Зачем раньше русские одевались как мусульмане

Вводить ограничения на ношение хиджабов в школах в России начали в 2012 году. Спустя пять лет дискуссия вспыхнула с новой силой. На этот раз в одной из школ в Мордовии в платках запретили ходить не ученицам, а учителям.

По данным недавнего опроса ВЦИОМа, за эти пять лет россияне стали более толерантны к внешним проявлениям религиозной принадлежности.

 Самое время разобраться, чем отличается хиджаб от платка, и что носили мусульманки в дореволюционной России вместо него.

Зачем раньше русские одевались как мусульмане

Виды женской одежды в исламе можно разделить на две категории: открывающие лицо и закрывающие его в той или иной степени.

Более закрытые разновидности характерны для стран Центральной Азии и Ближнего Востока.

Полностью закрывать лицо не требуется по обязательным предписаниям ислама, однако в некоторых странах принято, чтобы женщина скрывала лицо перед посторонними людьми, например, на улице.

Вне зависимости от региона внешний вид мусульманской женщины подчинен одним стандартам:

одежда должна скрывать все тело, не должна плотно облегать и быть прозрачной, походить на одежду мужчины и иметь звенящих или блестящих декоративных элементов.

С точки зрения Шариата обязательным для женщины является ношение хиджаба. Это слово означает не определенный элемент одежды, а дресс-код: одеяние женщины должно скрывать все ее тело, кроме лица, ступней и кистей рук.

Часто хиджабом называют просто часть одежды покрывающую голову, например платок, длина которого может варьироваться.

  • Джильбаб — фактически, это нижняя часть хиджаба — длинная верхняя одежда, закрывающая тело.
  • Современные мусульманки заменяют джильбаб на длинные юбки и просторный верх.
  • В некоторых странах есть похожая разновидность платья под названием абайя.

Верхнюю часть хиджаба составляет платок-покрывало химар — это то, что закрывает голову, плечи и грудь. Лицо при этом остается открытым.

Существует несколько его видов: аль-амира или просто амирка — состоит из шапочки, поверх которой повязывается головной шарф, и шейла — длинный прямоугольный шарф, оборачиваемый вокруг головы.

В отличие от химара, никаб закрывает лицо полностью, оставляя только прорезь для глаз. Иногда к нему крепится скрывающая глаза вуаль.

Зачем раньше русские одевались как мусульмане

Большинство богословов считают, что ношение никаба не является обязательным или желательным для женщины.

Чадра представляет собой большое покрывало, скрывающее женщину с головы до ног. Ткань не имеет пряжек или пуговиц и придерживается руками.

В некоторых странах лицо при этом остается открытым.

Дизайнер мусульманской женской одежды Мариана Валери рассказала «НацАкценту», что традиционная чадра все-таки должна закрывать лицо. Для этого ее верхняя часть может иметь дополнительный кусок легкой ткани.

Зачем раньше русские одевались как мусульманеПаранджа тоже скрывает не только тело, но и голову женщины, однако, она представляет собой широкий халат. В традиционном варианте у него были длинные ложные рукава, которые скреплялись за спиной тесемками. Лицо обычно закрывается сеткой — чачваном.

В Афганистане и Пакистане подобную одежду называют буркой. Не следует путать ее с маской-буркой (бургой), ношение которой в некоторых восточных странах является культурной, а не религиозной традицией.

Зачем раньше русские одевались как мусульманеБуркини (бурка+бикини) — современное изобретение — купальник, отвечающий нормам шариата. Состоит из закрытого костюма, узкой шапочки или капюшона и накидки. Такой купальник закрывает все тело, кроме стоп, ладоней и лица.

Впрочем, девушки вне зависимости от вероисповедания стремятся выглядить красиво. На Западе мусульманки, которые одеваются скромно, но модно, получили название «хиджабиста» (hijabista).

***

В российской традиции ислама не было предусмотрено одежды для мусульманок, полностью закрывающей лицо.

Зачем раньше русские одевались как мусульмане

Татарские женщины до середины 19 века носили длинную до щиколоток рубаху, под которую надевались нагрудник и штаны. До советских времен в качестве головного убора они носили калфаки (тюбетейки) и яулыки (платки). Известно, что калфак носила даже единственная в истории татарская женщина-казый (шариатский судья) Мухлиса Буби.

Башкирские девушки надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки. Замужние женщины носили шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи или колпак, который покрывался платком.

Чеченки носили шаровары и платья-туники с длинными рукавами. Сверху надевали распашное платье, которое стягивали на талии на маленькие крючки. Основным головным убором любой кавказской женщины был платок. Замужние носили на голове «чухт» — мешочек, куда вкладывались косы. При посторонних «чухт» прикрывали платком.

Паранджу на российской территории носили только женщины в Средней Азии во второй половине XIX века. Ее вариации были распространены в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Паранджа была типично городской уличной одеждой, и никогда не была характерна для повседневного костюма женщин из горных кишлаков. После революции она постепенно вышла из употребления.  

***

Так как одежда мусульманки должна быть скромной, девушки украшали непосредственно себя.

Татарки носили серьги с подвесками, шейно-грудные украшения, а в астраханском регионе были распространены еще и носовые кольца.

Также надевали перевязь — украшение наподобие ленты на матерчатой основе, которую перекидывали через плечо. Обычно она была снабжена специальными кармашками, куда девушки прятали тексты из Корана.

На Кавказе женщины также носили шейные украшения, браслеты и кольца. В Чечне чаще всего встречались серьги в форме кольца и височные подвески. У даргинок одним из самых распространенных повседневных головных украшений была крупная, тяжелая цепь, прикрепляемая к налобной части покрывала, под которым прятали «чухт». Цепь удерживала покрывало, чтобы оно не спадало и не мешало во время работы.

У народов, проживающих на Северном Кавказе, вообще было принято украшать женскую одежду блестящими и звенящими элементами, что не соответствует предписаниям ислама. Праздничная женская одежда украшалась галунами, кисточками и подвесками, сделанными из золотых и серебряных ниток, а также золотым и серебряным шитьем.

У карачаевцев, балкарцев и кабардинцев встречались украшения женских платков в виде серебряных бусин, металлические накладки разной формы, нашивавшиеся на женские кафтанчики и платья, металлические нагрудные застежки и серебряные пуговицы.

На груди платья часто нашивали подвески, расположенные одна под другой от плечей до пояса. У карачаевцев и балкарцев они назывались зынгырла — «звенящие». Подвески на одежде других форм были распространены у чеченцев.

На одежду нашивали также футляры для текстов молитв (дууа) или имитирующие их треугольные пластинки, иногда с цепочками или бубенчиками по нижнему краю.

***

Зачем раньше русские одевались как мусульмане

Советский Союз был атеистическим государством и это не могло не отразиться на дресс-коде женщин в мусульманских регионах. Сейчас процесс пошел в обратную сторону.

Хиджаб все больше получает распространение среди молодежи на Северном Кавказе, несмотря на то, что старшее поколение, выросшее в Советском Союзе, часто высказывается против.

В том же Татарстане в последнее время можно встретить девушек в никабе.

Было бы логично ожидать, что народы России, исповедующие ислам, будут вместе с возвратом к вере предков активно возрождать и элементы традиционной одежды как части самобытной национальной культуры. Однако этого не происходит.

Изменение стиля одежды свидетельствует о том, что происходит клерикализация общества.

Одни эксперты объясняют такое положение дел проникновением в Россию экстремистских религиозных идей, другие — модой и тем, что рынок женской мусульманской одежды монополизирован арабскими производителями, а российские исламские модельеры оказались не способны конкурировать с ними на равных ни с точки зрения производства, ни с точки зрения уникальных этнических идей.

Источник: https://nazaccent.ru/content/8268-moda-protiv-tradicij.html

Почему татарки никогда не носили хиджаб?

Зачем раньше русские одевались как мусульмане

На фото – участницы I Всероссийского съезда мусульманских женщин. 29 апреля 1917 г.

Свой комментарий по этому вопросу делает религиовед Ильсур Садыков

Конфликт вокруг ношения хиджабов в школах – истерия, которая является обычным способом диктования собственных условий одной конфессиональной группы по отношению к светскому характеру Российского государства.

 Обратите внимание, что никто из православного духовенства или мирян не выступает за ношение особой одежды, отличающей православных детей от всех остальных.

Не выступают против этого и те мусульмане, составляющие большинство, которые понимают, что настаивать на обязательном ношении хиджабов – это противопоставлять себя остальному обществу.

Больше всего удивляет непоследовательность логики той мусульманской общественности, которая ратует за хиджабы: они не выступают против такого светского предмета как биология, базирующаяся на теории эволюции Чарльза Дарвина. Ведь выдвигая тезис «хиджабы и точка», они дают добро на то, что их дочерей, одетых в платки, будут учить биологии, противоречащей Священному Писанию.

Что касается Татарстана, то здесь идеологом хиджабизации является Рустам Батров, первый заместитель муфтия. Он непоследователен в отстаивании своих позиций. Его дочь Джамиля, ученица одной из казанских школ, хиджаба не носит.

К чему тогда агрессивное требование сохранить хиджабы, когда значительная часть татарских родителей не поддерживает призывы к исламизации дресс-кода своих детей в школе?

Зачем нужно на несовершеннолетнего ребенка надевать в школе платок?

Традиционно мусульмане обосновывают это требование тем аргументом, что закрытая одежда защитит от сексуально озабоченных взглядов мужчин. Но в школах сегодня мужчин среди педагогов всего 1%.

Обращаю внимание, что сфера частных мусульманских школ за 20 лет не получила своего распространения в Татарстане. Единственное подобное учебное заведение – школа «Усмания» в Авиастроительном районе Казани, работающая с 1994 года.

Однако в ней учится не более 50 детей, и мусульмане Казани не стремятся отдавать туда своих детей. Больше одной такой школы за все это время не было открыто.

Зачем раньше русские одевались как мусульмане

Главный тезис, на который не могут ответить идеологи хиджабизации в Татарстане, почему в дореволюционной России татарки-мусульманки не носили хиджабов, отдавая предпочтения национальным калфакам (женская тюбетейка)?

  • Посмотрите на коллективное фото I Всероссийского съезда мусульманских женщин 29 апреля 1917 года в Казани: там мы видим женщин-мусульманок, читавших намаз, в калфаках и лишь несколько из них покрыли головы платками, но это однозначно не хиджаб.
  • Посмотрите на фото Мухлисы Буби (1868-1937) – единственной женщины, ставшей в истории татар казыем (шариатским судьей) и членом совета улемов татарского муфтията.
  • Она и в кругу семьи, и одна, и в школах, созданных ею, не носила хиджаба и не требовала этого от своих учениц, при этом грамотно разбиралась в вопросах шариата, за что и была избрана (не назначена, а именно избрана) казыем.

Если уж в начале ХХ века, когда уровень религиозности татар значительно выше был, чем сейчас, взрослые женщины предпочитали не надевать хиджабы, то зачем сейчас стоит на пустом месте создавать стену отчуждения между несовершеннолетними школьниками по религиозному принципу?

https://posredi.ru/pochemu-tatarki-nikogda-ne-nosili-xidzhab.html2018-03-27T11:14:50+05:00Аниса ТимиргазинаИсламТатарстанженщины,ислам,Казань,Татарстан,татары,хиджабНа фото — участницы I Всероссийского съезда мусульманских женщин. 29 апреля 1917 г.
Почему татарки никогда не носили хиджаб?
Свой комментарий по этому вопросу делает религиовед Ильсур Садыков
Конфликт вокруг ношения хиджабов в школах – истерия, которая является обычным способом диктования собственных условий одной конфессиональной группы по отношению к светскому характеру Российского…Аниса ТимиргазинаАниса Тимиргазинаanis89ufa33@yandex.ruAuthorПосреди России

Источник: https://posredi.ru/pochemu-tatarki-nikogda-ne-nosili-xidzhab.html

#414 Про русских мусульманских жён

Зачем раньше русские одевались как мусульманеНедавно один знакомый сказал, что озадачен быстрым распространением ислама в Европе. Именно так и сказал: «Я озадачен быстрым распространением ислама в Европе. Каждый день они что-нибудь громят». Для полного понимания ситуации – говоривший это, «типичный» мужик слегка за 35: застиранная рубаха, пузо, вытянутые треники. Озадачен он, бля! Так и хотелось сковордкой по лицу стукнуть…

В одном описанный персонаж прав – ислам стремительно распространяется по планете. Но я хочу поговорить о русских мусульманских жёнах.

Ещё недавно увидеть в Петербурге женщину в хиджабе было бесценно. Лет пять назад, знакомая студентка из Ирана жаловалась, что немного стесняется ходить по улицам. У людей довольно странная реакция – выпученные глаза. Хоть пальцем не показывают, и то ладно. Хотя всё же показывают, за спиной. Это, и извечное русское бесцеремонное «любопытство»: девушка, а зачем вы так оделись?

Это было пять лет назад. И это мне рассказывала девушка из Ирана.

Сейчас всё иначе. Всё чаще вижу девушек русской внешности, одетых по мусульманским «традициям».

Например, в соседнем доме живёт целых три подобных семьи!

Чем привлекает русских женщин подобный брак?

Помню поделился своими наблюдениями с знакомой. А она мне – ну да, есть такое. И поведала историю о своей бывшей однокласснице. Уехала в Турцию – приняла ислам – вышла замуж за местного самца.

На мой же вопрос, почему? Знакомая почему-то стала юлить и уходить от ответа.

У нас состоялся странный диалог, в котором знакомая вроде как, даже восхищалась этими женщинами:

Читайте также:  Какие народы россии являются родственниками индейцев

Что их там привлекает?— А почему бы и нет…— Ну не знаю, это же нужно ислам принимать— Ну и чо…— Так это же нужно будет жить по канонам…— Ну и чо….— Хорошо. А как насчёт многожёнства. Про это как?— Это ещё не факт

Вот как-то так.

Это кстати типичная женская позиция по данному вопросу. Или «ужас-ужас, я не хочу быть вещью, знаешь как они….» — дальше идёт увиденная мельком история. Злой мусульманский муж выбрасывает надоевшую жену на улицу. И она медленно там умирает, периодически приторговывая собственным телом.

Или – «а почему бы и нет». При попытке выяснить корни сей позиции, ответ – тебе не понять.

А всё же, почему русские женщины выходят замуж за мусульман?

  • Единственное правило…. В этом блоге я тот, у кого самый длинный член. Все несогласные — в пешее эротическое путешествие. Да, кстати. Прежде…
  • Есть у русских весьма неприятная черта. Это непомерные имперские амбиции. Такая же черта есть, кстати, и у американцев. Только…
  • Сейчас в России стало базисной нормой свадьба в 20-25. Обязательно сразу же дети. Обязательно свое жилье в ипотеку: пофиг, что 25…

Источник: https://rickytrane.livejournal.com/142702.html

Почему мужчины не одеваются по Сунне?

Зачем раньше русские одевались как мусульмане

  • Одежда по сунне
  • В редакцию сайта пришло письмо от мусульманки из Казахстана, и мы решили опубликовать его.
  • Ассаламуалейкум!

По Воле Аллаха, за последние несколько лет число соблюдающих мусульман заметно выросло. На пятничную молитву мечети не вмещают прихожан, и многие читают намаз на территории мечети. Женщин, носящих хиджаб, становится больше с каждым годом, хотя для общества из постсоветских стран с атеистическим воспитанием исламская одежда непривычна. И она непривычна даже для стран с мусульманским населением.  Мусульманка обязана сидеть дома, за исключением тех случаев, когда ей необходимо выйти. Но даже за это короткое время пребывания на людях мусульманки часто подвергаются упрекам, насмешкам, давлению со стороны врагов Ислама. Ношение хиджаба — это вызов обществу. И, так как свои религиозные взгляды внешне выражают именно женщины, они и становятся мишенью для исламофобов. И те, кто не любит девушек в платках, открыто выказывают негодование на улице. Почему? Потому что они видят беззащитность девушек и, зная, что некому заступиться за них, нагло оскорбляют их. 

И тут возникает вопрос. Где мужчины-мусульмане, которых так много, что они не умещаются в мечети? Ведь мужчин-мусульман в разы больше, чем женщин. Но, к сожалению, мы их не видим.

Ну а как увидеть в мужчине в джинсах, в майке соблюдающего мусульманина? Как отличить мусульманина от немусульманина в такой одежде? Мужчины-мусульмане хотят, чтобы их жены, сестры, все родственницы одевались по Исламу, в то время как сами не желают менять свой образ, говоря, что борода, шапочка (тюбетейка) на голове — всего лишь Сунна и можно обойтись без этих атрибутов. Другие утверждают, что подобный вид может помешать их карьерному росту. Человек готов придумывать любые причины, чтобы не показывать свою религиозность, потому что зачастую многие стесняются того, что соблюдают Ислам, и им удобно жить, не выделяясь от общей массы людей, которая живет по нравам немусульман. 

Неужели женщины нашей уммы, которые, несмотря на все сложности, надевают хиджаб, сильнее и принципиальнее мужчин? И как мужчины собираются обучать своих жен и сестер, если у них у самих нет любви к Сунне?

Мужчины-мусульмане до эры глобализации всегда одевались по Сунне. Носили чапаны, кафтаны, длинные рубахи, покрывающие руки и часть мужскогоаурата. У всех была борода. На голову надевали шапочки, тюбетейки, тюрбаны, чалму, папаху и так далее. 

А как одеваются нынешние мужчины? Обтягивающие джинсы, майки, джинсы на бедрах, короткие рукава. Скрыть часть ниже пояса многие не считают нужным, считая, что обтягивающие джинсы или штаны справляются с этой задачей.

Поэтому сейчас наблюдается такая тенденция среди мусульманской молодежи: мужчины, прочитав намаз в мечети, снимают с себя шапочку, прячут в карман четки и идут общаться с женщинами, позволяя себе вести так, как не подобает мусульманам.

На улице, среди толпы, религиозность куда-то исчезает, и мусульмане раскрепощаются, обсуждая мирское, иногда даже греховное.  Если иман не может удержать от этих поступков, то могут помочь внешние атрибуты. Ведь любой из нас волнуется за имидж своей религии.

«Платочная» женщина не будет смотреть на мужчину и игриво говорить с ним. То же самое и с мужчинами: мужчина с благородной бородой не будет непристойно смотреть на привлекательную женщину, заводить с ней разговор.

Если женщина наденет платок или мужчина отпустит бороду, высока вероятность, что они всегда будут помнить, что они мусульмане, и станут вести себя так, как требует от нас вера. 

По нашим поступкам, словам, внешнему виду должно быть видно, что мы мусульмане. Противники Ислама должны видеть, что нас много.

Если бы мужчины-мусульмане выделялись внешним видом, то исламофобы перестали бы упрекать сестер мусульманок за хиджаб, потому что никто не возьмется ругать религию тех, кого много.

Сестры в хиджабах чувствовали бы себя защищенно, и это сподвигло бы надеть хиджаб других женщин.

Наследие Пророка (салляллахуалейхивасаллям) — наша гордость. И упаси нас Аллах поменять эту ценность на любовь к культуре немусульман.

Айгерим.

Источник:darulfikr.ru

Источник: https://islam-today.ru/zhenshhina_v_islame/pochemu_muzhchiny_ne_odevayutsya_po_sunne/

Мы, мусульманки, просим вас не надевать хиджаб во имя межрелигиозной солидарности

На прошлой неделе три священнослужительницы разных конфессий — раввин, викарий Епископальной церкви и унитарианский пастор— и мужчина-имам встали перед изукрашенным минбаром (кафедрой) Исламского центра Хадиджи в Уэст-Валли-Сити, штат Юта. Женщины широко улыбались, их головы были покрыты яркими платками.

Таким образом они поддержали акцию «День хиджаба».Газета Salt Lake Tribune опубликовала фотографию юных девушек-немусульманок, пришедших в мечеть с покрытыми головами. Телеканал KSL TV позднее сообщил: «Хиджаб — головной платок — это символ скромности и достоинства.

Надев платок, мусульманка демонстрирует, что она исповедует ислам».Однако для нас, обычных мусульманок, рожденных в Индии и Египте, картина, которую мы увидели в этой мечети, стала всего лишь очередным неприятным напоминанием о хорошо финансируемых попытках консерваторов подмять под себя современные мусульманские общества.

Современные консервативные движения распространяют идеологию политического ислама — так называемый исламизм.

Благонамеренные и благодушные экуменисты, фактически, играют (вместе с прессой) им на руку, внушая обществу, что «хиджаб» — это, фактически, «шестой столп» ислама, наравне с традиционными «пятью столпами»: шахадой (исповеданием веры), молитвой, постом, благотворительностью и паломничеством.

Зачем раньше русские одевались как мусульмане7or21.12.2015Deutsche Welle17.12.2015Carnegie Moscow Center12.12.2015La Repubblica24.11.2015Между тем мы не считаем, «хиджаб» всего лишь символом скромности и достоинства, используемым мусульманками.Новоявленные консерваторы — Иран, Саудовская Аравия, афганские талибы, «Исламское государство» — вводят людей в заблуждение, утверждая, что арабское слово hijab переводится как «головной платок». Между тем приравнивать религиозный термин к светскому понятию неправильно. Hijab по-арабски буквально значит «завеса», а также сокрытие или обособление кого-либо или чего-либо. В Коране это слово никогда не означает предмет одежды.В разговорном арабском головной платок называется tarha. На классическом арабском голова называется ra’as, а покрывало — gheta’a. Как мы видим, «хиджаб» не переводится как «головной платок» ни в том, ни в другом случае. СМИ пора прекратить распространять эту ложную интерпретацию.Авторам этой статьи, которые родились в 1960-х годах в консервативных, но обладающих широким кругозором мусульманских семьях (в Египте и в Индии), в детстве никто не внушал, что женщинам следует прятать волосы. Лишь начиная с 1980-х годов — после шиитской революции 1979 года в Иране и взлета обильно финансируемых саудовских проповедников у суннитов, — мужчины и мальчики начали требовать, чтобы мы покрывали голову. Впрочем, некоторые женщины и девушки — из тех, кого зовут «агрессивными мусульманками», — сейчас заходят еще дальше, обзывая женщин, которые, например, носят платок с узкими джинсами, «охиджабленными шлюхами».Между тем еще в 7 веке многие богословы считали, что мусульманки не обязаны прятать волосы. В наше время такого мнения придерживалась покойная марокканская исследовательница Фатима Мернисси (Fatima Mernissi), а также профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Халед Абу аль-Фадль (Khaled Abou El Fadl), профессор Гарварда Лейла Ахмед (Leila Ahmed), египетский богослов Заки Бадауи (Zaki Badawi), иракский богослов Абдулла аль-Джудай (Abdullah al Judai) и пакистанский богослов Джаваид Гамиди (Javaid Ghamidi).

Бросить вызов «хиджабу»

Для нас «хиджаб» — символ того понимания ислама, которое мы отвергаем. Согласно ему, женщины — это сексуальный соблазн мужчин, которые, по своей слабости, должны быть избавлены от искушения, испытываемого ими при виде наших волос. Мы против такого подхода.

Эта идеология снимает с мужчин вину за сексуальные домогательства и требует от жертв защищать самих себя с помощью «хиджаба».Новое Мусульманское реформационное движение — глобальная сеть борцов за мир, права человека и светское государство — поддерживает право мусульманок самим выбирать, носить им или не носить платок.

К сожалению, такие наивные мероприятия, как «Всемирный день хиджаба», также пропагандируют идею обязательности «хиджаба» для женщин.

Эта инициатива была запущена в 2013 году американкой бангладешского происхождения Назмой Хан (Nazma Khan), владеющей бруклинской компанией, которая выпускает головные платки, и шиитским телеканалом Ahlul Bayt, на который ссылается канадский Университет Калгари, заявляя о своем участии во «Всемирном дне хиджаба».

Между тем этот телеканал откровенно утверждает, что женщинам необходимо носить «хиджаб», чтобы избегать «нежелательного внимания». «Всемирный день хиджаба», Ahlul Bayt и Университет Калгари не ответили на нашу просьбу о комментарии.

У себя на сайте в разделе «Ресурсы» Ahlul Bayt разместил ссылку на статью, доказывающую, что все женское тело — аврат, то есть считается запретным. Эта идея ведет к лишению прав, подчиненности, затыканию рта, ограничивает присутствие женщин в обществе.

Еще одна статья из того же раздела называется: «Десять оправданий, к которым прибегают мусульманки, не носящие хиджаб, и их очевидная неправота». В ней провозглашается: «Сядь на поезд покаяния, сестра, пока он не проехал твою станцию».Ультраконсервативные мусульманские сайты и организации — такие, как VirtualMosque.com и Al-Islam.

org, — лихорадочно навязывают миру свою интерпретацию ислама, требуя, чтобы женщины покрывали голову. Al-Islam.org даже опубликовал материал под названием «С юмором о хиджабе», автор которого издевается над мусульманками, не прячущими волосы под платок «по-исламски».

На прошлой неделе школьницы из Вернон-Хиллс, пригорода Чикаго, надели «хиджабы» в рамках акции «Пройди милю в ее хиджабе», организованной школьной консервативной Ассоциацией учащихся-мусульман. Нас это зрелище встревожило.Более того, мусульманские лоббистские структуры продвигают материалы о том, как притесняют «мусульманок, носящих хиджаб».

Некоторые сотрудники Совета по американо-исламским отношениям, неоднократно преследовавшего — как юридически, так и пиар-методами — американские компании, которые запрещают своему персоналу носить «хиджаб» на работе, даже называют свою организацию «фондом судебной защиты хиджаба».

Сейчас, в 21 веке, большинство мечетей по всему миру — в том числе и в Соединенных Штатах — лишают нас, мусульманок, права молиться без головного платка. Отказ впускать нас в мечеть с непокрытой головой — это дискриминация. Подобно тому, как католическая церковь в 1965 году, после реформ Второго ватиканского собора, разрешила женщинам заходить в храмы с непокрытой головой, мечети тоже должны объявить ношение платка вопросом личного выбора, если они, действительно, так хотят стать «доброжелательными к женщинам», как они сами утверждают.К счастью среди нас есть люди, достаточно отважные, чтобы бросать вызов этим правилам. В начале мая 2014 года иранская журналистка Масих Алинежад (Masih Alinejad) начала новую смелую кампанию # МояТайнаяСвобода (#MyStealthyFreedom) против обязывающих женщин носить «хиджаб» законов, которые, придя к власти в 1979 году, ввело теократическое руководство Ирана. Лозунг этой кампании: «Каждая иранка вправе сама решать, нужен ей хиджаб или нет».

Как интерпретировать Коран

Идея о том, что женщины должны скрывать волосы, основана на неправильной интерпретации Корана.Согласно арабским словарям, hijab означает «преграду», причем как между мужчинами и женщинами, так и между мужчинами.

В Коране оно появляется в стихе 33:53, ниспосланном на пятом году хиджры — переселения пророка Мухаммада в Медину, — когда свадебные гости слишком задержались у него в доме. Он устанавливает определенные этикетные правила для общения с женами пророка: «А когда просите их о какой-нибудь утвари, то просите их через завесу (hijab).

Это вам чище для ваших сердец и их сердец» (здесь и далее цитаты из Корана даются в переводе И. Крачковского). Таким образом, здесь, hijab обозначает завесу. Это слово и его производные встречаются в Коране всего восемь раз в значениях «преграда» (7:46), «завеса» (33:53, 38:32, 41:5, 42:52, 17:45, 19:17) и «отделение» от Бога (83:15).

В Коране оно не ассоциируется с благочестием. Напротив, для него характерны, скорее, негативные коннотации. Так оно обозначает реальную или метафорическую преграду, которая отделяет неверующих — см.

«сердца наши в покровах» (41:5), стену между теми, кто в раю, и теми, кто в аду (7:46) или «Ведь они от своего Господа в тот день будут отделены (mahjaboon)» (83:15). Mahjaboon — производное от hijab, которое саудовский Коран переводит, как «занавешены». В действительности, в данном случае, речь идет о том, что они не будут иметь доступа к Богу.

Самый известный пассаж, на который обычно ссылаются в защиту головного платка, — это стих 33:59. Он гласит: «О Пророк, скажи твоим женам, дочерям и верующим женщинам, пусть они сближают на себе свои покрывала (jilbab). Это лучше, так как их узнают; и не испытают они оскорбления.

Читайте также:  Сколько людей в россии не употребляют мясо

Аллах прощающий, милосердный!» (В перевод внесены изменения по английскому тексту, у Крачковского — «женщинам верующих» и «лучше, чем их узнают», — прим. пер.) Как утверждается в словарях, jilbab означает длинное одеяние, которое было принято носить в то время. Этот стих призывает женщин по-другому носить обычную одежду, а не прибавлять к гардеробу новый элемент. Никаких головных платков в нем не упоминается.

Характерно, что правительство Саудовской Аравии исказило перевод этого стиха, чтобы навязать женщинам одеяния, в которых смотреть на мир можно только «одним глазом». Саудовский официальный перевод выглядит так: «О Пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они полностью укрывают свои тела накидками (покрывалами) (т. е. оставляют открытыми только глаза или один глаз, чтобы видеть дорогу). Это лучше, чтобы их узнали (как свободных уважаемых женщин) и не испытали они оскорбления. Аллах прощающий, милосердный!»Если смотреть на этот стих в контексте, то, согласно историкам ислама, он был ниспослан в Медине, куда пророк Мухаммад бежал из Мекки. Его смысл заключался в защите мусульманок от разнузданной сексуальной агрессии, с которой они сталкивались на улицах Медины, где мужчины часто приставали к женщинам, особенно к рабыням. Сейчас у нас есть законы, напрямую запрещающие подобные вещи. Странам, в которых таких законов нет, следует их принять вместо того, чтобы наказывать женщин за чужие преступления.Кроме этого, когда говорят о необходимости носить платок, часто ссылаются на стих 24:31: «И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала (khemar) на разрезы на груди…».В старой арабской поэзии словом khemar назывался изящный шелковый платок, который носили состоятельные женщины. Он закреплялся на голове и перебрасывался за спину. Такой платок служил для соблазнения мужчин и демонстрации богатства. Кроме этого не стоит забывать, что этот стих был ниспослан, когда женщины сталкивались с приставаниями даже по дороге в уборную, — и что при этом он учит, как носить обычный традиционный предмет одежды, а не навязывает новую манеру одеваться.

  • Пора вернуть себе нашу религию
  • Асра Номани — бывший репортер Wall Street Journal, автор книги «Одиночное сопротивление: борьба американской женщины за душу ислама» (Standing Alone: An American Woman’s Struggle for the Soul of Islam) и соосновательница Мусульманского реформационного движения — новой инициативы для мусульман и их союзников, посвященной борьбе за мир, права человека и светское государство.
  • Хала Арафа — журналист, 25 лет проработала аналитиком в Бюро по международному вещанию, была новостным редактором арабской версии «Голоса Америки».

Источник: https://inosmi.ru/politic/20160102/234925545.html

Хиджаб – это традиционная одежда российских мусульман

В канун празднования «Дня журналиста», на встрече с представителями СМИ, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров сообщил, что возможно вскоре подпишет указ о введении школьной формы в республике.

Причем это заявление он сделал в ответ на вопрос местного репортера, задавшего его в контексте недавней медийной компании против ношения головных платков ученицами Ставропольских школ. Головной платок был назван отличительным религиозным признаком, ведущим к конфликту.

По словам Мамсурова, ношение мусульманского головного платка (хиджаба- Прим.ред.) является «обычаем жителей пустыни», а «тот, кто заставляет всех мусульманок ходить в хиджабах, тот просто не разбирается в вопросах религии», – заявил тогда Таймураз Мамсуров

«Возможно, имеет смысл всё проанализировать и может даже подписать какой-то указ, обязывающий все школы ввести обязательную форму», – резюмировал свой ответ Глава РСО-Алания.

С просьбой разъяснить вопрос о территориальной привязанности мусульманского головного убора к определенным регионам планеты, а также о самой роли данной одежды в жизни мусульман, сайт «Кавказская политика» обратился к известному российскому специалисту в исламском праве, доктору юридических наук, профессору Высшей школы экономики Леониду Сюкияйнену.

— Глава Северной Осетии высказался «за» школьную форму. А касаемо хиджаба сказал, что «это национальная одежда жителей пустыни, к исламу она не имеет никакого отношения». Каково Ваше мнение на этот счет?

— Хиджаб, конечно же, одежда не только «жителей пустыни», а довольно традиционная одежда мусульман и на Кавказе, и в Татарстане и Башкортостане.

Хиджаб предполагает, что посторонние взгляды не должны увидеть тела женщины, кроме лица и кистей рук. Данное одеяние не может быть облегающим, чтобы не подчеркивать особенностей фигуры.

Такого рода одеяния традиционно использовалась не только жительницами Аравии и вообще арабского мира, но и в регионах традиционного распространения ислама в России.

Я сам не первое десятилетие наблюдаю женщин, одевающихся в хиджаб в этих районах.

  • Надо отметить, что вопрос о традиции ношения хиджаба возникал уже 10 лет назад, когда татарстанские мусульманки отстояли свое право фотографироваться на паспорт в платках.
  • Относительно школьной формы, то по моим представлениям, введение ее обязательности должно быть в масштабах всей страны, а не просто одного-двух регионов.
  • — Можно ли предусмотреть в правилах ношения школьной одежды запрет на нахождение в учебном заведении в платке?

— Опыт в разных странах различный. Президент высказываясь по этому вопросу, ссылался на опыт других стран и выразил позицию российского традиционного ислама по этому поводу. Хотя и не совсем точно, но мы же не должны требовать того, чтобы президент знал все, в том числе и эти моменты. Возможно, ему кто-то рассказал недостаточно корректно о хиджабе, говоря, что, мол, в России такого не было.

Почему же не было? Было. Но, конечно, в последние годы данное явление стало получать большее распространение. Эта ситуация везде в мире, не только в России, но и в Европе, Америке, когда с исламом ассоциируются вещи сугубо национального, этнического свойства, в том числе конфликтные.

Не стоит также забывать, что Россия – светское государство и религия отделена от государства и школы.

И если для мусульман хиджаб не обязательно является подтверждением религиозной принадлежности (ведь женщина, не носящая такую форму одежды не считается вышедшей из ислама), то для окружающего населения, хиджаб – именно исламская одежда. То есть он воспринимается как религиозный признак, а не как традиция.

— Могут ли быть в отдельных российских регионах одни школьные правила, которые допускают ношение платков, а в других – нет?

— Эту задачу надо решать предварительно изучив насколько российское законодательство позволяет так делать. Возможно, данные вопросы могут решаться на уровне субъектов федерации, а не на общефедеральном уровне.

Опыт Европы вряд ли нам подойдет. Там нет такого большого разнообразия, даже в федеративных государствах, типа Германии. В большинстве европейских стран нет регионов исторического проживания мусульманских народов, в основе своей они приезжие, хотя уже и во втором, третьем поколении живущие в этих странах.

Поэтому на сегодня вопрос открыт. Пока нет общих правил, было бы неплохо, чтобы управленческие структуры в сфере образования и руководство школ в спокойной обстановке нашли бы общий язык с местными жителями и пришли бы к компромиссу, особенно если речь идет о каком-нибудь небольшом населенном пункте.

По моему мнению, не нужно упрекать друг друга, давить. Необходимо находить общую позицию. При этом, не надо забывать, что найдутся и другие вопросы. Например, о раздельных уроках физкультуры и т.п.

Клубок таких вопросов при отсутствии нормативного регулирования должны решаться путем размеренного диалога.

Между тем, даже если брать европейский опыт правовой, то у каждого государства он свой. И во Франции с запретом ношения хиджаба в школе – он самый крайний.

-Каким образом мусульманскому сообществу на Кавказе, да и вообще в России, найти удовлетворяющее все стороны решение?

— Можно посоветовать мусульманам: не педалировать, не «напирать» на тему ношения хиджабов в школе, употребляя жесткие выражения, а более спокойно обсудить этот вопрос.

В частности, предложить изучить на серьезном научном уровне: почему для мусульманок столь важен хиджаб? Есть ли в шариате илля (мотив) принятия данной формы одежды? А какая может быть проблема в сельской школе, где люди все знают друг друга, у девочки, одетой скромно, но не в хиджаб?

Если мусульманское сообщество волнует данный вопрос, отчего бы не объявить гранты на то, чтобы досконально изучив его, предложить решение.

Нужно помнить, что мусульмане в целом – меньшинство в России. И дабы мусульман российское общество воспринимало толерантно и с пониманием, то нужно отстаивать позицию разумным образом. А если в результате жесткого напора, наоборот, усилится враждебность, то зачем и кому это нужно?

Беседовал Рустам Джалилов

Источник: http://www.ansar.ru/person/hidzhab-eto-tradicionnaya-odezhda-rossijskih-musulman

Рустам Батыр: «Что лучше: путана в хиджабе или целомудренная женщина без платка?»

Мусульманки одного из вузов Казани требуют отменить запрет на ношение головных уборов

1 февраля отмечается Всемирный день мусульманского платка, который в последнее время из обычной одежды превратился в настоящее яблоко раздора. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», первый заместитель муфтия РТ Рустам Батыр предлагает начать честный разговор «без купюр» на эту животрепещущую тему.

Светский принцип государства, считает он, не является препятствием для ношения хиджаба в государственных учреждениях. Однако, по мнению заместителя муфтия РТ, это не повод оправдывать вызывающее поведение девушек в платках, которое они себе порой позволяют.

Только через взаимное желание услышать друг друга религиозные и атеистические круги нашего общества смогут преодолеть наметившийся между ними раскол.

ВСЕМИРНЫЙ ФЛЕШМОБ

В Международный день хиджаба мусульмане разных стран проводят оригинальный флешмоб, предложенный два года назад жительницей Нью-Йорка Назмой Хан. Всем желающим предлагают провести один день в хиджабе, прикрывая свое тело от взоров посторонних мужчин.

Многим такая затея нравится.

В Казани союз мусульманок РТ 1 февраля организует уникальное шоу, наподобие телевизионного «Модного приговора», в котором представительницам прекрасного пола будут подбираться хиджабные варианты разных стилей одежды (делового, свадебного, спортивного, домашнего и вечернего).

Арабское слово «хиджаб» многих путает, ведь у него на самом деле есть два значения. Так, в энциклопедическом словаре «Ислам» отечественной академии наук еще времен СССР сказано, что хиджаб — это «чадра, паранджа, покрывало, накидка, надеваемая женщиной-мусульманкой при выходе на улицу и скрывающая лицо и фигуру».

Данное издание 1991 года является последним академическим словарем, фиксирующим существующие достижения исламоведческой науки. Поэтому, говоря формально, с научной точки зрения, хиджаб — это одежда мусульманской женщины, скрывающая не только ее фигуру, но и лицо.

Видимо, поэтому с подсказки своих спичрайтеров и советников президент нашей страны Владимир Путин как-то сказал: «В нашей культуре — а когда я говорю о нашей культуре, я имею в виду традиционный ислам — никаких хиджабов то нет». И это действительно так.

Для российских мусульман ношение хиджаба, в смысле паранджи, закрывающей лицо, крайне не характерно. Это не наша традиция.

Однако за последние годы значение хиджаба трансформировалось. Теперь под ним мусульмане понимают, как правило, целомудренную, скромную одежду, скрывающую все тело женщины, в том числ и волосы, но оставляющую открытым ее лицо.

Покрытие же лица, что имеет распространение у некоторых зарубежных мусульманских народов, в наши дни именуется словом «никаб». Стоит полагать, что следующий словарь отечественной академии наук, посвященный исламу, уже отразит данную трансформацию.

Во втором значении термин «хиджаб» употребляется и в рамках настоящего поста.

«НОСИ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПО ДУШЕ!»

Глобальный смысл проводимой акции — научиться слышать друг друга, посмотреть на мир глазами своих оппонентов и через этот опыт проживания, возможно, переосмыслить свое отношение к хиджабу. Ведь, как известно, хиджаб — это единственный вид одежды, который вызывает жаркие споры в нашем обществе.

Ни мини-юбки, ни пляжные бикини, ни панковские косухи — ничто так не волнует определенную часть россиян, как мусульманские покровы целомудрия, которые под разными предлогами определенные общественные деятели мечтают снять с верующих женщин.

Лично у меня в данной связи всегда вызывало удивление две вещи.

С одной стороны, это надменное стремление одних определять стиль жизни для других.

Почему кто-то считает, что он имеет право указывать другому человеку, как тот должен одеваться и строить свою жизнь? Если кому-то не нравится бандана, бейсболка или платок, то пусть не надевает это. Пусть носит то, что близко его душе.

Но нет! Всегда находятся те, кто убежден, что все остальные должны одеваться так, как он считает для них приемлемым. С такими взглядами мы никогда не построим общество свободных людей.

С другой стороны, не меньше удивляет и нежелание некоторых мусульманок понять, почему в обществе именно они вызывают негативное отношение к себе.

Читайте также:  Красная нить на запястье: почему православным её запрещено носить

Многие люди хорошо относятся к исламу, к мусульманской культуре, но как только разговор заходит о хиджабах, их отношение резко меняется на противоположное. «Платочниц» (возник уже и такой термин) в нашем обществе жалуют далеко не все.

Почему так происходит? Молодые мусульманки, как правило, над такими вещами не задумываются. А если и задумываются, то винят в этом кого угодно, но только не себя.

Давайте попробуем честно, «без купюр» разобраться в ошибках обеих сторон.

«СВЕТСКОСТЬ НЕ НА ГОЛОВЕ, А ВНУТРИ НЕЕ»

Противники религии находят в хиджабах несоответствие нормам светского общества. Но в чем на самом деле суть светского государства? По большому счету в двух вещах.

В равноправии всех граждан (вне зависимости от их религиозных убеждений) и в принятии решений на рациональной основе, а не на основе цитат из Библии, Корана или других религиозных источников.

И если мы в светском обществе провозглашаем право каждого самому решать, какую одежду ему носить, то ссылки на светскость в данном контексте в корне неприемлемы, ибо противоречат самой сути светского подхода. Светский — значит конфессионально нейтральный.

Стремление же запретить людям носить хиджаб — это как раз антисветский подход, ибо предполагает религиозную ангажированность. Светским подходом в данном вопросе следует считать многовариативность одежды, допускаемую в обществе, признание за каждым без исключения права одеваться так, как он сам считает для себя нужным.

Светскость абсолютно не имеет отношения к тому, что человек носит или не носит на своей голове. Почему? Да потому, что головной убор — это вопрос личного характера. А светскость затрагивает публичное пространство. Вот если платок с головы перетекает внутрь нее, т.е.

если чиновник начинает принимать общественно значимые решения, руководствуясь не рациональными соображениями и общими интересами, а своими личными религиозными убеждениями, тогда мы и можем говорить о нарушении светского принципа.

То, каким образом принимаются решения, вот к чему должно быть приковано внимание всех нас, всех тех, кто стоит на страже светского государства. А что при этом одето на чиновнике — хиджаб, рваные джинсы, или галстук в горошек — не должно по большому счету нас волновать.

Если же человек вообще не участвует в принятии государственных решений, то до его одежды нам тем более не должно быть дела. И все же многие считают, что общественное пространство должно быть полностью зачищено от хиджабов, ибо они являют собой атрибуты религии.

НЕСТЕРИЛЬНАЯ СВЕТСКОСТЬ

Понимание светскости как пространства стерильного от любых религиозных проявлений — крайне ограниченное видение социальной действительности.

Историческое прошлое наших народов растворило религию в современной светской культуре настолько, что сделало ее неотъемлемой частью нашей жизни. Религия неразрывно связана с ней. По крайней мере на сегодняшний день.

Почему противники хиджабов выступают только против женского платка? Ведь по их логике надо тогда бороться и с бородой, как в свое время это делал Петр I.

В исламе, например, борода признается традицией Пророка, а в православии брадобритие, насколько я знаю, некоторыми богословами приравнивается к содомскому греху.

Другими словами многие люди, в том числе и чиновники, носят бороду исключительно по религиозным соображениям. Борода для верующих — это, так сказать, мужской вариант хиджаба.

Почему в таком случае не пытаться ограничить наших граждан и в этом? Разницы, по сути, здесь нет никакой. Однако борода в госучреждениях почему-то никого не возмущает, хотя ее носят и попы, и муллы.

Столь избирательный подход в неприятии исключительно мусульманских платков на первый взгляд кажется странным. Однако подлинная причина этого кроется не в том, что платки несовместимы со светскими принципами, а в том, что данное отторжение вызывают порой женщины, их надевающие. Причина на самом деле здесь психологическая, а не юридическая. Мусульманкам стоит над этим призадуматься.

«ЭТО ОДНО, А ЭТО ДРУГОЕ»

Не секрет, что очень часто девушки в платках вызывают негатив лишь потому, что хорошо знают о своих правах, но не признают при этом за собой никаких ответных обязательств. Ведут себя так, будто все им все должны, а они сами — никому ничего. Нередки случаи и их пренебрежительного и даже агрессивного отношения к тем, кто не носит платки.

Я сам не раз из их уст слышал рассуждения о том, что для женщины существуют лишь две альтернативы: либо хиджаб, либо беспутство. Они почему-то высокомерно считают себя особенными и лишь потому, что сподобились надеть платок, а всех остальных женщин, не носящих хиджаб, — автоматически порочным и развратными.

Все это очень далеко от реального положения вещей.

Приведу один пример. Незадолго до войны мне посчастливилось побывать в Сирии. В целом это очень религиозная страна, про столицу которой — Дамаск — говорят, что в ней «между мечетью и мечетью стоит еще одна мечеть». Там их действительно очень много.

При этом мы жили в районе, который даже на столь благоприятном фоне выделялся и назывался «Столпом веры» (рукн ад-дин), в атмосфере абсолютного религиозного благочестия и духовности. И вот однажды мы с друзьями решили съездить в соседний Ливан, куда добираться — всего несколько часов на машине.

На обратном пути к нам в такси сел попутчик, чья жизнь резко контрастировала с той религиозной атмосферой, в который мы пребывали все последние дни. К нашему изумлению, он оказался тем еще ловеласом и всю дорогу нам рассказывал про свои обильные любовные похождения.

Кульминацией его рассказов стал случай, который оказался шоком не только для нас, но и для него самого.

Как-то наш новый знакомый решил в Дамаске прибегнуть к услугам жриц любви. Будучи человеком опытным в подобных делах, он со знанием дела отправился на известную по этой части улицу, где похотливые мужчины могли без труда найти для себя все желаемое.

И когда к нему вышла так сказать старшая в группе представительниц древнейшей профессии, даже этот видавший виды развратник был потрясен до глубины души. Она вышла к нему предлагать услуги своих подопечных в длинном широком платье и платке.

«Ладно я, пропащий человек, — сокрушался наш случайный попутчик, — но как можно совмещать несовместимое!» «Это одно, а это совершенно другое», — невозмутимо ответила ему сутенерша, поочередно указывая на свое облачение и на девушек легкого поведения.

Раздосадованный сластолюбец ушел прочь ни с чем, так и не сумев преодолеть своего отвращения.

МАСКА БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ

Среди российских и татарстанских девушек, носящих хиджаб, увы, также случаются случаи недостойного поведения. В религиозной среде подобные примеры хорошо известны. Другими словами, хиджаб сам по себе — это не гарантия благочестия.

Дело не в платке, а в самом человеке.

Нашим самовлюбленным сестрам по вере, абсолютизирующим хиджаб, в данной связи можно задать вопрос, который многое ставит на свои места: «Что лучше: путана в хиджабе или целомудренная женщина без платка?»

Мусульманские богословы уже давно нашли ответ на этот вопрос. Не случайно они различают хиджаб на внешний и внутренний. Внешний хиджаб сам по себе — только фантик, значимость которого определяется лишь «начинкой» — хиджабом внутренним, т.е. совокупностью тех нравственных качеств, которыми должна обладать по-настоящему набожная женщина.

Но именно этого зачастую и нет у некоторых девушек, надевших платок. Иногда вообще складывается впечатление, что хиджабом подобные девицы пытаются на самом деле спрятать серьезные изъяны в своем нравственном облике. Хиджаб в их исполнении словно маска, которая скрывает под собой не утонченные интеллигентные натуры, а грубых и неотесанных баб.

Увы, но подобные барышни не понимают таких элементарных вещей. Они порой ведут себя так, будто все остальные люди не стоят и одной нитки из их разноцветных шелковых платков. На какую ответную реакцию людей они в таком случае рассчитывают?

Именно от таких воительниц в платках страдают настоящие верующие мусульманки — те, кто всей душой принял Бога, кто не превращает свою религиозность в вызов обществу, кто стремится стать лучше, но не за счет принижения других.

Таких мусульманок очень много. Их абсолютное большинство. Однако они становятся заложницами незначительной, но активно кричащей о себе группы своих единоверцев.

А ведь, как известно, даже мизерная ложка дегтя порой может испортить доброе восприятие и целой бочки прекрасного меда.

ПРИМЕРЫ ИСЛАМФОБИИ

Как следствие всего выше сказанного — неверного понимания светскости и заносчивого поведения «платочниц» — в Татарстане мы периодически получаем сигналы, что хиджаб из просто одежды превращается в какое-то яблоко раздора.

Так, некоторые практикующие мусульманки нашей республики жалуются, что отдельные работодатели не принимают их на работу только по одной причине — ношение платка.

К сожалению, проверить, соответствует это действительности или платок лишь используется неудачливыми соискателями рабочих мест как повод оправдать свою профессиональную несостоятельность, не представляется возможным. Я полагаю, что отдельные случаи дискриминации практикующих мусульманок в их трудовых правах имеют место быть.

Правда, доказать это документально невозможно, ибо платок никогда не указывается в качестве основания для отказа в трудоустройстве, что означало бы грубейшее нарушение российского законодательства. При этом многие девушки в платках успешно работают в разных учреждениях и организациях нашей республики. Все зависит от личной позиции руководителя и от самой девушки, а не только от норм закона.

Случаются исламофобские проявления и в некоторых учебных заведениях республики. Так, на днях академия социального образования в Казани приняла положения о внешнем виде своих студентов, согласно которым отныне им запрещается появляться в стенах вуза в шапках, кепках, бейсболках и платках. Конечно же, документ направлен в первую очередь против последнего.

Именно поэтому руководство вуза вызывало на этой неделе к себе в кабинет не любителей бейсболок и кепок из числа своих студентов, а исключительно мусульманок, обучающихся в академии, и пригрозило им, что, в случае если они не снимут платки, их с 1 февраля перестанут пускать на занятия.

Об этом студентки написали мне как члену Общественной палаты РТ в своем заявлении.

В телефонном разговоре руководство учебного заведения пояснило, что документ был разработан в ответ на требование прокурора РТ принять меры о недопущении в учебных заведениях пропаганды религиозной розни и чьего-либо превосходства.

При этом они честно признались, что воспринимают ношение платка как инструмент разжигания межрелигиозной вражды, ибо он, по их мнению, проповедует неполноценность остальных людей. Странное, на мой взгляд, восприятие действительности и вполне справедливых требований прокурора.

Каким образом личная одежда может быть проповедью чьей-то исключительности или неполноценности? Если кто-то носит галстук, то что, он теперь проповедник превосходства западной цивилизации над остальными культурами? А борода у верующего, стало быть, есть проповедь превосходства православия или ислама над остальными конфессиями?

Впрочем, нельзя исключать и того, что принятые вузом положения стали реакцией не столько на сам платок, сколько на вызывающее поведение студенток, его надевающих.

А может, все дело здесь вообще в другом — в том исламофобском фоне, которые активно формируют некоторые СМИ, сея в людях неосознанный страх перед любым проявлением мусульманской религиозности.

Увы, но реальность такова, что сегодня от мусульманок в платках ждут какой-то террористической угрозы.

«НАРОД ПЛОХОГО НЕ ПОСОВЕТУЕТ»

Всемирный день хиджаба — хороший повод навести мосты между разными кругами нашего общества. На мой взгляд, каждый из нас должен как аксиому осознать и принять очевидную истину о том, что все люди равны. Все мы слеплены из одного теста.

Отказаться от эксклюзивизма, религиозного или атеистического, — серьезное испытание для многих.

Но если мы не найдем в себе сил для этого внутреннего прорыва, то несомненно усугубим раскол в нашей стране и вместо совместного созидательного труда будем тиражировать социальную напряженность и саморазрушение общества.

В этом контексте абсолютно каждому из нас без исключения полезно вспомнить народную мудрость, призывающую не искать бревна в чужом глазу, но начать с соринки в своем собственном. Народ у нас мудрый. Плохого не посоветует.

Рустам Батыр, первый заместитель муфтия РТ, член Общественной палаты РТ

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/96438

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector