Почему русские не могли мыться и посещать церковь в один и тот же день

И правильно сделали 🙂
Нет никакого в этом греха и быть не может. Запрета на молитву в храме в такие дни не существует. Женщина может ходить в храм, и причащаться во время месячных. Это я говорю как церковнослужитель.
«Что по естеству, то не греховно» (прим. свт.

Василий Великий) Ознакомьтесь со статьёй «Можно ли женщинам во время месячных ходить в храм и причащаться? » Подобное не сакральное, а гигиеническо-социальное установление существовало в Ветхом Завете. Такое же, как и обязательное ношение небольшой лопаты. В те времена не было средств женской гигиены и присутствие женщины в храме во время месечных могло доставить неудобство окружающим.

Только и всего. Не стоит сакрализировать и абсолютизировать обрядное, техническое. Можете смело посещать церковь в любые дни 🙂

С менструацией в церковь нельзя чтоли?

О других грехах думать надо — это мелочь….

Церковные запреты Так, до сих пор соблюдается запрет ходить при месячных в церковь. Однако помимо традиционного мотива о «нечистоте» женщины и оскорблении своим состоянием Божьего храма, существует и дополнительная мотивировка данного запрета. Считается, что у нарушительницы вырастит борода.

Это самый распространенный, но не единственный запрет, связанный с ритуальной сферой жизни. Так, во время месячных воспрещалось ходить на кладбище и даже прощаться с покойником, потому что тот может взять от женщины часть «нечистоты» и из-за этого потерять возможность попасть в царство небесное.

В результате неприкаянный покойник мог начать «являться» живым или даже забрать их с собой на тот свет. В период месячных женщинам возбранялось также зажигать лампаду или свечку перед иконами, есть просфору и пить святую воду. Считалось, что святая вода потеряет свою силу, а свечка, зажженная перед иконами, будет гореть не для Бога, а для Дьявола. Источник: http://krasota.uz/article84.html Вот по этой ссылке ответы на этот же вопрос:
http://www.entheta.ru/forum/viewtopic.php?id=555 Почему при менструации нельзя ходить в церковь?

Религия — опиум для народа! 😀

ничего страшного, вы сами раскаялись, ну и хватит убиваться по этому поводу

Конечно, нельзя. Но если это ваш единственный грех, то этот прощен будет.

Ну что за бред? Какой на фиг грех? Не убила, не украла…

о чём вы тут спорити причём ты тут согрешила нет это же природа тебя создала и не чё подобного

Если это и грех, то мизерный по сравнению с другими

а вы были с прокладкой или с тампоном ?

Такую церковь надо бросить, если она считает грехом менструацию.

Это ещё что! Я как-то, давненько уже, решил в церковь зайти. Так меня туда бабка не пустили под тем предлогом, что там только-что полы помыли, и ваще обеденный перерыв. Странно, правда? С одной стороны твердят, что двери храма всегда открыты, а с другой — обеденный перерыв, критические дни, а то и вовсе переучёт на пару с санитарным часом.. . К чему все эти условности — не понимаю.

Да можно заходить, только в притворе стоять нужно (ну т. е. в первой части Храма) , по канонам, женщине только причащаться нелься, а так входить можно.

Почему женщинам нельзя приходить в церковь во время критических дней? — Ходить можно и даже нужно. А вот от участия в исповеди, причастии и других обрядах Церковь советует воздержаться. В древности это объяснялось кроме прочего и «гигиеническим этикетом» , что в настоящее время не актуально, при наличии различных «олвейсов-тампаксов» .

И многие женщины несут свои послушания в Церкви (певчие в хоре, катехизаторы, сестры милосердия) , не акцентируя внимание посторонних на своих «критических днях» . Неучастие же в Таинствах легко объяснит не только профессор-физиолог, но и любая женщина. Ведь подмечено, что в этот период настроение женщины «чуть-чуть меняется» .

Вот именно этой незначительной «неадекватностью» и объясняется «нецерковность» женщин в определенные дни. От своих бабушки и мамы слышала, что женщине нельзя ходить в церковь в «критические дни».

Если это не очередное суеверие, то хотелось бы знать с чем это связано? Мария Каждая воцерковленная православная христианка знает, что в определенные дни, когда происходит известное очищение организма, ей предписывается воздержание от посещения церковных богослужений, от участия в Таинствах (кроме, разумеется, самых крайних случаев) .

Это не является каким-то суеверием, а знакомо Церкви еще с ветхозаветных времен (см. , напр. , Левит, 12). Нужно подчеркнуть, что эта особенность отношения Церкви к женщине отнюдь не содержит в себе чего-то унизительного для нее, а лишь напоминает женщине о ее особенном смирении, заповеданном еще праматери Еве (Быт. 3, 16).

Игумен Кирилл (Семенов) ДОБАВЛЕНИЕ ОТ РЕДАКЦИИ “ФОМА-ЦЕНТРА”:
Нужно отметить, что это правило церковная традиция не истолковывает так, будто в эти дни данная женщина как-то по-особенному грешна или что грешны какие-то человеческие отправления. В книгах мне встречалось следующее объяснение: все, что связано с рождением нового человека омрачено после грехопадения тенью смерти.

Родящееся от человека обречено умереть, и радость о новой жизни, чудо зачатия и появления на свет нового человека смешивается с горечью от неизбежности смерти. Отсюда, в напоминание об этом — вот такой особый пост, который женщины соблюдают не только в “критические” дни, но также и после рождения ребенка.

Владимир Гурболиков Капризка, а почему нельзя в церковь в критические дни заходить?
и монахиням нельзя? в критические дни в церковь заходить можно, нельзя прикладываться к иконам, ставить свечи, и просто что-то трогать, но стоять молиться, просто или на службе — можно.
Дульсинея27.06.

2005, 17:18
Мне недавно знакомый батюшка объяснил, что с современными средствами гигиены можно посещать храм и в критические дни. Оскверняет кровь. Если ее нет (тампон) — велкам, дорогие женчины! ——————————————————————————— потому что есть какая-то вера.. . которую здесь представляют люди.

устанавливают свои правила и традиции, зачастую унизительные и нелепые и в результате не хочется идти к попам, для которых 7 дней в месяц ты считаешься грязной нечистой и тд. а это ведь все та же ты, что и в другие 21 день.. .
Прямо в точку! Я даже не поленилась залезть в поисковик и вот что обнаружила: http://kazan.eparhia.ru/talks/ask/default.asp?ID=135
Типа, женщины должны осознать несовершенство свое. Это получается, что мужики все совершенные по самое не могу? ! Или это наша расплата за Еву? Ну дак Еву тоже Господь творил, можно было бы к своему творению и помягче отнестись.. .

это по закону Моисееву девушка с этими днями считалась «нечистой» мир сейчас не «живет» по законам Моисея, есть новый и более высший закон. Так что не забивайте голову.

Дорогая, Анастасия! Это не грех. На этот вопрос уже много раз отвечали, в том числе и священослужители .Сказали -можно ! : Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха.. .

И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества.. . Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие.

Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать.

Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью… Раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества? «[18].

глупости, это пережитки от Моисеева закона-ходить в церковь и учавствовать в службе нельзя было!
мы живем по закону Нового Завета! не переносится в Новый Завет, то, что мешает вам общения с Богом!
чистая, нечистая женщина-это запреты старого еврейского закона,
католичество, протестанты не обращают на это внимание и в голову не посетит мысль не пойти в костел, пропустить службу воскресную при критических днях! сразу на исповедь должна идти, к причастию не пойду если пропущу воскресенье.
вспомните, сколько запретов у иудеев и сейчас? женщины с мужчинами не молятся в одном помещении, а в пищи? и так далее…

Дело не в «нечистоте» женщины.
Во время Литургии в храме не должно быть иной крови, чем та в которую преосуществляется вино.

У Православных священников есть книжица, ну говоря современным языком — мануал по совершению Литургии, так там, среди прочего, предписывается прервать богослужение, если, скажем, священник оцарапал сильно руку, или у него носом пошла кровь.
У христиан кровь не запретна, как у иудеев и мусульман, но, тем не менее, правило такое есть.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/22085400

Можно ли мыться, купаться в большие православные церковные праздники

Приметы и мнения священников, относительно купания в православные праздники.

Сейчас существует огромное количество поверий относительно церковных праздников. До наших времен дошло мнение, что в большие церковные праздники, такие как и Троица, Благовещение, даже «птица гнезда не вьет». В статье мы разберемся, можно ли купаться в праздники.

Можно ли мыться, купаться в большие православные церковные праздники взрослым?

Многие оправдывают свою лень и прикрываются божественными праздниками. На самом деле это неправильно, так как мнение священнослужителей в этом вопросе достаточно определенные.

Священнослужители считают, что все рабочие дела, физический труд, какие-то неотложные работы в церковные праздники делать можно. Но выполнение этих дел не должно быть вместо посещения храма.

То есть верующий человек должен посетить храм.

После молитвы и богослужения, можно приходить домой и заниматься своими делами. То есть, можно шить, вязать, стирать, мыться, купаться.

На Руси Христианство народу навязывалась, поэтому одним из способов заставить людей приходить в храм, было осуществить запрет. Сказать, что если вы не будете посещать храм, Бог вас накажет.

Крещение

Можно ли мыть голову, ходить в баню в православии: приметы, мнение священника

В те времена не работали бани и парикмахерские в Прощенное, Вербное и, вообще, любое воскресенье. Это было сделано для того, чтобы люди вместо какой-то физической работы, отдыха, приходили в храм. Точно также дела обстояли не только с воскресеньями, но и с православными праздниками. Такими как Троица, Благовещение, Пасха.

Мнение священника:

  • Сейчас вера никому не навязывается, поэтому верующие люди самостоятельно в православные праздники идут в церковь. Они свое время тратят на то, чтобы помолиться и осуществить богослужение. Соответственно этот день полностью посвящается молитвам и служению Богу.
  • Ну если в этот день есть какие-то неотложные дела, вы посетили храм, помолились, то все домашние дела, такие как стирка, готовка, уборка, и купание осуществлять можно. То есть мыться, купаться, мыть голову в православные праздники можно. Священнослужители приветствуют приход в храм чистого человека.
  • Ни в коем случае нельзя оправдывать свою лень и откладывать какую-то физическую работу, труд на огороде из-за православного праздника. Это делать запрещено.

То есть все традиции относительно запрета на физический труд, уборку в доме, приготовление пищи, вышивание, шитье, является не больше чем приметами и традициями, которые пришли к нам еще со времен Руси, когда христианство навязывалось.

Храм

Можно ли купать детей в большие православные церковные праздники?

К сожалению детям не объяснишь, что в православный праздник, такой как Рождество, Сочельник и Радоницу пачкаться нельзя, копаться в грязи тоже не стоит. Особенно дети 1-3 лет могут шкодничать, пачкаться. Откладывать на следующий день мытье или купание ребенка не стоит.

Читайте также:  Как воспринимают русскую кухню разные народы мира

Перед посещением храма в Покров день, перед Рождеством ребенка нужно помыть, привести в порядок, причесать и прийти с ним на богослужение. После этого, если ребенок запачкается, его можно мыть и купать независимо от того, какой это день. В православные праздники гигиенические процедуры осуществлять необходимо.

Церковный праздник

Как видите, священнослужители разрешают заниматься домашними делами, уборкой, приготовлением еды, купанием, мытьем головы в православные праздники. Это можно делать в том случае, если эти дела не осуществляются вместо посещения храма. После посещения церкви, вы можете заниматься чем хотите.

Ксения созерцатель Ксения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/1440017411123185882/mozhno-li-mytsya-kupatsya-v-bolshie-pravoslavnye-tserkovnye-prazdniki/

Почему в церкви недевственницам говорят покрывать голову и надевать юбку?

Голову покрывают потому, что это требование к молящимся в церкви женщинам озвучил святой апостол Павел в своем Первом Послании к Коринфянам.

Требования носить в церковь именно юбку, а не брюки в Священном Писании нет, есть требование не быть источником соблазна для своих братьев и сестер во Христе, и потому одеваться скромно (то есть юбка выше колен, блузка/платье с декольте и/или без рукавов, брюки в обтяжку, шорты, рубашка-безрукавка одинаково неприемлемы для посещения в них церковной службы именно потому, что человек в такой одежде может быть источником нежелательных в церкви мыслей и объектом повышенного внимания со стороны прихожан противоположного пола, чего на службе быть не должно; именно с этой целью молящиеся женщины занимают место слева от Царских Врат, а молящиеся мужчины — справа). А требование быть на службе именно в юбке, а не в брюках — это просто церковная традиция, продиктованная не Священным Писанием, а здравым смыслом, т.к. в силу анатомических особенностей строения женского тела любые брюки, кроме брюк самого широкого и свободного покроя, не могут скрыть тех выпуклостей и изгибов нижней части женского тела, которые полностью скрывает юбка/платье. И этому трудно что-то возразить.

Катаюсь с формулировки вопроса. Это традиция ношения платка имеет отношение исключительно к русской церкви и эта традиция коренится в материальной культуре восточных славян.

Сами жители Ромейской имерии имели несколько иной женский костюм в своей истории и там платок как таковой женщинам был не нужен, т к итак было чем накрывать голову. Сегодня гречанки предпочитают одевать шляпы, кепки — что угодно.

Одеть платок у них как-то не в моде, т к чем-то начинает напоминать внешний имидж турчанок, которые очень долгое время жили в консервативном обществе ислама (секуляризировалась Турция совсем недавно).

Т е гречанки отказавшись от платка (слышал что у болгарок такая же тенденция) демонстрируют турчанкам и албанкам, то что они свободные женщины, имеют такие же права в обществе как и мужчины, и им не нужен платок, что бы сидеть взаперти у радикально патриархального мужчины — феминизм здорового человека.

Связь с девственностью — бред. Девушки в том числе школьницы так же одевают платки, хотя на детей данные требования не сильно работают. Вообще сегодня это все достатоно условно. Если женщина зайдет в храм без платка и вообще любого головного убора — страшного в этом ничего не будет, да и если к ней кто и придирется, так это будут недалекие старушки.

Юбка — элемент традиционного костюма. Т к христианство это симбиоз древнееврейской религии и античной культуры, то обращать нужно на одежду именно римскуюгреческую. Штаны носили преимущественно варвары.

Христиане, т е в первую очередь граждане рима носили все же традиционные одежды, т е тоги и всякие разновидности на подобии тоги. Более того обратите внимание на современные рясы священников. Во многом это мутировавшая форма тоги.

Т к религия самый медленно изменяющийся институт человека, то это является самый твердый носитель традиций, в том числе ношения одежды. Более того это не пережитки, в юбке действительно есть смысл.

Ведь женщина может одеть обтягивающие штаны, а храм место для молитвы — где максимально стоит упразднять все элементы которые так или иначе будут отвлекать человека от молитвы. Думаю сам задавший этот вопрос должен спросить себя сам зачем люди приходят в храм и как стоит туда одеваться. 

Вообще то все не в том дело, что кто то ходит в церковь в джинсах или нет, с покрытой или не покрытой головой! Все дело в том, что Вера Христианская сама по себе очень слабая, хилая, не стойкая! В христианской вере посмотрите сколько конфессий и бабтистов и еговистов и адвентистов и католиков и протестантов и всякой твари по паре)))))) и якобы православных хотя и понятия не имеют как Славить Правь и что такое Навь и Явь, сколько разночтений и недопониманий, только начни изучать библию и сразу понимаешь разницу между тем, что ты прочитал и тем, что тебе стараются вбить в голову! А вбивают в нашу голову только одно, чтобы мы все стали овцами и слабыми, одним словом рабами! Рабы и есть! Мы уже не способны стоять друг за друга, требовать то, что нам положено по существу и по праву, нас грабят, вокруг олигархи обарзели, а нам пофигу! Отобрали у нас все и у наших детей, а нам пофигу, спаивают наш народ и наших детей, а нам пофигу! Нет работы и нет пенсий, посмотрите какая нищенская пенсия в России! Посмотрите какая пенсия в Белоруссии! Сравните и Вы поймете, что один бред от такой веры! Вера должна быть одна в самого себя и жить общинами как наши предки и стоять за свой Род!

      Вот к примеру так получилось, что я попал служить в Афганистан и там мне пришлось жить по роду развед деятельности с офицерами ГРУ ГШ в кишлаке среди простых афганских людей, то скажу, что я уважаю этот народ за его веру они утром НАМАЗ, после обеда НАМАЗ, вечерний НАМАЗ, соблюдают неукоснительно! Жилье разделено на женскую и мужскую половину! К старикам уважение и почет! А какие честные, сказал слово и держит его не нам чита, сказал и забыл! Посмотрите кто у нас ходит в церкви? Один только слабый пол их легче всего обмануть! Посмотрите как нам втюхивают понятие не убий! И как потом крестят и поливают святой водой и благословляют на убийство! Посмотрите как бездумно и как глупо гибли наши деды и прадеды в ВОВ, как тупо бросали целые армии в окружении и вывозили на самолетах так сказать великих полководцев! Как бросали в котлах наших бойцов на произвол судьбы! Как посмотрите Жуков говорил солдатов нам матеря еще нарожают берегите технику, как он сам рассказывал о том как разминировали поля для танков бросая в бой на минные поля пехоту! И посмотрите до сих пор наша земля не пополнилась сыновьями, а тех кого понарожали то одни гомики и наркоманы и пьяницы! Сколько в стране делается ежегодно абортов и утырки попье это прощают на исповедях! Нет нам такая вера ни к чему! Жиреет Гундяев со своими бесами но кто их кормит? Вы и только ВЫ бездари! Рассуждаете о чем? О вшивом платке но не о том, что нужно! Пазорище,  читать такие коменты одна стыдоба! Люди где Ваш разум? Ну опомнитесь таки наконец то!

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/531603/pochemu-v-cerkvi-nedevstvennicam-govoryat-pokryvat-golovu-i-nadevat-yubku

Грех ли мыться в воскресенье? — Православный журнал "Фома"

Вопрос читателя: 

Здравствуйте! У моего мужа пожилая мама, по состоянию здоровья она не может помыться без посторонней помощи. Категорически отказывается мыться по воскресеньям, считая это грехом. Права ли она?С уважением, Наталия

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Если же мама моется не вместо церкви, то никакого греха тут нет. С пожилыми родственниками бывает очень непросто. Желаю Вам сил и терпения, чтобы поговорить со свекровью и объяснить ей, в чем и почему она неправа.

Спросите ее также, раз она верующий человек, если ей трудно прийти в церковь, не хочет ли она, чтобы Вы или муж пригласили батюшку на дом? Тогда она сможет исповедоваться и причаститься.

Можно потом поговорить с ней и со священником, как часто он будет приходить, чтобы и духовная жизнь женщины не нарушалась по причине немощи.

То, о чем Вы спрашивали, относится к разряду суеверий. Поэтому даю ссылку на наши тексты по этой теме, вдруг пригодятся Вам или тем, кто прочтет этот мой ответ:

Почему так много людей верит в приметы?

Александр Ткаченко — Теория заговоров: Кто стоит за колдунами и народными целителями

Протоиерей Павел Великанов — Сглаз долой: почему Церковь не принимает механизмы магии

Храни Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

(25 votes, average: 4,96

Источник: https://foma.ru/greh-li-myitsya-v-voskresene.html

«Осторожно, вода!», или Пять ужасающих фактов о средневековой гигиене

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам — стыд и срам!». С самого детства нас приучали к тому, что чистота — залог здоровья. Да и на Руси баня всегда была в почете, в отличие от Европы, которую по этой причине прозвали немытой. Как известно, средневековые европейцы пренебрегали личной гигиеной, а некоторые даже гордились тем, что мылись всего лишь два, а то и один раз в жизни. Люди могли мыться в грязной воде, нередко вся семья, а за ней и слуги мылись по очереди в одной воде. Королева Испании Изабелла Кастильская и вовсе признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы. А Людовик XIV тоже мылся всего два раза в жизни – и то по совету врачей. Однако мытье его ужаснуло и он зарекся этим заниматься. Русские послы писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». А папа Климент V и вовсе погиб от дизентерии.

Кто такие «божьи жемчужины»

Дело в том, что католическая церковь запрещала любые омовения кроме тех, что происходят во время крещения и перед свадьбой. Считалось, что при погружении в горячую воду, открываются поры, через которые в организм проникает вода, которая потом не найдет выхода. Таким образом тело якобы становится уязвимым для инфекций.

А бани — наследники римских терм считались обителью разврата. Церковь считала, что человек должен больше заботиться о чистоте душевной, нежели о чистоте телесной. Омовение очень часто воспринималось как медицинская процедура, после которой люди очень часто болели.

Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами, а то и вообще не знали воды. Вшей называли «божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Рембрандт. «Молодая женщина, купающаяся в ручье». 1654 г.

Откуда пошла фраза «деньги не пахнут»

В отличие от Европы, на Руси баня всегда была в почете. Для славян баня имела не только гигиенический, но и глубокий сакральный смысл. Народ верил, что все грехи смоются, поэтому раз, а то и два в неделю обязательно ходили в баню.

Кстати, Дмитрий-самозванец не любил баню, за что его считали нерусским. Самих же русских в Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню «слишком часто».А вот в Древнем Риме гигиена была вознесена на немыслимые высоты. Римские термы посещали ежедневно. Это была отдельная культура.

Кстати, при них располагались общественные туалетные комнаты, где люди спокойно общались.

«Деньги не пахнут!» — эта крылатая фраза была произнесена впервые императором Веспасианом, когда его сын упрекнул его в том, что он ввел налог на туалеты, тогда как эти места, по его мнению, должны были оставаться бесплатными.

Читайте также:  Помещик-работорговец: почему так говорили про суворова

А как же Версаль?..

А вот в Средневековой Европе туалетов вообще не было. Только у высшей знати. Говорят, что французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок, потому что там буквально нечем было дышать. Отсутствие туалетов абсолютно никого не смущало.

Даже в Версале не было предусмотрено ни одного отхожего места. Длинные коридоры завешивались тяжелыми портьерами, за которыми все справляли нужду. Именно тогда духи приобрели наибольшую популярность. Стойкие ароматы были призваны заглушать зловоние, шедшее от человеческих тел.

Тем временем, у самого Людовика XIV ватерклозет был. Как рассказывают историки, он мог восседать на нем и одновременно принимать гостей. Кстати, первый общественный туалет там появился только в XIX веке. И предназначен был только для мужчин.

В России отхожие места появились при Петре I.

«Осторожно, вода!»

По описанию многих гостей Парижа, среди которых был и великий Леонардо да Винчи, на улицах города стоял жуткий смрад. Доходило до того, что за неимением туалетов ночной горшок запросто выливали из окна прямо на улицу. Именно тогда появились широкополые шляпы, которые были не только данью моде, но и обычной необходимостью.

Поскольку из-за отсутствия канализации содержимое ночных горшков выливалось прямо из окон. В конце XIII века в Париже был издан закон, который гласил: «Выливая ночной горшок из окна, нужно кричать: «Осторожно! Вода!». В XIII веке появилось нижнее белье. Это событие еще больше укрепило сознание того, что можно и не мыться.

Одежда была очень дорогая, поэтому стирать ее было довольно накладно, а вот нижнее белье постирать было значительно проще. Знать, кстати носила шелковое нижнее белье. Причина его популярности проста. В скользкой материи не водились паразиты, просто потому, что им там было не за что уцепиться.Адриан ван Остаде, «Шарлатан», 1648 г.

«Ибо с самого детства не входили в воду»

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е.

Бильцу в популярном учебнике медицины конца XIX века приходилось уговаривать народ мыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение».

— После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…».

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/129368-ostorozhno-voda-ili-pyat-uzhasayuschih-faktov-o-srednevekovoy-gigiene.html

Можно ли женщине посещать церковь во время месячных

Можно ли ходить в церковь, исповедоваться, причащаться при месячных — вопросы, которые вызывают споры у священников и волнуют каждую христианку.

Не зная четкого ответа, при месячных днях прихожанки остаются слушать службу в притворе.

Откуда растут корни запрета? Ответ ищем в Ветхом завете

Церковный притвор находится в западной части храма, представляет собой коридор между храмовым входом и внутренним двором. Притвор издавна служит местом слушания для некрещеных, оглашенных людей, тех, кому запретили вход в храм на определенное время.

  • Есть ли что-то оскорбительное для христианки на некоторое время быть вне церковного служения, участия в исповедании, причастии?
  • Менструальные дни — не болезнь, грех, а естественное состояние здоровой женщины, подчеркивающее ее способность даровать миру детей.
  • Почему тогда возникает вопрос — можно ли исповедоваться во время месячных?
  • Ветхий завет много внимания уделяет понятию чистоты при вхождении перед Богом.
  • К нечистотам относились:
  • болезни в виде проказы, чесотки, язв;
  • всякие истечения как у женщин, так мужчин;
  • прикасание к мертвому телу.

Евреи до выхода из Египта не были единым народом. Кроме поклонения Единому Богу, они многое позаимствовали из языческих культур.

Иудаизм считал, что нечистота, мертвое тело — одно понятие. Смерть — наказание Адаму и Еве за непослушание.

О женщинах:

Бог создал мужчину, его жену совершенными по красоте, здоровью. Человеческая смерть связана с напоминанием о греховности. Бог есть Жизнь, всякое нечистое не имеет права даже прикасаться к Нему.

Подтверждение тому можно найти в Ветхом Завете. Книга Левит, глава 15 четко говорит, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».

Для справки! При менструации запрещалось не только в храме, но и в обычной жизни общение, личное касание между любым человеком и «нечистой» женщиной. Это правило касалось мужа, запрещая при менструации всякие сексуальные действия.

  1. При рождении ребенка также происходит выделение крови, поэтому 40 дней после родов у женщины длится очистительный период.
  2. Языческие жрицы отлучались от обрядов по причине немощи, по их мнению, с кровью исчезала магическая сила.

  3. Эра христианства внесла свои поправки в этом вопросе.

Новый Завет — новый взгляд на чистоту

Приход Иисуса кардинальным образом меняет понятие жертвы за грех, значимость чистоты.

Христос четко говорит, что Он — есть Жизнь (Ин.14:5—6), прошлое все минуло.

Сам Спаситель прикасается к смертному одру юноши, воскрешая сына вдовы. (Луки 7:11—13)

Женщина, страдающая 12 лет кровотечением, знающая о запрете Ветхого Завета, сама прикоснулась к краю Его одежды. При этом многие люди касалась ее, ведь вокруг Христа всегда было множество народа.

Иисус сразу почувствовал, как из него вышла целительная сила, призвал некогда больную, но не забросал ее камнями, а сказал, чтобы она действовала смелее.

(Матв. 9:20—21)

Важно! Нигде в Новом Завете не написано о нечистоте кровоистечения.

Апостол Павел, посылая письмо Римлянам, глава 14, говорит о том, что сам не имеет нечистого. «Нечистоту» люди придумывают себе сами, потом в это верят.

Первое послание Тимофею, глава 4, апостол пишет о том, все надо принимать, воздавая благодарность Богу, который все сотворил хорошо.

Месячные являются процессом, созданным Богом, они не могут относиться к нечистотам, тем более отлучить кого-то от защиты, благодати Божьей.

В Новом Завете апостолы, говоря о нечистотах, подразумевают, употребление при приеме пищи продуктов, запрещенных Торой, что недопустимо для евреев. Свинина относилась к нечистой еде.

Перед первыми христианками также стояла проблема — можно ли причащаться во время месячных, решение они должны были принимать сами. Кто-то, следуя традициям, канонам, не прикасался ни к чему святому. Другие считали, что ничто не может отлучить их от Божьей любви, кроме греха.

Многие верующие девы при менструации исповедовались и причащались, не находя в словах, проповедях Иисуса запрета.

Отношение православной церкви к:

  • Телегонии
  • Самоубийцам
  • Идентификационным номерам

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

С появлением нового верования не было четких концепций ни в христианстве, ни в иудействе. Апостолы отделяли себе от учений Моисея, не отрицая боговдохновения Ветхого Завета. При этом ритуальная нечистота практически не ставилась объектом обсуждения.

Святые отцы ранней церкви, такие как Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин к вопросу чистоты относились как к понятию греха. Нечистый, по их понятиям, значит — грешный, это относилось к женщинам, времени менструации.

Ориген относил не только менструацию, но и половой акт к нечистотам. Он игнорировал слова Иисуса о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело. (Мат.19:5). Его стоицизм, аскетизм не нашли подтверждения в Новом Завете.

Антиохское учение третьего столетия поставило учения левитов под запрет. Дидаскалия, наоборот, обличает христианок, которые на время менструации оставили Святого Духа, отделяя тело от церковных служений. Основанием для своего увещевания отцы церкви того времени считают все ту же кровоточивую больную.

Клементий Римский дал ответ на проблему — можно ли ходить в церковь при месячных, утверждая, если человек, перестающий посещать Литургию или причащаться, оставил Духа Святого.

Христианка, не переступавшая порог храма при менструации, не касающаяся Библии, может умереть без Духа Святого, и как быть тогда? Святой Клементий в «Апостольских постановлениях» утверждал, что ни рождение ребенка, ни критические дни, ни поллюции не оскверняют человека, не могут его отлучить от Духа Святого.

Важно! Клементий Римский осуждал христианок за пустые речи, но роды, кровотечения, пороки телесные считал естественными вещами. Запреты он называл изобретением глупых людей.

Святой Григорий Двоеслов также стоял на стороне женщин, утверждая, что естественные, Богом сотворенные процессы в человеческом теле, не могут стать причиной запрета посещать церковные службы, исповедоваться, причащаться.

Далее вопрос о женской нечистоте во время менструации поднимался на Гангрском Соборе. Священники, собравшиеся в 341 году, осудили евстафиан, которые считали не только менструацию нечистотой, но и половой акт, запрещая священникам вступать в брак.

В их ложном учении уничтожалась разница между полами, вернее, женщина приравнивалась мужчине в одежде, манере поведения.

Отцы Гангрского Собора осудили евстафианское движение, защитив женственность христианок, признав все процессы в их теле естественными, Богом созданными.

В шестом столетии на сторону верных прихожанок встал Григорий Великий, папа Римский.

Святому Августину Кентерберийскому, поднявшему вопрос о менструальных днях, нечистоте, Папа Римский написал, что вины христианок в этих днях нет, ей нельзя запрещать исповедаться, причащаться.

Важно! По словам Григория Великого, похвалы достойны женщины, воздерживающиеся от Причастия по причине благоговения, принявшие же его при менструации по великой любви к Христу, не осуждаются.

Учение Григория Великого продержалось до семнадцатого века, когда христианкам снова было запрещено входить в церковь при месячных.

Русская церковь раннего периода

Русской православной церкви всегда были свойственны строгие законы, касающиеся женских критических дней, любых видов истечений. Здесь даже не ставится вопрос — можно ли ходить в церковь при месячных. Ответ однозначен и обсуждению не подлежит — нет!

Мало того, по словам Нифонта Новгородского, если начнутся роды прямо в храме и ребенок появится на свет там, то вся церковь считается оскверненной. Ее опечатывают на 3 дня, переосвящают, читая специальную молитву, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика».

  • Все присутствующие при этом в храме считались нечистыми, могли выйти из него только после очистительной молитвы Требника.
  • Если христианка пришла в храм «чистая», а потом у нее случилось кровотечение, она срочно должна была покинуть церковь, иначе ее ждала полугодовая епитимья.
  • Очистительные молитвы Требника поныне читаются при церквях сразу после рождения младенца.

Этот вопрос вызывает много споров. Проблема прикасания к «нечистой» женщине в дохристианские времена понятна. Почему и сегодня, когда ребенок рождается в священном браке и является даром Бога, его рождение делает мать, всех, к ней прикасающихся оскверненными?

Современные столкновения в Русской церкви

Только спустя 40 дней христианка допускается в храм, при условии полной «чистоты». Над нею совершается обряд воцерковления или введения.

Современное объяснение этому явлению — усталость роженицы, ей якобы надо прийти в себя. Как тогда объяснить, что тяжело больным рекомендуется чаще посещать храм, принимать причастие, очищаясь кровью Иисуса?

Служители нынешнего времени понимают, что законы Требника не всегда находят свое подтверждение в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Брак, деторождение и нечистоту как-то сложно связать воедино.

1997 год внес коррективы по этому вопросу. Священный Синод Антиохийский, Блаженнейший патриарх Игнатий IV вынесли решение по изменению текстов Требника в отношении святости брака и чистоты христианок, родивших ребенка в освященном церковью союзе.

Критская конференция 2000 года рекомендует при проведении воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.

Важно! Церковь при введении матери благословляет день рождения дитя, если мать физически окрепла.

  1. После Крита православные церкви получили настоятельные рекомендации донести до всех прихожанок, что их стремление посещать храм, исповедоваться и принимать причастие приветствуется независимо от критических дней.

  2. Святой Иоанн Златоуст критически относился к приверженцам канонов, утверждающим, что посещение храма в критические дни недопустимо.
  3. Дионисий Александрийский выступал за соблюдение канонов, однако, жизнь показала, что далеко не все законы соблюдаются современными церквями.

  4. Каноны не должны управлять Церковью, ибо они написаны для храмовых служений.
  5. Вопросы о критических днях носят маску благочестия, основанного на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский также не считает женщину во время критических дней нечистой духовно или грешной.

Он утверждает, что во время месячных христианка может исповедоваться, причащаться.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».

Важно! Сам Иисус очистил женщин и мужчин Своей кровью. Христос стал Плотью всех православных. Он попрал смерть телесную, подарив людям жизнь духовную, независимую от состояния тела.

Посмотрите видео о посещении церкви во время месячных

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poseshchenie-hrama-v-kriticheskie-dni-zhenshchine.html

Можно ли мыть голову в церковные праздники?

Каждый человек, который не является атеистом, старается не нарушать церковные запреты и действовать строго с правилами, пытаясь таким образом не согрешить и не вызвать на себя гнев Всевышнего. Старые люди твердят, что в церковные праздники любая работа находится под запретом. В эти дни нельзя стирать, гладить, убирать. При этом многие утверждают, что ни в коем случае нельзя стричь ногти и мыть голову. Так ли это на самом деле? Очень часто такие убеждения не соответствуют действительности, а мы, не зная об этом, ограничиваем себя.

Читайте также:  Какие сбылись страшные предсказания анны ахматовой

О праздничных днях

Обратите внимание на то, что запреты на работу в праздничные дни, в первую очередь заключаются в том, что в такой день человек должен посвятить себя служению Господу.

Еще с древних времен было принято начинать день с молитвы и проводить его, посвящая Всевышнему, творить добрые дела. Вся домашняя работа отодвигалась на второй план и ждала следующего дня.

При этом не стоит ошибочно полагать, что если вам придется выполнить какую-то необходимую и срочную работу, вы получите за это кару.

На самом деле нет запретов на тот вид деятельности, который нужно выполнить немедленно. Так, к примеру, постирать детские пеленки, если они закончились, помыть больного человека, который сходил под себя.

Многие священнослужители утверждают, что уход за детьми, больными и старыми людьми не считается грехом.

Как видите, православный праздник имеет смысл не в запрете на выполнения какой-либо работы и в уходе за собой, а в том, что этот день нужно посвятить Богу.

О мытье головы

Многие люди интересуются от том, можно ли мыть голову в праздничные дни, поскольку для большинства женщин это является ежедневной процедурой, без которой обойтись очень сложно, так как волос начинает жирнеть и ложится некрасиво, что создает эффект грязных локонов.

Да, конечно, помыть голову можно и перед праздником, но и здесь есть свое «но». Волосы наиболее красиво смотрятся после того, как их помыли и хорошо уложили, используя для данной цели фен или же какие-то другие инструменты.

Так можно ли мыть волосы в праздничные дни?

Ответить однозначно на такой вопрос сложно. Он вызывает дискуссии даже среди служителей Господу. Ведь, с одной стороны, это не является необходимым, так как волосы можно помыть перед тем, как ложиться спать.

С другой стороны, еще в древнее время было запрещено приходить в церковь в грязной одежде, непомытым, с грязными руками и волосами. Это являлось грехом. Поэтому лучше помыть волосы, нежели заходить в храм с грязной головой.

Однако, при возможности, такую процедуру лучше всего проделать заранее, чтобы в праздник отдыхать, не перетруждая себя земными сложностями и делами.

Не верьте во все то, о чем пишут на форумах. Иногда там можно прочесть абсурдные высказывания. Так, к примеру, что если мыть голову в праздник, смываешь свое счастье, если стричь ногти, отстригаешь своих родных. Это все глупые выдумки, которые ничем не подтверждены.

Выполнять необходимую работу, все же, разрешается, но ни в коем случае не делайте это вместо молитвы и служения Богу. Всю работу, которую необходимо выполнить сегодня, оставьте к вечеру, а весь день посвятите Господу.

Обязательно посещайте храм, не стоит игнорировать богослужение, так как именно в молитве мы находим ответы на те вопросы, которые нас мучают, выход из сложной, казалось бы, безвыходной ситуации и успокоение. Таким образом, церковные праздники и посещение храма – это некий очистительный источник души и разуму.

Так отдайтесь ему сполна, оставив за спиной все невзгоды и бытовые проблемы. Верующие люди – это счастливые люди, которые привыкли замечать хорошее даже в обычных на первых взгляд вещах.

Источник: https://big-rostov.ru/eto-interesno/mozhno-li-myt-golovu-v-cerkovnye-prazdniki/

Почему после посещения церкви дома творятся несчастья?

Здравствуйте! Моя проблема такая: стала бояться ходить в храм. Просто после посещения церкви дома творятся несчастья: болеют дети, скандалы с близкими.

Мне хочется сходить на причастие с детьми, у икон помолиться, но я просто уже боюсь.

Помогите советом: как быть? И ещё такой вопрос: можно ли некоторую работу делать в праздники, а именно стирать? Просто детки имеют особенность пачкаться, и не стирать просто не получается. Выходит, что я так грешу?

Здравствуйте! Начну с повторения известного правила логики: после этого не значит по причине этого. Почему Вы свои несчастья, болезни детей и домашние скандалы связываете с посещением храма? Неужели Вы серьезно думаете, что если перестанете ходить в церковь, дети перестанут болеть? Но допустим, что этот так. Тогда Вы столкнулись с искушением.

В данном случае проверяется, насколько Вы преданы и верны Богу, насколько готовы преодолевать препятствия на пути исполнения заповедей Божиих. А то, что посещение храма — заповедь Божия, излишне и говорить.

Так кому, как не Богу излить свою душу и поведать о своих проблемах и трудностях? Вы же слышали, наверное, слова псалма, которые поются на каждой вечерне: «Пролию пред Ним молитву мою и печаль мою тому возвещу» (Пс. 141:1-2).

Итак, доверьтесь Богу и не слушайтесь наветов лукавого. Это он, зная, какую пользу мы приобретаем от молитвы, старается отвлечь нас от угождения Богу и выгнать из церкви. Продолжайте ходить в храм и водить деток на Причастие. За Вашу верность (кстати, вера и верность — это одно слово) Господь благословит Вас, не введет во искушение и избавит от лукавого (Мф. 6:13).

Что касается скандалов с близкими, то здесь надо разобраться подробнее. Возможно, дело в Вас, в Вашем характере и греховных страстях. Если после молитвы Вы не преображаетесь, а, наоборот, становитесь раздражительной, нервной, если Вы осуждаете и укоряете ближних, то молитва Ваша неправильна.

Значит, Вы были на службе, но Богу не предстали. Любящий Бога не может не любить и всякого человека.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем послании говорит: «Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Ин. 4:20).

Итак, будьте верны Богу, не уклоняйтесь с избранного пути, не бойтесь ходить в храм, приводите своих детей. Помните, «боящийся несовершенен в любви» (1 Ин 4:18).

А по поводу работы в праздники мы уже отвечали, ответ опубликован на этом сайте.

Источник: https://ruvera.ru/vopros/neschastya_posle_hrama

Купание и христианство

?

Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote, 2010-02-07 15:18:00 Василий Сергеев vasily_sergeev 2010-02-07 15:18:00 Вот этот политический слоган и должен был провести демаркационную линию между своим (христианином) и врагом (мусульманином, иудеем). Вода, как лакмусовая бумажка, должна была выявить врагов-хамелеонов, принявших — якобы — христианство (морисков, маранов), а в тайне соблюдающих предписания своих религий — священные омовения.

Любая религия стремится отделиться от другой при помощи внешних обрядов. Отрицание необходимости мытья пропагандировалось христианскими священниками издавна — в противовес иудеям и язычникам. Теология — это для избранных, народу же нужны наглядные и понятные образы. Не моется — христианин, моется — враг. Просто и доходчиво. Ранним христианам, вылезшим из-под земли, из темных катакомб, такой подход был близок и понятен. Собственно, и само название «христиане» изначально звучало как «вонючки». Но тогда он хотя бы мазями натирались. Потом стали пахнуть «естественно». Эта концепция тысячу лет уже работала, со времен отца церкви Св. Иеронима, который отвергал всякую гигиену, даже простое умывание, ибо, как учил этот святой, после обряда крещения ни в каких других омовениях уже нет ни малейшей нужды. Святой Бенедикт подтверждал, что мыться нужно как можно реже. Святой Франциск Ассизский рассматривал немытое тело, как особую форму благочестия. Так и повелось. Ничего нового Изабелле с Фердинандом изобретать не пришлось.

Вот тут-то фанатичная католичка Изабелла (на Западе так зачастую и называемая Isabel the Catholic) и высказала свое кредо истинного христианина: «я купалась только два раза в жизни». А кто не так — тот плохой христианин. С этих пор «Для мавров купание, как предполагали, было презумпцией доказательства измены…» (Crow, J.

(1963) Spain: the root and the flower. University of California Press, p.19), а фраза «обвиняемый, как известно, принимал ванны … является обычной в отчетах Инквизиции» (Crow, p.149, см также Frank Graziano, Oxford University Press US, 2004, Wounds of Love).

Купание стало трактоваться, как инструмент дьявола для обольщения христиан.

После завершения реконкисты католикам оставалось только разрушить бани и запретить мыться. Тех же, кто мыться в тайне продолжал, ждала знаменитая испанская Инквизиция. Дискурс прост. В Испании должны жить только христиане. Остальные должны либо сбежать, либо умереть.

«Христианство или смерть», или выразим ту же мысль по-другому, «баня или жизнь».

Надо отметить действенность такого метода, ибо простые люди, не фанатики (обязанные мыться не только по желанию, но и по религиозным ритуалам иудеев и мусульман), предпочитали сменить веру и не мыться, но остаться в живых.Сложнее оказалось даже запретить корриду, чем мытье, как отмечал Дж.

Хей:

«Бой быков не всегда пользовался королевской поддержкой. Изабелла Католическая охотно упразднила бы и купание, и бой быков вместе. Но испанцы, которые охотно бросили омываться, крепко держались за своих быков, и энергичная королева сдалась».

Тем более легко дался отказ от мытья по той простой причине, что и мыться-то стало просто негде — все бани христиане разрушили. Только сейчас, полтысячелетия спустя, их начали восстанавливать.

Я уже как-то замечал, что Ницше писал по этому поводу в «Антихристе»:

«Тело здесь презирается, гигиена отвергается как чувственность; церковь отвращается даже от чистоплотности (первым мероприятием христиан после изгнания мавров было закрытие общественных бань, каковых только в Кордове насчитывалось до двухсот семидесяти)».

Так вот — Ницше сильно ошибся с количеством разрушенных бань. Число их только в одной Кордове приближалось к 4000. Мне кажется, что дело тут вот в чем: даже если Ницше и видел подобные цифры, то он просто не смог бы в них поверить — они бы показались ему слишком фантастическими. И он бы подумал, что приписан лишний ноль.

Для воспитанного в христианской Европе философа на рубеже 20-го века, когда в Берлине только-только появилось 200 бань, поверить в то, что 500 лет назад в какой-то Кордове их могло быть в 20 раз больше — нереально, даже при всей ненависти Ницше к христианству. Но это я так, в виде неподтвержденной догадки. Вернемся в Испанию.

Итак, большинство испанцев перестало мыться под угрозой инквизиции и смерти. Те, кто в тайне продолжал мыться, католиками педантично уничтожались. И здесь уже было все равно — действительно ли ты тайный иудей или мусульманин, или добропорядочный христианин, но почему-то моющийся (если такие еще были, конечно) — добро пожаловать на аутодафе или галеры.

Результат — испанцы мыться разучились. И сохранили эту традицию на многие века.Тот же Дж. Хей так и объясняет сохранившуюся (на конец 19-го века) нелюбовь испанцев к мытью:

«Ненависть к мытью уходит своими корнями в те самые столетия войн с маврами. Язычники мылись ежедневно; поэтому христианин не должен.

Монахи, которые были слишком ленивы для того, чтобы купаться, учили своих последователей быть грязными в соответствии с их предписаниями и примером. Вода никогда не должна была применяться внешне, кроме как при крещении…

Так, когда чистоплотные неверующие были изгнаны из Гранады, набожный и гидрофобный кардинал Хименес (Ximenez) убедил католических суверенов разрушить внушающие отвращение бани, которые они там оставили. И до самого недавнего времени в испанском понятии безнравственность и купание оставались синонимами.

John Hay. Castilian Days. 1875.

Утащено отсюда, спасибо absentis .

Источник: https://vasily-sergeev.livejournal.com/1285334.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector