обладающего традиционным сознанием.

Я не буду сейчас рассказывать о том, что это такое; характеристики традиционного сознания – предмет жарких научных споров. Для начала можно почитать любопытнейшую беседу на эту тему в «Русском журнале». Таким сознанием обладали русские крестьяне до революции – именно их песни мы и пытаемся петь детям.

Но современный горожанин обладает абсолютно другим, зачастую прямо противоположным мировоззрением: такие ценности как индивидуализм, личная свобода, вера в прогресс никак не вписываются в традиционную картину мира. Отсюда и возникает ощущение чужеродности колыбельных.

Мария Владимировна Осорина в своей замечательной книге «Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых» показала, как народные колыбельные задают основные координаты мироустройства, закладывают основы мировоззрения человека. И эти основы очень далеки от ценностей, которые разделяет современная мама.

Читайте также:  Как на руси перешагивание через мужа помогало женщине быстрее родить

Я вполне понимаю молодых родителей, которые не всегда могут даже правильно произнести названия предметов крестьянского обихода, наполняющих фольклорные колыбельные – не то что объяснить их практическое назначение.‒ Многих родителей шокирует обилие угроз, запугиваний в народных колыбельных.

Классический пример: «Не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок». Чем это можно объяснить?– Вы привели еще самый безобидный пример. А ведь кроме таких запугиваний, нередко встречаются и так называемые «смертные колыбельные». Вот, например:

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

И к сырой земле предадут.

Думаю, что современной маме никогда не придет в голову петь любимому малышу такую «чудную» песенку… Но давайте разберемся. Это для нас с вами, прогрессистов, владеющих грамотой и учившихся в школе, а то и в университете, младенец – самостоятельное существо.

Для крестьянина младенец – существо переходное, и задача всего младенческого фольклора – помочь ему завершить этот переход, перейти от небытия к земному бытию. Ведь усыпление – лишь одна, далеко не единственная функция колыбельной. Колыбельная охраняет малыша, отпугивает от него злых духов. То, что нам кажется угрозой и запугиванием, на самом деле – оберег.

Это как с именами, которыми нарекали детей – черти не схватят Некраса и Немила, ведь уже в именах сказано, какие они ужасные! Так и «смертная» колыбельная не призывает смерть, а обманывает ее. Колыбельная охраняет не только младенца; в первую очередь, пропевание этих жутких текстов утверждает в сознании матери мысль о том, что все магические ритуалы выполнены.

– То есть получается, что колыбельная сопровождает не только переход от бодрствования к сну, но и более глобальный переход – от небытия к бытию?Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей– Совершенно верно. Все колыбельные наполнены этой переходной семантикой. Задумайтесь: почему в песнях постоянно звучит имя ребенка (Машенька, Ванечка), причем чаще всего с притяжательным местоимением «мой»? Это ведь усиление охранного смысла: «мой» значит «не чужой». Колыбельная, как любой заговор или оберег, потеряет свой смысл, если у нее не будет конкретного адресата. А знаете, почему колыбельные просто кишат котами? Всевозможными котиками, коточками, кошечками? Есть даже специальный колыбельный кот, «Кот-баюн». Все потому же: кошка – животное перехода, своего рода заменитель ребенка в песне. Ведь даже наши современники в новую квартиру запускают сначала кота. Что уж говорить про деревенских жителей! Они в зыбку (так называли колыбель) сначала клали кота или кошку, и лишь затем – младенца. В некоторых регионах России считали, что именно в кошках и котах живут духи дома, они охраняют дом.– А как долго продолжался этот «переходный» период? В каком возрасте мама переставала петь ребенку колыбельные?– Фольклористы многократно фиксировали, что колыбельные пели ребенку до тех пор, пока кормили грудью. А этот период обычно продолжался три поста – ведь крестьяне меряли жизнь именно постами. Три поста – это два Великих и один Успенский, или два Успенских и один Великий. В общей сложности получается примерно полтора-два года. Отлучение от груди, как правило, совпадало с переносом ребенка из зыбки на постель, лавку, пол, полать, то есть с отказом от колыбельных. «Я и титьку и зыбку снесла Буке на болото», – традиционное объяснение ребенку его нового статуса. Правда, это не значит, что ребенок после двух лет не слышал колыбельных. Ведь прекращение грудного вскармливания вело к новой беременности, а значит – к появлению нового младенца. Но не стоит думать, что крестьянская мать сутки напролет проводила рядом с младенцем. Мы часто идеализируем жизнь русской деревни, забывая о том, насколько она была тяжела. Гораздо чаще, чем мать, колыбельные песни исполняли девки, сестры и бабки. Мать работала: в поле, по дому, скотиной занималась… Зафиксированы случаи, когда колыбельные пели даже старшие братья! Мать обычно пела зимой, за прялкой. И, кстати, очень характерно, что нынешние матери используют «шипящую стратегию». Ведь и колыбельные тоже наполнены шипящими звуками, своеобразными командами на усыпление: баюшки, дружок, лужок, вырастешь, скосишь, сметешь…

Подведем итоги

Итак, психологи говорят, что в пении колыбельных есть важный смысл – эмоциональное общение с ребенком. Фольклористы, со своей стороны, объясняют, почему сегодняшним мамам так сложно петь аутентичные народные песни.

Что же делать, что петь? Мы попробовали обобщить опыт современных семей, в которых пение перед сном стало традицией.Литературные колыбельные. Русская поэзия чрезвычайно богата колыбельными, начиная с «Казачьей колыбельной» Михаила Лермонтова и заканчивая «Колыбельной Дракоши» Андрея Усачева.

Эти тексты гораздо легче воспринимаются родителями и интересны детям. Колыбельные можно выбирать «по сезону», например, летом петь о лете, под Новый год – о Рождестве. Ребенку постарше можно предложить самому выбрать стихотворение, которое ему нравится.

Мелодию можно придумать самостоятельно или вместе с малышом, так он почувствует себя настоящим композитором.

Колыбельные народов мира. Многие мамы хорошо владеют иностранными языками, и петь английскую или немецкую колыбельную им проще, чем русскую.

Несколько лет назад на анимационной студии «Метроном» под руководством Арсена Готлиба и Елизаветы Скворцовой был создан цикл мультфильмов «Колыбельные мира», получивший множество призов на различных фестивалях.

Просмотрев эти коротенькие мультики перед сном, мама и ребенок получат не только прекрасный повод отправляться в постель, но и прикоснутся к мировой культуре.

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детейКазачья колыбельная: к чему матери готовят своих детейКазачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Личные колыбельные. Ребенок очень любит слушать рассказы про себя самого. Так почему бы не использовать этот прием для колыбельной? Песня-импровизация перед сном может быть рассказом обо всем, что присутствовало в дне ребенка: спят машинки, куклы спят, садик спит, и Миша спит… Спи, малыш мой, засыпай, баю-баю-баю-бай…

Подготовила Анна Рапопорт

Источник: https://www.papmambook.ru/articles/342/

Значение колыбельной песни. Оберег на всю жизнь

  • Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем.
  • Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках.
  • Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира.

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей

Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки:

«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».

Возвращаясь к истокам

Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания.

  1. А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать).
  2. Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.
  3. У многих народов существовал обычай:
  4. при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь.
  5. Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.
  6. Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.
  7. Интересный факт:

проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.

  • Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:
  • •  заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;
  • •  знахарский заговор на здоровье, если он болен;
  • •  заговор-оберег от чужого вредного воздействия.
  • Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.
  • Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.
  • «Дитя растет не от еды, а от радости», — справедливо гласит народная пословица.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Смысловой код колыбельных песен

Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота.
Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».

  1. Согласно со словарем В.Даля выражения в колыбельных означают:
  2. •  «баить» — рассказывать,
  3. •  «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,
  4. •  «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.
  5. Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой.
  6. Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.
  7. Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:
Читайте также:  Помещик суворов: что делал русский полководец со своими крепостными

Животик. «Как наш каравашек?» — воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь».

Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги.

Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально.

 Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей:

крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.

Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.

Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели.

Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности.

Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.

  • Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:
  • «Почитай отца и мать,
    Ближних бойся осуждать».
  • Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:

«Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»

Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова.

  1. Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…
  2. Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.
  3. В конце статьи хочу присоединиться к советам специалистов и психологов:
  4. Творите Вашего ребенка, как творят волшебники и маги.
  5. Пойте ему колыбельные песни, наполненные любовью и нежностью.
  6. Они обязательно помогут малышам стать сильными, умными, красивыми и удачливыми.
  7. А Вам Ваши мамы пели колыбельные в детстве?
  8. Ваши дети засыпают под колыбельные песни или «под телевизор»?
  9. Буду рада, если поделитесь опытом и прокомментируете статью.

Источники:
М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Иллюстрированная энциклопедия «Русские дети. Основы народной педагогики», СПб, 2006.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайт
Sna-kantata.ru!

Наукой доказано: колыбельные полезны не только младенцам, но и будущим мамам, а также всем взрослым. Об уникальных психотерапевтических эффектах читайте в следующей статье.

Это нужно знать:

Источник: https://sna-kantata.ru/znachenie-kolyibelnoy-pesni-obereg-na-vsyu-zhizn/

Народные колыбельные песни в жизни семьи

Казачья колыбельная: к чему матери готовят своих детей Колыбельные песни – единственные песни, которые я пела, а мои дети – единственные слушатели, которых я не стеснялась. Дело в том, что в детстве мне на ухо «наступил медведь». Меня даже не приняли в музыкальную школу, точнее приняли, но не на класс фортепиано, а на домру. Мои родители не захотели, чтобы я играла на таком «непрестижном» инструменте, и нашли мне частного преподавателя. Начались мои мучения, учительницу свою я не полюбила, она меня, наверное, тоже. За несколько лет мои и так от природы небольшие способности были похоронены. А петь хотелось!

И вот, много лет спустя, родилась моя первая дочь. Вот я кормлю ее грудью, укачиваю, чувствую в своей душе порыв – мне хочется петь для нее.

Все, что я вспомнила на тот момент, были всем известный «Волчок» да революционный марш «Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо». Эту песню пел когда-то мой отец.

Сейчас у меня трое детей, я знаю много старинных русских колыбельных, пою их почти ежедневно и каждый раз получаю большое удовольствие. Я уверена, что колыбельные нужны и маме, и ребенку, и хочу объяснить вам, почему так считаю.

Дело в том, что когда ребенок рождается, его психика сильно отличается от психики взрослого человека.

Ребенок, например, не может, закрыв глаза, воссоздать внутри себя образ окружающего его мира – комнату, в которой он находится, свою маму, в которой так нуждается. Он уверен в существовании всего этого только тогда, когда видит.

Именно поэтому засыпание для ребенка очень тревожно, подобно «маленькому умиранию» – ведь для него во сне исчезает весь мир.

Потому-то в культуре всех народов принято укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь песню – колыбельную. Мать словно сопровождает ребенка в сон, помогает преодолеть страх.

Малыш, закрывая глаза, уже не видит ее, но продолжает слышать ее ласковый голос. Мать словно говорит: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом.

Я люблю тебя!» И дитя спокойно засыпает.

А еще, родившись, ребенок приходит в мир, который сильно отличается от того, в котором он жил до сих пор (в животе у мамы). И, прежде всего, этот мир отличается ритмом. В материнской утробе ритма почти не было. Не было яркого дня и темной ночи, не было жары и холода.

С током крови к ребенку беспрерывно поступали кислород и питательные вещества.

А в новом мире все подвластно ритму! И к этому нужно приспособиться, в чем помогают колыбельные, которые, как все народные песни, очень ритмичны, и ребенок, слушая их, вбирает в себя чувство ритма.

До сих пор мы говорили о психологических аспектах необходимости колыбельных, а теперь остановимся на педагогических. Некоторые специалисты в области психологии считают, что текст колыбельной может быть любым, главное – это простая, монотонная мелодия.

Известный английский детский психотерапевт Винникотт предлагает даже такой текст: «Баю, баюшки, баю, спи малыш, а то убью». Он утверждает, что эти слова, пропетые с определенной интонацией, все равно усыпят ребенка. Может быть, и так.

Однако, разбирая тексты старинных русских колыбельных, я поняла, что наши предки относились к этому по-другому.

Они словно не хотели упускать ни дня из жизни ребенка и вкладывали в него с младенчества необходимые ему в будущем правила и представления об окружающем его мире.

Многочисленные и разнообразные тексты русских народных колыбельных песен можно объединить в несколько групп. Есть колыбельные, в которых говорится об исключительности самого ребенка. Какой бы ни был малыш по счету в семье, он уникален, и это подчеркивается в песне, чаще всего через описание люльки, которую готовит для ребенка мать:

Зыбочка дубовая,
Огибочка шелковая.
На высоком столбу,
На точеном брусу,
На серебряном крюку.
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Пробойцы золотые.
Под холщовым положком
Сон Алешеньку нашел.
Уж ты в камке спи,

А в парче расти.

Также в народных колыбельных песнях много пожеланий счастливой богатой жизни, впрочем, не лишенной при этом работы и необходимости помогать другим людям:

  • Бай, побаюшки,
    Спи-тко теплая сугрева,
    Отцу матери замена;
    Вырастешь большой –
    Будешь хороший и баской,
    Станешь в людушки ходить,
    Станешь денежки носить,
    Станешь работку работать,
  • Станешь пашенку пахать.

Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются своим делом – мужчины, женщины, старики и дети:

  1. Зыбаю я зыбаю
    Отец ушел за рыбою,
    Мать пошла пеленки мыть,
    Бабушка коров доить,
    Дедушка дрова рубить,
    Чтобы баньку истопить,
    Много рыбки наварить
  2. И Ванюшку накормить.

Народные колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в окружающем мире:

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок.
Он потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют –

Тебе спать не дадут.

В молодости мне казалось, что такие народные колыбельные песни ни к чему моему ребенку, что они запугивают малыша. Только став старше, я оценила мудрость народа – это не запугивание, а предостережение, и всегда подчеркнутое любовью и готовностью защитить ребенка:

Баю бай, баю бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: Леночку – отдай.
А мы Лену не дадим,
Пригодится нам самим.
Баю, баю, баю, бай,
Из-под зыбки вылезай,

Не ходи-ка к нам Бабай!

Впервые из колыбельных малыш узнает и о православной вере своего народа. Он вырастет, и эта вера станет его, а пока он слышит от родной матери:

Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю (припев).
Умоленное мое,

  • Упрошенное мое.
  • Упросила, умолила я
    У истинного Христа.
  • Бог мне тебя дал,
    Да Богородица дала,
  • Богородица дала,
    Мне пожаловала
  • Крошечку мне,
    И малюточку.
  • Ангелы с тобой,
    Все хранители с тобой.
  • Они тебя хранят,
    Они и милуют.
  • От болезней, от скорбей,
    От тяжелых болестей.

И последнее, о чем мне хотелось сказать сегодня, это о необходимости колыбельной песни для самой женщины (мамы, бабушки), а может быть, и для мужчины (раньше малыша иногда укачивал дед, а сейчас этим занимаются и папы).

Дело в том, что человек, укладывающий ребенка спать, сам должен пребывать в умиротворенном, расслабленном состоянии. Он не должен торопиться и раздражаться, иначе просто не сможет усыпить ребенка – его напряжение передастся малышу.

Пение колыбельной помогает и самому взрослому: позволяет отрешиться от суеты прожитого дня, насладиться тишиной, лучше почувствовать и выразить свою любовь и нежность.

Пойте детям колыбельные! Пользуйтесь дарами нашей культуры или придумывайте слова колыбельной сами. Наслаждайтесь минутами покоя наедине со своим ребенком.

Источник: https://mamalara.ru/lullaby/

Михаил Лермонтов — Казачья колыбельная песня: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою; Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

  • По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал; Но отец твой старый воин, Закален в бою: Спи, малютка, будь спокоен,
  • Баюшки-баю.
  • Сам узнаешь, будет время, Бранное житье; Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Я седельце боевое Шелком разошью… Спи, дитя мое родное,
  • Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой… Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко,

  1. Баюшки-баю.
  2. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю… Спи ж, пока забот не знаешь,
  3. Баюшки-баю.
  4. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся богу, Ставь перед собой; Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою… Спи, младенец мой прекрасный,
  5. Баюшки-баю.

Анализ стихотворения «Казачья колыбельная песня» Лермонтова

Особенностью поэзии Лермонтова является обращённость к серьезной тематике — общественно-политические и гражданские стихи, но, несмотря на это, в творчестве Михаила Юрьевича присутствует и лирика. Стихотворение «Казачья колыбельная песня» написано в 1838 году, когда поэт впервые посетил Кавказ.

«Казачья колыбельная песня» является отголоском фольклорного стиля, интерпретацией народного творчества. Существует мнение, что, когда Лермонтов был на Кавказе, то услышал, как казачка укачивает своего ребёнка. Так и родилось это произведение. Но автор включил и тематику волнующую его самого. Так это стихотворение стало не просто колыбельной, а песней с военными отголосками.

Отличительной особенностью данного произведения Лермонтова является его монологический стиль. Колыбельная – это монолог матери, которая укачивая ещё несмышленого ребенка, повествует ему о его будущем.

Стихотворение полностью выдержано в фольклорной стилистике колыбельных песен, присутствуют все черты: ясный месяц на небе, сказка яркая и сон, в который должен погрузиться ребёнок.

Автор заканчивает монолог матери собственным монологом: о страшной войне, которую довелось видеть.

Выбивается из колыбельной песни строчка: «Злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал». Лермонтов вводит чечена, чтобы показать действительность, что есть не только мать и её дитя, но и остальной мир, который полон страшных опасностей.

Героем выступает отец ребёнка, который ушёл на войну, чтобы спасти родных и всех людей от страшного врага. Сейчас ребёнок мал, его оберегает мама, которая охраняет сон.

Но очень быстро настанет время, когда ему придётся защищать и маму, и Родину.

«Смело вденешь ногу в стремя и возьмёшь ружьё», — поёт мать своему дитя. Мама понимает, что в будущем такая судьба ждёт всех. Горько ей от того, что она не может ничего изменить.

Сейчас её дитя мало и рядом с ней, но когда станет взрослым и отправится на войну, она не знает, выживет ли он в этой страшной битве. Мать может только молиться за своё дитя, терзая своё материнское сердце, она поёт: «Дам тебе я на дорогу образок святой».

Это всё, что может дать мать своему ребёнку, она безоружна и всё, что у неё есть, —  это молитва. Она старается верить, что, как подарившая жизнь, сможет и сохранить её своему ребёнку.

Именно серьёзность мотивов отличает творчество Лермонтова от других авторов, в своих произведениях поэт не боится показывать весь ужас действительности.

Слушать аудио-стихотворение:

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Казачья колыбельная песня на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/mixail-lermontov-kazachya-kolybelnaya-pesnya/

Казачья колыбельная песня

ВВЕРХ

Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою.Стану сказывать я сказки, Песенку спою;Ты ж дремли, закрывши глазки,Баюшки-баю.

По камням струится Терек, Плещет мутный вал;Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал;Но отец твой старый воин, Закален в бою:Спи, малютка, будь спокоен, Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время, Бранное житье;Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье.Я седельце боевое Шелком разошью…Спи, дитя мое родное, Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду И казак душой.Провожать тебя я выйду — Ты махнешь рукой…Сколько горьких слез украдкой Я в ту ночь пролью!..Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться, Безутешно ждать;Стану целый день молиться, По ночам гадать;Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю…Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу Образок святой:Ты его, моляся богу, Ставь перед собой;Да, готовясь в бой опасный, Помни мать свою…Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

Лермонтов, Михаил Юрьевич

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях.

К этом периоду творчества относятся не только общественно-политические и гражданские стихи, но и лирические произведения. В частности, «Казачья колыбельная песня» является интерпретацией народного творчества.

Существует версия, что именно в станице Червленой на берегу реки Терек, где квартировал гусарский полк Лермонтова, поэту довелось услышать, как молодая казачка укачивает своего сына под очень нежную и красивую колыбельную.

Именно она легла в основу стихотворения, в которое автор вложил несколько иной смысл, так как не мог обойти в своем творчестве войну, которая каждый день уносила жизни сотерн русских солдат.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем.

Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.

Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю.

Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоиться на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.

Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой».

Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019

Источник: https://poesy.site/poems/1535-kazachja-kolybelnaja-pesnja.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector