Корьдно, старая рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Для большинства людей туризм в Рязанской области — это прежде всего поездка на родину Сергея Есенина в село Константиново, прогулка по национальному заповеднику «Мещерский» и яркое фото у памятника грибам с глазами в парке у Филармонии. 

В серии репортажей «По следам истории», подготовленных вместе с командой Tele2, корреспондент Делового портала YA62.ru расскажет о других достопримечательностях региона. Прокладывать маршрут, оперативно искать нужную информацию в интернете и оставаться на связи даже в отдаленных населенных пунктах Рязанской области ему поможет сотовая связь Tele2 и смартфон Tele2 Mini.

Вообще-то первой точкой маршрута нашей команды должен был стать замок барона фон Дервиза в Кирицах — ныне санаторий для детей, больных туберкулезом.

Однако на месте охрана заведения объяснила, что вот уже год как на территорию замка из-за террористической угрозы посторонних не пускают.

Так как площадь и все объекты на ней принадлежат министерству здравоохранения, а имение фон Дервиза не является объектом культурного наследия, как в музей ходить туда нельзя. Хотите посмотреть на замок? Благоговейте у забора.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Замок барона — это кладовая тайн с момента его строительства и по сей день. К примеру, его возведение венчает легенда о том, как Сергей фон Дервиз, живший тогда в Старожилове, заблудился на охоте и чудом вышел к старому стекольному заводу. Природа вокруг так поразила барона, что он решил построить здесь не просто усадьбу, а настоящее произведение искусства.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Еще одной легендой является история о том, что в замке фон Дервиза снималась советская экранизация сказки «Золушка». Правда, сравнительно недавно в исследованиях журналистов миф был окончательно развеян и теперь в него не верят даже местные жители. Впрочем, для приезжих это до сих пор неплохая приманка. Жаль, что из туристического маршрута замок теперь придется официально вычеркнуть.

Если же говорить о неофициальной части, то некоторые блогеры, которые, вероятно, хорошо и быстро бегают, до сих пор выкладывают на своих страницах свежие фотографии внутренней части архитектурной композиции.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Получив отказ попасть на территорию санатория, мы оперативно решили сменить маршрут и посетить расположенную неподалеку от Кириц территорию городища Старая Рязань. Чтобы не заблудиться, как барону в далеком XIX веке, мы воспользовались интернет-навигатором в Tele2 Mini. Оказалось, что время в пути составит около 20 минут.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Старая Рязань, или как ласково называют ее археологи Старка, находится недалеко от Спасска-Рязанского. Некогда она была столицей Великого Рязанского княжества, первое упоминание о ней датируется 1096 годом. Но город был полностью уничтожен зимой 1237 года во время татаро-монгольского нашествия.

Согласно истории, хан Батый потребовал от жителей рязанских отдать ему десятую часть всего богатства, что есть у них. Но получил ответ: «Когда нас всех не будет, то все потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество.

Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить». В течение шести дней шла ожесточенная битва рязанцев с татаро-монголами, в ходе которой все жители Старой Рязани были убиты, а город полностью сожжен.

Сегодня о том, что у реки Оки когда-то был красивый город, напоминают лишь останки храма и земляной вал по краю.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Также на территории Старой Рязани расположен поклонный крест Кириллу и Мефодию. Он возведен в 1996 году в память создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Скульптор памятника — Вячеслав Клыков. Традиция ставить поклонные кресты появилась на Руси очень давно. Их устанавливали, как правило, на перекрестках или при входе-выходе из населенного пункта.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

После разрушения города столицу княжества перенесли в Переяславль-Рязанский, который в 1778 году по приказу Екатерины II был переименован в Рязань. А Старая Рязань сегодня является археологическом заповедником. Ежегодно в летнее время на его территории ведутся раскопки, на которые, кстати, могут записаться в помощники все желающие.

Находясь на территории городища, при помощи 3G от Tele2 в интернете мы прочитали о находках археологов на Старой Рязани.

Но лучше Старку один раз увидеть, чем сто раз о ней услышать. Согласно данным навигатора в нашем смартфоне, от города до нее ехать не более часа.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

— Старая Рязань до сегодняшних дней хранит много секретов и является территорией, где активно проводят раскопки, — рассказывает менеджер по связям с общественностью Tele2 Светлана Огнева о том, почему именно это место было выбрано в качестве одной из точек маршрута.

— Интересен также другой исторический момент: рязанский воевода Евпатий Коловрат, увидев по приезде разрушенный родной город, собрал отряд и, последовав за Батыем, вступил с его воинами в неравный бой. Согласно преданиям, Коловрат разрубил надвое родственника Батыя — такой сильный был богатырь.

И монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнеметных орудий, предназначенных для разрушения укреплений.

Такие места, как городище Старая Рязань с его богатой культурой, и по сей день притягивают туристов и любителей истории.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Пока журналист наслаждается просторами Старой Рязани и видами на Оку и дальше нее, за горизонт, Светлана Огнева работает, проверяя качество интернета. Причем делает она это весьма приятным способом: выкладывая свежие новости для подписчиков официальной группы «Tele2 Рязань» в соцсети «ВКонтакте».

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

— В поездках каждому из нас важно всегда быть на связи. Наша компания стремится к тому, чтобы абоненты могли пользоваться качественной связью и услугами 3G на территории всей Рязанской области.

Постоянно ведутся работы по развитию сети, которая обеспечивает устойчивую зону покрытия в регионе. Услугами скоростного интернета могут пользоваться 75% населения Рязанской области.

В том числе и археологи Старки, — отмечает представитель оператора.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

К слову, я, пользуясь на своем личном телефоне услугами другого оператора сотовой связи, никакие картинки отправлять в соцсети не смогла, зато вдоволь налюбовалась пейзажами Старой Рязани. Здесь же и мысли умные посетили.

А что если подготовить для наших читателей не только интересные репортажи, но и оставить приятные сувениры тем, кто пойдет по нашим следам? Желание оставлять небольшие «клады» называется геокешинг.

Несколько лет назад это течение было распространено также активно, как сегодня ловля покемонов. Сейчас страсти по геокешингу утихли, но движение осталось столь же популярным. А сайт этой игры является крупнейшей базой данных достопримечательных мест России и стран бывшего СССР.

Дословно название игры переводится как «земляной тайник» или, по-русски, клад.

Команда Tele2 поддержала идею. Поэтому в следующей поездке мы закопаем или спрячем «клад» возле той достопримечательности, которую будем изучать. Правила игры весьма просты.

В следующей публикации «Неизведанная Рязань» мы оставим точные GPS-координаты места, где находятся «сокровища», а также подробное описание локации.

Нашедший клад должен будет не просто изъять его полностью или частично, но и заменить взятое на «сокровища» равноценные. А свое фото прислать нам в редакцию.

А пока мы раздумываем над тем, какие «сокровища» спрятать в следующей поездке, самое время проверить свои мобильные устройства на наличие устойчивого интернет-сигнала и проложить маршрут к путешествиям. Поверьте, в кладоискании он вам решительно пригодится.

Больше фото ЗДЕСЬ

Дарья Копосова

Источник: https://ya62.ru/articles/kolumnist/proverka-svyazi-est-li-3g-na-staroy-ryazani/

Старая Рязань или Исчезнувший город. 1237 год

Из рассказа «Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая). Пощупово и Солотча. Константиново»

Из разговора владимирского князя с гонцом.- Прибыл из Рязани? Что там стряслось?- Рязани больше нет.

(В.Ян «Нашествие монголов. Книга вторая. Батый»)

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов… Где мы сейчас? На том самом месте, где раньше находился город Рязань – столица непокорного Рязанского княжества.…Город здесь, наверное, стоял сказочный. Ещё бы. Какое невиданное дивно-чудесное место. Огромный холм-крутояр с плоской верхушкой. Обрыв зеленым бугристым ковром уходит из-под ног к широченной Оке. Она здесь прямая и гладкая. Хорошо просматривается с обоих сторон. Течет откуда-то из неба и уходит в небо.…Можно не увидеть все прекрасные и интересные достопримечательности нынешней Рязани. Но. Нужно увидеть это поле, где ветер сейчас играет гривами ковыля…, окруженное мощными земляными валами, поросшими травой….Мы едем в Старую Рязань. Это ~ в 60-65км от Новой Рязани. От Кириц начинаем ждать поворота налево, доезжаем, наконец, до него и потом поворачиваем на узкую асфальтовую дорогу всю в пробитых дырах. Мы петляем и уворачиваемся от этих ям в асфальте, как заяц, уходящий от погони. Потом пристраиваемся за легковушкой, идущей впереди зигзагами и повторяем её безумные метания. Со стороны, наверное, может показаться, что едут пьяные вдрибодан водители. 🙂 🙁 Не надейтесь на указатель. Еще чего, размечтались. Подумаешь древнее городище и археологический памятник. Крутите лучше головами. Километров через 5-7 слева увидите валы, а между ними дорогу. Сворачивайте туда. Что, не нравится дорога по полю? Нежные какие. Либо останавливайтесь на обочине и топайте вперёд, либо подпрыгивайте до упора. Ориентир – полуразрушенная арочная постройка либо каменный крест.Где мы сейчас? На том самом месте, где раньше находился город Рязань – столица непокорного Рязанского княжества.Рязань. Город-фантом.Скажу честно – можно не увидеть все прекрасные и интересные достопримечательности нынешней Рязани. Но. Нужно увидеть это поле, где ветер сейчас играет гривами ковыля…, окруженное мощными земляными валами, поросшими травой….

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Город здесь, наверное, стоял сказочный. Ещё бы. Какое невиданное дивно-чудесное место. Огромный холм-крутояр с плоской верхушкой. Обрыв зеленым бугристым ковром уходит из-под ног к широченной Оке. Она здесь прямая и гладкая. Хорошо просматривается с обоих сторон. Течет откуда-то из неба и уходит в небо.

Хорошо виднеется серебряный рукав, которым Ока взмахнула влево. Ветер упругий играет с разнотравьем. Плавают в воздухе цветные бабочки. Щебечут птички. Внизу по берегу сереют домишки деревни. Жизнь идёт. Глаза любуются невероятно красивыми очертаниями и красками земли, воды, солнца. Но … тревожно что-то на душе.

Кажется, за спиной невидимый город дышит. Шумит. Разговаривает.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

  • Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов
  • Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов
  • Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов
  • Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Мы приехали сюда в жаркий июньский день. Солнце сверху буквально обливало нас пламенем.

Представляю, какой огромный костер горел здесь зимой 1237 года. Как 5 дней непрерывно татары били таранами деревянный частокол на валах. Как сопротивлялись рязанцы.В городе жило к тому времени около 8 тысяч народа. Князя звали Юрий Ингоревич, чернигово-муромской княжеской ветки. В городе было построено два каменных православных собора. Но не думаю, что уже все люди приняли христианство. Жили там, наверное, и Забавы с Путятами, и Марии с Иванами. Жили себе, не тужили. А мастера, какие были! Ювелирные украшения, которые именно здесь нашли археологи, называют «верхом совершенства ювелирной техники» — например, цветник из крохотных золотых цветов, когда на 0,25кв.см рязанский умелец ухитрился посадить от 7 до 10 цветков, колыхающихся на золотых ножках-спиральках, а в каждом цветке по 5 лепестков припаянных к пестику!…Главное, мирно жили! Про свары княжеские междоусобные уж и не помнили. Хотя ссорились князья дико и часто, даром что рязанцы. Считай 30 лет назад (в 1208), Рязань сгорела дотла – спалил её владимирский князь Всеволод (Большое Гнездо). Не простил рязанцам их поддержки черниговских Ольговичей, с которыми сам яростно воевал. А 20 лет (в 1217) назад так и вовсе рязанские передрались между собой – престол княжеский поделить не могли между кровными братьями. Село Исады что на Оке – полито кровью – тёмное место. Князья Глеб и Константин, позвав на званый пир 5-рых своих родичей, вместо мёда хмельного угостили тех ножичками кривыми да острыми.Только зажили ладно. Но рок Рязани был определён иной.

Зима. Студень месяц. 1237 год.Рязань первая встретила Батыя, внука великого Чингисхана.

Потом после разгрома Рязанского княжества Батый возьмет 14 городов в Великом Владимирском княжестве, после 2х недельной осады сожжёт Торжок, после 7ми недельной – Козельск. В 1239 монголы возьмут Чернигов. В 1240 – Киев. Так закончится поход Батыя на Русь.

А дальше монголы покатятся вперёд и сметут Венгрию и Польшу.

Но сейчас Рязань одна против Тьмы. Никто из соседей-князей не придёт на помощь. Будет убит сын рязанского князя Юрия – Фёдор, поехавший на переговоры к хану.

Читайте также:  Город аркаим и другие главные археологические тайны россии

Молодой князь предлагал дары в обмен на мир, но Батый потребовал его жену красавицу княгиню Евпраксию к себе «на ложе». «Аще нас преодолевши, то и женами нашими владети начнеши» — ответил Фёдор. «Пестуна» князя старика Апоницу монголы отпускают живым и он приносит эту весть в город.

Евпраксия с маленьким сыном Иваном кидается с высокого терема оземь. Отец Юрий собирает дружину и говорит им: «Лутче нам смертию живота купити, нежели в поганой воле бытии». Посылает ответ Батыю: «олна нас всех не будеть, то же все то ваше будеть».

И бьются рязанцы «один с тысящею, а два с тьмою». Бьются насмерть. Причем воины Батыя меняются, а «гражане непременно бьяхуся»… На 6-й только день пала Рязань.

«И не оста в граде ни един живых… Лежали все на земле пусте, на траве ковыле снегом и ледом померзоша…».

Об истории древней Рязани не осталось никаких документов кроме «Повести о разорении Рязани Батыем». Из этой воинской повести идёт вышеперечисленная информация о произошедшем. Далее повествуется о рязанском вельможе Евпатии Коловрате, который опоздав на битву и увидев разорение родного города, стал неистово преследовать Батыя.

Несмотря на то, что Коловрат погубил множество татарских богатырей Батый, убив его, преклоняется перед его мужеством, отдает его тело пленным дружинникам и отпускает тех на волю. Далее славится Ингвар Ингваревич, единственный живой рязанский князь (был в отъезде в Чернигове).

Справедливости ради надо заметить, что официальные историки – странные люди. Так «Велесова книга», написанная непередаваемо прекрасным языком, считается ими «подделкой».

В то время как, писаная переписанная летописцами «Повесть о разорении Рязани Батыем», содержащая массу неточностей, несовпадений и несостыковок, называется ими «одним из лучших произведений древнерусской литературы».

Неофициальные историки же, утверждают, что документ этот был переписан с «особливой тщательностью» во времена Екатерины II в духе древнеславянского эпоса с «хорошими» князьями и «народными» богатырями.

В жизни многие князья вели себя не столь доблестно, как их летописные прототипы, и вот так искусственно им поднимали статус и придумывали причины–«отмазки» многим неумным и недальновидным княжеским действиям… Возможно и Коловрат образ литературный и собирательный. Кто знает, что было на самом деле и чего не было??…

Монголы на самом деле были людьми прямыми, а Орда чётко организованной структурой. Рязанские князья по каким-то причинам действительно отказали платить запрошенную Батыем дань в виде десятины от доходов. А доходы рязанцев были о-го-го, с учетом того, что город стоял на выгоднейшем месте и контролировал всю водную торговлю.

Пожалели? Получайте. Такова была монгольская логика.

Но вернёмся на поле. Здесь есть одна интересная полуразрушенная краснокирпичная арка. Выглядит она красиво, чего уж там – все делают фотографии около неё, через неё, себя на фоне её.

Это остатки церкви, построенной в начале 20 века в память сожженных древних рязанских соборов. Главное – присмотритесь – она стоит на древнем фундаменте одного из них! Это очень сильное место. Остановитесь. Почувствуйте.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

  1. Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

И меня не волнуют рязанские князья. Я представляю себе, как сказочно выглядел этот город зимней ночью. Из черного неба выглядывают сияющие белые точки звезд.

А в заснеженном городе, спрятанном за бревенчатой крепостной стеной, тоже горят жёлтые огоньки в окнах – в простых домах лучину жгут, в княжеских теремах свечи. Снегу намело щедро. Мороз трещит.

Старая Рязань выбрала себе роскошное место – на высоком превысоком берегу Оки, как будто на ладони её подняли поближе к небу.

Куда ты пропал Город? Сожгли ли тебя монголы? Как пишут летописцы.

Хотя, интересно, откуда им ведомы детали, когда «весь град пожгоша и не оста не един живых»? Или тебя вовсе не тронули? Как пишет Лев Гумилёв: «Монголы же, взяв требовавшееся им продовольствие и лошадей, покинули Рязань». И люди вернулись буквально сразу. Имя твоё теперь носит бывшая деревянная крепость неподалеку – Переяславль-Рязанский.

Самые сильные впечатления мы получили здесь на этом поле. Ещё мы подошли к кресту из белого камня. Подумали, что он установлен в память защитников древней Рязани, а оказалось в честь святых Кирилла и Мефодия (?). Мы очень удивились. Какая связь?На валы не залезали, потому что уже устали.

Деревня, что растянулась внизу под обрывом вдоль реки, называется Старая Рязань. Вдалеке виднелась старенькая церковь, позже прочитали, что в ней располагается небольшой археологический музей.Важно – автопутешественникам на заметку – к Старой Рязани можно подъехать 2мя путями.

Из самой Рязани (как поехали мы) и из Солотчи, но тогда вам придется переезжать Оку через понтонный мост, т.е. это летний путь.Раньше меня возмущало, что, например, экскурсионные туры по Рязанщине не знакомят туристов со Старой Рязанью. Я сама случайно вычитала про него всего лишь в одном отзыве.

А теперь я думаю, и хорошо, что это место не подвергается массированной атаке туристических автобусов. Кому надо – тот приедет. И так, говорят, гоняют здесь черных археологов пачками. Перекопали и перерыли всё что можно и нельзя.

Рассказ «Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая).

Пощупово и Солотча. Константиново»

Рязанские посты:

Источник: https://pamsik.livejournal.com/81403.html

17-й по счету, клад ювелирных изделий — из Старой Рязани

byslaikyr

17-й по счету, клад ювелирных изделий, из Старой Рязани .

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов         

7 июля 2013  г. на городище Старая Рязань был открыт очередной, 17-й по счету, клад ювелирных изделий. Находка сделана Старорязанской экспедицией Института археологии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника при обследовании участка, подготовленного для раскопок, на территории древнейшей части древнерусского города – Северном городище.

Подобные клады сокрывались, как правило, в момент военной опасности, в данном случае – в связи с нашествием Батыя в декабре 1237  г. Ранее в этой части Старой Рязани такие находки не встречались. Тем не менее, происходящие с данного участка городища материалы свидетельствуют о том, что здесь находились усадьбы и мастерские ремесленников-ювелиров.

Клад залегал на очень небольшой глубине, что объясняется спешкой и затруднениями, связанными с необходимостью рыть мерзлую землю. Хорошая сохранность клада в значительной степени связана с тем, что он был перекрыт отвалом старых раскопок.

И все же его верхняя часть пострадала от пахоты или работ на огороде.

Несколько находок оказались смещены на значительные расстояния, однако большая их часть осталась не потревоженной, сохранившись в виде компактного комплекса необычного состава.

Основу клада составляют многочисленные серебряные украшения, среди которых – четыре медальона с изображениями процветших крестов, четыре колта – два чечевицевидных и два звездчатых – с наборами тисненых колодочек для подвешивания, более 20 крупных бусин, украшенных зернью и сканью, несколько каменных наперсных крестов, часть из которых имеет серебряные накладки, пустотелые тисненые криновидные подвески, многочисленные серебряные трехбусинные полукольца для головных украшений, золоченые нашивные накладки, предназначенные для ремней или ткани.

Один из двух витых браслетов декорирован вставками из поделочного камня или стекла. Некоторые кресты, привески, колодочки для подвешивания колтов и трехбусинные полукольца сохранились с веревочками и нитками, позволяющими реконструировать способ ношения украшений.

Представленные здесь колты носились попарно – чечевицеобразный в паре со звездчатым: их дужки были сцеплены. Такой способ ношения колтов, как будто, фиксируется впервые.

В состав клада входили также мелкие стеклянные бусы и обломок кремневого наконечника стрелы, который мог выполнять роль амулета или оберега, призванного обеспечить его сохранность.

Клад, очевидно, был сокрыт мастером-ювелиром. Об этом свидетельствует наличие каменных крестов, которые еще не были украшены серебряными накладками, или такими, у которых этот процесс не был завершен.

Это предположение подтверждается и наличием ювелирного сырья – рулончика золотой фольги, небольшого золотого и нескольких серебряных слитков. Не совсем понятно назначение крученой серебряной ленты длиной около 5 м, шириной более 1  см и толщиной ок. 1  мм – т.е.

значительно толще фольги, с окончанием полукруглой формы и с позолоченной внутренней стороной. Вероятно, это полуфабрикат, который мог использоваться в качестве окантовочного материала.

Вместе с разрозненными вещами, нарушенными пахотой, было обнаружено несколько ювелирных матриц, возможно, также входивших в состав обнаруженного комплекса.

Среди них матрица для оттискивания криновидной подвески, сходной с представленной в кладе. Еще одна матрица предназначалась для оттискивания колодочки для подвески колта.

Она представляет собой недоработанное изделие с неснятыми заусенцами и другими дефектами литья.

Недалеко от места находки встречены литейные отходы, связанные с производством бронзовых пуговиц. Соотношение клада и обнаруженных поблизости находок с усадебной застройкой и отдельными жилыми и хозяйственными сооружениями остаются не до конца ясными до завершения работ на участке.

А. В. Чернецов, д.и.н.

.Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

рис 1. 7 июля 2013 г. на городище Старая Рязань был открыт очередной, 17-й по счету, клад ювелирных изделий.

  • .Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов
  • рис 2. Медальон с изображениями процветших крестов
  • .Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

рис 3. Колт  Черниговского типа. (Большие полые колты – часть женского головного убора Киевской Руси 12-13 вв. – носился на цепочках из тисненных колодочек – «ряснах».)

.Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

рис 4. Шестилучевой звездчатый колт,  и полый колт Черниговского типа с ораментом .

.Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

рис 5. Витые браслеты, по стилю плетения  характерные для вятических курганов,  один из браслетов имеет на концах  стеклянные вставки в оправе.

***

Дополнение:

Городище Старая Рязань расположено на правом высоком берегу р. Оки в нескольких километрах от современного г. Спасск-Рязанский, бывшая столица (в XII-XIII вв.) Рязанского княжества – Рязани. Площадь состовляет 55-57  га, периметр Южного городища (Столичного города без среднего )  по валам составляет 3.3 км.

  Географичесие координаты: N 54, 399954' E40,423242', Высота над уровнем моря 138  м.

По археологическим данным, Славянское поселение возникло здесь уже в X веке, на месте бывшего городища Городецкой археологической  культуры ( прото фино — угры, предки Муромы, Мещеры и Мордвы ) и языческого святилища, предположительно находившегося на месте кладбища, на горе мыса Кром.

Укреплено поселение, состояло из 2 частей: древней — в начале XI века было основано Северное городище или Средний город , когда от берегового плато глубоким рвом и валом была отрезана северо-западная оконечность мыса (площадью около 3  га).

 И более поздней части : Южное городище или Столичный город, что вытянулось с юга на север вдоль берега реки (площадью около 40  га).  . Городище со всех сторон было защищено валами и рвом с водой. На территории города также располагался могильник XI — нач.

XII веков.

К середине XII века уже сложилась уличная планировка города. Треугольный в плане город площадь около 10  га  со стороны Поля был защищен дугообразно изогнутым валом, концы которого направлены к берегам Оки и Серебрянки. Рубленые стены с боевыми площадками – заборолами шли по всему периметру Рязани над естественными, почти отвесными склонами.

На месте проезда в валу, через который проходит современная дорога, стояла деревянная башня со Спасскими воротами в нижней части. Перед ней через ров был перекинут узкий мост, уничтожавшийся в момент опасности.

2-ая воротная башня, к которой уступами спускались стены, находилась значительно ниже – у северного въезда со стороны Оки (Серебряные или Золотые ворота).

Нынешняя дорога, пересекающая городище, проходит по трассе древней улицы. Между городскими стенами и Окой ближе к воде вырос подол – неукрепленное предградье, расположенное на первой надпойменной трасе.

Подол простирался от слобод Задола и Пешей у подножия Северного городища до места современного парома под Соколиной горой. У места впадения Серебрянки в Оку открыта древняя пристань, к которой причаливали военные и торговые суда.

 Как и в других древнерусских городах, застройка Рязани осуществлялась усадьбами. Основным типом жилищ здесь были большие срубные наземные дома.

Старя Рязань – военный форпост и крепость Древнерусского государства, имела целью обезопасить Окско – Волжский торговый путь.

Одновременно городище  являлось «погостом» — местом стоянки гостей — именитых купцов, ведущих торговлю в чужих землях, а так же станом для князей и сборщиков дани.

Читайте также:  Какие народы российской империи считали самыми «криминальными»

Окруженная плодородными и густонаселенными землями, Рязань в домонгольский период превращается в цветущий город и становится крупным ремесленным и торговым центром на востоке Руси. 

Впервые г. Рязань упоминается в Ипатьевской летописи под 1096 годом «В лето 6604. Святополк Изяславич и Володымер Мономах посласта в Чернегов к Олгу Святославичу, да ряд учинят о Рускои земле, при епископах и старцех, «како бысмо могли оборонити Русскую землю от поганых». Также летописцы сообщают, что «Рязанцы – суть вятичи».

Первым Рязанским князем стал сын Черниговского, а затем великого князя Киевского Святослава Ярославича -Муромский князь Ярослав, о котором В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» под 1103  г.

сообщает, что «Ярослав Святославич рязанский ходил на мордву». После его смерти в 1129 году Рязань осталась во владении его сыновей и внуков.

Вскоре Рязанские князья стали независимыми от Мурома, а затем и от Чернигова.

Ипатьевская летопись под 1145  г. сообщает о смерти Святослава Ярославича в Муроме и направлении в Рязань сына его брата – Глеба Ростиславича. В эти годы Старая Рязань стала столицей Муромо — Рязанской земли.

 С утверждением в Рязани княжеского стола —  укреплениями обносится огромное Южное городище (около 40  га). От Рязани в то время зависели уделы – пригороды: Ростиславль, основанный в 1153г.

, Коломна (первое упоминание в летописи 1177г.), Пронск (1186г.)

В 1208 году, во время княжения Глеба Ростиславича, Рязань, в ходе междуусобиц, была сожжена дотла князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо, о чем сообщает Лаврентьевская летопись ( при этом он приказал покинуть город всем жителям с имуществом и товаром ).

А через 30 лет, в 1237 году, вновь отстроенная Рязань, была полностью уничтожена войском Бату-хана. Археологами в процессе многолетних раскопок были обнаружены следы пожарищ и  массовые захоронения защитников города первой трети 13 века (разгрома  1237 года).

В последующем Старая Рязань кое как восстанавливалась, вновь подвергалась неоднократным разрушениям, после чего княжеская столица была перенесена в Переяславль – Рязанский. Перенесение столицы осуществлялось постепенно, и лишь с середины XIV века  — Старая Рязань была оставлена окончательно, в к XVII веку уже утратила всякое значение.

Раскопки на городище Старая Рязань ведутся еще с 1-й трети XIX века и продолжаются  по сей день.

.Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

рис 6. Старя Рязань –схема.

.Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

рис 7.  Старя Рязань — Вид с высоты.

.Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

рис 8. Валы Городища Старая Рязань.

Ссылки:

Из новейших открытий археологов ИА РАН. 17-й клад Старой Рязани. 14.08.2013  http://www.archaeolog.ru/?id=2&id_nws=238&zid_nws=1СТАРАЯ РЯЗАНЬ  http://old-rzn.ru/Видео: http://www.youtube.com/watch?v=_zENhN4a-nA

Источник: https://byslaikyr.livejournal.com/46031.html

Старая Рязань – территория тайн и средневековых кладов

Мало кто из жителей России знает, что на самом деле современный город Рязань – это не Рязань, а Переславль. Да что там говорить, значительная часть жителей самой Рязани об этом не знают.

А ведь это факт, современная столица Рязанской области была переименована из Переславля в Рязань по указу Екатерины II Великой.

Но, в этой заметке речь пойдёт не о нынешней Рязани, а столице древнего Рязанского княжества времён былиной Руси, богатырей, междоусобных войн и князей.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Археологический заповедник Старая Рязань находится на берегу Оки, примерно в 60-и километрах от современной Рязани. 72 гектара ровного поля с пересечениями оврагов и окружённого высокими крепостными валами.

Это единственное в России место — территория столицы средневекового княжества не застроенная современными домами и сооружениями. За исключением 4-х частных домов с огородами и двух кладбищ.

Это уникальный археологический объект, раскопки на территории Старой Рязани ведутся 160 лет и на данный момент отработано всего 10% территории.

За всё это время, в процессе археологической деятельности и иных событий, имевших место на территории городища, образовалось такое количество информации, источников, версий, теорий заговора и научного материала, что порой сложно разобраться, где тут, правда, где вымысел, а где и вовсе результат больной на голову фантазии.

Например, даже официальная информация в отчётах археологов, по прошествии времени подвергается основательной критике, либо  скептическому сомнению со стороны последователей и преемников. Показательной, в этом плане будет история с теорией, выдвинутой доктором исторических наук Даркевичем В.П.

возглавлявшим археологические раскопками на городище Старая Рязань с 1971 по 1979 годы.  Согласно его работам, на территории старой Рязани не было разделения на бедных и богатых, все жили одинаково в жилищах наподобие гуцульских хуторов.

Найденные находки бытовой утвари доказывали, что жители древнего города имели одинаковое материальное состояние. Такое себе интересное научное заверение, что в эпоху древней Руси жители Рязани сосуществовали по законам и принципам идеального социализма.

И только после распада СССР стало известно и понятно, почему этой теории придерживались все археологи на раскопках Старой Рязани.

Дело в том, что в послевоенную эпоху в  советской научной археологической среде доминировала идея марксисткой археологии. Да-да была и такая теория, и как мы можем понимать хорошо принятая и поддерживаемая руководителями разных уровней и структур.

В основе марксисткой археологии лежал постулат о том, что классовая борьба низших сословий против знати, возникла не в 19-ом веке, как элемент буржуазной революции, а существовала на протяжении всей человеческой истории, от момента зарождения первых групп и сообществ из числа кроманьонцев.

 Говоря современным языком, данная идея очень хорошо зашла в умы партийного руководства страны, поэтому от всех археологов, в качестве основного результата проводимых раскопок, требовали доказательства классовой борьбы.

Даже если раскапывали стоянку первобытного человека, в итоге должны были искать, находить и описывать следы революционных движений народных масс. Лично я не вижу ничего плохого в самой идее марксисткой археологии. Логика простая, деньги – это ресурсы, хочешь получать ресурсы от системы, удовлетворяй запросы самой системы.

Поэтому когда археологическая экспедиция раскапывала очередной царский курган где-то в степях Украины, то первым делом смотрели на останки, отчего обитатель кургана умер. Если смерть насильственная – погиб от ран, то быстро объявляли это результатом восстания угнетённых соплеменников пребывавших на нижних ступенях социальной лестницы.

Так вот, руководители раскопок на территории Старой Рязани быстро нашли свой способ, как обойти постоянный запрос от вышестоящих начальников насчёт следов противостояния древнерусских пролетариев с богатеями, эксплуататорами и нэпманами домонгольской Руси.

Была создана теория о том, что жители Старой Рязани не имели разделения на бедных и богатых. Мало того, рязанские князья не жили в городе, а сам город управлялся неким народным и демократичным методом вроде колхозных собраний.

С одной стороны это помогло в получении дальнейших средств на раскопки, с другой позволило археологам не писать ежегодные отчёты о вымышленных протобольшевиках на территории Рязанско -Муромского княжества.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

У археологов есть любимая поговорка. Археология – это наука, которая не позволяет врать историкам. Красиво, смело и неправда. Ярким тому примером служит история о том, что товарищ Сталин не был сторонником норманнской теории, о чем неоднократно высказывал своё мнение в различных диспутах научного порядка.

Археологи СССР это знали, поэтому, если в процессе раскопок где-то в Новгородской области или в районе Ладоги, находили захоронения викингов, могилку тихо закапывали со всеми вещами и ни кому об этом не говорили. Вообще археологи люди, осторожные в плане высказываний и выдвижения собственных теорий.

В своих выступлениях они очень часто используют слова «вероятно», «предположительно», «судя по всему» и прочие прилагательные неопределённой формы.

Поговорим о кладах, найденных  на территории городища. И тут стоит отметить, что данные о количестве и составе найденных кладов, как всегда разняться.

Официальная версия самих археологов и музейных сотрудников – это 17 вещевых кладов, в составе некоторых из них были обнаружены гривны новгородского типа.

В книге Виталия Горчакова «Рязанские клады» изданной в 1995 году идёт описание 23-х кладов, после издания книги было найдено ещё два клада, итого 25. Книгу эту критикуют – дело это обыденное в такой неточной науке как история, но как всегда конкретики в критике нет.

И, конечно же, есть многочисленные сайты, блоги в жежешочке и ютубканалы в сюжетах которых рассказывается и о ста, и о двухстах и даже о пятистах найденных на городище чёрными копателями  и нелегальными археологами кладах.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Но начнём по порядку, история археологических открытий на территории Старой Рязани началась с одного случая, о котором могли бы и не узнать. Дело было 1822 году. Крепостной крестьянин помещика Шестакова Устин Ефимов, был направлен оправлять земскую повинность  в качестве ремонта дороги проходившей через городище.

Крестьянин должен был очистить и углубить придорожную сточную канаву. Для выполнения работы Устин привлёк своего сына Моисея. И вот в процессе работы на глубине не более трёх аршин из земли высыпались золотые бляхи. Одна из них даже намоталась на плуг сохи. «Сын его Моисей подстрекаемый счастьем отца, пустился вслед за ним искать на том же месте остатков сего клада.

Труды его не были тщетны, он открыл ещё несколько подобных убранств»

А дальше, история о счастливых обладателях нежданного сокровища имеет два канонических сюжета. Третий участник истории крепостной крестьянин Яков Петров, по одной версии был направлен на работу вместе Ефимовым, по другой версии увидел отца и сына Ефимовых случайно, шёл по дороге по каким то своим делам.

Заметив издалека их подозрительное поведение Петров, спрятался в кустах и стал наблюдать за Ефимовыми. Те в свою очередь откопали все, что могли откопать руками, другого инструмента у них не было. Вечерело, смеркалось, решили вернуться на место утром с лопатою и докопать.

Найденные ими, золотые ювелирные изделия они спрятали в сарае своего дома. Петров под покровом ночи, при помощи лопаты раскопал участок и нашёл несколько драгоценных предметов.

Ефимовы, придя утром, поняли что их кто-то опередил, немного ещё покопали по месту и на этом закончили поиски посчитав, что найденного им и так будет достаточно. О своей находке они ни кому не сообщили, и вероятно смогли бы придумать, как продать найденное богатство тайно, если бы на Яков Петров.

Тот через две недели попытался  продать один золотой медальон хозяину кабака в городе. Трактирщик резонно предположил, что вещь краденая и сдал незадачливого обладателя золота властям. В те годы крестьянин мог за всю свою жизнь ни разу не увидеть серебра, а уж золото и подавно.

Крестьянин Петров при виде грозного начальства раскололся сразу, рассказал всю историю и про место, и про то, что у него ещё есть, и про тех, кто до него, что-то там нашёл.  Ефимовых так же опросили, и те сдали найденные сокровища. Стоит отметить, что сдачу предметов оформили как добровольную, что в будущем крестьянам помогло.

Золотые украшения были переданы по весу на ответственное хранение генерал-губернатору и через два года за ценностями, по поручению императора приехал Оленин Алексей Николаевич.

Все предметы из клада были описаны, зарисованы и увезены в столицу, где была проведена оценочная экспертиза, по результатам которой Крестьянин Ефимов получил денежное вознаграждение в 9 000 рублей серебром, крестьянин Петров 1 000 рублей. На современные деньги 1 000 рублей того периода – это примерно 6 миллионов сегодня.

Получили ли крестьяне сами эти деньги, или за них премия досталась помещику – это неизвестно. Правда ходит легенда, что крепостные Петров и Ефимов получили от помещика вольную.

После публикации в столичных газетах о находке столь дорогого клада в Старую Рязань потянулись авантюристы разного толка. Да и сам помещик Шестаков неоднократно пытался организовать крестьян к поиску новых кладов. Говорят.

Что одно время за каждым пахарем с сохой приставляли по досмотрщику, что бы всматривался в распахиваемую землю. До 1945 года, когда на территории городища начались первые системные археологические раскопки, на территории Старой Рязани было найдено ещё 13 кладов. Данная информация согласно книге Рязанские клады.

Уточнение это нужно для понимания того, что большая часть из кладов этого периода не сохранилась, и информация о них только документальная. Мало того, часть описанных кладов выходит за рамки установившейся ныне догмы о том, что Старая Рязань сгорела в 13-ом веке, поскольку — это деньги средневекового периода, например «1908 г.

Крестьянином села Шатрищи на городище найдено более 1000 великокняжеских денег. Клад сдан в музей. Информация РУАК.»

Читайте также:  Правда ли, что черное море раньше было пресным

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Информация по данному кладу не признается археологами и учёными, поскольку ставит под сомнение общий постулат о том, что город сожгли монголы. И тут мы плавно перейдём к главной загадке Старой Рязани. Кто и когда захватил и сжёг город?

Примерно две трети всех кладов найденных на городище это верховые клады. До 70-х годов 20-го века поле на территории городища находилось в сельскохозяйственном обороте и ежегодно распахивалось. В 19-ом веке несколько кладов было найдено именно после пахоты.

Да и в 20-ом веке как минимум один такой клад серебряных украшений был найден археологами после прохода трактором с плугом. Интересно что «факел» распаханных украшений составил не менее 50-и метров в длину. Клад ювелира 2012 года так же частично был распахан.

Плуг зацепил и растащил верхние два украшения из клада в 150 предметов. Несколько кладов были найдены в ходе раскопок подвалов сгоревших домов на глубине больше метра.

Подвал так называемого Дома воеводы, подарил археологам в 70-х годах сразу три вещевых клада серебряных украшений.

Само расположение предметов в кладах говорит о том, что прятали их в очень спешном порядке, завернув в какую-то ткань или кожаный мешок. Прятать сокровища могли как собственники, так и завоеватели. В большинстве армий того периода существовало правило единого котла.

После захвата города всё ценное сдавалось в общую кучу, а затем делилось поровну между всеми войнами, либо шло в казну войска. Поэтому, вполне естественно предположить, что при грабеже захваченного города отдельные захватчики старались припрятать особо ценные вещи с намерением в последующем вернутся и забрать всё себе. Вернуться, в результате не получалось.

Война дело такое, сегодня ты его завтра он тебя, так и дополняли клады захватчиков клады покорённых ими народов.

До середины 20-го века ни у кого не вызывал особого сомнения тот факт, что Старая Рязань горела шесть раз. Пять из них по причине военных действий, один раз от природного пожара. Так же ни кто не ставил под сомнение, что Рязань как город существовала ещё несколько столетий после нашествия Батыя.

Например, на карте Якова Брюса изданной в конце  XVII века Старая Рязань отмечена наряду со столицей воеводства Переславлем-Рязанским. Однако, в результате полномасштабных археологических раскопок под руководством Монгайта А.Л.начиная с 1945 года.

Когда впервые в СССР был применён метод работы по площадям, было установлено, что поселение на месте городища Старая Рязань горело всего один раз. И после пожара люди больше на этом месте не жили. Данный факт поставил историков и археологов перед дилеммой.

С одной стороны, многочисленные летописные свидетельства о том, что Рязань существовала и после нашествия Батыя, путевые заметки иностранных послов, а так же карты того периода. С другой стороны чёткий фактаж раскопок. Рязань горела один раз и поле этого люди тут не жили.

В качестве примера приводили культурный слой Владимира, Суздаля и Москвы, где земля как слоёный пирог, зола – культурный слой, снова зола, снова слой, снова зола и так до пятнадцати слоёв могло быть.

На сегодняшний день в научной исторической среде существует незыблемый постулат о том, что городище на территории Старой Рязани сожгли монголы под предводительством Батыя в 1237 году. И после этого город остался в руинах, не восстанавливался и люди там не жили.

Все летописные описания города после монгольского нашествия либо игнорируются, либо сводятся на ошибки летописцев в том, что под Рязанью подразумевалась столица княжества и воеводства — город Переславль.

И это всего лишь одна из множеств загадок прекрасного и удивительно памятника истории древней Рязанской земли.

Дорогие читатели. Если материал вам понравился, и вы желаете увидеть продолжение этой темы,пишите в х свои соображения, предположения, догадки и теории.

Отдельно отмечу сразу, что всех, кто будет выдвигать теорию (теории) о том, что ни какого нашествия не было, а Батый это русский князь, который устроил гражданскую войну.

Так вот, в этом случае буду отправлять к доктору Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадан.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Источник: http://hobby-detecting.ru/staraya-ryazan-territoriya-tajn-i-srednevekovyh-kladov/

Городище Старая Рязань

В 50 километрах от Рязани, на побережье реки Оки, находится одно их крупнейших и старейших городищ России — Старая Рязань. В XII–XIII веках город был столицей Великого Рязанского княжества, а также его экономическим и культурным центром.

Стольный город вел активную торговлю с другими княжествами и странами Востока и Запада. Сюда свозили драгоценные металлы, бусы, янтарь, изделия из хрусталя, вино и оливковое масло. Местные ремесленники трудились в кузницах, гончарных и бронзолитейных мастерских.

Окруженный со всех сторон огромными насыпями и стенами, город казался хорошо защищенным, почти неприступным.

Однако, согласно «Повести о разорении Батыем Рязани», это не помешало монгольским ордам, во главе с полководцем Батыем, почти полностью уничтожить город зимой 1237 года.

Спустя несколько веков о судьбе Старой Рязани напоминали только остатки гигантских оборонительных сооружений, а земли, на которых стоял древний город, стали использоваться как пашни.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

В наши дни уже ничего не напоминает о былом величии столицы Рязанского княжества. Из построек остались лишь массивные оборонительные валы и фундаменты древних церквей. Единственная историческая постройка на территории городища — руины Борисоглебского Собора, построенного в XIX веке и разрушенного во времена Советской России.

Городище Старая Рязань считается памятником истории федерального значения и находится под охраной государства.

Раскопки и находки

Первые находки совершали обычные крестьяне в конце XVIII — начале XIX веков, но целенаправленные раскопки Старой Рязани начались 1822 году. Тогда же был найден самый крупный и богатый из кладов, который теперь хранится в Оружейной палате Московского кремля.

С тех пор новые клады обнаруживали еще не раз. Так в 1878 году, во время очередных раскопок, была обнаружена бронзовая статуэтка, олицетворяющая одного из славянских идолов. Артефакт найден экспедицией под руководством выдающегося археолога А. В. Силиванова, на месте некогда стоявшего здесь Спасского собора. В дальнейшем находка была передана музею Рязанского кремля.

Последний из полностью сохранившихся кладов найден в 2005 году, в раскопанном жилище XIII века. Клад представлял собой ряд позолоченных ювелирных украшений — медальоны, ожерелья, подвески. В 2010 году на Северном городище был найден серебряный перстень с гравировкой.

Корьдно, Старая Рязань и другие города, которые не оставили после себя следов

Помимо украшений и драгоценностей, на территории городища в разное время были найдены: первая в Старой Рязани берестяная грамота, каменная пластинка с именем ордынского хана, фрагменты посуды, следы ремесленного производства, денежные слитки. По количеству найденных кладов Рязанское городище занимает второе место после Киева. Большинство найденных предметов передано Рязанскому историко-архитектурном музее-заповеднику.

Находились и другие не менее интересные вещи. Так, в 2011 г. на территории посада найдены остатки завода по обжигу кирпичей (предположительно XVIII век), на котором производили кирпичи для возведения расположенной рядом Преображенской церкви.

Благодаря многочисленным раскопкам и исследованиям, которые продолжаются здесь и по сегодняшний день, археологам удалось найти фундаменты жилищ, ремесленных мастерских и укреплений, а также восстановить план застройки.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ryazan/placeofinterest/22146

Знаменитые древнерусские города, местонахождение которых неизвестно

Многие исчезнувшие древнерусские города оставили после себя память в названии местности и хорошо известные городища. Их местоположение известно точно.

Но есть города, которые не оставили после себя заметных следов. О некоторых неведомо, где они стояли.

Отдельные города, про которые, казалось бы, известно, где они были и как погибли, представляют, при внимательном разборе, загадки, которые ставят исследователей в тупик.

Домагощь

Впервые упомянут в летописи по 1147 годом на северо-восточной окраине Черниговского княжества в связи с междоусобной войной Мономаховичей и Ольговичей. Последние упоминания относятся к XIV веку. Археологи отождествляют с ним современное село Городище в Орловской области, где поселение, впрочем, существовало непрерывно до ХХ века. Ранее с Домагощем отождествляли городище у деревни Слободка в той же области (сейчас его приписывают другому исчезнувшему городу — Болдыж). Вопрос не закрыт.

Коршев

Орловская земля богата как древними безымянными городищами, так и указаниями на наличие в ней древнерусских городов, ныне исчезнувших. Но отождествить между собой те и другие часто представляет большую проблему. Так, город Коршев, существовавший в XII-XIV вв., лишь консенсус археологов признаёт тождественным с городищем у села Городецкое. Но в разное время высказывались и другие версии.

Город Воротынск впервые упомянут в 1155 году. Там князья Святослав Всеволодович и Святослав Ольгович заключили между собой мирный договор. Сейчас есть два кандидата на звание этого города: Воротынск (бывший город, ныне село) в Калужской области и село Воротынцево в Орловской области. В обоих местах обнаружены остатки древних поселений, культурные слои которых датируются в том числе и XII-XIII вв. Правда, первое из двух поселений в это время только появляется, а второе исчезает.

Оболовь

Город трижды упоминается в источниках XII века где-то на пограничье между Смоленским княжеством и землёй вятичей, долго сохранявшей независимость. Большинство исследователей резонно связывают его название с расположением на реке Болва. Но на этой реке обнаружены три древнерусских городища (в том числе одно в черте города Брянска)! И сказать точно, какое из них соотносится именно с этим городом, пока не представляется возможным.

Свирильск

В 1177 году у этого города произошла битва князя лопасненского Олега, сына черниговского (будущего киевского) князя Святослава Всеволодовича, с неназванным племянником рязанского князя Глеба Ростиславича. Незадолго перед этим рязанское войско, поддерживавшее одну из сторон конфликта за суздальский великокняжеский престол, сожгло Москву. Свирильск находился где-то в окрестностях Москвы. Карамзин считал, что это было где-то на берегу Нары на пути от Москвы к Серпухову. Но там нет населённого пункта с похожим именем. Сейчас многие историки считают, что Свирильск располагался на реке Северке в Подмосковье. В селе Северском Коломенского района обнаружены мощные культурные слои поселения XII-XVII вв. Но вопрос не может считаться решённым окончательно.

Искона

Под 1136 годом в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславовича упомянут город Искона. Последний раз он упоминается в духовной Дмитрия Донского под 1389 годом. Город явно располагался на реке Искона в Можайском районе Подмосковья, но где конкретно — на сей счёт археологи пока не согласились между собой.

Клещин

Город находился на берегу Плещееева озера, которое в древности называлось Клещиным, в окрестностях Переславля-Залесского, и предшествовал оному. На северо-восточной стороне озера сохранились остатки двух городищ, предположительно, X-XI вв. Какое из них соответствует древнему Клещину — доподлинно неизвестно.

Стародуб-Вотский

Этот город упомянут дважды в памятниках XIV-XV вв. Про него известно лишь то, что располагался он где-то в Залесье, в Муромской земле, и в середине XV века принадлежал московскому князю Василию II. Точное его местоположение остаётся предметом гипотез.

Корьдно

Легендарная столица вятичей, где, согласно Василию Татищеву, по меньшей мере до середины XII века собиралось их большое племенное собрание и совершались языческие богослужения. Местоположение совершенно неизвестно. Все города вятичей были уничтожены около того же времени черниговскими и суздальскими князьями, крестившими эту землю огнём и мечом. Согласно одному из предположений, Корьдно мог находиться вблизи современной деревни Кортнёво Тульской области на высоте, господствующей над окружающей местностью. Археологических раскопок там пока не производилось.

Тмутаракань

Вот уж, казалось бы, не загадка! Вроде всем известно, где она находилась — на Таманском полуострове! Но это слишком общее указание. А у археологов, при попытках точно указать место именно древнерусской Тмутаракани, возникают проблемы. Дело в том, что там практически нет древнерусских артефактов. Имеются три версии.

Первая — там была лишь численно небольшая древнерусская администрация, а население города оставалось иноязычным. Вторая — древнерусская Тмутаракань находилась в другом месте Таманского полуострова и пока не найдена. Третья — Тмутаракань погибла (она бесследно исчезает со страниц летописей после 1094 года) в результате землетрясения или морского поднятия.

Решающих аргументов в пользу какой-то одной из них пока нет.

Как, неужели и где Старая Рязань находилась, неизвестно?! Есть же даже археологический заповедник с этим именем! Не спешите. В этом заповеднике не найдено следов его двукратного военного разорения в XIII веке. А летописи сообщают нам, что Старую Рязань ещё в 1208 году сжёг дотла суздальский князь Всеволод Большое Гнездо, а в 1237 году уничтожили орды Батыя. То, что нам известно под именем Старой Рязани, по всей видимости, возникло позже. Но где тогда могла находиться самая первая Рязань? В начале нашего века под Пензой у древнего Золотарёвского городища были открыты следы грандиозной битвы с монголами, в которой участвовали и русские войска. О ней, вроде бы, молчат летописи. Но, быть может, именно эта битва и была тем самым «взятием Рязани Батыем», про которое они сообщают?

Видео дня. 90-летний ученый оказался рецидивистом: ловил на коноплю

Источник: https://news.rambler.ru/other/40655515-znamenitye-drevnerusskie-goroda-mestonahozhdenie-kotoryh-neizvestno/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector