Почему иван грозный называл русь израилем

Иван Грозный, Царь Израильский

Это покажется невероятным, но именно так называл Иван Грозный сам себя. Мало того, что он глубоко проник и изучил Священную Историю (т. е. еврейскую историю), он стал еще и самого себя и свои владения на Руси идентифицировать как иудейско-израильское царство.

Хорошо известна его переписка с беглым боярином князем Андреем Курбским. Военачальник князь, неудачливый в сражениях, и знающий крутой царский нрав, бежал в Польшу и стал невозвращенцем. И оттуда стал писать царю покаянно-оправдательные письма.

В ответных письмах ему Иван Грозный крепко ругает князя и заодно объясняет ему свои поступки и политические взгляды. Интересно, что оба они называют Московское царство «Израилем», а жителей и подданных царя — «израильтянами».

Вот как звучит это в устах знатного русского боярина XVI века Андрея Курбского.

«…За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал?… Читал (я) в Священном писании, что будет пущен губитель на род человеческий… Ныне же видел сановника,… погубившего уже сильных и благородных в Израиле… Не годится, о царь, таким потакать» (11, стр. 248).

Здесь речь идет о гонениях на верных царю и родине бояр и воевод, устроенных якобы плохими советниками царя, а не царем самим. Но Иван Грозный хорошо понимает, о ком идет речь. И в своем ответе князю Курбскому царь никак не церемонится.

«Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?… А когда ты писал: за что я перебил сильных во Израиле,… то ты писал и говорил ложь… А сильных во Израиле мы не убивали и неизвестно, кто еще сильнейший во Израиле: потому что Российская земля держится божьим милосердием,… а не судьями и воеводами» (12, стр. 42, 56–57).

И еще один эпизод, о котором рассказывают Никоновская летопись и так называемая «Казанская история». Речь в них идет о победоносной войне Московского царства с осколком Золотой Орды — Казанским ханством. В Москву тогда вернулось увенчанное славой русское войско.

Эта победа в обоих исторических документах называется «обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или Иерусалима». Туда, в «небесный Сион, или Иерусалим», то есть в рай, попали души русских воинов, отдавших жизни за победу над врагом.

Такой «небесный Иерусалим» по православной традиции есть апокалиптический образ «святого града», где после «страшного суда» будут жить только праведники вместе с Богом. Вот так, воины воевали и отдавали свои жизни за Русь, а попадали за это в Израиль…

Сама идея «небесного Сиона, или Иерусалима», рая для погибших русских воинов, не давала покоя московскому царю Ивану Грозному. И в честь победы над Казанью он решил заложить в Москве новый собор, каких еще не бывало на Руси. По замыслу это должен был быть храм-город, символизирующий собой Иерусалим.

Но не тот, что на земле, лежащий в руинах в глухой турецкой провинции в Палестине, а тот, что на небе… Новый собор должен был быть виден издалека: на фоне неба силуэт святого города Иерусалима с башнями церквей и дворцов.

Зодчие Барма и Постник хорошо поняли тогда этот дерзновенный замысел царя: храм не для удобства собраний и молений внутри, а для созерцания «божественности мироздания» снаружи. И построили на Красной площади в Москве новый собор — Храм Покрова что на Рву. Он и сейчас стоит там, на том же месте, где был построен в 1555–1564 годах.

И называется он — Храм Василия Блаженного. Так по воле Ивана Грозного «небесный Иерусалим» попал в самое сердце России — на Красную площадь в Москве.

Почему Иван Грозный называл Русь Израилем

Рис. 23. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве: воплощенная в камне идея «Небесного Иерусалима»

И сегодня идея «небесного Иерусалима» на Красной площади остается актуальной для верующего православного человека. Перед нами интервью официального представителя Русской Православной Церкви митрополита Владимира, данное им газете «Аргументы и факты» (2).

Вопрос: «Вы сказали, что даже известный всему миру храм Василия Блаженного на Красной площади — народное представление о Небесном Иерусалиме. Что такое Небесный Иерусалим?»

Ответ: «Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, — это одно из самых ярких воплощений славянского духа.

А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию — вечному царству добра, света и красоты. И лишь духовный слепец (! — С.Г.

) может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности (! — С.Г.). Незнающий православия никогда не постигнет смысла российской истории…».

Слова, словно специально сказанные для сведения А.И.Солженицына, автора скандально знаменитой книги «Двести лет вместе».

Вот так «царь Израиля» Иван Грозный построил и свой «Иерусалим».

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/318530

Почему западники ненавидят Ивана Грозного

435 лет назад, 28 марта 1584 года, умер русский царь Иван Грозный. Ещё в годы его жизни на Западе начали создавать чёрный миф о «кровавом тиране Грозном». Клеветническую кампанию продолжили западники и либералы в Российской империи, а затем и в Российской Федерации.Почему Иван Грозный называл Русь Израилем
В результате был создан образ жестокого деспота («Чёрный миф» о первом русском царе Иване Грозном; Информационная война Запада против Ивана Грозного), убившего даже собственного сына, «кровавого чудовища», десятками тысяч уничтожавшего собственный народ, развязавшего ряд захватнических войн, которые принесли Русскому царству только тяжелые потери и в итоге вызвали Смуту, едва не погубившую Россию.

Однако объективные исследования показывают, что именно Иван Васильевич завершил процесс восстановления ядра русской империи, которая развалилась в результате феодального распада, сепаратизма и элитарного эгоизма боярско-княжеской верхушки. Иван Грозный в результате нескольких победоносных войн увеличил территорию державы в 2 раза, присоединил к Русскому царству Казанское и Астраханское ханства (Поволжье), территории на Северном Кавказе и Западную Сибирь. Москва стала единственной наследницей сразу двух имперских традиций – византийской и русско-ордынской. Русское царство при Иване Грозном стала новым воплощением древней северной традиции, которая идёт через века от Гипербореи, страны ариев, Великой Скифии к древнерусской империи Рюриковичей (династии Сокола), Московскому царству, Российской империи и Красной империи (СССР).

Таким образом, при Иване Грозном было восстановлено основное ядро империи. В его правление Русское государство двинулось на юг, на Кавказ и Каспий, и на юго-восток и восток, в Поволжье, Урал и Сибирь. Одним мощным ударом Руси-России было возвращено всё Поволжье (Казань и Астрахань), весь древний торговый Волжский путь и открыть путь за Урал (поход Ермака).

Коренное население великой степи, европеоиды – потомки древних скифов – аланов – сарматов, «казаки» возвращались под власть единого русского центра власти. После этого «казаки» стали передовыми отрядами Русской державы, быстро и заново осваивая земли древней северной цивилизации – просторы Северной Евразии.

Так, при Иване Васильевиче Русь стала наследницей Ордынской империи и Великой Скифии – евразийской империи, которая с древнейших времен простиралась от берегов Дуная и Карпатских гор на западе до границ Японии и Китая на востоке, от Северного Ледовитого океан на севере и Индии на юге.

Одновременно Русь стала наследницей византийской традиции, претендуя на лидирующую роль в восточно-христианском и славянском мире, на Царьград-Константинополь и Святую Софию.

Итоги правления Ивана IV были по-настоящему грандиозными. Территория России увеличилась вдвое, с 2,8 млн. до 5,4 млн. кв. км. Были присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западная Сибирь, осваивались лесостепные и степные земли бывшего Дикого поля – Черноземья. Русские закрепились на Северном Кавказе. Русское царство стало крупнейшим в Европе государством.

Были тяжелые войны, походы и набеги, эпидемии, угон людей в полон степняками, однако население России росло, и его прирост, по разным оценкам, составил 30–50%. Россия не вымирала, как в конце XX – начале XXI вв. России не удалось раздавить хищное гнездо в Крыму – Крымское ханство.

Однако Османская империя тогда была на пике своего военно-экономического могущества, и Москва не сумела бы взять Крым. Не удалось пробить дорогу на Балтику. Но ведь против России тогда объединились великие державы Запада – Речь Посполитая, Швеция, за которыми стояла священная Римская империя и католический престол.

Против русской армии воевали венгерские отряды, германские, итальянские, английские и шотландские наемники. Битва за Ливонию, которая началась в первую очередь из экономических интересов, вылилась в цивилизационное противостояние. Войну Запада против Руси-России. При этом Россия тогда выдержала удар объединенных сил Запада.

Именно тогда на Западе в ходе информационной войны создали архетипы-образы европейских воззрений на русских, как бородатых, жестоких варваров, вечных агрессоров, врагов всего «свободного мира». А русского правителя, царя именно тогда стали показывать, как «кровавого тирана, деспота», который правит своими подданными-рабами с помощью самых жестоких методов.

Эти образы закрепились и уже несколько столетий определяют отношения России с Западом. Родился тот образ «русских варваров», который использовали затем Наполеон и британцы, Гитлер и американские идеологи.

Последующие поколения русских правителей, государственных деятелей будут использовать методы правительства Ивана Васильевича, двинут полки и отряды казаков туда же, куда их направил грозный царь. Россия будет воевать с Польшей, чтобы вернуть южно- и западнорусские земли, территории бывшей Киевской Руси.

Эти земли были плодороднее, богаче, давали хорошие урожаи, чем земли Северной Руси. Климат там был мягче, теплее. Руси нужна была житница. И её нужно было отнять у Речи Посполитой. Также жизненно важно было ослабить Польшу. Тогда это был главный «таран» Запада, его «командного пункта» в Риме, направленный против русской цивилизации.

Нужно было пробивать дорогу на Балтику, чтобы получить прямой торговый путь через Балтийское море на Запад, в Северную Германию, Голландию, Францию и Англию. В дальнейшем будет использована методика Ивана Грозного по продвижению на юг, усмирению враждебных степняков и горцев с помощью создания засечных черт, укрепленных линий.

России были нужны благодатные, плодородные земли юга, чтобы развивать хозяйство. Укреплять, расширять и защищать русскую державу будут русские казаки. Они пройдут всю Сибирь, выйдут на берега Великого океана, перемахнут дальше, на Аляску.

Будут освобождать от врага Северное Причерноморье – Приазовье, Приднепровье, Приднестровье и Подунавье, Крымский полуостров и Кубань, осваивать Кавказ, Каспий. Из уральских и оренбургских станиц двинутся в Туркестан.

Иван Васильевич показал основу гармоничного развития русской цивилизации, государства, народа и власти – земскую систему самоуправления. В годы Смуты именно она спасёт русскую государственность и народ от гибели. Будут разрушены и разложены все институты власти, вся вертикаль власти, однако горизонтальные земские структуру (советы того времени), будут взаимодействовать друг с другом, формировать ополчения, полки, снабжать их. А в мирное время потенциал земской системы позволит России оправиться от последствий Смутного времени , развивать страну, её хозяйство.

Ради сохранения государства, ликвидации боярско-княжеского своеволия, сепаратизма, что грозило Руси неисчислимыми бедствиями, новым развалом на княжеские уделы и земли, была использована система опричнины.

Иван Грозный одновременно решал несколько задач: гасил заговоры и интриги тогдашней русской элиты, готовой разорвать Русь ради своих личных и узкогрупповых интересов; решал кадровый вопрос – «перебор людишек»; пытался создать ядро новой армии; создавал «новую экономику». Ради сохранения государства Иван Васильевич прибегнул к жестким мерам.

Специалисты-историки по эпохе Ивана Грозного сообщают о 4 – 6 тыс. казненных за полвека его правления. Это не только «политические» преступники – изменники, но и уголовники. Для сравнения, в Париже в Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года) было убито около 2000 человек, а по всей Франции убили тысячи людей.

Французы-католики и французы-гугеноты (протестанты) вели жесточайшие войны, устраивали жесточайшие бойни, резали друг друга тысячами.

Жесточайшие законы были в Англии в отношении нищих и бродяг – т. н. «кровавое законодательство».

Крестьяне, выгнанные с земли в результате огораживаний и вынужденные нищенствовать, по закону «О борьбе с бродяжничеством» подвергались повешению. Только при Генрих VIII (правил с 1509 по 1547 год) за 15 лет было казнено более 70 тыс. «упрямых нищих», включая женщин и детей. При Елизавете I (правила с 1558 по 1603 год) было казнено порядка 89 тыс.

человек. Однако эти правители считаются в Англии «великими». Наполеон Бонапарт разорил Францию в бесконечных войнах, почти все здоровые мужчины призывного возраста погибли или были искалечены. Но он кумир, герой французов. Таких примеров можно привести великое множество. Однако западные правители – «великие», а Грозный – «кровавый тиран и убийца».

Обычная политика двойных стандартов, очернения неугодных государственных деятелей, перекрашивание белого в черное, а черного в белое. Хозяева Запада пишут историю под себя, им не нужна правда. Информационная война продолжается, ведь русская цивилизация и русский народ ещё существуют на Земле.

Русский народ сохранил светлую память об Иване Васильевиче. Как о царе-батюшке, защитнике Светлой Руси и народа и от внешних врагов, и от внутренних, от произвола бояр-притеснителей и воров-лихоимцев. Ведь при Иване Грозном интересы правительства и народа не были разделены друг от друга. Государство и нард были едины.

Читайте также:  Какие республики в ссср содержали остальных

Царская власть созидала, строила, а не разрушала, «оптимизировала». Русское царство было покрыто сетью школ, почтовых станций, было основано 155 новых городов и крепостей. Царь оставил Россию не разорённой и нищей, а богатой, передал сыну большую казну.

Для безопасности народа границу прикрыли системой засечных черт, линий, укреплений, малых крепостей и застав. А за пределами русских границ, на внешних подступах, складывается система передовой обороны – казачьих войск. Запорожское войско, Донское, Волжское, Яицкое (Уральское), Оренбургское, Сибирское казачества.

Казачество становится щитом и мечом Русского царства. Также Иван Грозный провёл военную реформу, создал регулярную армию.

Кроме того, Иван Васильевич был одним самых образованных людей эпохи, обладал феноменальной памятью, любил историю и способствовал развитию книгопечатания. Русь переживала период расцвета искусства и зодчества.

Великий государь всея Руси Иван Васильевич Грозным был мудрым и решительным правителем.

Поэтому его так и ненавидят внешние и внутренние враги Руси-России и русского народа.

Они своими коллективными усилиями сформировали такое «общественное мнение» о «кровавом упыре Грозном», что в 1862 году при создании в Новгороде эпохального памятника «Тысячелетие России» фигуры Ивана Васильевича на нём не оказалось! Есть скульптуры поэтов, писателей, некоторых второстепенных государственных деятелей, а первый русский царь-император, «устроивший» Отечество, воссоздавший ядро Российской империи, отсутствует. Решили, что не заслужил. В либеральной прозападной публицистике России это мнение по-прежнему главенствует.

Самсонов Александр

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/156061-pochemu-zapadniki-nenavidjat-ivana-groznogo.html

Иван грозный и евреи или почему евреи ненавидят ивана грозного….

В.Васнецов. Портрет царя Ивана Грозного.1897 г.

  • Иоанн IV Васильевич (1530 — 1584) —
  • великий князь Московский и всея Руси с 1533,
  • первый царь всея Руси (с 1547).
  • Иван Грозный запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета.
  • Об этом царе  писал иностранец, побывавший в России: «Как ни был он жесток и неистов, однако же не преследовал и не ненавидел никого, кроме жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живьем, либо вешал и бросал в воду». 

В 1563 году Иван Грозный завоевал город Полоцк. Евреям этого города было предложено креститься, а отказавшихся — вместе с детьми и с женами — утопили зимой в реке: прорубили лед и бросили всех в воду — около трехсот человек. Записано об этом в хрониках: «Всех жидов, которые не захотели принять святое крещение, велел (царь Московский) утопить в славной реке Двине».

                                                               Осада Полоцка в 1563 г.

Сохранилось еврейское народное сказание о событиях в Полоцке в 1563 году , видимо сильно прикрашенная : «Была лютая зима.

Московский царь Иван Грозный завоевал Полоцк и повелел всех евреев с их женами и детьми — всех до единого! — согнать к берегу реки Двины, неподалеку от княжеского замка. Собрали всех евреев, их жен и детей, числом три тысячи, и поставили всех у реки Двины, как приказал царь.

И лишь двое детей — мальчик, сын одного коэна, и девочка, дочь коэна, — во время суматохи были позабыты и не приведены к реке. И приказал Иван Грозный поставить всех евреев на лед реки и затем разрубить лед. И были все потоплены, числом три тысячи.

Спаслись только те двое детей, которых Иван Грозный затем пощадил; их приютили добрые люди. Выросли они и поженились, получив прозвище Бар-Коэн — Баркан. От них пошла новая община и фамилия Баркан».

На протяжении последующего времени, до начала 1920 — х гг. 25 кислева по иудейскому календарю отмечалось как день поминовения невинно убиенных — траурная процессия направлялась к холму ха городом.

Царь Иоанн IV (Грозный). Парсуна. Начало XVIII века.

  1. Собрание Государственного Исторического музея.
  2. Жуткая  судьба постигла и евреев других польских городов и крепостей, завоеванных русскими в ходе Ливонской войны, они  сполна испытали на себе праведного гнева Ивана Грозного.
  3. Опричнина 

Спаслись лишь немногие негодяи, согласившиеся креститься по православному обряду.Согласившихся принять крещение уводили в плен, превращая в крепостных. Сохранился документ от 1576 г., по которому владелец деревни Починок Кашинского уезда Тверской губернии, отписывая Троице-Сергиеву монастырю деревню, оговаривал, что люди «жидовского живота», а также угодья остаются в его собственности.

Мудрый Иван Грозный не впускал евреев-купцов в Москву даже временно, зная печальную участь местного населения, вследствии такого общения…

  • Сигизмунд  Август.
  •    Портрет кисти Лукаса Кранаха Младшего, около 1553 г.

Король Польши Сигизмунд Август писал ему: «Ты не впускаешь наших купцов-евреев с товарами в твое государство, а некоторых велел задержать и товары их забрать… А между тем в наших мирных грамотах написано, что наши купцы могут ездить с товарами в твою Московскую землю, а твои в наши земли, — что мы с нашей стороны твердо соблюдаем».

На это Иван Грозный ответил: «Мы тебе неоднократно писали о том раньше, извещая тебя о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья в наше государство привозили и многие пакости людям нашим делали…

Мы никак не можем велеть жидам ездить в наше государство, ибо не хотим здесь видеть никакого лиха, а хотим, чтобы Бог дал моим людям в моем государстве жить в тишине без всякого смущения. А тебе, брат наш, не следует впредь писать нам о жидах».

http://chassidus.ru/library/history/kandel/07.htm

http://www.vidania.ru/ivangrozny.html

http://www.eka-mama.ru/forum/part27/topic283471/page29.html

Читайте:http://ruskombat.info/tag/iudei/http://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/post294341748/

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/7629179.html

Великий Князь Всея Руси Валерий Викторович Кубарев Большой Кубенский Рюрикович — Князь Курбский и Иван IV называли Святую Русь Израилем

Мы живем в виртуальном мире, навязанном человечеству группами анонимной власти. Израиль сегодня в Палестине, а все патриархи человечества считаются евреями. Однако еще в XVI веке князья Руси считали Россию частью Великого Израиля и разделяли израильтян и евреев (жидов).

Несмотря на махинации и фальсификацию исторических документов, до нас в целости дошла переписка князя Андрея Михайловича Курбского и Ивана Грозного, состоящая из трех Посланий Курбского и двух ответных писем Ивана IV.

Два самых выдающихся и образованных людей Руси XVI века полагали Русь за Израиль, а князей Руси и русский народ – израильтянами. Их многочисленные цитаты в письмах из Авраама, Моисея, царей Саула и Давида показывают отношение к ним Курбского и Ивана Грозного, как к своим предкам.

Приведем выдержки из переписки князя и царя. В своем первом Послании Андрей Курбский пишет, ссылка http://old-rus.narod.ru/07-25.html:

«Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои?»

В конце Послания Курбский явно называет Ивана Грозного Антихристом:

«Знаю я из священного Писания, что дьяволом послан на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец Антихрист, и ныне вижу советника твоего, всем известного, от прелюбодеяния рожденного, который и сегодня шепчет в уши царские ложь, и проливает кровь христианскую, словно воду, и погубил уже столько сильных в Израиле, что по делам своим он и есть Антихрист: не пристало тебе, царь, иметь таких советчиков. В законе божьем в первом писано: «Моавитянин, и аммонитянин, и незаконнорожденный до десятого колена в церковь божью не входят» и прочая»

В ответе Ивана Грозного, ссылка http://old-rus.narod.ru/07-26.html говорится:

«А когда ты вопрошал, зачем мы перебили сильных во Израиле и воевод, данных нам богом для борьбы с врагами нашими, различным казням предали и их святую и геройскую кровь в церквах божиих пролили, и кровью мученическою обагрили церковные пороги, и придумали неслыханные мучения, казни и гонения для своих доброхотов, полагающих за нас душу, облыгая православных и обвиняя их в изменах, чародействе и в ином непотребстве, то ты писал и говорил ложь, как научил тебя отец твой, дьявол, ибо сказал Христос: «Вы дети дьявола и хотите исполнить желания отца вашего, ибо он был искони человекоубийца и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». А сильных во Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле, потому что Русская земля держится божьим милосердием, и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, а тем более не ипатами и стратигами. Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить»

Интересно также, что Иван Грозный обличает Курбского в коварстве только на основании того, что он имеет голубые глаза и является чистокровным русским Арием, называя его эфиопом (получается, что для Ивана Грозного эфиопы должны быть с голубыми глазами), сказано там же:

«А лицо свое ты высоко ценишь. Но кто же захочет такое эфиопское лицо видеть? Встречал ли кто-либо честного человека, у которого голубые глаза? Ведь даже облик твой выдает твой коварный нрав!»

В третьем Послании Курбского к Ивану Грозному говорится, ссылка http://old-rus.narod.ru/07-29.html:

  • «А пример этому показал господь Христос, бог наш, нам, верным своим, ибо спасался не только от смерти, но и от преследования богоборцев-жидов»
  • Там же сказано о земле Святой Руси:
  • «… к вечному и немалому позору твоему и всей святорусской земли, и на поношение народу – сынам русским»

В результате кровавых репрессий Иван Грозный уничтожил практически весь цвет династии Руси – князей и бояр, вместе с их детьми и женами (около 3000 человек). Были убиты видные блюстители православной церкви. Практически полностью вырезали население древнего Новгорода – более 15 000 человек русских Ариев. Наконец умер и сам Иван Грозный вместе со своим больным потомством.

Поляки во время нашествия в начале 1600-х годов на Русь сожгли государственные и частные архивы, а также библиотеку Ивана Грозного.

Затем Романовы, начиная с Патриарха Филорета (Федора Романова) и заканчивая императором Петром Первым, сделали все, чтобы подчистить русскую историю и уничтожить родовые книги династии Руси и Рюриковичей.

Патриарх Филорет и Патриарх Никон под видом церковной реформы и унификации с греческой церковью окончательно утвердили в русской православной церкви иудей-христианство. Так Святая Русь и народ Великого Израиля забыли свое прошлое и стали духовной вотчиной ереси христианства, утвердившейся в современном Иерусалиме в Палестине.

06.10.2009.

Источник: http://www.kubarev.ru/ru/content/259.htm

Из-за чего Иван Грозный называл Россию Израилем

Иван IV (Грозный) в трехлетнем возрасте был благословлен на царство своим великим дедом, Василием Третьим.

Памятуя славные дела деда и его мечты о могуществе России на всей земле, молодой, амбициозный царь начал своеобразный «ребрендинг» его идей.

Венчавшись на царство в 1546 году митрополитом Макарием, Иван IV, на которого была возложена шапка Мономаха, стал в один ряд с римскими кесарями и обрел название помазанника Божиего.

Руководствуясь вектором «Москва — Третий Рим», он стал строить новое государство. Через несколько лет после воцарения Иван Грозный был признан Восточной Церковью Василевсом (Βασιλεύς), то есть поставлен в один ряд с византийскими императорами. Из письма канцелярии германского императора (переписка 16 века, первая половина): «…

Московский великий князь самый могущественный государь в мире после турецкого султана и что от союза с великим князем всему христианскому миру получилось бы неизреченная польза и благополучие…» По свидетельствам историков, сам он величал себя Царем Израильским.

«Израиль» означало «Имеющий власть над силами», другие значения — «Принц Божий» и Избранный.

Известный современник царя, аристократ, русский боярин 16 века А. Курбский, пишет: «…

За что, о царь, сильных во Израиле побил и воевод, богом данных тебе, различным смертям предал?… Читал (я) в Священном писании, что будет пущен губитель на род человеческий… Ныне же видел сановника,… погубившего уже сильных и благородных в Израиле… Не годится, о царь, таким потакать…» (речь идет о гонениях на бояр), называя Русь Израилем, а подданных Ивана Грозного — израильтянами.

Примечателен ответ Ивана Грозного, которого такое обращение к нему не только не смущает, но и, как видно, он считает его справедливым и само собой разумеющимся: «…

Читайте также:  Зачем ссср продал имущество в иерусалиме за $4,5 млн

Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему подобен твой совет, смердящий гнуснее кала?… А когда ты писал: за что я перебил сильных во Израиле,… то ты писал и говорил ложь… А сильных во Израиле мы не убивали и неизвестно, кто еще сильнейший во Израиле: потому что Российская земля держится божьим милосердием,… а не судьями и воеводами…» (переписка — Главный Исторический музей г. Москва).

Еще один эпизод в доказательство того, что Иван Грозный называл себя царем Израиля, а свою страну — Израилем и стремился построить в Москве Новый Иерусалим — «Казанская история» — так называемая Никоновская летопись.

Отрывок рассказывает о победе над Казанским Ханством: Победа в исторических документах называется «обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или Иерусалима».

В ее честь в самом центре столицы, на Красной площади Москвы, был возведен «Небесный Иерусалим» — Храм Василия Блаженного.

Идеи Небесного Иерусалима оказались актуальными и спустя много веков. Так, уже в наше время, в начале 21 века, в официальном ответе на вопрос корреспондента газеты «Аргументы и Факты» митрополит Владимир отвечает о Храме Василия Блаженного, как о Небесном Иерусалиме так: «…

Созданный православным вдохновением благочестивых русских мастеров собор Покрова на Рву, иначе называемый храмом Василия Блаженного, — это одно из самых ярких воплощений славянского духа. А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию — вечному царству добра, света и красоты.

И лишь духовный слепец может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощенная мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности.

Незнающий православия никогда не постигнет смысла российской истории…» Что говорить, раз идея пережила столетия, возможно, Иван Грозный и не зря величал себя Царем Израильским, а Россию — Израилем…

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/210737874

Почему Ивана IV прозвали Грозным?

При жизни Ивана IV прозвище Грозный принадлежало его деду — Ивану III. У этих двух правителей было много общего: оба Иваны Васильевичи, оба присоединили к Московскому государству новые территории и оба реформировали систему государственного управления.

«Изумленная Европа, в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи» — так Карл Маркс писал о правлении Ивана III, который покончил с ордынским игом, собрал исконно русские земли под крыло Москвы и фактически подчинил сопредельные ханства своей политике.

При Иване IV Казанское и Астраханское ханства окончательно вошли в состав России, и началось присоединение Сибирского ханства. Иван III, великий князь Московский, первым принял титул «князя всея Руси» и «самодержца». А Иван IV первым венчался на царство и официально стал царем всея Руси.

Иван III издал общерусский свод законов — Судебник, а Иван IV составил новый Судебник и учредил сословно-представительный орган — Земский собор.Сам факт перехода прозвища от деда к внуку говорит о том, что народ видел в Иване IV продолжателя дела Ивана III. Но значило слово «грозный» в то время совсем не то, что в наши дни.

«Установлено, что в приложении к царю эпитет «грозный» не имел отрицательного оттенка. Он связан не с идеей тирании, а с идеей величия. «Достоин царю грозну быти», — говорится в «Валаамской беседе» (памятник публицистики середины XVI века. — Прим. ред.), и эти слова нельзя толковать как призыв править круто и безжалостно.

Дело в контексте: эпитет «грозный» и существительное «гроза» появляются там, где речь идет о порядке в государстве, об обязанности монарха «исправляти и здержати» города и веси, «уставити» определенные правила поведения в монастырях и в миру».

Александр Панченко, Борис Успенский. «Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха», 1983 Во времена язычества гроза олицетворяла верховное божество. В XVI веке этот образ уже был тесно связан с православным «гневом Божиим» — не жесткостью, но справедливостью и неотвратимостью наказания.Ивана IV начали звать «грозным» или «прегрозным» в народных песнях, самые ранние из которых датированы 2-й половиной XVI — началом XVII века. Так сам народ распространял этот эпитет, который позднее превратился в прозвище. Как и в публицистике, в фольклоре слово «грозный» встречалось там, где речь шла о справедливом царе, вершителе правосудия. Например, «грозный царь Иван Васильевич» освободил от наказания невинно осужденного:

«Случилося тут ехати

Самому царю православному,Грозному царю Ивану Васильевичу.Как возговорит царь Иван сударь Васильевич:«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!За что вы пытаете доброго молодцаНагого, босого и разутого,Поставя его на бел горюч камень?» В народном творчестве царь нередко представал хитрым и мудрым правителем:

«Старину я вам скажу стародавнюю

Про царя было про Ивана про Васильевича.Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет». Другая известная песня была посвящена тому, как один из сыновей царя задумал извести своего брата, — Иван IV описан так, как принято его представлять в наше время:

«Тут стемнел царь, как темна ночь,

Зревел царь, как лев да зверь:«Сказывай, собака, про измену великую!»

Согласно одной из версий, прозвище Грозный стало трактоваться как свидетельство «лютости» и «бесчеловечности» под влиянием иностранцев, которые побывали в правление Ивана IV в Москве.

Видимо, то, что московиты воспринимали как высшую справедливость, европейцам представлялось неоправданной жестокостью.

При переводе на европейские языки прозвище Грозный полностью потеряло связь с грозой и гневом Господним и приобрело смысл «страшный», «ужасный»: Iwan der Schreckliche по-немецки, Ivan the Terrible по-английски, Ivan il Terribile по-итальянски, Ivan le Terrible по-французски.

«Известно, что в 1581 г. Стефан Баторий прислал государю «великой России» (то есть самому Ивану IV. — Прим. ред.) книги о жестокости Ивана Грозного — видимо, сочинения А. Гваньини, Г. Штадена, А. Шлихтинга, И. Таубе и Э. Крузе, памфлеты времени польского бескоролевья 1570-х гг.

, или германские «летучие листки». Стало быть, прозвище, которое с течением времени оказалось символом целой эпохи русской истории, возникло в иностранной литературе.

Из произведений зарубежных авторов его мог заимствовать создатель первого научного труда о прошлом Российского государства».

Яков Солодкин «Когда и почему стали называть Грозным первого московского царя»

Николай Карамзин, издавший в 1818 году первые восемь томов «Истории государства Российского», писал: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими… …а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя… отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным…» Такое толкование прозвища — «по темным слухам о жестокости» — и легло в основу его современного понимания.

Источник: https://www.culture.ru/s/vopros/groznyi/

Иван Грозный и Макиавелли

Другой английский посол Томас Рандольф сообщает о ночном свидании с царем в феврале 1569 года. Иван Грозный пожелал говорить с ним секретно и вызвал его к себе поздним вечером через доверенного боярина.

«Место свидания было далеко, — вспоминал Рандольф, — ночь холодная, и я, переменив свое платье на русское, испытывал от этого большое неудобство.

Я говорил с царем около трех часов, к утру был отпущен и возвратился домой».

Столь тесные контакты с англичанами стали причиной появления среди русских множества кривотолков.

Особую ненависть в народе вызвал прибывший из Англии медик и астролог Елисей Бомелий, человек, судя по всему,  действительно ловкий,  с задатками большого интригана.

По общему мнению, Бомелий, гадая царю Ивану, как звездочет, втерся к нему в доверие и стал всерьез влиять на решение многих вопросов при московском дворе. В том числе, решать некоторые вопросы, что называется,  кардинально.

Считалось, что именно он изготавливал яды, с помощью которых царь избавлялся от неугодных бояр. Ему же приписывалась и идея, на какое-то время овладевшая царем, – жениться на самой английской королеве Елизавете. Кончил Бомелий, правда, плохо, сам став жертвой придворной интриги.  Его обвинили в измене и казнили в 1580 году.

Кстати, десять лет пребывания Бомелия около Ивана Грозного можно считать первым документально зафиксированным случаем «распутинщины» при царском дворе. Как пишет Платонов, «известность Бомелия была настолько широка, и слава о его могуществе так шумела, что даже глухая провинциальная летопись того времени повествовала о нем в эпически сказочном тоне».

Согласно летописи, враги Москвы хитростью подослали к царю Ивану  Бомелия – «немчина, лютого волхва».  Далее летописец подробно повествует о всевозможных злодействах, совершенных Грозным не по своей воле, а под воздействием чужеземных колдовских чар. Писатель той эпохи дьяк Иван Тимофеев, резюмируя всю эту историю, констатирует: царь поддался слабости и отдал душу варвару.

То, что тогдашние русские объясняли колдовством, современная история пытается объяснить либо психическим нездоровьем Ивана Грозного, либо его особым взглядом на роль государя, своеобразным пониманием того, что есть польза и вред в политике.

Недаром некоторые русские историки упорно пытаются найти документальные доказательства знакомства Ивана Грозного с творчеством Макиавелли. Действительно, очень многое в мыслях и поступках Грозного совпадает с рекомендациями знаменитого флорентийца.

  Прямых свидетельств, что царь штудировал работы Макиавелли, до сих пор не найдено, но «косвенных улик» хватает. 

Кстати, московским государям в разные времена и очень разные люди неоднократно приписывали склонность к макиавеллизму. Карл Маркс в «Хронологических записках», говоря о Софье Палеолог, называет ее мужа, то есть еще деда Ивана Грозного – Ивана III, «великим макиавеллистом».

Естественно, влияние идей Макиавелли на Ивана Грозного могло быть и непрямым, а опосредованным или даже искаженным. Следует учитывать, что Макиавелли приписывали множество идей и афоризмов, к которым он никакого отношения на самом деле не имел.

В действительности основная мысль флорентийца сводилась лишь к тому, что в реальной жизни нравственным часто оказывается вовсе не тот государь, что слепо почитает десять заповедей, а тот, кто на деле обеспечивает подданным мир и процветание.

Аморальным правителем может оказаться в результате как раз тот, кто, спасая собственную душу,  губит во имя своего личного покоя судьбы других.

Политика и нравственность, по Макиавелли, не противоречат друг другу, но и не находятся в прямой зависимости.

Этот сложнейший вопрос, в действительности только обозначенный самим Макиавелли, его последователи и критики без особых колебаний  решили за него, заменив осторожный пунктир жирной линией.

Сомнение со знаком вопроса было преобразовано в утверждение с восклицательным знаком. В результате вышло, что политика (якобы по Макиавелли) может быть лишь безнравственной и коварной, государь жестоким, а цель всегда оправдывает средства.

Характерно, что незадолго до воцарения  Ивана Грозного на Русь проникло своеобразное сказание о «праведном тиране» – «Повесть о Дракуле», где влияние идей Макиавелли (или, вернее, мифического Макиавелли) просматривается легко.

Создателем  повести считается дьяк Федор Курицын, дипломат, побывавший в Венгрии и Молдавии.

В этой повести Дракула изображен государем, который добивается установления совершенного и справедливого порядка путем устрашения своих подданных невиданной жестокостью, что, в конце концов, приносит добрые плоды: «В пустынном месте, где протекал горный источник с прекрасной ключевой водой, Дракула велел оставить золотую чашу, и никто не смел ее унести. Иноземный купец мог спокойно ночью оставлять свои товары посреди улицы — Дракула ручался за безопасность его имущества» и т.д.

Труд Курицына – очевидная подсказка власти не стесняться в средствах для искоренения зла. Любопытен в связи с этим комментарий историка Лурье, считавшего Ивана Грозного воплощением Дракулы в XVI столетии. Он пишет: «Дьяволом можно грозить, но вызывать его не следует».

Не вполне прояснена степень влияния на Ивана Грозного еще одного «макиавеллиста» того времени — публициста и  профессионального наемника  русского дворянина Ивана Пересветова, служившего многим государям в Западной Европе.

  Он подал царю челобитную с подробным изложением государственных реформ, где также легко найти отголоски различных мыслей о политике, высказанных когда-то флорентийцем. Исследователи отмечают сходство предложенных Пересветовым реформ с тем, что на деле осуществило потом правительство Ивана Грозного.

Есть даже любопытная версия  о том, что подлинным автором проекта реформ являлся сам царь, он лишь воспользовался именем реального дворянина, подавшего ему челобитную.

Как бы то ни было, очевидно, что и в мыслях, и в политической практике московского государя прослеживается определенная связь с Макиавелли. Эту связь можно увидеть даже в читательских предпочтениях (царь Иван, как и Макиавелли, особенно любил Тита Ливия).  Похоже, речь здесь действительно идет о влиянии (прямом или, скорее, опосредованном) флорентийца.

Читайте также:  Крамаров в голливуде: почему он не мог там сниматься

Если же нет, значит, это как раз тот случай в истории, когда на Руси с некоторым хронологическим отставанием от Запада был самостоятельно изобретен свой собственный, в данном случае политический «велосипед» системы Ивана Грозного, весьма напоминающий  «велосипед» Макиавелли.

Кстати, этим «велосипедом» системы Грозного, судя по заметкам в книгах, очень интересовался еще один российский правитель – Иосиф Сталин.

Был ли по-азиатски жестокий Иван Грозный первым русским «западником»? Современники Грозного, осуждавшие царя за слишком тесные, с их точки зрения, контакты с иноземцами, безусловно, считали государя таковым.  «Ваш английский царь умер»,  – почти с насмешкой сообщил о кончине Ивана IV английскому послу дьяк Щелкалов.

Можно, однако, посмотреть на Ивана Грозного и под другим углом. Крайности ортодоксального русского патриотизма русский философ Николай Бердяев называл «детским славянофильским самодовольством».

Были, однако, в том же патриотическом лагере всегда и те, кто, стараясь сохранить русскую самобытность, к западным ценностям подходил критически: перенимая полезное, решительно отказывался от ненужного хлама. Бердяев уважительно называл таких людей «первыми русскими европейцами…

так как они пытались мыслить по-европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети». 

Если следовать приведенной логике, то Ивана Грозного следует считать тогда, скорее, одним из первых русских «европейцев». Многочисленные факты свидетельствуют: царь, хотя и увлекался Западом, относился к иноземцам  критически и сам решал, что стоит  у них брать, а что нет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: https://ria.ru/20060605/49033883.html

За что Ивана IV назвали Грозным

Мы называем Ивана IV Грозным, потому что нам сказали так его называть на уроках истории. Однако на вопрос, когда и почему Иван IV стал «грозным» до сих мало кто может ответить.

Иван IV был не единственным «грозным» царем в русской истории. «Грозным» же называли и его деда, Ивана III, который, кроме того имел также прозвища «правосуд» и «великий». В итоге, за Иваном III закрепилось прозвище «великий», а «грозным» стал его внук.

Интересно также, что Иван Грозный не всегда был Иваном IV. Впервые эту цифровую часть титула ему официально присвоил в своей «Истории Государства Российского» Николай Карамзин, он вел исчисление царей от Ивана Калиты. «До Карамзина» Иван Грозный «числился» Иваном I.

Еще с 1740 года, когда на российский престол вступил младенец-император Иоанн Антонович (Иван VI), ко всем русским царям-Иванам добавили цифровую часть. Сам Иоанн Антонович стал называться Иоанном III, его прадед стал Иоанном II, а Иван Грозный получил титул Царь Иван I Васильевич всея Руси.

Когда и почему Ивана IV стали величать «грозным»? Вопрос далеко не праздный.

Если спросить человека об этом, то он, вероятнее всего, ответит, что так царя стали называть за его беспредельную жестокость, за опричнину и маниакально-депрессивный синдром. Потому что примерно так нам рассказывают на уроках истории.

Вопрос следующий: кто его так назвал и когда? Не было ведь такого титула, никто Ивана IV не называл при жизни «грозным», как и Иваном IV не называл. Он был Иван Васильевич.

Абсурдность ситуации с прозвищем царя подтверждается тем, что однажды Александр Дюма написал буквально следующее: «Ивана Грозного за его жестокость стали называть «васильичем».

Вот что об этом пишет Скрынников, виднейший исследователь жизни Ивана Грозного: «В источниках XVI века прозвище «Грозный» не встречалось. Скорее всего, царь Иван получил его, когда стал героем исторических песен».

То есть ответить на вопрос: «Когда именно появилось прозвище «грозный» не может даже Скрынников. Но говорит, что это прозвание дал царю народ. И не при жизни Ивана IV, а у же после его смерти. То есть получается, что «грозный» — это как бы прозвище не царя даже, а памяти о нем.

Когда это происходило? Скрынников пишет, что, скорее всего, во время Смуты. Когда страна переживала не самую простую ситуацию: польско-шведская интервенция, высокая смертность, низкие урожаи. Все было плохо. И тогда царя, которого уже не было, стали называть «грозным».

Показательно, что Иван Грозный стал первым русским царем, про которого народ начал слагать сказки. Сам, без всякого на то принуждения государственной власти. До этого по этому самому принуждению про царей писали только летописцы, которые, как известно, были людьми далеко не независимыми.

О Грозном сложено много сказок. И из них, кстати, никак не складывается образ какого-то деспота, мучающего свой народ. Напротив, каждая сказка о Иване IV несет в себе тезис о том, что царь — человек, что он поставлен на царство самим Господом, что он так же, как и любой человек грешит, но так же, как и любой — раскаивается, а тяжесть своих прегрешений переживает еще при жизни.

«Вообще Иван Грозный был не заносчивый царь, простой. Он любил пообщаться с простым народом, узнать о его бедах и надеждах и даже поспорить иногда».

«Иван мудрый и справедливый был до крайности вспыльчив и нередко совершал поступки, о которых впоследствии жалел».

Мы приведем только две сказки о Грозном — «Иван Благочестивый», и «Иван Певчий».

«Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый. Он свято чтил христианские заповеди и очень печалился оттого, что много всякой нечисти развелось на русской земле. Однажды решил он ведьм-колдунов всех истребить, причем не просто истребить, а по примеру инквизиции сжечь.

С городов-крепостей свезли старух-переметчиц в Москву на площадь, обложили соломой и подожгли. Но наши ведьмы оказались проворнее западноевропейских: они превратились в сорок и разлетелись. Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Он проклял ведьм, и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар.

Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве».

«Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Особенно песнопения. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю! Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда.

Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Пел местный чернец, имени которого сказка не сохранила. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он.

Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Когда же, наконец, разгневался Иван Васильевич, то старец спокойно ответил, что во время службы в церкви должен звучать один голос – его.

Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его».

Москва – столица России, Волга впадает в Каспийское море, а Иван Грозный убил своего сына. Никому не важно, например, что есть мнение о том, что Волга впадает сначала в Каму. То же, что Иван Грозный убил своего сына и вовсе давно подвергается сомнению.

Есть мнение о том, что «грозным» Ивана IV стали называть как раз после того, что он убил сына. А убивал ли он его?

Главной уликой является… картина Репина.

Убийство Иваном Васильевичем своего наследника — весьма спорный факт. В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля была вскрыты гробницы Ивана Грозного и его сына. Исследования позволили утверждать, что царевич Иоанн был отравлен.

Содержание яда в его останках во много раз превышает допустимую норму. Интересно, что тот же яд был найден и в костях Ивана Васильевича. Ученые заключили, что царская семья на протяжении нескольких десятилетий была жертвой отравителей. Либо сами слишком много применяли для лечения ртуть, которая тогда считалась чуть ли не панацеей.

Однако остается тайной, кто запустил легенду о сыноубийстве Грозного, но отношение к этому мифу об Иване Грозном было у иных правителей России достаточно однозначным. Когда царь Александр III увидел в галерее знаменитую сегодня картину Репина, то просто запретил её к показу.

Уверенно и бескомпромиссно высказал свое мнение о картине и Константин Победоносцев: «Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент… чисто фантастический «.

На картину Репина было в 1913 году совершено настоящее покушение. Его совершил старообрядец Иван Балашов. Он исполосовал картину тремя ударами ножа. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, бросился под поезд.

Непраздным является и вопрос: что народ вкладывал в слово «грозный», когда называл так царя? В сегодняшнем представлении в это слово заключена только отрицательная коннотация, однако не все так очевидно.

Царя в сказках и песнях вспоминали вовсе не как самодура, вспоминали с какой-то народной ностальгией, как сильного государя. И это при всем при том, что именно Иван Грозный, разогнавший русскую машину до скорости неуправляемости, предопределил и само Смутное время, когда не оставил после себя никого, кто смог бы удержать власть.

Скрынников пишет:

«В обстановке неслыханных бедствий время царя Ивана стали вспоминать как эпоху могущества Российской державы, ее процветания и величия. Кровавые и темные дела были забыты.»

Также он пишет о том, что «в представлении людей того времени «гроза» символизировала стихию испепеляющую, неотвратимую и блистательную, притом стихию не столько природную, сколько божественную, знак вмешательства небесных сил в жизнь людей.»

Иван Грозный и мыслил себя сам Божьим помазанником, и все его дела, вплоть до казней, укладывались в логику этой миссии.

Он не просто казнил тела, он казнил и души, совершая свои казни таким образом, что преступники становились «заложенными покойниками».

Практиковались: утопление (отправка преступников в их «родную» стихию — к нечисти, травля смертников медведями (медведи считались «чистыми» животными, поэтому они карали человека за его грехи).

Репрессивная машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». Царя и так все боялись и уважали. Любое выступление против Венценосного полагалось, как «хула на Духа Святого», то есть грехом, который нельзя искупить.

Экзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включая домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». Здесь царь строго руководствовался ветхозаветной Книгой Иисуса Навина, а именно взятием Иерихона древними евреями. Согласно Писанию, участь жителей Иерихона была ужасной:

«…всё, что в городе, и мужей и жён, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом…А город и всё, что в нём, сожгли огнём», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объявлены «заклятыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам».

Надо сказать, что в средние века библейская традиция уничтожения «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах.

  • Иван Грозный не только первый царь, про которого начали сочинять сказки, но и первый русский царь, про которого стали писать и снимать комедийные сюжеты (вспомним Булгакова и экранизацию его пьесы «Иван Васильевич меняет профессию»).
  • Как же так получилось, что «грозный» приобрело то значение, которое связывается в народном сознании только с казнями, самодурством и сумасшествием (Фильм «Царь» Лунгина)?
  • Вероятнее всего, «ноги растут» из историографии Николая Карамзина, а также разговоров либеральной общественности на тему жестокости Ивана Грозного в начале «золотого» XIX века.

Есть у этого мифа и более глубокие корни, а именно — европейская историография, которая относилась к Грозному как к диктатору и сатрапу.

Напомним, что Иван IV был англоманом, и вокруг него всегда «вертелись» сомнительные личности европейского происхождения, которые пытались лоббировать католичество и «прибрать к рукам» Московию.

Иван Грозный этого не позволил, отношение к нему было не самое благожелательное.

Кстати, и сам слух о том, что Иван Грозный убил сына начал первым распространять Антонио Поссевино, папский легат. По этой версии Иван Грозный застал третью жену своего сына, Елену, в неподобающем виде. Невестка Грозного была беременной и лежала в одном исподнем. Иван IV разгневался и принялся «научать» Елену, ударил её по лицу и избил посохом.

Тут, по словам того же Поссевино, в палаты вбежал сын Грозного Иван и принялся укорять отца такими словами: «Ты мою первую жену без всякой причины заточил в монастырь, то же самое сделал со второй женой и вот теперь избиваешь третью, чтобы погубить сына, которого она носит во чреве». Финал известен. Отцовский посох достал и сына, проломив тому череп.

Показательно, что государи-народники относились к Ивану Грозному с пиететом и уважением (пример того же Александра III), хотя образ Грозного царя в прошлом очень удобен для действующей власти — он нивелирует все просчеты, говорит о том, что «вспомните и не ропщите, было и похуже». Удобен и тем, кто смотрит на Россию из-за границы.

Сейчас нам так же прививают страх к советскому времени.

Источник: https://russian7.ru/post/za-chto-ivana-iv-nazvali-groznym/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector