Традиционная игровая культура обских угров, созданная и сохраняемая на протяжении многих веков, представляет собой универсальную и гармоничную систему воспитания подрастающего поколения.
Благодаря играм и игрушкам северных этносов передаются из поколения в поколение необходимые знания, навыки и умения будущим охотникам, рыболовам, оленеводам, будущим хозяйкам – хранительницам домашнего очага.
В традиционной семье обских угров к игрушкам относились очень серьезно. С самых ранних лет ханты приучали детей самостоятельно делать игрушки.
Мастеря что-либо, ребенок осмысляет назначение и осваивает технологию изготовления заинтересовавшего его предмета, а в игре учится пользоваться сделанной вещью. В изготовлении их используется природный материал. Это глина, береста, дерево, кожа, мех.
Игрушками детей могли быть косточки рыб, птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья. Шкуры, хвосты, уши, клювы. Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства.
Игрушки у обско-угорских народов являются не только средством развлечения и вхождения во взрослую жизнь, но и орудием воспитательного воздействия. Игрушка являлась носителем информации, развивала эмоциональную сферу и творческие способности ребенка, подготавливала его к взрослой жизни.
С помощью игры у народов Севера передавался накопленный опыт старшего поколения к младшему.
Для маленьких детей делали погремушки из бересты, птичьих пузырей боровой дичи. Внутрь пузыря клали дробинки или камушки. Погремушки подвязывали к люльке ребёнка. Считалось, что колокольчики, бубенчики и погремушки отпугивают злых духов. Кроме этого, по звону колокольчика или погремушки родители определяли, где находится ребёнок, чем занимается.
- Игрушки мальчиков можно условно разделить на три группы.
- К первой можно отнести игрушки мальчика-охотника: лук и стрелы, капканы, ловушки.
- Игрушками мальчика-оленевода были тынзян (веревка, плетенная из оленьей кожи), черёмуховые кольца, нарты.
- Игрушки мальчика-рыболова – это мордушка, сеть, лодка-обласок, весло.
- Такое разделение игрушек давало возможность детям с раннего детства узнать, каким промыслом занимаются отец и старшие братья.
Основной игрушкой для девочек народа ханты и манси была кукла – акань. Традиционная национальная кукла обских угров – Акань была безликая, то есть без лица. Черты лица у кукол не изображались. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать её для человека опасной. Игрушкой считалась только безликая кукла, которая не могла навредить ребёнку.
![]() |
![]() |
Кукла традиционная хантыйская из ткани. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2004 | Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Ванзеват. 2001 |
![]() |
![]() |
Модель зырянской колыбели. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Нумто. 1960-1980 гг | Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2002 |
![]() |
![]() |
Национальная хантыйская кукла. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2002 | Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века |
![]() |
![]() |
Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века | Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века |
![]() |
![]() |
Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века | Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века |
Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века | Кукла детская хантыйская. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым, конец 20 века |
Кукла традиционная хантыйская из ткани. Национальное наименование: Акань. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 1999 | Головоломка №1. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 |
Головоломка №2. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 | Головоломка №3. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 |
Головоломка №4. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 | Головоломка №6. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 |
Головоломка №5. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 | Головоломка №7. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 |
Головоломка №8. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 | Головоломка №9. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 |
Головоломка №10. Тюменская обл., Белоярский р-н, с. Казым. 2012 | Головоломки — национальные хантыйские игрушки. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Юильск, середина 20 века |
Головоломки — национальные хантыйские игрушки. Тюменская обл., Белоярский р-н, дер. Юильск, середина 20 века | Головоломка — детская хантыйская игрушка. Национальное наименование: Вет лов тынуп юх, стоимостью пяти лошадей палочка. |
Набор счетных палочек (40 шт.). Национальное наименование: щел, деревянная палочка). Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2006 | Детская игрушка для мальчика. Национальное наименование: Нарты. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 1998 |
Головоломка — хантыйская игрушка. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2004 | Головоломка из шести элементов. Национальное наименование: Хэт юхуп юнтупсы. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2005 |
Головоломка — хантыйская игрушка (волчок). Национальное наименование: Ларынщуп. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2007 | Головоломка — хантыйская игрушка. Национальное наименование: Вет лов тынуп юх. Тюменская обл., Ханты-Мансийский АО, Белоярский р-н, с. Казым. 2002 |
Источник: https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/gil-12/
В югре будут вручать подарки новорожденным
В Югре сейчас активно обсуждают, что положить в подарки новорожденным. Предполагается, что в них войдет не менее 46 самых необходимых малышу вещей на первые месяцы жизни.
iStock
С инициативой вручения целого набора для младенцев выступила глава Югры Наталья Комарова. При этом губернатор региона поставила задачу сформировать подарок с максимальным учетом мнения самих югорчан.
Уже сейчас звучат предложения, что это должны быть не только необходимые малышу вещи, но и то, что будет напоминать ему о Югре, его родине.
Первый заместитель директора департамента социального развития Югры Тереза Пономарева отмечает, что предварительный перечень вещей для подарка был сформирован по результатам опроса югорских семей и сотрудников учреждений департамента, работающих с семьями.
Глава Югры приехала в роддом, чтобы поздравить родителей новорожденных
— Сегодня в дополнение к федеральным мерам поддержки семьи при рождении ребенка в Югре дополнительно получают еще пять видов единовременной поддержки, — отметила она. — Кроме того, действует югорский семейный капитал.
В перечне необходимых для младенца вещей — одежда, средства гигиены, игрушки. Члены общественного совета при департаменте социального развития Югры предложили нанести символику региона на отдельные предметы, а также выполнить их из традиционных материалов.
Например, чтобы игрушка была изготовлена не из пластика, а из дерева, в традициях народных промыслов народов ханты и манси.
Прозвучали также предложения включить в перечень памятный знак с надписью «Я родился в Югре», составить путеводитель по Югре с кратким описанием достопримечательностей округа, органайзер-сундучок, в котором можно будет хранить бирки новорожденного и другие памятные «сокровища» малыша.
Член общественного совета Оксана Якубенок, которая собирается отправиться в роддом за очередным пополнением своей семьи, высказала мнение:
— Думаю, в каждой семье будут рады получить пусть небольшой комплект, но чтобы в нем были нужные вещи.
Источник: https://rg.ru/2019/05/27/reg-urfo/v-iugre-budut-vruchat-podarki-novorozhdennym.html
«Обские угры» приняли участие в фестивале Русского географического общества в Москве
Ненецкие чумы, татарские юрты, мансийские и хантыйские головоломки –многообразие культур и климатических зон представлено на III Фестиваль Русского географического общества. Можно погулять на кубанской свадьбе, послушать горловое пение, отведать национальных блюд, принять участие в зажигательных чукотских танцах.
Душа России
«Душа России – это её люди!» – под таким девизом в этом году открылся фестиваль РГО в Центральном доме художника. Фестиваль объединил более 190 народов нашей страны, 30 российских регионов представили свои экспозиции, более 50 мастеров, знатоков народного творчества приехали в столицу.
«Нам бы хотелось, чтобы те традиции, которые были заложены веками у народов России, сохранялись. И чтобы ни у кого не было желания войти туда в грязных башмаках, вытащить кого-то и насильно переместить куда-то. Это неправильный подход. Самый правильный подход –это беречь, сохранять и дорожить всем тем, что есть», – сказал президент РГО Сергей Шойгу, открывая выставку.
Посетителям выставки было на что посмотреть: архивные документы, рисунки, материалы этнографических экспедиций, подлинники старинных карт и рукописей, связанные со знаменитыми путешествиями и открытиями. В РГО, как сказал Сергей Шойгу, собрана самая крупная географическая библиотека в Европе – 500 тысяч томов, карт, документов.
На фестивале представили свадебные обычаи разных народов. Например, москвичи узнали, как проходил обряд вхождения будущего супруга в семью невесты у манси. В день свадьбы молодой человек приходил в дом своей невесты, покрыв платком голову. Платок – подарок будущей теще. Жениха же сажали на колени будущему тестю, приговаривая: «Считай тестя отцом-батюшкой!».
А вот у сахалинских ороков проводился обряд топтания котлов. Покидая отчий дом девушка должна была идти, наступая поочередно на выставляемые по дороге котлы. Только в этом случае брак будет счастливым.
- Северная игрушка
- Одно из центральных мест выставочной площади занимает Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», только что отметивший своё 30-летие.
- Все дни работы выставки научный сотрудник сектора музейных программ и проектов музея Анатолий Брусницын проводит матер- классы: работает с деревом, берестой, кожей.
- Больше всего народу собирается, когда Анатолий предлагает решить какую-нибудь головоломку.
«Нужно перегнать колечко вот сюда, не развязывая узлов, – объясняет он, –Так дети обских угров с малого возраста развивали и моторику пальцев, и смекалку».
В традиционной семье, конечно же, знают эту головоломку – «Вет лов тынуп юх», что означает «стоимостью пяти лошадей палочка».
Существует легенда о том, как хантыйский охотник загадал эту головоломку русскому купцу: тот приехал менять свои товар на пушнину. Три дня купец разгадывал головоломку, но так и не разгадал.
Придя к охотнику, попросил раскрыть секрет. Охотник согласился, но только в обмен на пять лошадей. Купец не стал торговаться, согласился.
Так с тех пор эта головоломка и называется — «стоимостью пяти лошадей палочка».
К стыду своему, я этот квест не прошла, а вот стойбищный ребенок в свои шесть лет вполне справляется. Быть может потому, что с детства знаком с игрушками для думания– «нумасты юнтупсэт». Это такие «кубики Рубика» в северном варианте: головоломки из шести палочек или из девяти. Необходимо сначала разобрать «кубик», а потом придать ему изначальную форму. Кажется, всё просто, но…
Надо сказать, в традиционной семье обских угров игрушки никогда не были простым развлечением. Благодаря им передаются из поколения в поколение знания, навыки и умения. Через них обские угры готовят детей к взрослой жизни, воспитывают будущих охотников, оленеводов, хранительниц домашнего очага.
Как рассказывает Анатолий, с самых ранних лет дети из традиционной семьи копируют то, что происходит в жизни взрослых. Каждый мужчина, например, носил на поясе приспособление для развязывания узлов, выполненное из небольшой кости.
Крепилось оно к поясу на веревочке определенным способом. Детям всегда хотелось снять его с пояса. «Щул вус юх пул» – палочка для пуговичной петли стала для детей своеобразной головоломкой.
Могу свидетельствовать: редкому взрослому, пришедшему на фестиваль РГО, это удалось– снять палочку с петли, не развязывая узелка.
У девочек же основной игрушкой была кукла акань. Её изготовляли безликой. Считалось, что так она не сможет навредить ребенку. Взрослые верили, что, если положить акань в колыбель, она будет защищать сон ребёнка.
Дети народов ханты и манси с удовольствием играли с такими куклами, благодаря им девочки становились хорошими хозяйками и рукодельницами. Каждый желающий на фестивале мог попробовать сделать такую куклу из ткани, тесьмы, меха. На фестивале можно было даже примерить традиционный костюм ханты и манси.
Взгляд изнутри
– На фестивале наш музей совместно с общественной организацией «Спасение Югры», а также региональным отделением Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе презентует интерактивный выставочный проект «Обские угры: взгляд изнутри», – рассказывает директор музея Людмила Алферова, – В основе проекта – показ уклада жизни обских угров на примере трёх поколений «одной семьи», Сотрудники музея – носители культуры ханты и манси, рассказывают о духовных традициях, особенностях быта обских угров, семейных ценностях, проводят мастер-классы по работе с деревом и берестой, изготовлению куклы акань, ткачеству циновок, работе с бисером. Какая она, традиционная семья? В первую очередь, мастеровая. Каждый занят своим делом: кто шьет, кто из бересты готовит домашнюю утварь. Старшее поколение представляет в «нашей семье» душа музея – Зоя Никифоровна Лозямова, народный мастер России, хранительница народных обычаев, родившаяся, как говорила ее мама, с иголкой в руке. Её «внучка» – сотрудник Дарья Татаринова перенимает секреты мастерства, творчески переосмысливает жизненный багаж старших. Среднее поколение представляют Надежда Коновалова и Анатолий Брусницын–опора «семьи».
Как отметила Людмила Алферова, в сентябре музей «Торум Маа» и общественная организация «Спасение Югры» подписали соглашение с региональным отделением Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе о сотрудничестве и уже приступили к реализации совместных проектов. Участие в работе фестиваля в Москве –одно из них.
«Заявок от нашего региона на участие в фестивале было много, но видимо наше концепция показалась интересней, поскольку тема «этнография» стала ключевой в работе III фестиваля РГО, а для нашего музея с самого его рождения сохранение традиций коренных народов обского Севера были и остаются главным смыслом деятельности», – пояснила директор музея.
С РГО, по мнению Людмилы Алферовой, сотрудничество будет расширяться. В музее, например, в летние каникулы реализуется полезный проект «Таксар Махум — Крепкие Люди», его еще называют школой выживания в условиях севера.
Как ориентироваться в лесу, из чего можно сварить в тайге обед, если продукты закончились, как развести огонь, как стать, в конце концов, крепким человеком- этому музейщики обязательно научат.
Подобные программы можно было бы проводить и совместно с Русским географическим обществом, которое, как сказал Сергей Шойгу, объединяет тех, кто любит свою страну и ее историю.
Справка
Русское географическое общество учреждено в 1845 году указом императора Николая I. В настоящее время РГО насчитывает 85 региональных отделений по всей России . В 2009 году президентом общества избрали Сергея Шойгу. В 2010 году был создан попечительский совет РГО, который возглавил президент РФ Владимир Путин.
Отделение Русского географического общества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре образовано 4 ноября 2005 года на базе Югорского государственного университета.
Среди регулярных мероприятий отделения РГО — экологическая научная конференция школьников, ежегодная научно-практическая конференция, посвящённая памяти Александра Александровича Дунина-Горкавича, Югорские чтения Обско-yгорского института прикладных исследований и разработок, научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее».
Источник: https://ugra-news.ru/article/14112017/58374
Ханты-Мансийск: все о шоппинге в Югре
Во время поездки в Ханты-Мансийск туристы чаще всего интересуются, где купить муксуна. Да так, чтобы сразу много и подешевле. Ну а следующий традиционный вопрос о том, какую еще рыбу стоит привезти из Югры домой.
Отлично понимаем, почему всех интересует данный продукт: это действительно главный гастрономический сувенир из ХМАО. Но есть тут и еще кое-что интересное, достойное вашего внимания.
Мы подготовили для вас целый список обязательных покупок в Ханты-Мансийске.
Одежда и аксессуары
На современный шоппинг жители Ханты-Мансийска чаще всего ездят в Сургут – настолько скромный здесь выбор товаров. Так что советуем не тратить на это время и отправиться на поиски товаров местного производства и сувениров.
Торговые центры
В торговых центрах Ханты-Мансийска можно погулять по магазинам и перекусить. Ну а зимой – заскочить погреться. Как мы уже сказали, современный шоппинг в городе не очень хорош. Зато в моллах есть «меховые» отделы, а иногда и сувенирные лавки.
Самые популярные ТРЦ Ханты-Мансийска:
- Гостиный Двор
- Небо
- Меридиан
Первый, кстати, очень красивый. Советуем сходить именно в него.
Мех, кожа
Из Ханты-Мансийска можно привезти по-настоящему шикарные подарки. В городе работает несколько меховых фабрик, которые торгуют шубами, дубленками, шапками, обувью и самыми разными аксессуарами. Цены на такие товары в Югре ниже, чем в соседней Тюмени.
Унты
Раньше эту обувь носили только охотники. А сегодня в Ханты-Мансийске ее покупают как местные жители, так и туристы. Шьют унты на оленьем или собачьем меху. Эти меховые сапоги получаются очень теплыми и не пропускают влагу. Цены на них довольно высокие – от 10 тысяч рублей. Зато служат югорские сапожки годами.
Бисер
В подарок девушкам и женщинам из Ханты-Мансийска можно привезти всевозможные украшения из бисера. Речь не только о кулонах или браслетах. Югорские мастерицы делают потрясающие вышивки с использованием этого материала. Здесь продаются красивые сумки, пояса и элементы одежды, украшенные бисером. Даже в современном образе такие аксессуары будут смотреться уместно.
Амулеты
Из Ханты-Мансийска часто везут амулеты. Выбирайте любой: коготь медведя или лисицы, клык волка или кулон из оленьих рогов… Все эти амулеты обычно носят на простом шнурке на шее. Нередко мастера наносят на них серебряное или золотое напыление. Цены на подобные аксессуары в Ханты-Мансийске стартуют от 1000 рублей.
Самый популярный женский амулет хантов и мансов – глухарка. В них мех часто дополнен войлоком или бисером. Его тоже принято носить на шее. Кстати, он довольно неплохо смотрится при умелом выборе подходящей одежды. Поэтому данный амулет вполне может стать полезным подарком из Ханты-Мансийска.
Сувениры
Лучший выбор колоритных сувениров ждет вас в «Центре народных промыслов и ремесел» – на шоппинг первым делом идите туда. Хороший выбор товаров с символикой Ханты-Мансийска есть в лавке на 1 этаже «Гостиного двора». За колоритными товарами можно заглянуть в арт-салон «Художники Югры» или «Дом дружбы народов».
Мамонт
Символ ХМАО – мамонт. Обязательно купите в Ханты-Мансийске сувенир с этим очаровательным зверем. В ремесленных магазинах часто продают мамонтов, вырезанных из дерева или камня. Они нередко украшают и всевозможные туристические мелочи: магниты, кружки, кепки и т.д. В подарок ребенку из Ханты-Мансийска можно привезти мягкую игрушку мамонтенка.
Бубен
Если вы коллекционируете музыкальные инструменты, занимаетесь творчеством или просто не любите своих соседей, привезите домой из Ханты-Мансийска бубен. Как правило, делают их из оленьей кожи и звонких металлических подвесок. Сборка обычно ручная. Разумеется, стоят такие аксессуары недешево: в среднем – более 3 тысяч. Однако есть и сувенирные аналоги: рублей за 500-600 найти можно.
Обереги
В сувенирных лавках Ханты-Мансийска вы не раз увидите кукол, сшитых из цветной ткани и меха. Это обереги, которые, согласно легендам, защищают детей от сглаза. Верите вы в приметы или нет, а сувенир от этого менее колоритным не станет. Так что смело покупайте его в качестве подарка друзьям или для себя.
Обереги также могут быть выполнены из дерева или кости. И они всегда сопровождаются бумажкой с описанием «магических свойств».
Плетенки
Мастера из Ханты-Мансийска плетут красивые циновки с орнаментом. Это очень колоритный сувенир, да и в доме полезный. Купите циновку с национальными югорскими узорами для себя или в подарок. Стоят они недешево (все-таки ручная работа), но служат годами.
Из товаров «посерьезнее» в Ханты-Мансийске можно найти сухарницы, корзины, сундуки, короба. Все это плетут из соломы или лозы, иногда из бересты или прутьев.
Нефть
Очень часто в Ханты-Мансийске продают оригинальный сувенир из Нижневартовска – нефть в колбочках. Она продается в подарочных упаковках. Иногда сувенир дополняют забавными надписями: «Первоначальный капитал», например. Привезите этот сувенир из Нижневартовска (или из любого другого города Югры) в качестве шуточного подарка другу.
↓ Воспользуйтесь формой, чтобы подобрать отель в Ханты-Мансийске по выгодной цене. Есть отличные варианты в самом центре города! ↓
Отличное место для гастрономического шоппинга в Ханты-Мансийске, где покупают рыбу и мясо местные жители, – рынок «Лукошко». Из супермаркетов в городе популярны «Лента», «Магнит», «Пятерочка» – все как везде.
Рыба
Муксун и сосьвинская селедка – та самая рыба, которой славится Ханты-Мансийск. Последняя, правда, жутко дорогая: за 200 грамм придется выложить около 2-2,5 тысяч рублей. А вот на муксуна цены уже не кусаются.
Впрочем, в ХМАО можно купить и любую другую рыбу. Местный продукт холодного или горячего копчения очень хорош. На месте попробуйте югорскую уху, строганину и соленую рыбу. А все остальное можно смело везти домой. Покупать рыбу лучше не в магазинах, а на ханты-мансийских рынках. Там часто торгуют рыбаки, поэтому цены будут чуть ниже.
Дичь
Отличный гастрономический сувенир из Ханты-Мансийска – оленина в разных видах. Сушеная, копченая, вяленая или в составе колбасы – хороша любая.
Оленина в Югре действительно очень популярна среди местных, больше едят разве что в Норильске. Разумеется, цены на это мясо в Ханты-Мансийске куда ниже московских и вообще среднероссийских.
Так что берите продукт в вакууме и везите в качестве гостинцев родным.
Ягоды
Традиционные северные ягоды – морошка, клюква и брусника. Последними двумя уже никого не удивишь, а вот морошковое варенье из Ханты-Мансийска ваши родные точно оценят.
Некоторые путеводители утверждают, что летом и осенью из Югры нужно везти эту ягоду свежей. Затея, прямо скажем, не очень разумная. Морошка – ягода нежная, к транспортировке капризная.
Попробовать, конечно, можно, но лучше все же купить ягоды в сиропе или варенье.
Кедровые орехи
Если знать места, кедровые орехи можно насобирать и бесплатно. Вот вам повод подружиться с кем-то из местных. Ну а если такого желания у вас нет, отправляйтесь на рынок.
Из Ханты-Мансийска можно привезти орехи в скорлупе или очищенные, а также масло из них или не слишком вкусный, но очень полезный жмых. Для сладкоежек – халва, козинаки и ореховый грильяж.
Словом, полезные и вкусные подарки найдутся всем.
Водка
Местные жители говорят, что водка в Ханты-Мансийске раньше была лучше. Не знаем, так ли это на самом деле, но сувенирный алкоголь по-прежнему пользуется у туристов спросом. Популярны два вида водки:
- «Югра»;
- «Ханты-Мансийская».
Обычные бутылки выглядят не очень презентабельно. А вот сувенирные могут стать отличным подарком из Ханты-Мансийска для ценителей крепкого алкоголя.
Надеемся, вам пригодятся наши советы по шоппингу в ХМАО. Желаем приятных и выгодных покупок! Есть что добавить? Пишите в х!
>>> Полезные сервисы для путешественников (подарок внутри!)
Источник: https://trip-advice.ru/russia/khanty-mansiysk.html
В берёзово состоялась ежегодная «ярмарка березовского уезда»
«Смысл проведения ярмарки в том, чтобы оживить потребительский спрос на рынке, вызвать интерес у потребителей. Предприниматели могут представить свою продукцию, перенять положительный опыт коллег, наладить партнерские отношения», — комментирует председатель комитета по экономической политике Юлия Безряднова.
С 10:00 часов утра на улице, перед входом в Дом торговли по адресу: ул. Берсенева, 10, участники представили к продаже свои продукты: башкирский мед, дальневосточная рыба, икра, мясо разных видов, полуфабрикаты, фрукты и овощи.
Приятные ароматы, не дающие пройти мимо, притягивали гостей к мангалу с шашлыком. Для удобства граждан рядом были установлены столики, где можно было перекусить горячим вкусно приготовленным мясом.
Отличный настрой людей поддерживала играющая на фоне музыка, создавая позитивную атмосферу.
На первом этаже в самом большом зале можно было сделать большие покупки сладкоежкам. Кондитерская лавка пгт. Березово предложила покупателям дегустацию домашнего зефира и нескольких видов тортов, что очень обрадовало юных покупателей. Также был большой выбор пышных пирожных, нежных безе, которые хотелось не раздумывая попробовать.
Представители Игрима привезли для березян свои суши и роллы от бара «Sushi Panda». Продавец была облачена в яркий красно – оранжевый кимоно, который, конечно же, привлекал к себе интерес.
Работы из дерева Игоря Шацкого гостя из г. Белоярский, поразили жителей пгт. Березово своей красотой и выдумкой. По словам мастера, он «оставил» на ярмарке в большинстве самодельные шкатулки и серьги». Также, к продаже были представлены скалки, солонки, ступы, тарелки, статуэтки лосей и разделочные доски из ясеня, бука, дуба, лиственницы и клена.
Евгения Гапич порадовала маленьких модниц и их родителей своими работами в технике «канзаши». Яркие, разноцветные ободки, резиночки и заколочки для волос своеобразны и неповторимы. Глаза покупателей «разбегались» от наиогромнейшего выбора продукции.
Еще одна Евгения Шушканова занимается шитьем кукол уже на протяжении 4 лет. С рождением внучек она начала учиться при помощи интернета шитью куколок – тильд, сама закупила материалы и продолжила шить простых куколок и медвежат, а теперь уже занимается пластиком. «Я не зацикливаюсь на одном. Все, что интересно, я все делаю», — говорит участница.
Ее работы текстиля выставлялись уже два раза в Березовском районном краеведческом музее и в Доме купца Добровольского. 5 марта 2019 г. открылась выставка, в которой мастерица тоже представила свою экспозицию, но уже в технике работы папье-маше. «Из папье-маше я уже сделала одну куклу, монументальную, будем говорить.
И сделала венецианскую маску – вольто, что означает «горожанин», — делится рукодельница.
На втором этаже Дома торговли расположились 4 вида развлечений. У ООО «Элаль» можно было приобрести самодельные национальные сувениры из ткани и бисера, дерева и меха, а также щучьей кожи. Отдел прикладного творчества и национальных культур пгт.
Березово представил эксклюзивную выставку национальных вещей народов ханты и манси. Традиционные наряды, обувь, украшения, детские игрушки – трещётки, изготовленные мастерами, проживающими в Березовском районе. Один из них Леонид Рязанцев – мастер по металлу из с. Теги.
Из его работ березяне увидели самую трудоемкую – пояс охотника.
Неподалеку разместился мастер – класс по твистингу. Твистинг – это моделирование фигур из воздушных шариков. Счастливые дети с «воздушными» цветами встречались на всей территории праздника.
Не менее счастливыми выходили дети из комнаты, в которой проходил прокат очков «Виртуальная реальность».
На самом деле, «вся продукция и развлечения позитивно сказались», — как отмечала Юлия Безряднова. К 18:00 часам жители пгт. Березово со множеством покупок стали расходиться по домам, немного уставшие, но довольные. Организаторы постарались на славу, их труд все участники оценили по достоинству.
Источник: http://zhiznugra.ru/news/media/2019/3/5/v-beryozovo-sostoyalas-ezhegodnaya-yarmarka-berezovskogo-uezda/