Тудовляне: как появился таинственный русский народ

История славян как этноса долгое время, по заключениям большинства российских и западных историков, была одной из самых молодых историй в мире.

И якобы во времена, когда процветала Римская империя, а потом переживала своё падение, вплоть до рождества Христова предки славян жили в пещерах и одевались в звериные шкуры.

Если верить учебникам истории, у славян тогда не было ни государства, ни письменности.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

Но в последние годы всё чаще исторические открытия и находки археологов, открывая истину, опровергают написанную в XIX веке немецкими историками русскую историю и историю славян.

На самом деле, в свете последних открывшихся исторических фактов и исследований артефактов история славян начинается десятки тысяч лет до нашей эры.

Осталось только переписать учебники и доносить молодому поколению правдивую историю славян, российского государства и русского народа.

История славян своими корнями уходит в глубокую древность. Как доказательство, перед историками предстаёт найденный в Челябинской области летом 1987 года древний славянский город Аркаим.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

Здания в нём были построены кругообразно и соединялись между собой в виде амфитеатра, в чём исследователи усмотрели возможность участвовать и принимать важные решения большому кругу людей, то есть история славян включает в себя и зародившуюся на территории нашей страны демократию задолго до того, как она появилась на западе.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

История славян. Мегалиты и древняя обсерватория в Челябинской области. neomir.info

Древнюю историю славян подтверждают обнаруженные в Челябинской области рядом с Уральским хребтом древнейшие мегалиты, расположенные на площади шести квадратных километров — более яркие и многоликие, чем английский Стоунхендж.

Кроме того, там же на острове Веры было обнаружено сооружение, напоминающее древнюю обсерваторию, стены и крыша которой сооружены из многотонных каменных плит, а самая большая из которых весит 17 тонн. Эта постройка датируется 4 тысячелетием до н. э.

, и это сделали наши славянские предки.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

История славян. Гигантский геоглив, выложенный из каменных плит в форме лося длинною в 265 метров. naurale.com

История славян также может включать в себя ещё более древнее сооружение: там же, на Урале был найден древний завод по переработке металлов, где прародители славян плавили медь. Там в 2011 году археологами был обнаружен гигантский геоглив, выложенный из каменных плит в форме лося длинною в 265 метров.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

История славян. Наскальные рисунки древних славян. tainaurala.ru

В Игнатьевской и Каповой пещерах Челябинской области были найдены настенные рисунки, сделанные более 14 тысяч лет назад, с чётким изображением творения процесса жизни на земле, так, как видели это наши предки славяне. Фрагменты именно таких же рисунков гораздо позднего происхождения (на 13 тыс лет) были ранее найдены в австралийских и алжирских пещерах.

Возможно, история славян начинается задолго до того, как в Евразии появились первые государства. Другими словами, потомки пра-пра-предков с Урала стали впоследствии предками европейцев.

Одним их многих доказательств этому служат открытые в Риме в 2013 году высеченные в скале подземные пирамиды, 3-тысячелетней давности.

Внутри пирамид итальянские археологи нашли не только древнюю керамику и расписанную посуду, но и целую сеть загадочных лабиринтов. Учёные уверены, что автором этих грандиозных построек — этруски.

Уже доказано, что история славян, тесно связана с этрусками — древними славянскими племенами, пришедшими с территории современной России, и которые жили в Риме с его основания.

Этрусия представляла собой высокоразвитую цивилизацию, появившуюся задолго до Римской империи.

Именно эти древние жители отлили капитолийскую волчицу, что свидетельствует об умении этого народа уже в те годы прекрасно обрабатывать металл.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

История славян. Капитолийская волчица. myshared.ru

А что наблюдается дальше? Оказывается после того, как этруски (не римляне) создали множественные письменные памятники, цифры, прекрасные изделия, статуи и даже хорошо укреплённые города, такие как Капуя, Флоренция или Болонья, даже изобрели водопровод, они неожиданно исчезли, и о них больше никто не упоминает в истории. А вот оставленные ими тексты, над которыми бились несколько поколений учёных и никак не могли их осилить, доказывают, что этруски были потомками славян. И тому есть доказательства.

Несмотря на то, что в Италии долгие годы существовала поговорка: Etruscan non legatur (Этрусское не читается), в России в XIX веке научились читать этрусские письмена благодаря польскому профессору-языковеду XIX века Фадею Воланскому, который и обнаружил, что этрусский язык близок к славянскому, и даже составил этрусский алфавит. Оказалось, что этрусские буквы на треть совпадают с кириллицей, более того, «нечитаемое», даже не нуждалось в переводе в силу своего совпадением со славянскими словами. Таким образом, историки делают вывод, что этрусский язык был одним вариантом славянского, который возник, а затем был распространён ещё до основания Римской империи. Этот факт является одним из многочисленных доказательств того, что история славян имеет очень глубокие корни и подлежит дальнейшему исследованию.

Российский историк и географ Татишев В. Н.

(1686–1750) в своей «Истории Российской» — первом капитальном труде по русской истории и истории славян, писал следующее: «Подлинно же славяне до Христа и славяне руссы собственно до Владимира письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют».

К этому же времени относительно истории славян относится высказывание: «Не предосудительно ли славе русского народа будет, ежели его происхождение и имя положить столь поздно и отринуть старинное, в чём другие народы себе чести и славы ищут», — принадлежащее М. В.

Ломоносову, выдающемуся мыслителю и исследователю отечественной истории. Он подверг анализу и жесточайшей критике труды Шлёцера, Байера и Миллера и как истинный учёный, основываясь на подлинных документах прошлого, ответил на чрезвычайно важные вопросы истории славян и их происхождения.

Михаил Васильевич Ломоносов в своих трудах доказал, что история славян начинается задолго до Рюрика — князя Новгородского, как официально считается положившего в 862 году начало государственности восточных славян. В его работе также была впервые создана теория не существующего «Монголо-татарского ига» на Руси.

Однако древнюю историю славян и происхождения государства российского, основанную на первоисточниках и уникальных документах античности, Ломоносов не успел издать при жизни, и поэтому книга вышла под редакцией того же Геральда Миллера с искажениями, выполняя определённый политический заказ, а архивы Ломоносова по истории славян бесследно исчезли.

Столетием ранее история славян исследовалась далматским историком Мавро Орбини (1565 — 1610). Уроженец славянского города Дубровника страны Далмации, расположенной на территории нынешней Хорватия и Черногории, убеждённый в том, что история Европы была переписана в интересах правящих элит, создал свой энциклопедический труд «Славянское царство».

Орбини обнаружил массу неизвестных упоминаний об истории славян и включил в свой труд цитаты примерно 330 произведений. В Ватикане работа Орбини через два года после выхода в свет попала в списки запрещённых книг.

Однако через сотню лет в 1722 году экземпляр «Славянского царства» был привезён Петру Первому, переведён на русский язык и издан Саввой Лукичём Владиславием-Рагузинским, служившим тогда по указу Петра Великого дипломатом Дубровника.

Таким образом, на Руси появилась «История славян», в которой автор через многочисленные исследования передал свою гордость за славянский народ, его величие и могущество, а также рассказал о расселение славян по миру, об изобретении славянской письменности.

История славян включает себя арии — историческую народность Древней Индии и Древнего Ирана I-II века до н. э., они также является выходцами из славян.

Славяне с более развитой цивилизацией пришли с Запада и расселились в Индии, народ которой называл пришельцев богами. Лингвисты проверили эту гипотезу, проведя сравнительный анализ происхождения индийских и русских слов.

Оказалось, что и древний санскрит, и славянские наречия действительно имеют общий корень.

Причём одним из главных доказательств, подтверждающих эту гипотезу, учёные считают совпадения географических названий на территории современной Индии и современной России.

Например, в Сибири остались река Шива, Ганеш и другие географические названия практически на чистом санскрите: в Архангельской области текут реки Ганга и Падма, в Мордовии — Мокша и Кама с притоками Кришнева и Харева. Оказалась, что вся индийская и иранская мифология запечатлена в 7 тысячах названий притоков рек Волги, Дона и Днепра.

В древнейшем индийском писании «Риг-вед» знаменитый индийский филолог Гангадхар Тилак нашёл указания на родину прародителей современных индийцев, оказалось, что летопись говорит: раньше индийцы жили почти что в Арктике, то есть они имели славянские корни.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

История славян. Символ славянской свастики, используемый в древних странах. artpolitinfo.ru

Как выясняют многочисленные современные исследователи, славянская культура проявляется не только в письменности, но и в высокоразвитых технологиях, металлообработке и умении применять сверхспособности, в росписях посуды и домашней утвари, в вышивках расписных узоров со свастикой. Историки делают выводы, что история славян является древнейшей историей, основополагающей и дающей начало зарождению многих современных народов мира.

  • Наталья Громозда. Великая Эпоха
  • Видео по теме:
  • Сколько лет Руси. Фрагмент фильма «Игры богов» Сергея Стрижака
  • Русские говорят на санскрите. Отрывок из фильма «Хоровод историй»
  • Документальный фильм «Хоровод Историй»

Источник: https://othereal.ru/istoriya-slavyan/

Страна Тудовлян. Неизвестный регион

В одном из прошлых выпусков мы писали о Тверской Карелии – северо-восточной части Тверской области. Теперь пришло время рассказать о другом неизвестном регионе Верхневолжья. Речь на этот раз пойдет о западных районах нашей области – о древней и загадочной Стране Тудовлян, более известной в средневековых источниках под именем Ржевского княжества или Тудовлянской волости.

Для нас, современных жителей Тверской области, кажутся привычными ее размеры и расстояния. Торопец, Ржев, Вышний Волочек, Торжок, Бежецк или Весьегонск – названия этих городов знакомы нам с детства, у многих в районах проживают родственники и друзья.

Но мало кто задумывается, например, что расстояние от того же Торопца до Весьегонска составляет по дорогам почти 600 км, и это то же самое, как доехать от Парижа до Амстердама, да еще пересечь по пути две границы.

Площадь Тверской области равна площади всего острова Ирландия, больше Баварии и больше территории Бельгии, Нидерландов и Люксембурга вместе взятых, и «на сдачу» останутся еще расположенные вблизи французские департаменты Нор и Па-де-Кале.

Но любой, кто хотя бы раз путешествовал, скажем, по Бельгии и Нидерландам, не мог не обратить внимания на разнообразие регионов в этих странах.

Северный Брабант, Лимбург, Фрисландия, Зеландия, Северная и Южная Голландия, Гронинген – в Нидерландах, Фландрия и Валлония – в Бельгии, и это далеко не полный их список.

Наличие внутренних регионов делает европейские страны гораздо более интересными и привлекательными, существующие и поддерживаемые государством и местным самоуправлением региональные культурные традиции, говоры и наречия, кухня и архитектура ежегодно привлекают в них миллионы туристов.

А у самих жителей присутствует понятная гордость за принадлежность к собственному региональному сообществу, гордость за свою местную историю, традиции, язык и архитектуру – за свой непохожий на другие регион и желание сделать свой маленький край лучше и краше, чем у соседей.

Переводя взгляд с Бельгии и Нидерландов на Тверскую область, то первое, что бросается в глаза, – это кажущаяся безликость и единообразие нашей области.

Несмотря на огромные размеры, вы нигде не увидите какой-то четко выраженной местной специфики или региональных сообществ, отличающихся друг от друга так же, как, например, отличаются между собой регионы упомянутых Бельгии и Нидерландов.

Читайте также:  Почему женщинам на руси нельзя было смотреть в зеркало во время беременности

Но наша безликость и единообразие обманчивы и во многом являются последствием той чудовищной деградации местной жизни, которая произошла за последнее столетие, результатом затаптывания всего уникального и особенного, что было в исторических регионах тверской земли.

Многим это покажется удивительным, но Тверская область в части наличия собственных историко-географических регионов ничем не отличается от тех же Бельгии и Нидерландов.

Тверская Карелия, Страна Тудовлян, вольный город Торжок с окрỳгой, юг Деревской пятины Великого Новгорода, примерно соответствующий территории Вышневолоцкого уезда, древние Торопецкое и Бельское княжества, Великое княжество Тверское – вот семь основных регионов Тверского Верхневолжья.

Главное отличие Тверской области от многих европейских стран заключается в том, что там не боятся развивать свои региональные сообщества и идентичности, прекрасно понимая все выгоды такого пути, который ведет к повышению интереса к своим территориям и, как следствие, увеличению туристического потока и росту локальных экономик.

Следует уже наконец признать, что Тверская область объединяет в своих административных границах семь отдельных регионов, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю, традиции и культуру, даже язык. И возрождение каждого из этих семи регионов сделает Тверское Верхневолжье неизмеримо богаче, чем сейчас, вдохнет новые смыслы в районы Тверской области и жизнь местных сообществ.

Страна Тудовлян

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

Территория от озер Селигер и Вселуг до Ржева, включая волжские притоки – реки Селижаровка, Жукопа, Тудовка, Большая и Малая Коша, Сишка, еще с древнейших времен представляла собой самобытный и самостоятельный регион, объединенный речной и озерной системой Верхней Волги.

За многие столетия своего существования этот регион назывался по-разному: Ржевское княжество, Ржевская земля, Тудовлянская или Тудовская волость, но уже в XX веке известный тверской исследователь-краевед Юрий Смирнов в своей книге «В стране тудовлян» предложил его современное название – «Страна Тудовлян», по аналогии с другой не менее загадочной европейской областью – Страной Басков.

В своей истории, богатой на события, Ржевское княжество, начиная с XII века, попеременно входило в состав смоленского, тверского, литовского и московского государств, но при этом всегда оставалось собой, сохраняя в неизменном виде свои границы: от истока Волги до Ржева. При создании в 1775 году Тверского наместничества, преобразованного в 1796 году в Тверскую губернию, основная территория прежнего Ржевского княжества оказалась разделенной между двумя новыми уездами – Ржевским и Осташковским.

На сегодняшний день Страна Тудовлян примерно совпадает с территорией Ржева, Ржевского и Селижаровского районов, большей частью Пеновского и Оленинского районов, западной частью Старицкого района, Осташковским городским округом и ЗАТО «Солнечный».

Литовский рубеж

На территории Страны Тудовлян – от Великих озер до Ржева – сохранились остатки уникального сооружения, о существовании которого мало кто знает. Речь пойдет о знаменитой «Литовской границе».

Как известно, до прихода славян в Верхневолжье река Волга служила естественной границей между землями древних балтов – родственников современных литовцев, и финно-угров.

Древние балты проживали на юге и западе от Волги, что подтверждается, в частности, гидронимией – многочисленными названиями рек, озер и ручьев.

С незапамятных времен для защиты от набегов финно-угорских народов древними балтами была выстроена грандиозная крепостная система. Вдоль всей Волги с интервалом 20-30 км и по сей день возвышаются большие и малые «городки».

Позднее крепости утратили роль пограничных – потомки литовцев стали селиться на север и восток от Волги, о чем свидетельствуют довольно многочисленные балтские гидронимические анклавы в восточной части Тверской области, а древние балты и финно-угры стали жить там чересполосно, становясь добрыми соседями. Под началом «Русской Правды» и христианской веры они вошли в состав новых государств и стали постепенно забывать свой язык и богов.

Много столетий спустя, когда в XIV веке Великое княжество Литовское, преодолевая раздробленность, стало собирать под своей властью все прежние древние балтские земли и народы, эти крепости вошли в состав Литвы и вновь стали пограничными.

Под их стенами проходила сначала литовско-тверская, а затем, после утраты Великим княжеством Тверским независимости, и литовско-московская граница.

Именно поэтому все эти городки и вошли в историю под названием «литовских», а само сооружение получило название «Литовская граница» или «Литовский рубеж», разделяющего зримой чертой современную Тверскую область на две практически равные половины – Верхнюю и Нижнюю Тверщину.

«Се грады Литовстии: Селук, Осечен, Горышин, Сишка, Рязна, Туд» – сообщает Воскресенская летопись.

Великий князь литовский Ольгерд в письме константинопольскому патриарху Филофею называет следующие верхневолжские города: Ржева, Сишка, Тудин, Осечен, Горышено, Рясна, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липица, Тесов, Хлепен. Еще к «литовским городкам» относят Роден (Родня), Урдом, Негомир (Немгорь).

Осечен, пожалуй, наиболее неприступный из них. Высокий холм, на вершине которого он располагался, возвышается над Волгой на более чем 50 метров, а это – высота 15-17-этажного дома. С такой высоты окрестности просматривались на 20-25 км.

Однако с тех пор много волжской воды протекло у подножия городка: склоны поросли лесом, а площадка городища опоясана внушительными березами. Сквозь их ветви противоположный берег едва просматривается, река же и вовсе не видна.

Культурный слой городища практически сразу начинается с прослойки угля, напоминая печальное завершение истории славной крепости. Противоположные от реки склоны бывшей крепости значительно ниже – 12-15 метров.

Недалеко от городка в лесу на месте бывшего погоста Большой Осечен лежит средних размеров плоский валун, которому до сих пор местные жители и заезжие туристы приносят монеты.

Не менее неприступной была и крепость Сишка, которая располагалась на плато правильной формы, высящемся на правом берегу Волги близ устья одноименной реки.

С высоты около 20 метров прекрасно контролируется как водный путь по Волге, так и сухопутный – древний Торопецкий тракт, одна из важнейших торговых артерий с глубокой древности вплоть до недавнего времени. Живописная березовая рощица нисколько не портит вид городища.

Против городка на другом берегу реки Сишки возвышается холм, который также не мог остаться без внимания обитателей крепости и наверняка тоже был укреплен.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

А вот крепость Туд в Оленинском районе была не настолько грандиозна. Она притаилась между двух широких обрывающихся в Волгу оврагов, послуживших естественными рвами, а со стороны берега ее укреплял уже искусственный ров и высокий вал.

Сейчас покой городища охраняет целая поляна крапивы, верная спутница запустения и забвения.

Вместе с тем, название этого городка сохранило наиболее раннюю форму гидронима Тудовка, и именно от крепости Туд и реки Тудовки происходит название всей Тудовлянской или Тудовской волости, по которой и прозвали разительно отличавшееся от остальных тверичей население здешних мест – тудовлян.

Удивительна судьба древнего литовского города Урдом, а ныне – одноименной заброшенной деревни в Оленинском районе. Впервые в русских источниках Урдом упоминается в Тверской летописи в связи с событиями 1322 года. Но интересно другое.

Урдом (Урдома или Урдомия) наряду с Тверью стал одним из немногих городов тверской земли, упомянутых европейскими картографами Средних веков и Нового времени. Так, например, Урдом присутствует на карте Великих княжеств Литовского и Московского 1589 года, на карте Московии Меркатора 1629 года, на карте Московии Жана Буассо 1643 года и на карте Московии Жана Пикара 1657 года.

Даже по позднейшим сообщениям XIX – начала XX века, на огородах в Урдоме крестьяне часто выкапывали во множестве человеческие кости, а сама деревня стояла на таком высоком месте, что в ясную погоду оттуда был виден находившийся от нее на расстоянии 45 верст, или около 50 км, погост Ильи Горы, расположенный тоже на горе, и Ржевская высокая соборная колокольня.

Последнего жителя деревни Урдом схоронили в 2013 году возле его дома. С тех пор там некому жить, и дорога в древний «литовский городок» постепенно поглощается лесом.

Оковский лес и Оковцы

К западу от Волги, занимая все правобережье Страны Тудовлян, в старину простирался огромный лесной массив – Оковский лес. Именно в этой части Тверской области выделяют и особый антропологический «литовско-белорусский» тип населения, здесь же был распространен культ ужей, а в раскопках практически повсеместно находят типично литовский женский головной убор – венчик vainags.

«Повесть временных лет» описывает Оковский лес как своего рода географический центр средневековой Руси, откуда берут начало три великие реки Восточной Европы: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг… Двина из того же леса вытекает и течет на север… Из того же леса вытекает Волга и течет на восток».

В Оковском лесу берут свои истоки Жукопа, Тудовка, Обша, Осуга, Сишка. Благодаря удобным волокам через Оковский лес проходил древний Двинско-Волжский торговый путь, частью которого и был город Ржев, или Ржева, как он обозначен на старинных картах.

В настоящее время от огромного лесного массива осталась лишь малая часть, сохраненная в виде Центрально-Лесного биосферного заповедника.

И одним из наиболее сакральных мест во всем Оковском лесу до сих пор является Оковецкий источник в Селижаровском районе.

Первые люди поселились в этих местах достаточно давно, как минимум около полутора тысяч лет назад: на южной окраине деревни Оковцы и сейчас еще возвышается больших размеров холм – древнее городище времен раннего железного века, а чуть менее полутысячелетия на месте городища возвышается огромная церковь.

Само слово «Оковцы» связано с литовскими корнями aka/aku – «источник, криница» и alka-/auka – «место пожертвований, жертвоприношение, святилище».

Иными словами, название деревни можно дословно перевести как «священный источник, криница-святилище», тем более что местные жители произносят название деревни как Акауцы, с ударением на последний слог.

Оковецкий источник – одно из зримых воплощений силы Оковского леса и Страны Тудовлян. И вот уже более пятнадцати столетий Святой ключ в Оковцах является одной из самых почитаемых святынь тверской земли.

Оковцы притягивают к себе людей несмотря ни на что: этому не могли помешать ни частые здесь войны, ни смена языка, ни переход тудовлянской земли от одних хозяев к другим.

Даже на православной иконе в честь «оковецкого чуда» – обретения здесь чудодейственных икон – во главе композиции находится именно Оковецкий ключ, древний символ жизни этой земли и надежды на возрождение.

Загадка происхождения тудовлян

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

Само название региона – Страна Тудовлян – относит нас к тем временам, когда на всем протяжении от Селигера и Вселуг до Ржева жил народ тудовлян, о происхождении которого сломано много исторических копий.

Еще в начале XX века в Ржевском и Осташковском уездах – исторической территории Страны Тудовлян, к тудовлянам относило себя до 45 тыс. человек, при том что общая численность населения обоих уездов составляла порядка 280 тыс.

У тудовлян бытовал свой язык, близкий к белорусским говорам и наречиям, своя особая традиционная одежда, праздники и песни.

Читайте также:  Романовы: как они стали одной из богатейших династий

Именно в тудовлянских землях, например, получила широкое распространение местная разновидность волынки – дуда, музыкальный инструмент, не встречающийся больше нигде в Тверской области.

Современные историки выдвигают две основные версии происхождения тудовлян.

Согласно первой и наиболее распространенной из них, тудовляне являются ассимилированными белорусами, согласно же второй версии, они представляют собой потомков автохтонного населения, за годы Великого княжества Литовского перешедшего на западнорусский язык – государственный язык средневековой Литвы, наиболее близкий к белорусским говорам и наречиям.

Вместе с тем, на мой взгляд, при изучении феномена тудовлян историки совершенно упускают из вида самое главное – это расселение тудовлян именно вдоль «Литовской границы». Здесь просто напрашивается аналогия с сербскими и хорватскими граничарами – основным населением Военной границы Австрийской империи со времен средних веков.

Напомню, что Военной границей называлась пограничная область на юге монархии Габсбургов, прикрывавшая границу с Османской империей, и тянувшаяся узкой полосой от Адриатического моря на западе до Трансильвании на востоке.

Своим возникновением эта область обязана постоянным войнам, которые вели между собой Габсбурги и Оттоманская Порта, и переселению сербов с их исконных земель под турецким натиском.

Переселяясь за естественные рубежи Динарских Альп, рек Купа, Уна, Сава и Дунай, сербы и хорваты становились «граничарами» и получили особое военное самоуправление от австрийского правительства, а также множество льгот и привилегий.

Поэтому обе версии происхождения тудовлян нисколько не противоречат друг другу.

Для защиты Волжского рубежа правительство Великого княжества Литовского, по аналогии с Военной границей Австрийской империи, могло переселять на «Литовскую границу» ратников и крестьян из внутренних районов государства, где преобладали белорусский и польский языки, а местное литовское, по своему происхождению, население постепенно усвоило язык новых переселенцев, ставших большинством.

В ходе катаклизмов XX века отличия тудовлян от окружающего населения практически стерлись, но сами тудовляне никуда не делись, их потомки по-прежнему населяют Страну Тудовлян, самобытный регион от тверских Великих озер – Селигера, Вселуг и Пено до стен древнего Ржева.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

***

В этой статье мы лишь в самых общих чертах коснулись истории древней Ржевской земли, загадки происхождения тудовлян и уникального сооружения – «Литовской границы», многочисленные городища которой не одно тысячелетие горделиво стоят на берегах великой реки, несущей свои воды далеко на восток. Нельзя объять необъятное, и мы не ставили своей целью подробно углубляться в историю этих вопросов. Но начать дискуссию о месте регионов в современной Тверской области, их настоящем и будущем, перспективах их развития – вот что важно.

По глубокому убеждению автора этой статьи, регионы Тверского Верхневолжья должны уже наконец-то вернуться к полнокровной жизни и очнуться от столетнего морока и запустения. Только поддерживая и развивая тверские региональные сообщества, мы сможем сделать жизнь людей в них по-настоящему интересной и богатой.

Источник: https://slavtradition.com/svodki-smi/stati/4563-strana-tudovlyan-neizvestnyj-region

Поляне, древляне и другие

Поляне, древляне и другие

Археологические данные позволяют утверждать, что восточные славяне – предки нынешних русских, украинцев и белорусов – начали обживаться на территории современной Западной Украины и Восточного Приднепровья примерно с V и в VI и VII веках нашей эры, а в верховьях Немана, на берегах Волги и Чудского озера они оседают не раньше IX и на рубеже XI–XII столетий. Местами расселения восточных славян были также земли, прилегающие к Ильмень-озеру, по течению больших и малых рек Восточно-Европейской, или Русской, равнины.

Летописи (описания событий по годам – летам), в том числе составленная в 1112 году монахом Нестором знаменитая Повесть временных лет, сохранили названия крупных восточнославянских племенных объединений и дают возможность проследить примерный географический ареал их расселения: «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славяне и построили город. И назвали его Новгород. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами». Всего по Повести временных лет известно двенадцать племенных союзов, из которых со временем образовались княжества. Помимо полян, древлян, дреговичей, полочан, ильменских славян, или словен, существовали следующие крупные объединения восточнославянских племен: волыняне (они же бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи и кривичи с ответвлением от них северянами.

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

Славянский поселок

Раскопки археологов подтвердили эти летописные сведения и значительно пополнили их и уточнили, дав возможность нанести на карту зоны расселения восточных славян.

Основные занятия полян, древлян и прочих названных выше племен вполне традиционны для всех славян. Это земледелие и скотоводство. Причем первое играет заметно большую роль, чем второе. Жизнь в восточнославянском поселке была простой и не баловала разнообразием.

Один день был похож на другой, и почти каждый из них был заполнен напряженным трудом. Но зато какое наступало веселье в редкие, но оттого особенно долгожданные праздники! Песни чередовались с играми, состязаниями в силе, ловкости, сноровке.

А потом опять приходили будни со своими делами и заботами.

Восточные славяне избегали селиться на открытых местах. Жилищем им служили небольшие квадратные землянки, надежно укрытые в лесу кронами деревьев и густым кустарником. Быть может, точнее называть дома восточных славян не землянками, а полуземлянками, поскольку они были углублены в землю не больше чем на метр, крыши над ними крепились на шестах и опорных столбах.

Стены были двух типов: бревенчатые и свитые из прутьев, обмазанных глиной. Пол или оставляли земляным, застилая его хвойным лапником, или делали глинобитное покрытие. Помещалась в такой хижине семья не более чем из шести-семи человек. Обогревался дом-землянка сложенным в углу из камней очагом или печью-каменкой.

Помимо леса, излюбленным местом расположения восточнославянских деревень были крутые, неприступные берега рек.

Среди древнейшей утвари, обнаруженной во время раскопок учеными, преобладает примитивная керамика – вылепленные вручную, без гончарного круга, из глины с примесью песка изделия в форме горшка с расширяющимися к вершине выступами и вертикальными насечками.

То ли в ритуальных целях, то ли для придания крепости в состав керамики входили также раздавленные части насекомых. К посуде более позднего времени (VIII–IX вв.) относятся сосуды из глины, изготовленные уже на гончарном круге и украшенные резьбой или волнистыми линиями, нанесенными словно гребнем.

Примерно тогда же в обиходе появляются круглые бронзовые тарелки, а из орудий труда – железные резаки, серпы, лемехи, ножи для плугов, долота, топоры, наконечники для бороны и копий.

Из металлических предметов археологами найдены пряжки от ремней, пастовые бусины, браслеты, серьги, перстни, брошки, а также характерные женские украшения, известные как височные кольца, которыми славянки пользовались как заколками для того, чтобы красиво уложить волосы.

Интересно, что у каждого восточнославянского племени была своя форма височных колец: в виде спирали, незамкнутого круга с изогнутыми концами, трилистников, причудливых цветков на пышном стебле, солнечного диска с расходящимися лучами, изделий из витой жгутом проволоки или тонких металлических пластин с кручеными подвесками и т. д. По этим отличиям ученые устанавливают, где какое племя обитало.

Община, которой жили восточные славяне, была не родовой, а территориальной. Это значит, что она представляла собой объединение на общей территории малых семей, занятых коллективным трудом.

Расчистка подходящих земель под поле и пастбище требовала групповых усилий. Но, помимо борьбы с природой, восточным славянам приходилось отстаивать право на место под солнцем, отбиваясь от агрессивных соседей. Подчас враг был столь многочислен и силен, что одолеть его можно было, лишь пустившись на какую-то хитрость.

Потому-то и в свои вожди на общем собрании племени – вече выбирали тех, кто обладал не только большим жизненным опытом, но и изворотливым умом и знал, как в случае опасности защитить соплеменников, сохранить скарб и домашнюю живность. При набегах чужеземцев восточные славяне показывали буквально чудеса маскировки.

Они становились практически невидимы, делая себе простейший камуфляж из ветвей и трав и сливаясь таким образом с листвой деревьев.

Пока женщины, дети и старики прятались в лесах, мужчины, искусно изображая паническое бегство, заманивали врага в ближайшее болото или заставляли при преследовании ступить на покрытые дерном жерди – зыбкий настил над глубоким оврагом с острыми кольями на самом дне. Попав в такие ловушки, враги находили там неминуемую смерть.

Восточные славяне были язычниками. Волхвы или жрецы как посредники между грозными божествами и людьми обладали немалой властью. Их боялись и почитали, потому что верили, что от них зависит и жизнь племени, и судьба отдельного человека.

Ведь они, по общему мнению, могут влиять на все происходящее, нести одним добро, другим зло, вызывать дождь и насылать засуху.

Конечно, все это они творят не сами, а взывая то к могучему громовержцу Перуну, то к повелителю неба и огня Сварогу и его сыну Даждьбогу, во власти которого находится солнце, то к Велесу – покровителю домашних животных и скота.

Идолов – вырезанные из дерева или высеченные из камня фигуры этих божеств – выставляли на видном месте и приносили им в жертву животных, птиц, а иногда и людей.

Особенно щедрые подношения делались, если у племени возникали какие-то серьезные трудности и нужно было задобрить всемогущих богов, ведающих силами природы, и добиться от них помощи. Если боги оставались глухи к просьбам и мольбам людей, это расценивалось как плохой знак.

И тогда начинался поиск виновных, то есть тех, кто мог чем-то прогневать, рассердить носителей высших сил.

Бывало и так, что все старания угодить богам оказывались напрасными, и тогда славяне в сердцах ругали своих идолов, пинали их, дружно оплевывали, колотили по ним палками, тем самым желая «наказать» за отсутствие помощи. Потом, правда, если что-то менялось к лучшему, являлись к истуканам с дарами, плакали и раскаивались, осыпая ударами и затрещинами самих себя и друг друга, униженно просили прощения.

Подобно диким зверям, восточные славяне умели «видеть» и «слышать» носом. Не слишком хорошо различая цвета, они зато прекрасно чувствовали запахи и могли издалека как бы считывать информацию из воздуха – например, учуять приближение чужого человека или хищного животного.

Им были известны секреты целебных трав и кореньев. С их помощью они лечили себя от разных болезней, останавливали кровь, снимали зубную боль, изгоняли простуду. Кроме того, каждый из них был немножко магом и, используя возможности своего биополя, помогал и сам себе, и ближнему.

До сих пор, когда в лесу кукует кукушка, русский человек механически задает ей вопрос, сколько еще лет будет он жить, причем особо не задумывается, почему это делает. Если разобраться, птиц в лесу много.

Отчего же принято адресоваться, как к пророчице-весталке, именно к кукушке, у которой, кстати, в царстве пернатых не самая безупречная репутация? Ведь она плохая и легкомысленная мать, ибо ленится высиживать птенцов, предпочитая подкидывать свои яйца в чужие гнезда. Куда большего доверия заслуживает, например, трудолюбивый дятел.

Читайте также:  Что мусульмане делают только левой рукой

Но вот не сложилось так, чтобы по его стуку, точнее, по количеству ударов железного клюва этой неутомимой птицы определялось бы человеческое долголетие.

В чем же причина того, что в качестве предсказательницы выбор пал на кукушку? А дело в том, что этот древний обычай пришел от далеких предков, в давние-предавние времена считавших, что с наступлением весны в кукушку превращается родоначальник всего живого – славянский бог Род. От него, по языческим поверьям, зависело и пополнение семьи, и длительность жизни людей.

О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном – повелителем грома и молний, грозы и дождя, града и снега.

Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь. Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Перуну приносили кровавые жертвы: птиц, домашних животных, а бывало, и человека. Так, существовало правило: каждого сотого пленного из вражеского племени закалывали мечом и обагряли кровью убитого железные ноги деревянного истукана.

Язычество живет и в современном русском языке.

Имя Лихо – одного из персонажей славянской мифологии – огромной, безобразной и очень сильной одноглазой великанши, отвращающей людей от добрых дел, превращающей их жизнь в невыносимое хождение по мукам, а то и не останавливающейся перед людоедством, стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье».

Языческого происхождения глагол «чураться». Это значит боязливо чего-нибудь избегать, уклоняться от общения с кем-либо. Чур (Цур или Щур) – языческий бог семьи, домашнего очага, в которого переселилась душа умершего родственника, предка. Славяне верили, что чуры заботятся о своих близких, людях одной с ними крови.

Для того чтобы чур пришел на помощь человеку, с которым его связывали кровные узы, нужно было обратиться к нему со словами: «Чур меня!», то есть «Защити меня, предок!». Когда люди произносили «чур», они ограждали себя от чего-то плохого, от неприятностей, от возможной опасности, хвори, от того, что угрожало их жизни.

Из времен архаики берет свое начало и так называемая обсценная лексика – сквернословие, особо грубая брань, известные как мат, то есть неприлично-гнусные выражения с упоминанием слова «мать».

Однако если сегодня эти ругательства однозначно воспринимаются как грязные оскорбления, обидные для человека, унижающие его достоинство, то у древних славян они были речевыми явлениями иного порядка и выполняли охранительную функцию заклятий, оберег, были призваны защитить от бесплодия, обеспечить продолжение рода.

И, если разобраться, все слова из ряда тех, что в наше время относят к нецензурным и непечатным, когда-то давным-давно были ритуальными формулами, подобающими тому или иному случаю.

Так, была в ходу свадебная брань – залог того, что у молодоженов родится здоровое потомство, а ратная ругань преследовала цель обезопасить, отвести от себя беду и посрамить врага.

За пресловутым матом наши далекие предки не то что имели в виду нечто невинное, безобидное и произносившееся без всяких ограничений, но они и не вкладывали в него теперешний сугубо непристойный смысл.

Таинство сотворения жизни, по их представлениям, нуждалось в особых восклицаниях, выполнявших сакрально-магическую роль в детородной сфере.

Эти заклятия выкрикивались громким голосом, или благим матом, что, кстати, навело некоторых филологов на мысль выводить слово «мат» также и из этой основы.

В обсценной лексике все так или иначе сводится к мужскому и женскому началам и вертится вокруг главного и осевого, из чего завязывается и слагается новая жизнь. И в общем-то в эпоху архаики в мате не было ничего предосудительного или порочного, но после крещения Руси он как бы уходит в подполье.

Ведь все языческое отныне осуждается как нечистое, поганое.

Однако прежние заклятия как крепкий и надежный приворот на зачатие отнюдь не вышли из употребления – только постепенно приобрели совсем иную окраску, попали в разряд стыдных, непотребных, запретных слов и выражений, какими раньше вовсе не были.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/129815

Древние белорусы в Тверской области требуют признать их отдельным народом | Политика, экономика, общество (без банов)

  • Древние белорусы в Тверской области требуют признать их отдельным народом
  • Тудовляне: как появился таинственный русский народ
  • Обращения направлены губернатору области и президенту РФ Путину.

В декабре 2016 года на сайте change.org появилась петиция с предложением признать этнографическую группу тудовляне, Тверской области (Россия), белорусами. На данный момент под обращением к президенту России Владимиру Путину и губернатору Тверской области Игорю Рудене подписалось 196 человек, пишет «Наша Ніва».

«Помогите восстановить историческую справедливость и вернуть народу его былую историю и культуру! Дело в том, что на западе Тверской области, в Оленинском районе, проживает этнографическая группа тудовляне. Данная группа образовалась в результате ассимиляции белорусского населения, которое проживает в этих краях.

В наших деревнях и селах говорили на диалекте белорусского языка — «тудаўлянскія гаворкі», сохраняя отдельные фразы и слова вплоть до середины 20 века. А традиции, культура, одежда отличалась от соседей, о чем неоднократно писали этнографы и историки выделяли тудовлян из общего населения, отмечая белорусское происхождение.

Несмотря на все это официально в загсе записывают национальность — русский», — говорят создатели петиции.

«Тудовляне — этнографическая группа русских на западе бывшего Ржевского уезда Тверской губернии, где они составляли в первой половине XVIII века около 10%.

По происхождению являются ассимилированными белорусами, либо потомками прославянского автохтонного населения.

Еще в начале XX века тудовляне сохраняли ряд бытовых и лингвистических особенностей, сближающих их с белорусами», — так пишется в русскоязычной Википедии.

Евфимий Карский оценивал количество тудовлян в 45 тысяч человек. Название пошло от реки Тудовка, по обеим берегам которой и жили тудовляне.

В тудовлянских говорах сохранилось много белорусских форм слов — «вітацца», «гульня», «дробны», «панядзелак», «хмарны», «цыбуля» и много другого.

«Многие потомки тудовлян и сегодня живут в нашем районе. Естественно, все они давно, много поколений назад, стали русскими», — так отреагировал на петицию глава Оленинского района Тверской области, назвав инициативу «курьезной».

Источник: http://maxpark.com/community/4765/content/5656717

Карта расселения славянских племен

Тудовляне: как появился таинственный русский народ

Вятичи — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра.

Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей.

Непокорность и воинственность — визитная карточка племени вятичи.

Кривичи — племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения — Тушемлинская культура.

В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских — эсты, ливы, латгалы — племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую.

В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские — племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами.

По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам — выходцам с Балтийского Поморья.

 Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

вятичи, кривичи и словене ильменские сформировали, в дальнейшем, великороссов

Дулебы — племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне — восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне — восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи — племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены.

По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 — 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане — славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне — племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи — восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом.

У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения — прах хоронился в срубе — и схожие височные женские украшения (височные кольца) — семилучевые (у вятичей — семило-пастные).

Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне — восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы — восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи — восточнославянский союз племен, существовавший в 9 — 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.

Дополнительный материал

Материал создан: 15.07.2014

Троице-Сергиева лавра Успенский собор

Источник: http://iamruss.ru/map-settlement-slavic-tribes/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector