Почему многие французы называют себя потомками казаков

Русские оккупационные войска во французских текстах, карикатурах и словарных статьях

Подготовила Ирина Калитеевская

Почему многие французы называют себя потомками казаков Лагерь казаков на Елисейских Полях в 1814 году. Гравюра Георга Эммануэля Опица © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

Французы стали проявлять интерес к казакам с начала XIX века, столкнувшись с ними на поле боя.

 В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя».

По словам составителя, это изречение «намекает на внешний блеск цивилизованных русских, более или менее вышедших из состояния дикости, и употребляется в отношении людей, у которых красивая наружность скрывает тайные пороки».

Афоризм этот приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками — как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Почему многие французы называют себя потомками казаков Сибирский казак. Карикатура издательства Jean. 1814 год © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

По мере приближения союзников к Парижу по Франции начали расходиться слухи о казаках — страшных, непобедимых, жестоких и жадных. 

В 1814 году в Париже вышло «Историческое описание жестокостей, совершенных казаками во Франции»  Tableau historique des atrocités commises par les Cosaques en France. Paris, 1814.

 — хроника, в которой фиксировались даты, названия мест и имена преступлений, по сведениям составителя совершенных казаками. Там, в частности, рассказывалось о «младенцах, зарезанных в колыбелях», чуть было не зажаренном ребенке, осквернениях храмов.

В одной из записей «Исторического описания» о поведении казаков рассказывается:

«Эти варвары жутко выли, повернувшись в сторону столицы; было видно, как некоторые, набрав в руки пепла, швыряли его вверх, крича изо всех сил: „Париж!“».

Жительница города Этамп в письме от 10 апреля 1814 года описывала казаков следующим образом:

«Есть даже и такие… которые не имеют человеческого образа, все лицо их покрыто длинной, в шесть пальцев, бородой, одеты они в медвежьи и черные овечьи шкуры. На них смотреть нельзя без ужаса; к счастью, таких меньшинство».

Вот еще одно описание:

«Огромного роста, в нахлобученных мохнатых шапках, они таращили налитые жестокостью глаза, потрясали пиками, обагренными кровью, а на шее у них болтались ожерелья, состоявшие из человеческих ушей и часовых цепочек… Париж был полон этих раскрашенных чудовищ».

Дегуманизация, вообще характерная для формирования образа врага, слилась тут с привычным еще с XVIII века уподоблением русских медведям. В книге, основанной на свидетельствах очевидцев пребывания казаков в Шампани и Бри  Rogeron L. Les Cosaques en Champagne et en Brie. Paris, 1905., рассказывается:

«Когда мы увидели, как по улицам скачут на своих маленьких нервных лошадках эти ужасные северные медведи… с козлиной бородой, в меховых жилетах мехом наружу, с пистолетами за поясом, с пиками, надетыми на жерди восьми футов, грязные, точно свиньи, извалявшиеся в грязи, тараща глаза, в которых застыли убийства и грабежи, мы сразу решили, что беженцы, рассказывавшие нам о них, были правы, когда обратились в бегство, и что они не обманули нас на их счет».

Почему многие французы называют себя потомками казаков Казаки в Шампани. Карикатура издательства Jean. XIX век © Bibliothèque nationale de France

В 1812 году Наполеон поручил историку Шарлю Луи Лезюру написать историю казаков (вышла она только в 1814 году  Ch. L. Lesur. Histoire des cosaques. Paris, 1814. и парадоксальным образом два года спустя получила награду от Александра I).

Это огромный труд, составленный из сведений западноевропейских источников, в котором, в частности, сообщается об остром зрении казаков, их тонком слухе, развитом обонянии и закаленном теле, невосприимчивом к суровому климату; о «силе и быстроте их коней, маленьких, как будто плохо сложенных, но привыкших, как и их хозяева, преодолевать жажду, голод, холод и усталость», а также об их чрезвычайном бесстрашии. Впрочем, по мнению Лезюра, казаки не так уж непобедимы — из-за «отвращения к какому бы то ни было порядку и дисциплине».

Почему многие французы называют себя потомками казаков Казаки под Бриенном. Карикатура издательства Chéreau. 1814 год © Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

Характерные свидетельства того, как представляли себе казаков французы, содержат словари. В XIX веке французское слово cosaque («казак») приобрело дополнительные значения: «страшный и жестокий персонаж», «хам», «мародер».

Кроме того, появилось прилагательное cosaque — «жестокий, грубый», существительное cosaquerie — «внезапное вторжение вражеского отряда, заканчивающееся грабежом» и «жестокость, совершаемая с радостью, из чистого удовольствия причинить зло», глагол cosaquer — «оглушать», причастие cosaqué — «потерпевший обращение, подобное казацкому», «захваченный в плен казаками», в женском роде — «изнасилованная», а также выражение à la cosaque — «нахрапом», «наскоком».

Почему многие французы называют себя потомками казаков «Высшее счастье казака — пить и воровать». Карикатура издательства Genty. Начало XIX века © Bibliothèque nationale de France

Следы образа казака-страшилища или разбойника, которым пугают детей, сохранялись в фольклоре и в XX веке. Так, во Фландрии в середине XX века был записан такой рассказ:

«Офицер приказал одному казаку: „Заруби вот этого младенца!“ Но тот не мог убить ребенка просто так. Он не решался. Тогда он перевернул колыбель и проткнул ее саблей. Да, казаки были люди жестокие — всегда повторял отец. Девушки мазались навозом, только чтобы казаки не сделали им дурного».

Почему многие французы называют себя потомками казаковПочему многие французы называют себя потомками казаковПочему многие французы называют себя потомками казаковПочему многие французы называют себя потомками казаковПочему многие французы называют себя потомками казаков

1 / 7

Удачливые казаки. Карикатура Луи Гарнере. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

2 / 7

Казаки. Карикатура издательства Genty. 1815 год© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

3 / 7

Русские в Париже. Карикатура издательства Vallardi. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

4 / 7

Вход союзников в Париж. Карикатура. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

5 / 7

Русские костюмы. Карикатура. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

6 / 7

Туалет русского офицера. Карикатура Луи Гарнере. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

7 / 7

Урок элегантности. Карикатура Франсуа де Жолимона. Начало XIX века© Brown University Library / Anne S. K. Brown Military Collection

Впрочем, пока Франция оставалась оккупированной войсками союзников, представление о казаках постепенно менялось. В ноябре 1818 года комиссар полиции департамента Арденны писал:

«Прохождение колонны саксонских войск особенно обратило на себя внимание жителей.

Саксонцы отличились неугомонностью, требовательностью, неуважительным и вздорным отношением к представителям муниципальных властей… С этой точки зрения их поведение резко контрастировало по сравнению с таковым бригады казаков, которая проследовала ранее. Несмотря на внешний вид и манеры общения несчастных варваров, казаки продемонстрировали самый мягкий характер и большую непритязательность».

В казаках открывают дружелюбие, особенно по отношению к детям. В частности, Шатобриан вспоминает  Ф. Р. де Шатобриан. Замогильные записки. М., 1995., как русские солдаты в Париже «шествовали по улицам в окружении французских сорванцов, которые передразнивали чужестранцев, словно те были марионетки или маски на карнавале».

Еще один новый сюжет — интерес казаков к женщинам. В Париже появляется множество карикатур, на которых казаки пытаются ухаживать за француженками. В пьесе Дафниса Кадо «Казаки. Исторические сцены»  Daphnis Cadot. Les Cosaques, scènes patriotiques, mêlées de couplets, par Cadot, suivi de la Lyonnaise. Almanach chantant pour la présente année. 1817. (1817) герой говорит:

«Я всегда любил французов, и в особенности любезных француженок; я попытаюсь завоевать внимание красавиц, перенимая у вас уроки. У войны, как и у любви, есть свои хорошие стороны, и я почитаю себя счастливым состоять узником первой в мире нации».

Третьим сюжетом становятся попытки казаков цивилизоваться, стать похожими на французов. Так, на одной из карикатур (она называется «Каждый в свой черед»), пока мамаша Батист, собачий парикмахер, стрижет волосы одному казаку, своей очереди рядом ждут другой казак, вооруженный до зубов, и обычный пес.


Интересно, что при этом французская мода также оказалась подвержена влиянию русских: некоторое время француженки носили головные уборы, напоминающие кокошники, а мужчины — широкие панталоны поверх сапог.

Редакция благодарит Викторию Пруцакову за помощь в работе над материа- лом.  

Источник: https://arzamas.academy/materials/830

Как французы русскими казаками стали | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Почему многие французы называют себя потомками казаков

После поражения в войне 1812 года осколки некогда великой армии Наполеона рассеялись по бескрайним просторам России. Часть наполеоновских солдат вернулась домой, но немало французов пожелали остаться в России навсегда.

Куда исчезла армия Наполеона?

В 1869 году вышедший на пенсию французский инженер Шарль-Жозеф Минар со свойственной ему кропотливостью проделал уникальную работу, он создал диаграмму, отразившую изменение численности наполеоновского войска в период русской кампании….

В Россию вторглись 450—470 тысяч наполеоновских солдат, из них 50 тысяч солдат принадлежали союзным Наполеону войскам из Австрии и Пруссии. После начала войны в Россию прибыло в виде подкреплений ещё 140 — 160 тысяч солдат….

Почему многие французы называют себя потомками казаков
Согласно подсчётам Шарль-Жозеф Минар, из 600 тысяч наполеоновских солдат, перешедших Неман, обратно вернулись всего 10 тысяч.
По современным данным стало известно, что из 600-тысячной Великой армии Наполеона в обратном направлении российскую границу пересекло не более 50 тысяч человек. Подсчитано, что за полгода боёв в России погибло около 150 тысяч французов, но где же остальные 400 тысяч?

Лето 1812 года в России выдалось на редкость жарким. Наполеоновские солдаты изнывали от палящего солнца и пыли: многие умирали от тепловых ударов и сердечных приступов. Ситуацию усугубили кишечные инфекции, которые в  антисанитарных условиях нещадно косили завоевателей. За жарким летом 1812 года пришло время осенних холодных ливней, ночных заморозков и ранних суровых морозов…

Почему многие французы называют себя потомками казаков

Численность наполеоновской армии, вторгшейся в Россию (бежевая), и вышедшей обратно (чёрная)

Количество попавших в плен наполеоновских солдат (французов, немцев, поляков, итальянцев) историк Владлен Сироткин оценивает в 200 тыс. человек – практически те, кто уцелел в негостеприимной России.
Многим из наполеоновских солдат не суждено было выжить в России – голод, эпидемии, морозы, массовые убийства.

Всё же около 100 тысяч солдат и офицеров наполеоновской армии оставались в России два года спустя, из них около 60 тысяч человек, в основном французы, приняли российское подданство.


После окончания войны король Франции Людовик XVIII просил Александра I как-нибудь воздействовать на застрявших в России соотечественников и заставить их вернуться на родину, но русское правительство заниматься этим не стало.

Почему многие французы называют себя потомками казаков

Французский след.

Следы пребывания французов в России можно увидеть по всей стране. В Москве сегодня проживает около полутора десятков семей, чьи предки когда-то не пожелали возвращаться во Францию – Ауцы, Юнкеровы, Жандры, Бушенёвы.
Много бывших военнопленных из наполеоновской Великой Армии после Отечественной войны 1812 года остались на территории России и приняли российское подданство.

В первой половине XIX столетия на окраине Самары существовал топоним «Французова Мельница». Это свидетельство того, что на когда-то работавшей мельнице трудились пленные французы.

А в современном Сыктывкаре (ранее Усть-Сысольск Вологодской губернии) есть пригород Париж. По преданию его основание так же дело рук пленных французов.
Оставили свой след французы и в русском языке. Голодные и замерзшие наполеоновские солдаты, выпрашивая у русских крестьян кров и хлеб, нередко обращались к ним «cher ami» («милый друг»). А когда им была нужна лошадь, они говорили «cheval», по-французски «лошадь». Так великий и могучий русский язык пополнился новыми словечками – «шаромыжник» (попрошайки) и «шваль».
Почему многие французы называют себя потомками казаков

Читайте также:  Какие кулачные бои проводили русские аристократы

Известный русский экономист, сын смоленского помещика Юрий Арнольд оставил нам воспоминания, в которых поведал о наполеоновском солдате по фамилии Гражан, ставшим его воспитателем. Мальчик души не чаял в «дядьке», научившем его разводить костер, ставить палатку, стрелять и барабанить.

В 1818 году родители оправили сына в Московский дворянский пансион.

Педагоги были немало удивлены, не столько от свободного владения Юрием Арнольд французским языком, сколько от жаргонных солдатских выражений, которыми «сыпал» подросток: «Жрать, засранцы!» или «Ползёт, как беременная вошь по дерьму», – так они звучал перевод французских фраз на русский.

Почему многие французы называют себя потомками казаков

Из армии Наполеона в русское казачество.

Наполеон, произнесший знаменитую фразу «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу», и подумать не мог, что в скором времени его солдаты постепенно вольются в это грозное русское воинство.

После заключения мира многие наполеоновские солдаты пожелали вернуться домой, тысячи французских солдат умерло от болезней, вызванных антисанитарными походными условиями и сильными морозами, так как наполеоновская форма солдат не соответствовала суровой русской погоде. Тысячи французов пожелали остаться в России, больных и раненых сразу отправляли в военные госпитали, голодных – откармливали.

Историки по крупицам собирают сведения и восстанавливают картину ассимиляции бывших наполеоновских солдат в России.
Например, профессор Сироткин в московских архивах наткнулся на след маленькой французской общины на Алтае, основанной наполеоновскими солдатами.

В документах говорится о том, как три солдата-француза – Венсан, Камбрэ и Луи – добровольно уехали в тайгу (Бийский уезд), где получили землю и были приписаны к крестьянам.

Французы принимали российское подданство робко, словно выбирая между позорным возвращением на родину и полной неизвестностью.

Почему многие французы называют себя потомками казаков
В Оренбургской губернии оказалось 40 французских солдат – 12 из них пожелали вступить в казачье войско.
Архивы нам сохранили имена 5 французских смельчаков, которые в конце 1815 года подали прошение о вступлении в российское подданство: Антуан Берг, Шарль Жозеф Бушен, Жан Пьер Бинелон, Антуан Виклер, Эдуар Ланглуа – эти солдаты наполеоновской армии были причислены к казачьему сословию Оренбургского войска.
К началу ХХ века в Оренбургском войске насчитывалось порядка двухсот казаков с французскими фамилиями.

Историк Владимир Земцов обнаружил, что в Пермской и Оренбургской губерниях побывало не менее 8 тысяч пленных наполеоновских солдат, из них несколько десятков были императорскими офицерами. Известно, что несколько тысяч «оренбургских французов», записанных в казаки Оренбургского Войска.

Почему многие французы называют себя потомками казаков

После заключения мира русское общество проявило милосердие к поверженному врагу, и принимало французов со всем русским гостеприимством. Некоторых пленных французских офицеров русские дворяне брали в свой дом на содержание. Одетых не по сезону французских солдат одели в тёплые полушубки, суконные панталоны, сапоги и рукавицы.

Наполеоновский унтер-лейтенант Рюппель вспоминал как жил в семье оренбургского помещика Племянникова, где он познакомился с историком Николаем Карамзиным.

А уфимские дворяне устраивали для пленных французских офицеров званые ужины, танцы и охоту, оспаривая право пригасить французов к себе первыми.

На Дону в конце XIX века краеведы нашли 49 потомков наполеоновских солдат, записавшихся в казаки. Обнаружить их было не так просто: к примеру, Жандр превратился в Жандрова, а Бинелон в Белова.

Почему многие французы называют себя потомками казаков

На защиту новых рубежей.

Уездный городок Верхнеуральск (сейчас это Челябинская область) в начале XIX столетия был небольшим фортом, охранявшим юго-восточные рубежи России от набегов казахских батыров.

В 1836 году возникла необходимость укрепления этого плацдарма, и началось строительство Новой Линии обороны: вскоре от Орска до станицы Березовской выросла цепь воинских казачьих поселений, были выстроены редуты, четыре из которых получили французские имена: Фер-Шампенуаз, Арси, Париж и Бриенн.

Среди прочих переселенцев на Новую Линию обороны юго-восточных рубежей России были переселены все казаки-французы со своими семьями.

Почему многие французы называют себя потомками казаков

В числе добровольцев на Новой Линии юго-восточной обороны России оказался престарелый и обрусевший наполеоновский солдат Илья Кондратьевич Ауц, который переехал сюда из Бугульмы со всем многочисленным семейством. Сын французского солдата и оренбургской казачки, Иван Иванович Жандр стал казаком и  дослужился до чина сотника и получил землю в станице Кизильской Верхнеуральского уезда.

В Оренбурге прижился еще один француз – молодой офицер из древнего рыцарского рода Дезире д’Андевиль.

Некоторое время Дезире д’Андевиль занимался преподаванием французского языка в школе, а в 1825 году, когда в Оренбурге было учреждено Неплюевское казачье военное училище, д’Андевиль был причислен к казачьему сословию на правах дворянина.

В 1826 у него родился сын — Виктор Дандевиль, который продолжил воинскую службу в составе Оренбургского казачьего войска.

Виктор Дезире Дандевиль, сын бывшего французского офицера Дезире д’Андевиля,  с 18 лет служил в войсковой конной артиллерии, участвовал в казацких походах на Арал и Каспий.

За боевые заслуги и храбрость, проявленную в бою был награждён медалями и орденами, стал русским генералом от инфантерии и командиром армейского корпуса, а позднее наказным атаманом Уральского казачьего войска.

Виктор Дандевиль воевал в Туркестане, Киргизии, Сербии и Болгарии, проявляя храбрость и воинскую доблесть в сражениях с мусульманским войском Османской Турции.

Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г. Рис. Н. Н. Каразина

Поляки в рядах Терских казаков.

Много из пленных поляков, служивших в Наполеоновской армии, были зачислены в сибирские казаки. После окончания военной кампаний 1812—1814 гг.

полякам было предоставлено право вернуться на родину, но многие из них, успев жениться на русских, не пожелали возвращаться на родину, и остались навсегда на воинской службе в Российской Империи, в составе войска сибирских казаков, получив чины урядников и даже офицеров.

Много пленных солдат Великой Армии Наполеона традиционно, называвшие себя французами были поляками, и оказалось в землях Терского казачества, на Северном Кавказе. Некоторая часть казаков-поляков уцелела в пекле Кавказской войны, о чём свидетельствуют польские фамилии, до сих пор встречающиеся в казацких станицах Северного Кавказа.


В 1813 году тысяча польских солдат Великой Армии Наполеона было переправлено в Георгиевск – главный город Кавказской губернии. Новоиспеченным польским казакам предстояло нести в 1813 году воинскую службу в одной из самых горячих точек Российской Империи.

Потомки наполеоновских солдат-поляков совершенно слились с русским казачеством, сделавшись совершенно русскими, как языку, так и по вере православной и русскому духу.

Только сохранившиеся польские фамилии: Сваровских, Яновских, Костылецких, Ядровских, Легчинских, Дабшинских, Стабровских, Лясковских, Едомских, Жагульских и многих других, показывают, что предки некоторых терских казаков, носящих эти фамилии, были когда-то поляками.

Отечественная война 1812 года стала частью исторической памяти русского народа. Русский историк, литературовед и издатель П. И. Бартенева писал: «Стоит только прочесть описание Отечественной войны, чтоб не любящему России возлюбить её, а любящему полюбить ещё жарче, ещё искреннее и благодарить Бога, что такова Россия».

По материалам статьи

Источник: http://www.evpatori.ru/kak-francuzy-russkimi-kazakami-stali.html

Оренбургские казаки-потомки наполеоновских солдат

Осколки Великой Армии

После 1812 года в России осело намного больше французов, чем до сих пор было принято считать

Почему многие французы называют себя потомками казаков

По подсчетам французского инженера Шарля-Жозефа Минара, сделанным в 1869 году, в Россию вторглись не менее 422 тысяч солдат. В ходе продвижения по России численность Великой Армии менялась. Покинули нашу страну, по мнению Минара, всего 10 тысяч солдат

Когда я, будучи еще подростком, соприкоснулся с русской наполеониадой, то, как и многие другие, был поражен тем, что на многие основополагающие вопросы ответов нет. Один из таких вопросов — куда исчезла Великая Армия императора Наполеона? 610 тысяч солдат перешли Неман в июне и лишь около 40–50 тысяч вернулись из России в декабре. За полгода в боях погибло около 150 тысяч, но где остальные?

Признанный наполеонолог Владлен Сироткин оценил количество пленных комбатантов Великой Армии приблизительно в 200 тысяч. Об этой драме Россия постаралась поскорее забыть. Страна не была готова принять столько пленников. Их ждали голод, морозы, эпидемии, массовые убийства.

И все же не менее ста тысяч солдат и офицеров оставались в России два года спустя. Из них не менее 60 тысяч перешли в подданство России — больше, чем вывел из Русского похода Наполеон. Это явление, огромное по размаху и по значению, скрыто в сумраке бездонных российских архивов.

Изредка проглядывали только слабые следы огромного войска. Например, на окраине Самары в первой половине XIX века существовал топоним Французова Мельница. Там действительно была мельница, и на ней трудились пленные французы.

В полярном Усть-Сысольске Вологодской губернии (нынешнем Коми-столичном Сыктывкаре) до сих пор есть пригород Париж. Его тоже вроде бы основали пленники 1812 года.

Профессор Сироткин в московских архивах обнаружил след одной маленькой наполеоновской общины на Алтае.

В 1816 году три солдата-француза, Венсан, Камбрэ и Луи, добровольно переселились в Бийский уезд, в тайгу, где получили землю и были приписаны в крестьяне.

Почему многие французы называют себя потомками казаков

Илларион Прянишников изобразил эпизод войны 1812 года. Пленных французов партиями по несколько тысяч отправляли в разные губернии. Многие не выдерживали подобного путешествия

Очень много французов осело в Оренбургской губернии. К лету 1814 года здесь скопилось уже около тысячи пленных, в том числе уже 30 имперских офицеров. Значительную часть составляли немцы, что не удивительно: по новейшим исследованиям, почти половину армии Наполеона в Русском походе составляли немецкие части.

В Оренбург в основном попали солдаты Вюртембергского 3-го конно-егерского герцога Людвига полка, который побывал в Бородинском сражении. В Оренбург был прислан командир этого подразделения, полковник граф Трухзес фон Вальдбург-Вюрцах и его адъютант, капитан Батц. Майор барон Кречмар оказался в уездном Бугуруслане.

Вюртембержцам было легче: их опекала вдовствующая императрица-мать Мария Федоровна, урожденная принцесса Вюртемберская. После отречения Наполеона все пленные получили разрешение возвратиться на родину. Первыми были отправлены из Оренбурга вюртембержцы. Их король, родной дядя Александра I, стал теперь союзником России.

Но к тому времени некоторые пленные комбатанты уже успели перейти в российское подданство, чему власти не чинили никаких препятствий.

В конце 1815 года в Верхнее-Уральске пятеро пленных подали прошения о вступлении в российское подданство. Их звали Антуан Берг, Шарль Жозеф Бушен, Жан Пьер Бинелон, Антуан Виклер, Эдуар Ланглуа. Они были причислены к казачьему сословию по Оренбургскому Войску.

Немного позже в казаки были записан еще один француз, возможно, унтер-офицер или даже младший офицер — Жан Жандр. В Оренбурге прижился молодой офицер из старинного рыцарского рода — Дезире д'Андевиль. Он стал учителем французского языка.

Когда в 1825 году в Оренбурге было учреждено Неплюевское казачье военное училище, д'Андевиль был принят в штат и причислен к казачьему сословию как дворянин. В 1826 у него родился сын, уже казак по рождению — Виктор Дандевиль.

Еще один пленный офицер, Жан де Макке, оказался в деревне Браешево Уфимского уезда Оренбургской губернии. Его вывез из Вятки Александр Карлович фон Фок, губернский обер-форштмейстер.

И определил в воспитатели к своим сыновьям. В 1820-х де Макке, по документам уже Иван Иванович, переселился в Самару и открыл пансион для девиц.

Читайте также:  Почему владимир высоцкий крестился не в православной церкви

Так имперские офицеры стали родоначальниками русских семейств, род которых не угас до сих пор.

Пять солдат Великой Армии были поселены в деревне Верхняя Кармалка Бугульминского уезда. Их имена известны. Правда, писари свирепо исказили иностранные фамилии: Филипп Юнкер, Вилир Сонин, Леонтий Ларжинц, Петр Бац, Илья Ауц. Скорее всего, это были вюртембергские конные егеря. Их приписали в государственные крестьяне. Все пятеро женились на местных и обзавелись семействами.

Уездный город Верхне-Уральск в те годы был небольшим фортом, при нем — казачий поселок. Здесь была граница не только России, но и всей Европы. С востока и юга это пограничье тревожили набегами казахские батыры. В 1836 году началось строительство Новой Линии: от Орска до станицы Березовской.

Возникла цепь новых казачьих поселений — редутов. Началось спешное наращивание численности Оренбургского Войска. Среди прочих были переселены на Новую Линию все казаки-французы с семьями. В ответ знаменитый батыр Кенесары Касимов развернул настоящие боевые действия. Война в пограничье длилась почти двенадцать лет.

И седые ветераны Наполеона снова должны были взяться за оружие.

В 1842-м были основаны новые редуты. Пятнадцати из них были присвоены названия по сражениям, в которых действовали оренбургские казаки.

Почему многие французы называют себя потомками казаков В июне 2005 года в селе Париж Нагайбакского района Челябинской области появилась шестикратно уменьшенная копия Эйфелевой башки. Она предназначена для осуществления мобильной связи на юге области.

Четыре редута таким образом получили французские имена: Фер-Шампенуаз, Арси, Париж, Бриенн. Эти названия можно найти на карте Челябинской области и сегодня. Для заселения этого участка Новой Линии власти призвали всех желающих из отставных солдат и из крестьян внутренних уездов Оренбургской губернии записываться в казачье сословие.

В числе добровольцев в редут Арси переселился из-под Бугульмы престарелый наполеоновский солдат Илья Кондратьевич Ауц. С ним была жена, кармалинская уроженка Татьяна Харитоновна и многочисленное семейство. В 1843 все Ауцы также были записаны в казаки.

Оренбургский казак Иван Иванович Жандр, родившийся от француза и казачки в 1824 году, дослужился до чина сотника и получил землю в станице Кизильской Верхне-Уральского уезда.

В земли Оренбургского Казачьего Войска входил еще один уезд — Троицкий. В городе Троицке в 1850-х годах городничим был отставной ротмистр Александр Иванович де Макке, сын наполеоновского офицера и уфимской дворянки. В 1833 году Владимир Иванович Даль случайно обнаружил на Урале казака по имени Шарль Бертю.

Довольно много пленных комбатантов Великой Армии оказались в землях Терского Казачьего войска. Это были почти поголовно поляки, но и их местные жители прозвали французами.

С февраля по ноябрь 1813 года одна за другой девять партий пленных солдат из польского корпуса Великой Армии были переправлены в Георгиевск (главный город Кавказской губернии). Всего пленных было около тысячи.

Несколько десятков пленных из войск Великого герцогства Варшавского поступили на службу в крепости Кавказской линии. И были причислены в казаки. До недавнего времени в северо-кавказских станицах нередко встречались польские фамилии.

Француз-казак Виктор Дезидерьевич Дандевиль с восемнадцати лет служил в войсковой конной артиллерии, отличился в походах на Арал и Каспий.

В 1862 году полковник Дандевиль был назначен на пост наказного атамана Уральского казачьего войска и четыре года атаманствовал в Уральске. Впоследствии — генерал от инфантерии, командир армейского корпуса.

Как его предки-крестоносцы, он четверть века провел в войнах против мусульман в Киргизской Степи, Туркестане, Сербии, Болгарии.

В 1892 году оренбургский историк Павел Львович Юдин опубликовал первую статью о казаках-французах в двух номерах газеты «Оренбургские губернские ведомости».

Через четыре года статья «Пленные 1812 года в Оренбургском крае» появилась в толстом московском журнале «Русский Архив». В 1898 году перевод этой работы вышел отдельной брошюрой во французском городе Шатодэн.

В эти годы в Приуралье жили уже внуки, правнуки и праправнуки наполеоновских солдат. Юдин посчитал, что только от казака Ильи Ауца вели свой род больше сорока человек.

К началу ХХ века в Оренбургском войске насчитывалось порядка двухсот казаков-французов. В станице Кизильской жил в родовом имении казак-помещик Яков Иванович Жандр.

В Самаре служил чиновник по особым поручениям управления государственных имуществ, надворный советник Борис Александрович де Макке, уроженец Троицка. В Военном Совете заседал старый генерал Виктор Дандевиль (умер в 1907 году).

Сын уральского атамана и внук французского офицера, Михаил Викторович Дандевиль служил в Петербурге, в лейб-драгунском Курляндском полку. Он составил историю своего полка.

В ХХ веке правнуки наполеоновских комбатантов пережили крушение еще одной Империи и уничтожение еще одной великой армии — Казачьих Войск России.

Редкие упоминания об оренбургских казаках-французах рассыпаны по научным трудам. Всегда о них пишут вскользь, к слову, со ссылками на статью Юдина более чем столетней уже давности. Совсем недавно я начал искать следы потомков солдат Наполеона.

Одну из представительниц таковых я отыскал в апреле 2006 года в Долгопрудном. Зоя Васильевна Ауц — коренная казачка родом из бывшего редута Остроленка. Много лет назад она перебралась в Подмосковье.

Мне она сказала определенно: «Да, отец говорил: мы были французы». С детства она знала, что родню ее по отцу немного чуждались все прочие жители Остроленки. Чем-то Ауцы отличались, а чем именно — неясно.

Мне удалось отследить пути нескольких казачьих семейств, ведущих род от солдат и офицеров Наполеона. Потомки Жана де Макке — в Самаре, в Смоленске, в Уфе. Отпрыски военной династии Дандевиль, похоже, вернулись на родину предков — во Францию.

А в Москве сейчас не менее полутора десятков семей, носящих франко-казачьих фамилии — Ауцы, Юнкеровы, Бушеневы, Жандры. Несомненно, остались казаки-французы в землях Новой Линии: сейчас это в основном земли Нагайбакского района Челябинской области.

Теперь я могу уверенно утверждать, казаки-французы не только не исчезли, но и до сих пор помнят о своем происхождении.

Кирилл Серебренитский, 25.07.2006

http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/73/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43009671220

От кого произошли казаки — хазары, половцы, остготы?

По понятным причинам версия о «готическом» происхождении казаков была очень популярна в годы Второй мировой войны в нацистской Германии — так фашисты стремились «перетянуть» казачество на свою сторону. В действительности остготы были древнегерманским племенем выходцев с острова Готланд в Балтийском море.

Они переселились в раннем Средневековье в более тёплые земли. В III–IV вв. проживали в Крыму и степях Приазовья между Днепром и Доном, по некоторым сведениям последняя «готская» деревня в Крыму была вырезана татарами уже в конце XVIII века.

В период своего расцвета, проживая в низовьях Дона, остготы активно враждовали с гуннами, были ими разбиты и большей частью вытеснены из причерноморских степей на запад, вначале к низовьям Днестра, а затем и на север современной Италии. Там уже в конце V века было основано королевство остготов и они считаются одними из предков современных итальянцев.

На Дону же в отличие от Крыма никаких упоминаний о хотя бы более-менее значительной доле «готических» предков местного населения даже в период позднего Средневековья не сохранилось.

aberrationist…Откуда появилось казачество, как складывалась его история и что происходит с ним сегодня. Сначала о самом термине. Большинство исследователей склоняются к тому, что слово «казак» имеет тюркские корни, однако однозначно принятой точки зрения о переводе этого термина нет.

Есть такие варианты, как: «одинокий, не связанный с домашним очагом и семьёй человек», «защитник границы», «передовой» и т.д.

Первые упоминания о Донском казачестве начинают встречаться в XIV-XV веках. В дипломатической переписке, которая велась между Москвой и степными государствами, так называли вольных людей, заселяющих пограничные необжитые земли после освобождения от монголо-татарского ига. Одновременно с этим так стали называть шайки разбойников, промышляющих на ничейных территориях.

Со второй половины XVI века на Дон из России потоком хлынули военные слуги казнённых Иваном Грозным бояр. Сюда же отправлялись дворяне, которым не полюбилась царская служба, а также вольные люди, которых государство начало прикреплять к земле и к службе. В результате сложилось типичное военное сообщество, назвавшее себя «Войском Донским»…

Историк М.Н. Карамзин упоминает о записках византийского императора Константина VII Багрянородного, писавшего в середине X века о жившем в то время на Кавказе народе — «казаках» и их государстве — Казахии.

В литературе есть сведения о том, что в середине XII века в Центральной Азии жили многочисленные и независимые племенные объединения, которые называли себя «казачьими ордами».

В их языке присутствовало множество выражений и слов, которые потом будут в обиходе донских казаков.

В конце XVIII возникла гипотеза об автохтонности казачества, которое, якобы, происходило от бродников (местного коренного населения). Эта теория нашла своих широких последователей в XIX и XX веках.

Работы о «бродническом» происхождении донского казачества активно выходили в начале 1990-х годов. Ещё одна теория происхождения казачества была предложена в 1989 году Л.Н. Гумилёвым в его работе «Древняя Русь и Великая степь».

Он проводил корни донских казаков через бродников к православным хазарам: «Потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование „бродники“. Потомки бродников впоследствии сменили этноним: они стали называться казаками.

Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие позволили бродникам войти в русский этнос в качестве одного из субэтносов».

Современные археологические исследования, однако, не смогли выявить никаких памятников о пребывании в регионе бродников. Первые памятники материальной культуры казачества, в свою очередь, появляются только начиная с XIV века, а систематическими становятся к XV.

Спустя пять лет в своей работе «От Руси к России: очерки экономической истории» Л.Н. Гумилёв предложил новую концепцию появления казачества, выводимую им из знаменитой теории пассионарности. Была выдвинута идея о резком возрастании роли пассионариев в создании новых этносов и субэтносов.

По мнению Гумилёва, Москва смогла поглотить лишь часть пассионариев. А оставшиеся, наиболее независимые и честолюбивые из них, устремились на окраины Московского государства… Одновременно русское государство было заинтересовано в охране пограничных территорий.

Таким образом, устремления пассионариев и государства совпадали.

Почему многие французы называют себя потомками казаков Картина Е.Корнеева «Гребенские казаки», 1802 год

Ещё одна концепция была высказана историком-эмигрантом А.А. Гордеевым. Он полагал, что формирование казачества шло на основе частей лёгкой кавалерии монголов. В их состав включались покорённые местные народы Приазовья, а также вывезенные с Северного Кавказа черкессы и касаги.

Всё это смешалось с остатками кочевых орд печенегов, торков и берендеев. В целом их всех стали называть «чёрными клобуками».

После распада Золотой Орды эти отряды лёгкой конницы, расположенные на границах русских княжеств, постепенно стали сливаться с русским народом и получили название казаков…

Советские историки, начиная с Г.В. Плеханова, восприняли миграционную теорию, подведя под неё теорию классовой борьбы. В советской историографии доминировала версия, согласно которой предками казаков являлись вольнолюбивые русские люди, преимущественно крестьяне, бежавшие от усиливавшегося феодально-крепостнического гнёта за пределы московского государства…

Впоследствии появились и совсем радикальные теории происхождения казачества, где их истоки искали среди скифов, сарматов или гуннов. Была разработана и теория о «казаках-арийцах», призванная оправдать службу ряда казаков-коллаборационистов в вооружённых формированиях нацистской Германии (в этой теории казаки объявлялись потомками остготов)…

Читайте также:  Почему русские не передавали деньги через порог

Читать далее в блоге автора

Половцы в отличие от монголов не были монголоидами, а относились скорее к средиземноморской ветви европеоидной расы лишь с лёгкими монголоидными чертами. Тюрки-азиаты называли их «желтоволосыми» («сары»), по традиционной версии этимологии и русское название «половцы» происходит от древнерусского «полов» — «жёлтый».

ogborsНаверное ни об одном российском этносе, нет столько выдумок, легенд, вранья и сказок — как про казаков. Само их происхождение, существование, роль в истории — служит объектом всевозможных политических спекуляций и псевдоисторических махинаций…

Летом 965 года, русский князь Святослав Игоревич, двинул свои войска на Хазарию. Хазарское войско (усиленное отрядами разных кавказских племён), вместе со своим каганом, выступило ему навстречу. К тому времени русские уже не раз наносили поражения хазарам — например, под командованием Вещего Олега.

Но Святослав поставил вопрос по-другому. Он решил ликвидировать Хазарию полностью, без остатка… Пройдя с огнём и мечом весь Северный Кавказ, Святослав двинул войска к Чёрному морю… Завоевав эти земли, Святослав перевёл туда некоторое количество русского населения.

В частности, Гермонасса (Тументархан, Самкерц), превратился в русский город Тмутаракань (современная Тамань, на территории Краснодарского края). В это же время, пользуясь тем, что исчезла хазарская опасность, русские купцы основали в устье Днепра крепость Олешье (современный Цюрупинск, Херсонской области).

Так русские переселенцы появились на Дону, Кубани и в низовьях Днепра…

Тмутаракань — не была просто отдалённой крепостью на краю русского мира. Это был достаточно крупный город, столица независимого, и достаточного сильного княжества. Однако, с течением времени, ситуация в южных степях, стала меняться в худшую для русских сторону.

На место разгромленных и уничтоженных хазар (и их союзников), в опустевшие степи, стали проникать новые кочевники — печенеги (предки современных гагаузов). Сначала понемногу — потом всё активней.

Год за годом, шаг за шагом — Тмутаракань, Белая Вежа и Олешье, оказались отрезанными от основной территории Руси.

А потом, на смену печенегам, пришли гораздо более воинственные, многочисленные и дикие кочевники, которых на Руси называли половцами. В Европе их называли куманами, или команами. На Кавказе — кипчаками, или кыпчаками. А сами себя эти люди всегда называли и называют до сих пор — КАЗАКАМИ.

Поинтересуйтесь как сегодня ПРАВИЛЬНО называется республика, которую мы, русские, знаем как Казахстан — КАЗАКСТАН. И сами казахи, называются — КАЗАКАМИ. Это мы их называем казахами. Здесь на карте — территория казахских (половецких, кыпчакских) кочевий, в конце XI — начале XII веков…

Почему многие французы называют себя потомками казаковИз блога ogbors

Печенеги и половцы порой угоняли в рабство жителей пограничных русских земель — и смешивались с ними. А впоследствии, относительно цивилизовавшись — половцы начали потихоньку перенимать православие, заключали с русскими различные договора. Например, князю Игорю (о котором рассказывает «Слово о полку Игореве») помог бежать из плена крещёный половец по имени Оврул.

Какое-то количество русских бродяг, людей с сомнительным прошлым — всегда тоненькими ручейками утекало в половецкие степи. Там беглецы старались селиться в такой местности, где присутствовало какое-то количество русских.

Такое бегство было облегчено тем, что не требовало знания дороги — достаточно было просто идти вдоль Дона, или Днепра. Это конечно не в один день делалось. Но как говорится — капля камень точит.

Постепенно, подобных бродяг-маргиналов стало столько, что они начали позволять себе организованные нападения на какие-то местности.

Например, В 1159 году (обратите внимание — это был ещё ДОМОНГОЛЬСКИЙ период) на Олешье напал сильный отряд подобных бродяг (в ту пору их называли «берладниками», или «бродниками», как они сами себя называли — неизвестно), которые захватили город и нанесли серьёзный урон купеческой торговле…

В 1222 году, на восточных границах половецких кочевий, появились неизмеримо более дикие и грозные завоеватели — монголы. К тому времени отношения половцев с русскими были уже такими, что половцы позвали русских на помощь…

Если на территории современного Казахстана, монголы относились к половцам относительно терпимо (и потому половцы, они же казахи, сохранились как нация), то в южнорусских степях, между Волгой, Доном и Днепром — половцы подверглись тотальной резне.

При этом русских (всех этих бродников-берладников), происходившие события касались мало, потому что жили такие бродяги в основном в труднодоступных местах, которые были просто неинтересны кочевникам — например в плавнях, на островах, среди болот, пойменных зарослей…

Нужно отметить ещё одну деталь: после нашествия на Русь, монголы иногда сами переселяли некоторое количество русских людей в такие места, где находились важные дороги и переправы.

Этим людям давались определённые льготы — а от переселенцев, в свою очередь, требовалось поддерживать дороги и переправы в исправном состоянии…

По свидетельству европейских путешественников, в южных степях вполне можно было встретить совершенно легальные русские поселения.

Между прочим, этот же самый Рубрук свидетельствует, что тех русских, которых монголы угоняли из России — они нередко заставляли пасти скот в степях. Оно и понятно — таких учреждений как каторга, тюрьмы, или рудники, у монголов не существовало.

Рабы занимались тем же, чем и их хозяева — пасли скот. И разумеется, такие пастухи нередко бежали от хозяев. А порой и не бежали — а просто оставались без хозяев, когда монголы начинали резать друг друга во время междоусобиц. И усобицы эти происходили — чем дальше, тем чаще…

Понятно что сами беглецы, маленько оглядевшись, начинали ориентироваться в местных реалиях. Разумеется, они находили общий язык с остатками уцелевших половцев. Роднились с ними — ведь среди беглецов преобладали мужчины.

И довольно быстро узнавали, что на самом-то деле, никаких половцев нет — есть КАЗАКИ…

Когда Россия оклемалась от монгольского нашествия и начала расширять свои границы, в царствование Ивана Грозного ему пришла в голову простая как всё гениальное, мысль — использовать казаков, как заслон против набегов азиатов на русские земли. То есть — полуазиатов, близких России по языку и вере, использовали как подушку безопасности против азиатов настоящих. Так началось постепенное приручение казачьей вольницы русским государством…

Читать далее в блоге автора

От кого произошли хазары, как они выглядели и кем могут быть их потомки — все эти вопросы остаются предметом большой дискуссии. По одной из версий это потомки гуннов, по другой — уйгуров, по третьей — персов, по четвёртой — одного из затерянных колен евреев.

Чаще всего говорят, что хазары происходят от племенного союза, сформированного среднеазиатскими племенами огурами и савирами, а на завершающем этапе алтайскими тюрками.

Эти народы имели, как и половцы, преимущественно европеоидный облик лишь с лёгкими чертами монголоидности.

tar_sВсе сколько-нибудь детальные исторические карты Зауралья, Сибири и Средней Азии содержат множественные названия, включающие в себя эпитет «кара» — «чёрный». Собственно, даже и Карское море имеет идентичное название. То есть оно и есть «Чёрное море»…

«Черноголовые» — имеющие это название не за черные волосы, а за черные головные уборы — считаются предками сразу нескольких народов, от тюрков до горских народов Кавказа…

Хазары, родину которых все ищут и не могут никак найти, делились на черных и белых… Термин «белый» означает «свободный», независимый.

Белые хазары, вероятно, состояли из свободных, привилегированных, господствующих хазар…

Многие половцы и центральные хазары, спасаясь от монголо-татар, ушли в Болгарию и Венгрию. По-английски Венгрия — Hungary, то есть страна гуннов (Huns), однако проживавшие там гунны уже давно дезинтегрировались как нация, и королевство было создано венграми (или иначе мадьярами, племенами не тюркского, как хазары, а угро-финского происхождения).

Венгры когда-то жили на территории Хазарии и знали поэтому хазарский язык. Они охотно приняли бывших соотечественников, забыв былые распри (было не до того — надвигались монголы). Венгры называли хазар «гузарами» или «гусарами», и в королевском войске появилась «гусарская кавалерия». Часть хазарских племен ушла в Болгарию, где их тоже встретили радушно.

Дело в том, что еще в VII в. н.э. болгары, родственные хазарам тюркские племена, ведомые ханом Аспарухом, достигли Дуная, где слились с местными славянами. А что же произошло с хазарами, оставшимися в родных степях? Одни частично смешались с захватчиками, а частично дали начало многим современным народам Северного Кавказа…

Абсолютно точно известно, что и первые казаки были тюркского, а не славянского происхождения. Потом к ним стали присоединяться русичи, бежавшие от своих собственных или иностранных угнетателей.

По одним данным, новые пришельцы в конце концов стали количественно преобладать, по-другим, казаки (особенно, донские) принимали инородцев только для участия в военных действиях, но селиться на своей земле запрещали. Даже в середине XIX в.

женщины-казачки, жившие в станицах на Дону и Северном Кавказе, плохо говорили по-русски и предпочитали общаться на «татарском» языке. Мужчины говорили по-русски хорошо, так как проходили службу в русской армии. Естественно, что царское правительство было не заинтересовано в афишировании тюркских (и хуже того — хазарских) корней казачества.

Предположение о том, что казаки обычно захватывали себе жен, как пленниц, во время набегов на татар и турок (так, например, считал Н.В.Гоголь), вряд ли является количественно верным. Захватить в плен татарку и тем более турчанку было очень трудно. Гораздо легче было захватить персиянку, однако сведений о массовой женитьбе казаков на персидских пленницах — тоже нет.

Есть основания также полагать, что многие украинские казаки ощущали себя ближе к туркам и татарам, чем например, к русским или полякам.

Считается, что слово «казак» происходит от тюркского «вольный всадник», однако, возможно, что говоря о «вольных всадниках», имели в виду кочующих хазар-христиан (монголы называли хазар «коза» или «коса», а с другой стороны, тюркские христиане имели основание жить на воле, то есть отдельно от мусульманского большинства).

В конце концов это объясняет, почему беглецы из России и Украины присоединялись к казакам, а не к мусульманским кочевникам-воинам… По некоторым данным, потомками хазар могут быть до 60 миллионов нынешних русских, украинцев и казаков…

Читать далее в блоге автора

Источник: https://www.livejournal.com/media/78854.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector