За что украинцы почитают темника мамая

АРД уже писал об одном из его «сенсационных открытий» про то, что Будда принадлежал к племени будинов. А вот еще несколько его сенсаций и подробности их появления.  

Еще в 90-х Бебик работал главным консультантом в пресс-службе, Администрации первых президентов Украины Кравчука и Кучмы. Ныне — руководитель рабочей группы по социальным коммуникациям Общественного гуманитарного совета при Президенте Украины. Ведущий радиопрограммы «Из глубины тысячелетий». Его научные статьи регулярно публикует официальный орган Верховной рады «Голос Украины».

За что украинцы почитают темника Мамая

Девиз  Бебика «Я мудрость пью из черепа эпохи, и у напитка украинский вкус…»

КОЛЫБЕЛЬ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

«Археологические, мифологические и символические артефакты свидетельствуют, — пишет Бебик в статье «Богом избранная Украина», — что основы религиозных верований на планете были зарождены в недрах украинских цивилизаций черниговского Мезина (ХХІІ-ХІІ тыс. до н. э.) и запорожской Каменной Могилы (ХІІ-ІІІ тыс. до н. э.), ставших основой формирования на территории Древней Украины Скифо-Трипольской/арийской цивилизации (VІ-ІІ тыс. до н. э.).

Как раз в недрах Мезинской цивилизации впервые в истории человечества возникают символ Бога солнца — свастика, и самый древний символ истинной религии человечества (зашифрованного имени Бога) – меандр.

Самый первый договор между Богом и людьми был заключён на землях Древней Украины. Бог передал принципы письменного отображения слова. И произошло это знаменательное для предков современных украинцев событие, по меньшей мере, в ХІІ тысячелетии до нашей эры.

Приоритеты общения украинского народа с Богом являются историческим объяснением большой набожности украинцев. Вместе с тем мы должны понимать, что с рабами договоров не подписывают. Ни люди, ни сам Бог.

Таким образом, украинцы по своей первоначальной природе не являются рабами Божьими (и ничьими другими!), как убеждают нас представители некоторых конфессий! Отсюда и свободолюбивый характер украинского народа, который генетически высечен в украинской ментальности. Как могут быть рабами те, кто ведёт равноправный диалог с Богом! Украинцы приближены судьбой к Богу, и это означает, что этот народ — непобедим!..

Божье слово впервые было услышано и высечено именно на украинских землях. Поэтому абсолютно не случайно, что именно украинцы стали народом-детонатором первого цивилизационного взрыва в истории человечества. Тысячелетний древнеукраинский марш, который разнёс по планете Божье слово, не мог состояться без соответствующего «импульса свыше».

Приблизительно в 5600 годах до нашей эры с территории Украины началось беспрецедентное расселение представителей нордической (скифо-трипольской, праукраинской) расы.

В центре Европы обустроились славяне, на западе — кельты (западные скифы) и германцы, а нынешнему Балтийскому морю дали название балты. Тохары и айны дошли до Китая и Японии.

Арии овладели Афганистаном (который тогда получил название Ария), Ираном (Ариан) и Индией (Арья Варта). Сумеры/самары/шумеры взяли под контроль Месопотамию (Сумер) и додинастийный Египет (Кемёт).

Наши предки, в отличие от других народов, уже в VІ-V тысячелетиях до н. э. знали земледелие, приручили лошадь и изобрели колесо, имели развитые религиозные культы и социальную стратификацию.

А, начиная, по меньшей мере, с ІІІ-го тысячелетия до нашей эры, они уже знали и технологии изготовления и обработки металлов.

Расселяясь по «городам и весям», наши предки принесли на земли других народов свои культуру, общественное устройство и религиозные культы. Становились элитой тамошних первобытных обществ.»

КАЗАК МАМАЙ

За что украинцы почитают темника Мамая

Порой Валерий Михайлович отрывается от древних эпох, пристально всматривается в века не столь далекие. И тоже совершает удивительные открытия. Например, знаменитая Куликовская битва.

До сих пор все считали, что 8 сентября 1380 г произошло решающее сражение между объединенным русским войском московского великого князя Дмитрия и татарским войском темника Золотой Орды хана Мамая. Мамай был разбит, Дмитрий стал Донским. Все не так, утверждает Бебик в работе «Куликовская битва: украинский Сталинград для московско-татарских орд».

Это татары во главе с ханом Тохтамышем объединились с московитами Дмитрия Донского и совершили агрессию против Мамая. Который, на минуточку, был не татарином, а казаком. Мамай в спешке собрал ополчение — украинцев (черкасов и половцев), крымских татар. И не пропустил московитов в глубь украинских земель.

«Первую «Сталинградскую» битву на Куликовом поле великий украинец хан Мамай «проиграл», — сообщает Бебик. — А когда подошли его основные войска — московские «победители» были разбиты и еще более 100 лет возили дань в Украинское Причерноморье. Мамай — собирательный образ казака и украинца в одном лице во времена Казацкой Украинской Державы.

Его изображения украинцы издавна помещали в своих хатах рядом с иконами… Хан и казак Мамай происходил из древнего скифо-арийского рода Кият, который дал 16 династий царей Киянидов в Персии (ІІ-І тыс до н.э.), династию египетского фараона Кияна (ІІ тыс до н.э.) и великого украинца Чингизхана.» А мужики и не знали.

КРУГОМ ОДНИ АБРАМЫ

За что украинцы почитают темника Мамая

Не чужд Валерий Михайлович и изящной словесности. О чем свидетельствует его научный труд «Русскую литературу создали украинцы, евреи и негр…» Кто этот единственный негр — сами догадываетесь. Позже ученый решил пристальнее всмотреться в физиономию, родословную Александра Сергеевича.

И ахнул: «Батюшки, нас всех уже свыше 200 лет водят за нос! Моисей с его рогами и сорока годами мифического вывода евреев из виртуального египетского плена отдыхает, нервно куря «козью ножку» с опиумом создателей русского мифа!» — Статью-прозрение Бебик так и озаглавил — «Конец русского мифа: А. С.

Пушкин — еврей!»

Как же бдительный Бебик раскрыл сию великую тайну? Походя! Прадед поэта по материнской линии — Абрам Петрович Ганнибал. «Много ли вы знаете, уважаемые читатели, «чистых этнических негров» по имени «Абрам»? – спрашивает он.

— Подумаем так и сойдёмся на справедливости утверждения, что Абрам — очень распространённое имя у евреев, в том числе абиссинских евреев, проживающих в Африке.» Значит, предок поэта — крещённый абиссинский еврей.

Ученого не смущает, что сын чернокожего африканского князя, захваченный в плен турками, а позже привезенный русским послом из Стамбула в Петербург, с рождения носил имя Ибрагим. Упрощенное позже в России до Абрама. Здесь, кстати, его и крестили. По отцовской линии Пушкина исследователь еврейской крови не обнаружил, как ни пытался. Не беда.

«Отец поэта был масоном (глобальная еврейская секретная секта). Глядя на его портрет, сомнений в его «нерусскости» не возникает вообще. Впрочем, если взглянуть на портрет самого поэта и любого из нынешних израильских солдат, выходцев из племени абиссинских евреев, с лёгкостью можно заметить, как странно они похожи.»

Полагаю, соратники Гитлера в аду зубами скрежещут. Как легко украинский доктор политических наук выискивает евреев. А они черепа измеряли, доли крови вычисляли… Прогресс в незалежной налицо.

Какие еще «открытия» свершит сей ученый муж, хлебнув в очередной раз мудрости из черепа эпохи?

БЕБИЗМЫ БЕБИКА

За что украинцы почитают темника Мамая

— Украина — родина мамонтов, а не слонов, как издеваются наши «друзья», мало знающие мировую историю. По Украине уже в ХХ-ХІІ тыс. до н. э. ходили мамонты, на которых охотились охотники. После удачной охоты наслаждавшиеся тарахтеньем на костях древнего черниговского мамонта. Так родился первый в мире музыкальный ансамбль.

— Украинская земля — место не только зарождения религии и письменности на планете, но и место рождения Зороастра — первого пророка единого Бога солнца.

— Старейший храм планеты — Каменная Могила (ХІІ-ІІІ тыс. до н.э.). Его жрецы на древней запорожской земле создали миф о сотворении мира и разработали основы религиозного мышления, которые легли в основу всех ныне сущих мировых религий.

— Скифо-трипольская цивилизация (VI-III тыс. до н.э.) имела многотысячные города, двухэтажные дома, уникальную керамику, прирученного коня, плуг, пшеницу-многозернянку, символы креста и полумесяца (за 3 тыс. лет до христианства и 3.6 тыс. лет до ислама).

— Христос на самом деле жил за три тысячи лет до своего «канонического» рождения и говорил (как и Нефертити) на коптском языке, приближенном к языку предков современных украинцев.

— Будда принадлежал к скифскому/сакскому народу будинов, проживавшему во ІІ-І тысячелетиях до н. э. на территории Древней Украины. Имя этого народа сохранилось в названиях населенных пунктов Середина-Буда (Сумщина), Буда (Черниговщина) и т. д.

— Бог Вишну — Вишня. Так его назвали древние украинцы, переселившиеся в Индию.

— «Индийские» Веды (от украинского слова «ведать») знают племя панов. Оно жило в донецких степях, занималось скотоводством и было весьма зажиточным. Знаем мы и Бога пастухов Пана, который был покровителем скота в украинской и греческой Элладе.

— Древнейшие украинские цивилизации были метрополиями ведущих цивилизаций планеты, которые стартовали начиная лишь с ІІІ тыс. до н. э. (Шумерская/Самарская, Египетская, Персидская, Индская, Эллинская, Римская и пр.)

— Античный мир получил свое название от праукраинского племени антов. Если бы эти предки украинцев были несовершенны и неразвиты, разве гордился бы античной эпохой современный западный мир.

— Название главного египетского храма Хет-ка-Птах звучит очень уж по-украински: «Хата-Птаха». Судя по изображениям на египетских пирамидах (погребение жены фараона Хеопса и его матери Хетепхерес, погребение Тутанхамона), египетские царицы в то время были блондинками с голубыми глазами. Там в немалом количестве встречается трезубец, ныне – малый Государственный Герб Украины.

— Первый фараон Египта Менес – из райцентра Мена на Черниговщине, как и знаменитая Нефертити.

— Если посмотреть на портреты египетских царей-фараонов и вождей ариев-тохаров, мы увидим типичные (курносые) украинские лица, ежедневно встречающиеся в наших городах и сёлах.

— Основатели Рима Ромул и Рем – выходцы из г. Ромны на Сумщине.

— Римский император Сулла — выходец из Посулья.

— Особое внимание обращают многочисленные (больше сотни!) погребения ариев/тохаров (ІІ тыс. до н. э.), найденные в Синьзян-Уйгурском автономном районе Китая.

— Цивилизация Шу-Нун (Каменной Могилы, ХІІ тыс. до н. э.), которая получила свое название от древнейшего храма планеты, расположенного в Украине, опережает хрестоматийный по западным учебникам анатолийский Чатал-Гююк (VІІ тыс. до н. э.) по меньшей мере на 5 тысяч лет!

— В нынешнюю немецкую реку Одер до сих пор впадает река с таким себе украинским названием Варта. И «почему-то» имя этой реки совпадает с древним названием Индии, которая также звалась Вартой Ариев.

— Столицу Ливии г. Триполи так назвали трипольские эмигранты из Украины.

Источник: http://asiarussia.ru/articles/6407/

Полтавское ханство потомков Мамая | УКРАЇНА / УКРАИНА

Полтавское ханство потомков Мамая

Корни современной Украины нужно искать не в Киевской Руси, а в Золотой Орде.

Наверное, ни одна из моих последних статей не наделала столько шума, сколько «Татарский корень казацкого рода». Но точку ставить рано. Степные тюркские истоки украинского этноса требуют дальнейшего раскапывания, если можно так выразиться. Вместо истории нам преподносят выдумки, приспособленные для меняющихся политических целей.

Но история — самоценна. Это не служанка политиков. Это детектив, который не устаешь распутывать, пытаясь докопаться до правды.

Стоило мне обратить внимание на центральное положение образа казака Мамая в украинской народной живописи XVIII—XIX веков, как стали всплывать все новые и новые детали, указывающие на то, что половцы и татары могут считаться предками украинцев в не меньшей, а, возможно, даже в большей степени, чем славяне.

Это утверждение для кого-то звучит эпатажно. Но я не собираюсь никого эпатировать. Лучше обратим внимание на факты. После нашествия Батыя Киев не просто пришел в упадок. Он фактически был уничтожен.

Из 50 тысяч жителей не осталось почти никого! Путешественники, проезжавшие в это время по разрушенной столице Руси, оставили описание полного упадка. «Большая часть людей Руссии перебита татарами или отведена в плен», — писал Плано Карпини, направлявшийся через Киев в ставку монгольских ханов в далеком Каракоруме.

По словам этого францисканского монаха, татары «осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве». Как утверждал Карпини, в окрестностях Киева бояться следовало не русских, по причине их малочисленности после татарского погрома, а «литовцев, которые часто и тайно, насколько могли, делали набеги на землю Руссии, и особенно в тех местах, через которые мы должны были проезжать». Представьте, в каком запустении пребывала в это время Южная Русь, если какие-то банды рэкетиров из Литвы представлялись ей непобедимыми противниками! А город Канев вообще был уже заграницей! «Мы прибыли к некоему селению по имени Канов, — писал Карпини, — которое было под непосредственной властью татар. Начальник селения дал нам лошадей и провожатых до другого селения, начальником коего был алан по имени Михей».

Читайте также:  Нужно ли православным крестятся при виде храма

За что украинцы почитают темника Мамая

С татарской кобзой. Кадр из украинского фильма «Мамай»

Взаимопроникновение различных народов в Великой Степи уже шло полным ходом. По дороге в ставку хана свирепствовали шайки людей, которых мы можем считать первыми «протозапорожцами». Современник Плано Карпини — тоже монах и тоже посол к хану (правда, не от папы, а от французского короля) Гильом де Рубрук описал свой ужас во время поездки по этим территориям в 1253 году: «Русские, венгры и аланы, рабы татар, число которых у них весьма велико, собираются по 20 или 30 человек, выбегают ночью с колчанами и луками и убивают всякого, кого только застают. Днем они скрываются, а когда лошади их утомляются, они подбираются ночью к табунам лошадей на пастбищах, обменивают лошадей, а одну или двух уводят с собой, чтобы в случае нужды съесть. Наш проводник сильно боялся такой встречи». Татаро-славянский суржик. Чем не первые казаки? Тем более что наблюдательный западноевропейский монах сумел отметить даже процесс смешения славянского и тюркского языков, который начался в это время в степи: «Язык русских, поляков, чехов и славян один и тот же с языком вандалов, отряд которых всех вместе был с гуннами, а теперь по большей части с татарами, которых Бог поднял из более отдаленных стран». Иными словами, путешественник из Италии уловил самый момент возникновения того татарско-славянского суржика, который превратится со временем в украинский язык. Слова «кош», «атаман», «есаул», «сагайдак», «курдюк», «гопак» под треньканье половецко-татарской кобзы как раз входили в наше сознание в отблеске степных костров, вокруг которых веселились после набегов первые казачки. Те самые, встречи с которыми так боялся посланник короля Франции, везущий грамоту монгольскому хану. Именно эти факты объясняют, почему украинские националисты так равнодушны к наследию Киевской Руси. Из всей ее блестящей культуры для них дорог только оселедец на голове Святослава, явно позаимствованный у степняков. Ни идея империи, ни каноническое православие, ни домонгольская древнерусская литература, заботливо сохраненная переписчиками во Владимире, Суздале, Нижнем Новгороде и Москве, не представляют для них ни малейшей ценности. Только — гопак, кобза и шаровары, в которых удобно запрыгнуть на лошадь, удирая после очередного набега с отрезанной головой подмышкой! Это, по их мнению, и есть «наше все». А остальное — «москальська пропаганда». После нашествия Батыя в Киеве произошла смена народов. Подлинное славянское население Киевской Руси в это время стало уходить на север – в будущую Московию. Оно не просто бежало, но и уносило с собой древнерусскую культуру. Недаром былины «киевского цикла» совершено исчезли в самом Киеве, но были записаны исследователями уже в XIX веке в полосе от Москвы до Архангельска. Вот куда ушла наша Русь от татарских казаков! По этой же причине «Слово о полку Игореве», написанное в Черниговском княжестве, сохранилось в единственной рукописи под Ярославлем!
За что украинцы почитают темника Мамая
«Протозапорожцы». «Русские, венгры и аланы — рабы татар убивают всякого, кого только застают»

На протяжении всего XIV века, представлявшего пик татарской власти в нынешней Украине, тут не было не только составлено, но и переписано НИ ОДНОЙ летописи. Самый древний список той же «Повести временных лет» уцелел в копии, сделанной в Нижнем Новгороде современником Дмитрия Донского монахом Лаврентием.

Митрополит Всея Руси Максим не просто переехал в 1300 году из Киева во Владимир-на-Клязьме, но и увез с собой книги, ученых монахов, переписчиков, знатоков истории и идеологов.

Лучше читать классика малороссийской литературы Пантелеймона Кулиша, в четырех строках описавшего этот миграционный процесс, чем слушать ложь современных подделывателей украинской истории:

  • Як налягло на Русь татарське лихоліттє, Зісталось в Києві немовби тільки сміттє. На Клязьму й на Москву позабігали люде
  • І визирали, хто з киян туди прибуде.

В Киеве остались одни руины. Кому-то же нужно было их заполнять? В образовавшийся вакуум кинулись с севера литовцы, с запада — поляки, а с юга – татары, чьим авангардом было раннее казачество. Но ничто не бывает вечным. Батыев побеждают их наследники. В середине XIV столетия в Золотой Орде началась многолетняя междоусобица — «Великая замятня».

Орда распалась на два государства, границей между которыми стала Волга. Левый берег Волги контролировал прямой потомок Чингиса — хан Тохтамыш. А от правого берега на запад через Кубань, Дон и всю нынешнюю Украину, называвшуюся тогда Диким Полем, до самого Дуная протянулись владения темника Мамая. Мамай не был чингизидом и не имел права на шапку хана.

Но за ним стояли богатые генуэзские города в Крыму и многочисленные потомки половцев, сменивших свое имя на «татары» после нашествия Батыя. Столица Мамая — так называемое «Запорожское городище» — находилась в низовьях Днепра.

Его государство занимало две трети современной Украины! После поражения в 1380 году на Куликовом поле Мамай был убит в Крыму своими подлинными хозяевами — итальянскими купцами, торговые интересы которых он представлял. Но потомство его не исчезло. Совершенно неожиданно оно всплыло на границе Руси и Степи — в Полтаве. «В 1430 г. Полтава вместе с Глинском был отдан в. кн.

Витовтом татарскому князю Лексаде, родоначальнику князей Глинских», — гласит «Полное географическое описание нашего отечества под редакцией В. П. Семенова» (т. VII. Малороссия. СПб., 1903, с. 293—294). Украинский внук Мамая. Кем был этот загадочный татарин Лексада? Некоторую информацию об этом можно найти в книге «Історія України в особах.

Литовсько-польська доба», вышедшей в Киеве в 1997 году: «Серед численних князівських родин, котрі жили на теренах України в середні віки, були й такі, що мали тюркське походження.

Це, зокрема, стосується князів Глинських, які вважали себе нащадками хана Мамая: за родовим переказом, після поразки останнього в Куликовській битві (1380) його син Мансур-Кият осів на Задніпров’ї, заснувавши тут Глинськ, Полтаву й Глинницю.

Спадкоємцем цих володінь став його син Олекса… Охрестившись у Києві та прийнявши ім’я Олександр, він разом із сином Іваном почав служити великому князю литовському Вітовту». Иными словами, Полтавское ханство мамаевичей было остатком обширных владений основателя династии.

Некоторое время оно вело независимое существование на границе Дикого Поля и Великого Княжества Литовского — как раз в тех местах, где зарождалась Украина. Но князь Витовт подчинил внука Мамая и заставил его принять христианство. Упомянутый в «Географическом описании» Лексада, скорее всего, и есть этот новоокрещенный Александр. Еще в 1981 году советский историк А. А.

Шенников депонировал в ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам) АН СССР свою статью «Княжество потомков Мамая». Акцентировать внимание на татарских страницах в истории Украины тогда, как и сегодня, не рекомендовалось. Ханство пришлось назвать княжеством.

Об определении «Полтавское» нельзя было и помыслить! Официозная советская наука, выкармливая полчища казенных толочек, как от огня, шарахалась от любого «евразийства». Поэтому Шенникову удалось только депонировать (сделать ее доступной для чтения немногочисленных специалистов), а не опубликовать свою статью в журнале.

Но именно он обратил внимание на родословную князей Глинских, изложенную в «Бархатной книге»: «Царь Ординский Мамай, коего на Дону побил Князь Великий Дмитрий Иванович, а у Мамая Царя сын Мансуркиян Князь, а у Мансуркияна Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от него — Глинские». «Правильное написание имени сына Мамая — очевидно, Мансур-Кият, — пояснял Шенников.

— Имя его старшего сына – Алекса (татарское имя), прочие же варианты — результаты его славянизации. В содержании этого текста не видим ничего невероятного.

Когда после Куликовской битвы новое войско Мамая было перехвачено и разгромлено Тохтамышем «на Калках», после чего Мамай снова бежал в Крым и был там убит, Мансур с остатками Мамаева воинства должен был искать убежища в районе, наиболее удаленном от Сарая, Крыма и Москвы и наиболее близком к великому княжеству Литовскому, которое до конца поддерживало Мамая.

Район Полтавы как раз отвечал этим условиям. К тому же великие князья литовские (в тот момент Ягайло) были заинтересованы в поселении близ своих границ боеспособного населения, враждебного по отношению к Золотой Орде, и разбитые Тохтамышем сторонники Мамая оказались подходящим для этого контингентом».

По мнению Шенникова, «созданное Мансуром княжество оставалось формально независимым в течение 12 лет, с 1380 по 1392 год, хотя фактически, по-видимому, с самого начала в какой-то степени зависело от великого княжества Литовского». Первоначально оно было просто татарским.

Но со временем в район Полтавы с севера стали просачиваться «севрюки» — как считают многие, потомки летописного племени северян, уцелевшие после нашествия Батыя.

«На примере княжества потомков Мамая в районе Полтавы, — резюмировал Шенников, — мы видим нечто новое и неожиданное для славистов-медиевистов: вместо антагонизма — мирное сосуществование и постепенное срастание тюркской и славянской групп населения в рамках единого и довольно своеобразного политического образования.

Был ли этот эпизод каким-то уникальным исключением из общего правила? Или, может быть, это сигнал о том, что слависты неверно представляют себе общее правило?» Тюркская помесь. Конечно же, это не уникальный эпизод, а то самое правило, из которого родился современный украинский народ.

Как признавался еще в XIX веке один из основоположников националистической исторической науки Владимир Антонович в статье «Взгляды украинофилов»: «В состав малорусского типа вошла весьма многочисленная помесь ТЮРКСКАЯ (печенеги, половцы, крымские татары и особенно черные клобуки, некогда заселявшие почти одну треть всего пространства нынешнего Южнорусского края и расплавившиеся в славянской массе его населения)». Недаром антропологи различают так называемую «центральноукраинскую антропологическую область», население которой отличает «домішка, пов’язана з асиміляцією степових тюркських груп з певним МОНГОЛОЇДНИМ елементом» (Антропологічний склад українського народу. — К., 1965, с. 72). Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, Шенников видел его истоки именно в Полтавском княжестве детей и внуков Мамая: «Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет Мамая, но ещё не Мамая и тем более не «козака». А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот Мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен». Хочется кому-то или нет, но не Киевская Русь и не Галицко-Волынское княжество — первые «древнеукраинские» государства, а именно крошечное татарское ханство потомков Мамая в окрестностях Полтавы. Иначе на народных картинках был бы изображен не казак Мамай, а какой-нибудь Владимир Красное Солнышко, уцелевший только в русских былинах. В Золотой Орде корни современной Украины.

Читайте также:  Какие русские воевали в армии шамиля на кавказской войне

Источник: https://maxpark.com/community/ukraine/content/1377881

Кто ты, казак Мамай?

За что украинцы почитают темника Мамая

Я думаю, всем с детства знакома украинская народная картина «Казак Мамай»,  изображающая казака — бандуриста. В XVIII– XIX веках практически в любой украинской хате висела эта картина.

Но вот думаю, мало кто задумывался, что это за казак такой с неукраинским прозвищем «Мамай».

Давайте вместе и разберемся, «казак Мамай» — это персонаж украинского фольклора, и следовательно образ собирательный, или был в истории Украины реальный казак-герой с таким прозвищем.

При упоминании слова «Мамай», в первую очередь на ум приходит выражение «мамаево побоище» и темник Мамай, которого Дмитрий Донской разбил на Куликовом поле в 1380 году. Так вот, этот темник Мамай и «казак Мамай», очень тесно родственно связанные исторические персонажи.

Темник Мамай был не татарского, а половецкого происхождения, женат он был на дочери хана Бердибека, из рода Чингизидов. После поражения на Куликовом поле бежал в город Кафу (современная Феодосия), где и был отравлен в 1381 году. Его сын Мансур, после этого покинул Крым и отправился на север, с целью создания своего княжества.

 На территории современных Сумской и Полтавской областей Мансур основал несколько городов – Полтава, Глинск (ныне село Глинск, Сумской обл.), Глинница (ныне город Золотоноша) и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от всех соседних государств.

 Сын Мансура Мамая – Алекса, находясь под натиском со стороны двух крупных воинствующих государств Золотой Орды и Великого княжества Литовского, в 1390 году для укрепления политических связей с литовской знатью крестился в православную веру с именем Александр, а в 1392 году признал над собой власть литовского князя Витовта.

 Александр с целью укрепления своего союза с Великим княжеством Литовским женил своего сына Ивана на представительнице знатного рода – княжне Анастасии Даниловне Острожской. Князь Иван Александрович добился себе в 1399 году от Великого Князя Литовского Витовта в официальное управление города, основанные его дедом Мансуром, – Полтаву, Глинск и Глинище.

 В XV веке князей Мамай в официальных литовских документах начинают именовать князьями Глинскими по названию города Глинск, где находилась их резиденция. Но до середины 16 века большинство представителей рода Глинских в своих документах продолжали подписываться фамилией Мамай.

Так в Киевской летописи упоминается, что в первой четверти 16 века воеводой Киева был Иван Львович Мамай (из князей Глинских). Богдан Федорович Глинский (Мамай) в 1488 году был великим князем Литовским Казимиром посажен наместником в Черкассах, где сформировал вооруженные отряды, которые впервые упоминаются в турецких, польских и литовских документах, как «казаки». В 1493 г.

под его предводительством, казаками была захвачена и разрушена крымская крепость Очаков, на тот момент недавно построенная ханом Менгли Гиреем. В ответ на это, крымский хан отправил жалобу на действия казаков великому князю Литовскому Александру (Ягеллону), в которой войска Глинского (Мамая) назывались «казаками черкасскими».

Собственно, этот человек скорее всего и явился прототипом казака Мамая. Причем, обратите внимание на интересный факт, внучатая племянница Богдана, Елена Глинская была матерью русского царя Ивана IVВасильевича Грозного. Богдан Глинский, наследник знатного половецкого и золотоордынского рода, был верным защитником своей земли и своего народа – Украины и украинцев. И за это народ до сегодняшнего дня сохранил память о нем, превратив наследника золотоордынского хана в символический образ УКРАИНСКОГО ПАТРИОТА.  

Также в XVIII веке был известен гайдамак Марк Григорьев по прозвищу «Мамай». С 1750 по 1758 год он разорял пограничные владения польского князя Любомирского.

Черкасский губернатор Ростковский, в своем донесении русским пограничным властям писал следующее: «Сего 1758 года месяца апреля в прошлых числах козак куреня Щербиновского в Сечи Запорожской назвиском Мамай, напавши с чатою своей гайдамацким способом на маётности здешния украинския, а особливо на местечко Мошны, и староство Черкасское разбойнически разорили. Не только людей зруйновал, худобы оных позабирал и несколько надесять человек слушных обывателей поубивал и оседлости попалил… Возвратившись байдаком, рекою Днепром плывучи вниз с чатою своей и здесь в старостве Черкасском в селе Ломоватом людям худобы позабирал и некоторых мучив мало не до смерти, и оттуда отплывши ехал тем же байдаком водою до староства Чигиринского, в котором приставши до берегов и забравши добычь оную на несколько десять возов, посреди бела дня переехал в том же старостве на Калантаевскую греблю в слободы Малороссийския мимо караула, стоящего там при Русской границе…» Но дни лихого запорожца Щербиновского куреня были уже сочтены. В том же году, вновь вторгнувшись со своим отрядом на польскую территорию и разорив имения магнатов, Мамай попал в западню. Его с гайдамаками поджидали русские карательные части генерала Леонтьева, посланные усмирять гайдамаччину в польском пограничье. После долгого преследования по степям отряд казака Мамая был полностью уничтожен регулярными царскими войсками, а его предводитель четвертован. По преданиям похоронен был недалеко от села Цибулево Знаменского района Кировоградской области, на склоне яра, который теперь называется Мамаев Яр.

Итак, подведем итоги. Мы видим, что в нашей истории было два реальных  исторических персонажа имевших прозвище «Мамай». Один – был защитник отечества Богдан Глинский, а второй, на мой взгляд, простой грабитель Марк Григорьев. Но я думаю, учитывая нашу этническую неоднородность, и как следствие, разную ментальность, у каждого украинца свой «Мамай». 

Источник: https://minfin.com.ua/blogs/ellin/13539/

За что украинцы почитают темника Мамая

В русском фольклоре и народной памяти образ монголо-татарского темника (полководца) Мамая однозначно негативный: в сказках и былинах его побеждают богатыри, а выражение «Как Мамай прошел» означает полное разорение земли. Украинцы, напротив, относятся к этой неоднозначной исторической личности с уважением и даже почтением. Оказывается, для такого отношения есть несколько объективных причин.

Фольклорный персонаж

Истоки культуры любого народа – в его фольклоре. В украинских легендах, сказаниях и даже в прибаутках встречается образ казака Мамая. Это красавец-молодец, играющий на бандуре или кобзе, своеобразный идеал настоящего патриота родной земли. Его часто изображали в народной живописи, в XVIII-XIX веках во многих украинских хатах висели картины, на которых был нарисован казак Мамай.

Обычно он выглядел как типичный представитель Запорожской Сечи: чернобровый и кареглазый, с румяными щеками, с гладко выбритой головой и чубом, который закручен за ухо.

Музыкальный инструмент в руках Мамая служил отражением творческой, певучей души народа. Одет был этот персонаж, как типичный казак, в синие шаровары, сафьяновые сапоги и бархатный жупан.

Часто на картинах рядом с красавцем, сидящим у дуба по-турецки со скрещенными ногами, изображался его боевой конь, а также горилка и трубка.

Многие украинские историки и фольклористы считают, что прообразом казака Мамая послужил именно темник Золотой Орды. Просто с течением времени данный исторический деятель трансформировался в народном сознании, став более «своим», несмотря на явно тюркское имя.

К примеру, заместитель гендиректора эксперт-бюро «ДАТУМ» (Киев) Александр Камарали в своей статье «Кто ты, казак Мамай?» тоже высказал мнение, что между реальным человеком и фольклорным персонажем существует тесная связь.

Один из «великих украинцев»

Известный украинский историк, профессор, доктор политических наук Валерий Бебик в статье «Куликовская битва: украинский Сталинград для московско-татарских орд» сделал интересное, хотя и весьма спорное, предположение, что темник Мамай был украинцем. Ученый даже опроверг устоявшийся в российской истории постулат, что в 1380 году на Куликовом поле состоялось сражение русских войск под командованием московского князя Дмитрия Донского с полчищами Золотой Орды.

По мнению В.М. Бебика, армия Мамая состояла из украинцев, половцев, крымских татар, поляков, эстонцев, латышей, а также из представителей народов Закавказья и Западной Европы. Этим просвещенным людям противостояли агрессивные орды, подчинявшиеся московскому князю Дмитрию Донскому и хану Тохтамышу, с которым Мамай вел непримиримую борьбу.

«На самом деле, все – очень просто.

Первую «Сталинградскую» битву на Куликовом поле великий украинец хан Мамай «проиграл», а когда подошли его основные войска – московские «победители» были разбиты и еще более 100 лет возили дань в Украинское Причерноморье.

Если кому и проиграл хан Мамай, возглавлявший украинцев (черкасов и половцев) и крымских татар, так это хану Тохтамышу, который сумел воспользоваться большими потерями во время «Куликовской кампании»», – предложил свою версию тех событий В.М. Бебик.

Как считает украинский историк, Мамай уступил власть в Золотой Орде хану Тохтамышу без боя, потому что не хотел дальнейшего кровопролития.

И хотя мнение В.М. Бебика встретило настоящую волну критики со стороны его российских коллег, многие жители соседней страны верят или хотят верить, что темник Мамай и другой «великий украинец» Чингисхан являлись представителями их народа.

Предок настоящих патриотов

Монголо-татарское происхождение Мамая оспаривает и вышеупомянутый эксперт Александр Камарали. Он утверждает, что данный исторический деятель был половцем, а почтительное отношение к нему со стороны украинцев – это дань уважения предку настоящих патриотов родной земли из княжеского рода Глинских.

Дело в том, что сын Мамая, которого звали Мансур, создал собственное небольшое государство, располагавшееся на территории современных Полтавской и Сумской областей Украины.

Считается, что Мансур основал или восстановил нескольких местных городов, в том числе и Глинск.

Потомки этого человека впоследствии получили официальное наименование – князья Глинские, хотя еще долгое время продолжали в личной переписке подписываться фамилией Мамай, помня о своем легендарном предке.

Прообразом украинского фольклорного персонажа Мамая Александр Камарали считает не темника Золотой Орды, а его потомка – Богдана Федоровича Глинского, который в конце XV века руководил отрядом черкасских казаков, захвативших в 1493 году крепость Кара-Кермен (Очаков). Об этом событии имеется ряд упоминаний в официальных документах Османской империи. А крымский хан Менгли Гирей даже направил тогда жалобу на действия казаков великому князю Литовскому Александру (Ягеллону).

«Богдан Глинский, наследник знатного половецкого и золотоордынского рода, был верным защитником своей земли и своего народа – Украины и украинцев. И за это народ до сегодняшнего дня сохранил память о нем, превратив наследника золотоордынского хана в символический образ УКРАИНСКОГО ПАТРИОТА», – написал Александр Камарали в своей статье.

Он также упомянул интересный факт: матерью русского царя Ивана IV Васильевича Грозного была Елена Васильевна Глинская – внучатая племянница Богдана Федоровича.

Апологет евроинтеграции Украины

Ни для кого не секрет, что многие патриоты Украины на протяжении долгих веков выступали за евроинтеграцию родной страны, установление более тесных дружественных контактов и экономических связей с западными соседями. И в настоящее время некоторые украинцы хотят максимально дистанцироваться от России, освободиться от ее культурного и идеологического влияния.

Известный публицист Егор Холмогоров в своей книге «Карать карателей.

Хроники Русской весны» (Москва, 2015 год издания) отметил, что темник Мамай был союзником великого князя Литовского Ягайло, который в 1386 году стал еще и правителем Польши.

Более того, Золотая Орда и представители стран Запада являлись давними стратегическими партнерами, они пытались совместно противостоять набиравшей силу Москве.

«Ольгерд [великий князь Литовский – прим.

автора] несколько раз нападал на Москву в 1360-е годы, но не смог взять белокаменного кремля, в 1380-м его сын Ягайло был всего в двух переходах от Куликова поля, и, если бы он к нему успел, судьба России могла бы сложиться совсем по-иному. Ее просто не было бы – были бы восточные окраины Польши, с которой Ягайло вскоре соединился, став польским королем», – считает Е.С. Холмогоров.

То есть, литовские войска могли принять участие в сражении на Куликовом поле, оказав помощь Мамаю. И в случае их совместной победы вопрос о евроинтеграции Украины был бы решен еще в XIV веке, ведь Киев и соседние с ним княжества отошли бы к Литве, в то время как Золотая Орда сохранила бы реальную власть над Русью еще на длительное время.

Именно в качестве извинения за свое промедление, по мнению Егора Холмогорова, западные союзники предоставили сыну Мамая, Мансуру, обширные владения в восточной части Украины.

Читайте также:  Егорлыкское сражение: чем закончилась самая большая битва гражданской войны

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/122473-za-chto-ukraincy-pochitayut-temnika-mama.html

Почему Мамая считают украинцем

Его имя вошло в бытовую культуру на уровне поговорок: «как Мамай прошел». С ним связана одна из самых известных страниц истории – Куликовская битва. Он вел тайные политические игры с литовцами и генуэзцами. Беклярбек Золотой Орды Мамай.

Хан Мамай стал прототипом знаменитого персонажа украинской народной культуры – казака-лыцаря (рыцаря) Мамая.

Современные украинские историки-реформаторы даже всерьез пишут об украинском происхождении хана, а эзотерики называют казака-Мамая «космогоническим олицетворением украинского народа в целом».

Впервые в бытовой культуре простонародья он появился довольно поздно, в середине XVIII века, но стал настолько популярным образом, что висел в каждом доме рядом с иконами.

Мамай был наполовину половец – кыпчак, наполовину — монгол. По отцу – потомок хана Акопы из рода Кият, а по матери – из рода золотоордынского темника Мамая. Тогда это было распространенное имя, означавшее по-тюркски Мухаммед.

Он удачно женился на дочери сарайского правителя — хана Бердибека, который до этого убил своего отца и всех братьев, начиналась Великая Замятня в Орде – длительный период междоусобиц. Сам Бердибек тоже был убит, и прервалась прямая линия династии Батуидов на главном престоле Орды. Тогда восточные потомки Джучи стали претендовать на Сарай.

В этих условиях Мамай захватил западную часть Орды и ставил там ханов – непрямых наследников рода Батуидов. Сам он править не мог, не будучи Чингизидом. И вот тут развернулась большая политика с участием Мамая.

«Талантливый и энергичный темник Мамай происходил из рода Кият, враждебного Тэмуджину и проигравшего войну в Монголии еще в XII в. Мамай возродил причерноморскую державу половцев и алан, а Тохтамыш, возглавив предков казахов, продолжил улус Джучиев. Мамай и Тохтамыш были врагами». Лев Гумилев.

Тохтамыш был приверженцем старых ордынских порядков, стремившимся объединить раскалывающуюся орду. К тому же он был чингизидом и обладал неоспариваемыми правами на Сарай, в противовес Мамаю. Отца Тохтамыша убил правитель Белой Орды Урус-хан, но после смерти последнего знать там отказалась подчиняться его потомкам и призвала Тохтамыша.

Внутреннюю войну Тохтамыш проиграл, но спасся после решающего сражения, переплыв раненым Сырдарью – во владения Тамерлана. Тот сказал: «Ты, видимо, мужественный человек; иди, возвращай себе свое ханство, и ты будешь моим другом и союзником». Тохтамыш взял Белую орду, получил Синюю – по праву наследования, и двинулся на Мамая.

Теперь все зависело от составленных на западе союзов.

Поскольку Золотая Орда в усобицах ослабела, литовцы начали укрепляться на территориях, прежде подконтрольных монголам. Киев стал практически литовским, Чернигов и Северская были под влиянием Литвы.

Князь Ольгерд был воинствующим антиправославным, тогда как большинство населения в расширившейся Литве уже было русским, и Москва этим пользовалась против литовцев.

Однако другие русские князья, напротив, использовали Литву против Москвы – в первую очередь, суздальцы и новгородцы. Разделение по западной политике было и в Орде.

Мамай поставил на Литву, а Тохтамыш на Москву. Мамай вел прозападную линию, поскольку для борьбы с Тохтамышем ему были нужны деньги. Деньгами обещали помочь крымские генуэзцы в обмен на концессии для добычи мехов на севере Руси. Мамай долго пытался подговорить Москву исполнить условия генуэзцев в обмен на ярлык и другие привилегии. И то, и другое московиты приняли.

Митрополит Алексий, де факто правивший, когда Дмитрий был ребенком, использовал Мамая для возвышения, как юридического, так и фактического, Московского княжества. Но в итоге Москва от Мамая отвернулась, произошло так называемое «великое розмирье». Не без влияния Сергия Радонежского, который сказал, что с латинянами (генуэзцами и латинянами) никаких дел быть не может.

Из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»: «Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю… Где церкви были, тут ропаты поставлю».

Небезынтересные события происходили до Куликовской битвы. Поскольку Мамай надеялся на заключение союза или с Москвой, а затем с другими княжествами против Москвы, он часто отправлял посольства в Русь. В Рязань, Тверь, саму Москву и т.д. С этими посольствами часто поступали отвратительно.

Так произошло в Нижнем Новгороде (тогда находившийся под княжением суздальцев), где сидел суздальский епископ Дионисий. Он поднял против татарского посольства посадскую чернь.

Как пишет Лев Гумилев, «все татары были умерщвлены самым жестоким образом: их, раздев донага, выпускали на лед Волги и травили собаками». Мамай на реке Пьяне настиг пьяные вдрызг суздальские войска и перерезал, повторив чуть позже то же самое в Нижнем.

На адреналине Мамай решил продолжать двигаться на Москву, но войска мамайского мурзы Бегича были разгромлены на реке Воже. Вот после этого главное открытое столкновение Мамая и Москвы стало неизбежным.

Потомками Мамая себя называли князья Глинские. По их родовой легенде, потомки Мамая служили в Великом княжестве Литовском, и якобы Глинские ведут род от сына Мамая Мансура Киятовича. Если так, то Мамай был предком Иоанна IV Грозного по матери – Елене Глинской.

В Куликовском сражении, о котором у нас написано много, Мамай потерял не только войско, но и легитимность: малолетний хан Мухаммед, который де юре правил в Сарае, был убит.

Таким образом, Тохтамышу почти не пришлось воевать, чтобы добить на реке Калке остатки войска Мамая – люди сами переходили в к более законному повелителю. Мамай отправился к генуэзцам в Кафу (нынешнюю Феодосию), но совершенно очевидно, что им он больше не был интересен. Там он был и убит.

То ли генуэзцами, то ли лазутчиками Тохтамыша: это не так важно, поскольку участь его была предрешена, а время его кончилось.

Источник: https://russian7.ru/post/pochemu-mamaya-schitayut-ukraincem/

Почему главного неудачника Куликовской битвы Мамая, считают украинцем

Его имя вошло в бытовую культуру на уровне поговорок: «как Мамай прошел». С ним связана одна из самых известных страниц истории – Куликовская битва. Он вел тайные политические игры с литовцами и генуэзцами. Беклярбек Золотой Орды Мамай.

Происхождение

Хан Мамай стал прототипом знаменитого персонажа украинской народной культуры – казака-лыцаря (рыцаря) Мамая. Современные украинские историки-реформаторы даже всерьез пишут об украинском происхождении хана, а эзотерики называют казака-Мамая «космогоническим олицетворением украинского народа в целом». Впервые в бытовой культуре простонародья он появился довольно поздно, в середине XVIII века, но стал настолько популярным образом, что висел в каждом доме рядом с иконами. Мамай был наполовину половец – кыпчак, наполовину — монгол. По отцу – потомок хана Акопы из рода Кият, а по матери – из рода золотоордынского темника Мамая. Тогда это было распространенное имя, означавшее по-тюркски Мухаммед. Он удачно женился на дочери сарайского правителя — хана Бердибека, который до этого убил своего отца и всех братьев, начиналась Великая Замятня в Орде – длительный период междоусобиц. Сам Бердибек тоже был убит, и прервалась прямая линия династии Батуидов на главном престоле Орды. Тогда восточные потомки Джучи стали претендовать на Сарай. В этих условиях Мамай захватил западную часть Орды и ставил там ханов – непрямых наследников рода Батуидов. Сам он править не мог, не будучи Чингизидом. И вот тут развернулась большая политика с участием Мамая. «Талантливый и энергичный темник Мамай происходил из рода Кият, враждебного Тэмуджину и проигравшего войну в Монголии еще в XII в. Мамай возродил причерноморскую державу половцев и алан, а Тохтамыш, возглавив предков казахов, продолжил улус Джучиев. Мамай и Тохтамыш были врагами». Лев Гумилев.

Мамай vs Тохтамыш

Тохтамыш был приверженцем старых ордынских порядков, стремившимся объединить раскалывающуюся орду. К тому же он был чингизидом и обладал неоспариваемыми правами на Сарай, в противовес Мамаю. Отца Тохтамыша убил правитель Белой Орды Урус-хан, но после смерти последнего знать там отказалась подчиняться его потомкам и призвала Тохтамыша.

Внутреннюю войну Тохтамыш проиграл, но спасся после решающего сражения, переплыв раненым Сырдарью – во владения Тамерлана. Тот сказал: «Ты, видимо, мужественный человек; иди, возвращай себе свое ханство, и ты будешь моим другом и союзником». Тохтамыш взял Белую орду, получил Синюю – по праву наследования, и двинулся на Мамая.

Теперь все зависело от составленных на западе союзов.

Большая политика

Поскольку Золотая Орда в усобицах ослабела, литовцы начали укрепляться на территориях, прежде подконтрольных монголам. Киев стал практически литовским, Чернигов и Северская были под влиянием Литвы. Князь Ольгерд был воинствующим антиправославным, тогда как большинство населения в расширившейся Литве уже было русским, и Москва этим пользовалась против литовцев.

Однако другие русские князья, напротив, использовали Литву против Москвы – в первую очередь, суздальцы и новгородцы. Разделение по западной политике было и в Орде. Мамай поставил на Литву, а Тохтамыш на Москву. Мамай вел прозападную линию, поскольку для борьбы с Тохтамышем ему были нужны деньги. Деньгами обещали помочь крымские генуэзцы в обмен на концессии для добычи мехов на севере Руси.

Мамай долго пытался подговорить Москву исполнить условия генуэзцев в обмен на ярлык и другие привилегии. И то, и другое московиты приняли. Митрополит Алексий, де факто правивший, когда Дмитрий был ребенком, использовал Мамая для возвышения, как юридического, так и фактического, Московского княжества. Но в итоге Москва от Мамая отвернулась, произошло так называемое «великое розмирье».

Не без влияния Сергия Радонежского, который сказал, что с латинянами (генуэзцами и латинянами) никаких дел быть не может.

Из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»: «Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю… Где церкви были, тут ропаты поставлю».

До Куликовской битвы

Небезынтересные события происходили до Куликовской битвы. Поскольку Мамай надеялся на заключение союза или с Москвой, а затем с другими княжествами против Москвы, он часто отправлял посольства в Русь. В Рязань, Тверь, саму Москву и т.д. С этими посольствами часто поступали отвратительно.

Так произошло в Нижнем Новгороде (тогда находившийся под княжением суздальцев), где сидел суздальский епископ Дионисий. Он поднял против татарского посольства посадскую чернь. Как пишет Лев Гумилев, «все татары были умерщвлены самым жестоким образом: их, раздев донага, выпускали на лед Волги и травили собаками».

Мамай на реке Пьяне настиг пьяные вдрызг суздальские войска и перерезал, повторив чуть позже то же самое в Нижнем. На адреналине Мамай решил продолжать двигаться на Москву, но войска мамайского мурзы Бегича были разгромлены на реке Воже. Вот после этого главное открытое столкновение Мамая и Москвы стало неизбежным. Потомками Мамая себя называли князья Глинские.

По их родовой легенде, потомки Мамая служили в Великом княжестве Литовском, и якобы Глинские ведут род от сына Мамая Мансура Киятовича. Если так, то Мамай был предком Иоанна IV Грозного по матери – Елене Глинской.

Гибель

В Куликовском сражении, о котором у нас написано много, Мамай потерял не только войско, но и легитимность: малолетний хан Мухаммед, который де юре правил в Сарае, был убит.

Таким образом, Тохтамышу почти не пришлось воевать, чтобы добить на реке Калке остатки войска Мамая – люди сами переходили в к более законному повелителю. Мамай отправился к генуэзцам в Кафу (нынешнюю Феодосию), но совершенно очевидно, что им он больше не был интересен. Там он был и убит.

То ли генуэзцами, то ли лазутчиками Тохтамыша: это не так важно, поскольку участь его была предрешена, а время его кончилось.

Источник: РУССКАЯ СЕМЁРКА

Источник: https://belayaistoriya.ru/blog/43180181686/Pochemu-glavnogo-neudachnika-Kulikovskoy-bitvyi-Mamaya,-schitayu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector