Почему владимир высоцкий крестился не в православной церкви

Протоиерей Михаил ХОДАНОВ

Загоняй поколенья в парную И крещенье принять убеди. Лей на нас свою воду святую И от варварства освободи. (“Баллада о бане”) Христа Высоцкий, безусловно, любил. Я не люблю насилья и бессилья, Вот только жаль распятого Христа!

(“Я не люблю фатального исхода…”)

Русский менталитет издавна ставит жалость в синонимический ряд с любовью и состраданием. Господь Иисус Христос образно и с любовью уподобляется Высоцким Поэту:

А в тридцать три Христу — Он был Поэт, Он говорил: “Да не убий! Убьешь — везде найду, мол” — Но — гвозди Ему в руки, чтоб чего не сотворил, Чтоб не писал

и чтобы меньше думал…

(“Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт”) Правда, в этой же песне поэт разграничивает Христа с Богом:

Задержимся на цифре “тридцать семь” — коварен (выделено мной. — Автор) Бог! Вопрос ребром поставил: или — или! На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,

А нынешние — как-то проскочили.

Полагаю, что термин “коварный”, в любом случае крайне неуместный по отношению к Всеблагому Богу, был использован Высоцким только в силу его безбожного советского воспитания, когда было принято расхоже-уничижительно и критически-резко высказываться о религии и о Божестве. С ироничной бравадой, запанибрата, с шиком.

Лично помню одного сатирика, который запросто зарифмовывал библейские имена в кажущиеся ему совершенно безобидные, “смешные” строчки: “Ной! Не ной! Хам — не хами!” И не понимал, что кощунствует. То же и с поэтом.

Налицо какая-то типично советская безответственность в отношении именно к духовному миру, вбитая атеистами в наше тогдашнее подсознание мысль, что Бога нет и поэтому можно запросто говорить все, что хочешь. А тут и слово-то это хлесткое по размеру подходит. И создает интригу. И что-то другое уже как-то не хочется и придумывать. Опять все тот же эффект “красного словца”.

Кроме того, здесь, возможно, опять кроется еще и чисто хлопушинское (а может, еще и есенинское?) подозрение, что коварство — некий атрибут Бога в Его отношении к падшим людям, к “грешным человечкам”. Со Христом он Бога не ассоциирует, хотя ведь, по существу, Господь Иисус Христос — истинный Бог и истинный Человек.

Причем тот искомый новый Человек, образом и подобием которого все мы, желающие бессмертия и счастья, призваны стать. Владимир Высоцкий читал классическую литературу, отлично знал поэзию Серебряного века и с раздумьем отмечал в душе, что все поэты России — крещеные.

В Священном Писании Нового Завета его особенно поражали и восхищали две вещи: Евангелие от Иоанна с его апофеозом жертвенной любви к ближнему и Апокалипсис. Как художник слова, он видел там потрясающее совершенство формы и бездонную глубину мысли. Желание креститься появилось у поэта в конце шестидесятых годов.

Поначалу он хотел сделать это в Москве, но его широкая известность неминуемо бы привела факт крещения к огласке. Многие из нас хорошо помнят это время — заходить в храм было небезопасно. Там вполне могли находиться — и находились — соглядатаи и осведомители.

Мне рассказывали, как один главный редактор всесоюзного журнала зашел однажды в храм и на выходе был “застукан” комсомольским рейдом: “А что это вы там, гражданин, делали?” И журналист смалодушничал, скощунствовал, прикинулся “советским лохом”: “Да вот зашел, кагорчику захотелось хлебнуть”. — “А-а, ну тогда все ясно-понятно, идите.

А кагорчик, товарищ, хлебайте лучше у ларька, а не с попами!” — “Хорошо, хорошо!” Такие вот дела.

Но тем не менее если бы вскрылось крещение Высоцкого, не поздоровилось бы как минимум двум людям — его отцу, Семену Владимировичу Высоцкому, кадровому военному офицеру (его сразу бы отфутболили из армии за “плохую воспитательную работу в семье” и он остался бы без средств к существованию с “волчьим билетом”), и главному режиссеру Театра на Таганке Юрию Петровичу Любимову.

Сразу бы начались идеологические гонения вплоть до лишения должности. Еще бы — такой известный актер, и без того беспокойный, а тут еще — нате вам: взял да крестился! Вы куда ж смотрите-то, господин Любимов?! Уже был случай, когда две актрисы с Таганки крестились в Мцхете ночью, думали, что никто не узнает. Узнали тут же, и был грандиозный скандал.

В те времена во избежание шума и неприятностей часто крестили на дому или у знакомого батюшки в храме (выгадывали наиболее безопасный день и час). Но так получилось, что приятель Высоцкого, переводчик Давид Карапетян, предложил ему креститься в Армении, подальше от лишних глаз.

На вопрос, православная ли там церковь (а такой вопрос вполне мог быть), Карапетян, скорее всего, ответил утвердительно, потому что как армянин был убежден, что его вера — истинно православная. Да и название армянской Церкви — Православная и Апостольская. Возможно, он рассказал Высоцкому и о древности христианства в Армении.

Кроме того, все знают историю многострадального армянского народа, его страшный геноцид от турок. Нельзя исключать и то, что, обдумывая место своего будущего Крещения, поэт с нежностью и любовью вспоминал и свою мачеху, Евгению Степановну Лихалатову, в которой была и армянская кровь. Наверняка это теплое чувство тоже сыграло свою роль в его поездке именно в Армению.

Так или иначе, крещение это состоялось в 1970 году. По приезде в Армению Владимир Семенович был поражен ее видами, древними храмами и монастырями. Он гладил их седые стены, прикладывался к святыням, любовался на воды Севана и ощущал дыхание вечности. Нет сомнений в том, что Таинство Крещения он прошел глубоко искренне и с верой во Христа. Формально такой длинный путь не проделывают.

Что касается проблемы монофизитства, то вряд ли Высоцкий вообще знал о нем что-либо конкретно. И наверное, Давид Карапетян просто сказал ему, что Крещение будет происходить по православному обряду, в чем и сам, повторимся, был совершенно уверен. Когда Высоцкий вернулся в Москву, он далеко не всем рассказал о своем крещении. Только самым близким людям.

Поделился он радостью прежде всего с Людмилой Абрамовой, зная, что эта новость для нее будет по-настоящему радостной. Узнав об этом знаменательном событии, она подарила Высоцкому свою фамильную реликвию — Георгиевский крест.

Это был особый четырехконечный крест, очень красивый, и принадлежал когда-то ее прабабушке — сестре милосердия, которая удостоилась этого креста за самоотверженное служение больным и раненым на фронте. Высоцкий носил его постоянно. Большое же серебряное Распятие, с которым он как-то снялся на известных фотографиях, подарил ему уже в конце его жизни Михаил Шемякин.

Во время похорон, когда гроб с телом Владимира Высоцкого был выставлен на гражданскую панихиду и прощание, отец поэта из определенных опасений (не хотел, чтобы кто-то сфотографировал) снял с груди покойного Распятие и положил его где-то рядом. И кто-то его тотчас украл. Видимо, “на память”.

В музее Высоцкого, расположенном в Нижнем Таганском тупике, посетители часто спрашивают методистов, можно ли поминать Владимира Высоцкого за упокой в православных храмах. Что можно сказать по этому поводу? Тот, кто непременно хочет поминать, — поминать все равно так или иначе будет. Это — раз. Весь вопрос лишь в том, дойдет ли это поминовение до Бога.

Полагаю, что, конечно же, дойдет, если в основе просьбы ко Всевышнему лежит чистая любовь и желание облегчить боль ближнему. Два: есть еще один очень важный момент. Между двумя церквами — Армянской и Русской — нет литургического общения.

То есть в православном храме нет возможности полагать в Чашу заупокойную частицу просфоры за умершего, крещенного в Армянской церкви, чтобы омыть ее Кровью Христовой (при этом омываются грехи поминаемого человека). Нет соответствующей практики и у армян. Православный христианин призван быть послушным Матери-Церкви и учитывать все эти нюансы.

Хотя на самом деле в данном конкретном случае следует обратиться за разъяснением к нашим православным канонистам и специалистам по церковному праву: ведь, насколько известно, мы признаем действенность Крещения, совершенного в Армянской церкви, и принимаем всех желающих присоединиться к Русской православной церкви по так называемому третьему.

облегченному чину (первый чин — перекрещивание, второй — миропомазание) — через покаяние.

Поэтому если бы Владимир Высоцкий был жив, то скорее всего, он бы рано или поздно перешел в полноту православия (ведь он же изначально и желал креститься только по православному обряду и был уверен, что его крестили именно так) и стал прихожанином, к примеру, храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (одна из старинных церквей на Таганке, в пяти минутах ходьбы от театра, которая никогда не закрывалась). Почему бы и нет? Еще раз повторяю — вряд ли он знал все филигранные теологические заключения о монофизитстве. А даже если что и слышал, то, как светский человек, не придавал этому особого значения. И уж тем более он не был монофизитом. Смешно себе и представить. И тем не менее есть факт — жесткий и совершенно недвусмысленный: Высоцкий умер и оставил нам проблему своего церковного поминовения. Со своей стороны, он шел к Православной церкви, тянулся к Ней, открывался навстречу Христу. Да, многого поэт просто не знал, в сравнительном богословии (скажем об этом уже в третий раз) был несведущ. Просто пришло время, когда он всей душой захотел быть ближе к Богу. В Нем поэт увидел (или таинственно ощутил) путь к преодолению смерти — и всей душой захотел креститься, веря, что произойдет чудо обновления, появится пульс новой жизни и он спасется. Каждый из нас, верующих, тоже познал, почувствовал в своей жизни хоть раз эту несказанную радость надежды на преображающее действие веры! Такое же чувство зародилось тогда и в сердце у поэта. Чистое, светлое, окрыляющее, как белый парус “в тумане моря голубом” из возвышенного стихотворения М.Ю.Лермонтова. Так неужели мы никак уже не сможем пойти навстречу поэту и сделать для него то, что он сам уже совершить не в силах? Десятки тысяч людей хотят его поминать в православных храмах. Им говорят — надо молиться святому мученику Уару. И посылают в поселок Вешки Мытищинского района в одноименный храм. Но, во-первых, святой Уар ходатайствует перед Богом преимущественно за некрещеных. А во-вторых, не много ли возлагается людьми на этого мученика? Великое море записок, просьб… Получается, что он — единственный канал, через который молитва о язычниках, некрещеных и христианах других конфессий доходит до Небес? Больше никаких каналов, стало быть, нет?.. Повсюду и повсеместно, выходит, высится какая-то великая, до неба, стена из железобетона (наподобие тех, что возведены американцами в Багдаде) между канонически проблемными людьми и Богом? И посредник — один только святой Уар? Но так ли это на самом деле? А почему нельзя помолиться непосредственно Господу Иисусу Христу и Пресвятой Божией Матери? Конкретно за Владимира Семеновича Высоцкого, крещеного христианина? Прочитать записку и помолиться о нем, дабы Господь простил все его прегрешения (в том числе и совершенные по неведению) и изгладил их из книги его жизни? Ведь Всеблагий Господь посылает солнце светить праведникам и грешникам, всем людям земли. Он одинаково любит каждого человека и делает все, чтобы все спаслись и вошли в радость Его брачного пира вечного бытия. И Ему всегда угодна чистая молитва любви. Верю, что этот назревший вопрос вскоре получит свое оптимальное разрешение. Поэту так нужно именно спасительное церковное поминовение о его исстрадавшейся душе… Говорят, правда, что Высоцкого все-таки крестили там, в Армении, именно по православному обряду. Что ж, и это в принципе не исключено. Тогда можно поминать его и на Божественной литургии с присовокуплением слов “Аще крещен” (подразумевается, что в православие). Но, с другой стороны, как это могло быть? В то время православных приходов в Армении либо еще не было, либо они были закрыты. Время-то, время какое было!.. Да и сегодня их три на всю страну, если не ошибаюсь, плюс пара часовен. С другой стороны, Высоцкий был явно необычным человеком — и обстоятельства могли расступаться перед ним и выстраиваться в нужной последовательности. Вплоть до встречи именно с православным батюшкой в далекой Армении. Ведь есть же армяне, симпатизирующие православию. Лично знаю нескольких из них. Подобные им вполне могли быть, по Промыслу Божию, и тогда, даже и среди священства. Так или иначе крещение Высоцкого — факт, и всем нам пришла пора делать выводы. В соответствии с тем, что подсказывает нам наша совесть, которая у всех у нас одна. А вот что писал Высоцкий Марине Влади незадолго до смерти:

Читайте также:  «шайтан»: какую страшную тайну скрывает озеро в кировской области

И сверху лед и снизу, маюсь между. Я жив, тобой и Господом храним. Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

Последняя строчка — не признак гордыни, нет. Ни о каком полном оправдании речь здесь, конечно, не идет. Поэт как светский человек подразумевает лишь то, что багаж его жизни не совсем пуст и никчемен. И мы знаем, что это правда.

Сказать же Господу так, как сказали бы при виде Его величия и совершенства все Святые Отцы: “Боже, я наг и нищ и слеп, и нет во мне ничего путного…”, он не смог — не было духовного опыта… Но Высоцкий был искренен и не лукавил. Хочется верить, что эти внешне гордые слова не вменятся ему в осуждение.

* * * Как-то один православный выразил безапелляционную уверенность в том, что Высоцкому после смерти уготованы вечные муки. За пьянство, за прелюбодейство, за блатной эпатаж и за наркотики. “Ты только посмотри на образ его кончины! — уверенно говорил он мне. — Какова кончина человека, такова и его участь в вечности”. Что ж, внешне все верно.

Но если рассуждать именно в этом ключе, то и мы все без исключения непременно подпадаем под те же осуждение и смерть. Каждый настоящий христианин знает о себе то, что его грехи бесчисленны, как песок морской, и уповает только на милость Божию, что превозносится над судом. Поэтому не надо все решать за Бога.

Гораздо полезнее учиться великодушно прощать падших и страдающих людей, наших ближних. Глядишь, в свое время и нас в чем-то помилуют… Но не это главное, не торги, а любовь Христова, которой любят не рассуждая, от горячего преизбытка милостивого сердца. Разве не так? Суды Божии — не суды человеческие.

И если мы сегодня не декларативно, а на деле желаем бороться за возрождение христианской духовности, наше традиционно сердобольное и сострадательное отношение к поэтам России (а в их судьбе всегда — общее настроение и боль всего российского общества — всех времен) следует распространить и на творчество русского поэта Владимира Семеновича Высоцкого, молясь в сердце о том, чтобы Господь принял его измученную душу и определил ей по Своей неизбывной любви быть там, где этому великому земному страдальцу будет навсегда хорошо.

Подготовила для газеты «Новое время» http://www.nv.am

Источник: https://shuv-petrosyan.livejournal.com/87711.html

Стенания ключника о Крещении Высоцкого

grigor_yanПротоиерей Михаил Ходанов о крещении Владимира Высоцкого в Армянской Апостольской Церкви и его «проблемы» в связи с поминанием покойного, крещенного у «монофизитов»… Красным вставлю в текст свои реплики.

Материал (сокращенный) от сайта «Ключники и Православие и мир» 

http://www.pravmir.ru/vladimir-vysockij-est-chto-spet-pered-vsevyshnim-pesni-v-ispolnenii-prot-mixaila-xodanova/______________________________

Тайна крещения Высоцкого

Крещение Высоцкого произошло в начале 1970 года. Причина принять это Таинство – горячее желание самого поэта.

При общении на эту тему с близкими Владимира Семеновича, а именно с его второй супругой Людмилой Владимировной Абрамовой, я понял, что приятель Высоцкого, переводчик с итальянского Давид Карапетян (он недавно скончался), сын тогдашнего предсовмина Армянской ССР, помог ему осуществить этот замысел.

Чтобы избежать опасности огласки Крещения в Москве (поэт не хотел неприятностей ни своему отцу, кадровому офицеру, ни режиссеру Ю.П. Любимову, в труппе которого работал), Высоцкий поехал с Карапетяном в Армению, где и принял Святое крещение.

Ага, а фотографироваться «грудь нараспашку» с распятием, типа не боялся огласки… на редкость тупое объяснение причин крещения в Армении. 

Через Крещение Высоцкий попытался подняться над действительностью, обрести чистоту и ощутить присутствие Живого Бога, увидеть оправдание своего нового периода жизни, доказать самому себе, что всё у него теперь будет по-другому – светло и богоугодно.

Все, кто любил и страдал от боли личных страстей и томлений, когда ломается вся прежняя жизнь и на ее обломках мучительно возникает что-то новое, легко поймут это окрылявшее поэта чувство.

  Многие любящие доподлинно знают, что любовь неотделима от жажды ощущения Всевышнего и Его благословения. Оттого влюбленные как чистого, так и грешного замеса,  часто ездят по храмам и монастырям – и нередко принимают Святое Крещение.

Как священник с двадцатилетним стажем, я был таким ситуациям не раз и не два живой свидетель. То же произошло и с Высоцким.

Протоиерей Михаил Хаданов

Как поминать Высоцкого? Раньше люди ездили в подмосковные Мытищи, в храм святого мученика Уара, который, по преданию Церкви, принимает прошения за некрещеных и сонм иных проблемных людей: самоубийц, иноверцев и «поганых», то есть язычников.  Однако в данном случае нет смысла ограничиваться предстательством этого святого. Русская Православная Церковь признает действенность Крещения, совершенного в Армянской Апостольской Церкви.

Высоцкий совершенно не знал разницы  между двумя Церквями, не ведал тонкостей армянского монофизитства. Это был 1970 год. Скорее, всего, ничего не знал о монофизитстве и сам Карапетян. Он, как и большинство  армян, был совершенно уверен в том, что  Армянская Церковь – древняя и  православная.

Обычная для ключника логика — считает людей тупее себя. Он, типа знает «тонкости армянского монофизитства». Хотелось бы проверить его «знания».  Наверное, самая «богословская» книжка из прочитанных им, это какая-нибудь ключническая брошюрка про «Благодатный огонь». 

Так вот – о поминовении. Если бы Высоцкий был жив, то его присоединение в Русской Церкви произошло бы через простое покаяние. Не ведал, мол, не знал, не понимал. Что, собственно и соответствовало действительности. Однако поэт умер, и не успел покаяться в том, в чем, по сути, совсем и не был виноват. Надеюсь, это понятно.

Фрустрирует «батяня», типа — «вот кабы, у бабушки выросли усы»»… Не допускает мысли, что Высоцкий мог сознательно выбрать именно ААЦ.

Что же теперь делать? А вот что. Решать данный вопрос должно не хмуро-ригористически, в духе мрачного Торквемады и неумолимо «святой» инквизиции, а руководствуясь принципом икономии, то есть сострадания и любви, так как Бог христиан есть Любовь.

Я просто таки уверен, что Высоцкий посмеялся бы над переживаниями сего своего «православного» почитателя. Наверное, он ответил бы ему «что делать» в стиле — «идти и не оборачиваться»…

Между двумя церквами – Армянской и Русской – нет литургического общения. То есть в православном храме нет возможности полагать в Чашу заупокойную частицу просфоры за умершего, крещенного в Армянской церкви, чтобы омыть ее Кровью Христовой (при этом омываются грехи поминаемого человека).

И как это Христианство существовало до того, как в византийском обряде было придумано совершать это действо? И как без этого обходились апостолы и великие Отцы Православия? И как мы все без этого обходимся? Наверное, «батяня» сам в себе думает, что душе Высоцкого без этого никак…

Православный христианин призван быть послушным Матери-Церкви и учитывать все эти нюансы.

Вообще-то, православный христианин должен быть верным Христу, а не сверх меры заморачиваться конфессиональными особенностями обряда. 

Хотя на самом деле в данном конкретном случае следует обратиться за разъяснением к нашим православным канонистам и специалистам по церковному праву: ведь, насколько известно, мы признаем действенность Крещения, совершенного в Армянской церкви, и принимаем всех желающих присоединиться к Русской православной церкви по так называемому третьему.

облегченному чину (первый чин – перекрещивание, второй – миропомазание) – через покаяние.

Поэтому если бы Владимир Высоцкий был жив, то скорее всего, он бы рано или поздно перешел в полноту православия (ведь он же изначально и желал креститься только по православному обряду и был уверен, что его крестили именно так) и стал прихожанином, к примеру, храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

Почему бы и нет?

Меня всегда умиляли эти ключнические сопли про их «полноту православия». Как только это слышу, сразу воспринимаю сказавшего аки слабого умом. Человек сидит и бредит на тему — «как бы поступил Высоцкий, кабы то или кабы это…». А мне так сдается, что Высоцкий презирал ключников и прекрасно знал цену людям и идеям, и скорее всего выбрал ААЦ, потому что встретил в РПЦ какого-нибудь вот такого мракобеса. 

И тем не менее есть факт – жесткий и совершенно недвусмысленный: Высоцкий умер и оставил нам проблему своего церковного поминовения.

Никакой проблемы нет. Его родственники и все, кто хочет помянуть его, может сделать это в любом приходе Святой Армянской Церкви, и помянуть именно как чадо Армянской Церкви. Да и не обязательно это быть родственнику.

Всякий верующий ААЦ может попросить священника отслужить панихиду о человеке крещенном в ААЦ.

И я прямо могу предложить даже русским верующим, встречающимся со священниками-ключарями в РПЦ, прийти в армянский приход и попросить отслужить по Высоцкому панихиду. 

Со своей стороны, он шел к Православной церкви, тянулся к Ней, открывался навстречу Христу.

Он шел, и ПРИШЕЛ к Православной Церкви. Как бы это не было обидно ключарям. 

Да, многого поэт просто не знал, в сравнительном богословии (скажем об этом уже в третий раз) был несведущ. Просто пришло время, когда он всей душой захотел быть ближе к Богу. В Нем поэт увидел (или таинственно ощутил) путь к преодолению смерти – и всей душой захотел креститься, веря, что произойдет чудо обновления, появится пульс новой жизни и он спасется…

А в остальном  Всемилостивый Господь уже Сам во всем разберется – гораздо лучше всех земных богословов, вместе взятых – и все наилучшим образом управит, к нашей всеобщей пользе. И – определит поэту с его предельно израненным и исстрадавшимся за людей России сердцем быть там, где это наиболее полезно и нужно именно ему.

О том, что решение креститься было серьёзным, говорит простой факт: в главных своих стихах поэт думал о том, как «что спеть, представ перед Всевышним». Вы не найдёте такого мотива в тогдашних стихах современников Высоцкого – от Евтушенко до Бродского.

Источник: https://grigor-yan.livejournal.com/108905.html

Высоцкий, армянские странички и тайна крещения. 33 года как..

«На этот раз мне не вернуться,    Я ухожу, придет другой…»   

Первый раз в Армении Высоцкий побывал в 1970 году. Однако армянское окружение сопровождало Высоцкого с самого детства.

«Мамой Женей» называл он мачеху Евгению Лихалатову (в девичестве Мартиросову) Уроженка Баку, она была вывезена матерью в Астрахань во времена армянских погромов 1918 — 1919 гг. Оставшийся в Баку отец вскоре умер от сыпного тифа.

В том же Баку в 1942 г. трагически погиб её первый муж Р. Лихалатов, чью фамилию она продолжала носить до самой смерти.

Отроческие годы будущего поэта неразрывно связаны с именем легендарного Левона Кочаряна, сына знаменитого актера и рассказчика, народного артиста СССР и Армянской ССР Сурена Акимовича Кочаряна. Именно дома у Кочаряна будущий большой поэт познакомится с такими незаурядными личностями, как Василий Шукшин и Андрей Тарковский, Эдмонд Кеосаян и Артур Макаров, Григорий Поженян и Юлиан Семенов.

Именно на кочаряновском «Днепре-10» и были сделаны первые записи молодого Высоцкого. Стоит ли говорить, что Володе тогда было семнадцать лет, и что именно кочаряновская квартира это и есть знаменитый дом на Большом Каретном.

Левон Кочарян был организатором и душой знаменитой «компании на Большом Каретном», которая так много значила в жизни Владимира Высоцкого (Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном. Где твои семнадцать бед? На Большом Каретном. Где твой черный пистолет? На Большом Каретном.

Читайте также:  Как воспринимают русскую кухню разные народы мира

А где тебя сегодня нет? На Большом Каретном…)   Высоцкий специально ездил со своим другом Давидом Карапетяном в Армению, чтобы там, вдали от чужих глаз, пройти обряд крещения.

«Володе хотелось и посмотреть Армению, и он рассчитывал, что он там с кем-то встретится, кому-то споет. Все это так, но главная его цель была – креститься. 

Протоиерей РПЦ и исследователь творческого и христианского пути Высоцкого Михаил Ходанов пишет:

» Интересно, что Д. Карапетян впоследствии написал воспоминания о своих встречах с Высоцким, но факт крещения в книге не отразил. Почему? В воспоминаниях преобладает мирской дух, смакуются мужские страсти и прочее.

Очевидно, что для автора крещение Высоцкого не имело какой-то особой значимости. Личные похождения выглядели куда привлекательнее. Ну да ладно. Все равно – огромная благодарность Давиду Сааковичу за его поистине добрый поступок.

Верю, что за это ему простится множество грехов.

Как поминать Высоцкого? Раньше люди ездили в подмосковные Мытищи, в храм святого мученика Уара, который, по преданию Церкви, принимает прошения за некрещеных и сонм иных проблемных людей: самоубийц, иноверцев и «поганых», то есть язычников.  Однако в данном случае нет смысла ограничиваться предстательством этого святого.Русская Православная Церковь признает действенность Крещения, совершённого в Армянской Апостольской Церкви.

Высоцкий совершенно не знал разницы  между двумя Церквями, не ведал тонкостей армянского монофизитства. Это был 1970 год. Скорее, всего, ничего не знал о монофизитстве и сам Карапетян. Он, как и большинство  армян, был совершенно уверен в том, что  Армянская Церковь – древняя и  православная.

Так вот – о поминовении. Если бы Высоцкий был жив, то его присоединение в Русской Церкви произошло бы через простое покаяние. Не ведал, мол, не знал, не понимал. Что, собственно и соответствовало действительности. Однако поэт умер, и не успел покаяться в том, в чем, по сути, совсем и не был виноват. Надеюсь, это понятно.

Что же теперь делать? А вот что. Решать данный вопрос должно не хмуро-ригористически, в духе мрачного Торквемады и неумолимо «святой» инквизиции, а руководствуясь принципом икономии, то есть сострадания и любви, так как Бог христиан есть Любовь.

Между двумя церквами – Армянской и Русской – нет литургического общения.

То есть в православном храме нет возможности полагать в Чашу заупокойную частицу просфоры за умершего, крещенного в Армянской церкви, чтобы омыть ее Кровью Христовой (при этом омываются грехи поминаемого человека).

Православный христианин призван быть послушным Матери-Церкви и учитывать все эти нюансы.

Хотя на самом деле в данном конкретном случае следует обратиться за разъяснением к нашим православным канонистам и специалистам по церковному праву: ведь, насколько известно, мы признаем действенность Крещения, совершенного в Армянской церкви, и принимаем всех желающих присоединиться к Русской православной церкви по так называемому третьему. облегченному чину (первый чин – перекрещивание, второй – миропомазание) – через покаяние. «

Мне, крещённому в Грузинской православной церкви,  несколько странно слышать что, армяне, принявшие христианство в качестве государственной религии за 725 лет до крещения Руси 1700 лет заблуждались в своём православии вместе с Высоцким.

Однако оставим это спорное утверждение и богословский спор на совести клириков Русской и Армянской Церквей.

 Думаю для Высоцкого большее значение имели не конфессиональные разночтения, а совсем другие приоритеты, среди которых было восприятие Армении и Армянской Церкви через рассказы своей мачехи армянки и его армянских друзей.

 Он мог креститься как в России, так и в Грузии, и вряд ли испугался бы преследования уже только потому, что в те годы брежневской оттепели даже многие члены партии не боялись крестить своих детей.  Впрочем , в случае с Высоцким, речь точно шла не о церкви и приоритетах, а скорее о небесном и земном.

Интересны воспоминания Светланы Светличной: «В 1965 году Высоцкий снялся у Эдика Кеосаяна в «Стряпухе». Мне кажется, что он снимался не для того, чтобы была еще одна кинематографическая роль. Просто Эдик Кеасоян, с Левой Кочаряном видно договорились его занять, чтобы Володя не чувствовал себя одиноким, ненужным, забытым».

Левон Кочарян скончался от рака в 1970 году.

Миша Ястреб (легендарный московский вор, в перерывах между «отсидками» часто бывал на Большом Каретном) пережил Леву. 16 сентября 1970 года, когда хоронили Кочаряна, он пытался прорваться на панихиду, размахивая на проходной справкой об очередном освобождении, а его не пускали. Вышел Юлиан Семенов и провел его по своему красному удостоверению к гробу.

Гражданская панихида на «Мосфильме»…

Высоцкий на Большом Каретном — эта тема, требует отдельного разговора.

Сам Высоцкий часто рассказывал на концертах о своем друге, об истории создания знаменитых песен из Каретного цикла, а в конце добавлял: «Нет хозяина этой квартиры, нет Левы Кочаряна… Он успел снять только одну картину как режиссер — «Один шанс из тысячи»… Он его поймал и быстро умер. Он успел немного.

Он жил жарко — вспыхнул и погас — мгновенно». Показательно, что авторами сценария снятого в 1968 году на Одесской киностудии фильма «Один шанс из тысячи» были Андрей Тарковский, Левон Кочарян и Артур Макаров.

  Интересны воспоминания Светланы Светличной: «В 1965 году Высоцкий снялся у Эдика Кеосаяна в «Стряпухе». Мне кажется, что он снимался не для того, чтобы была еще одна кинематографическая роль. Просто Эдик Кеасоян, с Левой Кочаряном видно договорились его занять, чтобы Володя не чувствовал себя одиноким, ненужным, забытым».

Валерий Нисанов вспоминал: «Однажды Володя зашел ко мне домой – это было в конце мая 1980 года. А у меня на стене висят фотографии, на одной из них я снят вместе с Левой Кочаряном. Володя остановился перед этой фотографией и долго-долго стоял и смотрел. Не знаю, что когда-то между ними произошло, но у Володи вдруг началась истерика, самая настоящая, со слезами…».      

Марина Влади в своей книге «Владимир, или Прерванный полет» пишет: «Среди твоих любимых артистов есть один, нежность к которому у тебя безгранична. Его зовут Енгибаров. Он молод, в нем все прекрасно. Он тоже своего рода поэт, он заставляет смеяться и плакать публику – и детей , и взрослых.

Этот удивительный атлет творит чудеса на арене, и если тебе удается на несколько секунд сделать «крокодила на одной лапе», то он без видимого усилия может больше минуты оставаться в таком положении… Однажды тебе звонят, и я вижу, как у тебя чернеет лицо. Ты кладешь трубку и начинаешь рыдать, как мальчишка, взахлеб. Я обнимаю тебя, ты кричишь:«Енгибаров  умер».

Леониду Енгибарову Высоцкий посвятил стихотворение «Енгибарову от зрителей» и песню «Канатоходец».

Точная дата знакомства Высоцкого с Параджановым неизвестна. Вероятно, это произошло во второй половине 60-х годов, возможно, во время гастролей «Таганки» в Киеве в сентябре 1971 года. Как пишет редактор журнала «Украинская культура» А.

Яремчук, «очень колоритная публика приходила в квартиру 64 по бульвару Тараса Шевченко… В те времена побывать в Киеве и не зайти к Параджанову считалось почти неприличным».

Разумеется «Таганка» посетила Параджанова, но Высоцкий бывал в Киеве довольно часто и до тех гастролей.

Оказывается, Параджанов хотел использовать Высоцкого в своём фильме в качестве… действующего лица.

В августе 1972 года Высоцкий и Влади отдыхали в Юрмале. В это же время там был и Параджанов.

Однажды в номере Высоцкого отключили воду, и он позвонил Параджанову, попросил оставить ключи от номера у портье. Войдя в комнату, они увидели на столе фрукты, сигареты, минеральную воду.

Сюрприз открылся чуть позже: к душу, сверху, был прикреплён букет роз – так, чтобы вода лилась на Марину с охапки цветов…

Пока никто не может сказать наверняка, установлены ли были подслушивающие устройства в квартире Высоцкого. Запись же разговоров Параджанова велась, во всяком случае, перед арестом. А.Яремчук в документальной повести «Параджанов – «безумный» гений в украинской пустыне» приводит слова следователя Е.

Макашова, который вёл дело Параджанова: «Он интересный рассказчик. Но я бы с ним не дружил. Знаете, почему? Он крайний эгоцентрист. Во время следствия ко мне попала магнитофонная запись. Параджанов у себя на квартире спрашивал пьяного Высоцкого: «Ну, скажи, разве есть в этой стране гении, кроме нас с тобой?!».

Высоцкий был в Киеве с концертами в ноябре 1973 г. Возможно, именно тогда и была сделана эта запись.

Возможно, последний раз Высоцкий и Параджанов встречались в сентябре-октябре 1979 г., когда Театр на Таганке гастролировал в Тбилиси. Верный себе, Параджанов пригласил к себе, на улицу Коте Месхи, весь театр. «Вино лилось рекой, песни струились, балконы ломились от фруктов… С Высоцким у него была отдельная встреча», – писал В.Смехов.

Параджанов очень любил Высоцкого. Поэтому, когда в октябре 1981 года он инкогнито приехал в Москву (инкогнито, поскольку после тюрьмы ему было запрещено туда ездить) и Ю.Любимов пригласил его на общественный просмотр спектакля «Владимир Высоцкий», то Параджанов не только пришёл на спектакль, но и выступил на обсуждении.

«Ереванские гастроли» были, в общем-то, случайными: поехали вместе в Сочи, а через несколько дней оказались, что называется, «на мели». И тогда Володя попросил Давида организовать концерт в Ереване.

Выступал он в каком-то очень большом и хорошем зале. Зал битком, причем видно: наверняка какое-то закрытое учреждение. И… ни одного магнитофона у публики. Стало быть, в эту контору с магнитофонами нельзя.

Радуясь такому случаю, Высоцкий решил оттянуться по полной программе: раз не пишут — можно петь запрещенные песни! И выдал на всю катушку. Зал в восторге, стол ломился от угощений, деньги подали в конверте тут же по окончании и новенькими купюрами! Высоцкий аж растрогался от такого сверхгостеприимства.

Даже по хлебосольным кавказским обычаям. И когда ехал обратно, спросил организатора концерта: что это за организация, где его так прекрасно принимали. И на свой вопрос получил простенький ответ: «Это КГБ Армении». Высоцкий побелел. Он понял, почему не было магнитофонов в первом ряду.

Поменявшегося в лице Высоцкого успокоили; «Ничего-ничего, всё в порядке, приезжайте к нам снова. Спасибо Вам большое!».

Будучи в Армении поэт побывал и на озере Севан. В 2002 г. в Москве вышел сборник памяти Высоцкого. В него вошли главы из второго, дополненного издания книги Давида Карапетяна «Высоцкий. Между словом и славой» и три повести известного сценариста и режиссера Ильи Рубинштейна «Городской романс», «Прыг-скок», «Это был воскресный день».

Любопытен отрывок из первой части сборника «Семь путешествий с Владимиром Высоцким», посвященный пребыванию поэта в Армении в апреле 1970 года: «Поездку на Севан организовал Ревик; с нами были два-три его приятеля и Баграт Оганесян, — пишет Карапетян.

— Приехали, походили по берегу клином врезавшегося в Севан полуострова… Синяя чаша озера в оправе дымно-фиолетовых скал Володю заворожила. Он жадно вбирал ноздрями его тревожный воздух. Заметив на вершине холма две небольшие старинные церкви, ему захотелось их увидеть вблизи.

К храмам вели выбитые в скальной породе крутые ступени. Чтобы помочь гостю, Ревик взял его под локоть, но тот, вежливо отстранившись, пробурчал: «Я сам». Добравшись до первой церковки, запыхавшийся Володя начал гладить ее сырые замшелые камни. До сих пор жалею, что никто не захватил с собой фотоаппарата.

Потом нас пригласили в прибрежный ресторан «Ахтамар» отведать прославленной севанской форели…».

» Левон Суренович Кочарян оказал огромное влияние на молодого Высоцкого и потому следует рассказать о нем подробнее.

Анатолий Борисович Утевский вспоминает: «Левушка был удивительным человеком: прекрасно знал литературу и кино, пел, играл на гитаре, был спортсменом — великолепно боксировал, на съемках сам водил танки, а Толя Гарагуля, капитан теплохода «Грузия», рассказывал, что однажды Лева сам пришвартовал теплоход.

Лева любил удивлять людей — мог выпить бокал шампанского и закусить фужером. Спокойно жевал бритвы, мог проколоть щеку иголкой. Это производило впечатление, особенно на молодых девушек. Кочарян был очень разносторонним человеком — не было профессии или ремесла, которыми он не смог овладеть.

Читайте также:  Владленов, октябрина, ренал: какие имена татары давали детям в ссср

В доме он буквально все сделал сам, мог сшить себе рубашку… Потом вдруг стал увлекаться абажурами — у всех у нас были Левушкины абажуры. На каком-то своем фильме сам сконструировал и построил не то бричку, не то тачанку. Не было профессии или ремесла, которыми бы он не смог овладеть…      В общем, Лева был человеком уникальным.

Эта уникальность проявлялась прежде всего в его умении дружить, выслушать и понять близких друзей, коллег по работе, просто знакомых. Именно поэтому многие тянулись к нему…      Кочаряна как второго режиссера ценили многие наши известные мастера. На «Мосфильме» даже говорили, что Кочарян — первый среди всех вторых режиссеров.

      Общение с Кочаряном всем нам давало много, а Володе, как мне кажется, особенно. Во многих вещах он просто подражал Кочаряну. Леву любили многие люди и, как вы понимаете, было за что…».

.        За пять месяцев до… Высоцкий на концерте в Долгопрудном произнёс следующую фразу о своих друзьях  «…В этой компании мы прожили вместе нашу молодость, и, в общем, я писал для них».И,  возможно, именно там, на Большом Каретном, и состоялось его первое духовное крещение.     

Источник: https://hayduk.livejournal.com/360744.html

�звестный миссионер считает, что Высоцкий был православным

�звестный миссионер, настоятель нескольких московских храмов игумен Сергий (Рыбко) не сомневается в том, что Владимир Высоцкий принадлежал к Православной церкви.

«РљРѕРЅРµС‡РЅРѕ же, сам РѕРЅ ощущал себя православным человеком. Р� РєРѕРіРґР° его отпевали РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ церкви, никто РІ этом РЅРµ сомневался. Так что здесь РЅРµ только логика, РЅРѕ Рё факты.

В творчестве его можно найти многое.

РќРѕ есть Рё явные проявления православного сознания», — сказал священник, слова которого РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ православная газета «РљСЂРµСЃС‚РѕРІСЃРєРёР№ РјРѕСЃС‚».

Отец Сергий собрал немало сведений о том, где и как был крещен В.Высоцкий.

По свидетельствам бывшей жены поэта Людмилы Абрамовой, он ездил креститься в Армению, и поводом для этой поездки стало то, что у главного режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова были неприятности после того, как крестились две его актрисы.

«РћР± этом узнали РіРґРµ надо, Рё режиссера вызывали РЅР° ковер.

Рђ Сѓ Владимира Семеновича как раз наступил такой момент, РєРѕРіРґР° РѕРЅ созрел для крещения Рё ждать уже РЅРµ РјРѕРі. Высоцкий — человек порывистый, деятельный.

Р� РІРѕС‚ РѕРЅ решил, чтобы РЅРµ подводить Любимова, креститься РіРґРµ-РЅРёР±СѓРґСЊ подальше», — рассказал миссионер.

По его словам, в то время в Армении действовала епархия Русской церкви, больше десятка православных храмов.

«РџСЂРµРґСЃС‚авьте себя РЅР° месте Высоцкого: зачем же ему было креститься РІ армянском храме, РєРѕРіРґР° есть СЂСѓСЃСЃРєРёР№? Р’ Ереване тогда был СЂСѓСЃСЃРєРёР№ православный храм, есть Рё сейчас. Р� почему же СЂСѓСЃСЃРєРёР№ человек пошел Р±С‹ принимать крещение РЅРµ РІ СЃРІРѕР№ храм, Р° РІ армянский? РЈ него же РґСЂСѓР·СЊСЏ православные, РѕРЅРё Р±С‹ его просто РЅРµ поняли. Так что крестился Высоцкий действительно РІ Армении, РЅРѕ гораздо вероятнее, что таинство было совершено РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј православном храме», — считает отец Сергий.

Ранее одна женщина ему рассказала, как в 1990-е зашла на Ваганьковское кладбище и застала у могилы В.Высоцкого монахиню с большим букетом цветов.

Выяснилось, что ее духовный отец — кавказский отшельник — благословил ее каждый месяц приносить РЅР° могилу поэта большой букет цветов. Как оказалось, Р’.

Высоцкий регулярно помогал кавказским отшельникам, направляя по несколько тысяч рублей.

«Р РµС‡СЊ Рѕ наших СЂСѓСЃСЃРєРёС… православных отшельниках. РЇ сам там был Сѓ РЅРёС… РІ горах, как раз РІ начале восьмидесятых.

Жил с ними некоторое время, там и созрело мое решение принять монашество.

Эта тайная помощь — свидетельство реальной СЃРІСЏР·Рё Владимира Высоцкого СЃ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церковью, его принадлежности Рє ней», — добавил отец Сергий.

РџРѕ его мнению, «РЅРµ будет никакого греха, если РјС‹ будем поминать Владимира Семеновича РїРѕ-православному, Р° коли ошибемся, Господь нас поправит».

�нтерфакс

Источник: https://borisov-spas.by/pravoslavny-e-novosti/izvestnyj-missioner-schitaet-chto-vysockij-byl-pravoslavnym.html

Владимир Высоцкий специально ездил в Армению, чтобы креститься, сообщила первая жена поэта

Владимир Высоцкий был крещен в православии либо в армянском монофизитстве. Об этом рассказала в интервью приходской газете «Струна души» расположенного в Калужской области Белоусовского храма преподобномученницы Елизаветы РПЦ МП первая жена поэта, Людмила Владимировна Абрамова, передает «Благовест-инфо» со ссылкой на «Regions.Ru».

По ее словам, Высоцкий специально ездил со своим другом Давидом Карапетяном в Армению, чтобы там, вдали от чужих глаз, пройти обряд крещения. «Володе хотелось и посмотреть Армению, и он рассчитывал, что он там с кем-то встретится, кому-то споет.

Все это так, но главная его цель была – креститься. Почему не в Москве? Володин отец – член партии, Юрий Петрович Любимов – член партии. Уже были случаи, когда в Грузии (в Москве никто не решался) две актрисы таганские крестились в Мцхете.

Ночью поехали – думали, что никто никогда не узнает. Узнали тут же!» — рассказала Абрамова.

«Если бы, скажем, где-то в Сергиевом Посаде Володя окрестился — это было бы большим скандалом, надолго большой болячкой, неприятностью и драмой между Володей и очень близкими ему людьми», — пояснила бывшая жена Высоцкого.

Абрамова подчеркнула, что не сомневается в том, что Высоцкий прошел обряд крещения. «То, что он крестился и после этого носил нательный крест – это я вам ручаюсь! И есть много фотографий, где Володя с нательным крестом», — рассказала она.

По мнению Абрамовой, некоторые из близких Высоцкого знали, что он крестился. «Марина (Влади) знала, что они с Давидом ездили для того, чтобы креститься, и даже об этом какие-то не очень добрые строчки есть в книге ее воспоминаний», — пояснила она.

«Ему (где-то в самом конце жизни уже) Миша Шемякин подарил серебряное распятие. Тяжелое, на роскошной цепочке. И в страшные дни прощания с Володей, Семен Владимирович перед всеми извинился и снял с Володи это распятие: вдруг чьи-то фотографии, вдруг кто-то, что-то – пойдут разговоры…

И Семен Владимирович с Володи распятие снял. Оно лежало близко от тела Володи, и у кого-то поднялась рука эту вещь стащить. Я уверена: не из-за того, что это была дорогая, большая и серебряная штуковина.

А как память, как внутреннее доказательство, что Володя был искренне верующим человеком», — рассказала Абрамова.

Бывшая жена поэта уверена, что Высоцкий крестился именно по православному обряду. «В каком храме Володя крестился, я не знаю. Но он ехал креститься в православие. Просто потому, что русские поэты без этого просто трудно представимы. От самых лучших и самых первых, самых любимых наших поэтов (включая и Мандельштама, и Ахматову) — все это были для Володи дорогие имена», — считает Абрамова.

Отметив, что Высоцкий не был по-настоящему воцерковленным, Абрамова уточнила, что учитывая идеологические строгости того времени, не решалась расспрашивать поэта о его отношении к Церкви, выяснять, ходит ли он на исповедь и к причастию. При этом она уверена, что Высоцкий не только формально, но и душой стремился к Богу.

«Мы должны помнить: что это было за время, насколько все это было трудно тогда. Мы должны это понимать. И должны молиться, чтобы Бог ему его грехи, недоразумения, ошибки, вольные и невольные, простил. Он к Богу шел. Ему, действительно, было что спеть перед Всевышним.

Потому что он пел для людей, для народа – о добре», — считает Людмила Владимировна Абрамова.

Пожалуйста, поддержите «Портал-Credo.Ru»!

Источник: https://credo.press/95424/

Почему Высоцкий был крещен в армянской церкви

В апреле 1970 году Владимир Высоцкий вместе с другом Давидом Карапетяном отправился в Армению, чтобы между отдыхом и различного рода встречами, втайне от посторонних лиц, пройти обряд крещения в Армянской Апостольской церкви. Но почему же в качестве духовного пристанища Высоцкий предпочел армянский вариант христианства?

Осознанное решение

По мнению его первой жены, Людмилы Абрамовой, это было осознанное решение зрелого мужчины, стремившегося душой к Богу.

Специально съездив в Ереван, вдали от Москвы Владимир спокойно исполнил задуманное, чтобы ни его отец – кадровый военный и ярый коммунист, ни партийный руководитель театра Юрий Любимый не только не могли повлиять на него, но и не узнали об этом факте.

И хотя долго скрывать это событие не получилось, первой о своем крещении Высоцкий сообщил именно Людмиле, которая подарила ему свою семейную реликвию – доставшийся ей от прабабушки, сестры-милосердия, Георгиевский крест.

И хотя Владимира Семеновича нельзя было назвать воистину воцерковленным человеком, тем не менее он ощущал острую потребность в диалоге с Господом и постоянно носил нательный крестик.

К слову, запечатленное на нескольких фотографиях на груди Высоцкого большое серебряное распятие он получил в дар от своего друга Михаила Шемякина.

Оно было на Владимире и в день, когда гроб с телом артисты был выставлен на гражданскую панихиду, однако его отец из соображений безопасности снял с сына распятие и спрятал под саваном, откуда оно загадочным образом исчезло.

Мама Женя

Близкие актера и поэта допускают, что желание креститься в армянской церкви у Высоцкого возникло из-за его искренней любви ко второй жене отца – армянке Евгении Лихалатовой (Мартиросовой), которую он никогда не называл мачехой, а только «мамой Женей».

Именно она, воспитывавшая его с 7-летнего возраста как собственного сына, поддерживала творческие начинания Владимира и настояла, чтобы мальчик продолжил занятия в драматическом кружке, когда оба его родителя высказывали противоположное мнение.

Авария

Левон Блбулян, занимавшийся переводом творчества Высоцкого на армянский язык, полагает, что причиной крещения Владимира была ужасная авария, в которую тот вместе с Давидом Карапетяном попали в его единственный приезд в Армению.

Чудом оставшись в живых и отделавшись несколькими царапинами, Владимир изъявил желание посетить церковь и принять важнейшее христианское таинство.

В своей книге «Семь путешествий с Владимиром Высоцким» Карапетян описал, как поэт, пораженный красотой двух храмов, устроившихся на вершине врезающегося в озеро Севан утеса, попросил друзей отвезти его туда.

Оказавшись на месте, он обнаружил, что к храмовому комплексу Севанаванк ведет выдолбленная в скале длинная крутая лестница.

Когда с целью помочь один из друзей захотел взять Владимира под локоть, тот отказался и сосредоточено сказал: «Я сам!».

Преодолев без чьей либо помощи этот путь, Высоцкий, припав к стенам древнего храма, стал гладить его сырые стены, словно желая зарядить свою внутреннюю батарейку частичкой его многовековой энергии.

Армянское окружение

Свою лепту в намерение Высоцкого креститься в Армянской Апостольской церкви, скорее всего, внесли его друзья-армяне, которыми он был окружен с юношеских лет. Полтора года Владимир Семенович прожил в одних стенах вместе со своим старшим товарищем кинорежиссером Левоном Кочаряном, который записывал на личный катушечный магнитофон «Днепр-10» дебютные песни друга.

В свои 17 лет Высоцкий благодаря Кочаряну познакомился с такими интересными персонами, как Андрей Тарковский, Артур Макаров, Василий Шукшин, Эдмонд Кеосаян, Юлиан Семенов и Григорий Поженян, которые были завсегдатаями кочаряновской квартиры на Большом Каретном переулке.

Этот адрес, впоследствии обессмерченный в знаменитой песне, стал важной частью биографии, искавшего свое место под солнцем Высоцкого. С Левоном Владимира связывала не только дружба, но и совместная работа: он снялся во всех картинах, на которых работал скоропостижно скончавшийся Кочарян.

Другим рано ушедшим из жизни близким товарищем Высоцкого был прославленный пантомим Леонид Енгибаров, о коем он замечал: «Среди моих любимых артистов есть один, нежность к которому безгранична».

Не последнюю роль в личностном становлении и формировании творческой стези Высоцкого сыграл кинорежиссер Сергей Параджанов, всегда умевший удивить сюрпризом и представить обычное в редком ракурсе.

Подписывайтесь в Телеграме на наш канал НовостиК и будьте всегда в курсе последних событий! https://t.me/NovostiK

Похожее

comments

Источник: https://novostik.com/vysockij-byl-kreshhen-v-armyanskoj-cerkvi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector