Почему на кавказской войне казаки одевались как горцы

Кавказская война, которая продолжалась около 50 лет – ряд походов и сражений российской царской армии, целью которых было присоединение территории и народов Кавказа к империи. Известно, что активное участие в сражениях принимало казачество. Как же относились казаки к представителям многочисленных горских народов?

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Казаки на Кавказе

С одной стороны, ответ должен быть очевиден. Казаки воевали за Россию, горцы отстаивали свою независимость. Между противодействующими силами не могло быть ничего иного, кроме ненависти. Нужно было победить врага. О чем еще можно вести речь?!

Но все не так просто. Конечно, на поле боя, большинство воинов проявляло удаль, бесстрашие. С другой стороны, существовали вещи, которые объединяли, например, русского казака и черкеса.

Общие традиции

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Казаки в черкесках

Казаки, заслужившие широкую автономию, проживавшие долгое время, тесно взаимодействуя с горскими народами, переняли много из культуры племен Кавказа. Некоторые ученые, например, историк Федосов, указывают, что казачество, отчасти, было представлено далеко не русскими людьми, а касогами и бродниками.

Что из культуры горцев было перенято:

1. Скачки и джигитовка на праздниках. Но тут все понятно: казак без коня – не казак. Умение обращаться с лошадью нарабатывалось с детских лет.

2. Танцы. Адыгский танец «Кафа» исполнялся наряду с традиционными кадрилями.

3. Казаки хорошо говорили на местных языках. Впрочем, многие горцы тоже могли пообщаться на русском.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Широко был распространен обычай аталычества, благодаря которому появилось понятие «молочные братья». Мальчика из определенной семьи могли отдать на воспитание казаку, который отличался положительными качествами, в том числе, отважностью и бесстрашием.

В «приемной семье» ребенка воспитывали, как остальных, если на воспитание попадал крохотный малыш, его кормили грудью. Он становился братом детям казака-аталыка. Позже, мальчик имел возможность вернуться к своим кровным родителям, но это происходило не всегда.

На воспитание брали не только казаков, но и детей горцев. Так казаки и представители народов Кавказа братались.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Генерал Бакланов

Любопытна история Петра Захарова, добавлявшего к своему имени и фамилии слово «чеченец». Казак Матвей Захаров однажды взял на воспитание ребенка из чеченцев, дал ему русское имя и свою фамилию, не пожалел денег на обучение. В итоге, Петр написал гениальный портрет Ломоносова. И это, естественно, была не единственная его картина.

Факт массового братания казаков и чеченцев подтверждает и следующий случай: как-то императрица Анна посчитала, что нужно переместить русских казаков с правого берега Терека, где они жили вместе с чеченцами, на левый берег. Казаки не подчинились. Многие из них приняли ислам.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Сильна была и традиция «куначества» — побратимства. Случалось, что старейшины из числа казаков, и горцы-аксакалы собирались вместе и решали важные социальные вопросы. Нередко чеченцы, например, поселялись в казачьих станицах. И ничего странного в этом не было.

Таким образом, с Кавказской войной все было очень неоднозначно. С одно стороны, казаки были верны царю, представляли его интересы на Кавказе. С другой – шла такая, довольно мощная, ассимиляция.

Русские, черкесы, адыги, чеченцы – все они общались друг с другом и даже, часто, дружили. Культурное смешение победить было нельзя.

Не зря же, например, генерал Врангель, чаще носил черкеску, чем традиционный мундир.

Перебежчики

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Некрасовцы. Еще в начале 18 века поселились сначала на Кубани, потом в Турции

Казаки, несмотря на видимую верность государю, были вольным народом, и, бывало, решали важные вопросы так, как им представлялось правильным, а не так, как диктовали сверху.

Выше уже был описан случай, когда терские казаки не подчинились указу императрицы. Были на Кавказской войне и казаки, которые воевали за горцев. Некоторые принимали такое непростое решение, потому что его «диктовала кровь». Как отмечалось, не все казаки были русскими по происхождению. Другие поддерживали горцев, считая царскую политику неправильной.

В общем, говорить о том, что все казаки поддерживали императора – неверный подход.

В итоге, можно считать, что казаки, зачастую, относились к горцам во время Кавказской войны положительно, имели с ними крепкие связи: культурные, семейные, дружественные. Но не со всеми. А только с теми, кто к казакам тоже относился хорошо.

Источник: http://ksovd.ru/ksovd/521-kak-kazaki-otnosilis-k-kavkazcam.html

Что на самом деле носили казаки? Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме — Свет станиц

Разрушаем современные стереотипы о казачьем костюме

В настоящее время народная одежда окутана множеством стереотипов и мифов. Снимающиеся кинофильмы, сценическая культура и массовое распространение в сети неподтвержденной информации способствуют сложению ошибочного представления человека об образе казака.

Существует мнение о том, что в старые времена казаки не имели собственной культуры и только лишь заимствовали ее части у других народов в результате «походов за зипунами», набегов и межэтнических браков, и от этого четких правил одежда не имела. Другие представляют казаков исключительно как сочетание шаровар с лампасами, гимнастерки и фуражки. Обе позиции не совсем верны.

  • Попробуем разобрать где миф, а где правда на примере одежды некрасовских и донских казаков и одежды терско-гребенских, линейных и черноморских казаков.
  • (нажмите на казака, чтобы узнать о его костюме)

Одежда некрасовских и донских казаков

Первые авторы, давшие описание мужской одежды донских казаков, называют ее то черкесской, то польской, то татарской, однако их тексты рисуют некий определенный образ казака того времени. Рассмотрим подробнее.

Мужская одежда представляла собой сочетание шаровар, рубахи и нескольких видов кафтанов. Шили одежду преимущественно из сукна, а в нижней части Дона предпочитали щеголять в парчовых, штофных (из плотного шелка), бархатных или атласных кафтанах.

Бешмет (кафтан или полукафтан) был длиной ниже колен, на груди застегивался на «площи» — род вислых серебряных или позолоченных пуговиц, служивших украшением. Подпоясывался вытканным поясом – «кушаком» с бахромою. [1] За пояс прятался кинжал, висевший на гайтане.

Поверх бешмета носили кафтан с разрезными рукавами и «заковражьями» (обшлагами), который некоторые авторы назвали «черкеской» [1,2].

Чекмень – род кафтана с «несходившимися» полами. Обычно серого или черного цвета, а в праздники — белого. [2]

Рубахи предпочитали с разрезными полами, застегивали на дорогую запонку. [1]

Образ дополняли сапоги из красного и желтого сафьяна Астраханского покроя. Шапки с собольим околышем, верх из красного или голубого бархата вышивали золотом в узор, затем обкладывали позументом. Зимой — шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям опушенные бобром или соболем. [1]

Осенью сверх черкески носили еще другие виды кафтанов: «киреи» — с шелковыми петлицами и мохрами; «азямы» — длинные и широкие по типу бекеши с прямыми рукавами; а также черные бурки из овечьей шерсти; а на шапке черкесский башлык. [1]

Некрасовские казаки, покинувшие Дон в начале 18 века в условиях изоляции в Турции, сохранили частично образ казаков того времени.

К примеру, основной одеждой некрасовского казака был тот же бешмет длиной ниже колен, который на груди украшался вислыми пуговицами из металла.

Под бешметом – рубахи с вышивкой на груди и широкие шаровары («порты») красного или синего цвета, а на голове барашковая шапка с золотым галуном, а иногда и с золотой кисточкой.

Старинная одежда казаков позднее стала прототипом для форменного обмундирования казаков на службе в Российской империи, которое нам уже более-менее знакомо и привычно глазу. Повседневная одежда казаков походила на справу, потому как обычно донашивалась после службы, либо изготавливалась по образцу формы, но не так строго, как по Уставу.

Вопреки стереотипам о том, что казаки не носили рубах с вышивкой, которые характерны для русской и украинской культур, именно такие рубахи были частью праздничного гардероба казака.

Их редко можно встретить на старинных фотографиях, в основном по причине того, что большинство фотографий сделаны во время службы. Тем не менее, и такие фотографии казаков в вышитых рубахах имеются.

Кроме того, фонды некоторых донских музеев хранят некоторые исторические экземпляры.

Вышивка на рубахах располагалась на планке (называлась «манишка» или «наличка»), на стоячем воротнике, подоле и манжетах. Застежка находилась сбоку ворота и планки. Ещё одним вариантом было расположение застёжки по центру.

Техники для вышивки использовали разные – как гладью, так и «крестик». Подвязывали такие рубашки вязаным кушаком — пояском с кистями. Пояски вязали из шелковых или шерстяных ниток, длиной в полтора метра, толщиной в палец.

В середине была основа — несколько простых ниток, которые обвязывались шелковыми или шерстяными. На обоих концах делали пышные кисти. [4]

Алёна Яблокова
автор и владелец ателье современной казачьей одежды «Меланья»
исследователь казачьей культуры
терская казачка (ст. Троицкая)

Список источников, использованных в статье

  1. Броневский В.Б. История Донского Войска, описание Донской земли и Кавказских минеральных вод. Часть третья. СПб., 1834 год.
  2. Котельников Е. Историческое сведение Войска Донского о верхней Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний Евлампием Котельниковым, 1818 год.
  3. Ригельман А. История, или повествование о Донских казаках, 1778 г., Чтения в Обществе Истории и Древностей Российских, 1846 год.
  4. Одежда казаков Верхнего Дона конца XIX-начала XXвеков. Каталог. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. 2010 год.

Одежда терско-гребенских, линейных и черноморских казаков

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Жарков М.П., ст. Уманская, 1911 год. Одет в черкеску с украшениями и бешмет

Из всего многообразия мужской казачьей одежды в наши дни наиболее востребован и популярен костюм, бытовавший у кавказских  горцев и казаков Терского и Кубанского войск.

Сегодня черкески с бешметами, башлыками и папахами носят артисты песенных и танцевальных коллективов, представители реестровых казачьих обществ и этнических казачьих общин.

На сегодняшний день существует немало мастерских по пошиву «казачьей мужской справы», которые работают как на территориях исторического проживания терских и кубанских казаков, так и за их пределами.

  1. Но часто ли то, что нам доводится видеть на артистах ансамблей, реестровых и этнических казаках, соответствует этнографическим образцам?
  2. Существует ли в наши дни культура пошива и ношения этого вида одежды?
  3. И как на самом деле должна выглядеть черкеска?  

В старину пошивом одежды занимались женщины. И горянки, и казачки обшивали всю семью: себя, мужа и детей. В конце XIX века в крупных станицах так же работали профессиональные портные и швеи, услугами которых пользовались, как модницы-казачки, так и щеголи-казаки.

«В отношении чистоты одежды, ее цельности, сохранности и аккуратности работы наурцы очень прихотливы. «Сшил, как слил» — говорят они, самодовольно улыбаясь про портного, от которого только что принесли черкеску или бешмет» [1].

Черкески шились из суконной ткани различных цветов: черного, коричневого, серого и т.д. «Костюм его (казака — прим.авт.) — белая или желтая черкеска из верблюжьего сукна, род широкого свободного полукафтанья, без воротника, открытый на груди; из под черкески виднеется щегольской бешмет» [2].

Черкески темных тонов казаки носили в будни, а светлых — по случаю: в большие церковные праздники, на свадьбы и т.д.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Казаки 2-го Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска. Нач. XXв.

И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения черкески. В ней не принято было работать на скотном дворе или в поле. Торсовая часть черкески непременно должна была плотно сидеть на фигуре мужчины, подчеркивая его стать и выправку.

Черкески, не соответствующие размеру, носила лишь кавказская беднота, о чем пишет в своей монографии Е.Н.

Студенецкая: «Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян» [3].

Читайте также:  Каббалистическая нить: что нужно сделать, чтобы она подействовала

Черкески имели глубокий V-образный вырез и застегивались на крючки. С обеих сторон от выреза располагались гнезда для газырей «в количестве 14 штук с каждой стороны» [4], хотя их число могло варьироваться.

Украшением для праздничных черкесок служили: серебряные цепочки с подвесками в виде месяца, крепившиеся к газырям; китицы («декоративные шнуры с кисточкой из шелковых нитей и конского волоса» [5]); ленты из галунного шнура, которые казаки носили через плечо («дорогой галунный поясок, переброшенный назад через плечо, дополняет красоту костюма» [5]).

Юбка черкески имела ярко выраженный запах, т.е. одна пола заходила на другую. Что же касается длины черкески, то в разные времена она варьировалась: чуть ниже колена, до середины икры, в пол.

Терско-гребенские и линейные казаки носили черкески поверх бешметов. «Бешмет — вид верхней одежды, шился из плотной, покупной, чаще всего темной материи. С воротником — стойкой закрывавшим горло, в талии, делавшийся отрезной»[6]. Бешметы шились из «ситца, бумазеи, рипса, дыма, атласа»[7].

Стеганные на вате бешметы использовались, как теплая одежда для прохладной погоды. Как и черкеска, бешмет кроился в талию и должен был строго соответствовать размеру, подчеркивая фигуру мужчины или юноши. Застегивался бешмет, так же как и черкеска, на крючки, реже на мелкие серебряные пуговицы и воздушные петли.

Обычно бешмет шился из ткани, цвет которой был контрастным цвету черкески. Это придавало костюму казака большую красочность и изящество.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Юные казаки из ст. Старовеличковской, 1915 год. Одеты в бешметы.

Помимо черкесок и бешметов казаки носили исподнее белье (рубахи и порты) и штаны-шаровары, заправленные в сапоги или ноговицы: «… под черкеску надевается бешмет; белье составляет ситцевая в праздник и холщевая в будни рубаха; обувь — сапоги; прежде казаки носили чувяки, бахилки и ноговицы[8]».

Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи. Соответствуют ли этим требованиям современные образцы казачьей мужской одежды? Увы, но далеко не всегда.

Одной из наиболее грубых ошибок в работе современных мастеров по пошиву бешметов и черкесок, является неверный выбор ткани.

Ни черкеска, ни бешмет, ни какой либо другой предмет народного костюма, не может быть сшит из синтетической ткани! Из приведенных выше источников следует, что черкески традиционно шились из сукна, а бешметы из натурального атласа, ситца, рипса и других не синтетических тканей.

Синтетика для народной одежды не приемлема и противоестественна. Черкески из габардина и бешметы из недорого низкокачественного атласа выглядят бутафорски.

Из-за неверного кроя и неправильно подобранной ткани ни черкеска, ни бешмет не сидят по фигуре мужчины, как влитые, а, напротив, висят мешковато; кроме того, материал в таких случаях зачастую начинает «пузыриться». Не менее бутафорски и нелепо на национальной одежде выглядит тесьма или нашитые полосы синтетической ткани, вероятно, имитирующие галунный шнур.

Кроме того, в черкеске, как и в любой другой национальной одежде, абсолютно не уместно наличие подплечников и молний. Черкеска должна застегиваться только на крючки, а бешмет, в свою очередь, на воздушные петли, но не на прорезные.

Ни черкеска, ни бешмет не должны иметь крой халата или пиджака с юбкой.

Печален тот факт, что среди образцов современной «казачьей справы» чаще попадаются именно «пиджаки с юбками» и «халаты с газырями», выдаваемые за этнографическую одежду.

Ответить утвердительно на вопросы, заданные в начале статьи, при таком положении дел нельзя.

Культура ношения и пошива казачьей одежды в наши дни практически утрачена, а продукция, производимая подавляющим большинством мастерских, не соответствует тому уровню, который задали когда-то наши предки.

Массовому производству недоброкачественной национальной одежды сегодня противостоят немногочисленные очаги народной культуры в лице отдельных мастеров или ателье, которые в своей работе ориентируются на бесценный опыт наших предков.

Екатерина Гобозова
Искусствовед, преподаватель истории искусства
исследователь казачьей культуры
терская казачка (ст. Наурская)

Список источников, использованных в статье

  1. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 33. Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков, 1904 год.
  2. А.Беляев, Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном, 1805-1850 гг. СПб, 1882 год.
  3. Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX в.в., 1989 год.
  4. М. Абрамчик, Справа казака. К дедам на экзамен. Краснодар: Гиппогриф, 2014 год.
  5. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 33. Станица Наурская, Терской области. П. А. Востриков, 1904 год.
  6. Т.С. Безусько. Кавказ — моя Родина. (Быт и культура майкопских казаков). Исторические очерки., 2001 год.
  7. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.7. Станица Бороздинская, Терской области, Кизлярского Округа. — Учительницы Бороздинского станичного училища, Е. Бутовой, 1889 год.
  8. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.3. Станица Темижбекская и песни, поющиеся в ней. — Учит. Баталпашинского городского училища Е. Передпольский, 1883 год.

Источник: https://xn--80adjnyuchb7b.xn--p1ai/kostum1/

Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий

Население Кавказа настолько разнообразно, что даже энциклопедии, говоря о количестве народностей, проживающих в этом горном районе, дают лишь приблизительную оценку: больше сотни. Сосуществуя много веков рядом, эти народы удивительным образом смогли сохранить свой язык и многие элементы уникальной культуры.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Естественно, проживание в схожих условиях не могло не наложить свой отпечаток: живя в горах, тяжело разнообразить свое хозяйство.

Но, несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду – из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее.

Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т.д. Нередко создавая настоящие произведения искусства

Бурка – самый известный наряд кавказских народов

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти.

Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят.

Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка.

https://www.youtube.com/watch?v=6YAr0RC4iw4

Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно.

Любопытный факт: при встречном ветре бурку разворачивали задом наперед, чтобы ветер ее не развивал и не мешал езде.

Большинство бурок изготавливалось черного цвета из утилитарных соображений – такая одежда меньше отталкивала солнечных лучей, соответственно лучше согревала. В холодных горах это вопрос жизни и здоровья.

Черкеска

По повсеместности использования среди мужского населения бурку могла опередить лишь кавказская национальная одежда, название которой произошло от одной народности, проживающей в этом регионе. Речь идет о черкеске, которую впервые увидели русские купцы именно на черкесах. Хотя эту одежду носили очень многие народности. Далеко не полный список:

  • адыги;
  • грузины;
  • армяне;
  • азербайджанцы;
  • чеченцы;
  • ингуши.

Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделавшие ее частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.

Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:

  • нижняя рубаха;
  • нижние штаны;
  • широкие верхние штаны;
  • бешмет (куртту);
  • пояс;
  • папаха.

Естественно, у каждой народности были свои отличия в оформлении одежды. Например, хевсуры украшали плечи своей одежды крестами. Некоторые народности имели уникальные предметы одежды.

У имеретинцев, например, были папанаки – кусочек суконной ткани, покрывавшей голову. Чтобы не слетать с головы, крохотные папанаки имели шерстяные завязки, которые завязывались под подбородком.

Плюс представители разных сословий в пределах одной национальности могли иметь разную одежду.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.

Одежда для сильных и красивых женщин

Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары.

Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом.

Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

В холодное время женщины носили теплое платье, например у грузинок была чоха – аналог черкески. Но подобным могли похвастаться далеко не все. У некоторых народностей теплые платья носили только пожилые женщины, молодым подобное «излишество» не полагалось.

Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки.

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения.

Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком.

До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.

Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.

Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности.

Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз.

Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.

Вас может заинтересовать

Источник: https://kavkazsuvenir.ru/blog/kavkazskaya-natsionalnaya-odezhda

Почему русские офицеры и казаки предпочитали горский костюм (черкеска) и в последствии казаками переняли его у горцев

Готовя пост о папахах, я попросил своих знакомых поделиться рисунками или фото, и получил столько материала, что можно было бы сделать из этого отдельную серию постов, комментируя каждый рисунок или фото. Особо хочу поблагодарить историка из Нальчика Тимура Дзуганова, поделившегося уникальными рисунками из своей личной коллекции.

Читайте также:  Крымские минеральные воды: почему их почти не используют

Уже разместив эти рисунки в блоге, я нашел статью известного питерского историка Якова Гордина “Русский человек и Кавказ”, опубликованную в 2006 году в Альманахе “Культура и общество”.

Рассуждения Якова Аркадьевича о влиянии горского костюма на русского офицера и казака, служившего на Кавказе в период Кавказской войны, мне кажутся идеально вписывающимися в тему горского костюма вообще и горской папахи, в частности…Поэтому привожу фрагмент статьи:

“Одним из глубоко осмысленных парадоксов русского мира Кавказа было отношение русских офицеров к внешним атрибутам, присушим горцам.

Горский костюм, который, очевидно, с ермоловских времен стали носить русские офицеры и казаки (со временем некоторые части Кавказского корпуса получили горскую одежду как официальный военный костюм), изначально имел куда более серьезное значение, чем просто удобная боевая одежда.

Одежда Кавказского корпуса с тех же ермоловских времен была не менее удобной. И тем не менее… Мы располагаем массой свидетельств о том, какую роль играл горский костюм в самоощущении русского офицера.

Лермонтов писал в том же очерке: “Он (русский офицер – Я.Г.

) легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал – старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь – чистый Шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней. Страсть его ко всему черкесскому доходит до невероятия”.

Аристократ Печорин одевался так, что казаки принимали его за кабардинца.

Зиссерман, прослуживший на Кавказе четверть века, писал в воспоминаниях: “Сами чеченцы не усомнились бы признать меня своим земляком, так преобразился я несколько-летним пребыванием среди горцев и увлеченный поэтическою стороною их воинственной полудикой жизни; ну, а наружно и говорить нечего: бритая голова, маленькая русая козлиная бородка, загорелое лицо, костюм, оружие и все ухватки до тончайшей подробности не уступали оригиналу”.

Русские завоеватели высшим достижением считают максимальное отождествление себя с горцами.

Когда Лермонтов писал, что Печорин гордился своим неотличимым сходством с кабардинцем, то он знал, что говорил: “С тех пор, как я выехал из России… изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Куба, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски”. Это – из письма другу С. Раевскому в 1837 году.

Можно с достаточной вероятностью предположить, что насмешки Лермонтова над Мартыновым, в мирной обстановке носившем утрированный горский костюм – “горец с большим кинжалом”! – были вызваны именно этой профанацией обычая, глубокую суть которого Лермонтов понимал.

Зиссерман гордится тем, что его не отличить от чеченца. Причем, это не только самооценка. Наместник Кавказа Воронцов, выросший и воспитанный, как мы знаем, в Англии, был в восторге от вида Зиссермана. Генерал Засс, прославившийся своими набегами на горские аулы, не только сам носил черкесский костюм, но и все его окружение одевалось так же.

Ношение горского костюма русскими офицерами было явлением знаковым. Оно означало стремление влиться в исконный мир Кавказа, отделиться таким образом от русского мира (при этом не теряя чувства имперского патриотизма).

Это стремление могло возникнуть и проводиться с такой настойчивостью только в том случае, если мир Кавказа воспринимался как нечто более значительное, чем русский мир. И, стало быть, горец, которого копировали русские офицеры, воспринимался как личность с более высоким экзистенциальным статусом.

Горец воспринимался как носитель свободы, русскому человеку недоступной.

Любовь славянофилов к русскому платью – допетровской эпохи: платье это они носили как вызов, как символ отрицания европеизма. Это было осознанное оппозиционное действие, но достаточно поверхностное и искусственное.

Славянофилы не пытались, да и не могли вжиться в мировосприятие допетровского русского человека. Черкесское платье русского “кавказца” было, по сути дела, таким же вызовом, но скорее подсознательным и потому более глубоким.

Русский офицер органично воспринимал мир Кавказа как свой мир.

Черкесское платье, верховая посадка, оружие – имитация облика джигита. Джигит – концентрация достоинств свободного человека и высшая похвала как для горца, так и для русского.

И здесь снова нужно вспомнить о принципе “психологической компенсации”, о котором уже шла речь.

Литератор, публицист Евгений Марков, автор лучшего анализа толстовских “Казаков”, путешествовавший по Кавказу и хорошо его понимавший, писал в 1880-х годах: “Когда смотришь в одно время на лезгина и на нашего брата вахлака-русского, то русский производит впечатление неуклюжего травоядного животного рядом со статным и смелым хишником. У лезгина пестрота наряда какой-нибудь пантеры или барса, грация и гибкость ее движений, ее страшная сила, воплощенная в изящные стальные формы”.

Разумеется, Марков преувеличивает контраст. Казаки-линейцы часто не уступали горцам в боевой выучке и сноровке. Но очевидно, что русский офицер осознавал разницу своих возможностей и возможностей горца.

И дело было отнюдь не только в чисто военном соревновании. Горец идеально вписывался в окружающий мир, что создавало основу его высокого самосознания.

Имитируя внешние формы, русский офицер сознательно или подсознательно стремился сравняться с горцем именно во взаимоотношениях с миром”.

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

23 ноября 2013

Источник: http://www.moidagestan.ru/blogs/49287/35983

Что кубанские казаки позаимствовали у кавказских народов

admin 12.12.2018     Нет комментариев    

С освоением плодородных земель Кубани казаками постепенно развивались культурные и хозяйственные связи с местным горским населением. Две культуры, казачья поселенческая и местная горская взаимопроникали и обогащали друг друга.

Развивалась меновая торговля с горцами, казаки покупали у горских народов конскую сбрую и седла, бурки и папахи, изделия из кожи и войлока, кабардинских и черкесских коней, разный скот, дагестанские кинжалы, мед и шерсть, хлеб и молочные продукты.

Горцы получали взамен ружья и порох, соль и чай, сахар и рыбу, икру и ткани.

Заимствования в костюме 

Характерной особенностью военного костюма казаков стали кавказская черкеска и бурка. Костюм современных казаков иногда удивляет своим непривычным кавказским видом.

Именно практичная черкеска стала наиболее удобной одеждой для жизни в суровых условиях гор. Сначала черкеска понравилась российским офицерам, и они с удовольствием переняли удобную горскую одежду в свою амуницию.

За офицерами русской армии черкеску взяли в обмундирование кубанские казаки. 

Теплая бурка является безрукавным длинным плащом из хорошо выделанного тонкого войлока из мягкой козьей шерсти. Бурка традиционно стала неотъемлемой частью одежды горцев пастухов и охотников.

При защите казаками рубежей государства, многие из них долгое время проводили в походах и военных операциях. Здесь, вне родного дома, в военном походе теплая, мягкая и удобная бурка пришлась, как нельзя кстати.

Бурки казаки покупали у горцев, пользовались при необходимости сами, как ценнейший подарок, бурку дарили лучшим друзьям

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Некоторые другие предметы казачьего военного и повседневного гардероба пришли именно с Кавказа, это папахи, бешметы и башлыки. Традиционным казачьим кафтаном или полукафтаном является бешмет.

Он одевается на нижнюю рубаху, аналог современного пиджака у казаков может быть стеганным и (барским) нарядным. Казачью меховую папаху казаки переняли тоже у горцев, с которыми они жили рядом, временами воевали.

Простого кроя узкий капюшон, называемый казачьим башлыком, помогает казакам защитить при непогоде шею.

Заимствования в оружии 

В вооружение кубанских и позже терских казаков был принят так называемый боевой комплекс горцев, состоящий из шашки, ружья и кинжала. Это обусловлено хорошей приспособленностью данного оружия к проведению боев в горной местности.

Казачья шашка является разновидностью сабли, но от сабли она отличается отсутствием на рукояти, защищающей руку гарды. Одним из любимых видов оружия горцев является кавказский кинжал, искусство изготовления которых здесь доводится до совершенства.

Кавказские ружья обладают легкостью и чрезвычайной меткостью, поэтому тоже понравились казакам. Оружие постепенно стало неотъемлемой частью казачьего костюма. 

Источник: https://karatu.ru/chto-kubanskie-kazaki-pozaimstvovali-u-kavkazskix-narodov/

Владимир Громов: У казаков и горцев общая история, скрепленная кровью

07 февраля 2014 1883

О том, как любовь к родине объединяет народы

Почему на Кавказской войне казаки одевались как горцы

Владимир Приходько Автор статьи

Казачий генерал, бывший атаман Кубанского казачьего войска, доцент кафедры дореволюционной отечественной истории, кандидат исторических наук, депутат Законодательного собрания Краснодарского края Владимир Громов – личность, известная не только на Северном Кавказе, но и далеко за его пределами.

Поводом для встречи с Владимиром Прокофьевичем послужило постановление о подготовке и проведении мероприятий, посвященных увековечиванию заслуг кубанцев в годы Первой Мировой войны 1914-1918, принятое в октябре прошлого года в Законодательном собрании Краснодарского края. Событие в своем роде уникальное.

Об этом и о многом другом атаман, генерал, депутат (так значится в его визитке) рассказал в интервью КАВПОЛИТУ.

 Владимир Прокофьевич, в чем же уникальность этого документа?

– Дело в том, что в Краснодарском крае – единственном из всех субъектов Российской Федерации – местный парламент принял подобное постановление. Речь идет о том, что 1 августа 2014 года исполняется 100 лет со дня начала Первой Мировой войны. В планах – проведение множества мероприятий, всего их 23, как на краевом, так и муниципальном уровнях.

В их числе научно-практическая конференция по проблемам Первой Мировой войны, которая пройдет в Адлере в последней декаде мая. Постановление содержит и историческую справку. Для нашего края – это памятная годовщина. Тогда была проведена полная мобилизация кубанского казачества. В то время на Кубани в каждой семье кто-то был на фронте.

Поэтому война затронула всех кубанцев.

– Почему эта дата важна для всего Северного Кавказа?

– Дело в том, что помимо казаков, в армию были призваны и горцы Северного Кавказа. Они воевали в составе Туземной (Дикой) дивизии. Командиром этого прославленного соединения, не знавшего поражений, был брат императора Михаил Николаевич. Казаки его очень любили.

Дикая дивизия – это уникальное соединение численностью около семи тысяч человек, в которой бок о бок сражались представители всех народов Северного Кавказа. И этот подвиг, да и вся война, были незаслуженно забыты. Кстати, единственный памятник горцам Дикой дивизии установлен в столице Ингушетии – Магасе.

В августе нынешнего года планируется открыть памятник героям Первой Мировой войны 1914-1918 годов в Москве.

Отрадно, что памятник казакам и горцам – героям Первой Мировой войны – в ближайшем будущем появится и в Краснодаре. Это будет не только проявлением памяти и гордости за тех, кто до нас жил, Родину любил, ей верно служил. Это будет серьезным вкладом в дело сохранения и утверждения межнационального мира и согласия не только на Кубани, но и на всем Северном Кавказе.

Старые казаки говорят: когда мы вспоминаем тех, кто жил до нас, а ныне сущих на небесах, мы радуем их. И в ответ на нашу память они молятся о нас, здесь живущих. Так давайте порадуем тех, кого почти сто лет не вспоминали.

Предложение установить памятник казакам и горцам поддержали губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, председатель ЗСК Владимир Бекетов и депутатский корпус кубанского парламента.

 Когда готовилось это постановление, я обратился к митрополиту Екатеринодарскому и Кубанскому Исидору с просьбой благословить установку в храмах мемориальных досок с именами казаков – георгиевских кавалеров. Встретился с владыкой, и он благословил меня: «Вы предложили благое дело». И рассказал быль, которая мне, историку, была неизвестна.

Во время Первой Мировой войны несколько всадников Дикой дивизии, будучи тяжелоранеными, попали в плен к немцам. И те построили для них походную мечеть в знак уважения к храбрым воинам Кавказа. Немцы сказали, что знают, как тяжело и нелегко горцам жить в России под гнетом русского царя.

Горцы помолились в мечети, а затем молвили: «Мы благодарим вас за уважение к нашей вере. И в знак признательности хотим исполнить вам песню, которую у нас в дивизии любят. Немцы согласились. И горцы спели «Боже, царя храни» – русский гимн.

Читайте также:  Донские казаки: какие казачьи войска они не считали себе ровней

Это ли не показательный момент? Это ли не общее прошлое, скрепленное кровью?

 Известно, что одну из первых попыток вспомнить о героях забытой у нас войны вы предприняли еще лет семь назад. Был ли опыт полезным?

​– В 2006 году, в бытность атаманом Кубанского казачьего войска, мы провели мероприятие, которое до сих пор вспоминают на Северном Кавказе с огромной благодарностью.

Эта была встреча под названием «Ратная доблесть казаков и горцев в Первой Мировой войне 1914-1918 годов».

Это была встреча потомков казаков – Георгиевских кавалеров и потомков всадников Дикой дивизии, живущих на Северном Кавказе – от Абхазии до Дагестана. Подчеркиваю: потомков.

Позвонил и президентам республик. Им сказал: мне чиновники «для галочки» не нужны. Я по архивам проверю, действительно ли они потомки». Мы готовили встречу очень долго.

На наши приглашения откликнулись 186 человек. Действительно собрались потомки – внуки, правнуки воинов Дикой дивизии.

Приехал даже сын ингуша генерала Эльберта Нальгиева, который командовал Полтавским полком, а затем и бригадой в составе Дикой Дивизии.

А в зал пригласили казаков и всю молодежь горских республик, которая учится в вузах Краснодара. Чтобы пришли, послушали и посмотрели, как их деды служили России. Хотя последние могли бы этого и не делать: мол, воюйте, с кем хотите.

Тогда же их в армию не призывали. Задник сцены мы оформили фотографиями горцев и казаков. И предложили отличить одних от других – никто не смог. Настолько они были похожи. Тогда в каждом полку был оркестр зурначей.

А лезгинка была общим танцем.

Кстати, в наши дни каждое воскресенье у памятника Кубанскому казачеству, перед резиденцией губернатора Краснодарского края, проводится торжественная церемония развода казачьего караула. Называется этот ритуал «Час славы Кубани».

Очень торжественная, величественная, красочная церемония. Тысячи людей приезжают в Краснодар, чтобы увидеть этот ритуал. Так вот, наряду со старинными маршами казачьих полков, звучит и лезгинка – в знак уважения наших исторических традиций, культурного взаимовлияния казаков и горцев.

Кто не видел, приезжайте. Посмотрите и убедитесь.

В Краснодаре эта встреча длилась около трех часов. Ее полностью записали на видео. А затем без купюр показали по местным телеканалам в Ингушетии и Кабардино-Балкарии, Адыгее. С тех пор прошло семь лет, а о ней до сих пор вспоминают. В том, что подобные встречи нужны, я лишний раз убедился совсем недавно.

Иду с женой в Пашковском микрорайоне Краснодара. Останавливается автомобиль. Ко мне обращаются молодые люди: «Вас подвезти?» Я думал – казаки, а когда мы приняли приглашение и сели в автомобиль, выяснилось, что ингуши. И узнали они меня именно по той записи: «Мы вас видели. Вас в республике знают и уважают».

– Удалось ли организовать подобные встречи в других регионах Северного Кавказа?

– Во время той встречи, в 2006 году, я был избран председателем общественного оргкомитета по подготовке подобных встреч в других республиках Северного Кавказа.

Планировалось, что подобные мероприятия до 2014 года проведем в каждом регионе – от Абхазии до Дагестана. И эта была правильная идея.

И знаете, что ни одной встречи после той, первой, памятной, организовать так и не удалось, несмотря на мои многочисленные попытки.

Я дважды лично обращался к Арсену Канокову, уже бывшему президенту Кабардино-Балкарии. Ведь Туземную (Дикую) Дивизию начинали формировать именно в этой республике. И каждый раз он меня уверял в том, что обязательно поможет.

В конце концов, из республиканского министерства культуры пришло письмо, в котором было сказано, что проведут мероприятие, приурочив его к празднованию очередной годовщины победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Это какими надо быть шалопутными?

Более того, я обращался и в представительство Президента РФ по ЮФО, чтобы они обратились к президенту с просьбой о том, чтобы глава государства издал указ о подготовке к столетнему юбилею.

Ответ прислал чиновник с какой-то горской фамилией: проблема неважная и недостойная внимания. Тогда я написал письмо президенту, им тогда был Дмитрий Медведев.

Мое послание было переадресовано в Министерство Обороны.

Оттуда и пришел ответ: готовьте мероприятие, а мы вам окажем информационную поддержку. Идите вы, знаете куда, со своей информационной поддержкой. Значит, у вас понимание на нуле…

Понимание на нуле! Потому и проблемы у нас на Кавказе, что понимание на нуле! – кипятится атаман, и продолжает. – Я уверен, портреты героев-горцев и казаков должны висеть в каждой школе аула, откуда они вышли.

Их именами должны быть названы улицы и иные памятные места. Ведь это достойнейшие примеры из прошлого, они должны укреплять мир на Кавказе.

Хотите еще пример? Пожалуйста – из Адыгеи мулла в возрасте 70 лет пошел воевать в Дикую Дивизию. Вот такими, как он, должны гордиться потомки. А этого нет.

– Представьте, Владимир Прокофьевич, что я чиновник… И мне нужно доказать

– Доказать что? Нужность и важность подобных встреч, исторических дат, совместного прошлого. Да ты должен схватиться за мою бороду и кричать: «Спасибо, атаман, за хорошую идею. За то, что помогаешь нам работать».

– Они же не кричат?

– Так все эти чиновники и сами боятся инициативы. Подвижки начались только в прошлом году. В России впервые отметили годовщину Первой Мировой войны.

Президент РФ Владимир Путин утвердил 1 августа как «День памяти русских воинов, погибших в Первой Мировой войне 1914-1918 годов». Соответствующие поправки были внесены в ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

До сих пор дата была незаслуженно забыта. Потеряли миллионы. И почти сто лет о них не вспоминаем.

– Столько общего было между казаками и кавказскими народами, что возникает вопрос: среди казаков были горцы, исповедующие ислам?

– Не делайте вы из казаков четвертый интернационал. Да, в казачьих войсках служили горцы. Так, тот же генерал ингуш Эльберт Нальгиев командовал полком, исповедовал ислам. Но не был казаком. Они служили в казачьих войсках.

В одном из интервью на сайте «Кавказской политики» был хороший материал о том, где живут казаки. Но автор так и не смог подняться до сути казачества. Так что же такое казаки? Сейчас ведь, как просмотрел фильм «Тихий Дон, значит, в казачьих вопросах разбираешься».

А уж командовать казаками может каждый.

Самый, пожалуй, спорный вопрос сегодня: кого считать казаком? Его постоянно муссируют. Вот говорят, что сейчас казаков миллионы. А я говорю, что основным источником об этническом составе России является что? Я вас спрашиваю?

– Наверное, перепись

– Правильно, перепись. Если ты считаешь себя казаком – пиши, что ты казак. Теперь вопрос о численности – тоже интересный. Есть реестровые казаки. Есть общественные. Есть те потомки казаков, которые казаками себя не считают. Будем честны, мы их теряем.

 Вот сейчас называют цифры в семь, а то и в девять миллионов казаков. Если в Российской Империи до 1917 года казаков было 4,5 миллионов, от Тихого Дона до Тихого океана, значит, все эти годы мы размножались, как кролики.

Если это действительно так, мы должны сейчас же пойти к памятнику Ленину и возложить цветы. И не давать им засохнуть. Ни зимой, ни летом.

Нынешние властители почему-то забывают о Гражданской войне, Первой Мировой войне, о директивном письме Свердлова о расказачивании, голоде, Великой Отечественной войне. Так кто же брешет, что казаков миллионы.

Вводят в заблуждение руководство страны? Наверное, те, кто решили, что раз их много, нужно создать казачью партию. Меня тоже приглашали, но я послал их, «куда Макар телят не гонял».

Кто ж партию по этническому принципу создает?

Для всех для нас должно быть одно определение казачества. И его должны знать и казаки, и не казаки. И те, кто пытается дать свое определение казачества. В Законе РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.

1991 четко записано, что «казаки – исторически сложившаяся культурно-этническая общность». Сами казаки считают себя народом. И мне глубоко безразлично на мнение тех «специалистов», которые считают иначе. Поэтому казачество добивалось права называть себя казаками в переписи населения.

Другое дело, что кто-то разочаровался в движении, кто-то утратил свою этническую идентичность.

Но…

Когда в 1990 году я был избран председателем оргкомитета по подготовке первого съезда казаков, я как историк, советский историк, не задорого купленный, понимал: очень важно, чтобы наше движение не вызвало обострение с горскими народами. Ведь историческая память в отношении казачества у них работает со знаком «минус». Поэтому мы обратились к общественным организациям Адыгеи, Карачаево-Черкесии – территорий, ранее входивших в состав Кубанской области.

Мы рассказали, что мы, казаки, – такой же народ, как и они. И мы не претендуем ни на какие сословные льготы, привилегии. Мы видим себя равными среди них. Казачество тогда получило поддержку горских народов. Я знал, что жить на Кавказе и подличать нельзя, с соседями воевать нельзя.

У нас столько много общего было, что забыть это невозможно. Я знаю, что в августе 1942 года студенты и школьники Краснодара обороняли Пашковскую переправу, и когда фашисты гнали их, пленных, через аул Лакшукай, старики-адыги попросили у немцев их покормить и дать воды… Женщины из аула кормили этих молодых казачат.

Эти многочисленные истории говорят о многом.

 Способно ли современное казачество играть ту же, пожалуй, объединительную роль, содействовать сохранению мира и стабильности на Северном Кавказе?

– Я семнадцать лет был атаманом ККВ. И вижу, что в России не было и нет взвешенной политики на Кавказе – ни кадровой, ни национальной.

Уверен, единство России в 1990 годах сохранили старые кадры, такие как ныне ушедший Николай Кондратенко, Аслан Джаримов, Валерий Коков, Магомед Али Магомедов. Помогла и мудрость народов, проживающих на Северном Кавказе.

Русские и казаки ушли из республик в результате беспомощности федерального центра. И сегодня главным критерием оценки работы главы того или иного региона Северного Кавказа должен быть показатель численности русского населения.

Если наблюдается отток, то гнать такого в шею. Геть. Многое за эти годы было упущено. И властям нужно было учитывать двухвековой опыт совместного проживания горцев и казаков. Но этого не произошло. Печально, что новые законодатели превращают казаков в служивых. Да, казачество сейчас – это служба.

Недавно приняли новый устав Кубанского казачьего войска. Так вот, в соответствии с ним казаком является только лишь тот, кто служит. Таким образом, упразднили Советы стариков. А мне уже больше шестидесяти. И я уже не казак. Вот что непозволительно. Позвольте, а женщины, дети, старики… В этом трагедия казачества.

И не только казачества, а всего Северного Кавказа.

0 Распечатать

Источник: http://kavpolit.com/articles/vladimir_gromov_u_kazakov_i_gortsev_obschaja_istor-5587/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector