Северные крестьяне: как они выглядели в начале xx века

Слово «изба» (а также его синонимы «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка») употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами «топить», «истопить». В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети). 

Кроме того, у всех трех восточнославянских народов — белорусов, украинцев, русских — сохранялся термин «истопка» и обозначал опять-таки отапливаемое строение, будь то кладовая для зимнего хранения овощей (Белоруссия, Псковщина, Северная Украина) или жилая изба крохотных размеров (Новогородская, Вологодская области), но непременно с печью.

Типичный русский дом состоял из теплого, отапливаемого помещения и сеней. Сени, прежде всего, отделяли тепло от холода. Дверь из теплой избы открывалась не сразу на улицу, а в сени.

Но еще в XIV веке слово “сени” использовалось чаще при обозначении крытой галереи верхнего этажа в богатых теремах. И лишь позже так стала именоваться прихожая. В хозяйстве сени использовались как подсобные помещения. Летом в сенях было удобно спать “на прохладе”.

А в больших сенях устраивались девичьи посиделки и зимние встречи молодежи.

Сени в доме Есениных в 

с. Константиново Рязанской губернии ( дом-музей Сергея Есенина )

В саму избу вела низкая одностворчатая дверь, вытесанная из двух-трех широких пластин твердого дерева (преимущественно дуба). Вставлялась дверь в дверную колоду, составленную из двух толстых тесанных дубовых плах (косяков), вершняка (верхнего бревна) и высокого порога.

Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами. И как со всякой границей, с порогом связано множество примет.

При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом.

Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.

Избяная дверь отворялась всегда в сени. Это увеличивало пространство теплой избы. Сама же форма двери приближалась к квадрату (140-150 см Х 100-120 см). Двери в селах не запирали. Более того, деревенский этикет дозволял любому входить без стука в избу, но с обязательным стуком в боковое окно или с позвякиванием щеколдой на крыльце.

Основное пространство избы занимала печь. В иных избах с русской печью создается впечатление, что сама изба строилась вокруг печи. В большинстве изб печь располагали сразу справа у входа устьем к передней стене, к свету (окнам).

Избы с печью слева от входа русские крестьянки пренебрежительно звали “непряхами”. Прясть обычно садились на “долгую” или “бабью лавку”, тянущуюся по противоположной длинной стене дома.

И если бабья лавка находилась справа (при левом расположении печи), то прясть приходилось спиной к передней стене дома, то есть спиной к свету.

Русская духовая печь постепенно сформировалась из открытого очага, известного у древних славян и угро-финнов. Появившись очень рано (уже в IX веке повсюду распространены и глинобитные печи и печи каменные), русская печь сохраняла свою неизменную форму более тысячелетия.

Её использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. В печах парились.

Причем считалось, что пар и воздух печи более здоров и целебен, чем воздух бани.

Печь в доме крестьянина Щепина ( музей-заповедник Кижи )

Несмотря на ряд усовершенствований, русская печь до середины XIX века топилась “по черному”, то есть не имела дымохода. А в некоторых областях курные печи сохранялись и до начала XX века. Дым из печки в таких избах выходит прямо в комнату и, расстилаясь по потолку, вытягивается в волоковое окно с задвижкой и уходит в деревянный дымоход — дымник.

Уже само название «курная изба» вызывает у нас привычное — и, надо сказать, поверхностное, неверное – представление о темной и грязной избе последнего бедняка, где дым ест глаза и повсюду сажа и копоть. Ничего подобного!

Полы, гладко отесанные бревенчатые стены, лавки, печь — все это сверкает чистотой и опрятностью, присущей избам северных крестьян, На столе белая скатерть, на стенах — вышитые полотенца, в «красном углу» иконы в начищенных до зеркального блеска окладах, И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка — блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло.

Русская крестьянская изба. На выставке в Париже на Марсовом поле, Гравюра 1867 года.

Вся система вентиляции и дымоотвода продумала здесь очень тщательно, выверена вековым житейским и строительным опытом народа.

Дым, собираясь под потолком — не плоским, как в обычных избах, а в форме трапеции, — опускается до определенного и всегда постоянного уровня, лежащего в пределах одного-двух венцов.

Чуть ниже этой границы вдоль стен тянутся широкие полки — «воронцы» — которые очень четко и, можно сказать, архитектурно отделяют чистый интерьер избы от ее черного верха.

Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории Европейской России и в Сибири печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой. 

С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме — после красного, Божьего угла, — а может быть, даже и первым.

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым.

В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики.

Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Печной угол ( экспозиция выставки «Русский северный дом», 

г. Северодвинск, Архангельская обл. )

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб».

Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу.

Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. 

Красный угол ( архитектурно-этнографический музей Тальцы, 

Иркутская область )

Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще «святым». Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу.

Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. Во время уборки урожая первый и последний колоски устанавливали в красном углу.

Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме.

Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками.

На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

Источник: https://www.charmingrussia.ru/2013/10/blog-post_13.html

Крестьяне — ремесленники за работой!! (фото начало ХХ века)

Тематическое продолжения поста : Люди разных профессий конца ХIХ века ! (фото)Судьбы всех крестьянских семей в России были весьма схожи.

Многие годы они жили в одной деревне и занимались одной и той же работой, причём работали много и тяжело. Семейное ремесло, как правило, передавалось из поколения в поколение.

В нашем обзоре 30 фотографий, сделанных в начале 20-го века, на которых запечатлены русские сельские ремесленники за работой.

Плетение лаптей

Ещё в начале 20-го века Россию часто называли «лапотной», подчёркивая отсталость и примитивизм. Лапти ещё в ту пору действительно были традиционной обувью беднейших слоёв населения. Плели их из разного материала, и в зависимости от этого назывались лапти дубовики, ракитники, берестяники или вязовики. Самым мягкими и прочными считали лапти из липового лыка.

В лаптях круглый год ходила вся русская деревня, кроме, пожалуй, казачьих районов и Сибири. Ещё в годы Гражданской войны бoльшая часть Красной армии ходила в лаптях, а снабжение солдат лаптями было возложено на чрезвычайную комиссию ЧЕКВАЛАП.

Ремонт обуви

Сапожник. Фото 1903-1905 года.

Сапоги же долгое время оставались роскошью даже для зажиточных крестьян. Даже те, у кого они были, надевали их только по праздникам. «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог» — писал Д. Н. Мамин-Сибиряк.

На Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей продавалась за 3 копейки, а за крестьянские самые грубые сапоги приходилось выложить 5-6 рублей. Для крестьянина это были огромные деньги. Чтобы собрать такую сумму нужно было продать четверть ржи (около 200 кг).

Изготовление деревянных ложек

Изготовление деревянных ложек.

В старину русские крестьяне пользовались исключительно деревянной посудой. Особой популярностью пользовались ложки. Их производили как в крупных мануфактурах при монастырях (например, в Сергиево-Посадском и в Кирилло-Белозерском), так и в мелких домашних хозяйствах. Для многих семей подсобные деревообрабатывающие промыслы были основной статьей дохода.

Особой популярностью пользовалось расписные ложки. Блеск золота и киновари ассоциировался, вероятно, с царственной роскошью. Но такими ложками пользовались только в праздник.

А по будням довольствовались неокрашенными ложками. Впрочем, и они на рынках были весьма востребованным товаром.

На рынок их доставляли в специальных корзинах, которые покупатели опустошали буквально за несколько часов.

Плетение корзин для ложек.Базарный обоз, гружённый ложками в корзинах.

В начале прошлого века только в Семеновском уезде за год производили около 100 миллионов ложек. Ложкарную продукцию производили тысячи крестьян-кустарей, у каждого из которых была особая специализации: резчики, красильщики, лачилы (те, кто покрывал посуду лаком).

Спрос на ложки всегда был высок.

Изготовление игрушек

Семья за изготовлением деревянных игрушек.

Деревянные игрушки на Руси называли «потешками», которые своими корнями уходят в 9 век. Самыми популярными мотивами для игрушек были солдаты, коровы, кони, олени, бараны и птицы.

Считающуюся сегодня одним из символов России матрёшку русские мастера стали изготавливаться только в конце 19-го века. Прототипом её стала японская игрушка Фукурума. Правда, русской деревянной игрушке придали особую форму и одели в сарафан.

Читайте также:  Какие буквы в русском алфавите на самом деле лишние

Изготовление игрушек из глины.

Изготовление валенок

Валенки могли позволить себе в начале прошлого века далеко не все, потому что стоили они недёшево. Их передавали по наследству и носили по старшинству.

Мастеров, изготавливающих валенки, были не много, а секреты этого ремесла передавались их поколения в поколение.

В различных регионах России в валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии – «валенцами», а в Нижнем Новгороде – «чесанками».Мастерская по изготовлению валенок.

Обработка льна

Особое место в начале прошлого века занимала обработка льняного сырья. Ведь в то время одежду очень часто шили именно из домотканого льняного полотна.Крестьянские девушки со льном.

Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.

Лён нужно было вымочить в воде.

  • Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.

Следующий шаг – лён мяли в специальных машинах, трепали и вычёсывали специальными гребёнками. Результат – мягкое, чистое, шелковистое серое волокно.

Рукодельницы с готовым льном.

Из волокна делали нитки. Их можно было отделить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

Вышивание

Вышивать на Руси умели и девочки, и женщины. Этот вид народно-прикладного искусства считался одним из самых популярных.

Вышивкой украшались полотенца, скатерти, покрывала, свадебная и праздничная одежда, церковное и монаршее облачение.

Для своих работ вышивальщицы использовали самые различные мотивы, как правило, природные, наделяя их особым смыслом. Так, круг и ромб символизировали солнце, а крючковатый крест был пожеланием добра и взаимопонимания.

Плетение кружев

Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. Многие годы в основе кружевного производства в России был бесплатный крестьянский труд в усадьбах помещиков. А после отмены крепостного права это мастерство стало приходить в упадок.

Девушка-кружевница за работой.

Новым толчком кружевного производства стало основание императрицей в 1883 году Мариинской практической школы кружевниц. Ученицы этой школы даже придумали особый вид кружева.

В начале 20-го века для крестьян кружево было способом заработка, а для государства – постоянной статьёй экспорта.

Вместо школы — плетение кружева.

Ткачество

Ткачество в России с древних времён было одной из основ промышленности. В начале ХХ века производство тканей в России являлось одной из ведущих отраслей производства наряду с мясомолочной промышленностью.

При этом не теряло своей актуальности и ручное ткачество. Как правило, это было семейным занятием. Не было в деревне женщины, которая не умела бы ткать.

  1. Ткали холсты из льна или шерсти при помощи ткацкого стана, который хранился в разобранном виде. Перед тем, как приступить к производству ткани, стан заносили в избу, собирали по деталям, и начиналась работа

А так же..

В начале 20-го века в России занимались ещё плетением ремней, как для собственных нужд, так и для продажи.

  • Популярно было рыболовство,
  1. и плетение корзин.

Семья за плетением корзин.

  • Были мастера по окрашиванию тканей, столяры и гончары.

Окрашивание ткани в огромной бочке.Гончар за работой.

источник

Источник: https://picturehistory.livejournal.com/1032615.html

Презентация по истории "Северное крестьянство в начале XX века"

Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация по истории «Северное крестьянство в начале XX века»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Северное крестьянство в начале ХХ века. ( заочное путешествие в Метлинскую волость Сольвычегодского уезда) Сопоставьте положение северного крестьянства и всей страны в начале ХХвека. Раскройте общие черты и отличия.

2 слайд
3 слайд Описание слайда:

Метлинская волость 10 крестьянских обществ Население — 1816 чел. (1869 год) Территория — около 60 километров 990 изб ( из них 192 курных) Песчаница 1869 1890 1919 2 сельских общества 1327 человек 1419 человек 2530 человек 238 крестьянских 516 крестьянских хозяйств хозяйств

4 слайд Описание слайда:

Распределение крестьян по категориям к 1861 году Архангельская губерния Вологодская губерния категория тысяча человек % тысяча человек % Государственная 180 82 544,8 64,5 Удельные 40 18 83,3 10 Помещичьи — — 215,2 25,5

5 слайд Описание слайда:

Основные занятия крестьянства на Севере в начале ХХ века

6 слайд Описание слайда:

Сельскохозяйственные орудия крестьянства

7 слайд
8 слайд
9 слайд Описание слайда:

Положение крестьян на Севере в начале ХХ века Подати и из взыскание Крестьянство после столыпинской аграрной реформы Расслоение крестьянства Развитие отходничества

10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Участие крестьян в I русской революции

12 слайд Описание слайда:

Архитектура Северного жилища и внутренний вид крестьянской избы

13 слайд Описание слайда:

Архитектура Северного жилища и внутренний вид крестьянской избы

14 слайд Описание слайда:

Архитектура Северного жилища и внутренний вид крестьянской избы

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-istorii-severnoe-krestyanstvo-v-nachale-veka-1665884.html

Как одевались люди разных сословий в конце 19 — начале 20 века? Полистаем старые семейные альбомы

Не часто приходиться видеть приватные фотографии людей разных национальностей, сословий и профессий. Сегодня нам предоставлена редкая возможность заглянуть в семейные альбомы людей из России, Америки, Англии и посмотреть, как они одевались каждый день, выходя на улицу, в какой одежде работали, и что надевали по торжественным случаям.

  • Москвичи 1896 год
  •  США 1898 год
  •  Исследования костюмов этого времени облегчены еще и тем, что фотографию изобрели уже давно, широко распространены были семейные фотопортреты, фото на память, да и художественная съемка видов города и колоритных личностей фотографами-энтузиастами проводилась. 

Европа 1902 год

Основное отличие костюмов рабочих и крестьян — функциональность. Женщине не на балах красоваться, ей корову доить, в поле работать и детей рожать, по возможности много и здоровых.

Второе — это консервативность. Деды наши и прадеды так делали, и мы так будем, а пуговицы — это от лукавого.

И третье — бережливость. У кого-то от бедности, у кого-то от очень хорошего понимания сколько труда вложено в кусок ткани.

Одежда многослойная, удобная, у женщин никаких корсетов, непременные фартуки, защищающие платье. Штаны у мужчин, кстати, заправлялись в сапоги или обмотки из этих же соображений, так они сохраннее.

Москва конец 19 века. Картузники.

Крестьянки приехавшие в Москву. 1908 год.Московская торговка платками. Конец 19-го века.

Нью-Йорк 1900 года. На улице. Старьёвщица

Нью-Йорк. Конец 19-ого века. Жители города.

Продавец игрушек и сит. Москва, 1900-ый год

Русская крестьянка конца 19 века.

Уличные сапожники. Москва конца 19-го века.

Фотограф В.Колотильщиков, г.Кашин, семья священника.

Отдельным пунктом идут люди, по роду деятельности носящие форму.

Московский извозчик. Конец 19-го века.

.Московские пожарные. Конец 19-го века.

Тверь 1901 год.

Ну и переберемся к образовавшемуся примерно тогда среднему классу. Мода среднего класса более походит на одежду, которую носила знать. Те же корсеты у женщин. схожие силуэты, но более практичные ткани и сдержанные фасоны. 

  1. Вот, например, городское платье 19 века.
  2. Картинка из журнала мод, тоже конец 19 — начало 20 века.
  3. Костюм горожанки, Россия 1898

Барышни старой Москвы. Фотография конца 19-го века.

1900 год

Широко распространены постановочные и семейные фото.1900 год, Москва

  • Английское чаепитие конца 19-го века.
  • 1890 год

Генрих Брокар с женой. Середина 19-го века.

Семья Чайковских, 19 век.

Постановочное фото. Франция, конец 19-го века.

Английские девушки конца 19-го века.

  1. Англичанка середины 19-го века.
  2. Англия, конец 19 века
  3. Немецкая семья, 1900-ый год.

Конец 19-го века. США.

Россия 1895 года.

Русский унтерофицер с семьёй. Конец 19-го века.

карусели. конец 19 века

На Титанике, пассажиры 2 класса.

На черноморском курорте. 1899 год.

Русская дама. Санкт-Петербург, конец 19-го века.

Русские фигуристы начала 20-го века.

Источник

Источник: https://subscribe.ru/group/rossiya-evropa-amerika-dalee-vezde/6402424/

Крестьянство и земельный вопрос в российской империи (конец xix — начало xx века). перспективы

В прошлом посте «О КОЛИЧЕСТВЕ СКОТА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

КОНЕЦ XIX ВЕКА» я констатировал, что «Российская империя катилась в бездну«, при этом, рассматривая обеднение деревни, как один из факторов этого процесса, я выделил для рассмотрения две причины:

  • а) уменьшению индивидуальных наделов крестьянских хозяйст (после отмены крепостного права и до начала XX-го века), их дробление на более мелкие, малоземелье и обезземеливание крестьянства империи;
  • б) уменьшению численность поголовья скота в пересчете на душу населения.
  • Рассмотрев пункт б, переходим к рассмотрению пункта а.

Итак…

После отмены крепостного права и получения крестьянами надельной земли, к концу 19-го века и далее, ввиду непропорционального роста численности крестьянского населения империи относительно прироста свободной для хозяйствования крестьянами земли, наметилась и стала развиваться, угрожающими темпами, тенденция к уменьшению крестьянских наделов, их дроблению на более мелкие. Крестьянство, и без того не облагодетельствованное излишками земли, столкнулось с проблемой малоземелья и обезземеливания. Приведу пример, в десятилетие 1861-1870 года на 1000 душ населения приходилось 825 десятин земли, а в 1891-1900 — только 547!Уменьшение крестьянских наделов вело к уменьшению и количества продовольствия, которое можно было с них получить. Аренда дополнительных земельных наделов у помещиков и кулаков проблему не решало, поскольку давалась крестьянину на кабальных условиях, что в случае неурожая ставило его в полную зависимость от «благодетелей» и вело к разорению хозяйства.

Вопрос о том, сколько крестьян в империи недоедало и у скольких крестьян империи были недостаточны, для обеспечения их потребностей наделы, я рассматривал ранее

. Понимая, что с «лишними» крестьянами нужно что-то делать, царизм пытался решить проблему уменьшения земельных наделов за счет переселения части крестьянства на новые земли. При этом, переселенчество, как явление в империи, возникло еще задолго до печально известной «реформы» Петра Столыпина. И если в начале XIX века оно преследовало своей основной целью освоение новых земель, с целью получения экономических выгод для империи, то в конце XIX — начале XX-го, главной целью стало уменьшение крестьянского населения центральных регионов страны.

Подробнее о переселенчестве в Российской империи можно прочитать здесь:

В общем, не разрешенность основного крестьянского вопроса в Российской империи — вопроса о земле, стало мощным фактором для развития революционных настроений в начале XX-го века, базисом для привлечения крестьянства, как движущей силы революции.

Ну, а теперь изучаем материал. Особенно прошу обратить Ваше внимание на заключительные два фрагмента. Они наглядно демонстрируют «перспективу» малоземелья не только к началу 20-х годов XX-го века, но и к 1984 году (!), если, конечно же не случилась бы Октябрьская революция…

ФРАГМЕНТ № 1 Малоземелье, невозможность большинства крестьянства прокормиться со своих наделов, рост пролетариата:

Источник:Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.

Читайте также:  Как девушки на руси гадали на жениха с помощью платка

Саратовская губерния. — 1903. — VIII, стр. 73-74

ФРАГМЕНТ № 2Малоземелье и хронические голодовки:

Источник:

Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.

Рязанская губерния. — 1903, стр. 604

ФРАГМЕНТ № 3Малоземелье крестьян Епифанского уезда Тульской губернии. Конец XIX века:

Источник:Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.

Тульская губерния. — 1903, стр. 175

    ФРАГМЕНТ № 4Записка крестьян хутора Найдена о малоземелье и притеснениях помещика Терещенко 1902г.:

    Источник:

    Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.

    Курская губерния. — 1903, стр. 718 — 719

    ФРАГМЕНТ № 5Земельные наделы крестьянства Самарской губернии. 1897г.:

    • Источник:

    Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.Самарская губерния. — 1903, стр. 101

    1. ФРАГМЕНТ № 6
    2. Процент безземельных крестьян в волостях Яранского уезда Вятской губернии1891г.:
    3. Источник:

    Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.Вятская губерния. — 1903, стр. 754 — 755

    • ФРАГМЕНТ № 7Недостаточность земельных наделов и невозможность кормиться с них для большинства крестьянства Лохвицкого уезда Полтавской губернии 1899г.:

    Источник:Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.Полтавская губерния. — 1903, стр. 540 — 541

    ФРАГМЕНТ № 8Малоземелье и переселенчество у крестьян Полтавской губернии. Конец XIX века:

    Источник:Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.

    Полтавская губерния. — 1903, стр. 542

      ФРАГМЕНТ № 9Распределение земельных наделов по размеру и числу собственников в Российской империи:

      Источник:Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.Новгородская губерния. — 1903, стр. 22 и 23

      • ФРАГМЕНТ № 10
      • Прогнозируемый рассчет уменьшения земельных наделов у крестьян 8 губерний Российской империи (рассчеты приводтся для 1840-х, 1880-х и 1920-х годов). В 1920-х годах крестьянство этих губерний ижидало тотальное малоземелье:
      • Источник:

      1. ФРАГМЕНТ № 11Прогнозируемый рассчет уменьшения земельных наделов у крестьян Российской империи и перспектива его развития с 1862 по 1984 год (!):

      Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.Рязанская губерния. — 1903, стр. 155

      Источник:Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. — Санкт-Петербург : тип. «Нар. польза», 1903-1904. — 58 т.; 26.

      Рязанская губерния. — 1903, стр. 150 — 151

      Источник: https://skaramanga-1972.livejournal.com/489670.html

      Крестьяне как класс в начале 20 века в России

      Крестьяне как класс в начале 20 века в России

      В процессе развития капитализма крестьянское хозяйство утрачивало присущий ему при феодализме натуральный характер и превращалось в товарное, а само крестьянство приобретало мелкобуржуазные черты.

      Для эволюции крестьянства России начала XX в.

      были характерны три следующие особенности: во-первых, при продолжавшемся расслоении крестьянства средние его слои численно все еще возрастали; во-вторых, крестьянство в целом оставалось самым многочисленным классом в социальной струк-iype России; в-третьих, при значительном росте промышленности и занятых в ней рабочих сельскохозяйственное население продолжало увеличиваться, хотя и несколько меньшими темпами. .Между тем в индустриально развитых странах Запада рост торгово-промышленного населения происходил за счет численного уменьшения населения, занятого в сельском хозяйстве.

      Продолжавшееся в начале XX в. расслоение крестьянства отчетливо видно из того, что больше всего (в 1,5 раза) по сравнению с 1897 г. возросла (разумеется, в основном за счет крестьянства) численность пролетариата.

      Почти на 40% увеличилось число мелких капиталистов и на 7з — пролетаризировавшихся и пауперизировавшихся слоев крестьян. Однако удельный вес рабочего класса во всем населении увеличился только на 2 %, буржуазии— на 0,7%) полупролетариев — еще меньше.

      Доля же средних слоев населения уменьшилась за 16 лет всего лишь на 3,2%, но в абсолютных размерах их численность увеличилась на 6,2 млн. человек, т. е. почти на 20%. Таким образом, дальнейший процесс расслоения крестьянства выражался в России начала XX в.

      не в уменьшении численности среднего крестьянства, а лишь в более замедленном его росте по сравнению с крайними группами.

      Сельская буржуазия — кулачество — часто избегала вкладывать капиталы в земледелие и животноводство, так как извлекала большие выгоды от эксплуатации бедноты посредством кабалы, ростовщичества, торговли.

      Разорявшиеся средние слои увеличивали и без того огромное по численности беднейшее крестьянство, которое не могло найти достаточного применения своей рабочей силе и все больше пауперизировалось.

      Ни растущий отход, ни переселение на окраины страны не могли ликвидировать огромное аграрное перенаселение во внутренних губерниях, не могли ослабить остроту аграрного вопроса.

      Крестьянство, которое до конца XIX в. с его наивной верой в царя оставалось массовой патриархальной базой российского самодержавия, политически пробудилось в начале XX в.

      , когда на арене борьбы появились российский революционный пролетариат и его партия. Революция 1905—1907 гг.

      «впервые создала в России из толпы мужиков, придавленных проклятой памяти крепостным рабством, народ, начинающий понимать свои права, начинающий чувствовать свою силу»

      Революция не разрешила аграрного вопроса.

      Следствием дальнейшего расслоения крестьянства было более отчетливое проявление второй социальной войны в деревне — борьбы сельскохозяйственных рабочих и деревенских полупролетариев против сельской буржуазии.

      Однако крестьянство оставалось не до конца расколотым, и первая социальная война — борьба всего крестьянства против крепостников-помещиков — по-прежнему доминировала в деревне.

      Источник: http://www.winstein.org/publ/36-1-0-2465

      Россия начала 20-го века: два народа, две страны, две культуры

      Русская ЮАР: освобождение крестьянства от европейского колониализма

      12.09.2011

      Этнографические записки о быте русского крестьянства в конце XIX – начала ХХ века показывают существование в стране каких-то белых негров. Люди испражняются у себя в избе прямо на солому на полу, посуду моют раз-два в год, а всё вокруг в жилище кишит клопами и тараканами. Жизнь русских крестьян очень схожа с положением негров на юге Африки.

      Апологеты царизма в качестве примера очень любят приводить достижения высших классов России: театры, литературу, университеты, межевропейский культурный обмен и светские рауты. Всё верно. Но к высшим и образованным классам Российской империи принадлежали от силы 4-5 млн. человек.

      Ещё миллионов 7-8 – это различного рода разночинцы и городские рабочие (последних к моменту революции 1917 года было 2,5 млн. человек). Остальная масса – а это около 80% населения России – представляла собой крестьянство, фактически туземную бесправную массу, угнетаемую колонизаторами – представителями европейской культуры. Т.е.

      де-факто и де-юре Россия состояла из двух народов.

      Ровно то же самое происходило, к примеру, в ЮАР.

      С одной стороны 10% прекрасно образованного и цивилизованного меньшинства из белых европейцев, ещё примерно столько же их приближённой обслуги из индийцев и мулатов, а внизу – 80% туземцев, многие из которых пребывали даже в каменном веке.

      Однако современным неграм в ЮАР, сбросившим в 1994 году власть «страшных угнетателей», пока ещё не приходит в голову говорить о том, что и они причастны к успехам белого меньшинства по строительству «маленькой Европы».

      Наоборот, негры в ЮАР сейчас всячески пытаются избавиться от «наследства» колонизаторов – разрушают их материальную цивилизацию (дома, водопроводы, сельхозимения), вводят собственные наречия вместо языка африкаанс, христианство заменяют на шаманизм, а также убивают и насилуют представителей белого меньшинства.

      В СССР происходило то же самое: цивилизация белого мира сознательно разрушалась, её представители убивались или изгонялись из страны, в экстазе мщения ранее угнетаемое большинство из туземцев не может остановиться до сих пор.

      Блогу Толкователя кажется странным, что некоторая часть образованных людей в России принялась разделять население страны на «русских» и «советских».

      Правильнее ведь было бы называть первых «европейцами», а вторых «русскими» (тем более что в паспортах Российской империи национальность не указывалась, а проставлялось только вероисповедание; т.е.

      понятия «национальность» в стране не было). Ну или в крайнем случае, толерантно «русские-1» и «русские-2».

      Интересно, что негры в США находили очень много общего с русскими крестьянами, бывшими тоже фактически рабами:

      «В последнее десятилетие все большее внимание исследователей привлекают элементы сходства мироощущения негров на американском континенте с психологией русского крестьянства после освобождения.

      Обнаруживаются параллели между идеями славянофилов о сохранении национального духа и поисками самоидентификации негритянской интеллигенцией. В университетах читаются лекции о значении русского и советского культурного контекста для понимания поисков афроамериканских писателей.

      Большое место занимают в программе таких курсов отчеты и мемуары тех, кто поехал в СССР в 20-е и 30-е годы, а также рассказы вернувшихся «домой, в Гарлем».

      Обложка книги Д. Е. Петерсона «Из оков. Литература о русской и афроамериканской душе», трактующей с позиций постколониальной литературной теории репрезентацию в русской и афроамериканской литературе раздвоенности человеческого сознания, украшена репродукцией репинских «Бурлаков на Волге».

      Параллели (так же, как и различия) между российским крепостным правом и американским рабством отмечались в чёрной прессе США уже в 1820-х годах, и позднее многократно повторялись. «Эта система именовалась крепостным правом, но была худшей разновидностью рабства», – писал Роджерс.

      Два описания жизни Пушкина, того же автора (опубликованные в 1929 и 1947 годах) написаны языком, понятным жителям американского Юга: «Пушкин научился русскому языку от своей няни, белой «мэмми» [негритянки-кормилицы] и рабов, работавших на плантации его отца».

      «Тридцать миллионов его русских собратьев, белых, содержались в жестоком рабстве», и, зная об их тяжелой участи, Пушкин сочувствовал мятежникам, «посвятившим себя делу свержения самодержавия и освобождения рабов».

      Согласно афро-американским авторам, особая связь поэта с Ариной Родионовной оказывается возможной именно благодаря черному цвету его кожи. Няню и ребенка объединяет ощущение обособленности.

      Другие черные авторы также пишут о том, что именно (негритянская) раса Пушкина сделала его выразителем души его (русского) народа. Так, Пушкин становится воплощением русского духа не вопреки тому, что он был негром, но благодаря этому обстоятельству.

      Томас Оксли утверждает, что именно «расовые черты» позволили Пушкину стать «первым писателем, выразившим душу [русского] народа. Он чувствовал биение его сердца».

      То есть в представлениях негров США, негр Александр Сергеевич Пушкин и начал формирование русской нации среди рабов европейских колонизаторов.

      В этом свете, кстати, и Революция 1917 года выглядит уже не столько социалистической, сколько национально-освободительным движением русских, против колониальной администрации европейцев и их прислужников-«мулатов» (интеллигенции и части разночинцев).

      Но это всё ментальное описание русского угнетённого народа. А как физически жили эти рабы белых господ?

      Исследование Владимира Безгин

      Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43573289684

      Крестьянство в царской России с конца XIX века по 1917 год. Часть 2. 1900-1917 года

      Положение крестьян в начале xx века (1900−1917 года)

      Не буду рассказывать здесь о сути и ходе реформ П. А. Столыпина при его жизни (до 1911), т. к. это хорошо известно. Отмечу здесь дополнительно только несколько аспектов, связанных с агротехникой и механизацией сельского хозяйства, а также с грамотностью крестьян и с земской медициной.

      В 1900 г. на закупку сх машин и орудий было затрачено 28 млн руб., в 1913 г. — 109 млн., причём более половины сх техники было закуплено крестьянами в самой России. Начали применяться минеральные удобрения, их сбыт за годы реформы увеличился в 7 раз, сх машин — почти в 5 раз.

      Быстро развивалось в начале ХХ века и образование крестьян по агротехнике. В 1913 году в России работало более 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационной консультационной службы. Организовывались учебные курсы по скотоводству и молочному производству.

      Много внимания уделялось и системе внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 г. число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2000 человек, то в 1912 г. — 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях соответственно — 31.

      Читайте также:  Александр суворов и другие самые успешные советские полководцы

      6 тысяч человек и 1 млн 46 тысяч человек.

      Урожайность в 1900—1912 гг. выросла на 25%. Посевные площади увеличились на 14% (из них в Сибири — на 71% и на Северном Кавказе — на 47%). С 1908 по 1912 г. производство ячменя возросло на 65%, кукурузы — на 42%, пшеницы — на 37.5%.

      Сбор зерновых стал увеличиваться с 1906 г. в пять раз более высокими темпами, чем до реформы, и в урожайном 1913 г. составил рекордные 88 млн 500 тыс. тонн (на 30% выше, чем в США). [История России, ХХ век. 1894−1939 гг. под ред. А. Б. Зубкова. М.

      Астрель-АСТ, 2010]

      ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

      Вообще 1907−1917 гг — это ещё годы стремительного развития начального (а также и высшего и среднего — в городах) образования. В 1908—1914 гг. финансирование МНП возросло в разы. В эти же годы большую работу по образованию и здравоохранению крестьян развернули земства. На народное образование земства истратили в 1914 г. 106 млн руб.

      Для мальчиков почти полный охват начальным образованием был обеспечен в центральных губерниях европейской части РИ (и в некоторых малороссийских губерниях) уже в 19141915гг, а при таких темпах к 19241926гг полный охват всех детей школой был бы обеспечен и по всей России [Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. — М.: ИИЕТ РАН, 2009 ]. По состоянию на 1914 г.

       в разных уездах и городах РИ (всего в РИ было 441 у.е.здных земств): «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство»[Начальное народное образование.// Новый энциклопедический словарь: Пг., 1916 — Издание АО «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон» — Т.28 — стр. 123−149 ](с.146) (то есть более чем в 10% земств).

      Там же указано также, что в 1914 году 88% земств осуществляли переход к всеобщему образованию по согласованию с Министерством народного просвещения, причем «62% земств предстояло менее 5 лет до всеобщего обучения, 30% — от 5 до 10 лет, и лишь в 8% — свыше 10 лет».

      Конечно, в деревне охват детей образованием шёл медленнее, чем в городах, но приведённые цифры дают общее представления о темпах введения всеобщего начального образования в России 1908−1917гг.

      Но если охват деревенских детей начальным образованием быстро ускорялся, то общая грамотность среди крестьян к 1917 году была ещё невелика. Тем не менее, среди молодёжи призывного возраста, грамотность составляла к 1917 году около 75% — а призыв на 80−90% шёл из деревни.

      Таким образом, к 1917 году около 60−65% деревенской молодёжи (юношей призывного возраста) были грамотны.

      БСЭ (1е издание) дает следующие данные по грамотности новобранцев в РИ (процент грамотных среди новобранцев): 1875 г — 21%, 1880 г — 22%, 1885 г — 26%, 1890 г — 31%, 1895 г — 40%, 1900 г — 49%, 1905 г — 58%, 1913 г — 73% Отмечу также, что все неграмотные призывники получали в армии начальное образование.

      Теперь немного о сельском здравоохранении (по данным [История России, ХХ век. 1894−1939 гг. под ред. А. Б. Зубкова. М. Астрель-АСТ, 2010]). Все медицинские услуги и лекарства (по рецептам) предоставлялись бесплатно. Земские врач, фельдшер, акушерка стали с тех пор образцом служения своему делу и самоотверженности.

      В большинстве сельских областей России правильное медицинское обслуживание стало нормой к 1912−1914 гг. В 1914 г. земства израсходовали на нужды здравоохранения 82 млн 600 тыс. рублей — это примерно 111 млрд современных рублей (в пересчёте через золотой эквивалент царского рубля и современную среднюю цену на золото).

      ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ.

      Сначала немного о ситуации в мире в ХХ веке. Во всем мире прошлый век ознаменовался огромным снижением младенческой смертности, то есть смертности детей на первом году жизни.

      В начале XX века в Норвегии умирал, не дожив до года, каждый 12-й — 13-й новорожденный, во Франции — каждый седьмой, в Германии — каждый пятый, а в России — каждый четвертый.

      Уже к середине века положение разительно изменилось, а вторая половина века принесла успехи в снижении младенческой смертности, которые еще недавно могли казаться невероятными. Сейчас есть уже немало стран, в которых на первом году жизни умирает всего 3−5 человек на 1000 родившихся.

      Если в конце XIX века детская смертность в России была в 2.5 раза выше, чем в среднем по Европе, то в 1955 году — в 1.9 раза выше. После 1960 года это сравнение для СССР ухудшилось. Таким образом, хотя улучшение по сравнению с началом XX века и было, но и в 1955 году СССР почти в 2 раза отставал по детской смертности от европейского уровня.

      ТЕПЕРЬ о СИТУАЦИИ В 1912—1914 гг.: Если в конце XIX века детская смертность по России была по разным данным 275−290 (на тысячу новорожденных), то к 1913 г она снизилась примерно до 244. (по данным БСЭ — 269) В среднем по Европе к 1913 году детская смертность была примерно 144 (на тысячу).

      Следовательно, по этому показателю к 1913 году Россия отставала от Европы в 1.7 раза (если принять данные БСЭ, то 1.86 раза) — а в 1955 году в 1.

      9 раза… Таким образом, отставание от Европы при советской власти по сравнению с 1913 годом скорее увеличилось, а не уменьшилось! При этом, не надо забывать два фактора: 1. Рождаемость в России в 1913 г продолжала оставаться очень высокой (гораздо выше, чем в Европе или США), 2.

      Россия в 1913 году продолжала оставаться крестьянской страной, а в крестьянских многодетных семьях высокая детская смертность перекрывалась очень высокой рождаемостью.

      Судьба реформ столыпина после 1911 года

      Реформы Столыпина, вопреки распространенному мнению, начали приносить свои главные плоды как раз после 1911 года — прежде всего благодаря «Закону о землеустройстве» от 29 мая 1911 года, который существенно детализировал положения ранее изданных законов 1906 и 1910 годов,.

      Поэтому и уровень жизни крестьян сильно вырос именно после 1911 года. Далее приведем выдержки из доклада М. А. Давыдова и И. М. Гарсковой (Москва) «Динамика землеустройства в ходе столыпинской аграрной реформы. Статистический анализ» (Из материалов VI конференции АИК (Ассоциация «История и компьютер»).

      Москва, март 1998):

      Статистика недвусмысленно опровергает ряд принципиально важных представлений о столыпинской реформе, которые как бы освящены временем и потому считаются само собой разумеющимися. Прежде всего это касается тезиса о спаде реформы с 1910 г. и уж во всяком случае после 1911 г., который фигурирует даже в школьных учебниках.

      На самом же деле как раз в 1912 г. благодаря законодательным актам 1911 г. реформа обретает второе дыхание. Буквально по всем стадиям землеустройства средние показатели 1912−1913 гг. превосходят — и весьма значительно — аналогичные показатели 1907−1911 гг. Так, в 1907—1911 гг.

      в среднем ежегодно подавалось 658 тысяч ходатайств об изменении условий землепользования, а в 1912—1913 гг. — 1166 тыс., закончены подготовкой в 1907—1911 гг. дела 328, тыс. домохозяев на площади 3061 млн. десятин, в 1912—1913 гг. — 774 тыс. домохозяев на площади 6740 млн. десятин, утверждено землеустроительных проектов в 1907—1911 гг.

      для 214 тыс. домохозяев на площади 1953 млн. десятин, в 1912—1913 гг. — 317, тыс. домохозяев на площади 2554 млн. Десятин. Это касается как группового, так и индивидуального землеустройства, в том числе и единоличных выделов из общины, о чем особенно беспокоится традиционная историография.

      Она видит «огромной важности факт» в том, «что, по частным наблюдениям, кривая выделов, ранее поднимавшаяся, с 1910 г. резко пошла вниз». Однако статистика ГУЗиЗ дает совершенно противоположную информацию. За 1907−1911 гг. в среднем за год по России хотели выделиться 76 798 домохозяев в год, а в 1912—1913 — 160 952, т. е.

      в 2, 9 раза больше. Еще выше рост числа окончательно утвержденных и принятых населением землеустроительных проектов единоличных выделов — их число увеличилось с 55 933 до 111 865 соответственно, т. е. в 2, 4 раза больше в 1912−13 гг., чем в 1907—1911 гг. При этом, естественно, погубернская картина дает немалый простор для интерпретации.

      Все основные показатели категорий землеустройства растут во времени и по России в целом, и в подавляющем большинстве губерний.

      Выводы об эффективности аграрной реформы Столыпина и ее ускорении после 1911 года подтверждают, насколько я знаю, также исследования историков Вронского, Рогалина, Проскурякова, Ковалева.

      Объём землеустроительных работ по разверстанию земель, количество земли, закрепляемой в собственность крестьян, количество земли, продаваемой крестьянам через Крестьянский банк, объём кредитов крестьянам стабильно росли вплоть до начала Первой мировой войны (и не прекратились даже во время войны).

      При этом в царской России во время Первой мировой войны не вводилась карточная система на продукты (кроме как на сахар).

      Хотя к этому времени в некоторых городах уже существовали свои карточки, но продажа продуктов по ним осуществлялась в небольших размерах и была лишь дополнением к свободному рынку [50, с. 177, 203].

      В то же время во всех других воюющих странах карточная система на продукты питания была гораздо более широкой и жесткой (особенно тяжелое положение с продуктами и предметами первой необходимости было в Германии) [122, глава 11, раздел 11.2].

      Рост кооперации

      Принятые в 1907—1912 годах законы обеспечили также быстрый рост кооперативного движения, даже во время войны: с 1914 по 1 января 1917 года общее число кооперативов выросло с 32975 до почти 50 000 к 1917 году, то есть более чем в полтора раза. К 1917 году в них состояло 13.

      5−14 миллионов человек [к.и.н. Елютин О. Опыт кооперации в России: http://nauka.relis.ru/01/0305/01305058.htm ]. Вместе с членами семей получается, что до 70−75 миллионов граждан России (около 40% населения) имели отношение к кооперации. К 1917 году Россия вышла на первое место в мире по уровню развития кооперации.

      За время с 1906 по 1914 год состоялись Первый и Второй Всероссийские кооперативные съезды. В 1912 году открылся Московский народный банк — независимый от правительства банк мелкого кредита с отделениями в Лондоне, Харбине и торговым агентством в Нью-Йорке. Оборот этого банка вырос с 4 млн руб. В 1913 г.

       до 321 млн руб. в 1917 году [История России, ХХ век. 1894−1939 гг. под ред. А. Б. Зубкова. М. Астрель-АСТ, 2010]. Для сравнения: 321 млн. «николаевских» рублей (золотой эквивалент = 0.77423 грамм золота) это в пересчёте по средней цене на золото в 2012 г. (1700 р.грамм) даёт около 432 млрд. сегодняшних рублей.

      Кооперативные союзы владели собственными типографиями, пароходами, выпускали более ста кооперативных газет и журналов (среди них журналы «Кооперативная жизнь, «Вестник кооперативных съездов», «Известия Совета В. К.С.»). Совет всероссийских кооперативных съездов (В.К.С.) имел большое издательство и Кооперативный институт.

      Культурно-просветительская работа была очень разнообразной: начиная от библиотек, народных домов и заканчивая меценатством… Некоторые русские кооперативные союзы имели большое международное хозяйственное значение. Так, учреждённый в 1915 г.

       Всероссийский союз кооперативов по переработке и сбыту льна объединял 150 тысяч хозяйств и имел свои отделения в Белфасте, Лондоне и Нью-Йорке. Созданный в 1908 г. в Кургане Союз сибирских маслодельных артелей, при содействии правительства открыл свои представительства в Берлине (в 1910 г.) и в Лондоне (в 1912 г.).

      Даже в период Первой мировой войны кооперативное движение росло и увеличивало производство сх продукции. [История России, ХХ век. 1894−1939 гг. под ред. А. Б. Зубкова. М. Астрель-АСТ, 2010]

      На основании всех этих данных, историк О. Елютин пишет [к.и.н. Елютин О. Опыт кооперации в России]:

      «Феноменальный взлет российской кооперации позволяет задать вопрос: может быть, таким образом происходил поиск русским народом наиболее удобной для него формы приспособления к рыночной экономике, формы, в наибольшей степени соответствующей российским условиям и традициям, социокультурным ценностям российского крестьянства?»

      В 1920-х годах именно на основе многоукладности в экономике и дальнейшего развития кооперации предлагали программу развития и индустриализации в СССР такие выдающиеся отечественные экономисты, как Александр Васильевич Чаянов (1888−1937). Но его программа была отвергнута Сталиным, а Чаянов затем расстрелян… Между тем, во многих странах мира развитие агросектора с 1930-х годов пошло именно по программе Чаянова — и его имя до сих пор помнят и уважают во всем мире.

      Краткие выводы об уровне жизни крестьян и сельском хозяйстве россии к 1917 году

      Надо всё же сказать немного и об общей картине сельского хозяйства России. В течение двадцати трех лет царствования Николая II сбор урожая хлебов удвоился.

      В 1913 году Россия находилась на первом в мире месте по производству ржи, ячменя и овса, стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2⁄5 всего мирового экспорта сельхозпродукции.

      Никогда в будущем это не повторялось! К 1912−1917 гг крестьянство окрепло и естественным путем, через широкое кооперативное движение, выходило на столбовую дорогу европейского уровня! В годы Первой мировой войны уровень жизни крестьянства даже заметно улучшился; многие поднялись на поставках продовольствия; к тому же очень сильное развитие получила в деревне кооперация, выводившая сельское хозяйство России на европейский уровень.

      Большую роль не только в народном образовании, но и бесплатном медицинском обеспечении в деревне играли земства.

      Известно, что активность земств дала поразительные плоды в области строительства и организации начальных школ, ремесленных училищ, гимназий, курсов сельских знаний, библиотек, больниц.

      Но мало кто знает сейчас, что именно земства (задолго до большевиков!) «создали в царской России такую грандиозную систему социальной медицины, подобной которой не существует нигде», — писал в эмиграции в 1926 году бывший революционер П. Б. Струве.

      Это подтверждал швейцарец Ф. Эрисман: «Медицинская организация, созданная российским земством, была наибольшим достижением нашей эпохи в области социальной медицины, так как осуществляла безплатную медицинскую помощь, открытую каждому, и имела еще и глубокое воспитательное значение».

      Подтверждают все эти выводы и ставшие известными в последние годы дневники-ежедневники крестьян начала XX века (некоторые вели их еще вплоть до 1920-х годов), как занимавшихся только крестьянским трудом, так и переехавших в город в конце XIX или начале XX века и поступивших работать на заводы и фабрики. Я говорю о дневниках Вонифатия Ловкова, Петра Голубева, Ивана Глотова — о них можно прочитать в интернете, о них в последние годы сняты и документальные фильмы.

      ***

      В начале статьи — одна из многих сотен фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863−1944), сделанных этим замечательным изобретателем цветной фотографии в начале ХХ века. Очень советую посмотреть его работы, они есть в интернете. Это цветные фотографии России начала ХХ века очень высокого качества. Но главное в том, что сквозь эти фото проступают душа и дух того времени.

      Источник: https://diletant.media/blogs/65662/44202335/

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector