Торговая казнь: самое унизительное наказание для дворян на руси

Телесные наказания распределялись на три категории:1.Членовредительные (изувечивающие) – лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация).2.

Болезненные — причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки).3.

Осрамительные (позорящие) — наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.

Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».

Отсечение рук и пальцев.

По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе, при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе. Эта кара назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз на государевом дворе.

Кроме того, подьячему за подлог (неправильное составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно земной кабалы. Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки — за татьбу (воровство) в первый раз.

Левую руку по запястье — за две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка или пруда. Левую руку и правую ногу отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.

В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество (выделку воровских медных денег).

Кнут.

Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину. К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого.

Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли.Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час. Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы.

Иногда наказываемые выдерживали и 300 удары, а иногда первый же удар ломал позвоночник.

Батоги.

Более легким наказанием считалось битье батогами, т.е. палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. Ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди — подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело.

«Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем.При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею.

Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги. Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием.

Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».

Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее — цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков).

Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить.

Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.

Эпоха Петра Первого.

При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением.

В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников — вырезанием ноздрей,для менее важных — клеймением буквой «В».

Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом. Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний — шпицрутены и кошки соответственно.

Шпицрутены.

Немецкие шпицрутены — гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой.

Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком.

Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние и пр.

Кошки и линьки.

Кошки — четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников. Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.

Эпоха Екатерины Второй.

Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» — калеки были обузой для государства.

Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних.

Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, — тюремному заключению, ссылке и каторге. Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.

В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году — священники, затем — лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.

В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов.

Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены.

Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:

  • 1) допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;
  • 2) разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции губернатора за нарушение общественного порядка;
  • 3) ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами — соответственно до 100 и 30 ударов;
  • 4) плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;
  • 5) допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением.

Источник: http://clubklad.ru/blog/article/10512/

“Обшить медведно”. Какими были казни и телесные наказания на Руси

​Наши государи по-разному относились к таким явлениям как смертная казнь и телесные наказания. Тем не менее, эти способы борьбы с преступностью широко применялись в старину и порой принимали самые неожиданные формы. Anews вспоминает, как и за что казнили и наказывали в царской России людей, преступивших закон.

«Обшить медведно» и «роспрос под дыбой»

Считается, что с приходом Ивана IV Грозного смертная казнь и разного рода наказания и пытки приняли системный характер. Некоторые историки склонны связывать такой поворот в первую очередь с личностными особенностями государя, отличавшегося кровожадностью.

Судебник Ивана Грозного 1550 года превратил смертную казнь в наиболее часто употребляемый вид наказания. Применялась она в первую очередь за разбой, фальшивомонетничество, государственную измену и в некоторых случаях кражу. Излюбленным царским способом лишения человека жизни было сажание на кол. Эта казнь применялась и раньше, однако при Иване Грозном достигла невиданных масштабов.

Все казни и наказания почти всегда осуществлялись публично при большом скоплении народа.

Не менее популярным способом царской расправы над провинившимися было четвертование. Иными словами – расчленение тела человека топором. Этот способ применялся за госизмену, самозванство, оскорбление государя или покушение на его жизнь.

Если преступнику удавалось разжалобить правителя, то казнь проходила «гуманно»: палач сначала отрубал несчастному голову, а затем руки и ноги. Если не удавалось – в обратной последовательности. Именно так казнили уже в 1775 году Емельяна Пугачева. Правда, ему сначала отрубили голову.

Часто преступников, уличенных в государственной измене, просто-напросто топили в реке, зафиксировав предварительно на теле что-либо тяжелое, например, камень.

Если целью царского расследования было выведывание каких-либо данных или получение признания, к обвиняемым применялись разного рода пытки. Одна из самых популярных — «роспрос под дыбой». И в нагрузку – жжение огнем и избиение кнутом.

Кстати, известное выражение «подлинная правда» восходит как раз к пытками того времени – когда правду выведывали у человека посредством избиения длинным кнутом-подлинником.

Практиковались под надзором царя и другие более изощренные наказания и казни. Например, обваривание кипятком или кипячение в масле. Человека сажали в огромный котел, наполненный водой или маслом, а под ним разводили костер. Такой вид казни применялся, как правило, к государственным изменникам. Способ, к слову, не был новым. Его использовали еще в Древнем Египте.

Читайте также:  Что ежов сделал со своей женой, которая стала любовницей шолохова

Еще одна изобретательная казнь времен Ивана Грозного – зашивание человека в медвежью шкуру и травля псами (это называлось «обшить медведно»). Так, согласно одной из версий, был убит новгородский епископ Леонид, обвиненный в государственной измене.

Соборное уложение, принятое в 1649 году и действовавшее почти два века, разделило преступления на те, которые могут караться «простой» казнью (к этому виду относилось, как правило, повешение) и «квалифицированной». Последнее подразумевало сожжение, обезглавливание и четвертование.

Фальшивомонетчиков, например, согласно уложению наказывали раскаленным металлом – заливали его в горло. А женщин, убивших мужа, — закапыванием в землю по горло или по пояс, оставляя так умирать. Если в ходе разбирательств выяснялось, что преступница беременна, казнь откладывали.

Отдельное наказание было предусмотрено для любителей выражаться крепким словцом на людях. Их подвергали торговой казни, которая заключалась в избиении кнутом на торговой площади. Торговую казнь нередко называли «скрытой смертной казнью», потому что осужденный, как правило, не мог вынести более 50 ударов, а судья был вправе назначить любое количество.

Несладко приходилось в XVII столетии в нашей стране любителям табака, который воспринимался как «дьявольское зелье». При царе Михаиле Федоровиче пойманных за курением наказывали избиением палками. А позднее, после пожара, охватившего Москву в 1634 году, курильщиков и вовсе стали казнить. А все из-за того, что причиной, по одной из версий, послужило именно курение табака.

«Отрезав нос и уши, сослать на каторгу»

Своего пика распространение смертной казни достигло после прихода к власти Петра Великого.

Воинский устав императора описывал 123 преступления, за которые полагалось лишение жизни. Правда, на практике казнили лишь за измену, убийство и мятеж. В остальных случаях преступникам удавалось отделываться телесными наказаниями и каторгой.

Вот, например, что говорилось в уставе о воровстве: «Ежели кто в воровстве поиман будет, а число краденаго более двадцати рублев не превозыдет, то надлежит вора в первые шестью сквозь полк прогнать шпицрутен, вдругоредь двенадцатью, а втретие, отрезав нос и уши, сослать на каторгу, а украденное всегда от него отобрать».

Если говорить современным языком, вора ожидал проход сквозь строй солдат (наказание шпицрутенами) с обнаженной спиной. Пока наказываемый шел, солдаты его били. Случалось, провинившихся приговаривали к 10000 ударов. Выжить после такого испытания было невозможно.

Еще один распространенный способ наказания преступников петровского времени – колесование. Этот жестокий метод применялся в первую очередь к изменникам. Так, например, казнили некоторых заговорщиков, участников стрелецкого бунта. Им сначала переломали руки и ноги, а затем привязали к колесам, расставленным по Красной площади.

Для разбойников в эпоху Петра Великого существовало отдельное наказание – повешение за ребро. Преступника подвешивали на железный крюк за ребро и оставляли висеть для устрашения окружающих. Часто человеку связывали руки, чтобы он не мог освободиться и бежать.

Порка вместо дыбы

Своего рода смягчение нравов в системе наказаний преступников началось с приходом императрицы Елизаветы Петровны, которая сначала запретила смертную казнь до подписания приговоров Сенатом, а после отказалась подписывать новый свод законов, в котором опять же фигурировали смертные приговоры.

Еще легче дышать стало с приходом Екатерины Великой, которая затеяла официальную борьбу с физическими наказаниями. «Все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить», — заявила императрица.

Кстати, именно при Екатерине впервые стали обращать внимание на то, как дворяне обращаются со своими крепостными. В частности, состоялся громкий суд над столбовой дворянкой Дарьей Салтыковой, убившей около 130 крестьян.

Подробнее об этом: «Салтычиха. Зверства и наказание самой страшной барыни-садистки в России»

Однако на деле вышло так, что стараниями Екатерины были отменены наказания лишь для привилегированного сословия. Одновременно повсеместное распространение получило наказание розгами для взрослых людей. Ранее эту экзекуцию в принципе не воспринимали всерьез.

«Фавориты и любовники. Сколько мужчин было у Екатерины II»

Если говорить в целом, ситуация заметно изменилась лишь с приходом XIX века. Нет, смертная казнь за определенные виды преступлений и телесные наказания никуда не делись. Однако остался в прошлом тот варварский, продиктованный средневековыми реалиями подход, и общество мало-помалу стало воспринимать физические истязания как зло, которое в конце концов должно быть искоренено.

Смотрите дальше: «Как казнят за наркотики и взятки. 5 шок-фактов о правосудии в Китае»

Источник: https://www.anews.com/p/66017126-obshit-medvedno-kakimi-byli-kazni-i-telesnye-nakazaniya-na-rusi/

Боль и страх: 10 главных телесных наказаний на Руси

11 августа по старому стилю (24 по новому) 1904 года в Российской Империи отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников.

Это была последняя социальная группа, для которой еще применялись различные виды физического воздействия. Чуть ранее, в июне того же года, телесные наказания отменили на флоте и в армии.

Мы решили вспомнить историю боли и наказания, которые на протяжении десяти веков царили на территории России.

Киевская Русь

В эту эпоху, по словам историков, физические наказания на Руси были не в почете. «Русская Правда», основной юридический источник того времени, гласит:

«Если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен».

Если судить по отдельным упоминаниям, которые можно трактовать по-разному, наказания применялись в основном против холопов или людей, грубо нарушивших церковные устои. Из пыток упоминаются битье на санях, отрезание языка, битье розгами и выжигание клейма на щеках.

Но в целом свободные люди, которых было большинство, не подвергались телесным наказаниям. Во всяком случае, в древнерусских источниках нет массового упоминания о таких фактах.

Наоборот, есть информация о том, что в Новгороде отказались подписывать договор о дружбе с немецким городом Готланд, в котором упоминались пытки в качестве наказания ворам.

Московское государство

С конца XIII века, после нашествия монголо-татар, телесные наказания стали применяться к представителям почти всех слоев населения. Татары сами использовали изощренные пытки и поддерживали их косвенно, содействуя уничтожению прежних порядков. О татарском влиянии свидетельствует распространение битья кнутом. В Европе и Византии этот вид наказания почти не использовался, у иностранцев в Москве вызвал ужас.

Телесные наказания — клеймение или вырывание ноздрей — стали применяться для выявления преступника.

Телесные наказания подразделяются на три большие группы:

  • Членовредительные (изувечивающие) — лишение человека какой-либо части тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки, ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация);
  • Болезненные — причинение физического страдания путем нанесения побоев различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги, кошки, линьки);
  • Осрамительные (позорящие) — наибольшее значение имеет опозорение наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение, наложение оков, бритье головы).

Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.

Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».

Отсечение рук и пальцев

По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе, при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе.

Эта кара назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз на государевом дворе. Кроме того, подьячему за подлог (неправильное составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно земной кабалы.

Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки — за татьбу (воровство) в первый раз. Всю левую руку по запястье — за две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и за третью кражу рыбы из садка или пруда.

Левую руку и правую ногу отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.

В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество (выделку воровских медных денег).

Катошихин в своих записках о наказании денежных воров пишет:

«И того же дни около села повесили 150 человек, а достальным всем был указ, пытали, жгли и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы».

Кнут

Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину.

К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого. Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли.

Катошихин пишет:

«Спина после наказания выглядела так, будто большой ремень вырезан ножом мало до кости».

Иностранец в Москве писал:

«Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его (наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимой, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твердой, как лед».

Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час, по свидетельству Катошихина. Иногда процедура тянулась от восхода до заката солнца. Катошихин продолжает:

«Некоторые наказанные таким образом молодцы натягивают на израненную спину свою шкуру только что убитой овцы и этим способом скоро излечиваются от ран».

Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда наказываемые выдерживали и 300 ударов, а иногда первый же удар ломал позвоночник.

Батоги

Более легким наказанием считалось битье 6атогами — палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. На правеже ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди — подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело.

Читайте также:  Зачем николай i отдал пруссии каски пикельхаубе

«Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем».

То же наказание Афрему Шепелеву за слова:

«У меня де нога лучше Государя Царя Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси».

И подьячему, который пил за здоровье царя и не снял шляпы. При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею.

Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги.

Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием: в 1676 году служилые люди Нерчинских острогов жаловались на своего приказчика, что он_ «велит в руку имать батогов по пяти и шести, а батоги бьет нагих по спине и по брюху, и по бокам, и по стегнам»_.

Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».

Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее — цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков).

Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить.

Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.

Эпоха Петра

При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением.

В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников — вырезанием ноздрей,для менее важных — клеймением буквой «В».

Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом.

Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний — шпицрутены и кошки соответственно.

Шпицрутены

Немецкие шпицрутены — гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой.

Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком. Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние.

Кошки и линьки

Кошки — четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников.

Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.

Эпоха Екатерины

Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» — калеки были обузой для государства.

Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних.

Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, — тюремному заключению, ссылке и каторге.

Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.

XIX и XX века

В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году — священники, затем — лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.

В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов.

Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены.

Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:

  • Допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;
  • Разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции губернатора за нарушение общественного порядка (такая порка участников майской демонстрации в Вильно в конце XIX века описывается в мемуарах Александры Бруштейн);
  • Ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами — соответственно до 100 и 30 ударов;
  • Плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;
  • Допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.

Высшие слои населения трепетно относились к запрету телесных наказаний. В июле 1877 года петербургский градоначальник Трепов в нарушение закона 1863 года приказал выпороть розгами политического заключенного Боголюбова. Образованный Боголюбов сошел с ума и умер от такого оскорбления, а знаменитая Вера Засулич отомстила за него, тяжело ранив Трепова. Суд оправдал Засулич.

Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением. В 1988 году журналист Филиппов провел анонимное анкетирование 7500 детей от 9 до 15 лет в 15 городах СССР, 60% признались, что родители применяли к ним телесные наказания.

Источник: https://kanobu.ru/articles/bol-i-strah-pyitka-i-nakazanie-365924/

Кнут и кошки: телесные наказания в России (18+) — Статьи

Карамзин полагал, что пытки в России распространились под влиянием татаро-монгольского ига. Другие полагают, что традиция телесных наказаний пришла к нам вместе с религией из Византии. Действительно, еще до татаро-монгольского нашествия можно встретить множество упоминаний о телесных наказаниях в различных источниках.

Например, в Русской Правде упоминается рукоприкладство к холопам и закупам: «Аще-ли господин бьёт закупа за дело, то без вины есть», хотя преимущественно наказания были представлены в виде штрафов. А в Судебнике Казимира 1368 года побоями наказывали мужчин за первый случай воровства.

Однако же в той же Русской Правде назначались ордалии — испытания огнем и водой, которые представляли собой Суд божий. Например, обвиняемый должен был держать руки над огнем или достать кольцо из кипящей воды, его могли пытать раскаленным железом или поставить к кресту и заставить держать вверху руки — кто первый их опустит, тот и виновен.

Предполагалось, что вынести эти испытания без божьей помощи человек не в силах, и уже тогда они признавались мукой.

Наказание кнутом

Пытки на Руси распространились под влиянием татаро-монгольского ига

Но иго действительно оказало сильное влияние на применение подобного рода наказаний — с приходом татаро-монголов пытки стали применяться почти ко всем сословиям. Кроме того, именно игу мы обязаны практикой наказания кнутом, которая считалась одной из самых жестоких и мучительных.

Палач отходил от преступника на несколько шагов, с силой замахивался, и, приближаясь к человеку, опускал кнут на спину так, чтобы ее касался только хвост кнута. Кунт сдирал со спины кожу, оставляя следы «так, будто большой ремень вырезан ножом мало до кости». Через какое-то время кнут смягчался от крови и ударов, и его меняли на новый.

При этом количество ударов кнутом редко четко оговаривалось.

В Судебнике 1497 года телесные наказания, пытки и смертная казнь были официально узаконены: «А на кого тать возмолвит, ино того опытати…». Кроме того, вводилась торговая казнь, которую считали скрытой смертной казнью. На торговой площади преступника избивали кнутом. В среднем, человек мог выдержать до 50 ударов, а после умирал от болевого шока или кровопотери.

Но все зависело еще от того, как бить: иногда, людям одним ударом ломали позвоночник, иногда специально били по почкам, и человек умирал через пару дней в муках, иногда били не сильно и человек выдерживал до 300 ударов.

Данный вид наказания был широко распространен, причем не только за тяжкие преступления, такие как оскорбление государя, но и за незначительные, например, за матерную брань.

Наказание батогами

Одним из ярких периодов расцвета пыток и смертной казни стало правление Ивана Грозного. Правда, это было больше обусловлено личностью правителя, чем законами. Людей подвешивали вниз головой, резали на куски, обливали кипятком или ледяной водой, вешали, сажали на кол.

Истязание других доставляло царю удовольствие и носило зачастую увеселительный характер. Иногда, наблюдая за наказаниями, Грозный не выдерживал и сам заменял палачей.

Но должно отметить, что Иван Грозный был человеком своего времени, поскольку в Средневековой Европе наказания иногда были куда более жестокими и кровавыми.

Колесование

Батоги считались более легким наказанием, чем кнут. Они представляли собой толстые прутья или палки с обрезанным концом. Господа били ими слуг, батогами наказывали за невыплату податей, за воровство, дурные слова про царя, за лжесвидетельство и пр.

«Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что пьяный назвал своего сына государевым семенем». Виновного клали на землю лицом вниз, один палач садился нему на шею, другой — на ноги. Они брали по два прута и били по спине до тех пор, пока человек не кричал, что «виноват».

Только тогда пытка прекращалась. Бить по животу, икрам и бедрам считалось беззаконием.

Помимо этого, было распространено закапывание заживо так, чтобы на поверхности оставалась только голова. Преступнику не давали воды и еды. Фальшивомонетчикам заливали в горло металл.

Соборным Уложением 1649 года устанавливались наказания за воровство в виде клеймения, отрезания уха, за другие преступления назначали вырывание ноздрей, четвертование, более 100 ударов кнутом и пр. По Уложению руку отрубали тем, кто в присутствии государя замахивался на кого-нибудь оружием, за кражу лошади, или за третье воровство.

Один палец отсекали за легкую рану, кисть левой руки за повторное воровство или покушение на господина. А левой руки и правой ноги можно было лишиться за разбой или церковную кражу.

Шпицрутен

Петр I ввел новые виды пыток на немецкий манер

При Петре эти наказания были также распространены — людей клеймили либо орлом («заорлить в щеку»), либо буквой «В», чтобы нечестного человека было видно издалека. Наказание торговой казнью лишало человека чести и права служить солдатом.

Кстати, для солдат Петр тоже ввел новые виды телесных наказаний и пыток. Например, были распространены шпицрутены на немецкий манер. Они представляли собой гибкие прутья по 2 метра в длину и 4,5 см в диаметре. Солдат выстраивали в два ряда с прутьями в руках.

Читайте также:  «застолбить» константинополь и другие интересы русских на первой мировой войне

Провинившегося раздевали до пояса, руки привязывали к ружью, а штык направляли к лицу, чтобы он не мог уклониться. После этого преступник должен был пройти между рядами и на него с обоих сторон сыпались удары.

Применялись шпицрутены не только как воинское наказание, но и за чародейство, идолопоклонство, прелюбодеяние, богохульство.

Еще одним нововведением были кошки и линьки. Кошки — это четырехвостные плети с узелками на концах, которые были введены в 1720 году как наказание для матросов, а при Анне Иоанновне ими стали сечь еще и проституток (до этого их били кнутом или батогами). Куски каната с узлами назывались линьками, их применяли только для наказания матросов за дисциплинарные провинности.

Наказание «кошкой»

Вообще, Петр отличался жестокостью в отношении физических наказаний. Например, у него была целая коллекция дубинок, которые он часто пускал в ход. Не раз ими доставалось князю Меньшикову.

Однажды, Петр до крови избил его за то, что князь посмел танцевать в сабле, Лефорта он мог бросить на пол и топтать ногами. Иногда, царь даже забивал насмерть провинившихся.

Одному придворному, не успевшему снять шляпу перед государем, досталось дубинкой по голове, после чего он умер.

Достаточно только вспомнить, как Петр расправился со стрельцами. Головы бунтовщиков было приказано рубить не только палачам, но и судьям с боярами. Вокруг Москвы ставили виселицы, число казненных перевалило за 1500 человек. Петр был даже готов убить сестру Софью, но смилостивился. Однако в назидание ей повесил 200 стрельцов у Новодевичьего монастыря, где была заточена Софья.

«Утро стрелецкой казни», В. И. Суриков, 1881

Телесные наказания для крестьян отменили в 1904 году

Постепенно ситуация начинает меняться. Например, запрещается проводить экзекуции в праздничные дни. В 1754 году отменяют «натуральную» смертную казнь. Екатерина II под воздействием европейских гуманистических идей старалась смягчить ситуацию с телесными наказаниями.

В 1765 году отменили истязания малолетних, а в 1785 году Жалованной грамотой освободили дворян от телесных наказаний. Позднее послабления коснулись купцов и священнослужителей, а вот для простого народа мало что поменялось. Во временя Павла I мучительные пытки и экзекуции вернулись.

Но после наметилась тенденция по смягчению взглядов государства в этих вопросах, результатом которых стала частичная отмена телесных наказаний в 1863 году, а в 1904 году отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников, последней группе, к которым применялись физические наказания.

Источник: https://diletant.media/articles/35420039/

Какие были самые унизительные казни на Руси

Прилюдное попрание чести порой считалось даже более суровым наказанием, нежели смертная казнь, поскольку поруганному гражданину потом приходилось мириться с бесславием, сопровождавшим его на протяжении всего земного пути. Во все времена подвергнуться унижению могли как мужчины, так и женщины, только в зависимости от пола разнились как методы бесчестья, так и причины позора.

Торговая казнь

Обрекая человека на телесные наказания, судьи в лице царей могли преследовать три цели: убить преступника, превратить его в калеку или публично унизить, чтобы поставить провинившегося на место.

Утративших доверие правителя представителей высших сословий подвергали самой легкой в физическом отношении порке, которая наносила непоправимый урон их личному достоинству.

Обычно публичное наказание, регламентированное Судебником 1497 года, проводилось на торговых площадях прямо на глазах у простолюдинов и поэтому именовалось «торговой казнью».

Если для смертной казни палач пользовался кнутом, то для унижения человека было достаточно применение розга или плети. При этом наказуемый обязательно должен был быть обнажен, иначе эти удары не наносили вреда его чести. В последний раз «торговая казнь» применялась в Российской империи в 1845 году, однако Екатерина II еще раньше запретила.

Позорный столб

С XVIII века представители привилегированных сословий вместо болезненных телесных наказаний стали подвергаться более гуманному, но не менее унизительному стоянию у позорного столба.

Устанавливаемый в людном месте на специальном помосте позорный столб иногда был снабжен колодками, в которых зажимались руки и голова «преступника», а порой был оборудован только кандалами и висящим на цепи ошейником.

Приговоренного к публичному оскорблению дворянина доставляли к месту всеобщего осмеяния на «позорных» дрогах черного цвета, ставили на колени и приковывали к позорному столбу. Каждому осужденному предстояло простоять оговоренный в приговоре срок, который отсчитывался с того момента, когда палач ломал над головой наказуемого шпагу, символизировавшую дворянскую честь.

Шельмование

Ритуал преломления шпаги, иными словами шельмование, впервые был введен Петром I, причем изначально он применялся только в армии, а затем перешел в общегражданскую практику. Это унизительное действо было прелюдией к лишению их сословных прав, воинских званий, титула, состояния и отправки в пожизненную ссылку.

Шельмование как способ оскорбления человеческого достоинства обязательно сопровождалось прибиванием к виселице таблички с именем осужденного.

И хотя официально этот обряд «гражданской казни» применялся в период с 1716-1766 годы, есть исторические сведения, свидетельствующие, что он был совершен даже над Чернышевским и Достоевским.

Бородовая пошлина

Перу Петра I принадлежит еще один резонансный закон, изменивший не только внешний вид, но и сознание русского человека, для которого окладистая борода испокон веков являлась признаком чести и знатности.

Длина бороды была мерилом уважения и аристократичности, поэтому ее старательно отращивали и берегли как зеницу ока.

Иногда она передавалась как наследство из одного поколения в другое, а о величавости рода судили по сложению длин всех бород в родословной.

Плевок в бороду расценивался как личное оскорбление, а потому за ним тут же следовал увесистый удар, восстанавливавший попранную честь бородача.

Не ввязавшийся в драку боярин считался стерпевшим обиду и тут же лишался уважения сограждан.

Каждый правивший на Руси князь в своем судебном кодексе, который именовался «Правдой», отдельной строкой отмечал наказание, предусмотренное за покушение на бороду.

Ярослав Мудрый за нанесение урона чести путем порчи бороды ввел штраф в размере 12 гривен, а в «Псковском судебнике» XIV столетия за подобное правонарушение взималась вира в 2 рубля, хотя за убийство человека нужно было уплатить всего 1 рубль. Царь Иван Грозный унижал неугодных бояр тасканием за бороду, а также ее стрижкой. Повелев боярам устранить на лице растительность, император Петр I посягнул на нечто священное, на значение которого указывает поговорка: «Режь наши головы, не тронь наши бороды». Именно поэтому на начальном этапе «реформы» многие бояре согласились платить в казну увесистую «бородовую пошлину», только бы не потерять этот символ достоинства и почета рода.

  • Уродующие казни
  • Не принадлежащие к элите граждане подвергались куда более тягостным процедурам унижения, которые никак нельзя было скрыть, поскольку к ним применялись такие жестокие меры, как вырывание ноздрей и клеймение.
  • Изначально выступавшее в роли наказания за курение вырывание ноздрей впоследствии превратилось в популярную процедуру для метки каторжников-рецидивистов, о биографии которых красноречиво повествовала их внешность.

Уличенного в воровстве простолюдина немедленно осуждали на каторгу, предварительно выжигая на его лбу и щеках буквы «В», «О» и «Р», чтобы каждый умеющий читать знал, что перед ним стоит мошенник. Избежать этой участи могли только женщины, которых по закону клеймить было не положено.

Сугубо женские унижения

Унизить русскую женщину можно было, отрезав волосы, что делали муж или родственники дамы в случае уличения ее в измене или блуде. Однако своевольные помещики часто без всякой причины практиковали этот вид оскорбления достоинства, поскольку видели в крепостных крестьянках не людей, а объект для развлечения.

Чтобы опозорить замужнюю женщину, нужно было просто сорвать с нее головной убор, который после свадьбы становился обязательным атрибутом ее одежды. Именно отсюда берет начало слово «опростоволоситься» в значении опозориться.

Самый большой срам могла навлечь на себя девушка, утратившая целомудрие до брака. В этом случае ворота ее дома мазали дегтем, родные имели право избить ее, а шансы выйти замуж резко снижались. Хотя в Западной Сибири гулявшую девицу осуждали и унижали лишь в том случае, если ее благоверный позже отказывался заключать законный союз.

Источник: https://news.rambler.ua/other/42998853-kakie-byli-samye-unizitelnye-kazni-na-rusi/

Отчего дворян не казнили на виселице

Отчего дворян не казнили на виселице

Самыми популярными видами казни в Средневековье были обезглавливание и повешение. Причем применялись они к людям различных сословий.Обезглавливание применялось в качестве наказания знатных людей, а виселица была уделом безродных бедняков. Так почему же знати рубили голову, а простонародье вешали?

Обезглавливание – удел королей и дворян

Этот вид смертной казни применялся повсеместно на протяжении немало тысячелетий. В средневековой Европе такое наказание считалось «благородным» или «почетным». Отрубали голову в основном аристократам. Когда представитель родовито рода клал голову на плаху, он проявлял смирение.

Обезглавливание мечом, топором или секирой считалось наименее мучительной кончиной. Быстрая кончина позволяла избежать прилюдной агонии, что было важно представителям благородных семейств. Толпа, жаждущая зрелищ, не должна была видать низкие предсмертные проявления.

Также считалось, что аристократы, будучи смелыми и самоотверженными воинами, подготовлены именно к смерти от морозного оружия.

Многое в этом деле зависело от умений палача. Поэтому часто сам осужденный или его родственники платили большие денежки, чтобы он сделал свое дело с одного удара.

Обезглавливание приводит к моментальной смерти, а значит, избавляет от неистовых мучений. Вердикт в исполнение приводился быстро. Осужденный клал голову на бревно, которое должно было быть не более шести дюймов толщиной. Это гораздо упрощало казнь.

Аристократический оттенок этого вида наказания нашел свое отражение и в книгах, посвященных эпохе Средневековья, увековечив тем самым его избирательность. В книжке «История мастера» (автор Кирилл Синельников) есть цитата: «…казнь благородная – отсечение головы. Это тебе не повешение, казнь черни. Обезглавливание – это удел королей и дворян».

Повешение

Если к лишению башки приговаривали дворян, то на виселицу попадали преступники-простолюдины.

Повешение – самая распространенная в мире казнь. Этот вид наказания с древних преходящ считается позорным. И объяснений тому несколько. Во-первых, считалось, что при повешении душа не может выйти из тела, как бы оставаясь у него в заложниках. Таких покойных называли «заложными».

Во-вторых, умирать на виселице было мучительно и больно.

Смерть не наступает моментально, человек испытывает физиологические страдания и несколько секунд остается в сознании, прекрасно осознавая приближение конца.

Все его мучения и проявления агонии при этом наблюдают сотни ротозеев. В 90% случаев в момент удушения расслабляются все мышцы тела, что приводит к полному опорожнению кишечника и мочевого пузыря.

У немало народов повешение считалось нечистой смертью. Никому не хотелось, чтобы после казни его тело болталось на виду у всех. Поругание выставлением напоказ – непременная часть этого вида наказаний. Многие считали, что такая смерть – самое худшее, что может случиться, и уготована она лишь предателям. Люди вспоминали Иуду, который повесился на осине.

Приговоренный к виселице должен был иметь три веревки: первые две толщиной в мизинец (тортузы) бывальщины снабжены петлей и предназначались для непосредственного удушения. Третья называлась «жетоном» или «броском» – она служила для сбрасывания приговоренного к виселице. Казнь завершал кат, держась за перекладины виселицы, он коленом бил в живот приговоренного.

Исключения из правил

Несмотря на четкое разграничение по принадлежности к тому или другому сословию, бывали исключения из устоявшихся правил. Например, если знатный дворянин насиловал девушку, которую ему поручили на попечительство, то он лишался своего дворянства и всех преимуществ, связанных с титулом. Если во время задержания он оказывал сопротивление, то его ждала виселица.

  Как на самом деле создавалась Алая Армия

Среди военных к повешению приговаривались дезертиры и предатели. Для офицеров такая смерть была настолько унизительной, что нередко они совершали самоубийство, не дожидаясь исполнения назначенного судом наказания.

Исключение составляли случаи государственной измены, при которых дворянин лишался всех преимуществ и мог быть казнен как простолюдин.

Источник: http://imperhans.ru/pochemu-dvoryan-ne-kaznili-na-viselice/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector